Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Развитие институтов власти в первобытном обществе

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

В данной курсовой работе мы рассмотрим все важнейшие аспекты развития первобытного общества, науки о нем, эволюцию общественных отношений, развитие и переход экономики, способы и виды социального регулирования, становление власти и основные особенности всех сфер жизни первобытного человека. Первобытным обществом в науке называется первая в истории человечества форма жизнедеятельности людей, охватывающая эпоху от появления первых людей до возникновения государства и права[1]. Рассмотрение материала проводится на основе изучения трёх периодов развития первобытного общества:

  • Ранний период (праобщина);

Представляет собой первобытное стадо, начальный период становления человеческого общества. Количество людей в праобщине небольшое. Отмечается быстрое развитие орудий труда, основными способами добычи пищи является собирательство и охота. Коллективизм только начинает складываться, семейные отношения имеют характер матриархата.

  • Средний период (родовая община);

На смену первобытному стаду приходит новая форма организации — род. Он основывался на кровно-родственных отношениях и поло-возростном разделении труда. Имел общую собственность. Появляется запрет кровосмешения и семейные отношения приобретают патриархальный характер. Начинают образовываться органы власти.

  • Поздний период (соседская община);

Рода начинают складываться в более обширные организационные группы — фратрии, племена, союзы племен. Происходит усложнение всех сфер жизни, появляется скотоводство, земледелие, сельское хозяйство, вырабатываются нормы, регулирующие отношения людей в этих сферах. Происходит переход от присваивающей экономики к производящей. Появляется моногамная семья. В данной курсовой мы рассмотрим различных ученых и их взгляды на появление первобытного общества, науки, изучающие его, периодизацию первобытной истории, структуру общества, развитие, роль и сущность таких властных институтов как: старейшина, вождь, собрание взрослых членов рода, жрецы, союзы вождей, военные предводители и т.д. А также способы и формы регулирования первобытных людей, специфические методы влияния и установления порядка, развитие первобытных норм, понятие «мононормы».

Глава I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВЛАСТНЫХ ИНСТИТУТОВ В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ

Развитие институтов власти в первобытном обществе

Наука о первобытных обществах начала развиваться со второй половины XIX века. Люди и раньше интересовались своим прошлым, но больше по мифам и легендам, чем по научным исследованиям. Первобытный период изучается с помощью таких наук как археология, лингвистика, антропология, этнография. В настоящее время накоплено большое количество материала для того, чтобы мы могли представить возникновение и развитие жизни первобытного общества. Важные сведения о народах, живших на восточно-европейской равнине можно найти в древнеславянской «Повести временных лет».

Большой вклад в изучение науки о первобытных обществах внесли такие ученые как В. М. Бахта, Н. А. Бутинов, В. Р. Кабо, Ю. И. Семенов. Они изучали появление и развитие брачно-семейных, общественных, властных отношений и главное- экономических отношений первобытного общества, которым ранее не уделяли большого внимания. Весь изученный материал был выпущен в книгах Семенова «Как возникло человечество» и «Происхождение брака и семьи». Многие буржуазные ученые выдвигали различные точки зрения на первобытное общество. Известные люди, изучающие первобытные общества имели свои точки зрения на положение людей в них.

Например, французский просветитель XVIII века Жан Жак Руссо описал первобытный период счастливым временем человеческой истории и "золотым веком". В одном из своих сочинений, имеющем название "Рассуждение" Руссо писал: «Исследуем прежде всего, откуда возникает необходимость политических установлений. Сила человека столь соразмерна с его естественными потребностями и с его изначальным состоянием, что едва только это состояние изменяется и потребности эти возрастают, как он начинает нуждаться в помощи ему подобных; и когда, наконец, его желания простираются на всю окружающую его природу, содействия всего человеческого рода едва хватает, чтобы их удовлетворить. Таковы первые узы, создающие первичное общество всех людей;».[2]

В этом отрывке мы можем увидеть его точку зрения на появление общества, при том явно неположительную. Жан считал это время «золотым веком», потому что люди в первобытный период были свободными, независимыми, а от этого счастливыми, так как природа сама приносила им все необходимые блага. Эту точку зрения поддерживал и русский философ Сергей Николаевич Булгаков.

Другой же известный российский деятель Владимир Ильич Ленин (Ульянов) опровергал эту позицию. Это подтверждают его рассуждения, изложенные в работе Полное собрание сочинений том 5 "Аграрный вопрос и критики Маркса": «Что первобытный человек получал необходимое, как свободный подарок природы, — это глупая побасенка, за которую г. Булгакова могут освистать даже начинающие студенты. Никакого золотого века позади нас не было, и первобытный человек был совершенно подавлен трудностью существования, трудностью борьбы с природой».[3]

Ленин на все смотрел с точки зрения экономики и поэтому был уверен, что, если в первобытный период экономические отношения были слабо развиты и примитивны, значит и «человек был подавлен». Так же невозможно не оценить работы американского ученого Л.Моргана. Главная его заслуга состоит в том, что он открыл основную ячейку доклассового общества- род. Для того что бы понять ступени развития первобытного общества, рассмотрим его главную периодизацию – археологическую.[4] Она характеризуется тем, что в основе деления лежат орудия труда. В зависимости от преобладающего в эпоху материала делят на:

• Каменный век: (возникновение человека-3 тыс. до н.э.)

