Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Взгляды В.А. Сухомлинского на обучение и развитие детей (Жизненный путь и профессиональное становление В.А. Сухомлинского)

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

С каждым годом все большее внимание мировой научной и педагогической общественности привлекает творческое наследие и педагогические труды Василия Александровича Сухомлинского. В. А. Сухомлинский по праву именуется педагогом-новатором, поскольку разработанная и внедренная им педагогическая система в значительной степени обогатила существующую на тот момент теорию и практику образования и воспитания и стала революционной вехой в развитии отечественной педагогики.

В. А. Сухомлинский одним из первых обратился к разработке гуманистических традиций в отечественной педагогике. В своем труде «Проблемы воспитания всесторонне развитой личности» он закрепляет основные гуманистические идеи, которые впоследствии нашли отражение в трудах педагогов 80-90 х годов ХХ столетия, выступающих против авторитарного режима школы, предлагающих двигаться в направлении становления новой личности ученика- свободной и инициативной.

На современном этапе развития педагогической мысли перед педагогами стоит еще более амбициозная задача - воспитание личности творческой, активной во всех сферах жизни, гибкой.

«Воспитание- процесс организованного и целенаправленного воздействия на личность и поведение ребенка, одна из сторон научения, еще один аспект социализации ребенка»[1]. Также важно понимать воспитание в контексте взаимодействия ребенка и взрослого их взаимодействие.

Воспитание- основа формирования личности, которое происходит только при синтезе аспектов физического, нравственного, умственного, трудового и аскетического воспитания. Все эти аспекты воспитания нашли отражение в педагогических трудах В. А. Сухомлинского.

Объектом курсовой работы является педагогическая деятельность В. А. Сухомлинского, предметом- взгляды В.А. Сухомлинского на обучение и развитие детей.

Цель работы- определить основные принципы педагогической системы В.А. Сухомлинского, сформировавшие его взгляд на обучение и развитие детей.

Из поставленной цели вытекает ряд задач:

  1. изучить жизненный путь В.А Сухомлинского;
  2. изучить основные педагогические труды В.А. Сухомлинского и на их основе сформулировать основные педагогические взгляды авторы;
  3. определить роль педагогических взглядов В.А. Сухомлинского в развитии теории и практики педагогики сотрудничества;
  4. выявить основные гуманистические идеи автора, ставшие впоследствии базисом теории и практики личностно-ориентированного образования.

Теоретическую основу курсовой работы, в первую очередь, составляют труды самого В.А. Сухомлинского, а также отечественных педагогов.

Методологическую основу курсовой работы составляют общенаучные методы познания: изучение, анализ и синтез.

Работа состоит из введения, 2 глав, включающих в себя 4 параграфа, заключения и списка использованных источников, содержащего 23 наименования. Содержание изложено на 26 страницах.

ГЛАВА 1. ЖИЗНЬ, ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ В.А. СУХОМЛИНСКОГО

1.1 Жизненный путь и профессиональное становление В.А. Сухомлинского

Василий Александрович Сухомлинский родился в семье крестьянина в Кировоградской области 28 сентября 1918 года. Детство мальчика проходило так же, как детство любого ребенка крестьянина тех лет. Примечательно, что все четверо детей семьи Сухомлинских стали педагогами и преподавали родной украинский язык, хотя Василий Александрович сначала чуть было не избрал для себя медицинское поприще, но отношения в медицинском техникуме не сложились.

В 1933 года В.А. Сухомлинский поступает на факультет языка и литературы педагогического института города Кременчуг, на очном отделении которого учиться только 2 года, впоследствии переходит на заочное Полтавского института и уже в 1935 году начинает преподавать в школе недалеко от своего родного села.

Именно в Полтавском институте Василий Александрович получает фундаментальные знания в области педагогики, умения работать с детьми.

После окончания института Сухомлинский два года преподает детям в школе родной язык.

Коррективы в педагогическую карьеру В.А. Сухомлинского вносит война. В 1941 году двадцатитрехлетний юноша уходит добровольцем на фронт и уже меньше чем через год становиться политруком роты, активно участвует в боевых действиях.

9 февраля 1942 года стало переломным для В.А. Сухомлинского. В сражении подо Ржевом Василий Александрович был тяжело ранен в область груди и с фронта отправлен в госпиталь на Урал, где спасен только благодаря невероятному упорству и таланту врачей. Осколок от снаряда навсегда остался в груди В.А. Сухомлинского, по решению врачебной комиссии он больше негоден к военной службе и демобилизован в запас.

После демобилизации Сухомлинский остается на Урале. Его назначают директором Уфимской средней школы где он работает до 1944 года. В 1943 году в качестве директора вступает в Коммунистическую партию Советского союза .

