Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Формирование нравственной культуры личности

Содержание:

Введение

Современный период развития российского общества актуализирует необходимость нравственного воспитания, поскольку характеризуется процессом переоценки ценностей, разнотипностью мировоззрения; социальными, этническими, конфессиональными, культурными различиями.

Актуальность исследования. В числе важнейших проблем воспитания серьезную тревогу вызывают вопросы духовного и нравственного воспитания детей.

Само понятие «нравственное воспитание» то утверждалось, то не признавалось педагогическим сообществом. В настоящее время по- прежнему нет его однозначного толкования, существуют определенные риски в процессе его осуществления, а педагоги считают себя некомпетентными в данной сфере. Тем не менее в современной школе духовно-нравственное воспитание стало обязательным. Государственными образовательными стандартами установлены требования к достижению планируемых результатов, а именно к формированию личностных универсальных учебных действий, в том числе нравственно-этической ориентации.

Важно заметить, что нравственное воспитание на начальной ступени образования реализуется «в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи других институтов общества».

Проблемы духовности, нравственности рассматривались в трудах JI.C. Выготского, Б.Т. Лихачева, П.Е. Матвеева, и др. Ценностный подход в формировании личности исследовали (К.А. Абульханова-Славская, А.Г. Здравомыслов, В.П. Тугаринов, В.А. Ядов и др. Проблеме нравственного воспитания изучались в исследованиях Б.Ш. Алиевой, В.А. Блюмкина, В.П. Зинченко, A.M. Магомедова, A.B. Мудрик, И.Ф. Харламова, А.И. Шемшуриной, Л.Д. Кудрявцева, и др. В выше названных и иных исследованиях подчеркивается мысль о необходимости развития духовно-нравственных ценностей начиная с ранних ступеней развития.

Проблема эффективности нравственного воспитания будущего поколения привлекала внимание великих ученых древности (Аристотель, Авиценна, Декарт, Демокрит, Платон, Сократ и другие), она имеет значение и актуальность в настоящее время. Огромный вклад в изучении нравственной сферы внесли Н.А. Бердяев, В.Г. Белинский, С.Н. Булгаков, Г. Гачев, А.Н. Герцен, Л.Н. Гумилев, И.А. Ильин, Л.Ф. Каптерев, Е.И. Рерих, B.C. Соловьёв, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский и[5] другие. Зарубежные и отечественные ученые, Ж.Пиаже, Л.Колберг, А.В.Зосимовский, А.С.Золотникова, Р.Н.Ибрагимова изучали моральное и духовно-нравственное развитие в детском возрасте, исследовали особенности отношений младших школьников к нормам и правилам поведения. Нравственное развития личности продолжает интересовать и современных ученых. В работах В.Г. Александровой, З.В. Видяковой, Е.А. Ворониной, А.В. Глумного, С.Н. Головина, А.П. Колпаковой, Е.З. Плотниковой, В.И. Слободчикова, Т.А. Флоренской, Л.Ф. Шеховцовой продолжает развитие эта проблема.

Объект исследования˗ дети млажшего школьного возраста.

Предмет исследования – преемственность в нравственном воспитании детей младшего школьного возраста.

Цель исследования – определить педагогические условия и формы нравственного воспитания детей в современных условиях.

Для решения поставленных задач был использован комплекс взаимодополняющих методов исследования:

1. Теоретически проанализировать психолого-педагогическую, научно-методическую литературу по данной теме.

2. Изучить опыт работы преподавателей, групп по формированию нравственной культуры обучающихся.

3. Обосновать значение средств народной культуры в духовно-нравственном воспитании детей.

Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что духовно-нравственное воспитание младших школьников в условиях образовательного пространства может быть качественно улучшено, если:

– содержание нравственного воспитания младших школьников определено с позиции формирования развитой личности, гражданина и патриота, обладающего самостоятельностью и творческой индивидуальностью;

– создана единая система нравственного воспитания младших школьников на основе системного, многокультурного подходов;

– разработана программа нравственного воспитания младших школьников с учетом особенностей культурных традиций социума;

– учащиеся вовлечены в общественно-полезную деятельность, формирующую потребность в духовно-нравственном поведении.

В настоящее время система нравственного воспитания в общеобразовательной школе далека от совершенства: отсутствует базовый по отношению ко всей системе воспитания курс нравственной культуры; учителям приходится идти методом проб и ошибок, самостоятельно, основываясь на своём субъективном опыте, выбирать путь формирования у школьников духовно-нравственных качеств, что не всегда приводит к положительному результату. Не используются в полной мере и поликультурные традиции.

Таким образом, в условиях возрастающей необходимости нравственного воспитания школьников научно-практическая база исследований по данному вопросу разработана недостаточно.

Теоретические методы: анализ психолого-педагогической литературы, анализ философской литературы по проблеме нравственного воспитания младших школьников в сельской школе.

Эмпирические методы: наблюдение, беседы с учителями, родителями, учащимися, анкетирование, анализ школьной документации, изучение и анализ продуктов деятельности учащихся.

Практическая значимость исследования определяется тем, что внедрение

научно-методических материалов, педагогических условий нравственного воспитания через средства народной культуры, позволяет целенаправленно и эффективно совершенствовать учебно-воспитательный процесс, значительно повысить уровень нравственного развития детей и молодежи.

Глава 1. Педагогические условия формирования нравственной культуры личности

1.1 Формирование нравственных ценностей детей как основное направление воспитания личности

Определяя сущность нравственного воспитания, мы опирались на педагогические исследования, которые проводились в области нравственного воспитания, воспитания этической культуры, воспитания духовности, духовной культуры и собственно нравственного воспитания.

Важный аспект развития школьника – становление нравственных чувств и моральных суждений. С раннего возраста ребенка побуждают считаться с окружающими. Подражание взрослому является формой обогащения нравственного опыта. Нравственное сознание складывается из знаний, чувств и поведения ребенка. Взрослея, он учится распознавать «плохое» и «хорошее», действует в соответствием с эталонами поведения. Осваиваемые ребенком нравственные нормы, правила, оценки должны эмоционально переживаться ребенком, проверяться в реальных условиях на собственном опыте и фиксироваться в сознании как личностно значимые. У дошкольника еще нет развитых моральных суждений, но воспитание патриотизма невозможно без развития духовно-нравственных ценностей. Именно семья является образцом культуры, поведения, ценностей. Взаимоотношения в семье становятся образцом, опираясь на который будет формироваться характер ребенка, его отношение к окружающему миру, себе, другим людям.

В современном мире наблюдается тенденция ранней интеллектуализации. Многие родители стремятся, как можно раньше, развивать интеллект у ребенка, все меньше уделяя времени нравственному и духовному развитию. Иногда нормой поведения дошкольника является жестокость, отсутствие милосердия и сострадания к близким.

