Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Проектирование (Теоретические основы исследования проектирования)

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Причина, по которой была выбрана тема проектирования - это максимально возможная практика в создании проектов и в освоении актуальных в данное время графических программ, без которых проекты дизайнеров в современное время принимаются с подозрением и осторожностью. Также привлекла возможность визуализации идей в кратчайшие сроки, что может дать больше времени для проработки качества проекта, расчетов и функциональной составляющей, это позитивно сказывается как на дизайнере, так и на заказчике, т.к. проект в программе всегда легче исправить даже в заключительном варианте.

Цель курсовой работы - изучение темы проектирования в теории, и применить полученные знания на практике.

Значимость работы состоит в отработке знаний дизайна и проектирования для последующей реализации различных проектов в дизайнерской деятельности.

Задачи курсовой работы:

  1. Выяснить теоретические основы исследования проектирования;
  2. Изучить методологию составления проекта жилого интерьера
  3. Ознакомиться с предметом практической работы и его реализацией.
  4. Работа над проектной частью
  5. Сделать заключение

Решение задач курсовой работы:

  1. Исследовать понятие проектирования и его аксиомы, цвет и стиль в дизайне интерьера
  2. Изучить планировочные решения, ознакомиться с композицией жилого пространства, разобрать типы проектов, выяснить этапы проектирования и важность эргономики и маркетинга в дизайн проекте;
  3. Раскрыть ограничения проекта, описать и обосновать планировочное решение, оценить стоимость проекта, создать проект в графической программе;
  4. Сделать вывод на основе изученной информации и практической составляющей.

Объектом исследования выступает проектирование интерьера однокомнатной квартиры для молодой современной пары

Предметом исследования выступает создание функционального, удобного и современного интерьера.

Следовательно, нам необходимо собрать теоретическую базу для ознакомления с темой, изучить ограничения и условия проекта, освоить выбранную программу для визуализации, оценить стоимость проекта, разработать чертежи и визуализировать их, сделать выводы по проделанной работе.

В нашей работе мы обратили внимание на такие источники, как:

  1. Волкова Т.Ф. Проектирование и дизайн жилых помещений: Учебное пособие. 2014. Рассмотрены особенности и принципы проектирования интерьеров квартиры, описаны приёмы формирования внутренней среды жилых помещений. Учебное пособие подготовлено на кафедре «Дизайн и художественное проектирование интерьера» и базовой кафедре ПГУАС при ООО «Гражданпроект».
  2. Кириллова, Т. И., Поротникова С.А. Компьютерная графика AutoCAD. 2016. Учебное пособие по дисциплине «Инженерная графика» можно использовать в преподавании дисциплин, имеющих раздел «Компьютерная графика», для освоения программы AutoCAD.
  3. Кобякова М.А., Дроздова А. А., Ельмендеева М. А. Дизайн интерьера: теория и методика профессионального обучения. 2018. Учебно-методическое пособие посвящено изучению основ дизайн-проектирования интерьера. Рецензенты: профессор кафедры педагогики профессионального и дополнительного образования СурГУ Ф. Д. Рассказов; профессор кафедры педагогики профессионального и дополнительного образования СурГУ Э. Ф. Насырова.
  4. Кривошапко С.Н. Галишникова В.В., Конструкции зданий и сооружений. 2016. В пособии рассматриваются объёмно-планировочные и конструктивные решения зданий и сооружений, вопросы технологического проектирования и строительства зданий. Одобрено учебно-методическим кабинетом «Профессионал».
  5. Лойко А.И., Булыго Е.К., Якимович Е.Б. Философия дизайна. 2017. В учебно-методическом пособии изложен материал по курсу «Эстетика», максимально приближенный к задачам подготовки студентов по специальностям архитектурного, технического, упаковочного дизайна. Используется в учебных заведениях в таких дисциплинах как Философия и Дизайн.
  6. Матехина О.В. Основы архитектурного проектирования. 2014. Изложены общие положения, функциональные и физико-технические основы проектирования зданий. Рецензеры: кафедра архитектуры и градостроительства Новосибирского государственного архитектурно-строительного университета; заместитель начальника ГПКО «ГлавУКС», доцент А.Н. Емельяненко.
  7. Орлов А.Ю. Проектирование, дизайн, строительство: самые полезные программы. 2015. Описаны и представлены программы по дизайну интерьеров, ландшафтному дизайну, различные САПР, необходимые при строительстве и проектировании. Одобрено государственным методическим комитетом и используется в полярном институте повышения квалификации (АНО ДПО «ПИПК»).
  8. Петелин А.В. SketchUp. Базовый учебный курс. 2015. Учебный курс включает в себя самый необходимый объем знаний как для первичного освоения, так и для начала реальной работы в программе. Учебное пособие включено в дисциплины «информатика» и «дизайн» в г. Южно-Сахалинск, в СГКБиИ, СахГУ и одобрено научно методической государственной службой при СахГУ и профессором Скорик Н.Ф. и доцентом Сусловой Н.П.
  9. Семикина Т.А., Иванова А.С. Принципы проектирования жилых пространств. 2016. Рассматриваются вопросы основ проектирования, связанных на примере жилого пространства. Пособие соответствует требованиям ФГОС-ВО по направлению подготовки бакалавров «Архитектура».
  10. Туснина В.М. Проектирование одноэтажного производственного здания и административно-бытового корпуса промышленного предприятия. 2014. Содержится методика конструирования многопролетного одноэтажного производственного здания из унифицированных типовых конструктивных элементов. Рецензенты: доктор технических наук С.Б. Крылов, заместитель заведующего лабораторией № 8 НИИЖБ им. А.А. Гвоздева ОАО «НИЦ «Строительство» и др.

1 Теоретические основы исследования проектирования

1.1 Понятие проектирования и его аксиомы

Проект – комплект технических документов, содержащий чертежи, расчёты, макеты, описания с основанием принятых решений и другие материалы, позволяющие судить о технических, эксплуатационных, художественных и экономических качествах проектируемого интерьера или постройки [3, c. 3].[1]

Интерьер – архитектурно и художественно оформленное внутреннее пространство здания, обеспечивающее человеку эстетическое восприятие и благоприятные условия жизнедеятельности; внутреннее пространство здания или отдельного помещения, архитектурное решение которого определяется его функциональным назначением.

Дизайн – деятельность по проектированию эстетических свойств промышленных изделий («художественное конструирование»), а также результат этой деятельности (например, в таких словосочетаниях, как «дизайн автомобиля») [5, с. 4].[2]

Дизайн – это особая проектно-художественная деятельность, опирающаяся на естественно-научные, технические, гуманитарные знания и реализующаяся в единстве инженерного и художественного мышления.

Современный масштаб дизайн-деятельности и социальная значимость позволяют интерпретировать его в качестве серьезного источника изменений в мире. Ведь от дизайна сегодня зависят не только художественно-эстетические и функциональные характеристики машин, инструментов, мебели, одежды [9, с. 7].[3]

Дизайн интерьера – отрасль дизайна, направленная на интерьер помещений с целью обеспечить удобство и эстетически приятное взаимодействие среды с людьми. Интерьерный дизайн сочетает в себе художественный и промышленный дизайн. Дизайнер выполняет оптимизацию труда в пом[4]ещении, улучшает навигацию в крупных помещениях, разрабатывает оформление специализированных помещений (например, студий звукозаписи, киномонтажа, фотографии; аквапарков) согласно требованиям клиентов. Дизайнер управляет всем процессом оформления интерьера, начиная планировкой помещения, освещения, систем вентиляции, акустикой; отделкой стен; и заканчивая размещением мебели и установкой навигационных знаков [9, с. 8].

Дизайн реализуется как синтез практических средств проектирования, методов научного исследования таких дисциплин, как физиология, социальная психология, эргономика и другие, инженерно-изобретательского потенциала современной цивилизации, включая конструктивно-технологические инновации, и профессиональных художественно-эстетических средств выразительности: приемов и методов формальной композиции, проектной графики, цвета и колорита [3, с. 4].

Новый статус дизайна, его неограниченные возможности, значение в изменении не только предметного мира, но и человеческого, с необходимостью предполагают обращение к дизайну в рамках философской рефлексии [5, с. 7].

