Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Теория Происхождения Государства

Содержание:

Введение

За свою достаточно длительную историю человечество создало ряд теорий, позволяющих относительно грамотно и точно объяснить феномен государства: теологическую, патриархальную, договорную, органическую, материалистическую.

Каждая из теорий, являясь обусловленной определенным уровнем развития знания и культуры, сыграла значительную роль в осмыслении сущности государства. В Древней Греции и Риме ученые акцентировали внимание на общежительной сущности человека, схоласты в средние века – на божественном происхождении власти, философы и мыслители в Новое время – на ценности человеческого духа и разума.[1]

Становление системы права и государства представляет собой крайне противоречивый, и при этом, закономерный процесс. Появление институтов государства и права является знаком того, что социум достиг определенной ступени развития и организации.

Вопросы о государстве, его сущности и роли в судьбе человечества и обществе относятся к числу остродискуссионных. Это обусловлено тремя основными причинами. Вопросы развития государственности непосредственно затрагивают проблемы и интересы различных слоев и классов общества, в также, политических движений и партий. На современном этапе никакая иная организационная структура не в состоянии конкурировать с государством во всем многообразии задач и функций, выполняемых им, а также по степени влияния на судьбу общества. Кроме того, государство крайне сложное, противоречивое и многокомпонентное общественно-политическое явление.

Исходя из противоречивости феномена государства, исследование теорий становления государства и государственности достаточно актуально, особенно на современном этапе, в условиях глобализации, когда государства выходят на новый уровень развития во взаимопроникновении друг в друга.

На основании актуальности цель данной работы – сравнительный анализ теорий образования государства.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Дать характеристику теорий происхождения государства.

2. Провести анализ факторов происхождения государства.

3. Охарактеризовать основные функции и сущность государства

4. Провести сравнительный анализ функций и сущности государств с позиции различных теорий.

Объектом исследования в данной работе является государство, как особый феномен организации общества, предметом исследования выступают теории становления государства.

Основным методом исследования является анализ литературных источников.

1. Факторы происхождения государства в различных теориях

1.1. Общая характеристика теорий происхождения государства

К современному периоду сформировалось несколько основных теорий происхождения государства.

Патриархальная теория возникновения государства выстроена в III веке до нашей эры, основателем данной теории был Аристотель. Смысл патриархальной теории заключается в том, что государство образуется из разрастающейся на протяжении нескольких поколений семьи. Глава такой семьи превращается в главу государства - монарха.[2]

Таким образом, власть монарха – это своеобразное продолжение власти отца, монарх выступает отцом всех своих подданных. Патриархальную и теологическую теории возникновения государства объединяет вывод о необходимости для всех граждан этого государства подчиняться верховной государственной власти и установленным ею законам.[3]

Ключевые положения и принципы патриархальной теории возникновения государства опровергаются современной исторической наукой. В частности, на данный момент, нет ни одного исторического свидетельства такого способа создания государства. Вместо этого, документально установлен противоположный факт – патриархальная семья появилась одновременно с государством и строится по его принципу, в частности, она образовалась в ходе разложения первобытнообщинного социального строя.[4]

Против данной теории также свидетельствует тот факт, что в обществе, где существует семья патриархального типа, родственные связи между людьми очень быстро утрачиваются. Однако сама патриархальная теория возникновения государства привлекает непосредственное внимание к семье. Семья, согласно данной теории, выступающая, как мельчайшая частица общества, влияет своей формой на развитие социума, создает определенные предпосылки для становления государства.

Однако полностью отметать данную теорию не стоит, в частности, заслуживает внимания патриархально-родовая система происхождения Древнерусского государства.

В свою очередь, теологическая теория происхождения государства и права, объясняющая их возникновение волей Бога, является одной из первых теорий.

Теологической теории придерживались религиозные деятели Древнего Востока, Европы, в Средние века, в частности, например, философ Фома Аквинский, многие идеологи ислама, а также современной церкви.

Теологическая теория становления государства и права не обозначает определенных путей или способов реализации воли Бога по созданию государственной системы в обществе. В этой связи можно заключить, что с более широкой позиции сторонников данной теории, воля Бога может укладываться в любую из более стройных теорий происхождения государства.

Особенностью теологической теории является то, что она отстаивает идеи незыблемости и вечности государства. Данная теория указывает на необходимость всеобщего подчинения государственной воле и решениям главы государства, как власти, назначенной от Бога. Однако вместе о тем эта теория говорит о зависимости самого государства от воли Бога, проявляющейся через церковь.

