Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Влияние целенаправленной внеклассной работы на духовно- нравственное развитие младших школьников (Особенности духовно-нравственного развития младших школьников в учебно-воспитательном процессе)

Содержание:

Введение

Гуманитарное воспитание – это система специально организованной передачи из поколения в поколение социального опыта и принципов социального формирования человека, целенаправленная деятельность по формированию у детей нравственно-волевых качеств личности, взглядов, убеждений, нравственных представлений, определённых привычек и правил поведения.

В основе лежат всем известные гуманистические ценности: доброта, уважение к старшим, справедливость, порядочность, честность, сочувствие, готовность прийти на помощь, ориентированность личности действовать для «других», общественно-значимые для человека и общества в целом представления о добре и зле, справедливости, патриотизме, дружбе, которые не подвергаются сомнению и служат эталоном, идеалом для всех людей.

Актуальность проблемы духовно-нравственного развития обусловлена кризисом современного общества, в котором произошло размывание норм морали, значимости института семьи, духовных ценностей, что существенно усложняет путь личностного становления ребенка младшего школьного возраста.

Средства духовно-нравственного развития могут быть самыми разнообразными: это может быть сказка, игра, музыка, народное творчество, детский фольклор, искусство, книга, труд, музейное дело, православная культура, театр, народные традиции и так далее. Нам бы хотелось остановиться на таком средстве духовно-нравственного воспитания как внеклассная работа.

Объектом исследования выступает – процесс формирования духовно-нравственного развития детей младшего школьного возраста.

Предметом исследования является – внеклассная работа как средство духовно-нравственных представлений детей младшего школьного возраста.

Целью нашего исследования является – выявление эффективных педагогических условий, при которых внеклассная работа является эффективным средством формирования духовно-нравственных представлений детей младшего школьного возраста.

Исходя из цели исследования, мы определили

Задачи:

1.Изучить сущность проблемы использования сказки как средства духовно-нравственного развития в психолого-педагогической, научной и методической литературе.

2. Обосновать условия формирования нравственных представлений детей младшего школьного возраста посредством внеклассной работы.

3. Провести диагностику сформированности нравственных представлений детей младшего школьного возраста.

4. Рассмотреть театрализованную деятельность сказки детей младшего школьного возраста как способ формирования нравственных представлений

Глава 1. Особенности духовно-нравственного развития младших школьников в учебно-воспитательном процессе

Духовно-нравственное развитие школьников в рамках ФГОС

Многие исследования российского современного социума указывают на наличие в нем таких негативных показателей, как: духовная дезинтеграция, девальвация системы ценностей людей старшего возраста и отсутствие четких ориентиров в жизни у молодежи. В таких условиях нация может оказаться на пути деградации и демографической дегенерации. Именно поэтому была озвучена мысль о необходимости возрождения нравственной духовности и национального самосознания. Эти идеи были активно поддержаны педагогическим сообществом.

Начало формы

Конец формы

Важным фактором, который обеспечивает как социальную, так и культурную модернизацию современного российского общества, считается наша школа. И это правильно, поскольку именно в школьные годы ребенок получает опыт гражданской деятельности, знакомится с российским и мировым культурным достоянием, совершенствуется духовно[12].

О необходимости активизации системы общенациональных ценностей и приоритетов через образовательную систему говорится в ФГОС второго поколения, который нацелен на духовно-нравственное развитие и воспитание детей в период школьного обучения и становление их гражданской идентичности. В данном документе описаны главные положения школьного воспитательного процесса и указано на необходимость включения в основную образовательную программу подпрограммы духовно-нравственного развития и воспитания школьников.

В работе над созданием подобной подпрограммы рекомендуется пользоваться Концепцией духовно-нравственного воспитания российских школьников. Содержание этого документа согласуется с Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании».

Главная цель концепции — раскрыть принципы и пути воспитания высоконравственной личности путем формирования у нее основных ценностей, духовных ориентиров и убеждений. Согласно концепции, деятельность школы должна быть направлена на формирование сознательного гражданина и воспитание патриота.

В концепции освещаются такие вопросы:

  • модель школьника — выпускника;
  • задачи, условия и результаты школьного воспитания;
  • структурные компоненты  и основное содержание программы воспитания и социализации школьников;
  • перечень и раскрытие сути основных общенациональных ценностей.

В концепции детально раскрыто:

  • содержание всех ключевых задач воспитательного процесса;
  • направления воспитательной деятельности;
  • система организации воспитания;
  • формы и методы духовно-нравственного развития школьников.

Указывается на необходимость осуществления воспитательного процесса через целостный комплекс мер, который должен реализовываться и на уроках, и во время внеурочных мероприятий, и за счет вовлечения детей во внешкольную деятельность. Такую работу школа не может и не должна проводить самостоятельно, педагогам следует поддерживать тесную взаимосвязь с семьей и общественными организациями.

Работа школы по духовно-нравственному развитию

Духовно-нравственное развитие личности по ФГОС обозначает «педагогически организованный процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности» школьника, при котором будет развиваться его способность встраиваться во всевозможные системы социальных отношений с опорой на сформированные моральные нормы и нравственные идеалы. Рассмотрим пути реализации духовно-нравственного воспитания школьников в рамках ФГОС. 

Урочная деятельность

При традиционном подходе к процессу школьного обучения перед учителем всегда ставилась задача реализовывать в ходе урока не только образовательную и развивающую цели, но и достигать воспитательного эффекта. Этот же принцип озвучен и в концепции. Он предусматривает решение воспитательных задач в процессе преподавания школьных учебных предметов, относящихся как к основному, так и вариативному компоненту учебного плана. 

Большой потенциал для осуществления духовно-нравственного развития имеют школьные дисциплины гуманитарной и эстетической направленности. Но, в принципе, воспитательные цели могут быть реализованы на материале любого учебного предмета. В ходе уроков можно использовать такие формы работы:

  • изучение лучших образцов художественной культуры, предметов искусства;
  • ознакомление с героическими историческими событиями своего государства;
  • просмотр и последующее обсуждение фрагментов художественных и документальных фильмов;
  • проведение сюжетно-ролевых или деловых игр;
  • организация дискуссионной формы общения;
  • создание проблемных ситуаций;
  • решение практических задач.

