Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

История развития наследственного права

Среди известных правовых институтов одним из важнейших является наследование, упоминание о котором можно найти в самых первых письменных источниках: глиняных табличках Шумера, египетских папирусах и т.д. Отношения, связанные с наследованием, - это одна из сфер общественных отношений, которая непременно, хоть раз в жизни, но затрагивает почти каждого человека.

Рано или поздно перед каждым человеком появляется проблема, связанная с решением имущественного вопроса.

Данная работа имеет значительную актуальность в силу непрекращающегося до сих пор развития в России института наследственного права. Доказательством актуальности темы является недавнее введение в действие третьей части Гражданского кодекса РФ, раздела Наследственное право, работа над которым велась в течение нескольких лет.

Развитие института наследственного права на серьезном уровне началось в период существования Римской Республики и получила дальнейшее закрепление в последующий период генезиса Римского государства - эпоху империи. Основы наследственного права Древнего Рима получили дальнейшее развитие в период средневековья в странах Западной Европы. Особых успехов институт наследственного права достиг во Франции во времена Наполеона I. В России в дореволюционный период также шёл процесс развития основных институтов гражданского права. После распада СССР и возрождения независимой России в стране вновь пошел процесс усовершенствования предмета наследственного права. Наследственное право является одним из наиболее древних правовых институтов. Появление наследственного права поставило перед юристами и обществом множество вопросов: что делать с имуществом после смерти человека, кому оно должно принадлежать и как урегулировать вопросы, связанные с развитием брачно-семейных отношений. Несмотря на то, что институт наследования имеет общие корни и строиться на общих принципах, законодательство различных государств имеет существенные различия в правовом регулировании наследственного права. Проведём небольшое исследование по истории развития наследственного права, а так же рассмотрим возникновение Римского наследственного права и становление Российского института наследования. Совершенно естественно, что оставаться безразличным к судьбе своего имущества на случай смерти граждане не могут и не должны. До недавнего времени законодательство, которое регулировало наследственные.

Цель данной работы – это изучение развития российского наследственного права и перспектив его дальнейшего преобразования. Для этого ставятся задачи по исследованию наследования по закону и наследования по завещанию

В данной работе есть источники, изданные, например, в 1955г. Я считаю, что при рассказе об истории наследственного права эти книги необходимы для лучшего изложения материала.

Исторические этапы развития наследственного права

Наиболее древним из дошедших до нас памятников отечественного права, содержащих нормы о наследовании, является заключенный киевским князем Олегом Договор с Византией (911г.). Договором предусматривалось, что, если русский умрет в Византии, не оставив распоряжений о своем имуществе и не имея родственников в Византии, имущество его должно быть отправлено в Россию его родственникам; если же умерший сделает распоряжения о своем имуществе («створить обряжение»), имущество должно передаваться тому, кому оно предназначено по завещанию. Таким образом, в договоре отражены два признававшихся в древнем русском государстве способа наследования - по закону и по завещанию, причем завещание являлось письменным актом. Наследниками по закону признавались те из ближайших родственников умершего, на которых лежала обязанность кровной мести за убийство своего сородича.

Более пространные положения о порядке наследования содержались в Русской Правде - сложившемся в ХI-ХII вв. своде феодальных законов Киевской Руси и остававшемся основным писаным источником права на всех русских землях вплоть до ХV в. К наследству («задница» или «остаток») относилось только движимое имущество - дом, двор, товар, челядь, скот; недвижимость (земля) принадлежала роду в целом и по наследству не переходила. Наследование допускалось по закону и по завещанию. Завещание («ряд») вплоть до ХIV в. выражалось исключительно в устной форме. Наследовать по завещанию могли только лица, являвшиеся наследниками по закону, поэтому воля завещателя ограничивалась лишь возможностью перераспределить наследство между ними. Наследниками по закону являлись исключительно дети умершего, причем братья устраняли от наследования сестер, которые призывались только при отсутствии у наследодателя сыновей. На получивших наследство братьев возлагалась обязанность выделить своим сестрам приданое, какое смогут дать. Родственники по боковой и восходящей линиям не имели права наследовать. Из наследственной массы часть выделялась на церковь («по душе»), часть - остававшейся вдовой жене наследодателя, а остальное имущество делилось поровну между его детьми. При этом к младшему сыну переходили дом и двор отца. Муж не имел права наследования после жены. Если у умершего не было ни сыновей, ни дочерей, имущество переходило к князю, при наследовании после лиц низшего сословия - смердов - князь получал имущество даже при наличии дочерей.

