Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Теория человеческих потребностей А.Маслоу (Самоактуализация как высшая потребность человека)

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Абрахам Маслоу – всемирно известный психолог. Большую часть своей профессиональной карьеры он посвятил анализу потребностей человека и их расположению в таблицу иерархии. Уже после его смерти, его таблицу потребностей уложили в специальную пирамиду, которую назвали –«Пирамида Маслоу».

Пирамида Маслоу популярна в крупных компаниях с большим числом сотрудников. Знание его идей прекрасно помогает выстраивать бизнес-стратегии, мотивировать персонал. Также мне интересны тесты, выстроенные на основе этой теории. Тестирование в сфере подбора персонала помогает понять, насколько человек готов работать и развиваться, как будет вести себя в коллективе, выстраивать отношения с коллегами. Мне было интересно узнать, как с помощью таблицы иерархии работает бизнес. Хоть идеи «пирамиды» и подвергаются критике, они работают.

Весь мир живет и будет жить по этой пирамиде, и маркетологи его часто используют. Допустим для того, чтобы начать продавать и продвигать продукт в определенной области или стране, необходимо сначала узнать на каком уровне находятся большинство ее жителей в пирамиде Маслоу. Допустим в Центральной Африке людей находятся на первой ступени, поэтому, наверное, нет смысла продавать там альбомы по европейской живописи 17-18 х. веков. Также в этой местности ну будут пользоваться спросом и ювелирные изделия. А вот в Западной Европе это будет востребовано. И таких примеров очень много. Думаю, что стоит изучать пирамиду Маслоу и руководствоваться ее положениями в повседневной жизни.

Да, пирамида далеко не идеальна, и по большому счету не совсем объективна. Это направление скорее для размышления, нежели готовый к потреблению продукт. Но принципиально она работает: у людей действительно наблюдается иерархия потребностей.

ГЛАВА 1. Абрахам Маслоу

1.1 Биография

Абрахам Маслоу родился 1 апреля 1908г. Умер 8 июня 1970г. Абрахам был видным американским психологом, основателем гуманистической психологии.

Абрахам Маслоу родился в 1908 году в Нью-Йорке в районе Бруклина в еврейской семье. Был самым старшим из семи детей в своей семье. Самуил Маслов и Роза Шиловская-родители Маслоу. Их эмигрировали из России. Отец приехал в Соединенные Штаты, будучи совсем молодым человеком и занялся изготовлением бочек для продажи. Позднее Маслоу-старший вызвал из России свою будущую жену. Когда Маслоу был совсем юношей, он обладал большой застенчивостью. Одинокий, несчастный, но способный на больше дела мальчик был настолько убежден в своей некрасивости, что садился в пустые вагоны метро, чтобы на него не смотрели.

В возрасте 18-ти лет Маслоу поступил в «Сити-Колледж», в Нью-Йорке. Отец Абрахама очень сильно хотел, чтобы его сын стал адвокатом, но Маслоу-младший об этом уж точно не мечтал.

В юности Маслоу настолько сильно влюбился в свою двоюродную сестру, что находил из-за этого любые предлоги, чтобы провести какое-то время в ее семье. Кузина не отвергла его, и когда Маслоу было 20 лет, она вышла за него замуж. Женитьба и увлечение психологией стали новым поворотом в жизни Абрахама.

На первом курсе колледжа Маслоу открыл для себя мир драматического искусства и музыки. Любовь к музыке и театру он пронес через всю жизнь. Затем Маслоу перевелся в Висконсинский университет, его интерес сосредоточился на психологии. Он был увлечен идеей Дж. Б. Уотсона о бихевиоризме как о мощном орудии воздействия на человеческую жизнь. В Висконсине Маслоу практиковался в экспериментальной методике и работал в психологической лаборатории, где проводил исследования на крысах и других животных. В 1930 году Маслоу получил степень бакалавра, а в 1934 году, в возрасте 26 лет, получил степень доктора.

После получения степени доктора, Маслоу возвратился в Нью-Йорк для работы с Эдвардом Торндайком, к тому моменту это был известный психолог Колумбийского университета.

