Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Сходство и отличие требований права и морали.(Понятие права, его признаки и определение)

Содержание:

Введение.

Общество-это сложный организм, целая система разнообразных отношений, которые нуждаются в регулировании сортировки. Для целей регулирования в обществе является система регулирования и контроля: обычаи, моральные нормы, религиозные нормы и нормы права.

Среди всех социальных норм моральные и правовые нормы являются главными регуляторами человеческого поведения с наибольшим значением и социальным эффектом. Они распространяются на все компании близки по содержанию, взаимно дополняют друг друга, в первую очередь, экономических, политических, культурных и других факторов, которые являются средствами выражения гармонизации личных и групповых отношений. Право и мораль являются фундаментальными историческими ценностями, показателями цивилизованности общества, его социального и культурного прогресса.

Еще древние философы (Аристотель, Платон, Демокрит, Цицерон) указывали на значимость этих двух главных определителей общественного поведения, их сходство и несовпадение.

Для учебных и практических целях очень важно выявить как тесную взаимосвязь всех видов социальных норм и их особенности. Особенно это касается права и морали, юридической науки приоритетный интерес. Отношения между правом и моралью издавна занимает внимание философов и юристов. Чтобы отличить право от морали, некоторые справедливо увидел, как правильный метод для выяснения сущности права. Политические партии являются антитезой нравственный закон был призван устранить вмешательство государства в личную жизнь индивида. В сближении права и морали иные стремились найти оправдание права, прикрывая его жестокий, принудительный этические идеи.

Я выбрал эту тему для написания курсовой работы потому, что я считаю очень актуальным. Потому что адвокаты в своей работе, изучать, интерпретировать, применить в первую очередь правовые нормы-это их специальность. Но они для оценки поведения субъектов правовых отношений и правильного разрешения возникающих коллизий постоянно обращаются и к этическим критериям.

1. Понятие права, его признаки и определение

Право-это система общеобязательных, формально определенных норм, выражающих общественную волю общества, ее универсальный характер и класс; выпущенные или санкционированных государством и охраняются от нарушений, наряду с мерами воспитания и убеждения, возможностью государственного принуждения; они власть-официальным регулятором общественных отношений (Матузов, Малько).

Справа – это обусловлено природой человека и общества и выражающая свободу личности система регулирования общественных отношений, которой присущи нормативность, формальная определенность в официальных источниках и обеспеченность возможностью государственного принуждения (корельский, перевалов).

В понимании права отображает изменения в представления людей об обществе, о его критериях, культурных и духовных ценностей, представлений о обществе. Так как общество изменяется, то соответственно изменяется и представление людей о праве. Многочисленные вещества и ожидания форма полагаются на социальную основу: право всегда определяется порядок в обществе.

Закон школы:

1. Нормативные. Закон подзаконные акты поведения людей;

2. Социологический. Закон сложившихся социальных отношений;

3. Идеологическую. Право-это определенные гуманные идеи и принципы.

Правовая материя состоит из чувства справедливости, закона, права.

Все школы отдают предпочтение одной из категорий.

Определенной точки зрения настоящей классики марксизма: закон-это вторичное явление из-за материальной жизни общества. Право - возведенная в закон воля господствующего класса. Это позволило тесно увязать государство и право в их классовой основе и превращаться в инструмент классовой борьбы. Определение класса права и в соответствии с идеями классы.

После победы коммунизма, право является типичным элементом буржуазной жизни и умрет. В нашей стране, закон использовался, чтобы угнетать собственный народ.

"Право-это система норм, подкрепленных силой государства", - закреплено в первой Советской конференции юристов под руководством большевиков. Он был принят путем голосования. Проголосовал против ректора университета из Свердловска, который потом сняли с должности.

В современных условиях, право нужно видеть орудие социальных компромиссов. Отход от понимания права как домен класса.

Прямо на выходе, или правовая материя состоит из 3 элементов:

1. правил;

2. отношений;

3. идеи.

Регулятивные школе.