• Бронзовый век: (3-2 тыс. до н.э.)

• Железный век: ранний (8 век до н.э.), поздний (5 - 16 в. н.э.)

Первым рассмотрим каменный век. Так же его называют антропогеновым или ледниковым. Это древнейший и самый длинный период первобытной истории. По названию можно понять, что практически все орудия труда, которыми пользовался человек в эту эпоху были сделаны из камня. Он подразделяется еще на 4 периода:

• Палеолит (3 млн. – 14 тыс.)

  1. Ранний (нижний): дошель(3 млн.), шель(1 млн.), ашель(450 тыс.)
  2. Средний: мустье (150-35 тыс.)
  3. Поздний (верхний): ориньяк, солютре, мадлен (35-14 тыс.)

• Мезолит (14-8 тыс.)

• Неолит: северный (8-3 тыс. южный), (8-6 тыс. до н.э.)

• Энеолит: (6-3 тыс. до н.э.)

Палеолит — эпоха перехода от первобытного стада к родовому строю. Это время развития и становления мышления у людей. Это мы видим по тому, что человек начал использовать вспомогательные средства для обработки орудий труда из камня, дерева или кости.

В ранний или как по-другому называют–нижний палеолит, человек был палеоантропом (неандертальцем) и только начинал свое становление как разумного человека. Далее идет средний палеолит или как его еще называют —мустье. В этот период формируется человек более современного физического типа, развивается мышление. Люди начинают расселяться теперь уже на постоянное место жительства.

Образуются расы, люди собираются в группы. Уже тогда люди понимают, что поодиночке им не выжить и начинают образовывать стада. Так начинают зарождаться первые прототипы общества. Как и в любом обществе, пусть и в самом древнем и нецивилизованном, у них образуются свои вожаки и законы. Но к тому времени человек еще не смог побороть своих агрессивных животных эмоций, поэтому в стаде часто происходили стычки в которых зачастую погибали люди. Об этом нам говорят множество захоронений того времени.

Далее следует поздний или верхний палеолит. Начинает складываться искусство, появляется стенная живопись и скульптура. Первобытный человек стремился стать более духовным, создавать и видеть прекрасное. Во времена верхнего палеолита складывается уже более близкий нам общественный строй. Появляются родовые общины. Люди учатся уживаться в обществе, от этого и поведение их меняется, становится более социальным. Так же благодаря найденным учеными-археологами фигуркам женщин из глины, камня и кости мы можем сделать вывод о возникновении матриархальном родового общества и появлении искусства.

Следующим периодом является мезолит – это середина каменного века. Рассматривая мезолические родовые общины, мы заметим, что их было больше чем палеолитических, но число людей в них было меньше. Следующим в первобытной истории будет период неолита или новокаменный век.

Развиваются общественные отношения. Родовые общины складываются в племена, где господствует коллективная собственность и общий труд на средства производства. Далее следует период энеолита. Ученые находят символические предметы для совершения погребальных обрядов, что говорит нам о наличии у людей того времени культуры, предшествующей религии. Энеолит является последним периодом каменного века.

После него наступает бронзовый век. По его названию не трудно понять, что развитие орудий труда помимо камня начало использовать бронзу. Общественные отношения прогрессируют и усложняются. Вместе с появлением металла появился и новый вид богатства и роскоши. Это послужило развитию экономического неравенства и выделению племенной аристократии, претендующей на занятие высоких должностей. Так же, с развитием скотоводства появляются такие виды преступлений как воровство и грабеж. С развитием военного дела происходит захват пленных, используемых потом для работы на полях, ухода за скотом и другой работы. Это дает начало рабовладельческому строю.

Ученые-археологи находят памятники первобытного права с закреплением в них правил рабовладельчества и записи о военных походах, первых восстаниях низших слоев. Таким образом в эту эпоху истории происходят значительные изменения в общественных, политических и экономических отношениях в первобытном обществе. И последним периодом древнейшей истории является железный век. Как и прошлые, этот век назван так из-за открытия человеком железа, как материала для производства орудий труда. Устройство жизни людей этого периода мало отличается от бронзового века. Набеги и вторжения становятся привычным делом, начали усиливаться военные сооружения для защиты от врагов.

Благодаря этим факторам этот век был назван военной демократией. В общественной жизни людей так же не происходит больших перемен. Патриархально-семейная община разделяется на более мелкие и жилищные постройки уже строятся не для коллективного проживания, а для отдельных семей. Властью в племени теперь обладают мужчины-войны, решающие главные вопросы.

На основе всего вышесказанного мы можем заметить, что первобытное общество стремительно развивалось, люди первобытной общины становились более социальными, развивали в себе моральные и духовные качества, организовывали систему труда и устанавливали властные институты.

Понятие и сущность власти в первобытном обществе

Изначально в основе власти лежали только биологические законы, такие же, как и в стаде животных. Первобытные люди, еще не далеко ушедшие своим поведением от животных, выбирали вожаком того, кто сильнее и этой силой смог взять власть в свои руки. Такое поведение было идентично власти в стаде животных. Но с развитием человеческого разума, на основе биологических начали возникать и социальные законы.