Философский подход к изучению дизайна задает особый ракурс его рассмотрения. Он позволяет любые вещи и их комплексы, формальные характеристики и стилевые особенности, этапы и направления развития дизайна рассматривать не как отдельные и автономные, а в широком социокультурном контексте. Любые результаты дизайнерской деятельности обретают новый смысл и размерность в соответствии с доминантами эпохи, психофизиологическими особенностями людей из разных кругов и страт, благодаря соответствию традиции и канону, либо вопреки им. Человек и созданные им вещи принадлежат одному миру, образуют единую систему, а деятельность дизайнера в свою очередь подчиняется единым и универсальным законам, определяющим любые виды и формы человеческой творческой активности, ценностей, принципов мышления и творчества человека, их производящего и потребляющего, а также с точки зрения их значимости и смыслов, их места в культуре, в мире человека [5, с. 7].[5]

Дизайн реализуется как синтез практических средств проектирования, методов научного исследования таких дисциплин, как физиология, социальная психология, эргономика и другие, инженерно-изобретательского потенциала современной цивилизации, включая конструктивно-технологические инновации, и профессиональных художественно-эстетических средств выразительности: приемов и методов формальной композиции, проектной графики, цвета и колорита [9, с. 9].

Развитие проектной культуры, переход от проектирования объектов и даже отдельных функций к проектированию систем, моделей самой деятельности и сред исходят из основных его принципов, к которым относятся:

- принцип независимости;

- реализуемости;

- соответствия;

- завершенности;

- конструктивной целостности;

- принцип оптимальности [3, с. 6].

Благодаря следованию данным принципам проект реализуется с минимумом искажений в заданной целостной конструкции, соответствующей и целям самого проектирования, и существующим технологическим возможностям с помощью оптимальных для каждого проекта средств и методов [3, c. 6].[6]

Дизайн-проектирование имеет множество направлений, в каждом из которых по-своему реализуется его важнейший принцип формообразования – модульный. Широкое применение данного принципа на современном этапе развития массового производства позволяет компенсировать унификацию его продуктов, создавать разнообразные изделия, максимально отвечающие индивидуальным потребностям потребителя. Отдельные части объекта могут быть использованы автономно, что обусловлено относительной самодостаточностью их формы, в том числе и в функциональном отношении. Разработав один модуль, дизайнер получает как форму, способную к самостоятельному существованию, так и составную композицию, которая при добавлении модулей или их наборов меняется и усложняется [5, c. 9].

Используя модульный принцип создания формы в дизайне, можно прийти к новому пути освоения пространства, в котором автономный модуль уже является завершенной единицей и может быть использован самостоятельно. Кроме того, форма может постоянно наращиваться, компоноваться по-новому в зависимости от экономических возможностей, социальных, эстетических и других запросов потребителя. Благодаря модульности увеличивается изначальная вариативность дизайн-продукта, поскольку отдельные модули, целостные и законченные сами по себе, имеют неограниченное число вариантов компоновки, образуя необходимые композиции, динамичные и открытые, с одной стороны, и максимально индивидуализированные – с другой [9, c. 11].

1.2 Цвет и стиль в дизайне интерьера

Традиционные стили интерьера:

Здесь используются самые разнообразные приемы и вариации, начиная от античных элементов и заканчивая цветочными мотивами. Традиционные стили не подвержены моде, они вряд ли когда-нибудь будут забыты. Они создают комфорт и элегантность, гостеприимство и гармонию. Изящная отделка и благородные оттенки, изысканный текстиль и дорогой фарфор – все это можно встретить в интерьере, выполненном в традиционном стиле [1, c. 48].[7]

1. Английский стиль – сочетает в себе роскошь и утонченность, величественность и пропорциональность. Он совместил в себе элементы интерьера аристократических замков и технические аспекты современности. Основным элементом интерьера является искусственно состаренная массивная мебель, изготовленная из ценных пород дерева темных оттенков, с гнутыми ножками, а также резьбой или инкрустацией.

2. Классический стиль – отличается высокой стоимостью оформления, в частности, отделочных материалов и мебели. Помещение должно быть просторным, с высокими потолками. Все в этом стиле подчинено достатку – паркет из ценных древесных пород, наличие мраморных элементов, элитные обои из натуральных волокон, декоративная штукатурка или цифровые фрески, роспись «под старину», роскошная люстра, лепнина, тяжелые шторы с ламбрекенами из благородных тканей [5, c. 26];

3. Стиль Ампир. Стиль, возникший во Франции на рубеже XVIII–XIX вв., в период империи Наполеона. Название произошло от французского empire – имперский. Основная особенность данного стиля – сочетание массивных простых геометрических форм с предметами военной эмбматики. Стиль ампир предполагает в конструкции мебели монументальность и некоторую статичность [3, c. 7];

4. Стиль барокко – помпезность и перегруженность. В интерьере присутствуют драгоценные металлы, мрамор и гранит, мозаичные полотна, фрески и ручная роспись. Изысканная мебель имеет плавные формы, обязательно присутствуют массивные комоды и напольные часы, огромные столы и скульптуры. Интерьер отличается присутствием большого количества декорированных элементов, бахромы и драпировки дорогими тканями [1, c. 48];[8]

5. Стиль готика – отличается таинственностью и угрюмостью средневековых замков. Основные цвета – темные оттенки красного, синего и зеленого. На стенах размещают гравюры, на которых изображены средневековые поединки, а также тонкие ковры. Окрашивают стены в серые или охристые тона, наклеивают обои с теснением, напоминающим геральдику или растительный орнамент. Основные элементы – стрельчатые арки, сводчатые потолки, камины, искусственный камень;

6. Японский стиль. Японская эстетика руководствуется принципом «все лишнее безобразно». Основа японского интерьера – пустота, подчеркивающая внутреннее изящество того немногого, что есть в доме. Все вещи, домашняя утварь прячутся во встроенных шкафах. Принципиальной особенностью японского стиля является минимализм [3, c. 8];

7. Стиль минимализм – миниатюрность и простота. Здесь присутствуют светлые тона, полупрозрачные шторы, минимум декора и максимум света. Мебель должна иметь строгие формы, помещение нельзя перегружать предметами интерьера;

8. Винтажный стиль– помещение наполнено вещами и мебелью, которые были в свое время ультрамодными. Он является своеобразным ретро-стилем [5, c. 26];

9. Неоренессанс. Этот стиль вобрал в себя черты итальянской архитектуры 15–16 веков. Характерны для этого стиля арки, балюстрада на крыше, обработка стен неоштукатуренным камнем, двойные окна. Шторам присуща та же строгость: плоские, прямые формы, тяжелый плотный шелк на подкладке. По краю шторы украшаются шнуром, кистями;

10. Рококо. В цветовой гамме интерьера в стиле рококо должны преобладать нежные пастельные тона. Наиболее популярными являются сочетания белого с голубым, зеленым, розовым и золотым. Дерево практически отсутствует, ему на смену пришли бронзовые накладки и обработка цветными лаками. Обязательными предметами мебели в помещении в стиле рококо являются секретер на высоких ножках со множеством отделений, картоньерка, комод, бертер и комфортный диван [3, c. 9];[9]

11. Стиль кантри – представляет собой стиль деревенского дома, бунгало или ранчо. Он отличается основательностью, простотой и обилием света, натуральностью материалов и «грубостью» половиков, аксессуарами сельского быта и плетеной мебелью;

Современные стили интерьера:

В данных стилях присутствует простота, изысканность и четкость линий. Главная роль отводится пространству, а вещи отходят на второй план. Цвета используются нейтральных оттенков, а также классический черный в сочетании с белым. Довольно часто делаются акценты яркими и смелыми красками. [9, c. 54].

1.Стиль фьюжн – гармоничное комбинация нескольких стилей, взгляд на знакомые предметы с другой стороны;

2.Стиль лофт – превращение помещения, предназначенного для производственных нужд, в жилое; Открытая планировка, практически полное отсутствие перегородок [1, c. 49];

3.Кирпичная кладка, трубы и грубая штукатурка является неотъемлемой частью стиля; Комбинирование старого и нового в интерьере; Мебель в стиле лофт выполняет важную роль, помимо основных функциональных нагрузок (хранение вещей), у нее есть и дополнительная задача – зонирование помещения; Высокие светлые потолки также являются необходимой составляющей стиля лофт. Чем больше света и пространства будет в таком помещении, тем лучше; Нестандартные аксессуары. Всевозможные граффити, плакаты, абстракции или даже дорожные знаки будут очень уместны в общей концепции стиля лофт.

4.Стиль хай-тек – идеальность пропорций и готовность принять высокие технологии, простота форм и современные материалы, децентрализованное освещение и никаких излишеств;

5.Стиль эко – попытка воссоединения человека с природой. Фантазия и натуральные материалы придадут помещению неповторимость и чувство удовлетворенности [5, c. 27].[10]

Раскрыв данную главу мы, изучили различные понятие в сфере проектирования такие как проект, интерьер, дизайн, дизайн интерьера. Разобрали различные принципы проектирования, направления в проектировании. Определили характер и специфику интерьера квартиры и ознакомились с цветом и стилем в дизайне интерьере, а именно:

1. С традиционными стилями, такими как: английский, классический, барокко, ампир, готика, минимализм, японский стиль, стиль неоренессанс, рококо, винтажный и стиль кантри.

