Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

"Цветопроба и ее роль в технологическом процессе"

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Главной задачей репродукционного процесса является получение высококачественного изображения, обеспечивающего наилучшее воспроизведение оригинала и его информационного содержания с учетом возможности технологического процесса.

Значительная часть современной полиграфической продукции, особенно рекламной и сувенирной, выпускается в цвете. Без цветной печати невозможно представить ни качественных визитных карточек, ни каталогов продукции, ни носителей наружной рекламы.

Существует много способов и методик для контроля качества точности воспроизведения заранее оговоренного цвета, но наиболее часто в современном полиграфическом производстве используется цветная имитация будущего печатного оттиска, или цветопроба – распечатка эталонного изображения.

Цветопроба — незаменимый инструмент в современной полиграфии.

Цветопроба — это способ получить представление о цвете в будущем тираже. Она, фактически имитирует печатный процесс с точки зрения воспроизведения цвета.

Точность воспроизведения цвета зависит от многих технологических и естественных факторов и всегда является разумным компромиссом требований клиента по качеству с приемлемыми затратами.

Потребность в обсуждении понятия «цветопроба» и самого процесса, возникает в связи с тем, что иногда заказчик недоволен результатом цветопередачи на отпечатанной рекламной продукции - не те оттенки какого-то цвета, не та яркость, не те полутона и т.д.

Для повышения качества цветопередачи, необходимо понимать, как проконтролировать этот процесс, на каких стадиях следует произвести оценку возможных ошибок, учесть и исправить их.

Цветопробу не следует путать с пробной печатью, когда полностью воспроизводится печатный процесс.

Цветопроба (Proof, Color Proofing) представляет собой технологическую операцию, предназначенную для визуальной оценки ожидаемых результатов печати цветного изображения [4].

Соответственно своему назначению цветопроба может быть изготовлена практически на любой стадии допечатного процесса.

Изготовление цветопробы является контрольной точкой в технологическом процессе, в которой принимается решение – продолжать работу дальше или возвращаться назад и производить цветокоррекцию и доработку файлов.

Цель курсовой работы – проанализировать влияние цветопробы на получение высококачественного изображения, обеспечивающего наилучшее воспроизведение оригинала.

Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

1. Рассмотреть виды цветопроб используемых в полиграфии.

2. Изучить устройства, используемые для выполнения цветопроб, их достоинства и недостатки.

3. Ознакомиться с существующими методиками и общепринятыми практиками контроля точности цветопробы (измерение набора параметров) в полиграфии в соответствии со стандартом ISO 12647-2.

4. Провести сравнительный анализ качества цветовоспроизведения различных цветопробных устройств.

Предмет исследования: технологический процесс цветовоспроизведения изображения в полиграфии.

Объект: цветопроба - необходимый элемент получения высококачественного изображения.

Методы исследования: при написании работы, нами были использованы следующие методы исследования:

– теоретический метод, который позволил нам систематизировать фактический материал и выделить основные понятия, и изучить их по отдельности;

- метод анализа, который позволил нам проанализировать ряд литературных источников по теме работы и выявить основные, общие требования, предъявляемые к цветопробе и качеству цветовоспроизведения различных цветопробных устройств.

Структура: Курсовая работа состоит из Введения, 3-х глав, Заключения, Списка использованных источников

ГЛАВА 1. ЦВЕТОПРОБА – ИНСТРУМЕНТ ПРЕДСКАЗУЕМОЙ ПЕЧАТИ

1.1. Предпечатная подготовка изображения – этап технологического процесса

Важнейшим моментом во всех подготовительных к печати тиража процессах является печать пробного оттиска, поскольку именно его вы показываете заказчику. Он может быть использован в качестве документа для подтверждения правильности выполнения заказа, а также при разрешении различных конфликтных ситуаций.

До появления цветопробы в ее сегодняшнем виде для контроля качества цветоделенных фотоформ использовали хромоскоп и цветную фольгу [11].

Сегодня под термином «цветопроба» понимают, как собственно технологический процесс и устройства, предназначенные для этого, так и получаемое цветное изображение.

С помощью цветопроб можно получить лишь приблизительное представление о печатном оттиске, и не более того. Однако зачастую цветопробу рассматривают как отдельное устройство, которому либо доверяют на 100%, либо используют как некий атрибут современного полиграфического производства, не очень понимая суть происходящих процессов.

Цветопроба в реальном технологическом процессе преследует две основные цели:

- внутренний контроль подготовки цветных изображений;

- предъявление результата работы заказчику до печати тиража.

Место цветопробы, как технологической операции в процессе предпечатной подготовки неоднозначно. Она может быть включена после сканирования и цветокоррекции, сделана с окончательно сверстанных полос (но до вывода фотоформ), непосредственно с фотоформ, а также может быть произведена пробная печать с готовых печатных форм (рисунок 1).

C:\Users\User\Desktop\1.gif

Рисунок 1. Место цветопробы в технологическом процессе

Рассмотрим подробнее различные варианты проведения цветопробы, как операции, в процессе предпечатной подготовки:

1. Цветопроба непосредственно после сканирования и цветокоррекции.

Плюсы:

- оптимально по оперативности - если не годится, можно сразу исправить ошибки или даже заменить оригинал;

- экономично по времени, так как исключает повторное выполнение каких-либо манипуляций на дальнейших этапах.

Минусы:

- при использовании большинства видов оборудования потребуется вспомогательный монтаж нескольких иллюстраций на одну страницу - до формата соответствующего листа бумаги - но выигрыш все равно окажется больше.

2. Цветопроба с окончательно сверстанных полос, но до вывода фотоформ.

Плюсы:

- помимо цвета отдельных иллюстраций позволяет оценить цветовое решение полосы в целом - зачастую небольшие отклонения цвета кажутся вполне допустимыми, если рассматривать отдельные изображения, и «режут глаз», когда эти изображения оказываются рядом. Такая проба больше подходит для утверждения заказчиком;

- позволяет обнаружить многие другие огрехи, допущенные уже непосредственно при верстке.

3. Цветопроба непосредственно с фотоформ. Она применима лишь при наличии фотоформ - для выбравших технологии Computer to Plate или Digital Printing такой способ изготовления пробы явно нецелесообразен по экономическим соображениям. Впрочем, это во всех случаях самая дорогая цветопроба.

Экзотическим (во всяком случае, в России и пока) является использование цифровых печатных машин, работающих по принципу Print on Demand. Для таких производств отдельная цветопроба просто не нужна - достаточно отпечатать один экземпляр, чтобы получить абсолютно адекватное представление об ожидаемых результатах печати тиража [8].

Во всех остальных случаях говорить об абсолютной адекватности нельзя - цветопроба представляет собой лишь более или менее точную имитацию офсетного печатного процесса.

Цветопроба – это важный элемент предпечатного процесса. Она позволяет заказчику наглядно определить, каким будет результат печати.

Цветопроба – это распечатка фрагмента будущего тиража, которая отображает реальные оттенки всех цветов, используемых в вашем заказе. Этот документ служит ориентиром для корректирования цвета и для дальнейшей печати [17].

Распечатка представляет собой лист любого формата (его выбираете заказчик), на который наносятся изображение и цветовая палитра. Заказчик может выбрать свой «идеал» цветопередачи, под который подгоняются все оттенки.

Чтобы документ полностью соответствовал тому, что вы получите после печати тиража, нужно использовать специальные материалы и устройства.

Для цветопробы берётся бумага высокого качества и плотности, типографская краска применяется та же, что и в основной печати. Процесс осуществляется с помощью профессионального устройства печати.

Без цветопробы можно обойтись, но в этом случае возникает большой риск, т. к. изображение на мониторе компьютера или после печати на обычном принтере не всегда совпадает с тем, что получится на выходе из типографии.

Профессиональное оборудование более точно передаёт цвета и их оттенки, нежели домашние устройства. Множество нюансов, которые не были соблюдены на предпечатном этапе, могут привести к порче всего тиража.

Рассмотри наиболее часто встречающиеся проблемы, устраняемые на стадии цветопробы:

1. Недостаточная яркость картинки. На компьютере всё смотрелось красиво и сочно, а на выходе получилась тусклая обложка с нехваткой контрастов.

