Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Воспитание толерантности младших школьников во внеурочной деятельности (Понятие толерантности и толерантного взаимодействия в психолого-педагогической науке)

Содержание:

Введение

Актуальность проблемы толерантного взаимодействия связана с тем, что сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и свободного развития (этику и стратегию ненасилия, идею терпимости к чужим и чуждым позициям, ценностям, культурам, идею диалога и взаимопонимания, поиска взаимоприемлемых компромиссов и т.п.).

Толерантность - это человеческая добродетель: искусство жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей. В то же время, толерантность - это не уступка, снисхождение или потворство, а активная жизненная позиция на основе признания иного.

События, происходящие в мире, часто носят характер межэтнических, религиозных конфликтов, расовой дискриминации.

Президентом России В. В. Путиным разработана программа «Воспитание молодого поколения в духе толерантности». Программа направлена на формирование толерантного сознания и профилактики национального экстремизма, в том числе, антисемитизма в гражданском обществе.

Таким образом, проблему толерантного взаимодействия можно отнести к воспитательной проблеме. Проблема культуры общения - одна из самых острых в школе и в обществе в целом. Прекрасно понимая, что мы все разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, мы не всегда ведем себя корректно и адекватно. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто. «Педагогика сотрудничества» и «толерантность» - те понятия, без которых невозможны какие-либо преобразования в современной школе.

Объект исследования - процесс формирования толерантного взаимодействия у младших школьников во внеурочной деятельности.

Предмет исследования - педагогические условия, влияющие на эффективность формирования толерантного взаимодействия у младших школьников во внеурочной деятельности.

Цель исследования: выявить педагогические условия воспитания толерантности младших школьников во внеурочной деятельности.

В соответствии с предметом, целью и проблемой были выделены следующие задачи:

- определить теоретические аспекты проблемы воспитания толерантного взаимодействия у младших школьников;

- провести диагностика уровня сформированности толерантного взаимодействия у младших школьников;

- разработать пути и средства формирования толерантного взаимодействия у младших школьников;

- провести анализ результатов исследования формирования толерантного взаимодействия у младших школьников.

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы воспитания толерантного взаимодействия у младших школьников

1.1. Понятие толерантности и толерантного взаимодействия в психолого-педагогической науке

Современная Россия, правопреемница Советского Союза, царской России, Древней Руси имеет многовековую историю, неотъемлемой частью которой является мирное сосуществование различных религий, наций, этносов, народностей. Оно по большей части, за исключением некоторых, крайне редких явлений, характеризовалось взаимопроникновением культур, конструктивным взаимодействием и общением их представителей. Именно поэтому воспитание терпимости, умения увидеть в другом человеке личность, понять и принять ее была и остается актуальной проблемой во все времена.

Попытки определить толерантность как философский, социальный, этнический и психологический феномен предпринимались разными учеными. О ее проявлениях в виде кротости и уживчивости говорил Пифагор, как об уживчивом нраве - Платон, как о дружелюбии - Аристотель, как о справедливости, терпимости - М. Монтень. Детерминантой современного понимания принципов свободы совести, свободы выбора, веротерпимости исследователи всех уровней считают деятельность видных представителей эпохи Возрождения, Реформации, Нового времени и Просвещения. В данном контексте можно выделить труд Д. Локка «Письмо о веротерпимости» и «Трактат о веротерпимости» Вольтера.

«Декларация принципов толерантности» обращает внимание на то, что следует «уделять особое внимание вопросам повышения уровня педагогической подготовки, учебных планов, содержания учебных материалов, включая новые образовательные технологии, с целью воспитания чутких и ответственных граждан, открытых восприятию других культур, способных ценить свободу, уважать человеческое достоинство и индивидуальность, предупреждать конфликты или разрешать их ненасильственными способами» [2, с.62].

В педагогике понятие «толерантность» появилось относительно недавно.

Несмотря на это, оно достаточно многогранно в своем значении. При этом видные представители педагогики также трактую понятие «толерантность» через некоторые социальные феномены. Если говорить в общем, ее определяют как терпимость к людям с иным цветом кожи, разрезом глаз, с другой верой. Толерантность как качество личности определяет ее отношение к многоликой социальной среде, людям вообще и к конкретной личности в частности, к их верованиям, нравам, мировоззрению, действиям и поступкам. Она является регулятором поведения и деятельности человека в этом сложноорганизованном пространстве. В данном контексте толерантность рассматривают как некое внутреннее убеждение личности, на основе которого она формулирует собственные принципы, руководящие идеи, становящиеся основами жизнедеятельности в целом.

Таким образом, становится очевидным, что проблема развития и становления толерантных отношений, толерантности личности в целом должна решаться всеми субъектами социализации и образования и во всех возрастах. И особо - в массовой школе на ступени начального общего образования. «В процессе воспитания младшего школьника необходимо учитывать специфику его возрастного, психологического, индивидуального, личностного развития. Изменение и оптимизация нервно - психической деятельности, интеллектуальной, эмоционально - волевой и других сфер личности младших школьников происходит под влиянием школьного обучения. При этом известным фактом является (в силу пластичности нервной системы детей данного возраста) их сензитивность к воспитанию» [1, с. 51]. Немаловажным в этом процессе будет и учет того, что младшие школьники имеют малый общий объем знаний о понятии толерантности; их представления о других людях, традициях иных народах, о наличии различных вероисповеданий и пр. в целом поверхностные, бытийные; у детей не сформированы умения и навыки адекватного ситуации толерантного поведения. По сути, это вполне объяснимо, поскольку возраст детей достаточно мал, как опыт их отношений с миром.

Объективно считается, что проблема толерантных взаимоотношений младших школьников будет успешно решаться в специально организованном процессе коммуникации, в первую очередь, учебной. Она, как известно, помимо того, что является ведущей в этом возрасте, еще и занимает наибольшее количество времени.

Развитие же толерантности во внеурочной деятельности или в ситуациях неформального общения обусловливается добровольным выбором младшим школьником занятий, личным интересом к их содержанию, желанием достичь личностно значимых результатов. Высокий воспитательный потенциал в этом смысле имеют и различные организационные формы воспитательной работы, такие как фестивали народного творчества, ярмарки, праздники, олимпиады, дни народных культур, соревнования и т. п. Деятельность ребенка здесь априори предопределена установкой на налаживание конструктивных взаимоотношений с социумом в целом, со взрослыми и сверстниками, на принятие их чувств, поступков и поведения.

В ходе педагогического воздействия на процесс формирования толерантных взаимоотношений младших школьников следует специально создавать или использовать естественные коллизии, которые ставят ребенка перед необходимостью сделать самостоятельный выбор, результат которого повлияет на отношения с другими, в котором выкристаллизуются моральные дилеммы, требующие разрешения. Осуществляя такой выбор, младший школьник «включает» субъектность, он вынужден действовать самостоятельно, сообразно с внутренними убеждениями и принципами.

С целью становления социокультурной толерантности необходимо создавать предпосылки для формирования духовной, нравственной и этической культуры, проявляющейся в уважении к иному (инакомыслию, иной культуры, обычаям, традициям, воззрениям), в принятии различий в этнических, национальных, социальных воззрениях, в умении выстроить «особенные» отношения, принятые в данном обществе. При этом отметим, что это не подразумевает «стирание» собственной личности, отказа от собственных взглядов, некое смирение со всем. Здесь имеет место разумный компромисс в результате диалога, взаимодействия и взаимообогащения человека и окружающей его социальной среды.

В целях развития этнической толерантности младшего школьника целесообразно создание условий для уважительного отношения к людям не зависимо от их этнической, национальной принадлежности, заинтересованное и открытое, готовое к взаимодействию отношение к чужой культуре, взглядом, нравом, привычкам. Её наличие особо необходимо в многокультурной и многонациональной среде, каковой является состав современной России. По отношению к особенностям различных культур, носителям различных этнокультурных ценностей, представителям различных социоэтнических обществ у младших школьников также должен появиться диалог, только уже на основе культивирования этнокультурных традиций.

Опыт развития толерантных отношений младших школьников проказывает:

• важно, чтобы детьми были осмыслены и оценены различные стороны личности и поступков других людей;

• отрефлексированы мотивы собственных поступков, отношения к самому себе, к своим правам и обязанностям, к другим.

• Мы предполагаем, что данный процесс будет осуществляться более эффективно, если:

• определен и учитывается в ходе учебно-воспитательного процесса в начальной школе уровень изучаемого феномена;

• подобран комплекс методов и форм работы на основе содержания компонентов воспитания толерантности;

• ученики включаются в совместную деятельность, опирающуюся на ведущие идеи системного подхода.

Таким образом, опираясь на толерантность как принципа взаимодействия «всего со всем», педагог проектирует и реализует такой учебно-воспитательный процесс, в котором младший школьник переходит на более высокий уровень толерантности, а именно: открыт к диалогу с миром и людьми, осознает и использует методы гуманного сосуществования.

Среди самых новомодных терминов особое место занимает «толерантность». Ей придается чуть ли не судьбоносное значение для будущего человечества. «Декларация принципов толерантности» утверждена Генеральной конференцией ЮНЕСКО 16 ноября 1995 г.

