Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Мировоззренческие «вопросы жизни» Николай Ивановича Пирогова: «В чем цель нашей жизни? Каково наше назначение? К чему мы призваны?»

Начнём повествование с личности самого Н.И.Пирогова, его достижений, жизненных потрясений и биографии в целом.

Ilya Repin Portrait of the Surgeon Nikolay Pirogov 1881.jpg

Николай Иванович Пирогов (25 ноября 1810, Москва – 5 декабря 1881, село Вишня, Подольская губерния.) - Великий хирург, естествоиспытатель, профессор и учитель, а также Тайный советник. Создатель первого атласа топографической анатомии, основатель русской школы анестезии. По совместительству мыслитель и отличный педагог.

Николай Пирогов родился в 1810 году в Москве, в семье военного казначея, майора Ивана Ивановича Пирогова. Мать — Елизавета Ивановна Новикова, принадлежала к старой московской купеческой семье.

Первоначальное образование он получил дома, после отправился своекоштным (на свои средства) студентом в Медицинский факультет Московского университета и в дальнейшем начал лечить, практиковать и создавать новые методы врачевания. Во время преподавания в Медико-хирургической академии Петербурга он сделал свой первый прорыв в истории хирургии под названием «Операция Пирогова» и начал проводить вскрытия на замороженных трупах с целью изучения и практики, вследствие чего создал анатомический атлас и родилась новая (на то время) медицинская дисциплина – «Топографическая анатомия».

В 1847 году он устремился на Кавказ в действующую армию чтобы испытать свои наработки в полевых условиях. Именно там Пирогов впервые использовал вместо стандартного перевязывания «лубком», то есть повязки с использованием коры (предпочтительно) липы метод перевязи с участием крахмала, чем доказал эффективность своего нововведения. Там же Николай во время операций впервые в истории медицины задействовал Эфир для наркоза.

В период Крымской войны (1853-1856гг.) на раненых солдатах он впервые в истории медицины задействует наложение гипсовой повязки для фиксации и сохранения конечностей при повреждениях, чем спасает множество раненых от ампутации. Далее он создаёт систему распределения больных, где пациентов с тяжелыми травмами он отправляет сразу на операцию в полевых условиях, а с более лёгкими травмами эвакуирует в стационарные медицинские госпитали в населённых пунктах. Именно поэтому его считают основоположником направления, известного как «военно-полевая хирургия».

Благодаря усилиям и достижениям Н.И.Пирогов получает множество наград и титул Тайного советника Российской Империи. В старости 1856 г. и одновременно расцвете его творческих сил он уединяется в своём имении в селе Вишня и организует бесплатную больницу, там же в итоге он пишет статью о собственных умозаключениях за всю жизнь и называет их «Вопросами жизни». В ней упоминает и рассказывает об обществе того времени и проблемах воспитания в его начинаниях и стремлениях.

Пирогов разделял общество на малые группы и трактовал их мотивацию и направление их общественной жизни по своему, при этом очевидно осуждая и предлагая пересмотреть жизненные позиции и ориентиры для каждого из них, тем самым перевоспитав людей. Основой его идеологии являлось стремление человека к развитию, самосовершенствованию, становления человека высоконравственной, развитой и стремящейся к развитию личности, но не в эгоистичном стремлении развивать лишь самого себя, но и активно просветлять, учить, заставлять мыслить и менять отношения людей друг к другу, активно участвовать и быть полезным обществу. Выступал против утилитарно-рабочих устремлений, против «торговых отношений» между людьми. Вот основные идеи, по которым живут эти группы людей, выделяет Пирогов:

1 Позиция – Очень простая и наиболее привлекательная. «Не размышляйте, не толкуйте о том, что необъяснимо. Это по малой мере лишь потеря одного времени. Можно, думая, потерять и аппетит, и сон. Время же нужно для трудов и наслаждений. Аппетит - для наслаждений и трудов. Сон - опять для трудов и наслаждений. Труды и наслаждение - для счастья». – Идеология потребления. Эта позиция, если учитывать моё мнение, и необходимость его высказывать является стандартной идеологией жизни переутомлённого «рабочего класса», у которого просто нет сил и желания думать о чем-то высоком и сложном, ведь количество энергии, которое они затрачивают на работу просто не даёт шанса на какую-либо деятельность, кроме основной физической работы и развлечений в свободное время, на подобии распития алкогольных напитков для «успокоения души» и «пьяных дебошей». В наше время такая идея до сих пор является одной из наиболее распространённых в головах у русских людей.