2. Замещение цветов. Иногда цвета замещают друг друга из-за программных особенностей – зелёный становится красным, синий – жёлтым, а тираж уход в мусорное ведро. На распечатке отчётливо видны все цветовые недоработки или их отсутствие. Все недочеты легко исправить на компьютере.

3. Паразитные рисунки и муары. С помощью цветопробы можно легко отследить и устранить паразитные рисунки и муары. Для этого необходимо контролировать качество используемой бумаги и красок.

1.2 Устройства, воспроизводящие цвет: основные свойства и характеристики

Цветопробные устройства создавались для имитации с наименьшими затратами будущего печатного оттиска. Было бы неправильно считать, что все цветопробные устройства воспроизводят цвет одинаково и дают полное представление о качестве будущей продукции.

Даже два отпечатка, сделанных один за другим, будут иметь различия, а что говорить о результатах, полученных с использованием различных видов цветпробных устройств.

Можно выделить следующие основные свойства устройств, воспроизводящих цвет:

1. Цветовой охват. Все устройства, воспроизводящие цвет, делают это по-разному, причем каждое устройство может воспроизвести только определенный набор цветов, называемый цветовым охватом, гамутом или локусом.

С появлением компьютерных технологий встал вопрос управления цветом и манипулированием цветовыми охватами. С этой целью стали использовать систему управления цветом CMS (Color Management System), которая позволяет согласовывать цветовые охваты различных устройств, записанные в ICC-профили.

2. Калибровка. Следует различать создание цветового профиля устройства и его калибровку. На практике понятие «калибровка» относится к внутренним тестам, заложенным в устройство компанией-производителем.

С помощью калибровки устройство выводится в рабочие режимы, то есть сигнал на входе приводится в соответствие сигналу на выходе. Например, измеренные относительные площади растровых точек на фотоформах должны совпадать с их номинальными значениями, в противном случае необходимо внести коррективы в настройки растрового процессора.

3. Красящие вещества и печатные основы. Имитация оттиска будет наиболее точной у тех устройств, которые используют красящие вещества (чернила и тонеры) и печатные основы, по своим спектральным и физическим характеристикам приближающиеся к используемым в полиграфическом процессе.

4. Профиль устройств. Качество имитации печатного оттиска будет зависеть также от используемых профилей устройств (монитора, цветопробного устройства и печатной машины). При отсутствии устройств профилирования с помощью цифровой цветопробы будет воспроизводиться интерпретация печатающим устройством цветов, заданных в прикладной программе, без учета цветовых охватов.

К цветопробным устройствам в принципе относится любое устройство, на котором можно получать цветное изображение. Поэтому во многих случаях очень сложно провести грань между профессиональными цветопробными устройствами и обычной оргтехникой, установленной в офисе.

В настоящее время существуют четыре вида цветопроб: экранная, цифровая, аналоговая и пробная печать. Начинается этот список с самой простой и дешевой цветопробы, а заканчивается наиболее технологически сложной и дорогой, но позволяющей получать результаты, наиболее приближенные к тиражным оттискам.

У каждого из видов цветопробных устройств есть свои достоинства и недостатки. Правильность выбора нужного устройства – тестирование.

При использовании цифровых печатных машин, работающих по технологии «из компьютера в печать» (Computer to print), цветопроба теряет первоначально заложенный в нее смысл и может осуществляться прямо в машине.

Рассмотрим вышеперечисленные виды цветопроб подробнее.

1.3 Виды цветопроб

Различают два вида цветопроб: экранную и на твердом носителе. За экранную цветопробу можно принять изображение на откалиброванном мониторе. Обычно это первичная цветопроба, призванная помочь оператору, занимающемуся цветоделением, правильно выполнить необходимую цветокоррекцию. При такой пробе можно говорить лишь о первоначальной оценке изображения.

Цветопробу на твердом носителе можно разделить на три вида: цифровую, аналоговую и пробную печать [11].

Рассмотрим подробнее указанные выше виды цветопроб.

  1. Экранная цветопроба

Как следует из названия, оператор оценивает изображение, получаемое на экране монитора. От того, насколько правильно воспроизводит монитор цвета и оттенки, будет зависеть правильность выполняемой цветокоррекции. Корректное воспроизведение цветов на мониторе тем сложнее, чем ниже класс монитора. В худшем случае не поможет даже правильно построенный профиль устройства.

Кроме того, синтез цвета на экране принципиально отличается от синтеза цвета в печатающих устройствах. В первом случае это аддитивный синтез (то есть монитор формирует все цвета и их оттенки путем сложения трех основных составляющих — красного, зеленого и синего); во втором — субтрактивный синтез (основанный на вычитании из падающего на окрашенный предмет света определенных длин волн).

При работах, связанных с высокими требованиями к качеству воспроизведения цвета (многокрасочная печать, включая специальные цвета и т.д.), следует использовать мониторы более высокого класса, нежели при работе с однокрасочной или двухкрасочной продукцией. При этом не стоит скупиться на приобретение приборной базы для построения ICC-профилей устройств.

Достоинства:

- самый быстрый вид цветопробы;

- для него не требуется печать, поэтому материальные затраты невелики;

- цвета и изображение выводятся на мониторе компьютера или иного устройства, поэтому отребование к экрану – точная калибровка по цвету для отображения фактических тонов;

- цветопроба позволяет оперативно вносить изменения в спектр в режиме реального времени.

Недостатки:

- каким бы хорошим ни был монитор, всегда возможны сильные искажения тонов;

- не получится проследить наличие мануаров, так как нет процесса печати;

- несовпадение видов цветовых палитр при печати и при отображении на экране. Типографии используют CMYK-цвета, тогда как электронное изображение представлено в RGB.

Вывод: Экранная цветопроба позволяет оперативно вносить изменения в спектр в режиме реального времени, она хороша для предварительной корректировки цветопередачи, но специалисты редко используют её в профессиональной полиграфии. Экранная цветопроба может использоваться в любительской полиграфии, когда нужно самостоятельно откалибровать цвета.

2. Цифровая цветопроба. Основу цифровой цветопробы составляет цифровое печатающее устройство, работающее по тому или иному принципу формирования изображения. К цифровым цветопробам принято относить электрофотографические, цветные, струйные, сублимационные и твердочернильные принтеры (рисунок 2).

C:\Users\User\Desktop\2.gif

Рисунок 2. Виды цифровых изображений

Все цифровые цветопробы соединены с компьютерными станциями и получают информацию в цифровом виде. В этом случае качество имитации печатного оттиска будет зависеть также от используемых профилей устройств (монитора, цветопробного устройства и печатной машины). При отсутствии устройств профилирования с помощью цифровой цветопробы будет воспроизводиться интерпретация печатающим устройством цветов, заданных в прикладной программе, без учета цветовых охватов [3].

Остановимся на основных технологиях получения цифровых цветопроб.

Струйная печать. Принцип работы устройств основан на формировании с помощью нагрева или пьезоэлектрического эффекта мельчайших капелек жидкого красителя и перенос их на носитель — бумагу или пленку. Для цветной печати в подобных устройствах может использоваться комплект из 3 или 4 красок (в некоторых моделях до 6 и 8). Краски струйного принтера сделаны на водной или водно-спиртовой основе, поэтому оттиск, отпечатанный таким способом, отличается низкой влагостойкостью.

Рабочее разрешение таких принтеров составляет от 300 до 1440 точек на дюйм.

Характерными недостатками струйной печати являются сильная зависимость качества изображения от свойств используемой бумаги и сложность имитации растровой структуры.

Данные принтеры могут, конечно, использоваться для получения цветопробы, но очень часто результаты бывают далеки от печатного оттиска. Однако существуют широкоформатные принтеры, использующие принцип струйной печати, например, Iris SmartJet (компании Scitex), на которых достигается хорошее приближение к печатному оттиску.

Сублимационная печать. Основа технологии сублимационной печати — процесс термической возгонки твердых чернил. Краска переходит в газообразное состояние и окрашивает носитель. Газообразное вещество проникает вглубь обрабатываемой поверхности и там конденсируется.

Под действием высоких температур поверхность окрашиваемого предмета начинает слегка плавиться. Частицы краски буквально спаиваются с верхними слоями материала. Получается рисунок, устойчивый к механическим воздействиям и стиркам. Печатать таким способом можно практически на любых предметах: интерьерных стойках, флагах, сумках, кружках, дипломах, текстиле.

