Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Влияние целенаправленной внеклассной работы на духовно-нравственное развитие младших школьников .

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. В наше время перед любым педагогом, классным руководителем, воспитателем встаёт ряд проблем, касающиеся процесса воспитания, причина этому лежит в постоянной смене ценностей общества.

Трудности в воспитательном процессе относятся сегодня к самым острым и актуальным не только в педагогическом, но и социальном плане. Нравственный беспредел, с которым встретилось наше общество в результате так называемых «реформ», оказывают негативное воздействие, прежде всего на детей, подростков и молодёжь, не обладающих определенной культурой. В обоснование этого факта можно привести постоянно растущие цифры преступности, особенно молодёжной, а также готовность многих людей действовать в достижении материального благополучия на грани закона и беззакония. Да и то, что вполне законно, далеко не всегда вдохновляет. Падение нравственности означает, по существу, смену ценностных ориентаций людей под влиянием различных обстоятельств, – в том числе и экономической неустроенности.

Нравственное воспитание молодёжи является неоспоримой и важнейшей целью всякого общества. Недостатки и упущения в нравственном воспитании наносят обществу такой невозвратимый и невосполнимый урон, что при недостатках другого характера (например, телесного или этического) большего вреда обществу нанести невозможно. Педагогической наукой, практикой школы накоплен значительный опыт по нравственному воспитанию.

Проблема нравственного воспитания личности всегда была одной из актуальных проблем, а в современных условиях она приобретает особое значение.

Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества. Преодоление отчуждения человека от его подлинной сущности, формирование духовно развитой личности в процессе исторического развития общества не совершается автоматически. Оно требует усилий со стороны людей, и эти усилия направляются как на создание материальных возможностей, объективных социальных условий, так и на реализацию открывающихся на каждом историческом этапе новых возможностей для духовно-нравственного совершенствования человека. В этом двуедином процессе реальная возможность развития человека как личности обеспечивается всей совокупностью материальных и духовных ресурсов общества.

В педагогической литературе исследуемая нами проблематика нашла отражение в фундаментальных исследованиях Б.Т. Лихачёва, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, И.Ф. Свадковского, В.А. Сухомлинского, в которых выявляется сущность основных понятий теории нравственного воспитания, указываются пути дальнейшего развития принципов, содержания, форм, методов нравственного воспитания.

Ценностные  отношения  человека к миру являются стержнем его личностной структуры, одним из важнейших условий существования в мире людей. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье, но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника.                    

В связи с введением ФГОС  одним из разделов основной образовательной программы начального образования является программа духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени НОО. Этот раздел направлен  на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно – нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.          При реализации этой программы я  исхожу из того, что основная образовательная программа школы отражает совокупную деятельность, которая реализуется:

- в процессе обучения (урочная деятельность);

- в направлениях развития личности (внеурочная деятельность).

Целью курсовой работы является выявление оптимального сочетания способов (форм и методов) нравственного воспитания младших школьников в начальной школе во внеурочное время.

Объект исследования – процесс нравственного воспитания младших школьников во внеурочное время.

Предмет исследования: способы (формы и методы) нравственного воспитания младших школьников в школе во внеурочное время.

В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:

1) Изучить сущность и природу нравственности;

2) Рассмотреть виды внеклассных воспитательных мероприятий направленных на развитие нравственных качеств младших школьников;

3) Выявить и обосновать проблемы нравственного развития младших школьников.

Источниками исследования являются данные психологической, педагогической, методической литературы.

В работе использованы следующие методы исследования: психологическая, научно-педагогическая литература.

Структурно работа состоит из введения, 2х глав, заключения, списка использованных источников и приложений.

ГЛАВА 1 ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ И ЕГО РОЛЬ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

1.1. Сущность и природа нравственности

В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль. Мораль (латинское mores-нравы) - нормы, принципы, правила поведения людей, а так же само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом)[1].

Изучение специфики нравственного воспитания следует начать с обзора представлений о сущности нравственности.

Аристотель нравственность считал высшей добродетелью человека, которая вбирает в себя все остальные: мужество, справедливость, благоразумие и др. Эта добродетель, по мнению Аристотеля, не дается с рождения, а должна быть воспитана в человеке.

Платон считал, что с рождения человек наделен чертами прекрасного и безобразного. Развитие черт прекрасного делает человека высоконравственным – идеальным гражданином государства. Отсутствие должного воспитания позволит выйти на первый план отрицательным чертам безнравственности.

Песталоцци рассматривал нравственность как набор положительных качеств в человеке. Формироваться этот набор должен преимущественно в семье и школе путем постоянных упражнений, приносящих пользу окружающим.

Гербарт считал, что нравственность существует опосредованно от мира людей, что есть некие идеальные нравственные идеи, на которые стоит ориентироваться в процессе воспитания[2].

Нравственность для Л.Н. Толстого – это соответствие нравственному идеалу, коим великий русский писатель считал Бога. Суть нравственного воспитания для Л.Н. Толстого – это борьба с пороками, грехами.

В.А. Сухомлинский считал, что нравственность – есть высшая мера прекрасного, а воспитание нравственности должно происходить через восприятие явлений природы, объектов искусства, трудовую деятельность.

К.Н. Вентцель писала о том, что «…нравственность есть стремление к осуществлению того, что является для человека самым высоким, самым святым, самым лучшим…».

Согласно А.С. Арсеньеву нравственное отношение основано на таком восприятии другого, в котором он выступает как самоценная и самодостаточная личность. «Способность увидеть и услышать другого, а не себя в нем является основой нравственного отношения к другому», - пишет автор.

Л.А. Григорович определял нравственность как «личностную характеристику, объединяющую такие качества и свойства, как доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм». И.С. Марьенко обозначил нравственность – как «неотъемлемую сторону личности, обеспечивающую добровольное соблюдение ею существующих норм, правил, принципов поведения»[3].

Слово «нравственность» попало в словарь в VIII веке. Оно русского происхождения. Изначально нравственность употреблялась наравне с понятиями «этичность» и «мораль». Подходы к пониманию сущности нравственности в настоящее время разнятся. Некоторые исследователи отождествляют нравственность с моралью, считая, что нравственность формируется под общественным влиянием. Противники этого подхода утверждают, что нравственность – это сугубо внутренняя характеристика, которая присуща людям, готовым осознанно и критически обрабатывать информацию, требующую этической оценки. Объединяет эти позиции Е.Ф. Сивашинская, определяя нравственность как «освоенную, внутренне принятую общественную мораль, регулирующую индивидуальное поведение личности».

Говоря о нравственности, чаще всего подразумевают нравственные нормы и нравственные ценности, как идеальные категории нравственного поведения, на которые стоит ориентироваться. В разные исторические эпохи на первый план могут выходить разные нравственные ценности. Но есть и общие ценности, которые можно назвать вечными. К ним относятся ценность человеческой жизни, ценность красоты, честности, открытости и др. Важно также понимать, откуда человек может почерпнуть эти ценности, что может являться ресурсом для их становления. История говорит нам о том, что ценности может порождать религия, природа, искусство, различные формы общественного взаимодействия.

Несмотря на то, что источники формирования нравственных ценностей известны человеку, он может не суметь воспользоваться ими. В этом случае уместно говорить об актуальности нравственного воспитания, как инструмента формирования нравственных ценностей и знаний о нравственных нормах.

По мнению С.А. Козловой, понятие нравственного воспитания должно употребляться в ситуации, когда речь идет о процессе, результатах, динамике поступательных изменений в сфере нравственности человека.

Согласно Е.Ф. Сивашинской, нравственное воспитание – это «целенаправленное воздействие педагога с детьми, в ходе которого осуществляется воздействие на сознание, чувства, поведение детей и формируются их нравственные качества». Нравственностью, в свою очередь, принято называть «систему ценностей и предписаний, предназначенную для регулирования действий человека»[4].

С.А. Козлова считала, что показателями нравственного развития являются появляющиеся у человека представления о морали, нравственные мотивы поведения и отношений, нравственные чувства, нравственные качества.

По мнению П.А. Григоровича в структуру нравственного воспитания входят:

- гуманность – комплекс характеристик личности, выражающих отношение человека к человеку;

- дисциплинированность как способность придерживаться в поведении определенных установок, норм, принципов.

По И.Ф. Харламову в структуру нравственного воспитания входят:

- патриотизм – проявление уважения к своей стране, ее традициям, истории, обычаям;

- трудолюбие – потребность в созидательной трудовой деятельности;

- коллективизм – умение согласовывать свои желания с желаниями других, координировать свои усилия с усилиями других;

- самоуважение, осознание общественного долга;

- гуманизм[5].