В современной педагогике проведены исследования, касающиеся сущности духовного воспитания (Ш.А. Амонашвили, А.Г. Андреева, Т.И. Власова, В.В. Игнатова, Н.М. Романенко, Е. Шестун и др.). Их анализ позволил нам отметить многозначность понятия «духовное воспитание». Оно определяется как процесс становления экзистенциональных ценностей, создание условий по овладению детьми системными представлениями конкретного смысла жизни в структуре абсолютных ценностей; как воспитание духовной культуры личности; как духовно-творческое становление личности, как содействие развитию духовной жизни личности и т.п. Наиболее общее определение сформулировал И.С. Марьенко: «Духовное воспитание – это совокупность последовательных взаимодействий объекта и субъекта воспитания, направленных на достижение должного уровня духовного развития личности в соответствии с идеалом общества и будущего» [12]. В большинстве случаев трактовки сущности духовного воспитания более конкретны и отражают мировоззренческие позиции авторов, их понимание духовности.

Так, А.Г. Андреева, опираясь на положения Учения Живой Этики, характеризует его как процесс духовного совершенствования человека в единстве и гармонии с Космосом, обществом и самим собой и выделяет следующие направления воспитания:

воспитание культуры мышления, формирование эмоциональной культуры, развитие высших чувств – культуры Сердца [3, с. 6]. В основе исследований Т.И. Власовой лежит философия экзистенциализма. Она вводит в научный оборот понятие «воспи- тание духовности школьников». Мы полагаем целесообразным введение такого понятия, хотя существуют серьезные возражения: нельзя влиять на процессы, которые сами по себе выступают детерминантами всех следствий. Однако автор считает, что такая постановка вопроса уместна, если определено, в чем проявляется духовность на уровне конкретной личности и каков механизм этого проявления. Т.И. Власова рассматривает воспитание духовности как «смыслопоисковое взаимодействие субъектов- носителей экзистенции (ребенок – воспитатель), включающее следующие этапы: целеполагания, переживания, (формирования образов абсолютных ценностей), осмысления, отношения, саморефлексии, моделирования и «преодоления» (этап открытой экзистенциальной перспективы)» [5, с. 17].

Система ценностей, приобретенная личностью в процессе её жизнедеятельности, позволяет оценивать явления действительности с точки зрения полезности, тем самым удовлетворяя её потребности, желания.

То есть ценностные ориентации основываются на сложившихся потребностях личности, её стремлениях, оказывают влияние на мотивацию деятельности и тем самым обуславливают принимаемые решения. Решения человека вытекают из системы ценностей, которые сами основываются на системе потребностей.

Знание системы ценностей дает возможность педагогу, родителям предвидеть поведение подростка в различных жизненных ситуациях в школе, на улице, дома.

Не имея достаточного жизненного опыта, стойких убеждений, дети могут совершать противоправные поступки. Система ценностей ребенка формируется в процессе его жизнедеятельности. На формирование личности большое влияние оказывает духовно-нравственное воспитание, поскольку развитие нравственного сознания личности находится в прямой зависимости от духовно-нравственных ценностей человека.

Формирование духовно-нравственных ценностей включает в себя три компонента:

- когнитивный, или смысловой компонент предполагает овладение суммой знаний об основах морали, духовно-нравственных ценностях. Результатом является наличие знаний, их осознанность, полнота, конкретность, а так же умение применять их для решения практических задач.

- эмоциональный, предполагает переживание индивидом своего отношения к ценностям, проявление нравственных чувств, положительный эмоциональный настрой на духовные ценности. Результатом является позитивное отношение к окружающим, к моральным нормам, потребность следовать им.

- поведенческий, опирается на результаты взаимодействия первых двух компонентов и проявляется в устойчивости и активности нравственного поведения в различных жизненных ситуациях, умении применять знания при анализе своего поведения и поведения других людей.

Благодаря познанию действительности и ее ценностному переживанию у ребенка формируется готовность действовать в соответствии с намеченной целью.

В числе факторов нравственного воспитания выступают семья, образовательные организации, учреждения дополнительного образования и др.

В качестве негативных факторов развития духовно-нравственных ценностей можно назвать напряжение нравственно-психологической обстановки в обществе, снижение роли общества в воспитании подрастающего поколения, ослабление роли семьи и школы в воспитании детей, отрицательное влияние на подростков СМИ, рост криминализации в обществе и др.

Существенное влияние на ценностные предпочтения личности оказывает культура досуга и общения, создание благоприятной атмосферы в школе и дома.

Ценности окружающих ребенка взрослых могут взаимодополнять друг друга, сглаживая возникающие разногласия.

При формировании духовно-нравственных ценностей подростков в общеобразовательном учреждении важно объединить усилия педагогов, учащихся и родителей.

Основными формами развития духовно-нравственных ценностей могут выступать различные развивающие игры (деловые, игры-драматизации, сюжетно-ролевые, игры-соревнования и другие), моделирование и анализ конкретных жизненных ситуаций, различные конкурсы, акции и др.

Таким образом, роль нравственного воспитания в развитии духовно- нравственного потенциала велика, поскольку способствует становлению личности, делает его более самостоятельным, устойчивым по отношению к негативным влияниям.

1.2 Проблема нравственности, нравственного воспитания детей

Вопросам воспитания нравственности у подрастающих поколений уделяется в последнее время достаточно много материалов в научной литературе, в публицистике, интернет-ресурсах.

Но на наш взгляд, проблема нравственности, нравственного воспитания детей рассматривается односторонне, не учитываются многие факторы, методы, приемы и средства, которые влияют на данный процесс. Прежде всего надо обратить внимание на то, что в работах рассматривается, словами Б. Лихачева, некая «средняя нравственность», присущая воспитуемым. Это положение связано с предыдущим периодом развития педагогики, когда шла речь о нравственном воспитании «советского человека» в соответствии с положениями «Морального кодекса строителя коммунизма». Но времена изменились, а подходы остались на прежнем уровне, даже произошли измене- ния в худшую сторону. Если в советский период развития теории педагогики вопросам нравственного (идеологизированного) воспитания уделялось достаточно времени, то с начала 90-х гг. XX в. вопросам нравственного воспитания стало уделяться все меньше внимания в теории педагогики.

Как и в советское время, рассматриваются «дети, выросшие в пробирке», т. е. без учета национальной принадлежности детей и родителей, места их проживания (город, село), социального статуса, особенностей социализации, психологических особенностей, адаптации, дезадаптации и многого другого.

После изучения научной литературы видно, что не рассматриваются методы формирования нравственного сознания, методы формирования обще- ственного поведения и опыта общественных отношений, методы поощрения и наказания слабо связаны с нравственным воспитанием детей, упор делается на абстрактное воспитание не конкретизированного «общечеловеческого» гуманизма.