Как только советские войска освободили родные места В.А. Сухомлинского в Кировоградской области он уезжает на малую родину. Его назначают главой Онуфриенского района, но работа в администрации его тяготит, Сухомлинский мечтает вернуться в педагогику, что и происходит в 1948 году[2].

В 1948 году Василия Александровича назначают на должность директора Павлышской школы, которая ничем не выделяется среди средних школ Совесткого Союза, еще и изрядно пострадала во время войны. На этой должности Василий Александрович проработал 22 года, до конца своих дней, и сделал Павлышевскую школу одной из известнейших школ страны.

В Павлышской школе, на своей малой родине, Василий Александрович Сухомлинский начал заниматься научно-научно-исследовательской работой: вынашивал и формулировал свои педагогические идеи, принципы, собирал их в единую систему и увековечил их в многочисленных трудах. Именно здесь закончилась жизнь великого педагога-новатора 2 сентября 1970 года.

За свою педагогическую деятельность Василий Александрович Сухомлинский был удостоен ряда государственных наград, среди которых два ордена Ленина, различные медали союза советских социалистических республик.

В 1958 году В.А. Сухомлинский удостоен звания члена-корреспондента Академии педагогических наук РСФСР, а также звания Заслуженного учителя УССР.

Спустя десять лет, в 1968 году, В.А. Сухомлинскому присвоили звание Героя Социалистического труда.1948

За свою педагогическую деятельность Василий Александрович Сухомлинский сформировал огромное наследие, в которое входят 41 монография и брошюра, более 600 статей, более 1000 рассказов и сказок для детей. Его труды издавались миллионными тиражами и переведены на многие языки мира.

Павлышская школа за период с 1948 по 1970 год становится одной из лучших школ Союза, ее посещают как отечественные так и зарубежные педагоги для того, чтобы своими глазами увидеть систему, описанную в книгах В.А. Сухомлинского. К примеру доцент педагогического института города Печ (Венгрия) Калоши Шандор после посещения Павлышева писал, что «читал книги Сухомлинского и увидел сейчас своими глазами то, что мне понравилось в книгах. И это еще больше меня воодушевляет»[3].

В научных трудах освещающих жизнь и творчество Василия Александровича Сухомлинского часто можно встретить утверждения, что он «глубоко знал педагогическую психологию, был осведомлен о многих современных ее достижениях, часто цитировал известных психологов, апеллировал к их авторитету»[4]. Однако, авторы библиографы и ученые-педагоги изучающие творческое наследие В.А. Сухомлинского крайне мало говорят о его новаторских предложениях в области психологических проблем воспитания ребенка.

В.А. Сухомлинский формировал свои взгляды на психологические проблемы на основании трудов П.П. Блонского, о чем он сам упоминает в своем труде «Воспитание личности в советской школе».

Стоит отметить, что Василий Александрович Сухомлинский очень точно дополнил существующие на тот момент психологические характеристики-портрет детей определенных возрастных групп. Особое место в его творчестве занимают психологические характеристики детей младшего школьного возраста.

В.А. Сухомлинский отстаивал принцип наглядности у младших школьников в противовес прогрессивной на тот момент тенденции развития абстрактного мышления школьников.

Вопрос психологического развития детей среднего школьного возраста также интересовал и детально прорабатывался В.А. Сухомлинским. «Почему, став подростком, тихий, послушный ранее ребенок часто превращается в агрессивного и некоммуникабельного?»[5]. Сухомлинский отмечал, что в советской системе образования существует насилие «мероприятивного» подхода, нарушено равноправие в отношениях учитель-ученик, в поведении взрослого часто «слово» не равно «дело», что подрывает веру в него, что негативно сказывается на доверительных отношениях детей подросткового возраста и взрослых. Василий Александрович часто доказывал, что крайне важно давать подростку проявлять свою индивидуальность, инакомыслие, отстаивать свои принципы и убеждения.

Велик вклад В.А. Сухомлинского и в психологию детей старшего школьного возраста, поскольку он первым вывел тезис о важности психологической культуры как элемента образовательной программы. Педагог предполагал, что крайне важно ввести практическую психологию в школьную программу начиная со среднего возраста, что помогало просвещать молодежь.

1.2 Педагогические взгляды В.А. Сухомлинского. Анализ трудов «Сердце отдаю детям», «Рождение гражданина», «Письмо к сыну»

Наследие В.А. Сухомлинского как педагога разносторонне и многопланово. Вся педагогическая система основана на опыте полученном в Павлышевской школе и проникнута коммунистическими идеями гуманизма и уважения к личности каждого ребенка.