Л. Кольберг выделил несколько уровней развития нравственности в зависимости от возрастных особенностей детей:

1. Преднравственный уровень – период до 10 лет, включающий несколько стадий. На первой стадии ребенок оценивает поступок как плохой или хороший в соответствии с правилами, которые ему сообщает взрослый. На второй стадии ребенок начинает улавливать пользу от совершения того или иного поступка.

2. Конвенциональный уровень – период с 10 до 13 лет. На этом уровне ребенок начинает ориентироваться на принципы других людей, существующие законы.

3. Постконвекциональный уровень – период с 13 лет. На этом уровне подросток судит о поведении, исходя из собственных критериев.

Результатом нравственного воспитания является нравственная воспитанность. Она материализуется в общественно ценных свойствах и качествах личности, проявляется в отношениях, деятельности, общении. Нравственное воспитание эффективно тогда-когда его следствием становится нравственное самовоспитание (целенаправленное воздействие индивида на самого себя с целью выработки желаемых черт характера) и самосовершенствование (процесс углубления общего нравственного состояния личности, возвышение всего образа жизни, поднятие его на ступень более высокого качества) школьников.

Анализ отечественных и зарубежных исследований по вопросам воспитания позволяет выделить существенные характеристики нравственного воспитания:

- нравственное воспитание пронизывает все сферы воспитательной и образовательной деятельности;

- нравственное воспитание реализуется на различных уровнях взаимодействия школьника со сверстниками, учителями, родителями в разных видах деятельности – учебной, досуговой, игровой и др.;

- система нравственного воспитания должна рассматриваться в последовательности развития качеств личности по мере интеллектуального и физического созревания ребенка;

- учебная деятельность расширяет возможности ребенка, помогает овладеть способами решения нравственных задач;

- процесс нравственного воспитания непрерывен и длителен, а его результаты отсрочены по времени;

- процесс нравственного воспитания требует от учителя творческих решений, постоянного внесения коррективов и изменений[6].

Развитие нравственного сознания ребенка происходит через восприятие и осознание содержания воздействий, которые поступают и от родителей, педагогов и окружающих людей. Происходит переработку этих воздействий через нравственный опыт индивида, его взгляды и ценностные ориентации. В сознании ребенка это воздействие приобретает индивидуальное значение, таким образом, формирует субъективное отношение к нему. В связи с этим, формируются мотивы поведения, принятия решения и нравственный выбор ребенком в его собственных поступках. Направленность школьного воспитания и реальные поступки детей могут быть неадекватными, но смысл воспитания состоит в достижении соответствия между требованиями должного поведения и внутренней готовности к этому.

Важнейшим звеном процесса нравственного воспитания является нравственное просвещение, цель которого – сообщить ребенку совокупность знаний о моральных принципах и нормах общества, которыми он должен овладеть. Осознание и переживание моральных принципов и норм прямо связано с осознанием образцов нравственного поведения, что способствует формированию моральных оценок и поступков.

1.2. Формирование нравственных качеств личности

Формирование нравственности учащихся – важнейшая задача школы. В процессе воспитания личности исключительно важное значение имеет формирование её нравственности[7]. Дело в том, что люди, будучи членами социальной системы и находясь во множестве общественных и личных связей между собой, должны быть определенным образом организованы и в той или иной мере согласовать свою деятельность с другими членами сообщества, подчиняться определенным норма, правилам и требованиям. Вот почему в каждом обществе вырабатывается множество разнообразных средств, функций которых является регуляция поведения человека во всех сферах его жизни и деятельности.

Такую регулирующую функцию, в частности, выполняют правовые нормы и различные постановления государственных органов, производственно-административные правила на предприятиях и в учреждениях, уставы и инструкции, указания и приказы служебных лиц и, наконец, нравственность[8].

Есть существенные отличия в том, как влияют на поведение людей различные правовые нормы, законы, административные правила и указания, с одной стороны, и нравственность – с другой. Правовые и административные нормы и правила имеют обязательный характер, и за их нарушение личность несет юридическую или административную ответственность. Иное дело нравственность или мораль. Нормы и правила, которые относятся к её сфере, такого обязательного характера не имеют, и практически их соблюдение зависит от самой личности. Когда же тот или иной человек их нарушает, общество, знакомые и незнакомые люди имеют только одно средство воздействия на него – силу общественного мнения; упрёки, моральное порицание и, наконец, общественное осуждение, если аморальные действия и поступки приобретают уже более серьёзный характер[9].

Таким образом, соблюдение моральных норм и правил базируется не на принуждении, а главным образом на сознательности самой личности, на понимание ею этих норм и правил и необходимости их соблюдения. Соблюдение моральных требований, их поддержка личностью обычно ассоциируется с добром. Нарушение же моральных норм и правил, отступление от них характеризуется как нравственное зло. Понимание этого и побуждает личность вести себя в соответствии с моральными требованиями общества, совершенствовать свое поведение, что одновременно означает и её моральное развитие. Правда немаловажную роль здесь играет сам характер нравственности и ее содержание[10].

Моральные усовершенствования поддерживаются не только силой общественного мнения. Большую роль в этом играют нравственные обычаи, привычки и традиции, которые культивируются в обществе. Люди давно заметили, что нравственность личности не может основываться только на её моральной сознательности, что она становиться более прочной, когда соблюдение нравственных норм и правил приобретает характер привычных способов поведения и деятельности. Поскольку соблюдение нравственных требований общества в конечном итоге зависит от самой личности, поскольку она выступает в качестве хранительницы и субъекта морального прогресса, вполне понятно, какое огромное значение приобретает нравственное воспитание, повышение его содержательности и педагогической действительности.

Многие общественные деятели, писатели и педагоги с давних времен считали, что нравственное воспитание не только оказывает решающее влияние на формирование положительных качеств, но и является главной задачей школы и должно быть в центре её воспитательной деятельности. Одна из задач нравственного воспитания школы – правильно организовать деятельность ребёнка. Поэтому важно изучить способы организации нравственного воспитания (формы и методы)[11].

1.3 Методы и формы нравственного воспитания во внеурочной деятельности

Школа является основным и главнейшим звеном в системе воспитания подрастающего поколения. На каждом этапе обучения ребенка преобладает своя область воспитания. Учебный процесс тесно интегрируется с нравственным воспитанием каждого ребенка. В условиях нынешней школы, когда содержание учебных знаний прилично увеличилось в объеме, а также усложнилось по своей структуре, в нравственном воспитании очень сильно возрастает роль самого учебного процесса. Смысл всех моральных понятий диктуется научными знаниями, которые ученики получают, изучая различные предметы. Сами нравственные знания имеют фундаментальное значение для общего развития школьников, по сравнению со знаниями по конкретным учебным предметам.

Весь процесс воспитания всегда проходит в разных формах и при помощи различных методов, воспитательных приемов и средств. Такое понятие как форма воспитания, в педагогической литературе объясняется как способ организации воспитательного процесса. Разные формы организации воспитательного процесса проявляют отношения, которые имеют место быть между воспитателями и воспитанниками[12].

В.Г. Нечаева методами нравственного воспитания называет способы педагогического воздействия, с помощью которых осуществляется формирование личности ребенка в соответствиями с его потребностями и социальными ожиданиями.

Первая группа методов обеспечивает создание у детей практического опыта общественного поведения. К ним относится метод упражнения, когда детей в самых разных ситуациях побуждают поступать в соответствии с нормами и правилами, принятыми в обществе. Побуждение к поступку сопровождается с влиянием на чувства ребенка и его сознание.

Упражнение предполагает включение детей в разнообразную практическую деятельность, в общение со сверстниками и взрослыми в естественных жизненных ситуациях и в специально создаваемых, стимулирующих школьников к таким поступкам.

Часто используется метод примера, когда эталон необходимого поведения демонстрирует авторитетный для ребенка взрослый или сверстник. В тех случаях, когда ребенок не может выявить в своем поведении те или иные черты, используется метод показа. В этом случае имеет возможность оценить ту или иную манеру действий со стороны и составить о ней собственную оценку[13].

Важным методом нравственного воспитания является метод организации деятельности. Школьники выполняют задания совместно и могут ощутить на себе эффект от того или иного поступка сверстника. В качестве основного вида деятельности может выступать игра, учебная деятельность и др.

Вторая группа методов направлена на формирование у учеников нравственных представлений, суждений, оценок. Сюда входят этические беседы с классом, чтение художественной литературы и рассказывание, рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций[14].