Законодательство играет значительную, но небольшую роль в противодействии нетерпимости (интолерантности) на уровне индивидуального поведения. Часто причинами нетерпимости является невежество и страх перед неизвестным (другими культурами, нациями, религиями). Интолерантность также связана с гипертрофированным ощущением собственной ценности и высокомерием - личным, национальным, религиозным.

Этнические представления формируются в раннем возрасте. Ж. Пиаже выделяет три этапа в формировании этнической идентичности: в 6-7 лет ребенок приобретает первые (фрагментарные и несистематичные) знания о своей этнической принадлежности; в 8-9 лет ребенок уже четко идентифицирует себя со своей этнической группой, выдвигает основания идентификации - национальность родителей, место проживания, родной язык, в нем просыпаются национальные чувства; в 10-11 лет (младший подростковый возраст) этническая идентичность формируется в полном объеме; в качестве особенностей разных народов ребенок отмечает уникальность истории, специфику традиционной бытовой культуры.

Данный подход к формированию этнической идентификации дает основания считать младший школьный возраст наиболее оптимальным для формирования толерантных взаимоотношений. В современных условиях общественной жизни одним из приоритетных направлений для мирового сообщества является сохранение нравственно - психологического здоровья населения. Возникает проблема воспитания нравственной личности, одухотворённой идеалами добра, активно не принимающей разрушительных идей, способной им противостоять и проявлять толерантность к окружающим.

Повышенный уровень конфликтности в межличностных отношениях детей мешает формированию классного коллектива. В реальной жизни малыши проявляют подсознательную радость при наблюдении трудностей у товарищей, агрессию при отстаивании своих интересов, раздражительность и потерю самообладания в повседневной деятельности, нежелание прощать обиды, неуважительное отношение к людям с физическими недостатками [54].

В этике понятие «толерантность» отождествляют с понятием «терпимость».

Терпимость - это свойство открытости и свободного мышления.

Критерием толерантного принятия мировоззренческих различий служит ориентация на моральные принципы и нормы человеческого существования, обеспечивающие мирные взаимоотношения этнических общностей.

Толерантность в сфере межнационального общения - это признание ценности «другого», отличного от своего, ценности разности, право на плюрализм взглядов. Этническая толерантность - акт нравственного самоопределения этносов к окружающей среде и к самим себе, к своей этнической идентичности [40, с. 66].

Воспитание - это процесс систематического и целенаправленного воздействия на человека, на его духовное и физическое развитие в целях подго-товки его к производственной, общественной и культурной деятельности. Но воспитание не отдельный процесс, он неразрывно связан с обучением и образованием, поскольку названные процессы направлены на человека как целое [13].

В широком социальном смысле воспитание - это передача накопленного опыта (знания, умения, способы мышления, нравственные, этические и правовые нормы) от старших поколений к младшим.

В узком социальном смысле под воспитанием понимается направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни.

В широком педагогическом смысле воспитание - это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, вос-питателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс.

В узком педагогическом смысле воспитание - это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач [12].

Разброс мнений среди тех, кто сегодня говорит и пишет о толерантности, огромен. В современном мире найдется немало людей, для которых толерантность является признаком слабости и нерешительности, отсутствием характера и силы воли. А отсюда всего один шаг до того, чтобы ею вообще «с полным основанием» пренебречь [41, c. 13].

Когда ученые изучали феномен массового принятия нацистской идеологии, в Германии были проведены масштабные исследования по выявлению «элементов личности человека», которые предрасполагают его к реакциям враждебности (интолерантности). В ходе опросов была выявлена устойчивая связь между враждебностью и определенными глубинными чертами личности, названной, по выражению немецкого философа и социолога Хоркаймера, авторитарным типом личности [18, c. 10-12].

В образовательной среде необходимо направлять процесс становления толерантного сознания учащихся. Пренебрежение этой функцией закладывает возможность социальных потрясений в стране.

Сегодня резко снизилось воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования - важнейших факторов формирования гражданского самосознания.

Как показывают наблюдения, основная масса современных педагогов обладает низким уровнем толерантности. Это обусловлено комплексом причин, таких как низкий уровень образования и воспитания; ежедневная борьба за выживание, низкий материальный уровень; крах идеологии страны; разрушение нравственных и духовных ценностей в обществе; низкий общий культурный уровень; нарушение прав человека и прав ребенка и многое другое.

Толерантность - это морально нравственное качество. Значит, для успешного формирования толерантного сознания школьников необходимо создание условий для развития в первую очередь морально нравственных качеств в социуме.

Параллельно следует вести работу по формированию толерантности педагогических работников и управленцев. Кроме того, необходимо бороться с факторами, способными провоцировать ребенка и взрослого на асоциальные проявления. Такими факторами могут быть, поясняет Ш. А. Амонашвили, грубость во взаимоотношениях людей, среди которых находится ребенок, грубость в отношении самого ребенка, ущемление его личности и достоинства, противостояние его жизненным интересам; авторитаризм и принуждение, несправедливость в отношении к нему, материальная недостаточность... [2, с. 55].

Достойное должно стать самой сущностью духовной культуры, недостойное должно вызывать презрение и омерзение. это убеждение - самый драгоценный нравственный иммунитет, не позволяющий человеку унижаться, терять благородство, совесть, честь, моральное мужество [50, с. 78].

Мы уверены, что постулат В. А. Сухомлинского о том, что человек с чувством собственного достоинства всегда толерантен и никогда не унизит другого человека, может войти в теорию социализации учащихся. Ядром социализации может быть следующее утверждение педагога: «Мастерство воспитания в том и состоит, чтобы на всей долгой дороге человеческого утверждения воспитанник никогда не испытывал оскорбления человеческого достоинства, чтобы стремление утвердить собственную честь и достоинство было важнейшим стимулом к нравственному самосовершенствованию» [45, с. 89].

В межнациональном сотрудничестве «тонкая игра усилий» - необходимое, базовое понятие, определяющее толерантное отношение взаимодействующих сторон, т.к. «совестливое отношение к людям», которое формируется благодаря этим усилиям, является основой демократического полинационального государства [51].

Сегодня принципом педагогической деятельности является личностный подход.

В школе, чаще всего неосознанно, упор делается на подготовку отдельного индивида, отдельного учащегося к жизни в социуме, организованном на основе рыночных отношений. В национальной доктрине образования прямо говорится о необходимости готовить учащихся к рынку, развивать в них предприимчивость, способность действовать в условиях жесткой конкуренции. Такова реальность. И никакие призывы, воспитательные «мероприятия», направленные на толерантность и доброжелательность, не смогут противостоять самому способу деятельности ученика в школе - индивидуальному, независимому от коллектива [28, с. 48-49].

В современной России и в мире в целом наблюдается обострение межнациональных, этнических, религиозно-нравственных противоречий, которые проявляются как в межгосударственных масштабах, так и на уровне интересов различных сообществ людей с полярными и трудносовместимыми взглядами, убеждениями, представлениями, верованиями [42, с. 43].

1.2. Особенности формирования толерантного отношения к сверстникам у младших школьников средствами народной педагогики

В последние годы в нашу жизнь прочно вошел термин «толерантность». Этот термин появился и активно обсуждается одновременно в культурологии, социологии, политологии, экономике, психологии, истории, педагогике. Толерантность служит инструментом обеспечения социального согласия, в особенности между людьми и группами, чьи ценности различаются. Большую роль в этом играет народная педагогика. Дать определение народной педагогике пытаются многие исследователи: Г. Н. Волков, Я. М. Ханбиков, А. Ш. Г ашимов, Г. Н. Филонов и др. Это - эмпирические знания, опыт масс, совокупность средств, умений и навыков воспитательной практики, бытующих в народе. Таким образом, народная педагогика описывает опыт и относится к средствам и идеям народного воспитания. Понятие «народной педагогики» в русскую и российскую педагогику впервые внесено К. Д. Ушинским.

Традиция - явление общественной психологии, представляющее собой способ хранения и передачи социального опыта, воспроизводства устойчивых общественных отношений, поддерживаемое силой общественного мнения, массовых привычек и убеждений, обычаев.

Обычаи и обряды - это те же традиции, хотя и в разных их видах. Согласно энциклопедическому словарю, обычай - это стереотипный способ поведения, который воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и является привычным для их членов. К обычаям относят общепринятые приемы в труде, формы взаимоотношения людей в быту и семье, дипло- матические и религиозные ритуалы и другие повторяющиеся действия, отражающие особенности племени, класса, народа.

Обычаи и традиции выполняют две общие функции: стабилизируют сложившиеся в обществе отношения и осуществляют их воспроизводство в жизни новых поколений. Они имеют место не только в быту, но и в общественной жизни.

Следует отметить, что различные этнические культуры имеют много схожего, что позволяет людям прийти к взаимопониманию. Никто не будет отрицать высокой гуманности таких, к примеру, традиций, как ответственность за воспитание детей, уважительное отношение к женщине-матери, почтение к старшим, забота о госте и др.

Сегодня, в век унификации многих сторон нашей жизни, этнические традиции не утратили своих позиций. Поскольку в каждой культуре есть свои законы, нормы и правила поведения, то при взаимодействии с представителями других народов нужно быть этнокультурно-компетентными.

