Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Теоретический анализ проблемы конфликтов

Содержание:

Введение

Проблема исследование и диагностики конфликтов занимает значительное место в современной психологии. Актуальность темы: Нет, пожалуй, ни одного человека, который не сталкивался бы с конфликтными ситуациями. Конфликт широко распространенном определении рассматривается как столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия, проявляющееся в острой форме. Существует множество точек зрения на конфликт но доминирующими остаются две. Одни исследователи считают, что социальные конфликты несут угрозу, опасность распада общества, другие считают, что «конфликт препятствует окостенению социальных систем, вызывая стремление к обновлению и творчеству». Третьи исследователи считают, что конфликты незаменимы как фактор всеобщего процесса социального изменения.

Теория конфликта обобщена в исследованиях «Конфликт и защита. Общая теория», он отличал, что «все конфликты имеют общие элементы и общие образцы развития и именно изучение этих общих элементов может представить феномен конфликта в любом его специфическом проявлении». Это положение несет основную методологическую нагрузку «общей теории конфликта».

Методы исследования:

В ходе исследования применялись следующие методы, а именно: беседа, опрос, наблюдение, эксперимент, анализ научной литературы, тестирования.

В работе были использованы следующие тесты и методики:

1. Изучение психологического климата коллектива [16]

2. Тест «исследование особенностей реагирования в конфликтной ситуации» Методика К. Томаса

Объект исследования:

Сотрудники поликлиники строителей МУЗ «Городская больница №3» - 20 человек.

Предмет исследования:

Конфликтные межличностные взаимоотношения.

Цель работы:

Рассмотрение основной проблем исследование и диагностика конфликтов.

Задачи курсовой работы:

  1. Рассмотрение современных психологических теорий конфликтов.
  2. Дать понятие существенности конфликтов.
  3. Проведение экспериментального исследования и анализ.
  4. Разработка практических рекомендаций.

Гипотеза исследования:

Ранняя диагностика конфликта, предотвращение деструктивных последствий конфликтов.

Положение выносимое на защиту:

1). Знание теоретических основ, видов конфликтов необходимое условие бесконфликтного общения;

2). Развитие позитивных межличностных отношений является одним из компонентов бесконфликтного общения сотрудников коллектива;

3). Различные типические способы реагирования на конфликтные ситуации, склонность к соперничеству или сотрудничеству в группе, стремление к компромиссам. Избежание конфликтов помогают оценить степень адаптации члена коллектива в совместной деятельности.

4). Использование разных форм защит: миролюбие, избежание, агрессия позволяет выявить степень конфликтности личности.

Глава 1. Теоретический анализ проблемы конфликтов

1.1 Проблема конфликта в призме истории

Конфликтологическая мысль разнообразна в теоретическом и мировоззренческом отношении. Уже в далеком прошлом в мифах, религиозных и философских концепциях народов мира мы находим дуализм в понимании мироздания, борьбу сил добра и зла, света и тьмы.[1] Победа в борьбе репрезентировала для победителей перевес добрых сил над злом и приобретала определенное сакральное и символическое значение, способствующее интеграции общества. Выделялись и отрицательные стороны конфликтного поведения: семейные и соседские ссоры, революция и гражданская война.

Особенностью конфликтопонимания в эпоху Античности было синкретичное восприятие человека и общества. Оно включало совокупность мифологических, религиозных и философских представлений об обществе; в гомеровскую эпоху появляется одно из важнейших для конфликтологии понятий — агон, соперничество. Агон почитался греками как божество, а его изображение в числе других было выставлено в Олимпии в V в. до н. э. Категория агона затронула и философию, где полемика между разными школами стала важной предпосылкой развития философского знания и была связана с познанием Логоса. В лице создателя диалектики Гераклита Эфесского мы находим мыслителя, для которого бытие — становление, по его мнению, «все составилось из огня и в огонь разрешается. Все совершается по судьбе и слаживается взаимной неизбежностью».

В концепции государства Платона особое внимание уделено предупреждению конфликтов: для этого необходимо, чтобы каждый занимал в обществе свое место. Согласно Платону, «самое лучшее — это не война, не междоусобия: ужасно, если в них возникает нужда; мир же — это всеобщее дружелюбие». В идеальном государстве Платона существуют элита философов и стражей, а также простой народ — крестьяне, ремесленники, торговцы. Мир обеспечивается тем, что правители и стражи лишены частной собственности и все необходимое доставляет им государство, и это предотвращает конфликты в высшем сословии.

Для Платона искусство диалектики заключается в обучении человека умению мыслить, и термин «соревнование в мудрости» впервые появляется в диалоге Платона «Протагор». Спор между участниками философской беседы становится основой духовного и интеллектуального развития личности, философия позволяет преодолеть обыденные мнения, найти основу для согласия и прийти к истине.[2]

В первом случае человек под влиянием чувства стремится сам достигнуть благ, во втором — хочет, чтобы его ближний не пользовался этими благами. Склонными к соревнованию, согласно Аристотелю, будут люди, считающие себя достойными тех благ, которых они не имеют, к таковым благам относятся мужество, почет, мудрость, богатство, власть, красота, обилие друзей. По его мнению, прекрасно мстить своим врагам, так как справедливо воздавать равным за равное, мужественному человеку свойственно не допускать побед над собой.

Любят также людей незлопамятных и не помнящих обид, легко идущих на примирение, ибо полагают, что по отношению к другим они будут такими же. Вражду же порождают гнев, оскорбление, клевета, и страшен соперник, добивающийся того же, чего добиваемся мы сами. Аристотель пишет о войне, что она нежелательна, но бывает и необходима. Чтобы вести войну, надо знать силу своего государства — по мнению Аристотеля, нужно избегать столкновения с государствами более сильными или полезными для торговли. Таким образом, в античной философии анализируются различные стороны конфликтов. Умеренности, «золотой середине» соответствует политический порядок, устанавливающий равновесие и согласие между соперничающими группами общества.

Эти группы зачастую вступали в полемику, что требовало соответствующей логической культуры и  риторических навыков, которые вырабатывались философами. Средневековье — период взаимодействия норм обычного права варварских народов, античного философского наследия и  христианства. Предпосылки конфликтности видели в природе человеке, склонного к добру и злу. Христианство делало упор на освобождение от уз физической природы человека и развитие его духовных сил; оно с особой силой выдвигало значение свободной воли.[3] Важнейшее место занимало учение о грехах, к которым относились убийство, воровство, чревоугодие, прелюбодеяние, уныние, гнев, зависть, гордыня, лень; сам перечень грехов церковью периодически обновлялся.

Возникшее в  Средневековье учение о казнях Божиих доказывало, что многое негативное в человеке следует из его греховной природы. Человек силой веры и в процессе общения с церковью может освободиться от уз греховной плоти, преодолевая конфликтность своей души. Христианство привнесло в этику новую мораль прощения своих врагов; жертвенная любовь, персонифицированная Иисусом Христом, согласно богословам, может укорениться и в  обществе.

Интересна концепция естественного закона Фомы Аквинского, который он в работах «Сумма теологии» и «О правлении государей» выводит из здравого человеческого разума. Из конфликтов данного периода надо назвать борьбу католической церкви и государства за власть. Этой теме посвящена работа Данте Алигьери «Монархия», где он доказывает, что у Церкви и государства различные задачи в обществе, поэтому между ними не может быть конфликтов. Он также оправдывает право древних римлян на покорение соседних народов, отмечая, что их победа стала возможна при поддержке бога.

Необходимо отметить, что Средневековье во многом было связано с конфликтами на религиозной почве, в это время были распространены преследования язычников и еретиков, велись войны между христианскими народами, устраивались крестовые походы против мусульман и славян. В связи с этим католической церковью было выработано понятие справедливых и несправедливых войн: к первым были отнесены войны между христианами и язычниками, а ко вторым — между христианскими государствами.

В Новое время предпосылки конфликтов связывались не только с внутренним миром личности, но и с политико-правовым устройством государства. Буржуазная экономика была основана на конкуренции и представлениях о разумном индивиде, руководствующемся в жизни личной выгодой. В целом это способствовало усилению агонального характера социальных отношений, развитию принципа прав личности, свободы мысли и  совести.[4]

В  философии постепенно утверждается мысль о том, что все люди от природы равны, поэтому они должны иметь равные права и обязанности перед законом. Считалось также, что задача законодателя — вырабатывать законы, которые соединяют добродетель и  личную выгоду. Принципиальное значение имело и то, что генезис идеи правового государства в Европе в это время был связан с войнами между протестантами и католиками.

В числе тех, кто развивал диалектическое понимание социума, необходимо назвать Гегеля. У него, как и в Античности у Гераклита, борьба получает всеобъемлющее значение. Она представляется ему необходимостью в развитии духа по направлению к свободе, элементом признания на пути совершенствования духа. «Совершенно в кантовском духе Гегель пишет, что после того как мы вышли из естественного состояния, оправдание насилию может служить лишь то, что оно вызвало и вызывает к “существованию”. законы, конституцию» [6, c. 84].

Гегель понимал положительное право, как диалектическое развитие идеи свободы: «Идея права — свобода, и подлинного ее понимания мы достигаем лишь тогда, когда познаем ее в ее понятии и его наличном бытии» [7, с. 63]. Он связывает происхождение права с саморазвитием идеи, или мирового духа, и моментами данного развития являются общество и государственность. Диалектические законы отражают конфликтную природу свободной и разумной личности, которая должна быть понято как саморазвитие. Диалектика понимает развитие как процесс, в котором существенную роль играет внутреннее противоречие самого предмета, и оно есть та сила, которая ведет к превращению предмета в свою противоположность, определяя этим возникновение нового.

Особое место в концепции Гегеля занимает война как феномен истории: «высокое значение» войны состоит в том, что она сохраняет нравственное здоровье народов, предохраняет их от гниения, которое непременно явилось бы следствием продолжительного мира. Удачные войны, по его мнению, не давали развиться внутренним смутам и укрепляли государственную власть, из войны народы выходят укрепленными, и нации, в которых существуют непримиримые антагонизмы, обретают внутреннее спокойствие.[5] Важнейшее значение для конфликтологии имеет философия революции Маркса и Энгельса, построенная на теории общественно-экономической формации, учении о диктатуре пролетариата и классовой борьбы, доктрине мировой революции.

В классическом марксизме синтезировались ценностный подход, проявившийся в учении о диктатуре пролетариата, и научная методология, позволившая Марксу раскрыть объективные закономерности развития капитализма в XIX в., наличие превращенных форм собственности и антигуманистический характер индустриальной цивилизации. В социальной философии марксизма сохранялось подвижное равновесие между классовым и общечеловеческим, рациональным и волюнтаристским началами. Марксистская концепция человека исходит из того, что вся история есть не что иное, как постоянное преобразование природы человека. Люди, воздействуя на мир, изменяют и собственную природу. При этом «любые проблемы — как политической философии, так и философии истории — рассматривались в контексте капиталистического проекта эксплуатации человека человеком» [8, c. 8].

Социальная философия марксизма исходит из наличия антагонизма между классами, угнетающими и угнетенными. Согласно Марксу, при капитализме возникает новый антагонизм — между производительными силами и производственными отношениями, усиливается абсолютное и относительное обнищание рабочего класса, проявляется его отчуждение от достижений культуры.[6] Мировая коммунистическая революция начнется в наиболее развитых странах и приведет к уничтожению капитализма.

Она представляет собой «самый решительный разрыв с унаследованными от прошлого отношениями собственности… она самым решительным образом порывает с идеями, унаследованными от прошлого» [9, c.53]. Прогресс от первобытного общества, в котором отсутствуют частная собственность и классы, к формациям, где они появляются, и далее к коммунизму возможен только в ходе классовой борьбы.

И в настоящее время «капиталистической эксплуатации и дегуманизации западноевропейский марксизм противопоставляет возможность превращения всей социальной и культурной реальности в пространство тотального сопротивления» [8, c. 8]. В ХХ в. развитие конфликтологии связано с работами Г.Зиммеля. На него повлияли самые разные умственные течения: дарвинизм, позитивизм, философия жизни, неоромантизм, а также концепции А.Шопенгауэра, Ф.Ницше и А.Бергсона. В работах Зиммеля рассмотрены конфликты между формами индивидуализации и социализации, в области культуры — между индивидом и культурными формами.

С этой точки зрения конфликт, хотя и является одной из форм разногласия, в то же время представляет собой силу, способную объединить противоборствующие стороны, т. е. форму социализации. По Зиммелю, развитие антагонизма ведет к унификации, а единство часто становится причиной антагонизма, солидарность и враждебность не исключают друг друга. Чрезмерная близость сторон может привести к более жестоким конфликтам между ними, так как на первый план выходят малейшие различия и несогласия между сторонами.[7] «Люди, у которых много общего, часто куда горше, несправедливее обижают друг друга, чем совершенно чуждые. Иногда это случается потому, что большая область их взаимной общности стала чем-то само собой разумеющимся, и потому не она, а то, что на данный момент их разнит, определяет позиции по отношению друг к другу» [10, c. 24].

Примерами этого могут служить происходящие из-за пустяков семейные конфликты, вследствие которых расходятся вполне подходящие друг другу люди. Зиммель подчеркивает, что чем больше группы вовлечены в конфликт эмоционально, чем выше их сплоченность и чем крепче было раньше согласие между этими группами, тем острее конфликт. Зиммель исследует и особенности централизации, которая возникает вследствие объединения против враждебной группы, и показывает, что потеря общего противника может привести к разрушению группы; чем больше острота конфликта и меньше конфликтные группы, тем выше их внутренняя сплоченность.

Он доказывает, что стремление к миру — столь же естественное качество человека, как и агрессивность, и в обществе существует ритм чередования конфликтов и примирений. В целом для Зиммеля конфликт универсален, его разрешение временно, поэтому необходимо создание такого общества, в котором конфликты стали бы средством к возникновению новых форм социализации и новых культурных форм.

Социология конфликта получила дальнейшее развитие в работе Л.Козера «Функции социального конфликта». Его концепция, во многом базирующаяся на философии конфликта Зиммеля, вместе с тем придала ей социологический характер, связав с исследованием формальных сторон конфликта. Согласно Козеру, «нужно различать конфликт и враждебное, или антагонистическое, отношение. Социальный конфликт — это всегда социальное взаимодействие, тогда как отношение или чувство представляют собой только предрасположенность к действию. Предрасположенность необязательно выливается в конфликт; важнейшими промежуточными переменными, влияющими на возникновение конфликта, являются степень и способ легитимации власти и система статусов» [11, c. 59].

В своем труде ученый детально анализирует различные виды конфликтов: внутригрупповой и межгрупповой, реалистический и нереалистический. По его мнению, социальный конфликт — это борьба за ценности и притязания на статус, власть и ресурсы, в ходе которых оппоненты нейтрализуют своих соперников, наносят им ущерб или устраняют их. Философа интересуют последствия социального конфликта, которые служат усилению адаптации конкретных социальных групп к тем функциям, которые выполняют не разрушительную, а положительную роль.

Одним из наиболее авторитетных представителей философии конфликта является Ральф Дарендорф, автор и редактор многих книг, в числе которых «Современный социальный конфликт. Очерки политики свободы» (1988), «Размышления о революции в Европе» (1990). Основная мысль Дарендорфа заключается в том, что современный социальный конфликт отражает антагонизм прав и их обеспечения, политики и экономики, он является конфликтом между группами, удовлетворенными и требующими удовлетворения своих потребностей. При этом, по его мнению, «гетерогенное национальное государство, где люди разной культуры обладают одинаковыми основными правами, — важнейшее достижение цивилизации» [12, c. 236].

Особое внимание в этом контексте Дарендорф уделял исследованию гражданского общества, сущность которого, по его мнению, состоит в заполнении вакуума между государственной организацией и атомизированными индивидами структурами, которые придают смысл совместной жизни людей. Оригинальность воззрений философа на гражданское общество заключается в утверждении мысли о том, что оно не обязательно является капиталистическим по структуре обеспечения права и демократическим по структуре прав. Оно возникает как «образ» сопротивления авторитарным и тоталитарным соблазнам, «без структур гражданского общества свобода остается тростинкой на ветру». [8]

В связи с этим Дарендорф развивает концепцию общественного договора, который, по его мнению, пишется заново с помощью социальных конфликтов. Суть нового общественного договора, позволяющего предотвратить революции, заключена в создании основного «состава» норм и правил, которые определяют гражданский статус личности и политическое устройство, гарантирующее ненасильственную смену власти. Строительство политических институтов ставит своей целью создание ассоциаций граждан и в перспективе — мирового гражданского общества.

Таким образом, в истоках философии конфликта находится диалектическое понимание природы человека. Стремление к социальному прогрессу, творчеству в  науке и  технике во многом было реализовано в  современной цивилизации, и в этом состоит особая значимость конфликтологического измерения истории философии. В философии разрабатывались учения о демократии и правовом государстве, выявлялась возможность общества глубоко и объективно исследовать содержание конфликтных отношений, противостоять его негативным, разрушительным тенденциям, обращая пристальное внимание на позитивные функции социального конфликта.

Становление теоретической конфликтологии дополнялось формированием все более совершенных юридических, политических и социокультурных институтов медиации, призванных разрешать социальные конфликты. Следует также учесть, что конфликтология в своем развитии исходит из конкретных социокультурных и исторических условий бытия тех или иных народов и носит историко-культурный характер.[9]

Так, отечественная интеллигенция начала ХХ в. «различалась в России на три главных течения в  понимании права народа на революцию» [13, c. 65], что во многом предопределило формирование философии революции и повлияло на социально-политические события в стране.

1.2 Основы диагностики конфликтов

Ранняя диагностика и урегулирование коммерческого спора позволяют сэкономить время и ресурсы его участников. Урегулирование гражданско-правовых споров на самых ранних их стадиях (раннее урегулирование дела (РУД), early case handling (ECH) — термин Дж. Ланде (Lande John) [1]) — это набор разнообразных процедур, первые из которых направлены на анализ обстоятельств спора (протоколы оценки спора на ранних стадиях, составляемые в частном порядке (private early case assessment protocols); вторые — на управление спорами и их урегулирование в результате переговоров сторон (досудебные встречи (переговоры) — pretrial conferences) и в рамках систем управления спорами (case management systems), третьи — на разрешение споров (ранняя экспертная оценка — early neutral evaluation (ENE), практика юристов по урегулированию споров (settlement counsel, collaborative practice, cooperative practice)).[10]

Выделяя раннее урегулирование дела среди прочих явлений, Ланде подчеркивает, что оно отличается от традиционного судебного разбирательства и АРС не является и предотвращением конфликта, которое представляет собой разрешение проблемы до того момента, пока она не превратилась в дело. Раннее урегулирование дела, по словам Ланде, находится на полпути между моментом, когда проблема превратилась в спор, и моментом, когда ее урегулирование встало на привычный путь «судебного разбирательства». При этом он отмечает, что изолировать эти способы друг от друга невозможно, поскольку управление спорами неизбежно требует аналитической работы, а разрешение спора включает в себя как анализ, так и управление спором. Все эти процедуры можно использовать не только в связи с судебным разбирательством, но и в рамках частного разрешения спора.

По мнению Ланде, РУД — это важное общее явление в теории и практике проектирования системы урегулирования спора (dispute system design, DSD). РУД предназначено для того, чтобы дать участникам спора возможность оперативно принять обдуманное решение о порядке урегулирования спора на его ранней стадии. РУД подразумевает коллективную работу команды специалистов по сбору сведений о ключевых обстоятельствах конкретного спора, по выявлению основных проблем, оценке рисков и затрат для компании. Результатом работы является либо выбор способа разрешения спора, либо рекомендация по его разрешению.

Проектирование системы разрешения спора (ПСРС) подразумевает скорее систематическое управление несколькими спорами (однородными), нежели управление индивидуальными спорами. Проектирование может включать в себя оценку потребностей заинтересованных лиц (и прежде всего спорящих сторон), разработку системы работы с этими потребностями; обучение; внедрение, оценку хода работы и периодическое внесение изменений.

В центре теорий проектирования — проектирование систем, предоставляющих спорящим сторонам выбор между разнообразными вариантами разрешения споров, прежде всего — между процедурами, основанными на интересах сторон, к которым легко получить доступ, эффективный и справедливый [2]. Первыми ПСРС использовали У. Юри, Ж. Бретт и С. Голдберг в 1980 г. для разрешения непреодолимых или повторяющихся споров в находящихся в кризисе организациях, компаниях или целых отраслях.[11]

Суть ПСРС — в преобразовании неэффективной системы разрешения споров в эффективную [4], позволяющую урегулировать спор с наименьшими затратами и на долгий срок.

В «больной» системе большинство споров разрешается путем применения силовых крайних мер, в «здоровой» конфликт как правило локализуется на низовом уровне — при согласовании интересов. Во-первых, согласовывать интересы дешевле, чем добиваться защиты прав в суде или применять силовые методы.[12] Во-вторых, в результате согласования интересов стороны приходят ко взаимно удовлетворительным решениям, в то время как другие два подхода ведут к поражению одной стороны и победе другой. В-третьих, когда применяются силовые методы, проигравшая сторона зачастую озлобляется и может при первой возможности попробовать отыграть решение в свою пользу. В-четвертых, переговоры, основанные на интересах, как правило, занимают меньше времени по сравнению с другими подходами. На тех же принципах построены и индивидуально моделируемые системы РУД.

Среди преимуществ РУД — сокращение времени разрешения спора, большой потенциал эффективности, обусловленный тем, что можно сосредоточиться на критических моментах спора (эффективность возрастает многократно, если стороны действительно хотят сотрудничать), снижение косвенных расходов, связанных с долгими судебными разбирательствами.

Тем не менее бывают случаи, когда применение РУД неоправданно (небольшая цена спора, не позволяющая окупить привлечение ресурсов), преждевременность (стороны еще эмоционально не готовы конструктивно работать над делом), невыгодность для юристов (прежде всего, для тех, чья работа оплачивается по почасовой ставке).

РУД не готовый серийный продукт, который можно просто взять и встроить в существующие системы работы, исходя из предположения, что люди начнут следовать «инструкциям по их применению». Проектируя системы управления спорами, необходимо оценить мотивацию участников системы и приспособить к ней процедуры таким образом, чтобы участники были заинтересованы использовать эти системы. Для этого Ланде считает необходимым разработку гибких протоколов для оценки приемлемости применения процедур РУД и подгонки этих процедур под определенные споры и системы споров.

Использованию механизмов раннего урегулирования споров должно было способствовать подписание хартий о применении тех или иных видов АРС (предприниматели и юристы, подписавшие такие хартии, добровольно принимают на себя обязательство рассмотреть возможность применения АРС до обращения в суд).[13] Цель таких хартий состояла в том, чтобы в рамках корпоративной политики адвокаты продвигали переговорные процессы в противовес состязательным, а также в том, чтобы дать управляющим юридическими фирмами рычаг, позволяющий поощрить собственных сотрудников к широкому использованию АРС в повседневной работе [6]. Тем не менее исследования показали, что подписание хартий никак не повлияло на практику внедрения АРС и не привело к увеличению случаев включения оговорок о применении АРС в договоры с клиентами.

