Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Устройство персонального компьютера

Содержание:

Введение

Компьютер в жизни человека занимает далеко не последнее место. Нужно знать его, уметь им пользоваться. Не каждый человек, который работает на компьютере, представляет себе полностью точный состав персонального компьютера. Поэтому в своей работе я хочу изучить особенности персональной электронно-вычислительной машины.[1]

Изучить устройство персонального компьютера и его основных компонентов. К каждому компоненту подойти более подробно, изучив, все его особенности. Научиться правильно собирать и разбирать корпус, установить в него материнскую плату и все компоненты, которые находятся на материнской плате. Правильно подключить все периферийные устройства.[2]

Компьютер (англ. computer — вычислитель) представляет собой программируемое электронное устройство, способное обрабатывать данные и производить вычисления, а также выполнять другие задачи манипулирования символами.[3]

Существует два основных класса компьютеров:

– цифровые компьютеры, обрабатывающие данные в виде числовых двоичных кодов;

– аналоговые компьютеры, обрабатывающие непрерывно меняющиеся физические величины (электрическое напряжение, время и т.д.), которые являются аналогами вычисляемых величин.

Поскольку в настоящее время подавляющее большинство компьютеров являются цифровыми, далее будем рассматривать только этот класс компьютеров и слово "компьютер" употреблять в значении "цифровой компьютер".

Основу компьютеров образует аппаратура (HardWare), построенная, в основном, с использованием электронных и электромеханических элементов и устройств. Принцип действия компьютеров состоит в выполнении программ (SoftWare) – заранее заданных, четко определённых последовательностей арифметических, логических и других операций.

Любая компьютерная программа представляет собой последовательность отдельных команд.

Команда – это описание операции, которую должен выполнить компьютер. Как правило, у команды есть свой код (условное обозначение), исходные данные (операнды) и результат.

Например, у команды "сложить два числа" операндами являются слагаемые, а результатом – их сумма. А у команды "стоп" операндов нет, а результатом является прекращение работы программы.

Результат команды вырабатывается по точно определенным для данной команды правилам, заложенным в конструкцию компьютера.

Совокупность команд, выполняемых данным компьютером, называется системой команд этого компьютера.

Компьютеры работают с очень высокой скоростью, составляющей миллионы – сотни миллионов операций в секунду.

Персональные компьютеры, более чем какой-либо другой вид электронно-вычислительной машины, способствуют переходу к новым компьютерным информационным технологиям, которым свойственны:

– дружественный информационный, программный и технический интер–фейс с пользователем;

– выполнение информационных процессов в режиме диалога с пользовате–лем;

– сквозная информационная поддержка всех процессов на основе интегри–рованных баз данных;

– так называемая «безбумажная технология».

Компьютер – это многофункциональное электронное устройство для накопления, обработки и передачи информации. [4, с. 24-25].

Под архитектурой компьютера понимается его логическая организация, структура и ресурсы, т.е. средства вычислительной системы, которые могут быть выделены процессу обработки данных на определенный интервал времени.

В основу построения большинства ЭВМ положены принципы, сформулированные в 1945 г. Джоном фон Нейманом:

1. Принцип программного управления (программа состоит из набора команд, которые выполняются процессором автоматически друг за другом в определённой последовательности).

2. Принцип однородности памяти (программы и данные хранятся в одной и той же памяти; над командами можно выполнять такие же действия, как и над данными).

3. Принцип адресности (основная память структурно состоит из нумерованных ячеек).

ЭВМ, построенные на этих принципах, имеют классическую архитек–туру (архитектуру фон Неймана).

Архитектура ПК определяет принцип действия, информационные связи и взаимное соединение основных логических узлов компьютера:

– центрального процессора;

– внешней памяти;

– периферийных устройств.

Основные электронные компоненты, определяющие архитектуру процессора, размещаются на основной плате компьютера, которая называется системной или материнской (MotherBoard). А контроллеры и адаптеры дополнительных устройств, либо сами эти устройства, выполняются в виде плат расширения (DаughterBoard — дочерняя плата) и подключаются к шине с помощью разъёмов расширения, называемых также слотами расширения (англ. slot — щель, паз).

I. Теоретическая часть

    1. Устройство ПК

Персональный компьютер состоит из двух основных частей аппаратной и программной. Состав ПК приведен на рис. 1.

Рис. 1. Конфигурация современного ПК

Конфигурация персонального компьютера:

1. Системный блок.

2. Клавиатура.

3. Мышь.

4. Монитор.

Системный блок состоит из:

  1. Корпус.
  2. Блок питания.
  3. Жесткий диск.
  4. Материнская плата.
  5. Процессор.
  6. Процессор
  7. Оперативная память.
  8. Видеокарта
  9. Оптический привод
  10. Картридер[4]

1.1.1 Корпуса

В корпусе (case) размещаются все внутренние компоненты компьютера: блок питания, жесткий диск, накопитель флоппи – дисков, накопитель компакт – (или DVD) дисков, материнская плата, процессор, оперативная память, а также прочие компоненты. Корпус персонального компьютера вместе с находящимися в нем вышеперечисленными компонентами называется системным блоком.

На передней панели корпуса находятся кнопки:

– Оптический накопитель, дисковод для компакт – дисков.

– Картридер.

– Кнопка Power. Включает и выключает компьютер.

– Кнопка Reset (сброс). Производит принудительную перезагрузку компьютера.

– Индикатор включения.

На рис. 2 приведена передня сторона корпуса.

Рис. 2. Передня сторона корпуса

На задней панели корпуса находятся отверстия для разъемов:

1. Разъем для подключения системного блока непосредственно к сети или к дополнительным устройствам: сетевому фильтру (защищает от всплесков напряжения ,помех в электросети, перегрузок), ИБП (источнику бесперебойного питания);

2. Порты PS/2 для подключения мыши и клавиатуры, зеленый – для мышки, фиолетовый – для клавиатуры (отмирающие разъемы, все чаще заменяются на USB);

3. Параллельный порт LPT – для подключения принтера (сегодня мало актуален, однако ещё используется для подключения ключей, например 1С: Бухгалтерия 7.7);

4. Порт e-SATA (SATA On-the-Go) для подключения внешних винчестеров;

5. Разъем подключения монитора (порт VGA), могут быть другие аналоговые – RCA, S-Video, цифровые – DVI и HDMI;

6. USB разъемы для фотоаппаратов, видеокамер, сканера, принтера, модема, других устройств с интерфейсом USB;

7. Ethernet порт нужен для подключения к локальной сети или внешнего модема;

8. Аналоговые аудиоразъемы (Line-In, Front, Mic-In, Rear, Center/Sub, Side), зеленый – для колонок, розовый – для микрофона, если у вас наушники с микрофоном, подключаете 2 цветных штекера соответственно по цветам [5, с. 256-257].