Образовательные учреждения могут способствовать возрождению традиций. Большой популярностью пользуются такие праздники, как Масленица, осенняя ярмарка; Новый год. Внеклассные мероприятия могут проходить в виде посиделок, вечёрок, конкурсов знатоков народных традиций. На них можно предложить детям, расписать гуашью, лаком, фломастерами яйца, вылепить «жаворонков» - обрядовое печенье; или поиграть в народные игры, устроить состязания по национальным видам спорта и т.д.

Использование этнопедагогических идей и средств позволяет приобщить детей к вечным истинам и ценностям. При этом важно помнить, что воспитывать детей на народных традициях бессистемно, от случая к случаю бессмысленно. Необходимо органично встроить их в образовательно-воспитательную работу школы, соотнося воспитательные возможности народной педагогики с требованиями сегодняшнего времени [43, с. 9-11].

Межнациональная толерантность определяется как «системная совокупность психологических установок, чувств, определенного набора знаний и общественно-правовых норм (выраженных через закон или традиции), а так же мировоззренческо-поведенческих ориентаций, которые предполагают терпимое или, вернее сказать, «принимающее» отношение представителей какой-либо одной национальности (в том числе на личностном уровне) к другим инонациональным явлениям (языку, культуре, обычаям, нормам поведения и т.д.)» [25, c. 14].

Изучение народной педагогики показывает, что сегодня ее наследие недостаточно обобщено и систематизировано и не в полной мере используется на практике социализации личности.

Общность идей народной педагогики сочетается с общностью принципов воспитания. Ведущими из них являются:

- целенаправленность, выражающаяся в существовании идеала человека, в котором воплощаются нравственное совершенство, высокая духовность, любовь к Родине, к людям и природе;

- природосообразность, так как человек является частью природы, учится у нее, черпает из ее неиссякаемого источника красоту и мудрость;

- преемственность в усвоении тех ценностей, которые выработаны народом и проверены веками;

- уважение к старшим, их почитание как носителей мудрости народа, его традиций и идеалов;

- дифференцированное воспитание мальчиков и девочек (мальчик - будущий отец, воин, охотник, строитель; девочка - мать, хранительница домашнего очага);

- раннее начало обучения и воспитания детей, осуществляемое в различного рода деятельности. Это самый «старый», но и самый актуальный сегодня принцип. Он зародился на заре человечества, когда опыт передавался младшим включением их в жизненно необходимую деятельность [43, с. 7].

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию толерантного взаимодействия у младших школьников

2.1. Диагностика уровня сформированности толерантного взаимодействия у младших школьников

Целью опытно-экспериментальной работы являлась разработка и апробация использования традиций народной педагогики и показателей эмоцио-нально-оценочного критерия гражданско-правовой воспитанности младшего школьника в условиях региона в систематическом научном образовании в начальной школе. Исследование проводилось на базе «МБОУ Новожиловская СШ» Белогорского района Республики Крым в три этапа.

Этап 1. Констатирующий. Целью констатирующего этапа эксперимента является диагностика исходного уровня знаний народной педагогики и показателей эмоционально-оценочного критерия гражданско-правовой воспитанности младшего школьника в условиях региона.

Для изучения уровня знаний о традициях народной педагогики у младших школьников, детям было предложено анкетирование. Анкета состояла из пятнадцати вопросов, на которые они отвечали (Приложение 1).

Таким образом, на рисунке 1 можно выразить соотношение знаний каждого ребенка в процентах.

Рисунок 1 - Знание народной культуры

Интерпретация результатов проводилась следующим образом:

1-7 баллов - низкий уровень - это когда учащиеся не имеют знаний о народной культуре, не играют в народные игры, не знают народного фольклора: пословиц, поговорок, народных праздников и т.д.

8-15 баллов - средний уровень - характеризуется отсутствием системных знаний о народной культуре, имеют неглубокие знания культуры своего края.

16 - 22 баллов - высокий уровень - учащиеся имеют систематичные знания о народной культуре, могут назвать народные игры, пословицы, поговорки, обряды, знают народные игр и народные праздники.

После обработки данных, мы получили следующие результаты:

- высокий уровень - 3 человека (13 %);

- средний уровень - 16 человек (69,5 %);

- низкий уровень - 4 человека (17,4 %).

Проведенное исследование показало, что среди испытуемых 86,9 % - русские, 4,4 % - татары, 8,8 % - украинцы.

Традиции в семье имеют 48,4 % опрошенных.

Героев народной сказки знают 79,2 %, среди них часто употребляемые такие, как Иван-Царевич, Елена Премудрая, Баба-Яга, Колобок, Курочка Ряба.

Знание народных песен оценивается в 70,4 %, наиболее популярная - «Во поле береза стояла».

Народные игры знают 79,2 % опрошенных учеников.

Среди народных праздников чаще всего употреблялась Масленица и Пасха - 95,6 %.

74,8 % опрошенный детей знают народные поговорки.

Из народных традиций учащиеся чаще использовали традицию, связанную с Масленицей - сжигание чучела Зимы и поедание блинов.

Блюда народной кухни вызвали у детей затруднение, знание - 52,8 %.

Вопрос, связанный с элементами женского и мужского костюмов так же вызвал затруднение, 48,4 % опрошенных смогли ответить правильно.

Знание народных инструментов оценивается в 74,8 %.

Знание пословиц оставляет желать лучшего, этот вопрос вызвал затруднение, и только 52,8 % опрошенных учеников смогли назвать пословицу.

Из представленных пяти загадок, максимум на 3-4 загадки испытуемые дали правильный ответ, оценка знания - 47,5 %.

Вопрос «Продолжите пословицы», так же вызвал у учащихся затруднение, из пяти предложенных пословиц, продолжить смогли только 1 -2 пословицы, что составляет 11,4 %.

Последний вопрос о названиях народных сказок, где герои - животные, так же оказался сложным, показатель знания - 52,8 %.

Национальность учащихся представлена на рисунке 2.

Рисунок 2 - Национальность учащихся

Таким образом, по результатам проведенной опытно-экспериментальной работы можно сделать вывод, что знание детьми народной культуры и традиций находится на среднем уровне, и большинство знаний приобретается детьми в школе, а не в семье. Для повышения уровня знаний народной культуры и ее традиций рекомендуется:

1) Систематически изучать народные сказки разных жанров: бытовых, волшебных, про животных и т.д. Что повышает не только уровень знаний народных традиций своего народа, но и нравственную, эстетическую и этическую стороны личности.

2) Разучивать с детьми народные песни, что позволяет развивать личность всесторонне, а также музыкально-этические качества.

3) Постепенно знакомить детей с народными традициями и позволять детям активно в них участвовать.

4) Знакомить детей с устным народным творчеством. Не только сказками, но и былинами, пословицами, поговорками, играми, потешками, загадками, что позволит повысить уровень народной культуры.

5) Проводить с детьми различные мероприятия, где ярко представлена народная культура, ее традиции. Водить детей на выставки и музей, связанных с народной культурой.

Так же была проведена методика для выявления уровня показателей эмоционально-оценочного критерия гражданско-правовой воспитанности младшего школьника в условиях региона. 

Таблица 1

Результаты исследования

№ п/п

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

Баллы

Сергей Л.

а

+

б

а

а

а

а

а

а

в

б

а

а

а

39

Даша Щ.

а

+

а

а

в

б

б

а

а

б

в

а

а

а

37

Юля Б.

а

+

б

а

а

а

а

а

а

б

б

а

а

а

41

Тимур Т.

а

+

а

а

а

б

д

а

в

в

б

а

б

а

36

Яна М.

б

+

б

б

а

б

а

а

а

б

б

б

б

б

35

Максим Ж.

б

+

а

б

а

а

а

а

а

б

б

а

а

а

40

Маша Л

а

+

а

б

б

б

а

а

а

б

б

а

б

а

37

Настя Г.

а

+

а

а

а

б

а

а

а

б

б

а

а

а

41

Данила Б.

а

+

б

а

а

б

а

а

а

б

б

б

а

а

39

Виталий В.

б

-

в

б

б

б

в

б

а

а

б

а

б

б

29

Дима П.

а

+

а

а

а

в

а

а

в

б

б

б

б

б

37

Женя Я.

а

+

б

а

а

б

б

а

а

б

б

б

а

а

38

Артур Т.

а

+

в

а

в

б

а

г

а

а

а

а

б

б

32

Эдуард С.

а

+

а

б

а

б

б

а

а

а

б

а

б

а

34

Андрей Б.

а

+

б

а

а

б

а

а

а

б

б

а

б

а

39

Лиза Г.

а

-

а

а

в

б

а

а

а

б

б

а

б

а

37

Даниил Т.

а

-

а

б

а

б

а

а

а

б

б

б

а

а

35

Милена Д.

а

+

а

а

а

а

а

а

а

в

б

а

б

б

37

Даша Б.

а

+

б

а

а

б

а

а

а

б

в

а

а

а

38

Высокий уровень - 10 человек (52,6%).

Средний уровень - 9 человек (47,4%).

Низкий уровень - 0 человек (0%).

По результатам исследования было выявлено, что 89,4 % испытуемых любят и гордятся своей страной, 10,6 % - относятся хорошо к своей стране.

