Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Создание электронного учебника по любой теме из курса «Информатика и программирование» .

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Интенсивное развитие информационных технологий дает огромную возможность для изобретения новейших методологий в образовании и этим улучшает его качество. Именно в данный момент система образования наиболее энергично берет на вооружение свежие информационные технологии и компьютерные системы. Особенно динамично развивается система дистанционного образования, чему содействует ряд моментов, и для начала – оснащение образовательных учреждений передовыми компьютерами и скоростным интернетом.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение создания электронного учебника по информатике и программированию. Анализ требований к созданию подобного ПО, методологии, компонентная реализация. Рассмотреть существующие виды электронных учебников, использующихся в сфере высшего образования.

Актуальность исследования: разработано огромное количество электронных учебников (ЭУ) в целях обучения. Но не все разработанные ЭУ удобны для применения в обучающих целях, т.к. в основе этих учебных пособий должна лежать четкая структура, которая зависит не только от содержания обучающего материала, но и от формы обучения.

Электронный учебник не должен и не может заменять книгу. Поэтому для создания ЭУ недостаточно взяв хороший учебник, снабдить его навигацией (создав гипертексты) и изобильным иллюстративным материалом (мультимедийные средства) и представить все на экране ПК. Электронный учебник не должен превращаться ни в текст с картинками, ни в справочник, так как его функция принципиально иная. Электронный учебник должен максимально облегчить понимание и запоминание (причем активное, а не пассивное) наиболее существенных понятий, утверждений и примеров, вовлекая в процесс обучения иные, нежели обычный учебник, возможности человеческого мозга, в частности, слуховую и эмоциональную память, а также используя компьютерные объяснения. Текстовая составляющая должна быть ограничена — ведь остаются обычный учебник, бумага и ручка для углубленного изучения уже освоенного на компьютере материала [42, с. 56].

Степень разработанности исследования: вопросы, связанные с созданием и использованием электронных учебников по информатике, освещались в трудах:

– М.Б. Львовского;

– Н.Г. Мосягиной;

– В.П. Демкина;

– Г.В. Можаевой [48, с. 125].

Цель исследования: создание электронного учебника по информатике и программированию, рассмотрение возможностей его использования в обучающих целях.

Задачи исследования:

  1. анализ существующих электронных учебников;
  2. структурная организация электронного учебника;
  3. трудности создания ЭУ для программистов;
  4. обзор технологий разработки ЭУ;
  5. разработка электронного учебника «Информатика» для самостоятельной работы студентов.

Объектом исследования является структура и методика построения электронного учебного пособия.

Предметом исследования является возможность создания и использования электронного учебника «Информатика».

Научная и практическая ценность работы: создание электронного учебника «Информатика и программирование», возможности применения его в образовательных процессах.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

1 Общая информация об электронных учебниках

Актуальность технологизации учебного процесса в прогрессивной системе образования обусловлена новейшей схемой образования информационного сообщества как инфокоммуникационного взаимодействия членов образовательного процесса. Реализация данной схемы вероятна если соблюдать условие компьютеризации и интернетизации высших учебных заведений, обеспечения их электронной инфраструктурой, надлежащим программным и контентным обеспечением и, основное, готовности преподавателей к профессиональной работе на базе новых технологий [13, с. 48].

В связи с этим становится понятным почему внимание педагогической общественности всего мира сегодня обращено к электронному обучению как новому виду, материализованную основу которой составляют электронные учебники. Средствами электронного обучения являются интерактивные доски, мультимедийные лингафонные кабинеты (МЛК), интерактивные предметные кабинеты, электронные читальные залы, домашние персональные компьютеры. Конечно, идеальными условиями для реализации электронного обучения в университетах была бы ситуация «1 компьютер – 1 студент» или, что важнее, «1 предметный кабинет - 1 компьютерный мультимедийный класс». Но и в менее комфортных условиях возможно достижение хороших результатов [13, c. 104].

Станет считаться ошибочным, как скоро электронный учебник рассматривается как еще одно техническое средство изучения либо как доп дидактический который был использован, пособие, учебно-методический комплекс. На мой взгляд, электронный учебник представляет собой, с одной стороны, информационно-образовательную среду, как для преподавателей, учащихся, так и для родителей, с другой – технологию электронного обучения как интерактивного дистанционного взаимодействия субъектов образовательного процесса. Поэтому лейтмотивом проекта является формирование отношения всех участников эксперимента к электронным учебникам как единой информационно-образовательной среде [9, с. 49].

Неотъемлемое прохождение всех этих этапов описывает технологию преподавания, а разработка, так же, обеспечивает достижение студентами установленного итога – отличных потребительских качеств успеваемости. Но любая технология требует методического сопровождения непосредственно от преподавателей, которые являются главной фигурой на паре [19, c. 364].

Ядром электронного учебника выступает модуль. Результаты преподавания присутствуют в прямой пропорциональной зависимости от степени осознания обучаемыми целей изучения. Модуль представляет собой логико-структурированное содержание учебной программы как государственного документа в соответствии с государственным стандартом образования [39, с. 256].

Важно организовать обучение таким образом, чтобы обсуждение модуля как системы знаний позволило активизировать познавательную мотивацию учащихся и осмыслить учебный материал целостно и системно, осознать соподчиненность и функциональность знаний. Вокруг модуля как «функционального узла информационно-образовательной среды» разворачивается весь процесс обучения: именно из модуля идет обращение к гипертексту, к заданиям и тестам. Многократное обращение к модулю дает студентам понимание электронного учебника как «базы информации», «базы данных», «базы знаний» с той или иной структуризацией. В данном случае мы решаем актуальную педагогическую задачу – формируем универсальное умение студентов работать с информацией, ее систематизировать, анализировать, проецировать на свою деятельность. Одновременно формируется ценностное отношение студентов к информации, к знаниям. Именно эти качества являются значимыми для будущего профессионала в информационном обществе [42, с. 56].

Цель преподавателей – организовать работу учащихся с гипертекстом и научить их ориентироваться в данной информационно-образовательной среде. Освоение информации сможет исполняться с использованием как коллективных, групповых, так и персональных способов преподавания. На рисунке 1 представлена схема построения электронного учебника [39, c. 260].

Рисунок 1 – Схема ЭУ

Интерактивные задания дают возможность автоматизировать процесс закрепления и использования учебного материала с помощью многообразных контролируемых тренировочных деяний. Главная задача этого компонента состоит в том, чтобы студент не только пассивно воспринимал информацию, но и сам активно участвовал в учебном процессе. Углубление процесса обучения достигается посредством включенности максимального числа студентов в максимально возможные виды деятельности за счет разнообразия типов заданий. При этом создается атмосфера доброжелательности: студент не боится ответить неправильно, так как электронный учебник дает возможность повторять и корректировать свои ответы. Во время выполнения заданий студентами на паре, у преподавателя высвобождается время подойти к отстающему, ответить на вопросы индивидуально, подготовиться к следующему этапу урока и т.д. [39, c. 289].

Контроль познаний достигается с помощью автоматизированного испытания, собственно выдает беспристрастную оценку учебных достижений студентов. Тестирование носит пролонгированный характер, студент должен привыкнуть к постоянному самостоятельному контролю знаний.

1.1 Классификация средств создания электронных учебников

Средства существа электронных учебников можно поделить на категории, к примеру, используя групповой аспект, включающий эти признаки, как назначение и производимые функции, притязании к тех. обеспечению, необыкновенности использования. В соответствии с указанным критерием возможна следующая классификация [27]:

  • традиционные алгоритмические языки;
  • инструментальные средства общего назначения;
  • средства мультимедиа;
  • гипертекстовые и гипермедиа средства.

Ниже приводятся особенности и краткий обзор каждой из выделенных групп [46, c. 68].

Традиционные алгоритмические языки. Характерные черты электронных учебников, созданных средствами прямого программирования.

Инструментальные средства общего назначения. Инструментальные средства общего назначения (ИСОН) предназначены для создания ЭУ пользователями не являющимися квалифицированными программистами.

Вместе с тем ИСОН имеют ряд недостатков, таких как:

  • далеко не дружественный интерфейс;
  • меньшие, по сравнению с мультимедиа и гипермедиа системами, возможности;
  • отсутствие возможности создания программ дистанционного обучения.

Примеры ИСОН: Адонис, Интегратор и др.

Адонис (Адаптивная диалоговая информационная система) – это ПО, которая помогает ввести автоматизированный учебник (АУК) в компьютер и воспроизвести, то есть выполнить курс. АУК сберегается в компьютере повторяющий вид комплекта кадров. Любой кадр имеет текст и (либо) набросок. Помимо всего этого, когда кадр осуществляющий контроль (т.е. имеет вопрос), то в нем описаны эталонные ответы, и для любого эталонного ответа предписано, на какой кадр переходить, ежели обучаемый обеспечит непосредственно таковой ответ. АДОНИС просит обучаемого подобрать курс (их быть может немало) и указывает 1 кадр курса [9, с. 49].

Средства мультимедиа.

Наличие анимации позволит более широко охватить материал, в видео можно уместить гораздо больший материал, чем в текстовый. Основная особенность видео – подробное описание темы с озвучкой диктора. Длительность каждой анимации варьируется от 2-ух до 6-ти минут.

Гипертекстовые и гипермедиа средства.

Внедрение гипертекстовой технологии удовлетворяет этим предъявляемым к учебникам притязаниям, как структурированность, удобство в обращении. При потребности таковой учебник можно “выложить” на всяком сервере и его возможно просто корректировать. Хотя, обычно, им свойственны безуспешный дизайн, компоновка, текстура и т.п. В настоящее время существует множество различных гипертекстовых форматов (HTML, DHTML, PHP и др.). Для работы с гипертекстами используются текстовые редакторы, самым популярным из которых является notepad++ [19, c. 364].

Критерии выбора средств при создании ЭУ

При выборе средств необходима оценка наличия:

  • аппаратных средств определенной конфигурации;
  • сертифицированных программных систем;
  • специалистов требуемого уровня [19, c. 527].

1.2 Структурная организация электронного учебника

На базаре компьютерных товаров из года в год вырастает количество обучающих программ, электронных учебников и так далее. Сразу не утихают споры про то, каким обязан быть «электронный учебник», какие функции «вменяются ему в повинность». Обычное возведение ЭУ: предъявление учебного материала, практика, испытание [39, с. 256].

В настоящее время к учебникам предъявляются следующие требования [39, c. 260]:

  • Информация по выбранному курсу должна быть хорошо структурирована и представлять собою законченные фрагменты курса с ограниченным числом новых понятий.
  • Каждый фрагмент, наряду с текстом, должен представлять информацию в аудио или видеовиде («живые лекции»). Обязательным элементом интерфейса для живых лекций будет линейка прокрутки, позволяющая повторить лекцию с любого места.
  • Текстовая информация может дублировать некоторую часть живых

лекций.

    • На иллюстрациях, представляющих сложные модели или устройства, должна быть мгновенная подсказка, появляющаяся или исчезающая синхронно с движением курсора по отдельным элементам иллюстрации (карты, плана, схемы, чертежа сборки изделия, пульта управления объектом
  • т.д.).
      • Текстовая часть обязана быть сопровождаемым бессчетными перекрестными гиперссылками, дозволяющими ужать время поиска нужной информации, а еще сильным поисковым центром. Многообещающим составляющим быть может включение специального толкового словаря по этой предметной области.
    • Видеоинформация или анимации должны сопровождать разделы, которые трудно понять в обычном изложении. В этом случае затраты времени для пользователей в пять-десять раз меньше по сравнению с традиционным учебником. Некоторые явления вообще невозможно описать человеку, никогда их не видавшему (водопад, огонь и т.д.). Видеоклипы позволяют изменять масштаб времени и демонстрировать явления в ускоренной, замедленной или выборочной съемке.
    • Наличие аудиоинформации, которая во многих случаях является основной и порой незаменимой содержательной частью учебника.

1.3 Режим работы электронного учебника

Можно выделить 3 основных режима работы ЭУ:

    • обучение без проверки;
    • обучение с проверкой, при котором в конце каждой главы (параграфа) обучаемому предлагается ответить на несколько вопросов, позволяющих определить степень усвоения материала;
    • тестовый контроль, предназначенный для итогового контроля знаний
  • выставлением оценки.

1.4 Использование ЭУ

Электронные учебники распространяются несколькими способами. Наиболее распространенный вариант – продажа копий на CD или DVD дисках, с автозапуском и установкой программы на компьютер. В связи с развитием интернет технологии становится возможным использовать ЭУ онлайн, храня его на отдаленном сервере, а можно и скачать. Их можно использовать в мультимедийном классе, компьютерном кабинете или на интерактивной доске. Удобство заключается в том, что при изменении информации или программы, достаточно исправить ЭУ, находяшийся на сервере, не надо будет заново готовить партии учебников, распространяемых на дисках.

1.5 Трудности создании ЭУ для программистов

Для создания электронного учебника по определенному предмету привлекаются авторы – преподаватели данного предмета. Они подготавливают материал, составляют задания и тесты. Затем программист в соответствии с их желанием «переносит» материал на компьютер. На протяжении всего времени разработки ЭУ программист постоянно контактирует с авторами для контроля создания учебника.

Вывод

В данной главе рассмотрено применение современных электронных учебников в образовании, структурная организация электронного учебника, режим работы, использование электронного учебника, трудности создании ЭУ для программистов. Можно сделать выводы о том, что на сегодняшний день электронные учебники имеют большое значение в организации учебного процесса и нуждаются в постоянном совершенствовании наряду с развитием информационных технологий.

2 Обзор технологий разработки ЭУ

2.1 Обзор программного обеспечения

Характеристики используемой ОС Windows 8 [7, c. 268].

Windows 8 — операционная система, принадлежащая к роду ОС Microsoft Windows, в линейке грядущая за Windows 7 и созданная международной компанией Microsoft. Номер версии в линейке NT — 6.2. Поступила в реализацию 26 октября 2012 года [47].

По различным данным, на январь 2014 года доля операционной системы Windows 8 среди используемых в мире для доступа к сети Интернет составила от 10,58 % (Net Applications) до 13,4 % (W3Schools (англ.)).

Серверной версией является Windows Server 2012.

На июль 2013 года было продано 100 миллионов лицензий.

Windows 8, в отличие от своих предшественников — Windows 7, Windows Vista, Windows XP и более ранних, использует новый интерфейс под названием Metro.

Данный интерфейс бывать замеченным первым в последствии пуска системы; он идентичен по функциональности с трудящимся столом — стартовый экран имеет плитки прибавлений (сродни ярлычкам и иконкам), по нажатию на которые запускается прибавление, раскрывается веб-сайт или же папка (исходя из того, к какому составляющей либо прибавлению привязана плитка). Интерфейс Metro нацелен на сенсорный экран, хотя не отметает потребление на несенсорных ПК [49].

Кроме того в системе существует и «традиционный» десктоп, повторяющий вид отдельного прибавления. Заместо рационам «Запуск» в интерфейсе применяется «интенсивный угол», нажатие на который раскрывает стартовый экран. Прокрутка в Metro-интерфейсе следует горизонтально [52].

Помимо прочего, ежели устроить жест убавления (либо надавить на минус внизу экрана), станет заметен весь стартовый экран. Плитки на стартовом экране возможно перемещать и объединять, выдавать группам фамилии и изменять объем плиток (доступно лишь для плиток, которые были исконно великими). В зависимости от разрешения экрана система автоматически определяет количество строк для плиток — на стандартных планшетных компьютерах три ряда плиток. Цвет стартового экрана меняется в новой панели управления, также меняется и орнамент на заднем фоне.

Windows 8 — переосмысленная Windows 7, и приёмы работы с рабочим столом остались теми же.

Основные нововведения [54]:

- Учетная запись Майкрософт и синхронизация характеристик: Вероятность войти в Windows при помощи Live ID. Данное приложение даст возможность войти в профиль пользователя и загрузить опции через онлайн, а еще прибавляет интеграцию со OneDrive.

    • Магазин приложений Windows Store: единственный способ покупки и загрузки Metro-приложений, а также приложений для рабочего стола в Windows RT.
    • 2 свежих способа для аутентификации пользователя: картинка-пароль, дозволяющая пользователю войти в систему с помощью 3-х касаний, и четырёхзначный PIN-код, а еще интегрированная поддержка биометрических приборов. Пароль нелокальной учетной записи пользователя подходит паролю учетной записи Майкрософт.
    • Internet Explorer 10. IE 10 в Windows 8 включен в настольном и сенсорном вариантах. Последний не поддерживает плагины или ActiveX, но включает в себя версию проигрывателя Adobe Flash Player, который оптимизирован для сенсорного управления.
    • Проводник. Проводник включает в себя Ribbon-ленту (наподобие ленты в Microsoft Office и Windows Essentials) и улучшения в способах разрешения конфликтов при переносе или копировании файлов.
    • Возобновление системы. Добавлено 2 новейшие функции: Возобновление (англ. Refresh) и Сброс (англ. Reset). Регенерация для Windows отдаёт все системные файлы в начальное состояние, храня при всем этом все опции, пользовательские файлы и прибавления. Сброс ведь отдаёт комп к фабричным опциям.
    • Новейший диспетчер задач. В Windows 8 диспетчер задач был вполне изменен. Добавлены новейшие графики производительности, оптимизировано управление выполняющимися прибавлениями, фоновыми действиями и службами на единичной вкладке «Производительность». И еще
  • диспетчер задач было перенесено управление автозагрузками из «Конфигурации системы» [52].
    • Функция «Семейная безопасность» была встроена в Windows, управление семейной безопасностью осуществляется в панели управления.
    • Добавлена поддержка USB 3.0, Bluetooth 4.0, DirectX 11.1 и

NET.Framework 4.5.

    • Персонализация: поля пуска на экране бывает замечена иллюстрация с текущим временем и датой. Перво-наперво работы надо надавить всякую клавишу, открыв экран приветствия. Саму картину можнож поменять в опциях. Добавлено автоопределение расцветки в темах для рабочего стола [57].
    • Новая панель управления в стиле Metro UI, которая позволяет быстро изменить некоторые настройки системы.
    • Усовершенствованный поиск: На исходном экране всего лишь надо надавить всякую кнопку перво-наперво поиска по прибавлениям, характеристикам и т. п.

- Переключение раскладки клавиатуры: менять раскладку клавиатуры можно также с помощью сочетаний клавиш Windows + Space либо ⇧ Shift + Alt .

Описание Adobe Flash CS5.5

Разработка Macromedia Flash сможет управится с заданиями всех объемов и трудности. Flash применяют для творения настоящего мультимедийного Интернет – web-сайта, сочного привлекательной графикой, с формами и интерактивностью, или для творения банера, навигационной панели либо фоновой музыки для Интернет web-сайта [57].

После нескольких принятых соглашений об использовании Flash в качестве Web стандарта, он стал легко интегрироваться с HTML, что позволяет встроить Flash проект практически без швов. Flash не требует ничего дополнительного для перехода по ссылке, открытия окна броузера или выполнения чего-либо посредством HTML. Для достижения более сложной интерактивности Flash может взаимодействовать с JavaScript или VBScript [61].

Вступление личного интерпретатора сценариев “Action Script” расширило способности Flash. Сейчас кроме графической инфы или же живой анимации возможно делать собственный личный сценарий, который разрешит пользователю рулить поведением плана или же получать какие или динамические эти на запросы пользователя. Данное устраняет создателя творить наружные модули для управления Интернет web-сайта.

Flash – исследования имеют малюсенько ограничений в сфере дизайна. Графические составляющие можнож расположить наверняка во всяком месте странички, возможно положить составляющие 1 на иной в отсутствии использования надобности написания сценариев. Во Flash возможно сделать диалоговые формы, которые станут получать информацию от пользователей и передавать её серверу. И еще во Flash наличествует таковая вероятность, как рулить прозрачностью, коя придаёт глубину и обаяние работам [64].

Редактор для исследования Flash планов разрешает расширить полномочия разраба но и в сфере дизайна но и программирования, т.к. Flash также имеет собственный свой язык программирования “Action Script”, который разрешает давать внутреннюю логику плана, а еще есть шанс как общее внедрение JavaScript и VBScript совместно с Flash планом.

В общем организация пользовательского интерфейса редактора считается довольно обычным для Windows-приложений.Та же полоса меню, те же кнопки основной панели инструментов, на которую вынесены наиболее часто используемые команды. Достаточно своеобразной является панель временной диаграммы, но опять-таки только для тех, кто пока не знаком с

Dreamweaver [64].

При первом запуске редактора на экран выводится поверх основного окна дополнительное диалоговое окно – Welcome (Добро пожаловать), предлагающее настроить конфигурацию рабочей среды в соответствии с интересами пользователя. Наиболее важные элементы основного окна Flash показаны на рисунке 2.

Рисунок 2 – Структура основного окна Flash

Панель приборов редактирования находится вдоль левой границы окошка. Она гарантирует доступ к приборам, которые используются для существа и редактирования графических объектов. Почти все из данных приборов, возможно, знакомы читателю по работе с графическими редакторами.

Для удобства работы панель инструментов разделена на четыре части:

  • Tools (Инструменты);
  • View (Вид): Hand Tool (Рука), Zoom Tool (Масштаб;
  • Colors (Цвета);
  • Options (Параметры).

Рабочая область занимает всю центральную часть окошки. В рабочей области возможно исполнять всевозможные операции редактирования объектов, но в «кадр» попадут исключительно те объекты (или же их фрагменты), которые находятся около монтажного стола. Остальная часть рабочей области нужна для выполнения «черновых» работ и для реализации эффекта постепенного входа объекта в кадр (или) наоборот, выхода из него; подробнее этот аспект использования рабочей области будет рассмотрен в главе «Создание анимации» [32].

Непосредственно над рабочей областью находится относящаяся к ней панель инструментов.

Рисунок 3 – Панель инструментов рабочей области

В каждый момент времени на столе может располагаться только одна сцена, относящаяся к данному фильму. В то же время сам стол принадлежит определенному фильму. Как только вы открываете для редактирования какой-либо фильм (то есть файл с расширением .fla), или создаете новый файл, в окне Flash появляется стол и связанная с ним временная диаграмма [27].

Рисунок 4 – Работа с двумя фильмами одновременно

Панель временной диаграммы имеет очень трудную текстуру и имеет грандиозное количество деталей управления. Помимо всего этого, исходя из установленных характеристик, экстерьер временной диаграммы меняется в довольно широком спектре. И все же, от искусства действовать с временной диаграммой сильно находится в зависимости отдача работы с Flash в общем.

Adobe PhotoShop CS5.5

Adobe Photoshop — функциональный графический редактор, созданный и распространяемый компанией Adobe Systems. В основном, работает с растровыми изображениями, однако имеет некоторые векторные инструменты. Продукт считается руководителем базара в сфере платных средств редактирования растровых изображений, и более знаменитым продуктом компании Adobe. Часто эту программу называют просто Photoshop (Фотошоп). В настоящее время Photoshop доступен на платформах

Mac OS X/Mac OS и Microsoft Windows. Ранние версии редактора были портированы под SGI IRIX, но официальная поддержка была прекращена, начиная с третьей версии продукта. Для версии CS 2 возможен запуск под

Linux с помощью альтернативы Windows API — Wine 0.9.54 и выше [18].

Не взирая, собственно исконно программа была разработана как редактор изображений для полиграфии, в это время она обширно применяется и в веб-дизайне. В наиболее ранешней версии была интегрирована специализированная программа для данных целей — Adobe ImageReady, коя была исключена из версии CS3 за счёт интеграции её функций в сам Photoshop, а еще подключения в линейку программных товаров Adobe Fireworks, перешедшего в собственность Adobe после приобретения фирмы Macromedia [12].

2.2 Описание технологий программирования

Описание языка программирования Action Script 3.0 [17].

ActionScript — объектно-ориентированный язык программирования, один из диалектов ECMAScript, который добавляет интерактивность, обработку данных и многое другое в содержимое Flash-приложений. ActionScript исполняется виртуальной машиной (ActionScript Virtual Machine), которая является составной частью Flash Player. ActionScript компилируется в байткод, который включается в SWF-файл.

SWF-файлы исполняются Flash Player-ом. Flash Player существует в виде плагина к веб-браузеру, а также как самостоятельное исполняемое

приложение (standalone). Во втором случае возможно создание исполняемых exe-файлов (projector), когда swf-файл включается во Flash Player.

С помощью ActionScript можно создавать интерактивные мультимедиа-приложения, игры, веб-сайты и многое другое.

Описание HTML [28].

Для составлений лекции я использовал HTML благодаря его удобству работы с текстами, а так же возможности быстро сконвертировать с word.

HTML (от англ. HyperText Markup Language — «язык гипертекстовой разметки») — стандартный язык разметки документов во Всемирной паутине. Большинство веб-страниц содержат описание разметки на языке HTML (или XHTML). Язык HTML интерпретируется браузерами и отображается в виде документа в удобной для человека форме.

Язык HTML является приложением («частным случаем») SGML (стандартного обобщённого языка разметки) и соответствует международному стандарту ISO 8879.

Язык XHTML является более строгим вариантом HTML, он следует всем ограничениям XML и, фактически, XHTML можно воспринимать как приложение языка XML к области разметки гипертекста.

Во всемирной паутине HTML-страницы, как правило, передаются браузерам от сервера по протоколам HTTP или HTTPS, в виде простого текста или с использованием сжатия.

Каскадная таблица стилей CSS [19].

Так как объем текста в HTML огромный, было неудобно использовать разные шрифты, стили и т.д. непосредственно в самом документе. Для этого я создал отдельный файл формата *.css в котором описаны описания тегов, шрифтов и стилей.

CSS (Cascading Style Sheets) – Каскадные таблицы стилей – это свод стилевых описаний, тех или иных HTML тегов (далее элементов HTML), который может быть применён как к отдельному тегу – элементу, так и одновременно ко всем идентичным элементам на всех страницах сайта. CSS по сути своего рода дополнение к HTML, которое значительно расширяет его возможности.

Вывод

В данной главе рассмотрены разные виды программных обеспечений, применяемых при разработке современных электронных учебников. В наше время огромное количество ПО для разработки приложений и их выбор полностью зависит от программиста.

3 Создание программного продукта

3.1 Техническое задание

Необходимо разработать электронный учебник по информатике и программированию. Его основное предназначение – помощь преподавателю при проведении лекций. Он должен содержать лекционные материалы по данному предмету с поясняющими рисунками, а так же интерактивные задания и тесты.

Электронный учебник должен содержать стартовую страницу с названием предмета, аннотации, авторский коллектив и литературу. Так же на стартовой странице в верхней части должны быть надписи наименованием университета и дисциплины.

