Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Возникновение права (История появления права и пути его формирования)

Содержание:

Введение

Теория государства и права - это основная общеюридическая наука, которая рассматривает и изучает наиболее общие принципы и закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права.Право, как и государство, принадлежит к числу не только наиболее важных, но и наиболее сложных общественных явлений. Вопрос о происхождении права является спорным, так как этнографические и исторические науки дают всё новые знания о закономерностях его появления права, выявляя причины происхождения права, исследуя их развитие. Теория государства и права опирается на конкретные данные исторической науки, данные археологии, психологические и социальные реалии.Возникновение государства и права происходит практически одновременно, вследствие одних и тех же причин, при этом тип государства и тип права совпадают, соответствуя определённой общественно-экономической формации.

Вместе с тем, у разных народов и в разные эпохи правообразование имело свои особенности, однако существуют и общие закономерности. Экономическая и социальная жизнь любого общества требует определенной упорядоченности деятельности людей, участвующих в производстве, распределении и потреблении материальных благ. Она достигается с помощью социальных норм. В первобытном обществе это были обычаи, слитые с религиозными и нравственными требованиями. Социальное расслоение общества, появление в нем разных социальных слоев и групп с различными, зачастую несовпадающими, интересами, привел к тому, что родовые обычаи уже не могли выполнять роль универсального регулятора. Качественно новые социально-экономические условия требовали новых общеобязательных норм, установленных (или санкционированных) и охраняемых государством. Возникновение права, как и государства, занимало целые эпохи, испытывало различные внешние влияния. Поэтому общетеоретическое схематическое изложение не отражает всех особенностей происхождения права у разных народов.Общечеловеческое предназначение права состоит в том, чтобы помочь обществу преодолеть противоречия, найти «нити» согласия и сотрудничества различных слоев населения, общественных сил. Право выступает и как фундамент организации политической власти общества.Изучение процесса происхождения права имеет не только чисто познавательный, академический, но и политико-практический характер. Оно позволяет глубже понять социальную природу права, его особенности и черты, дает возможность проанализировать причины и условия его возникновения и развития. Позволяет четче определять все свойственные ему функции - основные направления его деятельности, точнее установить его место и роль в жизни общества и политической системы. Среди теоретиков-правоведов никогда не было раньше и в настоящее время нет не только единства, но даже общности взглядов в отношении процесса происхождения права.В мире всегда существовало и существует множество различных теорий, объясняющих процесс возникновения и становления права. Это вполне естественно и понятно, ибо каждая из них отражает или различные взгляды и суждения различных групп, слоев, наций и других социальных общностей на данный процесс, или взгляды и суждения одной и той же социальной общности на разные аспекты данного процесса возникновения и становление права.Задача выполнения этой курсовой работы заключается в том, чтобы выяснить реальные и объективные причины возникновения права, его особенности и закономерности. Актуальность темы. Право всегда было на острие мировой жизни. В отечественной правовой истории наблюдается его сложная эволюция. С течением времени меняются представления о праве, теории и концепции. В конце XIX - начале XX в. ученые юристы связывали с правовом преимущественно принудительное воздействие государства, осознание его зависимости от власти. В мире всегда существовало и существует множество различных теорий, объясняющих процесс возникновения и становления права. Это вполне естественно и понятно, ибо каждая из них отражает, или различные взгляды и суждения различных групп, слоев, наций и других социальных общностей на данный процесс, или взгляды и суждения одной и той же социальной общности на разные аспекты данного процесса возникновения и становление права.

Цель. Выполнение этой курсовой работы заключается в том, чтобы выяснить реальные и объективные причины возникновения права, его особенности и закономерности.

Задачи: 1.Раскрыть понятие «право»

2.Рассмотреть функции права

3.Проанализировать теории происхождения права

Методологическая основа работы. В основу работы положены: метод анализа и синтеза, системный и сравнительный метод, а также для рассмотрения отдельных вопросов работы герменевтический метод. Использование данных методов помогает глубже и шире подойти к изучению темы.

Теоретическая основа работы. Количество источников, рассматриваемых юридическую ответственность, представлено довольно широко. Подробнее данную тему рассматривают авторы: Лазарев, Васильев А.М., Хропанюк, Иваненко О.Ф., Братусь С.Н., Недбайло П.Е. и другие. В своих работах они старались глубже и шире подойти к изучению данной темы.

Объектом исследования данной работы является право, как явление правовой деятельности. Предметом нашего исследования стали теории происхождения права.

1. Понятие права

На протяжении всей истории существования права так и не сложилось единое общее, устраивающее всех определение права, поскольку это очень сложное и многоаспектное явление. Даже в русском языке слово «право» используется в разных значениях («правило поведения», «правда», «справедливость» и т.п.).Надо отметить, что в современной юридической науке сложились в основном три подхода к пониманию права: а) нормативный; б) социологический и в) философский (его иногда называют нравственным).Нормативный подход трактует право как совокупность охраняемых государством норм. Таким образом, основной акцент делается на нормативности права, его формальной определенности и обеспеченности государственным принуждением. Позитивным в таком подходе является то, что он ориентирует на соблюдение законов, дает точные критерии тем, кто применяет право, -- они должны соблюдать законы, действующие в данный момент. Отрицательный же момент в нормативном подходе заключается в том, что государство объявляется главным источником правовых норм и, следовательно, то, что оно создает, и является правом. Отсюда -- игнорирование содержания права, степени свободы личности, соответствия правовых норм потребностям общественного развития. Нормативный подход базируется на теории позитивного права, которая отождествляет право и закон, и считает, что свои права человек получает не от абстрактной природы, а в силу закрепления этих прав в законе. Социологический подход трактует право, как регулируемые им общественные отношения. Сторонники данного подхода считают, что право надо искать не в нормах, а в самой жизни. При этом они различают право и закон, но полагают, что норма права, взятая вне регулируемых ею общественных отношений, теряет свои регулятивные свойства. Иначе говоря, при этом подходе право рассматривается не как система абстрактных норм, а как сеть конкретных правоотношений, как нормы, фактически применяемые на практике. Данный подход не дает четких ориентиров для правоприменителей и таит в себе опасность произвола, "вольного" обращения с законами. Он применим главным образом в законотворчестве и служит ориентиром для законодателя, который должен анализировать, что реально складывается на практике, какие нормы применяются, а какие - нет. Философский подход связывает право с мерой свободы и справедливости. Эта позиция основывается на естественно-правовой теории, которая различает право и закон. При этом право трактуется как высшая идея представления о справедливости и свободе -- извечные идеалы человечества. Если нормативные установления государства не соответствуют идеям свободы и справедливости, то они не являются правом. Отсюда различают правовые и не правовые законы. Данный подход дает ориентиры для законодателя, который при создании новых норм должен основываться на такой высокой идее о справедливости и свободе. Однако для правоприменителей обязательны нормы закона, а не права. Все три подхода имеют право на существование, так как подчеркивают ту или иную особенность права и формы его выражения. Право может существовать и в виде норм (нормативный подход), и в виде общественных отношений, порождающих правовые нормы и испытывающих, и в свою очередь, воздействие этих норм, и, наконец, в форме идеи, правосознания, представлений о праве. Обычно право воспринимается как совокупность правил поведения, установленных государством и обеспеченных, в случае их невыполнения, принудительной силой государства. В целом это определение права правильно. При таком подходе выделяются следующие признаки права:

1) Нормативность, т.е. оно состоит из правил поведения, которые четко определяют права и обязанности людей. В нормах права закрепляется эталон, масштаб, модель поведения, возможного и должного с точки зрения государства.

2) Общеобязательность, т.е. нормы права обязательны для всех членов общества и в случае их нарушения государство может применить принуждение.

3) Формальная определенность. Это означает, что нормы права всегда существуют в письменной форме и обязательно облекаются в строго установленную форму -- законов, указов, постановлений. Эти акты принимаются по определенной установленной процедуре, нарушение которой влечет признание акта недействительным, не имеющим юридической силы.

4) Неперсонифицированность, т.е. отсутствие конкретного адресата. Нормы права адресуются всем членам общества, а не отдельным гражданам или организациям.

Исходя из указанных выше признаков права, можно определить право как систему установленных или санкционированных государством общеобязательных, формально определенных нормативных предписаний, регулирующих общественные отношения и обеспеченных к выполнению принуждением со стороны государства. Выделяют две главные функции права - регулятивную и охранительную. Регулятивная функция направлена на регулирование, упорядочение общественных отношений, установление правил поведения людей. Эта функция опирается на способность права предписывать, устанавливать те или иные варианты поведения. В регулятивной функции проявляется главное назначение права -- упорядочивать общественные отношения. Охранительная функция направлена на защиту, охрану наиболее важных для жизни общества отношений. При этом право объявляет их неприкосновенными, а нежелательные, чуждые обществу отношения стремится вытеснить, ликвидировать. Данная функция имеет своей задачей обеспечить выполнение требований законов, установить режим законности в обществе. Помимо названных , право выполняет также воспитательную, идеологическую и информационную функции. Воспитательная функция заключается в воздействии права на волю, сознание людей, воспитывая у них уважительное отношение к праву. Идеологическая функция состоит во внедрении в жизнь общества идей гуманизма, приоритета прав и свобод человека, идей демократизма. Информационная функция позволяет информировать людей о требованиях, которые предъявляются государством к поведению личности, сообщать о тех объектах, которые охраняются государством, какие поступки и действия признаются общественно полезными или, напротив, противоречит интересам общества.