Принтеры с использованием сублимационного (или термосублимационного) способа формирования изображения дают отпечатки с гладкими переходами цветов, напоминающие фотографические, вследствие чего подобные устройства печати устанавливаются в современных фотолабораториях. Сублимационные принтеры выпускают многие известные производители: Canon, Mimaki, Mitsubishi, HP, Epson.

При выборе принтера учитывается:

- размер рисунка (формат А1, А2, А3 и т.д.);

- наличие СНПЧ (системы непрерывной подачи чернил), в пластиковых баночках такого устройства вмещается на порядок больше чернил, чем в картриджах;

- количество цветов. Выбор стоит между 4 и 6 цветами палитры. Четырехцветные принтеры реже забиваются, зато шестицветные выдают более естественное изображение.

При этом способе печати вместо прямого наложения чернил или красок на бумагу применяются лавсановые пленки с красителем, испаряющимся при нагреве элементов печатной головки. Используемые краски должны быть прозрачными, так как после испарения и попадания на специальное покрытие бумаги они проникают в него и там частично смешиваются [17].

Виды сублимационной печати:

Прямая. Краски нагреваются и смешиваются внутри оборудования. Рисунок наносится непосредственно на готовое изделие. Обычно прямая печать используется для нанесения принта на ткань при изготовлении флагов, штор.

Есть две разновидности этой технологии:

Мокрая. Рабочая поверхность обрабатывается праймером (полиэфирной грунтовкой). С помощью струйного принтера, который наносит сублимационную краску, получается изображение. Используется в массовом производстве для печати крупных партий продукции.

Сухая. Используются бумага и лазерный принтер.

Непрямая (промежуточная). Другое название технологии — термотрансфер. Это двухфазный процесс, включающий в себя следующие стадии:

- печать зеркального изображения по силиконизированной бумаге для сублимации;

- перенос рисунка на изделие с помощью термопресса и термотрансферных чернил.

Технология хороша для мелкосерийного (от 1 шт.) производства. Такая печать может выполняться струйным, лазерным, офсетным, трафаретным способами, а также аппликацией.

Достоинство этого способа состоит в получении плавных цветовых переходов, создающих иллюзию фотографического отпечатка.

Недостатками же являются невозможность имитации растровой структуры и обязательное использование только определенной бумаги, сертифицированной компанией-производителем. Если поверхность бумаги не очень гладкая, переход красителя на бумагу может быть неполным.

Имитация различной степени растискивания возможна лишь с помощью соответствующего изменения плотности накладываемых красок и может задаваться с помощью программы.

Отпечатки характеризуются хорошей цветопередачей, благодаря тому, что термосублимационные принтеры имеют большой цветовой охват. Эти принтеры печатают, как правило, с физическим разрешением, не превышающим 300×300 точек на дюйм.

Твердочернильная печать. Твердые чернила — это материал на основе синтетических восков с добавлением красителя, отсюда и второе название этих принтеров — восковые. Брикеты такого красителя в принтере расплавляются, и расплав подается к печатающей головке, представляющей собой ряд инжекторов, переносящих микрокапли красителя на запечатываемый материал.

При соприкосновении с бумагой капли почти мгновенно застывают, что снимает проблемы возможного смешения красок, растекания их и впитывания в бумагу. Чернила обладают высокой насыщенностью, и поэтому устройства имеют большой цветовой охват.

Значения разрешения твердочернильных принтеров невысоки — 300×300 или 600×600 точек на дюйм, что является самым большим недостатком данной технологии печати. Вторым недостатком является невозможность имитации растровой структуры.

К преимуществу данной технологии относят возможность использования различных запечатываемых материалов, хороший цветовой охват и влагостойкость оттисков.

Электрофотографическая печать. В основу работы принтеров этого вида заложен принцип электрофотографии. Поверхность светочувствительного барабана или светочувствительной ленты сначала заряжается в электрическом поле коронного разряда. Затем с помощью управляемого луча определенные участки поверхности разряжаются, создавая скрытое изображение, проявляемое далее тонером одного из цветов.

При последовательном наложении всех четырех тонеров создается полноцветное изображение, переносимое под действием электростатического поля на бумагу.

Последняя операция — припекание тонера к бумаге. Разрешение принтеров высокое — обычно 1200×1200 точек на дюйм, причем эти принтеры могут имитировать растровую структуру.

Из недостатков данного способа следует назвать невозможность получения растровой точки с резкими краями. Поскольку частицы тонера велики, он расплывается под воздействием температуры и давления, что снижает резкость изображения. Эти принтеры обеспечивают не очень большой цветовой охват, и качество отпечатка получается немного ниже, чем на струйных или сублимационных.

Достоинства: Общие преимущества рассмотренных выше систем цифровой цветопробы следующие:

- оперативность получения цветопробы;

- удобство применения;

- относительно низкая стоимость изготовления отпечатков;

- возможность устранения ошибок на ранних этапах работы;

- при наличии достаточно развитых программных средств управлением цветом и измерительного оборудования возможно использование ICC-профилей устройств;

- используются специальные печатающие устройства, которые наилучшим образом передают цветовые оттенки;

- источником для вывода изображения служит любой цифровой файл, который является эталоном цвета по желанию заказчика;

- для оттиска документа требуется только типографская бумага, на которой планируется печать основного тиража, и те же краски;

- весь процесс не требует больших ресурсозатрат и сопоставим с печатью на обычном принтере;

- цветопроба может быть неконтрактной или контрактной, как пожелает клиент, при такой печати изображение легко откалибровать;

- возможны детальные настройки цвета, так как цветоподача регулируется прямо во время процесса печати.

Недостатки: Минусы цифрового типа цветопробы связаны с качеством оборудования. Наиболее достойные цветопробы можно получить только на профессиональных устройствах. Ещё один недостаток – это невозможность воспроизвести растровую точку.

Вывод: Особенность цифровой цветопробы состоит в том, что она выполняется с помощью печатающих устройств непосредственно с компьютера. В этом случае исключена стадия работы с фототехническим материалом, а также химико-фотографическая обработка. Это особенно актуально при использовании технологии CTP, не предусматривающей использование фотоформ.

В качестве устройств для получения цифровых цветопроб используются принтеры, различные по технологиям перенесения красочного пигмента на основу: принтеры, работающие по принципу термопереноса, сублимационные, струйные, лазерные и принтеры на твердых чернилах.

3. Аналоговая цветопроба. Этот вид цветопробы создавался, как альтернатива пробной печати, поэтому используемые пигменты наиболее приближены по своим свойствам к средним колориметрическим показателям стандартной красочной триады, а набор подложек имитирует наиболее популярные бумажные основы (мелованная, немелованная, глянцевая и т.д.).

Аналоговая цветопроба изготавливается с цветоделенных растрированных фотоформ и по своему месту в технологическом процессе находится ближе к печатному оттиску, нежели цифровая цветопроба. Естественно, что цена ошибки, обнаруженной на этой стадии (стоимость пленки, расходных материалов цветопробы, времени работы оператора), гораздо выше, чем в случае экранной или цифровой цветопробы.

Аналоговые цветопробы подразделяются на так называемые сухие и мокрые. Различие заключается в том, что в процессе получения оттиска в сухих цветопробах не используются никакие химические растворы — снятие пигмента с пробельных элементов осуществляется механическим способом. При мокрой цветопробе происходит химическое проявление.

Мокрая цветопроба. Технологию изготовления мокрой цветопробы рассмотрим на примере системы MatchPrint 2635 (рисунок 3) компании Imation.

C:\Users\User\Desktop\4.gif

Рисунок 3. Технология изготовления мокрой цветопробы

Система цветопробы MatchPrint 2635 содержит три составляющие: контактно-копировальную раму, процессор и расходные материалы. Процесс нанесения пигментов каждого цвета разбивается на три этапа: прикатка пигментной пленки, экспонирование и проявление (рисунок 4).

C:\Users\User\Desktop\5.gif

Рисунок 4. Процесс нанесения цветовых пигментов

Основными используемыми расходными материалами являются пленки цветов CMYK, основа, на которую наносятся цвета, матовая и полуматовая пленки, которые служат для снятия глянца, проявитель (слабощелочной раствор) и вода.

Контактно-копировальная рама компании 3М — обычное устройство с источником УФ-освещения, которую можно использовать и при изготовлении печатных форм.