Кнопка аннотация должна открывать новую вкладку в браузере с описанием предмета и о назначении электронного учебника. Страница с авторским коллективом содержит информацию о программисте-разработчике, авторах и рецензентах. Литература должна содержать список литературы, которая будет использоваться в лекциях.

При нажатии на кнопку с названием предмета должен открываться главный модуль. В центре экрана расположить кнопки с названиями лекций. Цвета и шрифты должны быть приятными, не мешать друг другу и удобными для чтения. Для этого цвет шрифтов сделать темными, а задний фон светлым. Для глаз это наиболее удобное сочетание цветов [37].

Каждая лекция начинается с перечислением глав. Главы обозначить гиперссылками для удобства навигации, так же сделать кнопку «ВВЕРХ» для возврата к началу лекции. В конце каждой лекции добавить тесты и интерактивные задания. Кнопка «Назад» должна быть расположена в каждой лекции для возврата в главный модуль. Рисунки должны соответствовать описываемой теме. Должны быть легкодоступными и понятными. Сам текст понятным и грамотным, с правильно подобранной цветовой гаммой. Интерфейс прост и не загроможден избытком информации. Информация в свою же очередь должна быть легко усваиваемой без избытка терминов. Также информация должна быть упорядочена в логически правильном порядке. Все навигационные компоненты в рабочем состоянии. Нужно сконструировать самопреподаватель таким образом, чтобы при его использовании не исходило много системных ресурсов, т.е. для широкого круга людей, обладающих разным аппаратным обеспечением [39].

3.2 Распространение ЭУ

Данный электронный учебник должен храниться на компьютере преподавателя и открываться через браузер. Для демонстрации лекций используется демонстрационное оборудование – проекторы и дублирующие мониторы в аудиториях с разрешением от 1024 х 768 до 1924 х 1080.

3.3 Описание алгоритма разработки ПО

Для последовательного подхода составляется алгоритм создания электронного учебника, который помогает расставить приоритеты и распределить время, необходимое для создания каждого элемента электронного учебника. Действия расписаны логически пошагово [47]:

Шаг 1. Установка необходимых программ для создания ЭУ.

Шаг 2. Проектирование структуры ЭУ.

Шаг 3. Поиск информации для ЭУМК.

Шаг 4. Подготовка необходимых изображений.

Шаг 5. Работа с главной заставкой.

Шаг 6. Рисование изображений для каждой главы.

Шаг 7. Создание Главного меню.

Шаг 8. Создание и привязка анимированных кнопок.

Шаг 9. Переделка и доработка элементов навигации главного меню Шаг 10. Работа с Дополнительным меню.

Шаг 11. Рисование Элементов навигации дополнительного меню.

Шаг 12. Обработка собранной информации.

Шаг 13. Составление глав ЭУ.

Шаг 14. Связка глав с главным меню и подменю.

Шаг 15. Рисование элементов Заставки.

Шаг 16. Создание Главной Заставки.

Шаг 17. Привязка звука к кнопкам.

Шаг 18. Вставка тестировщика.

Шаг 19. Обработка вопросов для ТЕСТа.

Шаг 20. Доработка оставшихся частей.

Шаг 21. Связка всего ЭУ в одно целое.

Шаг 22. Проверка работоспособности приложения.

На рисунке 7 даны этапы разработки электронного учебника.

Рисунок 7 – Схематичное изображение последовательности разработки ПО

3.4 Меню ЭУ

В главном модуле расположены 7 лекций в хронологическом порядке, начиная основ работы операционной системы MS Windows, заканчивая информационной безопасностю. Так же главный модуль включает в себя кнопки инструкция, глоссарий, самостоятельная работа студентов (СРС), силлабус.

Лекции содержат интерактивные задания и тесты.

На рисунке 8 изображена модель построения главного меню с его разделами.

Рисунок 8 – Схема главного меню

3.5 Описание интерфейса

Начальная страница данного электронного учебника изображена на рисунке 9.

Рисунок 9 – Начальная страница учебника

Рисунок 10 – Главная страница учебника

В меню содержатся ссылки: «Об учебнике», «Лекции», «Лабораторные работы», «Практические работы», «Тест», «Разработчики». При открытии главной страницы открывается вкладка «Об учебнике». Она представлена на рисунке 10.

Меню «Лекции»

В данном разделе приводится весь учебный материал по дисциплине «Информатика и программирование», состоящий из 6 лекций.

Раздел данного учебника приведен на рисунке 11.

Рисунок 11 – Раздел «Лекции» электронного учебника

Раздел «Лабораторные работы»

Раздел должен содержать краткое описание лабораторных работ и порядок их выполнения. Раздел данного электронного учебника приведен на рисунке 12.

Рисунок 12 - Раздел «Лабораторные работы»

Вывод

Разработана методика для создания программного продукта электронного учебника по дисциплине «Информатика и программирование»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе выполнения данной курсовой работы изучен большой объем литературы по созданию электронных учебников. Рассмотрены достоинства и недостатки применения мультимедийных электронный учебников в учебном процессе. Разработана методика по созданию ЭУ по дисциплине «Информатика и программирование», которая является актуальной на сегодняшний день, так как многие пользователи, студенты нуждаются в автоматизированном простом и быстром средстве обучения.

В результате выполнения курсовой работы мной были получены знания по разработке и применению мультимедийных технологий с помощью разных прикладных программных обеспечений.

