Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Проектирование интерьера книжного магазина

Содержание:

Введение

Актуальность темы курсовой работы, определяется тем, что многие виды торговой деятельности, требуют оформления интерьерных решений, так как внешний вид торговых площадей оказывает прямое воздействие на мотивацию потенциальных покупателей к посещению торговой точки, что способствует их коммерческому успеху в конкурентной рыночной борьбе.

Наша главная задача состоит в том, чтобы расширить рамки представления о классическом книжном магазине и добавить в него зоны отдыха, где потребитель сможет с комфортом полистать заинтересовавший его экземпляр, а также посетить в рамках магазина какие-либо интерактивные мероприятия.

Проблема настоящей курсовой работы заключается в успешности реализации поставленной задачи «выхода за рамки классического книжного магазина», а именно: правильного зонирования и освещения; подбора цветовой гаммы и оформительных материалов.

Объект исследования: проектирование модели книжного магазина согласно составленному плану.

Предмет исследования: применение полученных навыки и знаний при использовании графического редактора Corel Draw и программой трехмерной графики Cinema 4D в рамках выполнения практической части нашей работы.

Проведённое нами в настоящей курсовой работе исследование было основано на тех подходах, что сложились к настоящему времени в области интерьерных решений, маркетинга, моделирования и оптимизации.

Существенный вклад в изучение фундаментальных основ дизайна внесли многие авторы. Среди них Беляева С. Е., Бесчастнов, Н. П,, Матюнина Д. С., Михайлов С. М, Нестеренко О. И. и другие.

Взаимосвязь зрительных восприятий интерьера с вопросами продвижения товаров и услуг также изучало значительное число учёных, в том числе Рок И., Попов Е. В, Лисициан М. В., Новикова Е. Б., Петунина 3. В и другие.

В работах таких авторов, как Джонс Дж.К., Заёнчик В. М., Карачёв А. А., Шимко В. Т. Шмелёв В. Е. и других, исследовались основы творческо-конструкторской деятельности, средовое проектирование и методы проектирования

Исследованиями логистических центров и объединений занимались В. Александров, С. Елисеев, А. Котляренко, Ю. Лебедев, А. А. Смехов.

Целью исследования является практическое моделирование концепции книжного магазина с использование имеющихся интерьерных решений и графического редактора.

Поставленная цель курсовой работы обусловила необходимость решения следующих задач:

1. Осветить историю развития интерьера и основные направления интерьерных решений.

2. Показать значение интерьера в коммерческой деятельности

3. Получить практические навыки в разработке концепции и оформлении интерьера книжного магазина.

4. Получение практических навыков в использовании графического редактора Corel Draw и в редакторе трехмерных объектов Cinema 4D.

Теоритическая значимость работы определяется демонстрацией всех ныне существующих подходов в оформлении интерьерных решений.

Практическая значимость курсовой работы в том, что этот проект можно будет использовать как готовое руководство при работе с оформлением книжного магазина.

Методологическую основу курсовой работы составили современные методы познания, выявленные наукой и апробированные практикой: системный, формально-логический, социологический, статистический.

Нормативно-правовую базу работы составляют положения и выводы трудов и публикаций ведущих отечественных и зарубежных специалистов в области интерьера.

1. Интерьер: история развития и значение в культуре

1.1 История развития интерьера и основные направления интерьерных решений

Интерьер (от лат. «interior» – внутренний) – архитектурное и художественно оформленное внутреннее пространство здания, обеспечивающее эстетическое восприятие и благоприятные условия жизнедеятельности; внутреннее пространство здания или отдельного помещения, архитектурное решение которого определяется его функциональным назначением

Основу дизайна интерьера составляет синтез как прагматических, так и художественных идей и решений, которые направленны на улучшение условий существования человека в целостной и эстетически совершенной форме.

Интерьер складывается из трёх составляющих:

  • строительная оболочка (пол, стены, потолок);
  • предметное наполнение (оборудование, мебель);
  • функциональные процессы, формирующие пространство, и чувственно-психологическую атмосферу.

В зависимости от целевого назначения конкретного помещения будет меняться и оформление его интерьера, где ключевыми постулатами становятся такие категории как: размер, пропорциональность и характер обстановки. [1]

История интерьера насчитывает более 5 тысяч лет, за это время основные понятия об архитектуре, мебели, элементах декора неоднократно менялись, формируя целые школы и течения, отсылки к которым, можно встретить в современном дизайне интерьера. История стилей интерьера фактически повторяет историю развития самой человеческой культуры.