2. С современными стилями, такими как: стиль фьюжн, стиль лофт, кирпичная кладка, стиль хай-тек, стиль эко.

2 Методология составления проекта жилого интерьера

Творческая деятельность дизайнера/архитектора состоит в организации определенного пространства для разнообразных общественных потребностей как материального, так и духовного свойства. В кругу проблем, с которыми сталкивается архитектор, находится и проблема композиции, создание гармонического, художественно выразительного произведения. Композиционное мастерство основа творческого профессионализма художника в любом виде искусства. Композиция важнейший фактор художественной выразительности [5, c. 36].[11]

2.1 Планировочные решения

В проектировании жилого интерьера квартиры или индивидуального жилого дома существуют два направления:

– создание комфортной среды проектируемого пространства, разработка которого ведется на основе объёмно-планировочного решения;

– создание новой версии жилого интерьера существующей ситуации, когда имеет значение наличие возможности полной или частичной перепланировки [9, c. 61].

Таким образом, решения интерьеров в основном подчеркивают объёмно-планировочное решение квартиры или жилого дома, заданное архитектором. Однако и свобода выбора направления развития интерьера, его стиля сильно зависят от планировочных и конструктивных особенностей, от заданных параметров квартиры или дома.

Характер и специфику интерьера квартиры определяют следующие факторы: количество и возраст членов семей, их профессии, характер, интересы; взаимоотношения членов семьи, приоритетность принятия решений; количество, возраст и особенности детей [3, c. 12]; частота и особенности посещения гостями; национальные, семейные традиции семьи; наличие домашних животных, растений; ориентация окон по сторонам света и по от- ношению к дворовому пространству; высота, отступ от стен здания и породы деревьев за окнами; предпочтения и пожелания обитателей (бывших и будущих).

Следует помнить, что интерьер квартиры подвержен динамическим изменениям, связанным с жизненными циклами семьи и этапами её развития, изменением социального статуса её членов, что накладывает дополнительные дизайнерские задачи перед проектировщиком [4, c. 107].[12]

Квартира является ячейкой жилого дома (в специальной литературе часто называется жилой ячейкой) и представляет собой совокупность жилых комнат, подсобных и специальных помещений, необходимых для комфортного проживания семьи или домохозяйства. Состав помещений в квартирах социального назначения регламентируется СНиП 31-01-2003 «Здания жилые многоквартирные».

Структура и параметры квартир, проектируемых согласно рыночной концепции спроса, регламентируются предпочтениями и возможностями заказчика. Для расселения семей разного состава (по численности, возрасту, полу и родственным отношениям) квартиры проектируются различными как по количеству комнат, так и по размерам общей и жилой площади [9, c. 62].

Помещения квартиры делятся на жилые комнаты (общая комната или гостиная, спальни, столовая, кабинет для работы или занятий, игровая, комната отдыха и др.), подсобные помещения (кухня, прихожая, ванная, уборные, хозяйственные кладовые, гардеробные и др.), а также помещения специального назначения (тренажерная, бильярдная, рабочие комнаты и др.) [5, c. 42].

В многокомнатных квартирах при высокой норме жилищной обеспеченности предусмотрены следующие помещения: столовая, гостиная, кабинет для работы и занятий, рабочая комната, игровая, комнаты для отдыха, подсобные помещения, прихожая, санитарно-технические узлы (ванные; уборные, раздельные или совмещенные), хозяйственные кладовые или хозяйственные шкафы, а также антресоли [3, c. 15].[13]

В квартирах предусматривается место для устройства встроенных шкафов для одежды и других домашних вещей. Площадь общей комнаты (гостиной) в однокомнатной квартире должна быть не менее 14 м2, в квартирах с числом комнат 2 и более – не менее 16 м2. В комфортабельных квартирах общая комната имеет площадь 24–30 м2. Увеличение площади общей комнаты на некотором этапе не повышает комфортность жилья. Целесообразнее для этого создать два общесемейных помещения – гостиную и столовую или три – гостиную, столовую и семейную комнату для отдыха или комнату для занятий – кабинет [5, c. 43].

Чаще всего общую комнату проектируют квадратной (1:1) или прямоугольной (1:1,5) формы. Габариты общей комнаты с расстановкой мебели принимают следующими: 3,9х4,2 (16,4 м 2), 4,2х4,5 (18,9 м 2), 4,5х4,5 (20,2 м 2, 5х6 (30 м 2). Минимальная ширина общей комнаты – 3,2 м. Допускается устройство прохода в спальные комнаты через общую комнату. Спальни должны быть непроходными. Спальни проектируются для одного, двух человек или для супружеской пары. Площадь спален в квартирах должна иметь минимум 8 м2, для двух человек принимают площадь 10–12 м2, для супружеской пары – 13–15 м2, что позволяет разместить детскую кроватку [9, c. 63].

Входы в спальни предпочтительно делать из коридора, минуя общую комнату, особенно это важно в спальнях для детей. Глубина жилых комнат при одностороннем освещении должна быть не более 6 м и не превышать двойной ширины. Площадь кухни должна быть не менее 8 м2. В небольших по площади квартирах допускается проектировать кухни или кухни-ниши площадью не менее 5 м2 [5, c. 43].[14]

Размеры кухни должны допускать размещение в ней набора санитарно-технического оборудования, холодильника и кухонной мебели. Ширина кухни при однорядном расположении оборудования должна быть, как правило, не менее 1,9 м. При двухрядном или угловом размещении оборудования, а также при расположении во втором ряду обеденного стола – не менее 2,3 м. Общая протяженность фронта оборудования (плита, мойка, рабочий стол и холодильник) должна быть не менее 2,7 м. При оборудовании кухни электроплитой допускается предусматривать вход в кухню из общей комнаты. Столовая предназначена исключительно для приема пищи. Она может служить местом для повседневного пользования и приема гостей в комфортабельных квартирах. Столовая в большинстве случаев играет еще роль второй семейной комнаты, помимо гостиной. Обыкновенно столовая занимает центральное положение в квартире и является проходной комнатой, она должна иметь удобную связь с гостиной, жилыми комнатами, кухней и подсобными помещениями [3, c. 16].

В ряде стран столовую проектируют как развитую функциональную зону. Площадь столовой равна 13–24 м2, размеры в плане 3(4)х4(6) м, 4х4 м. Минимальная ширина столовой 2,5 м. Хозяйственные кладовые и встроенные шкафы устраивают в передней, коридорах, в кухне [9, c. 64].

Санитарно-гигиенические помещения относятся к подсобным помещениям квартиры, предназначены для обеспечения личной гигиены, оздоровительных процедур, косметического туалета и хозяйственных процессов – стирки, сушки и хранения белья. Они требуют условий строгой изоляции от других помещений. Традиционно размещение санузлов в глубине квартиры, а так называемый «гостевой» санузел – уборная с умывальником – может быть размещен при входе в квартиру. Помимо обязательных помещений в квартире предусматривают помещение для хозяйственных работ – рабочую комнату для стирки, шитья и глаженья с соответствующим оборудованием [9, c. 64].[15]

Прихожая и коридоры – это подсобные помещения для обеспечения функции коммуникации – передвижения человека в квартире. Ширина прихожей должна быть не менее 1,4 м. Открытые (летние) помещения – неотъемлемая составная часть любой комфортабельной квартиры. Балкон – выступающая из плоскости стены фасада огражденная площадка, служащая для отдыха в летнее время [3, c. 17].

Функциональная организация, зонирование и объемно планировочное решение жилых интерьеров тесно связано с природно-климатическими особенностями, что ярко выражается в типологии народного жилища.

2.2. Композиция жилого пространства

Цели композиции жилого пространства – осмыслить различия понятий композиции, изучить их и освоить, опираясь на особенности зрительного восприятия человека [4, c. 139].

В реалистическом искусстве целью композиции является правдивое отражение действительности и ее преобразование в соответствии с познанными закономерностями. Композиция как организация формы художественного произведения неразрывно связана с его содержанием. Содержательность формы существенно отличает реалистическое понимание композиции от идеалистического, формалистического, где формотворчество становится самоцелью.

Современная наука исходит из положения, что художественно-композиционное творчество, как и любая целесообразная человеческая деятельность, становится возможной на основе познания и практического освоения действительности и подчиняется объективным закономерностям [3, c. 21].[16]

Выявить баланс пространственных форм и их сочетания (величина, вес, масса, положение в пространстве, пропорции и т. д.), чтобы получить эмоционально-выразительную и содержательную композицию в интерьере. Именно жилой интерьер как пространство, в котором происходят жизненные процессы человека, является целью создания уникального архитектурного объекта [9, c. 76].

