Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Цветопередача и сущность картины А.А. Дейнека «Солнечные день»

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Тема моей курсовой работы: «Цветопередача и сущность картины А.А.Дейнека «Солнечный день» Объект исследования: описания репродукции картины А.А.Дейнека «Солнечный день»

Предмет исследования работы: цветопередача и сущность картины А.А.Дейнека «Солнечный день».

Предмет исследования - анализ колористической, цветовой и тональной организации живописного произведения А.А.Дейнека «Солнечный день »

Научная и информационная база проделанной работы. Информационной базой для выполнения курсовой работы являются научная литература по выбранной теме исследования; учебные пособия и электронные ресурсы.

Выбирая тему для курсовой работы, меня привлекла картина А. А.Дейнека «Солнечный день ». Я хотела узнать о творчестве этого художника и что в его приоритете, но это оказались не пейзажи, а больше всего спорт. Но именно эта картина мне понравилась больше всего.

ГЛАВА 1. ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК КАРТИНЫ

1.1 Биография Александра Дейнеки: детство и юность

Чтобы понять или хотя бы попытаться понять творчество художника Александра Дейнеки, придется расстаться со стереотипами, согласно которым он – лишь идеолог советской действительности и плакатный художник. Повод усомниться в привычном взгляде на Дейнеку возникает уже при изучении биографии. К примеру, сведения о том, что родился он в семье железнодорожников, причем отец был полуграмотным, а мать – обычной работницей, некоторые искусствоведы сообщают с оговоркой «по официальной версии». И полагают, что мать его на портретах и фотографиях, конечно, дворянкой не кажется, но весьма вероятно, что не настолько уж она была «простая-простая» и необразованная, как заявлял сам Дейнека, дабы придать пролетарской безупречности своему происхождению. В графу «образование» вносим Художественную школу Екименко-Забуги в Курске и Харьковское художественное училище. Революцию юный Александр принял восторженно и даже быстро сделал карьеру. Уже в 1918 году он работал фотографом в уголовном розыске Курска, а в 21 год возглавил секцию ИЗО Наробраза. Дейнека занимался оформлением театров, спектаклей и агитпоездов. Два года отслужил в Красной армии.

Прекрасно понимая, что образования ему не хватает, с радостью принял направление из армии во ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские), где обучался у Игнатия Нивинского и Владимира Фаворского. Тогда же познакомился с Маяковским, которым давно восхищался. Иногда Дейнеку называют «Маяковским в живописи». Он признавал, что лаконизму и четкости научился именно у поэта и утверждал, что «композиция – это очищение сюжета от всего лишнего».

Новые течения и группировки рождались чуть ли не ежедневно, во многих из них Дейнека «состоял и привлекался». С Пименовым и Гончаровым организовал «Группу трех». Покинув ее, присоединился к ОСТу – обществу станковистов, пытавшихся соединить европейские новаторские тенденции с советской действительностью. Но станковые картины стояли у Дейнеки отнюдь не на первом месте, особенно в те годы. Журнальная графика и плакаты интересовали его гораздо больше, поэтому вскоре он покинул это сообщество и вошел в состав «Октября» – тоже ненадолго. Еще был РАПХ (Российская ассоциация пролетарских художников), там Дейнека тоже не задержался. Может, дело в том, что певец коллективного советского счастья был большим индивидуалистом?

Он плодотворно сотрудничал с журналами, среди которых «Безбожник у станка», «Даёшь». Активно занимался плакатной живописью (1, 2). Кстати, негативно настроенные по отношению к Дейнеке исследователи утверждают, что только ею он и занимался...

1.2. Краткий анализ творчества А.А. Дейнека в контексте эпохи.

Александр Дейнека родился в 1899 году в Курске. Его отец был рабочим железной дороги, и будущий художник рос в атмосфере простой трудолюбивой семьи — волевым, спортивным, физически крепким. Однако любовь к рисованию оказалась сильнее: уже через год Александр Дейнека отправился в Харьков, поступать в художественное училище. Отец не поддерживал его выбор, не помогал материально. Но, несмотря на сложности, Дейнека продолжал учиться. Молодого художника больше привлекала графика, чем живопись: масляные краски тогда были дорогими, и он с детства привык работать карандашом.

