Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Интеллект людей творческих профессий

Без участия интеллекта творчество трудно представить. В какой-то момент Аристотель пришел к выводу, что разум – это не деятельность, а способность к такому поведению. По-видимому, стоит учитывать и точку зрения Ж. Пиаже, который в понятие «интеллект» не только вложил все познавательные процессы человека, но и описал интеллект в целом – как возможность для биологической и психической адаптации. В связи с этими положениями, в нашей работе особое внимание уделяется интеллекту, его связи с творчеством и профессиональной реализацией в творческой деятельности.

Рассмотрим функциональную многомерность влияния творческого процесса на интеллект. Люди более интеллектуально развиты в творческих профессиях?

Наибольшее сближение творчества с задачами интеллекта присутствует в модели интеллекта Дж. Гилфорда. Модель основана на трех критериях, которые описывают различные аспекты интеллектуальной деятельности (операции, контент, результаты). На основе анализа подхода, можно сделать вывод, что понятие интеллекта включает в себя не только аналитические навыки, измеряемые в IQ, но также и особые творческие и практические навыки. Иными словами, человек творческой профессии должен обладать более широким спектром навыков, чем только интеллектуальные. При этом творческие навыки рассматриваются отдельно.

При этом обращает на себя внимание концепция продукта «трансформации». По словам Дж. Гилфорда, основными характеристиками творческих людей являются способность к трансформации и дивергентность мышления.

В то же время, мнение российского социолога Ф.Н. Ильясов приближает понятие интеллекта к творчеству. Он определяет интеллект как «способность человека создавать в ходе самообучения программы (в первую очередь эвристические) для решения задач определенного класса сложности, и решать сопутствующие проблемы». Интересно отметить, что интеллект творческого человека также оставляет за собой право выбирать логический или интуитивно понятный способ решения проблемы.

Изучив различные мнения, мы приходим к выводу, что интеллект людей творческих профессий нельзя назвать более развитым. Их профессиональная успешность зависит от комплекса других навыков и практических способностей.

Вместе с тем, нет валидного метода измерения творчества. По мнению Э.П. Торренса, творческий тест в принципе невозможен, он никогда не получит окончательной разработки. Установить прямую корреляцию с интеллектом, таким образом, также не представляется возможным.

Однако, следует отметить, что занимаясь творчеством, личность не только познает прекрасное, но и развивает свой интеллект. Интеллект, в свою очередь придает утонченность творчеству. В процессе личностного роста и развития творческие способности не формируются, а высвобождаются, так считают многие психологи и преподаватели творческих специальностей.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Ильясов Ф.Н. Разум искусственный и естественный // Известия АН Туркменской ССР. Серия общественных наук. – 1986. – № 6. С. 46-54.
  2. Модель интеллекта Дж. Гилфорда / Дж. Гилфорд. – электронный ресурс. – Режим доступа: http: //biofile.ru/psy/11412.html