2 Позиция – Высокая. «Учитесь, читайте, размышляйте и извлекайте из всего самое полезное. Когда ум ваш просветлеет, вы узнаете, кто вы и что вы. Вы поймете все, что кажется необъяснимым для черни. Поумнев, поверьте, вы будете действовать как нельзя лучше. Тогда предоставьте только выбор вашему уму, и вы никогда не сделаете промаха». Такая позиция является «усреднённой», ибо для формирования её необходимо время и желание, если время ресурс досягаемый и несложно добываемый, то желание является компонентом, который нужно вырабатывать в голове у человека долгое время, именно этим и должны заниматься родители во время роста и развития детей, созданием в их головах стремления к просветлению и поиску истины.

3 Позиция – Старообрядческая. «Соблюдайте самым точным образом все обряды и поверья. Читайте только благочестивые книги, но в смысл не вникайте. Это главное для спокойствия души. Затем, не размышляя, живите так, как живется». В современное время эта позиция имеет малое распространение и своеобразное осуждение, так как является слепым поклонением нравственным идеалам, без раздумий и всяческого усомнения в выборе истины.

4 Позиция – Практическая и осуждаемая героем сегодняшних суждений. «Трудясь, исполняйте ваши служебные обязанности, собирая копейку на черный день. В сомнительных случаях, если одна обязанность противоречит другой, избирайте то, что вам выгоднее или по крайней мере что для вас менее вредно. Впрочем, предоставляйте каждому спасаться на свой лад. Об убеждениях, точно так же как и о вкусах, не спорьте и не хлопочите. С полным карманом можно жить и без убеждений». Данная позиция олицетворяет собой самую, на мой взгляд, популярную в современное время тенденцию – копи не думая ни о чем, ни во что не верь, никого не слушай, делай только для себя. Абсолютное бездумье – своего рода запустение, таких людей личностями назвать сложно – они же просто индивиды, не живущие, а выживающие. Если у потребителя есть хотя бы желание и возможность растрачивать накопленное на различного рода удовольствия и желание чувствовать жизнь, то у такой идеологии людей есть лишь похотливое, схожая с отвратительным чревоугодием потребность в вечном накоплении материально ценных для людей вещей – денег. Как болезнь, как зависимость. Единственная и неутолимая жажда ценности, навязанной общественными устоями, такие люди – жертвы, не иначе.

Но как принято у мыслящих людей, раз критикуешь, осуждаешь – предлагай. (план/-ы, решения, ориентиры) И Н.И.Пирогов ответил и предложил каким путём должно пойти общество чтобы избавиться от таких гадких и пагубных жизненных ориентиров.

ПРАВИЛО 3-Х ИЛИ

“Существует, -пишет Пирогов только три возможности вывести человечество из ложного и опасного положения:

  • Или согласить нравственно-религиозные основы воспитания с настоящим направлением общества.
  • Или переменить направление общества.
  • Или, наконец, приготовить нас воспитанием к внутренней борьбе, неминуемой и роковой, доставив нам все способы и всю энергию выдерживать неравный бой”.

Пойти первым путем, рассуждает далее Пирогов, это значило бы “искажать то, что нам осталось на земле Святого, Чистого и Великого...” “Изменить направление общества есть дело промысла и времени”. Остается третий путь, .т . е “приготовить нас воспитанием к внутренней борьбе..., доставив нам все способы и всю энергию выдерживать неравный бой” . Приготовить нас с юных лет к этой борьбе, значит именно “сделать нас людьми, т. е. тем, чего не достигнет ни одна ваша реальная школа в мире, заботясь сделать из нас, с самого нашего детства, негоциантов, солдат, моряков, духовных пастырей или юристов”.

В этом рассуждении выясняется основная общественно-педагогическая позиция Пирогова.

Вывод исходя из утверждений Николай Ивановича: Николай уникальный человек, прямо таки самый настоящий предсказатель – предсказавший и показавший кажется вечного человеческого, общественного врага – похотливое, эгоистичное желание только насыщаться, бездумно накапливать материальное, никак не развиваясь и ничего не отдавая взамен. Его статья и высказывания до сих пор остаются актуальными в реалиях современного общества. Главный метод для борьбы с заразой – перевоспитание всего общества, лечить людей нужно с корня проблемы. Правда, одного только рецепта недостаточно для полного выздоровления.

Использованные для написания эссе информационные материалы:

https://ru.wikipedia.org/wiki/Пирогов,_Николай_Иванович

http://www.psyworld.ru/students/texts/pirogov.htm