Основная мысль всей педагогической системы В.А. Сухомлинского заключается в том, что любой педагог обязан уметь дорожить детским доверием, трепетно относиться к каждому ребенку, поскольку каждый ребенок беззащитен, быть справедливым и добрым к детям. По мнению Василия Александровича не может быть учителя без вышеперечисленных качеств.

«Если учитель стал другом для ребенка, если эта дружба озарена благородным влечением, порывом к чему-либо светлому, разумному, в сердце ребенка никогда не появится зло. И если в школах есть насторожившиеся, ощетинившиеся, недоверчивые, а иногда и злые дети, то лишь потому, что учителя не узнали их, не нашли подхода к ним, не сумели стать их товарищами. Воспитание без дружбы с ребенком можно сравнить с блужданием в потемках»[6].

Методика коллективного воспитания Сухомлинского, появившаяся во время работы в Павлышской школе основана на на организационной зависимости детей друг от друга, а на тщательной проработке богатого внутреннего, духовного мира каждого отдельно взятого ребенка, воспитании потребности внести «продукт своей интеллектуальной деятельности» на общее благо коллектива и тем самым обогащаться в совместном духовном творчестве, общении.

В.А. Сухомлинский нашел способ продуктивного соединения физического и умственного труда школьников, который основывается прераготивно на опытах, поисках, средствах познания.

Главной целью воспитания, по мнению В.А. Сухомлинского, является свободное развитие ребенка как независимой и активной личности, раскрытие его индивидуальности в противовес тенденциям коллективизма отечественной педагогики 60-х годов XX века.

В.А. Сухомлинский выделяет три составных субъекта воспитательного процесса: педагог-воспитанник- коллектив.

Можно выделить несколько принципиальных моментов педагогических взглядов В.А. Сухомлинского:

  • сельскохозяйственный труд является важным средством в развитии личности, а не подготовкой к профессии;
  • и в освоении теоретических знаний, и на практике их применения ученик должен переживать радость бескорыстного созидательного труда;
  • даже в процессе коллективного воспитания личность ребенка должна быть выше абсолютизации подчинения и контроля со стороны коллектива. Основной такого гуманистического воспитания является совесть отдельно взятой личности;
  • понятия долг, честь, добро, свобода, достоинство - становятся часть педагогической науки и раскрываются через обращение к этике;
  • педагогические приемы и средства осуществляются посредством художественных образов в виде бесед, наставлений, заповедей, научений, сказок и др.;
  • стимулирование познавательной деятельности учащихся должно происходить за счет постоянного ощущения у учащегося собственного успеха в учении и вследствие этого переживании радости познания;
  • в процессе обучения особое место должно быть отведено элементам праздности, красоты, взаимосвязи нравственного воспитания и обучения, поскольку благодаря вышеназванным приемам у учащихся развивается эмоциональная восприимчивость;
  • большое внимание должно уделять переживанию учащимися уже накопленного опыта, самостоятельному его осмыслению, раскрытию важнейших нравственных принципов на основе жизненного опыта отдельно взятой личности;
  • учитель постоянно должен расширять представления учащихся об окружающем мире, развивать их критическое мышление, помогать в формировании системы моральных ценностей, стимулировать к автоматизации системы умений и навыков получения информации самостоятельно;
  • особое место в воспитании занимает «воспитание красотой»;
  • научение на основе эмоционально-образного мышления- важная часть формирования целостной личности.

Василий Александрович Сухомлинский стремился создать в школе высоконравственный коллектив единомышленников, педагогов-энтузиастов, которые в свою очередь смогут сформировать сплоченный ученический коллектив.

По мнению педагога в таком коллективе автоматически снимается вопрос наказания, поскольку в такой атмосфере регулятором поведения становятся моральные и нравственные нормы, добрые традиции (которых в Павлышевской школе было более 10), сама атмосфера взаимопонимания. Развитие потенциала коллектива складывается из того, что каждый отдельно взятый учащийся может внести в его нравственно-интеллектуальную сферу.

В.А. Сухомлинский считал обязательным создание творческой атмосферы в коллективе, основанной на разнообразной совместной деятельности учителя и учащихся в процессе проживания ими красоты природы. Эта совместная деятельность легла в основу комплексной программы «воспитания красотой», разработанной В.А. Сухомлинским, подняла роль роль эстетического воспитания школьников.

Таким образом, в центре «педагогического процесса, рассматриваемого как синхронное взаимодействие наставника и ученика, находится ребенок с его интересами, творческими потенциями, на которые прежде всего и должны ориентироваться педагогики»[7].

Все вышеназванные принципы педагогической системы В.А. Сухомлинского описаны им в монографиях «Сердце отдаю детям», «Рождение гражданина» и «Письма к сыну». Анализируя данные произведения многие педагоги-ученные негласно объединяют их в трилогию, поскольку они тематически связаны между собой и затрагивают актуальные проблемы воспитания ребенка, подростка, юноши.