1.1 История появления права и пути его формирования

Изучим историю появления права, а так же определим пути формирования права. Право как социальный институт появляется почти одновременно с государством, так как они позволяют обеспечивать эффективность функционирования друг друга. Право – это единственная форма, в которой государство оформляет свои веления в качестве общеобязательных. Причины и условия, которые способствовали появлению права, в значительной степени сходны с причинами появления государства. История формирования права представляет собой длительный процесс, который протекал на протяжении жизни множества поколений. На первоначальном этапе истории отмечалось появление отдельных элементов права, правовых идей, правовых принципов, правовых норм и правоотношений. Увеличиваясь в своих масштабах, данные юридические фрагменты способствовали постепенному формированию единой и стройной правовой системы определенного общества. Право возникло как классовое явление и отражало преимущество обеспеченных слоев населения.

Для подтверждения этого достаточно заглянуть в историю и ознакомиться с древнейшими правовыми актами рабовладельческой и феодальной эпох. Так, любое посягательство на собственность приводило к суровому наказанию, однако посягательство на имущество знати и государственных деятелей наказывалось особенно жестоко. Например, согласно древневавилонским десятикратном размере. В случае если краденное было “ божьим или дворцовым” имуществом, т.е. принадлежало представителям религиозных учреждений или государственных органов, то предусматривалось возмещение в тридцатикратном размере. Обычаи сохранялись в памяти и отражались в поведении людей, а правовые нормы оформлялись в письменном виде для всеобщего ознакомления и применения. Формальная определенность права является его важнейшим признаком, без которого сложно представить право. Право в сравнении с обычаем представляет собой более сложный регулятор, поскольку помимо запретов им в качестве способов правового воздействия также используется дозволение и обязывание. Это расширяет возможности для регулирования и упорядочения общественных отношений. История появления права отражает усложнение общественных отношений и усиление противоречий в обществе, что привело к снижению эффективности первобытных норм регулирования. Выделяют три основных пути формирования правовых норм:

- путь перерастания мононорм ( первобытных обычаев) в нормы обычного права и санкционирование их государством;

- путь правотворчества государства, которое выражается в разработке и принятии специальных документов с юридическими нормами в виде нормативных актов ( законов, указов, постановлений и т.п.);

- путь судебного права, которое включает конкретные решения, принимаемые судебными органами и становящиеся образцом для решения иных аналогичных дел.

Таким образом, история появления и развития права сопровождалось влиянием совокупности экономических, политических, социальных, географических и иных факторов.

1.2 Российское право в современных условиях

Реальные демократические преобразования в праве на терри­тории СССР начались со второй половины 80-х гг. XX в., во вре­мя перестройки ив последующие годы реформ. Получил общее признание принцип «правового государства», были отменены ре­прессивные, иные реакционные институты и положения, стали развиваться демократическое законодательство, система правосу­дия (конституционный суд, суд общей юрисдикции, арбитражный суд).

Однако право в России до настоящего времени во многом еще сохраняет публичный, государственный характер; оно еще далеко не во всем соответствует требованиям демократии и циви­лизованного рынка, правового гражданского общества. К тому же в годы реформ возникли новые трудности, проблемы. Наиболее серьезные из них, связанные с недооценкой последовательного и правового решения задач преобразования общества, — ошибки в реформах , крупные недостатки в приватизации, еще более па­губное и трагическое — явления сепаратизма, нарушения терри­ториальной целостности страны, т. е. все то , что в настоящее вре­мя требует сосредоточить внимание на укреплении государства, повышении эффективности государственной деятельности.

Сейчас в России и на всей территории распавшегося СССР происходят сложные процессы в развитии государства и права — становление в новых «независимых государствах» государственных и правовых систем, соответствующих требованиям современного гражданского общества. Это развитие осложняется тем, что обще­ство все еще переживает экономический и социальный кризис, существенно отразившийся на уровне жизни людей, их матери­альном, нравственном и психологическом состоянии и резко вы­светивший те негативные последствия, которые породила тотали­тарная система за долгие десятилетия своего господства. Уничто­жение частной собственности, агрессивное иждивенчество, стремление во имя «социальной справедливости» к дележу «на равных» и многое другое из таких же постулатов прошлого пре­пятствуют возвращению общества к нормальному, цивилизован­ному развит. Характеризуя состояние современного российского права, нужно иметь четкое представление о том, что наряду с остатками прошлого и нерешенными проблемами в сегодняшней России есть плацдармы последовательно демократического передового права, которые уже сейчас существуют в законодательстве. Поэтому, от­стаивая порядок и дисциплину в обществе, основанные на твер­дой законности, возможно с опорой на известные законодатель­ные установления продвигаться по пути становления и утвержде­ния в России современного правового гражданского общества. Среди таких плацдармов следует в первую очередь указать на Конституцию Российской Федерации, Гражданский кодекс, дру­гие законы.

Принципиальное значение в этом отношении имеет Конститу­ция 1993 г. — первый за всю российскую историю Основной за­кон страны, который в целом, по главным своим особенностям, соответствует требованиям современной конституционной куль­туры, ее общепризнанным мировым демократическим стандартам. Конституция 1993 г. положила конец системе организации власти вече-митингового типа — Советам, господству под их прикрыти­ем всемогущей партократии, тотальной идеологизации власти , всему комплексу начал и постулатов тоталитарного режима и од­новременно закрепила важнейшие демократические ценности — народовластие (1904 г.), разделение властей, свободные выборы, свободу слова и информации , другие демократические права и свободы, принципы разделения властей, федерализма, муници­пального самоуправления, независимого правосудия. Особо существенным является то обстоятельство, что в дейст­вующей российской Конституции получили закрепление права и свободы человека и гражданина. Вот краткие пояснения по этому вопросу.

Во-первых, основные права и свободы человека закреплены в качестве неотчуждаемых (неотъемлемых от человека) и принад­лежащих каждому от рождения (ст. 17).

Во-вторых, закреплен максимально широкий комплекс прав и свобод человека, а также социально-экономических, политиче­ских прав гражданина. Это — равенство всех перед законом и су­дом (ст. 19) , право на жизнь (ст. 20), достоинство личности (ст. 21) , право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22) , неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ст. 23), недопустимость сбора, хранения , использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия (ст. 24), неприкосновен­ность жилища (ст. 25) и т. д., вплоть до ст. 54, которая предусмат­ривает, что закон, устанавливающий или отягчающий ответствен­ность, обратной силы не имеет.

В-третьих, Конституция прямо ориентирует на тот высокий стандарт прав и свобод человека, который получил общемировое признание (ст. 17). Более того, как прямо записано в ст. 55, «... перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и граж­данина».

В-четвертых, права и свободы человека рассматриваются в Конституции в качестве неприкосновенных. В той же ст. 55 пре­дусмотрено, что «в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина». При этом определен жесткий, исчерпывающий пе­речень случаев, когда федеральный закон может ограничить права и свободы: защита основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обо­роны страны и безопасности государства. Да и вообще права и свободы человека и гражданина, по Конституции, являются «не­прикосновенными». В соответствии со ст. 135 положения гл. 2 Конституции не могут быть пересмотрены Федеральным Собрани­ем (если же подобное решение будет принято Федеральным Соб­ранием тремя пятыми голосов, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное собрание; последнее либо подтверждает неизменность действующей Консти­туции, либо разрабатывает проект новой Конституции, который принимается им двумя третями голосов от общего числа его чле­нов или выносится на всенародное голосование).

В-пятых, права и свободы человека «предельно», «по максиму­му» защищены. Согласно ст. 46 «каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод». Более того, «каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными зако­ном» (ст. 45). И плюс к тому, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты, каждый вправе обращаться в «межгосударственные органы по защите прав и сво­бод человека» (ст. 46). Нужно добавить сюда и то, что Федераль­ное Собрание образует особый институт — Уполномоченного по правам человека, да и Президент обязывается быть гарантом прав и свобод человека и гражданина.

В-шестых, права и свободы человека и гражданина, закреп­ленные в Конституции, не только являются непосредственно дей­ствующими, но и призваны быть основой и критерием построе­ния всей российской государственности. Согласно ст. 18 «они оп­ределяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправ­ления и обеспечиваются правосудием».