Важным средством организации разнообразной художественно-творческой деятельности учащихся являются различные формы внеклассной работы: кружки и студии по литературе, музыке и изобразительному искусству, коллективы художественной самодеятельности, организация встреч с работниками искусства, проведение художественно-творческих конкурсов, олимпиад и т.д. В процессе этой работы школьники приобщаются к творчеству и делают первые шаги в литературе, музыке и изобразительном искусстве. Результаты художественной деятельности школьников оформляются в виде рукописных журналов, выставок картин и рисунков, организации концертов и т.д.

Мероприятия внешкольной деятельности (экскурсии, сборы помощи, благотворительные, экологические, военно-патриотические мероприятия, учебные бизнес-мероприятия, полезные дела и т.д.) организуются образовательным учреждением в пределах целостного, социально открытого образовательного пространства, в том числе во взаимодействии с учреждениями дополнительного образования. Основной педагогической единицей внешкольной деятельности является социальная практика, представляющая собой педагогически моделируемую в реальных условиях общественно значимую задачу, участие в решении которой формирует у педагогов и воспитанников социальную компетентность и опыт конструктивного гражданского поведения.

Социальные практики позволяют школьнику получать опыт нравственно значимого поступка, переводя содержание национальных ценностей в форму их усвоения через общественно значимую деятельность. В организации и проведении социальных практик могут принимать участие не только педагоги и школьники, но и иные субъекты гражданской деятельности, например, ветераны, священнослужители, деятели культуры и спорта, представители служб социальной помощи и т.д. Социальные практики составляют содержание общественно полезной деятельности обучающегося.

А.А. Никитина задачу нравственного воспитания виделa в формировании умений воспринимать себя как часть мира, различать прекрасное и безобразное, комическое и трагическое, выразительное и невыразительное, насыщать эстетическим содержанием свою жизнь. Достижение этих задач осуществляется за счет занятий по литературе, музыке, изобразительному искусству, внеурочных занятий – экскурсий в музеи, на природу. Приоритетными авторы считают занятия по изобразительному искусству[15].

Важная роль изобразительного искусства в эстетическом воспитании школьников объясняется самой спецификой изобразительного искусства, художественного творчества.

М.Х. Марквальд акцент делает на развитии патриотизма, привитии ценностного отношения к своей родине, согражданам, родной природе, национальной культуре. Автор предлагает разнообразные формы проведения занятий: игровые и тематические занятия, способствующие активизации творческой деятельности детей, создающие положительную эмоциональную атмосферу. На занятиях сочетается исполнительская музыкальная деятельность с беседами с педагогом, пением народных песен, разучиванием народных танцев. По мнению авторов, знакомясь с народной культурой, традициями, ребенок начинает чувствовать свою принадлежность к этой культуре, понимать и принимать ценности, в ней транслируемые.

Музыка способствует развитию высших психических функций. Прослушивание музыкальных произведений дает толчок к развитию восприятия. Желание уловить мельчайшую деталь произведения активизирует внимание. Разучивание песенок, танцев тренирует память. Первичный анализ музыкальных произведений (определение пола автора, музыкального инструмента, с помощью которого исполнялось произведение, настроения произведения и др.) активизирует работу мышления.

Музыка способствует эмоциональному развитию. Прослушивание музыки способствует развитию эмоциональной отзывчивости ребенка. Ребенок расширяет свой арсенал чувственных и эмоциональных реакций на окружающие его события. Музыка способствует личностному развитию. В музыкальных произведениях отражаются особенности той исторической эпохи, в которой они были созданы. Кроме того, ребенок получает возможность ознакомиться с культурными ценностями, которые находят свое отражение в музыке. Освоение всего этого способствует глубокому пониманию закономерностей общественного развития, ускорению социализации. Музыка способствует развитию сенсорной системы. Неоспорима роль пения, слушания в развитии органов слуха.

На занятиях дети слушают фрагменты музыкальных произведений, делятся своими впечатлениями. Параллельно учитель рассказывает о том, когда, как и кем создавалось прослушиваемое произведение, показывает фотографии композиторов, мест, где создавались эти произведения. Музыкальные занятия подразумевают не только слушание музыки, но и выражение своих ощущений от нее через пение, танцы, музыкальные игры.

Знакомство с искусством продолжается походом в театры. Дети знакомятся с многообразием видов театров: драматический, кукольный, театр теней, музыкальный. Учитель стремится показать, что театр является моделью реальной жизни, которая представлена в игре актеров, музыкальном сопровождении, реквизите. Дети получают возможность попробовать себя в роли актеров в школьном театре, театральных постановках, организуемых в классе.

В Концепции национального воспитания отмечается, что одной из основных задач воспитания является формирование способности понимать и ценить красоту и богатство природы. Природа является огромным источником для эстетических переживаний школьников. Она натуральна и изменчива, картины природы всегда свежие и естественные, в них доминирует большой спектр красок[16].

Восприятие природы вызывает у ребенка чувство бережливого отношения к растениям, животным, стремление преумножать и ухаживать за ними. Дети с хорошо развитым эстетическим восприятием запоминают и отражают в своей творческой деятельности большое количество образов, используют более разнообразные средства самовыражения.

По мнению Х.Б. Льняновой становление этических ценностей у детей младшего школьного возраста происходит через знакомство с природой. И здесь важное место, по мнению автора, должно отводиться словам и отношению к природе взрослого – педагогов и родителей, ведь именно глядя на них ребенок получает первый опыт эстетических переживаний. Безразличие к природе, ее красоте передастся ребенку, и, наоборот, внимание и бережное отношение к окружающему миру со стороны взрослого выработает трепетное отношение к природе и у ребенка.

Также автор подчеркивает важность проведения экскурсий на природе, говоря о том, что хорошо проведенная экскурсия вызывает у детей чувство бодрости, порождает желание ознакомиться с новыми местами и видами природы, поддерживает эстетические переживания детей.

Усилению эстетических переживаний детей при пребывании на природе способствуют игры, связанные с освоением природной среды. Это может быть игра в прятки, догонялки, спортивные игры. При этом важно проявляющиеся у ребенка эмоциональные реакции, впечатления, переживания фиксировать словами, понятиями (красиво, прекрасно, безобразно и пр.), которые затем войдут в речевой словарь ребенка.

В нравственном воспитании, по мнению Н.А. Кушаевой, особое значение приобретает деятельность, связанная с эстетическим восприятием образцов, эталонов, созданным в природе и культуре. Ребенок знакомится с различными произведениями искусства, средствами выразительности, обсуждает с педагогом и сверстниками сюжет, учиться выражать собственные впечатления о произведении, учится сопоставлять произведения искусства с явлениями из окружающей жизни[17].

Актуальным инструментом нравственного воспитания С.В. Мирошник считает художественную литературу и различные формы работы с ней. Чтение рассказов, стихов необходимо подкреплять живым опытом восприятия прекрасного, считают авторы. Для этого можно проводить уроки чтения в лесу или в галерее, рассматривая картины. Это создаст неповторимую творческую атмосферу, при которой художественный образ сольется с реальным и позволит ребенку практически «нащупать» проявления прекрасного в окружающем мире. При этом важно не ограничиваться одним лишь восприятием, даже ярко окрашенными впечатлениями, считают авторы. Позже, необходимо вернуться к пережитым ощущениям, воспроизвести их в словесной форме, проанализировать и выделить характеристики прекрасного, что позволит ребенку в дальнейшем самостоятельно сформировать собственные представления об эстетическом идеале.

Согласно Е.В. Титовой, любую форму воспитательной работы, мы относим к одной из следующих больших групп: мероприятия, дела, игры.

Мероприятия - это занятия, события, ситуации, которые организуют педагоги в соответствии с целью и задачами поставленными в воспитательной деятельности.

Дела - общая деятельность, важные события, которые осуществляют члены какого-либо сообщества[18].

Игры – это воображаемая или реальная деятельность, которая организуется в коллективе с целью отдыха, развлечения, обучения. По времени проведения все формы делятся на:

- кратковременные,

- продолжительные,

- традиционные.

По видам деятельности различаются:

- формы учебные,

- трудовые,

- спортивные,

- художественной деятельности.

По способу влияния педагога:

- непосредственные,

- опосредованные.

По субъекту организации:

- деятельность организуется педагогами, родителями и другими взрослыми,

- деятельность, которая организуется на основе сотрудничества,

- инициатива в организации деятельности принадлежит самим детям.