Александр Дейнека стал известным в СССР художником не сразу: он работал во многих местах, напрямую с искусством не связанных. Но позже художник нашел свою тему — спорт. Сильные и красивые персонажи его полотен отражали идеалы социалистического реализма — высокого морального духа, соревнований и побед.

В 1928 году он создал знаменитую картину «Оборона Петрограда» — одно из его любимых полотен. Масштабное произведение Дейнека написал всего за неделю.

В 1930-е годы Александр Дейнека создавал в основном живописные произведения, но ему пригодились и навыки, которые он получил, иллюстрируя книги. Художник мгновенно схватывал фигуры спортсменов в своих набросках. Его часто видели на стадионах, когда он делал быстрые эскизы самых сложных ракурсов, придавая динамическим моментам естественность и натуральность. Обычно зарисовки становились позже основой будущего полотна. Карандаш художника подмечал острые моменты, легко запечатлевал сложные ракурсы.

Спорту Дейнека посвящал не только живописные и графические работы, но и скульптуры. В бронзовой композиции «Эстафета» он изобразил бегущих атлетов, старательно подчеркивая каждый мускул, акцентируя внимание зрителя на физиологии фигур и их сложных позах.

В послевоенный период Дейнека сохраняет прежний уровень работоспособности и мастерства, однако возвращается к старым, проверенным жанрам (мирные трудовые будни, спорт, духовно и физически здоровая натура), практически перестаёт расширять границы своего творчества. Тем не менее, за последующие два десятка лет он создаёт ещё множество шедевров. В 1956 году он создаёт мозаику для фойе актового зала МГУ, а в 1961 году – для фойе Дворец Съездов в Московском Кремле. За мозаичные работы «Хорошее утро» (1959-1960) и «Хоккеисты» (1959-1960) Александр Александрович в 1964 году получает Ленинскую премию. В 1969 году его награждают орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалями, дают звание героя Социалистического Труда.

Также Александр Дейнека создавал эскизы для мозаик, которые украшают станции «Маяковская» и «Новокузнецкая» московского метро. Их выполнили в мастерской знаменитого художника Владимира Фролова.

После Февральской революции 1917 года занятия в художественном училище прекратились и Александру пришлось сменить много специальностей: он был учителем в женской гимназии, оформлял спектакли в театре и даже работал фотографом в Уголовном розыске. Во время службы в армии в 1919 году Александр Дейнека возглавлял художественную студию, где его заметило руководство. Дейнеку направили в командировку в Москву, в одно из лучших художественных училищ в стране – ВХУТЕМАС. В столице он попал в ученики к известному графику Владимиру Фаворскому. Во время учебы Дейнека сотрудничал с журналами «Безбожник у станка» и «Прожектор»: он рисовал колкие карикатуры на религиозные темы, изображал трудовые будни заводских рабочих. Александр Дейнека много ездил по стране и везде собирал материал для своих работ. В этот период он создал сотни рисунков, часть из них в будущем стала основой больших живописных произведений.

1.3 АЛЕКСАНДР ДЕЙНЕКА: ХУДОЖНИК ВО ВРЕМЕНИ

Воспоминания о художнике разноречивы. Его ученик по Суриковскому институту Николай Ерышев писал: «А.А. Дейнека, как думаю сейчас, был заложником системы, будучи человеком невероятно одаренным и, главное, чувствующим время, он решил замахнуться на создание нового, советского стиля искусства... основанного на культе здоровья, спорта, труда и на их основе — новой жизни, новой семьи, нового образа жизни <...> Александр Александрович Дейнека был лидером. Ни на какую другую роль он не был согласен. Дейнеку или боготворили, или терпеть не могли».

Иные интонации звучат в воспоминаниях искусствоведа Андрея Чегодаева: «Я знал Дейнеку много лет и очень близко. Для меня он был иной: человек нежный и тонкий, застенчивый и легкоранимый, не склонный к романтическим словам, но, по существу, романтик, человек, мыслящий большими категориями и понятиями и в то же время умевший замыкаться в самой камерной лирике».