Псковская судная грамота, памятник права более позднего периода (XIV-XV вв.) различает наследство, оставленное по завещанию («приказное») и наследство, переходящее без завещания («отморшина»). Прежнее отношение между обоими основаниями нарушается и каждое получает самостоятельное значение. Появляется в правах и ответственности тех и других наследников. Завещание, называемое «рукописанием» или «поряной», составляется в письменной форме. Круг лиц, призываемых к наследованию по закону, расширяется путем включения в него боковых родственников – племянников («ближнее племя»). Наследственные права признаются не только за женой после мужа, но и обратно и притом на пользование всем имуществом. Грамота призывает к наследованию и восходящих родственников, отца и мать.

В дальнейшем, вплоть до периода царствования Петра I, мы видим дальнейшее развитие института наследования по закону - развитию наследования по завещанию законодатель практически не уделял внимания.

Указом о единонаследии Петр I в 1714 году установил переход всего имущества к одному сыну. Петром двигали, прежде всего, фискальные мотивы, поскольку раздробление имений при разделе наследства уменьшало их экономическую ценность, что в свою очередь приводило к уменьшению сумм податей, поступивших в казну. Вотчины им поместья сливаются в одно понятие недвижимого имущества. Если наследодатель не назначал сам наследника из своих сыновей, то имущество переходило к старшему из них. Таким образом, завещательное право возвратилось к исходному пункту – свобода завещателя состояла только в выборе члена семьи и завещания в пользу посторонних лиц не допускались. Встретив сопротивление в тогдашнем русском обществе, указ о единонаследии 1714 года был отменен Анной Иоанновной в 1731 году.

Нормы наследственного права, основанные на Соборном уложении 1649г. и последующих узаконениях, были подвергнуты систематизации в Своде законов Российской империи (1835г.) и на всем протяжении его действия (до 1917г.) подвергались уже весьма незначительным изменения. В Своде законов наследственному праву посвящены гл. 5 разд. I и гл. 1-5 разд. II книги III Свода законов гражданских (т. Х ч. 1). Наследство представляло собой совокупность имуществ, прав и обязанностей наследодателя, среди последних особо выделялись долги умершего. Наследование открывалось со смертью наследодателя либо вследствие его безвестного отсутствия, лишения всех прав состояния, пострижения в монахи. В интересах наследников по инициативе частных лиц, полиции, прокурорского надзора, начальства умершего или по собственной инициативе суд принимал меры по охране оставшегося имущества, заключавшиеся в описи имущества, опечатывании и сохранении его до явки наследников и вызове наследников.

Издание в 1832-1833 гг. ч. 1 т. X Свода законов Российской империи явилось итогом систематизации законодательства в области наследственного права за предыдущий период.

Легально определение завещания встречается в т. X ч. 1. ст. 1010 Свода, где указывается, что завещание есть законное объявление воли владельца о его имуществе на случай его смерти. Воля эта должна быть выражена лично самим завещателем и поэтому представительство в завещательном акте не допускалось. Кроме того, что завещание было предсмертным распоряжением об имуществе, закон допускал возможность наличия в завещании распоряжений, направленных на другие предметы: назначение опекунов к малолетним наследникам (т. X ч.1 ст. 227 Свода), назначение душеприказчика, распоряжение на счет похорон и т. п. Допускалось, что содержание завещания могло исчерпываться распоряжением о назначении опеки.

