Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Новые тенденции в решении предметно-промышленной среды

Содержание:

Введение

Промышленный дизайнер в силу своей этической и эстетической миссии, а так же из-за соображений своей конкурентоспособности обязан следить за изменениями, происходящими на рынке промышленной продукции. Традиционно одним из самых интересных с эстетической точки зрения оказывается рынок всевозможных бытовых приспособлений и устройств. Особое место в этой категории занимают товары для кухни. Здесь обнаруживает себя относительно новый на сегодняшний день подход в создании образного предметного строя кухни. Фирмы и компании OTOTO, Alessi, Joseph Joseph, Doiy, Suck Uk, Umbra, Rocket и др. предлагают продукт, способный удивить покупателя. Эти изделия привлекают яркостью морфологического и цветового решения. Их форма аппелирует к заложенным в сознании человека символам, что может при первом взгляде затруднить понимание назначения этих изделий. Не смотря на то, что эти вещи производятся из дешёвого сырья, их цена достаточно высока для подобных изделий широкого потребления, что говорит об их значительной востребованности. Спрос на дорогие пластмассовые «необычности» с иногда неясной узкоспециализированной функцией может быть интерпретирован только с ценностных позиций.

Основная часть

Особенно актуальным такое исследование выглядит с точки зрения осмысления их в традиционном для XX-го века функциональном пространстве кухни. Несмотря на «критику традиций функционализма», этот творческий подход остаётся востребованным и “существенно влияет на стилеобразующие процессы в предметно- пространственной среде в целом”. [В эпоху постмодернизма мы до сих пор настойчиво упражняемся в функциональном формообразовании, поэтому появление продуктов, форма которых не приспособлена к функции, смущает и требует разъяснения.

При таком исследовании необходимо рассмотреть, почему зона кухни в жилище стала площадкой для появления данных объектов, обозначить их социокультурные смыслы. Выявление этих смыслов возможно лишь при особом подходе, сформулированном А.Л. Дижуром: “с одной стороны, осмысливая каждый предметный объект как вещественное свидетельство духовной жизни эпохи, а с другой, пытаясь наряду с “объектным” способом исследования в каждом случае по возможности глубже осознать особенность мироощущения того типа личности, который в данном объекте отражен” . Таким образом, необходимо понять, какие культурные смыслы исторически заложены в пространстве кухни и как они взаимодействуют с образными характеристиками вводимых в это пространство новых изделий.

“В эпоху ашеля, на евразийском материке произошло событие огромного исторического значения – благодаря очагу пещера, землянка или иное укрытие превращается в дом, значение которого, как основы материально-духовной среды человека на всем дальнейшем протяжении истории переоценить невозможно”. В дальнейшем жилище – это большой общинный дом со многими регулярно размещенными очагами и главным очагом в центре, с кладовыми для хранения общих припасов. Таким образом, уже с древнейших времен начала складываться морфология и вкладываемая в неё символика среды обитания людей, где пространство приготовления пищи с очагом, трансформировалось в некий центр вселенной, точку отсчёта координат для населяющих этот дом людей. Оно насыщалось объектами, которые давали понимание о предпочтениях населявших данный дом, об их мироощущении.

Такое почтительное отношение к очагу сохранялось на протяжении многих веков, пока в связи с культурными и общественными изменениями место приготовления пищи не стало восприниматься как некое подсобное помещение. В это время кухня стала  считаться самой ущербной и грязной частью дома. Такое отношение мы можем увидеть на работах русских художников Г.А. Крылова , В.Г. Малышева, З. Серебряковов. Кухонным сценам посвящены работы зарубежных художников И. Юттевальда , Д. Тениерса младшего , П. Хиллестрома ,  М. Дроллинга  , А.Л. Цорна , Д.Г. Галеацци и др. Эти картины дают нам представление об интерьере и оборудовании русской и европейской кухни XVI - начала XX веков. На всех полотнах это достаточно темное, закопченное помещение с нехарактерной для этой зоны жилища мебелью. Среди кухонной утвари металлическая и керамическая посуда, котлы, ручные кофемолки, различные ступки, сито, плетеные из лозы изделия, мышеловки. На картине А. Л. Цорна “Кухня” мы видим, что пространство кухни иногда использовалось и как прачечная.