Наука о композиции изучает общие внутренние закономерности строения форм в искусстве и дизайне, а также конкретные средства достижения их целостности и единства с содержанием вещей. Вместе с тем, понятие интерьера имеет довольно широкие рамки толкования. На современном этапе – это целый комплекс составляющих, начиная от оболочки – архитектуры, заканчивая декоративными элементами, фурнитурой, осветительной арматурой, поэтому интерьер – это особый средовой объект, который воспринимается во времени и в движении [5, c. 49].

Эстетический образ жилого интерьера представляет собой смену разнообразных впечатлений значительно более сложную, нежели при оценке экстерьера здания. Режиссура восприятия интерьера, смена настроений, функциональное наслоение в помещении, визуальное ориентирование в нем продумывается дизайнером на стадии проектирования.

Конечной целью дизайнера является создание композиционно единого, художественно выразительного и образного интерьерного пространства (отвечающего, кроме того, всему комплексу требований к жилому интерьеру) [5, c. 49].[17]

Художественные качества интерьера зависят от целостного подхода и согласованности всех его элементов, которые имеют, в том числе, и чисто утилитарную функцию.

Гармоничность - важнейший, не зависящий от вкусовых предпочтений, признак выразительной композиции. Законы создания, средства и методы композиции интерьерного пространства соответствуют общим законам художественной композиции.

Слово «композиция» в переводе с латинского означает сочинение, составление, соединение, связь, построение, структура [3, c. 22].

Понятие «композиция» сформировалось в европейском искусстве, и включает в себя определения с эпохи античной культуры.

Витрувий в своем трактате понимал термин natura (композиция) – «соблюдение законов нравственности», другие источники освещают это понятие как «рождаемое», т.е. непрерывного образования новых форм.

Разные взгляды и понимания термина приводят к единому осмыслению: «Композиция – наиболее яркий показатель художественного воображения. Она делает произведение цельным, выразительным и гармоничным, задает определенный тон всему творению, создает единое композиционное пространство.» Такое понимание определяется содержанием, характером, назначением художественного изображения или объекта [4, c. 140].

Во всех определениях композиции постоянно присутствует ее основной признак целостность формы. В свою очередь композиционная деятельность имеет своей направленностью и конечной целью достижение такого единства и целостности.

Строгой теории составления композиции не существует, но есть некоторые принципы, правила и приемы. Огромное значение имеет интуиция [4, c. 140].[18]

2.3 Типы проектов

Проекты могут быть типовыми, индивидуальными и экспериментальными.

Типовой проект разрабатывается для массовых типов зданий (жилые дома, школы, детские сады, административные здания и т.п.) с последующей привязкой его к местным условиям по части фундаментов, стеновых ограждений, отделки фасадов и пр. [9, c. 86].

Индивидуальный проект разрабатывается для зданий, имеющих большое градостроительное значение (театр, крупный спортивный центр, вуз) а так же по индивидуальным заказам.

Экспериментальные проекты разрабатываются для зданий нового типа (аэропорты появились только в ХХ в.), а также для зданий, в которых применяются новые архитектурно-планировочные и конструктивные решения [3, c. 25].

Исходным документом для разработки проекта служит задание и проектирование. Оно разрабатывается заказчиком. В задании на проектирование указывается место строительства, основные требования к проекту, перечень помещений (с размерами), которые необходимо предусмотреть и пр.[1, c. 54]

Проектирование ведется в две стадии. Первая – технический проект и смета, вторая – рабочие чертежи. Несложные проекты индивидуального применения могут разрабатываться в одну стадию [1, c. 54].[19]

Технический проект содержит основные архитектурно-строительные чертежи – планы, релизы, фасады, генеральный план. Если предусмотрено применение новых конструктивных решений – их принципиальное решение и узлы. В состав техпроекта входит принципиальное решение основного инженерного обеспечения. Помимо чертежей фасадов в составе техпроекта могут быть предоставлены перспективные изображения объекта (с учетом окружающей обстановки застройки, озеленения и пр.), а также макеты [9, c. 87].

Пояснительная записка к техпроекту содержит описание и обоснование принятых объемно-планировочных, конструктивных, художественных решений, краткое описание предполагаемого инженерного оборудования здания (отопления, вентиляции, водоснабжения и водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, слаботочных устройств и пр.). В пояснительной записке проводятся укрупненные расчеты нестандартных конструктивных решений, характеризуются методы производства работ, укрупненная смета на производство работ, укрупненная смета на производство работ, технико-экономические показатели [3, c. 26].

Технический проект разрабатывается в нескольких вариантах, по каждому из которых осуществляется подготовка полного комплекта документации (в некоторых случаях может проводиться сравнение по вариантному проектированию отдельных частей – видов конструкций, планировочным решениям, технологическим решениям). Разработка нескольких вариантов обеспечивает возможность выбора наиболее целесообразного решения здания со всех точек зрения – функциональной, технической, художественной, экономической. Вариант, наиболее рациональный со всех точек зрения, принимается как окончательный и оформляется в виде техпроекта, представляемого заказчику для утверждения. После утверждения в техпроект изменения не вносятся [3, c. 27].[20]

Пояснительная записка дорабатывается включением обоснования принятых архитектурных решений, расчетов конструктивных элементов и их соединений, технологии возведения с подбором машин, механизмов, расчетом сроков строительства и потребности материалов, графиков движения работающих по захваткам и пр., расчетом сметной стоимости в действующих ценах [1, c. 55].

Для стадии техпроекта используются мелкомасштабные изображения (1:200, 1:400, 1:1000), рабочие чертежи выполняются в более крупном масштабе (1:10 – для узлов деталей, 1:100, 1:200, 1:500). Размеры проставляются в количестве, необходимом для воплощения проекта в натуре.

Если разрабатывается типовой проект, то после утверждения технического проекта и разработки рабочих чертежей составляется технический паспорт типового проекта, содержащий основные технические данные о здании.

Проекты организации работ составляются строительными организациями на основании архитектурно-строительного проекта здания с учетом наиболее рационального метода строительства и применения имеющихся у организации машин и механизмов [9, c. 88].

2.4 Этапы проектирования дизайн-проекта

Разработка полного дизайн проекта выполняется в несколько этапов:

1. Основной этап.

  • выезд дизайнера на объект для проведения первичной консультации заказчика;
  • первичный осмотр помещения для оценки стоимости выполняемой работы по созданию дизайнерского проекта;
  • согласование сроков отведенных на выполнения работ;
  • согласование и подписание договора;
  • снятие замеров [1, 61].[21]

2. Разработка технической документации.

  • план квартиры или планы этажей квартиры с элементами зонирования помещений, размещения мебели и оборудования;
  • схемы технологических и санитарно-технических коммуникаций;
  • виды и развертки внутренних поверхностей стен;
  • планы полов и потолков отдельных помещений с указанием рисунка, материала и цвета на планах потолков показывается размещение и маркировка светильников, цепочки светильников, других элементов;
  • виды и развертки внутренних стен с расстановкой мебели;
  • чертежи встроенной мебели, каминов, баров, мебели индивидуального изготовления и др. [3, 31]

3. Создание объемного 3D дизайнерского решения интерьера.

  • разработка подходящих вариантов планировочного решения с учетом

пожеланий клиентов (до 3-х вариантов)[4];

  • на основе утвержденного планировочного решения, создается 3D

визуализацию [6, c. 139].

4. Сдача всей проектной документации.

  • сдача заказчику полностью созданного дизайнерского решения со всех

технической документацией и фотореалистичной 3D визуализацией в масштабе;

  • ведомость отделочных материалов;
  • спецификация на мебель, осветительное оборудование с привязкой к

магазинам [1, c. 62].[22]

2.5 Эргономика, формообразование и маркетинг как основа дизайн-проектирования

Эргономика является областью приложения научных знаний о человеке к проектированию объектов, систем и окружений. Комплексный подход по изучению функциональных возможностей человека в трудовых процессах, созданию эффективной системы взаимодействия человека и машины опирается на научную основу различных дисциплин:

  • антропометрии,
  • биомеханики,
  • физиологии
  • гигиены труда,
  • технической эстетики,
  • психологии труда,
  • инженерной психологии [10, c. 48].

Эргономические исследования служат естественно-научной основой дизайн-проектирования.

Композиционный дизайн промышленных объектов – это функциональная адаптация предметов окружающей среды к человеку с целью удобства использования. [6, c. 143].