Ранняя оценка спора и протоколы о применимости АРС позволяют определить, какой способ урегулирования пригоден для конкретного спора. Протоколы подразумевают проведение подробного анализа обстоятельств спора с учетом целей и интересов сторон, цены спора, ожидаемых результатов судебного разбирательства с учетом всех рисков (так называемое дерево решения). Такие механизмы разработаны и используются многими крупными корпорациями (Motorola, Cascade, AT&T, Bombardier). Подобный механизм оценки спора в целях определения его медиабельности предлагает Международный институт медиации (Ole!). Форма анкеты, предложенной Международным институтом предотвращения и разрешения споров (CPR), включает в себя пункты, касающиеся существа дела, стадии, на которой находится судебное разбирательство, договорных обязательств по разрешению споров, ключевых участников, задействованных в споре, обзора имеющихся сведений и вопросов, информации по которым недостаточно, краткого описания контактов с другой стороной или юристом другой стороны, сведений о клиенте, интересов клиента и другой стороны, анализа обстоятельств дела и правовых вопросов, страховки, соотношения расходов и возможных выгод. Организация может выбрать способ разрешения споров самостоятельно.

1.3 Психологическая сущность, структура и функции конфликта

Итак, конфликт – это столкновение противоположный тенденции, намеренный целей, позиций, ценностей, мнений или взглядов тех или иных субъектов взаимодействия.[14]

Большинство политологов социологов считают, что существование общества без конфликтов невозможно. Они разделяют давнюю социально - философскую традицию, согласно которой конфликт является неотъемлемой частью социального бытия, одним из главных двигателей общественного развития, социальной динамики.

Наиболее ярко эта позиция представлена в работах немецких социологов Г. Зиммеля, Р. Дарендорфа и американского социолога Л. Козера. Основное положение теории конфликта Г. Зиммеля заключается в том, что конфликт, хотя и является одной из форм разногласия, в то же время представляет собой социализирующую силу, объединяющую противоборствующие стороны, способствующие стабилизации общества и сохранению им социальной динамики. Л. Козер в своей классической работе «Функции социальных конфликтов подчеркивал, что конфликт несет в себе не только деструктивную (разрушительную) функцию, в нем заложен большой позитивный потенциал. Л. Козер вычленяет основные функции конфликта, которые, по его мнению, благотворно сказываются на актуальном состоянии общества и способствуют его развитию. В числе таких функций следующие:

  • образование социальных групп;
  • установление пи поддержание нормативных и физических н границ социальных групп;
  • установление и поддерживание относительно стабильной структуры внутригрупповых отношений;
  • поддержание стабильной структуры межгрупповых отношений;
  • социализация и адаптация индивидов;
  • социализация и адаптация социальных групп;
  • создание и поддержание баланса сил;
  • оформление власти;
  • получении информации об окружающей среде;
  • стимулирование нормотворчества;
  • сознание и укрепление социального контроля;
  • создание новых социальных институтов;

Говоря о причинах конфликтов, конфликтологи выдвигают много версий. Доминировавшая достаточно долгое время марксистская концепция исходило из того, что главной силой истории и всех социальных изменений были общественные противоречия, которые в условиях классово - антагонистических формаций реализуются в формах классовой борьбы.

Питирим Сорокин указывал на связь конфликта с удовлетворением потребностей людей. По его мнению, источник конфликтов лежит в подавлении таких потребностей человека, без которых он не может существовать. Это прежде всего потребности в пище, одежде, жилье, самосохранении, самовыражении, творчестве, свободе и т.п. Вместе с тем, он подчеркивал, что важны не сами по себе потребности в социальном статусе, социальном престиже и социальной роли. Именно в этой связи встает вопрос не только о равенстве или неравенстве в уровне благо стояния, но и сопоставлении жизненных шансов различных социальных групп.

Итак, основными субъектами социальных конфликтов являются индивиды или социальные группы. Поскольку их потребности, интересы, притязания и цели могут реализоваться через использование власти, поэтому одной из главных мотиваций в конфликте является борьба за власть. В реальном социальном намерении социальный конфликт принимает обычно форму не противостояния больших групп людей, которые «становятся по разные стороны баррикад» лишь в в моменты наивысшего обострения ситуаций, а конфликты идеологических, политических, этнических, национальных и других лидеров или элит, которые складываются в конфликтном противодействии друг другу.[15]

Конфликтология- наука изучающая конфликты выработала две основные модели для описания конфликтов: процессуальную и структурную.

Процессуальная модель делает акцент на динамике конфликта, возникновение конфликтной ситуации, перехода конфликта из одной фазы в другую, формах конфликтного поведения и конечном исходе конфликтного взаимодействия.

Структурная модель конфликта делает акцент на анализе условий, лежащих в основе конфликта, определяющих его параметры и основные черты. Основная цель этой модели – установить те характеристики, которые влияют на конфликтное поведение.

В конфликте обычно выделяют четыре основных фазы; предконфликтная, конфликтная, разрешение конфликта, и послеконфликтная фаза.

Предконфликтная фаза разбивается на две стадии. Первая стадия – накопление и обострение противоречий в системе межличностных и межгрупповых отношений в силу появившегося резкого расхождения интересов, ценностей и установок субъектов конфликтного взаимодействия. Это скрытая (латентная) стадия развития конфликта.

Вторая (послеконфликтная) стадия обычно начинается с какого-то инцидента, повода. Им обычно служит какое-то внешнее событие, которое приводит в действие конфликтующие стороны. На этой стадии происходит осознание конфликтующими сторонами побудительных мотивов для конфликтного взаимодействия. На этой стадии конфликт выходит из скрытой формы и становится явным. Он выражается в разных формах конфликтного поведения.[16]

Большое влияние на развитие конфликтных ситуаций оказывает окружающая социальная среда. Оно во много определяет условия, в которых протекают конфликтные процессы. Среда может выступать либо источником внешней поддержки участников конфликта, либо сдерживать его развитие, либо быть нейтральным фоном.

Конфликт можно определить как одну из форм человеческого взаимодействия, в основе которой лежат различного рода реальные или иллюзорные, объективные и субъективные, в различной степени осознанные противоречия между людьми, с попытками их разрешения на фоне проявления эмоций. Конфликт чаще всего ассоциируется с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью. В результате бытует мнение, что конфликт – явление всегда нежелательное, что конфликт – явление всегда нежелательное, что его необходимо, по мере возможности, избегать, и что его следует немедленно разрешать, как только он возникает. Такое отношение часто прослеживается в трудах Уорда, Веблена, Росса, Смолла, Левина.

Мотивационные конфликты – это конфликты потребностей и намерений, причем, чаще всего психологических потребностей. Они могут не иметь явно выраженной чисто практической основы. В них зримее присутствует взаимное тяготение людей друг к другу или отталкивание, принадлежность к определенному референтному кругу или сообществу, чувство престижа, собственного, в том числе, национального достоинства.

Выделяют следующие типы конфликтов.

Целевые конфликты. Они развиваются как противодействие субъектов, направленных на достижение некоторой уел, за пределами которой остается все остальные – корысть, интерес, возможная неприязнь к партнеру, конъюнктура и т.п. главное в этом конфликте – победа, достижение своей собственной цели и поражение противника.

Статусные конфликты. Статусные конфликты в отличие от целевых есть перманентная борьба за приоритет. Эта борьба не знает перерыв и безусловных результатов в виде победы. Они напоминают вечное перетягивание каната; стоит одной стороне ослабить усилия, как канат сразу начинает неуклонно переходить к другой стороне.

Конфликты потребностей. Конфликты потребности образуется из-за того, что разные человеческие потребности предполагают различные, в том числе часто противоположные действия для их реализации. Это может, быть связано и с тем, что люди хотят противоположных вещей и не могут их реализовать (одну без ущерба другой), что порождает конфликтную ситуацию. Конфликт потребностей имеет одну разновидность – это конфликт потребностей и социальной нормы. Такой конфликт обусловлен тем, что сильная человеческая потребность может столкнуться с побудительным или запретительным императивом. Он может быть как внутри человека (как его убеждение, глобальная система ценностей, совесть, чувство долга и т.п.), так и вне его (национальная традиция, сложившийся порядок, обычай и т.п.). такая ситуация порождает конфликт между личной потребностью и общественной нормой.

Конфликты, порожденные объективными и субъективными причинами. К совокупности объективных причин можно отнести особенности структурного в функционального состояния системы, в которой возникает конфликтное взаимодействие. Конфликты могут быть следствием социального неравенств, которое заложено в самой структуре социальных отношений. Они могут быть вызваны недостатками в организации совместной деятельности, а также могут быть порождены процессом функционирования самой социальной системы.

Конфликты могут и не иметь под собой определенной объективной основы. Они могут возникать в результате причин чисто субъективного характера, например, в результате несоответствия претензий и притязаний, мнительности, незнания реального (объективного) положение вещей, в результате психических отклонений их участников и т.п.

В зависимости от времени протекания конфликтов их можно подразделить на постоянные, продолжающиеся (пролонгированные) и кратковременные. Постоянные конфликты сопровождают отношения сторон, чьи коренные, жизненно важные интересы абсолютно несовместимы. Конфликт постоянен не в смысле своей не изменчивости, а смысле постоянства своей сущностной оснований.[17]

Конфликты могут быть длительными и кратковременными. Последние возникают в результате таких причин, которые, теряя актуальность, самоустраняются, растворяются в других формах социальной напряженности.

В зависимости от масштаба и остроты конфликтов, можно выявить такие из разновидности, как микро - конфликты, макро-конфликты и мега – конфликты. А в зависимости от проявления - мирные и немирные (вооруженные) конфликты. По форме межгруппового взаимодействия конфликты можно подразделить на индивидуальные и коллективные, межличностные и групповые, конфликты «Я» и «Я», «Я» и «Мы» и «Мы» и «Мы». Это та квалификация конфликтов, которая характеризует его индивидуально-личностные параметры и формы групповой сплоченности.

В соответствие с тем, что выделяются политические, экономические, национально—этнические и протестные противоречия, выявим соответствующие виды конфликтов.

Политические конфликты.

Это конфликты по поводу распределения власти, конфликты влияния, доминирования, авторитета и управления. Эти конфликты могут иметь скрытый или открытый характер.

Социально - экономические конфликты.

Экономические конфликты – это конфликты многоуровневые. Они обусловлены денационализацией и приватизацией, дележом собственности, разделение сфер экономического влияния и многими подобными факторами. Эти конфликты, связанные с «перекачкой» финансовых потоков из бюджета в частные карманы, созданием и крахом финансовых пирамид, коррупцией высших эшелонов власти, которая за взятки открывает режим максимального благоприятствования либо иностранным инвестором в ущерб национальному производителю, либо теневым и откровенно криминальным структурам. Социальная характеристика конфликтов такого рода связана прежде всего с их человеческим «измерением». Это конфликты потребностей и средств обеспечения, уровня жизни и бюджетного финансирования, потребительской корзины и уровня заработной платы, уровня цен на различные блага и реального доступа к их использованию.

Этно - национальные конфликты.

В их основе борьба за права и интересы этнических и национальных групп. Природу национально-этнических конфликтов в современных условиях вряд ли можно всесторонне проанализировать. Вместе с тем, достаточно определенно выяснились два подхода к анализу этно – национальных столкновений. Это, отмечает А. Дмитриев, социологический и политологический подходы. На основе анализа методологическим подходом и типологизации различных конфликтов межнациональные конфликты можно условно разделить на четыре группы по доминирующим причинам и предмета:

1.Конфликты, вызванные желанием приобрести соответствующий административный или политический статус (примером этого могут служить конфликты ногайцев, шапсугов и т.д.).

2.Конфликты, вызванные желанием воссоединиться основной массой своего этноса – феномен ирредентизма.

3.Конфликты, вызванные желанием произвести предел экономических и политических сфер влияния.

4.Конфликты, вызванные желанием произвести предел экономических и политических сфер влияния.

Кроме указанных типологий, можно выделить еще несколько типов конфликтов, которые наиболее характерны для сложившейся этно- политической ситуации в России: это конфликты, связанные с восстановлением территориальных прав депортированных народов, конфликты, источникам которых служат давние исторические причины, конфликты, в основе которых служат давние исторические причины, конфликты, в основе которых лежит дискриминация русскоязычного населения в национальных республиках, конфликты, в которых лингвистическим спорами (спорами о государственном языке) часто скрываются глубинные разногласия между различными национальными общинами, конфликты, которые выражают противостояние геополитических интересов различных стран в данном регионе или республике.

Чем больше разброс критериев при принятии решений и возможных вариантов этих решений, тем глубже может быть конфликт.

Конфликты коммуникации.

Это конфликты, возникающие процессы коммуникации. Субъектами коммуникационного конфликта являются участники спора, полемики, дискуссии, дебатов, в которых стороны отстаивают свою точку зрения, свой тезис.

Внутриличностный конфликт.

Он может принимать различные формы. Одна из самых распространенных форм – ролевой конфликт, когда к одному человеку предъявляются противоречивые тре5бования по поводу того, каким должен быть результат его работы.

Межличностный конфликт.

Этот тип конфликта, возможно, самый распространенны. Межличностный конфликт может проявляться как столкновение личностей. Люди с различными чертами характера, взглядами и ценностями иногда просто не в состоянии ладить друг с другом.

Конфликт между личностью и группой.

Между отдельной личностью и группой может возникнуть конфликт, если эта личность займет позицию, отличающуюся от позиции группы.

Межгрупповой конфликт.

Межгрупповой конфликт представляет собой конфликтное взаимодействие между различными социальными группами. Обозначенные выше политические, социально этно- национальные конфликты являются межгрупповыми конфликтами.[18] Примерами межгрупповых конфликтов также являются конфликты ветвей власти, конфликты рабочих и администрации, конфликты внутри организации и подобные им.

Конфликты можно подразделить на конструктивные и деструктивные.

Конструктивный конфликт возникает, когда оппоненты не выходят за рамки этническим норм, деловых отношений и разумных аргументов. Причинами являются обычно недостатки в организации деятельности и управления. Разрешение такого конфликта приводит к развитию отношений между людьми и развитию группы. Последствия такого конфликта являются функциональными и ведут к повышению эффективности организации.

Деструктивный конфликт возникает в двух случаях: 1. Когда одна из сторон жестко настаивает на своей позиции и не желает учитывать интересы другой стороны или всей организации в целом. 2. Когда один из оппонентов прибегает к нравственно осуждаемых методом борьбы, стремится психологически подавить партнера.

По направлению конфликты делятся на: горизонтальные (в которых не задействована лица, находящиеся в подчинении друг друга), вертикальные (в которых участвует лица, находящиеся в подчинении один у другого) и смешанные (представлены и «вертикальные», и «горизонтальные» составляющие).[19]

Конфликты бывают открытыми (лежат на поверхности, видны невооруженным взглядом) и скрытыми (скрыты от глаз наблюдателя, распознаются по косвенным признакам, среди которых главные – напряженность в межличностном общении, резкое изменение в отношение к работе. Задача руководителя – поднять скрытые конфликты на поверхность и разрешить их).

По характеру объективности либо субъективности причин конфликта можно подразделить соответственно на объективные и субъективные.

Конфликты различаются и по сфере их разрешения – деловой или личностно-эмоциональной.

Глава 2. Исследования уровня конфликтности среди медперсоналом

2.1 Методы и методики, применяемые при исследовании конфликтов

Исследования проводились в поликлинике строителей МУЗ «Городская больница №3». Было опрошено 20 человек – медперсонала.

Тест «Исследования особенностей реагирования в конфликтной ситуации».

Методика К. Томаса.

Цель: Позволяет выделить типические способы реагирования на конфликтные ситуации.

Можно выявить несколько человек, склонных к соперничеству или сотрудничеству в группе, команде стремящихся к компромиссам, избегающих конфликтов или старающихся обострить их.

Ход опыта: Медработника МУЗ «Городская больница №3» предъявляется бланк с вопросами. Им необходимо выбрать в каждом вопросе предпочитаемый ими вариант поведения и указать его букву в ответах.

Методика «Изучение психологического климата коллектива».

Цель работы: Выявить как проявляются свойства психологического климата в коллективе.

Ход опыта: Медперсоналу МУЗ «Городская больница №3» предъявляется бланк с вопросами. Они должны оценить, как проявляются свойства психологического климата в коллективе

2.2 Результаты экспериментальных исследований, их анализ

Результаты исследования по тесту К. Томаса, «Исследование особенностей реагирования в конфликтной ситуации».

Вывод. Данного проведенного исследования, как видно из таблицы №1, показывают, что в коллектив в основном состоит из людей идущих на компромисс и стремящихся к сотрудничеству. А также из тех, кто старается избегать конфликты. Можно сказать, что в этом коллективе бесконфликтных людей больше. И поэтому в таком коллективе риск возникновения конфликтных ситуаций низкий.

Таблица 1

Изучение психологического климата коллектива

Ф.И. О.

испытуемых

Сумма оценок правой стороны А

Сумма оценок

левой стороны В

Разница стороны Аи В

Большакова А.А.

А=25

В=5

С=20

Ведерникова Л.П.

А=37

В=9

С-28

Григорьева Н.В.

А=20

В=6

С=14

Маскина А.В.

А=23

В=5

С=18

Зимина Т.С.

А=38

В=7

С=31

Чижова Л.В.

А=24

В=6

С=18

Макрова И.Н.

А=39

В=5

С=34

Мореплавцева Н.Г.

А=27

В=4

С=23

Соловьева Л.А.

А=32

В=3

С=29

Панкова Л.Б.

А=28

В=2

С=27

Мишина А.Н.

А=32

В=4

С=28

Гончарова В.С.

А=31

В=6

С=25

Яковлева И.Н.

А=37

В=5

С=32

Шишкина Л.П.

А=28

В=2

С=25

Фирсова Т.Н.

А=40

В=7

С=33

Герасимова А.А.

А=26

В=3

С=23

Вертюлина П.В.

А=36

В=2

С=34

Васильева А.Ф.

А=32

В=5

С=27

Белова В. И.

А=21

В=4

С=17

Андреева М.В.

А28

С=2

С=26

ИТОГ:

512

Вывод: Из проведенного исследования, как видно из таблицы №2, показывают, что в данном коллективе психологический климат условно благоприятен. Это говорит о том, что в данном коллективе риск возникновения конфликтных ситуаций минимален. Работники этого коллектива в основном люди которых готовы идти на компромисс и стремится к сотрудничество, что очень хорошо видно из предыдущего исследования.

2.3 Рекомендации по нахождению баланса в конфликтной ситуации

Наверное, самый заезженный инструмент разрешения конфликтов – это колесо жизненного баланса. На этом "колесе ездят" уже много лет. Кто-то выезжает к решению вопроса, а кто-то, увидев кривое колесо, пугается, и еще бпольше погружается в тупик. Сразу обозначаю, у меня вопросы не к самому колесу, а к оголтелости его применения. Чего только не измеряли этим инструментом: уровень удовлетворенности, уровень наполненности, размер присутствия сферы жизни. И с таким подходом легко попадали в ловушки.

Колесо это – лишь инструмент. Как любой инструмент оно работает с ограничениями.

http://fo-mi-na.ru/wp-content/uploads/2017/06/%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D1%81%D0%BE-%D0%B1%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%B0-300x300.png

Рисунок 1. Колесо жизненного баланса

Главная ловушка этого колеса – сравнение с настоящим колесом. Именно это порой провоцирует в человеке внутренний конфликт.
Вам, наверное, не раз доводилось слышать: «На таком колесе далеко не уедешь!» А куда мы едем? Надо вообще ехать? При чем здесь поездки?

Внутренний конфликт равенства

В какой момент мы решили, что колесо должно быть идеально круглым? Разве все сферы для нас одинаково важны? Для кого-то важнее любовь, для кого-то – работа. Кто-то не мыслит себя без хороших и верных друзей, но спокойно относится к среднему материальному достатку. Есть люди, которые жить не могут без самосовершенствования, а возможность отдыха вообще не рассматривают. А между тем, вид неидеального колеса человека так или иначе раздражает. Откуда взялась идея равенства секторов? Неужели каждая из сфер нашей жизни представлена в равном объеме? Восемь часов на работу, восемь на отдых, восемь на хобби…. В сутках всего 24 часа. И с этим мы поделать ничего не можем. К счастью. Идеализация жизни порождает новые иллюзии. А наше бессознательное, увидев равенство секторов, может очень четко отправить в тело сигнал тревоги: внимание, это не правда! И вместо решения задачи получаем вытеснение проблем в глубокие пласты психики, с которыми многие коучи предусмотрительно не работают.

Когда мы таким образом визуализируем идею гармонии, есть большая вероятность прийти к идее, что баланс потребностей у людей одинаковый.
Идея гармоничной жизни, при которой человек обязан сочетать успешную карьеру, идеальную семью, вести творческую жизнь, заниматься спортом и собой таит в себе много вопросов. Да, некоторым удается. Кому-то даже и без особого труда. Но так ли должно быть всегда? А если жизнь неидеальна? А если ты не во всех секторах победитель?

Внутренний конфликт идеальности

Еще одна ловушка – это десятибалльная шкала. Шкалирование вообще очень полюбили в последнее время. И вот тут обратите внимание на один очень тонкий момент: человек, самостоятельно проставляя баллы в колесе, может ориентироваться не столько на свои внутренние потребности, сколько на стремление к идеальности, поскольку это стало модным и социально одобряемым. Мы хотим быть успешными во всем и прекрасными, чуть больше, чем полностью.

А под стремлением к идеальности кроется очень мощный фундамент из неуверенности в себе и ощущения собственной неполноценности.

И порой стыдно самому себе честно признаться, что и нет-то особой потребности вот в этом и этом. Но послушно проставляет себе троечку, грустит об этом, а потом героически ставит цели и пытается их достичь. И снова есть шанс загнать вглубь себя свою честность по отношению к своей собственной жизни. Бесконечные «Хочу» и «Должен» приводит к еще большей неудовлетворенности жизнью. Человек смещает фокус на то, чего у него нет вместо того, чтобы проработать и с благодарностью оценить то, что есть. На одной из консультаций мой клиент сказал фразу, которая надолго мне запомнилась: «Я настолько зациклился на планах и результатах, что мне кажется, что моя жизнь превратилась в огромное табло, отображающее счет».

Профессиональная диагностика внутреннего конфликта

Если говорить о диагностике жизненного баланса, то к нему желательно подходить более серьезно. Для точного отражения внутренней ситуации необходимо соотносить уровень ценности и уровень доступности той или иной сферы. Что важнее для человека? В чем он больше всего нуждается? Что он реально имеет? Это баланс «Хочу и Могу», «Должно быть и Есть», «Желаемого и Реального». Отлично зарекомендовала себя методика попарного выбора, при которой человек путем последовательных выборов определяет свои приоритетные ценности и уровень их доступности. И именно здесь реальная картина. И тогда колесо может быть каким угодно. И колесом его называть уже язык не поворачивается. Оно точно не для поездок, а для профессионального анализа. Чего-то больше, чего-то меньше. Это нормально, ведь наши ценности внутри нас имеют свою иерархию. Мы внутри себя давно уже расставили приоритеты, и знаем, сколько и чего нам необходимо. Еще Милтон Рокич в своих исследованиях определил, что, не смотря на схожесть ведущих человеческих ценностей, у каждого выстроена своя система, своя иерархия этих ценностей. Но наша сознательная часть об этом не всегда догадывается, а то и вовсе делает наоборот.

На что важно обратить внимание при дезинтеграции желаемого и действительного? Всегда ли нужно ставить себе цели и все вытягивать на десятку? Далеко не всегда! Часто это бывает даже вредно. Жизнь «достигатора» под флагом «Хочу!» порой приводит к негативным последствиям: хронический стресс, накапливаясь в теле, дает о себе знать обострением заболеваний, нарушениями режима сна и общей нервозности. Но человек упорно стремится вперед и все выше поднимает планку. Его убедили, что он должен выйти из зоны комфорта и достичь высоких результатов. При этом, не замечая того, что имеет.