В настоящее время интерьер принято разделять понятие на два подвида: жилой и общественный. Естественно, что в жилом интерьере, подразумевается обстановка жилого помещения, будь то дача, дом, квартира или же гостиница. А в понятие общественного интерьера попадает, все общественные места: торговые комплексы, офисные помещения, развлекательные и обучающие площадки, и т.д.

Жилой интерьер должен не только соответствовать потребностям заказчика, но и отражать его внутренний мир, его культурные предпочтения, характер, а также создавать определённое настроение в той или иной части дома. У общественного интерьера первоочередная и ключевая задача – полное соответствие всем сформированным запросам к данному помещению. Например: в образовательном учреждении должно быть достаточно пространства и света, а внутренний окрас помещения должен создавать у посетителей сосредоточенное настроение для лучшего усвоения информации; однако, у ресторана быстрого питания, будут совершенно иные требования к оформлению – яркие цвета, крупные контрастные детали, чёткое зонирование. [2]

Официально считается, что интерьер своё начало берёт в древнем Египте в тинисский период, он же раннединастический период. Именно в этот период начали зарождаться первые основы искусства. В это время искусство было напрямую связано с религиозными верованиями и соответственно, всё оно было направлено на проведение обрядов и канонов, в том числе, обряда погребения. И именно в нём появляется первый очевидный символ древней архитектуры «мастаба» – пирамида с усечённым верхом выполняющая роль гробницы. Появление мастабы стало отправной точкой в развитии архитектуры древнего Египта. И уже в Среднем царстве (вторая эпоха Династического периода) египтяне создают первый стул, примерно в том виде, в котором мы наблюдаем его сегодня – стул со спинкой. И к этому стулу начали применяться первые элементы декора – мастера выравнивали поверхность, избавлялись от заусенец и зазубрин, скрывали дефекты сборки цветными красками. Примерно в это же время древние египтяне начали активно инкрустировать коробки для утвари и саркофаги полудрагоценными камнями, а также расписным фаянсом. Появились и первые зеркала сделанные из метала.

Древней Греции тоже начинают строить храмы, выполняя их стены в основном из дерева или сырца. (кирпич ручной формовки, сделанный из глины и соломы). Полы в древнегреческих храмах выполнялись в основном из каменных плит и к ним вскоре стали добавлять мозаику. На склонах холмов активно строились театры из того самого сырца.

Сырцовые стены в храмах отделывались первой штукатуркой, и по ней выполнялась роспись. В силу достаточно жаркого климата в жилищах древних греков не было дверей как таковых и вместо них применяли длинные отрезы ткани. Именно с этого момента ткань начинает занимать отдельную нишу в бытовом интерьере древних греков. Кроме занавесей дверных проёмов ткань активно использоваться как элемент драпировки при украшении жилища. Вместе с этим появляется первая мода на расцветки и узоры, которые чаще носили повествовательно-мифологический характер. Были востребованы отрезы насыщенных, преимущественно тёплых цветов, таких как золотой, малиновый, лиловый, зеленый. Так же в моду начинает входить украшение и роспись домашней мебели. [3]

Древний Рим в своём развитии в целом шёл тем же путём, что и Греция. Сырцовый кирпич активным использовался для построек, также был популярен и театр. И именно на театре Рим ответвляется от унисона с древней Грецией. Древние греки строили свои амфитеатры на склонах холмов, в то время как древние римляне для построек театра нарочито выбирали плоские равнины. И именно древнеримский театр на плоской равнине стал историческим образцом объёмной архитектуры. Параллельно с театром большим спросом в древнем Риме пользуются и термы – античные бани. Термы выходили за рамки классического места для простого омовения тела. В них устраивались всевозможные развлечения и физкультурные соревнования. Внутри термы находилось несколько бассейнов, стены терм были выложены мозаикой, ниши украшены скульптурами. По роскоши отделки термы уступали только базиликам. Базилики в древнем Риме были верхом архитектурного строения. Они представляли собой двухэтажное здание украшенное и внутри и снаружи. Особое внимание отдавалось внутреннему убранству. Для оформления использовалась бронза, резьба по мрамору, инкрустации полудрагоценными камнями, слоновая кость и черепашьи панцири. Первый этаж базилики был отдан под судебные разбирательства, купеческие дела и политические сборища, в то время как второй этаж предназначался исключительно для пеших прогулок. Пожалуй, самой главной единицей интерьера в древнем Риме было ложе. Это связано с тем, что римляне лежа делали большую половину дел: ели, вели деловые переговоры и переписки. Хранению убранства было отдано предпочтение сундукам. Шкафы находились исключительно в торговых лавках для содержания и хранения продукции. [4]

Перевод Константином Великим римской императорской резиденции в Византию послужил причиной распада не только прежней территории Римской империи, но и отделил запад от востока, что существенно отразилось на дальнейшем культурно историческом развитии целых народов. В Византии на тот период начинают строиться крестовидные храмы из обожжённого кирпича. Кладка штукатурилась, затем облицовывалась мрамором и иными отделочными материалами. Внутренние стены домов были обшиты деревом и драпированы тканевыми отрезами, что делалось, прежде всего, для сохранения тепла в доме. Каменные и земляные полы в доме покрывались коврами, а в самих домах устанавливалась печь из обожжённого кирпича. В интерьерах зажиточных домов использовались драгоценные камни, слоновая кость, золото и серебро.

