Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Гропиус

В первые годы Гропиус уделял большое внимание ручному декоративно-прикладному искусству, индивидуальности и экспрессионизму. Середина 1920-х годов ознаменовала собой поворотный момент для Баухауза — в эти годы Гропиус берет курс на функциональный, доступный дизайн и промышленное производство. (Рис 1)

Архитектор активно экспериментирует со сборными бетонными конструкциями. В поселке Дессау-Тёртен по его проекту в три очереди возводятся 370 однотипных жилых домов.(рис 2, рис 3) Функциональный метод проектирования Гропиус воплотил в комплексе, сооруженном в Дессау и ставшем хрестоматийным примером. Программа его соединяла административные, учебные, производственные, социальные и бытовые функции. Чистая функциональность композиции лишь декларативна. Она сформирована в неменьшей мере на основе эстетических принципов неопластицизма и той конструктивистской игры динамичными сочетаниями объемов, которую эффектно демонстрировал в своих «про- унах» Эль Лисицкий. Обратившись к игре функциональных и эстетических факторов формообразования, Гропиус создал здание метафору. Этой метафорой раскрывается содержание социокультурной установки, лежащей в основе Баухауза. Реализованная идеальная ячейка утопического гармоничного общества будущего — таков смысл идеи Баухауза, заложенной в архитектурную метафору. На этом идеале сходилось этическое и эстетическое. Он казался тем связующим началом, через которое осуществляется то «новое единство» искусства и техники, о котором мечтал В. Гропиус. Здание должно было стать основой творимого мифа. Впоследствии разработки немецкого модерниста окажут значительное влияние на социальное строительство в Германии и странах Восточной Европы.

Эйфорию, однако, подтачивали сомнения. Утопические мечты космического размаха, которым предавались во время начальной экспрессионистической фазы Баухауза, были отвергнуты в пользу «малых утопий» функционального подхода. Но и они осуществлялись трудно, а результаты слишком отличались от задуманного. Шлеммер размышлял в конце 1924 г.: «Утопия» — удивительно, как мало до настоящего времени осуществлено. Материалистически-практичное время потеряло подлинный дух игры и чуда. Дух полезности оказался лучшим средством, чтобы убить его». Очевидной сомнительностью смущал и один из главных постулатов, принятых сообществом Баухауза. Г. Мухе в 1926 г. писал: «Искусство и техника не являются новым единством; они остаются различными по существу в своей созидательной ценности. Границы техники определяет действительность. Искусство может возникать в своей ценности только как идеальное целеполагание». Неуверенность, сомнения возникли и у самого Гропиуса. В конечном счете они, по-видимому, и привели его к не получившему убедительных объяснений отказу от руководства училищем и уходу из него, когда, казалось, оно находится в зените своего развития, завоевывая все более широкий международный авторитет.

В 1925-26 годах в городе Дессау (Германия) по проекту Вальтера Гропиуса для Баухауза строится комплекс зданий, ставший чем-то вроде манифеста, который наглядно представлял принципы рационалистичной архитектуры. Смелость в асимметричных формах построения масс отражала функциональные процессы. (рис 5)

Вместе с уходом Гропиуса завершилась в 1928 г. функционалистическая фаза развития Баухауза. Лишь за год до этого шага он смог создать полноценное архитектурное отделение, для руководства которым пригласил швейцарского архитектора Ханнеса Мейера (1889— 1954). Как ни странно, при всей настойчивости утверждения строительства здания как конечной цели совместной художественной деятельности, архитектурой в Баухаузе занималось ранее лишь собственное проектное ателье Гропиуса.

В 1926 г. он опубликовал статью «Новый мир», где определил основы своей концепции: решительный разрыв с прошлым, признание определяющей роли технических и научных факторов современности; строительство — явление, определяемое техническими, биологическими, но не эстетическими факторами; жилой дом — машинерия для удовлетворения физических и психических потребностей. В его тезисах очевидны некие отсветы идей Ле Корбюзье, Эль Лисицкого, Ван Дусбруга. Но главное в них определяется проекцией технократической утопии на социальные проблемы времени.

Глубоко преданный своей стране, Гропиус до последнего не хочет уезжать из Германии. Но его либеральные взгляды и компрометирующие в глазах Третьего рейха связи делают его слишком заметным и не оставляют ему выбора. В 1934 году архитектор с семьей тайно бежит в Великобританию под предлогом поездки на конференцию в Италию. В Лондоне архитектор работает в составе модернистского бюро Isocon. Единственным крупным английским проектом Гропиуса становится строительство сельской школы в Импингтоне. (рис 6)

Опасаясь немецкой оккупации, Гропиус принимает приглашение Гарвардского университета, в 1937 году эмигрирует в Америку и вступает в должность профессора архитектуры. Вскоре после переезда он берется за проектирование собственного дома в пригороде Линкольна. Здание, ставшее первым образцом «интернационального стиля» в Америке, положит начало модернистскому архитектурному движению.

В 1938 году архитектор участвует в конкурсе на создание проекта Уинстонского колледжа, однако конкурс был проигран. А в 1945 году Гропиус создаёт «ТhеArchitectsCollaborative» - бригада из 8 молодых архитекторов. Они строят целый ряд выдающихся сооружений, и в 1949-50 годах именно этому товариществу выпала честь построить Гарвардский центр в Кембридже.

Гропиус продолжает работать над созданием и реконструкцией целых населённых пунктов, применяя прагматизм и идеи ломаных линий. Деятельность объединённых архитекторов постепенно расширилась. Административные здания, музеи, мечети, учебные корпуса – всё это огромный проект багдадского университета. (рис 7)

Далее, с 1962 года, Вальтер Гропиус начинает застраивать Западный Берлин, район которого сегодня носит его имя. Все особенности творческой индивидуальности мастера Гропиуса проявлены в здании Американского посольства в столице Греции. Здесь отражены все достижения архитектора за 50 лет его творческой деятельности. Умер Вальтер Гропиус в Бостоне в 1969 году

Изображения

Рис1

Рис2

рис 3

рис4 Дом Гропиуса

рис5

рис 6

Рис 7

Использованная литература:

  1. http://www.archandarch.ru/%D0%B0%D1%80%D1%85%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%BE%D1%80%D1%8B/%D0%B2%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D1%82%D0%B5%D1%80-%D0%B3%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%83%D1%81/
  2. https://losko.ru/walter-gropius/
  3. https://architecturalidea.com/funkcionalnyj-metod-proektirovanija-gropius/