На вопрос: «Что бы ты хотел изменить в нашей стране?», были получены

разные ответы. Такие, как: «Я хочу, чтобы в нашей стране не загрязняли воздух», «Чтобы было больше праздников и подарков», «Я бы хотел изменить фабрики», «Я бы поменяла президента», «Установить светофор на пешеходном переходе, где я хожу в школу», «Чтобы меньше уничтожали деревья и растения», «Больше внимания спорту», «Хочется добиться большего уважения к пенсионерам». Двое из учащихся ответили: «Ничего», трое - оставили вопрос без ответа. Что в принципе, показывает, что испытуемые активно интересуются жизнью страны.

52,6 % испытуемых уважают людей других национальностей, 36,8 % - интересуются, а 10,6 % - относятся к ним равнодушно.

«Имеет ли человек право разговаривать на родном языке и иметь свою веру?». На этот вопрос 68,4 % опрошенных считают, что, да, конечно, имеют,

31,6 % ответили: «Да, но в своей стране».

Детям нравится, когда люди разговаривают на другом языке, такой результат дали 73,6 % опрошенных. 10,5 % ответили: «Мне все равно, я не обращаю внимание», а 15,9 % опрошенных ответили, что им не нравится.

Уважают своих одноклассников 21 % опрошенных, 73,7 % относятся ко всем по-разному, 5,3 % одноклассники не нравятся.

73.6 % испытуемых показали, что любят своих родителей и других родственников, 15,9 % - уважают, а 5,3 % относятся равнодушно.

На вопрос о том, как они относятся к старшим по возрасту людям, 89,4% опрошенных ответили, что уважают, 5,3 % относятся равнодушно, 5,3% ответили, что они им не нравятся.

«Как ты относишься к выполнению правил поведения в классе, школе, общественных местах?». 84,2 % ответили: «Считаю важным и обязательным их выполнять», 10,5 %: «Не слежу за своим поведением, веду себя так, как хочу», 5,3 % дали свой ответ: «Иногда веду себя как клоун».

На вопрос: «Как ты относишься к детям, которые не соблюдают правила поведения, обижают других?», 15,8 % учащихся ответили, что им все равно, 68,4 % осуждают, не уважают, 15,8 % дали свои ответы: «Не нравятся», «Учу правильно себя вести», «Заступаюсь за обиженных».

Равнодушно к людям, которые совершили преступления относятся

5.3 % опрошенных, осуждают, не уважают - 84,2 %, а 10,5 % дали свои варианты ответа: «Это очень плохо», «Я их опасаюсь».

Делают всегда и хорошо домашнее задание 73,6 % испытуемых, когда как - 26,4 %.

«Как ты относишься к выполнению домашних дел (уборке и др.)?» На этот вопрос 47,3 % ответили: «Нравится трудиться дома», 52,7 % - «Когда как».

73.6 % учащихся нравится трудиться в школе и классе, а 26,4 % - «Когда как».

Выводы:

1) Проводить мероприятия, направленные на патриотическое и гражданско-правовое воспитание.

2) Знакомить детей с культурами и традициями других народов.

3) Воспитывать уважение и любовь к своим родителям, родным и близким, а также лицам пожилого возраста.

4) Прививать правила поведения в школе и общественных местах.

5) Формировать трудолюбие и ответственность за выполнение домашнего задания.

2.2. Пути и средства формирования толерантного взаимодействия у младших школьников

Целью второго этапа являлось формирование и повышение уровня знаний о традициях народной педагогики и показателей эмоционально- оценочного критерия гражданско-правовой воспитанности младшего школьника в условиях региона, а также формирование толерантного взаимодействия у младших школьников. С этой целью была разработана программа «Воспитание толерантного взаимодействия младших школьников».

Программа по воспитанию толерантного взаимодействия «Воспитание толерантного взаимодействия младших школьников» разработана для учащихся начальных классов с учетом социокультурных условий региона. В основу ее положены аспекты нравственного, патриотического, экологического, правового, народной педагогики, эстетического, трудового, интернационального, экономического и духовного воспитания [14]. Программа способствует развитию личности ребенка в целом, а также предусматривает целенаправленное формирование толерантного взаимодействия.

Факультативный курс «Воспитание толерантного взаимодействия младших школьников» в начальной школе позволяет интегрировать знания, полученные в процессе обучения по предметным курсам, с воспитанием личности младшего школьника. Занятия курса обогатят представления учащихся о мире, раскрывая связи и соотношения морального общественного сознания, зависимости их уровня от культуры социальной жизни. Воспитывающая функция определяет формирование нравственной стороны личности как ее стержневого образования. Занятия факультатива строятся на реализации личностно-ориентированного подхода, т. к. их содержание обращено к каждому ученику, отражая его потребность в этих знаниях.

Программа курса «Воспитание толерантного взаимодействия младших школьников» предназначена для учащихся 1-4 классов. Она разработана в помощь учителям начальных классов и способствует созданию целостной системы воспитания толерантного взаимодействия у младших школьников. Представленный курс может стать основой построения системы воспитания толерантного взаимодействия в начальной школе, т. к. является базовым для изучения и раскрытия опорных понятий толерантности у детей и в дальнейшем успешной работы по воспитанию толерантного взаимодействия у младших школьников.

Программа предусматривает работу по формированию толерантного взаимодействия у младших школьников, системы толерантных знаний, представлений и понятий, а также создание воспитывающих толерантных ситуаций, способствующих формированию толерантных чувств младших школьников. Она так же ориентирует на выработку текущих толерантных взаимоотношений детей, где первой задачей учителя начальных классов будет приучение детей к простым формам толерантного взаимодействия, сотрудничества и взаимной помощи, постепенная выработка у них добрых чувств к людям и гуманных отношений к окружающим.

Целью данного курса является формирование основ культуры толерантного взаимодействия младших школьников, вооружение детей толерантными ориентирами в построении деятельности, общения и взаимоотношений.

Реализация поставленной цели осуществляется при решении следующих задач:

• формирование у учащихся представлений о нравственности, добре и зле, моральном долге, чести и достоинстве;

• формирование любви и уважения к своей Родине, ответственности по отношению к Отечеству;

• воспитание бережного отношения к природе и окружающей среде, навыков сохранения природы;

• формирование знаний о правах, свободах и обязанностях гражданина Российской Федерации, а также конституционного строя;

• формирование представления о наследии русского народа, а также других народов, обрядах и традиция россиян;

• развитие у детей чувства прекрасного, знаний о музыке, художественном искусстве, а также творить прекрасное самому;

• воспитание бережливости, аккуратности, ответственности за порученное дело, трудолюбия, бережного отношения к результатам своего труда и труда других людей, к школьному имуществу и личным вещам;

• развитие толерантного отношения к людям других национальностей, и имеющих свою религию;

• формирование у учащихся представлений об экономике, связанных с

проблемой удовлетворения потребностей;

• воспитание духовных представлений.

В курсе «Воспитание толерантного взаимодействия младших школьников» осуществляется системный подход к воспитанию толерантного взаимодействия у младших школьников, в котором воспитание рассматривается как целостный процесс формирования и развития толерантной личности.

Работая по данной программе, учитель использует разнообразные ме-тодические формы и приемы ведения занятия: ролевые игры, анализ и обыгрывание ситуаций, диалог, викторины, сочинения, этические беседы, обсуждение отрывков из художественной литературы и другие.

Младшие школьники после изучения данного курса должны иметь представления:

- о добре и зле, правилах нравственности, моральном долге;

- о значимости Родины в жизни, малой Родины, своего народа4

- о экологических проблемах и как с ними бороться;

- о правах, свободах и обязанностях гражданина РФ;

- о наследии народной культуры;

- о музыке и композиторах, художниках и произведений искусства;

- о профессиях, труде в школе и дома;

- о национальном составе России и традициях народов, населяющих Крым;

- о современной экономике;

- о религиях и священных книгах, а также о произведениях искусства, посвященных религии;

знать:

- значение хороших поступков, правила нравственности;

- национальные символы государства;

- как бережно относиться к окружающей среде, и защитить от негативного воздействия;

- свои права и свободы в соответствии с Конституцией РФ;

- народные сказки, пословицы и поговорки;

- композиторов и их произведения, художников и их картины;

- что такое труд и как он важен в повседневной жизни;

- национальный состав России и Крыма, обычаи традиции народов;

- роль денег в жизни человека и общества;

- священные книги, их роль в жизни человечества. уметь:

- совершать хорошие поступки;

- гордиться своей Родиной;

- бережно относится к природе, защищать леса от пожаров;

- применять в жизни свои права и свободы;

- играть в русские народные игры, отгадывать загадки;

- своими руками изготавливать произведения искусства;

- трудиться в школе и дома;

- быть толерантным к другим национальностям;

- выделять жизненно важные потребности;

Программа включает десять разделов и рассчитана на 4 года в количестве 118 часов. Рекомендуется следующее распределение часов на каждый из годов обучения по курсу «Воспитание толерантного взаимодействия младших школьников» при общей недельной нагрузке из расчета на один час в каждом классе.

Таблица 2

Примерный тематический план

Класс

Раздел

Тематика занятий

Количество часов

I

О добре и зле

«Что такое хорошо и что такое плохо»

4

Честь и достоинство

3

Правила нравственности

3

Моральный долг

3

Альтруизм и эгоизм

3

Итого: 16 ч.

II

Я люблю тебя, Родина!