Через полтора года Маслоу получил место преподавателя в Бруклинском колледже. В этом колледже он и проработал 14 лет. В то время Нью-Йорк был весьма притягательным интеллектуальным центром для многих хороших ученых, спасавшихся от нацистского преследования. Маслоу довелось работать со многими психотерапевтами, включая Альфреда Адлера, Эрика Фромма и Карен Хорни. Больше всех на него повлияли Макс Вертхаймер, один из создателей гештальт-психологии, и Рут Бенедикт, замечательный специалист по культурной антропологии.

Во время Второй мировой войны Маслоу понял, что психология может внести лишь совсем малый вклад в уменьшение международного конфликта. В это время Маслоу стал заниматься вместо экспериментальной психологии социальной и персональной.

Помимо профессиональной карьеры, во время длительной болезни, Маслоу занялся также семейным бизнесом по производству бочек. Интерес к бизнесу и прикладной психологии привел его в конце концов к созданию работы «Эупсихический менеджмент», которая была сделана в 1963 году. В этой работе были собраны мысли и статьи, связанные с менеджментом и промышленной психологией. Он писал эту работу летом, которое он провел как приглашенный специалист на небольшом электронном заводе в Дель Маре, в Калифорнии.

В 1951 году Маслоу пригласили во вновь открытый Университет Брандеса, под Бостоном. Абрахам принял предложение и остался там до 1968 года. Он заведовал целой кафедрой первого психологического факультета и своей деятельностью способствовал развитию всего университета.

Во время карьеры Маслоу, было время, когда его новаторские работы почти всегда откланялись как ненаучные и ненужные основному направлению в психологии. Но со временем его работы стали более чем востребованы. И в 1967 году А.Маслоу был избран на год президентом Американской психологической ассоциации.

В январе 1969 года Маслоу ушел из Университета Брандеса. В июне 1970-го, в возрасте 62 лет, Маслоу умер от сердечного приступа.

    1. РАБОТЫ А. МАСЛОУ

«Широко известна иногда приписываемая Маслоу так называемая «Пирамида Маслоу» — диаграмма, иерархически представляющая человеческие потребности. Однако ни в одной из его публикаций такой схемы нет, напротив, он считал, что иерархия потребностей не является фиксированной и в наибольшей степени зависит от индивидуальных особенностей каждого человека».[1]

Впервые «пирамида потребностей» встречается в 1970-х годах, в немецкой литературе, например в учебнике У.Стоппа, издание которого состоялось в 1975 году.

В середине тридцатых годов А.Маслоу берется за создание книги «Мотивация и личность», в последствии ставшей трудом его жизни. Опубликована книга была в 1954 года. Также он изучал гештальт-психологию у Карла Вертхаймера и Курта Коффки в Новой Школе Социальных Исследований и обучался психоанализу, в том числе и у Эриха Фромма. Хорошо поняв психоанализ, он продолжил изучение психологии под руководством Альфреда Адлера. Он изучал антропологию вместе с Рут Бенедикт и Маргарет Мид и участвовал в экспедиции, занимавшейся изучением индейского племени «Северных черноногих», одного из алгонкинских племен.

В 1943 г. он опубликовал две работы: «Введение в теорию мотивации» и «Теория человеческой мотивации», где в основу легла позитивнаю теория мотивации, определяемая им, как «обобщенно-динамическую». Между 1947 и 1949 годами Абрахам оставил академическую карьеру и организовал Maslow Cooperage Corporation, решив заняться собственным бизнесом. Но все равно он сохранил свои давние академические связи и продолжал публиковать статьи и в этот период.

Более поздние работы Маслоу приобретают все более утопический и даже мистический характер.

ГЛАВА 2. Иерархия потребностей Маслоу.

Итак, «Пирамида Маслоу» говорит нам о наличии семи видов жизненных приоритетов человека (в сокращенном варианте пирамиды их всего пять) - «человеческие потребности располагаются в виде иерархии. Иными словами, появлению одной потребности обычно предшествует удовлетворение другой, более насущной.».[2]

На первой ступени - наиболее жизненно важные потребности. Это физиологические. Физиологические потребности (низший уровень): жажда, голод, половые потребности, сон. Как видите, это те вещи, без которых человек не может жить и развиваться.