Каждый предмет имеет свои способы и особенности реализации воспитательного аспекта.

Внеурочная деятельность

Планирование формирования основных культурных ценностей должно включать проведение внеурочных воспитательных мероприятий, например:

  • общешкольные или семейные праздники;
  • коллективные творческие дела;
  • интерактивные квесты;
  • интеллектуальные викторины;
  • конкурсы;
  • диспуты;
  • ток-шоу.

Данное направление включает также организацию работы различных форм дополнительного образования:

  • кружков;
  • клубов по интересам;
  • секций.

Главной педагогической единицей внеурочной деятельности считается культурная практика. Это понятие подразумевает организацию культурного события при активном участии школьников, что обеспечивает расширение детского опыта конструктивного творческого взаимодействия в культуре.

Внешкольная деятельность

Воспитательный процесс духовно-нравственного развития школьников в рамках ФГОС должен включать организацию для них социальной практики. Смысл таких мероприятий заключается в том, что дети привлекаются к решению важных социальных и общественных задач. Это будет способствовать формированию у них активной гражданской позиции и социальных компетентностей, получению опыта конструктивного гражданского поведения. Например, дети могут участвовать в реализации социальных проектов «Сохраним малые реки», «Чистота моих улиц» и т.д.

В раздел воспитательного плана, касающегося внешкольной деятельности, можно включить следующие мероприятия:

  • трудовые и экологические десанты;
  • экскурсии;
  • благотворительные или гражданские акции;
  • военно-патриотические мероприятия.

Семейное воспитание

Духовно-нравственное развитие ребенка начинается в семье и школа не заменяет, а усиливает этот процесс. Поэтому необходимо, соблюдая принцип преемственности и сотрудничества, устанавливать тесные взаимосвязи между семьей и школой. Для этого рекомендуется:

  • проводить семейные праздники;
  • использовать систему творческих домашних заданий, при выполнении которых ребенку будет необходима помощь родителей;
  • приобщать родителей к участию во внеурочных школьных мероприятиях;
  • включать родителей в органы управления образовательным заведением.

Также следует уделять внимание изучению уровня воспитательного потенциала семей школьников и содействовать духовно-нравственному и гражданскому воспитанию родителей. Для этого можно организовывать тематические лекции, диспуты и семинары для родителей, использовать нестандартные формы проведения родительских собраний.

1. Изучение культурологических основ традиционных российских религий

Эта структурная часть воспитательной программы направлена на социализацию школьников путем приобщения к историческим и культурологическим основам российских религий. Дети должны знать о культурных и религиозных традициях не только своего народа, но и иметь представление о многообразии мировых религий. Важно сформировать у них толерантное отношение к представителям любой нации или религиозного сообщества[8]. 

Такая работа может проводиться:

  • в ходе преподавания предметов гуманитарного цикла;
  • путем включения в учебный план факультативов или курсов на религиозную тематику;
  • путем организации работы религиоведческих кружков.

Также рекомендуется устанавливать связи с религиозными обществами, которые будут проводить просветительские мероприятия, организовывать работу воскресных школ. 

1.1 Программа духовно-нравственного воспитания

Создание программы духовно-нравственного воспитания школьников в рамках ФГОС обеспечивает планомерность и структурированность всему процессу. Традиционно, в этом документе нужно конкретизировать такие основные моменты, как:

  • цели и ценностные установки;
  • задачи;
  • содержание;
  • условия реализации;
  • формы воспитания и социализации детей;
  • способы взаимодействия с семьями учеников, учреждениями дополнительного образования, религиозными и общественными организациями;
  • развитие ученического самоуправления;
  • участие детей в работе творческих и спортивных клубов, детско-юношеских объединений и движений;
  • планируемые результаты.

Один из разделов программы должен включать теоретические положения и методические рекомендации по созданию уклада школьной жизни, который подразумевает формирование целостного образовательного пространства и целостной среды духовно-нравственного развития школьников.

Для осуществления комплексного подхода к воспитательному процессу рекомендуется содержательную часть программы представить в виде подпрограмм, направленных на формирование базовых национальных ценностей (патриотизм, труд и творчество и т.д.). При этом можно сделать акцент на каком-либо одном или нескольких направлениях духовно-нравственного воспитания, не забывая о формировании на базовом уровне всех остальных ценностей.

Еще один раздел должен быть посвящен оцениванию личностных результатов ребенка в процессе духовно-нравственного развития. Это можно осуществлять путем анкетирования или проведения диагностических исследований.

Также хорошей формой демонстрации достижений ученика в овладении определенными духовными ценностями является использование технологии портфолио. Это позволяет сделать воспитательный процесс наглядным, открытым и объективным, дает возможность быстро выявлять недостатки и вносить необходимые корректировки и педагогами, и родителями.

Важность воспитательной работы направленной на Духовно-нравственное развитие школьников в рамках ФГОС трудно переоценить. Если школа не будет справляться с возложенными на нее в этой области задачами, то ребенок окажется под влиянием семьи с ее ограниченным воспитательным потенциалом, неформальных молодежных групп и открытого информационного пространства.

Такой подход грозит формированием «путаной» идентичности и моральной несостоятельности. ФГОС и Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников придают вопросу формирования гражданина и патриота первостепенную важность.

1.2 Реализация духовно-нравственного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности

В настоящее время в нашей стране сохраняется ситуация, обусловленная кризисными явлениями в духовно-нравственной и социокультурной сферах общества, что ставит под угрозу срыва все усилия по стабилизации общественной жизни. Решение экономических, политических, социальных  проблем невозможно без возрождения вечных и возвышенных идеалов.