Приходит от перекрытия законе, исходя из приоритета государственной власти в обществе: все это создает право государства, право. Эта теория является основой сильного государства, жесткая власть, и в периоды преодоления фрагментации может сыграть положительную роль. Эта теория не учитывает содержание деятельности и направленность сильной власти. Эта теория исключает плюрализма в обществе, и отрицает принцип разделения властей, что может привести к тоталитаризму.

1.1 Социальная школа.

Отдает приоритет общественных отношений. Считается, что отношения предшествуют правил. Закон-это то, что делает судья. Эта теория хорошо согласуется со слабой роли государства Директивы, со слабым вмешательства в экономику, децентрализацию управления. Если не поставить пределов децентрализации, компания может быть затронут развитие разнонаправленных тенденций. Хорошо различаю анти-тоталитарный импульс.

1.2 Идеологическая школа.

Исходит из различия права. Право концентрирует прогрессивных демократических идей: справедливости, равенства, свободы. Юридическое старт является началом для законодателя, для функционирования органов государственной власти.

Реализация этой концепции означает достижение демократии во всех сферах общественной жизни, но и грозит изменчивость нестабильность социальных институтов. Эту теорию идеологически характеристика работоспособном состоянии, с высокой правовой культуры.

Иную точку зрения:

1. Право-это гуманные идеи равенства и справедливости, которые получили нормативное закрепление, в котором выясняется, является правовой закон.

2. Нормативность права не требуют непременного Законодательного закрепления, и, возможно, dozgonnie право.

Главное на современном этапе, чтобы закон был не только институт угнетения, но и Институт компромисса.

Долгое время господствовало нормативное школы, поскольку она отвечала требованиям административно-командной системы. В настоящее время - идея нравственного оправдания права, разграничение права. Возникает вопрос - некоторые считают, что правы те гуманные идеи равенства и справедливости, которое получило нормативного, Законодательного закрепления. Это юридический закон. Другие авторы говорят, что нормативность права не обязательно требует Законодательного закрепления, и, возможно, doskonalenie право. Учитывая эти соображения и школы, в поисках истины должно исходить из того, что право искать способы координации деятельности различных государственных учреждениях, нахождения социального компромисса. Формулировки закона следует искать в обобщении поиск различных школ, синтезированного решения.

1.3 Форма права

Вам нужно искать обобщенное решение. По своей сущности право призвано отражать идеалы справедливости. Этот тезис не может быть доказан, только логических условий.

Право призвано отражать идеалы справедливости. Справедливость-одна из идей человечества человечества. Идеалы справедливости, свободы, равенства, справедливости, следовательно, полностью отражает и реализует человеческих идеалов. Но справедливость шире права. Специфика права как социального явления, заключается в том, что она призвана навести порядок в социальных отношениях. Идеи, которые должны регламентировать стать законом. Остальная часть своего предела.

Право – закрепленные в нормативных правосудия. Такой подход позволяет использовать полученные научные результаты и сделать шаг вперед. Право как система норм сохраняется. Чтобы преодолеть отказ от нормативности и права doskolnogo. Регулирования обеспечивается справедливостью не только закон, но регулируемых общественных отношений.

От концепции различия права и закона берется ее наиболее ценные идеи. Понимание права как нормативно закрепленной справедливости, справедливость определяет содержание права.

Понимание права как нормативно закрепленной справедливости, справедливость определяет содержание права и его нормативное обеспечение необходимой форме закона.

Соотношение права следует толковать следующим образом: если та или иная Справедливая идея не получила закрепления, она остается в сфере морали, нравственности. Поэтому, если эта идея не правы, это не требуется, и то, что было пересчитано правильно.

Проблема соотношения права вытекает еще одна проблема – соотношение государства и права, которые не могут быть описаны посредством приоритет государства и права. Это соотношение не является уникальным.

Если мы понимаем закон как нормативный справедливости, что государство изначально, поскольку консолидация идет от государства. Не все правила, исходящей от государства имеет право, потому что право-это справедливое правило. Поэтому, с точки зрения государства, в первую очередь, по отношению к государству. Государство не придумывает право. Государство должно закрепить сложившиеся в обществе представления о справедливости. Государства и права вместе, хотя и по-разному служить обществу. Общество, через государство, и вместе с ней образует право.