Законом определялось, что все завещания должны были быть составлены в здравом уме и твердой памяти (т. X ч.1 ст. 1016). Действительность завещания предполагала также наличие дееспособности у завещателя в момент составления завещания (т. X ч.1 ст. 1018). Не обладали дееспособностью несовершеннолетние (лица, не достигшие 21 года). Это значительно ущемило завещательные права лиц, вступивших в брак до 21 года и призванных с 20 лет на военную службу.

После Октябрьской революции 1917г. прежнее законодательство о наследовании (т. Х ч. 1 Свода законов) не было сразу отменено, а продолжало действовать постольку, поскольку не противоречило «революционной совести и революционному правосознанию» (Декрет СНК о суде N 1 от 7 декабря 1917г.). В связи с тем, что первые декреты советской власти не затрагивали наследственных правоотношений, суды продолжали применять нормы т. Х ч. 1, касавшиеся состава наследников по закону, порядка составления завещаний и т.п. Разумеется, отпали те нормы старого права, которые относились к сословным привилегиям, ущемляли права женщин при наследовании.

С введением политики военного коммунизма, ставившей целью вытеснение из экономического оборота частнокапиталистических элементов путем национализации мелких и средних предприятий, замену частной торговли государственным распределением продуктов и натурализацию хозяйственных отношений, потребность в нормах, регулирующих переход по наследству частной собственности (каковыми, безусловно, являлись нормы т. Х ч. 1), отпала, и был издан Декрет ВЦИК от 27 апреля 1918 г. об отмене наследования.

Декрет безоговорочно отменил старое наследственное право, придав этой отмене обратную силу в отношении всех наследств, не поступивших во владение наследников до его издания, и одновременно установил новые правила перехода имущества умершего, правда, не назвав их наследованием. Декрет исключал завещательные распоряжения собственника относительно своего имущества и допускал наследование исключительно по закону. Наследниками являлись родственники по прямой восходящей и нисходящей линиям, полнородные и не полнородные братья и сестры, а также супруг умершего. При этом никакого различия между родством брачным и внебрачным не делалось, а усыновленные по отношению к усыновителям и усыновители по отношению к усыновленным приравнивались к родственникам по происхождению.

В русском дореволюционном наследственном праве мы сталкиваемся с законодательным ограничением воли наследодателя. В условиях отсутствия в русском дореволюционном наследственном праве института обязательной доли интересы семьи охранялись с помощью института родовых имуществ, выступившего в качестве своеобразного суррогата обязательной доли. Суть этого института состояла в том, что родовые имения не принадлежали свободному распоряжению собственника ни по завещанию, ни по дарению. Распорядиться родовым имуществом собственник мог лишь в двух случаях:

если он не имел ни детей, ни иных нисходящих по прямой линии родственников и в этом случае, минуя своих ближайших наследников м не взирая на степени родства, лицо могло составить завещание в пользу любого родственника, но лишь «того рода, из которого досталось завещаемое избранному или наследнику имущество» (т. X ч.1 ст. 1068 п.2 Свода);

при наличии нисходящих по прямой линии родственников, завещатель был вправе оставить свое родовое имение или часть его некоторым нисходящим и даже одному из них (т. X ч.1 ст. 1058 п.1 Свода).

Законодатель, впрочем, предусматривал возможность завещания родовых имуществ тем лицам, которые получили бы это имущество и без завещания.

Подводя итог, хочу отметить, что в дореволюционный период отсутствовал законодательный запрет условных и срочных завещаний. Лишь в отношении родового имущества уловные и срочные завещания были недопустимы в силу того, что право на них принадлежало наследникам в силу самого закона.