В литературе об искусстве творчество художника приобрело черты если не сакральности, то какого-то абсолютного совершенства. Его перепады из одного состояния в другое преподносятся как закономерная эволюция. Дейнека действительно был большим мастером. Даже в работах 1940—1950-х годов, отшлифовав «стиль соцреализма» до полного соответствия критериям «партийности и народности», художник довел его почти до соответствующего «идеала» и тем самым до состояния абсурда в силу исчерпывающе обозначенных имманентных соцреализму качеств. Но и в этом сказывался талант Дейнеки, способность найти для искомой задачи нужное решение. Важнее другое: он был художником универсального дарования, одной из звезд первой величины 1920-х годов, прежде всего как смелый экспериментатор.

С 1924 года, будучи по своей основной, полученной во Вхутемасе профессии, полиграфистом, Дейнека работал штатным художником в журнале «Безбожник у станка», позже сотрудничал с журналами «Красная нива», «Прожектор», «30 дней», «Смена», «Даешь». Как отмечает автор фундаментальной монографии о Дейнеке Владимир Сысоев, «именно в журнальной графике определяются стилевые особенности формы, которые лягут в основу его художественной системы, укоренятся в целостной природе его мастерства»

Как уже было сказано, в рисунках Дейнеки вырабатывался его «большой стиль». В 1924 году художник съездил в Донбасс. Результатом поездки стало создание картин «В штреке» и «Перед спуском в шахту», в которых предпринята попытка сформулировать «типовой» облик современного пролетария. Написанные в 1925 году, они тогда же экспонировались на первой выставке ОСТа. Искусствовед Владимир Костин вспоминал: «Дейнека полностью игнорировал прочно сложившееся у многих из нас, в то время начинающих художников и искусствоведов, представление о живописи как об искусстве верных и тонких цветовых гармоний, передающих красочное богатство натуры... Большие, почти сплошь черные фигуры рабочих-угольщиков, как бы взятые из разной среды и разных мест, были изображены вместе с элементами шахтного оборудования, четкими силуэтами на белом фоне холста. Такого убедительного, жизненно верного изображения рабочих не мог достигнуть, по существу, ни один художник того времени»

1.4 Анализ репродукции картины. Техника работы, использование красок и кистей.

Картина «Солнечный день» была написана в 1933 году. На картине изображен вид из окна на деревню в осенних тонах . На ней можно увидеть открытое окно со стоящим на ней керамическим горшком с сухими осенними цветами, и светло синей шторой откинутой на левые бок, и отходящую от этого дома в сторону двух этажных домиков, по дорожке идет молодая девушка в красном платье с нежно розоватой накидкой на одно плечо.

Дейнека рисовал на холсте маслом. Можно заметить фактуру холста густые мазки красок, притирки по сухому, царапанье по невысохшим слоям, чистый грунт, следы жесткой кисти скорее всего использовали для написания своего пейзажа щетину 8 и 10, матовость поверхности. Все эти техники можно заметить на всех картинах Дейнека, хоть он особо и не рисовал пейзажи, а больше спорт и обнажённых людей, но все же есть три декоративных пейзажи, ярко проявилось особое искусство контрастов, присущее художнику. В диапазон восприятия мира у Дейнеки довольно широк. В совокупности тематики художник создал объемную «картину мира». В начале 1930-х годов он отказывается от силуэтного изображения и переходит к сухой, словно процарапанной черенком кисти живописи, посредством которой передает свои лирические переживания(«Сухие листья», «Сельский пейзаж с коровами», «Солнечный день», «Ночной пейзаж», все — 1933).Цветовая гамма скупая, темная, не звучная, более графичная, нежели живописная. Обретают черты образного понятия: нежности, лирики, любви, жизненности. сухая трава прописана с большой точностью и эмоциональностью, переданной энергичным, изгибистым рисунком. Такая пластика свидетельствует о новом подходе к образному строению. Овладевшая художником идея ищет выход не в натурном изображении, а в некоем сопряжении отобранных элементов натуры с целью преобразования реальности в мир картины, лишь напоминающий реальность, ибо художник использует натурный импульс для создания образа настроения, пластически новационного. .Две другие картины хранятся сейчас в Третьяковской галерее. Они похожи сюжетом, техникой написания, колоритом. В пейзажах любит просторы, высокие небеса, ясный далекий горизонт как и в картине «Солнечный день» в ней художник показал небо, и возможно последний дом на горизонте . Эта картина очень похожа на картину ОСЕННИЙ БУКЕТ ИЗ СЕРИИ «СУХИЕ ЛИСТЬЯ» Лирический Дейнека – одно из открытий уже XXI века. Он очень точен в передаче своеобразия природы, городской действительности; хорошо чувствует специфику национальной жизни. Такая пластика свидетельствует о новом подходе к образному строению. Овладевшая художником идея ищет выход не в натурном изображении, а в некоем сопряжении отобранных элементов натуры с целью преобразования реальности в мир картины, лишь напоминающий реальность, ибо художник использует натурный импульс для создания образа настроения, пластически нотационного.