Процессор представляет собой комбинированную установку, которая состоит из ламинатора с рабочей температурой 140º С и устройства для проявки отэкспонированного материала.

Используя различные пленки, можно достичь имитации растискивания в пределах 12-25%. Все пигментные пленки позволяют воспроизводить растровую структуру в диапазоне плотностей растровых точек от 2 до 98%.

Перед началом экспонирования цветоделенная фотоформа соответствующего цвета накладывается на пигментную термоклейкую пленку, уже нанесенную на основу, и прикрепляется скотчем. После этого такой «полуфабрикат» помещается в контактно-копировальную раму и экспонируется.

Экспозиция зависит от цвета пленки, мощности источника света, спектра его излучения и от расстояния до рабочей поверхности экспонирующего устройства.

Контроль экспозиции проводится по контрольным шкалам, содержащим микролинии различных размеров. После экспонирования пленка с основой пропускается через проявочный процессор. В процессе проявки пигментный слой, подвергшийся воздействию УФ-излучения, разрушается и смывается водой. В итоге изображение с цветоделенной пленки остается на основе. Далее все три этапа повторяются для каждой пигментной пленки (пурпурной, желтой и черной).

Для того чтобы изображение не поблекло под воздействием солнечных лучей, после проявления последнего (черного) пигмента проводится дополнительное экспонирование. Полученное изображение изначально имеет глянцевый эффект. Если необходимо получить матовую или полуматовую поверхность, соответствующая пленка накладывается на последний пигментный слой.

Сухая цветопроба. К сухим цветопробам относятся, например, AGFA PressMatch Dry и DuPont Chromalin Studio Sprint.

AGFA PressMatch Dry состоит из копировальной рамы с УФ-источником освещения, ламинатора, служащего для прикатки пигментных слоев к основе, и расходных материалов.

Процесс изготовления пробы состоит из трех операций, которые повторяются для каждой краски: прикатка пигментной пленки, экспонирование, отделение пленки от пигментного слоя (рисунок 5).

C:\Users\User\Desktop\6.gif

Рисунок 5. Процесс нанесения цветовых пигментов

Качество цветопробы AGFA PressMatch Dry соответствует стандартам европейской триады красок. Возможна имитация растискивания растровой точки от 17 до 22%.

DuPont Cromalin Studio Sprint (рисунок 6) — система «сухой» цветопробы, которая состоит из четырех элементов: ламинатора, копировальной рамы, так называемого печатного пресса и комплекта расходных материалов.

C:\Users\User\Desktop\7.jpg

Рисунок 6. Система «сухой» цветопробы

Процесс изготовления цветопробы состоит из следующих операций: ламинирование, экспонирование, отделение светочувствительной пленки и перенос краски на основу под прессом (рисунок 7).

Красочный слой, переносимый с фольги, практически идентичен пигменту печатных красок европейской триады, что обеспечивает визуальное соответствие цветопробы офсетным оттискам, отпечатанным по нормам Евростандарта. Для экспонирования используется обычная контактно-копировальная рама с УФ-источником освещения [5].

На лист плотной бумаги со специальным покрытием с помощью ламинатора наносится слой светочувствительного материала с защитной пленкой сверху. Затем поверх защитной пленки крепится фотоформа.

C:\Users\User\Desktop\8.gif

Рисунок 7. Процесс изготовления цветопробы

Все это помещается в копировальную раму и производится кратковременная засветка. Происходящие при этом фотохимические реакции являются основой формирования изображения. Светочувствительный слой, который до экспонирования был клейким по всей поверхности, задубливается и теряет клейкость в тех местах, на которые попадает свет. А там, где свет был прикрыт элементами изображения, задубливания не происходит.

После экспонирования фотоформа снимается и удаляется защитная пленка.

Бумага с воспринявшим изображение светочувствительным слоем пропускается через печатный пресс, где по ней прокатывается покрытая пигментным слоем фольга. При этом слабо держащийся на поверхности фольги пигмент прилипает к оставшимся незадубленным клейким элементам, в результате чего на участках бумаги, соответствующих печатным элементам, создается изображение.

Для получения полноцветного изображения процесс повторяется четыре раза (обычно в порядке K-C-M-Y). Каждый раз берется фольга с соответствующим пигментом. Совмещение красок производится обычно вручную, по приводочным крестам. После нанесения последней краски готовый оттиск покрывается защитным ламинатом для обеспечения устойчивости к внешним воздействиям.

Достоинства:

- широкий цветовой охват и попадание в цвет офсетного оттиска, небольшое отклонение колометрических характеристик от офсетного оттиска;

- позволяет точно определить появление мануаров;

- возможность контроля качества готовой фотоформы, а именно: растрирования, векторных элементов, треппинга, наличие муара, а в некоторых случаях даже воспроизведение смесевых красок;

- системы аналоговой цветопробы принципиально готовы к переходу на любой иной набор цветов, например, Pantone, а также на пигментные пленки для любой смесевой краски, используемой заказчиком;

- частично воспроизводит растровую точку.

Недостатки

- высокая себестоимость оттиска:

- встречающееся иногда отсутствие возможности изготовления цветопробы на тиражной бумаге, она осуществляется путём нанесения краски на глянцевую окрашенную бумагу;

- в некоторых системах — невозможность моделирования особенностей печатных процессов (растискивания, свойств тиражной бумаги);

- передача цвета очень приблизительна, поэтому взять этот тип за эталон цвета не получится;

- невозможно напечатать аналоговую контрактную цветопробу.

Вывод: Качество получаемого изображения, высокая стоимость (как корректировки обнаруженных ошибок, так и самого оттиска) и относительно низкая оперативность предполагают использование аналоговых цветопроб для контроля ответственных материалов и для передачи в печатный процесс [1].

4. Пробная печать

Пробная печать – это печать пробных оттисков с использованием полиграфического оборудования, материалов и процессов для получения однокрасочных и многокрасочных оттисков в условиях, максимально приближенных к технологии тиражной печати.

Примеры пробопечатных устройств:

Офсетная печать. Пробопечатный станок плоской офсетной печати для изготовления цветопробы (Korrex 2000, FAG). Пробопечатный станок обычно представляет собой однокрасочную плоскопечатную установку, (рисунок 8).

C:\Users\User\Desktop\9.jpg

Рисунок 8. Пробопечатный станок модель KORREX 2000

Полуавтоматические офсетные пробопечатные устройства позволяют использовать различные запечатываемые материалы, в широких пределах варьировать давление печати и устанавливать разные по жесткости офсетные полотна (рисунок 9).

C:\Users\User\Desktop\c1.jpg

Рисунок 9. Пробопечатное устройство компании IGT

Флексографская печать. В флексографии используются полуавтоматические флексографские пробопечатные устройства, оснащенные полимерным печатным формным материалом, несколькими анилоксовыми валами и ракельной системой, а также системой регулировки натиска в печатной паре (рисунок 10).

C:\Users\User\Desktop\RK_Flexiproof100_(FLX)_pro-tehno_ru.jpg

Рисунок 10. Пробопечатное устройство FlexiProof 100 компании RK Print

Формат таких устройств должен обеспечивать достаточную для измерения и визуального контроля площадь области печати. Дополнительно могут поставляться анилоксовые валы с необходимыми параметрами гравировки. Для имитации реального печатного процесса поставляются устройства с максимальной скоростью печати до 100 м/мин.

Глубокая печать. Полуавтоматические пробопечатные устройства глубокой печати включают гравированную форму или формный цилиндр и гибкую систему настройки ракеля (рисунок 11).

C:\Users\User\Desktop\01.jpg

Рисунок 11. Пробопечатное устройство Labra Tester компании Norbert Schlafli

Общим требованием к пробопечатным устройствам является точность и стабильность работы во времени, иными словами – повторяемость [15].

Ручные устройства, используемые в основном во флексографии и глубокой печати, являются самым дешевым решением, однако они позволяют получать качественные оттиски только при умелой эксплуатации опытным специалистом.

К недостаткам ручных пробопечатных устройств можно отнести нестабильность натиска, угла наклона устройства к поверхности и скорости печати. Главной причиной получения разных оттенков и насыщенности цвета на отпечатке является различная толщина красочной пленки.

Полуавтоматические пробопечатные устройства в основном лишены вышеуказанных недостатков.