В процессе исследования, на основе анализа и обобщения научной литературы, мы пришли к выводу, что практически ни в одной стране мира нет воспитания «вообще», за исключением современной России. Воспитание, в том числе и нравственное, всегда имеет конкретную исторически сложившуюся национальную форму и направлено на формирование гражданина конкретного государства. Фактически высшая и среднепро-фессиональная школа не готовит студентов к проведению полноценной работы по нравственному воспитанию детей. Молодой специалист сталкивается в своей практической педагогической деятельности с проблемами, которые он не в состоянии самостоятельно решить, так как его к этому не готовили, отделавшись общими словами и предложениями, а не конкретными методами, приемами и средствами нравственного воспитания. Но ведь общество сегодня нуждается в педагоге, которому присуща активная гражданская позиция, динамичность, умение быстро реагировать на изменение в сложных ситуациях, умение делать выбор в нестандартных нравственных ситуациях, самостоятельность в принятии нрав- ственных решений, чувство ответственности за выполняемую работу [1, с. 22].

В отличие от обучения, результаты которого легко можно проверить, сложность любой воспитательной работы заключается прежде всего в том, что результат ее является психической реальностью, которая отложена во времени. Реальный процесс воспитания в обществе происходит в столкновениях, противодействиях различных нравственных позиций.

Мы считаем, что наступило время, когда педагог снова должен нести культуру в массы, но не массовую, а народную, так как на этапе переоценки об- щемировых ценностей и роста национального самосознания народа большое практическое значение приобретает проблема духовного и нравственного воспитания нового поколения на традициях народной педагогики.

Поэтому существует необходимость более активно использовать основополагающе идеи педагогической культуры русского народа в процессе обучения и воспитания. Нацеленная на воспитание сотрудничества, взаимопомощи, единения, коллективизма русская народная педагогика признает ведущими идеями следование трудовым традициям, гражданственность, соборность, чувство долга, послушание, свободные, человеколюбивые отношения между людьми [2, с. 37]. Таким образом, в процессе реализации ведущих идей народная педагогика приступает к формированию нравственных основ национального мировоззрения у подрастающего поколения.

В основе народного мировоззрения лежит миропонимание, т. е. традиционная совокупность определенных знаний о мире. Эти знания и представления относятся не только к настоящему, но и к прошлому, и к ожидаемому будущему. Они скрепляют в единое целое духовный мир человека.

Существует необходимость напомнить о том, что формирование национального мировоззрения человека непосредственно зависит от степени освоения им культуры своего народа, главными элементами в которой для него выступают нравственные ценности и нормы жизни, деятельности и поведения.

Русская народная мудрость (фольклор) помещает в детское сознание (душу) национальное мировоззрение теми образами, которыми народ видит себя и свою судьбу, обращаясь к прошлому и готовя будущее. В народной мудрости сохраняется все свое, что считается самым ценным, выражается в своем взгляде на окружающую действительность, мир, отражается юмор, выражаются свои горечи, печали и мудрость.

Духовный уклад человека (мировоззрение) слагается, формируется и закрепляется прежде всего в детстве. Поэтому все прекрасное, что окружает ребенка, вызывающее в его сознании восхищение, преклонение, чувство красоты, чувство чести, долга, любознательность, терпимость, жажду подвига должно быть национальным. Это необходимо прежде всего для ребенка, чтобы он думал родными словами, ощутил принадлежность к своему народу, умел принимать с любовью и уважением историю, судьбу и признание своего народа.

Поэтому задача воспитателей, прежде всего родителей, заключается в том, чтобы для развития личности ребенка создать условия, атмосферу, которые способствовали бы к приобщению к нравственным нормам собственного народа, проявлению и переживанию национальных и нравственных чувств.

1.3 Преемственность в духовно-нравственном воспитании детей

Первым шагом в проектировании педагогического процесса вообще и процесса нравственного воспитания, в частности, является целеполагание. «Безличное, директивное и догматическое целеобразование обусловлено появлением в педагогике феномена нигилизма цели: педагоги игнорируют цель как необходимый и значительный компонент их собственной деятельности и не видят ни практического, ни личностного смысла в целеобразовании».

С этим выводом нельзя не согласиться. Дело в том, что школа, а вместе с ней и учитель, получает социальный заказ общества в достаточно об щем виде. И не каждый педагог может выстроить своеобразную лестницу уточнения целей: от общих требований общества – к задачам образовательной системы, от них – к задачам данного учебного заведения и, далее, к целям конкретного урока [5]. Однако, если мы декларируем гуманизацию педагогического процесса, в центре которого находится личность ребенка, то мы просто обязаны из уважения к этой личности научиться ставить конкретные цели, достижение которых будет способствовать постепенному развитию личности.

На вопрос о том, как это сделать, ответ дает педагогическая технология. Именно она предлагает процедуру постановки цели в виде внешне выраженных действиях ученика, которые легко диагностируются учителем и реально достижимы в процессе проведения отдельного урока.

Реюенка необходимо стимулировать к активной деятельности. Он должен через мир вещей познать человеческое отношение к другим людям. Духовно-нравственное воспитание дошкольника – очень сложный процесс, работа должна проходить систематически, планомерно, в разных видах и направлениях детской деятельности. Огромную роль в формировании духовно-нравственных ценностей играет пример взрослых. Если они сами не являются примером духовности, нравственности, патриотизма, то практически невозможно пробудить эти чувства в ребенке, никакие воспитательные или развивающие программы не будут эффективны.

В современном обществе наблюдается преобладание материальных ценностей над духовными, представление детей о добре и зле, справедливости, милосердии, сострадании, патриотичности искажены. Все меньше остается в живых людей, которые пошли против высших ценностей, патриотов совей страны. Информация о прошлом стирается из памяти потомков, появляются противоречивые сведения об истории Родины. Многие родители сами не могут разобраться в этом информационном шквале, а тем более грамотно донести до ребенка.

Любая педагогическая технология предполагает способ постановки целей, отличающийся от традиционных способов. Он состоит в том, что цели воспитания и обучения формулируются через их результаты, выраженные в действиях учащихся, причем таких, которые учитель может надежно опознать, диагностировать. Для реализации этого способа необходимо выполнить два условия: построение таксономии – четкой системы целей, внутри которой выделены их категории и уровни; подбор максимально ясных, конкретных ключевых слов и фраз языка, которые педагог может использовать для формулирования целей воспитания. Использование четкой, упорядоченной, иерархической классификации целей, как показывает практика, помогает педагогу определять первоочередные задачи и перспективы дальнейшей ра- боты. А формулировки целей в виде результатов деятельности поддаются более объективной оценке.

Декомпозиция – это процесс разделения общей цели проектируемой системы на отдельные подцели (задачи), те в свою очередь разделяются на подзадачи и т.д. То есть выстраивается так называемое дерево целей (задач).

Известный педагог Ю.А. Конаржевский, использовавший метод декомпозиции в сфере образования, сформулировал несколько правил для построения этого древа. Вот несколько из них:

1. Цель верхнего уровня (генеральная) формулируется неизбежно в очень общем виде, в весьма абстрактной форме.

2. Ни одна цель высшего уровня не достигается непосредственно, сама по себе, а лишь посредством достижения подцелей, на которые она распадается.