Достаточно яркий пример становления и падения теологических подходов к государственной власти и государству в целом виден в отечественной истории.

Становление нового государства в официальной теологической науке связано с развитием анти-еретических подходов и учений. В частности, Московское государство обладало единым политическим учением, вполне обычным для средневековой державы.[5]

Основные представители теории естественного права – это Б. Спиноза, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, Н. Радищев и И. Кант. Теория естественного права базируется на идее происхождения государства в процессе конкретного соглашения, как акта разумной воли людей.

Объединение общества в единый государственный союз обосновывается с точки зрения данной теории, как естественное условие сохранения человечества и обеспечения свободы, справедливости и порядка.

Естественное право, на основании данной теории, не заключает в себе никаких данных свыше или неизменных юридических норм, оно также и не кодекс нерушимых заповедей. Право представляет собой совокупность нравственных и правовых требований, разнообразных для каждой нации и временной эпохи.

Право не выражается в виде каких-либо обязательных законодательных правил и шаблонов. Для разных народов и в разные временные периоды оно являет собой специфическую задачу, некую совокупность определенных обязанностей.

Созданное по некоему общественному договору государство облекается всеми правами и полномочиями, которыми обладали отдельные члены общества, находясь в разрозненном состоянии, при этом власть государства неделима.

По представлениям Гоббса, переход к государственному состоянию общества совершался посредством общественного договора, однако он допускал также вероятность «естественного способа становления государства», в частности, завоевания государственной власти с помощью силы.

Отказываясь от естественного права, которое выражалось в виде свободы делать все, что угодно, для самосохранения, люди переносят это право и функцию на государство.

Общественный договор заключался не между носителями власти и народом, а между всеми людьми по вопросу вручения государству их естественных прав. Люди доверяют одному лицу (или собранию людей) верховную власть над собой и обещают признавать все их решения и действия. Также, следует отметить немаловажный момент, подразумевающий, что верховная власть не может быть «уничтожена решением тех же самых людей, соглашением которых она установилась».

Гоббс в своих работах придерживающийся теории естественного права, выделял три формы устройства государства: монархию, аристократию и демократию. В основу данной классификации он положил единственный критерий – количество держателей власти (соответственно одного, человека, избранной группы, или народа).

Смешанный тип правления Гоббс считал наихудшим вариантом для государства, в силу того, что разделение власти между различными группами равносильно распаду государства. Предпочтение он отдавал монархии, как государственному строю, в большей степени отвечающему принципу единовластия и полновластия.[6]

Органическая теория сформировалась в XIX веке в связи с успехами научного знания, главным образом, естествознания.

В частности, появление теории Дарвина о происхождении человека привело к тому, что социологи и юристы начали распространять биологические закономерности, в частности, такие, как межвидовая и внутривидовая конкуренция, естественный отбор и эволюция, на социальные и политические процессы. Представителями приверженцев органической теории были Г. Спенсер, Вормс, и Прейс.

На основании органической теории человечество возникло в процессе эволюции животного мира, а дальнейшее развитие человечества приводит к объединению людей в группы в ходе естественного отбора. Государство, как единый организм, где правительство исполняет функции мозгового центра, управляет всеми органами, используя, систему юридических норм и права как передаваемые мозгом сигналы. Низшие классы организма-государства обеспечивают его жизнедеятельность, а господствующие классы – оборону, нападение.

Некорректность и относительная неполноценность органической теории происхождения и становления государства и правовых норм определяется тем, что невозможно распространять физические и биологические законы на процесс развития человеческого общества. Однако ряд положений органической теории могут использоваться в качестве определенных аналогов для понимания и определения взаимосвязи процессов, связанных с формированием государства.

Теория насилия предполагает, что возникновение государства связано с многочисленными войнами, и государственный строй возник в процессе насильственного подчинения одними людьми других.