Вывод 1 главы :Можно сказать что картины Александр Дейнека , довольно неплохие но не все , по моему мнению пейзажи получилось лучше всех . Там больше чувствуется жизнь, эмоции, и эстетика сельской жизни и домов 1930-x годах.

ГЛАВА 2.ИССЛЕДОВАНИЯ КАРТИНЫ

2.1 Общий колорит

Рис.2.1. Картина Дейнека в геометрической схеме. В геометрической схеме картины основными фигурами для более удобного восприятия это 1 треуголник это задний фон домов , 3 прямоугольника переднего фона горшка с цветами , наличники у окна и штора ,1 квадрат это девушка .

Если рассматривать картину в целом, то первый взгляд падает на горшок , двигаясь по тропинке мы параллейно рассматриваем находящиеся предметы по бокам картины, после чего переходим на задний план, а именнок поле которое закрыто букетом цветов и 4 домам которые идут в одну линию и заканчивается на горизонте неба .

Рассматривая картину, не создаётся ощущение дистанции между зрителем и картиной. Наоборот кажется, что смотрящий на неё человек находится в её пространстве как- будто именно ты сидишь у этого окна и смотришь на эту красоту пейзажа и отходящей то тебя девушки .

Рисунок 2.2 Композиция картины

Колорит изображения — это общая эстетическая оценка цветовых качеств произведения искусства, характер цветовых элементов изображения, их взаимосвязи, согласованности цветов и оттенков.

Внешнее выражение колорита — живописность и красочность цветовых сочетаний в произведении. Категория колорита тесно связана и является производной от тональности художественного произведения.

Художественное полотно строится на взаимосвязи всех цветов живописного произведения, то есть когда ни одно цветовое пятно нельзя изменить по яркости или насыщенности, увеличить или уменьшить по размерам без ущерба для целостности произведения.

Гармоничное сочетание, взаимосвязь, тональное объединение различных цветов в картине называется колоритом.

До сих пор четкого определения колорита нет. Под колоритом принято подразумевать систему цветов, их сочетаний и взаимоотношений в произведении (искусства или дизайна), образующих эстетическое единство и выражающее какую-либо мысль, чувство, состояние природы или человека. О колорите всего произведения можно говорить в том случае, когда выполняются следующие условия:

  • одинаковая степень чистоты или смешанности цветов произведения.
  • обобщающий налет какого-либо цвета.
  • «световая вуаль», т.е. все цвета одинаково насыщены.

Для общего характера колорита чрезвычайно важно преобладание в нем холодных или теплых тонов. Теплыми называются такие тона, которые близки к желтому, красному Они как бы согре­вают, радуют глаз, в то время как тона, близкие к синему или зеленому, успокаивают живописную поверхность, нейтрализуют ее. то есть цвета самого предмета, как правило, чистого, несмешанного, соотносящегося в нашем представлении с опреде­ленной окраской, например, голубое небо, зеленая трава, синее море.

  1. Цвет и художественный образ.

Колорит данной картина Дайнека выдержан в тепло осенних тонах и холодных :по бокам и ваза в холодных тонах а в середине картины болие теплей ,по этому на ней так приятно смотреть. У этой картины есть базовые цвета из цветового круга , это чёрные ,синий , рыжий ,красный и жёлтый.

В чёрном цвете Дейнек изобразил часть кувшина частично цветов и окна с частичкой красного . Штору художник сделал синим а траву и ручку горшка сделал рыжо – жёлтой .При этом там есть контраст форм: горшочек, и собственно букет приобрел объем на плоском фоне окна . Контраст улицы и помещения.

Главною роль в этом пейзаже по яркому цвету фигурирует горшок с осеннеми цветами , такое ощущение как- будто эта картина с девушкой,

а букет просто поставили рядом .