В первобытном обществе все женщины и мужчины в общине принадлежали друг другу, образовывая большую семью, имеющую название полигамная. Полига́мия (от греч. πολύς — «многочисленный» и γάμος — «брак»), многобрачие — форма брака, при котором супруг одного пола имеет более одного супруга противоположного пола[5].

Такие семьи имели матриархальный характер, так как родство могло установиться только по матери. Позже начали запрещаться браки между родителями и детьми, братьями и сестрами, что привело к введению запрета на кровосмешение— экзогамия[6]. Он сыграл большую роль на начальном этапе становления норм, власти и общества в целом. Такой запрет поспособствовал исключению кровосмешения и становлению парной семьи, а позже переходу от матриархального рода к патриархальному.

На становление власти в первобытном обществе повлияли некоторые особенности людей. Необходимо заметить, что в процессе эволюции, человек открывал в себе новые факторы, все больше и больше отличающие его от животного. К таким факторам относится постоянно прогрессирующий высокий уровень сознания, умение создавать орудия труда и пользоваться ими, высокая организация, а также определенные психологические и физические отличия, такие как речь, форма скелета, интеллект.

Такие отличия и поспособствовали появлению и развитию общественных объединений людей, таких как праобщины[7], родовые и семейные общины, племена, а вместе с ними и власти. Власть для первобытного общества представляла собой способ объединения людей сильным и мудрым вождем, для ведения общего хозяйства, сопротивления нападениям, установления и правил поведения, запретов и наказаний для поддержания нормальной жизни общины.

Властные институты развивались вместе с эволюцией человека и усложнением социальных отношений. Организация первобытной власти имела название — потестарная[8]. Это особая форма власти, когда общество и власть стоят наравне. Она осуществляется не только выборными лицами, но и всей общиной. Интересной особенностью потестарной организации было то, что первобытный человек, практически только вставший на путь своего развития, уже понимал, что надо придерживаться общих правил поведения и законов для стабильного развития общества и спокойной жизни в нем. При этом ему не нужны были особые контролирующие органы.

На основе первой главы мы можем дать общую характеристику развитию первобытного общества. Оно проходило в 3 этапа:

• первобытное стадо (праобщина);

• родовая община;

• разложение родовой общины;

Изначально власть имела форму матриархата, но в период неолита идет переход к патриархальной власти. Теперь власть в руках главы родовой общины. Родовой общиной называлась группа людей, основанная на кровном родстве, с общим хозяйством и собственностью. По прошествии веков родовая община росла и в период, называемый железным веком, в  VI-VIII происходит ее разложение. Образуются отдельные семейные общины.

С первого взгляда может показаться что в первобытном стаде люди подчинялись только инстинктам, в их жизни царил хаос и человек по поведению был больше похож на животное, чем на члена общества. Но это совсем не так. Даже в то время, когда людей называли стадом, они имела свои законы, порядки, запреты и власть. Появилось более организованное объединение людей — род.

Род[9] (родовая община) — первая исторически сложившаяся, семейно-клановая группа людей, коллективно ведущая хозяйство и имеющая общую собственность. Формами осуществления власти в такой общине были:

  • собрание членов рода;
  • обычай;

Родовые общины разрастались, организовывать большее количество человек было труднее, произошло ее разложение. Социальная жизнь усложняется, развивается земледелие, скотоводство и ремесло и вследствие образовались более мелкие группы людей — семейные общины, основанные так же как и родовые на кровном родстве, имеющие свою территорию для проживания, хозяйство.

Такие общины уже имели признаки, приближающие их к полноценному обществу. Они имели свою территорию, язык, традиции и обычаи, правила и запреты, регулирующие жизнь и поведение людей. Каждая такая семейная община имела численность 50-70 человек. Власть не была однородной, принадлежала отцу-патриарху, который характеризовался как наиболее сильный, авторитетный член, опытный добытчик, знающий все обычай и традиции.

Собственность ему не принадлежала и так же оставалась коллективной, а он выполнял функцию распорядителя орудий труда, добычи, обязанностей и т.д. В первобытном обществе существовала выборность и сменяемость власти. Власть осуществлялась обществом и через представителей. К общественной относятся:

  • народные собрания;
  • родовые собрания;
  • вече;
  • собрания взрослых членов рода;

Органы управления через представителей:

  • старейшины;
  • вождь;
  • жрецы;
  • военный начальник (военный вождь).

Позже семейные общины объединяются и вместе составляют племя. Основными целями этих объединений было:

  • повышение уровня безопасности;
  • защита своих территорий;
  • увеличение шансов на успех в сражениях с другими общинами;
  • взаимная помощь в ведении хозяйства;

В период железного века люди начали бороться за территорию, случались частные войны и набеги, и благодаря этим факторам появилась такая форма власти как военная демократия. Особое отличие было в том, что органы власти комплектовались из боеспособных мужчин и военный вождь имел большую власть. Опираясь на воинов, он оказывал значительное влияние в принятии решений, присваивал себе большую часть добычи. В этот период появлялось объединение соседских общин для общих завоеваний. Позже появляется новая форма власти — вождество.

Вождество — это социальный организм, состоящий из группы общинных поселений, иерархически подчиненных центральному, наиболее крупному из них, в котором проживает правитель (вождь)[10]. Такая власть имела более современный характер, ей присуща наследственная иерархия, централизованное управление, разделение общества по социальному и имущественному признаку.