Во Франции в этот период формируется романское архитектурное направления, которое стало родоначальником капителиев, цветных витражей, появились первые люстры, по форме напоминающие обруч. Эти люстры были выполнены из металла, и они стали первым стационарным предметом быта. Прочая домашняя утварь в то время была переносной. Большой популярностью во Франции пользовались сундуки, из-за их многофункциональности. Сундук одновременно был местом для хранения, столом, и вполне удобной кроватью.

Следует отметить, что именно Франция стала родиной готического стиля в архитектуре. Раннеготическому стилю были характеры богатые витражи, узкие вытянутые арки, витые колонны. Храмы, выстроенные в готическом стиле, не облицовывались ни внутри, ни снаружи, а только штукатурились. Однако, готические замки поражали своим великолепием, особенно касалось это их внутреннего убранства. Стены украшались охотничьими трофеями и родовой геральдикой. Кухня стала отдельным помещением, как и небольшие отапливаемые комнаты для сна – настоящие спальни. Внутренние стены и полы были облицованы керамической плиткой, которая, в свою очередь, была украшена орнаментом и покрыта глазурью. В интерьере преобладали оттенки охры и зелени. В качестве декора использовался открытый огонь. В спальнях на кроватях появляются первые балдахины. [5]

Эпоха Возрождения для внутреннего интерьера интересна появлением фанерного листа. Именно он стал основой для появления всевозможной массовой мебели. Дом стал превращаться во многофункциональное помещение и начинает делиться на зоны. Появляются первые мебельные гарнитуры. Залы и обстановка поражают воображение своими декорациями. Мебель становится чем-то большим, нежели утилитарной необходимостью и становится частью интерьера и декора. Преображаются осветительные приборы и люстры. Люстры эпохи Возрождения создаются из горного хрусталя и разукрашенного фарфора. В декоре жилого помещения преобладают дорогостоящие материалы: дерево, кожа, драгоценные камни и драгоценные металлы. Скульптура, лепнина и зеркала во весь рост на металлических «ножках» становятся неотъемлемой частью быта эпохи Возрождения.

В середине 1700 г. в Европе зародилось ещё одно новое направление – ампир. Стиль ампир появился во Франции, как олицетворение и непобедимость власти и государства. За основу этого стиля была взята римская империя. Отличительная черта ампира – символ в виде буквы «N», лавровые венки, львиные лапы, пилястры и сфинксы. [6]

Завершилась мода на ампир появлением стиля Бидермейера, столь же романтического художественного направления, при похожести на ампир, это стиль отличался лаконичностью и сутью построения. Бидермейер зародился в Германии и Австрии, а германскому обществу присущи привязанности, к практичности и удобству. В период расцвета бидермейера, мебель утратила излишнюю помпезность, превратившись в ту мебель, которую можем встречать в современных стилях интерьера. На смену завитушкам и золотым покрытиям приходит перфекционизм к столярному делу и безупречности формы. При этом, ткани были богаты на яркие цвета и оттенки и преобладают цветочные паттерны. Время бидермейера стало новаторским. Появляются раздвижные столы, откидные столешницы, выдвижные ящики, стулья превращаются в лестницу для библиотеки и так далее. Пожалуй, именно бидермейер стал основой классического стиля в современном дизайне интерьера.

В стиле барокко большое значение играет цветовая гамма, которая в классическом исполнении выполнена в бордовых, золотых и белых тонах. Для барокко и рококо характерно стилистическое слияние потолков, стен и полов – один материал и стиль исполнения используется для декора всей комнаты, так, в барокко лепнина используется на стенах, потолке и плинтусах.

Стиль модерн в дизайне интерьера возник в 1800 г. Основные черты, стиля модерн – округлость линий, практически полное отсутствие симметрии, большое количество тканей (как на стенах, так и в таких стилистических элементах декора как шторы, маленькие подушки, накидки, мебель).