Сторонники данной теории отрицают социально-экономические факторы и предпосылки происхождения государства. Государственная власть, согласно данной теории, возникает из грубой силы, и в частности, из господства племени, которое преобладает над другим племенем, а затем превращается в господство социального класса.[7]

Теорию насилия придумали немецкие экономисты и философы Евгений Дюринг и Карл Каутский, а также польский социолог Людвиг Гумплович. Данная теория состоит в том, что государство создано в процессе завоевания для подчинения одних людей другим. Скажем, племя X захватывает племя Y и порабощает его. В результате представители племени X перестают сами заниматься созидательным трудом, а только лишь управляют представителями племени Y и образуют тот самый класс управленцев (прообраз чиновников, полицейских и судей), который необходим для создания государства. «История не предъявляет нам ни одного примера, где бы государство возникало не при помощи акта насилия, а как-нибудь иначе. Кроме того, это всегда являлось насилием одного племени над другим, оно выражалось в завоевании и порабощении более сильным чужим племенем более слабого, уже оседлого населения» (Л. Гумплович «Общее учение о государстве»).[8]

Согласно теории внутреннего насилия, основой общественного развития выступают формы политических отношений, при этом экономические отношения вторичны, они – следствие политических актов. Частная собственность, разные социальные классы и государство произошли, как результат насилия части общества (большинства) над другой ее частью (меньшинством). А государство выступает тем общественным образованием, которое устанавливает «правила насилия» большинства над меньшинством (например, в результате демократии большинство голосов побеждает меньшинство, то есть, по сути, совершает насилие над мнением и убеждениями меньшинства).[9]

Оценивая теорию внутреннего насилия, нужно учесть, что насилие в обществе всегда присутствовало, в виде подчинения меньшинства большинству. Отчасти, это нормальное явление, так как разноплановость мнений людей по одному вопросу обусловлено тем, что люди, как правило, имеют разные интересы, смотрят на проблему с разных сторон.[10] Общество – единый организм, в котором люди взаимосвязаны друг с другом. Если каждый человек будет настаивать только на своей позиции, не принимая во внимание мнение других, возникнет борьба, которая приведет к саморазрушению общества. Третья сила в данном случае действительно необходима, и на ее роль может претендовать именно государство, как структура, выражающая в целом интересы всего общества, а не отдельного гражданина, обладающая прерогативой (публичной властью) применять насилие группе, не желающей подчиняться воле большинства.[11]

Теория внешнего насилия полагает, что возникновение государств связано с многочисленными войнами, порабощением народов, и сам государственный строй возник в процессе насильственного подчинения одними людьми других. Сторонники теории внешнего насилия отрицают социально-экономические факторы происхождения государства. Государственная власть возникает из господства одного племени, преобладающего над другим племенем, а затем превращается в господство уже социального класса.

Насилием происхождение государства объясняет и менее популярная расовая теория. В общем виде, сущность расовой теории происхождения государства состоит в утверждении о том, что человеческие расы не равны по своей природе. Расы различаются и по физическим, и по интеллектуальный параметрам, при этом одни расы являются высшими, и именно они должны управлять низшими расами, не способными создать свою собственную цивилизацию. Государство, по расовой теории, представляет собой механизм обеспечения господства одних рас над другими. Политическую составляющую общественных отношений расовая теория представляет, как противостояние воли сильных и воли слабых. Целью общественных отношений расовая теория провозглашает самосовершенствование человека.[12]

К. Каутский подчеркивал в своих работах, что только там, где присутствует насилие, возникает разделение общества на классы. Такое деление на классы возникает в результате захвата одной общины со стороны другой. В результате данного процесса возникает объединение из двух разных общин, где одна господствует, другая угнетена господствующей общиной.[13]

Единственно теорией насилия невозможно на современном этапе развития науки объяснить происхождение права и государства. Но при этом, ряд идей, составляющих данную теорию, заслуживают особого внимания.

Исторический опыт говорит о том, что завоевание народов народами являлось вполне реальным фактом существования близкой к современной государственности на протяжении весьма долгого времени, в частности, яркий пример тому – Золотая Орда.

Безусловно, отдельные элементы насилия сопровождают образование и развитие всякого государства.

Материалистическая или классовая теория основана на предположении об экономических и социальных причинах становления государства, главной из причин названо наличие частной собственности. Частная собственность, согласно данной теории, породила раскол общества на разные социальные классы с противоположными друг другу интересами.

К. Маркс в своих работах писал, что государство является «органом господства, угнетения одного класса общества другим». В.И. Ленин, также сторонник данной теории, называл государство «машиной (механизмом) для поддержания господства одного класса общества над другим». В подобной трактовке государство обеспечивает преимущественные интересы господствующего экономически и социально класса посредством особых средств управления и подчинения.[14]

Взгляды на государство с материалистическим подходом известны и до В.И. Ленина и К. Маркса по работам русских юристов. Сходные политико-правовые взгляды отражены в истории русского права М.Ф. Владимирского-Буданова. Теория феодализма, как предпосылки к насильственному образованию государства в истории права России характерна для Н.П. Павлова-Сильванского, в трудах которого показан юридический феодализм, а также его влияние на все сферы жизни.

