Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Религия, философия и наука

Как показывает история, философия, наука и религия идут вместе по всему пути человеческой цивилизации. С момента появления первого мыслящего человека, каждая их этих сфер начала свой путь развития. Взять, например, наскальные рисунки. С одной стороны – это попытка передать эмоции, чувства человека и его взгляд на мир. С другой – это технологический скачок, который позволил передавать информацию между поколениями новым способом. А также это попытка понять себя, осознать этот мир.

Религия, философия, наука являются тремя основными движущими силами человеческой цивилизации, которая всегда устремлена к одной цели -- поиску совершенного блага человека. Великие люди своей эпохи не раз взаимодействовали и расширяли области знаний в науке, философии и религии.

Верования в сверхъестественное, еще не являющееся религией в ее чистом виде, каким мы его знаем, появились задолго до научных знаний или писаний. Первобытный человек был человеком действия, поскольку выживание всей семьи зависело от постоянных и решительных действий, поэтому он не мог пассивно ждать помощи духов, но пытался заставить их действовать как можно быстрее. Наука в древности характеризует нерасчлененностью знания. Знанием чаще всего становилось умение. Это желание породило особую форму первобытной религии: магию. В этом смысле магия ближе к науке, чем к религии, поскольку именно наука определенно нацелена на преобразование мира, хотя, конечно, магия основана на ложных представлениях о законах природы и сущности человека.

Философия представляет собой «особую форму познания мира, вырабатывающую систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех ее основных проявлениях. Она выступает как наука о поиске и понимании первопричин, начал и оснований всего сущего.

У религии и философии общий объект познания, но разные обоснования и понимания истины: в религии истинное знание уже есть, а философия стремится к новому знанию. Выступая как различные формы мировоззрения, обе категории воссоздают свою картину мира, и определяют свою систему духовных ценностей. Таким образом, сущность философии можно определить, как создание рациональной картины и места человека в нем.

В период Средневековья ключевыми становятся вопросы, связанные с взаимоотношениями философии и христианства. Религия отстаивала точку зрения о том, что истинное знание принадлежит Богу, а философия посредством патристики не признает истину как таковую, а только истину Откровения. Отношения философии и религии в этот исторический период носят неоднозначный характер: вера не будет полной без рационального подкрепления и логических доказательств.

В XI появляется схоластическая философия, которая пытается осмыслить и прокомментировать опыт постижения человеком мира и Бога, что привело к приоритету разума над религией и стало началом разъединения философского и религиозного знаний. Преобладание разума, привело к противодействию религии, выразившемуся в идее превосходства веры. И в XIII веке католичество признает полное разделение религии и философии.

В эпоху Возрождения идеалом становится светское знание, философия признается единственным источником истины, в частности Мишель Монтене представляет философское знание как отдельное от религиозного, а Джордано Бруно категорически исключал вмешательство религии в истину науки и философии. К началу Нового времени философия полностью заняла научную нишу по постижению мира.

Именно триединство: религия, философия и наука способно создать новое глобальное мировоззрение человечества, которое будет рождать человека, стремящегося жить в гармонии с собой и окружающим миром. Несомненно, что религия и философия – взаимосвязанные и неразрывные сферы духовной жизни человечества, с его стремлением к познанию мира, Вселенной, самого себя. Восстановление духовной культуры человечества должно начинаться с получения знаний о высшем мире, бессмертии души, любви к мудрости. Это возможно только при гармонии таких величин как религия и философия, которые формируют человеческую картину мира и являются неразрывными формами общественного сознания.