Каждая из названных книг- самостоятельное законченное произведение, но только в комплексе они всесторонне раскрывают «проблемы формирования марксистско-ленинского мировоззрения и коммунистического воспитания подрастающего поколения»[8].

Поскольку данные труды написаны в последний период жизни и творчества Василия Александровича Сухомлинского они аккумулируют в себе весь накопленный в его педагогической карьере опыт, в совокупности дают исчерпывающее представление о педагогической системе автора, его личности как теоретика и педагога-практика.

Все три произведения сразу имели успех и был оценены критиками как заметное явление педагогической мысли.

Книга «Сердце отдаю детям» впервые была издана в 1969 году и сразу приобрела популярность в педагогических трудах, ее переиздавали 46 раз на 23 языках мира. Ее популярность обоснована актуальной проблематикой, затронутой в книге и манерой изложения материала.

Описанная в книге «Школа под голубым небом» прототип современных творческих лабораторий. В «Школе под голубым небом» проходили сложные процессы физического воспитания, умственного развития, становления духовного, идейного, приобщения к труду и эмоционально-эмоционально-эстетическое роста воспитанников. «Детское творчество- есть средство и результат воспитания»[9].

Большую роль в данной книге, как и в других работах, В. А. Сухомлинский отводит трудовому воспитанию, которое по его мнению является важнейшим фактором развития полноценной личности. Автор рассматривает труд как результат сложных умственных и физических операций, считал его основной задачей системы воспитания будущего коммуниста.

Книга «Рождение гражданина» впервые издана в 1970 году, была издана 25 раз и переведена на 14 языков мира.

Основное содержание данной работы: комплексный анализ проблем воспитания школьника-подростка с всесторонней характеристикой особенности становления этого периода.

В работе с подросткам В.А. Сухомлинский основывался на своей же методике работы с детьми 6-11 лет, но воспитательное воздействие применяемое к детям старшего возраста значительно обогащалось и расширялось.

«Рождение гражданина» раскрывает основные принципы формирования коллектива подростков, намечает основные пути его развития. Уже в этом возрасте коллектив становиться основой коммунистических отношений, новых для школьников.

В.А. Сухомлинский считал, что «воспитывающая сила коллектива начинается с того, что есть в каждом отдельном человеке, какие духовные богатства имеет каждый человек, что он привносит в коллектив, что дает другим, что от него берут люди»[10].

Книга «Письмо к сыну» была издана в 1977 году, после смерти педагога-новатора, над ней Василий Александрович работал до конца жизни. Данная книга написана в форме диалога. Главными действующими лицами являются педагог и его повзрослевший воспитанник, который уже покинул пределы школы.

Рассуждения героев сводятся к трем основным темам: Труд, Родина, Человек. Лейтмотивом книги является мысль: «Труд- наивысшее счастье».

В вышеназванных книгах В.А. Сухомлинский проанализировал все типы педагогического общения, затронул процесс общения ребенка не только с педагогом, но и с коллективом, друг с другом, с представителями старшего поколения, с окружающим миром, произведениями искусства.

В трилогии рассматриваются все виды педагогической деятельности: трудовая, учебная, творческая, познавательная, эмоциональная, как в отдельности так и в совокупности, раскрыто их значение для формирования отдельно взятой личности и детского коллектива. Деятельность педагога охарактеризована как педагогически организованный процесс, задача которого состоит в формировании у воспитанника системы отношения к себе, к миру, к обществу.

Исходя из изложенного в первой главе можно сделать следующие выводы:

  1. В. А. Сухомлинский педагог-новатор, разработанная и внедренная им педагогическая система в значительной степени обогатила существующую на тот момент теорию и практику образования и воспитания;
  2. Наследие В.А. Сухомлинского как педагога разносторонне и многопланово. Вся педагогическая система основана на опыте полученном в Павлышевской школе и проникнута коммунистическими идеями гуманизма и уважения к личности каждого ребенка;
  3. Труды В.А. Сухомлинского «Сердце отдаю детям», «Рождение гражданина», «Письмо к сыну» аккумулируют в себе весь накопленный в его педагогической карьере опыт, в совокупности дают исчерпывающее представление о педагогической системе автора, его личности как теоретика и педагога-практика.

ГЛАВА 2. ВКЛАД В.А. СУХОМИНСКОГО В РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ

2.1 Роль педагогических взглядов В.А. Сухомлинского в развитии теории и практики педагогики сотрудничества

Василий Александрович Сухомлинский- крупнейший педагог ХХ столетия, о чем свидетельствуют многочисленные переводы его работ на 40 языков мира. В своих трудах В.А. Сухомлинский прорабатывает «практически все стороны теории и практики воспитания, дидактики и школоведения»[11].