Классификация форм воспитания всегда взаимосвязана, но в зависимости от выбранного педагогического подхода одна и та же форма может быть отнесена к той или иной классификации.

Организация учебного процесса выстраивается таким образом, что в нем есть такая ситуация, в которой школьник ставится перед необходимостью самостоятельного нравственного выбора. Моральные ситуации для школьников всех возрастов никогда не должны быть представлены или даже выглядеть как обучающие или контролирующие, так как их воспитательное значение в этом случае может быть ничтожным.

Результаты нравственного воспитания всегда проявляются в отношениях школьников к своим обязанностям и деятельности, а также к другим людям. В качестве основной формы работы проводятся чаще всего беседы с учащимися на нравственные темы, расширяя этим от класса к классу нравственные представления и знания учащихся[19].

Естественно, что воспитание школьников зависит и от личного примера воспитателя, его поведения, отношения к воспитанникам, мировоззрения, деловых качеств, авторитета и других личных достижений. Известно, что для большинства младших школьников авторитет учителя безоговорочен, и они готовы подражать ему во всем. Но сила положительного примера учителя увеличивается, когда он своей личностью, своим авторитетом действует систематически и последовательно, без расхождений между своим словами и делами.

Таким образом, чтобы добиться успеха в нравственном воспитании младших школьников, необходимо своевременно начать работу по формированию самостоятельности, инициативности и творческого отношения к деятельности.

ГЛАВА 2 ВИДЫ ВНЕКЛАССНЫХ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ НАПРАВЛЕННЫХ НА РАЗВИТИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ В ЛИЧНОСТИ

2.1 Духовно-нравственное воспитание как основа гармоничного развития личности

Роль учителя сегодня в центре внимания общества. И от того как он передаёт современным школьникам не просто знания, а духовно-нравственное образование, открывает в них то доброе, что они уже знают и любят, собственным примером учит их нравственности, зависит отношение и уважение к нему окружающих. На уроках истории происходит постоянное формирование и воспроизводство духовных отношений. Но поскольку детей учат не только в школе, но и вне её, важно, чтобы это не вступало в противоречие. Учителя не должны подрывать усилия друг друга. Все должны воспитывать детей в духе лояльности к государству, в котором они живут, его истории, культуре и населяющим его народам. На уроках истории задаётся система координат, помогающая личности правильно ориентироваться в общественной жизни. Очень важно, что преподаётся и как это делается[20].

Сегодня мы можем влиять на формирование общей культуры личности, на её духовно-нравственное развитие. Мы имеем возможность напрямую формировать нравственные ценности, возможность обучать в диалоге, формировать коммуникативные способности личности, ориентировать на признание универсальных ценностей (не убий, не укради, возлюби ближнего как самого себя). Где, как не наших уроках на примерах прошлого, мы можем воспитывать эти качества. Кто, как ни Александр Невский, Дмитрий Донской, Михаил Кутузов могут привить детям чувство патриотизма, любви к Отечеству. Они своими подвигами соединили всех людей для того, чтобы вся страна была дружной, единой, сильной. Развитие нравственных и эстетических качеств ребёнка требует специальной подготовки. Самостоятельно ребёнок не становится ни нравственно- чутким, ни эстетически воспитанным. Только опытный учитель умеет пробудить в детях желание стать хорошими[21].

И в этом плане можно только приветствовать то, что в начальной школе ввели такой курс, как «Основы православной культуры». Этот курс пробуждает в детях нравственные качества: доброту, сочувствие, заботу о мире. Предмет «Православная культура» позволяет ученикам узнать о том, во все века составляло славу России: о её святых, героях, о памятниках христианской культуры, о традициях жизни русских людей. Христианская культура России охватывает большой круг социальных явлений, затрагивающих практически все сферы общества. Прежде всего, это сфера духовной жизни, которая включает в узком понимании философию, идеологию, культуру. Это область мировоззрения личности, формирования ценностных ориентаций, установок межличностных отношений. Знакомство детей с православной культурой, с произведениями религиозной живописи, архитектуры, а также песнопениями православных праздников раскрывают духовный потенциал истории. Все эти знания закрепляются в форме творческих работ, позволяющих детям сопереживать радость творческой деятельности в доступном для них уровне (они рисуют, играют, поют, отгадывают загадки)[22].

Широкое содержание предмета позволяет школьникам узнать о системе нравственных ценностей, размышлять над самыми важными проблемами жизни человека, о благочестии, любви к Родине, ответственности. Примеры святых и героев Отечественной истории служат образцами нравственного поведения. Ведущими нравственными ценностями являются счастье, героизм, патриотизм, дружба. Как показывает опыт нравственно-эстетического воспитания школьники, осознают и эмоционально переживают полученную информацию.

С целью поддержания их духовного состояния важно проводить уроки так, чтобы заинтересовать детей. Поэтому в первом классе уроки проводятся в основном в форме игры. Им предлагают загадки, они сочиняют сказки, слушают и угадывают голоса птиц, хлопают под музыку, ищут и рисуют красоту окружающего мира. Постепенно они приходят к христианскому пониманию мира, знакомятся с заповедями, молитвами, духовной музыкой. Большое внимание уделяется христианским праздникам. Детей знакомят с традицией праздника, его проведением. Это цикл зимних и весенних праздников. С помощью притч и жизненных историй раскрывается смысл православной веры и миросозерцания. Они узнают о пользе послушания. О том, что такое человеческие страсти, как помогает в трудную минуту вера в бога[23].

Первоклассника нельзя торопить с осознанием понятий православной культуры. Восприятие детей должно быть постепенно подготовлено к общению с её глубоким содержанием. Наиболее правильная форма введения младших школьников в православную культуру через знакомые представления и образы, в которых они учатся видеть проявления красоты. Развитие эстетического восприятие красивого сочетается с развитием творческой деятельности: надо учится не только правильно видеть, но и создавать красивое.

В психологических характеристиках младшего возраста выделяются наглядно-образное восприятие, преобладание конкретного мышления, открытая эмоциональность. Доверчивость, подражательность. Учитывая эти особенности, автор подобрал темы, где школьнику показана внешняя сторона христианской культуры. Для успешного решения задач нравственного воспитания в учебнике специально выделены нравственные понятия христианской этики: послушание, доброта, любовь, благочестие. Уже на первых уроках внимание детей привлекалось к самым важным понятиям: дом, мир, Родина, Отечество[24].

Осознание православной культуры связано с образно-эмоциональным восприятием, умением видеть, изображать и слышать музыку. На этих уроках развивается нравственное чувство сопереживания, эстетические способности детей. Православная культура как эмоционально- ценностное отношение к жизни предполагает уяснение правил поведения, сущности добрых дел.

Что качается возможностей понимания и усвоения духовно-нравственного компонента, то современные школьники вводят понятие Бог в число приоритетных ценностей. Поэтому когда мы знакомим детей с примерами из истории раскрывающих тему бескорыстия людей, то показываем их как эталон нравственного поведения. Так что курс по изучению основ православной культуры сегодня актуален как никогда и хотелось, чтобы он существовал не только в начальной школе, но и в среднем звене[25].

Подводя итоги, хочу подчеркнуть важность исторического образования. Мы должны формировать позитивное отношение к ценностям, которые включают в себя терпимость, уважение к чужим культурам. Это и будет наш ответ терроризму. Мы, учителя, закладываем чувство патриотизма и любви к отечеству, Ответственности за судьбу своей Родины.

2.2 Виды внеклассных мероприятий

Понятие о видах внеклассной работы. Классные занятия, как уже отмечалось, обычно проводятся с постоянным составом учащихся, но заранее определенному расписанию и носят обязательный характер. Но, наряду с обязательными учебными занятиями, вне рамок учебного дня в школах и других учебных заведениях используются разнообразные формы учебной работы, которые носят для учащихся добровольный характер и призваны удовлетворять их разнообразные познавательные и творческие запросы. Эти формы добровольных учебных занятий называются внеклассными, или внеурочными. Понятие внеклассные указывает на то, что для проведения этих занятий не требуется полный состав класса, что в них по собственному желанию могут участвовать учащиеся различных классов, что они проводятся вне расписания обязательных учебных занятий. В этом смысле к формам внеклассной учебной работы относятся: предметные кружки, научные общества, олимпиады, конкурсы и др[26].