На второй ступени актуальности – необходимость чувствовать себя комфортно в среде обитания. Потребность в безопасности, стабильность, комфорт, защищенность, уверенность. Это пункт подразумевает наличие крыши над головой, материальных средств. Но у каждого человека собственное представление о комфорте и безопасности. Кому-то достаточно не замерзнуть во сне, а кому-то необходимо иметь не только жилье, но и машину , охрану, поддержку влиятельных и «серьезных» людей.

На третьем уровне находится потребность в любви. Маслоу утверждал, что каждый человек хочет быть любим.

Социальные потребности: общение, любовь, поддержка, совместная деятельность. И это четвертая из жизненных потребностей человека.

После четвертой ступени идет необходимость интеллектуально развиваться и познавать что-то новое для себя, при этом важно, чтобы человек сам делал эти открытия, постигал ранее невиданное и увлекательное. Другое дело, что для одних это изучение соседской квартиры, а для других – атомы, молекулы и т.п.

На шестом месте находится потребность в эстетическом наслаждении. Это забота о свое теле, о мире вокруг, порядок, гармония. Также сюда входит наблюдение природы, какого-либо искусства. Это поиск красоты внутри себя и внутри других людей. Потребность ко всему прекрасному приводит человека к духовному развитию и внутренней гармонии.

На вершине всей этой классификации потребностей личности находится потребность в самореализации и саморазвитии. Когда личность приходит к потребности саморазвития, она начинает открывать свои новые возможности, раскрывает свой полный потенциал, начинает развивать те способности, которые заложены в ней от природы. Пиком самоактуализации является развитие и усовершенствование человека. Считается, что достигнуть его можно лишь, пройдя все предыдущие этапы и обеспечив себе комфорт, признание и любовь.

Мы рассмотрели все эти ступени. А теперь давайте рассмотрим их более подробно.

2.1 Физиологические потребности.

Основанием и первой ступенью этой иерархии Маслоу считает физиологические потребности. Удовлетворение этих потребностей необходимо для жизни человека. Проще говоря без них, человек не сможет жить и существовать. «Вне всяких сомнений, физиологические потребности являются самыми насущными изо всех нужд. Прежде всего, это означает, что для человеческого существа, не имеющего вообще ничего, основой мотивации будут именно физиологические нужды, а не что-то иное. Человек, лишенный пищи, безопасности, любви и уважения, естественным образом, прежде всего, будет стремиться к получению пищи. Тяга к писанию стихов, желание приобрести автомобиль, крышу над головой, интерес к американской истории, желание купить новый телефон в экстренных случаях совершенно забываются или становятся даже не нужными. Для человека, испытывающего сильное чувство голода, не существует иного интереса, кроме пищи. Он мечтает и думает о ней, он вспоминает ее и стремится к ее обретению… Свобода, любовь, чувство общности, уважительное отношение, все они отметаются как мишура, ибо ими нельзя наполнить желудок. Воистину такой человек живет только хлебом единым».[3]

Сразу после удовлетворения примитивных нужд человек испытывает потребность в финансовой, эмоциональной и физической безопасности. Это значит, что он не хочет быть бедным, зависимым или нуждающимся в таких простых вещах, как еда и жилье.

В развитых обществах столь тяжелые условия жизни и голодная смерть могут быть, скорее всего, лишь следствием какой-либо чрезвычайной ситуации. Естественно, при этом должны удовлетворяться и другие физиологические потребности, такие, например, как потребность в воздухе или в воде. «Когда нет хлеба, человек действительно живет хлебом единым. Но что происходит с человеческими желаниями в том случае, когда он не испытывает недостатка в хлебе? Тут же возникают другие (более «возвышенные») потребности, которые замещают собой физиологические нужды и становятся доминирующими. Когда и они находят удовлетворение, возникают новые (и вновь «более возвышенные») потребности, и так далее. Вот что мы имеем в виду, когда говорим о том, что основные человеческие нужды образуют иерархию относительного доминирования… Доминантными для организма и его поведения являются только неудовлетворенные нужды. Если голод утолен, чувство голода теряет свое значение в системе факторов активности личности».[4]