Важнейшее место в педагогической системе В.А. Сухомлинского занимает вопрос творческого развития педагога, его нетривиального отношения к учебному процессу, к своей профессиональной деятельности. По мнению автора эта проблема имеет ярко выраженное социальное значение и должна быть детально проработана.

В.А. Сухомлинский отмечал, что успешная работа учителя возможна лишь в случае грамотной организации совокупности мастерства и творчества, глубочайшего знания духовного мира и духовной жизни детей, удовлетворения потребностей и учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка[12].

Вклад В.А. Сухомлинского в педагогику сотрудничества сложно переоценить, он был комплексным, разносторонним и многоплановым.

В своих трудах Василий Александрович выводит два новых понятия «коллективная духовная жизнь» и «интеллектуальный фон класса». Для поддержания коллективной духовной жизни и повышения интеллектуального фона класса учитель должен стимулировать воспитанников взаимодействовать с ним и друг с другом на основе разнообразных интересов и увлечений, обмениваться духовными приобретениями, знаниями. Все это повышает общий уровень развития детей, стимулирует каждого отдельно взятого ребенка к новым знаниям и помогает в главном труде школьника- труде.

В.А. Сухомлинский тщательно подбирал материла для воспитательного воздействия. Нередко в основе него лежали русские традиции, фольклор и природа.

Для осуществления обучения и воспитания детском коллективе В.А. Сухомлинский разработал детальную систему взаимодействия членов коллектива. В основе педагогики сотрудничества лежит воспитательный подход к обучению. Автор предлагает учителю судить о ребенке не по знаниям, а по его отношению к людям, к нравственным ценностям и качествам, к труду. Созидающий, творящий коллектив имеет непосредственное воздействие на личность отдельно взятого ученика.

Вся система сотрудничества учитель-ученик проникнута искренней любовью к детям и требует высокого уважения к личности ребенка.

По мнению В.А. Сухомлинского любой педагог обязан уметь дорожить детским доверием, трепетно относиться к каждому ребенку, поскольку каждый ребенок беззащитен, быть справедливым и добрым к детям. По мнению Василия Александровича не может быть учителя без вышеперечисленных качеств.

Отношения между учителем и учеником обязательно должны иметь доброжелательный характер, участники образовательного процесса должны быть доброжелательны друг к другу и заинтересованы. Такая связь в системе В.А. Сухомлинского достигалась за счет «совместных походов, сочинения и чтения стихов, слушание «музыки» леса, реки, полей, воздуха»[13]. Такие походы стали традиционными в Павлышской школе.

Одним из важнейших педагогических принципов, внедренных В.А. Сухомлинским в Павлышской школе, было воспитание без наказания. «В среде педагогов можно нередко услышать разговоры о поощрении и наказании. В педагогическом труде- это оценка»[14].

В.А. Сухомлинский нередко отмечал, что пользоваться «острым инструментом оценки» имеет право только учитель, любящий детей. В эталонной системе партнерских отношений учитель должен стать для ученика родным и близким человеком, у них должны сложиться взаимные доверительные отношения.

В.А. Сухомлинский не рекомендовал использовать неудовлетворительные оценки особенно в начальных классах, поскольку именно в начале пути ребенок имеет острую тягу к знаниям, истинное желание учиться, которое может пошатнуться из-за неудовлетворительной оценки его продуктивной деятельности.

Василий Александрович рекомендовал учителям направлять фокус внимания на положительные качества и успехи ученика. К примеру, вызов родителей в школу по поводу плохой успеваемости или поведения, считался Сухомлинским стратегически неверным. Он предлагал вызывать родителей в школу исключительно в моменты, когда ребенок совершил что-то хорошее.

Такая система воспитания, в основе которой оценка положительных результатов деятельности каждого ребенка, крайне редко приводит к психологическим срывам и травмирован ребенка, к появлению в коллективе так называемых «трудных» подростков.

В.А. Сухомлинский, как и его предшественники- отечественные педагоги, рассматривал коллектив как средство правильного коммунистического воспитания подрастающего поколения. Он считал, что коллектив имеет четко регламентированную структуру, систему взаимозависимостей, взаимопомощи и сотрудничества, дисциплины и индивидуальной ответственности участников, в совокупности представляет собой идейного объединение.

В.А. Сухомлинский понимал, что коллектив может иметь как положительное воздействие на ребенка, особенно ребенка среднего и старшего школьного возраста, так и резко негативное воздействие.

В Павлышской школе зародился коллектив единомышленников, не связанных только организационными принципами, а обменивающихся новыми идеями.