1.2. Сравнительный анализ факторов происхождения государства

Государство выделилось из общества в ходе распада закономерностей и устоев первобытнообщинного строя. Факторами, обусловившими возникновение государства, являются следующие:

  • развивающийся процесс разделения труда в обществе, и необходимость эффективного управления им.
  • возникновение и развитие частной собственности.

Предполагается, что государство стало результатом классовой раздельности, и его появление обусловила необходимость создания механизма управления обществом. Безусловно, данные факторы близки к марксистской теории. Однако и другие теории не отвергают их, как неверные.

В частности, в рамках политической теории помимо данных факторов, выделяют и ряд других, а именно: демографические, психологические, антропологические, эмоциональные, рациональные, а также фактор завоевания территории.

Демографический фактор, предполагает, что в процессе воспроизводства численности людей и увеличении плотности населения, повышалась потребность растущего общества в регулировании отношений между ними.

Антропологический фактор подразумевает, что источником становления государства выступает сама общественная человеческая природа. Об этом факторе упоминал в своих трудах Аристотель, говоря о том, что человек, являясь существом социальным, может полностью реализовать себя только в коллективе. Государство, по мнению Аристотеля, подобно семье, и является естественной, высшей формой общежития, присущей человеку.[15]

Психологический, эмоциональный и рациональный факторы рассматривают государство, как результат человеческого разума и мыслительной деятельности, формирующийся под влиянием эмоций и потребностей человека.

Данная точка зрения характерна для договорных теорий становления государства. По рассуждению Т.Гоббса, ключевым мотивом, побуждающим общество к заключению договора в виде создания государства, является страх перед насилием и агрессией от других людей, беспокойство за свободу, жизнь и имущество.

Однако в этой связи существует противоречие, в частности, очевидным является факт, что государство возникло в результате достаточно длительного естественно-исторического развития, а не в ходе подписания общественного договора.

Также достаточно спорным фактором возникновения государства является завоевание и порабощение одних народов другими. Согласно такой концепции государство образовалось в процессе внешних завоеваний и насилия политического типа, усугубляющего социальное неравенство и приводящее к образованию классов общества и эксплуатации людей людьми.

Помимо этого, в различных источниках упоминаются такие факторы, как географические или этнические.

Исходя из вышеизложенного, можно отметить, что государство явилось результатом совокупности различных предпосылок, причин и факторов. Государство, как социально-политический феномен формируется, развивается и эволюционирует под воздействием как внешних, так и внутренних факторов, которые не существуют по отдельности, а влияют, как целостная система.

Государство формируется, существует и развивается в процессе усложнения экономической и социальной жизни. Оно является своеобразной формой удовлетворения потребностей человечества в упорядочении и регулировании общественными делами.[16]

В свою очередь, право, как и государство, формируется одновременно с ним, оба этих социально-политических института призваны обеспечивать незыблемость и эффективность действия друг друга.

Государство не существует без права, однако и системы права нет без государства. Право, по своему назначению и сущности, выполняет в государственной структуре роль фундамента для построения власти и выступает средством формирования и проведения политики того или иного государства. Государство же становится необходимым элементом в самой системе права, устанавливающей, применяющей и гарантирующей юридические нормы.[17]

Органы государственного устройства выступают основными структурами, призванными контролировать выполнение предписаний и устанавливать юридические санкции. В силу того, что государство призвано по методам воздействия управлять общественными экономическими и социальными отношениями, то для их реализации этой функции оно должно иметь полномочия принимать единые правила поведения в виде строгих юридических норм. Право, таким образом, это единственная форма, при помощи которой государство имеет возможность выражать веления, как подлежащие неукоснительному исполнению и общеобязательные.[18]

Исходя из вышесказанного, можно отметить, что фундаментальными причинами возникновения права являются причины, во многом аналогичные тем, что обусловили возникновение государства.

Однако необходимо отметить, что между первичными общественными нормами и нормами права присутствует более глубокая преемственность, нежели между органами общинного самоуправления и государственными органами.