Основными параметрами процесса пробной печати, например, для флексографии, являются:

- вязкость краски, которая должна соответствовать принятой на производстве;

- настройки ракеля; параметры анилоксового валика;

- скорость печати;

- характеристики запечатываемого материала.

Применение устройств, способ печати которых не соответствует имитируемому процессу, может затруднить согласование печатных устройств.

Основной причиной ошибок будет являться различие количества переносимой краски (толщины красочного слоя) в пробопечатном устройстве и реальной печатной машине.

Например, перенос краски в глубокой печати больше, чем во флексографии, поэтому использование флексографских пробопечатных устройств для имитации глубокой печати лишь в редких случаях будет давать положительный результат.

Достоинства:

- самый точный вид цветопробы;

- выполняется на тиражной бумаге, используются те же печатные формы и тиражные краски;

- производиться на печатных машинах (в случае особо ответственных работ) либо на специальных пробопечатных станках, которые обладают широким набором регулировок, в частности возможностью изменения давления в печатных парах.

Недостатки:

- пробная печать стоит дорог;

- высокая трудоемкость изготовления оттиска;

- низкая оперативность.

Учитывая все перечисленные недостатки пробной печати, в настоящее время, предпочтение отдается другим способам изготовления цветопробы.

2 ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ЦВЕТА В ПОЛИГРАФИИ

2.1 Аддитивный и субтрактивный синтезы цвета

Различают два типа образования, или синтеза, цвета: аддитивный и субтрактивный.

Аддитивный синтез — это процесс получения цветов за счет смешивания (сложения) излучений трех основных зон спектра: синего, зеленого и красного (рисунок 12).

Различные цвета могут быть получены этим способом, например, на экране цветного телевизора с помощью трех электронно-лучевых трубок или разноокрашенных люминофоров синего (Blue), зеленого (Green) и красного (Red) цветов. Изменение цвета достигается при этом изменением соотношения мощности основных излучений.

Важной разновидностью аддитивного синтеза является так называемое пространственное смещение, основанное на том, что глаз не различает отдельно расположенных мелких разноцветных элементов изображения (например, растровых точек или люминофоров на экране). В результате мелкие разноокрашенные точки, расположенные на достаточно малом расстоянии друг от друга, воспринимаются как участок, имеющий единый цвет, который определяется суммой отраженных от этих точек излучений.

C:\Users\User\Desktop\vres1-1.gif

Рисунок 12. Аддитивный синтез цвета

Субтрактивный синтез представляет собой процесс получения цветов за счет поглощения (вычитания) излучений из белого цвета (рисунок 13).

При таком синтезе новый цвет получают с помощью голубого (Cyan), пурпурного (Magenta) и желтого (Yellow) красочных слоев. Эти цвета являются основными, или первичными, цветами субтрактивного синтеза. Голубая краска поглощает (вычитает из белого) красные излучения, пурпурная — зеленые, а зеленая — синие.

Поэтому для того, чтобы субтрактивным способом получить, например, красный цвет, нужно на пути белого излучения поместить желтый и пурпурный светофильтры. Такой же результат будет получен, если на белую (отражающую весь спектр световых волн) бумагу нанести желтую и пурпурные краски.

Основные цвета аддитивного синтеза (синий, зеленый и красный) и основные цвета субтрактивного синтеза (желтый, пурпурный и голубой) образуют пары дополнительных цветов. При аддитивном синтезе дополнительные цвета дают серый и белый цвета, а при субтрактивном синтезе — серый и черный цвета [13].

Рассмотренные принципы образования цвета лежат и в основе получения цветных изображений в полиграфии.

C:\Users\User\Desktop\vres1-2.gif

Рисунок 13. Субтрактивный синтез цвета

2.2 Характеристики воспроизводимого цвета

В полиграфии характеристика воспроизводимого цвета зависит в основном от используемых печатных красок и от способа печати.

Печатные краски. В полиграфии для получения цветных изображений, как правило, используют триадные печатные краски: голубую, пурпурную и желтую (рисунок 14).

Теоретически эти краски должны быть прозрачными, и каждая из них должна полностью вычитать излучение одной из зон спектра, пропуская остальной свет. Однако из-за неидеальности реальных красок при изготовлении печатной продукции используют четвертую дополнительную краску — черную.

Из рисунка 14 видно, что если наносить на белую бумагу триадные краски в различных сочетаниях, то можно получить все основные (первичные) цвета как для аддитивного, так и для субтрактивного синтеза. Этот факт доказывает возможность цветной печати при использовании триадных красок.

Способ печати. Изменение характеристик воспроизводимого цвета происходит по-разному, в зависимости от способа печати.

В глубокой печати переход от светлых участков изображения к темным традиционно осуществляется благодаря изменению толщины красочного слоя.

В высокой и офсетной печати цвета различных участков изображения передаются растровыми элементами различной площади, при этом характеристики воспроизводимого цвета регулируются размерами растровых элементов различного цвета [8].

При смешении красок в результате их наложения друг на друга цвет будет зависеть не только от колориметрических характеристик каждой краски, но и от их прозрачности, порядка наложения друг на друга и толщины красочного слоя.

C:\Users\User\Desktop\1.gif

Рисунок 14. Образование основных цветов при запечатывании бумаги

Как уже было отмечено, характеристики реальных красок не соответствуют идеальным моделям.

У реальных красок наименьшее спектральное отражение, как и наименьшее спектральное поглощение, не бывает равным нулю. Кроме того, граница перехода от зоны слабого поглощения к зоне сильного тоже не бывает резкой.

Например, пурпурная краска имеет наибольшие побочные, или, как говорят, «вредные», поглощения в синей зоне спектра (к ней как бы добавлено некоторое количество желтой краски).

Голубая краска имеет большое побочное поглощение в зеленой зоне спектра (к чистой голубой как бы добавлена пурпурная краска). Соответственно на графике спектрального поглощения этих красок (рисунок 15) мы видим всплеск в синей и зеленой зонах спектра [12].

C:\Users\User\Desktop\2.gif

Рисунок 15. Кривые спектрального отражения красок

3 МЕТОДЫ И СПОСОБЫ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ЦВЕТОВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ В ПОЛИГРАФИИ

3.1 Стандартизация в полиграфии

Работа по международным стандартам качества и знание ограничений технологии цветопробы являются надежным способом контроля цветопередачи в офсетной печати.

Цветопроба – это не просто распечатка цветов, это в первую очередь документ, который создаётся по конкретным стандартам международной стандартизации ISO 12647-7. Это положение регулирует правила создания контрактной цветопробы, которая требуется и частным заказчикам, и большим типографиям.

Документы, оговаривающие эталонные значения и точность их имитации цветопробной системой, – стандарты ISO 12647, появившиеся в 1996 г., – с некоторыми переработками и дополнениями действуют по сей день.

В них приведен набор параметров, определяющих условия печати для различных полиграфических процессов.

Во всех разделах, посвящённых печатным процессам, прописаны допуски на цветопробу. Согласно документам, для оценки качества цветопробы применяется общая методика – задаются эталонные значения и допуски, которым должны соответствовать замеры контрольных элементов на цветопробе.

Эталонными являются Lab-координаты первичных цветов и значения растискивания (прироста относительного значения растровой точки). Допуск на глянец бумаги ±5 (измерения по ISO 8254-1, 75 град.).

Данный метод наиболее хорош для аналоговых систем и систем с пробной печатью. Так как, в аналоговой цветопробе (а в пробной печати и подавно) применяются красящие пигменты, близкие к реальным офсетным. И хотя в ISO 12647 не оговорены эталонные значения и допуски на цвет наложений (R, G, B, тройные, прочие), а баланс серого есть только в виде рекомендации, это не столь критично.

Но в цифровых цветопробных системах иные пигменты, другая методика формирования изображения на бумаге. В результате возникают случаи, когда по формальным признакам проба удовлетворяет ISO 12647, но визуально имеет мало общего с тем, что должно получиться в тираже.

Для цветопробы типографиями используется, обозначенный выше ISO 12647-7. Документ, который соответствует данной стандартизации, называется контрактной цветопробой.

Первое, что должно быть на такой распечатке – это контрольная шкала цветов, которая соответствует характеристикам Ugra/FOGRA MediaWedge.

Также для контрактной цветопробы характерны определённые проценты отклонения базовых цветов, полей и тонов.