3. Цели верхнего и нижнего уровней должны быть логически связаны.

4. Построение «дерева целей» должно заканчиваться тогда, когда невозможно или нет смысла продолжать декомпозицию [3, с. 126].

Вот пример: «Целью нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России…».

Это цель «верхнего уровня». Сформулирована в «очень общем виде». Попробуйте достичь этой цели непосредственно, не разложив ее на подцели. Это сделать практически невозможно. Далее в тексте покажем, как можно декомпозировать общую цель при проектировании образовательного процесса на уроке, во внеурочной деятельности, в системе нравственного воспитания образовательной организации.

Выводы.

Вопрос о необходимости совершенствования подходов к духовно-нравственному воспитанию школьников сегодня актуален как никогда. Процессы, происходящие в современном мире, свидетельствуют о том, что без нравственной составляющей всей общественной жизни разрушается государство, останавливается экономика, гибнет культура, вырождается наука, не приносят плодов самые глубокие научные знания и новейшие технологии.

Духовно-нравственное воспитание детей, зависимое прежде всего от родителей, от уклада семьи, от взаимоотношений между ними, так же находиться и под влиянием общества, которое зачастую преподает им «уроки» жизни.

Одной из важнейших задач, имеющих самое непосредственное отношение к духовно-нравственному воспитанию, является возрождение русской национальной культуры. Сегодня же вместо возвращения к исконно русской культуре, являющейся основой духовно-нравственных ценностей для большинства населения страны, и культурам других российских национальностей, средствами массовой информации насаждается псевдокультура. Она приводит русское общество к искажению традиционных духовно-нравственных устоев. Этому процессу должно противостоять духовно-нравственное воспитание, которое поможет детям сформировать критерии добра и зла, красоты и безобразия.

Социализация личности воспитанников должна проходить в процессе взаимодействия образовательных учреждений и социальных институтов, в системе интегрирования всех видов деятельности, необходимых для практического самоопределения каждого ребенка, развития его гражданско-патриотической позиции.

Главное - это объединение усилий образовательных, социальных, государственных структур, совместная деятельность которых сможет гарантировать высокий уровень социализации учащихся.

Глава 2. Организация и проведение экспериментального исследования

2.1. Сравнительный анализ опытно-экспериментального исследования

Цель исследования: изучить эффективность использования народных праздников в процессе сохранения национальных традиций.

Показателем сформированности положительного отношения к народным традициям является уровень сформированности культурологических чувств.

Для достижения данной исследовательской цели нами были определены следующие задачи:

  1. подобрать диагностический инструментарий по оценке уровня развития культурологических чувств детей младшего школьного возраста;
  2. разработать и провести анкету среди родителей по определению значимости для семьи культурологического воспитания;
  3. разработать программу сохранения национальных традиций средствами народных праздников, сохранения положительного отношения к народным традициям средствами народных праздников;
  4. реализовать данную программу в период прохождения преддипломной практики;
  5. оценить эффективность предложенной нами программы.

Цель диагностики – определение уровней культурологического сознания, гражданской позиции. Для диагностики были выбраны самые информативные методики:

  • составление словаря понятийных слов;
  • рассказ;
  • анкетирование;
  • наблюдение;
  • беседа.

Диагностика была начата по методике М.Рокича «Составление понятийного словаря» и «Ранжирование», которая позволила выявить представления детей о качествах человека, характеризующих его нравственную культуру и гражданскую позицию. Ход эксперимента:

1 уровень - располагают в две колонки:

а) понятные слова по данной теме;

б) непонятные слова.

2 уровень – расположить понятия в две колонки:

А) позитивные понятия;

Б) негативные понятия.

3 уровень – ранжирование понятий (выбирают самые значимые для себя).

Основные понятия: безразличие, бескорыстие, взаимопонимание, высокомерие, долг, доброта, дружба, достоинство, гуманность, искренность, любовь, миролюбие, милосердие, невыдержанность, недоверие, ненависть, пренебрежение, сочувствие, сопереживание, содействие, совесть, справедливость, помощь, теплота, терпимость, толерантность, холодность, уступчивость, человечность, честь.

На основе критериев выявления патриотической воспитанности старших школьников мы определили уровни патриотической воспитанности:

Высокий уровень сформированности культурологических чувств - характеризуется четким представлением о сущности каждой категории и определении для себя понятий, связанных с патриотизмом, уровень проявления культурологических качеств личности по всем критериям: проявляет высокое чувство привязанности и уважительное отношение к своей семье, дому, детскому саду; ярко выражает желание заботиться о других людях; гордится своим Отечеством; знает историю «малой родины», активно участвует в патриотической деятельности; отношения с одногруппниками доброжелательные, знает все символы России.

Средний уровень – характеризуется достаточным представлением о сущности предложенных понятий с незначительными расхождениями, выделении большей части культурологических понятий в качестве личностно-значимых, уровень западания отдельных показателей в каждом критерии: нравственные качества личности проявляются лишь под контролем воспитателя; проявляет чувство привязанности и уважительное отношение к своей семье, дому, детскому саду; выражает желание заботиться о других людях; проявляет гордость за свое Отечество; интересуется историей «малой родины», но по заданию воспитателя; стремление к патриотической деятельности проявляется; из символов России узнает лишь некоторые.

Низкий уровень – наблюдаются существенные ошибки в определении сущности понятий, нет четкого определения основных понятий не выделяются в личностно-значимые или выделяются с существенными ошибками понятия культурологического воспитания, уровень проявления культурологических качеств не менее чем по одному критерию: слабо проявляет чувство привязанности и уважительное отношение к своей семье, дому,саду; желание заботиться о других людях незначительное; недостаточно высокая активность в патриотической деятельности; слабо проявляет гордость за свое Отечество; историей «малой родины» интересуется поверхностно - может послушать, но сам материал не готовит; из предложенных символов России узнает лишь некоторые.

Уровень критический - проявления культурологических качеств по 2 и менее критериям: редко проявляет чувство привязанности и уважительное отношение к своей семье, дому, детскому саду; желание заботиться о других людях отствует; при выполнении патриотической деятельности проявляет вялость, инертность; не проявляет гордость за свое Отечество; историей «малой родины» не интересуется, из предложенных символов России не указывает ни одного правильно.

2.2 Анализ результатов экспериментального исследования

Результаты данной диагностики представлены в таблицах 1-3.

Таблица 1

Изучение уровня развития культурологического сознания

школьников 1-ой группы

Ф.И.ребенка

Средний балл

Уровень

Лилия Т.

4

средний

Лена В.

3

низкий

Дамир В.

3

низкий

Кайрат Г.

4

средний

Олег Д.

3

низкий

Марат К.

3

низкий

Тимур Н..

4

средний

Андрей К.

2

низкий

Катя К.

4

средний

Марат К.

3

низкий

Женя И.

3

низкий

Алексей П.

4

средний

Оля П.

4

средний

Лена Р.