Проверенные многими поколениями, вековые обычаи расценивались обществом, как правильные и справедливые. Позднее, наиболее ценные и необходимые были санкционированы государством.[19]

Различные теории, таким образом, выделяют в качестве ключевого разные факторы происхождения государства.

2. Функции и сущность государства

2.1. Основные функции и сущность государства

Принято выделять общесоциальную и классовую сущность государства, в зависимости от того, в пользу какой социальной группы осуществляется государственная власть (всего общества или небольшой группы лиц).

Функции государства отражают деятельность по управлению и организации жизни общества, включая механизм воздействия со стороны государства на развитие общественных процессов, именно функции характеризует тот спектр благ, которые государство предоставляет обществу.

Разделяют внутренние и внешние функции государства. К внешним функциям относится обеспечение национальной безопасности, целостности территории, взаимодействия с другими государствами. В первую очередь уместно вспомнить о такой, наиболее масштабной, внешней функции государства, как «представление» своего народа на международной политической арене. Для того, чтобы тот или иной народ мог выразить свое мнение по глобальным вопросам, существует государство, которое призвано выразить это мнение. При этом сами государства на международной арене выступают в качестве взаимодействующих субъектов. В международном праве установлено, что всякое международно-противоправное деяние того или иного государства, как субъекта международных отношений, влечет международную ответственность государства, и следовательно, санкцию, установленную международным правом.

Среди внутренних функций выделяют следующие:

  • Экономическая (организация деятельности общества –хозяйственной и экономической).
  • Социальная функция (перераспределение благ с целью поддержки незащищенных слоев населения).
  • Функция развития при помощи социальных институтов культуры, образования, науки.
  • Правоохранительная функция.

Внешние функции государства включают:

  • экономическое сотрудничество с другими странами;
  • оборона страны, охрана государственных границ;
  • урегулированию международных и внутригосударственных конфликтов;
  • борьба за мирное существование;
  • научно-техническое и культурное сотрудничество с другими странами.

Внутренние функции государства в свою очередь подразделяют на основные и неосновные. Основные функции может осуществлять только государство. К основным функциям относятся:

    • Обеспечение общественного порядка, безопасности, прав и свобод граждан (борьба с преступностью, регистрация населения, ликвидация чрезвычайных ситуаций).
    • Охрана правил социальной жизни (гражданское законодательство, трудовое законодательство и т. д.).
    • Валютно-финансовое регулирование (основное – эмиссия — выпуск денег).
    • Бюджетное регулирование, сбор налогов, пошлин; распределение доходов и расходов в бюджете.

Неосновные функции государства это, например:

    • управление транспортом и связью;
    • управление образованием и здравоохранением;
    • зашита неполноценных лиц и помощь им.

Признаками функций государства являются:

    • деятельность государства в разных сферах общественной жизни;
    • связь сущности государства и его назначением, именно эта связь реализуется посредством функций;
    • направленность функций государства на решение конкретных задач по развитию общества;
    • реализация функций в правовых формах и механизмами, государственной власти.[20]

Кроме перечисленных классификаций выделяют также общесоциальные функции государства (защита интересов всего общества) и классовые (охрана существующего порядка, правящего класса).

Деление функций на внутренние и внешние условно. Деятельность государства внутри страны зависит в значительной степени от внешних условий, от внешнеэкономических и культурных связей.

Не всегда можно различить классовые и общесоциальные функции. Естественно, что социальные силы, которые стоят у власти, осуществляют деятельность, направленную на удержание власти и использование ее в своих собственных интересах. Но ведь эта власть не во всех случаях имеет классовый характер. Так, во многих государствах восточного типа стоящий у власти чиновничий бюрократический аппарат не сформировался в особый класс, а представляет собой достаточно узкую социальную группу. Аналогичное положение может иметь место и в европейских государствах (например, при бонапартистских и тоталитарных режимах). В этих случаях функции, которые обычно рассматриваются как классовые, приобретают, скорее, групповой, кастовый характер.[21]

Сложно различить функции социалистического и эксплуататорского государства. Так, всякое государство в большей или меньшей степени осуществляет функции, подобные тем, которые относились исключительно к социалистическому государству, в частности, связанные с организацией экономики, развитием науки, культуры, образования, охраной правопорядка, социальным обслуживанием населения. Особенно это относится к современным западным государствам.