Для привлечение в образовательный процесс родителей с первых же дней работы в Павлышской школе В.А. Сухомлинский создал родительский университет, школу молодых родителей.

Вместе с родительским университетом в школе работал семинар педагогической культуры, то есть семинар для учителей. Семинары были созданы для обмена учителей опытом, совместных попыток проникнуть в сложный духовный мир ребенка, поиска новых подходов к ребенку, попыток выстраивать отношения с учеником по выработанной на семинарах для учителей системе.

«Содержание семинара распространялось и на родительский университете. Так возникает первичная ячейка- педагогическая община класса, состоящая из родителей и учителей»[15].

Еще одной отличительной особенностью Павлышской школы было то, что практически все в ней сделано руками учеников. В.А. Сухомлинский уделял пристальное внимание трудовому воспитанию, всегда стремился, чтоб дети не «играли в труд», а действительно трудились. По мнению В.А. Сухомлинского «трудовое воспитание- весь смысл, вся устремленность жизни школы и семьи».

Гуманистические идеи и принципы педагогики сотрудничества, реализованные В.А. Сухомлинским в Павлышской школе, нашли отклик у ряда современников и педагогов последующих поколений. К примеру, все идеи легко в основу личностно-ориентированного подхода в образовании, широко применяемому до сих пор и активно развивающемся в 80-90 годы ХХ века.

Педагоги- последователи В.А. Сухомлинского ( В.В. Сурикова, Е.В. Бондаревская, В.В. Зайцева) выступали против авторитарного подхода в школьной педагогике и предлагали свой подход для преобразования отечественной школы.

В.А. Сухомлинский- педагог и мыслитель, возрождал обновленную педагогику сотрудничества, восстанавливал в воспитании приоритета общечеловеческих ценностей, что нашло отражение во многих его педагогических трудах.

2.2 Гуманистические идеи В.А. Сухомлинского как основа становления теории и практики личностно-ориентированного образования

В отечественной педагогике под личностно-ориентированным подходом следует понимать «методологическую ориентацию в педагогической деятельности, позволяющую посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности»[16].

Во многих педагогических трудах В.А. Сухомлинского «красной нитью» проходит мысль об установлении доверительных отношений между участниками образовательного процесса, о важности заинтересованности и бережного отношения учителя к личности ученика, о невозможности применения «педагогического экстремизма». По его мнению педагог должен относиться к ученику и его внутреннему миру тонко чувствуя его, уважая достоинство ученика, ограничивать его от нанесения обид и ран, а также прививать подобное отношение учеников к другим людям.

В своем труде «Сердце отдаю детям» Василий Александрович Сухомлинский рассказывает, что большое влияние на формирование его педагогических идей оказал польский педагог Януш Корчак, который пошел на смерть вместе со своими воспитанниками, успокаивая их и заботясь о их душевном спокойствии в страшной ситуации.

«Жизнь Януша Корчака, его подвиг изумительной нравственной чистоты явились для меня вдохновением. Я понял: чтобы стать настоящим воспитателем детей, надо отдать им сердце»[17]- пишет В.А. Сухомлинский в своей книге.

Помимо этого любой педагог должен в ребенке обязательно воспитывать потребность в самостоятельной осмысленной деятельности, поскольку такая деятельность закладывает в характер стремление к самосознанию личности. Нельзя давать ученикам готовые формулировки, нельзя назидать и диктовать правила - это тормозит сознание воспитанников.

Важнейшую роль в формировании личности ребенка В.А. Сухомлинский отводит общению с природой. «Все то, что приходит на ум и сердце ребенка из книги, учебника, из урока, приходит лишь потому, что рядом с книгой окружающий мир, в котором малыш делает свое нелегкие шаг от рождения и до момента, когда он сможет открыть эту книгу и прочесть ее»[18].

Не стоит забывать, что человек нераздельно связан с природой, человек- сын природы, именно через нее следует приобщать детей к миру духовной культуры. Окружающий мир обостряет способность к переживанию у ребенка, а без переживания не может быть эмоционально чуткого человека. Эмоциональную чуткость следует воспитывать с самого раннего возраста.

Никогда В.А. Сухомлинский не забывал о том, что «ребенок- зеркало семьи». Именно поэтому в Павлышской школе была разработана система взаимодействия с родителями. Главная задача школы и семьи- сделать ребенка счастливым. И Василий Александрович предлагал сотрудничать с родителями в этом вопросе, что помогало гуманизировать воспитание. Он считал, что крайне важно знание педагогики не только родителей школьников, но и особенно родителей детей дошкольного возраста, когда духовная жизнь ребенка в большей степени зависит именно от педагогической культуры матери и отца, которые должны понимать душевные движения развивающегося человека.