С появлением метрической системы мер размеры строительных элементов, архитектурных деталей, сооружений в целом стали утрачивать эту связь. Одним из первых дизайнеров, обратившимся к вопросам эргономического решения интерьера и мебели в XX в., стал Ле Корбюзье. Он разработал эргономическую систему «Модулор», основанную на параметрах человеческого тела и принципах «золотого сечения». Начав широкое изучение человека и групп людей в целях оптимизации процесса труда, Генри Дрейфус фактически создал научные основания эргономики [3, 35].[23] Накопленные и систематизированные экспериментальные данные эргономики позволяют сегодня промышленным дизайнерам получать антропометрическую информацию в виде норм и стандартов для выполнения проектных работ.

Адаптация промышленных изделий к эргономическим требованиям является одним из начальных и обязательных этапов проектирования. Невыполнение данных требований может негативно повлиять на последующую реализацию всего проекта [6, c. 144].

С середины 1980 гг. формируется понятие эргодизайна для обозначения сферы деятельности, возникшей на стыке эргономики и дизайна.

Эргодизайн – комплексная научно-практическая деятельность по формированию среды жизнедеятельности человека и ее элементов, в ходе которой реализуются эргономические требования и основные принципы промышленного дизайна. Учет эргономических факторов в ходе дизайн-проектирования позволяет обеспечить комфорт и безопасность человеку и создать гармоничную предметно пространственную среду его обитания [9, c. 92].

Наиболее важными являются знания о принципах действия, особенностях конструкции, построения, конфигурации проектируемого объекта. На этом этапе дизайнер проектирует решение объемно-пространственной структуры конструируемого изделия с позиций научных направлений (кинематики, механики, стандартизации, унификации, технологичности конструкции). Конструкция должна отвечать функциональному назначению и обеспечивать заданные параметры, вместе с тем она должна обладать необходимыми эксплуатационными качествами. При системном подходе одним из основных факторов функционального формообразования является подбор соответствующих материалов, технологий и оборудования [10, c. 51].[24]

В художественном формообразовании целью композиционного решения является создание гармоничных форм, учитывающих человеческий фактор и обладающих высокими эстетическими качествами.

Теория композиции, ее категории и свойства позволяют проектировать органичные и целостные формы промышленного изготовления с соблюдением пропорциональности составных частей, ритмичности, соразмерности человеку и предметному окружению, пластичности, ритма, тектоники, масштабности [6, c. 145].

Ту же задачу в рамках художественного формообразования решают с позиций колористики – учения, в которое входят понятия контраста, родственных цветов, гармоничного сочетания цветов, ахроматической и хроматической цветовой гаммы, нейтральных цветов. Композиционная целостность достигается сочетанием тектоничности, пластичности, упорядоченности элементов и соответствием формы цветофактурному решению изделия [3, c. 36].

Дизайн непосредственно связан с реальными жизненными потребностями, потребительским спросом и материальной культурой.

Следовательно, работа дизайнера требует объединения дизайнерской (формотворческой) и маркетинговой деятельности [3, c. 36]. [25]

Маркетинговая деятельность включает анализ, планирование и осуществление цикла мероприятий, рассчитанных на установление, укрепление и поддержание выгодных обменов с целевыми покупателями ради достижения получения прибыли, роста объема сбыта, увеличения доли рынка. Поскольку продукты дизайн-деятельности приобретают свою рыночную ценность только в ходе экономических отношений, дизайнеру необходимы знания конкретных требований покупателя к данному продукту или изделию. С этой целью еще до этапа проектирования осуществляется комплекс предпроектных маркетинговых исследований потребительского рынка, включающих идентификацию целевых рынков и определение целевых сегментов [6, c. 146].

Методы маркетинговых исследований состоят из качественных исследований, проводимых в форме наблюдений, обзоров, индивидуальных и групповых интервью, дискуссий, работ в фокус-группах, и количественных исследований, осуществляемых посредством опроса, анкетирования потенциальных потребителей и расчета демографических, психографических, личностных характеристик целевой аудитории. Исследования подобного рода помогают не только выявить целевую аудиторию и классифицировать ее, но и построить модель поведения будущего потребителя разрабатываемого дизайн-объекта и предугадать его реакцию [1, c. 73].

На начальном этапе проектирования проводится анализ изделий-аналогов и прототипов проектируемого изделия, выявляются их характеристики. Аналогами разрабатываемого изделия являются известные из общедоступных сведений художественно-конструкторские решения, относящиеся к внешнему виду изделия того же функционального назначения, сходные с разрабатываемым образцом по существенным признакам. Изучение аналогов позволяет прояснить то, какие формы и конструкции предпочтительней, какие конструкторские и дизайнерские решения уже предложены на рынке.

Изучив существующий рынок, можно избежать принципиальных ошибок в проектировании и конструировании нового объекта и предложить инновационное дизайнерское решение [9, c. 101].[26]

Еще одним методом решения проектных задач является моделирование потребительских ситуаций. Метод направлен на исследование образа жизни потребителей продукции, изучение осведомленности покупателей о новом товаре и положительного отношения к нему, определение реакции потребителей на особенности использования упакованного товара. Метод позволяет оценить действия целевой аудитории в отношении пробных и повторных покупок [3, c. 38].

В основу метода заложено тестирование модификаций проектируемого изделия с целью объективной оценки его основных характеристик и улучшения потребительских свойств.

В рамках функционального маркетинга задается потребительская ценность дизайнерских объектов. Таким образом, организация дизайн-проектирования связана с выполнением не только творческих, конструкторских и инженерных работ, но и с опосредованными видами дизайнерской деятельности, такими как эффективное планирование труда, маркетинговые исследования в области потребительского рынка, разработка перспективных видов продукции [10, c. 52].

Раскрыв главу мы, во-первых, изучили различные планировочные решения, характер и специфику интерьера;

Во-вторых, ознакомились с стандартной структурой и параметрами квартир и композицией жилого пространства;

В-третьих, разобрали типы проектов, такие как: типовые, индивидуальные и экспериментальные и их назначения. Узнали, что является исходным документом для разработки проекта и стадии проектирования такие как, технический проект и смета и рабочие чертежи.

В-четвертых, изучили этапы проектирования дизайн-проекта, основной этап, этап разработки технической документации, этап создания объемного 3D дизайнерского решения интерьера и этап сдачи всей проектной документации.

В-пятых, ознакомились с понятиями эргономика, формообразование и функциональный маркетинг.

Следовательно, мы ознакомились с содержанием, структурой и последовательностью создания проекта и подготовились к выполнению проекта на практике.

3 Объект практической работы и его реализация

3.1 Ограничения проекта

Приоритетная задача, решаемая в рамках данного проекта, состоит в создании функционального удобного и современного интерьера.

Основным ограничением проекта являются малая габаритная квартира, в рамках которой надо удобно разместить основные функциональные зоны жилого помещения. Квартира небольшая, для двух человек, поэтому особенно важно организовать пространство таким образом, чтобы свободное место и области отдыха органично сочетались с рабочими зонами.

3.1.1 Граничные условия проекта

Данный проект разрабатывается для энергичной молодой пары, ведущей динамичный образ жизни, успешно сочетая напряженную работу с отдыхом, спортом и приемами гостей. Предпочтения заказчика в создании облика квартиры, соответствующего мироощущению, интересам и привычкам ее владельцев. В удобную кухню должна гармонично вписываться барная стойка. Заказчик предполагает на кухне выделить гостевую зону для встреч с друзьями. Также необходима комфортная зона отдыха и рабочее место.

Для создания уникального и современного интерьера в этой квартире необходимо использовать смелые и оригинальные решения, которые позволят создать чувство свободы и отказаться от стереотипов.

3.1.2 Исходные характеристики квартиры

Адрес: Сахалинская обл, г. Углегорск, ул. Портовая, 30

Этаж: 4

Площадь: общая – 33 м2, жилая – 17 м2

Количество комнат: 1

Санузел: совмещенный

Материал перекрытий: кирпич

Материал перегородки: гипсокартон

Год постройки: 1972г.

3.2 Способы реализации проекта

Существует два основных способа реализации проекта:

  • Выполнение проекта вручную традиционными графическими способами
  • Проектирование в программах, таких как AutoCAD с последующим моделированием в SketchUp или более реалистичных, таких как 3D Max или других трехмерных программах [8, c. 9].[27]

Рассмотрим преимущества и недостатки этих способов.

Реализация проекта вручную традиционными графическими способами делится на несколько этапов.

  1. Эскизная прорисовка с использованием различных графических инструментов и материалов, таких как карандаш, кисть, перо и тушь, маркеры разной толщены, гелевые ручки, роллеры, рейсфедеры и т.д.
  2. Создание реалистичных планов и разверсток при помощи традиционных методов черчения с последующим переносом ее на специально подготовленные планшеты.
  3. Вычеркивание перспективы с последующим переносом ее на специально подготовленный планшет.
  4. Отмывка акварелью (желательно под кальку) подготовленных планов, разверсток и перспективы.
  5. Создание подробного макета в масштабе [2, c. 28].

Самый главный недостаток традиционного классического метода проектирования дизайн интерьера заключается в том, что цена ошибки в данном случае очень высока и в прямом и в переносном смысле. Если по какой-либо причине вариант дизайна не устроит заказчика или самого исполнителя, придется все переделать заново. При этом каждый новый комплект эскизов и тем более изменение окончательной отмывки или макета должны оплачиваться отдельно, что недешево обходится заказчику, а для дизайнера переделка проекта – лишняя трата времени и сил [7, c. 149].

Сегодня ситуация резко изменилась. Существует много программ трехмерного моделирования, которые позволяют проектировать сложные интерьеры, а самое главное – при необходимости быстро корректировать проект. Конечно, для компьютерного моделирования интерьеров тоже требуются знания и опыт, но при этом затраты времени и сил намного меньше, чем при ручном проектировании [7, c. 149].[28]

На стадии реализации проекта дизайнер выбирает требуемое для этого программное обеспечение, занимается черчением планов в AutoCAD, оформлением чертежей и всей технической документацией, и наконец создает виртуальную модель будущего интерьера в выбранной графической программе SketchUP, 3dMAX, Lithtwave, Maya, Cinema4 и т.д. [8, c. 10]

AutoCAD — это система автоматизированного проектирования, которая является мировым лидером среди графических программ для 2D и 3D-проектирования. Умение работать в программе AutoCAD помогает инженерам проектировщикам и архитекторам выполнять быстро и качественно машиностроительные, архитектурно-строительные чертежи зданий любой сложности. Электротехникам и радиоинженерам быстро и качественно создавать чертежи любых электрических схем. Дизайнерам оперативно выполнять чертежи интерьеров и при необходимости размещать мебель и другие предметы интерьера на плане здания. С помощью AutoCAD дизайнеры создают чертежи в области ландшафтного дизайна и чертежи планов местности, генпланов и геодезические чертежи. Проектировщики внутренних инженерных систем выполняют чертежи инженерных систем вентиляции, отопления, водоснабжения, канализации, электроснабжения, создают чертежи аксонометрических схем [2, c. 29].

В проекте автор решил использовать программу SketchUp.

SketchUp имеет весьма солидный по меркам жизни компьютерных программ возраст – его создатель, американская компания @Last Software, первую рабочую версию представила еще в 2000 г.

SketchUp, что отражено и в самом его названии (Sketch – эскиз, набросок, Up – вверх) предназначен для эскизного, поискового 3D-моделирования – изначально и прежде всего – с архитектурной специализацией. Однако на самом деле, благодаря гибкости заложенных в нем механизмов моделирования, возможности и области применения оказались намного шире – SketchUp с успехом используют для разработки разнообразных проектов во всех жанрах дизайна, рекламы, инженерном проектировании, кино- и игропроизводстве… трудно перечислить все [8, c. 12].[29]

В отличие от 2D, трехмерная, или 3D-графика, базируется на принципиально другом подходе, прежде всего – к рабочему пространству. Здесь два привычных понятия и измерения – «ширина, высота», дополняются третьим – «глубина», и таким образом положение элементов любого объекта однозначно определяются уже тремя пространственными координатами с числовыми значениями по каждой из осей (традиционно – X, Y, Z). А само трехмерное пространство – это фактически виртуальный мир, который во многих 3D-редакторах так и называется – World (Мир), а его оси – World Axes (Мировые оси).

Также для такого пространства, «мира» в SketchUp используется аналогичное понятие – «Сцена». Работу в 3D-редакторе правильней уже называть не «рисованием», а «построением», поскольку в итоге рисуем не картинку, не плоскую фигуру, а строим именно полноценную (пусть и виртуальную) объемную форму. Такая форма (или «модель»), как и в реальности, имеет три измерения в физически реальных величинах. И именно это дает возможность свободно манипулировать объектом в трехмерном пространстве проекта-сцены [2, c. 30].

Исследовав вторую главу, мы ознакомились с объектом практической работы и способы его реализации, узнали ограничения проекта, приоритетную задачу, граничные условия проекта, исходные характеристики квартиры и способы реализации проекта такие как выполнение проекта вручную и проектирование в программах, проанализировали преимущества и недостатки этих способов, разобрали виды программ и описали более подробно выбранную автором для реализации проекта.

Следовательно, выяснив особенности предстоящей работы и выбрав способ ее реализации, мы готовы приступить к выполнению проекта [7, c. 150].[30]

3.3 Общее стилевое решение

Исходя из планировки квартиры и небольшого пространства помещения было запланировано применять супертехнологичные материалы, позволяющие создать иллюзию прозрачности и невесомости. Так как хозяева квартиры молодые и преуспевающие люди, работающие в сфере информационных технологий, было принято решение использовать в интерьере отражающие и металлические поверхности, которые позволяют создать ощущение чего-то «космического и технического», представляющие версию эстетики стиля high tech.

3.4 Стилевое решение предметов обстановки

Во всех помещениях, помимо кафеля в ванной и кухонной зоне, применяется покраска. Покрытие пола комнаты, обеденной зоны и прихожей решено в виде ламината серых тонов, а в ванной и в рабочей зоне кухни пол выложен керамогранитной плиткой.

Для того чтобы квартира просматривалась с разных точек, было принято решение отказаться от стены, разделяющей комнату и кухню, и на ее месте возвести небольшую легкую перегородку. Композиция из стекла позволяет беспрепятственному прохождению света.

Материалом для стеллажей и полок было, выбрано стекло, проницаемое во всех направлениях.

Руководствуясь выбранным стилем, в качестве поставщиков предметов обстановки используем мебель российского и испанского производства (MetalKris, Kirena, корпусная кухонная мебель на заказ российского производства с использованием импортного материала). Стоимость предметов интерьера можно уточнить в магазинах, официально предоставляющих на российском рынке выше перечисленные фирмы. В данном проекте указаны приблизительные цены на мебель.

Мебель и осветительные приборы:

Сценарий освещения являет собой сложный и многоплановый спектакль. Днем солнечные лучи попадают в помещение из трех больших окон; вечером насыщенность светом достигается благодаря главному источнику в центре комнаты, который поддерживается группами лампочек зонального освещения. Источники направленного света фирмы DELTALIGHT позволяет создать интересные решения локального освещения.

В обеденной зоне имеется система хромированных поворотных светильников, установленных в оконный откос, а кухонную зону наполняют светом поворотные светильники в потолке. Об освещении варочной панели и готовящихся на ней яств заботятся галогенные лампочки вытяжки, светящие вниз из-под козырька из толстого закаленного стекла.

Главное освещение в ванной комнате и прихожей реализовано в виде встроенных светильников испанской марки MOA.

На рисунке 1 (Прил. 3) представлен план расстановки мебели с обозначением.

Основные характеристики – см. таблицу 3 (Прил. 4).

Сантехника и бытовая техника:

В рамках реализации данного проекта было подобрано сантехническое оборудование и бытовая техника, соответствующая выбранному стилевому решению квартиры. Совместно с заказчиком было решено поставить душевую кабину, тем самым расширить пространство ванной и разместить там стиральную машину. Маленькие размеры ванной призывают к использованию наиболее прозрачных и воздушных решений. Впечатление космической легкости усилено створками угловой душевой кабины Kolo, держащимся на небольших креплениях и создавая иллюзию проницаемости пространства. В духе общей эстетики выбран комплект мебели с раковиной и зеркало. Все смесители GROHE, выбранные для санузла и кухни, поддерживают общий стиль.

Стоимость сантехнического оборудования и бытовой техники приведена в таблице 1,2. (Прил. 1,2)

3.5 Планировочное решение

Было решено снести перегородку между комнатой и кухней, чтобы максимально увеличить пространство, и ограничиться возведением небольшой перегородки, для разделения столовой и рабочей зоны. Благодаря этому, убрав из коридора дверь в кухню, удалось расширить ванную комнату и увеличить нишу для шкафа-купе.

При выполнении перепланировки были учтены следующие ограничения:

  • Обеспечение полноценного места для хранения одежды
  • Создание бара в зоне кухни.

3.6 Оценка стоимости проекта

Оценка стоимости реализации данного проекта оценивается приблизительно и включает в себя стоимость отделочных материалов и примерную стоимость мебели и осветительных приборов.

Стоимость строительных работ:

В общем виде стоимость строительных работ складывается из стоимости работ:

  • По сносу/возведению перегородок
  • Электромонтажных
  • Сантехнических
  • Отделочных

Составление подробной сметы по данным работам выполняется специалистом-сметчиком соответствующей квалификации. Поэтому в рамках проекта возможно оценить лишь приблизительную стоимость за 1 м2 качественно выполненного ремонта. Средняя рыночная стоимость подобных работ составляет 2500 руб./м2, т.о. общая стоимость составит 82500руб.

Стоимость отделочных материалов:

Стоимость материалов см «Ведомость отделочных и лакокрасочных материалов» оценивается в 100000 руб.

Стоимость основных предметов обстановки:

Согласно данным таблицы 1 стоимость приобретения предметов обстановки и осветительных приборов можно оценить в 390000 руб.

Таким образом, ориентировочная стоимость реализации данного проекта составляет около 572500 руб.

Таким образом мы описали и обосновали общее стилевое решение, стилевое решение предметов обстановки такие как мебель и осветительные приборы, сантехнику и бытовую технику, разработали планировочное решение и оценили стоимость проекта. Для каждого из этапов был определен перечень производимых работ, а также состав документов, необходимых для реализации проекта.

Чтобы наглядно показать, что в проекте действительно все гармонично, удобно, функционально и красиво, а главное удовлетворяет требованиям Заказчика, была разработана объёмная модель помещения (Прил. 17).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, раскрыв курсовую работу мы изучили различные понятие в сфере проектирования такие как проект, интерьер, дизайн, дизайн интерьера. Разобрали различные принципы проектирования, направления в проектировании. Определили характер и специфику интерьера квартиры и ознакомились с цветом и стилем в дизайне интерьере.

Исследовали различные планировочные решения, характер и специфику интерьера, ознакомились с стандартной структурой и параметрами квартир и композицией жилого пространства, разобрали типы проектов, изучили этапы проектирования дизайн-проекта, ознакомились с понятиями эргономика, формообразование и функциональный маркетинг.

Описали и обосновали общее стилевое решение, стилевое решение предметов обстановки, разработали планировочное решение и оценили стоимость проекта. Для каждого из этапов был определен перечень производимых работ, а также состав документов, необходимых для реализации проекта.

Следовательно, мы ознакомились с содержанием, структурой и последовательностью создания проекта и подготовились к выполнению проекта на практике.

В результате выполнения данного эскизного проекта было выполнено функциональное зонирование и декорирование помещения. Была выделена рабочая и обеденная зона на кухне, отделенная барной стойкой, зона отдыха и рабочая зона, место хранения вещей.

Для всех помещений было подобрано оборудование и организованно пространство. Разработан комплект чертежей, произведена оценка стоимости, осуществлён подбор цветовых решений и реализована 3D-визуализация основных помещений квартиры (Прил. 17).

Оригинал 3D дизайна проекта в формате программы SketchUp будет приложен дополнительно к курсовой работе, в виде архива.

Фото автора с чертежами (Прил. 18).

Выполнив огромный объём работ, мы научились грамотно подбирать, отсеивать информацию и обучились оценивать и осуществлять дизайн проект интерьера исходя из характеристик заказчиков и помещения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Волкова Т.Ф. Проектирование и дизайн жилых помещений: Учебное пособие. – Пенза: ПГУАС, 2014. – 136 с.
  2. Кириллова, Т. И. Компьютерная графика AutoCAD 2013, 2014: Учебное пособие. – Екатеринбург: Урал, 2016. — 156 с.
  3. Кобякова М.А. Дизайн интерьера: теория и методика профессионального обучения: Учебник для вузов/М. А. Кобякова, А. А. Дроздова, М. А. Ельмендеева. - Ульяновск: Зебра, 2018. – 46 с
  4. Кривошапко С.Н. Конструкции зданий и сооружений. – М.: Юрайт, 2016. – 476 с.
  5. Лойко А.И. Философия дизайна: Учебное пособие / А.И. Лойко, Е.К. Булыго, Е.Б. Якимович. – Минск: БНТУ, 2017. – 73 с.
  6. Матехина О.В. Основы архитектурного проектирования. – Новокузнецк: СибГИУ, 2014. – 296 с.
  7. Орлов А.Ю. Проектирование, дизайн, строительство: самые полезные программы. – П.: ПГСУ, 2015. – 252 с.
  8. Петелин А.В. SketchUp. Базовый учебный курс. – М.: Звезда, 2015. – 56 с.
  9. Семикина Т.А. Принципы проектирования жилых пространств / Семикина Т.А., Иванова А.С. – Иркутск: ИРНИТУ, 2016. – 154 с.
  10. Туснина В.М. Проектирование одноэтажного производственного здания и административно-бытового корпуса промышленного. – М.: МГСУ, 2014. – 114 с.

Приложения

Приложение 1.

Таблица 1 Сантехника

Приложение 2.

Таблица 2 Бытовая техника

Приложение 3.

Рисунок 1

Приложение 4.

Таблица 3

Приложение 5.

Рисунок 2. Обмерный план М=1:50

Приложение 6.

Рисунок 3. План перепланировки М=1:50

Приложение 7.

Рисунок 4. План расстановки мебели М=1:50

Приложение 8.

Рисунок 5. План потолка М=50

Приложение 9.

Рисунок 6. План электрики М=1:50

Приложение 10.

Рисунок 7. План полов 1:50

Приложение 11.

Рисунок 8. Разверстка ванной комнаты М=1:25

Приложение 12.

Рисунок 9. Разверстка ванной комнаты М=1:25

Приложение 13.

Рисунок 10. Разверстка кухни М=1:25

Приложение 14.

Рисунок 11. Разверстка кухни М=1:25

Приложение 15

Таблица 4. Ведомость отделки помещений

Приложение 16.

Таблица 5. Ведомость отделочных и лакокрасочных материалов

Приложение 17.

3D Проект однокомнатной квартиры

Приложение 18

Фото автора с чертежами

  1. 3. Кобякова М.А. Дизайн интерьера: теория и методика профессионального. Ульяновск: Зебра, 2018. 46 с.

  2. 5. Лойко А.И., Булыго Е.К., Якимович Е.Б. Философия дизайна. Минск: БНТУ, 2017. 73 с.

  3. 9. Семикина Т.А., Иванова А.С. Принципы проектирования жилых пространств. Иркутск: ИРНИТУ, 2016. 154 с.

  4. 9. Семикина Т.А., Иванова А.С. Принципы проектирования жилых пространств. Иркутск: ИРНИТУ, 2016. 154 с.

    3. Кобякова М.А. Дизайн интерьера: теория и методика профессионального. Ульяновск: Зебра, 2018. 46 с.

    5. Лойко А.И., Булыго Е.К., Якимович Е.Б. Философия дизайна. Минск: БНТУ, 2017. 73 с.

  5. 5. Лойко А.И., Булыго Е.К., Якимович Е.Б. Философия дизайна. Минск: БНТУ, 2017. 73 с.

    9. Семикина Т.А., Иванова А.С. Принципы проектирования жилых пространств. Иркутск: ИРНИТУ, 2016. 154 с.

    3. Кобякова М.А. Дизайн интерьера: теория и методика профессионального. Ульяновск: Зебра, 2018. 46 с.

  6. 3. Кобякова М.А. Дизайн интерьера: теория и методика профессионального. Ульяновск: Зебра, 2018. 46 с.

    5. Лойко А.И., Булыго Е.К., Якимович Е.Б. Философия дизайна. Минск: БНТУ, 2017. 73 с.

    9. Семикина Т.А., Иванова А.С. Принципы проектирования жилых пространств. Иркутск: ИРНИТУ, 2016. 154 с.

  7. 1. Волкова Т.Ф. Проектирование и дизайн жилых помещений. Пенза: ПГУАС, 2014. 136 с.

    5. Лойко А.И., Булыго Е.К., Якимович Е.Б. Философия дизайна. Минск: БНТУ, 2017. 73 с.

    3. Кобякова М.А. Дизайн интерьера: теория и методика профессионального. Ульяновск: Зебра, 2018. 46 с.

  8. 1. Волкова Т.Ф. Проектирование и дизайн жилых помещений. Пенза: ПГУАС, 2014. 136 с.

    3. Кобякова М.А. Дизайн интерьера: теория и методика профессионального. Ульяновск: Зебра, 2018. 46 с.

    5. Лойко А.И., Булыго Е.К., Якимович Е.Б. Философия дизайна. Минск: БНТУ, 2017. 73 с.