В этой связи представляется интересной идея о единой классификации функций государства независимо от его отнесения к указанным классификационным группам. При таком подходе выделяют четыре функции, которые осуществляются любым государством:

  • экономическая (обеспечение нормального функционирования и развития экономики, в том числе посредством охраны существующих форм собственности, организации внешнеэкономических связей и проч.);
  • политическая (обеспечение государственной и общественной безопасности, социального и национального согласия, подавление сопротивления противоборствующих социальных сил, охрана суверенитета государства от внешних посягательств и т.п.);
  • социальная (охрана прав и свобод всего населения или его части, осуществление мер по удовлетворению социальных потребностей людей, поддержанию необходимого уровня жизни населения, обеспечению необходимых условий труда, его оплаты, быта и т.д.);
  • идеологическая (поддержка определенной, в том числе и религиозной, идеологии, организация образования, поддержание науки, культуры и др.).[22]

К этому перечню можно добавить еще одну - экологическую (природоохранительную) функцию. Необходимость такого дополнения вытекает из появления во второй половине XX в. реальной угрозы уничтожения всего живого на Земле в результате деятельности человека.

2.2. Сравнительный анализ функций и сущности государств с позиции различных теорий

Сравнительный анализ понимания сущности и функций государства с позиции различных теорий происхождения государства можно представить следующим образом – таблица 1.

Таблица 1

Сравнительный анализ понимания сущности и функций государства с позиции различных теорий происхождения государства

Теория

Сущность

Функции

Патриархальная

Общесоциальная

«Отцовская» забота об обществе, призрение, распределение ресурсов (экономическая функция)

Теория насилия

Классовая

Идеологическая и политическая функция

Расовая теория

Классовая

Идеологическая и политическая функция

Теория общественного договора

Общесоциальная

Социальная, экономическая функции

Теория естественного происхождения государства

Общесоциальная

Экономическая функция

Марксистская теория

Классовая у «низших» государств и общесоциальная у «развитых»

Социальная, экономическая функции у «развитых» государств и идеологическая и политическая у «низших»

Таким образом, теории происхождения государства указывают разные факторы как основу развития государства, а также рассматривают государство в контексте различной сущности и выполняемых функций.[23]

Следует отметить, что патриархальная теория, одна из немногих теорий, постулирует общесоциальную сущность государства. Сущность государства – это решающий фактор в процессе установления направления деятельности государства, в определении задач.[24]

Патриархальная теория, предусматривающая, что правитель – это отец своей семьи-государства, монарх, предполагает и заботу со стороны правителя о своих подданных.

Согласно патриархальной теории люди – существа коллективные, стремящиеся к взаимному общению, приводящему к возникновению семьи. В последствие развитие и разрастание семьи в результате объединения людей, а также увеличение числа семей приводят к образованию государства. Власть государя есть естественное продолжение власти отца, «патриарха» в семье.

Патриархальная теория объясняет происхождение такой формы правления, как республика, подразумевая, что существует только такая форма правления, как монархия.

Следует отметить, что даже в рамках близких на первый взгляд теорий можно отметить ряд отличительных признаков в области понимания сущности и назначения государства.

В качестве примера можно привести в пример сравнение расовой теории и теории насилия.

Таблица 2

Сходства и различия расовой теории и теории насилия

Сходства

Различия

Не позволяют полноценно объяснить происхождение государства, как общественно-политического феномена

Теория насилия

Расовая теория

Не учитывают биологических законов (неравенства людей биологически, и разных условий (природных) жизни рас)

В основе становления государства социальная предпосылка – взаимоотношение обществ

В основе становления государства биологическая предпосылка – различие между расами

обе теории рассматривают государство достаточно однобоко, учитывая, например, только его классовую сущность и не учитывая общесоциальную.

Люди в обществе равны, но стремятся подавить друг друга

Люди изначально неравны

Государство создается на основе насилия (рас друг над другом либо обществ друг над другом)

Влияние расы на историю, культуру, положение в обществе

Историю и культуру творит сам народ (общество), независимо от его происхождения

Государство представляется собой образование, применяющее силу

Не показана связь развития общества и становления государства, по сути, общество никак не влияет на государство, не устанавливает его, согласно обеим теориям

Обе теории не укладываются ни в формационный, ни в цивилизационный подходы к типологии государств, принятые на современном этапе

Обе теории рассматривают государство, не как продукт волеизъявление членов общества или некий результат творческого акта общества, а как побочный продукт развития общества.