4

средний

Юля Н.

5

Высокий

Лена С.

4

средний

Люда Д.

5

высокий

Лена И.

4

средний

Максим Н.

3

низкий

Олег К.

4

средний

Анализ полученных данных позволяет выделить детей с высоким уровнем воспитания культурологического сознания – 10% (2 человека); 50% школьников - уровень воспитания культурологического сознания; у 40% (8 человек) - отмечен недостаточный уровень воспитания культурологического сознания.

Наглядно данные представлены на диаграмме 1.

Диаграмма 1. Уровень воспитания культурологического сознания у старших школьников 1 группы

Таблица 2

Изучение уровня развития культурологического сознания школьников 2-ой группы

Ф.И.ребенка

Средний балл

Уровень

Дима А.

4

средний

Марина Е.

3

низкий

Сережа Т.

3

низкий

Оксана Г.

4

средний

Марина К.

3

низкий

Ольга Т.

3

низкий

Марат Л.

4

средний

Миша Л.

2

низкий

Ваня Р.

4

средний

Ева Б.

3

низкий

Амина Х.

4

средний

Саша Ш.

4

средний

Владислав У.

4

средний

Никита Д.

4

средний

Валентин Ч.

4

средний

Рома Б.

4

средний

Маша Ж.

5

высокий

Ирина К.

4

средний

Тамара В.

3

низкий

Нина Г.

4

средний

Анализ полученных данных во второй группе позволяет выделить детей с высоким уровнем воспитания культурологического сознания– 5% (1 человека); 60% школьников - уровень воспитания культурологического сознания средний; у 35% (7 человек) - отмечен недостаточный уровень воспитания культурологического сознания.

Диаграмма 2. Уровень воспитания культурологического сознания у школьников 2-ой группы

Таблица 3

Сводная таблица изучения уровня развития культурологического сознания школьников

Группа

Уровни развития культурологического сознания

высокий

средний

низкий

1

10

50

40

2

5

60

35

Проведенное исследование показало, что, несмотря на достаточное знание нравственных понятий и норм, часть детей не могут или не умеют соотнести нравственные нормы с патриотическим воспитанием, патриотическим сознанием.

В рамках оценивания знаний о национальных традициях нами было предложено ответить на вопрос о том, какие национальные традиция знают дети. По результатам ответов нами было принято, что высокому уровню соответствует упоминание о 5 и более народных традициях, средний уровень – ребенок вспомнил о 2 – 4 традициях, низкий уровень – ребенок смог назвать одну национальную традицию или не назвал ничего. Полученные данные представлены в таблице 4.

Таблица 4

Сводная таблица изучения уровня сформированности знаний о национальных традициях

Группа

Уровни сформированности знаний учащихся о национальных традициях

высокий

средний

низкий

1

15

50

35

2

15

60

25

Проанализировав полученные данные и соотнеся их с данными предыдущего эксперимента можно отметить, что значение детьми национальных традиций прямо связно с уровнем развития у них культурологических чувств. Уровень сформированности знаний школьников о национальных традициях является недостаточным.

Вопросы анкеты с анализом представлены в таблице 5.

Таблица 5

Анкета по определению отношения родителей к организации деятельности по формированию культурологических чувств у школьников

Вопрос

Варианты ответов родителей

Считаете ли Культурологическое воспитание необходимым в ДОУ?

Да – 75%

Нет – 20%

Не знаю – 5%

Необходимы ли сегодня современному человеку патриотические чувства?

Не всегда – 45%

Да – 45%

Не, наша страна этого не ценит – 10%

Считаете ли Вы себя патриотом Родины?

Да – 75%

Нет – 25%

Разговариваете ли Вы дома о патриотизме, любви к Родине, национальных традициях?

Да – 25%

Иногда – 50%

Редко – 20%

Почти никогда – 5%

Смотрите ли Вы, совместно с детьми, передачи, направленные на формированию культурологических чувств?

Чаще всего да – 55%

Редко, но смотрим – 30%

Почти нет – 15%

Согласны ли Вы принять участие в совместной работе ДОУ и семьи по воспитанию культурологических чувств у детей?

Да – 80%

Не очень – 20%

Проанализировав ответы респондентов – родителей можно также отметить кризис сформированности культурологических чувств и недостаточное участие семьи в их формировании.

Таким образом, согласно цели нашей квалификационной работы, основываясь не теоретических данных, подтвержденных нашим практическим исследованием, нами разработана программа культурологического воспитания с использованием народных праздников, направленная на сохранение национальных традиций, формирования культурологических чувств, культурологического сознания.

На основе полученных данных мы сделали вывод, что на втором этапе предстоит большая работа, в которую мы постараемся вовлечь родителей, так как, семья занимает ведущее место в системе культурологического воспитания. В семье, как первоначальной ячейке общества начинается процесс воспитания личности, формирования и развития патриотизма, который в дальнейшем продолжается в дошкольном образовательном учреждении.

Была поставлена задача, рассказать родителям в форме бесед, консультаций о целях нашей работы по формированию патриотизма у детей старшего дошкольного возраста.

Была проведена беседа «Что такое фольклор?».

Цель беседы: формировать у родителей положительное отношение к фольклору.

Методика проведения: после проведенной беседы родителям было предложено рассказать, как они соблюдают фольклор, ответить на вопросы.

Диаграмма 3. Диагностика проведенной беседы с родителями детей младшего школьного возраста

После проведенной беседы можно сделать вывод о том, что – 45% положительно относятся к фольклору, но в то же время 55% родителей не считают нужным использовать фольклор.

В широком понимании патриотизм трактуется как олицетворение любви к своей Родине, активная сопричастность к ее истории, культуре, природе, достижениям. У детей следует формировать чувство гордости за свою Родину и народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.

Государственная программа «Культурологическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы», утвержденная постановлением Правительства РФ от 05.10.2010 № 795, ориентирована на повышение общественного статуса культурологического воспитания в учреждениях образования всех уровней – от дошкольного до высшего профессионального.

«В настоящее время задачи культурологического воспитания ориентированы на семью. Семья – источник и звено передачи ребенку социально-исторического опыта. В ней ребенок получает уроки нравственности, за­кладываются жизненные позиции. Семейное воспитание носит эмоциональный, интимный характер, оно основано на любви и привязанности. Решение задач культурологического воспитания возможно лишь во взаимодействии с семьей, под которым мы понимаем обмен мыслями, чувствами, переживаниями. В словаре русского языка С. Ожегова значение слова «взаимодействие» объясняется как взаимная связь двух явлений, взаимная поддержка. К современным подходам взаимодействия и семьи относятся отношение к родителям как партнерам и вовлечение их в жизнь детского сада.

В течение всего учебного года была запланирована целенаправленная работа с педагогами. Основными формами работы по формированию патриотизма являются:

  • консультирование воспитателей;
  • педагогический совет;
  • выставки детского творчества;
  • беседы, занятия с детьми;
  • викторины, конкурсы, игры;
  • фольклорные праздники, досуги, развлечения.