Любовь и уважение к Отечеству

2

Ответственность за Отчизну

2

Национальные символы государства

3

Крым - моя малая Родина

3

Мой народ

3

В мире экологии

Относитесь бережно к природе!

3

Как сохранить окружающую среду

2

Береги лес от пожара

2

Земля - большой зелёный дом

2

Я - гражданин России

Мои права

3

Мы - за свободу

3

Обязательства перед страной

3

Все перед законом равны

3

Итого: 34 ч.

III

Наследие народа

В мире сказок

3

Отгадай загадку

3

Обряды и традиции русского народа

3

В пословицах и поговорках - мудрость

3

Русские забавы

3

В мире прекрасного

Музыкальный калейдоскоп

3

Картинная галерея

3

Что можно сделать своими руками

4

Учимся трудится

Все профессии нужны, все профессии важны

3

Трудимся в школе

2

Трудимся дома

2

Общественная польза труда

2

Итого: 34 ч.

IV

Многонациональная Россия

От южных морей до полярного края

2

Здесь русских дух, здесь Русью пахнет

3

Наши соседи - украинцы

3

Традиции и праздники татарского народа

3

Все мы - большая семья

2

«Я» в мире экономики

Что такое деньги?

3

Богатство и бедность

2

Домашнее хозяйство

2

Заводы и товары

2

Социальные услуги

3

Духовность в жизни

Первая книга - Библия

3

Религия в жизни и искусстве

3

Десять заповедей

3

Итого: 34 ч.

Учитывая примерное распределение часов курса по темам и указанные выше задачи курса, каждый учитель с учетом особенностей класса, его дисциплины и своих личных знаний, умений и навыков составляет конкретный календарно-тематический план курса, ориентируясь при этом на изученную литературу. При этом учитель так же может самостоятельно распределять количество часов по темам программы, а также перераспределять и заменять отдельные вопросы программы с учетом специфики детского коллектива.

В содержание курса входят следующие разделы:

Раздел 1. «О добре и зле».

Тема 1. «Что такое хорошо и что такое плохо».

Представление понятий «добро» и зло». Моральный выбор между добром и злом. Что значит быть милосердным. Должное и недопустимое.

Тема 2. Честь и достоинство.

Понятие чести. О достоинстве. Что такое благородство.

Тема 3. Правила нравственности.

Примеры нравственных идеалов. Рыцари средневековья. Понятие нравственности в Древней Руси.

Тема 4. Моральный долг.

Совесть и стыд. Ответственность и обязательность. Моральная обязанность.

Тема 5. Альтруизм и эгоизм.

Помоги ближнему своему. Эгоистичные поступки. Альтруизм и эгоизм: основные постулаты.

Практическая часть.

1) Стихотворение В. В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо».

2) Беседа «Добро и зло».

3) Беседа «Быть благородным, значит быть достойным»

4) Беседа «Богатыри и рыцари как нравственные идеалы»

5) Театр-экспромт «Рыцарь и Миледи»

6) Практическая работа: выявление и распределение положительных и отрицательных качеств нравственной личности.

7) Викторина «Что я знаю о моральном долге».

Раздел 2. Я люблю тебя, Родина!

Тема 1. Любовь и уважение к Отечеству.

Что такое Родина. Наше Отечество. Россия - многонациональная страна.

Тема 2. Ответственность за Отчизну.

Где родился, там и пригодился. Земля, без которой себя не мыслишь, в которой похоронены предки, на которой построен твой дом, посажены тобой деревья, стоит твой колодец, с которого можно водицы испить, течет речка. Лучшее место на свете.

Тема 3. Национальные символы государства.

Флаг и герб - исторические государственные символы России. Гимн - главная песня страны. Государственные символы России символизируют величие страны, являясь обязательным атрибутом каждого государства.

Тема 4. Крым - моя малая Родина.

Семь городов Крыма. Флаг, герб, гимн Республики Крым. Глава Республики Крым. Великие земляки.

Тема 5. Мой народ.

Умный, сильный, волевой народ - россияне. Великие победы России. Великие правители. Знаменитые актеры, поэты, писатели, музыканты, художники.

Практическая часть.

1) Мероприятие «Мой край – Крым любимый»

2) Беседа «Национальные символы России»

3) Игра «Я - президент».

Раздел 3. В мире экологии.

Тема 1. Относитесь бережно к природе!

Фонды защиты природы. Загрязнение атмосферы. Заповедники. Водоохранные зоны. Сорить - природе вредить.

Тема 2. Как сохранить окружающую среду.

Красная книга. Кормление птиц в зимний период. Вырубка лесов. Бра - коньерство. Озеленение города. Митинги и демонстрации по сохранению окружающей среды.

Тема 3. Береги лес от пожара.

Пожароопасные леса. Причины пожаров. Как предупредить пожар. Как спасти лес от пожара.

Тема 4. Земля - большой зеленый дом.

Всемирный день Земли. Как спасти планету. Чем богаты недра. Полезные ископаемые. Многообразие растительного мира. Животный мир. Где нет жизни

на планете?

Практическая часть.

1) Игра: «Кто где живет».

2) Практикум: составление правил о сохранении окружающей среды.

3) Беседа: «Лес - наш зеленый помощник».

4) Игра: «Планета Земля».

5) Экскурсия на природу.

6) Практикум: сочинение «Как спасти планету».

Раздел 4. Я - гражданин России.

Тема 1. Мои права.

Права гражданина России. Социальные, экономические, политические, гражданские (личные) и культурные права. Уважение прав других лиц. Равенство мужчины и женщины.

Тема 2. Мы - за свободу.

Признание прав и свобод человека высшей ценностью, принадлежность их человеку от рождения. Неприкосновенность личности. Свобода передвижения и переселения. Свобода совести и свобода вероисповедания. Свобода мысли и слова.

Тема 3. Обязательства перед страной.

Обязанности гражданина Российской Федерации. Обязанность соблюдать Конституцию РФ и законы. Обязанность сохранять природу и окружающую среду. Обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия. Защита Отечества.

Тема 4. Все перед законом равны.

Конституция Российской Федерации - основной закон Российской Федерации. Кодексы Российской Федерации. Гражданский кодекс Российской Федерации. Трудовой кодекс Российской Федерации. Уголовный кодекс Российской Федерации. Семейный кодекс Российской Федерации.

Практическая часть.

1) Мероприятие «Я - гражданин России».

2) Беседа: «Права человека»

3) Беседа «Конституция Российской Федерации.

4) Игра: «Преступление и наказание.

5) Викторина «Права, свободы, обязательства».

Раздел 5. Наследие народа.

Тема 1. В мире сказок.

Русские народные сказки. Волшебные, бытовые, про животных. Авторские сказки русских писателей. Сказки народов мира. Авторские сказки зарубежных писателей.

Тема 2. Отгадай загадку.

Виды загадок. Русские загадки. Зарубежные загадки. Загадки о сказках. Загадки о животных. Загадки о предметах быта.

Тема 3. Обряды и традиции русского народа.

Древняя Русь в обрядах и традициях. Календарные обряды. Святочные гадания. Масленица. Пасха. Русские праздники.

Тема 4. В пословицах и поговорках - мудрость.

Мудрость, заложенная в пословицах и поговорках. Чем отличаются пословицы от поговорок. Народные мудрости других стран.

Тема 5. Русские забавы.

Особенности русских праздников и забав. Ярмарки. Летние забавы. Зимние забавы. Паяцы и скоморохи. Русские народные игры.

1. Игра «Лапта».

2. Беседа: «Древняя Русь».

3. Мероприятие «мудрость великого народа.

4. Практикум: распределение загадок по жанрам.

Раздел 6. В мире прекрасного.

Тема 1. Музыкальный калейдоскоп.

Великие композиторы. Знаменитые произведения. Оперы, балеты, мюзиклы. Композиторы современности.

Тема 2. Картинная галерея.

Направления в искусстве художества. Знаменитые художники. Сюрреализм. Классицизм. Импрессионизм.

Тема 3. Что можно сделать своими руками.

Произведения искусства своими руками. Рисуем природу. Художественная лепка. Вышивка крестом. Вышивка бисером.

Практическая часть.

Мероприятие «Великий мир Музыки».

Беседа: «Великие композиторы».

Практикум: рисование своей картины.

Беседа: «Наследие художников»

Викторина: «Картины и музыкальные произведения»

Практикум: Изготовление поделок своими руками.

Раздел 7. Учимся трудится.

Тема 1. Все профессии нужны, все профессии важны.

Важность труда. О профессиях. Польза труда рабочих разных профессий.

Тема 2. Трудимся в школе. Виды труда в школе. Уход за растениями. Соблюдение порядка в классе. Уборка пришкольной территории.

Тема 3. Трудимся дома. Как мы трудимся дома. Помощь маме и папе. Уборка по дому. Труд на домашнем участке.

Тема 4. Общественная польза труда. Труд развивает физические, умственные и нравственные способности детей. Мероприятия, связанные с общественным трудом. Наглядная польза. Практическая часть.

1) Викторина: «Определение профессии».

2) Практикум: сочинение «Как важен труд».

3) Беседа: «О труде в школе и дома».

Раздел 8. Многонациональная Россия. Тема 1. От южных морей до полярного края.

Территория России. Республики, находящиеся на территории Российской Федерации. Национальный состав. Кратко о национальностях и быте представителей.