Пример первый: конфликт свободы

Клиент, мужчина 37 лет, испытывал внутренний конфликт, состояние усталости и дискомфорта, и не мог определить их причины.
На рисунке колесо, полученное в ходе профессиональной диагностики внутреннего баланса клиента.

Внутренний конфликт свободы

Рисунок 2. Колесо жизненного баланса мужчины 37 лет

Красным отмечена ценность, а синим – доступность, которая накладывается на ценность. В целом достаточно гармоничная картина. Уровень внутреннего конфликта на 25% ниже среднего для мужчин. Ценность и доступность по главным ценностям совпадают. Минимум наслаждения красотой природы и искусства, но ему это и не очень надо. Чуть более активная и деятельная жизнь, но зато и материальное обеспечение чуть больше, чем планировал. Все в пределах естественных колебаний.

Обращает на себя внимание явный недостаток свободы и независимости. Человек в этом остро нуждается, но в реальности ощущается явная нехватка. Отчего же? У человека жена и три маленькие дочки. Сейчас у него период ограниченной свободы. Это жизнь, так бывает. Надо ли срочно корректировать? Вряд ли. Мы проработали эту ситуацию, и для выравнивания дискомфорта ему оказалось достаточно осознанно выпитой чашки кофе в одиночестве, и с благодарностью судьбе за большую и счастливую семью.
Иногда бывает достаточно трезво оценить то, что имеешь. Остановиться, взять паузу и провести аудит самого себя, своих достижений, своих ошибок и потребностей. Задать себе вопрос «А не зациклился ли я на этом? Так ли для меня это ценно?», и честно ответить на него. И тогда к балансу можно прийти через снижение ценности.

Пример второй: конфликт неуверенности

Женщина, 43 года, жалобы на общую внутреннюю неудовлетворенность жизнью и стыд от того, что объективных причин к этому нет.

Внутренний конфликт неуверенности

Рисунок 3. Колесо жизненного баланса женщины 43 года

Здесь степень личностной дезинтеграции существенно выше, на 30% выше средней нормы. На фоне так важной для нее счастливой семейной жизни, полной любви и близости, мы видим острый внутренний конфликт: это явный недостаток уверенности в себе, дискомфорта от нехватки свободы и острую озабоченность материальным благополучием и здоровьем. При этом возможность наслаждения красотой природы и искусства явно превышает действительную потребность в этом.

В ходе консультации мы определили, что для нее действительно важно и ценно. Оказалось, что, в первую очередь, она хочет заняться своим здоровьем и прорабатывать свои слабые места, повышая уверенность в себе и своих силах. А нехватка свободы и материальных благ оказались, во многом, надуманными проблемами, вытекающими как раз из имеющегося внутреннего конфликта.

Как прийти к балансу

  1. Позвольте своему «колесу» не быть идеальным. Вам на нем не ехать, а жить! Примите имеющуюся ситуацию.
  2. Поймите, что любая диагностика отражает ситуацию в текущий момент. И совсем не обязательно в этот период жизни иметь выровненные сектора. Есть время для работы, есть время для любви, есть время для развития. Стоит ли одновременно фокусироваться на разных сферах жизни, решать вам.
  3. Если считаете необходимым, пройдите профессиональную диагностику.
  4. Проанализируйте, что для вас действительно важно и ценно, а с чем вы спокойно можете существовать в мире с самим собой. Насколько ваши стремления действительно ваши, а не диктат социальных стереотипов или завышенных ожиданий окружающих.
  5. Посмотрите внимательно на сферы, которые у вас в избытке. Есть вероятность, что вы ими компенсируете недостаток в другой. Подумайте над этим и определите, где именно ваша зона роста на текущий момент.
  6. Если же вы действительно увидели свои зоны развития, то здесь и нужно понять, а как именно вы хотите, чтобы было? Что конкретно вы можете сделать, чтобы увеличить присутствие этой ценности в моей жизни? Зачем вам это? Насколько эта цель зависит от вас? И только тогда ищите конкретные пути реализации.

И еще, важно помнить, что полного совпадения не бывает. Внутренний конфликт – это не всегда плохо. Важно понимать, насколько он глубокий и как проявляется во внешней жизни. В любом случае, это не повод для депрессии, это повод для осознания. Именно это делает нас живыми и именно это может стать хорошим источником энергии. Важно грамотно и вовремя получить доступ к этому ресурсу.

Заключение

В главе 1 дается осмысление особенностей и проблем разнообразных социальных конфликтов, свойственных нашему времени, осуществляется в рамках таких базовых методологических- подходов, как структуралистский, функциональной, бихевиоралистский и теории разрешения. С помощью этих подходов анализируется основные, общие компоненты разворачивающихся во времени и пространстве конфликтов.

Конфликт является нормальным социальным явлением, в природе самого человека и общества содержится биологические, психологические социальные и другие факторы, которые неизбежно порождают многочисленные и разнообразные конфликтные ситуации. Конфликты выполняют ряд позитивных функций в процессе общественного развития. Они обеспечивают общее прогрессивное движение общественной жизни, способствуют единству социальных образований, укреплению общезначимых норм и социальных ценностей.

В работе приведены виды конфликтов. Предметом изучении психологии является внутри личностные психические, межличностные, межгрупповые и внутригрупповые конфликты. Внутренние конфликты были объектом внимания со стороны психоанализма и других психодинамических направлений.

Общая тенденция в исследование внутриличностных конфликтов состоит в переходе рассмотрения конфликта на уровне «частичного» индивида, к описанию как явлений целостного самосознания личности.

Конфликт разных видов обнаруживают общность, проявляющихся в проживании личностью конфликта на всех уровнях своего существования.

Во 2 главе описывается экспериментальное исследование конфликта. Проведенные исследования констатируют тот факт, что конфликты людей имеют индивидуальные особенности. Были исследованы особенности реагирования сотрудников коллективах в конфликтных ситуациях. Продиагностирован психологический климат коллектива. Были использованы тесты К. Томаса и методики.

Во ходе проведенных экспериментов выяснилось, что в большей степени в поведении коллектива медработников предоставлена стратегия сотрудничества и компромисса. Из этого следует, что конфликтов в таком коллективе, возникает мало, из этого можно сделать вывод, что обстановка в данном коллективе условно благоприятная.

На основе этого можно выделить несколько общих практических рекомендаций:

  • обучению эффективному поведению в конфликтных ситуациях и их разрешение;
  • программы обучения «миролюбивому» поведению можно внедриться в практику работы с персоналом;
  • организовать учебные курсы, обсуждающие основные понятия связанные с конфликтами и способами их регулирования;
  • сочетать теоретические занятия по разрешению конфликтов с практическими;

Подводя итог всему вышеизложенному можно сделать вывод, что в таком коллективе действительно риск возникновения конфликтов минимален.