Таким образом, результаты исследования показали, что применение фольклора как средства культурологического воспитания необходимо в старшем дошкольном возрасте. Проблема патриотизма и его формирования была актуальна уже с древних времён. Тем не менее, стройной, единой системы, отражающей всю полноту данной проблемы, не существует. Главной задачей, приоритетом по формированию патриотизма на этапе дошкольного возраста можно считать «обретение родины». Но не следует забывать и о том, что педагог, не будучи патриотом сам, не сможет и в ребёнке пробудить чувство любви к Родине.

В результате диагностики культурологического воспитания на начальном этапе выявлено, что высокий уровень знаний детей составляет 10%, средний – 50%, низкий – 40%.

Учитывая вышеперечисленные условия, была разработана система работы со всеми участниками воспитательно-образовательного процесса, а также составлен комплекс занятий по патриотическому воспитанию старших школьников по формированию патриотизма с использованием всех видов фольклора.

2.2.Программа по духовно-нравственному воспитанию с использованием средств фольклора у школьников

На основании результатов констатирующего этапа была разработана программа по патриотическому воспитанию с использованием средств фольклора у старших школьников.

Тематическое планирование способствует эффективному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, семье.

Родная семья. Мир ребенка начинается с его семьи. Дети получали знания о своём ближайшем окружении, семье, у них воспитывалось гуманное отношение к своим близким, уточнялись представления о занятиях близких людей, семейных историях, традициях. Фотостенды: «Мама, папа, я – дружная семья», «Мамы разные нужны», «Папы и дедушки – защитники Отечества», праздничный концерт ко Дню пожилого человека, изготовление подарков к Новому году, 8 Марта, 23 февраля близким людям.

Родной посёлок. Родная природа. Дети получали краеведческие сведения о родном посёлке, об истории его возникновения, о его достопримечательностях, промышленности, видах транспорта, зданиях и учреждениях, трудовой деятельности людей, деятелях культуры, знаменитых земляках.

Занятия: «Край мой Уралом зовется», беседа о жизни и труде уральцев, экскурсии по улицам посёлка, в ДК, беседы «Где работают ваши родители?», «Люди каких профессий живут в нашем посёлке», рисование «Зима на Урале», «Наш посёлок», «Уральские горы», чтение сказов Бажова. При ознакомлении с родной природой воспитывается умение эстетически воспринимать красоту окружающего мира, относиться к природе поэтически, эмоционально, бережно, поощряется желание больше узнать о родной природе.

Родная страна. На занятиях этого блока дети получали географические сведения о территории России (глобус, карта). Познакомились с государственными символами России: герб, флаг, гимн. В старшей и группе расширялось представление о значении государственных символов России, воспитывалось уважительное отношение к гербу, флагу, гимну Российской Федерации. Дети знакомились со столицей нашей Родины – Москвой и другими городами России, знаменитыми россиянами. Формировалось представление о том, что Россия – многонациональная страна с самобытными, равноправными культурами. У детей формировались основы гражданско-культурологических чувств: любовь, гордость и уважение к своей стране, её культуре, осознание личной причастности к жизни России.

Занятия: «Наша страна Россия», «Как жили славяне», «Климатические зоны России», «Что значит быть гражданином? Права и обязанности гражданина Российской Федерации». «Главный город нашей страны», «Государственные символы России: флаг, герб, гимн».

Родная культура. Очень важно привить детям чувство любви и уважения к культурным ценностям и традициям русского народа. На занятиях этого блока дети знакомятся с устным народным творчеством: сказками, былинами, потешками, участвуют в праздниках и обрядах, узнают произведения народного декоративно-прикладного искусства. У детей формируется общее представление о народной культуре, её богатстве и красоте, дети учатся любить и ценить народную мудрость.

Занятия: «Богатыри земли Русской», «Русские народные промыслы», «Масленица», «Рождественские колядки», «День защитников Отечества».

  • Продолжительность занятий – 30 минут
  • 1 занятие в неделю.

Для примера покажу занятия, которые наиболее полно помогут воспитывать Культурологическое чувство с помощью средств фольклора.

  1. Занятие на тему «Наша Родина – Россия, наш язык – русский».

Цель: закреплять знания детей о русском фольклоре; воспитывать у детей любовь к своей Родине, родному посёлку, народному творчеству.

Задачи:

  • формировать представление о России как о многонациональной стране, познакомить с понятиями «большая» и «малая родина»;
  • формировать представления о народах, населяющих Урал;
  • познакомить с культурой и традициями уральского народа, вызвать интерес к русской национальной кухне и фольклору.

В занятии были применены такие методы работы как наглядные, словесные и практические. Была проведена предварительная работа: беседы о России, чтение художественных произведений, заучивание стихотворений; рассматривание карты России, иллюстраций с изображением народных костюмов; знакомство с подвижными играми народов России; изготовление поделок из бумаги.

К проведению занятия были привлечены родители. В течение занятия дети читали стихи о России. Рассказали с помощью наводящих вопросов, как называется страна, столица нашей Родины.

Узнали о многонациональных народах, проживающих в России, рассмотрели кукол в национальных одеждах. На тему «Наша Родина - Россия» посмотрели мультимедийную презентацию. Побывали в гостях в уральской семье, где узнали об истории и культуре Урала. Раскрасили заготовки матрёшки и станцевали танец.

  1. Занятие «Семья. Родословное древо моей семьи».

Цель. Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи, родным, родственникам, предкам.

Задачи. Закреплять имеющиеся у детей представления о родственных отношениях, о том, что такое род и родословная, о происхождении фамилий, о традициях и обычаях; воспитывать уважительное отношение к старшим; развивать познавательный интерес, логическое мышление.

В занятии использованы методы словесные и наглядные.

Предварительная работа. Повторение терминов родства (дедушка, бабушка, мать, отец, дядя, тетя, дочь, сын, внук, племянник, племянница, муж, жена, ласковых, уважительных старинных форм терминов родства, старинных обращений к родным (батюшка, матушка, сестрица, братец, тетушка, дядюшка).

В ходе занятия дети познакомились с понятием «Семья», высказали свое мнение, кто как понимает этот термин.

Послушали рассказы детей о родословных древах их семей;

Отправились в путешествие в старину предков, где узнали историю прабабушек и прадедушек, познакомились с хозяевами русской семьи и побывали у них в гостях, где узнали новые слова: рушник, онучи;

Отгадывали загадки, играли в игру «Горелки», пили чай с хозяевами русской семьи.

Поделились впечатлениями после путешествия и украсили чудо-дерево ленточками, где каждая ленточка – член семьи.

В конце занятия спели песню «Моя Родина».

  1. Занятие на тему «Вот эта улица, вот этот дом».

Цель: расширять и закреплять знания детей и родителей о родном посёлке.

Задачи:

  • расширять знания о посёлке;
  • пробудить интерес родителей к жизни детей в детском саду;
  • воспитывать любовь к малой родине.

Предварительная работа: беседа по теме «Мои махневцы», рассматривание фотоальбома «Махневцы», домашнее задание: составить рассказ о своей улице, чтение пословиц о доме.

В работе использованы такие методы, как словесные, практические и наглядные.

В начале занятия детям предлагается поприветствовать друг друга и вспомнить, какие слова приветствия они ещё знают.

Далее детям предлагается беседа о пословице «Мой дом – моя крепость». Высказывания детей, кто как её понимает. Дети зачитывают другие пословицы о доме.

Дальше дети отправляются в путешествие по родному посёлку.

Дети делятся на две команды, проговаривают заранее приготовленные названия и девизы команд.

Проходит викторина.

1 тур. «Вопрос-ответ». Детям задаются вопросы, ответы на которые они должны дать.

2 тур. Домашнее задание. «Моя улица». Дети рассказывают названия своей улицы, на которой живут, в честь кого или чего названа эта улица. Примерные ответы.

3 тур викторины «Загадки». На экране появились слайды с изображением зданий и сооружений посёлка, дети отгадывают загадки к каждому слайду.

Далее подводятся итоги викторины и в конце занятия детям предлагается из рук «построить» пирамиду добра.

Под песню «С чего начинается Родина» дети на листе ватмана рисуют свое настроение.

Таким образом, данный комплекс занятий способствует развитию культурологических чувств средствами фольклора у детей младшего школьного возраста.

2.3 Оценка эффективности программы

Основываясь на данных констатирующего эксперимента, анализируя ответы детей, мы определили экспериментальную (1) и контрольную (2) группы.

Работа по реализации программы проводилась на протяжении 6 месяцев в рамках организации внеурочной деятельности, после чего нами был поведен промежуточный срез, позволяющий оценить эффективность данной работы.

Диагностика на промежуточном срезе проводилось по аналогичной методике М. Рокича «Составление понятийного словаря» и «Ранжирование», которая позволила выявить представления детей о качествах человека, характеризующих его нравственную культуру и гражданскую позицию. Ход эксперимента представлен выше.

Таблица 7

Изучение уровня развития культурологических чувств и осознания национальных традиций школьников на промежуточном этапе эксперимента в 1 группе

Ф.И.ребенка

Средний балл

Уровень

Лилия Т.

5

Высокий

Лена В.

4

средний

Дамир В.

4

средний

Кайрат Г.

5

Высокий

Олег Д.

4

средний

Марат К.

3

низкий

Тимур Н..

5

Высокий

Андрей К.

4

средний

Катя К.

5

Высокий

Марат К.

4

средний

Женя И.

3

низкий

Алексей П.

5

Высокий

Оля П.

4

средний

Лена Р.

4

средний

Юля Н.

5

Высокий

Лена С.

5

Высокий

Люда Д.

5

высокий

Лена И.

5

Высокий

Максим Н.

4

средний

Олег К.

4

средний

Анализ полученных данных позволяет выделить детей с высоким уровнем культурологического воспитания и сформированности положительного отношения к национальным традициям– 45%, что на 35% выше, чем на констатирующем этапе эксперимента; 45% младших школьников - уровень воспитания культурологического сознания средний; у 10% (2 человека) - отмечен недостаточный уровень воспитания культурологического сознания, что на 30% ниже аналогичных данных на констатирующем этапе.

Наглядно сравнительные данные представлены на диаграмме 4.

10

50

40

45

45

10

0

10

20

30

40

50

60

1

2

3

констатирующий

срез

промежуточный

срез

Диаграмма 4. Динамика изменения уровня воспитания культурологических чувств и сохранения национальных традиций у школьников 1 группы (1- высокий уровень, 2 – средний уровень, 3 – низкий уровень).

Таблица 8

Изучение уровня развития культурологического сознания и отношения к народным традициям школьников 2 группы на промежуточном этапе эксперимента

Ф.И.ребенка

Средний балл

Уровень

Дима А.

4

средний

Марина Е.

4

средний

Сережа Т.

4

средний

Оксана Г.

4

средний

Марина К.

3

низкий

Ольга Т.

3

низкий

Марат Л.

5

высокий

Миша Л.

4

средний

Ваня Р.

4

средний

Ева Б.

3

низкий

Амина Х.

4

средний

Саша Ш.

4

средний

Владислав У.

4

средний

Никита Д.

5

высокий

Валентин Ч.

4

средний

Рома Б.

4

средний

Маша Ж.

5

высокий

Ирина К.

4

средний

Тамара В.

4

средний

Нина Г.

4

средний

Анализ полученных данных во 2 группе позволяет выделить детей с высоким уровнем воспитания культурологического сознания – 15% (3 человека); 70% школьников - уровень воспитания культурологического сознания средний; у 15% (3 человека) - отмечен недостаточный уровень воспитания культурологического сознания.

Диаграмма 5. Динамика изменения уровня воспитания культурологических чувств у школьников 2 группы

Таблица 9

Сводная таблица изучения уровня развития культурологического сознания школьников на промежуточном этапе эксперимента

Класс

Уровни развития культурологического сознания

высокий

средний

низкий

45

45

10

15

70

15

Выводы. Анализируя данные, полученные на промежуточном этапе эксперимента отмечается положительная динамика в 1 группе, что вызвано проведением занятий по предложенной нами программе. Таким образом, можно говорить об эффективности проводимой программы и возможности сохранения национальных традиций через использование народных праздников.

Для нас одним из главных является приобщение детей к русским народным традициям. Без помощи взрослого ребенку трудно выделить самому в окружающей его действительности наиболее важное, типичное. Существует возможность не увидеть главного или принять за главное нетипичное. Для формирования нравственного потенциала в ходе приобщения детей к историческим корням русского народа можно обозначить следующее:

Вещи, которые окружают и впервые пробуждают душу ребенка, воспитывая в нем чувство красоты, любознательности, должны быть национальными;

• необходимо широко использовать все виды фольклора. В сказках, пословицах, песнях сохранилась память об особенных чертах русского характера, существовавшие нравственные ценности. В русском фольклоре особое место занимает уважение к труду, восхищение мастерством рук чело- века, что весьма благотворительно сказывается на нравственном воспитании детей;

• в русских народных традициях, культовых обрядах, праздниках и играх сфокусированы сохраненные за прошедшие века результаты наблюдений за типичными особенностями русского национального характера;

• независимая детская игровая деятельность рождается из потребности познать окружающий мир, быть его частью. Воспитательное значение русских народных игр усиливается их коллективным характером. Дети объединяются на основе своих общих переживаний, интересов;

• для воспитания нравственных чувств имеют большое значение исторические знания. Детям необходимо рассказывать о героических поступках русских людей, как прошлого, так и настоящего. Такие знания учат их чувству сопереживания за свою Родину, помогают ощутить свою принадлежность к России; чувствовать себя в дальнейшем гражданином своей страны. Для реализации этих задач народная педагогика создала богатую фольклорную со- кровищницу, насыщенную содержательным, эмоциональным материалом, который стал мудрым помощником родителей и общества в нравственном воспитании детей.

