Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Место Средневековья во всемирном историческом процессе. Периодизация средневековья. Феодализм. Община-марка древних германцев. Натуральное хозяйство

Место Средневековья во всемирном историческом процессе. Периодизация средневековья. Феодализм. Община-марка древних германцев. Натуральное хозяйство.

Введение.

Развитие человечества в различных частях мира шло неравномерно. Наравне с высокоразвитыми цивилизациями Европы, Азии, Америки жили народы, которые еще находились на уровне первобытного общества.

История Средних веков – это период истории обществ V–XV веков, у каждого из которых были своя религия, язык, материальная и духовная культура, а также государственный строй.

В большинстве цивилизаций Средневековья господствовал феодальный строй.

Основная часть.

Термин Средневековье введен итальянскими гуманистами в XIVв. Они считали Средневековье – темным веком. Историки же считали Средневековье светлыми временами, воспевали благородство и отвагу рыцарей.

Исторический период Средних веков, или феодализма — один из самых продолжительных периодов в истории Европы, он длился 11-12 столетий.

Переход к феодализму связан с появлением мелких, средних и крупных землевладельцев, монопольной собственностью которых становится земля. Переход к феодализму и становление нового вида собственности — земли, связан с подчинением крестьян землевладельцам.

История феодализма делится на три больших периода:

1. Раннее средневековье — время формирования феодального способа производства, V-XI вв.

2. Классическое, или развитое средневековье — период развитого феодализма, конец XI-XV вв.

3. Позднее средневековье — период разложения феодальных отношений и зарождение капиталистического способа производства, XVI — середина XVII вв.

В период раннего средневековья происходило становление феодальных отношений, образование крупной земельной собственности и подчинение ранее свободных крестьян-общинников феодалам-землевладельцам. Формируются два класса — феодалы-землевладельцы и зависимые от них крестьяне.

В экономике раннего феодализма еще сохраняются элементы рабовладельческого, первобытно-общинного уклада. Наряду с этим формируется принципиально новая феодальная экономическая система.

Города сохранялись как центры торговли.

В период раннего феодализма происходит образование варварских королевств в результате переселения народов, обосновавшихся на западноевропейской территории. Появляется первая форма феодального государства — раннефеодальная монархия. В пределах одного государства объединялось множество различных этнических общностей, что являлось неизбежным результатом переселения народов.

В культурной жизни наблюдается упадок, связанный с гибелью Западной Римской империи и распространением язычества.

В раннее средневековье утверждается христианство как государственная религия. Высшей санкцией всей жизни Западной Европы становится католицизм.

Второй период характеризуется завершением процесса формирования феодальных отношений и расцветом феодализма. Крестьяне попадают в личную и поземельную зависимость от феодалов-землевладельцев.

Феодалы начинают структурироваться в определенную систему иерархического соподчинения, которую возглавлял король, ниже — социальные слои герцоги, графы, бароны, рыцари. Внизу феодальной социальной структуры - крестьяне.

Это приводит к развитию феодальной экономики, подъему городов и росту товарно-денежных отношений, что меняет формы феодальной эксплуатации: ослабевает крепостная зависимость крестьян, появляются свободные крестьяне. Изменяется сущность города. Город все больше занимает свое, особое место в феодальном мире. Он становится центром не только торговли, но и ремесла. Появляется свободное городское население. Начинается расцвет городов, городской культуры. Происходит этническое сплочение населения Западной Европы — образование из отдельных племенных общностей феодальных народностей.

С формированием единых государств появляется новая форма феодальной монархии — сословно-представительная. Появляются свои представительные органы.

Третий период средневековья характеризуется крайним обострением всех феодальных противоречий. Завершается централизация феодальных государств и переходу к новому типу феодальной монархии — абсолютизму. Классической страной абсолютизма в Западной Европе становится Франция.

Производительные силы в этот период перерастают рамки феодальных производственных отношений и традиционных форм собственности. В недрах феодального общества зарождаются капиталистические отношения. В Нидерландах и Англии происходят первые раннебуржуазные революции.

В духовно-религиозной жизни Западной Европы начинается Реформация и Контрреформация. В области культуры наступает период трагического гуманизма. Средневековье приближается к своему концу и оказывается на пороге Нового времени.

Общинные земли. Германская община (марка).

