Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Особенности правового регулирования брачно-семейных отношений в современной России

Брачно-семейные отношения представляют собой комплексные отношения личного неимущественного и имущественного характера, основанные на родственных связях и регулируемые нормам гражданского (в широком смысле слова) права. Правовое регулирование брачно-семейных отношений имеет значительную публично-правовую составляющую. В доктрине семейное право определяют как конгломерат частных и публичных норм.

В нормативных актах большинства государств отсутствует законодательное определение брака, и его правовые проблемы до конца не урегулированы ни в законах, ни в доктрине. Практически общепризнано, что брак - это юридически оформленный добровольный союз мужчины и женщины, направленный на создание семьи и совместное сожительство с ведением общего хозяйства.

Сразу же следует оговориться, что такое определение брака соответствует праву далеко не всех государств (например, тех государств, законодательство которых допускает однополые или полигамные браки).

В современной доктрине права и судебной практике брак определяется как брак-договор, брак-статус или брак-партнерство. Наиболее распространенной является точка зрения, что брак - это договор, гражданско-правовая сделка, порождающая личные и имущественные права и обязанности супругов.

Международный характер отношений проявляется тогда, когда иностранное лицо заключает брак на территории РФ или когда отношения между российскими гражданами складываются за пределами России.

Характеризуя брачно-семейные отношения, нужно отметить такой признак, как преобладание в каждом государстве правовых норм, имеющих свои исторические и религиозные корни, наличие обычаев, традиций, правил вежливости, нравственных, моральных и бытовых норм (те социальные регуляторы, которые отражают специфику каждой народности и определенной общности людей).

Это обстоятельство и является препятствием для унификации материальных и коллизионных норм в семейном праве.

Коллизии в правовом регулировании семейно-брачных отношений проявляются не только в правовых системах государств, где господствуют разные религии, но и в государствах с одинаковым вероисповеданием и правовыми системами одной «семьи».

Различия проявляются практически во всех институтах семейного права. Например, в законодательстве большинства государств предусмотрены нормы, определяющие материальные условия для лиц, вступающих в брак, но содержание этих условий в законодательстве каждого государства имеет особенности.

В РФ, например, условиями для заключения брака являются взаимное добровольное согласие мужчины и женщины и достижение ими брачного возраста (18 лет). В других государствах может быть установлен более низкий (более высокий) возрастной ценз.

В законодательстве некоторых государств (например, мусульманских) можно встретить следующие условия: учет разницы в возрасте между женихом и невестой, истечение определенного срока после смерти супруга для регистрации нового брака и другое. Что касается РФ, то помимо выше перечисленных условий в СК РФ имеется специальная статья, закрепляющая обстоятельства, препятствующие заключению брака (статья 14 Семейного Кодекса РФ). В их числе отсутствует необходимость получения согласия родителей, что является необходимым условием для регистрации брака во Франции в случае, если желающие вступить в брак не достигли 21 года.

Существование в брачно-семейной области «хромающих отношений» неразрывно связано и обусловлено коллизионной проблемой, которую трудно решить. Но в семейном праве государства предпринимали и предпринимают попытки унифицировать отдельные институты. Например, принятие в 1902-1905 гг., серии Гаагских конвенций: о браке, разводе и судебном разлучении супругов, о личных и имущественных отношениях между супругами. Сам факт появления в начале XX столетия данных конвенций имел огромное значение.

Затем появились другие Гаагские конвенции:

- о законе, применимом к алиментным обязательствам в пользу детей, 1956 г.;

- о признании и исполнении решений по делам об алиментных обязательствах в отношении детей 1958 г.;

- о юрисдикции и применимом праве в отношении защиты несовершеннолетних 1961 г.;

- о признании разводов и решений о судебном разлучении супругов 1970 г.;

- о праве, применимом к алиментным обязательствам, 1973 г.;

- о праве, применимом к режимам собственности супругов, 1978 г.

Универсальная унификация не стала эффективным регулятором брачно-семейных отношений международного характера, а результативнее оказалась региональная унификация. Одной из первых стала унификация стран Латинской Америки, завершившаяся принятием в 1928 г.

Кодекса Бустаманте (унификации коллизионного права). Вопросам семейного права в нем посвящены специальные главы.

Между государствами - членами СНГ унификация коллизионных норм семейного права была осуществлена в результате принятия в 1993 году Конвенции о правовой помощи и правоотношениях по гражданским, семейным и уголовным делам.

Излишне сравнивать количество международных материальных и коллизионных норм, принятых в области брачно-семейных отношений. Унификация семейного права ограничивается в основном созданием коллизионных норм. Материальных международных норм в области брачно-семейных отношений принято мало.

В 1980-1990 гг., были приняты следующие конвенции: Конвенция о гражданских аспектах международного похищения детей 1980 г., Конвенция о правах ребенка 1989 г., Конвенция о защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления 1993 г.

Первые две из выше перечисленных рассматриваются при изучении подотрасли международного публичного права «Права человека».

То есть из-за тесного переплетения публичных и частных отношений четкой дифференциации конвенций на источники международного публичного и МЧП не существует.

Анализ «публичных» конвенций показывает, что в них наряду с международными стандартами, относящимися к публично-правовым предписаниям, содержатся нормы, регулирующие гражданские правоотношения.

