Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Мой аттестат на древнем носителе

Хранение информации всегда было важной задачей для общества. Ведь от сохранности данных, опыта предыдущих поколений, по сути, зависит дальнейшее развитие человечества. Именно поэтому данная проблема всегда будет актуальной и требующей подробного рассмотрения. Целью исследования является то, какие трансформации претерпели виды хранения информации и как это влияло на развитие цивилизации. Мы разберем понятие природного носителя информации в целом и рассмотрим возможные способы использования естественных материалов как материальных носителей.

ДРЕВНЕЙШИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПИСЬМА

Как уже отмечалось, понятие документа основано на двуедин- стве информации и материального носителя. Носители оказывают большое влияние на процессы создания, передачи, хранения и использования документированной информации. В частности, для передачи информации во времени нужны долговечные носители, тогда как для ее передачи в пространстве подобного рода характеристики не имеют существенного значения.

Необходимо иметь в виду, что носитель информации и носитель документированной информации — разные понятия. Это нашло отражение и в стандартизованных определениях. Так, в соответствии с ГОСТ Р 50922-96 «Защита информации. Основные термины и определения», «носитель информации — физическое лицо или материальный объект, в том числе физическое поле, в которых информация находит свое отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов». В отличие от этого определения, согласно которому носителем информации может выступать непосредственно и сам человек, в сфере делопроизводства и архивного дела «носитель (документированной) информации: материальный объект, предназначенный для закрепления, хранения (и воспроизведения) речевой, звуковой или изобразительной информации»

Носители информации самым тесным образом связаны не только со способами и средствами документирования, но и с развитием технической мысли. Отсюда — непрерывная эволюция типов и видов материальных носителей.

Появление письменности стимулировало поиски и изобретение специальных материалов для письма. Однако на первых порах человек использовал для этой цели наиболее доступные материалы, которые можно было без особых усилий найти в окру-

половине XI века. Археологи обнаружили даже миниатюрную берестяную книжечку из двенадцати страниц размером 5x5 см, в которой двойные листы сшиты по сгибу. Подготовка бересты к процессу записи была несложной. Предварительно ее кипятили, затем соскабливали внутренний слой коры и обрезали по краям. В результате получался материал основы документа в виде ленты или прямоугольника. Грамоты сворачивались в свиток. При этом текст оказывался с наружной стороны.

На бересте писали не только в Древней Руси, но и в Центральной и Северной Европе. Обнаружены берестяные грамоты на латыни. Известен случай, когда в 1594 г. 30 пудов бересты для письма было даже продано нашей страной в Персию.

Основным материалом для письма у народов Передней Азии первоначально являлась глина, из которой изготавливались слегка выпуклые плитки. После нанесения нужной информации (в виде клинообразных знаков) сырые глиняные плитки высушивались или обжигались, а затем помещались в специальные деревянные или глиняные ящики либо в своеобразные глиняные конверты. В настоящее время в музеях мира, частных коллекциях хранится не менее 500 тыс. таких глиняных табличек, обнаруженных археологами при раскопках древних городов Ассирии, Вавилона, Шумера2. Наименее древние из числа найденных глиняных табличек относятся к 75 г. н. э.

Фотографические носители

Начиная с XIX столетия, в связи с изобретением технотронных способов и средств документирования, широкое распространение получили многие принципиально новые носители документированной информации. Исторически первыми из них были фотографические носители, появившиеся в первой половине XIX века. Это были главным образом пластинки — серебряные, бромжелатиновые, на стекле и т. д. С 1889 г. началось производство целлулоидных пленок, а в 1904 г. появились первые пластинки для цветной фотографии.

Фотоматериалы представляют собой гибкие пленки, пластинки, бумаги, ткани. По существу это — сложные полимерные системы, состоящие, как правило, из следующих слоев:

— подложка (основа) толщиной около 0,06 мм (в случае, если используется полиэтилентерефталат — лавсан), на которую наносится

— подслой (толщиной примерно 1 МКМ), а также

— светочувствительный эмульсионный слой — желатина с равномерно распределенными в ней микрокристаллами галогенида серебра (на цветных фотопленках до 0,05 мм, на фотобумагах — до 0,012 мм) и

— противоореольный слой.