В России в настоящее время наряду с Конституцией и Граж­данским кодексом существует еще ряд других «плацдармов» пере­дового демократического права. Это законодательство о труде, се­мейное законодательство, основы земельного законодательства и др. Приняты Налоговый кодекс, Бюджетный кодекс, Жилищ­ный кодекс и т. д. В России сейчас действует коренным образом обновленное уголовное законодательство — новый, построенный на демократических и гуманистических принципах Уголовный ко­декс, обновленное законодательство по административным вопро­сам, в том числе об административной ответственности. Происхо­дит во многом плодотворная работа по демократическому обнов­лению законодательства не только по вопросам земли, но и по вопросам других природных ресурсов: в более широком плане — но экологической проблематике. В экономике в соответствии с Налоговым кодексом реализу­ются существенные новеллы по налогам, значение которых в современных условиях резко возросло. Да и в области предприни­мательства, коммерческой деятельности наряду с Гражданским кодексом передовые, современные законодательные установления выработаны по вопросам мелкого предпринимательства, по ряду других вопросов хозяйственной деятельности. Крупный блок передового демократического права формирует­ся в сфере процессуального законодательства — гражданско-про­цессуального, уголовно-процессуального, административно-про­цессуального. На ближайшее будущее на первое место в развитии россий­ского общества, прежде всего в развитии государства и права, вы­двигаются такие коренные проблемы:

действительно демократические преобразования власти, ее ук­репление на основе новой, демократической Конституции, пере­довых достижений мировой конституционной культуры;

решительное преобразование собственности, обретение граж­данами, их коллективами положения реальных собственников, что только и может устранить саму основу тоталитарного строя и одновременно создать простор для демократии, для свободных, цивилизованных рыночных отношений, правовой базой которых призвано стать новое гражданское законодательство;

продолжение усилий, направленных на возвышение права, действительное придание ему верховенства в обществе и с этой целью создание той правовой инфраструктуры, включая форми­рование полноправной и независимой системы правосудия, кото­рая является обязательным условием такого возвышения права, его верховенства в обществе. В целом и возвышение права и другие только что отмеченные процессы должны стать органической частью духовного и нацио­нального возрождения России, ее включения в единую систему современной мировой цивилизации.

1.3 Процесс формирования права

Все социальные явления отличаются одной очень важной особенностью: в отношении подавляющего большинства из них нельзя указать с определенностью тот день, год, а иногда и столетие, когда они появились. Процесс их зарождения происходил постепенно и по протяженности занимал большой промежуток времени: годы, десятилетия, столетия, а иногда и тысячелетия. Возникновение социального регулятора, получившего название "право", связано с формированием государственной власти, ее институционного выражения - государства. Право зародилось в недрах первобытного общества, когда стали образовываться протогосударства. Находясь тогда в зародышевом состоянии, право было еще трудно отличимо от обычаев, являвшихся одним из основных средств регулирования жизни первобытного общества. Постепенно отличия становились все более явными, но все же до нашего представления о праве как социальном явлении еще было далеко. И лишь тогда, когда сложились соответствующие социально- экономические условия, право заявило свои претензии на роль главного средства социального регулирования. Одним словом, детство, юношество и зрелость - стадии развития человека - вполне могут быть выделены и применительно к процессу развития права. Право создалось незаметными переходами, путем дифференциации из однородной массы правил общежития. Долгое время не замечали, как постепенно нарастало новое явление, пока оно не достигло такой степени самостоятельности, что обратило на себя внимание и возбудило о себе вопрос. Это внимание, вероятнее всего, было возбуждено чьими- то интересами, которые вдруг почувствовали себя задетыми какой-то новой силой, действие которой до сих пор не подозревали. С развитием неравенства в обществе мононормы, традиции, обычаи уже не могли урегулировать всё возрастающие общественные конфликты. Тогда государство начинало гарантировать их, таким образом, формировался правовой обычай. Одним из источников права были обычаи, сложившиеся в период формирования древних цивилизаций и освящаемые религией, и охраняемые государством (обычное право или правовой обычай). Среди них все большее значение приобретали обычаи, закрепляющие неравенство членов сельской общины, привилегии высших сословий и обязанности низших. Где есть общество, там имеются и правила общежития. На самых ранних ступенях эти правила представляют однородную, недифференцированную массу. Все нормы в это время неразрывно связаны между собой, все одинаково глубоко проникли в сознание каждого как правила должного. Соблюдение этих норм охраняется давлением общественной среды, не допускающей никаких уклонений от точного их выполнения, и отсутствием критики в поведении каждого человека. В тех случаях, когда нарушение правил происходило, оно встречало реакцию со стороны того, чьи интересы такой поступок нарушал. Он сам пытался защитить свои интересы, и чувство мести было побудителем к отстаиванию их, а силу придавало сознание своей правоты, которая брала верх над неуверенностью противника. Принцип самоуправства, самопомощи встречается всюду на начальных ступенях. Тот, кому причиняли вред, личный или имущественный, сам должен был позаботиться об охране своих интересов. Долгое время в истории процесса сохраняются следы первоначального самоуправства. Наряду с самопомощью защита правил общежития поддерживалась судом общественного авторитета. К нему должен был чаще всего прибегать тот, кто чувствовал себя слишком слабым, чтобы отстоять личными силами свои интересы. Это не был суд, организованный властью, это был суд добровольный. В таких случаях судьями выступали старцы. Но наступает момент, когда из общей массы правил общежития начинает выделяться группа, получившая с течением времени настолько отличные признаки, что уже нет сомнения в зарождении нового явления. Первоначальный характер права соответствовал психологии малоразвитого общества. Возникающее право опиралось на принудительную силу государства, иначе бы ему не вытеснить родовые обычаи. Формирующееся право преследовало двоякую цель: с одной стороны - закрепление классового (кастового, сословного) господства и, с другой - установление и поддержание единого для всего населения страны порядка в общественных отношениях, без чего невозможна нормальная жизнь любого общества. Говоря об особенностях образования права, необходимо помнить, что процесс возникновения государства и права протекал во многом параллельно, при взаимном их влиянии друг на друга. Процесс правообразования испытывает на себе действие материального фактора, под которым следует понимать те внешние условия, в которых развивается право. Сюда прежде всего относится природа того места, где живет общество, в среде которого происходит процесс правообразования: например для направления, какое может принять правообразование, далеко не безразлично, находится ли общежитие у берега моря или оно расположилось вдали от него, сплочено ли население окружающими горами или рассыпалось по равнине). Материальный фактор следует видеть и в расовой особенности, насколько в одной и той же местности разные расы могут дать далеко различные культуру и право, как, например, древние греки и современные турки. Чем сильнее вытесняет сознательность традицию, тем более острый характер принимает борьба за право, как важный фактор в процессе правообразования. Процесс правообразования испытывает на себе еще действие весьма крупного фактора - заимствования. Право не развивается исключительно в недрах одного народа теми силами, какие заложены в данном общественном союзе. Национальный характер право носит только в самом начале культурной жизни, когда общественный союз держится изолированно. Чем больше втягивается народ в жизнь других народов, тем более испытывает он воздействие права. Это влияние первоначально выражается в двоякой форме: путем военного столкновения и путем коммерческого соприкосновения. На высшей ступени заимствование производится путем сознательного перенесения к себе учреждений и правовых институтов, соответствующих целям общежития и обеспечивающих государство в его борьбе за существование с другими государствами. В процессе своего развития право все более стремится обособиться, отстоять свои специфические черты. Также сильно обнаруживается стремление права обособиться от морали. Мораль все более влияет на то, какое право образуется, но созданное право действует независимо от морали. Формирование права происходило под влиянием различных факторов: географических, национальных, культурных, экономических, религиозных и т.п Соотношение этих факторов было различным в разных государствах, что обусловило некоторые особенности образования права в странах Запада и Востока. Поэтому, ученые правоведы, такие как: Алексеев С.С.12, Пиголкин А.С.13, Манов Г.Н.14 выделяют два пути возникновения права: восточный и западный. На Востоке, где были сильны традиции, право органично вытекало из норм религии и морали, закрепляя их требования с помощью государства в качестве общеобязательных. Правовая мораль имела религиозное обоснование, поэтому правонарушение было одновременно нарушением нормы морали и религии. Право здесь рассматривалось как мера должного поведения, т.е. как обязанности, но не возможность. Хотя, подчеркнем, влияние норм морали и религии в разных странах Востока не было одинаковым.15 Так, источником древнеиндийского права и мусульманского права являлись религиозные учения. Поэтому первоначально становление нового порядка земледельческих племен происходило под знаменем создания новой религии, объединявшей родовые общины. К примеру, авторами законов Ману (имя мифического бога) были жрецы одной из древнеиндийских брахманских школ. Брахманы составляли высшую касту древнеиндийского общества и обладали исключительным правом учить священным текстам и совершать религиозные обряды. Согласно законам Ману, Бог создал брахмана из лучшей и самой чистой части тела - «из своих уст», поэтому он «занимает высшее место на земле как владыка всех существ». Законы Ману были основаны на священном откровении - Ведах, т.е. Священном писании. Естественной для земледельцев, особенно в странах жаркого климата, стала религия Солнца, которая известна у всех древнейших народов Месопотамии, Передней Азии, Индии, долины Нила, а также у индейцев племен Месоамерики и Горного Перу. Принятие такой новой веры в Солнце как высшее божество содействовало усилению роли племенных обычаев по сравнению с обычаями и тотемистическими верованиями отдельных родов, а значит, и упрочению веры в единый для всего народа порядок, установленный свыше верховным божеством. Жрецы, носители новой религии, владевшие передовыми для того времени знаниями движения небесных тел, выработали критерии представлений о временах года (и об исчислении времени), воплотившиеся в агрокалендарях, известных по дошедшим до нас памятникам культуры (агрокалендари Шумера и Аккада, Древнего Египта, первых государств майя и инков в Месоамерике и Горном Перу), а также по ритуалам племен, сохранивших родоплеменной строй до эпохи великих географических открытий (XIV-XVI вв.). Религиозные обряды поклонения Солнцу требовали обязательного исполнения работ сельскохозяйственного цикла. Оно поддерживалось властью первых городов-государств, где руководство общими ирригационными работами поливного земледелия сосредоточивалось в руках царской власти, военной верхушки и бюрократии, объединявших сельские общины для ведения общих работ и защиты от внешнего врага. В Древнем Китае, напротив, было сильно влияние моральных норм, сформулированных в философских воззрениях и выраженных в формуле: «Не делай другим того, чего не желаешь себе». В Японии же до начала VII в. господствовало обычное право, не зафиксированное никакими памятниками. Его предписания были не только юридическими, но и религиозными, этическими правилами. Многое в японском праве той эпохи было перенесено из более древних правовых систем Китая и Кореи. Собственно юридические нормы появились в обычном праве с выделением среди религиозных и моральных запретов особых представлений о наказании. Наказание было как бы закономерным следствием «греховности» людей и настигающего их Божьего суда. Первые понятия о преступном также были еще взаимосвязаны с религией и существовали в виде представлений о «семи небесных грехах» (тяжких) и «восьми небесных грехах» (менее тяжких). За их совершение обычно полагались кара и очищение - как правило, коллективные. Формирование письменного права в Японии началось не путем записи обычного права (как это было у большинства восточных и средневековых народов), а путем создания особого законодательства о системе и деятельности органов государственного управления - своего рода государственно-административных кодексов. Закономерно, что при создании такой своеобразной сферы права широко использовался опыт более древней административной традиции Китая. В этом заключается одна из важнейших особенностей формирования древнего японского права. Поддержка религией и государством обычаев, сложившихся в период становления древних цивилизаций, привела к созданию одного из важнейших источников права древних государств - правового обычая и обычного права. В них, как правило, сохранялись остатки обычаев родового строя и одновременно закреплялись нормы патриархального быта сельской общины с ее неравенством членов "большой семьи", кастовые (освящаемые рели-"" гией) привилегии высших сословий и обязанности низших, нормы купли-продажи земель и другого имущества, прежде составлявшего общинную собственность, жестокие наказания для низших каст и сословий при допущении выкупа или ритуального действия для высших каст и для богатых. Эти обычаи сохранили свое значение и в становлении юридического права у народов античных государств - Древней Греции и Рима, а также у народов, переходивших к цивилизациифеодального типа - германцев, кельтов, славян, на Востоке - арабов. В античных государствах прежние родовые обычаи (квиритов - в Риме, афинян - в Греции) сменились правовыми обычаями военной демократии в результате развития рабовладения, перехода к наследственному семейному владению землей, вызвавшему первое расслоение на богатых и бедных, продававших землю за долги. Однако в афинской, а также римской истории главное значение сравнительно быстро приобрели законы демократического государства (законы Солона - в Греции, законы XII таблиц - в Риме). В Спарте, напротив, пережитки родового строя длительное время сохранялись для обеспечения власти спартиатов (объединенных ахейских и дорийских племен), покоривших другие племена, ставшие рабами (илотами) или неполноправными гражданами. Эти пережитки выражались главным образом в сохранении быта и обычаев военной демократии (суровый быт, ограничения землевладения, общественные трапезы и т.п.). В развитии германских и славянских народов правовые обычаи, тесно связанные с военным бытом и сохранением язычества, долгое время главенствовали. Это нашло свое отражение в древнейших памятниках права - "варварских правдах" (Салическая Правда - у германцев, Русская и Польская Правда - у славян), возникших как записи правовых обычаев предков. У древних греков и римлян, у славянских народов, кельтов и германцев, у которых не было развито поливное земледелие, сельскохозяйственные работы находились в ведении сельской общины, календарь природы и поклонение Солнцу, дарам земли оставались религиозными ритуалами и не получили столь яркого "огосударствления". Тем не менее религиозные ритуалы поддерживались первыми языческими государствами этих народов и постепенно получали своеобразное обычно-правовое значение. Государство закрепляло и гарантировало эти возможности в своих нормативно-правовых актах, обеспечивая формальное равенство в их получении. Право в странах Запада развивалось от обычая к правовому обычаю (обычаю, обеспеченному возможностью государственного принуждения), от правовых обычаев к законам, решениям судов, договорам. Наибольшего совершенства в регулировании имущественных отношений достигло римское право, отстаивавшее интересы частного собственника.