Достаточно интересно такое специфическое свойство организма, подчиненного единственной потребности, как изменение личной философии будущего. «Человеку, измученному голодом, раем покажется такое место, где можно до отвала наесться. Ему кажется, что если бы он мог не думать о хлебе насущном, то он был бы совершенно счастлив и не пожелал бы ничего другого. Саму жизнь он мыслит в терминах еды, все остальное, не имеющее отношения к предмету его вожделений, воспринимается им как несущественное, второстепенное».[5]

Вот мы и рассмотрели первую и самую важную по моему мнению ступень.

Теперь переходим в потребности в безопасности.

2.2 Потребность в безопасности.

Когда человек сыт, обут, одет, у него есть крыша над головой, у него появляется желание удержать данную ситуацию как можно дольше. Хочется стабильности, комфорта, защищённости, некой уверенности в будущем. Людям не нравится ощущать свою уязвимость, это дискомфортно, неправильно, не дает спокойно жить, работать, творить. Именно поэтому любое государство видит защиту и безопасность своих граждан, самой главной задачей. И Именно поэтому, крупные, давно работающие на рынке компании, никогда не испытывают сложностей с подбором персонала. При прочих равных условиях (график, заработная плата, удаленность от дома и т.д) человек как правило выбирает более крупные, развитые организации. Работу в них дает ощущение стабильности, надежности, комфорта, уверенности в будущем.

Вот мы и рассмотрели первые две наиболее важные ступени.

Теперь перейдем к третьей.

2.3 Потребность в принадлежности и любви.

После физиологии и безопасности, это третий уровень приоритетного значения.

Если и физиологические нужды, и потребность в безопасности удовлетворяются в достаточной мере, то, по теории Маслоу, возникает потребность в любви, привязанности и в ощущении собственной принадлежности к некоей общности людей, и весь цикл, описанный применительно к физиологическим потребностям и потребности в безопасности, повторяется. Так, «человек начинает особенно остро чувствовать отсутствие друзей, возлюбленной, жены или детей. Он жаждет чувственных отношений с другими людьми, он пытается занять определенное место в некой группе и активно стремится к достижению этой цели. Он хочет этого более всего на свете и обычно совершенно забывает о том, что в ту пору, когда он был голоден, любовь вызывала у него усмешку»[6]. В отличие от потребности в безопасности и физиологических потребностей, потребность в любви, привязанности и принадлежности к определенной группе людей удовлетворить в современном обществе гораздо труднее. «Невозможность удовлетворения этих потребностей обычно является причиной всевозможных расстройств и более серьезных психических патологий».[7]

«У меня складывается впечатление, что цементирующим составом какой-то части подростковых банд – я не знаю, сколько их и какой процент они составляют от общего числа – стали неутоленная жажда общения, стремление к единению перед лицом врага, причем врага неважно какого. Само существование образа врага, сама угроза, которую содержит в себе этот образ, способствуют сплочению группы. На тех же принципах основывается и феномен солдатской дружбы. Внешняя опасность объединяет солдат неразрывными узами кровного родства, которые не может порвать даже испытание мирной жизнью. Потребность бывшего солдата в братском единении столь настоятельна, что хорошее общество, стремящееся к здоровью, хотя бы в целях самосохранения, обязано предоставить ему возможности для ее удовлетворения».[8]

Человек ищет любой способ удовлетворения данной потребности и иногда это приводит к очень неблагоприятным ситуациям. Но все-таки мы надеемся, что в скором, неблагоприятных ситуаций при удовлетворениях этих потребностей станет намного меньше.

Теперь нам стоит перейти к четвертой ступени и также не мало важной. Это потребность в признании (достижении успеха, одобрение).

2.4 Потребность в признании.

Людям свойственно стремится не только к самореализации, успеху, но и желание добиваться похвалы, одобрения окружающих. Писатель не просто хочет написать книгу, ему желательно, чтобы люди ее прочитали, чтобы им понравилось. Бизнесмен хочет создать продукт или услугу, которая не только будет востребована потребителем, но и будет лучше, чем у конкурентов. Чтобы люди делая выбор в его пользу, признавали, что его продукт лучше, качественнее. Тяга к признанию, уважению, одобрению очень мощнейший фактор развития у большинства.