В стиле арт-деко в дизайне интерьера произведена попытка собрать всё лучшее из интерьеров разных эпох и народов. В арт-деко, можно найти египетские мотивы, совмещенные с ампиром, рококо и классицизмом. Визитной карточкой арт-деко являются: большие, тяжёлые зеркала, большое количество элементом и стилевых контрастов, четких форм, изгибов (в том числе на мебели).

Мебель в этом стилевом пространстве должна быть однотонной, быть изготовленной из одного материала, иметь плавные изгибы. Мебель должна использоваться только по назначению, а не играть роль, украшения комнат. Основной особенностью стиля являются: большое количество техники и максимальная функциональность.

Все описанные нами стили до сих пор широко используются в оформлении интерьеров, хотя для стандартных современных квартир подходят более умеренные решения, например, стиль хай-тек или современный модерн.

Основной особенностью стилевого оформления в античном стиле используется строгая симметрия форм, лаконичное оформление стен и мебели, а основной закон интерьера в античном стиле – соотношение большего меньшего и целого, где большая часть относится к целому как малая часть к большему. Так предполагается, что помещение будет стилистически делиться на зоны, где одна будет самая большая, а другие будут разделены на одинаковые малые зоны.

Комнаты, выполненные в готическом оформлении, должны быть разбиты на несколько зон поменьше. В качестве основных стилистических материалов используется дерево и камень. Элементы данного стиля включают в себя гобелены и заостренные формы.

Стилистика Возрождения основывалась на философской мысли о том, что цель в жизни это наслаждение и стиль характеризуется использованием покрытых тканью и гобеленами стен, канделябрами, резной мебелью, большим количеством лепнины и мраморными полами

Для того что бы выбрать стиль интерьера необходимо ориентироваться на площадь помещений и высоту потолков. Выбранные формы должны адекватно отвечать потребностям и быть функциональными.

1.2 Значение интерьера в коммерческой деятельности

Несомненно, что красивый дизайн помогает продавать продукцию, покупатели часто ориентируются не на технические характеристики и свойства товара, а на то, как он выглядит. То же самое, можно сказать и об интерьере магазина. В яркий, стильный магазин людей заходит значительно больше, чем в невзрачный и уныло оформленный.

Архитекторы рассматривают интерьер в связи с экстерьером (внешним видом здания в целом). К экстерьеру относят: фасад здания, вывеску, крыльцо и стоянку для автомобилей. Фасад здания можно украсить красивыми и замысловатыми композициями из цветов. Оригинально окрашенное крыльцо также привлекает внимание покупателей. Наличие стоянки для автомобилей создаёт для покупателей дополнительные удобства, настраивая их тем самым на совершение покупки.[7]

Вывески представляют собой разновидность внешней рекламы торгового предприятия и служат ориентиром, по которому узнаётся местонахождение магазина и его товарный профиль. Вывеска магазина должна точно отражать его товарный профиль и быть немногословной. Материалами для изготовления каркаса (фона) вывески могут быть пластмасса, металл или стекло. Могут использоваться накладные детали из дерева, гипса, полистирола, пенопласта, металла. Для более привлекательного оформления также вывески используют чеканку, роспись по дереву, металлу, стеклу. Достаточно оригинально выглядит перпендикулярно установленная к стене небольшого специализированного магазина и просматривающаяся вдоль тротуара объёмная вывеска в виде сапога (обувной магазин), кренделя (булочная) и т.д. Подобные вывески способствуют привлечению внимания покупателей и подчёркивают индивидуальность торгового предприятия.

Дизайн интерьеров – проектирование, отделка и обстановка внутренних помещений зданий. Современный магазин требует наличия определённых функциональных помещений, которые должны обеспечить необходимые условия для торгового обслуживания покупателей, удобства для работников и сохранность товарно-материальных ценностей. Устройство магазина, планировка его помещений и торгово-технологический процесс взаимосвязаны и взаимообусловлены. Они зависят от торговой площади, товарного ассортимента, методов продажи, характера работ по подготовке к продаже. [8]

Между этими группами помещений должна быть надлежащая взаимосвязь, обеспечивающая рациональную организацию технологического процесса. Так, вспомогательные помещения должны быть хорошо связаны с торговым залом, помещения конторы – с торговым залом и вспомогательными помещениями. Помещения приёмки, хранения и подготовки товаров к продаже не должны быть проходными, их размещение должно соответствовать схеме торгово-технологического процесса.

Рациональное планировочное решение торгового зала не только отвечает требованиям эффективной организации торгово-технологических операций, но и позволяет создать наиболее удачный интерьер, под которым понимается как оформление торгового зала, так и организацию внутреннего пространства, и решение всех его составляющих элементов – освещения, отделки, торгового оборудования и т.д.