Одним из направлений модернизации и реформирования светской школы является обновления содержания образования, направленное, в частности, на преодоление негативных последствий отказа государства светской школы в предшествующий период от опоры на ценности и традиции отечественной духовной культуры народов России. А ведь за более чем тысячелетний период православная педагогика накопила драгоценный опыт в деле образования и духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи. В середине 18 века, составляя регламент обучения и правила поведения воспитанников первых гимназистов России, М.В. Ломоносов фактически сформировал православный компонент гимназического образования.

Научно-педагогические принципы нравственно - развивающего обучения в 60-е годы 19 века были сформулированы великим русским педагогом К.Д. Ушинским, полагавшим веру христианскую и русские православные культурно-исторические традиции залогом правильного воспитания школьников как свободных и ответственных граждан России.

Культура России исторически формировалась под воздействием православия, и все её сферы глубоко связаны с православием, поэтому курс основ православной культуры – одна из важнейших областей социально- гуманитарного знания.

Состояние политики и экономики напрямую зависит от духовного, нравственного состояния личности. Лишь человек с добрым сердцем и светлым умом, духовно зрелый, трудолюбивый и ответственный, сможет приносить пользу своим ближним и своему народу.

В этой связи приобретает особое значение Духовно-нравственное развитие и образование. Только люди, сильные духом, способны победить самого коварного и сильного врага, пережить самые тяжелые моменты своей жизни, оказать помощь тем, кто более всего нуждается в ней.

В решении задач духовно-нравственного становления личности необходимо в полной мере использовать богатейший опыт православной традиции в деле воспитания детей[7].

Духовность, нравственность неотделима от понимания Бога и Его Промысла о человеке. Недаром в народе говорится: «Где нет Христа, там нет и нравственности».

Сегодня ясно, что без знания основ православной культуры многое для детских душ остается непонятным в человеческой культуре. Никакие науки сами по себе не в состоянии заменить любовь, сострадание, веру, милосердие. Духовность – это проблема обретение смысла. Поэтому так важно появление в школе факультатива основ православной культуры, ориентированного, именно, на духовное становление личности, на приобщение обучающихся к православным ценностям.

На занятиях по основам православной культуры дети с первого года обучения получают знания по истории Ветхого и Нового Завета, а так же в разделе «Православная этика» проводятся занятия по таким темам, как: «Любовь – венец всех человеческих добродетелей», «Добрые и злые дела человека», «Простить – исправить зло», «Радость послушания. Дети и родители», «Милосердие», «Зависть», «Отношение к чужому. Не укради», «Трусость и жадность – пороки нашей души», «Мужество и щедрость».

Во втором классе обучающиеся отправляются на занятиях ОПК в «Страну добротолюбия», где знакомятся с понятием «добротолюбие» - это значит любить делать добро. Здесь ребята изучают жития святых. Это великомученик Георгий Победоносец, святитель Николай чудотворец, равноапостольный  князь Владимир Великий Красное Солнышко, святой Илья Муромец, святой князь Александр Невский, святая Иулиания Лазаревская, святой батюшка Серафим Саровский, святая Блаженная Матрона Московская. На примере жизни и служении Богу и людям этих великих угодников Божиих обучающиеся учатся любви, великодушию, прощению, состраданию.

Вместе с уроками по ОПК провожу с детьми классные часы по православной нравственности. Тематика классных часов созвучна тому, с чем дети знакомятся на уроках основ православной культуры. Вот некоторые темы классных часов: «Лихо тому, кто неправду говорит кому», «Не было бы зла, да завить помогла», «Легко воровать, да тяжело отвечать», «Не осуждай – не будешь осужден», «Гордость рождает зло», «Побеждай зло добром». На занятиях дети знакомятся с произведениями разных авторов и народных сказок, через которые они учатся быть отзывчивыми к сверстникам и старшим, развивают способность к сопереживанию, умению мирно решать конфликты, духовно растут.

Хочется надеяться, что занятия по основам православной культуры и классные часы принесут добрые плоды, и обучающиеся нашей школы вырастут достойными гражданами Великой Святой Руси.

Глава 2. Влияние целенаправленной внеклассной работы на духовно- нравственное развитие младших школьников

2.1 Изучение уровня духовно-нравственной воспитанности младших школьников

Цель экспериментальной работы – определить уровень духовно-нравственной воспитанности младших школьников, разработать и апробировать программу внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию средствами православной культуры.

Для выявления уровня духовно-нравственной воспитанности нами была проведена диагностика. Задачи экспериментальной работы:

1. Подобрать методики для диагностики уровня духовно-нравственной воспитанности младших школьников.

2. Провести исследование исходного уровня сформированности духовно-нравственной воспитанности.

3. Разработать программу внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию средствами православной культуры.

В нашем исследовании принимали участие учащиеся третьих классов в количестве 53 человек. Все испытуемые были разделены на две группы: экспериментальная 2А, в количестве 26 человек и контрольная 2В в количестве 27 человек.

Способ формирования выборки и разбиение выборки на группы формальные группы.

В экспериментальную группу вошло 15 мальчиков и 11 девочек, в возрасте от 7-8 лет, все дети из благополучной семьи. В контрольную группу вошло 12 мальчиков и 15 девочек, в возрасте 7-8 лет, все дети из благополучной семьи.

Исследование проводилось на базе одной из общеобразовательных организаций г. Верхний Уфалей.

В качестве основных методов изучения духовно-нравственной воспитанности берем две методики:

  1. Диагностика изучения представления обучающихся о нравственных качествах (методика Г. М. Фригман, Т. А. Пушкина, И.А.Каплунович)
  2. Диагностика изучения личности обучающегося (методика отношения к жизненным ценностям, разработанная сотрудниками лаборатории воспитания нравственно-этической культуре Гос.НИИ семьи и воспитания РАО).

Основные требования, которые мы предъявляли к методикам:

  • методика должна соответствовать возрасту детей 7-8 лет;
  • она должна быть направленна на изучение уровня воспитанности детей
  • подбор не менее 2-х методик
  • результаты исследования должны легко просчитываться и анализироваться.

На констатирующем этапе эксперимента мы получили недостаточно высокие результаты. Далеко не все дети хорошо усваивавшее общеобразовательную программу показывали высокий уровень духовно-нравственной воспитанности.

