Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Какими методами антигерой получает сопровождение от зрителя и в какие моменты

А вы при смотре кинофильмов задавались вопросом, почему вам нравится тот или иной герой? А может, вы, вообще, симпатизируете антигероям? Согласитесь, что и такое бывает? В том и дело, что все мы живые люди, и бывает так, что при просмотре кино или чтении книги мы бессознательно оправдываем мотивы и поступки злодеев и даже начинаем их жалеть. Но почему так происходит? Давайте разбираться.

Начнем с того, что все люди разные, и злодейства тоже разные. Адекватный человек никогда не сможет понять и принять убийство матерью родных детей, насилие, террористические акты т.п. Таких злодеев общество всегда будет осуждать и презирать. Но, как правило, у людей есть свойство оправдывать те или иные плохие поступки. Ведь есть веские причины и обстоятельства, почему человек делает плохо. Также происходит и в кинематографе. Зритель начинает сочувствовать отрицательному герою, сопереживать ему, жалеть. Таким образом и проявляется талант сценариста и режиссера. В произведении или фильме обязателен персонаж, к которому приковано все зрительское внимание. Авторы могут наделять его обычными и не совсем обычными чертами. Главная задача здесь: расположить зрителя к герою или антигерою. Думается, что для положительного персонажа понравиться публике не составит труда. А вот какими приемами антигерой заставляет нас сопереживать ему?

Существует несколько точек соприкосновения, которые располагают к себе многих зрителей:

1. В части случаев предыстория злодея довольно мрачная и содержит болезненные для персонажа моменты. Как тут не проявить сочувствие?

2. Поведение и действия плохиша подчинены определенной цели. А целеустремленность всегда высоко оценивается.

3. Нельзя забывать о большом значении юмора. Так, многие злодеяния показаны весело и с сарказмом. Этот прием всегда нравится зрителю.

4. Антигерои имеют четкие морально-нравственные принципы. Имеет место некое подобие «кодекса чести»,понятия доброты, уважения, достоинства. А этого часто не хватает в жизни.

5. Достаточно часто под маской злодея автор прячет живые эмоции и переживания персонажа. За это зритель готов многое простить антигерою.

Как правило, драматургическая структура предполагает путь героя от падения к взлету. В случае с антигероем эта схема может работать несколько по-другому. Он может потерпеть неудачу, выбрать неправильный путь, остаться равнодушным к правилам и нормам, а в финале вовсе не измениться (или не изменить себе). Но недостатки антигероя всегда дополняются достоинствами. Это равновесие плюсов и минусов делает их ближе зрителю, и становится уже неважным, супергерой ли перед нами, наемный убийца, компьютерный гений, циничный телеведущий или безумная пианистка.

Для того чтобы получить одобрение от зрителя, по отношению к отрицательному персонажу используется ряд специальных методов. Так, часто автор подвергает героя риску. Переживая горе, утрату, незаслуженное несчастье, невезение, экранные герои становятся нам понятнее. Смертельная опасность или любые другие трудности никогда не оставляют зрителя равнодушным. Становится неважным, нависла ли угроза над преступником или положительным персонажем. Следующий прием заключается в наделении персонажа силой и талантом. Власть над людьми, выдающиеся умственные способности, блестящий талант, решительность, свобода в выражении чувств — неоднозначные персонажи с таким набором качеств всегда вызывали интерес и становились предметом обсуждения критиков и зрителей. Вспомните Марка Цукерберга («Социальная сеть», 2010) или Джордана Белфорта («Волк с Уолл-стрит», 2013), которых вряд ли можно отнести в категорию положительных персонажей. Но у каждого их них есть черты, достойные уважения — упорство в достижении поставленных целей, непоколебимая уверенность в собственной правоте, проницательность и ум. Кроме того, у каждого обнаруживаются «слабые» места — пережитое предательство, потеря близких, сомнения в правильном выборе. Довольно часто, антигерой у сценариста проявляет свои лучшие качества. К добрым, благородным или просто смешным персонажам легко начать испытывать симпатию, сколько бы бесчеловечных поступков они ни совершили. Иногда бывает достаточно внутренних терзаний в вопросе выбора между хорошим и плохим , чтобы мы поверили в их желание измениться .

Многие из таких героев настолько полюбились зрителям, что по отношению к ним даже не хочется применять приставку анти-. Профессиональный убийца Леон превращается в заботливого опекуна и защитника девочки Матильды. Циничный синоптик Фил Коннорс, влюбившись в свою коллегу, усердно учит французский, учится игре на фортепиано, прилежно осваивает мастерство скульптора и совершает массу добрых поступков ради любви Риты (и, конечно, ради желания вырваться из «Дня сурка»). Один из самых популярных антигероев современности — Дэдпул. Авторы дали ему несколько качеств, которые обеспечили ему принятие и симпатию зрителя. Он обладает недюжинной силой, при этом прямолинеен, способен на сильные чувства и обладает отличным чувством юмора. Пожалуй, и антигеройского в нем не так уж много, только нюансы в поведении отличают его от такого классического типажа, как Супермен или Капитан Америка.

В целом, в современных сюжетах почти не встречается стопроцентно положительных или отрицательных персонажей. Реализм пришел на смену идеализму, общие моральные принципы легко меняются в зависимости от ситуации, ошибки воспринимаются как норма, заурядность сочетается с уникальностью, а активность — с бездействием.
Американский автор книг по писательскому мастерству Джессика Пейдж Моррелл в своей статье «Как создать антигероя, которого полюбят читатели» перечисляет основные черты персонажей, которым не стоит подражать, хотя втайне мы, возможно, хотели бы вести себя так, как они:
 

  • когда они вынуждены выбирать между правильным и неправильным, часто выбирают последнее, потому что это легче;
  • бывают непривлекательными как по характеру, так и по внешности;
  • ими движут личные интересы и самосохранение, но обычно есть линия, которую они не пересекают (это отличает их от настоящих злодеев);
  • часто их мотивы сложны и варьируются от мести до чести;
  • могут играть на обе стороны — с хорошими и с плохими, получая прибыль от обоих;
  • сначала вынужденно, а затем и добровольно могут помогать более слабым персонажам;
  • мало раскаиваются в своих действиях, но в финале могут меняться в лучшую сторону.

Следить за развитием таких персонажей бывает гораздо интереснее, чем наблюдать заведомо идеальный образ, который мы обязаны полюбить, потому что так задумано авторами.

Таким образом, отвечая на поставленные в начале статьи вопросы, можно уверенно заявить , что сопереживание отрицательному герою имеет место быть. Это происходит как в реальной жизни, так и глядя на экран. Так или иначе, кинематограф и художественная литература являются отражением действительности. А действительность представляет собой вечную борьбу добра и зла. Современные авторы предлагают читателям и зрителям взглянуть на непростые ситуации, подумать над сложными решениями и вечными вопросами. Портрет антигероя — это всегда портрет внутреннего мира человека, обречённого на вечный выбор между добром и злом. Это пограничье легко узнать и интересно исследовать. Ведь, по сути, оно и есть реальная жизнь.