1.4 Функции права

Функции права  — обусловленные социальным назначением права направления правового воздействия на общественные отношения. В юридической науке понятие «функция'» характеризует социальную роль государства и права. Почти вековой опыт активного использования понятия «функция права» на сегодняшний день не позволяет констатировать наличие единого взгляда на эту проблему. Если синтезировать многочисленные точки зрения, то можно сделать вывод, что под функцией права понимают либо социальное назначение права, либо его направления правового воздействия на общественные отношения, либо и то и другое вместе взятое. Выделяют две группы функции права.

1. К общесоциальным относят, в частности:

а) экономическую функцию — например, гражданско-правовые договоры обеспечивают процесс перемещения материальных благ;

б) политическую функцию — право регулирует деятельность субъектов политической системы;

в) коммуникативную функцию — посредством права обеспечивается связь между объектами управления;

г) экологическую функцию.

2. Специально-юридические функции:

а) регулятивная - выражается в воздействии права на общественные отношения путём определения правил поведения людей в различных ситуациях; обеспечение общественного порядка;

б) охранительная - направлена на охрану наиболее значимых общественных отношений, реализуется путём применения специальных охранительных норм;

в) оценочная — позволяет праву выступать в качестве критерия правомерности или неправомерности чьих-либо поступков.

г) воспитательная функция — право отражает определенную идеологию, воздействует на поведение людей;

В зависимости от сферы общественных отношений, попадающих под функциональное воздействие права, и внутреннего строения права выделяют:

- общеправовые функции, относящиеся ко всей внутригосударственной системе права, которая объединяет на согласованных началах норм, институты, отрасли права;

- межотраслевые функции, действующие в отношении таких отраслевых семей, как публичное или частное право, материальное или процессуальное право;

- отраслевые, связанные, в частности, с конституционным правом (функция закрепления прав и свобод человека и гражданина), уголовным правом (функция определения деяний, признаваемых преступлениями, и установления наказаний за их совершение);

- функции отдельных норм права, имеющие специфическую направленность, связанную, например, с действием запрещающих норм в уголовном праве ; поощрительных норм в трудовом праве, обязывающих — в административном и др.

Все рассмотренные функции права обеспечивают в жизни общества нормативные начала, выражая многосложный процесс правового регулирования и правового воздействия.

2. Теории происхождения права

Можно выделить следующие основные теории происхождения права:

  • теологическая теория – одна из самых древних. Полагается, что правовые нормы исходят от Бога. Понятие права связывалось со справедливостью, правосудием. Главным фактором, поддерживающим общественный порядок, было наказание. Фома Аквинский различал право и закон, определяя закон как установление разума, а право – как высшую справедливость. Теологическая теория нашла выражение в идеях неотомизма (Ж. Маритен). Согласно этому течению право представляет собой отражение божественного разума в общественном порядке.
  • естественно-правовая теория утверждает, что право – результат соглашения людей. В обществе вместе с позитивным правом, созданным государством, существует естественное право, свойственное человеку от природы. Под естественным правом понимаются равные ко всем законы природы, следовательно, государственные законы также должны быть одинаково справедливы ко всем. Сторонники: Г. Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо.
  • историческая теория находится в оппозиции к естественно-правовой. Право по этой теории не явл изобретением людей, оно возникает естественно и постепенно и присуще только данному народу, законодатель лишь фиксирует сложившееся право в нормативно-правовых актах. Право не обладает универсальностью и не может быть перенесено в другое общество. Сторонники: Ф. Савиньи, Г. Гуго, Г. Пуха.
  • марксистская теория полагает, что право возникает одновременно с возникновением государства и имеет одинаковые с государством причины возникновения и развития: разделение труда, появление частной собственности, раскол общества на классы. Право стало инструментом государсттва, классовым регулятором общественных отношений. Основной функцией права полагалось принуждение, подчинение воле господствующего класса. Сторонники: К. Маркс, Ф. Энгельс.
  • психологическая теория считает, что источником формирования права являются внутренние переживания людей. У каждого народа существует интуитивное право, которое развивается постепенно и не зависит от воли извне. В создании права решающую роль играют правосознание и правовая культура народа. Сторонник: Л.И. Петражицкий, З.Фрейд.