При применении методик было выявлено полное или частичное совпадение результатов по обеим методикам. При этом противоположных результатов не было. Ребенок, показавший низкий уровень воспитанности по одной методике, по второй методике высокого результата не показывал. Но при этом были сочетание среднего и низкого, или высокого и среднего уровня по двум методикам у одного и того же ребенка. Поэтому можно сделать вывод об эффективности выбранных методик.

Таблица 1

Распределение обучающихся по уровням представления о нравственных качествах по методике Г.М. Фригман, Т.А. Пушкина, И.А. Каплунович «Диагностика изучения представления обучающихся о нравственных качествах»

Уровни

КГ

ЭГ

количество

%

количество

%

Высокий уровень

9

35

7

27

Средний уровень

12

46

14

51

Низкий уровень

5

19

6

22

По результатам диагностики мы видим, что большинство детей показали средний уровень представления о нравственных качествах. В КГ группе это 12 человек, что составляет 46 %, а в ЭГ это 14 человек, что составляет 51 %. Высокий уровень показали 9 детей из КГ – это составляет 35 %, и из ЭГ 7 детей, что составило 27 %. Низкий уровень представления о нравственных качествах выявлен у 5 учащихся из КГ – 19 %, и 6 человек из ЭГ что составляет 22 % от общего количества.

Для большей наглядности представим полученные данные в виде диаграммы рисунок 1.

Рисунок 1. Уровень представления о нравственных качествах КГ по методике Г.М. Фригман, Т.А. Пушкина, И.А. Каплунович

Рисунок 2. Уровень представления о нравственных качествах ЭГ по методике Г.М. Фригман, Т.А. Пушкина, И.А. Каплунович

Рисунок 3. Сравнение ЭГ КГ распределение учащихся по уровням представления о нравственных качествах по методике Г.М. Фригман, Т.А. Пушкина, И.А. Каплунович

Таблица 2

Распределение обучающихся по уровням представления о жизненных ценностях (методика отношения к жизненным ценностям, разработанная сотрудниками лаборатории воспитания нравственно-этической культуры Гос.НИИ семьи и воспитания РАО)

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Количество детей

%

Количество детей

%

Количество детей

%

КГ

4

16

11

42

11

42

ЭГ

5

18

10

37

12

45

Изучив результаты диагностики, мы увидели, что у 16 % детей из КГ высокий уровень представления о жизненных ценностях, такой результат показали 4 ребенка. У 11 детей КГ средний уровень представления – это 11 детей. Низкий уровень также показали 11 детей – это составило 42 %. В ЭГ группе 18 % учащихся показали высокий уровень представления о жизненных ценностях, это 5 детей. Средний уровень у 10 учеников, что составило 3 %, и 45 % показали низкий уровень – это 12 детей.

Для большей наглядности представим результаты в виде диаграмм рисунок 4,5,6.

Рисунок 4. Результаты обучающихся ЭГ по уровням представления о жизненных ценностях (методика отношения к жизненным ценностям, разработанная сотрудниками лаборатории воспитания нравственно-этической культуры Гос.НИИ семьи и воспитания РАО)

Рисунок 5. Результаты обучающихся КГ по уровням представления о жизненных ценностях (методика отношения к жизненным ценностям, разработанная сотрудниками лаборатории воспитания нравственно-этической культуры Гос.НИИ семьи и воспитания РАО)

Рисунок 6. Сравнение результатов ЭГ и КГ по распределению обучающихся по уровням представления о жизненных ценностях (методика отношения к жизненным ценностям, разработанная сотрудниками лаборатории воспитания нравственно-этической культуры Гос.НИИ семьи и воспитания РАО)

Таблица 3.

Проверка объективности сравнение результатов ЭГ и КГ по методике Г.М. Фригман, Т.А. Пушкина, И.А. Каплунович «Диагностика изучения представления обучающихся о нравственных качествах»

Факторный признак

Результативный признак

сумма

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

ЭГ

7

14

6

27

КГ

9

12

5

26

Всего

16

26

11

53

Число степеней свободы равно 2.

Значение критерия χ2 составляет 0.476

Критическое значение χ2 при уровне значимости p<0.05 составляет 5.991.

Различия между экспериментальной и контрольной группами статистически не значима, уровень значимости р>0.05.

Уровень значимости p=0.789.

Также мы провели сравнительный анализ по второй методике (методика отношения к жизненным ценностям, разработанная сотрудниками лаборатории воспитания нравственно-этической культуре Гос.НИИ семьи и воспитания РАО), результаты представлены в таблице.

Таблица 4

Проверка объективности сравнение результатов ЭГ и КГ по методике Г.М. Фригман, Т.А. Пушкина, И.А. Каплунович «Диагностика изучения представления обучающихся о нравственных качествах»

Факторный признак

Результативный признак

сумма

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

ЭГ

5

10

12

27

КГ

4

11

11

26

Всего

9

21

23

53

Число степеней свободы равно 2.

Значение критерия χ2 составляет 0.183.

Критическое значение χ2 при уровне значимости p<0.05 составляет 5.991.

Различия между экспериментальной и контрольной группами статистически не значима, уровень значимости р>0.05.

Уровень значимости p=0.913.

Таким образом мы можем сделать вывод, что обе группы находятся на одинаковом уровне духовно-нравственной воспитанности, значит испытуемые могут принимать участие в дальнейшем исследовании.

Проведя констатирующий этап эксперимента, мы получили данные о уровне сформированности духовно-нравственной воспитанности учащихся вторых классов. Применив подобранные нами методики, мы увидели, что дети показывают все уровни духово-нравственной воспитанности. Большинство детей в двух классах показали средний уровень воспитанности по обеим методикам. Результаты по классам отличаются, но эти отличия не значительны.

Мы считаем, что ребенок должен четко уметь различать такие понятия как добро и зло, уметь сострадать, сопереживать близким, да и не только близким, а вообще всем людям. Наша задача научить детей определять, что хорошо, а что плохо.