Тем не менее, двадцатый век вернул кухне статус одного из важнейших, даже превалирующих в пространстве жилища помещений - и композиционно, и содержательно. В эпоху научно-технической революции именно зона кухни, доставшейся нам от предков в качестве центра вселенной, становится площадкой внедрения новых технологических инноваций. Философия функционализма нашла своё применение и раскрытие в решении наиболее сложного в быту функционального узла. Вместе с тем, научный позитивизм, завладевший сознанием масс, стал выражаться в моде на высокотехнологичное оснащение кухонного пространства. “В отношениях с другими людьми человек сталкивается с активным целенаправленным поведением окружающих, которые выражают свое ценностное отношение к миру вещей, осуществляют свои эстетические представления в выборе определенных элементов предметно-пространственной среды и ее организации и выставляют свои критерии оценки в качестве нормы, которой должны следовать остальные, утверждая тем самым особый стиль жизни” . Обставляя кухню как воображаемый космический корабль, человек по-прежнему самовыражался через создаваемый им образ предметно-пространственной среды.

Тем не менее, кухня оставалась территорией, на которой особенно осязаемы стилистические изменения, отражающие подвижки в мировоззрении человека. Это связано и с тем, что именно в данной зоне жилища существует возможность постоянно обновлять технику, которая приобрела значимую роль в предметной среде жилища вообще и кухни, в частности.

Сегодня в интернет-магазинах, посвящённых оборудованию для кухни, можно найти до 50 единиц техники, призванной облегчить труд домохозяйки. Отличительной чертой современной кухни стало также увлечение техникой, приближенной к профессиональной, в стиле high-tech и industrial. Техника для дома носит характер профессиональной с ее подчеркнуто технологичным дизайном и называется Pro Line — профессиональная линия. Зона кухни превратилась в цех с большим количеством бытовой техники и оборудованием, изготовленным из промышленных материалов.

Об увлечении “профессиональным” оборудованием с большим юмором пишет американский социолог Дэвид Брукс. Современную кухню он называет “авиационным ангаром со всеми коммуникациями” или “кулинарным парком аттракционов, где владельцев ожидает целый ряд незабываемых переживаний”. По его мнению, современная плита скорее похожа на “никелированную стену атомного реактора”, с горелками, напоминающими “сопла космических ракет-носителей”, холодильник – на поставленный на попа микроавтобус, “и все должно быть покрыто металлом с таким содержанием никеля, что магниты не пристанут”. Выполняя такие потребительские запросы, выросло большинство гигантов производства бытовой техники - Electrolux, (включающий Zanussi, AEG, REX, Zoppas, Flymo, Partner, Westinghouse, McCulloch, Eureka), Moulinex, Bosch и т.д. За время доминирования, функциональный дизайн и high-teck потеряли для потребителя свою агрессивность и стали восприниматься как демократичное оборудование. Кухня - цех - территория с технократической концепцией – естественное состояние этой зоны жилища. Подобный взгляд на данное решение жилой среды, в частности зоны кухни, “не только понят, но и принят потребителем, то есть не вступает в конфликт с имеющимся… представлениями, отложившимися в сознании потребителей в виде ценностно окрашенных установок не на конкретную форму изделия, а на несомый ею образ потребления и самого потребителя” . То есть кухня как территория с технократической концепцией – традиционное на сегодня художественное решение этого пространства.

Однако вместе с привыканием к футуристическому хай-теку в быту произошло его творческое переосмысление в сторону несерьёзности и игрового момента.

Например, рекламируя продукцию фирмы Moulinex, авторы дизайн-концепции её оборудования пишут:

“Этой марке присущи легкость и игривость. Использование приборов Moulinex — это как игра, забавная и совершенно необременительная”. Здесь акцентируется слово “игра”, однако под игрой здесь подразумевается “игривость использования”. Формообразование бытовой техники по-прежнему тяготеет к сложным футуристическим структурам. Образы кухонных комбайнов, мультиварок, измельчителей и т.д. привнесены из космических технологий со сложным алгоритмом использования.