Цветные фотографические носители имеют более сложное строение, поскольку содержат также сине-, желто-, зелено-, красночувствительные слои. Впервые трехслойные цветные фотоматериалы были разработаны и выпущены в 1935 г. американской фирмой «Истмен Кодак». В дальнейшем совершенствование многослойных цветных материалов продолжалось. Важное значение имели разработки 1950-х гг., явившиеся одним из качественных скачков в истории фотографии, предопределив быстрое развитие и широкое распространение цветной фотографии.

Помимо светочувствительности, важнейшими характеристиками фотографических материалов, в частности фотопленок, являются также зернистость, контрастность, цветочувствительность.

До недавних пор в научных и репродукционных целях использовались также фотопластинки, где рабочий слой наносился на прозрачную стеклянную основу, которая не деформируется при химико-фотографической обработке и обеспечивает точную передачу изображения в позитиве.

Кинопленка является фотографическим материалом на гибкой прозрачной подложке, имеющей с одного или обоих краев отверстия — перфорации. Исторически первые светочувствительные ленточные носители были на бумажной основе. Использовавшаяся на первых порах нитратцеллюлозная лента представляла собой очень горючий материал. Однако уже в 1897 г. немецким ученым Вебером была изготовлена пленка с негорючей основой из триацетата целлюлозы, получившая широкое распространение, в том числе в отечественной киноиндустрии. Впоследствии подложка стала изготавливаться из полиэтилентерефталата и других эластичных полимерных материалов. В нашей стране первые образцы кинопленки были изготовлены в 1919 г., а с 1930 г. началось ее промышленное производство.

По сравнению с фотопленкой кинолента обычно состоит из большего количества слоев. На подложку наносится подслой, который служит для закрепления светочувствительного слоя (или нескольких слоев) на основе. Кроме того, кинопленка обычно имеет противоореольный, противоскручивающий, а также защитный слой.

Кинопленки бывают черно-белые и цветные. Цветные кинопленки также представляют собой многокомпонентные полимерные системы.

Кроме того, кинопленки делятся на:

— негативные;

— позитивные (для контактного и проекционного печатания);

— обращаемые (могут использоваться для получения негативов и позитивов);

— контратипные (для копирования, в т.ч. для массового изготовления фильмокопий);

— гидротипные (для изготовление цветных фильмокопий);

— фонограммные (для фотографической записи звука).

Черно-белая фотографическая пленка шириной 16 и 35 мм

выступает в качестве наиболее распространенного носителя для изготовления микрофильмов. Микрофильм представляет собой микроформу на рулонной светочувствительной пленке с последовательным расположением кадров в один или два ряда. Основными типами микрофильмов являются микрофильмы рулонные и в отрезке. Микрофильмы в отрезке — это часть рулонной пленки длиной не менее 230 мм, на которой размещается до нескольких десятков кадров.

К числу документов на микроформах относятся также микрокарты, микрофиши и ультрамикрофиши, являющиеся фактически плоскими форматными микрофильмами:

— микрокарта — документ в виде микроформы на непрозрачном форматном материале, полученный копированием на фотобумагу или микроофсетной печатью;

— микрофиша — лист прозрачной фотопленки формата 105x148 мм с последовательным расположением кадров в несколько рядов;

— ультрамикрофиша — микрофиша, содержащая копии изображений предметов с уменьшением более чем в 90 раз. К примеру, емкость ультрамикрофиши размером 75x125 мм составляет 936 страниц книжного формата.

К началу XXI столетия фотохимический способ документирования утратил свои былые позиции. В результате резко сократилось производство фото- и кинопленки. Так, мировые продажи кинопленки упали с 2006 г. на 96% на фоне широкого распространения цифрового фото-, кино-, видеодокументирования. Тем не менее, традиционные фотографические носители продолжают сохранять свою, пусть и скромную, нишу среди материальных носителей документированной информации.

Материальные носители механической звукозаписи

Результатом фоно- (аудио-) документирования являются фонодокументы - документы, содержащие звуковую информацию, зафиксированную любой системой звукозаписи. В отличие от других документов, фонодокументы содержат интонационные, тембровые, ритмические и иные характеристики, дающие весьма важную информацию о каком-либо событии, явлении, человеке и т.д.

В настоящее время фоно (аудио) документирование используется едва ли не во всех областях человеческой деятельности: для записи хода различных совещаний, заседаний, деловых встреч, телефонных переговоров, деловых писем, устных распоряжений и указаний с целью последующего их перепечатывания. Звукозапись используется в современных телекоммуникационных системах в качестве голосового почтового ящика; в промышленном, политическом, бытовом шпионаже; с целью фиксации кризисных ситуаций ("чёрные ящики" в авиации) и др.

