Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Место и роль международного частного права в системе права и правовых системах современности

В условиях интернационализации хозяйственной и общественной жизни происходит сближение государств в общественно-экономической, социальной и правовой сферах. Развитие международных торговых, хозяйственных, земельных, трудовых, брачно-симейных, наследственных отношений способствует тому, что международное частное право стало занимать значительную и важную нишу в регулировании международного общения граждан и предприятий.

Существенным толчком для развития международного частного права в России стало вступление нашим государством независимости, в результате которого субъекты хозяйствования России получили право выхода на мировой рынок, тысячи граждан стали путешествовать за границу, трудоустраиваться в зарубежных странах, вести там бизнес. В России привлекается все больше иностранных инвестиций, а само государство активно вступает в различные правоотношения, в том числе и имущественные, с иностранными юридическими лицами, международными хозяйственными организациями или даже с отдельными иностранными предпринимателями. Все эти процессы способствуют интернационализации правового регулирования, и национальные правовые системы стараются не отставать от этого процесса. И здесь роль международного частного права является определяющей.

В своих работах Ю. К. Толстой указывает, что элемент комплексности характерен для всех отраслей права. В частности, он подчеркивает, что «элемент комплексности присущ любому правовому образованию, независимо от его места в системе права. Все дело лишь в степени этой комплексности. В меньшей степени она присуща первичным правовым образованием и в гораздо большей степени - вторичным, третичным и другим. Иными словами, химически чистые отрасли права выделить невозможно, их просто нет» [1, c. 43]. Надо помнить, что «в структуре правовой системы комплексная отрасль - это вторичное образование, однако именно международное частное право по своей природе комплексным правом не есть» [4, c. 118].

С критикой концепции отнесения международного частного права к поли системного комплекса выступает, в частности, Л. П. Ануфриева, которая обосновывает несовершенство построения этой теории среди прочего тем, что ее авторами в числе «соединительных» факторов, определяющих международное частное право как «поли системный комплекс» , называются два важнейших элемента, которые являются решающими для выделения определенной совокупности правовых норм в отдельную отрасль (систему) права: объект регулирования (однородные общественные отношения) и специфический для данной категории отношений метод регулирования.

Существуют и отдельные мнения относительно места международного частного права в системе права. Так, Г. И. Тункин пишет, что международное частное право - «это комплекс правовых норм, относящихся частично в национальных правовых систем различных государств, частично к международному публичному праву (международные договоры). Международное частное право, хотя и имеет свой предмет регулирования - отношения между субъектами различных национальных правовых систем, выходящих за рамки правовой системы одного государства - не является особой системой или отраслью права» [2, 11-12].

По моему мнению, возможно, в будущем и можно будет говорить о международном частном праве как подсистему права, но на современном этапе развития науки международного частного права, состояния законодательного регулирования отношений в сфере международного частного права, наличии огромных пробелов в правоприменительной деятельности, международное частное право целесообразно рассматривать как отрасль внутригосударственного права.

Международное частное право по своим признакам - прежде всего является правом частным. Традиционно отраслевую принадлежность определяют с помощью таких критериев, как предмет и метод правового регулирования.

Общепризнанно, что международное частное право регулирует гражданско-правовые, семейные, трудовые, отношения с иностранным или международным элементом. Обычно указывают три основные группы имущественных отношений, для которых характерно наличие иностранного элемента:

  • имущественные отношения, субъектом которых выступает сторона, которая по своему характеру является иностранным;
  • имущественные отношения, когда все их участники, возможно, и принадлежат к одному государству, но объект, по поводу которого возникают отношения, находится за границей;
  • имущественные отношения, возникновение, изменение или прекращение которых связано с юридическим фактом, имеющим место за границей.

Учитывая, что предмет международного частного права определенным образом совпадает с предметом гражданского права, некоторые ученые относятся к международному частному праву как к части гражданского права. Сторонники включения международного частного права в гражданское право не учитывают международный фактор, обусловливающий особенности регулируемых этим правом отношений (М. М. Агарков, А. Н. Садиковтаиин.) [3, c. 89].

Подобный взгляд на международное частное право можно объяснить тем, что длительное время в ряде стран термины «гражданское право» и «частное право» отождествлялись. С этих позиций международное частное право регулирует частноправовые отношения и является отраслью частного права, отраслью внутригосударственного права. Характеристику соотношения частного и гражданского права понятно дает Н. П. Асланян: «частное право является понятием, подчиняет, а гражданское - подчиненным (гражданское право входит в частную, но не исчерпывает его). Частное право в современных условиях понятие родовое, в то время как гражданско-видове.

Действительно, частное право — это более широкое понятие, наряду с гражданским правом включает в свой состав, например, семейное право, трудовое право, международное частное право. Гражданское право и международное частное право, как самостоятельные видовые правовые образования являются составными частного права. Такой подход является дополнительным аргументом в пользу отношение к международному частному праву как к самостоятельной отрасли права.

Кроме специфического предмета регулирования, международное частное право как самостоятельная отрасль права, имеет и особые методы правового регулирования, имеющиеся и применяются исключительно в этой области права, а именно метод коллизионно-правового регулирования и метод материально-правового регулирования (в частности с помощью унифицированных международно договорным путем норм «прямого действия») [5].