На рис. 3 приведена тыльная сторона корпуса.

Рис. 3. Тыльная сторона корпуса

      1. Блок питания

Блок питания преобразует переменное напряжение электросети в постоянное напряжение различной полярности и величины, необходимое для питания системной платы и внутренних устройств.

Основной характеристикой БП является мощность. Стандартная мощность блока питания современного компьютера составляет 300 Вт или 400 Вт.

Блок питания содержит вентилятор, создающий циркулирующие потоки воздуха для охлаждения системного блока. Электропитание из единого блока питания подводится ко всем схемам и устройствам системного блока. На рис. 4 приведен блок питания.

Рис. 4. Блок питания

      1. Жесткий диск

Жесткий диск, винчестер (HDD) – устройство предназначенное для хранения больших объемов информации (значительно больших, чем может вмещать оперативная память) и не теряющее эту информацию при выключении компьютера. Именно на жестком диске хранится операционная система и все программы, установленные на компьютере. Жесткий диск представляет собой металлический корпус небольших размеров, внутри которого расположено несколько очень быстро вращающихся дисков. Считывание информации с дисков и запись на них производятся посредством специальных магнитных головок, которые могут перемещаться над поверхностью диска (позиционируясь над одной из дорожек информации, записанной на его поверхности). На рис. 5 приведен жесткий диск.

Рис. 5. Жесткий диск

1.1.4 Материнская плата

Материнская плата, системная плата (mainboard, motherboard) – плата больших размеров с установленными на ней микросхемами и разъемами для подключения процессора, оперативной памяти и остальных компонентов компьютера.

Размер платы (Форм Фактор). Материнская плата должна иметь тот же форм фактор, что и корпус, в который она будет установлена. Форм факторы бывают следующих типов:

1. AT. Устаревший формат. Использовался в основном в первых поколениях персональных компьютеров. Компьютеры IBM PC AT имеют форм фактор AT, который был уменьшен в размерах и стал называться Baby AT. Размеры обычных плат с форм фактором Baby AT примерно 21,5 сантиметров в ширину и 25 – 27,5 сантиметров в длину. Платы с форм факторами 2/3 и 3/4 Baby AT того же размера, что и обычные платы Baby AT, но на 2,5 – 5 сантиметров короче. Сейчас используется очень редко.

2. ATX. Форм фактор ATX был представлен и разработан корпорацией Intel, чтобы устранить проблему, связанную с помехами, влияющими на кабели, которые вызваны большими дополнительными картами и оборудованием для охлаждения процессора.

AT Extension (расширение AT) – на сегодняшний день стандарт корпуса и системной платы для настольных компьютеров. Плата (стандартный размер – 305 x 244) располагается в нем длинной стороной вдоль задней стенки. Блок питания имеет приточную систему вентиляции, процессор устанавливается в непосредственной близости от него для минимизации длины питающих цепей и охлаждения от встроенного вентилятора(для мощных процессоров все же требуется собственный вентилятор). Некоторые блоки имеют автоматическую регулировку скорости вращения вентилятора в зависимости от температуры. На рис. 6 приведена конструкция материнской платы.

Рис. 6. Материнская плата

  1. Клавиатура и мышь (PS/2 и USB)
  2. Цифровой звуковой оптический выход
  3. Видео выходы HDMI, VGA и DVI
  4. Разъемы USB 3.0 и USB 2.0
  5. Сетевой интерфейс
  6. Аудио выходы
  7. PCI–E X1 (контроллеры)
  8. PCI–E X16 (видеокарты)
  9. PCI (звуковые, ситевые катры)

 Процессор

Процессор, центральный процессор (CPU) — главная микросхема в компьютере. Именно он занимается выполнением всех программ, которые запущены на компьютере, и именно от него главным образом зависит производительность всей системы. Обычно чем выше тактовая частота процессора, измеряемая в мегагерцах (МГц), тем выше скорость работы всех программ, выполняемых на персональном компьютере с таким процессором. Кроме того, скорость работы центрального процессора определяется еще и его типом. Основой любого процессора является ядро, которое состоит из миллионов транзисторов, расположенных на кристалле кремния.

Разъем процессора – это разъем на системной плате, куда вставляется процессор.

Разъемы различаются по внешнему виду и числу контактов. Для каждой модели процессора существует свой тип материнской платы. Существуют два типа разъемов:

Сокетный (socket – гнездо). Представляет собой разъем, в который вставляются иголки – контакты ЦП, расположенные на нем снизу по периметру.

Слотовый (slot – щель, желоб). Представляет собой длинный ряд контактов в пластмассовой рамке. Микропроцессор для такого разъема расположен на специальной плате с рядом контактов на одной стороне. Эта плата вставляется вертикально. На рис. 7 приведен процессор.

Рис. 7. Процессор

1.1.6 Кулер

кулер – это охладительная система, остужающая непосредственно нагревающиеся детали. В основном продаются:

– кулер процессора компьютера;

– для видеокарты;

– на винчестер;

– кулер для блока питания компьютера.

Кулер защищает детали от перегрева, который приведет к поломке и их самих, и всей машины. Устанавливается он индивидуально на каждый компонент, что наиболее подвержен излишнему нагреву.

Такая система состоит из вентилятора и радиатора.

Питание кулера для компьютера происходит через провода, которые подключаются к специальным контактам блока питания системника.

Радиатор – перенять на себя тепло, исходящее от нагревающегося компонента и «выбросить» его в пространство. Наиболее важными параметрами радиатора есть:

– теплопроводность;

– теплоемкость.

Теплопроводность характеризует скорость распределения тепла то поверхности радиатора. Чем она выше, тем лучше. При низком показателе, тепло будет накапливаться только в одной части радиатора и его излучение не будет эффективным.

Теплоемкость говорит о том, какое количество тепла может принять на себя радиатор. На рис. 8 приведен кулер.

Рис. 8. Кулер

1.1.7 Оперативная память

В оперативной памяти элементарная ячейка памяти представляет собой конденсатор, способный в течение короткого промежутка времени сохранять электрический заряд, наличие которого можно ассоциировать с информационным битом. При считывании данных конденсатор разряжается через схему считывания, и если заряд конденсатора не был нулевым, то на выходе схемы считывания устанавливается единичное значение.

Существует несколько типов модулей памяти:

1. SIMM(Single In line Memory Module – модуль памяти с одним рядом контактов) – модуль памяти, вставляемый в зажимающий разъем; применялся во всех платах до Pentium, а также во многих адаптерах, принтерах и прочих устройствах. SIMM имеет контакты с двух сторон модуля, но все они соединены между собой, образуя как бы один ряд контактов.

SIMM бывают двух видов:

30–и контактные (8–разрядная шина данных) – использовался в AT286 – 486 платах;

72–х контактные (16–разрядная шина данных) – использовался в большинстве 486 и во всех Pentium платах. SIMM уже очень устарела и сейчас встречается только в старых компьютерах

2. DIMM(Dual In line Memory Module – модуль памяти с двумя рядами контактов) – модуль памяти, похожий на SIMM, но с раздельными контактами (обычно 2 x 84), за счет чего увеличивается разрядность или число банков памяти в модуле. Применяется в современных компьютерах, начиная с Pentium. DIMM имеют 168 контактов.

  1. RIMM(Rambus in line Memory Module) – модуль памяти, включающий один или несколько Direct RDRAM–чипов и организует непрерывность канала. Недопустимо оставлять RIMM–слоты свободными, так как это приводит к разрыву канала с терминатором, находящимся на системной плате в конце канала, поэтому необходимо их заполнить continuity RIMM(модули без чипов, а только с каналами).

Модули RIMM имеют размеры, сходные с размерами DIMM. Это позволяет вставлять их во все материнские платы с соответствующим форм–фактором. Модули имеют 168 контактов, могут солдержать любое число чипов и могут быть как односторонние так и двусторонние, объем до 1 Гб. На рис. 8 приведена оперативная память.

Рис. 8. Оперативная память

Видеокарта

Видеокарта – это устройство, выводящее на экран все действия и процессы, совершаемые на компьютере. При помощи видеокарты данные, передаваемые компьютером, преобразовываются в видеосигнал и передаются на монитор. Чтобы подключить к компьютеру монитор, необходим специальный видеоадаптер, именуемый видеокартой. Задача видеокарты – сформировать сигнал, отображающий на мониторе определенную область памяти, в которой хранятся данные об изображении, а также сигналы синхронизации – горизонтальную (строчную) и вертикальную (кадровую) развертки. Видеокарты прошли долгий путь совершенствования от первых персональных компьютеров, где в качестве монитора использовались бытовые телевизоры, до современных, превращающих компьютер в мощную графическую станцию. За это время сменилось несколько поколений плат и стандартов. видеокарта интерфейс интегрированный дискретный.

1. Виды видеокарт:

Существуют два основных типа видеокарт: интегрированные и дискретные.

Интегрированные (встроенные) – являются неотъемлемой частью центрального процессора или материнской платы, так как встроены в них. Наличие интегрированного видео снижает стоимость и энергопотребление компьютера, однако такие видеокарты обладают ограниченной производительностью. У них зачастую отсутствует собственная видеопамять, поэтому они используют ОЗУ компьютера. Кроме этого, у интегрированной видеокарты нет отдельной системы охлаждения, что позволяет сэкономить пространство внутри системного блока или ноутбука. Такой тип видеокарт в основном используется в офисных и простых домашних компьютерах, где не требуется высокая мощность и производительность.

Дискретная видеокарта – это отдельная плата, устанавливаемая в специальный слот (PCI Expressx16) и содержащая в себе всё необходимое для полноценной работы. Это позволяет увеличить компьютеру производительность и использовать его для игр с высоким уровнем графики или работы с мощными графическими приложениями. У дискретных видеокарт имеется собственная видеопамять. Их главными недостатками являются дороговизна и потребление большого количества энергии, что играет важную роль для ноутбуков.

2. Основные характеристики видеокарт:

1.Интерфейс – служит для передачи данных между 3D–ускорителем и центральным процессором. В настоящее время стандартом является шина PCI Express (PCI–E) разных версий, хотя пока еще можно встретить устаревший интерфейс AGP. Физически реализован в виде слота на материнской плате компьютера, куда устанавливается дискретный видеоадаптер. Видеокарты AGP и PCI–E несовместимы друг с другом, поэтому слоты для их установки расположенные на материнской плате имеют разные физические размеры, исключающие случайную установку «чужой» видеокарты. В свою очередь разные версии интерфейса PCI Express совместимы между собой, но каждая следующая версия интерфейса имеет вдвое большую пропускную способность. Если видеоадаптер имеет интерфейс PCI– E 2.0, а установлен в слот PCI–E 1.0, то работать он будет как PCI–E 1.0. Последняя на данный момент версия PCI–E 3.0, но в будущем ожидается появление PCI–E 4.0.

2.Тактовая частота видеопроцессора – сильно влияет на производительность видеоадаптера, чем она выше, тем быстрее он работает и тем больше его тепловыделение. Именно поэтому, увеличение рабочей частоты GPU является одним из способов разгона видеокарты. Однако надо иметь в виду, что сравнивать в лоб разные модели видеокарт по данному параметру не совсем правильно, поскольку это будет справедливо только для моделей, построенных на одинаковом чипе, в противном случае в дело вмешивается архитектура чипа. Измеряется частота в мегагерцах.

3.Частота видеопамяти – измеряется в мегагерцах, и чем она выше, тем быстрее работает подсистема памяти. Так же является одним из способов ускорить работу видеокарты.

5.Объем видеопамяти – сколько памяти установлено на плате и доступно для хранения данных. В настоящее время измеряется в мегабайтах или гигабайтах и чем ее больше, тем лучше. Однако на самом деле не все так просто, поскольку есть определенный предел, после которого дальнейшее наращивание объема памяти не приводит к увеличению скорости работы. Объясняется это довольно просто, всегда есть определенный объем данных, требуемый для работы. Он разный в каждый момент времени и зависит от используемых программ и настроек. Когда объем памяти установленный в 3D–ускорителе превышает объем данных требуемых для работы, то дальнейшее увеличения объема видеопамяти не приводит к ускорению работы.

6.Тип видеопамяти – сейчас используется несколько типов оперативной памяти применяющиеся в видеокартах. В современных видеокартах может применяться как DDR так и специально разработанная для использования в видеокартах память типа GDDR. Мы не будем вдаваться в технические моменты, отметим только, что чем более современный тип памяти, тем выше скорость ее работы. Самая быстрая на сегодняшний день это GDDR5, но она и самая дорогая, поэтому применяется в видеокартах верхнего ценового сегмента. Наиболее массовой является GDDR3.

7.Ширина шины памяти – имеет большое влияние на пропускную способность памяти и следовательно на общую производительность видеокарты. Определяется числом бит данных передаваемых за один цикл. Чем ширина шины памяти больше, тем выше скорость работы. В очень дешевых видеокартах ширина шины обычно 64 или 128 бит, а в топовых 256 бит и выше.

8.Версия DirectX – интерфейс программирования приложений, обеспечивающий взаимодействие программ с железом компьютера и активно используется при создании компьютерных игр. В зависимости от версии DirectX поддерживаемой видеокартой, будут доступны различные режимы

3. Принцип работы видеокарты

Центральный процессор, работающий в связке с программным обеспечением, посылает информацию об изображении на видеокарту. Видеокарта решает, как расположить пиксели на экране, чтобы создать правильное изображение. После чего она посылает подготовленную информацию на монитор через соединительный кабель.

Создание изображения из двоичных данных является достаточно требовательным процессом. Например, чтобы сделать 3–х мерное изображение, графическая карта в первую очередь создает структуру изображения из прямых линий, затем проводит растрирование (заполнение пикселями), изображения, добавляет освещение, структуру и цвет. Для быстро изменяющихся видеоигр компьютер должен пройти этот процесс приблизительно шестьдесят раз в секунду. Без графической карты, чтобы выполнить необходимые вычисления, нагрузка на процессор была бы слишком большой, что бы приводило к зависанию картинки на мониторе, или другим системным сбоям.

Для выполнения своей функции графическая карта, использует ряд основных составляющих её компонента:

– Порт соединения с материнской платой (AGP, PCI–E) для передачи данных и управления.

– Процессор (GPU), чтобы решить, что сделать с каждым пикселем на экране.

– Память (VRAM), чтобы держать информацию о каждом пикселе и временно хранить сформированные изображения.

– Вывод на монитор (VGA, DVI), чтобы видеть окончательный результат. На рис. 9 приведена видеокарта.

Рис. 9. Видеокарта

 Оптический привод

Оптический привод – устройство для чтения дисков. Когда их всех называли CD-ROM'ами, теперь DVD-ROM’ами, эти названия не совсем верны. В основном в продаже, так же как и в компьютерах устанавливают DVD-RW, это устройство которое читает CD-, DVD-диски, а также их записывает. Кстати, CD-ROM и DVD-ROM – это устройства, которые могли только читать CD- и DVD-диски соответственно. Как я и сказал ранее, в основном, устанавливают на компьютеры пишущий DVD-RW, но есть и другие приводы, например, BD-ROM (Blue-ray Disk) – он читает все и пишет все, а если это устройство для записи BD-дисков пишет и их. В названиях оптических приводов вы можете встретить приставки: ROM – устройство для чтения, RW – записи, RAM – запись RAM-дисков (диски с высокой ценой и более долгим сроком службы). На рис. 10 приведен оптический привод.

Рис. 10. Оптический привод

1.1.10 Картридер

Картридер - это устройство, позволяющее считывать информацию с карт памяти различных устройств: мобильных телефонов, цифровых фотоаппаратов, карманных компьютеров и других. На рис. 11 приведен картридер.

Рис. 11. Картридер

    1. Внешние компоненты

Внешние компоненты – компоненты которые размещаются вне корпуса компьютера и подключаются к нему через различные интерфейсные разъемы.

Внешние компоненты:

  1. Мышь.
  2. Клавиатура.
  3. Монитор.
  4. Принтер.

Манипулятор (мышь)

Компью́терная мышь – координатное устройство для управления курсором и отдачи различных команд компьютеру. Управление курсором осуществляется путём перемещения мыши по поверхности стола или коврика для мыши. Клавиши и колёсико мыши вызывают определённые действия, например: активация указанного объекта, вызов контекстного меню, вертикальная и горизонтальная (в специализированных мышках) прокрутка веб-страниц, окон операционной системы и электронных документов.

Традиционная мышь представляет собой небольшое устройство, которое удобно ложится под руку. В верхней части устройства расположены управляющие кнопки (обычно их три, причем часто роль третьей кнопки исполняет колесо прокрутки или скроллинга), позволяющие задавать начало и конец движения, осуществлять выбор меню и т.п. На рис. 12 приведен манипулятор (мышь).

Рис. 12. Манипулятор (мышь).

1.2.2 Клавиатура

Клавиатура служит для ввода информации в компьютер и подачи управля–ющих сигналов. Она содержит стандартный набор алфавитно–цифровых клавиш и некоторые дополнительные клавиши – управляющие и функциональные, клавиши управления курсором, а также малую цифровую клавиатуру.

Курсор – светящийся символ на экране монитора, указывающий по–зицию, на которой будет отображаться следующий вводимый с клавиатуры знак.

Все символы, набираемые на клавиатуре, немедленно отображаются на мониторе в позиции курсора.

Наиболее распространена сегодня 101–клавишная клавиатура c рас–кладкой клавиш QWERTY (читается “кверти”), названная так по клавишам, расположенным в верхнем левом ряду алфавитно–цифровой части клавиатуры:

Такая клавиатура имеет 12 функциональных клавиш, расположенных вдоль верхнего края. Нажатие функциональной клавиши приводит к по–сылке в компьютер не одного символа, а целой совокупности символов.

Функциональные клавиши могут программироваться пользователем. Например, во многих программах для получения помощи (подсказки) за–действована клавиша F1, а для выхода из программы – клавиша F10.

Управляющие клавиши имеют следующее назначение:

Enter – клавиша ввода;

Esc (Escape – выход) клавиша для отмены каких–либо действий, вы–хода из программы, из меню и т.п.;

Ctrl и Alt – эти клавиши самостоятельного значения не имеют, но при нажатии совместно с другими управляющими клавишами изменяют их действие;

Shift (регистр) – обеспечивает смену регистра клавиш (верхнего на нижний и наоборот);

Insert (вставлять) – переключает режимы вставки (новые cимволы вводятся посреди уже набранных, раздвигая их) и замены (старые символы замещаются новыми);

Delete (удалять) – удаляет символ с позиции курсора;

Back Space или – удаляет символ перед курсором;

Home и End – обеспечивают перемещение курсора в первую и по–следнюю позицию строки, соответственно;

Page Up и Page Down – обеспечивают перемещение по тексту на одну страницу (один экран) назад и вперед, соответственно;

Tab – клавиша табуляции, обеспечивает перемещение курсора вправо сразу на несколько позиций до очередной позиции табуляции;

Caps Lock – фиксирует верхний регистр, обеспечивает ввод пропис–ных букв вместо строчных;

Print Screen – обеспечивает печать информации, видимой в текущий момент на экране.

Длинная нижняя клавиша без названия – предназначена для ввода пробелов.

Клавиши , , и служат для перемещения курсора вверх, вниз, влево и вправо на одну позицию или строку.

Малая цифровая клавиатура используется в двух режимах – ввода чисел и управления курсором. Переключение этих режимов осуществляется клавишей Num Lock.

Клавиатура содержит встроенный микроконтроллер (местное устрой–ство управления), который выполняет следующие функции:

– последовательно опрашивает клавиши, считывая введенный сигнал и вырабатывая двоичный скан–код клавиши;

– управляет световыми индикаторами клавиатуры;

– проводит внутреннюю диагностику неисправностей;

– осуществляет взаимодействие с центральным процессором через порт ввода–вывода клавиатуры.

Клавиатура имеет встроенный буфер – промежуточную память ма–лого размера, куда помещаются введённые символы. В случае переполне–ния буфера нажатие клавиши будет сопровождаться звуковым сигналом – это означает, что символ не введён (отвергнут).

Работу клавиатуры поддерживают специальные программы, "заши–тые" в BIOS, а также драйвер клавиатуры, который обеспечивает возможность ввода русских букв, управление скоростью работы клавиатуры и др. На рис. 13 приведена клавиатура.

Рис. 13. Клавиатура

Монитор

Дисплей (монитор) – основное устройство для отображения информации, выводимой во время работы программ на ПЭВМ. Дисплеи могут существенно различаться; от их характеристик зависят возможности машин и используемого программного обеспечения. Различают дисплеи, пригодные для вывода лишь алфавитно–цифровой информации, и графические дисплеи.

Другой важный признак – возможность поддержки цветного или только монохромного изображения. Важными техническими параметрами являются текстовой формат и разрешающая способность изображения. Текстовой формат (в текстовом режиме) характеризуется числом символов в строке и числом текстовых строк на экране. В графическом режиме разрешающая способность задается числом точек по горизонтали и числом точечных строк по вертикали.

Другой характерный параметр – количество поддерживаемых уровней яркости в монохромном режиме и соответственно количество цветов при цветном изображении. Не менее важным параметром является и размер экрана: он определяет различимость изображения в целом и четкость его отдельных элементов, в том числе букв и цифр.

Указанные параметры зависят как от конструкции экрана, так и от схемы управления, сосредоточенной в системном блоке. В настоящее время в большинстве случаев применяется схема формирования изображения на основе растровой памяти (bit mapping). Каждый элемент изображения – одна точка на экране дисплея – формируется из фрагмента растровой памяти, состоящего из 1, 2 или 4 бит. Информация, записанная в указанных битах, управляет яркостью (или цветом) точки на экране, а также ее миганием и другими возможными атрибутами.

Объем растровой памяти прямо связан с разрешающей способностью дисплея. Дисплею, к примеру, с двумя уровнями яркости и разрешающей способностью 640х200 точек требуется 26 Кбайт растровой памяти. Если же при этом необходимо управлять 16 цветами для каждой точки, требуемый объем растровой памяти составит не менее 64 Кбайт; а при двуцветном экране с разрешающей способностью 1024х1024 потребуется уже 132 Кбайт растровой памяти. При таком методе управления изображением знаки выводятся на экран при помощи специальных знакогенераторов – особых электронных схем, управляемых точечными матрицами, на которых формируется изображение каждого символа.

Дисплей подключается к системному блоку с помощью контроллера, чаще всего выполненного в виде отдельной платы (адаптеру), вставляемой в системный блок. Адаптер обычно содержит растровую память и схему управления. Кроме того, на нем размещается микросхема ПЗУ, в которой записываются образы знаковых матриц, выводимых на экран. Сменив эту микросхему, можно тем самым изменить знакогенератор. Контроллер согласуется с типом дисплея, для которого он предназначен. Наиболее часто в IBM–совместимых ПЭВМ используются мониторы типа VGA или SVGA, а в более ранних моделях – CGA, EGA, Hercules.

В профессиональных ПЭВМ широко применяются цветные мониторы с очень высоким разрешением (1024х1024 и 2048х2048 точек) и возможностью получения изображений из 4096 базовых цветов, что обеспечивает до 16 млн. оттенков.

Пользователи ПЭВМ проводят в непосредственной близости от работающих дисплеев многие часы подряд. В связи с этим фирмы – производители дисплеев усилили внимание к оснащению экранов дисплеев специальными средствами защиты от всех видов воздействий, которые негативно сказываются на здоровье пользователя. На рис. 14 приведен монитор.

Рис. 14. Монитор (устройство)

1.2.4 Принтер

Принтер (printer) – устройство для печати на бумаге черно – белого или цветного текста либо изображения. В ПЭВМ используются матричные, лепестковые, струйные и лазерные принтеры.

Матричные принтеры наиболее распространены. Печатаемые знаки синтезируются в матричных принтерах при помощи игольчатой матрицы (головки), двигающейся вдоль каждой печатаемой строки по специальной направляющей и ударяю­щей по красящей ленте. Чаще всего применяются принтеры с 9–и 24–игольчатыми головками. Эти принтеры позволяют получить вполне приемлемое для большинства приложений качество печати, в том числе за счет многократных проходов при печати одной строки с небольшими смещениями.

Вместе с тем это снижает и без того невысокую скорость печати. Недостатком матричных принтеров следует считать и довольно значительный уровень производимого при печати шума.

Важной характеристикой матричного принтера, также указываемой в его паспорте, являются количество и виды встроенных шрифтов и возможность печати кириллицы. Вместе с тем большинство современ­ных программных систем обработки текстов (Word, Word.for Windows, Word Perfect, Lexicon и др.) включают специальные "загружаемые" шрифты (soft fonts).

Качество печати, обеспечиваемое матричными принтерами, практически не уступает качеству, обеспечиваемому пишущей машинкой, однако оно совершенно недостаточно при работе с графикой, а также для изготовления оригинал–макетов, которые можно было бы использовать в полиграфии.

Лазерные принтеры обладают многообразными возможностями печати, обеспечивают ее высокое качество при значитель­ной скорости.

Лазерные принтеры имеют собственный расширяемый блок памяти. Они позволяют масштабировать шрифты, широко использовать "загружаемые" шрифты. "Паспортная" скорость печати у различных моделей лазерных принтеров, как правило, колеблется от 4 до 16 страниц в минуту. Вместе с тем эта скорость зависит от объема собственной памяти принтера и может заметно сократиться при ее недостатке для конкретной печатаемой информации.

Лазерные принтеры используют исключительно листовую бумагу (форматов А4, A3 и др.), в связи с чем существенное значение приобретает емкость подающего бумагу лотка, так как от нее зависит скорость работы принтера: бумагу необходи­мо периодически подкладывать в лоток вручную. Недостатком лазерных принтеров являются довольно жесткие требования к качеству бумаги – она должна быть достаточно плотной (обычно не менее 80 г) и не должна быть рыхлой, недопустима печать на бумаге с пластиковым покрытием и т.д.

Особенно эффективны лазерные принтеры при изготовлении оригинал–макетов книг и брошюр, рекламных проспектов, деловых писем и иных материалов, требующих высокого качества. Они позволяют с большой скоростью печатать графики, рисунки.

В последние годы появилась целая гамма лазерных принтеров, обеспечивающих не только черно–белую, но и многокрасоч­ную цветную печать.

Даже самые простые модели лазерных принтеров в пять – десять раз дороже средних моделей матричных принтеров, а цена цветных лазерных принтеров более чем стократно пре­восходит цену матричных. Весьма дороги и сменные картриджи, содержащие красящий порошок. Все это делает лазерные принтеры малопригодными для изготовления значительных тиражей, поскольку печать одного листа обходится существен­но дороже ксерокопии.

В последние годы все более широкое распространение среди пользователей ПЭВМ получают струйные принтеры. Этот тип принтера занимает промежуточное положение между матричными и лазерными принтерами. Струйные принтеры, являясь, как и матричные, построчно печатающими, обеспечивают качество печати, приближающееся к качеству лазерных принтеров. Они просты в эксплуатации и работают практически бесшумно. При работе под управлением соответствующих программных средств струйные принтеры позволяют печатать вполне удовлетворительные по качеству графические мате­риалы. Вместе с тем скорость печати, обеспечиваемая струйными принтерами, ненамного превосходит скорость печати матричными принтерами, а их стоимость – в два–три раза выше. Струйные принтеры вполне успешно применяются во всех случаях, когда скорость печати и качество не являются критическими факторами. Красящая жидкость ("чернила") для струйных принтеров помещается в специальных компактных картриджах. Она производится нескольких цветов, так что простой заменой картриджа можно обеспечить печать многоцветных изображений. На рис. 15 приведен принтер.

Рис. 15. Принтер

1.2.5 Акустическая система (Колонки)

Ответственность за качество звучания несут акустические системы (колонки). Внешнее отличие колонок незначительно. Но "начинка" у них будет отличаться друг от друга.

Параметры акустических систем:

Мощность колонок

(измеряется в ваттах, Вт). В характеристиках, как правило указывают суммарную мощность колонок и очень часто возможно встретить такую запись: 2х20 Вт. Реальная мощность средних колонок составляет 10-30 Вт. Также надо различать реальную и пиковую мощность. На колонках производитель очень часто пишет пиковую мощность (150-200 Вт).

Расположение колонок

Как правило, принято их ставить по обе стороны от монитора, это выглядит симметрично и довольно красиво. Но при расположении акустической системы очень важно понять, что колонки - это не декорация, а источник извлечения звука, поэтому для получения лучшего эффекта звучания желательно устанавливать их таким образом, чтобы находится на расстоянии в полтора раза больше от них, чем расстояние между самими колонками.

Частотные характеристики

Можно сказать один из главных показателей. Самый идеальный диапазон частот, которые необходимо поддерживать колонкам составляет от 20 до 20 000 Гц. Это как раз соответствует тому диапазону частот, которые воспринимает человеческое ухо. Ценителям хорошего звучания, пожалуй целесообразно выбирать колонки в комплекте из 3-х штук и более с использованием сабвуфера, который всегда берет на себя определенный диапазон частот (порядка 20-200 Гц).

Специальные возможности

Очень часто в современных колонках используются специальные возможности и дополнение, например такие, как 3D-звучание, Dolby Surround. Как правило, польза от таких дополнений только в том случае, если имеются относительно мощные и дорогостоящие комплексы. В остальных же случаях пользы не много. На рис. 16 приведены колонки.[5]

Рис. 16. Колонки

Практическая часть

    1. Сборка компьютера

Инструкция по сборке ПК

Основные компоненты сборки:

  1. Корпус с установленным в нем блоком питания.
  2. Материнская плата с документацией к ней.
  3. Процессор.
  4. Кулер для процессора.
  5. Модули оперативной памяти.
  6. Дисковод для гибких дисков.
  7. Привод CD – RW.
  8. Жесткий диск.
  9. Видеокарта.
  10. Звуковая карта.
  11. Монитор.
  12. Клавиатура.
  13. Мышь.

Инструменты:

  1. Крестовая отвертка.
  2. Плоская отвертка.
  3. Пинцет.
  4. Термопаста, которой заполняют пространство между процессором и радиатором кулера, для того что бы обеспечить передачу максимального количества тепла.
  5. Набор винтиков разного типа для крепления элементов компьютера к корпусу.
  6. Комплект шлейфов IDE (для подключения жесткого диска, а так же приводов CD–ROM/DVD–ROM и CD–RW).
  7. Шлейф для подключения дисковода формата 3,5.
  8. Аудиокабель для подключения аудиовыхода.[6]
      1. Подготовка корпуса к установке компонентов

1. Снять стенки корпуса. Повернуть корпус к себе задней частью и отвернуть винты, держащие крышку или стенки.

2. Снять переднюю панель корпуса. Она пластмассовая, а не железная и держится на защелках. Потянуть ее на себя не прилагая серьезных усилий. Если просто так крышка не отсоединяется посмотреть, какими защелками она крепится к каркасу корпуса и пальцем отжать их.

2.1.2 Установка материнской платы

1. Дотронуться до батареи центрального отопления что бы снять с себя возможный электростатический заряд.

2. Расположить материнскую плату внутри корпуса, так что бы отверстия на материнской плате и на корпусе совпадали.

2.1.3 Установка компонентов на материнскую плату

1. Положить материнскую плату на твердую поверхность.

2. Найти на плате разъем для процессора. Сбоку к разъему крепится небольшой рычажок. Приподнять его.

3. Правильно сориентировать процессор, не прилагая никаких усилий вставить в разъем. Опустить рычажок.

4. Нанести на процессор небольшой слой термопасты.

5. Найти на кулере небольшую выемку и на процессоре. При установке кулера выемки должны совпадать.

6. Выбрать разъем для модулей памяти (DDR1,DDR2,DDR3).

7. Найти выемку на модуле памяти. Сориентировать модуль памяти так, что бы выемки на нем совпадали с выступами на разъеме.

8. Найти на материнской плате маленькие пластмассовые фиксаторы. Развести их в крайнее положение. Установит модуль памяти в разъем, надавить на него сверху, с обоих концов, что бы он плотно вошел в разъем. Закщелкнуть фиксаторы.

9. Установить материнскую плату в корпус. Закрепить винтами.

10. Поставить графический ускоритель в разъем AGP. Закрепить графический ускоритель на задней стенке корпуса, прикрутив к ней винтом.

11. Звуковую карту и все оставшиеся устройства подключить к имеющимся на материнской плате разъемам PSI.

2.1.4 Подключение жесткого диска и дисководов

Найти малые внутренние отсеки и установить в них жесткий диск и дисковод для гибких дисков. Прикрепить их к каркасу с помощью винтов. При установке CD–ROM нужно оставить небольшое пространство сверху и особенно снизу, для охлаждения диска воздушным потоком.

2.1.5 Подключение проводов

Посмотреть на провода с разъемами, идущие от блока питания. Отделить провода с четырехконтактными разъемами. Присоединить такие разъемы к дисководу для гибких дисков, жесткому диску, приводам CD–ROM/DVD–ROM и CD–RW.

Подсоединение питания к материнской плате. Найти провода с 20–контактным разъемом на конце и подсоединить его к разъему на материнской плате.

Подсоединить шины к CD–ROM/DVD–ROM и CD–RW и к материнской плате.

2.1.6 Подключение аппаратной части

Подключить мышь в разъем PS/2 (зеленый). Подключит клавиатуру к разъему PS/2 (фиолетовый). Подключит монитор к разъему DVI или VGA, смотря какой вход.

  1. Охрана труда и охрана окружающей среды
  2. 3.1 Анализ факторов, влияющих на безопасность труда оператора ЭВМ

Безопасность жизнедеятельности – это наука о комфортном и безопасном взаимодействии человека со средой обитания; обеспечение комфортных условий деятельности человека на всех стадиях его жизненного цикла и нормативно допустимых уровней воздействия негативных факторов на человека и природные условия. Обеспечение безопасности труда и отдыха способствует снижению травматизма и заболеваемости в условиях необходимых факторов среды обитания.

По мере развития промышленности, энергетики и средств транспорта, антропогенное загрязнение биосферы, обусловленное жизнедеятельностью человека, непрерывно возрастает. Полностью безопасных и безвредных производств не бывает. Современное промышленное производство связано с использованием сложных технологических процессов и разнообразного оборудования, являющихся источниками физических, химических и других факторов, оказывающих прямое и косвенное влияние на безопасность, здоровье и работоспособность человека.

В помещении, где эксплуатируется ЭВМ, могут возникнуть следующие опасные и вредные факторы:

– электромагнитное излучение от экрана дисплея ПЭВМ;

– повышенный уровень шума при работе ПЭВМ и периферийных устройств;

– повышенная или пониженная температура;

– повышенная или пониженная влажность воздуха;

– повышенное значение напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека.

  1. 3.1.1 Обеспечение безопасных условий на рабочем месте при эксплуатации ЭВМ

3.1.2 Характеристика шума

Повышенный уровень шума, возникающий при работе персональной ЭВМ и периферийных устройств, вредно воздействует на нервную систему человека, снижая производительность труда, способствуя возникновению травм. При длительном воздействии шума на организм человека происходят нежелательные явления: снижается острота слуха, повышается кровяное давление.

Кроме того, наблюдается влияние шума на общее состояние человека, такое, как возникновение чувства неуверенности, стесненности, плохого самочувствия.

Для снижения уровня шума в помещении, где эксплуатируется вычислительная техника, необходимо провести:

  • акустическую обработку помещения (звукоизоляция стен, окон, дверей, потолка; установка штучных звукопоглотителей);
  • мероприятия по уменьшению уровня шума в источнике;
  • размещение более тихих помещений вдали от шумных;
  • мероприятия по борьбе с шумом на пути его распространения (звукоизолирующие ограждения, кожухи и экраны).[7]

Уровень шума на рабочем месте должен соответствовать требованиям ГОСТ 12.1.003-83. Согласно данному стандарту уровень звукового давления в октавных полосах со среднегеометрическими частотами на постоянных рабочих местах программистов и операторов при продолжительности шума более четырех часов должен соответствовать данным таблицы 1.

Таблица 1

Вид трудовой деятельности

Среднегеометрические частоты октавных полос, Гц

31,5

63

125

250

500

1000

2000

4000

8000

Уровень звукового давления, дБ

Программирование и эксплуатация ЭВМ

86

71

61

54

49

45

42

40

38

3.1.3 Характеристика электромагнитных полей

В процессе эксплуатации вычислительных машин в результате работы различных частей и устройств ЭВМ, а именно: блока питания, монитора, радиодеталей, находящихся на платах в системном блоке, возникают электромагнитные поля, которые оказывают вредное воздействие на работающего. Электромагнитное воздействие зависит от ряда факторов:

  • напряженности электрического поля;
  • напряженности магнитного поля;
  • частоты электромагнитных колебаний.

Электромагнитные поля вызывают поляризацию молекул, из которых состоит тело человека, нарушение циркуляции жидкости, нагрев тканей. При воздействии полей, имеющих напряженность выше предельно допустимого уровня, нарушается циркуляция жидкости, работа нервной системы, органов дыхания и пищеварения, изменяются некоторые биохимические показатели крови и структура электрических потенциалов.

Ослабление мощности электромагнитного поля можно достичь следующими способами:

  • увеличить расстояние между источником электромагнитного поля и рабочим местом;
  • установить поглощающий или отражающий экран между источником электромагнитного поля и рабочим местом.

Величина напряженности в помещении, где предусматривается эксплуатировать программное обеспечение должна соответствовать ГОСТ 12.1.006–84.

3.1.4 Характеристика запыленности

Повышенная запыленность рабочей зоны приводит к оседанию пыли на экране дисплея и на коже человека из–за электростатического поля, возникающего при облучении экрана потоком заряженных частиц. Электризованная пыль вызывает раздражения кожи и слизистой оболочки глаз. При длительной работе с компьютером может начаться кожное воспаление.

Требуемое состояние воздуха рабочей зоны обеспечивается выполнением следующих мероприятий:

  • применение вентиляции (в данном случае приточная вентиляция);
  • кондиционирование воздуха;
  • проведение влажной уборки в помещении, где эксплуатируется вычислительная техника.

Воздух рабочей зоны должен соответствовать требованиям ГОСТ 12.1.005–88.

3.1.5 Характеристика электробезопасности

В качестве источника питания для эксплуатации разрабатываемого в рамках дипломного проекта АРМ на ПК АТХ используется переменное напряжение сети 220В с частотой 50 Гц. При наличии открытых токоведущих частей устройств вычислительной техники, находящихся под напряжением, появляется опасность поражения работающих электрическим током.

Причины поражения человека электрическим током:

  • случайное прикосновение или приближение на опасное расстояние к токоведущим частям, находящимся под напряжением;
  • появление напряжения на конструктивных металлических частях электрооборудования – корпусах, кожухах и т.п., в результате повреждения изоляции и других причин;
  • появление напряжения на отключенных токоведущих частях, на которых работают люди, вследствие ошибочного включения устройства.