Эти жёсткие условия необходимы для того, чтобы цветопроба могла стать эталоном цвета, по которому в дальнейшем будет выпущен весь тираж.

Отклонения от нормы могут привести к неправильной передаче тонов и контрастов. Контрактный вид документа подразумевает его использование в типографии без подтверждения на то заказчика. В противном случае для ориентирования на неконтрактную цветопробу требуется письменное разрешение.

Именно поэтому данная распечатка является официальным документом, а её характеристики и использование регламентируются договором.

Стандарты для цветофильтров (Статусы)

В настоящее время разработаны стандарты для красного, зеленого и синего зональных светофильтров. Основное их различие состоит в зоне спектрального пропускания (рисунок 16).

Status A соответствует денситометрическим требованиям ANSI PH2.18 и используется в основном для денситометрической оценки цветных фотографических отпечатков.

Status E используется в Европе и соответствует DIN 16536 для денситометрических измерений на отражение для фильтров с широкой зоной пропускания.

Status I описывает узкополосные фильтры и соответствует стандарту DIN 16536 для узкополосных фильтров.

Status T определяет фильтры с широкой зоной пропускания для денситометров на отражение и принят за стандарт в США [10].

C:\Users\User\Desktop\vrez2.gif

Рисунок 16. Спектры пропускания

3.2 Основные показатели цвета, контролируемые при цветовоспроизведении

Оптическая плотность сплошного красочного слоя. При настройке печатной машины и в процессе печатания тиража необходимо контролировать толщину красочного слоя, определяющую цвет элемента изображения. Для этого измеряется оптическая плотность элементов контрольных шкал, содержащих сплошной красочный слой.

Показатель растискивания. Растискиванием называют процесс увеличения относительной площади растровых элементов на оттиске по сравнению с их размерами на фотоформе в результате воздействия механических и оптических факторов.

Растискивание может оперативно контролироваться путем измерения растровых полей контрольной шкалы. Регулировка параметров печатания (давление, подача краски) должна в конечном счете обеспечить нормированные значения растискивания по каждой краске, без чего невозможно добиться требуемого качества цветовоспроизведения на оттиске.

Относительный контраст печати. С помощью этого параметра оперативно определяют качество воспроизведения деталей в тенях изображений.

Денситометром измеряют 80-процентное поле оттиска шкалы и сопоставляют его с измеренной плотностью сплошного красочного слоя. Нулевое значение контраста свидетельствует о полном затекании краской пробела на 80-процентном растровом поле, что, в свою очередь, означает «потерю» всех деталей в темной части изображения.

В ходе подготовительных операций к печатанию тиража в качестве контрольного выбирают то значение относительного контраста, которое, с одной стороны, обеспечивает требуемое качество воспроизведения теней на изображении, а с другой — пропечатку мелких растровых элементов.

Показатель красковосприятия. При многокрасочной печати необходимо контролировать переход краски на краску — красковосприятие, поскольку при печати «сырое по сырому» вторая и последующая краски ложатся на запечатанную поверхность в меньшем количестве, чем на бумагу или на сухую краску.

С помощью денситометра показатель красковосприятия определяют, как отношение оптической плотности второго красочного слоя, перешедшего на первый, к оптической плотности этого же слоя на чистой бумаге.

Низкое значение показателя красковосприятия сигнализирует об ухудшении цветовых характеристик оттиска из-за уменьшения цветового охвата, что, в свою очередь, является следствием нарушения взаимодействия одного красочного слоя с другим.

Цветовой баланс «по серому». Цветовой баланс «по серому» определяют по элементу тройного наложения желтой, пурпурной и голубой красок. Визуально он должен выглядеть серым, схожим с 80% элементом, отпечатанным на шкале черной краской [14].

Явный цветовой оттенок поля свидетельствует о неодинаковом растискивании по отдельным краскам или об отклонении их толщины от нормы.

Более точную оценку баланса «по серому» получают с помощью спектрофотометра.

Отклонение цветового тона и ахроматичность. У триадных краскок неидеальный характер процесса отражения (поглощения): каждая краска поглощает излучение не только в зоне спектра, соответствующей ее дополнительному цвету (голубая поглощает в красной зоне, пурпурная — в зеленой, желтая — в синей), но и в двух других, хотя, в меньшей степени.

3.3 Способы оценки качества цветовоспроизведения

На страницах полиграфической прессы не раз рассматривалась проблема контроля качества на различных стадиях производства. Описывались отдельные и комплексные способы контроля, различные разновидности систем, их технические характеристики и пр., однако все без исключения авторы, как правило, сходились во мнении, что при работе следует комбинировать два способа контроля: визуальный и аппаратный.

Печатники со стажем часто придерживаются мнения, что визуального способа оценки качества вполне достаточно. При этом совершенно игнорируется тот факт, что результаты визуальной оценки во многом зависят от внешней обстановки, от физического состояния, оценивающего и т.п.

Применение аппаратных средств контроля позволяет оперативно и объективно определять отклонения технологических показателей и своевременно принимать меры по их устранению.

В настоящее время, все ведущие производители печатной техники стали оснащать свое оборудование аппаратными системами контроля качества. Даже некоторые модели цветных принтеров теперь комплектуются устройствами для построения ICC-профилей и калибровки.

Рассмотрим подробнее используемые способы контроля качества полиграфических цветных изображений:

1. Аппаратный способ контроля

Во избежание пристрастности в суждениях о цвете и о его качестве, были созданы элементы систем управления — средства контроля.

Существенную роль в области колориметрии играют колориметрические приборы (спектрофотометры) и денситометры. В последнее время популярны приборы, позволяющие осуществлять и денситометрический, и спектрофотометрический контроль — спектроденситометры.

Наиболее весомый вклад в мировое производство средств колориметрической техники сделан фирмами GretagMacbeth, X-Rite, Techkon. Именно их продукция сегодня наиболее востребована.

Колориметрический контроль(спектрофотометры).

Колориметры и спектрофотометры — это два типа устройств, которые объективно измеряют цвет запечатанного листа или реального предмета.

В принципе, оба устройства делают одну и ту же работу.

Колориметры обычно более простые и, следовательно, менее дорогие устройства. Но они менее точны, чем спектрофотометры. Однако технический прогресс не стоит на месте, и ситуация меняется: многие современные колориметры по точности приближаются к ранним моделям спектрофотометров. Однако для измерения цвета в промышленных масштабах все же целесообразно применение спектрофотометров.

Спектрофотометрический контроль. Органы зрения человека включают три группы светочувствительных рецепторов. Первая группа имеет чувствительность к синей зоне спектра видимого излучения, вторая — к зеленой, третья — к красной.

Поэтому, в отличие от большинства известных нам величин, значения которых выражаются одним числом (метров, секунд и т.п.), результат измерения цвета представляется набором трех чисел, то есть цвет — величина трехмерная.

Фирма GretagMacbeth одной из первых в мире освоила выпуск портативных спектрофотометров — цветоизмерительных приборов, предназначенных для непосредственного использования в полиграфическом производстве.

Современные спектрофотометры SpectroEye и Spectrolino дают возможность быстро и с высокой точностью измерять цвет в различных колориметрических системах, ставших сегодня международными стандартами: XYZ, ХyY, Lab, LCh и др.

SpectroEye представляет собой портативный прибор, который может работать как в автономном режиме, так и совместно с компьютером.

Spectrolino конструктивно выполнен в виде измерительной приставки, сопряженной с компьютером, при этом измеренные данные обрабатываются посредством программного обеспечения GretagMacbeth — KeyWizard, Color Quality.

Кроме того, эти приборы определяют ряд денситометрических показателей: оптическую плотность, показатель растискивания и т.п. Так, по желанию заказчика в функциональный состав спектрофотометра SpectroEye могут быть включены функции денситометра D19C.

При этом в отличие от последнего, ориентированного на технологию триадной печати, область применения прибора SpectroEye не зависит от используемого ассортимента красок.

Совершенно незаменим спектрофотометр при производстве высококачественной упаковки и этикетки, печатание которых осуществляется с применением как триадных, так и специальных красок (Pantone и др.).

Очень часто на практике необходимо определить цветовое соответствие тиражной продукции и цветопробы. Спектрофотометры позволяют количественно оценить цветовое различие <2206>Е между оттиском и цветопробой, измерив цветовые координаты в системе Lab.