Мы сделали вывод, что уровень духовно-нравственной воспитанности у младших школьников низкий, и существует необходимость разработать и внедрить в образовательный процесс программу по духовно-нравственному воспитанию младших школьников.

2.2 Формирование у детей младшего школьного возраста представлений о культуре народов народной сказкой

Как отмечают Л.С. Выготский, А.В. Запорожец,  Д.Б. Эльконин и другие, в период дошкольного детства, как начального этапа становления личности ребенка, его ценностных ориентаций, закладываются основы позитивного отношения к миру, к себе и к окружающим людям. Рядом ученых, такими как С.Г. Журат, С.Н. Морозюк,  Е.И. Корнеева, указывается на то, что у детей 5-6 лет формируется эмоционально-положительное отношение к явлениям общественной жизни, если предусмотрен строгий отбор содержания знаний и ведется соответствующая организация детской деятельности [4;6; 7].

Как отмечает С.А. Козлова, в первые пять лет происходит интенсивное вхождение ребенка в социальный мир, формируются начальные представления об окружающей жизни, о нормах человеческого общения [5, с.53].

Другим автором Э.К. Сусловой отмечено,что примерно с пятилетнего  возраста, когда впервые складывает осознанное понимание существования  разных народов, у детей начинает формироваться отношение к людям других национальностей [10, с.16].

Положения, изложенные выше, а также возрастные особенности развития старших дошкольников, а именно интенсивное развитие мышления и других интеллектуальных процессов, существенные изменения эмоциональной и мотивационной сферы, ориентация на социальные отношения в мире взрослых, возрастающие потребности в коммуникации, дают возможность полагать, что 5-6 летний возраст является оптимальным для того, чтобы систематически и целенаправленно воспитывать эмоционально-положительное отношение к людям ближайшего национального окружения.

В качестве одного из основных условий, необходимых для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике младшего школьного возраста, в Федеральном государственном образовательном стандарте ДО выделена организация условий, способствующих позитивным, доброжелательным отношениям между детьми, в том числе тем, которые принадлежат к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям. В качестве целевых установок  в ФГОС указано, что в старшем дошкольном возрасте ребенок должен овладеть основными культурными способами деятельности, проявлять инициативу и самостоятельность в игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности,  проявлять интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки; эмоционально откликаться на разнообразные произведения культуры и искусства [11].

Научно-теоретический уровень актуальности исследования процесса формирования ценностного отношения дошкольников к национальной культуре других народов, рассматривается в аспекте много этнического пространства и продиктован недостаточной разработанностью проблемы реализации дифференцированного подхода в освещении истории и эволюции культуры народов, недостаточной научной обоснованностью условий формирования представлений об особенностях многоэтничности народов.

В данном случае интересным представляется утверждение Г.Н. Волкова о том, что культуру каждого народа нельзя представлять «как абстрактный монолит», к любой культуре нужно подходить дифференцированно, ибо у каждого народа свои исторические корни, своя культура» [2, с.61].

Однако для реализации формирования у дошкольников представлений о культуре народов необходима систематическая работа по ознакомлению детей с особенностями их истории, традиций, обычаев.

Современные дошкольные образовательные учреждения с составом детей различных национальностей в создании научно-методической базы, программ, в которых учитывается многонациональность субъектов, вступающих во взаимодействие и участвующих в формировании позитивного отношения к многоэтнической культуре.

В этом смысле наиболее действенными являются средства народной педагогики, в частности игры, сказки, фольклор, в силу своей непосредственности, непринужденности и доступности для восприятия детей младшего школьного возраста. Особо следует отметить народную сказку, как одно из эффективных средств формирования духовно-нравственных качеств личности дошкольника. Сказка способствует более легкому и комфортному приобретению эмоционально-нравственного опыта ребенка.

В народной сказке всегда есть мудрое поучение, как жить, как дружить.           В ярком противопоставлении добра и зла, фантастических и определенных по своей сути образах, выразительном языке, динамике событий особых причинно-следственных связей и явлений заложены особенные интересные и волнующие элементы восприятия детьми сказки как незаменимого инструмента нравственно здоровой личности ребенка, что актуально для формирования положительного отношения к представителям других этнических групп.

Посредством народных сказок можно познакомить детей с жизнью этих народов в прошлом, из которых они узнают много нового и интересного о мужестве народов, об их храбрости и находчивости, о тяжелой жизни в давнее время.

Многие исследователи (Е.А. Аркин, А.М. Виноградова, В.Г. Нечаева и другие) выделяют народные сказки как превосходный в воспитательном отношении материал для рассказывания детям. А.М. Виноградова подчеркивает эффективность народной сказки при работе с детьми, обосновывает ее эффективность в дошкольном возрасте тем, что восприятие сказки как специфическая деятельность ребенка обладает особой притягательной силой, позволяющей ему свободно мечтать и фантазировать. При этом для ребенка сказочный сюжет является не только вымыслом и фантазией, но также представляет собой особую реальность, позволяющую расширять рамки обычного представления о жизни. Здесь ребенок сталкивается со сложными явлениями и чувствами и в доступной для понимания ребенка «сказочной» форме постигает взрослый мир чувств и переживаний [1, с.14].

Ненавязчивые сказочные образцы становятся для ребенка выходом из разных непростых ситуаций, предоставляя пример путей разрешения возникших конфликтных ситуаций, дающих позитивную поддержку его возможностей и веры в свои силы. Как правило, в данном случае детям свойственно отождествлять себя с положительными героями. Это происходит не потому, что дошкольники умеют разбираться в человеческих взаимоотношениях, а вследствие того, как отмечает И.В. Дубровина, что позиция данного героя представляется более привлекательной по сравнению с другими персонажами. Именно благодаря этому дети усваивают верные моральные нормы и ценности, различают добро и зло [3, с.157].

В качестве приема убеждения сказки широко использовались в педагогической деятельности выдающегося педагога И.Я. Яковлева. Многие сказки и рассказы писателя, созданные в манере бытовых сказок, имеют характер этических бесед, выступая при этом в качестве средства убеждения в воспитании у детей нравственности. В некоторых сказках и рассказах автор направляет внимание детей на правильное восприятие объективных условий жизни, а чаще всего обращает взгляд на естественные последствия дурных поступков детей: уверяет, убеждает их в важности хорошего поведения [2, с.55].