После рассмотрения четвертой ступени, мы переходим к пятой.

2.5 Потребность в самоактуализации

Последней и высшей стадией, ступенью иерархии потребностей, Маслоу считал самореализацию, или по-другому говоря- самоактуализацию. Если физиологические нужды и потребности в безопасности, любви и уважении будут удовлетворены в достаточной степени, «мы вправе ожидать, что у человека возникнет (это происходит не всегда) новая потребность, если только он уже не делает того, к чему, как ему кажется, он призван. Музыкант должен творить музыку, художник — писать картины, поэт — писать стихи, в противном случае они не будут чувствовать себя счастливыми людьми. Человек должен стать тем, кем он может стать. Эту потребность мы называем самоактуализацией… она состоит в желании все более и более становиться тем, кто вы есть, становиться всем тем, что определяется вашей способностью к становлению».[9] Эта потребность может сильно меняться от человека к человеку. Он вновь подчеркивает, что предпосылкой возникновения потребности в самоактуализации является удовлетворение потребностей физиологических, в безопасности, любви и уважении. «Очевидно, что у разных людей эта потребность выражается по-разному. Один человек желает стать идеальным родителем, другой стремится достичь спортивных высот, третий пытается творить или изобретать. Похоже, что на этом уровне мотивации очертить пределы индивидуальных различий почти невозможно».[10]

А.Маслоу допускал, что, помимо пяти названных основных потребностей, могут существовать эстетические потребности и потребности в познании.

2.6 Потребность в познании и понимании.

Человек от природы очень любопытен. Почти с самого рождения ребенок начинает свое знакомство с миром. Ему нравится лазить везде и всюду, и чем дальше что-либо спрятано, тем быстрее он до этого доберется. Это потребность в познании и понимании, Маслоу описывает ее следующим образом:[11]

1. Феномен, подобный человеческому любопытству можно наблюдать и у высших животных. Обезьяна, обнаружив неизвестный ей предмет, старается разобрать его на части, засовывает палец во все дырки и щели – одним словом, демонстрирует образец исследовательского поведения, не связанного ни с физиологическими позывами, ни со страхом, ни с поиском комфорта.

2. История человечества знает немало примеров самоотверженного стремления к истине, наталкивающегося на непонимание окружающих, нападки и даже на реальную угрозу жизни. Бог знает, сколько людей повторили судьбу Галилея.

3. Всех психологически здоровых людей объединяет одна общая особенность: всех их влечет навстречу хаосу, к таинственному, непознанному, необъясненному. Именно эти характеристики составляют для них суть привлекательности; любая область, любое явление, обладающее ими, представляет для этих людей интерес. И наоборот – все известное, разложенное по полочкам, истолкованное вызывает у них скуку.

4. Немало ценной информации могут дать нам экстраполяции из области психопатологии.

В моей практике было несколько случаев, когда я вынужден был признать, что патологическая симптоматика (апатия, утрата смысла жизни, неудовлетворенность собой, общая соматическая депрессия, интеллектуальная деградация, деградация вкусов и т.п.) у людей с достаточно развитым интеллектом была вызвана исключительно одной лишь необходимостью прозябать на скучной, тупой работе.

Если человек лишен права на информацию, если официальная доктрина государства лжива и противоречит очевидным фактам, то такой человек, гражданин такой страны почти обязательно станет циником. Он утратит веру во все и вся, станет подозрительным даже по отношению к самым очевидным, самым бесспорным истинам; для такого человека не святы никакие ценности и никакие моральные принципы, ему не на чем строить взаимоотношения с другими людьми; у него нет идеалов и надежды на будущее. Кроме активного цинизма, возможна и пассивная реакция на ложь и безгласность – и тогда человека охватывает апатия, безволие, он безынициативен и готов к безропотному подчинению.