За более чем вековую историю механической звукозаписи неоднократно менялись и материалы, и форма носителей звуковой информации. На первых порах это были фонографические валики, представлявшие собой полые цилиндры диаметром около 5 см и длиной около 12 см. Первоначально они покрывались оловянной фольгой, а затем - так называемый "отверждённым воском", на который наносилась звуковая дорожка. Расстояние между дорожками составляло около 3 мм, поэтому объем записанной на валиках информации был очень мал. Они отличались слабой силой звука. Вдобавок фоновалики быстро изнашивались, их практически невозможно было тиражировать. В результате каждая звукозапись существовала лишь в единственном экземпляре. Не случайно самые ранние фонографические записи до нас не дошли. Тем не менее многие тысячи валиков сохранились и находятся в настоящее время на хранение в архивах, музеях.

Присущие фонографическим валикам недостатки привели к тому, что уже вскоре они в полнее закономерно оказались вытесненными граммофонными пластинками. Заслуга в этом принадлежала изобретателю граммофона Э. Берлинеру. Впервые запись на диск была произведена в 1888 г. технотронный документ фотографический электронный

Фонограф, первый прибор для записи и воспроизведения звука. Изобретён Томасом Эдисоном, был представлен 21 ноября 1877 года. Звук записывается на носителе в форме дорожки, глубина которой пропорциональна громкости звука. Звуковая дорожка фонографа размещается по цилиндрической спирали на сменном вращающемся барабане. При воспроизведении игла, двигающаяся по канавке, передаёт колебания на упругую мембрану, которая излучает звук. Изобретение стало поразительным событием того времени; дальнейшим развитием фонографа стали граммофон и патефон. Принципы, на основе которых работает фонограф Эдисона, экспериментально изучались ещё в 1857 году. Импульсом для создания Эдисоном подобного устройства стало желание зарегистрировать телефонные разговоры в своей лаборатории Менло Парк (Нью-Джерси, США). Однажды у телеграфного повторителя он услышал звуки, похожие на неразборчивую речь. Первые записи представляли собой углубления на поверхности фольги, сделанные движущейся иглой. Фольга размещалась на цилиндре, вращающемся при воспроизведении звука. Стоимость всего устройства составила 18 долларов. С помощью такой техники удалось записать слова из детской песенки "У Мэри был барашек". Публичная демонстрация прибора сразу сделала Эдисона знаменитым. Многим воспроизведение звука показалось волшебством, поэтому некоторые окрестили Эдисона "волшебником из Менло Парк". Сам Эдисон был настолько поражён открытием, что сказал: "Никогда я ещё не был так ошеломлён в моей жизни. Я всегда боялся вещей, которые работают с первого раза". Изобретение было также продемонстрировано в Белом доме и во Французской Академии.

На первых порах оригиналом грампластинки служил восковый диск. Впоследствии на смену ему пришел металлический (никелевый) диск, покрытый специальным лаком (лаковый диск). Записанная на них информация затем копировалась на металлические матрицы, с помощью которых и изготавливались граммофонные пластинки путем прессования, штамповки или литья. Воспроизведение записанной информации осуществлялось с помощью граммофона, оснащенного механическим звукоснимателем, состоящим из иглы и мембраны. Усиление звука достигалось с помощью громоздкого раструба.

Первые грампластинки представляли собой диски с двумя отверстиями в центре. Они были односторонними, причем проигрывались от середины к краю. Позднее стали выпускаться пластинки с одним центральным отверстием. Их стали проигрывать от периферии к центру. В 1903 году появился 12-дюймовый диск с записью на обеих сторонах.

Первая фабрика грампластинок была открыта Э. Берлинером в 1897 году в г. Кэмдене (США). Она называлась Victor ("Победитель"). В настоящее время это знаменитая JVC - японский филиал фирмы Victor. Первая самостоятельная фабрика граммофонных пластинок в России была открыта в 1910 году на ст. Апрелевка под Москвой.

Грампластинки должны были удовлетворять весьма жестким требованиям, так как в процессе воспроизведения фонозаписи острие иглы давит на дно канавки с силой около 1 т/1 см 2. Сначала грампластинки изготавливались из стекла. Затем их стали отливать из целлулоида, каучука, эбонита. Однако основными недостатками таких грампластинок были их хрупкость, плохое качество звука и короткое время проигрывания - всего 3-5 минут (при скорости 78 оборотов в мин.).