Развивающие функции сказок в развитии детей широки и неотделимы друг от друга. Н. Короткова считает, что «лишь условно их можно разделить на познавательно-нравственную и эстетическую»[6, с.34]. Познавательно-нравственная функция характеризуется развитием и активизацией воображения, образного мышления, расширением представлений о мире, освоением моделей человеческого поведения, формированием эмоционально-ценностных установок по отношению к разным аспектам действительности. Эстетическая функция рассматривается с точки зрения приобщения к словесному искусству как таковому в его различных формах и развития грамотной разговорной речи. В исследовании Ю.А. Лебедевой выделено шесть основных функций сказок: функция социализации, креативная функция, голографическая, развивающетерапевтическая, культурно-этническая, лексико-образная функция [9, с.58].

С точки зрения исследования  народной сказки как средства формирования представлений о культуре народов, мы рассматриваем культурно-этническую функцию сказки, которая проявляется в историческом отражении уклада народа, его языка, его менталитета, его традиций и обычаев. Как известно, сказочные образы дают определенные сведения об окружающем мире, то есть обладают познавательным значением. Сказки в зависимости от темы и содержания заставляют слушателей задуматься, наводят на размышления.

Особая образовательная роль принадлежит сказкам народов России. Сказки народов – не просто плод чьей-то фантазии – это наследие культурных знаний и опыта всего народа, это передаваемые через устное народное творчество, посредством занимательных историй, обряды, обычаи, нравы, традиции и мораль общества, один из основных столпов формирования человека – связь со своей историей, своими предками. Сказочные истории, которые слушает ребенок перед сном, подсознательно вводят его в общество, закладывают в нем представления о чести, долге, о добре и зле, формируют его душу и не дают порваться связи поколений, потерять себя в будущем.

Сказки народов России содержат широкий познавательный материал. Отметим, что познавательное значение сказок относится, в частности, к отдельным деталям народных обычаев и традиций и даже к бытовым мелочам. В качестве примера можно привести адыгейскую сказку «Не почитающий старого и сам добра не увидит», в которой рассказывается о снохе, не послушавшей своей свекрови и принявшей решение сварить кашу не из пшена, а из проса и не на воде, а только на масле. Далее случилось то, что в то время, когда она открыла крышку, просяные зерна, не варившиеся, а жарившиеся, выскочив, попали ей в глаза, и она стала слепая. Главным в сказке, как всегда, имеет место моральный вывод: очень важно прислушиваться к голосу старших, почитать их житейский опыт, иначе получишь наказание. Однако для детей в этой сказке содержится также и познавательный смысл: они узнают из сюжета сказки о том, что на масле можно только жарить, а не варить. Вот почему было  нелепо варить кашу без воды только на масле. Детям обычно об этом никто не рассказывает, поскольку в жизни никто и так не поступает. Однако через сказку дети получают наставление, что все должно быть на своем месте и во всем нужно следовать определенному порядку.

Другим ценным примером может служить черкесская сказка «Скупому – копейка», которая рассказывает об умном портном, у которого произошел договор с одной жадной старухой, состоявший в том, чтобы отдавать ей плату за каждую «звездочку» жира в супе в размере одной копейки [7, с.130].. В то время, как старуха добавляла масло, портной обращался к ней, ободряя ее: «Клади, клади, старуха, больше, не жалей масла, ведь недаром я тебя прошу: за каждую «звездочку» копейку заплачу».Все больше масла добавляла жадная старуха в похлебку, рассчитывая получить за это много монет. При этом за все ее старания ей досталась всего лишь одна копейка. Мораль у этой сказки простая: нельзя быть жадным, в чем состоит основная идея сказочного сюжета. Значительным является и познавательный смысл, который отвечает на вопрос ребенка: «Почему, в похлебке, которую готовила старуха, получилась одна большая «звездочка»?

В настоящей статье мы не имеем возможности более подробно разобраться во всех достоинствах и чертах сказок, поэтому в нашем случае возможным является  остановиться на наиболее характерных их особенностях, которые выражаются в народности, оптимизме, увлекательности сюжета, образности и забавности и, наконец, дидактизме.

Работа по формированию представлений о культуре народов у старших дошкольников включает в качестве наиболее важных задач такие, как погружение ребёнка в атмосферу народного творчества, накопление впечатлений, которые могут стать основой сотрудничества, общения со сверстниками и взрослыми, самостоятельного творчества в различных видах деятельности. В предварительную работу в указанном направлении важно включить чтение народных сказок детям, после чего последует беседа, в процессе которой будет обсуждаться их содержание и организация на интегрированной основе различных видов деятельности (театрализованной,  музыкально-ритмической с разучиванием народных подвижных игр,  разучиванием пословиц, поговорок, закличек и так далее, сюжетно-ролевых, дидактических и настольных игр поликультурной направленности).

В процессе работы по формированию у детей младшего школьного возраста представлений о культуре народа нами решались следующие задачи:

  • воспитывать у детей уважение к культуре народов
  • пробуждать интерес к сказкам народов России;
  • приобщать детей к процессу познания добра и зла, честности, справедливости;
  • закладывать основы нравственности.

Для решения цели и задач исследования нами были созданы следующие педагогические условия:

— разработана система целенаправленной и планомерной работы по формированию представлений о культуре народов, посредством использования народной сказки;

— выявлены принципы, методы, и средства обеспечивающие успешность формирования позитивного отношения к национальной культуре народов;

— определены критерии и показатели оценки уровня сформированности уровня ценностного отношения дошкольников к культуре своего и других народов;

-учитываются индивидуальные и возрастные особенности дошкольников.

Предполагаемые результаты: реализация данной системы работы позволит:

— заложить основу духовно-нравственной и культурной личности у детей,

— привить  интерес и уважение к культуре народов;

— обогатить представления детей о культурных ценностях народов в процессе ознакомления с народной сказкой.