При планировании помещения продовольственного магазина необходимо продумать схему движения покупателей, так как, делая покупки, им совсем не хочется думать о том, как разминуться с тележками других людей. Лучшей схемой движения является та, где покупатели двигаются по торговому залу против часовой стрелки. Такое движение подсознательно воспринимается как естественное, по причине того, что именно так организовано движение автомобилей, а, довольно часто и пешеходов. При этом важно спланировать помещение так, чтобы основные потоки покупателей по возможности не пересекали пути друг друга. Лучшим вариантом может стать выделения одного, более широкого, чем все остальные сквозного прохода, идущего по периметру всего помещения, а начинающегося и заканчивающегося в прикассовом пространстве. Такой проход следует выделить визуально, возможно даже при помощи разметки, нанесённой на пол, как автомобильной дороге. Такая линия будет служить хорошим ориентиром для покупателей и будет заставлять их двигаться по торговому залу плавно и равномерно. Минимально необходимое пространство между стеллажами для того, чтобы разминулись два человека с корзинами, составляет два метра. Кроме того, в случае если ширина прохода небольшая, а высота стеллажей довольно значительная, покупатель, скорее всего, будет испытывать дискомфорт и волнение. В связи с этим, необходимое соотношение данных параметров – три к четырём, где первая цифра – ширина прохода, а вторая – высота торговой мебели. [9]

Сразу же после входа в магазин необходимо оборудовать специальную зону, где покупатель может остановиться на несколько секунд и определить свой дальнейший маршрут. Кроме того, в случае если место входа и выхода территориально совпадают, то такое пространство должно быть ещё больше для того, чтобы те, кто ещё не зашли в торговый зал и те, кто совершил необходимые покупки, не мешали друг другу.

Говоря о пространстве перед входом, нельзя не упомянуть о его оформлении. В случае с продуктовым магазином, демонстрационные витрины и стойки должны вызывать у вошедшего ассоциации определённого порядка и вызывать чувство аппетита.

Кроме того, идеальной планировкой считается та, когда покупатель, войдя в магазин, мог бы видеть весь торговый зал. Но такую планировку можно реализовать только в небольшом, либо среднем по размеру помещении, но не на большом пространстве современного супермаркета. В данном случае, помощью покупателю будет размещенная на входе подробная план-схема, на которой надписаны отделы либо расположение групп товаров.

Эксперты отметили особенность того, что большая часть покупателей движется именно по периметру магазина, не уделяя достаточного внимания товарам, расположенным в центральных областях торгового помещения. Чтобы принудить покупателя пройти по всему пространству торгового зала, заставив его уделить внимание другим группам товаров, кроме необходимых ему в данный момент, располагают привлекающие внимание стеллажи с наиболее востребованными покупателями товарами в разных концах торгового зала. Чем большее расстояние между такими центрами притяжения, тем больший путь между стеллажами магазина проделает покупатель, тем больше товаров он увидит, а возможно и купит. [10]

Таким образом, планировка магазина является довольно сложным процессом. В то же время, любая, даже незначительная ошибка в этом вопросе может обернуться для магазина большой потерей прибыли.

Успешное функционирование предприятия розничной торговли во многом зависит и от использования для оформления магазина элементов фирменности, с помощью которых может быть создан его фирменный стиль.

Фирменный стиль создается путём использования единых принципов оформления, цветовых сочетаний и образов для рекламы, деловых бумаг, вывески магазина, торгового зала и т. д.

Основными составляющими данными фирменного стиля являются: товарный знак, фирменные цвета, логотип, рекламный слоган и рекламный персонаж. Поэтому художественные качества интерьера торгового зала определяются уровнем комплексно решённых задач: [11]

  1. создания наиболее оптимальных пропорций помещений, расстановки оборудования с учётом положения колонн, лестниц, пандусов, эскалаторов, основных проходов и т. д.;
  2. расположения витрин и различных средств рекламы;
  3. отделки полов, потолков, стен и колонн;
  4. цветовой характеристики помещений;
  5. расположения светильников и местных подсветов;
  6. устройства подвесных потолков, коробов и стояков с учетом архитектуры и пространства торгового зала.

Основным средством для художественной выразительности интерьера магазина являются отделочные материалы, подбор которых осуществляют в соответствии со спецификой, функциональным назначением, размером и архитектурно-пространственной композицией торгового предприятия на основании их эксплуатационных и эстетических качеств.

Определяющими факторами при подборе отделочных материалов являются основные физические характеристики. Материалы, используемые в отделки помещений торговых залов, должны быть красивыми, прочными, устойчивыми к износу, водо- и звукопоглощающими, гигиеничными, удобными в эксплуатации, отвечать требованиям эстетики и быть дешёвыми.