Разработанная методика по созданию ЭУ по дисциплине «Информатика и программирование» устойчиво выполняет все свои функции, что дает возможность для ее применения во многих областях образования. Но теперь стоит задача сделать учебник еще более совершенным и более расширенным.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИОКОВ

  1. Абдулина, Е.Л. Многофункциональность электронного пособия как фактор трансформации модели образования: лекция // http://www.cctpu.edu.ru/conf/sec7/tez01.html
  2. Абдулина, Е.Л. Общесистемные требования к электронным учебным материалам: лекция // http: //www.cctpu.edu.ru/conf/sec7/tez02.htm http://www.cctpu.edu.ru/conf/sec7/tez02.htm
  3. Абросимов, А.Г. Технологии дистанционного обучения в дополнительном образовании / А.Г. Абросимов // Информатика и образование. - 2004. - № 7. - С. 77-83.
  4. Аленичева, Е.В. Этапы создания электронного учебника / Е.В. Аленичева // Высшее образование в России. – 2001. – № 5. – С. 103-105.
  5. Баранова, Ю.Ю. Методика использования электронных учебников в образовательном процессе / Ю.Ю. Баранова // Информатика и образование. - 2000. - № 8. - С. 43-47.
  6. Бахвалов, Н.С. Численные методы / Н.П. Жидков, Г.М. Кобельков; под. ред. Н.С. Бахвалова. - М. : Лаборатория Базовых Знаний, 2001. - 630 с.
  7. Башмаков, А.И. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем / А.И. Башмаков, И.А. Башмаков. - М. : Филинъ, 2003. - 616 с.
  8. Безручко, В.Т. Практикум по курсу «Информатика». Работа в Windows 2000, Word, Excel : учебник / В.Т. Безручко. - М. : Финансы и статистика, 2005. - 544 с.
  9. Березин, И.С. Методы вычислений / Н.П. Жидков. - М. : Наука, 2000. - 358 с.
  10. Брановский, Ю. Работа в информационной среде / Ю. Брановский // Высшее образование в России. – 2002. – № 1. – С. 81-87.
  11. Волков, Е.А. Численные методы / Е.А. Волков. - М. : Наука, 2000. - 642 с.
  12. Гершунский, Б.С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы / Б.С. Гершунский. – М. : Педагогика, 2002. – 264 с.
  13. Голицына, И.Н. Эффективное управление учебной деятельностью с помощью компьютерных информационных технологий / И.Н. Голицына // Education Technology & Society. – 2003. – № 6. – С. 77-83.
  14. Горнова, Н.В. Формирование готовности студентов к использованию информационных технологий в профессионально-педагогической деятельности / Н.В. Горнова. – Саратов : Сателлит, 2004. – 132 с.
  15. Гречихин, А.А. Типология, стандартизация, компьютеризация : учебник / А.А. Гречихин. – М. : Логос, 2000. – 255 с.
  16. Григорьев, С.Г. Иерархические структуры как основа создания электронных средств обучения / С.Г. Григорьев, В.В. Гриншкун // Информатика и образование. - 2004. - № 7. - С. 96-98.
  17. Гусев, А.В. Максимальное использование ресурсов компьютера / А.В. Гусев. - М. : Питер, 2000. - 160 с.
  18. Гутгарц, Р.Д. Компьютерная технология обучения / Р.Д. Гутгарц, В.П. Чебышева // Информатика и образование. - 2000. - № 5. - С. 44-45.
  19. Давыдова, Е.В. Создание Web-страниц с помощью языка электронная модель школьного учебника HTML / Е.В. Давыдова // Информатика и образование. - 2000. - № 8. - С. 62-77.
  20. Деревнина, А.Ю. Расширение образовательного пространства регионального университета на основе информационных технологий / А.Ю. Деревнина // Открытое образование. – 2001. – № 6. – С. 47-49.
  21. Дружинин, О.Г. Электронный учебник для студентов по химии и химической технологии / О.Г. Дружинин, А.Ф. Егоров, Ю.И. Капустин // Открытое образование. – 2001. – № 3. – С. 24-30.
  22. Ефимова, О. Курс компьютерной технологии с основами информатики: учебник / О. Ефимова. - М. : АСТ, 2000. - 432 с.
  23. Животова, Р.Н. Изучение работы в Windows с использованием профессиональной обучающей системы Фобус / Р.Н. Животова, Н.Н. Локтев, Е.Л. Рамин // Компьютерные инструменты в образовании. - 2000. - № 1. С. 62-66.
  24. Журбина, Н.А. Информационно-коммуникационные технологии в образовании / Н.А. Журбина // Информационное общество. - 2001. - № 2. - С. 5-6.
  25. Захарова, И.Г. Информационные технологии в образовании / И.Г. Захарова. – М. : Академия, 2003. – 192 с.
  26. Зимина, О.В. Кому адресовано обучение, основанное на информационных технологиях? / О.В. Зимина // Педагогическая информатика. – 2004. – № 1. – С. 35-40.
  27. Зотов, А.А. Создание интегрированных программных продуктов на базе гипертекстовых технологий / А.А. Зотов // Информатика и образование. – 2004. – № 5. – С. 7-11.
  28. Иванов, В.Л. Структура электронного учебника / В.А. Иванов // Информатика и образование. - 2001. - № 6. - С. 12-15.
  29. Иванов, В.Л. Структура электронного учебного пособия : лекции // http: //www.crelvo.narod.ru/site_pl.htm.