В этом художественном произведении можно выделить пять основных и главных цветов. (рис. 2.1)

(рис2.2) Основные цвета картины.

Рисунок 2.3 Тональная организация

В чём же заключается особенность тональной организации данной картины. Слово «тон» у каждого художника употребляется в качестве света, чтобы понять, как художник использовал законы тона и что бы нам самим разобраться в тональной организации картины, мы можем представить картину «Солнечный день» в ахроматическом виде.

Если представить в черно- белом соотношении то белого будет больше. Если рассматривать в процентах по 100 бальной шкале, то 65 % белого, 35 % черного .Белым цветом показаны почва и трава , также светлые части домов м неба .А черным цветом кувшин с цветами ,дома которые в тени и шторы .

Картина «Солнечные день» в чёрно-белом варианте (рис.2.3)

Картина «Солнечный день» в сером варианте (рис. 2.3)

Если же рассматривать данную картину в отношении оттенков серого, то взяв за основу 100 процентную систему, черный -10%, темно серый -5%, серый -30% ,светло серый -30% , белый -5% .В моем понимание этой картины , темно серый с белым в одном количестве, как и серый со светло серым . По моему мнению в серых тонах эта картина выглядит теплей и нижней , она сосем приобретает другой вид чем в красках .

ГЛАВА 3. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ КОПИИ КАРТИНЫ

При написание картины моей курсовой работы я пользовалась гуашью и нескольким кисточками такими, как например щетина (7) и синтетическая плоская кисточка, а также формат листа а1.

Чтобы сделать реальные размер картины Дейнека с размерами 61 на 42 и сделать пропорцию я начертила сетку для точной копирования. . (ПРИЛ.2, Рис.1)

После того, как сетка была полностью готова, я начала копировать уже все объекты, находящиеся в оригинале. Начала я это делать с низу, а точнее с нижнего правого угла, постепенно поднимаясь вверх, плавно переходя на другую сторону. Как только я закончила прорисовывать всё, что мне нужно и удостоверившись, что все, что я изобразила в правильном расположении . (ПРИЛ.2, Рис.2)

Уже на следующем этапе я преступила к цветовому её решению и первым делом я начала раскрашивать горшок с цветами и траву , и постепенно начала подниматься вверх закрашивая рамку, дома с девушкой и небо .Только после закрашивания я поняла что неправильно нарисовала дом и не сделала тени при копировании работы я забыла что надо фотографировать и из-за этого так мало ,не судите так строго это первая работа в копирований .При копировании картины я использовалась кисти (12,10,9,6-плоские синтетические кисти ,и 1-круглую синтетическую кисть )

Вывод по главе 3:

Мной была проделана, на мой взгляд очень сложная и кропотливая работа в несколько этапов, местами это было довольно сложно, так как никогда не пробовала делать, что-то похожее. Конечно, не без ошибок с пропорциями картины нельзя и не отметить сому курсовую в написание и в поиске информации которое нет . Это большой опыт в изучении копирования картины, а также с её большим диапазоном цветов, оттенков, теней.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение могу сказать, что анализ картины, это очень трудоёмкая и сложная работа. Но очень интересная и познавательная для меня, так как входе работы можно узнать и понять, как делаются те или иные детали. К примеру, копирование картин известным нам художников, техники. Блaгодаря всему тому, что я сделала, я научилась различать техники написaнию в пейзаже и технику рассмотрения картины. Делать анализ картины и различать символики в картине. А так же научилась рассматривать картину в ахроматическом виде, вычислять колличество серых тонов, так же понимать наличие черных и белых цветов. Я так же изучала материалы по моему автору. Рассмотрела его технику работы в конкретной эпохе. Его переживания по написанию тоже давали мне некий эффект в копировании картины. Я подчерпнула для себя большое количество полезной и важной информации, которая позволит мне улучшить свои художественные навыки и расширить круг знаний в сфере изобразительного искусства.

Приложения

Приложение 1.

Копия картины «Солнечные день»

Приложение 2.


рис.1.сетка

Рис.2. копируемая картинка нарисованная в карандаше .

Рисю3.закраска горшка и травы.

Рис.4.закраска домов и нижней части.

Рис.5.Итог

Приложение 3.

Репродукция картины