Таким образом, изучив власть первобытного общества мы можем выявить некоторые особенности, присущие первобытной власти:

  • распространялась в рамках отдельного рода и выражала его волю;
  • основывалась на уважении вождя и традиций рода;
  • подчинение было обязательно для всех;
  • осуществлялась как обществом (вече, родовые собрания), так и его представителями (старейшины, жрецы, вожди);
  • представители избирались на собрании членов рода, которое контролировало их деятельность и могло сместить их;
  • специального аппарата, занимающегося только управлением не было;
  • не имела специальных органов принуждения (полиции, судов), оно исходило от всего общества;
  • осуществляющие власть не получали за это никаких привилегий и участвовали в производственной деятельности наравне с другими членами родовой общины;
  • особый вид власти — потестарная власть;

Разновидности властных институтов в первобытном обществе и их роль

Более зрелое первобытное общество имело сложную организацию власти. При появлении родовых общин начала складываться особая иерархия должностей в первобытном обществе. Что бы разобраться в институтах власти, для начала надо рассмотреть его структуру. Оно состоит из:

  • Родовая община;
  • Фратрии;
  • Племя;
  • Союзы племен;

Родовой общиной называлась первая исторически сложившаяся форма организации людей, члены которой были связанны кровным родством, коллективно вели хозяйство и имели общую собственность. Ей было характерно равенство социального положения, единство и сплоченность членов рода. Каждый элемент этой структуры отличался своими органами власти и управления. Рассмотрим их подробнее. В родовой общине:

  • Родовое собрание;
  • Старейшина;
  • Военный вождь;
  • Жрецы;
  • Совет старших членов рода;

Родовое собрание[11] являлось главным и постоянным органом власти в роду. Оно избирало старейшин, жрецов, военных вождей и других должностных лиц. Собрание контролировало их деятельность и могло сместить в любое время. Старейшиной рода мог стать только зрелый человек, с накопленным опытом, уважаемый обществом. Он имел большой авторитет, выполнял распорядительные функции, регулировал общественную, хозяйственную и идеологическую жизнь рода, имел право распоряжаться ресурсами общины. Старейшине было доверены функции миротворческой (судебной) власти[12].

Он разрешал споры между членами рода с помощью своей власти и авторитета. Миротворческой власть названа из-за того, что основной целью этого процесса было именно примирение сторон, а только после нее — восстановление справедливости.

Примирение выдвигалось на первый план, потому что было важнее восстановить мир между людьми, еще не умевшими сдерживать свою агрессию, чтобы не нарушать стабильность в общине. Военный вождь избирался на время военных действий. Жрецы (колдуны, знахари, священники, шаманы) осуществляли организацию сознания людей. Из-за недостатка знаний, первобытные люди приписывали силам природы божественную силу и сильно боялись ее кары за какие-либо проступки.

Именно жрецы выступали в качестве посредников между людьми и богами. Они знали все обряды, культы, жертвоприношения и с помощью них помогали людям "задобрить" богов. Так же жрецы считались хранителями обычаев рода. Совет старших членов рода являлся общественным органом самоуправления. Решали вопросы производственной жизни общины. Важно отметить что люди, занимающие такие почетные должности как старейшина, военный вождь и жрец, занимались производственной деятельностью на ряду с другими членами рода и не имели привилегий. И так же их должность не была наследственной.

С течением времени род становился больше, появились союзы родов, получившие название «фратрия»[13]. Власть в ней организовывалась так же как и в роду, только вместо совета всего рода собирался совет старейшин каждого рода, входящий во фратрию. Позже фратрии начали объединяться в племена. Племена- это союзы людей, так же объединенные кровно-родственной связью.

Они имели общую территорию, язык, обряды, вождя. На появления племен повлияли такие обстоятельства как необходимость в защите от врагов, нападении на другие племена и охота на крупных животных. Органы власти в племени были не сильно отличались от власти в родовой общине, к ним относились:

  • Совет старейшин (вождей);
  • Народное собрание (собрание племени, вече);
  • Совет военных предводителей;

Совет старейшин собирался для решения важных вопросов, касающихся всех соседских общин. Наряду с ним могло существовать народное собрание, но оно существовало не у всех племен. В их компетенцию входили такие вопросы как споры между родами, распределение сельскохозяйственных обязанностей и другие. При необходимости вызывалось по одному старейшине с каждой общины и среди них выделялся главный. Совет военных предводителей не был постоянным органом и собирался при возникновении определенных вопросов, таких как выработка тактики боя, решения о походах на другие племена. Состоял из военных вождей от каждой общины.

И последней формой общественной организации являются союзы племен. Из всех рассмотренных это объединение является самым большим и включало в себя некоторое количество племен, объединившихся для защиты своих территорий от грабежей и нападений. Возникло в период военной демократии. Союзы племен имели такие институты власти и управления как:

  • Вождь;
  • Совет вождей;

Вождь был выборным лицом для решения вопросов и управления союзом племен. Очень часто встречалось два вождя, один из которых был военным. В совет вождей входил вождь от каждого племени. В это период замечается ослабление власти старейшины и народного собрания. Вожди и советы вождей постепенно начинают выполнять их функции, тем самым увеличивая свою власть.

Рассматривая отдельные институты власти можно заметить, что первобытные люди к власти относились серьезно и главным в роду, племени выбирали человека пожилого, мудрого, уважаемого и хорошо знающего все традиции своего народа. А так же что даже в начальной форме общества было обширное число представителей власти.