Личностно-ориентированный подход помогает решать актуальные задачи современной педагогики- гуманизацию и демократизацию системы образования. В центре такого образования всегда находиться ребенок, важнейшей ценностью является развитие его способностей, его становление как личности.

Учитель, в такой системе образованная, должен помочь ребенку познавать самого себя, создавать благоприятную обстановку для самообразования и самовоспитания ученика.

Первые шаги для реализации личностно-ориентированного подхода в образовании были предприняты за рубежом в 50-е годы ХХ столетия. В основе данной модели воспитания лежат идеи множества авторов-педагогов, в том числе и Василия Александровича Сухомлинского, при всех развитиях данных методик их базовые положения взаимодополняют друг друга. Это позволяет говорить о общей гуманистической философской психолого-педагогической парадигме, в рамках которой развивается и существует практика личностно-ориентированного обучения.

В нашей стране идеи личностно-ориентированного обучения только входят в педагогическую практику и индивидуальный подход к каждому ребенку является сложным педагогическим приемом.

Исходя из изложенного во второй главе можно сделать следующие выводы:

  1. Важнейшее место в педагогической системе В.А. Сухомлинского занимает вопрос творческого развития педагога, его нетривиального отношения к учебному процессу, к своей профессиональной деятельности;
  2. Для осуществления обучения и воспитания детском коллективе В.А. Сухомлинский разработал детальную систему взаимодействия членов коллектива;
  3. Главной целью воспитания, по мнению В.А. Сухомлинского, является свободное развитие ребенка как независимой и активной личности, раскрытие его индивидуальности;
  4. Для привлечение в образовательный процесс родителей с первых же дней работы в Павлышской школе В.А. Сухомлинский создал родительский университет, школу молодых родителей;
  5. Личностно-ориентированный подход помогает решать актуальные задачи современной педагогики - гуманизацию и демократизацию системы образования. В центре такого образования всегда находиться ребенок, важнейшей ценностью является развитие его способностей, его становление как личности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В. А. Сухомлинский педагог-новатор, разработанная и внедренная им педагогическая система в значительной степени обогатила существующую теорию и практику образования и воспитания, нашла много последователей и оказала огромное влияние на развитие отечественной педагогики.

Целью курсовой работы было определение основных принципов педагогической системы В.А. Сухомлинского, сформировавшие его взгляд на обучение и развитие детей.

Из поставленной цели вытекал ряд задач:

  1. изучить жизненный путь В.А Сухомлинского;
  2. изучить основные педагогические труды В.А. Сухомлинского и на их основе сформулировать основные педагогические взгляды авторы;
  3. определить роль педагогических взглядов В.А. Сухомлинского в развитии теории и практики педагогики сотрудничества;
  4. выявить основные гуманистические идеи автора, ставшие впоследствии базисом теории и практики личностно-ориентированного образования.

Цель курсовой работы достигнута за счет выполнения поставленных задач.

Проведенное исследование позволило прийти к следующим выводам:

Жизненный и творческий путь В.А. Сухомлинского сложный, тернистый. Каждому этапу развития предшествовало сложные или трагические событие в жизни автора.

Главными педагогическими трудами и вершиной обобщения педагогического опыта и мастерство стали книги автора «Сердце отдаю детям», «Рождение гражданина», «Письмо к сыну». В них Василий Александрович Сухомлинский раскрыл суть своей педагогической методики, направленной на развитие личности каждого ребенка.

Выстроенная в Павлышской школе система сотрудничества между всеми участниками педагогического процесса стала эталонной и легла в основу многих трудов по теории педагогики сотрудничества. Главный принцип системы- семья и школа созданы для того, чтобы ребенок был счастлив.

В основу личностно-ориентированного подхода в воспитании легли идеи Василия Александровича Сухомлинского о важности развития отдельно взятой личности (даже в рамках коллектива), посредством труда, общения с природой, развития нравственных качеств личности, создания учителем благоприятных условий для самопознания и самореализации ученика, создания школой и семьей «высокой педагогической культуры семьи».

В основе системы В.А. Сухомлинского лежат гуманистические принцы доверия е детям, учения без принуждения, творческого сотрудничества детей и взрослых, воспитания без наказания, возможность выбора поступков и принятие индивидуальной ответственности за свой выбор.

Василий Александрович первым затронул весьма сложную тему определения задач учителя в школе и сформулировал их следующим образом:

  • Учитель должен дать ученику запас знаний;
  • Учитель должен привить у учеников любовь к обучению, научить постоянно обогащать свои знания.

Развивающая система обучения В.А. Сухомлинского базируется на гуманизме, творческих силах и возможностях коллектива. Основными средствами обучения являются труд, сказка, природа и книга.