Отделка поверхностей в непродовольственных магазинах может создавать любую фактуру (гладкую, шероховатую и т. д.).

Не следует предусматривать в торговом зале мозаичные панно, витражи и сложные архитектурные детали, поскольку они будут отвлекать внимание покупателей от реализуемого в магазине товара. Подобные художественные средства уместны только в отдельных местах торгового зала для указания направления движения, обозначения лестничных клеток; и т. п.

Для покрытия полов должны использоваться материалы, обладающие высокой прочностью, большой сопротивляемостью истиранию. Поверхность полов должна быть ровной, не скользкой, влагоустойчивой. Чем меньшей скользкостью и теплоусвоением и, вместе с тем, большей упругостью и звукопоглощающей способностью обладает пол, тем лучшими будут условия для покупателей и торговых работников. Желательно, чтобы в конструкциях пола предусматривалась возможность периодического ремонта отдельных износившихся или повреждённых участков без полной смены покрытия.

Проектируя интерьер торгового зала можно акцентировать внимание на одной или нескольких стенах. Этого можно добиться с помощью цвета и фактуры отделки, используя, в зависимости от архитектурного решения интерьера, профилированные деревянные рейки, литые гипсовые рельефные плиты, природный камень, лицевой кирпич, металлические штампованные элементы и
т. д. [12]

Одним из самых важных и самых выразительных архитектурных элементов торгового зала является потолок, для отделки которого можно использовать лакокрасочные составы, гипсовые или рельефные плитки и другие материалы.

Очень удобны подвесные потолки, с помощью которых можно скрыть системы инженерного оборудования и совместить функции отделки, искусственного освещения и акустики. Они могут быть разных конструктивных систем, светящимися, полусветящимися, акустическими. Для их отделки можно использовать звукопоглощающие и перфорированные древесноволокнистые и гипсовые плиты, перфорированный алюминий, молочное стекло, плексиглас и другие материалы.

Важное значение в интерьере торгового зала имеет цвет стен, который помогает покупателю составить достаточно полное представление о цвете, фактуре и форме товара. Стены магазинов чаще окрашивают в мягкие тона, причем не обязательно одинаковые. Удачное сочетание цветовых тонов дает интересный колористический эффект. Хорошо соответствуют розоватые и зеленоватые, фиолетовые и желтые тона. Желательно, чтобы цветовая гамма интерьера магазина была психологически близка к предлагаемым в торговой точке товарам.

Имеются общие рекомендации к подбору цветового оформления для интерьеров магазинов. Приведем некоторые из них: [13]

  • аудио и видео-товары: синий и голубой.
  • ликёро-водочные изделия: коричневый, винные оттенки.
  • косметика и парфюмерия: светло-голубой, светло-фиолетовый.
  • продукты питания: бежевый, оливковый, коричневый, белый.
  • бытовая техника и компьютеры: светло-серый, бежевый, светло-синий.
  • книжные магазины: бежевый, светло-коричневый.
  • ювелирные магазины: черный, темно-синий.
  • строительные товары: серый, черный.
  • «охота», «рыбалка», «оружие»: серый, хаки, коричнево-зеленый.
  • магазины канцтоваров: серый, синий.
  • магазины спортивных товаров: светло-голубой, светло-зеленый.
  • магазины «чай-кофе»: светло-коричневый, бежевый.
  • магазины оптики: сложные оттенки бежевого.
  • магазины подарков и сувениров: оранжевый, зеленый, синий.
  • магазины хозяйственных товаров: светло-серый.

Универсальные, классические цвета используются в интерьере в любой точке мира. Это сочетания теплых, светлых коричневых тонов. Попадая в такое пространство, человек чувствует себя как дома, а это именно то, что нужно.

Особое место в интерьере торгового помещения играет световое решение. Освещение решает задачи не только декоративного оформления интерьера, оно призвано обеспечить необходимые условия технологического процесса продажи товаров и наряду с этим должно быть гармонично увязано с архитектурой интерьера магазина

Наибольшее применение имеет комбинированная система, которая обеспечивает достаточную освещённость всего магазина.

Рациональное освещение торговых помещений помогает привлечь внимание покупателей именно к тем товарам, которые магазин считает необходимым усиленно рекламировать. Изменение время от времени цвета освещения отдельных участков, зон торгового зала также привлекает покупателей и тем самым содействует коммерческому успеху магазина.