Глава II. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ

2.1. Социальные нормы в первобытном обществе: понятие, сущность и их роль

Взаимоотношения людей первобытного общество строилось в основном на социальных нормах. Социальные нормы — правила, возникающие в сознании людей в процессе исторического развития, которые складываются по определенному типу культуры, впоследствии определяющему их особенности[14]. Для обеспечения нормальной жизнедеятельности, защиты, выживание в данных природных условиях и добычи пищи люди первобытного общества начали складываться в рода.

Экономика имела форму присваивающей, то есть продукты питания добывались с помощью самых примитивных орудий труда и брались готовыми от природы, путем собирательства, рыболовства и т.д. Все добываемое распределялось поровну между всеми членами рода и удовлетворяло только минимальные потребности.

Человек развивался, а вместе с ним развивались отношения родовой общины. Людям в ней потребовались социальные нормы, регулирующие их деятельность, чтобы стать более слаженными, уменьшить количество стычек в общине, повысить производительность. Многие появившиеся правила были направлены в основном на переход от присваивающей экономики к производящей. Этот период перехода называют неолитической революцией, совершившийся в 5-3 тыс. до н.э.

Произошел переход от собирательства к выведению и одомашниванию скота, земледелию. Появляется сельское хозяйство и вместе с ним требуются нормы, способные регулировать повеление людей именно в этой сфере. Для этого использовались агрокалендари[15], которые по дням расписывали процесс деятельности человека. Нормы, созданные на основе традиций и обычаев, имели важное место в развитии первобытного человека. С помощью них люди стали более социальными, подавили некоторые животные инстинкты и поведение, они научились понимать, что правильно, а что нет. И главное — что за поступком против правил следует наказание.

Так же нормы повлияли на общественный строй — с их помощью человек научился жить в обществе. Первобытные нормы дали начало принципу равенства перед законом, так как они были строго обязательны для всех. С момента появления первобытного человека им руководили инстинкты. До появления родовых общин люди общались с помощью жестов, знаков и нормы, регулирующие их жизнь, были больше похожи на законы животной стаи. Со временем люди поняли, что для выживания в тяжелых природных условиях и добычи жизнеобеспечивающих благ им необходимо объединяться.

В процессе развития сознания, человек начинает общаться с помощью языка, развивается его мышление для создания орудий труда. Инстинкты трансформируются в социальные нормы. Уже тогда человек понимает, что для нормальной жизни ему нужно удовлетворять не только физические потребности, такие как чувство голода, жажды, но и социальные — потребность в общении, в окружающем обществе. В первобытном обществе регулировались брачно-семейные, экономические, трудовые отношения. Так, например, в брачно-семейных отношениях известны моногамные и гаремные формы семей, принцип экзогамии, по которому мужчины из одного рода выбирали себе в жены женщину из другого рода для избегания инцестов. Экономические отношения были основаны на общественной собственности и коллективном разделении труда.

Начинают появляться родовые общины и так же сразу требуются нормы, регулирующие их деятельность для достижения общих целей и задач. Община — это самоуправляющийся коллектив, способный сам вырабатывать нормы и поддерживать их исполнение. Она была первой формой социальной организации людей и была основана на кровнородственных отношениях. Из-за этого в первобытных семейных отношениях доминировала полигамная семья, где все женщины и мужчины принадлежали друг другу.

Установился матриархат, так как отцовство было установить намного труднее. Через некоторое время был введен запрет инцеста (кровосмешения) – это и стало одним из первых запретов и норм, установившихся в первобытном обществе. Все большую роль для человека начинает играть духовная жизнь, которую регулируют нравственные нормы и некоторые религиозные. С накоплением опыта, люди начинают понимать, что делать можно, а что нельзя, складываются особые рамки поведения, границы дозволенного.

Нормативная система того времени практически вся состояла из запретов (табу[16]), которые устанавливали жестокие правила поведения. С помощью них сдерживалось биологические инстинкты человека, несовместимые с жизнью в обществе. Табу накладывались на все сферы жизни общества и путем жесткого запрета, невыполнение которого влечет за собой кару сверхъестественными силами, делало общество более послушным и дисциплинированным. В основном табу запрещали инцесты. Позже появились обвязывания и дозволения.

Так же появляется обычай, как основной регулятор общества. Наряду с ним действуют ритуалы и религиозные обряды. Специфической особенностью первобытных норм является то, что они регулируются самим обществом, а не специальными органами. На оценку регулятивных норм первобытного общества существует несколько точек зрения. Первая принадлежит И. Ф. Мачину. Он утверждает, что для характеристики первобытных норм вполне подходит понятие "обычное право". Он рассматривает его как самостоятельный, исторически сложившийся тип права. Эту точку зрения опровергают В.П. Алексеев и А.И. Першиц. Они считают, что первобытное общество регулировалось мононормами. Это норма, соединяющая в себе неразделенные правила поведения религиозного, социального и правового характера. Точку зрения Алексеева и Першица поддерживают многие ученые, так как нормы первобытного общества имели синкретический характер. Синкретизм[17] — это нерасчлененность, слитность. Об этом писал одной из своих работ Першиц: «Мононорма (от греч. monos— один, единый и лат. norma — правило) — обязательное правило поведения, в котором еще не дифференцировались различные нормы социальной регуляции: права, нравственности, этикета и т.п. »[18]. По такому термину, как «мононормы» можно сразу увидеть специфический характер первообщинных норм. Их единство, несистемность, плотную связь друг с другом, осуществление их на базе традиций. Позже, в каменном веке, в VIII-III в. до н.э. идет переход от присваивающей экономики к производящей.