2.Понятие морали и моральных норм

Мораль в целом проявляет себя в осмыслении противоположности добра и зла. Добро понимается как важнейшая личная и общественная ценность относится к склонности человека для поддержания единства межличностных связей и достижению нравственного совершенства. Добро есть стремление к гармоничной целостности в человеческих отношениях и во внутреннем мире личности. Если доброта-это творческий, зло-это все, что разрушает межличностные связи и разлагает внутренний мир человека.

Все нормы, идеалы, предписания морали ставят своей целью поддержание добра и отвлечение человека от зла. Когда человек осознает требования поддержания добра как свою личную задачу, можно говорить, что он осознает свой долг - обязательства перед обществом. Исполнение обязанностей внешним образом — общественным мнением и внутренним — совести. Таким образом, совесть есть личное осознание своего долга.

Человек свободен в моральной деятельности он волен выбрать или не выбрать путь следования требованиям долга. Эта свобода человека, его способность выбирать между добром и злом называется моральным выбором. На практике моральный выбор-нелегкая задача: часто очень трудно сделать выбор между долгом и личными склонностями (например, пожертвовать деньги в детский дом). Еще сложнее становится выбор, если разные виды долга противоречат друг другу (так, врач должен спасти жизнь больного и уменьшить боль; иногда и то и другое несовместимо). Последствия морального выбора человек отвечает перед обществом и перед самим собой (своей совестью).

Суммируя эти особенности морали, можно выделить следующие функции:

оценка - рассмотрение поступков в координатах добра и зла

(как хороших, плохих, нравственных или безнравственных);

нормативно — установление норм, принципов, правил поведения;

Надзора - контроль над выполнением норм на основе стигматизации и/или совести самого человека;

интегрирующую - поддержание единства человечества и целостности духовного мира человека;

образовательные — формирование добродетелей и способностей правильного и обоснованного морального выбора.

Из определения морали и ее функций вытекает важное отличие этики от других наук. Если любая наука интересуется тем, что, в реальности, этика-это то, что должно быть. Большинство научных рассуждений описывает факты (например, "вода кипит при 100 градусах Цельсия"), а этика предписывает нормы или меры действия (например, "ты должен исполнить обещание" или "предательство-это зло").

Специфика моральных норм

Моральные нормы отличаются от обычаев и правовых норм.

Обычаи-это исторически сложившийся стереотип массового поведения в конкретной ситуации. Обычаи отличаются от моральных норм:

следование традиции предполагает беспрекословное и буквальное подчинение его требованиям, в то время как моральные нормы предполагают сознательный и свободный выбор человека;

разные обычаи разных народов, эпох, социальных групп, тогда как мораль универсальна — она задает Общие нормы для всего человечества;

исполнение обычаев нередко основано на привычке и страхе перед неодобрением окружающих, а мораль основывается на чувстве долга и поддерживается чувством стыда и угрызениями совести.

Право-это система правовых норм обязательного характера. Нормы права отличаются от моральных норм рядом характеристик:

право санкционировано государством, а мораль основана на личном убеждении и общественном мнении;

правовые нормы имеют обязательный характер, тогда как моральные нормы необязательным (хотя и желательны) для исполнения;

правовые нормы документально зафиксированы в законах, Конституции и т. д. а моральные нормы могут быть неписаными и устно передаваться из поколения в поколение;

за невыполнение правовых норм следует административная или уголовная ответственность (например, штраф или ограничение свободы), а моральные санкции выражаются в социальных порицание и угрызения совести.

Некоторые моральные нормы могут по форме такую же юридическую. Например, норма "не укради". Вы можете задать вопрос: "почему человек отказывается от кражи?" Если из-за страха перед судом, то мотив не является моральным, если вы считает, что воровство-это плохо, то поступок основан на моральных основаниях. В некоторых ситуациях право и мораль конфликтуют и то, что человек считает моральным долгом, является нарушением закона (например, некто крадет Лекарство, чтобы спасти жизнь близкого человека).