2.3 Театрализованная деятельность сказки детей младшего школьного возраста как способ формирования нравственных представлений

Театрализованные игры имеют нравственную направленность, в каждом сюжете любого литературного произведения, сказки, игры - драматизации имеет место импровизированная постановка. Это доброта, честность, мужественность, отзывчивость.

У каждого ребёнка есть оригинальный образ героя сказки, полюбивший ему образ, становится показателем нравственного поведения. И каждый ребёнок театрализованной деятельности исполнитель роли, артист. Дети с удовольствием подражают своему герою в театрализованной игре.

Организация театрализованных занятий включает в себя: показ кукольных постановок и разговоры по ним; инсценирование различных сказок и сцен примеры по вырабатыванию чёткость воспроизведения (словесной и мимический); пример по общественно - эмоциональному воспитанию детей младшего школьного возраста; прослушивание и просмотр сказок по икт (аудио, видео ресурсы). Игры-драматизации могут исполняться без зрителей или носить характер концертного исполнения. Если они разыгрываются в обычной театральной форме (сцена, занавес, декорации, костюмы и т.д.) или в форме массового сюжетного зрелища, их называют театрализациями.

Виды драматизации: игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки.

Драматизации основываются на действиях исполнителя, который может использовать куклы.

Игра-драматизация рассматривается в рамках театрализованных игр как входящая наряду с режиссерской игрой в структуру сюжетно-ролевой игры. Однако режиссерская игра, включая такие составляющие, как воображаемая ситуация, распределение ролей между игрушками, моделирование реальных социальных отношений в игровой форме, является онтогенетическим более ранним видом игр, чем сюжетно-ролевая, так как для ее организации не требуется высокого уровня игрового обобщения, необходимого для сюжетно-ролевой игры (С.А.Козлова, Е.Е.Кравцова).

Занятия с детьми драматизацией очень продуктивны. Основной целью является формирование думающего и чувствующего, любящего и активного человека, готового к творческой деятельности [12]. Очень любят дети старшего возраста театр кукол. Кукла оживает, может двигаться по поверхности стола или за театральной ширмой. Кукла в образе человека или животного. Ростовые куклы дети с удовольствием перевоплощаются в известные им персонажи, тем самым импровизируя какой нибудь текст.

Игры – диалоги позволяют провести беседу по содержанию картинок, воспитатель организовывает диалог, обсуждает настроение персонажей. Дети повторяют текст, постепенно заучивают наизусть. Затем самостоятельно его обыгрывают. Сценки миниатюры с объектами. Дети распределяют роли и разыгрывают миниатюру, стремятся показать персонажей их поступками, чувствами. Озвученные предметы применяются в стихотворении. Дети любят разыгрывать сказки. Сказка приносит образное наслаждение читателям. Волшебные сказки создают веру во все доброе. Волшебство объединено не только с жителями чудотворного мира. Здесь находится мотив испытаний.

Известная сказка «Морозко», добрая Настенька и злая мачеха. Заставив отца Настеньки, запрячь лошадь, и увезти её в зимний лес, на съедение голодным волкам, замерзать. Морозко по традиции с начало проверяет Настеньку, а потом награждает её.

Отличительная черта волшебных сказок – это причины перевоплощения.

Известная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», « Царевна-Лягушка». Один из наиболее трогательных персонажей русских народных сказках – Алёнушка. Множество испытаний тяжелых встречаются на её пути, в надежде защитить братца Иванушку, какой нарушил наказ, не пить воду, и поэтому оборотился в козлёнка. Иван-Царевич на болоте обнаруживает Лягушку со стрелой , на самом деле это заколдованная, прекрасная добрая царевна, наказанной Кощеем. Волшебная сказка очень интересна своим необычайным миром.

Дивный образ волшебных сказок потрясают и восхищают. Учат мужеству, кротости во всем восхищают превосходным человеческим качествам, учат этому без унылых наставлений, просто передают, что может приключиться, если человек делает нехорошо, не по совести.

Разнообразны сюжетом русские народные сказки Любимые герой русских народных сказок – Иван. Положительный персонаж, в образе добродушного человека, или царевича, который борется со злом, приходить на помощь слабым. В русских народных сказках он третий сын в семье. У этого героя в сказках олицетворяет великодушие . Например, он сражается с Кощеем, спасает прекрасную царевну, идёт на различные подвиги. И за свои умелые поступки получает вознаграждение, например половину царства, в жёны дочь царя, если он из бедной семьи и т.д.

Сказка Г.Х. Андерсена «Гадкий утенок» включает в себя ситуацию, которая подходит как образец ошибочного впечатления о личности по внешнему виду. Не признаваемый, гонимый и всеми на птичьем дворе, неказистый питомец со временем перевоплотился в прекрасного лебедя - красивыми, великолепными, твореньями природы.

Сказка учит детей, доброте характера, чистоте души, не судить по внешности людей.

Написанная А. С. Пушкиным, «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», перемещает в прошлое в царствование царей и цариц, Но и в этом месте, в богатом дворце, живут и зависть, и ревность, и злость. Невинность души, терпение, выдержка отданному ощущению, добродушность и усердность направили ее справиться с коварством злой мачехи. Сказка обучает нас тому, что добро приходит не только через волшебство, но и через доброе сердце. Наиболее добрую сказку человек может сделать реальностью, очень красивой, исключительно собственными силами.

В известной сказке «Белоснежка и семь гномов» Белоснежка помогает маленьким гномам, похожим личными нравами с детьми, помогает им по хозяйству, веселит их, учит их доброму, что есть у неё у самой в душе. В этом месте заметить способность идти на соглашения и умению находить общий язык. Гномы первоначально отнеслись к своей гостье напряженно, потом увидев, Белоснежки заботливость, её бережливость, чуткость к крошечным владельцам лесного жилья, встречают её как свою сестру и крепко свыкаются с ней.