Теперь люди производят товар не только для потребления, но и для обмена и вследствие этого нуждаются в регулировании сельского хозяйства, хранения и обмена продуктами. Социальные нормы имели несколько способов выражения, такие как мифологические системы, классификационное родство, традиции, обычаи, обряды, ритуалы и другие. Мифологическая система являлась мощнейшим регулятором отношений, так как в ней содержались сведения о табу, классах родства, изготовлении орудий, нормах брачно-семейных отношений.

Так же важное место имело классификационное родство. Эта форма регулирования выражалась в определении человека к конкретной группе (классу) родственных отношений. От этих норм зависели властные отношения, то есть отношения подчинения одних групп (или члена группы) другим. Так же среди форм выражения норм можно выделить традиции и обычаи. Их особенность в том, что они складывались произвольно и поддерживались обществом. Несмотря на это, в первобытном обществе существовали органы, вырабатывающие нормы, которые так же следили за их выполнением. К ним относились старейшины и вожди, хотя при нарушении правил наказание выносилось не только членами органов, но и всем обществом, и даже родственниками нарушителя. Старейшины и вожди так же имели функции судьи, хотя отдельного судейского органа не было. Решая споры между членами общины, они опирались на состязательную форму решения конфликта. Это проходило в виде состязания спорящих сторон и выигравший считался победителем в споре. Нормы в первобытном обществе делятся по способу регулирования на:

— Дозволения. Такая норма дает возможность осуществить свое право на что-либо. Например, при достижении определенного возраста создать семью, стать охотником.

— Обязывания. Эти нормы необходимы к исполнению. С помощью них организовывались необходимые правила поведения для поддержания строительной хозяйственной деятельности общества.

— Запрещения. Осуществлялись с помощью наложения табу на на какие-либо действия, признанные обществом как неправильные. Подкреплялись религиозным верованием.

— Санкции. Наказания за поступки, не соответствующие указанным нормам повеления.

Из источников первобытного права можно выделить:

— Церемонии, ритуалы, обряды;

— Мифология;

— Обычаи;

— Агрокалендари;

Важные события в жизни первобытного человека окружались торжественными церемониями, особыми ритуалами, в основном религиозного характера. Важно заметить, что отношения людей первобытного времени к религии очень отличалось от такой, например, возникшей позже религии, как христианство. В нем при соблюдении всех предписанных священных правил, человек награждался в загробной жизни, попадая в рай. Отличием первобытной религии является то, что он, при тех же условиях, награждается на земле, то есть получает хороший урожай, приплод скота, комфортные условия погоды, а взамен этому приносит жертвоприношения, совершает обряды поклонения своим богам.

Поэтому религию, ритуальные обряды воспринимали не только как веру, религиозный акт, но и как производственный, пытаясь извлечь из него выгоду. Церемонии, ритуалы и обряды осуществляли право путем обязывания людей перед совершением определенного действия, провести совокупность особые мероприятий.

Это например обряд бракосочетания, вступление в должность вождя, казни и т.д. Мифология — совокупность мифов, отражавших представления людей о мире, природе и человеческом бытие[19]. Они давали людям понятие хорошего и плохого, как вести себя можно и как нет. Обычаи в силу своего постоянного повторения стали правилами жизни.

С помощью агрокалендарей люди решали вопросы и споры друг с другом в процессе проведения сельскохозяйственных работ. Кроме источников существовали и толкователи права. Такими являлись жрецы и старейшины. Обычно ими становились самые старшие члены общины, хорошо знающие все традиции, обряды и обычаи. Так же в мононормах первобытного общества закреплялась система тотема. Тотем — это животное, объект природы или ее явление, которому определенная группа, род или племя оказывали особый культ поклонения и считает священным.

Таким образом целью всех социальных норм было достижение гармоничной жизни первобытных людей друг с другом и с природой, подавление их животной агрессивности и преображение поведения из поведения по зову инстинктов в поведение по законам общества.

2.2. Виды социальных норм в первобытном обществе

Отношения первобытных обществ имели свой порядок регулирования нормами, основанными на традициях и обычаях. Так же их называют мононормами, так как социальные, религиозные и правовые нормы не разбежались и действовали совместно. Все нормы разделяют на 2 группы: социальные нормы, к которым относятся:

— обычай;

— религиозные нормы;

— нормы морали;

И сакральные предписания:

— табу;

— агрокалендари;

— зарок;

— заклинание;

— мифология;

Рассмотрим каждый вид нормы отдельно. Социальные нормы представляли собой тип поведения, складывающийся в определенном роде и обязательный для всех. Обычай является наиболее ярким представителем этого типа норм. Он представляет собой исторически сложившееся правило, которые вошли в привычку из-за постоянного многократного повторения. Не было никаких предписаний, четко его устанавливающих, а распространялся он путем передачи из поколения в поколение. Религиозные нормы регулировали жизнь первобытного человека на основе его религиозных представлений[20].