обе теории оправдывают применение насилия со стороны государства против определенной части общества

Из таблицы 2 можно отметить, что между двумя теориями достаточно много общества, и различными являются лишь некоторые моменты.

Также необходимо отметить, что обе теории не учитывают социального назначения государства, которое определяется множеством условий, однако в общем виде, социальное назначение раскрывается в задачах государства, в качестве которых можно привести следующие:

  • Обеспечение самосохранения государства и общества.
  • Безопасность и укрепление государства.
  • Содействие социальному, культурному, экономическому развитию общества
  • Преодоление противоречий, существующих в обществе.[25]

При этом, назначение государства в теории насилия видится в примирении сторон общества, установлении контакта между ними, а в теории насилия – в подавлении одной расы со стороны другой с тем, чтобы содействовать прогрессу общества.

Заключение

На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

  1. Теорий возникновения государства существует достаточно большое количество, многие из них рассматривают различные факторы возникновения государства – социальные, экономические, природные.
  2. В целом, наиболее известные теории, рассмотренные в работе можно объединить в три группы:
  • теории, признающие государство, как закономерную данность (патриархальная, теологическая),
  • теории, объясняющие происхождение государства волеизъявлением человека и его природой (теория естественного права, органическая теория),
  • теории, рассматривающие государство, как побочный продукт развития общества (материалистическая, теория насилия).
  1. Следует признать, что столь сложный феномен, как государство и правовая система в нем, практически невозможно объяснить с позиции какой-либо одной теории, в связи с чем, при понимании сущности государства и государственности следует руководствоваться элементами из разных теорий.

В заключение следует сказать, что объяснение происхождения государства также подвержено влиянию исторической эпохи и идеологии, что явственно видно из факторов, приведенных в качестве определяющих, в различных теориях становления государства. В связи с чем, необходимо рассматривать данный феномен через призму времени, черт эпохи, в которую возникала та или иная теории, и общей идеологии общества на том этапе развития.

Список использованной литературы

  1. Алексеев С.С. Теория права. - М., 2006 - 312 с.
  2. Бернацкий Г.Г. Естественное состояние и естественный закон в философско-правовых концепциях эмпиризма /МВД России: история, практика, перспектива: Сб. научных трудов. Вып. 6. Часть 2 /Под ред. В.П. Сальникова. СПб.: СПбУ МВД России, 2007. С. 50-74.
  3. Бернацкий Г.Г. Идеи естественного права и Великая французская революция XVIII века / МВД России: история, практика, перспектива: Сб. научных трудов. Вып. 6 / Под ред. В.П. Сальникова. СПб.: СПбУ МВД России, 2007. С. 39-41.
  4. Бернацкий Г.Г. Теория естественного права И.В. Михайловского / МВД России: история, практика, перспектива: Сб. научных трудов. Вып. 6 / Под ред. В.П. Сальникова. СПб.: СПбУ МВД России, 2006. С.31-39
  5. Боронбеков С. Основные ценности ислама - объекты охраны шариата //Государство и право, 2003, № 2, с.92 – 100.
  6. Венгеров А. Б. Теория государства и права. М.: 2006 - 488 с.
  7. Деревнин А.А, Петрушев В.А., Теория права. Иркутск: Издательство ИГЭА, 2006 - 335 с.
  8. Думанов Х. М., Першиц А. И. Мононорматика и начальное право //Государство и право, 2000, № 1, с.98 - 103; 2001, № 9, с.85 – 91.
  9. Клименко С.В., Чичерин А.Л. Основы государства и права. М.:Зерцало, 2007 - 354 с.
  10. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства, М., Издательство Норма - Инфра × М.: 2007 - 400 с.
  11. Общая теория права и государства / под редакцией В. В. Лазарева. М.: Юрист, 2008 - 360 с.
  12. Саидов А. Х., Абдуллаев Е. В. Зороастрийское право в контексте религиозно-правовых учений древней и раннесредневековой центральной Азии //государство и право, 2000, № 7, с.93 – 107.
  13. Суслопарова, Ю. В. Концепция происхождения государственности и права Уильяма Блэкстоуна: (по работе "Комментарии к законам Англии")/ Суслопарова Ю. В. // История государства и права. - 2008. - N 24. - С.35-37.
  14. Теория государства и права / Под ред. В.К. Бабаева. М.: Юристъ, 2013.
  15. Теория государства и права / Под ред. проф. К.М. Корельского и проф. В.Д. Перевалова. М.: НОРМА-ИНФА, 2000.
  16. Теория государства и права; Сова, Астрель - Москва, 2012. - 160 c.
  17. Теория государства и права. В 2 частях. Часть 1. Теория государства; Зерцало-М - Москва, 2011. - 516 c.
  18. Теория государства и права. В 2 частях. Часть 2. Теория права; Зерцало-М - Москва, 2011. - 336 c.
  19. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права / Под ред. К.И. Батыра, Е.В. Поликарповой. Т.1. М., 2003.
  20. Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. М., 1999.
  21. Шумков, Д. М. Происхождение государства и права / Д. М. Шумков // Основы государства и права. - 1999. - N7. - С. 49 - 57.
  1. Алексеев С.С. Теория права. - М., 2006 - 312 с.

