Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Реформация: выдающиеся деятели и их вклад в развитие протестантизма

Информацией называют период с 16 до начала или половины 17в.в Западной и центральной Европе, когда происходило движение за реформу католической церкви.

Реформация стала закономерным следствием процессов, происходивших в Европе после эпохи Возрождения: индустриализации и желания самоопределения народов, а также стяжательства, поборов и аморального поведения самих представителей церкви, которая тогда была наднациональным институтом и ограничивала многие, если не все, права и свободы.

К выдающимся деятелям реформации относят стоявших у истоков протестантизма Мартина Лютера(Германия), Ульриха Цвингли(Швейцария) и их последователей Жана Кальвина(Франция), Томаса Мюнцера(Германия)и Джона Нокса(Шотландия).

Мартин Лютер получил типичное средневековое воспитание, занимался в университете философией и диалектикой, близко дружил с гуманистами. Обуреваемый страхом Божественной кары за грехи, он ушёл в монастырь и стал священником; был одержим вопросом прощения грехов.

Уильям Цвингли был современником Лютера, гуманистом и поклонником Платона. Рационадистом.

М.Лютер выдвинул идею о том, что между раскатвающимся грешником и Богом третий лишний. И индульгенция—воровство. Вывел, аргументировал и обосновал 95 тезисов, которые в 1517г. прикрепил к дверям церкви. Понятно, что как результат его неё отлучили; он основал свою ветвь христианства –протестантизм, направление—лютеранство; настаивал на дословной трактовке Евангелия.

У.Цвингли, в отличие от М.Лютера, не был мистиком. Проповедовать начал в Цюрихе в 1516г., также изложив своё учение в тезисах.

Смысл которых: единственный источник веры – Евангелие, Церковь есть совокупность всех лиц общины, а не одного только духовенства. Настаивал на упрощении богослужения, отвергал таинственности причащения. И Лютер, и Цвингли признавали оправдание пос,средством веры. Лютер порицал рационализм Цвингли и даже сомневался в его спасении. И пошёл ещё дальше, обсудив разум как «блудницу дьявола».

В результате деятельности Цвингли, отстоявшему особенности своей проповеди, в швейцарской реформации не господствовал один лишь лютеранский протестантизм, но и был заложен фундамент для реформаторского протестантизма, который впоследствии развил Кальвин.

Томас Мюнцер был за радикальное направление в протестантизме. Некоторое время, до 1520г., был соратником Лютера.

Оба увлекались христианской мистикой.

Но Лютер ратовал да изменение духовности общества, а Мюнцер был практикой и призывал к активной перестройке классового общества:«Каждый простолюдин имеет право личного священства, почему тогда простолюдины угнетённые и властью церкви, и властью князей?»

Т.Мюнцер организовал вооружённый мятеж в Тюрингии (Германия), который жестоко подавили, и был убит с десятками тысяч крестьян. Авторитет реформации оказался чрезвычайно подорван.

Жан Кальвин был на 26 лет моложе Лютера. Перешёл в протестантизм в результате размышлений, анализа и систематизации. Переехал из Франции в Базель, потом в Женеву.

У Кальвина – своя, совершенно одиозная трактовка свободы воли. Т.е. по Кальвину, ее нет. И Бог сам по своему произволу решает, помиловать человека за грехи, показав своё милосердие, или наказать, показывая свою справедливость. Но так как человек не знает, что ему изготовлено, то не должен грешить.

Таким образом, в отличие от своих предшественников, Кальвин отрицал возможность прощения грехов за раскаяние.

Жан Кальвин добился неограниченной власти в Женеве как богослов.