На ранних стадиях своего нравственного нормотворчества была тесно связана с религией, которая выводит мораль из божественного откровения, и нарушение норм трактует как грех. Все религии предлагают набор моральных заповедей, обязательных для всех верующих.

По поводу моральных норм в разных религиях нет разногласий: убийство, воровство, ложь, прелюбодеяние считаются неправильными во всех трех мировых религий.

Роль морали в жизни человека и общества.

Благодаря способности человека и общества подвергать моральной оценке все стороны общественной жизни — экономическую, политическую, духовную и т. д., а также давать моральное обоснование экономическим, политическим, религиозным, научным, эстетическим и иным целям мораль во всех сферах общественной жизни.

В жизни есть правила и положения, требующие от человека служения обществу. Их возникновение и существование диктуется объективной необходимостью совместной, коллективной жизни людей. Таким образом, мы можем сказать, что способ человеческого существования необходимо подняться на потребность людей друг в друге.

Нравственность выступает как совокупность трех структурных элементов: моральной деятельности, нравственных отношений и морального сознания.

Прежде чем раскрыть основные функции морали, подчеркнем ряд особенностей действий морали в обществе. Следует отметить, что в моральном сознании выражен некий стереотип, шаблон, алгоритм поведения человека, признаваемый обществом как оптимальный на данный исторический момент. Существование морали можно интерпретировать как признание того простого факта, что жизнь и интересы отдельного человека гарантированы только если прочное единство общества в целом. Таким образом, мораль можно считать проявлением коллективной воли людей, которая через систему требований, оценок, правил пытается согласовать интересы отдельных индивидов друг с другом и с интересами общества в целом.

В отличие от других проявлений духовной жизни общества (наука, искусство, религия) мораль не является сферой организованной деятельности. Иными словами, в обществе нет таких институтов, которые бы обеспечивали функционирование и развитие морали. И потому, наверное, управлять развитием морали в обычном смысле этого слова (как управлять наукой, религией и т. д.) невозможно. Если мы вкладываем определенные средства в развитие науки, искусства, и через какое-то время ждать, чтобы увидеть ощутимые результаты; в случае морали невозможно. Мораль-это комплексная и в то же время неуловимый.

Моральные требования и оценки проникают во все сферы жизни и деятельности человека.

Большинство моральных требований апеллирует не к внешней целесообразности (делать так-то и добьешься успеха или счастья), а к моральному долгу (делать так, потому что этого требует твой долг), т. е. имеет форму императива — прямого и безусловного повеления. Люди давно уже убедились, что строгое выполнение моральных правил вовсе не всегда приводит к жизненному успеху, тем не менее мораль продолжает настаивать на строгом соблюдении ее требований. Объяснить этот феномен можно только одним образом: лишь в масштабе всего общества, то общий результат выполнения морального предписания обретает свой полный смысл и отвечает некой социальной потребности.

Функции морали:

Регулятивная функция

Одна из главных функций морали является регулятивная. Мораль-это прежде всего средство регулирования поведения людей в обществе и саморегулирования поведения индивида. В своем развитии общество придумало много других способов регуляции общественных отношений: правовой, административный, технический и так далее. Однако моральный способ регуляции продолжает оставаться уникальным. Во-первых, потому что он не нуждается в институциональных подкреплении в виде различных учреждений, тайной полиции и т. д. Во-вторых, потому, что моральное регулирование осуществляется в основном через усвоение индивидами соответствующих норм и принципов поведения в обществе. Другими словами, действенность моральных требований зависит от того, насколько они стали внутренним убеждением отдельного человека, неотъемлемой частью его духовного мира, механизмом мотивации его повеления.

Функция оценки

Другая функция морали - оценочная. Мораль рассматривает мир, явления и процессы с точки зрения их человеческого потенциала, в какой степени они способствуют объединению людей и их развития. Соответственно, это klassificeret все как положительное или отрицательное, добро или зло. Нравственной оценки по отношению к реальности является понимание понятий добра и зла, а также другие примыкающие и производные понятия ("справедливость" и "несправедливость", "честь" и "бесчестье", "благородство" и "низость" и т. д.). Конкретная форма выражения нравственной оценки может быть различной: похвала, согласие, порицание, критика, выраженные в оценочных суждениях; проявление одобрения или неодобрения. Нравственная оценка действительности ставит человека в активное, деятельное отношение. Оценивая мир, мы уже что-то изменить, и изменить свое отношение к миру и свою позицию.