  2. Шумков, Д. М. Происхождение государства и права / Д. М. Шумков // Основы государства и права. - 1999. - N7. - С. 49 - 57.

  3. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства, М., Издательство Норма - Инфра × М.: 2007 - 400с.

  4. Думанов Х. М., Першиц А. И. Мононорматика и начальное право //Государство и право, 2000, № 1, с.98 – 103.

  5. Деревнин А.А, Петрушев В.А., Теория права. Иркутск: Издательство ИГЭА, 2006 - 335 с.

  6. Саидов А. Х., Абдуллаев Е. В. Зороастрийское право в контексте религиозно-правовых учений древней и раннесредневековой центральной Азии //государство и право, 2000, № 7, с.93 – 107.

  7. Бернацкий Г.Г. Теория естественного права И.В. Михайловского / МВД России: история, практика, перспектива: Сб. научных трудов. Вып. 6 / Под ред. В.П. Сальникова. СПб.: СПбУ МВД России, 2006. С.31-39.

  8. Реализация права на защиту подозреваемых и обвиняемых военнослужащих воинских контингентов Российской Федерации, дислоцированных на территориях иностранных государств. И.Ю. Белый, "Право в Вооруженных Силах", № 12, декабрь 2016. С. 35.

  9. Ирхин Ю.В., Политология. Серия: Учебник для вузов, М.: Экзамен, 2012. С. 92.

  10. Георгиев А. Г., Озолине В. В.Нефтяные монархии Аравии. Проблемы развития. М.: Наука, 1983. С. 32.

  11. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. М.: Статут, 2003. С. 83.

  12. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. М.: Норма, Инфра-М, 2012. С. 24

  13. Боронбеков С. Основные ценности ислама - объекты охраны шариата //Государство и право, 2003, № 2, с.92 – 100.

  14. Общая теория права и государства / под редакцией В. В. Лазарева. М.: Юрист, 2008 - 360 с.

  15. Клименко С.В., Чичерин А.Л. Основы государства и права. М.:Зерцало, 2007 - 354 с.

  16. Бернацкий Г.Г. Идеи естественного права и Великая французская революция XVIII века / МВД России: история, практика, перспектива: Сб. научных трудов. Вып. 6 / Под ред. В.П. Сальникова. СПб.: СПбУ МВД России, 2007. С. 39-41.

  17. Венгеров А. Б. Теория государства и права. М.: 2006 - 488 с.

  18. Бернацкий Г.Г. Естественное состояние и естественный закон в философско-правовых концепциях эмпиризма /МВД России: история, практика, перспектива: Сб. научных трудов. Вып. 6. Часть 2 /Под ред. В.П. Сальникова. СПб.: СПбУ МВД России, 2007. С. 50-74.

  19. Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. М., 1999.

  20. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права / Под ред. К.И. Батыра, Е.В. Поликарповой. Т.1. М., 2003.

  21. Теория государства и права. В 2 частях. Часть 1. Теория государства; Зерцало-М - Москва, 2011. - 516 c.

  22. Суслопарова, Ю. В. Концепция происхождения государственности и права Уильяма Блэкстоуна: (по работе "Комментарии к законам Англии")/ Суслопарова Ю. В. // История государства и права. - 2008. - N 24. - С.35-37.

  23. Теория государства и права / Под ред. проф. К.М. Корельского и проф. В.Д. Перевалова. М.: НОРМА-ИНФА, 2000.

  24. Там же, с. 35.

  25. Теория государства и права / Под ред. В.К. Бабаева. М.: Юристъ, 2013.