Наличие иностранного элемента в отношениях, которые являются предметом регулирования международного частного права, приводит к коллизии законов. Коллизионная проблема возникает в связи с тем, что в различных государствах законодательное регулирование гражданско-правовых, семейных, трудовых и других отношений не совпадает. И именно иностранная характеристика этих отношений создает предпосылку для возникновения совершенно особого метода регулирования, позволяет решить, право какого государства должно применяться в каждом конкретном случае. Этот метод регулирования называется коллизионно-правовым, и помогает правоприменителей выбрать право того государства, которым следует руководствоваться при решении того или иного вопроса. Совокупность норм, содержащихся в национальном законодательстве, целью которых является преодоление коллизий, составляют национальное коллизионное право, которое, по мнению многих ученых, в свою очередь, входит в состав международного частного права [4, c. 92].

Однако международное частное право не может быть сведено только к коллизионного права. Процессы интеграции, интернационализации способствуют унификации материальноправового норм в области торговли, транспорта, охраны интеллектуальной собственности. Материально-правовой способ, выражающийся в унификации гражданского права различных государств, предусматривает создание международных договоров, содержащих единые правила. Практика международного экономического сотрудничества показала, что наиболее целесообразно заключать сделки, направленные на унификацию правового регулирования отношений между фирмами и организациями стран, в которых установление одинаковых материально-правовых норм дополнялось бы унифицированными коллизионными нормами, отсылает к национальному законодательству, подлежит применению с вопросы, не урегулированных такими нормами [8, c. 94].

Таким образом, можно обобщить, что не только специфический предмет регулирования международного частного права, а и особые методы правового регулирования, дают нам возможность относить международное частное право в отдельной самостоятельной отрасли права.

Еще одним аргументом в пользу признания международного частного права самостоятельной отраслью права является принятие в 2001 году VI. раздела ГК РФ «Международное частное право» [6]. Он устанавливает порядок урегулирования частноправовых отношений, которые хотя бы через один из своих элементов связаны с одним или несколькими правопорядками, то, чем российский правопорядок. При исследовании вопроса о месте международного частного права в системе права необходимо уделить внимание проблемам соотношения его с международным публичным правом. Несомненным представляется то, что правовые нормы, которые возникают и существуют в качестве норм международного публичного права, находят выражение в внутригосударственных системах права, причем в большинстве случаев их формулировки точно совпадают друг с другом. В этом аспекте особенно интересным является характеристика влияния общепризнанных принципов международного публичного права на формирование основных принципов международного права.

Выделяют общепризнанные принципы международного права, среди которых наиболее существенное влияние на международное частное право имеют принципы не дискриминации, наибольшего благоприятствования и взаимной выгоды. По недискриминационному режиму страна не усугублять своих нормально действующих для всех стран условий, а режим наибольшего благоприятствования означает предоставление государству-партнеру льготных условий, действующих могут быть введены для третьих стран. Принцип взаимной выгоды заключается в том, что отношения между государствами, которые не являются взаимно выгодными, не должны иметь места.

На наш взгляд, целесообразно говорить о том, что нормы-принципы международного публичного права реципируются внутригосударственным законодательством и становятся его частью. В соотношении принципов и норм международного публичного права и международного частного права наблюдается еще один нюанс, который требует объяснения. Он заключается в установлении иерархии норм международного и внутригосударственного права, организации их применения на практике и разграничения сферы действия источников правового регулирования.

В международном частном праве используется как ряд общих принципов международного публичного права (например, принципы суверенитета государств, невмешательства во внутренние дела, принцип не дискриминации и др.), Так и ряд основных принципов, выработанных собственно в международном частном праве исторически в процессе регулирования отношений с иностранным элементом (например, международная вежливость, реторсии, публичный порядок и т. д.). Наличие в международном частном праве особых основных принципов регулирования отношений, возникающих при взаимодействии субъектов международного частного права, является еще одним доводом того, что международное частное право является самостоятельной отраслью права.

Опираясь на все вышесказанное, можем подытожить, что международное частное право играет все более значительную роль в регулировании отношений с иностранным элементом. В сфере международного частного права, нормы которого в значительной степени формируются каждым государством самостоятельно, большое значение имеет соблюдение каждым государством как своих договорных обязательств, так и общеобязательных для всех государств норм и принципов международного права.

Существование и широкое использование в практике собственных особых основных принципов регулирования международных частноправовых отношений, наличие специфического предмета регулирования, особых методов регулирования правовых отношений позволяет сделать вывод о целесообразности квалифицировать международное частное право как самостоятельную отрасль внутригосударственного права на сегодняшнем этапе развития науки и законодательства в сфере международного частного права.

Список использованных источников

  1. Толстой Ю. К. О преподавании гражданского права на современном этапе: Материалы Всероссийской научно-методической конференции. - СПб.: Санкт- Петербургский гос. ун-т. 2019. - 136 с.
  2. Международное право: Учебник / Отв. ред. Г. Й. Тункин. - М.: Юрид. лит., 2018. - 566 с.
  3. Ануфриева Л. П. Международное частное право. В 3 т. Т. 1: Общая часть: Учебник. - М.: БЕК, 2017. - 288 с.
  4. Международное частное право: современные проблемы / Отв. ред. М. М. Богуславский. - М.: ТЕЙС, 2016. - 507 с.
  5. Ануфриева Л. П. Соотношение международного публичного и международного частного права (проблемы системной принадлежности и структурного статуса) // Журнал российского права. - 2017. – №6
  6. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья)" от 26.11.2001 N 146-ФЗ (ред. от 18.03.2019) ГК РФ Раздел VI. МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО