Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Теории происхождения государства (Основные причины множественности подходов по вопросу о возникновении государства)

Содержание:

Введение

Актуальность исследования. Теория происхождения государств - один из самых обширных разделов теории государства. Это обоснованные объяснения об условиях, причине и смысле образования такого института, как государство.

С древних времен появлялись различные теории возникновения государства. Первыми из них были: теологическая, ирригационная, патриархальная, насилия и прочие. В последующем возникали другие: общественного договора, психологическая, органическая, диффузная и другие.

Ученые, жившие в разные века и эпохи, по-разному рассматривали вопрос об основных причинах возникновения государства. Объясняется это, прежде всего, различиями в методологии исследования политико-правовых явлений, философскими и идеологическими пристрастиями разных авторов. К тому же разные ученые жили в разные исторические эпохи, вследствие этого использовали разный объем и разное качество научных знаний, накопленных человечеством. Зачастую теории основывались на процессах, происходивших лишь в отдельных регионах мира, и отображали лишь то, что происходило именно там, в то время как происходившее в других цивилизациях просто не бралось во внимание.

Актуальность темы исследования заключается в том, что как показал проведенный анализ научных публикаций, происхождение государства было и остается традиционным объектом исследовательского внимания ученых – философов, социологов, политологов, экономистов, правоведов, психологов.

Целью работы является проведение исследования теорий возникновения государства.

Объектом исследования является государство и право.

Предметом исследования выступают основные теории возникновения государства.

Цель работы предполагает решение следующие задач:

1) рассмотреть основные причины множественности подходов по вопросу о возникновении государства

2) проанализировать ключевые факторы возникновения государства,

3) исследовать возникновение государства: анализ основных теорий по вопросу взаимосвязанности или раздельности возникновения этих институтов,

4) провести анализ теорий, рассматривающих социально-экономические факторы возникновения государства,

5) провести анализ основных теорий, рассматривающих историко-культурные, социальные и иные факторы возникновения государства.

Теоретическую базу исследования составили труды таких ученых-правоведов, рассматривающих теории происхождения государства, как Енгибарян Р.В., Клименко А.В., Комаров С.А., Лазарев В.В., Ларин А.Ю., Летушева Н.И., Лукьянова Е.С., Малахов В.П. и др.

При написании работы использовались такие методы исследования, как формально-логический, метод структурного анализа, исторический метод.

Практическая и теоретическая значимость заключается в том, что результаты исследования, проведенные в данной курсовой работе, могут быть использованы для практических, лекционных и семинарских занятий для студентов, изучающих теорию государства.

Структура работы обусловлена целями и задачами исследования и состоит из введения, двух глав с параграфами, заключения, списка литературы.

Глава 1. Доктринальные представления о происхождении государства

1.1. Основные причины множественности подходов по вопросу о возникновении государства

Поиск научного правопонимания ведется тысячелетия, и поскольку общество, складывающиеся в нем условия жизни людей постоянно развиваются, то изменяются и представления людей о праве.

Юриспруденции известны десятки, сотни правовых теорий, по-разному раскрывающих природу права. Существует несчетное количество дефиниций права, среди которых нет ни одной общепризнанной, разделяемой всеми, кто его изучает. И это обусловлено не только тем, что развитие общества позволяет обнаруживать все новые и новые черты, признаки права. Необходимо учитывать также социальные и гносеологические факторы, предопределяющие разнообразие в понимании права и его определениях.

Социальные факторы, обусловливающие многообразие правовых концепций, заключаются в неоднородности правового сознания. Гносеологические предпосылки многообразия правовых концепций коренятся в субъективном восприятии людьми правовых явлений. В процессе познания права, как и других явлений природы и общества, всегда существует возможность увлечься какой-либо одной или некоторыми сторонами явления, придать ей (им) главенствующее значение в ущерб другим, подчас более существенным. Отсюда и разные определения права, многие из которых носят субъективный характер.

Можно согласиться с мнением, что все определения права в какой-то мере полезны с познавательной точки зрения, поскольку они отражают хотя бы какую-то его сторону. Для науки полезны и ошибочные утверждения, отвергая которые можно увереннее приближаться к истине.

Самые большие разногласия в правопонимании возникают при определении права как идеального и реального объектов познания. В этом смысле можно выделить два основных подхода к определению права: эмпирический и рационально-идеалистический. Эмпирический подход предполагает изучение во всем его историческом многообразии и выделение на этой основе существенных отличительных признаков права, присущих любой правовой системе и конкретной системе права. Право рассматривается как факт эмпирической действительности. При таком подходе, как правило, достигается согласие по целому ряду принципиальных вопросов правопонимания: право есть совокупность норм, обладает свойством нормативности, право исторически изменчиво, право обеспечивается принудительной силой и др. [7, c.93].

Познание эмпирической правовой действительности не дает ответа на главный вопрос философии права: как отличить право от не права, право от произвола, право от других социальных норм.

В рационально-идеалистическом правопонимании смешиваются две вещи: право как оно есть и право как идеал.

Поиски абсолютной умопостигаемой сущности права привели к многовариантной концепции так называемого естественного права и многим другим идеальным гипотезам права.

Можно спорить о том, что есть право, какую реальность оно отражает, можно по-разному осмысливать происхождение права, расходиться во мнениях на сущность и назначение права и так далее, но если вопрос ставится в практическую плоскость, следует искать единую точку отсчета, единый взгляд, одну позицию. Но на самом деле: если правом руководствуются граждане, если юрист-практик обращается к праву для вынесения правильного решения, если право позволяет соизмерять действия граждан и должностных лиц, если это всеобщий масштаб поведения, то должна быть полная определенность хотя бы в одном – к источникам следует обращаться, из каких источников черпать решение.

1.2. Ключевые факторы возникновения государства

Наиболее полное представление о государстве можно составить после рассмотрения его с трех сторон:

– с функциональной точки зрения (функциональная характеристика);

– с субстанциональной точки зрения (субстанциональная характеристика);

– с точки зрения генезиса (генетическая характеристика).

Субстанциональная характеристика позволяет понять его сущность, строение и характерные свойства (субстанциональные признаки). Функциональная и генетическая характеристики представляют собой дополнение к субстанциональной пониманию и вносят в общее понятие определенного явления его функциональные и генетические признаки, пути возникновения государства [8, c.87].

Описание государства необходимо начинать с субстанционального подхода, а затем дополнять субстанциональную характеристику (сущности, строения, свойств) функциональной характеристикой и относительно достоверными версиями о возникновении права и государства.

К достоверно установленным фактам, которые связаны с происхождением государства, следует отнести то, что:

– государство существовало не всегда (первые государственные образования появились около 5 тысяч лет назад, а до этого существовала первобытная организация общества);

– возникновение государства стало продуктом общественного развития;

– на определенном отрезке времени;

– в процессе длительного исторического развития;

– возникновение государства произошло под влиянием множества факторов.

В состав данных факторов входят: экологические условия, географический, религиозный, национальный, психологический и иные факторы. При этом следует выделить основные факторы и условия, которые способствовали появлению государства и постоянно обусловливают необходимость его наличия [6, c.82].

К подобным факторам, которые предопределяют возникновение государственной формы устроения общественной жизни, следует отнести:

– возникновение необходимости по-новому организовать управление социальными и экономическими процессами в масштабе всего общества;

– факторы социально-имущественного расслоения общества, что привело к дифференциации интересов на индивидуальные, семейные, групповые, общественные, и как следствие появление функции «общих дел».

Возникновение государства является следствием не революций и природных факторов, а результатом эволюционного развития общества и реализации социального пути развития человечества.

Общество как саморазвивающаяся и самоуправляемая система обладает собственными внутренними механизмами и стимулами развития. Данный процесс самоорганизации общества никогда не останавливается и протекает сейчас в условиях общемирового процесса формирования надгосударственных органов координации и управления.

Развитие производства в масштабе общества и социальное расслоение происходили как два взаимосвязанных процесса. В условиях формирования того или иного государства каждый из этих них мог занимать преобладающее место.

В рамках так называемого «восточного пути» возникновения государств, основанных азиатском способе производства, появление государства было связано с необходимостью осуществления масштабных общественных работ (строительство крупных ирригационных сооружений и т.д.).

В подобных государствах экономика основывалась на государственной и общественной собственности, а социальное расслоение стало результатом присвоения не средств производства, а управления ими (появляется слой государственной «номенклатуры») [15, c.73].

Первичным фактором процесса появления государств на территории Европы («европейский путь») стал процесс социального и имущественного расслоения общества, который был вызван формированием частной собственности.

Вышеуказанные основные факторы возникновения государства в конкретных исторических условиях проявлялись по-разному и дополнялись в каждом конкретном случае совокупностью специфических обстоятельств.

Вывод по главе

Вопрос о происхождении государства является дискуссионным на протяжении длительного периода времени. О причинах возникновения государства говорится в различных теориях: теологической (божественная сила); договорной (сила разума, сознания); психологической (факторы психики человека); органической (биологические факторы); материалистической (социально-экономические факторы); теории насилия (военно-политические факторы) и т.д.

Каждая из теорий отражает взгляды различных групп, слоев, классов, наций или взгляды и суждения одной и той же социальной общности на процесс возникновения и развития государства. В основе этих взглядов и суждений всегда находились и находятся различные экономические, финансовые, политические и иные интересы. Речь в данном случае идет не только о классовых интересах и связанных с ними противоречиях, а обо всем спектре существующих в обществе интересов и противоречий, оказывающих прямое или косвенное влияние на процесс возникновения, становления и развития государства.

Как показывает исторический опыт, главные причины возникновения и развития государства лежат вовсе не в сфере морали или религии. Они коренятся в области экономики и в социальной сфере жизни людей. Именно коренные изменения в экономической сфере и в самом обществе привели к разложению первобытно-общинного строя и к утрате способности первобытными обычаями регулировать общественные отношения в новых условиях.

Глава 2. Основные теории возникновения государства

2.1. Возникновение государства

Возникновение первых на Земле государств - один из самых сложных вопросов в области истории, который никак не хочет открываться перед историками. Существует несчетное множество теорий, ведающих нам о том, как могла бы быть построена та или иная цивилизация, но наверняка об этом не знает никто.

Такой общественный феномен как государство был и останется еще продолжительное время предметом научных споров и изыскания. Еще в древнее время мыслители выдвигали различные точки зрения и искали ответ на вопрос о причинах возникновения государства. Результатом этого стало появление большого количества теорий, так или иначе объясняющих возникновении государства [9, c.83].

Можно предположить, что одной из первых стала теологическая (божественная) теория возникновения государства. Корни теологической теории лежат еще в философии Древнего Востока, которую продолжили идеологи христианства и ислама. Наибольшее распространение теория божественного происхождения государства получила в средневековую эпоху в трудах Формы Аквинского, Аврелия Августана, Иоанна Златоуста.

Содержание теологической или божественной теории происхождения государства в общих чертах сводится к следующему постулату: государство есть творение Бога и результат «божественного промысла». Правитель является наместником бога на земле, он призван исполнять божественную волю. Цель существования государства – спасение людей.

Несомненно, божественная теория происхождения государства есть вопрос веры и ничего более, ни подтвердить, ни опровергнуть ее не представляется возможным. Однако, следует отметить, что данная теория способствовала легитимации власти в глазах обывателей, а также снимала многие социальные конфликты между государством и обществом.

К числу первых теорий возникновения государства можно отнести патриархальную теорию, возникшую еще в IV веке до нашей эры. Ее создателями являются выдающиеся представители древнегреческой философской мысли Платон и Аристотель. Другим представителем данный теории являлся англичанин Роберт Фильмер.

Патриархальная теория утверждала, что государство есть продукт разросшейся семьи в результате плавной эволюции общественных отношений. Государственная власть по своей сути является власть отца большого семейства. Основа легитимности власти – следование обычаям и традициям предков. Базовыми социальными институтами государства являются семья и общество.

Достоинством патриархальной теории возникновения государства является признание того, что государство есть порождение общества, представляет собой по сути «общение» его граждан. Недостатком патриархальной теории возникновения государства является ее недостаточная осведомленность о происхождении государства у других народов, как результат - принципы данной теории нельзя распространить на все государства [14, c.83].

Суть патриархальных концепций проста: государство возникает из большой семьи, а государственная власть - из авторитета главы семейства. Отношения детей и родителей - это отношения подданных и правителя. "Родитель" должен заботиться о своих "детях", а те - беспрекословно ему подчиняться.

В свое время данную теорию доказывали:

- Конфуций.

- Аристотель.

- Филмер. Н. К.

- Михайловский и др.

Историко-материалистическую теорию возникновения государства разработали Карл Маркс, Фридрих Энгельс и В.И. Ленин. Она объясняет процесс возникновения государства классовой борьбой и усложнением хозяйственно-экономической действительности.

Все живые существа, обитающие на Земле, имеют так называемую социальную жилку. Дикие животные, как и птицы или насекомые, объединяются в стаи, а вот люди, на ранних этапах своего существования, образовывали племена или общины.

Жизнь была примитивной, у человечества отсутствовали удобства, не было ни законов, ни порядков. В силу своего разума в один момент человек как вид, понял, что нужно что-то менять. Таким образом маленькие племена объединились, образовав государства. Последние, в свою очередь, возымели такие свойства, как законодательство, политический устав, механизм контроля над населением и власть. Но что именно сподвигло людей, таких разных и незнакомых, объединиться и выбрать для себя одного или нескольких лидеров, которые бы ими управляли? Или же эти лидеры самостоятельно установили контроль над остальными, поработив их?

Это и есть те самые вопросы, на которые историки не находят ответов. Нам остается довольствоваться лишь версиями, возможными вариантами развития событий. Одной из них является ирригационная теория происхождения государства, которая появилась на свет совсем недавно - в 50-е годы ХХ столетия [16, c.81].

Известный германо-американский социолог и историк Карл Август Виттфогель в 20-е годы заинтересовался взаимосвязью природы и общественного развития. На тот момент ученый был членом Коммунистической партии ГДР, поэтому на основании трудов Карла Маркса он развивал версию азиатского способа производства.

Суть ее заключалась в том, что экономическая и общественная формация в Древнем Китае, а также в ряде других восточных стран, строилась за счет ирригационного земледелия.

Так случилось, что после Второй мировой войны Виттфогель стал убежденным антикоммунистом, но на основании всех тех трудов, которые он изучил и написал ранее, он смог вывести четкую и понятную ирригационную теорию, которая в полной мере раскрыла историю зарождения государства.

Суть ирригационной теории государства заключается в том, что все люди нуждались в воде, поэтому возникла необходимость в сооружении гидравлических систем, которые могли бы обеспечить все население равным количеством этой жидкости.

Дело в том, что вода распределяется по поверхности планеты неравномерно. В прибрежных регионах люди страдают от наводнений, в отдаленных от водоемов - от засухи. Таким образом "сильные мира сего" в свое время построили ирригационные аппараты, которые дали возможность равномерно распределить как дождевую воду, так и речную, между всеми регионами, заселенными людьми. Вода направлялась не только на бытовые нужды, но и на хозяйственные. Она была необходима для полива полей и садов [1, c.56].

Все тот же германский историк Виттфогель продолжил развивать собственную ирригационную теорию и описал дальнейшие события, которые вытекали из уже существующих "машин" по распределению воды. Для обеспечения работы таких сооружений на то время требовалась колоссальная рабочая сила, а также жесткий контроль.

В роли первого фактора выступило простое население древних государств - люди, которые пошли на эту работу, дабы обеспечить свою семью, и рабы. В роли же второго фактора выступила сама власть, которая ужесточила контроль над населением за счет обеспечения его таким ресурсом как вода.

Все этом стало причиной развития деспотизма, тоталитаризма и централизованного управления. Именно так, по мнению ученого, сформировалось государство как вид, в котором установилась четкая и незыблемая власть, а люди, живущие постоянно в нищете, могли лишь уповать на своих правителей, дающих им воду.

После того, как мы разобрались с сутью данной версии, переходим к следующему вопросу. Плюсы и минусы ирригационной теории, ее сильные и слабые стороны, объективность взглядов и суждений Виттфогеля.

Плюсы ирригационной теории заключаются в том, что она действительно работает для целого ряда древних государств. Как доказывает нам археология и история, такие цивилизации как Египет, Шумер, Китай и ряд других - были основаны вдоль долин больших рек. Из этих водоемов люди и черпали воду, сначала ведрами, а после уже специальными "машинами", которые доставляли данный природный ресурс в самые удаленные от берегов районы.

Также ирригационная теория наглядно показывает нам, что непосредственно постройка водоснабжения и дальнейший контроль работы этой системы стали причиной зарождения тоталитаризма и централизованной власти, которая имеет место в политике до сих пор. С полной уверенностью можно сказать, что версия точна, но только для тех цивилизаций, которые имели возможность разместиться вблизи крупных рек.

Данная версия, увы, не дает ответа на вопрос о том, как же возникли горные государства, степные, морские. Ведь такие цивилизации как инки или ацтеки, а также жители Японии, не имели возможности расселиться вдоль рек. Одни довольствовались горными пейзажами, другие - морскими далями.

Стоит сказать, что теория не полностью объективна, так как она описывает лишь происхождение конкретных, а именно - восточных стран, но остальные остаются за бортом.

Но не нужно судить Виттфогеля строго, так как он был ориенталистом. Изначально изучал историю развития Китая, позднее перешел на Месопотамию и Египет. Очевидно, что свою версию возникновения государства он выдвинул опираясь на знания о восточном регионе, и, вероятнее всего, исключительно для того самого восточного региона [13, c.81].

Вода - основа жизни. Именно этот тезис стал причиной возникновения ирригационной теории создания и развития цивилизации. Но такой, казалось бы, доступный и естественный ресурс можно также превратить в объект желания, далекий и труднонаходимый. Именно это и сделали жрецы прошлого, поработив все население, и заставив каждого работать за воду.

2.2. Анализ теорий, рассматривающих социально-экономические факторы возникновения государства

Теория происхождения государств - один из самых обширных разделов теории государства. Это обоснованные объяснения об условиях, причине и смысле образования такого института, как государство. В этой статье мы с вами кратко рассмотрим все основные теории возникновения государств, а также подробно разберем одну из самых неоднозначных и любопытных - расовую теорию происхождения государства.

Концепций зарождения государственного строя масса. Расовая теория происхождения государства, плюсы и минусы которой мы с вами разберем, - всего лишь островок в этом бескрайнем море. Многообразие объяснений, притом научно обоснованных, объясняется несколькими факторами. Это:

- Сложность самого предмета анализа.

- Исторические особенности общественного сознания эпохи, в которую работал ученый.

- Своеобразное мировоззрение этноса исследователя (это в дальнейшем и выльется в недостатки расовой теории происхождения государства).

- Идеологические и политические убеждения ученого.

- Задача, которую автор теории ставит перед собой.

Договорная теория или теория общественного договора зародилась в XVII-XVIII в трудах европейских мыслителях Томаса Гоббса, Джона Локка, Поля Гольбаха, Жан-Жака Руссо и нашего соотечественника А.Н.Радищева.

Основой теории общественного договора стало утверждение о том, что государству предшествовало естественное состояние. Вышеперечисленные авторы рассматривали это естественное состояние по-разному. Томас Гоббс рассматривал его как состояние войны все против всех. Джон Локк как состояние всеобщей доброжелательности. Жан-Жак Руссо называл естественное состояние золотым веком человечества. Одна все они сходились на том, что люди, в конечном счете, были вынуждены заключить общественной договор в интересах всеобщей пользы, добровольно отказавшись от части свобод, они тем самым создали государство [17, c.93].

Сторонники теории общественного договора Жан-Жак Руссо и А.Н.Радищев отстаивали право народа контролировать государство, а также право на восстание против угнетения со стороны правителя.

Государство - это продукт общественного договора о правилах совместного сосуществования, когда граждане часть своих прав уступают государству, которое, в свой черед, обязуется обеспечивать эти права.

В отличие от представителей расовой теории происхождения государства, эту концепцию доказывали философы с гуманной точки зрения:

- Концепция Г. Гроция. Государство - волеизъявление его граждан. Концепция Т. Гоббса. Догосударственное время определяется как "естественное состояние": ведутся непрекращающиеся войны, каждый имеет право на все. Главный принцип: "нападение - лучшая защита". Государство же возникло из разумного побуждения человека установить мир, столь необходимый для его развития. Отсюда люди отказались от части своих прав в сторону государства для обеспечения процветания и безопасности.

- Концепция Д. Локка. Цель социального договора о создании государства - обеспечение каждого неотчуждаемым естественным правом на свободу, жизнь и имущество.

- Концепция Ж.-Ж. Руссо. Государство - попытка преодоления социального неравенства: подчиняться власти должны все. Концепция А.Н. Радищева. Цель создания государства - "блаженство граждан"

В отличие от расовой теории происхождения государства, органическая теория - это универсальная, гуманная и не утратившая сегодня актуальности концепция. Государство здесь - продукт социальной эволюции, живой организм, который растет и развивается. Проводится параллель с биологической эволюцией, естественным отбором (войны, эпидемии). Отметим здесь точки зрения следующих ученых:

- Концепция О. Конта. Социология занимается эволюцией, строением и функционированием такого органического целого, как общество, государство. При этом наука в своем нелегком деле постоянно должна оглядываться к биологическим законам.

- Концепция Г. Спенсера. Государство - часть природы, отчего животное, биологическое в нем порой берет верх над социальным. Как и в живом мире, здесь выживает только самый приспособленный [2, c.81].

Органическая теория возникновения государства возникла в XIX веке под влиянием новейших достижений в области эволюции человека и естествознания. Основоположником органической теории возникновения государства стал Герберт Спенсер. Основным положением органической теории происхождения государства являлась идея о том, что государство, по сути, есть биологический организм и его происхождение результат эволюции человека. Большинство исследователей государственно-правовых явлений сходят на том, что перенесения свойств биологического организма на социальные процессы несостоятельно.

Государство - продукт эволюции социально-экономических отношений, возникновения общественных классов и борьбы между ними. Теоретики (К. Маркс и Ф. Энгельс) считали, что государственный строй создан для угнетения более бесправных слоев общества, установления господства над ними правящих классов.

В. И. Ленин полагал, что государство - это и пример, и продукт непримиримости противоречий между социальными классами.

Материалистическая теория происхождения государства связывает появление такой структуры с тем, что в обществе появилась частная собственность. Именно из-за этого произошел раскол на классы, что в итоги породило классовые противоречия, которые лежат в основе множества революций. Специалисты считают, что материалистическая теория происхождения государства отличается большей ясностью своих исходных положений и четкости их формулировки, логической последовательностью. Но при этом надо отметить, что данная теория является огромным достижением всей теоретической мысли.

Основные положения этой теории происхождения государства наиболее полно изложены в труде Фридриха Энгельса под названием «Происхождение семьи, частной собственности, государства». Также хорошую исходную базу можно получить, читая труд Владимира Ленина под названием «Государства и революция» [12, c.81].

Согласно твердым убеждением Фридриха Энгельса, государство не может существовать постоянно. Отметим, что действительно в истории были общества, которые могли обходиться без такого аппарата власти. Однако на определённой ступени своего развития, который сопровождался экономическим ростом и неизменным расколом общества на слои, государство стало некой необходимостью для свершения такого раскола.

При этом противостояние классов необходимо всегда регулировать, чтобы не произошел глобальный конфликт, который приведет к массовым разрушениям. Именно для этого и нужна сила, которая будет стоять выше и контролировать всё происходящее. Другими словами, необходимо государство, которое будет определять силу противостоящих сил и сдерживать их в определенных границах. При этом такая сила должна выйти из самого общества, но суметь поставить себя выше него. Только тогда, благодаря отчуждению, можно будет построить государственную власть.

Какие же отличия между государствами и родоплеменной организацией выделяет Ф. Энгельс в своем труде «Происхождение семьи частной собственности и государства»? Автор говорит о том, что различие состоит его дележке подданных по территориальному признаку. Как мы знаем, основа существования родовых общин базировалась на связи членов рода с определённой территорией, на которой люди вели хозяйство и жили годами. Мы понимаем, что время шло и мир развивался. Из-за того, что увеличивалась мобильность населения и из-за движущих экономических причин родовому обществу больше не было места в мире, так как оно не могла выполнять свои функции. Появилось общество, состоящее из граждан, которые уже могли принимать участие в выборе верховной власти. Люди получили общественные права и обязанности, которые не относились к родам или же племени, как было ранее [18, c.72].

Следующая отличительная черта, согласно материалистической теории происхождения государства, заключается в том, что государство – это, по сути, публичная власть, которая не всегда может совпадать с мнением населения. При этом цель такой власти состоит том, что она будет держать людей в повиновении. В современном мире публичная власть существует абсолютно в каждом государстве. Она состоит не только из армии, как основной принудительной силы, но и из различных учреждений, которые при надобности могут оказывать влияние и давление на граждан посредством различных ограничений. Понятное дело, что подобные рычаги влияния были недоступны в родовом обществе.

Основные положения теории мы разобрали, теперь уделим внимание публичной власти как особому явлению. Это сила усиливается в том случае, если классовые конфликты обостряются. Благодаря этому на международной арене государства становятся более контактными и населенными. Чтобы вся эта система работала, необходима финансовая поддержка, которую можно получить от граждан. Для этих целей и были придуманы налоги. Но цивилизация развивалась и в какой-то момент этих взносов стало недостаточно, поэтому в современном мире государство может делать займы или же иметь государственные долги.

Люди, которые имели достаточно власти, конечно же, имели право взыскивать налоги. Таким образом, даже обычные чиновники являются органами государства и становятся над обществом, защищают его авторитет и законы. Это замкнутый круг, потому что чиновники будут всегда защищать закон, так как он обеспечивает их неприкосновенность.

Однако кому же достанется власть согласно материалистической теории происхождения государства? Кратко ответить здесь можно и нужно. Власть достанется самому могущественному классу, который при этом обязательно имеет экономическое превосходство. Таким образом, политический класс формируется из самых богатых граждан, таким образом укрепляя свои позиции и приобретая новые средства для того, чтобы подавлять и эксплуатировать низшие классы.

Достоинства материалистической теории происхождения государства заключаются в том, что материальная сторона жизни и всего общества занимает очень важное место. На возникновение самого аппарата управления влияют такие факторы, как ведение хозяйства, форма трудовой деятельности и собственности. Благодаря переходу к производящей экономике дифференциация людей происходит по существенному признаку, а не по размеру кошелька. При этом в такой модели государства очень четко раскрываются его истинные признаки [3, c.81].

Минусы теории заключаются в том, что влиять на функционирование государственного аппарата может не только экономика, но и различные политические и социальные интересы других граждан или государств. Также в таком случае роль управленческого аппарата сильно недооценивается, что, естественно, влияет на его работу. И последний минус заключается в том, что даже по этой модели все государства всё равно развиваются по-разному.

2.3. Анализ основных теорий, рассматривающих историко-культурные, социальные и иные факторы возникновения государства

Значительным шагом к пониманию процессов, которые привели к образованию государства, стала теория, разработанная в XIX выдающимися исследователями государства Людвигом Гумпловичем, Евгением Дюрингом, Карлом Каутским. Согласно ее положениям государство возникает в результате завоевания одними племенами других.

Теория насилия (внутреннего) разрабатывалась немецким экономистом и философом Евгением Дюрингом, который считал, что государство образовалось вследствие внутреннего насилия одной группы людей над другой. В результате порабощения слабых более сильными происходит подразделение на классы, возникает частная собственность и зарождается государство [11, c.91].

Польско-австрийский социолог Л.Гумплович считал, что государство и право возникли как последствие внешнего насилия в результате столкновения двух первичных социальных групп. Племя побежденных становится рабами, а племя победителей – господствующим классом. Для управления рабами возникает необходимость сменить кочевой образ жизни на оседлый. В результате развивается земледелие.

Для господства победители создают аппарат организации и поддержания порядка. Теория насилия (внешнего) предполагает, что рабство не может возникать в одном племени, так как его члены принадлежат к одной социальной группе и поэтому оно возможно только в результате междуплеменной вражды. Рабство рассматривается как необходимый элемент образования государства, оказавший существенное влияние на развитие экономических отношений в обществе. Право создается победителями для поддержания неравенства, и поэтому Л. Гумплович негативно относится к теории «правового государства». В процессе эволюции племенное сознание переходит в сословное. Развивается институт частной собственности, происходит расслоение общества.

Схожесть с расово-антропологической теорией происхождения государства - последнее возникло в результате подчинения слабых сильным, менее развитых более прогрессивным народам. Государство - принуждение, навязанная сила. Разберем взгляды теоретиков:

- Концепция Е. Дюринга. Внутреннее насилие в первобытной общине является первым фактором зарождения государства.

- Концепция Л. Гумпловича. Государство - способ достичь собственного благополучия, продемонстрировать свое могущество, расширить зону влияния за счет более слабых обществ.

- Концепция К. Каутского. Государство - это следующий уровень отношений между победившими и побежденными.

Психологическая теория возникновения государства была разработана Л.И. Петражицким и Г. Тардом в конце XIX века под влиянием достижений психологической науки [19, c.73].

Психологическая теория объясняет происхождение государства присущей человеку потребности жить в рамках организованного общества.

Данную теорию отличает гуманность. Возникновение государства связано с психологическим стремлением человека к коллективизму, совместной жизни и деятельности, направлением к поиску авторитета, естественным желанием повелевать или подчиняться. Концепцию разделяли: Т. Д. Баштим. Н. М. Коркунов. Л. И. Петражицкий.

Психологические концепции права возникли под влиянием развития психологии как самостоятельной дисциплины. На рубеже 19-20 вв. обществоведы стали проявлять повышенный интерес к проблемам науки. Это было связано, главным образом, с внедрением экспериментальных методов исследования.

В результате стали возникать крупные научные школы, представители которых по-разному понимали и трактовали особенности психики человека. В то время возникли такие течения, как фрейдизм, рефлексология, бихевиоризм и пр.

Из всех концепций, сформировавшихся в конце 19 в., особого внимания заслуживают социологическая теория права и психологическая теория права. Рассмотрим их подробнее.

Лев Иосифович Петражицкий был видным государственным деятелем, депутатом Госдумы 1 созыва от партии кадетов. Им была разработана оригинальная теория происхождения права. Наиболее полно его мысли изложены в труде "Теория государства в связи с теорией нравственности". После революции 1917 г. Петражицкий переехал в Польшу. Там он начал работу в Варшавском университете, возглавив кафедру социологии. Представителями психологической теории права, кроме Льва Иосифовича, являются Г. Тард и Дж. Фрейзер.

В соответствии с психологической теорией права Л. И. Петражицкого, юридический феномен коренится непосредственно в психике индивида. Автор считал, что юрист совершит ошибку, если будет искать его в социальной среде или в пространстве между либо над людьми. Правовой феномен, полагал Петражицкий, происходит у индивида в голове. Ученый ставит юридическую науку на фундамент достоверных знаний, которые получены посредством самонаблюдения или наблюдения за другими [4, c.96].

Эмоции в психологической теории права Петражицкого выступают в качестве юридического источника. Отсюда и название концепции "эмоциональная теория". Свои идеи автор противопоставлял другим психологическим теориям происхождения государства, которые базировались на таких понятиях, как "воля", "коллективные переживания в сознании индивида" и пр. Эмоции, по мнению ученого, выступают как "моторный" (побудительный) элемент человеческой психики. Именно под их влиянием люди совершают те или иные поступки.

Психологическая теория возникновения права, разработанная Петражицким, имела ряд недостатков. Автор считал правовыми все эмоциональные переживания, обусловленные представлениями о взаимных обязанностях и возможностях. Он относил к нормам правила игр, в том числе и детских, требования этикета, правила вежливости и так далее.

В сочинениях по психологической теории происхождения права автор специально оговаривал, что нормы формируются не через согласование эмоций субъектов, участвующих в общественных отношениях, а каждым человеком в отдельности. Он утверждал, что переживания, имеющие место в психике одного индивида и не признанные другими людьми, не перестают являться правом. В соответствии с этим, автор допускал вступление в правоотношения с неодушевленными предметами, нереальными субъектами, животными.

Разработанная ученым психологическая теория происхождения права не была принята в юридическом сообществе. Критиковались идеи и в отечественной литературе. Правоведы указывали на абсурдность некоторых положений концепции, не принимая во внимание, что автор ставит теоретическую проблему. Ключевая цель ученого состояла в выработке универсальной формулы права [10, c.94].

По задумке Петражицкого, она должна была охватить различные типы понимания юридической науки, известные истории (в том числе и договоры с дьяволом). Разработанная им психологическая теория права стала практически первой, во многом незрелой попыткой проследить формирование норм в правосознании индивида.

Мифологические теории. Обоснователи этих теорий считали, что происхождение государства - именно божественное, это необычный дар от высших сил. Такое мировоззрение было популярно в первобытную эпоху и отчасти в Средневековье. Можно выделить здесь четыре замечательных теории:

- Концепция Платона. Государства появились в эпоху олимпийских богов в результате раздела их "зон влияния" в человеческом мире. Например, мудрая Афина была покровительницей демократических и философствующих Афин, Посейдон - Атлантиды с насильственным царским правлением.

- Древнеиндийская концепция. Земной государственный порядок был установлен ведическими вседержателями Варуной и Индрой.

- Древнекитайская концепция. Государственный порядок Поднебесной - воля божественного неба.

- Теологическая концепция. Была развита Августином Блаженным и Фомой Аквинским. Средневековые философы считали, что государство - симбиоз воли божественной и человеческой.

Смысл расовой теории в разделении всех человеческих рас на высшие и низшие. Первым принадлежит господствующая роль, а вторым - удел слепых безвольных подчиненных, рабочей силы. Следовательно и государство создается для оформления такого антигуманного стоя.

В рамках концепции считается, что человеческие расы не одинаковы в своем физическом, психологическом, умственном развитии. Считалось также, что самый большой вклад в развитие мировой культуры внесла признанно высшая белая раса. Поэтому в любом государстве ее представители должны бороться за господство [20, c.94].

Хоть расовая теория происхождения государства с плюсами и минусами, ее характеризующими, возникла еще в рабовладельческую эпоху, поддерживалась в Средние века и во времена колониальных завоеваний, ее основоположником и научным обоснователем считается французский ученый Ж. Гобино, провозгласивший именно арийскую расу высшей.

На его идеи впоследствии полагалось руководство нацистской Германии в установлении собственной теории, оправдывающей геноцид, кровопролитные войны, создание концлагерей. Все перечисленное считалось необходимым для установления господства высшей расы - арийцев, чистокровных немцев.

Достоинства расовой теории происхождения государства в том, что она подчеркивает - этносы различны между собой, что и объясняет несхожесть государственного стоя разных стран и невозможность создания универсальной модели идеального государства [5, c.89].

С плюсами и минусами расовой теории происхождения государства человечество знакомили в своих трудах следующие теоретики:

- Классический период: Гиппократ, Посидоний, Витрувий.

- Просвещение: Р. Бойль, А. де Буленвилье, Вольтер, Камес, К. Линней, Д. Митчелл, И. Кант, Д. Хантер, Ч. Уайт, Блюменбах, Б. Раш, Бюффон, К. Майнерс.

- Поздние мыслители: С.С. Смит, Ж. Кювье, Гегель, А. Шопенгауэр, Прунер.

- XIX-XX вв.: Ницше, Гобино, Чемберлен, Вольтман, Гюнтер.

- В России: Н. Кареев, С. Ешевский, В. Мошков, В. Авдеев, А. Савельев.

Расовая теория происхождения государства не является нацистской по своей сути. Как и любую другую, ее можно использовать для обоснования как гуманных, так и античеловеческих идей.

Вывод по главе.

Официально считается, что возникновение и развитие права как точной и незыблемой системы юридических норм берет свое начало примерно в третьем тысячелетии до нашей эры. Именно тогда одна из мощнейших цивилизаций – Шумер – превратилась в полноценное государство. Помимо мощного и урегулированного управленческого аппарата изобрели также клинопись – записи на глиняных табличках, которые хранились в государственной библиотеке, первой в мире. Писать на глиняных табличках, увы, мог далеко не каждый смертный. Подобным преимуществом обладали лишь ученые и государственные деятели, и самым важным документом, который они сотворили, стал первый свод законов.

Само возникновение права имеет два истока. Это могут быть государственные владения или же частные, и на основе того, какой из этих факторов перевешивает в конкретной стране, формируется его конституция.

Можно выделить следующие основные теории происхождения государства.

= Теологическая теория – правовой и государственный аппарат был создан божественной силой.

- Договорная версия – в соответствии с ней люди добровольно избрали себе правителей и, так сказать, поддались их власти ради всеобщего порядка. Органическая описывает процесс формирование права как живого организма. Только в роли клеток тут выступают люди.

- Патриархальная версия - государство происходит от семьи. Последняя разрастается, а власть над всеми остается в руках главного мужчины – монарха и передается по наследству.

- Теория насилия делится на внешнюю и внутреннюю. Согласно первой одно племя однажды завоевало другое и установило над побежденными господство. В соответствии со второй шло некое подобие гражданской войны в рамках одного поселения. Меньшинство должно было подчиниться большинству, представляющему коллективные интересы.

Версий и предположений существует еще целое множество. Что уж тут говорить, каждый из нас на основе определенных знаний и наработок может сформировать собственную гипотезу о возникновении права.

Заключение

Вопрос о происхождении государства в течении столетий занимал умы многих философов, историков, социологов и юристов. На этот счет существует множество различных теорий.

Возникновение права как особой системы юридических норм идет по аналогичной с государством схеме. Эти два института зарождались и развивались параллельно, они имеют общую структуру и, можно сказать, вытекают друг из друга.

Ученые выделяют четкий перечень оснований, которые способствовали образованию столь сложной системы, как право и, конечно же, государство.

В рамках данной работы были рассмотрены основные теории происхождения государства.

Теологическая теория – правовой и государственный аппарат был создан божественной силой.

Договорная версия – в соответствии с ней люди добровольно избрали себе правителей и, так сказать, поддались их власти ради всеобщего порядка.

Органическая описывает процесс формирование права как живого организма. Только в роли клеток тут выступают люди.

Патриархальная версия - государство происходит от семьи. Последняя разрастается, а власть над всеми остается в руках главного мужчины – монарха и передается по наследству.

Теория насилия делится на внешнюю и внутреннюю. Согласно первой одно племя однажды завоевало другое и установило над побежденными господство. В соответствии со второй шло некое подобие гражданской войны в рамках одного поселения. Меньшинство должно было подчиниться большинству, представляющему коллективные интересы.

Версий и предположений существует еще целое множество. Что уж тут говорить, каждый из нас на основе определенных знаний и наработок может сформировать собственную гипотезу о возникновении права.

Список литературы

  1. Енгибарян Р.В. Теория государства. Учебное пособие - 2-е изд., пересмотр. и доп. / Р.В. Енгибарян, Ю.К. Краснов. - М.: Норма, 2017. - 472 с.
  2. Клименко А.В. Теория государства: учеб. пособие для СПО / А.В. Клименко, В.В. Румынина. - М.: Академия, 2016. - 224 с.
  3. Комаров С.А. Теория государства / С.А. Комаров. А.В. Мальков. - М.: Академия, 2017. - 224 с.
  4. Лазарев В.В. Теория государства. Учебник для бакаларов / В.В. Лазарев, Л.А. Морозова, Т.Н. Радько. - М.: Проспект, 2017. - 458 с.
  5. Лазарев В.В. Общая теория права и государства. Учебник. Гриф МО РФ / В.В. Лазарев. - М.: Норма, 2018. - 598 с.
  6. Ларин А.Ю. Теория государства: учеб. для вузов / А.Ю. Ларин. - М.: Кн. мир, 2018. - 288 с.
  7. Летушева Н.И. Теория государства: учеб. для СПО / Н.И. Летушева, М.В. Летушева. - М.: Академия, 2014. - 208 с.
  8. Лукьянова Е.С. Теория права и государства. Введение в естественно-правовой курс: уч. пособие / Е.С. Лукьянова. - М.: Норма, 2017. - 465 с.
  9. Малахов В.П. Общая теория права и государства. К проблеме правопонимания: Уч. пособие / В.П. Малахов. - М.: Дело, 2018. - 561 с.
  10. Малько А.В. Теория государства. Учебник / А.В. Малько. - М.: Дело, 2014. - 359 с.
  11. Марченко М.Н. Теория государства. Уч. для бакалавров / М.Н. Марченко, Е.М. Дерябина. - М.: Проспект, 2018. - 526 с.
  12. Марченко М.Н. Теория государства / М.Н. Марченко. - М.: Проспект, 2016. - 412 с.
  13. Морозова Л.А. Теория государства. / Л.А. Морозова. - М.: Норма, 2016. - 312 с.
  14. Мухаев Р.Т. Правоведение: учеб. для вузов по неюридич. спец. 2-е изд., перераб. и доп. / Р.Т. Мухаев. - М.: Юнити-Дана, 2015. - 415 с.
  15. Перевалов В.Д. Теория государства. Учебник для бакалавров. Гриф МО / В.Д. Перевалов. - М.: Юрайт, 2019. - 422 с.
  16. Рассказов Л.П. Теория государства: Учебное пособие / Л.П. Рассказов. - М.: ИНФРА-М, 2019. - 364 с.
  17. Самыгин С.И. Теория государства / С.И. Самыгин, Н.В. Стариков. - Ростов н/Д :Феникс, 2017. - 668 с.
  18. Темнов Е.И. Теория государства: учебное пособие / Е.И. Темнов. - М.: КноРус, 2018. - 644 с.
  19. Хропанюк В.Н. Теория государства: учеб. для вузов / В.Н. Хропанюк В.Н., под ред. В. Г. Стрекозова. - М.: Омега-Л, 2017. - 382 с.
  20. Чистяков Н.М. Теория государства: учеб. пособие для вузов / Н.М. Чистяков. - М.: Интерстиль; КноРус, 2019. - 288 с.