Воспитательная функция

В обществе мораль имеет решающее значение для формирования личности, является действенным средством воспитания. Концентрируя нравственный опыт человечества, мораль делает его достоянием каждого нового поколения людей. В этом ее воспитательная функция. Нравственность пронизывает все виды воспитания постольку, поскольку она дает им изучение правил социальную ориентацию через нравственные идеалы и цели, что обеспечивает гармоничное сочетание личных и общественных интересов. Мораль рассматривает общество как отношения людей, каждый из которых имеет значение. Он ориентирован на действие, выражающее волю физического лица, не попирают в то же время чужую волю. Мораль учит нас делать каждое дело так, чтобы он не делал плохо другим людям.

3.Право и мораль

Термины "мораль" и "нравственность" употребляются в основном в одном значении - как синоним. Кроме того, они равнозначны в прикладном аспекте (в плане задач юридической науки). Хотя некоторые специалисты в области этики (науки о морали) различия здесь увидеть. Гегель также разделял мораль и нравственность, называя право, мораль и нравственность тремя последовательными стадиями в развитии объективного духа. В то же время латинское "морес" означает не что иное, как "нравы".

В литературе по этике мораль (нравственность) определяется как форма общественного сознания, отражающая социальную действительность в виде специфических, исторически обусловленных представлений о добре и зле, которые закрепляются в сознании людей в виде принципов, норм, идеалов, призванных регулировать поведение людей в целях сохранения и развития общества в целом.

Право и мораль - основные социальные регуляторы поведения человека. Они имеют общие черты, различия и взаимодействуют друг с другом.

Общие характеристики:

а) принадлежат к социальным нормам и обладают общим свойством нормативности;

б) являются основными регуляторами поведения;

б) имеют общую цель - регулирование поведения людей со стратегической задачей сохранения и развития общества в целом;

г) базируются на справедливости как на высшем нравственном принципе;

д) выступают мерой свободы индивида, определяют ее границы.

Различия:

1. Мораль формируется ранее права, правового сознания и государственной организации общества. Можно сказать, что мораль общества и закон с государством. Хотя мораль имеет свой исторический период развития и возникает из потребности согласовать интересы индивида и общества.

2. В пределах одной страны, одного общества может существовать только одна правовая система. Мораль в этом смысле разнообразное общество: может длиться несколько моральных систем (классов, малых социальных групп, профессиональных слоев, индивидов). Таким образом, в любом обществе существует система общепринятых моральных взглядов (так называемая преобладающей морали).

3. Нормы морали формируются как нормативное выражение сложившихся в данной социальной среде, обществе взглядов, представлений о добре и зле, справедливости, чести, долге, порядочности, благородстве и других категориях этики. (Основные категории морального сознания - "добро" и "зло", без которых любая моральная оценка.) Процесс формирования моральных систем идет спонтанно, в недрах общественного сознания. Процесс правообразования тоже весьма сложен, имеет глубокие социальные корни, однако право в единстве формы и содержания предстает как результат официальной деятельности государства, как выражение его воли.

4. Мораль живет в общественном сознании, которое и является формой ее существования. В этом плане даже трудно различить мораль как форму общественного сознания и мораль как нормативный социальный регулятор, в отличие от права, где достаточно четко можно провести различие между правовым сознанием и правом. Право, по сравнению с моралью, имеет четкие формы объективирования, закрепления вовне (формальные источники права). Конечно, особую нравственную систему можно систематизировать и изложить в письменном виде, как Моральный кодекс. Тем не менее, мы говорим о том, что мораль как особый социальный регулятор объективно в этом не нуждается.