Список использованной литературы

  1. Анцупов, А.Я. Конфликтология: Учебное пособиеСхемы и комментарии / А.Я. Анцупов. - СПб.: Питер, 2016. - 304 c.
  2. Анцупов, А. Я. Конфликтология. Учебник / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. - М.: Питер, 2015. - 528 c.
  3. Анцупов, А. Я. Российская конфликтология. Указатель 1555 диссертаций отечественных ученых (1949-2012 годы) / А.Я. Анцупов, С.Л. Прошанов. - М.: ТАСТ, 2015. - 244 c.
  4. Ванханен, Тату Этнические конфликты / Тату Ванханен. - М.: Кучково поле, 2016. - 288 c.
  5. Вуйчич, Н. Будь сильным. Ты можешь преодолеть насилие (и все, что мешает тебе жить) / Н. Вуйчич. - М.: Эксмо, 2015. - 256 c.
  6. Бахур, В. Т. Эмоции. Плюсы и минусы / В.Т. Бахур. - М.: Знание, 2016. - 294 c.
  7. Балан, В.П. Конфликтология: Учебное пособие для вузов / В.П. Балан, А.В. Душкин, В.И. Новосельцев и др. - М.: РиС, 2015. - 342 c.
  8. Ворожейкин, И.Е. Конфликтология: Учебник / А.Я. Кибанов, И.Е. Ворожейкин, Д.К. Захаров, В.Г. Коновалова; Под ред. А.Я. Кибанов. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 301 c.
  9. Гребенкин, Е.В. Школьная конфликтология для педагогов и родителей / Е.В. Гребенкин. - Рн/Д: Феникс, 2016. - 171 c.
  10. Дмитриев, А.В. Конфликтология: Учебник / А.В. Дмитриев. - М.: Альфа-М, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 336 c.
  11. Зеленков, М.Ю. Конфликтология: Учебник / М.Ю. Зеленков. - М.: Дашков и К, 2016. - 324 c.
  12. Зеленков, М.Ю. Конфликтология: Учебник / М.Ю. Зеленков. - М.: Дашков и К, 2015. - 324 c.
  13. Зеленков, М.Ю. Конфликтология: Учебник для бакалавров / М.Ю. Зеленков. - М.: Дашков и К, 2015. - 324 c.
  14. Земедлина, Е.А. Конфликтология: Учебное пособие / Е.А. Земедлина. - М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 141 c.
  15. Иванов, А.А. Негативистская конфликтология: Учебное пособие / А.А. Иванов. - М.: Флинта, 2015. - 304 c.
  16. Иванова, О.А. Конфликтология в социальной работе: Учебник и практикум для академического бакалавриата / О.А. Иванова, Н.Н. Суртаева. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 282 c.
  17. Кильмашкина, Т.Н. Конфликтология. Социальные конфликты: Учебник для студентов вузов / Т.Н. Кильмашкина. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2016. - 287 c.
  18. Кильмашкина, Т.Н. Конфликтология. Социальные конфликты: Учебник / Т.Н. Кильмашкина. - М.: ЮНИТИ, 2016. - 287 c.
  19. Козлов, А.С. Конфликтология социальных групп и организаций / А.С. Козлов, Е.В. Левина, П.А. Эстрова. - М.: Ленанд, 2015. - 272 c.
  20. Козырев, Г.И. Политическая конфликтология: Учебное пособие / Г.И. Козырев. - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 432 c.
  21. Лукаш, Ю.А. Внутрифирменные конфликты, или Трудовая конфликтология в бизнесе: Учебное пособие / Ю.А. Лукаш. - М.: Юстицинформ, 2017. - 158 c.
  22. Решетникова, К.В. Организационная конфликтология: Учебное пособие / К.В. Решетникова. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 175 c.
  23. Руденко, А.М. Конфликтология: Учебное пособие для бакалавров / А.М. Руденко, С.И. Самыгин. - Рн/Д: Феникс, 2016. - 316 c.
  24. Самыгин, С.И. Конфликтология в социальной работе: Учебное пособие для бакалавров / С.И. Самыгин, В.Н. Коновалов. - М.: Дашков и К, 2016. - 300 c.
  25. Самыгин, С.И. Конфликтология в социальной работе: Учебное пособие / С.И. Самыгин, В.Н. Коновалов. - М.: Дашков и К, 2015. - 300 c.
  26. Самыгин, С.И. Конфликтология в социальной работе: Учебное пособие для бакалавров / С.И. Самыгин, В.Н. Коновалов. - М.: Дашков и К, 2015. - 300 c.
  27. Сорокина, Е.Г. Конфликтология в социальной работе: Учебник для бакалавров / Е.Г. Сорокина, М.В. Вдовина. - М.: Дашков и К, 2017. - 284 c.
  28. Сорокина, Е.Г. Конфликтология в социальной работе: Учебник для бакалавров / Е.Г. Сорокина, М.В. Вдовина. - М.: Дашков и К, 2016. - 284 c.
  29. Сорокина, Е.Г. Конфликтология в социальной работе: Учебник для бакалавров / Е.Г. Сорокина, М.В. Вдовина. - М.: Дашков и К, 2016. - 284 c.
  30. Степанов, Е.И. Современная конфликтология: Общие подходы к моделированию, мониторингу и менеджменту социальных конфликтов / Е.И. Степанов. - М.: ЛКИ, 2015. - 176 c.
  31. Шарков, Ф.И. Общая конфликтология: Учебник для бакалавров / Ф.И. Шарков, В.И. Сперанский. - М.: Дашков и К, 2015. - 240 c.
  32. Шарков, Ф.И. Общая конфликтология: Учебник для бакалавров / Ф.И. Шарков, В.И. Сперанский. - М.: Дашков и К, 2016. - 240 c.
  33. Конфликтология: Учебник / Под ред. В.П. Ратникова. - М.: ЮНИТИ, 2016. - 543 c.
  1. Ворожейкин, И.Е. Конфликтология: Учебник / А.Я. Кибанов, И.Е. Ворожейкин, Д.К. Захаров, В.Г. Коновалова; Под ред. А.Я. Кибанов. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 301 c.

  2. Шарков, Ф.И. Общая конфликтология: Учебник для бакалавров / Ф.И. Шарков, В.И. Сперанский. - М.: Дашков и К, 2016. - 240 c.

  3. Руденко, А.М. Конфликтология: Учебное пособие для бакалавров / А.М. Руденко, С.И. Самыгин. - Рн/Д: Феникс, 2016. - 316 c.

  4. Гребенкин, Е.В. Школьная конфликтология для педагогов и родителей / Е.В. Гребенкин. - Рн/Д: Феникс, 2016. - 171 c.

  5. Лукаш, Ю.А. Внутрифирменные конфликты, или Трудовая конфликтология в бизнесе: Учебное пособие / Ю.А. Лукаш. - М.: Юстицинформ, 2017. - 158 c.

  6. Сорокина, Е.Г. Конфликтология в социальной работе: Учебник для бакалавров / Е.Г. Сорокина, М.В. Вдовина. - М.: Дашков и К, 2016. - 284 c.

  7. Конфликтология: Учебник / Под ред. В.П. Ратникова. - М.: ЮНИТИ, 2016. - 543 c.

  8. Анцупов, А.Я. Конфликтология: Учебное пособиеСхемы и комментарии / А.Я. Анцупов. - СПб.: Питер, 2016. - 304 c.

  9. Анцупов, А. Я. Конфликтология. Учебник / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. - М.: Питер, 2015. - 528 c.

  10. Балан, В.П. Конфликтология: Учебное пособие для вузов / В.П. Балан, А.В. Душкин, В.И. Новосельцев и др. - М.: РиС, 2015. - 342 c.

  11. Решетникова, К.В. Организационная конфликтология: Учебное пособие / К.В. Решетникова. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 175 c.

  12. Самыгин, С.И. Конфликтология в социальной работе: Учебное пособие для бакалавров / С.И. Самыгин, В.Н. Коновалов. - М.: Дашков и К, 2016. - 300 c.

  13. Шарков, Ф.И. Общая конфликтология: Учебник для бакалавров / Ф.И. Шарков, В.И. Сперанский. - М.: Дашков и К, 2015. - 240 c.

  14. Земедлина, Е.А. Конфликтология: Учебное пособие / Е.А. Земедлина. - М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 141 c.

  15. Ванханен, Тату Этнические конфликты / Тату Ванханен. - М.: Кучково поле, 2016. - 288 c.

  16. Анцупов, А. Я. Российская конфликтология. Указатель 1555 диссертаций отечественных ученых (1949-2012 годы) / А.Я. Анцупов, С.Л. Прошанов. - М.: ТАСТ, 2015. - 244 c.

  17. Вуйчич, Н. Будь сильным. Ты можешь преодолеть насилие (и все, что мешает тебе жить) / Н. Вуйчич. - М.: Эксмо, 2015. - 256 c.

  18. Сорокина, Е.Г. Конфликтология в социальной работе: Учебник для бакалавров / Е.Г. Сорокина, М.В. Вдовина. - М.: Дашков и К, 2017. - 284 c.

  19. Сорокина, Е.Г. Конфликтология в социальной работе: Учебник для бакалавров / Е.Г. Сорокина, М.В. Вдовина. - М.: Дашков и К, 2016. - 284 c.