Германцы - франки жили территориальными соседскими общинами - марками. Марка - это совокупность нескольких поселков, члены которых связаны между собой общинным землевладением и самоуправлением. Общинные угодья, леса, пастбища луга, покосы, выгоны для скота, воды (рыболовные угодья), дороги, мосты, необработанные участки, а также покинутые собственниками возделанные участки - пустоши находились в общем пользовании хозяйств - семей, входящих в общину.

Общинные угодья не подлежали отчуждению. Дома - усадьбы и приусадебные участки - огороды находились в частной семейной собственности.

Пахотная земля - пашня, которая требовала большого труда, разделялась между отдельными семьями. Они постепенно закрепляли за собой право наследственного владения этой землей, но после смерти главы семьи земля оставалась неделимой.

Постепенно семья приобрела право распоряжения пахотной землей. Сложилась частная семейная собственность на пахотную землю, то есть семье принадлежало право владения, пользования и распоряжения пашней. При частной семейной собственности главы семьи не имел права отчуждения земли без согласия всех взрослых членов семьи.

Марка характеризовалась самоуправлением. Власть в общине принадлежала выборному старосте и общему собранию полноправных членов общины. Германской общине принадлежали некоторые важные права по государственному управлению в сфере финансовой и судебной. Общине принадлежало право самостоятельной раскладки налогов. Все члены общины связывались круговой порукой в исправной уплате налогов: за неимущих платили имущие, за ушедших - оставшиеся на местах.

Община имела важные судебные права. В ее ведении находился низший суд по гражданским и уголовным делам.+

Община имела право участия в суде представителей государственной власти. Графы судили не единолично, а совместно с выборными представителями общин, судебными присяжными - рахинбургами, скабинами или шеффенами.

Натуральное хозяйство - тип хозяйства, при котором продукты производятся для собственного потребления.

Под натуральным хозяйством понимается хозяйство, в котором обмен происходит без посредства денег, путем простой меновой торговли.

Натуральное хозяйство господствовало в тот исторический период, когда общественное разделение труда практически совсем отсутствовало или было еще мало развито.

В наиболее чистом виде оно существовало при доклассовом строе, хотя в некоторых случаях уже в это время происходил обмен отдельными продуктами.

С той стадии развития, на которой возникают классы, натуральное хозяйство повсеместно переплеталось уже с более или менее значительными элементами товарного производства и обмена, по мере роста общественного разделения труда оказывавшими на него все более усиливающееся модифицирующее влияние.

В возникавших городах складывались очаги уже по преимуществу товарного производства. Однако натуральное хозяйство оставалось господствующим и в классовых обществах древнего мира, и в средние века. Большая часть продукции производилась во все еще в основном самодовлеющих хозяйствах: в рамках крестьянских хозяйств, в рамках хозяйственных образований, складывавшихся на базе и с целью эксплуатации труда крестьян и рабов. Основная масса населения продолжала жить в деревне, совмещая занятие сельским хозяйством с производством потребляемых им простых ремесленных изделий.

По мере углубления общественного разделения труда натуральное хозяйство все более вытеснялось товарным производством. Однако этот процесс шел не прямолинейно. Так, экономика раннего средневековья в значительно большей степени носила натуральный характер.

С достижением той исторической ступени, когда складываются материально-технические предпосылки для широкого развития общественного разделения труда, натуральное хозяйство утрачивает господствующее положение и вытесняется простым товарным, а затем капиталистическим производством. Однако и позднее оно сохраняется в виде пережитка.

Вывод

Эпоха Средневековья является одним из самых сложных, продолжительных и неоднозначных периодов в истории человеческой культуры.

Один из крупнейших современных исследователей средневековой культуры Ж. ле Гофф писал: “Это была эпоха насилия и голода, эпидемий, сомнений, господства “авторитетов” и иерархий, эпоха, лишь в конце которой возникает свобода, но вместе с тем эпоха высокой творческой креативности и изобретательности, постепенно овладевшая пространством и временем”.

В настоящее время отношение к средним векам изменилось. Они потеряли свою исключительную мрачность. Средневековье предстало как закономерный и необходимый этап в истории человечества. Созданные новые формы экономической и общественно-политической жизни, открытия в области литературы и искусства способствовали дальнейшему прогрессу европейской цивилизации. Утверждение феодализма в Европе несло с собой ряд важных прогрессивных преобразований как в общественной, так и в культурной сферах.