5. Не совпадают предметы регулирования норм права и морали. Если они присутствуют в виде кругов, то они будут пересекаться. То есть у них общий предмет регулирования социальной сферы, которые регулируются только правом или моралью. Специфический предмет морального регулирования-сферы дружбы, любви, взаимопомощи и т. д. куда право как регулятор, требующий внешнего аудита выполнения их требований и о возможности государственных органов не может и не должно проникать. Однако, есть несколько правил, мораль не подключен из-за того, что они принципиально, по самой своей природе не поддаются моральной оценке: они этически нейтральны. К таким областям относятся, в частности, предмет технико-юридических норм.

6. С точки зрения внутренней организации та или иная моральная система, будучи относительно целостной нормативной образование не является логически стройной и достаточно жесткой структурой (законом связи элементов) как система права.

7. Право и мораль различаются по средствам и методам обеспечения реализации своих норм. Если право, как известно, позволяет государственным органам, нормы морали гарантируются силой общественного мнения, негативной реакцией общества на нарушение норм морали. В то же время природа морали такова, что подлинно моральное поведение в случае, когда он является личным убеждением человека в справедливости и необходимости этических требований, когда поведением человека руководит его совесть. Есть "золотое правило" нравственности: "относись к другим так, как хочешь, чтобы поступали с тобой".

Право и мораль взаимодействуют. Закон-это форма господствующей морали. В то же время мораль признает противоправное поведение безнравственным. Мораль имеет важное значение для правотворческой деятельности и для реализации права: прежде всего для процесса применения правовых норм. Силовики не сможет вынести справедливое решение без опоры на нравственные требования. Однако, возможно, противоречия между нормами морали и права. Это связано, в частности, с процессами их развития: "впереди" могут оказаться как нормы морали и законности.

Заключение.

В процессе регулирования общественных отношений мораль и право также системно взаимосвязаны и оказывают взаимное влияние друг на друга.

К важнейшим ценностям общества наряду с жизнью и здоровьем людей относится мораль и общественная нравственность. Государство при помощи юридических средств предусматривает способы и меры их защиты. Например, в УК РФ содержится ряд статей, защищающих общественную нравственность. В частности, к преступлениям, посягающим на общественную нравственность, УК РФ отнес: «Вовлечение в занятие проституцией» (ст. 240), «Организацию или содержание притонов для занятий проституцией» (ст. 241), «Незаконное распространение порнографических материалов и предметов» (ст. 242), «Уничтожение или повреждение памятников истории и культуры» (ст. 243), «Надругательство над телами умерших и местами их захоронения» (ст. 244), «Жестокое обращение с животными» (ст. 245). Непосредственным объектом этих преступлений является общественная нравственность, т. е. совокупность общественных отношений, определяющих представление о добре и зле, о пристойности и непристойности, о гуманном и негуманном, о справедливом и несправедливом. УК не ограничивается только этими статьями, охраняющими мораль и общественную нравственность. Такие составы преступлении, как «Клевета» (ст. 129), «Оскорбление» (ст. 130), «Злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей» (ст. 157),

«Хулиганство» (ст. 213) и другие, также предусматривают наказание за нарушение норм общественной нравственности. Признаваемую в обществе мораль защищают административное и гражданское законодательство России. Такие статьи КоАП РСФСР, как «Мелкое хулиганство» (ст. 158), «Распитие спиртных напитков в общественных местах или появление в общественных местах в пьяном виде» (ст. 162), «Доведение несовершеннолетнего до состояния опьянения» (ст. 163), «Невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию и обучению детей» (ст. 164), «Занятие проституцией» (ст. 164.2), требуют соблюдения норм морали. В противном случае предусмотрена административная ответственность (в том числе и за аморальность такого поведения). Одним из объектов посягательства в этих составах административных правонарушений является общественная нравственность. Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо, посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, он вправе требовать по суду денежной компенсации (ст. 151 – «Компенсация морального вреда»). Гражданин имеет право требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, распространенных средствами массовой информации или содержащихся в каких-либо документах (ст. 152 – «Защита чести, достоинства и деловой репутации»). В стадии разработки и обсуждения в Государственной думе РФ находится проект закона о государственной политике в области сексуальной культуры и охраны общественной нравственности. Проблема моральности права является актуальной и для уголовного процесса.

