Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Эмоционально-смысловая мотивировка звукового оформления фильма на примере фильма Отара Иоселиани "Листопад"

Картина Отара Иоселани "Листопад" повествует нам о жизни молодого парня, который пришел устраиваться на работу в винодельческий завод. На протяжении всего фильма, происходящее на экране обязательно будет иметь богатое звуковое сопровождение. С самого начала, еще до знакомства с главным героем, нашему взгляду представиться процесс сбора урожая людьми, из которого в будущем и будет изготавливаться вино. Данный набор сцен переполнен самыми различными звуками. В них присутствует все: от шума листьев виноградных и скрипящих телег до пения взрослых и детей. Пение птиц и разговоры людей, которые в русском дубляже даже не были озвучены, доносятся всегда будто издалека, лишний раз показывая зрителю, что все это направлено на создание соответствующей атмосферы, и присутствует здесь не для продвижения сюжета фильма. Лишним доказательством этому являются кадры застолья, в которых демонстрируются люди, произносящие, но звука голоса мы при этом не слышим. Нашему вниманию предоставляются исключительно звуки, которые являются результатами действий, происходящих на экране (шум посуды, звук воды, которую разливают по стаканам и т.д.) и закадровые песнопения, с которыми мы уже знакомы по прошлым кадрам.

Дальше происходит знакомство с героями данной картины. С Отаром и Нико. Они вводятся параллельно. Изначально перед нами предстает Отар, который куда-то собирается. Мы видим его споры с родителями, его нежеланием подчиняться их правилам, что касается и рубашки, и еды, однако, в конце он все же идет у них на поводу. На фоне приглушенно играет советское радио с утренней гимнастической программой, по которому можно понять, что действие происходит утром. Примечательно то, что когда действие переносится к главному герою картины Нико, громкость этого радио сильно усиливается, что дает нам понять, что это не просто закадровая музыка, а своего рода тоже действующее лицо картины, которое повествует нам о том, что Нико и Отар - соседи, просто Нико находится в разы ближе к источнику звука, а возможно она и вовсе играет именно у него в квартире. Таким образом, фильм дает нам понять, что звуковое сопровождение является неотъемлемым инструментом создания неповторимой атмосферы. Хотелось бы отметить, что фильм разбит на дни недели. Каждому дню недели соответствует свой романс, который не повторяется между собой и служит для подготовки зрителя к грядущим событиям, а самое главное, настроению следующего дня. По мере просмотра картины мы будем глубже познавать характер Нико. Характером он еще очень молод. Хотелось бы отметить сцену, в которой он зацепился за подъемник для бочек вина и стал кататься на нем. В данной сцене совершенно отсутствуют иные звуки, мы слышим только сам подъемник. Таких акцентов в фильме будет предостаточно. Каждый раз, когда фильм хочет сосредоточить наше внимание на чем-то конкретном, другие звуки словно исчезают, и мы остаемся наедине с этой важной сценой. Примером этого является игра в бильярд, с помощью которой показывается надменность управляющего в отношении главного героя, ведь во время разговора с ним даже по самым важным темам, он не прерывается от игры в бильярд. Более того, это продолжается и тогда, когда ребенок практикуется в игре на пианино, прекрасную мелодию которого и заглушают громкие звуки удара кия о бильярдные шары. Так же, в самом начале картины, пока главный герой собирался на работу, всюду были слышны голоса его родных и близких, пока не прозвенели часы, после чего все остальные звуки пропали. В данной картине звук является лишь дополнением происходящего, услышав его без видеоряда невозможно понять, что происходит на экране, что показывает его неразлучность с происходящим на экране. Звуки настолько уникальны, что действие переносится в шумный город, зритель даже немного теряется, ведь здесь автор не стесняется использовать много шумных звуков, что касается, как и аккомпанемента, который звучит на протяжении всего эпизода на улице, там и шума повседневной жизни в виде трамваев, голосов жителей и т.д. В момент словесной перепалки главного героя с бывшим ухажёром девушки, музыка становится очень громкой, словно заглушая их диалог, из-за чего не можем услышать ни единого слова, что делает сцену очень ироничной, ведь музыка остается все такой же веселой и воодушевляющей. В фильме речь подается очень хорошо. В ней нет излишней пафосности или утрированности. Эмоции работников переданы так, что создается впечатление того, что перед нами обычные работники, а не актеры. Это используется и для раскрытия главного героя тоже. при том, что он поступает согласно своим принципам, в диалогах с другими людьми он не переходит на злость и агрессию, он не повышает свой голос, хоть ему и не нравится, что люди его все время недооценивают и подгоняют его. В фильме есть и музыка, которая словно призывает нас расслабиться, например известная композиция "Валенки" в исполнении Лидии Руслановой, которая играет во время спокойного обеденного перерыва, так же зачастую известные мотивы поет и экскурсионная группа, которая ходит по территории завода, которые продолжают петь даже после того, как им дают выпить испорченное вино, не сказав им об этом ни слова. В фильме присутствует и таинственный мотив, который играет лишь на пару секунд вовремя погони бывшего парня за главным героем, которая заканчивается неудачей. После визита девушки, он пытается уйти, в следствие чего его ждет очередной конфликт, который заканчивается тем, что его бьют. Он уходит, начинает играть грустный мотив. До этого момента, действия Нико не сопровождались молодями, были слышны лишь акцентирующие звуки. Эта мелодия будет повторена и немного позже, когда, не найдя себе хорошей компании и человека, с которым он бы мог поговорить, он начнет возвращаться домой. Это важный момент в становлении Нико, как новой личности. Фильм дает нам понять, что он очень одинок, его принципы и ребячество не дают найти ему нужного человека. И наконец, дома, он впервые поднимает голос. Его семья воспринимает его как ребенка. В этой сцене голос Нико звучит гораздо громче обычного, отчетливо показывая изменения в его характере. Он продолжает кушать в полном одиночестве. В начале последней главы звучит тревожная, которая показывает состояние Нико. Изменения в характере показываются сразу же, когда он отказывается пожать руку в ответ. Он больше не общается со всеми открыто, его речь стала очень громкой и грубой, он ведет себя, как другой человек. Он принимает решение залить клей в бут с испорченным вином, чтобы сделать его непригодным для разлития. Данный процесс имеет два ярко-выраженных звука. Первый - звук воды. До этого мы часто слышали вино в этом фильме. Оно разливалось по стаканам, выливалось в бочку, даже на пол. Но теперь это клей, который заливается в бочку с вином. Второй звук - звук мела, которым он рисует крест на этом буте. Нико не поступился своими принципам, даже оставшись совершенно один. На его лице проскальзывает улыбка. Хоть он и не хочет быть один, он не готов идти на уступки. За содеянное его вызывают к директору, когда он заходит в кабинет, шум граммофона на заводе остается за захлопнутой дверью. Его не наказывают за его поступок, а наоборот поощряют, что не укладывается в голове у Нико, и он не может ничего ответить. В самом конце начинает снова играть уже хорошо знакомая нам мелодия. Нико снова играет в футбол, показывая, что свой характер он все же полностью не изменил.