Для исключения поражения человека током необходимо обеспечить:

  • недоступность токоведущих частей, находящихся под напряжением;
  • защитное разделение сети;
  • устранение опасности поражения при появлении на частях оборудования напряжения (заземление, зануление, защитное отключение).
  • Средства защиты от поражения электрическим током установлены ГОСТ 12.4.019–79.

IBM PC по способу защиты от поражения электрическим током удовлетворяет требованиям 1 класса ГОСТ 25861, ГОСТ 12.2.007.0 и ГОСТ Р 50377 – 92.

По обеспечению пожарной безопасности ПК соответствует требованиям ГОСТ 12.1.004.

По электробезопасности обслуживающего персонала ПК соответствует ГОСТ 25861 и ГОСТ Р 50377 – 92.

ПК является электрическим устройством, работающим от сети переменного тока 220В, а в мониторе напряжение питания достигает несколько десятков киловатт.

Поэтому чтобы предотвратить возможность поражения электрическим током, возникновение пожара и выхода из строя самого ПК необходимо соблюдать следующие меры предосторожности:

  • Запрещается во время работы ПК размыкать и замыкать разъёмные соединения.
  • Снимать крышку системного блока и проводить любые операции внутри корпуса, допускается только после полного отключения системного блока от электропитания.
  • Сетевые розетки, от которых питается ПК, должны соответствовать вилкам кабелей электропитания ПК и иметь заземляющий контакт.
  • Согласно правилам устройства электроустановок сопротивление заземляющего контакта должно быть не более 4 Ом.
  • Не допускается, чтобы сетевой шнур был скручен или чем–нибудь придавлен.
  • При использовании сетевого удлинителя суммарный ток, потребления всеми устройствами, подключёнными к удлинителю, не должен превышать максимально допустимого для этого удлинителя значения.
  • Запрещается закрывать жалюзи на кожухах посторонними предметами во избежание внутреннего перегрева.
  • Повторное включение проводится не ранее чем через 20 секунд после выключения.
  • Не эксплуатируйте ПК при температуре выше допустимой. После включения убедитесь, что вентилятор в блоке питания работает.[8]

Заключение

Я провел колоссальную работу, изучил устройство персонального компьютера и его основных компонентов. С каждым компонентом провел отдельные работы по более подробному их изучению. Научился правильно собирать и разбирать корпус, устанавливать все компоненты на материнскую плату, подключать все периферийные устройства. Изучил все особенности которые могут встречаться в конструкции ПЭВМ. Проведя эту работу я понял, что достиг своей цели, которую я ставил перед собой когда начинал делать работу.

Библиографический список

        1. Ватаманюк, Александр Апгрейд, ремонт и обслуживание компьютера / Александр Ватаманюк. - М.: Питер, 2013. - 367 c.
        2. Газаров, Артур Сборка и ремонт ПК своими руками. / Артур Газаров. - М.: Питер, 2018. - 584 c.
        3. Гребенюк, Е. И. Технические средства информатизации / Е.И. Гребенюк, Н.А. Гребенюк. - М.: Academia, 2013. - 352 c.
        4. Елепин, А. П. Компьютерные информационные технологии. Теоретические основы профессиональной деятельности. Учебное пособие / А.П. Елепин, С.В. Соколова. - М.: Академкнига/Учебник, 2011. - 160 c.
        5. Киселев С. В.. Аппаратные средства персонального компьютера / С. В. Киселев и др. - М.: Академия, 2011. - 990 c.
        6. Ленкевич, Л. А. Персональный компьютер в работе секретаря / Л.А. Ленкевич, М.Ю. Свиридова. - М.: Academia, 2010. - 620 c.
        7. Партыка, Т. Л. Периферийные устройства вычислительной техники / Т.Л. Партыка, И.И. Попов. - М.: Форум, 2012. - 432 c.
        8. ПК, Мир Журнал «Мир ПК» №01/2016 / Мир ПК. - М.: Открытые Системы, 2018. - 558 c.
        9. Ревич, Юрий 1001 совет по обустройству компьютера / Юрий Ревич. - М.: БХВ-Петербург, 2015. - 686 c.
        10. Сидоров, В. Д. Аппаратное обеспечение ЭВМ / В.Д. Сидоров, Н.В. Струмпэ. - М.: Академия, 2012. - 336 c.
        11. Сидоров, В. Д. Аппаратное обеспечение ЭВМ. Учебник / В.Д. Сидоров, Н.В. Струмпэ. - М.: Academia, 2014. - 336 c.
        12. Системы, Открытые Журнал Computerworld Россия №03/2017 / Открытые системы. - М.: Открытые Системы, 2019. - 377 c.
        13. Соломенчук, Валентин Аппаратные средства персональных компьютеров. Самоучитель / Валентин Соломенчук. - М.: БХВ-Петербург, 2014. - 478 c.
        14. Старков, В. В. Архитектура персонального компьютера. Организация, устройство, работа / В.В. Старков. - М.: Горячая линия - Телеком, 2009. - 538 c.
        15. Струмпэ, Н. В. Аппаратное обеспечение ЭВМ. Практикум / Н.В. Струмпэ, В.Д. Сидоров. - М.: Академия, 2011. - 160 c.
        16. Трофимов, В. В. и др. Информационные технологии. Учебник. В 2 томах. Том 2 / Трофимов, В. В. и др. - М.: Юрайт, 2016. - 392 c.
  1. Журнал «Мир персонального компьютера» // Мир ПК. - М.: Открытые Системы, 2019. №01 - 149 c.
    С. 67-68.

  2. Газаров А.М. Сборка и ремонт ПК своими руками. / А.М. Газаров - М.: Питер, 2018. - 584 c. -
    С.365-166.

  3. Киселев С. В.. Аппаратные средства персонального компьютера / С. В. Киселев и др. - М.: Академия, 2019. - 990 c. - С. 181-183.

  4. Ревич Ю.А. 1001 совет по обустройству компьютера / Ю.А. Ревич. - М.: БХВ-Петербург, 2019. - 686 c – С. 145-147.

  5. Киселев С. В.. Аппаратные средства персонального компьютера / С. В. Киселев и др. - М.: Академия, 2019. - 990 c. - С. 42-44.

  6. Газаров А.М. Сборка и ремонт ПК своими руками. / А.М. Газаров - М.: Питер, 2018. - 584 c. – С.44

  7. Сидоров, В. Д. Аппаратное обеспечение ЭВМ / В.Д. Сидоров, Н.В. Струмпэ. - М.: Академия, 2019. - 336 c. – С.294-295.

  8. Ревич, Юрий 1001 совет по обустройству компьютера / Юрий Ревич. - М.: БХВ-Петербург, 2015. - 686 c.