Творческая деятельность. Ведущими формами творческой деятельности являются кружки, творческие объединения, студии, факультативы, практические занятия в творческих мастерских, физкультурных секциях. К сопутствующим формам творческой деятельности относятся читательские, зрительские, слушательские конференции, защита самостоятельных докладов, массовые литературные, музыкальные, театральные праздники, выставки детских работ. В качестве вспомогательных форм используются краеведческие, фольклорные экспедиции и экскурсии, школьные клубные объединения, соревнования, конкурсы, олимпиады. Основным системообразующим компонентом деятельности в этих учебных формах является направляемое и развиваемое педагогом детское творчество[27].

Среди ведущих форм, способствующих развитию индивидуальных интересов и способностей детей,— факультативные занятия. От обязательных уроков они отличаются новизной, большей глубиной содержания, созданием психологической установки у учащихся исключительно на творческое, продуктивное усвоение[28].

Организационная структура кружков, творческих объединений, студий весьма разнообразна, хотя можно выделить и общие для всех этих форм принципиальные структурные элементы. К ним относится подразделение всей работы на теоретическую, критическо-аналитическую и творческо-практическую деятельность. Занятия могут проводиться и как комплексные, и посвящаться лишь одному виду деятельности. На теоретическом занятии материал излагается педагогом или самими детьми как следствие их предварительной самостоятельной подготовки. Учащиеся знакомятся с литературой, справочниками, физическим материалом, получают консультации в библиотеках, на производстве, у специалистов. В результате теоретическое занятие обогащает школьников новыми фактами, выводами, обобщениями. Этому способствует свободное общение кружковцев, сопровождающееся попутными вопросами, короткими дискуссиями, выражением индивидуальных мнений.

Критико-аналитический структурный элемент становится господствующим на занятиях, посвященных анализу произведений искусства, исторических документов, фактов, исследовательских работ, а также критической оценке творческо-практической деятельности самих учащихся. Например, на факультативе современной поэзии проводится специальное занятие по критическому разбору стихотворений. Учащиеся пишут самостоятельные рецензии, посвященные творчеству поэта, и на занятии подвергают их критико-аналитическому обсуждению. На факультативах по кино и театру критико-аналитический разбор только что воспринятого произведения искусства является главной целью и средством формирования культуры восприятия, воспитания подлинного художественного вкуса[29].

Важнейшим элементом факультативной формы является творческо-практические занятия. Они служат средством развития творческого потенциала, трудовых и профессиональных умений и навыков. В структуре этих занятий, включающих элементы теории и анализа, главное место отводится творческой деятельности детей: решению задач, обсуждениям, практическим работам, рисованию, писанию, рецензии, импровизации.

Предметные кружки и научные общества. Содержание занятий кружков включает в себя: более углубленное изучение отдельных вопросов учебной программы, которые вызывают интерес учащихся; ознакомление с жизнью и творческой деятельностью выдающихся ученых, писателей и других деятелей науки и культуры, с новейшими достижениями науки и техники; проведение вечеров, посвященных отдельным ученым или научным открытиям; организацию технического моделирования и опытнической работы по биологии, организацию встреч с исследователями и т. д.

В последнее время получило распространение создание научных обществ школьников, которые объединяют и координируют работу кружков, проводят массовые мероприятия, посвященные науке и технике, организуют конкурсы и олимпиады по различным отраслям знаний. К сожалению, во многих школах утрачена давняя традиция, когда каждый учитель считал для себя честью и обязанностью ведение кружковой и другой внеклассной работы по своему предмету. Многие учителя теперь такой работы не ведут[30].

Предметные кружки, секции, студии позволяют сочетать решение учебных и творчески развивающих задач, объединения на занятиях учащихся, как восполняющих пробелы, углубляющих свои позиции, так и творчески совершенствующихся, развивающих специальные способности. Особое значение кружки, студии, секции имеют для детей, совершенствующихся в области искусства и физкультуры. В учебном плане этим предметам уделено весьма скромное место: примерно 5% учебного времени. Между тем, по своему значению, для всестороннего развития личности они заслуживают продолжительного систематического освоения детьми в течение всех лет обучения[31]. Поэтому факультативно-кружковая работа по искусству и физкультуре становится обязательным продолжением урочных занятий. Структура форм по освоению детьми искусства и физкультуры ориентирована главным образом на практические работы. Основная часть времени отводится на гимнастические упражнения, рисование, пение, овладение устной и письменной речью, совершенствование технических приемов в спортивных играх. Ведущие формы внеклассной творческой деятельности способствуют решению задач углубленного, дифференцированного, профильного обучения школьников.

Сопутствующими формами обучения творчеству являются разнообразные читательские, зрительские, слушательские конференции, выставки, массовые праздники, экскурсии. Конференции по книге, творчеству писателя, кинофильму, театральной или телевизионной постановке, радиоспектаклю ставят в центр внимания учащихся актуальное произведение искусства, активизируют их самостоятельность в оценке, суждениях, мнении. В процессе подготовки школьники внимательно знакомятся с художественным произведением и продумывают выступления. Во вступительном слове учитель намечает круг основных проблем, которые обсуждаются в докладах и выступлениях. Подводя итоги, педагог сосредоточивается на важнейших выводах и обобщениях.

Выставки посвящаются результатам детского творчества в области труда, изобразительной деятельности, краеведческих и туристических походов. Большое образовательно-воспитательное значение имеет подготовительная работа, к которой привлекаются все школьники. В качестве экскурсоводов на таких выставках выступают сами дети: они дают пояснения, отвечают на вопросы, организуют на месте обмен опытом творческой деятельности[32].

Массовые праздники как форма учебно-воспитательной работы организуются в виде дней, недель, месячников повышенного внимания к музыке, изобразительному искусству, кино, театру или творчеству выдающегося писателя, поэта. Среди них недели детской книги, театра, музыки, дни поэзии Пушкина, Лермонтова, Маяковского, Есенина. Во время таких праздников дети узнают о новых произведениях искусства, встречаются с писателями, художниками, композиторами, знакомятся с их творческими планами.

Экскурсии - форма организации обучения, которая позволяет проводить наблюдения, а также изучение различных предметов, явлений и процессов в естественных условиях.

Экскурсия в дидактическом плане может быть использована на любом этапе: и с целью введения в тему, и как способ получения новой информации, и для закрепления и углубления уже имеющихся знаний. На экскурсии применяются все методы обучения.

Экскурсии могут проводиться с учащимися всех классов почти по всем предметам. В младших классах они имеют большое значение для объяснительного чтения и, прежде всего при изучении природоведения и знакомстве с окружающим миром. В средних и старших классах — при изучении наук о природе и таких предметов, как география и история, способствуют расширению кругозора и повышению уровня нравственности учащихся[33].

В начальной школе эта форма является наиболее действенной, так как учащиеся младших классов усваивают лучше всего знания тогда, когда им непосредственно показывают вещи и явления. Экскурсии в любой возрастной группе вызывают заинтересованность и положительное отношение участников. В образовательно-развивающем плане они способствуют накоплению школьниками научных, жизненных фактов, обогащают зрительными образами содержание учебного процесса, обучают умению замечать, видеть отдельный факт, подробность, деталь, их место в общей системе взаимодействующих явлений, развивают наблюдательность, эмпирическое мышление, память. Экскурсии воспитывают любознательность, внимательность, визуальную культуру, нравственно-эстетическое отношение к действительности[34].

Олимпиады, конкурсы, объединения детей по интересам. Для стимулирования учебно-познавательной деятельности учащихся и развития их творческой состязательности в изучении математики, физики, химии, русского языка и литературы, иностранного языка, а также в техническом моделировании в школах, районах, областях и республиках проводятся олимпиады, конкурсы, организуются выставки детского технического творчества. Эти формы внеклассной работы заранее планируются, для участия в них отбираются лучшие школьники, что дает большой импульс для развития их способностей и задатков в различных отраслях знаний. В то же время они позволяют судить о творческом характере работы учителей, их умении искать и развивать таланты[35].

Например, в 825-й школе г. Москвы проводились тематические месяцы-комплексы познавательных творческих дел по какому-либо юбилею (Даниель Дефо, Ломоносов). «Робинзонада-86» 4-7 кл. Класс отправляется в заочную экспедицию в малонаселенный район Земли с задачей «прожить» там месяц и рассказать об этом в школе. Для подготовки и проведения экспедиции участники изучают материал о данном районе, собирают документы, копии предметов быта, природы, ведут дневник. По «возвращении» экспедиции проводят пресс-конференцию.

Тематический вечер к юбилею Ломоносова - это экскурсии для младших классов; «Что? Где? Когда?» - для средних классов. Старшеклассники провели экспедицию «Москва-Архангельск-Холмогоры-Москва», в результате которой - выставки, отчеты, и научно-познавательная конференция. В рамках месяца и отдельно проводится дидактический театр: создание и постановка пьесы, содержание которой - знания учащихся в какой-либо области науки.