2.1 Право как регулятор общественных отношений

Поведение, деятельность людей, отношения, в которые они вступают, являются объектом регулирования различных норм. Так, права и обязанности члена садоводческого общества закреплены в уставе данного общества, относящегося к так называемым корпоративным нормам. Взаимоотношения между студентами учебной группы подлежат моральной оценке. Отправление религиозных культов осуществляется в соответствии с религиозными нормами. Участникам свадебного торжества надлежит вести себя соответственно существующим народным обычаям и обрядам. Действия человека, управляющего автомобилем, находятся под "юрисдикцией" правовых норм. Вся совокупность норм, посредством которых осуществляется регулирование поведения и деятельности, представляет собой систему нормативного регулирования общественных отношений. Право - уникальный, высокозначимый и авторитетный регулятор, но оно лишь один из компонентов системы нормативного регулирования. Выявление места и роли права среди иных социальных регуляторов (норм) имеет важное значение для понимания его природы, определения возможностей и пределов регулятивного действия. Степень и характер регулирующего влияния на общественные отношения позволяет выделить в системе нормативного регулирования наряду с правом следующие группы норм: обычаи, корпоративные нормы, религиозные нормы, мораль (нравственность). Объединенные единой нормативной природой, все эти нормы характеризуются следующими общими чертами:

- представляют собой определенный стандарт (образец, эталон, норматив) поведения, типичный и нормальный для данного времени и среды;

- определяют границы должного и возможного поведения, служат ориентирами в выборе социально одобряемого поведения и одновременно являются средством контроля за этим поведением;

- формируются в процессе жизнедеятельности людей и в этом смысле неотделимы от своего носителя;

- преследуют достижение единых целей - обеспечение порядка и организованности в общественных отношениях.

Регулирование общественных отношений правом происходит через правовые нормы. Норма права - это установленное или санкционированное государством, обеспеченное государственной защитой, общеобязательное, формально-определенное правило общего характера, выступающее всеобщим регулятором социальных взаимодействий.

Правовые нормы представляют собой абстрактные модели правомерного поведения и, таким образом, определяют меру свободы участников общественных отношений. Нормы устанавливают, что можно, нужно или нельзя делать при наступлении нормативно-определенных обстоятельств. Признаками правовых норм являются:

Общеобязательный характер. Правовые нормы распространяются не на поименно перечисленных лиц, а на однородные категории участников общественных отношений. Они всегда носят неперсонифицированный, всеобщий характер. Причем правовые нормы регулируют социальные взаимодействия независимо от воли и согласия участвующих в них лиц. Таким образом, устанавливается единый правопорядок, единые "правила игры" для всех членов общества.

Формальный характер. Нормы права документально фиксируются в определенных юридических документах (законах, указах, постановлениях, судебных решениях и др.). Последние издаются с соблюдением особых правотворческих процедур, содержат необходимые реквизиты, обнародуются, то есть доводятся до всеобщего сведения.

Определенный характер. Нормы права излагаются сжатым, четким, недвусмысленным юридическим языком. Точность, определенность содержания обеспечивает единообразие толкования и реализации правовых норм.

Общий характер. Нормы представляют собой абстрактные модели правомерного поведения. Они регулируют не отдельные, уникальные, случайные ситуации, но стандартные, массовые, типичные социальные взаимодействия.

Государственно-волевой характер. Нормы права формулируются, санкционируются, устанавливаются уполномоченными органами государственной власти. Существует государственная монополия на правотворчество. Таким образом, в правовой норме официально выражается государственная воля. При этом нормы права должны быть актуальными, отражать объективные закономерности, насущные потребности общества. Издание правовых норм должно быть обосновано, экономически оправдано, иначе они просто не будут работать. Например, Указ Президента РФ Б.Н. Ельцина о переводе к 2007 г. российской армии полностью на контрактную основу, который был издан из популистских соображений во время предвыборной компании 1996 г.

Государственно-обеспеченный характер. Нормы права обеспечены государственной защитой. Это отличает их от иных социальных норм. В случае нарушения правовых норм государство вправе прибегать к различным мерам принуждения, вплоть до смертной казни. Признаки нормы права совпадают с признаками права в целом, поскольку право состоит из норм. Взаимодействуя и дополняя друг друга, нормы образуют основу правовой системы государства. Властные веления государства можно разделить на два вида - нормы и индивидуально-правовые предписания. Рассмотрим их соотношение между собой:

Правовые нормы всегда предшествуют индивидуально-правовым предписаниям. Индивидуально-правовые предписания издаются на основании и во исполнение действующего законодательства. Назначение индивидуально-правовых предписаний - содействовать реализации нормы права, применить ее к отдельным лицам, ситуациям, обстоятельствам.

Индивидуально-правовые предписания обращены к конкретным, индивидуально поименованным адресатам. В свою очередь, нормы относятся не к отдельному случаю, отношению или лицу, а к целой категории лиц, какому-либо виду однородных общественных отношений.

Индивидуально-правовые предписания действуют однократно и полностью исчерпываются таким однократным применением. Нормы всегда рассчитаны на многократное применение, действуют непрерывно, не прекращают своего действия в случае каждой отдельной реализации.

Индивидуально-правовые предписания предназначены для регулирования строго определенных случаев, однократного применения в отношении индивидуально-определенных субъектов. В отличие от них нормы права регулируют типичные, стандартные, многократно повторяющиеся социальные взаимодействия.

Задача норм права состоит в установлении единого правопорядка, общих для всех субъектов правоотношений условий. Назначение индивидуально-правовых предписаний состоит в организации оперативного, повседневного государственного управления.

3. Основные характеристики права

Объективные свойства права. Право состоит из объективного и субъективного права. Объективное право - общие нормы, правила, независящие от конкретного человека. Субъективное право:

- это правомочия отдельного лица, возникающие на основе норм объективного права;

- это мера возможного поведения лица.

Свойства права - качества, характеристики, отличающие это явление от иных, сходных с ним. Значит, объективные свойства права - это то, что отличает право от иных регуляторов поведения. Эти свойства называются объективными потому, что от конкретного человека не зависят. Объективные свойства права, так и характеризуемая ими сущность права, относятся к определениям права в его различении с законом, т. е., не зависят от воли законодателя, исторически и логически предшествуют закону. Можно выделить следующие объективные свойства права:

1. нормативность;

2. общеобязательность;

3. принудительность;

4. формальная определенность;

5. системность;

6. динамизм и стабильность;

7. реальная применимость.

Нормативность права означает, что право в своей значительной части состоит из норм, из общих правил поведения. Нормативность показывает, что право вбирает в себя, фиксирует отношения, нормальные для данного общества, принятые в нем. Нормы права - это общеобязательные правила поведения.

Общеобязательность означает, что нормы права распространяются на всех лиц, попавших в сферу действия права, независимо от того, как они к этим нормам относятся. Если бы нормы права не были обязательными, то не было бы порядка, т. к., люди следовали бы праву по своему усмотрению.

Принудительность означает, что если лицо добровольно не исполняет требования норм права, то его можно заставить это сделать с помощью принуждения или насилия, либо можно наказать его за отступление от правовых требований.

Формальная определенность. Определенность означает, что поведение людей фиксируется в праве жестко, четко, точно очерчиваются его границы. Формальная определенность означает, что содержание права должно быть выражено в определенной форме. Эти формы являются внешними проявлениями права, источниками, из которых мы получаем знания о действующем праве (например, формой права может быть закон, правовой обычай, судебный прецедент и др.). Именно формальная определенность дает возможность праву устанавливать границу поведения.

Системность означает, что в праве все правовые явления взаимосвязаны, действие одних норм права влечет за собой действие других. Системность означает, что все правила четко разделимы, но при этом согласованы друг с другом, понять содержание правовой нормы можно, только применяя ее в комплексе, в совокупности с другими нормами.

