Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Договоры присоединения: правовая природа, особенности заключения

В условиях формирования и развития рыночной экономики в России, основываясь на началах диспозитивности, договор является идеальной формой регулирования отношений, складывающихся в гражданском обороте, поскольку производство и обмен приводятся в движение личной заинтересованностью и инициативой самих участников такого оборота. Договор позволяет оперативно и гибко устанавливать экономически эффективные правоотношения между общественными сферами производства и потребления. В силу этого с помощью именно договорно-правовой формы можно добиться в экономике необходимого баланса между спросом и предложением, насытить рынок товарами, в которых нуждается потребитель, и обеспечивать обмен произведенными материальными благами. Система договоров стала ядром рыночного механизма. Именно это обусловило то, что в современном гражданском праве повышается роль договора.

Переход российского общества к рыночной экономике с неизбежностью предопределил не только центральное место договора в правовом регулировании имущественного оборота, но и необходимость законодательного закрепления новых гражданско-правовых договоров. Гедеман очень точно заметил, что «как только оборот принимает новые формы, так сразу рождаются новые типы обязательств»6.

Одной из новелл в российском гражданском праве является договор присоединения. Ранее действовавшее гражданское законодательство не содержало норм, регулировавших порядок заключения договоров посредством присоединения к стандартным условиям договора.

Сущность договоров присоединения состоит в том, что условия данных договоров определяются одной стороной в формулярах и иных стандартных формах и могут быть приняты другой стороной не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом (п. 1 ст. 428 ГК РФ).

Необходимость правового закрепления такого гражданско-правового договора связана с все более широким использованием предпринимателями типовых и стандартизированных договоров в гражданском обороте, что обусловлено развитием длительных и устойчивых хозяйственных связей между субъектами имущественного оборота, увеличением продолжительности действия договоров, усложнением непосредственно договорных процессов и их содержания.

В настоящее время можно утверждать, что складывается мировая тенденция изменения значения и функций договора, в связи с чем, индивидуальные отношения все в большей степени регулируются стандартными формами договоров или формулярами. «Массовое производство и потребление в XX веке объективно требуют стандартизации правил экономического оборота. Она обеспечивает как оперативность в установлении договорных связей, которая невозможна при длительном индивидуальном согласовании каждого условия договора, так и предупреждение навязывания монополистами обременительных условий реализации товаров, выполнения работ и оказания услуг» .

Необходимо отметить, что индустриальное развитие стало непосредственно сказываться на гражданско-правовых институтах уже в XIX веке. Так, в период промышленного капитализма правовое значение договора в гражданском обороте возросло по сравнению с тем, которое договор имел на более ранних этапах экономического развития. К началу XX века договор является основным юридическим средством обмена товарами и услугами, поскольку развитие производства, усложнение экономических отношений, вовлечение в сферу гражданского и торгового оборота всех видов собственности и капитала - все это создавало потребность в постоянно расширяющемся использовании договорной формы и возникновении новых гражданско-правовых договоров. Весь путь товара от производителя к потребителю приобретает договорную форму. Договор становится главным основанием возникновения гражданско-правовых обязательств, в форму которых облекаются разнообразные хозяйственные связи между капиталистическими предприятиями, между предприятиями и потребителями, приобретающими их товары и пользующимися их услугами.

Правовое регулирование заключения договоров присоединения

В соответствии со ст. 428 ГК РФ устанавливается новый специальный порядок заключения договора - путем присоединения в целом к заранее разработанным одной из сторон условиям договора. Именно такой особый порядок заключения является тем критерием, в соответствии с которым производится выделение договоров присоединения в отдельный универсальный род договоров.

Анализ положений п. 1 и п. 2 ст. 428 ГК РФ дает основание полагать, что в ст. 428 ГК РФ речь идет об уже заключенном договоре присоединения. Вместе с тем, и в ст. 428 ГК РФ, и в главе 28 «Заключение договора» отсутствуют какие-либо нормы, непосредственно определяющие порядок заключении договоров присоединения. Следствием данного пробела в законодательстве явилось то, что уже в настоящее время четко обозначился ряд теоретических и практических вопросов, связанных с заключением договоров присоединения, в частности, допустимости преддоговорных споров, возможности инкорпорации заранее разработанных одной стороной условий в содержание договора и пр.

На современном этапе к отношениям, возникающим в связи с заключением договоров присоединения, очевидно, должны применяться общие положения о заключении договоров, предусмотренные главой 28 ГК РФ с учетом особенностей правового регулирования, предусмотренного ст. 428 ГК РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами в надлежащей форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Законодательством предусмотрена процедура, при которой соглашение сторон об установлении договорных отношений считается достигнутым, а договор оформленным. Эта процедура состоит из предложения о заключении договора (оферты), исходящего от одной стороны, и принятия этого предложения другой стороной (акцепта) ".

В литературе высказываются иные точки зрения . Так, некоторые авторы выделяют такие стадии заключения договоров как направление оферты и получение акцепта1 4. Другие полагают, что необходимо выделять такие стадии как направление оферты, получение акцепта, принятие предложение акцептантом и получение акцепта оферентом.