Например, в Конвенции о правах ребенка 1989 г., имеются нормы, относящиеся к личным неимущественным отношениям: положения, закрепляющие право ребенка на имя с момента его рождения, неимущественное право знать своих родителей.

Что касается участия РФ в унификации семейного права, то помимо Конвенции стран СНГ 1993 г., и принятого Протокола к этой Конвенции 1997 г., РФ является участницей около 20 двусторонних международных договоров о правовой помощи, в которых имеются разделы, регулирующие брачно-семейные отношения международного характера.

В отличие от заключения брака коллизионные нормы расторжения брака претерпели значительно меньше изменений. Так, в пункте 1 статьи 160 СК содержится положение о том, что расторжение брака между гражданами России и иностранными гражданами на территории РФ производится в соответствии с российским законодательством.

В случае, когда по российскому законодательству брак может быть расторгнут в органах ЗАГСа (при взаимном согласии супругов, не имеющих несовершеннолетних детей), то на территории иностранного государства это можно сделать в дипломатическом представительстве или консульском учреждении РФ.

Расторжение брака за пределами России между гражданами РФ, гражданами РФ и иностранными гражданами или лицами без гражданства будет признаваться действительным при соблюдении следующих условий: соблюдение законодательства соответствующего иностранного государства о компетенции органов, принимавших решение о расторжении брака, и подлежащем применению праве.

Специальные правила расторжения браков установлены в международных двухсторонних договорах РФ о правовой помощи (с Болгарией, Венгрией, Вьетнамом, Польшей, Чехией):

1. Развод производится органами того государства, гражданами которого являются супруги;

2. Проживающие в одном государстве граждане другого государства могут возбудить дело о разводе в суде по месту жительства;

3. При расторжении брака применяется закон гражданства супругов;

4. Если супруги не имеют общего гражданства и проживают на территории разных стран, дело о разводе может быть возбуждено в суде любого государства, и каждый суд будет применять своё собственное право.

Порядок расторжения иностранных и «смешанных» браков определён в консульских конвенциях и национальном законодательстве. В большинстве государств признаётся расторжение браков, произведённых за границей. Расторжение брака регулируется правом, которое определяет общие последствия брака в момент возбуждения бракоразводного процесса. В принципе статут развода следует статуту общих последствий брака. Основная коллизионная привязка при разрешении вопросов развода - закон места расторжения брака, субсидиарные - личный закон супругов и закон суда. Законодательство европейских государств не признаёт действительность «частных разводов внутри страны» (разводы по сделке, особенно разводы «талак» по исламскому праву).

В российском семейном законодательстве предусмотрена норма, позволяющая гражданам РФ, проживающим за границей, расторгнуть брак в суде РФ независимо от гражданства своего супруга. Проблемой в данном случае является выбор территориальной подсудности. Признание в России иностранных решений о расторжении брака означает, что иностранные решения обладают такой же юридической силой, как и аналогичные решения, вынесенные компетентными органами РФ. Наличие иностранного решения о расторжении брака, которое вступило в законную силу, является достаточным основанием для того, чтобы считать супругов разведенными, и не требуется юридического подтверждения этого решения со стороны соответствующих российских органов. В российском законодательстве не содержится норм, регламентирующих специальную процедуру, связанную с признанием иностранного решения. В случае если заинтересованное лицо возражает против признания такого решения, то вопрос решается в судебном порядке на основании поданного заявления и в соответствии с ГПК РФ. Также положения, касающиеся расторжения брака, содержатся и в Конвенции стран СНГ 1993 года. Решение о расторжении брака признается при соблюдении следующих условий:

- учреждения юстиции запрашиваемого государства ранее не принимали решения;

- дело согласно нормам Конвенции, не относится к исключительной компетенции учреждений юстиции этого государства.

В европейских государствах существует аналогичный разводу, но юридически иной способ прекращения брачно-семейных отношений - по просьбе сторон суд выносит решение о сепарации (судебном разлучении) супругов. Брак не прекращается, но супруги получают право раздельного проживания. Основное отличие от развода - в случае смерти одного из супругов другой сохраняет наследственные права.

Заключение

В семейных отношениях в максимальной степени проявляется взаимосвязь с национальными традициями, религией, бытовыми и этническими обычаями, а потому семейное право разных стран принципиально отличается и практически не поддается унификации.

Все это вызывает серьезные коллизии законов в области брачно-семейного права. законодательный брачный право

Вопросы, касающиеся брачно-семейных отношений, занимают в доктрине и практике международного частного права особое место. Нормы, регулирующие семейные отношения, настолько тесно связаны с господствующими в стране моралью, религией, основными принципами жизни, что их применение зачастую зависит от существующего в данной стране понятия публичного порядка.

Унификация законодательства в этой сфере международного частного права наиболее трудно осуществима.

Изучив в данной работе особенности правового регулирования брачно-семейных отношений международного характера можно сделать следующий вывод, что семейное законодательство Российской Федерации, в отличие от других отраслей российского права, в полном объеме и без ущерба для граждан Российской Федерации способно урегулировать любой вопрос, касающийся брака и развода с участием иностранных граждан и лиц без гражданства.