Конкурсы детского рисунка, трудовых поделок, технических конструкций, олимпиады по математике, физике, химии — действенная форма развития талантов, выявления творческих возможностей детей и их дарований. Подведение результатов таких конкурсов, оглашение имен победителей происходит публично в торжественной обстановке.

Большой материал для учебного процесса дают специальные познавательные экспедиции. Они посвящаются сбору фольклорного, песенного материала, исторических сведений о революционных, военных событиях в районе, области, а также разведке экологической обстановки, вопросам развития производительных сил[36].

Внеурочные формы организации обучения дают возможность школьникам посредством свободно избранной духовно-творческой, физкультурно-спортивной, развлекательной деятельности глубоко и разносторонне познавать жизнь, развивать свои творческие силы. С их помощью дети приобретают богатую дополнительную информацию, жизненные умения и навыки, закрепляют их упражнениями и творческим применением на практике, воспитывают у себя способность и стремление к творчеству, деловые черты характера.

К внеурочным формам обучения предъявляется ряд научно обоснованных требований:

— они должны быть глубоко научно содержательными, идейно-нравственно насыщенными, способствующими духовному обогащению, творчеству и физическому развитию детской личности;

— в их использовании необходимо сочетание обязательности, самодеятельности и добровольности, в котором увлекательность является исходным моментом и условием постепенного включения детей в деятельность как необходимость;

— введение игры, романтики, независимо от возраста школьников, буквально во все творческие, физкультурно-спортивные и развлекательно-познавательные занятия, обеспечение здорового духа товарищеского состязания, сравнения и взаимопомощи;

— осуществление развития творческих способностей и дарований, содействие становлению творческой личности ребенка и индивидуальности;

— обеспечение нравственного воспитания, оберегающего детей от переоценки своих возможностей, развития болезненного самолюбия, эгоизма, пренебрежения коллективом и нормами поведения, зависти как следствия неумеренных восхвалений, достигнутых ими успехов в спорте, в техническом, драматическом, хореографическом, литературном, музыкальном творчестве[37].

2.3. Духовно-нравственное воспитание младших школьников во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС

В настоящее время вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из важных проблем современного общества. Отсутствие чётких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, спад культурно - досуговой деятельности с детьми и молодежью, снижение роли патриотического воспитания, вот только несколько характерных причин из - за которых в обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодёжи. Перед общеобразовательной школой, семьёй ФГОС ставит задачу воспитания ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Её решение связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств и качеств личности школьника. Актуальность данной задачи очевидна, т.к. во все времена стоял вопрос: «Как воспитать подрастающее поколение, чтобы оно было опорой в будущем, несло в себе то положительное, что уже опробовано, испытано?»

Я считаю, что решение этого вопроса следует искать в истоках народной педагогики. Творческое применение и развитие исторически сложившихся народных традиций обучения и воспитания должны определять направления развития педагогической теории и практики в современной школе. Но, наивно полагать, что народная педагогика способна решить все сложные проблемы бытия, хотя можно с уверенностью утверждать, что глубокое знание педагогики народа, его культурного наследия поможет сделать мир добрее и чище[38].

В результате поиска путей обновления содержания воспитательного процесса младших школьников, мною разработана Программа классного руководителя (срок реализации 4 года), в основе которой лежит знакомства учащихся с традициями народной культуры.

Этот выбор сделан неслучайно:

Народная культура – основа национальной культуры. Поэтому логично начать знакомство ребёнка с достижениями общечеловеческой культуры именно с этих основ.

Мир народной культуры открывает детям нравственные ценности русского народа: трудолюбие, милосердие, любовь к природе, к родной земле.

Народная культура воплощена в доступных для младших школьников формах: играх, песнях, сказках, загадках, костюмах, домашней утвари. Этот мир очень яркий и выразительный, поэтому интересен для детей.

Предмет изучения позволяет ребёнку стать активным участником. Он может попробовать себя в разных ролях и видах деятельности, тем самым, способствуя всестороннему развитию личности ребёнка.

В современной повседневной жизни отношение к русскому языку недостаточно уважительное, а произведения фольклора дают образцы красивой, образной, поэтической речи.

Изучение народной культуры формирует навыки межличностного общения, помогает классному руководителю вести работу по сплочению классного коллектива, вовлекать в воспитательный процесс родителей.

Таким образом, включение ценностей и традиций русской народной культуры в процесс воспитания младших школьников даёт возможность решить воспитательную цель и задачи.

Цель: возрождение национального самосознания, развитие личности воспитанника, сохранение и укрепление духовно-нравственных ценностей, идей преемственности поколений и исторической памяти.

Задачи:

- развивать познавательный, коммуникативный, нравственный, физический, эстетический потенциал личности ребёнка;

- воспитывать личность ребёнка знающей, уважающей историю и традиции своего народа;

- создавать условия для интеллектуального, нравственного и эмоционального самовыражения личности младшего школьника;

- развивать любознательность и познавательный интерес;

- воспитывать уважительное и бережное отношения к своему прошлому, истории и культуре своего народа;

- создавать условия для формирования классного коллектива и развития личности в нём.

В этом учебном году наступил завершающий этап работы по реализации Программы. Достигая поставленной цели и задач, я планирую по окончанию I ступени обучения увидеть своих выпускников, обладающих следующим потенциалом:

Ценностный потенциал:

Восприятие ценности семьи в своей жизни.

Понимание ценности дружбы со сверстниками.

Авторитет педагога.

Ценность природы родного края, её исторических памятников.

Доброта.

Честность.

Оптимизм.

Аккуратность.

Познавательный потенциал:

Знания, умения и навыки, соответствующие психолого-физиологической характеристике конкретного школьника.

Забота о здоровье.

Умение быстро и осмысленно читать.

Умение сопоставлять себя с героем устного народного творчества и историческими личностями.

Навыки этикета.

Внимание.

Воображение.

Творческий потенциал:

Умение объективно оценивать свой труд и труд товарищей, элементарные умения, анализировать свою деятельность.

Коммуникативный потенциал:

Умение слушать и слышать других, умение устанавливать контакты со сверстниками и взрослыми.

Художественный потенциал:

Художественная активность в сферах народного творчества (музыкально-песенном, декоративно-прикладном, танцевальном).

Это требует от классного руководителя большой и планомерной работы.

Так как ФГОС требует формирование разносторонней личности, всю свою работу планирую по следующим направлениям: [4]

- воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;

- воспитание нравственных качеств и этического сознания;

- воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;

- воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);

- воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Мой опыт классного руководителя показал, что по каждому направлению есть специфические формы работы с детьми, позволяющие достичь наилучшего результата.

Я считаю, что в настоящее время надо уделять большое внимание и формированию политической культуры учащихся, их образованию. Для того чтобы они не выросли безразличными к тому, что происходит вокруг, а готовыми узнавать и сохранять то, что было до них. В этом мне помогают информационно-познавательные часы. Они направлены на формирование привычки жить в информационном поле, искать и находить интересную информацию, видеть мир вокруг себя и быть ему сопричастным. Хорошо организованный час способствует формированию мировосприятия ребёнка, создаёт условия для понимания учащимися процессов и явлений, происходящих в своём районе, стране и мире. Например, такой информационный час мы провели на материале местной газеты «Александровская жизнь» по теме «Мои знаменитые земляки», цель которого познакомиться с биографиями людей, явивших собой достойные примеры гражданственности и патриотизма.

Творчество поэтов – земляков помогает формировать уважительное отношение к защитникам Родины.

При воспитании нравственных чувств и этического сознания большое значение для младшего школьника имеет развитие речи. Проблема снижения культуры речи в нашей стране, тенденция к распространению жаргона и просторечия является актуальной. Часто непонимание друг друга в дискуссии происходит из-за разного определения понятий. Поэтому я провожу внеклассные мероприятия, обучающие детей культуре речи. Мною разработана серия классных часов по культуре речи. Например, классный час «В миг по речи те спознали…» помогает детям овладевать этикетными средствами речи, формирует умение правильно формулировать свои мысли, учит работать в группе.

Четвёртый год мои ученики обучаются по УМК «Перспективная начальная школа». В УМК выстраивается система интерактивного общения посредством клубной работы с помощью переписки. Участие детей в клубной работе способствует восстановлению почти утраченной культуры переписки (освоение этикетных форм вежливого общения; формирование навыков правильного заполнения конверта и грамотного ведения переписки, воспитание потребности поздравить адресата с наступающими праздниками); является дополнительным источником предметной информации и способом контроля за ходом её освоения; помогает детям, нуждающимся в дополнительном общении с умным взрослым.