Полагаем, что обязательными для всех случаев заключения договоров являются две стадии: оферта и ее акцепт. Получение акцепта оферентом, рассмотрение оферты в случаях обязательного заключения одной из сторон договора и т.п., на наш взгляд, следует рассматривать в качестве этапов двух основных стадий заключения договора (оферты и акцепта). При этом, очевидно, что данные этапы обладают правовым значением при заключении договора. Поэтому вряд ли можно признать состоятельной аргументацию некоторых авторов, что подобное деление стадий заключения договора «отвергает юридическую значимость факта получения акцепта лицом, направившим оферту» .

В то же время, представляется целесообразным выделение такой факультативной стадии заключения договора как переговоры сторон. Выделение переговоров, предшествующих заключению договора, в качестве самостоятельной стадии обусловлено тем, что, во-первых, по своей правовой природе данная стадия не может рассматриваться в качестве этапа стадий оферты или акцепта; во-вторых, в некоторых случаях законодателем придается особое правовое значение преддоговорным контактам сторон (например, при толковании судом условий договора (п. 2 ст. 431 ГК РФ), недопустимость преддоговорных споров при заключении договоров присоединения в порядке ст. 428 ГК РФ).

П. 1 ст. 435 ГК РФ определяет, что офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение.

Согласно ст. 421 ГК РФ условия договора формируются по усмотрению сторон. Исключения составляют случаи, когда содержание конкретного условия предписано законом или иными правовыми актами. Однако следует отметить, что содержание договора присоединения формулируется только одной стороной, в случае согласия с содержанием договора, предложенным оферентом, другая сторона присоединяется к таким условиям в целом. Поэтому следует согласиться с высказанным в правовой литературе мнением, что оферентом в договорах присоединения выступает та сторона, которая определяет условия договора в формуляре или иной стандартной форме. При этом другая сторона (присоединяющаяся) может лишь обратиться с предложением направить оферту .

Характеристика явно обременительных для присоединяющейся стороны условий

Выявляя правовую природу договоров присоединения и анализируя механизм правового регулирования заключения договоров путем присоединения, необходимо остановиться и на проблеме включения оферентом в стандартные формы договоров явно обременительных для присоединяющейся стороны условий. Данная проблема получила свое отражение в законодательстве и практике большинства развитых стран. Это объясняется тем того, что одна из сторон договора присоединения при разработке содержания формуляра или иной стандартной формы договора стремиться не только к рационализации и упрощению порядка заключения и исполнения договора, но и пытается в большинстве случаев в ущерб интересам контрагента улучшить собственную позицию по сравнению с той, которая установлена диспозитивными нормами закона.

Наиболее остро проблема включения оферентом в содержание договоров присоединения явно обременительных условий возникает, когда присоединяющейся стороной выступает потребитель. В действительности, обладая интеллектуальным и экономическим преимуществом и сознавая, что потребитель не имеет реальной возможности обсуждать условия заключаемых договоров, предприниматель зачастую пытается уклониться от установленных законом обязанностей, ограничить или вовсе исключить свою ответственность перед контрагентом за исполнение договорных обязательств и возложить на потребителя дополнительные, непредусмотренные законом обязанности. Как справедливо заметил Д. Трейтель, «целью использования формуляров является и реализация экономического превосходства в договорах между поставщиками товаров и услуг, с одной стороны, и с потребителем - с другой» .

Так, еще в конце XIX века в Великобритании «в делах о проездных билетах» общества, занимавшиеся железнодорожной и морской перевозкой грузов и пассажиров, воспользовавшись своим правом формулирования в одностороннем порядке всех условий договоров перевозки груза и пассажиров, а также тем, что контрагент не имел реальной возможности каким-либо образом повлиять на содержание данных договоров и мог лишь присоединиться к таким стандартным условиям, стали определять содержание данных договоров таким образом, чтобы обеспечить себе максимально выгодное положение и исключить всякую ответственность перевозчика. В результате этого клиенты стали фактически бесправными .

Конечно, обременительные условия могут присутствовать и в договорах, положения которых индивидуально обсуждаются с потребителем, однако именно договоры присоединения создают широкое поле для нарушения прав потребителей. Зарубежные исследователи1 этой проблемы выявили ряд причин, способствующих нарушению прав потребителей в таких договорах. В частности:

среднестатистический потребитель, как правило, просто не знает общие (стандартные) условия договоров, разработанные торговыми палатами, штаб-квартирами компаний и корпораций и включенные в договор путем ссылки в договоре на эти общие условия;

потребитель получает возможность ознакомиться с полным текстом договора. Однако шрифт текста и его объем обычно не вызывают у потребителя желания внимательного его прочитать; зачастую потребитель, не будучи специалистом в области юриспруденции и сфере продажи и услуг, не может понять смысла прочитанного текста;

потребитель, даже осознавший смысл договора, обычно рассчитывает на то, что событие, с которым связано исключение или ограничение ответственности предпринимателя, не наступит или что предприниматель не прибегнет в этом случае к практическому применению оговорок в договоре;

нередко потребитель оказывается не в состоянии внести изменения в договор, поскольку работник фирмы продавца или исполнителя работ (услуг) не уполномочен вносить изменения в договор.