В заключении хочется отметить, что возрождение нравственного воспитания и духовно-нравственное развитие личности ребенка – это важный элемент общественного сознания. Понимая актуальность этой проблемы, мы пришли к выводу о том, что формирование и развитие личности школьника невозможно без духовности.

Заключение

В результате проведенной работы, как в части изучения теоретической литературы, так и в экспериментальной части, была достигнута цель: обоснованы и предложены педагогические пути и способы нравственного воспитания младших школьников в условиях сельской школы.

Гипотеза, исследования, сформулированная во введении, нашла свое подтверждение в ходе эксперимента.

Огромное значение для нравственного воспитания детей играет народная культура.

Освоение народной культуры не сводится к сумме разученных произведений, а предполагает создание такой атмосферы, в которой эти произведения могут возникать и существовать, когда народная мудрость глубоко проникает в сознание, привычки человека и становится частью его жизни.

Народное творчество – кладезь, неисчерпаемый родник, который несет всем нам, а особенно детям, добро, любовь, помогает формировать интересную личность ребенка – гражданина России, патриота.

Вытеснение народных традиций из нашей жизни, из сферы наших художественных интересов наносит ущерб творческому развитию личности и всего общества, сужает спектр естественных связей между поколениями. Вызывает тревогу, что этот процесс воспринимается обществом как естественный и неизбежный.

В создавшихся условиях к национальным традициям неправомерно прививается отношение как к реликтовой форме культуры, а художественные явления, имеющие ярко выраженный фольклорно-этнографический характер, представляются как элемент экзотики.

И тогда реальную помощь в сохранении истинной народной культуры, национальных традиций, обрядов и обычаев народа могут оказать народные праздники, обладающие социальной значимостью, целенаправленностью, организационной структурой, достаточной временной устойчивостью « . Суть народного праздника состоит в том, что он «организационно объединяет людей в единое целое для совместной социально-культурной деятельности по удовлетворению социально-культурных потребностей человека или решению социально-культурных задач».

Список литературы

  1. Амонашвили, Ш.А. Школа жизни [Текст] / Ш.А. Амонашвили. – М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1998. – 80 с.
  2. Андреева, А.Г. Педагогические основы духовного воспитания в Учении Живой Этики [Текст]: автореф. дис. … канд. Пед наук / А.Г. Андреева. – М., 1996. – 16 с.
  3. Беляева, В.А. Теория и практика нравственного становления и развития личности учителя в светской и православной педагогической культуре [Текст]: дис. … д-ра пед. наук /В.А. Беляева. – М., 1999. – С. 269–270.
  4. Власова, Т.И. Теоретико-методологические основы и практика воспитания духовности современных школьников [Текст]: дис. … д-ра пед. наук / Т.И. Власова. – Ростов н/Д, 1999. –366 с.
  5. Гайсина, Г.И. Культурологический подход в теории и практике педагогического образования [Текст] / Г.И. Гайсина. –М.: Прометей, 2002. – 316 с.
  6. Грибоедова, Т.П. Педагогические условия подготовки учителя к духовно-нравственному развитию учащихся [Текст]: дис. … канд. пед. наук / Т.П. Грибоедова. – Томск, 2000.
  7. Гусейнов, А.А. Этика [Текст]: учебник / А.А. Гусейнов, Р.Г. Апресян. – М.: Гардарика, 2002. – 472 с.
  8. Игнатова, В.В. Педагогические факторы духовно-творческого становления личности в процессе социализации и в условиях реализации [Текст]: дис. … д-ра пед. наук / В.В. Игнатова. –Челябинск, 2000. – 365 с.
  9. Левчук, Д.Г. Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи России: комплексное решение проблемы [Текст] / Д.Г. Левчук, О.М. Потаповская. – М.: «Планета 2000», 2003. – 63 с.
  10. Максакова, В.И. Педагогическая антропология [Текст] / В.И. Максакова. – М.: Изд. центр «Академия», 2001. –208 с.
  11. Марьенко, И.С. Основы процесса нравственного воспитания школьников [Текст]/ И.С. Марьенко. – М.: Просвещение, 1980. – 183 с.
  12. Осипов, А.И. Принципы воспитания в христианской педагогике [Текст] / А.И. Осипов // Воспитание школьников. –1999. – № 4. – С. 5–8.
  13. Петракова, Т.И. Гуманистические ценности образования в процессе нравственного воспитания подростков [Текст]: дис. … д-ра пед. наук / Т.И. Петракова. – М., 1999.
  14. Петракова, Т.И. Святоотеческое наследие и проблемы нравственного воспитания учащихся в современной школе [Текст]/ Т.И. Петракова // Духовное наследие Глинской пустыни в современной системе образования. – М.: Самшит, 1999. – С. 174–182.
  15. Саласкина, З.И. Становление нравственной личности в условиях национальной татарской гимназии [Текст]: дис. … канд. пед. наук / З.И. Саласкина. – Саратов, 1998.
  16. Солдатенков, А.Д. Теория и практика нравственного воспитания школьников [Текст]: автореф. … д-ра пед. наук / А.Д. Солдатенков. – М., 1998.
  17. Черкасов, В.А. Духовность как педагогическое понятие (аспект светской духовности) [Текст] / В.А. Черкасов // Проблема сущности человека и типа личности: материалы I регион. межвуз. науч.-практ. конф., 20 декабря 2000 г., г. Челябинск. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2001. – С. 27–31.
  18. Шадриков, В.Д. Психология деятельности и способности человека [Текст] / В.Д. Шадриков. – М.: Издат. Корпорация «Логос», 1996. – 320 с.
  19. Ширшов, В.Д. Педагогическая коммуникация: теория, опыт, проблемы [Текст] / В.Д. Ширшов. – Екатеринбург: Изд-во УрГПУ, 1994. – 348 с.
  20. Лаврентьева, Л.И. Школа и нравственное воспитание личности / Л.И. Лаврентьева, А.Е. Сатарова, Э.Г. Ерина // Завуч начальной школы. – 2004. – № 4. – С. 69-72.
  21. Моральные ценности и личность / под ред. А.И. Титаренко, Б.О. Николаичева. – М. : Изд-во МГУ,
  22. 2004. – 176 с.
  23. Петракова, Т.И. Духовность и нравственность - базовые характеристики личности / Т.И. Петракова // Духовно-нравственное воспитание: преемственность и развитие : науч.-практ. семинар «Государственная политика Российской Федерации по формированию духовных и нравственных ценностей у детей и молодежи». – М. : Импэто, 2004. – С. 21-23.
  24. Пугачева, Т.В. Духовность как необходимая доминанта развития человечества в техногенном свете / Т.В. Пугачева // Персонал. — 2000. – №3 (57). – Прил. № 6-11. – С. 54-56.