Тема 2. Здесь русский дух, здесь Русью пахнет.

Великая нация - русские. Заслуги русских перед страной. Великие представители русской нации.

Тема 3. Наши соседи - украинцы.

Об украинцах. Национальные костюмы украинцев. Быт, обряды и традиции украинского народа. Заслуженные деятели нации.

Тема 4. Традиции и праздники татарского народа. Татарский народ. Традиции и праздники. Народные костюмы. Тема 5. Все мы - большая семья.

Единство народов. Взаимодействие народов России. Все мы - братья.

Практическая часть.

1) Песня А. Семеновой «Размышление»

2) Мероприятие «Традиции и праздники татарского

3) Беседа: «Многонациональная страна».

4) Беседа: «О терпимости».

5) Игра: «Все мы братья».

6) Викторина: «Кто есть кто?».

Раздел 9. «Я» в мире экономики. Тема 1. Что такое деньги?

Важность денег для человека. История возникновения денег. Деньги в древности. Современные деньги. Виды денег. Тема 2. Богатство и бедность.

Что такое богатство. Богатство материальное и богатство духовное. Виды

имущества: движимое и недвижимое. Что такое бедность. Благотворительность.

Тема 3. Домашнее хозяйство.

Домашнее хозяйство в древности и на современном этапе жизни. Со-бирательство, охота, рыболовство. Народные промыслы. Земледелие и скотоводство.

Тема 4. Заводы и товары.

Фабрики и заводы России и Крыма. Товары, предоставляемые заводами и фабриками.

Тема 5. Социальные услуги.

Транспортные услуги. Коммунальные услуги и их стоимость. Школьная экономика: столовая, мастерская, опытный участок. Медицинские услуги.

Практическая часть.

1) Экскурсия на фабрику «Ламзурь».

2) Игра «Деньги народов мира».

3) Игра «Ярмарка».

4) Игра «Монополия».

5) Беседа «Богатство и бедность».

6) Практикум: сочинение «Я построил завод»

Раздел 10. Духовность в жизни.

Тема 1. Первая книга - Библия.

Ветхий завет, Новый завет. Коран, Библия, Тора и другие священные книги. Ценность книг для духовной культуры человечества.

Тема 2. Религия в жизни и искусстве.

Многообразие священных книг. Вавилонская башня. Сооружения во имя Бога. Религия в живописи. Духовная музыка.

Тема 3. 10 заповедей.

Заповеди, данные Богом. Нарушение законов Божьих. Не убий. Каин и Авель. Не укради. Свое и чужое. Не сотвори себе кумира.

Практическая часть.

1) Беседа: «Религия и духовность».

2) Мероприятие «Библейские герои».

3) Мероприятие «Религия в искусстве».

4) Викторина: «Десять заповедей».

Нами составлен список рекомендуемой литературы по теме программы.

Мы считаем, что этот курс позволит нам эффективно формировать толерантное взаимодействие у младшего школьника.

В процессе формирующего эксперимента мы провели внеклассные мероприятия, взятые из программы. По темам: «Великое наследие России», «Мой край – Крым любимый», «Традиции и праздники татарского народа», «Я гражданин России».

В ходе проведения мероприятия «Великое наследие России» была поставлена цель формировать представление о русских народных обычаях, обрядах, об истории и культуре русского народа. Детям были предложены русские народные загадки, загадки о русских народных сказках и героях сказок. Проведена беседа о быте, истории и культуре русского народа. Велся рассказ о русских народных праздниках.

Внеклассное мероприятие «Мой край – Крым любимый» имело цели: познакомить детей с государственными символами Республики Крым; ознакомить учащихся с произведениями искусства русского народа; развить творческие способности; прививать любовь к родному краю, гордости за свой народ, знание и умение ценить традиции своего народа; приобщить школьников к национальной культуре; пробудить интерес к культуре родного края; воспитать чувство патриотизма, любви к своей республике.

Во внеклассном мероприятии «Традиции и праздники татарского народа» была представлена следующая цель: познакомить детей с обычаями и традициями татарского народа». В ходе мероприятия детям были даны представления о религиозных мусульманских праздниках, традициях, обрядах, играх.

Мероприятие «Я - гражданин России» имело цели: воспитывать чувства любви и гордости к своей Родине, а также чувство патриотизма; познакомить учащихся с государственными символами России; развить гражданскую позицию школьников. Были представлены данные о географическом расположении России, государственные символы Российской Федерации, раскрыто понятие «гражданин», рассказ о малой Родине - Симферополе.

2.3. Анализ результатов исследования формирования толерантного взаимодействия у младших школьников

После проведения формирующего этапа эксперимента был проведен контрольный эксперимент, целью которого было выявление эффективности мероприятий по формированию и повышению уровня знаний о традициях народной педагогики и показателей эмоционально-оценочного критерия гражданско-правовой воспитанности младшего школьника в условиях региона, а также формирования культурно- толерантной личности.

В контрольном этапе эксперимента я провела те же диагностические методики, что и в констатирующем этапе эксперимента. Критерии оценки были те же.

Диагностика уровня сформированности знаний народных традиций.

После обработки данных, мы получили следующие результаты:

высокий уровень - 19 человека (82 %);

- средний уровень - 4 человек (18 %);

- низкий уровень - 0 человек (0 %).

Традиций в семье не прибавилось, показатель оказался тем же - 48,4 %.

Знание героев народной сказки повысилось с 79,2 % до 100 %, среди них были так же часто употребляемые такие, как Иван-Царевич, Елена Премудрая, Баба-Яга, Колобок, Курочка Ряба, прибавились такие герои, как Емеля, Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич.

Уровень знания народных песен оценивался в 70,4 %, теперь же достиг 95,6%, к «Во поле береза стояла» прибавились такие песни, как «Валенки», «Ой, мороз, мороз», «Черный ворон». Так же дети указывали и крымские народные песни.

Народные игры знали 79,2 % опрошенных учеников, теперь же уровень повысился до 91,2 %. Учащиеся называли такие игры, как «Лапта», «Городки».

Среди народных праздников чаще всего употреблялась Масленица и Пасха, к ним добавились Святки. Уровень знания повысился до 100 %.

С 74,8 % до 100 % повысилось знание народных поговорок. Употреб - лялись такие, как «Для бешеной собаки семь верст не крюк», «Око видит, да зуб неймет».

Из народных традиций учащиеся, как и в прошлый раз, чаще использо - вали традицию, связанную с Масленицей - сжигание чучела Зимы и поедание блинов, добавились Колядки - 91,2 %.

Блюда народной кухни в этот раз не вызвали у детей особого затруднения, назывались такие блюда, как блины, каша, щи, знание с 52,8 % повысилось до 79,2 %.

На вопрос о элементах женского и мужского костюмов испытуемые отвечали более уверенно, назывались платья, фартуки, юбки, кокошники, валенки, кушаки, рубахи - 91,2 % опрошенных смогли ответить правильно.

Знание народных инструментов оценивалось в 74,8 %, теперь же уровень повысился до 88 %. Назывались такие инструменты, как гусли, ложки, балалайка.

Знание пословиц оставляло желать лучшего, этот вопрос вызывал за-труднение, и только 52,8 % опрошенных учеников смогли назвать пословицу. После проведения формирующего этапа эксперимента, уровень повысился до 95,6%. Предлагались такие пословицы: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей», «Не надейся дед на чужой обед».

Из представленных пяти загадок, испытуемые дали правильный ответ на 3-5 загадок, оценка знания увеличилась с 47,5 % до 68,6 %. 

Вопрос «Продолжите пословицы», так же вызывал у учащихся затруднение, из пяти предложенных пословиц, продолжить смогли только 1 -2 пословицы, что составляло 11,4 %. Теперь же продолжали 3-5 пословиц, что составляет 60,7 %

Последний вопрос о названиях народных сказок, где герои - животные, уже не был таким сложным, показатель знания с 52,8 % повысился до 79,2 %.

Таким образом, мы видим, что после проведения формирующего этапа эксперимента уровень знания традиций народной культуры значительно повысился. Следовательно, можно сделать следующие выводы:

- в контрольном эксперименте младших школьников высокий балл имеют 19 человек, что составляет 82 %. По сравнению с результатами констатирующего эксперимента, где количество испытуемых, имеющих высокий балл было 3 человека, что составляло 13 %, уровень знания народных традиций учащимися повысился на 69 %.

- количество детей со средним уровнем сформированности знаний о традициях народной культуры понизился с 16 человек до 4, что составляет 18 %.

- количество учащихся с низким уровнем сформированности понизился с 4 человек до 0, что составляет 0%.

Данные результативности говорят о том, что предложенная методика по формированию уровня знаний народных традиций значительно повысила этот уровень, что приводит к более толерантному отношению к своей Родине.

Таблица 3

Результаты исследования уровня показателей эмоционально- оценочного критерия гражданско-правовой воспитанности младшего школьника в условиях региона

№ п/п

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

балл

Сергей Л.

а

+

а

а

а

а

а

а

а

б

б

а

а

а

40

Даша Щ.

а

+

а

а

б

а

б

а

а

б

б

а

а

а

39

Юля Б.

а

+

а

а

а

а

а

а

а

б

б

а

а

а

42

Тимур Т.