Такой подход позволяет точно определить технологический режим печатания (подачу краски, давление и т.д.) и отпечатать тираж с минимальными потерями бумаги и краски.

Компания X-Rite также использует спектрофотометрию как наиболее точный способ измерения характеристик цвета. Применяя этот способ измерения, можно оперировать точными определениями цвета, например, «калибровано», «охарактеризовано», «установлено», «специфицировано» и «независимо от материала».

Например, спектрофотометр Digital Swatchbook создан компанией X-Rite специально для репростудий. Он позволяет измерять и анализировать цвет, определять CMYK-эквивалент и пересылать данные в компьютер. Входящий в комплект программный продукт X-Rite ColorShop дает возможность создать для различных устройств собственные профили.

Микропроцессор Digital Swatchbook позволяет быстро собрать информацию о спектре, цвете и плотности по 31 позиции. За две секунды прибор анализирует информацию и пересылает ее в компьютер.

Система X-Rite Autoscan spectrophotometer DTP 41 — еще один быстрый, точный и надежный прибор, обеспечивающий постоянный контроль всего процесса печати. DTP 41 — автоматизированное устройство, позволяющее достичь быстрых и точных результатов. За пять минут он может считать 480 цветовых сегментов. Модификация DTP 41/T создана для измерения как в отраженном, так и в проходящем свете.

DTP 41 можно использовать вместе не только с калибровочными программами, но и с программами управления цветом, установленными на компьютерах разных платформ.

Денситометрический контроль (денситометры).

Денситометры — это приборы, предназначенные для измерения оптических плотностей. В отличие от визуальной оценки, денситометри ческие измерения не зависят от окружающего освещения.

Различают два основных вида денситометров:

- денситометры для измерения оптических плотностей в проходящем свете;

- денситометры для измерения оптических плотностей в отраженном свете.

Контроль процесса цветовоспроизведения осуществляется этими приборами по специальным шкалам, состоящим из ряда элементов [2].

Шкалы контроля. Качество воспроизведения цветного оригинала на оттиске зависит от ряда технологических факторов, довольно неустойчивых. Для их оценки применяют шкалы, изготовленные в основном по стандартам РОС11А, которые печатаются на обрезных полях оттиска. С их помощью можно следить за отклонениями в процессе печати и своевременно реагировать на них соответствующими действиями.

Разработанные в настоящее время шкалы имеют ряд конкретных элементов, по которым осуществляется контроль воспроизведения цвета в процессе печатания тиража.

Такой контроль по большинству параметров осуществляется денситометром. С его помощью можно контролировать оптическую плотность сплошного красочного слоя, показатели растаскивания, относительный контраст печати, показатель красковосприятия и т. д.

Приведенные показатели, по которым можно судить о качестве печатного процесса, являются не совсем полными. Более подробно о шкалах контроля, позволяющих оценивать целый ряд других параметров, можно ознакомиться по рекламным проспектам соответствующих фирм.

Для измерения цветных образцов в денситометрах обоих типов используют специальные цветные фильтры (красный, зеленый, синий). Фильтры выбирают таким образом, чтобы их цвет был дополнительным к соответствующему цвету печатной краски или красителя.

При использовании поляризационных светофильтров значительно упрощается сравнение цветопробного и тиражного оттисков.

Денситометры современных моделей разных производителей, покрывают весь диапазон применяемых в денситометрии измерений. Измерения оптической плотности, разности плотностей, серого и цветового баланса, контрастности печати, суммарной площади и приращения растровых точек выполняются нажатием кнопки. Такие специальные типы измерений, как красочный перенос, искажение оттенка и загрязненность краски, располагаются на втором операционном уровне и не затрудняют проведение стандартных измерений.

2. Визуальный способ контроля

Каталоги Пантон для цветопроб. Цветовая модель Пантон, система Pantone Matching System — это широко используемая стандартизованная система идентификации и подбора цвета, общепризнанный международный стандарт в издательском деле и офсетном производстве.

Идея стандартизации цвета в том, чтобы независимо от используемого оборудования позволить дизайнерам точно воспроизвести нужный цвет, лишь указав его номер.

С середины XX века компания выпускает каталоги эталонных цветов (цветовые веера Pantone, пантонники). Каждый цвет из каталога имеет свой код идентификации и пропорции составляющих его базовых красок.

Цвет в каталоге Pantone — нанесённая в один прокат готовая краска, предварительно смешанная из базовых цветов в точно заданной пропорции.

Каталоги Пантон для цветопроб существуют, как в электронном виде, так и в виде карт или вееров (рисунок 17).

C:\Users\User\Desktop\tsvetoprobavpoligrafii.jpg

Рисунок 17. Пантонный веер для цветопробы

Цветовые справочники PANTONE (пантон, пантон цветов, веер пантон, Formula Guide или как их еще называют «пантонный веер» или «цветовой веер», поставляется и продается в виде вееров - на мелованной и немелованной бумаге, предназначены для: для дизайнеров, технологов; и для печатников [8].

В заключение следует отметить, что многие современные цветоизмерительные приборы, например, фирмы GretagMacbeth, совмещают в себе несколько функций; таких как колориметрические измерения цветовых характеристик монитора, прозрачных и непрозрачных материалов, а также измерение оптических плотностей.

3.4 Методы оценки качества цветовоспроизведения

Методика Fogra

Для устранения недостатков ISO 12647 при работе с цифровыми печатающими устройствами и введения единообразия при проверке цветопередачи, на оттисках цифровых цветопробных систем немецкий институт Fogra в 2002 г. разработал новую методику. Она не противоречит ISO 12647, но дополняет и ужесточает – проба, удовлетворяющая Fogra, автоматически будет удовлетворять и ISO 12647 [10].

Методика заключается в следующем:

При печати цифровой цветопробы рядом с ней помещается контрольная шкала UGRA/Fogra MediaWedge CMYK v.2, подвергающаяся тем же преобразованиям, что и выводимый файл. На пробе, как минимум, должна присутствовать информация об имени файла, дате и времени печати пробы, об использованных ICC-профилях.

После печати контрольная шкала промеряется спектрофотометром, Lab-координаты её полей сравниваются с эталонными значениями, зависящими от ICC-профиля имитируемого процесса. Допуски не должны превышать величины, установленные в нормативных документах.

Критерии колориметрической проверки цифровых цветопроб по Fogra (Media Standard Print 2006) и ISO 12647'7 (2007):

Допуск по Fogra (Media Standard Print 2006)

Допуск по ISO 12647'7 (2007) Среднее арифметическое отклонение, dE, не более 43

Максимальное отклонение, dE, не более 106

Максимальное отклонение по первичным цветам CMYK, dE, не более 55

Максимальное отклонение по цвету бумаги, dE, не более 33

Максимальное отклонение по первичным цветам CMYK, dH, не более – 2,5

Среднее арифметическое отклонение по серым полям, dH, не более – 1,5

Кроме того, на каждом предприятии полиграфии могут быть приняты свои внутренние стандарты (зачастую жестче, чем требования стандартов).

Некоторые клиенты пытаются диктовать свои условия, которые предприятиям приходится принимать в условиях конкуренции.

Хотя изначально в документе был допуск на глянец цветопробной бумаги, его быстро исключили ввиду редкости приборов для измерения глянца, а также зависимости от сюжета и количества нанесённых чернил.

Методика Fogra дополняется созданием отчёта о величинах отклонений, который прилагается к пробе (в виде отдельного печатного листа или наклейки) и показывает, что она выполнена корректно.

Компоненты контроля

Для контроля цветопроб по методике Fogra необходимы следующие компоненты:

1. Контрольная шкала UGRA/Fogra MediaWedge CMYK v.2 (далее для простоты Fogra MW2).

2. Спектрофотометр.

3. Файл с Lab-значениями полей шкалы Fogra MW2 для заданного печатного процесса (или его ICC-профиль).

4. Программное обеспечение для измерения шкалы на пробе, сравнения результата измерений с эталонными значениями и вынесения вердикта.

Контрольная шкала. Хотя для использования Fogra MW2 нужно купить лицензию, она входит в состав большинства цветопробных растровых процессоров. Даже если в составе RIP её нет, пользователь может нарисовать шкалу в любом растровом редакторе (CMYK-значения полей — не секрет).