Динамизм и стабильность показывает взаимосвязь права и регулируемых общественных отношений. Общество постоянно меняется, право же призвано вносить стабильность в жизнь общества. Стабильность права означает его устойчивость, относительную постоянность. Но вместе с тем право предоставляет возможности развития, позволяет учитывать новые отношения, появляющиеся в обществе - в этом проявляется его динамизм. Динамизм права - это его изменчивость, способность меняться в зависимости от меняющихся условий общественной жизни. Излишняя стабильность вредна, в этом случае право сковывает общественные отношения. При этом излишний динамизм права также негативно сказывается на развитии общества. В этом случае, когда нормы права меняются слишком часто, в общественные отношения привносится элемент нестабильности, утрачивается авторитет права как регулятора общественных отношений, субъекты не могут ориентироваться на правовые нормы при планировании дальнейшей жизни. В праве должны гармонично сочетаться элементы стабильности и динамизма, только в этом случае оно может выступать эффективным регулятором общественных отношений. Реальная применимость права означает, что оно должно соответствовать условиям жизни и уровню развития общества, отношения в котором оно регулирует. Самые прогрессивные, демократичные нормы не будут действовать в обществе, не готовом к их восприятию. С точки зрения реальной применимости права считается, что лучшим будет вариант, когда правовые предписания будут пусть и несовершенны, не столь прогрессивны, но при этом пригодны для использования в данном конкретном обществе. Рассмотрим более подробно некоторые объективные свойства (признаки) права, которые характеризуют его как специфическую систему регулирования общественных отношений.

Нормативность и общеобязательность права. Праву свойственна нормативность, это ведущее объективное свойство права. Нормативность является неотъемлемой частью человеческого общества, она выступает не только формой объективно необходимых связей и способов взаимодействия людей, но и формой развития всех природных явлений. Взаимодействие людей охватывает как их отношения между собой, так и их отношения к природе, поэтому закономерные связи, возникающие в ходе этого взаимодействия, приобретают форму нормативности. Эта нормативность присуща всему процессу исторического развития человечества. Нормативность - это также свойство права, выявляющее его смысл и предназначение. В процессе становления общества в современном его значении система социальных норм постоянно усложнялась, постепенно подразделяясь на различные группы, такие как нормы морали, нормы обычаев, нормы традиций и ритуалов, нормы общественных организаций, экономические, религиозные, эстетические нормы и, наконец, нормы права, являющиеся предметом данного исследования. Система социальных норм соответствует достигнутой ступени экономического, социально-политического и духовного развития общества. В них находят отражение качество жизни людей, исторические и национальные особенности жизни страны. В этой системе заключается определенный стандарт поведения, установленный как постепенно - в процессе исторического развития - так и (применительно к нормам права) при активном участии государства.

Правовые нормы - одна из наиболее молодых структур в системе социальных норм, которая стала возможной только с развитием института государства, так как , согласно одному из определений, правовыми нормами являются «общеобязательные правила поведения , являющиеся мерой свободы и ответственности формально равных субъектов общественных отношений, устанавливаемые государством, документально оформленные и обеспеченные различными формами государственного воздействия и принуждения». Здесь необходимо отметить, что такие формы не обязательно должны ограничиваться силовым принуждением. Однако на заре цивилизации, в период первоначального становления пред государственных образований, норм права в современном их значении еще не существовало, так как их место занимало (хотя и постепенно развиваясь) обычное право. Примерами тому служат многие древние правовые памятники. В современном обществе нормы права часто вступают в тесное взаимодействие с прочими социальными нормами, например, экономическими и политическими. Такое взаимодействие имеет весьма разнообразные формы - взаимной поддержки, солидарности, блокирования и противоборства, что зависит от конкретно-исторических условий, соотношения социальных сил, состояния общественного сознания.Формы взаимодействия, например, правовых и экономических норм определяются степенью вмешательства государства в экономику страны и показывают, что именно является целью подобного вмешательства: осуществление регулирования экономической деятельности населения или же достижение полного господства государства в данной сфере общественной жизни. А это уже напрямую зависит от конкретной политической доктрины государства. Правовая норма является образцом, моделью типового общественного отношения, которое устанавливается государством. Она определяет границы возможного или должного поведения людей, меру их внутренней и внешней свободы во внутренних взаимоотношениях. Норма права предусматривает свободу участников регулируемых общественных отношений в двояком смысле:

- во-первых, как способность воли субъекта сознательно избирать тот или иной вариант поведения (внутренняя свобода);

- во-вторых, как возможность действовать вовне, преследовать и осуществлять определенные цели во внешнем мире (внешняя свобода).

Права человека являются составной частью свободы, которая, по общему мнению - один из наиболее необходимых факторов человеческого бытия. Однако, например, право одного индивида на жизнь или собственность другого индивида означает нарушение свободы последнего. Следовательно, нормы права выражают объективно обусловленную меру свободы. Они выступают в качестве равного масштаба, формы, измерителя свободы всех участников общественных отношений. Правовые нормы, таким образом, сочетают в себе предоставление и одновременно ограничение внешней свободы лиц в их взаимных отношениях. Таким образом, обязывающий характер является одной из характерных черт юридических норм. Он означает, что в определенных случаях права одного индивида могут охраняться посредством некоторого ограничения прав другого индивида (например, прав на жизнь или собственность первого). В целом же, массовое несоблюдение подобных условий может привести к разрушению баланса обменных связей - той основы, на которой держится современная социальная система, и потому нормы, их закрепляющие, общеобязательны, что является одним из наиболее характерных свойств юридических норм. Несмотря на то, что правовые нормы устанавливаются и охраняются государством, последнее не всегда является единственным их источником. Нормы человеческого поведения во многом зависят от национальных традиций, естественноисторического пути развития каждой конкретной страны и приобретают качество юридических вследствие того, что объективно способствуют функционированию социального целого.

3.1 Ценность правовой культуры

Понятие правовой культуры. Существует различное понимание сущности права и культуры, оценки важнейших подходов к их изучению и влиянию на то, что мы имеем в виду, говоря о правовой культуре. Иногда термин «правовая культура» кажется фигуральным, в случаях когда, скажем, при разведении «по сторонам» культуры и цивилизации, оно по праву считается явлением последней категории. Все осложняется тем, что в понятие «право» также вкладывается с разными значениями. Правовая культура выступает неотъемлемой составляющей всеобщей культуры населения, исходя из его происхождения, и выступает отражением степени ее развития, менталитета народа. Правовая культура отражается в трудовой деятельности, в поведении участников общественных отношений. Ее формирование происходит благодаря воздействию правового и культурного воспитания, а также обучения. Правовая культура является частью культуры духовной.

Одной из наиболее актуальных проблем Российской Федерации выступают построение правового государства, создание эффективных механизмов обеспечения верховенства права, защиты прав и свобод человека и гражданина, проведение судебной реформы. Решение данных проблем подразумевает изучение и ассимиляцию не только зарубежных практик и идей западных государств. Опыт зарубежных стран может помочь сделать то, что требует настоящая реальность. Проводя реформы, следует искать свою основу в обществе. Рассмотрение права с точки зрения культуры позволяет определить необходимость реформ, с узкой, практической точки зрения, а также дает возможность осмыслить происходящие процессы в полном масштабе, увидеть их «извне», а не акцентировать внимание только на собственных правовых аспектах.

К показателям правовой культуры социума следует относить: степень правосознания населения, отношение государства, общества и индивидуума к праву, совершенствование правотворческого процесса, качество законодательства, его возможность сбалансировано отражать интересы отдельных лиц, социальных групп, общества и государства в сфере реализации права (соблюдения запретов, обязанностей, прав), эффективность правоохранительной и судебной систем; общий профессионализм и статус правовых кадров, юридическая активность участников правовых отношений, правовая грамотность граждан, соблюдение надлежащей правовой процедуры; состояние правовой науки и правового образования; консолидация юридической и реальной защиты прав и свобод; государство-закон и порядок. Исходя из данных показателей, можно судить, обладает ли право верховенством в обществе и, следовательно, является цивилизованным, культурным. Таким образом, правовая культура – это составная часть общей культуры населения, которая представляет собой систему ценностей, в области юриспруденции, накопленные человечеством, и относящиеся к реалиям конкретного общества: уровню законности, справедливости, юридической практике и состояния законодательства в целом. Типы правовой культуры. В доктрине различают три вида правовой культуры: Культуру общества, Культуру группы, Культуру личности. Высокая степень правовой культуры выступает правовым показателем прогресса государства. Культура общества является результатом социально-правовой деятельности отдельных лиц, групп и других субъектов, выступает отправной точкой, основой для такого рода деятельности и в целом правовой культуры личности. Правовая культура личности тесно связана с правовой культурой общества, со степенью и характером правового развития личности, которая обеспечивает ее деятельность. В научной литературе часто говорят о правовой культуре группы. Это правовая культура группы, которая характеризуются уровнем правосознания данной социальной группы, а также уровнем реального осуществления ею положений действующего законодательства. Тем не менее, при учете характеристики правовой культуры общества необходимо иметь в виду, что данная категория очень схожа с правовой культурой общества. Выделить правовую культуру группы из культуры общества возможно только при анализе показателей конкретной группы, но не правовой культуры как таковой. Значение правовой культуры В правовой доктрине зачастую можно встретить высказывания о том, что правовая культура в Российской Федерации отсутствует, что данный институт присущ лишь обществу с развитым правовым государством. Однако, ни общество , ни личность не могут быть лишены правовой культуры в полной мере, но она может быть очень низкой, что не допустимо в развитом государстве. Значение ценностей правовой культуры состоит в том, что повышается общий уровень правосознания и активности граждан. Это выражено в степени выражения понимания права обычными гражданами, должностными лицами, в запрете использовать свои права в корыстных целях. Каждый должен понимать, что право выступает ценностью в общественных отношениях. Каждый должен уметь правильно толковать отдельные положения закона, правильно определять его цели и сферы деятельности, уметь применять на практике полученные знания, использовать Закон для защиты своих нарушенных прав и свобод. Уровень правовой культуры зависит от того является гражданин профессионалом в области юриспруденции (то есть юристом) либо нет, какой именно деятельностью он занимается. Ценность правовой культуры заключается в том, что она позволяет совершенствовать формы нормативно-правовых актов, повысить их качество, согласованность, то есть в целом повысить их технику подготовки. Таким образом, само понятие «правовая культура» является ценностью современного общества. Благодаря праву как части правовой культуры в Российской Федерации можно преодолеть правовой нигилизм в обществе, что позволит вырваться из кризиса и сформировать полноценное гражданское общество, что является предпосылкой становления правового государства.