а

+

а

а

а

б

в

а

в

б

б

а

б

а

38

Яна М.

а

+

а

б

а

а

а

а

а

б

б

а

б

б

37

Максим Ж.

б

+

а

б

а

а

а

а

а

б

б

а

а

а

41

Маша Л.

а

+

а

а

б

а

а

а

а

б

б

а

б

а

39

Настя Г.

а

+

а

а

а

б

а

а

а

б

б

а

а

а

42

Данила Б.

а

+

б

а

а

а

а

а

а

б

б

б

а

а

40

Виталий В

а

в

а

б

а

в

б

а

б

б

а

б

а

34

Дима П.

а

+

а

а

а

в

а

а

в

б

б

б

а

б

39

Женя Я.

а

+

б

а

а

а

б

а

а

б

б

б

а

а

40

Артур Т.

а

+

б

а

в

а

а

а

а

б

б

а

б

б

35

Эдуард С.

а

+

а

а

а

б

а

а

а

б

б

а

б

а

36

Андрей Б.

а

+

а

а

а

б

а

а

а

б

б

а

б

а

40

Лиза Г.

а

-

а

а

б

а

а

а

а

б

б

а

б

а

38

Даниил т.

а

-

а

а

а

б

а

а

а

б

б

б

а

а

37

Милена Д.

а

+

а

а

а

а

а

а

а

б

б

а

а

б

39

Даша Б.

а

+

б

а

а

а

а

а

а

б

б

а

а

а

39

Высокий уровень - 18 человек (94,7%).

Средний уровень - 1 человек (5,3%).

Низкий уровень - 0 человек (0%).

После проведения формирующего этапа эксперимента было проведено аналогичное исследование, что и в констатирующем этапе. Контрольный эксперимент показал, что испытуемые любят и гордятся своей страной - показатель повысился с 89,4 % до 94,7 %, 5,3 % - относятся хорошо к своей стране, данный показатель уменьшился на 5,3 %.

На вопрос: «Что бы ты хотел изменить в нашей стране?», так же были получены разные ответы. Такие, как: «Я хочу изменить экзамены и ЕГЭ», «Чтобы строже наказывали преступников», «Я бы хотел изменить зарплату», «Я бы установила больше светофоров», «Наказывать пьяных водителей», «Чтобы меньше уничтожали деревья и растения», «Больше внимания спорту», «Хочется добиться большего уважения к пенсионерам». Двое из учащихся ответили: «Ничего». Что показывает, что учащиеся еще более активно стали интересоваться жизнью своей Родины.

Показатель уважения людей других национальностей поднялся с 52,6% до 74,2 %, 21,2 % - интересуются, а 5,3% - относятся к ним равнодушно.

Заметно, что дети стали относится более толерантно к людям других национальностей. «Имеет ли человек право разговаривать на родном языке и иметь свою веру?». На этот вопрос 68,4 % опрошенных считали, что, да, конечно, имеют. Теперь же так ответили 90,1 % учащихся, и только 9,9 % ответили: «Да, но в своей стране».

То, что детям нравится, когда люди разговаривают на другом языке, было показано еще в прошлом исследовании, такой результат дали 73,6 % учащихся. Теперь же этот критерий повысился до 74,2 %. 21,2 % ответили: «Мне все равно, я не обращаю внимание», а 5,3 % опрошенных ответили, что им не нравится.

Уважали своих одноклассников 21 % опрошенных, теперь же этот показатель повысился до 63,6 %, 31,8 % относятся ко всем по-разному, 5,3 % одноклассники не нравятся.

73,6 % испытуемых любили своих родителей и других родственников, но после проведения формирующего этапа эксперимента, этот показатель повысился до 79,5 %, 9,9 % - уважают, а 10,6 % относятся равнодушно.

На вопрос о том, как они относятся к старшим по возрасту людям, 89,4% опрошенных отвечали, что уважают, на данный момент этот показатель достиг 94,7 %, а 5,3 % ответили, что они им не нравятся.

«Как ты относишься к выполнению правил поведения в классе, школе, общественных местах?» С 84,2 % до 90,1 % повысился ответ: «Считаю важным и обязательным их выполнять», и лишь 9,9 %: «Не слежу за своим поведением, веду себя так, как хочу».

На вопрос: «Как ты относишься к детям, которые не соблюдают правила поведения, обижают других?», критерий ответа повысился с 68,4 % до 84,2 % - осуждают, не уважают, 15,8 % дали свои ответы: «Не нравятся», «Учу правильно себя вести», «Заступаюсь за обиженных».

Равнодушно к людям, которые совершили преступления относятся 5,3% опрошенных, теперь - 0 %, осуждают, не уважают - 89,5 %, а 10,5 % дали свои варианты ответа: «Это очень плохо», «Я их опасаюсь». Делали всегда и 72 хорошо домашнее задание 73,6 % испытуемых, но после проведения формирующего этапа эксперимента так ответили 79,5 % опрошенных, когда как - 21,5%.

«Как ты относишься к выполнению домашних дел (уборке и др.)?» На этот вопрос 47, 3 % ответили: «Нравится трудится дома», на данный момент такой ответ дали 58,3 %, 41,7 % - «Когда как».

С 73,6 % до 79,5 % повысился ответ учащихся «Нравится трудиться в школе и классе», а 20,5 % - когда как.

После проведения формирующего этапа эксперимента, на этапе контрольного эксперимента было выявлено, что уровень показателей эмоционально-оценочного критерия гражданско-правовой воспитанности младшего школьника с уверенной динамикой повысился. Можно вывести следующий итог:

- на этапе контрольного эксперимента было выявлено, что по сравнению с констатирующим экспериментом высокий балл имеют уже не 10 человек, а 18. Что, соответственно, составляет 94,7 % в соотношении с прошлыми 52,6%. Таким образом, уровень гражданско-правовой воспитанности повысился на 42,1%

- средний уровень гражданско-правовой воспитанности имело 9 испытуемых, что составляло 47,4 %. На этапе контрольного эксперимента этот показатель составил 1человек, это - 5,3 % от общего числа.

- количество учащихся с низким уровнем гражданско-правовой воспитанности осталось прежним - 0 %.

Исходя из данных результативности проведенного эксперимента можно выявить, что мероприятия, которые были предложены для повышения эмоционально-оценочного критерия гражданско-правовой воспитанности оказались достаточно эффективными. Отсюда можно сделать вывод, что формирующий этап эксперимента был проведен успешно.

Заключение

Современная социокультурная ситуация определила насущную необходимость в формировании толерантности в качестве условия выживаемости человечества в будущем; как ценности социокультурной системы; как нормы гуманных человеческих отношений, как мировоззрения и осознанного ориентира построения взаимоотношений с окружающим миром. Это позволяет рассматривать толерантность как многокомпонентное явление объективной реальности.

Воспитание в духе толерантности, прежде всего, решает задачу раскрытия смысла бытия человека в мире через понимание характера и способов его взаимодействия с этим миром. Процесс образования и воспитания в толерантной среде состоит в осмыслении человеком своего места в мире, в овладении способами толерантного взаимодействия. Реализация толерантного взаимодействия проводится на личностном и социальном уровнях. Осознание толерантного взаимодействия как ценности, индивидуально и социально значимого достижения, которое определяется потребностями субъектов этих двух уровней, является необходимым условием закрепления его нормативности. Необходимость формирования толерантного взаимодействия у младших школьников в процессе школьного обучения, безусловно, важна и стратегически значима.

Разрешение проблемы формирования толерантного взаимодействия у младших школьников должно быть комплексным, предполагающим взаимную дополняемость изменений повседневных практик личности и реализацию воспитания базовой культуры личности.

В исследовании нами предложены рекомендации по формированию толерантного взаимодействия у младших школьников. К числу первостепенных воспитательных задач сегодня должно быть отнесено формирование у современного школьника цивилизованного поликультурного сознания. Повышению эффективности условий воспитания толерантности в школе может способствовать организация толерантной образовательной среды. Построение толерантной среды в образовательном пространстве любого учебного заведения затрагивает социологический, психолого-педагогический и методический уровни в пространственной организации жизнедеятельности человека. Формирование толерантного взаимодействия в образовательных заведениях имеет определенную специфику, которая состоит в том, что оно получает здесь дополнительную межличностную окраску. В качестве особой ценности образования рассматривается взаимодействие с другими людьми, в ходе которого происходит личностное взаимообогащение и развитие.

Построение толерантной среды - поэтапный процесс целенаправленной деятельности всех субъектов образовательного социума. Поэтому особую значимость приобретают педагогические механизмы перехода от интолерантной среды к толерантной, которые помогут пресечению проявлений интолерантности и доминированию толерантных взаимоотношений, что и доказало наше исследование.

Список литературы

1. Аванесян, Л. Р. Воспитание гражданина начинается в семье / Л. Р. Аванесян // Начальная школа. - 2010. - № 11. - С. 10.

2. Амонашвили, Ш. А. Размышления о гуманной педагогике / Ш. А. Амонашвили. - М., - 1996. - 464 с.

3. Андреева, Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева - М., - 1988. - 467 с.

4. Багрийчук, Е. П. Пропедевтика формирования толерантности в младшем школьном возрасте / Е. П. Багрийчук // Начальная школа плюс до и после. - 2011. - № 2. - С. 73-75.