Гуманистические идеи педагогической системы В.А. Сухомлинского нашли отражение и развитие в трудах педагогов последующих поколений, В.А, Петровского, Е.В. Бондареввской, В.В. Зайцева и других.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. М.: Просвещение, 1995. 110 с.
  2. Ганьшина Г.В. Гуманистические идеи педагогики сотрудничества В.А. Сухомлинского [Электронный ресурс] // Киберленка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gumanisticheskie-idei-pedagogiki-sotrudnichestva-v-a-suhomlinskogo (дата обращения 05.07.2019)
  3. Замостьялов В.Г.Василий Сухомлинский. Школа для души [Электронный ресурс]// Электронный портал «Православный мир». —URL:https://www.pravmir.ru/vasilij-suxomlinskij-shkola-dlya-dushi/%20%7C05%20oktyabrya%202013%20g (дата обращения 12.06.2019)
  4. Иванова Е.В. Развитие личности по системе В.А. Сухомлинского.// Педагогика и психология. 2015. № 18. С. 35-36.
  5. Корнетов Б.Г. Всемирная история педагогики/ Б.Г Корнетов. М.: Юрайт, 1996. 140 с.
  6. Кузнецов Е.Б. Дисциплина педагогики. М.: Аспект Пресс, 2007. 241 с.
  7. Логвин Г.В. Педагог романтизма// Педагогика. 2005. № 42.С. 6-8.
  8. Лушников А.М. История педагогики. М.: Просвещение, 1996. 378 с.
  9. Мухина М.И. Гуманизм педагогики В.А. Сухомлинского. М.: Юнита, 1994. 321 с.
  10. Наумова Л.Р. Философско-педагогические идеи В.А. Сухомлинского и их развитие во второй половине ХХ века // Русский учитель. 2006. №21. С. 17-19.
  11. Психология воспитания: Пособие для методистов дошкольного и начального школьного образования педагогов, психологов / под ред. А.В. Петровского. М.: Высшая школа, 1999. 265 с.
  12. Российская педагогическая энциклопедия в 2 тт/ под ред В.Г. Давыдова. М.: Большая российская энциклопедия, т.», 2009. 672 с.
  13. Сериков А.В. Личностный подход в образовании: концепции и технологии. Спб.: Вектор, 2004. 356 с.
  14. Смолякова С.В. Истоки гуманистическиой альтернативы // Педагогика 2015. № 7. С. 24-27.
  15. Смотрицкий Е.Г. Жизнь и творчество В.А. Сухомлинского. Спб.: Педагогика, 1998. 327 с.
  16. Сухомлинский В.А. Духовный мир школьника. М.: Пресс, 1981. 190 с.
  17. Сухомлинский В.А. О воспитании. М.: Просвещение, 1979. 290 с.
  18. Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа. М.: Просвещение, 1979. 390 с.
  19. Сухомлинский В.А. Письмо к сыну. М.: Просвещение, 1971. 298 с.
  20. Сухомлинский В.А. Родительская педагогика. М.: Просвещение, 1981. 360 с.
  21. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. М.: Просвещение, 1990. 175 с.
  22. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев: Радянска школа, 1998. 260 с.
  23. Якименко И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Академия, 2006. 219 с.
  1. Смотрицкий Е.Г. Жизнь и творчество В.А. Сухомлинского. Спб.: Педагогика. С.192.

  2. Сериков А.В. Личностный подход в образовании: концепции и технологии. Спб.: Вектор, 2004. С. 119.

  3. Мухина М.И. Гуманизм педагогики В.А. Сухомлинского. М.: Юнита, 1994. С. 72.

  4. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. М.: Просвещение, 1990. С. 21.

  5. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев: Радянска школа, 1998. С. 93.

  6. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев: Радянска школа, 1998. С. 113.

  7. Сухомлинский В.А. О воспитании. М.: Просвещение, 1979. С. 39.

  8. Там же.

  9. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. М.: Просвещение, 1990. С. 57.

  10. Ганьшина Г.В. Гуманистические идеи педагогики сотрудничества В.А. Сухомлинского [Электронный ресурс]

  11. См.: Сухомлинский В.А. О воспитании. М.: Просвещение, 1979.

  12. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. М.: Просвещение, 1995. С. 64.

  13. Сухомлинский В.А. Духовный мир школьника. М.: Пресс, 1981. С. 62.

  14. Сухомлинский В.А. Родительская педагогика. М.: Просвещение, 1981. С. 179.

  15. Российская педагогическая энциклопедия в 2 тт/ под ред В.Г. Давыдова. М.: Большая российская энциклопедия, т.», 2009. С. 312.

  16. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев: Радянска школа, 1998. С. 23.

  17. Там же.