3.2 Сущность права, его основные признаки и принципы

Право — продукт общественного развития, основной нормативный регулятор общественных отношений. Право представляет собой позитивное высокозначимое явление цивилизации. Оно призвано обеспечить и защитить статус автономной личности, надежные и гарантированные простор и меру поведения. К основным свойствам права относятся: нормативность, формальная определенность, государственная обеспеченность, правообязывающее действие, системность (структурированность). Существует множество подходов к пониманию права как сложного общественного явления. Но общим для них является признание следующих признаков права:

  • Право есть социальное явление, без которого невозможно существование цивилизованного общества.
  • Право в нормативной форме должно отражать требования общечеловеческой справедливости, служить интересам общества в целом и личности.
  • Право частной собственности: владение, использование и распоряжение частной собственностью является основополагающим правом человека.
  • Право — мера поведения, установленная и охраняемая государством. Тесная связь с государством отличает его от всех других видов социальной регуляции.

Итак, право есть система норм. Это система норм, установленных или санкционированных государством. Право всегда выражает государственную волю. Это система норм или правил поведения, имеющих общеобязательный характер. Право охраняется и обеспечивается государством, а в случае нарушения требований, содержащихся в нормах права, применяется государственное принуждение. Правовые нормы, установленные и санкционированные государством, называется позитивным правом. В обществе имеются и другие социальные нормы кроме права. Отличие права от других социальных норм заключается в следующем: это единственная система норм, обязательных для всех членов общества, право обеспечивается и защищается государством, устанавливается государством, нормы права закреплены в законах, судебных решениях. Наиболее распространенный взгляд на право состоит в том, что оно представляет собой норму свободы. И. Кант определял право как совокупность условий, при которых произвол одного может быть согласован с произволом другого по общему для них правилу свободы. Г. Гегель писал, что в общественной жизни свобода человека выступает как его право, т.е. нормированная, урегулированная правовыми средствами свобода.

Сущность права — это качественная его основа, которая отражает его природу и назначение в обществе. В современной юридической науке преобладает мнение, что по своей сущности право выражает согласованную волю участников регулируемых отношений, приоритеты и ценности личности и вследствие этого выступает мерой свободы и ответственности индивидов и их коллективов, средством цивилизованного удовлетворения ими разнообразных интересов и потребностей. Новый подход к праву состоит в попытке установить различие между правом как объективным явлением общественной жизни и законом как формой выражения права и на этой основе сформулировать понятие правового закона. Право и закон не всегда совпадают, например, немецкие фашисты уничтожали людей в соответствии со своими законами, но вопреки праву. За основу нового подхода берется принцип формального равенства, что означает независимость и свободу людей в их правовых отношениях. Смысл разграничения права и закона в том, чтобы разграничить право и произвол, установить соответствие закона объективным требованиям права.

Содержание права можно видеть в масштабе, в мере свободы. Возникает вопрос: кому отмеряется свобода, чьим достоянием она становится? Это вопрос об объективном и субъективном праве. Объективное право — это общие, обязательные для всех правила поведения, существующие независимо от индивидов, распространяющиеся на все подпадающие под них случаи и на всех индивидов. Субъективное право, напротив, принадлежит конкретному индивиду, определяя меру его возможного поведения. Эти два вида права неразрывно связаны друг с другом. Объективное право не может быть реализовано помимо субъективного права, поступков людей.

Существует понятие публичного и частного права. Римские юристы считали, что публичное право имеет в виду интересы государства как целого, тогда как частное право — интересы индивида. Современная наука уточняет, что публичное право предполагает то, что решения принимаются государством, а в сфере частного права юридически значимые решения принимаются множеством частных лиц, действующих самостоятельно. Наиболее емкое определение права дал известный русский юрист профессор С.С. Алексеев: «Право — это система норм, выраженных в законах, иных признаваемых государством источниках и являющихся общеобязательным, нормативно-государственным критерием правомерно-дозволенного (а также запрещенного и предписанного) поведения» (Теория права. Харьков, 1994. С. 123).

Суммируя, можно сказать, что право — это система общеобязательных, формально определенных норм, установленных и обеспечиваемых государством, в которых отражены существующие в обществе общественные отношения и интересы субъектов и которые регулируют поведение людей.

В разных странах в различное время складывалась своя система права. Возникали различные теории права. Каждая научная теория преувеличивает, гипертрофирует одну какую-то сторону права в ущерб другим. Но в каждой из них заключены элементы истинного знания. Проэтому их рассмотрение представляет не только исторический, но и теоретический интерес. А в модифицированной форме некоторые из них сохраняются и в настоящее время.

Теория естественного права. Суть данной теории состоит в том, что кроме позитивного права, которое создается государством, существует общее для всех людей естественное право, стоящее над позитивным правом (право на жизнь, безопасность, свободу, равенство, собственность, справедливость и т.п.). Эти права принадлежат человеку от рождения и должны беспрепятственно осуществляться. Историческая школа права (К. Савиньи, Ф. Пухта и др.). Право рассматривается как выражение, продукт народного духа, народного правового убеждения. Оно складывается подобно языку постепенно в ходе исторического процесса независимо от субъективной воли государства. Право всегда национально. Оно существует в виде живого представления правовых институтов, юристы же из него лишь извлекают нормы. Эта школа чрезмерно преувеличивает роль обычая в системе нормативного регулирования, который ставится над законом.

Теория нормативитского понимания права, юридический позитивизм (Р. Штаммлер, Г. Кельзен и др.). Главный тезис этой теории — признание правом только норм, создаваемых государством для общего блага или для удовлетворения интересов человека. Правом признается государственная воля, выраженная в обязательном нормативном акте, обеспеченном принудительной силой государства. Теория права должна быть свободной от идеологии и представлять собой «чистую науку». Право — это система должного поведения людей. Нормативное понимание права хорошо служит в условиях стабильного общества. В настоящее время широкое признание получило требование соответствия позитивных законов государства правам человека. Утверждается приоритет прав и свобод личности. К недостаткам этой теории относится игнорирование содержательной стороны права (субъективных прав личности, соответствия потребностям экономического развития), угроза праву со стороны государства. Реалистическая школа права (Рудольф Иеринг). Эта школа в определенной мере примыкает к нормативистскому направлению. Она определяет право как защищенный государством интерес личности. Государство выступает необходимым инструментом организации, поддержания и сохранения общества и без государственной власти право есть пустой звук. Существует только позитивное право и содержание его составляет только защищенный интерес личности (Е. Трубецкой).

Социологическая школа права (Е. Эрлих, Г.Ф. Шешеневич и др.). Эта школа полагает, что нормы, записанные в законах и других актах государства, еще не есть само право. Гораздо важнее то право, которое складывается в жизни. Это «живое право» есть система правоотношений, поведения людей в сфере права. Отсюда на первое место выдвигается фигура судьи как творца права. Право — сосуд, который следует наполнить, и это делают судьи и администраторы. Право, по их мнению, следует искать не в нормах, а в самой жизни. Подобный подход скорее дестабилизирует правовой порядок, нежели укрепляет его. Он вносит неопределенность и сумятицу в отношения субъектов правового общения. Эта школа имеет широкое распространение в Англии.