5. Потребность знать и понимать проявляется уже в позднем младенчестве. У ребенка она выражена, пожалуй, даже более отчетливо, чем у взрослого человека. Более того, похоже, что эта потребность развивается не под внешним воздействием, не в результате обучения, а скорее сама по себе, как естественный результат взросления (неважно, какому из определений обучения и взросления мы отдадим предпочтение). Детей не нужно учить любопытству. Детей можно отучить от любопытства, и мне кажется, что именно эта трагедия разворачивается в наших детских садах и школах.

6. Очень часто, рассуждая о познании, мы не отличаем этот процесс от процесса обучения, и в результате оцениваем его только с точки зрения результата, совершенно забывая о чувствах, связанных с постижением, озарением, инсайтом.

А между тем, доподлинное счастье человека связано именно с этими мгновениями причастности к высшей истине.

Переходим к последней ступени.

2.7 Эстетические потребности.

Удовлетворение эстетических потребностей, это принесение в свою жизнь порядка, гармонии, красоты. Всё конечно субъективно. Для каждого понятие красоты своё, особенное.

И, тем не менее, есть нечто общее. Стремление к гуманизму, желание чего-то высшего. Появляется некое ощущение недостаточности чего-либо, понятие, что возможны изменения к лучшему. Потребность требует удовлетворения, а это толкает человека к развитию, к деятельности, к употреблению усилий.

Приложенные усилия никогда не проходят даром, человек неизбежно развивается, становится лучше. Неизбежно и меняется окружающий его мир.

2.8 Удовлетворение потребностей.

Можно назвать ряд условий, необходимых для удовлетворения вышеперечисленных потребностей. В ряду этих условий можно назвать: свобода слова, свобода выбора деятельности(профессии), свободу самовыражения, право на исследовательскую активность и получение какой-либо информации, право на защиту, а также социальный уклад, характеризующийся справедливостью, честностью и порядком. Несоблюдение перечисленных условий, нарушение прав и свобод воспринимается человеком как угроза. Люди всегда боролись и будут бороться за исполнение этих условий.

Самым ключевым моментом в концепции иерархии потребностей Маслоу является то, что потребности никогда не бывают удовлетворены по принципу «все или ничего». Почти о любом здоровом человеке можно сказать, что он одновременно и удовлетворен, и неудовлетворен во всех своих базовых потребностях. Низшие потребности всегда удовлетворены в большей мере, чем высшие. «Если в целях наглядности воспользоваться конкретными цифрами, пусть и условными, то получится, что у среднестатистического гражданина физиологические потребности удовлетворены, например, на 85%, потребность в безопасности удовлетворена на 70%, потребность в любви – на 50%, потребность в самоуважении – на 40%, а потребность в самоактуализации – на 10%».[12]

ГЛАВА 3. Самоактуализация как высшая потребность человека.

Рассмотрим потребность в самоактуализации более подробно, как вершину иерархии потребностей.

Самоактуализация [13] — стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей. В некоторых направлениях современной западной психологии самоактуализация выдвигается (в противовес бихевиоризму и фрейдизму, считающим, что поведением личности движут биологические силы, а его смысл заключается в разрядке создаваемого ими напряжения и приспособлении к среде) на роль главного мотивационного фактора. Подлинная самоактуализация предполагает наличие благоприятных социально-исторических условий.

Человек, достигший этого высшего уровня, добивается полного использования своих талантов, способностей и потенциала личности. «Музыканты должны играть музыку, художники должны рисовать, поэты должны сочинять стихи, если они, в конце концов, хотят быть в мире с самими собой. Люди должны быть тем, кем они могут быть. Они должны быть верны своей природе».[14]

Самоактуализация не обязательно должна принимать форму творческих усилий, выражающихся в создании произведений искусства. Именно на этом высшем уровне иерархии потребностей люди сильнее всего отличаются друг от друга. Казалось бы, многие люди за свою жизнь могут подойти к реализации этой высшей потребности, но по какой-то причине это не происходит. Маслоу приводит несколько таких причин.

Отчасти дела обстоят столь неблагополучным образом потому, что многие люди просто не видят своего потенциала; они и не знают о его существовании и не понимают пользы самосовершенствования. Пожалуй, они склонны сомневаться и бояться своих способностей, тем самым делая шансы нулевыми для самоактуализации. Лишь по-настоящему сильнейшие доходят до это ступени.