Клубная деятельность детей строится через систему заданий, заложенных в учебниках и дополнительных заданий, формулируемых организаторами клубной деятельности в условиях индивидуальной переписки. Для любителей естественных дисциплин это клуб «Мы и окружающий мир» или «Конструкторское бюро», для любителей гуманитарных дисциплин – клуб «Ключ и заря».

Мои ученики уже четвёртый год ведут активную переписку с разными клубами, являются их членами, что подтверждают их членские билеты. Ребята выполняют задания, отсылают свои сочинения, стихи, басни, рисунки, фотографии. На каждое письмо приходит персональный ответ

По окончанию начальной школы участники клуба получат сертификат советника клуба. Но для этого им необходимо участвовать в олимпиадах, творческих конкурсах, опубликовывать свои работы в газете. Я считаю, что важным средством воспитания духовной культуры является фольклор. Он помогает мне в воспитании трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Содержание его отдельных жанров и произведений составляют жизнь народа, его миропонимание, нравственно-этические, социально – исторические, политические ценности.

В работе с детьми уделяю большое внимание внеурочным мероприятиям, направленным на формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения. В начале прошлого учебного года у нас прошёл классный час «Правила поведения в школе и на уроках», в ходе его проведения, у ребят возник вопрос: «А почему нельзя шуметь во время перемены?» Мы решили исследовать эту проблему. Результатом этих исследований стало выступление на III районной научно-практической конференции младших школьников в марте 2015 года по теме « Влияние шума на здоровье младших школьников». За активное участие творческая группа была награждена грамотами. Классный час, проведённый во втором классе, «Мы в ответе за тех, кого приручили», формирует чувство ответственности за жизнь и здоровье животных, живущих в доме. Чтобы классный час не стал формально проведённым мероприятием, а затронул душу ребёнка, часто использую рассказы на этические темы, например «Жестокий урок», «Слепая лошадь». Цель этих рассказов обогащать нравственный опыт ребёнка опытом других людей. При таком подходе дети активно участвуют в обсуждении темы. Так же использую психологические тренинги. Например, такой как «Расскажи мне обо мне» позволяет взглянуть на свои поступки со стороны. Классные часы «Моя родословная», «Все вместе, так и душа на месте» направлены на получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях в семье.

Я считаю, что без привлечения родителей, без тесной связи с семьёй ребёнка, нельзя достичь желаемого результата. Но наладить этот контакт не всегда сразу удаётся. И на это есть ряд причин. Первая, на мой взгляд, заключается в том, что на сегодняшний день с введением в школе предмета «Основы духовно – нравственной культуры России», у меня, как у классного руководителя, возникают сложности в том, что родители снимают с себя ответственность за формирование моральных ценностей своего ребёнка, перекладывая всё на образовательное учреждение. А вторая - это то, что зачастую современные родители в силу своей постоянной занятости и собственной некомпетентности в вопросах духовно–нравственного воспитания, просто порой не знают, как это сделать.

Поэтому, начиная с первого класса, с родителями своих учеников провожу родительские лектории, на которых даю рекомендации по духовно- нравственному воспитанию ребёнка в семье. Девизом этих лекториев является народная мудрость: «Кто успевает в науках, но отстаёт в добрых нравах, тот больше отстаёт, чем успевает».

И ещё хотелось бы сказать об очень важном моменте в воспитании духовно-нравственной личности. Детство - это цветущий луг, залитый солнцем, по которому бежишь без оглядки к далёкому горизонту. И как важно, чтобы рядом с тобой был любящий, опытный наставник. Никакие воспитательные программы не будут эффективны, если педагог не является примером нравственного и гражданского поведения для ученика. Важно не только научить, но и вдохновить своим примером. Сделать себя добрее, чище – значит сделать таким мир вокруг себя.

Это и есть важнейшее условие успешного развития России[39].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Целью данного исследования явилось изучение нравственного развития личности, что приобретает особую актуальность в современном российском обществе.

На основании вышеизложенного, можно сделать следующие выводы.

Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. Нравственные ориентиры в настоящее время претерпевают многочисленные изменения, зачастую это выражается в бездуховности, безверии, агрессивности. Результатом нравственного становления подрастающего поколения в сложных социальных условиях является появление ряда особенностей в развитии их нравственно-ценностной сферы. Наиболее значимым среди них выступают:

- «заземленность» желаний и мечты, приобретающих прагматичный характер;

- отсутствие стремления поступать в соответствии с принципами, склонность приспосабливаться к обстоятельствам;

- прагматическое представление о будущем, о перспективах своего развития;

- отсутствие выраженности в ценностных ориентациях таких личностных качеств, как стремление принести пользу обществу и людям, бескорыстие, ориентация на взаимопомощь.

Условия, в которых происходит нравственное становление современного подрастающего поколения в нашей стране, характеризующиеся утратой  традиционной системы ценностей, приводят к развитию цинизма, агрессивного отношения к окружающим, формированию презрения к слабым и зависти к сильным, чрезмерного честолюбия, ориентации  на внешний успех, экзистенциального вакуума и ряда других нравственных патологий. Среди ценностей, особенно депривированных при разрушении прежнего социального строя, по мнению Л.И. Анцыферовой, выступают ценности значимости жизни, ее осмысленности, справедливости, понятности, правды, порядка, красоты (особенно красоты человеческих отношений). В силу цельности и взаимосвязи высших мотивов при депривации отдельной их группы оказываются депривированными и все остальные ценности.

Значение начальной школы в системе непрерывного образования определяется не только преемственностью ее с другими звеньями образования, но и неповторимой ценностью этой ступени становления и развития личности ребенка.

Основным стержнем в общей системе всестороннего развития личности является нравственное воспитание. Нравственное воспитание – процесс, направленный на формирование и развитие целостной личности ребенка, и предполагает становление его отношения, к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе. Особое значение нравственное воспитание имеет для учащихся начальных классов, так как в этом возрасте идет формирование нравственного сознания ребёнка, его мировоззрения.

Мы пришли к выводу, что успешному формированию нравственных ориентиров способствуют:

- полное раскрытие и понимание нравственных норм и ценностей, значимости их для общества и для самого человека;

- конкретизация представлений младших школьников о нравственных качествах, личности, их выраженности в проведении и последствий такого поведения.

- формирование умений проявлять свои нравственные качества в процессе выполнения младшими школьниками отдельных заданий;

- умение эмоционально и критично относится к ситуациям, проявлять волю и выдержку, если нравственный поступок ведет к лишению чего-то для самого человека.

Также отметим, что для детей важно внимание взрослого к их проблемам, так как именно взрослый является для детей тем образцом, идентификация с которым определяет во многом развитие ребенка и формирование у него тех ли иных качеств личности, поэтому, формируя нравственные ориентиры у детей, учитель сам должен демонстрировать эталоны нравственного поведения, проявлять лучшие качества.

Этой работой мы подтвердили "закономерность нравственного воспитания, которую сформулировал В.А. Сухомлинский: "Если человека учат добру – в результате будет добро". Только учить надо постоянно, требовательно, настойчиво, в игровых формах, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей.