Представитель Fogra на вопрос о правомерности применения «самодельной» шкалы сказал, что ограничение в том, что нельзя легально указывать имя Fogra в названии шкалы или создаваемого на её основе отчёта.

Спектрофотометр. Подходит любой прибор с геометрией 45/0 или 0/45, нейтральный (No) или UV-фильтр. Популярные приборы этого класса – GretagMacbeth EyeOne, Spectrolino/SpectroScan, X-Rite DTP41, Pulse. Тип приборного фильтра должен быть такой, как при замере эталонных значений. Если, например, проверяется цветопроба, имитирующая тестовую печать FOGRA 27L (широко известный ICC-профиль ISO Coated), должен использоваться спектрофотометр с No-фильтром.

Эталонные значения. Вердикт о точности цветопередачи цифровой цветопробной системы выносится на основе сравнения Lab-значений Fogra MW2 на пробе с эталонными, которыми в данном случае являются результаты промеров такой же Fogra MW2, отпечатанной на имитируемой печатной машине.

Всё зависит от того, что конкретно имитирует цифровая цветопробная система.

При имитации печатного стандарта (ISO 12647, SWOP и пр.) обычно используются значения, полученные по результатам тестовой печати. Она проводится со строгим соблюдением стандарта, а измерения получаются усреднением 50-ти и более листов [10].

При имитации конкретной печатной машины эталонные значения могут быть получены несколькими способами: как результат измерений отпечатанной на машине Fogra MW2, из файла промера шкалы ECI2002 (в ней содержатся все поля Fogra MW2), вычислением из имеющегося ICC-профиля имитируемого печатного процесса. Вычисления незначительно снижают точность метода, ибо соответствуют точности таблицы A2B1 (из CMYK в Lab с учётом цвета бумаги) ICC-профиля печатного процесса, которая заметно меньше прочих погрешностей цифровой цветопробной системы.

Программное обеспечение. Практически все производители цифровых цветопробных систем имеют в арсенале либо модули, либо отдельные программы проверки, выполняющие промер тестовых шкал, их анализ и создание отчётов по методике Fogra. Интегрированные в растровый процессор модули имеют свои преимущества. Работа автоматически попадает в очередь проверки, что снижает вероятность ошибок, например, из-за неверно выбранного файла с эталонными значениями.

Изложенная методика с успехом применяется для контроля цветопроб любого печатного процесса, хотя возможны нюансы:

1. Стандартные файлы с эталонными значениями есть только для офсета. Для контроля цифровых цветопробных систем, имитирующей, например, флексографию или глубокую печать, необходимо либо создать файлы самостоятельно, либо использовать программное обеспечение, способное извлекать эталонные значения из ICC-профиля.

2. Затруднённость проверки точности имитации цвета на растровой пробе, изготавливаемой из однобитных файлов. Дело в том, что шкала Fogra MW2, подкладываемая к заданию в растровом процессоре, представляет собой файл EPS, а значит, не содержит растра. Это не совсем корректно в случае растрированной пробы, поэтому проверку цветопередачи на ней желательно проводить по растрированной шкале Fogra MW2, периодически отправляя её на печать. В некоторых цветопробных растровых процессорах можно даже подменить ею штатную безрастровую.

3. Отсутствие учёта особенностей восприятия цветовых различий человеческим зрением.

В методике Fogra цветовые различия вычисляются по стандартной формуле ∆E 76 (корень квадратный из суммы квадратов разностей), не делающей различий между отклонениями в насыщенных и нейтральных тонах.

А человеческий глаз очень чувствителен к малейшим отклонениям в нейтральной области, не замечая значительных в насыщенных тонах. Эта особенность компенсируется изменением метода расчёта ∆E.

Согласно экспертным оценкам (X-Rite Incorporated, A Guide to Understanding Color Communication, 2000 г.), при использовании стандартной формулы ∆E 76 измеренные цветовые различия и их визуальное восприятие согласуются на 75%, а при использовании ∆E 94 или ∆E CMC – на 95%.

Многие программы контроля допускают использование разных методов расчёта ∆E либо применение более жёстких допусков на отклонение [9].

Невозможность проверки точности воспроизведения смесевых цветов (например, Pantone). Шкала Fogra MW2 содержит только поля CMYK, поэтому, когда цветопробный оттиск имитирует печать смесевыми цветами, проконтролировать их нельзя. Некоторые растровые процессоры имеют встроенную функцию проверки точности таких оттенков, но это можно сделать и самостоятельно.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенного нами исследования, по теме курсовой работы, были выполнены все поставленные задачи и сделаны следующие выводы:

1. Цветопроба представляет собой главный перекресток в цветовоспроизведении. Именно здесь клиент, оператор цветоделительного оборудования и печатник объединяются, чтобы сформулировать мнения о желательном и ожидаемом внешнем виде работы.

2. Чтобы быть достоверной цветопроба должна быть разумным воплощением внешнего вида готовой печатной продукции.

Условия для «совершенной» цветопробы почти никогда не создаются в действительности, поэтому цветопробы, представляющие готовую печать с различными степенями соответствия, обычно используются вместо нереализуемого идеала. Этих цветопроб обычно хватает, чтобы принять решении о цвете.

3. Цветопроба – главный инструмент коммуникации.

Проблема несоответствия цветопробе – в значительной степени одна из проблем коммуникации. Если оператор знает о характере условий печатного процесса, то он может получить цветопробу, которая очень близка к результатам печати. Чтобы обеспечить процесс соответствия тестовые изображения должны быть включены в расположение и печатных листов, и цветопробы. Тестовые изображения представляют собой некий стандарт.

4. Выбор систем цветопробы – главным образом техническое решение, но экономические и человеческие факторы также нужно принимать во внимание.

5. Есть ряд плюсов создания цветопробы для печати:

Выгода. Создание цветовой пробы значительно экономит время, деньги и нервы. Когда будет создана итоговая печать - изменить картинку уже не выйдет.

Практичность. Если заказчику не понравилась получившаяся цветопроба - можно подкорректировать оттенок или цвет продукта, чего не сделаешь, получив итоговый результат.

Качество. Заказчик в конечном итоге получит лучшую версию продукта.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Книги.

1. Loewy, R. Печать + постпечатная обработка. CD+DVD упаковка / R. Loewy. - М.: РИП-Холдинг, 2007. – 192 с.

2. Фоссет - Танг, Р. Брошюры и каталоги. Постпечатная обработка и отделка / Р. Фоссет – Танг. – М.: РИП-Холдинг, 2006. – 195 с.

3. Кнут, Дональд Э. Всё про TeX / Дональд Э. Кнут. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2003. – 560 с.

4. Френч Найджел, Профессиональная верстка в InDesign / Найджел Френч. –М.: ДМК Пресс, 2020. – 366 с.

5. Чихольд, Ян. Облик книги. Избранные статьи о книжном оформлении и типографике / Ян Чихольд. – М.: Студия Артемия Лебедева, 2018. – 228 с.

6. Козлова, Е.Б. Технология допечатных процессов: учебное пособие / Е.Б. Козлова; Министерство образования и науки РФ, МГУП. - М.: МГУП, 2009. – 159 с.

8. Орел, Н.И. Справочник технолога-полиграфиста. Печатные краски, Ч. 5 / Н. И. Орел и др.; под общ. ред. Н. И. Орла. - М.: Книга, 1988. - 224 с.

9. Киппхан, Г. Энциклопедия по печатным средствам информации / Г. Киппхан. - М.: МГУП, 2003. – 1280 с.

Стандарты.

10. ISO 12674-2 Международный стандартный. Технология цветовой печати. – 12-16 с.

Электронные ресурсы.

11. Фомина, С. Системы контроля цвета [Электронный ресурс] / С. Фомина // Режим доступа: https://compuart.ru/article/8338

12. Синяк, М. Ещё раз о контроле [Электронный ресурс] / М. Синяк // Режим доступа: https://compuart.ru/article/9155

13. PrintCom Russia 2011, № 5/6 (2011) | НЭБ [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.xrite.ru/learning-color-education/whitepapers/colorcontrol

14. Измерение цвета в полиграфии // Режим доступа: https://web-3.ru/printing/definitions/prepress/color/

15. Проблемы офсетной печати / Компания «Берег» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.bereg.net/printing-tips/offset-problems

17. Грибунин, А. Цветопробу на контроль [Электронный ресурс] // Режим доступа: Gribunin@unit.ru