  30. Калинин, И.А. Принципы создания и методика использования электронного учебного пособия как открытой информационной системы (на примере курса «Алгебра-7»): дис. … канд. пед. наук / Калинин Илья Александрович. – М., 2003. – 147 с.
  31. Кисилев, Б.Г. Архитектура электронного учебника // Электронные учебники и электронные библиотеки в открытом образовании: материалы II-ой ежегодной Всероссийской конференции / Б.Г. Кисилев. – М. : МЭСИ, 2001. – 56 с.
  32. Костин, А.В. Рефлексивный анализ электронных средств обучения / А.В. Костин // Право и образование. – 2002. – № 4. – С. 110-116.
  33. Краснова, Г.А. Технологии создания электронных обучающих средств / Г.А. Краснова. - М. : МГИУ, 2003. - 223с.
  34. Кривошеев, А.О. Методология разработки компьютерного учебного пособия/ РосНИИ Информационных систем Минобразования РФ // http: //www.fcde.ru/de/st014.html http://www.fcde.ru/de/st014.html
  35. Кривошеев, А.О. Разработка и использование компьютерных обучающих программ: учебник / А.О. Кривошеев // Информационные технологии. – 2001. – № 2. – С. 14-17.
  36. Крылов, В.И. Вычислительные методы / В.В. Бобков, П.И. Монастырный. - М. : Наука, 2001. - 349 с.
  37. Крюкова, Л.Ю. Использование гипертекста при обучении прикладной дисциплине / В.И. Крюкова, В.Г. Бегенин // Информатика и образование. - 2001. - № 9. - С. 85-89
  38. Кушниренко, А. Г. Основы информатики и вычислительной техники: учебник / А. Г. Кушниренко, Г.В. Лебедев, Р.А. Сворень; под. ред. А.Г. Кушниренко. - М. : Просвещение, 1993. - 224 с.
  39. Лаборатория Петрозаводского Государственного Университета // http: // www.media.karelia.ru.
  40. Лаврентьев, В.Н. Электронный учебник / В.Н. Лаврентьев, Н.И. Пак // Информатика и образование. – 2000. – № 9. – С. 91-97.
  41. Лаврентьев, В.Н. Электронный учебник / В.Н. Лаврентьев, Н.И. Пак // Информатика и образование. - 2000. - № 9. - С. 87-91.
  42. Лапчик, М.П. Методика преподавания информатики : учебник / М.П. Лапчик. – М. : Академия, 2003. – 624 с.
  43. Леонтьев, В. П. Новейшая энциклопедия персонального компьютера 2002. - М. : ОЛМА-ПРЕСС, 2002. - 920 с.
  44. Ляхович, В. Ф. Информатика : учебник / В.Ф. Ляхович. - М. : Просвещение, 2000. - 352 с.
  45. Макаровой, Н.В. Информатика : учебник / Н.В.Макарова. - СПб. : Питер, 2004. - 300 с.
  46. Максимов, Г.Н. Электронный учебник – что это? / Г.Н. Максимов, А.В. Вишняков // Открытое образование. – 2002. – № 2. – С. 19-22.
  47. Матрос, Д.Ш. Электронная модель школьного учебника / Д.Ш. Матрос // Информатика и образование. – 2000. – № 8. – С. 40-43.
  48. Методы и средства разработки электронных изданий // http: // www.mi.ru/~dupliksv/pauk/soder.html.
  49. Могилев, А.В. Информатика : учеб. пособие для студ. пед. вузов / А.В. Могилев, Н. И. Пак; под ред. Е. К. Хеннера. - 2-е изд., стер. - М. : Академия, 2001. - 816 с.
  50. Неботов, В.Д. Электронный учебник : реферат // http: //gold.4dd.ru/ referats/look/doc-4096-9.html
  51. Околелов, О.П. Электронный учебный курс / О.П. Околелов // Высшее образование в России. – 1999. – № 4. – С. 126-129.
  52. Оре, О. Теория графов : учебник / О. Оре. – М. : Наука, Главная редакция физико-математической литературы, 1980. – 336 с.
  53. Острейковский, В.А. Информатика : учеб. для вузов / В.А. Острейковский. - М. : Высш. шк., 2001. - 511 с.
  54. Пастухова, Е.В. Роль структурно-логической схемы при написании компьютеризованного учебника / Е.В. Пастухова // Информатика и образование. – 2001. – № 4. – С. 44-48.
  55. Полат, Е.С. Интернет в гуманитарном образовании : учебник / Е.С. Полат. - М. : Владос, 2001. - 272 с.
  56. Проблемы компьютерного образования: форум // http: // www.ifets.ieee.org/russian/
  57. Сахипова, Р.А. Положение о выпускной квалификационной работе (дипломной работе) / Р.А. Сахипова, Е.Н. Дрепа. - 2-е изд., испр. и доп. - Нефтеюганск : изд-во НМИ, 2005. - 32 с.
  58. Степанова, Т.А. Использование электронных средств обучения в курсе «Численные методы» в условиях открытого образования / Т.А. Степанова // Открытое образование. – 2003. – № 2. – С. 25-30.
  59. Тевелева, С.В. Электронный учебник как средство дистанционного обучения / С.В. Тевелева // Информатика и образование. - 2000. - № 8. - С. 48
  60. Уваров, А.Ю. Компьютерная коммуникация в учебном процессе / А.Ю. Уваров // Педагогическая информатика. – 1993. – № 1. – С. 5-6.
  61. Угринович, Н.О. О преподавании курса ОИВТ по машинному варианту / Н.О. Угринович // Информатика и образование. – 1989. – № 2. – С. 17-22.
  62. Шауцукова, Л.З. Информатика 10-11 : лекции // http: // www.rus –edu.bg/shp/edu/online/inf/bookinf/default.htm.