Известные басни Крылова учат терпению, не раз поднимал вопрос разногласия в своих баснях. Басня «Волк и ягненок», волк не располагает бесконфликтно уживаться со слабым ягненком, изобретает различные упреки, с намерением найти в нем вред, а основание такого примитивна: «…У сильного всегда бессильный виноват…». Лебедь, щука и рак из-за отличия во сужденьях и неосуществимости отыскать соглашение, не могут завершить данную проблему: «…А воз и ныне там…», потому что «…Рак пятится назад, а щука тянет в воду…».

Таким образом, содержание театрализованной деятельности должно быть - удивительной, чувственной, яркой для детей увлекательной красивой игрой.

Сказки и игры знакомые детям. Для постановок усложняются роли. Выделяют смысл текста, в чём скрывается более нравственное звучание интенсивный, потенциальный, подтекст потешный.

Основой или важной частью становятся игра-фантазия театрализованной игры. Такие известные народные сказки как «Маша и Медведь», «Волк и семеро козлят», «Морозко», «Лиса и журавль», «Заяц и еж», произведения Л. Толстого, И. Крылова, Г.Х. Андерсена, М. Зощенко, Н. Носова. И многих других. Сама театрализованная игра доставляет сильную жизнерадостность и ощущение действительности. Для старших дошкольников характерны игры «с продолжением».

Организация театральной деятельности включает в себя разнообразие видов игр с элементами театрализации:

Сюжетно-ролевые игры;

Ритмические минутки;

Игры – драматизации;

Разыгрывание потешек;

Разыгрывание небольших сказок;

Разыгрывание небольших литературных текстов;

Пальчиковый игр тренинг;

Театральные этюды;

Инсценирование мини-диалогов, потешек, песенок, стихов;

Просмотр кукольных спектаклей, сказок; Экскурсии в театры;

Привлечение родителей к участию театрализованных игр, участие в различных конкурсах;

Эффективность работы по театрализованной деятельности дошкольного образования по формированию нравственного воспитания способствует профессиональному подходу педагога. Театральная деятельность помогает детям быть добрыми, чуткими. Раскрепощает скованность у некоторых детей. Проявляет доброжелательное отношение друг другу. Появляется коллектив сплочённости, дети увлечены одним делом.

Заключение

В процессе исследования:

Проанализированы подходы к формированию духовно-нравственных качеств у детей младшего школьного возраста. Анализ показал что, несмотря на множественность подходов к исследованию проблемы нравственного воспитания детей, остаются недостаточно выясненными механизмы становления и развития начал их нравственного сознания, не в полной мере выявлены ресурсы для совершенствования содержания и технологии его формирования.

Проанализированы требования к духовно-формированию нравственных качеств у старших дошкольников. Одной из них является создание благоприятных условий познавательного развития детей в соответствии с их индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

Благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей младшего школьного возраста всегда имеют нравственную направленность дружба, доброта, честность, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу.

Театрализованная деятельность на основании сказки позволяет ребенку решать многие проблемы ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.

Таким образом, театрализованная деятельность помогает всесторонне развивать ребенка. Описаны способы организации театрализованной деятельности детей младшего школьного возраста посредством сказки, способствующей формированию у них нравственных представлений, представленное в виде описания основных типов театрализации.

Список литературы

  1. Артамохиной, А. О. Нравственное воспитание младших школьников в учебно-воспитательном процессе [Электронный ресурс] / Артамохиной, А.О: курсовая работа , - Москва,- 2002
  2. Бондарчук А. И. Воспитание начал национального сознания у дошкольников // Современный детский сад. 2009. № 4.
  3. Бондарчук А. И. Использование педагогической культуры и фольклора русского наро- да в процессе воспитания // Человек и образование. 2011. № 2.
  4. Виноградова А.М. Формирование этических представлений у детей младшего школьного возраста средствами художественной литературы: Автореф. дис. канд. пед. наук. — М., 2009. — 27 с.
  5. Волков Г.Н. Этнопедагогика. Учебн. для студентов сред.ивысш. учеб. завед. — М.: Академия, 2009. — 168 с.
  6. Грицай, Т. В. Духовно- нравственное воспитание как педагогическая теория / Грицай, Т. В // : научно – теорит. журнал . - 2011 ,- №8 - 97с.
  7. Дубровина И.В. Практическая психология образования; Учебное пособие 4-е изд. / Под редакцией И.В. Дубровиной. — СПб.: Питер, 2008. — 592 с.
  8. Ежова, Е. Дошкольная педагогика/ Ежова, Е // Педагогический процесс в дошкольных учреждениях. Научный взгляд. - Москва 2013.- №4 - С.72-76.
  9. Журат С.Г. Воспитание у детей среднего младшего школьного возраста положительного отношения к явлениям общественной жизни. — М.: Педагогика, 2006. — 68 с.
  10. Ковалевский П. И. Психология русской нации. М., 2005.
  11. Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью: Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 160 с.
  12. Короткова Н. Художественная литература в образовательной работе с детьми младшего школьного возраста. // Дошкольное воспитание. — 2011. — №8. — С.34-41.
  13. Луценко В.В. Обычаи и традиции. Часть 2. Краснодар, 2009. — 405 с.
  14. Морозюк С.Н. Формирование положительного отношения к явлениям общественной жизни у детей среднего младшего школьного возраста в процессе обучения: Автореф. дисс. канд. пед. наук. — М., 2009. — 16 с.
  15. Суслова Э.К. Воспитание у детей этики межнационального общения: спецкурс / Э.К. Суслова. — М., 2010. — 80 с.
  16. Чекина, Е.В.Теория нравственного воспитания: история развития и современное состояние : монография / Чекина, Е.В. Гродно: ГрГУ, 2008.-119с.
  17. Ялалов Ф.Г. Национально-региональный компонент образования: этнометодологический подход. // Начальная школа (журнал). — 2011. — № 4. — С.39-45
  18. Сказка как источник творчества детей. / Научный руководитель Ю.А.Лебедева. — Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2011. — 288с.
  19. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования (принят Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155)// «РГ» Федеральный выпуск №6241. — 25 ноября 2013 г.