Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Северное Возрождение и его особенности

При написании данного эссе хотелось разобраться и ответить на вопрос: «Почему период Северного Возрождения является столь важным для развития дальнейшей культуры народов Европы»?

Прежде всего, необходимо отметить, что термин «Северное Возрождение» используется для описания эпохи Возрождения в германоязычных странах, или более обобщающе — во всей Европе, кроме Италии, к северу от Альп.

Духовное пробуждение Европы, которое началось в конце XII века, было следствием подъема средневековой городской культуры и выразилось в новых формах деятельности — интеллектуальной и культурной. В частности — расцвет схоластической науки, пробуждение интереса к античности, проявление самосознания личности в религиозной и светской сфере, в искусстве — готический стиль.

Этот процесс духовного пробуждения шел двумя путями (из-за социально-экономических, национальных и культурных особенностей):

- развитие элементов светского гуманистического мировоззрения;

- развитие идей религиозного «обновления».

Оба эти течения нередко соприкасались и сливались, но по сути все же выступали как антагонисты. По первому пути пошла Италия, по второму — Северная Европа, пока еще — с формами зрелой готики, с её общим спиритуалистическим настроем и натурализмом деталей.

Возрождение стало отправной точкой гуманистического развития, духовного переосмысления античности и религиозных преобразований. В отличие от Италии, в странах Северного Возрождения главенствующую роль играло именно религиозное обновление. Наиболее ярко Северное Возрождение проявилось в период Реформации, широкого религиозно-идеологического и социально-политического движения, направленного на обновление католической формы христианской религии. Сущность которой заключалась в становлении культуры поднимающей раннебуржуазное общество, преодолении средневекового мировоззрения. Недовольство католической церковью приняло форму протестантизма. Протестантизм стал новым вариантом христианского вероисповедания, возникшим в результате Реформации. В основе протестантизма лежало учение М. Лютера, согласно которому католическая церковь объявлялась отошедшей от идеалов раннего христианства. Библия была провозглашена единственным источником вероучения. В Реформации была заложена идея секуляризации - освобождение от церковного влияния в повседневной жизни.

Помимо этого, Северное Возрождение проявило себя в архитектуре, живописи, литературе, философии и науке, однако наиболее выдающие достижения этой эпохи относятся к живописи. Среди крупнейших живописцев можно назвать голландцев и фламандцев Яна ван Эйка, Гуго ван дер Гуса, Рогира ван дер Вейдена, Ганса Мемлинга, Иеронима Босха и Питера Брейгеля. В Германии представителями ренессансных течений стали Альбрехт Дюрер, Лукас Кранах Старший и Ганс Гольбейн, во Франции — Жан и Франсуа Клуэ, Жан Фуке, династия Дюмустье.

Северное Возрождение затронуло многие страны и выразилось в самых разных формах. Так, во Франции творил Франсуа Рабле, великий писатель-гуманист, врач и ботаник. В романе «Гаргантюа и Пантагрюэль», насыщенном народным фольклором и юмором, Рабле касается вопросов просвещения и гуманизма, противостоящих темной средневековой морали.

В Англии главной фигурой этой эпохи стал великий Уильям Шекспир, чьи трагедии, комедии и сонеты оказали ключевое влияние на развитие всей европейской драматургии. В Испании творил Сервантес, автор знаменитого рыцарского романа «Дон Кихот Ламанчский».

Таким образом, специфика исторической эволюции в период Северного Возрождения в различных регионах Европы не затушевывала общность духовного развития на континенте. В эпоху Возрождения формируется единый, европейский тип культуры и именно в этом заключается важность и значимость данного периода для дальнейшего развития.