Комплекс Ионы

Комплексом Ионы Маслоу называет нежелание индивида реализовать свои природные способности. Люди предпочитают ставить перед собой незначительные цели, не стремятся добиться успеха в карьере и проявить себя более ярко.

Этот «страх величия», возможно, является наиболее опасным барьером для самоактуализации. Насыщенная, деятельная жизнь многим представляется невыносимо трудной. В моменты большого счастья и радости люди часто говорят: «Это слишком много для меня» или «Мне этого не выдержать». Корни комплекса Ионы можно увидеть в том, что люди боятся изменить свое неинтересное, ограниченное, но налаженное существование, боятся оторваться от всего привычного, потерять контроль над тем, что уже есть.

Еще одно препятствие для самоактуализации, упоминаемое Маслоу, - сильное негативное влияние, оказываемое потребностями безопасности. Процесс роста требует постоянной готовности рисковать, ошибаться, отказываться от старых привычек. Это требует мужества. Следовательно, все, что увеличивает страх и тревогу человека, увеличивает также и тенденцию возврата к поиску безопасности и защиты. Очевидно и то, что большинство людей имеют сильную тенденцию сохранять специфические привычки, то есть придерживаться старого стиля поведения. Реализация же нашей потребности в самоактуализации требует открытости новым идеям и опыту. Маслоу утверждал, что дети, воспитанные в безопасной, дружеской, заботливой атмосфере, более склонны к приобретению здорового представления о процессе роста.

Маслоу считал, что все самоактуализированные люди имеют общие характерные черты:[15]

· самоуважение и уважение к другим;

· доброжелательность и терпимость;

· интерес к окружающему миру;

· стремление разобраться в себе;

· и ряд других.

К числу таких самоактуализированных людей Маслоу относил Авраама Линкольна, Томаса Джефферсона, Альберта Эйнштейна, Элеонору Рузвельт, Джейн Адамс, Уильяма Джеймса, Альберта Швейцера, Олдоса Хаксли и Баруха Спинозу.

Маслоу отмечал, что самоактуализировавшиеся люди, которых он изучал, не были совершенны и даже не были свободны от крупных ошибок. Сильная приверженность избранной работе и своим ценностям делает их подчас безжалостными в стремлении к своей цели; работа может вытеснять другие чувства или потребности. Свою независимость они могут доводить до степени, шокирующей их более конформных знакомых. Кроме того, им могут быть свойственны многие проблемы средних людей: чувство вины, тревожность, печаль, внутренние конфликты и т.д.

Нет совершенных людей! Можно найти людей хороших, поистине хороших, можно найти великих людей. Действительно существуют творцы, провидцы, мудрецы, святые, подвижники и инициаторы. Это даст нам возможность с надеждой смотреть на будущее нашего рода, хотя бы такие люди и встречались редко. Вместе с тем эти люди могут испытывать досаду, раздражение, быть вздорными, эгоцентричными, злыми или испытывать подавленность. Чтобы не разочароваться в человеческой природе, мы должны сначала отказаться от иллюзий относительно нее».[16]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Пирамида Маслоу не идеальна по своей сути. Она часто подвергается критике, но и сам А.Маслоу не претендовал на ее нерушимость и признавал все погрешности. Но и на сегодняшний день, она, по моему мнению, является самой логичной из классификаций.

По данной работе можно сделать следующие выводы:

1. По Маслоу существуют следующие базовые потребности: физиологические, потребность в безопасности, потребность в любви (принадлежности), потребность в признании и потребность в самоактуализации. они расположены в иерархическом порядке (вершиной является потребность в самоактуализации, а основой являются физиологические потребности). Кроме-того в расширенной иерархии рассматривается потребность в познании и эстетические потребности;

2. Потребности не возникают только лишь после 100% удовлетворения предыдущей. В настоящей жизни у человека постоянно существуют несколько нужд, но какая-то из них доминирует и сильнее других влияет на мотивы поведения человека.

3. Чем ниже находится потребность в данной иерархии, тем больший ее процент должен удовлетворяться.