Главным фактом их появления является то, что первобытный человек, в силу еще небольшого количества накопленных знаний, не могу объяснить многие явления природы, поэтому приписывали им божественный, фантастический способ возникновения. Именно с появлением религиозных норм большое значения приобретают культы и жертвоприношения. Нормы морали — это нормы, регулирующие отношения между первобытными людьми на основе их представлений о добре и зле[21].

Появляются значительно позже обычаев, лишь тогда, когда люди начинают оценивать, анализировать поступки свои и других людей с точки зрения добра и зла, плохого и хорошего. Сакральные предписания применялись в первобытном обществе для подчинения людей, чтобы сделать их послушными и управляемыми. Главенствующее место занимали табу, так как с помощью них подавлялась животная агрессивность первобытного человека. Табу[22] — это строгий запрет, налагаемый на слово или действие, не выполнение которого несет за собой страшную кару сверхъестественных сил. Являлись сильнейшим социальным регулятором, способом построения дисциплины в обществе, которое способствовало улучшению взаимодействия людей друг с другом, как в общественной жизни, так и в охоте и защите. Соблюдение табу обеспечивалось большим страхом людей перед духами, богами и фантастическими силами.

Агрокалендари — это система правил, регламентирующая поведение человека в отрасли сельского хозяйства. Они по дням расписывали жизнь каждого члена общины, являлись священными писаниями, и функция обеспечения их выполнения была предоставлена жрецам. Были созданы для установления времени пахотных, посевных работ, сбора урожая и равного распределения результатов. Ярким примером является календарь общества майя, сохранивший свою известность и до нашего времени. Зароки представляли собой особый запрет или ограничение, которое человек накладывал сам на себя, соответственно и за выполнение его отвечал сам человек. Невыполнение не несло какой-либо кары, но считалось позором. Через зарок люди выражали свой характер, индивидуальность.

Существовал и такой регулятор как заклинание. Это воздействие одного человека на сознание другого с целью привязать его к себе, оттолкнуть, изменить его поведение, пресечь злодеяния. Являлись магическими актами. Распространенной формой заклинания является проклятие. Это словесный ритуал, послание, обладающее магической силой, с целью нанести урон обидчику. Мифы так же играли важнейшую роль в первобытном обществе. В них содержались правила поведения, закреплялись способы изготовления орудий, места жительства. Мифы закрепляли вид поведения, которому должны были следовать люди.

Можно сделать вывод, что жизнь первобытного общества регулировали не отдельно взятые нормы, а мононормы, представляющие собой совокупность религиозных, моральных и иных правил поведения. А так же, что все первобытные законы были основаны на запретах и боязни людей их последствий.

2.3. Особенности первобытного права

Первобытные нормы являлись очень специфическим общественным регулятором, чем то похожие на современные, но со своими особенности:

  • Естественный природный характер и процесс образования. Это говорит о том, что нормы сложились в процессе эволюции, путем нахождения человеком правильного типа поведения и в будущем постоянно следуя ему, оно становится нормой.
  • Не обязывающий характер. Выполнение надлежащего предписания норм было необходимым условием для создания общества и взаимопонимания в нем.
  • Преобладали запреты (табу). Они были единственным способом сделать из людей первобытного стада человека социального, более приспособленного к жизни в обществе. Их выполнение было обязательным, так как по мнению первобытного человека невыполнение влекло за собой кару высшими силами.
  • Особый вид наказания и способ обеспечения его исполнения. Наказанием служило изгнание из племени, осуждение членами общины, телесные наказания и смертная казнь. Обеспечивали исполнение наказания все члены общины и даже родственники человека, совершившего его.
  • Действие норм внутри родовой общины. Каждая община имела свои правила, традиции и обычаи, складывающиеся со временем.
  • Создание норм на базе традиций. Нормы имели свое начала в обычаях, традициях, сложившихся в общине, и позже из них начали формироваться особый вид поведения, со своими рамками дозволенного и запрещенного.
  • Нормы жестко регламентировали отношения. После запрета инцеста (кровосмешения) начали складываться правила взаимоотношений между мужчинами и женщинами, старшим и младшим поколениями, представителями власти (старейшины, вожди) и людьми.
  • Общеобязательность выполнения норм. Несмотря на то, что сами нормы не носили обязательного характера, за их выполнением строго следили старейшины и вся община, так как человек сам понимал что следование нормам необходимо для поддержания слаженных взаимоотношений в общине.
  • Имели характер мононорм — то есть нормы морали, права, религии не разделены и действуют в тесной связи друг с другом.
  • Устный характер. Передавались вербальным способом от старшего поколения младшему.
  • Не имели письменной фиксации.
  • Могли иметь прецедентный характер. Если один раз решили, то вероятность велика что в следующий раз в аналогичной ситуации поступят так же;
  • Синкретичный характер;
  • Долгая неизменность социальных норм из-за стабильных общественных отношений;
  • Существующие правила являлись одновременно и правом и обязанностью лица;
  • Так, первобытная система права представляет собой очень необычный, специфический аппарат регулирования людей с множеством особенностей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

После рассмотрения всего предоставленного материала можно заметить, что первобытное общество стремительно развивалось и постоянно двигалось вперед с самого своего появления. Люди понимали, что поодиночке им не справится с жесткими условиями жизни и начали объединяться в рода, фратрии, племена, что в процессе эволюции привело к появлению современного общества.