  9. 3. Кобякова М.А. Дизайн интерьера: теория и методика профессионального. Ульяновск: Зебра, 2018. 46 с.

    9. Семикина Т.А., Иванова А.С. Принципы проектирования жилых пространств. Иркутск: ИРНИТУ, 2016. 154 с.

    1. Волкова Т.Ф. Проектирование и дизайн жилых помещений. Пенза: ПГУАС, 2014. 136 с.

  10. 5. Лойко А.И., Булыго Е.К., Якимович Е.Б. Философия дизайна. Минск: БНТУ, 2017. 73 с.

  11. 5. Лойко А.И., Булыго Е.К., Якимович Е.Б. Философия дизайна. Минск: БНТУ, 2017. 73 с.

    9. Семикина Т.А., Иванова А.С. Принципы проектирования жилых пространств. Иркутск: ИРНИТУ, 2016. 154 с.

    3. Кобякова М.А. Дизайн интерьера: теория и методика профессионального. Ульяновск: Зебра, 2018. 46 с.

  12. 4. Кривошапко С.Н., Галишникова В.В. Конструкции зданий и сооружений. М.: Юрайт, 2016. 476 с.

    9. Семикина Т.А., Иванова А.С. Принципы проектирования жилых пространств. Иркутск: ИРНИТУ, 2016. 154 с.

    5. Лойко А.И., Булыго Е.К., Якимович Е.Б. Философия дизайна. Минск: БНТУ, 2017. 73 с.

  13. 3. Кобякова М.А. Дизайн интерьера: теория и методика профессионального. Ульяновск: Зебра, 2018. 46 с.

    5. Лойко А.И., Булыго Е.К., Якимович Е.Б. Философия дизайна. Минск: БНТУ, 2017. 73 с.

    9. Семикина Т.А., Иванова А.С. Принципы проектирования жилых пространств. Иркутск: ИРНИТУ, 2016. 154 с.

  14. 5. Лойко А.И., Булыго Е.К., Якимович Е.Б. Философия дизайна. Минск: БНТУ, 2017. 73 с.

    3. Кобякова М.А. Дизайн интерьера: теория и методика профессионального. Ульяновск: Зебра, 2018. 46 с.

    9. Семикина Т.А., Иванова А.С. Принципы проектирования жилых пространств. Иркутск: ИРНИТУ, 2016. 154 с.

  15. 9. Семикина Т.А., Иванова А.С. Принципы проектирования жилых пространств. Иркутск: ИРНИТУ, 2016. 154 с.

    3. Кобякова М.А. Дизайн интерьера: теория и методика профессионального. Ульяновск: Зебра, 2018. 46 с.

    4. Кривошапко С.Н., Галишникова В.В. Конструкции зданий и сооружений. М.: Юрайт, 2016. 476 с.

  16. 3. Кобякова М.А. Дизайн интерьера: теория и методика профессионального. Ульяновск: Зебра, 2018. 46 с.

    9. Семикина Т.А., Иванова А.С. Принципы проектирования жилых пространств. Иркутск: ИРНИТУ, 2016. 154 с.

    5. Лойко А.И., Булыго Е.К., Якимович Е.Б. Философия дизайна. Минск: БНТУ, 2017. 73 с.

  17. 5. Лойко А.И., Булыго Е.К., Якимович Е.Б. Философия дизайна. Минск: БНТУ, 2017. 73 с.

    3. Кобякова М.А. Дизайн интерьера: теория и методика профессионального. Ульяновск: Зебра, 2018. 46 с.

    4. Кривошапко С.Н., Галишникова В.В. Конструкции зданий и сооружений. М.: Юрайт, 2016. 476 с.

  18. 4. Кривошапко С.Н., Галишникова В.В. Конструкции зданий и сооружений. М.: Юрайт, 2016. 476 с.

    9. Семикина Т.А., Иванова А.С. Принципы проектирования жилых пространств. Иркутск: ИРНИТУ, 2016. 154 с.

    3. Кобякова М.А. Дизайн интерьера: теория и методика профессионального. Ульяновск: Зебра, 2018. 46 с.

    1. Волкова Т.Ф. Проектирование и дизайн жилых помещений. Пенза: ПГУАС, 2014. 136 с.

  19. 1. Волкова Т.Ф. Проектирование и дизайн жилых помещений. Пенза: ПГУАС, 2014. 136 с.

    9. Семикина Т.А., Иванова А.С. Принципы проектирования жилых пространств. Иркутск: ИРНИТУ, 2016. 154 с.

    3. Кобякова М.А. Дизайн интерьера: теория и методика профессионального. Ульяновск: Зебра, 2018. 46 с.

  20. 3. Кобякова М.А. Дизайн интерьера: теория и методика профессионального. Ульяновск: Зебра, 2018. 46 с.

    1. Волкова Т.Ф. Проектирование и дизайн жилых помещений. Пенза: ПГУАС, 2014. 136 с.

    9. Семикина Т.А., Иванова А.С. Принципы проектирования жилых пространств. Иркутск: ИРНИТУ, 2016. 154 с.

  21. 1. Волкова Т.Ф. Проектирование и дизайн жилых помещений. Пенза: ПГУАС, 2014. 136 с.

    3. Кобякова М.А. Дизайн интерьера: теория и методика профессионального. Ульяновск: Зебра, 2018. 46 с.

    6. Матехина О.В. Основы архитектурного проектирования. Новокузнецк: СибГИУ, 2014. 296 с.

  22. 1. Волкова Т.Ф. Проектирование и дизайн жилых помещений. Пенза: ПГУАС, 2014. 136 с.

    10. Туснина В.М. Проектирование одноэтажного производственного здания и административно-бытового корпуса промышленного. М.: МГСУ, 2014. 114 с.

    6. Матехина О.В. Основы архитектурного проектирования. Новокузнецк: СибГИУ, 2014. 296 с.

  23. 3. Кобякова М.А. Дизайн интерьера: теория и методика профессионального. Ульяновск: Зебра, 2018. 46 с.

    6. Матехина О.В. Основы архитектурного проектирования. Новокузнецк: СибГИУ, 2014. 296 с.

    9. Семикина Т.А., Иванова А.С. Принципы проектирования жилых пространств. Иркутск: ИРНИТУ, 2016. 154 с.

  24. 10. Туснина В.М. Проектирование одноэтажного производственного здания и административно-бытового корпуса промышленного. М.: МГСУ, 2014. 114 с.

    6. Матехина О.В. Основы архитектурного проектирования. Новокузнецк: СибГИУ, 2014. 296 с.

    3. Кобякова М.А. Дизайн интерьера: теория и методика профессионального. Ульяновск: Зебра, 2018. 46 с.

  25. 3. Кобякова М.А. Дизайн интерьера: теория и методика профессионального. Ульяновск: Зебра, 2018. 46 с.

    6. Матехина О.В. Основы архитектурного проектирования. Новокузнецк: СибГИУ, 2014. 296 с.

    1. Волкова Т.Ф. Проектирование и дизайн жилых помещений. Пенза: ПГУАС, 2014. 136 с.

  26. 9. Семикина Т.А., Иванова А.С. Принципы проектирования жилых пространств. Иркутск: ИРНИТУ, 2016. 154 с.

    3. Кобякова М.А. Дизайн интерьера: теория и методика профессионального. Ульяновск: Зебра, 2018. 46 с.

    10. Туснина В.М. Проектирование одноэтажного производственного здания и административно-бытового корпуса промышленного. М.: МГСУ, 2014. 114 с.

  27. 8. Петелин А.В. SketchUp. Базовый учебный курс. – М.: Звезда, 2015. – 56 с.

    2. Кириллова, Т. И. Компьютерная графика AutoCAD 2013, 2014. Екатеринбург: Урал, 2016. 156 с.

    7. Орлов А.Ю. Проектирование, дизайн, строительство: самые полезные программы. П.: ПГСУ, 2015. 252 с.

  28. 7. Орлов А.Ю. Проектирование, дизайн, строительство: самые полезные программы. П.: ПГСУ, 2015. 252 с.

    8. Петелин А.В. SketchUp. Базовый учебный курс. – М.: Звезда, 2015. – 56 с.

    2. Кириллова, Т. И. Компьютерная графика AutoCAD 2013, 2014. Екатеринбург: Урал, 2016. 156 с.

  29. 8. Петелин А.В. SketchUp. Базовый учебный курс. – М.: Звезда, 2015. – 56 с.

    2. Кириллова, Т. И. Компьютерная графика AutoCAD 2013, 2014. Екатеринбург: Урал, 2016. 156 с.

  30. 7. Орлов А.Ю. Проектирование, дизайн, строительство: самые полезные программы. П.: ПГСУ, 2015. 252 с.