4. Самоактуализация является высшей в иерархии ступенью потребностей по Маслоу. Потребность в ее реализации возникает далеко не у всех людей. Люди сомневаются в своих способностях и своих силах, тем самым уменьшают шансы на самореализацию. Около 1% людей нашего общества становятся самоактуализированной личностью.

Надеюсь своей работой я объяснил , кто был А.Маслоу , и что за интересную пирамиду он создал.

БИБЛИОГРАФИЯ

КНИГИ И УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ

1.А.Г. Маслоу. Мотивация и личность/Перевод. с англ. Татлыбаевой А. М. СПб.: Евразия, 1999

2. Пашин В.С. Человек и его потребности: Уч. пособие/ Академия ГА. СПб, 2004

3. Щербатых Ю.В. Общая психология - СПб.: Питер, 2008.

ПУБЛИКАЦИИ

  1. Обуховский К. Психология влечений человека. Галактика потребностей. СПб: “Речь”, 2003 г., с. 57-59

ИНТЕРНЕТ

1. Абрахам Маслоу и иерархия потребностей// Энциклопедия маркетинга (электронный ресурс), режим доступа: #"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[1] Маслоу, Абрахам Харольд// Википедия – свободная энциклопедия (электронный ресурс), режим доступа:

[2] А.Г. Маслоу,Мотивация и личность/Перевод. с англ. Татлыбаевой А. М. — СПб.: Евразия, 1999, с.370.

[3] А.Г. Маслоу,Мотивация и личность/Перевод. с англ. Татлыбаевой А. М. — СПб.: Евразия, 1999, с.373-374

[4] А.Г. Маслоу,Мотивация и личность/Перевод. с англ. Татлыбаевой А. М. — СПб.: Евразия, 1999, с.375

[5] Теория человеческой мотивации// PSYLIB: психологическая библиотека «Самопознание человека», психологические книги (электронный ресурс), режим доступа: #"#_ftnref6" name="_ftn6" title="">

[6] А.Г. Маслоу,Мотивация и личность/Перевод. с англ. Татлыбаевой А. М. — СПб.: Евразия, 1999, с.380-381

[7] там же, с.381

[8] Теория человеческой мотивации// PSYLIB: психологическая библиотека «Самопознание человека», психологические книги (электронный ресурс), режим доступа: #"#_ftnref11" name="_ftn11" title="">[9] А.Г. Маслоу,Мотивация и личность/Перевод. с англ. Татлыбаевой А. М. — СПб.: Евразия, 1999, с.382-383

[10] А.Г. Маслоу,Мотивация и личность/Перевод. с англ. Татлыбаевой А. М. — СПб.: Евразия, 1999, с.382

[11] Теория человеческой мотивации// PSYLIB: психологическая библиотека «Самопознание человека», психологические книги (электронный ресурс), режим доступа: #"#_ftnref14" name="_ftn14" title="">[12] Теория человеческой мотивации// PSYLIB: психологическая библиотека «Самопознание человека», психологические книги (электронный ресурс), режим доступа: #"#_ftnref15" name="_ftn15" title="">[13] Теория человеческой мотивации// PSYLIB: психологическая библиотека «Самопознание человека», психологические книги (электронный ресурс), режим доступа: #"#_ftnref16" name="_ftn16" title="">[14] Самоактуализация// Википедия – свободная энциклопедия (электронный ресурс), режим доступа: #"#_ftnref17" name="_ftn17" title="">[15] Теория человеческой мотивации// PSYLIB: психологическая библиотека «Самопознание человека», психологические книги (электронный ресурс), режим доступа: #"#_ftnref18" name="_ftn18" title="">[16] Маслоу, Абрахам Харольд// Википедия – свободная энциклопедия (электронный ресурс), режим Р.Фрейгер. Абрахам Маслоу// Психологическая библиотека «Самопознание и саморазвитие» (электронный ресурс), режим доступа: http://psylib.org.ua/books/feidi01/txt02.htm

ПРИЛОЖЕНИЯ

Рисунок взят с сайта: https://ppt-online.org/404975

Рисунок взят с сайта: https://www.kefline.ru/wp-conten18/01/13.jpg