Так же что бы жить вместе, общаться друг с другом первобытные люди должны были уметь уживаться, иметь общие нормы поведения и соблюдать их, благодаря этому появились современные нормы морали, законы и нормы. Люди не смогли бы жить без власти — главаря, который следил бы за их поведением, выносил правильны решения в спорах, наблюдал и оберегал стабильную жизнь общества и соблюдение общепринятых порядков. Так же немаловажным фактором развития было появление культуры.

Первобытный человек с помощью наскальной живописи, изготовления различных фигур развивал свое духовное состояние. Все эти факторы и повлияли на становление государства, права и современного общества. Тема появления и развития первобытного общества, изучение первобытной истории остается актуальным и по сей день. Так же эта тема очень интересна для изучения, так как постоянно появляются новые факты первобытной жизни, путем проведения раскопок и другой деятельности по поиску исторических ценностей. Появление государства, права, общественной жизни необходимо знать каждому человеку для того что бы знать, как все началось и развивалось, в каком направлении двигаться, какие выводы стоит сделать, основываясь на трудах предшественников, чтобы не повторять ошибок прошлого.

БИБЛИОГРАФИЯ

  1. Марков Г.Е. Первобытное общество. Учебное пособие. Издательство исторического факультета Московского университета, 2009.
  2. Семенов Ю.И. Как возникло человечество. Москва: Издательство «Наука», 1966. - Академия наук СССР.
  3. Ф. Энгельс. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека. 2-е Собр., соч. Том 20.
  4. Крашенинниковой Н.А. История государства и права зарубежных стран. М.: НОРМА, 2001.
  5. Бабаева В.К.Теория государства и права. М.: Юрайт, 2014.
  6. Давыденко, Д. Л. С чего начинается мир: урегулирование споров в первобытном обществе//Третейский суд. -2012. - № 1.
  7. Кашанина Т. В. Происхождение государства и права/Учебное пособие / Кашанина Т.В. - М.: Высш. шк. - 2004.
  8. Семенов Ю. И. Философия истории. - М.: «Современные тетради». 2003.
  9. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Том 5. Аграрный вопрос и критики Маркса XI.
  10. Д.А.Авдусин. Основы археологии. М.: Высш. шк., 1989.
  11. Першиц А. И., Монгайт А. П., Алексеев В. П. История первобытного общества: Учебник. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Высш. школа, 1982.
  12. Книга Урантии/ часть III
  13. Крадин Н.Н. / Статья «Вождество» /1995г.
  1. Бабаева В.К./Теория государства и права./ М.: Юрайт, 2014./ с 44.

  2. Жан Жак Руссо/РАССУЖДЕНИЕ О ПРОИСХОЖДЕНИИ И ОСНОВАНИЯХ НЕРАВЕНСТВА МЕЖДУ ЛЮДЬМ/ http://www.marsexx.ru/lit/russo-traktaty--o-politike.html#401.

  3. В.И. Ленин/ Полное собрание сочинений том 5 "Аграрный вопрос и критики Маркса"/ c 103/

  4. Першиц А. И., Монгайт А. П., Алексеев В. П. /История первобытного общества: Учебник. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Высш. школа, 1982./c 4.

  5. https://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%EE%EB%E8%E3%E0%EC%E8%FF

  6. Книга Урантии/ часть III/ http://www.urantia.ru/book/Paper82.asp#p918

  7. Першиц А. И., Монгайт А. П., Алексеев В. П. /История первобытного общества: Учебник. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Высш. школа, 1982./c 60.

  8. Першиц А. И., Монгайт А. П., Алексеев В. П. /История первобытного общества: Учебник. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Высш. школа, 1982./c 144.

  9. Бабаева В.К./Теория государства и права./ М.: Юрайт, 2014./ с 45.

  10. Крадин Н.Н. / Статья «Вождество» /1995г. / глава I.

  11. Першиц А. И., Монгайт А. П., Алексеев В. П. /История первобытного общества: Учебник. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Высш. школа, 1982./c 143.

  12. Давыденко, Д. Л./ С чего начинается мир: урегулирование споров в первобытном обществе//Третейский суд. /-2012. - № 1.

  13. Першиц А. И., Монгайт А. П., Алексеев В. П. /История первобытного общества: Учебник. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Высш. школа, 1982./c 144.

  14. Бабаева В.К./Теория государства и права./ М.: Юрайт, 2014./ с 48.

  15. Бабаева В.К./Теория государства и права./ М.: Юрайт, 2014./ с 52.

  16. Бабаева В.К./Теория государства и права./ М.: Юрайт, 2014./ с 52.

  17. Д.Н. Ушаков./ Толковый словарь./ 1935-1940.

  18. Першиц А.И./ Проблемы нормативной этнографии./ Исследование по общей этнографии. М., 1979./ С 213.

  19. Бабаева В.К./Теория государства и права./ М.: Юрайт, 2014./ с 52.

  20. Бабаева В.К./Теория государства и права./ М.: Юрайт, 2014./ С 51.

  21. Бабаева В.К./Теория государства и права./ М.: Юрайт, 2014./ С 51.

  22. Бабаева В.К./Теория государства и права./ М.: Юрайт, 2014./ С 52.