Во многих магазинах на лампы и светильники возлагается одна задача - освещать торговые залы, инвентарь и товары. С этой задачей прекрасно справляются обычные потолочные люминесцентные лампы, которые к тому же экономичны. Лучше, если трубчатые лампы расположены не вдоль проходов и островных прилавков, а поперёк. Тогда товары выглядят привлекательнее, создается меньше теней. Даже в этой ограниченной роли внутреннее освещение тоже является элементом образа магазина. [14]

Световые акценты – самые сильные, помогая ориентироваться в зале, являясь для покупателя таким же действенным средством, как знаки и указатели. С помощью освещения может создаваться зрительный маршрут и при сложной конфигурации торгового зала (когда зал имеет несколько частей и есть тупиковые зоны) световые эффекты помогают привлечь посетителей магазина в дальние углы.

Недостаточная освещённость – одна из основных причин некачественной презентации товаров, в особенности, если они выставлены в закрытых полках. В этом случае рекомендовано использовать локальный направленный свет. Тот же приём поможет акцентировать определённый товар, заставить покупателя обратить на него внимание.

На повышение заинтересованности покупателя работает и умелое применение цветного освещения. К примеру, освещения прилавков с зеленью зелёным светом делает цвет продукта более насыщенным. Исследованиями доказано, что правильно сделанная локальная подсветка может повысить продаваемость отдельного товара в несколько раз.

2. Оформление интерьера книжного магазина

2.1. Разработка концепции магазина и определение целевой аудитории

По данным исследовательской компании GfK, в 2017 г. Россия, наряду с Китаем и Испанией вошла в тройку самых читающих стран мира, заняв второе место в мировом рейтинге. 59% россиян заявили, что читают ежедневно или хотя бы раз в неделю. На продажах книжных магазинов позитивно сказывается и принятие в 2015 г. поправок к «антипиратскому закону», согласно которым действие закона распространяется и на печатные материалы, в связи с чем найти бесплатные книги в Интернете теперь стало сложнее, и пользователям проще купить их в магазине. Указанные данные подтверждают и тот факт, что несмотря на развитие современных гаджетов и технологий, книжная продукция остаётся достаточно востребована и популярна. Таким образом, открытие книжного магазина может стать прибыльным бизнесом, который приносит стабильный доход при правильной организации бизнеса и маркетинга.

В городах-миллионниках с населением до 4 млн. человек открыто в среднем от 90 до 140 книжных магазинов. [15]

Книжные магазины за последние 25 лет претерпели целый ряд серьёзных изменений, которые стали не только качественными, но и в значительной мере расширили первоначальный концепт книжного магазина, чему способствовали информационный и технологический прогрессы, которые произошли в мире за последние 15-20 лет. Под этими прогрессами подразумевается расширение сети Интернет и его широкое внедрение его в общественную жизнь. Параллельно с Интернетом на рынке стали активно появляться всевозможные гаджеты - телефоны, планшеты, ноутбуки, а также электронные книги. Они, безусловно они значительно упростили жизнь, но и одновременно с этим упрощением они существенно дисквалифицировали необходимость книги, как физического бумажного носителя и источника информации. Несмотря на то, что книжным магазинам пришлось претерпеть ряд серьёзных лишений, в то время как технологический прогресс стал набирать обороты – именно он, стал прекрасным мотиватором для поиска новых решений и для расширений первоначальных границ классического книжного магазина.

На сегодняшний день книжные магазины в значительной степени смогли восстановить былые популярность и востребованность не только среди лиц среднего возраста, но и среди молодежи, а часть из них стала интерактивным местом, где покупатель может не просто приобрести понравившийся ему экземпляр книги, но также и посетить встречу-лекцию с каким-либо писателем-современником, или же познакомиться с заинтересовавшей его книгой, не стоя рядов с полками, а в комфортной обстановке за столиком в кафе (которое расположено на территории этого же книжного магазина).

Разрабатываемый нами книжный магазин изначально не является эдаким книжным универсамом, включает в себя лишь два отдела – для младшего школьного возраста и более взрослых читателей (от 15 лет). Также, деятельность магазина несёт в себе культурно-просветительский посыл и потому в нём нет отделов с обучающей литературой, а исключительно с художественной – современной и классической. Такая достаточно узкая рыночная сегментация безусловно, с одной стороны, часть потенциальных покупателей теряет, но в тоже время, она в значительной мере именно своей направленностью и привлекает непосредственную целевую аудиторию. Для того, чтобы выйти за рамки достаточно узкопрофильного книжного магазина, было предлагается разместить на его же территории некую интерактивную зону в рамках которой каждый день проходят мероприятия для всех возрастов, а по выходным дням устраиваются кинопоказы по произведениям известных авторов с последующими разборами и обсуждениями.