5. Бадмаева, С. В. Формирование толерантной личности в поликультурном образовательном пространстве / С. В. Бадмаева // Начальная школа. - 2006. - № 6. - С. 110

6. Бардиер, Г. Л. Социальная психология толерантности / Л. Г. Бардиер. - СПб., - 2010. - 457 с.

7. Бархота, М. П. Мотивы толерантности или идея человеколюбия / М. П. Бархота // Начальная школа. - 2003. - № 1. - С. 124.

8. Бердяев, Н. А. Судьба России: опыты по психологии войны и национальности / Н. А. Бердяев - М., - 1990. - 89 с.

9. Бобинова, С. В. Образовательная среда как условие формирования толерантности младших школьников / С. В. Бобинова // Начальная школа. - 2011. - №2. - С. 69-72.

10. Богданова, В. Формирование межэтнической толерантности / В. Богданова // Воспитание школьников. - 2007. - № 6. - С. 14-15.

11. Булатова, З. А. Духовно-нравственное воспитание школьников на традициях народной педагогики / З. А. Булатова // Начальная школа плюс до и после. - 2008. - №7. - С. 19.

12. Воспитание и его виды [Электронный ресурс] // http: //www. grandars .ru/college/psihologiya/vo spitanie. html/

13. Воспитание как целенаправленная деятельность [Электронный ресурс] // http: //www. it-med. ru/library/v/vo spitanie. htm/

14. Воспитание младших школьников в поликультурной образовательной среде: сб. программ по приоритетным направлениям воспитания в начальной школе / под ред. И. Г. Рябовой ; Мордов. гос. пед. ин-т. - 2-е изд., доп. и перераб. - Саранск, 2012. - 66 с.

15. Гаврилычева, Г. Ф. Гражданское воспитание: опыт и перспективы / Г. Ф. Гаврилычева // Воспитание школьников. - 2010. - № 3. - С. 3.

16. Гаврилычева, Г. Ф. Гражданское воспитание: опыт и перспективы / Г. Ф. Гаврилычева // Воспитание школьников. - 2010. - № 4. - С. 3.

17. Гаврилычева, Г. Ф. Воспитать гражданина. Как? / Г. Ф. Гаврилычева // Начальная школа. - 2006. - № 12. - С. 10.

18. Герценовские чтения. 1997. Актуальные проблемы социальных наук. - Спб. - 1998.

19. Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию: Курс лекций / Ю. Б. Гиппенрейтер. - М., - 1998.

20. Гладилина, И. Технологии гражданско-патриотического воспитания в общеобразовательной школе / И. Гладилина // Воспитание школьников. - 2007. - № 9. - С. 6.

21. Гревцева, В. Я. Воспитание основ гражданственности у младших школьников / В. Я. Гревцева // Начальная школа. - 2005. - № 9. - С. 14, 16.

22. Гурьянов, А. Воспитание толерантной личности / А. Гурьянов // Воспитание школьников. - 2008. - №2. - С. 26.

23. Данилюк, А.Я. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я.Данилюк [и др.]. - М.: Просвещение, 2009. - (Стандарты второго поколения). - 23 с.

24. Дубровин, В. Воспитать людей, способных возвысить Россию / В. Дубровин // Воспитание школьников. - 2008. - № 10. С. 50-51.

25. Измайлова, Е. Н. Развитие этнокультурного образования в кировском районе г. Уфы: проблемы и задачи / Е. Н. Измайлова, И. П. Малютин, З.Ф. Мубинова. - Уфа. - 2005. - 126 с.

26. Ильин, И. А. Путь к очевидности / И. А. Ильин - М., - 1993. - 172 с.

27. Ильченко, Л. П. Уроки эстетического цикла как средство воспитания младших школьников в духе толерантности / Л.П. Ильченко // Начальная школа. - 2004. - № 5. - С. 25-26, 27.

28. Илюхина, Г. Е. Толерантность - путь к успешной социализации школьника / Г. Е. Илюхина // Начальная школа плюс до и после. - 2008. - №12. - с. 46-49.

29. Илюхина, Г. Е. Школьная толерантность и правовая культура / Г. Е. Илюхина // Начальная школа плюс до и после. - 2007. - № 5. - С. 75-77.

30. Кахичко, А. Н. Этнокультурный компонент патриотического вос - питания младших школьников / А. Н. Кахичко // Начальная школа плюс до и после. - 2008. - № 10. - С. 3, 4, 6.

31. Кащеева, А. В. Формирование толерантных взаимоотношений в семье / А. В. Кащеева // Начальная школа. - 2011. - № 2. - С. 4.

32. Крысько, В. Г. Введение в этнологию / В. Г. Красько, Э. А. Саракуев - М., 1996. - 274 с.

33. Куприна, Н. Г. Воспитание межнациональной толерантности и традиции народной педагогики / Н. Г. Куприна // Начальная школа плюс до и после. - 2011. - №6. - С. 8, 9-12.

34. Леонтьев, А. Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев. - М., - 1981. - 469 с.

35. Лихачев, Д. С. Земля родная / Д. С. Лихачев - М., 1983. - 173 с.

36. Народная педагогика в семейном воспитании [Электронный ресурс] // http: //nsportal. ru/nachalnaya-shkola/

37. Народная педагогика в семейном воспитании [Электронный ресурс] // http://www.blyo.ru/

38. Народная педагогика и этнопедагогика как научные понятия [Электронный ресурс] // http://paidagogos.com/

39. Национальная доктрина образования в Российской Федерации // Народное образование. - 2000. - № 2.

40. Палаткина, Г. В. Формирование этнотолерантности у младших школьников / Г. В. Палаткина // Начальная школа. - 2003. - № 11. - С. 65-67.

41. Победа, Н. А. Толерантность: содержательные смыслы и социо-логическая интерпретация / Н. А. Победа // Социологические исследования СОЦИС. - 2007. - № 7. - С. 13.

42. Подвилова, О. Н. Воспитание толерантности дошкольника по программе «Детский сад 2100» / О. Н. Подвилова // Начальная школа плюс до и после. - 2008. - № 12. - С. 43.

43. Поштарева, Т. В. Воспитание с опорой на национальные традиции / Т. В. Поштарева // Начальная школа плюс до и после. - 2008. - №7. - С.7-11.

44. Родительское собрание по проблеме развития толерантности у детей [Электронный ресурс] // http://www.c-psy.ru/

45. Сорокин, П. А. Человек, цивилизация, общество / П. А. Сорокин. - М., - 1992. - 127 с.

46. Степанов, П. В. Воспитание толерантности у школьников: теория, методика, диагностика / П. В. Степанов // под ред. Л. И. Новиковой. - М.: АПКиПРО, 2003. - 84 с.

47. Степанов, П. В. Феномен толерантности / П.В. Степанов // Классный руководитель. - 2004. - № 3.

48. Стефаненко, Т. Г. Этнопсихология / Т. Г. Стефаненко - М., - 2006. - 253 с.

49. Сухомлинский, В. А. Как воспитать настоящего человека? (Этика коммунистического воспитания). Педагогическое наследие / В. А. Сухомлинский // Сост. О. В. Сухомлинская. - М., - 1990. - С. 34-126.

50. Сухомлинский, В. А. Как воспитать человека / В. А. Сухомлинский - М., - 1989. - 94 с.

51. Толерантность во взаимоотношениях [Электронный ресурс] // http: //shatropova. narod.ru/tlrntst b/03 .htm/

52. Уолцер, М. О. О терпимости / М. О. Уолцер. - М. : Академия. - 2008. - 137 с.

53. Ушинский, К. Д. Собр. соч. : В 10 т. / К. Д. Ушинский - М.- Л. , 19481952. - 463 с.

54. Хлебникова, О. А. Формирование толерантного поведения младших школьников в соответствии ФГОС второго поколения / О. А. Хлебникова [Электронный ресурс] // http: //nsportal. ru/nachalnaya-shkola/

55. Шонтукова, И. В. Формирование толерантных отношений младших школьников как средство социальной адаптации / И. В. Шонтукова [Электронный ресурс] // http://sociosphera.com/

Приложения

Приложение 1

Диагностический материал Анкета № 1

1. Укажи свою национальность.

2. Какие традиции есть в вашей семье?

3. Каких героев народной сказки вы знаете?

4. Назовите несколько народных песен.

5. Назовите 1-2 народные игры.

6. Знаете ли вы народные праздники? Назовите их.

7. Напишите одну народную поговорку.

8. Какие традиции вы знаете?

9. Назовите блюда народной кухни.

10. Назовите элементы народного костюма:

а) женщины

б) мужчины.

11. Какие народные инструменты вы знаете?

12. Напишите одну народную пословицу.

13. Отгадайте загадки:

а) Чёрный Ивашка, деревянная рубашка, где носом ведёт, там заметку кладёт.

б) Не ездок, а со шпорами; не сторож, а всех будит.

в) Красная девица сидит в темнице, а коса на улице.

г) Золотое решето чёрных домиков полно.

д) Крашеное коромысло через реку повисло.

14. Продолжите пословицы:

а) Нет друга - ищи, а...

б) Землю солнце красит, а...

в) Готовь сани летом, а...

г) Чего себе не хочешь, ...

д) Кто много читает, тот...

15. Напишите названия народных сказок, в которых герои - животные