Помимо указанных общих форм завещаний Русское дореволюционное наследственное законодательство допускало и особые формы завещаний: военно-походное, военно-морское, госпитальное, заграничное, крестьянское, сущность которых легко определить исходя из их названия.

Переход после окончания гражданской войны к новой экономической политике, направленной прежде всего на создание экономического фундамента дальнейшего развития страны, предусматривал использование рыночных товарно-денежных отношений, допущение в оборот различных форм собственности (в том числе частнокапиталистической). В этих условиях потребовали изменения и нормы о наследовании, главным образом, в части снятия установленных в период военного коммунизма запретов наследования частной собственности как меры, стимулировавшей «допущенное законом частное накопление имущества», которое, в свою очередь, находясь в экономическом обороте, способствовало развитию производительных сил страны.

Гражданский кодекс 1922г. установил наследование имущества, какова бы ни была его природа, в пределах 10 000 золотых рублей. Превышение указанного предела допускалось только в случаях, когда в наследственное имущество входили права, вытекавшие из заключенных частными лицами с государством арендных, концессионных и других договоров. Максимум наследования, установленный в целях ограничения накопления крупной частнокапиталистической собственности, сохранялся до тех пор, пока частнокапиталистические элементы участвовали в экономическом обороте наряду с государственной и коллективной формами собственности. С развитием социалистической индустриализации страны, когда частнокапиталистические элементы постепенно вытеснялись из экономического оборота, а вопрос «кто кого» был уже предрешен в пользу государственной собственности, максимум наследования был в 1926г. отменен.

Существенные изменения в наследственное право были внесены Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 марта 1945г. «О наследниках по закону и по завещанию». Указ расширил круг наследников за счет включения в него родителей, а также братьев и сестер наследодателя. Была введена очередность призвания к наследованию по закону. В первую очередь подлежали призванию дети (в том числе усыновленные), супруг и нетрудоспособные родители умершего, а также другие нетрудоспособные лица (ранее эти лица должны были быть еще и неимущими), состоявшие на иждивении умершего не менее одного года до его смерти (ч. 1 ст. 418). Во вторую очередь призывались трудоспособные родители, а при их отсутствии - в третью очередь - братья и сестры умершего (ч. 3 ст. 418).

Существенные изменения в Гражданский кодекс в части, касаемо наследования, были внесены в 1945 году, которые в почти неизменном виде просуществовали вплоть до принятия ГК РСФСР 1964г.

Хотя раздел ГК 1964г. о наследственном праве продолжал действовать вплоть до 1 марта 2002г. без каких-либо существенных перемен, основополагающие изменения, происходившие с начала 1990-х гг. в базовых принципах построения гражданского оборота, коснулись и перехода имущества после смерти гражданина к другим лицам. Прежде всего, произошло уравнение частной собственности с другими видами собственности, были существенно ограничены законодательные запреты, касающиеся видов имущества, которое может принадлежать гражданам. Объектом собственности гражданина, а значит, и объектом наследственного преемства, могли теперь быть земельные участки и другая недвижимость, сложные имущественные комплексы, пакеты акций, многообразные имущественные права, прежде всего связанные с ценными бумагами и интеллектуальной деятельностью. Все это в конечном итоге определило основные направления реформирования наследственного права, которое было осуществлено в части третьей Гражданского кодекса РФ 2001г.

Наследственное право (разд. V ГК РФ), действующее с 1 марта 2002г., освободившись от идеологических запретов и ставших архаичными ограничений, остававшихся в нашем праве с первых лет советской власти, в то же время сохранило преемственность прежнему правопорядку, прежде всего в части социальных начал при определении круга наследников по закону, защиты интересов наиболее уязвимых категорий наследников, сбалансированного сочетания принципов свободы завещания с обеспечением имущественных интересов членов семьи наследодателя, и др. Однако общая оценка этого законодательства, оценка обоснованности предложенных им новаций и эффективности правовых механизмов не может быть дана, пока не накопится значительная практика его применения.