Главной целью уголовного судопроизводства является установление объективной истины. При этом не только безнравственно, но и юридически наказуемо добывать показания с применением насилия в отношении обвиняемого и других участников процесса. Норма, регулирующая порядок допроса обвиняемого, требует совершенствования с точки зрения общечеловеческой морали.

Обеспечение свободы личности, в том числе и в уголовном процессе, связано со свободой вероисповедания. Возможность осуществления свободы вероисповедания можно расценивать как подтверждение реального гуманизма в юридической практике. Согласно Закону РСФСР от 25 октября 1999 г. «О свободе вероисповедания», тайна исповеди охраняется законом. Свидетель не может допрашиваться и давать объяснения кому бы то ни было по обстоятельствам, которые стали ему известны из исповеди гражданина (ч. 2 ст. 13).

В Уголовно_процессуальном кодексе (УПК РФ) дается перечень лиц, не подлежащих допросу в качестве свидетеля. К этой категории лиц, с учетом определенных обстоятельств, отнесены: судьи, присяжные заседатели – об обстоятельствах обсуждения в совещательной комнате вопросов, возникших при вынесении судебного решения; защитники подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, а равно представители потерпевшего, гражданского истца и гражданского ответчика – об обстоятельствах, которые стали ему известны в связи с выполнением своих обязанностей по уголовному делу; священнослужители – об обстоятельствах, известных ему из исповеди; лицо, которое и силу своего малолетнего возраста либо психического или физического нарушения развития неспособно правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них показания; близкие родственники подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, если они дали согласие на допрос в качестве свидетеля по данному делу.

В одном из своих предпасхальных выступлений патриарх Московский и всея Руси Алексий II заметил: «Духовная жизнь – это ежедневное возделывание земли своего сердца»[7].

В современной России идет борьба за цивилизованный путь развития общества и государства. Находясь в смутном состоянии, общество обязано отдавать себе отчет в том, куда и к чему оно идет. Поэтому проблема моральности поведения наблюдается во всех сферах общественной жизни, в том числе и в политической. Например, с моральной точки зрения, нельзя назвать идеальным поведение ряда губернаторов, вначале добровольно ушедших в отставку, а затем принявших участие и победивших в новых выборах (А. Тулеев в Кемеровской области и К. Титов – в Самарской области).

Важным является вопрос о соотношении права и закона. В данном случае признается специфика права как особого, обладающего объективными свойствами социального явления, независимо от воли или произвола законодателя, власти, от переходящего эмпирического содержания текущего нормотворчества и правоприменения.

Ценность права можно рассматривать применительно к обществу, слоям и группам населения и, конечно, применительно к человеку и гражданину. При этом личностная ценность права должна быть приоритетна.

Список использованной литературы

1. Конституция РФ

2. Уголовный кодекс РФ

3. Уголовно-процессуальный кодекс

4. Семейный кодекс РФ

5. Головистикова А.Н.. Дмитриев Ю.А. Проблемы теории государства и права: Учебник. - М.: Издательство Эксмо, 2005

6. Коркунов. Лекции по общей теория права, 4-е изд. 1897

7. Лукашева Е.А. Право, мораль, личность. М., 1986

8. Матузов Н.И, Малько А.В. Теория государства и права: Учебник - М.: Юристъ, 2002

9. Мелехин А. В.Теория государства и права: учебник, М. : Маркет ДС, 2007

10. Петражитский. Теория права и государства, 2-е изд., I, 1909

11. Спиридонов Л. И. Теория государства и права. М.: Проспект,2001.

12. Черданцев А.Ф. Теория государства и права: Учебник для вузов. – М.: Юрайт – М, 2001

13. Шершеневич Г.Ф. Общая теория права: Учебное пособие в 2-х томах. М.: Издательство «Юридический колледж МГУ» 1995

14. Современная универсальная Российская энциклопедия, М., 2000.

15. Клин Б. Беседа со святейшим патриархом Московским и всея Руси Алексием II («Духовная жизнь – это ежедневное возделывание земли своего сердца») // Известия. 2006.