В 1948-1952 гг. на смену хрупким грампластинкам пришли пластмассовые диски на основе полихролвенила и винилита (так называемые долгоиграющие пластинки). Они оказались гораздо более дешевыми, упругими и прочными, имели лучшее качество звука. К тому же запись грампластинок стала производиться только на специальных студиях звукозаписи. Но самое главное - эти грампластинки обеспечивали намного большее время проигрывания, что достигалось путем сужения и сближения между собой звуковых дорожек, а также за счет снижения числа оборотов в минуту с 78 до 33 и 1/3 (иногда до 45).

Значительно более долговечным стали также иглы проигрывателя. Их стали изготовлять из твердых материалов (например, корундовые иглы).

Во второй половине XX века в качестве материального носителя механической звукозаписи выпускались также гибкие пластмассовые пластинки, которые при желании можно было свернуть в трубочку. С 1964 г. Государственным комитетом СССР по телевидению и радиовещанию издавался даже ежемесячный общественно-политический литературно-музыкальный иллюстрированный журнал "Кругозор", в котором имелись звуковые страницы в виде двухсторонних пластмассовый дисков (обычно их было 6). Записанную на них звуковую информацию можно было воспроизводить на обычных проигрывателях.

В 40-60 годы ХХ столетия на кустарных звукозаписывающих аппаратах в СССР осуществлялось подпольная запись запрещенных к изданию музыкальных произведений (западных исполнителей, джазовой музыки, бардовских и блатных песенок и т.п.). В качестве материального носителя использовалась отработанная рентгеновская пленка, зачастую с видимыми на просвет костями. Эти пластинки получили шутливое название: "на ребрах" или "на костях". В качестве звукозаписи и воспроизведения на таких носителях говорить, конечно, не приходится.

По типу записи грампластинки, выпускавшиеся в нашей стране подразделялись на обычные, долгоиграющие и стереофонические. За рубежом, корме того, были разработаны квадрафонические пластинки и видиогрампластинки. Кроме того грампластинки классифицируются по размеру, частоте вращения, тематике записи. В частности, создававшие эффект объемного звучания стереофонические пластинки, производство которых в СССР началось с 1958 г., также и так и долгоиграющие, выпускались формат (диаметром) 174, 250 и 300 мм ("Миньон", "Гранд" и "Гигант"). Частота их вращения обычно составляла 33 1/3 об/мин.

В 1930-е гг. некоторые распространение в качестве материального носителя механической звукозаписи в так называемых "шоринофонах" получило целлулоидная пленка (обычно это была использованная кинопленка со смытым эмульсионным слоем). На такой ленте длиной 300 м и шириной 35 мм размещалось свыше полусотни канавок, что позволяло записывать звуковую информацию продолжительностью до 8 часов.

За период использования человечеством механической звукозаписи накопилось огромное количество фонодокументов. В частности, только в Библиотеке Конгресса США в настоящее время хранится около 200 тыс. грампластинок.

С начала 90-х гг. производство грампластинок в России фактически прекратилось, уступив место другим, более качественным и эффективным способом звукозаписи. Исключение составляют, пожалуй, лишь издаваемые небольшими тиражами, а потому дорогостоящие коллекционные грампластинки, предназначенные для коллекционеров, меломанов, предпочитающих наслаждаться музыкальными записями с виниловых, а не лазерных дисков либо магнитных лент.

Заключение

Таким образом, следует констатировать, что наш мир постоянно несет в себе огромное количество информации, которое теряется в силу своей непостоянности. С появлением человека разумного, жаждущего познать мир и нуждающегося в знаниях возникла проблема сохранения получаемого им огромного потока информации. Так, человек начал этот путь с самого доступного и простого хранения. Изображения на камне, орудия труда, первые письмена — все это стало началом для дальнейшего развития материальных носителей информации. Впоследствии через использование глины, восковых табличек, папируса и пергамента, человек дошел до изобретения и использования бумаги, которая стала основным, способом хранения информации на долгое время и активно используется по сей день.

Список литературы:

1 Виноградова Е. Б. Берестяные грамоты: вопросы документолога // Делопроизводство. 2004. № 1. С 78.

2 ИстринВ.А. История письма. М., 1965. С. 171; Сквернюков П. Ф. Слово о бумаге. М., 1980. С. 20-24.

3 Ларьков Н.С Документирование М. Издательство АСТ, 2006

4 Кушнаренко Н.Н. Документирование. Киев Знание, 2000

5 Вокруг света, №3-2008, Хронограф