Таким образом, использование рассмотренных формы, методов и приемов нравственного воспитания младших школьников во внеурочное время может способствовать повышению уровня развития нравственных качеств личности, формирование их нравственных представлений.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Азбука нравственного взросления: методический материал / В.И. Петрова [и др.]. - СПб.: Питер, 2007. - 304 с.
  2. Ахмедьянова, А. Г. Опыт, проблемы и перспективы духовно – нравственного воспитания школьников / А. Г. Ахмедьянова // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2010. - № 3. - С. 38 - 42.
  3. Болдырев, Н.И. Нравственное воспитание школьников / Н.И. Болдырев. – М. : Педагогика, 2014. – 224 с.
  4. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - СПб - Питер , 2009. – 400 с.
  5. Бразговка Л.П. Значение нравственной установки в процессе морального становления младшего подростка / Бразговка Л.П. // Этическое воспитание. - 2012. - N 3. - с.35-40.
  6. Буравова, О. С. Устное народное творчество в воспитании нравственной культуры школьников / О. С. Буравова // Начальная школа. - 2010. - № 7. - С. 24 - 25.
  7. Власова, Т. И. Духовно - нравственное развитие современных школьников как процесс овладения смыслом жизни / Т. И. Власова // Педагогика. - 2011. - № 9. - С. 108 - 113.
  8. Величко О.Ю. Роль нравственно-ориентированной игры в процессе этического воспитания младших школьников / О.Ю. Величко // Начальная школа. - 2013. - N 8. - С.11-15.
  9. Воспитывающий потенциал образовательной среды современной школы: проблемы и пути развития / М. П. Нечаев // Воспитание школьников. – 2013. - № 7 - С. 12-19.
  10. Володина, Л. О. Духовно - нравственные ценности воспитания в русской семье /Л. О.Володина // Педагогика. - 2011. - № 4. - С. 41 - 50.
  11. Духовно-нравственное воспитание школьников: методический материал // Начальная школа. - 2011. - N 11. - с.45-57.
  12. Зябкина В. В. Роль художественной литературы в формировании нравственно-эстетических качеств личности // Среднее профессиональное образование. - 2010. - N 5. - С. 59-62.
  13. Кравченко, А.В. Психология и педагогика / А.В. Кравченко; ИНФРА - М , 2010. – 400 с.
  14. Каджаспирова, Г.М. Педагогика / Г.М. Каджаспирова. - М.: Гардарики, 2007. – 528 с.
  15. Каршинова, Л. В. Духовное и нравственное развитие и воспитание личности в образовательном пространстве / Л. В. Каршинова // Эксперимент и инновации в школе. - 2011. - № 6. - С.48 - 52.
  16. Костьянова, Е. Ю. Нравственное образование в средней школе : единство воспитывающих и обучающих технологий / Е. Ю. Костьянова // Классный руководитель. - 2008. - № 5. - С. 102 - 106.
  17. Карцева, Л.В. Психология и педагогика социальной работы с семьей: учебное пособие / Л.В. Карцева. - М.: Дашков и К, 2013. - 224 c.
  18. Мунгиева Н.З. Воспитание культуры межнационального общения как средства формирования этнической толерантности // Педагогическое образование и наука. - 2013. -№1- С. 117-121.
  19. Марцинковская, Т.Д. Психология и педагогика: учебник / Т.Д. Марцинковская, Л.А. Григорович. - М.: Проспект, 2013. - 464 c.
  20. Мартьянова А.И. Нравственное воспитание: содержание и формы: методические рекомендации / А.И. Мартьянова // Начальная школа. - 2012. - N 7. - с.21-29.
  21. Нравственность в современном мире: методический материал / Сост. О.В. Крючкова, О.А. Хаткевич. - Минск: Красико-принт, 2003. - 128 с.
  22. Рочев С. Г. Об относительной значимости моральных норм // Ребенок в детском саду. – 2013. - N 5. - С. 18-20.
  23. Селиванова, О. Формирование ценностных ориентаций обучающихся /О. Селиванова // Воспитание школьников. - 2008. - № 10. - С. 21 - 23.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Классификация форм организации воспитательной деятельности в зависимости от методов воспитания:

словесные формы (собрания, сборы, лекции, доклады, диспуты, встречи и т.д.)

наглядные формы (школьные музеи, выставки разных жанров, тематические стенды и др.)

практические формы (походы, экскурсии, спартакиады, олимпиады и конкурсы и т.п.)

Рисунок 2 – Таблица по классификации форм организации воспитательной деятельности

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

  1. Мартьянова А.И. Нравственное воспитание: содержание и формы: методические рекомендации / А.И. Мартьянова // Начальная школа. - 2012. - N 7. - С. 21.

  2. Чернышова, Л.И. Психология и педагогика: учебное пособие / Э.В. Островский, Л.И. Чернышова; Под ред. Э.В. Островский. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2013. – С. 165.

  3. Там же.

  4. Чернышова, Л.И. Психология и педагогика: учебное пособие / Э.В. Островский, Л.И. Чернышова; Под ред. Э.В. Островский. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2013. – С. 165.

  5. Мартьянова А.И. Нравственное воспитание: содержание и формы: методические рекомендации / А.И. Мартьянова // Начальная школа. - 2012. - N 7. - С. 21.

  6. Мартьянова А.И. Нравственное воспитание: содержание и формы: методические рекомендации / А.И. Мартьянова // Начальная школа. - 2012. - N 7. - С. 21.

  7. Азбука нравственного взросления: методический материал / В.И. Петрова [и др.]. - СПб.: Питер, 2007. – С. 18.

  8. Чернышова, Л.И. Психология и педагогика: учебное пособие / Э.В. Островский, Л.И. Чернышова; Под ред. Э.В. Островский. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2013. – С. 165.

  9. Азбука нравственного взросления: методический материал / В.И. Петрова [и др.]. - СПб.: Питер, 2007. – С. 18.

  10. Азбука нравственного взросления: методический материал / В.И. Петрова [и др.]. - СПб.: Питер, 2007. – С. 18.

  11. Власова, Т. И. Духовно - нравственное развитие современных школьников как процесс овладения смыслом жизни / Т. И. Власова // Педагогика. - 2011. - № 9. - С. 108.

  12. Болдырев, Н.И. Нравственное воспитание школьников / Н.И. Болдырев. – М. : Педагогика, 2014. – С. 108.

  13. Болдырев, Н.И. Нравственное воспитание школьников / Н.И. Болдырев. – М. : Педагогика, 2014. – С. 108.

  14. Каршинова, Л. В. Духовное и нравственное развитие и воспитание личности в образовательном пространстве / Л. В. Каршинова // Эксперимент и инновации в школе. - 2011. - № 6. - С.48.

  15. Каршинова, Л. В. Духовное и нравственное развитие и воспитание личности в образовательном пространстве / Л. В. Каршинова // Эксперимент и инновации в школе. - 2011. - № 6. - С.48.

  16. Ожегов, С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. [Текст]: ̶ М: Просвещение,

    1995. ̶ С. 215.

  17. Ожегов, С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. [Текст]: ̶ М: Просвещение,

    1995. ̶ С. 215.

  18. Макаренко, А. С. О воспитании. [Текст]/ А. С. Макаренко. - М., 1988 - С. 126.

  19. Макаренко, А. С. О воспитании. [Текст]/ А. С. Макаренко. - М., 1988 - С. 126.

  20. Ожегов, С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. [Текст]: ̶ М: Просвещение,

    1995. ̶ С. 215.

  21. Кравченко, А.В. Психология и педагогика / А.В. Кравченко; ИНФРА - М , 2010. – с. 369.

  22. Духовно-нравственное воспитание школьников: методический материал // Начальная школа. - 2011. - N 11. - С. 45.

  23. Духовно-нравственное воспитание школьников: методический материал // Начальная школа. - 2011. - N 11. - С. 45.

  24. Духовно-нравственное воспитание школьников: методический материал // Начальная школа. - 2011. - N 11. - С. 45.

  25. Там же.

  26. Каджаспирова, Г.М. Педагогика / Г.М. Каджаспирова. - М.: Гардарики, 2007. – С. 456.

  27. Там же

  28. Там же

  29. Каджаспирова, Г.М. Педагогика / Г.М. Каджаспирова. - М.: Гардарики, 2007. – С. 456.

  30. Каджаспирова, Г.М. Педагогика / Г.М. Каджаспирова. - М.: Гардарики, 2007. – С. 456.

  31. Там же.

  32. Костьянова, Е. Ю. Нравственное образование в средней школе : единство воспитывающих и обучающих технологий / Е. Ю. Костьянова // Классный руководитель. - 2008. - № 5. - С. 105.

  33. Костьянова, Е. Ю. Нравственное образование в средней школе : единство воспитывающих и обучающих технологий / Е. Ю. Костьянова // Классный руководитель. - 2008. - № 5. - С. 105.

  34. Костьянова, Е. Ю. Нравственное образование в средней школе : единство воспитывающих и обучающих технологий / Е. Ю. Костьянова // Классный руководитель. - 2008. - № 5. - С. 105.

  35. Там же.

  36. Костьянова, Е. Ю. Нравственное образование в средней школе : единство воспитывающих и обучающих технологий / Е. Ю. Костьянова // Классный руководитель. - 2008. - № 5. - С. 105.

  37. Костьянова, Е. Ю. Нравственное образование в средней школе : единство воспитывающих и обучающих технологий / Е. Ю. Костьянова // Классный руководитель. - 2008. - № 5. - С. 105.

  38. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А.Концепция духовно- нравственного развития и

    воспитания личности гражданина России Москва «Просвещение» - 2009- С. 20.

  39. Шакирова Г.М. О целенаправленном формировании нравственных убеждений у школьников. – Вопросы психологии, 1981, № 6, с. 47.