Теория солидаризма (Леон Дюги). Он выдвинул идею права, основанного на норме социальной солидарности, как внешнего выражения общественной жизни. Такая концепция ведет к отрицанию индивидуальных свобод и прав человека, к корпоративному государству.

Психологическая теория права (Л.И. Петражицкий). Эта теория подразделяет право на позитивное и интуитивное. Позитивное — совокупность норм права. Интуитивное или неофициальное право — это чисто психологическое явление, особое состояние души человека, вырабатываемое путем взаимного психического общения людей. Право здесь выступает как одно из явлений психической жизни общества и представляет собой императивно-атрибутивное (обязательно-притязательное) переживание людей. Оно включает в себя правовое сознание.

Материалистическая теория права. В соответствии с этой теорией право есть выражение и закрепление воли экономически и политически господствующего класса. Ф. Энгельс подчеркивал, что господствующий класс должен придать своей воле всеобщее выражение в виде государственной воли, в виде закона.

Подчеркивается экономическая обусловленность права, оно всегда выражало требования экономических отношений. Оно не могло быть выше, чем экономический и культурный строй, породивший его. Право — явление производное от государства, в полной мере определяется его волей. Государство охраняет законы, принуждает к их исполнению. Одна из идей сторонников этого направления состоит в том, что всякое право есть применение одинакового масштаба к различным людям, которые на деле не равны друг другу. Равное право, следовательно, оборачивается фактическим неравенством. Недостатки этой теории: отсутствие общечеловеческих критериев, игнорирование культурных факторов, ограничение существовавшего права историческими рамками классового общества. Право строится и функционирует на основе определенных принципов, которые выражают его сущность и социальное назначение, отражают главные свойства и особенности права.

Принципы права — это основные, исходные положения, юридически закрепляющие важнейшие закономерности общественной жизни. Под принципами права понимаются исходные руководящие идеи, лежащие в основе права и находящие свое осуществление не только в юридической форме, но и в тех общественных отношениях, которые они отражают. Принципы права в современных условиях приобретают универсальное значение и наиболее отчетливо проявляются в области основных прав человека. Следует указать на три различных подхода к проблеме принципов права: традиционный (в частности, исламский); романо-германский и англосаксонский. В исламском шариат (т.е. предписания верующим, что они должны делать и чего не должны) является основным источником законодательства. В романо-германском общие принципы права сложились как источник административного права. В странах англосаксонского права понятие общих принципов права исторически не сложилось. Принципы права являются стержнем всей системы права государства. Они могут специально закрепляться в общих юридических нормах (конституциях, преамбулах законов, кодексах). В зависимости от того, на какую область права они распространяются, принципы делятся на три группы: общие, межотраслевые и отраслевые». К числу общих принципов относятся: принцип социальной свободы, признающий права и свободы человека в качестве высших социальных ценностей; кроме этого можно назвать такие принципы, как: социальной справедливости, демократизма, гуманизма, равноправия перед законом, единства юридических прав и обязанностей, ответственности за вину, законности. К числу межотраслевых относятся такие руководящие начала, которые выражают особенности нескольких родственных отраслей права: уголовно-процессуальный, гражданско-процессуальный. Отраслевые правовые принципы относятся к наиболее общим чертам конкретной отрасли права (административного, гражданского и др.). Активная роль права выражается в его функциях. Функции права — это основные направления его воздействия на общественные отношения, на поведение людей. Функции права связаны с функциями государства. Это: экономическая, социальная, экологическая, законодательная, исполнительная, судебная, а также другие функции. Упорядочение общественных отношений осуществляется через регулятивную функцию, охрана общественных отношений через охранительную функцию. Регулятивная функция воздействует на общественные отношения следующим образом: путем закрепления этих отношений в нормативно-правовых актах, путем обеспечения высокой степени свободы и организованности общественных отношений, их постоянного совершенствования и развития. Охранительное воздействие права выражается: в определении запретов, в установлении юридических санкций, в непосредственном применении юридических санкций. Охранительная функция направлена на охрану общественных отношений, а правоохранительная деятельность на охрану самого права. Понятие ценности права призвано раскрыть его положительную роль для общества, отдельной личности. Ценность права — это способность права служить целью и средством для удовлетворения социально-справедливых, необходимых потребностей и интересов граждан, общества в целом. Право, прежде всего, обладает инструментальной ценностью, т.е. тем, что должно придавать действиям людей организованность, устойчивость, согласованность, обеспечивать их подконтрольность, делать отношения цивилизованными. Ценность права и в том, что оно является выразителем и определителем (масштабом) свободы личности в обществе, определяет границы, меру этой свободы.

Заключение

Возникновение права - закономерное следствие усложнения общественных взаимосвязей, углубления и обострения социальных противоречий и конфликтов. В то время, как обычаи перестали обеспечивать порядок и стабильность в обществе, появилась объективная необходимость в принципиально новых регуляторах общественных отношений, каким стало право.

При рассмотрении вопроса о происхождении права выяснилось, что спектр теорий возникновения подобного уникального общественного явления в жизни людей необычайно широк. Авторы , занимавшиеся исследованиями теоретических правовых вопросов, создали множество концепций и школ права, выдвигая порой самые фантастические аргументы в защиту той или иной теории, приверженцами которой они являлись, попутно подвергая беспощадной и не всегда аргументированной критике теории и доводы, отличающиеся от своих собственных; иные же просто полагались на вопросы веры, ссылаясь на божественный авторитет. С другой стороны, множество людей, искренне интересовавшихся данной проблемой, приложили немало усилий, пытаясь разрешить эту, казалось бы, неразрешимую задачу - найти ответ на вопрос: «Как же произошло право?» Ответ скрыт в толще веков и вряд ли когда удастся найти убедительные доказательства в подтверждение той или иной теории.

Список литературы

1. Авраменко, А.И. Человек. Общество. Государство. Пособие для абитуриентов вузов / А.И.Авраменко, Т.И.Адуло, И.Н.Бобкова; Под общ. ред. А.И.Авраменко, Ф.В.Пекарского.- 3-е изд., доп.- Мн.: Акад. МВД Респ. Беларусь, 2004 –368с.

2. Алексеев, С.С. Теория права. Опыт комплексного исследования / С.С.Алексеев. – М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА. М. 1998.

3. Бошно С.В. Правоведение. Учебник / С.В. Бошно. – М.: Издательство Эксмо, 2004. - 432с.

4. Венгеров, А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов / А.Б.Венгеров.– М.: Юриспруденция, 2000. – 528с.

5. Вишневский, А.Ф. Общая теория государства и права: Курс лекций / А.Ф.Вишневский, Н.А.Горбаток, В.А.Кучинский; Под общей ред. А.Ф.Вишневского.- Мн.: Тесей, 1998.-576 с.

6. Дмитрук В.Н. Теория государства и права: Учебное пособие / В.Н.Дмитрук. - М.: Новое знание, 2002. – 182 с.

7. Енгибарян, Р.В. Теория государства и права: Учебное пособие / Р.В.Енгибарян, Ю.К. Краснов. – М.: Юристъ, 1999.-272 с.

8. Калинина Э.А. Общая теория государства и права: краткий элементарный учебный курс / Э.А. Калинина. – Мн.: Молодёжное научное общество, 2005. – 84 с.

9. Кашанина, Т.В. Происхождение государства и права. Современные трактовки и новые подходы: Учебное пособие / Т.В. Кашанина – М.: Юристъ, 1999. – 335с.

10. Конституция Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополнениями на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.) – Мн.: Амалфея, 2005. – 48 с.

11.Кузнецов, Э.В. Наука о праве и государстве /Э.В. Кузнецов, В.П.Сальников – СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД РФ, Издательский Торговый Дом «Герда», 1999. - 410с.

12. Любашиц, В.Я. Теория государства и права: Учебное пособие / В.Я.Любашиц, А.Ю. Мордовцев, И.В.Тимошенко. Ростов на Дону: Идательский центр «МарТ», 2002. – 512с.

13. Малько, А.В. Теория государства и права / А.В.Малько - М.: Юристъ, 2001. - 304с.

14. Марченко М.Н. Теория государства и права: Учебник / М.Н. Марченко. – М.: Юрид. лит., 1996. – 432с.

15. Нерсесянц В.С. Философия права:Учебник для вузов /В.С. Нерсесянц. - М.: Издательская группа ИНФРА М – НОРМА, 1997. -652 с.

16. Основы права: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп./ Под ред. В.В.Лазарева-М.: Юристъ, 2001, 448с.

17. Правоведение: Учебник для вузов / под ред. д.ю.н. проф. С.Н.Бабурина. – М.: Издательство НОРМА, 2003. – 592с.

18. Сырых В.М. Теория государства и права: Учебник для вузов / В.М.Сырых , стереотип. – М.: Юстицинформ,2005. -704 с.

19. Якушев А.В. Теория государства и права / А.В. Якушев. – М.: «Издательство Приор», 2000. – 192 с.