Исходя из этого, можно заключить том, что основной акцент магазина сделан на детей и молодежь в большей степени студенческого возраста, так как именно эти категории частые и постоянные посетители всевозможных интеллектуальных интерактивов. Продумывая концепцию книжного магазина, старались найти что-то по-книжному общее, между этими двумя достаточно разными возрастными категориями.

Проанализировав популярность книжных произведений, которые одинаково интересны и детям и взрослым, наш выбор пал на всем известное произведение Л. Кэролла «Алиса в стране чудес». В качестве дизайнерского решения, нам показалось, что это произведение можно обыграть классическим английским стилем начала ХХ столетия и сюжетно объединить книжные отделы с интерактивной зоной. Так родилась идея торговых залов, которые стилистически должны напоминать собой большой зал, куда героиня книги попадает в самом начале своего волшебного путешествия.

Перед запуском проекта необходимо определиться, книжный магазин какого формата будем открывать. Рассматривались следующие варианты:

  1. Книжный магазин с эксклюзивными книгами;
  2. Небольшой магазин с широким ассортиментом товаров (в том числе сопутствующих);
  3. Книжный супермаркет.

Выбор был сделан в пользу небольшого книжного магазина с широким ассортиментом продукции, так как такой проект требует относительно небольшого объёма инвестиций.

Потенциальных покупателей продукции для такого книжного магазина можно условно разделить на следующие типы:

  1. Родители, которые будут приобретать развивающие материалы, детские настольные игры для своих детей;
  2. Школьники и студенты, которым художественная литература, в том числе для учебной деятельности;
  3. Клиенты, которые приобретают тематическую литературу (например, любители фантастики);
  4. Случайные прохожие, зашедшие, например, по пути домой.

Как показывают данные исследования Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, чаще всего покупателями книг становятся 35-44-летние (41%) и респонденты с высшим образованием (40%), это необходимо учитывать при разработке рекламной кампании нашего магазина.

Товар, предоставляемый нашим книжным магазином, можно поделить на группы и представить как показано в таблице 1:

Таблица 1

Планируемый ассортимент книжного магазина

Наименование группы товаров

Наименование подгруппы товаров

Книжная продукция

Детская литература

Иностранная литература

Фантастика

Историческая литература

Методическая литература и словари

Художественная литература

Настольные игры

Нежелательно внедрять все категории книжный изданий на первых порах, желательно охватить более узкие, но самые популярные тематики. Подобная структура закупаемых товаров оптимальна для начинающего магазина и позволит удовлетворить потребности не всей, но относительно широкой публики. Со временем рекомендуется расширить ассортимент, внедрив периодические издания, подарочную продукцию, различные жанры книг, сувениры и т.д.

По данным Ассоциации компаний интернет-торговли, сегодня покупки онлайн совершает лишь половина российских интернет-пользователей, а в Европе и США этот показатель превышает 80%, поэтому рынок интернет-торговли в России находится в стадии значительного роста. Открывая книжный магазин не следует игнорировать такой канал продаж, как собственный сайт, поэтому необходимо открытие собственной торговой площадки в Интернете, где пользователи смогут ознакомиться с ассортиментом и оформить заказ.

Книжный бизнес носит сезонный характер: максимальный объём продаж приходится на период с сентября по март, а летом спрос на книги, как правило падает. Режим работы магазина предлагается ежедневный с 10:00-21:00.

Рекламные инструменты для повышения узнаваемости нашего книжного магазина условно можно поделить на онлайн и оффлайн методы. Приведём основные направления, которые будут применяться для стимулирования продаж нашего книжного магазина

  1. За неделю до открытия найм промоутеров для раздачи листовок в местах скопления людей неподалеку от магазина;
  2. Яркая и приметная вывеска поможет оповестить случайных прохожих о вашем магазине;
  3. Сотрудничество с заведениями, клиенты которых могут стать нашими покупателями. Раздача листовок-купонов, предоставляющих скидки в школах, кафе, университетах, можно помочь добиться того, то учащиеся и клиенты будут приходить за покупками по акции, а в дальнейшем станут постоянными клиентами.

Современный бизнес сложно представить без наличия удобного сайта, так как всё больше покупок совершается посредством интернет-канала. Поэтому параллельно с открытием точки продаж будет сознан интернет-магазина, в котором пользователь сможет ознакомиться с каталогом основных товаров и совершить покупку. Продвижение сайта будет начато контекстной рекламы. Будут созданы группы в социальных сетях, что повысит лояльность клиентов к нашему бренду. Их раскрутку следует начинать с таргетированной рекламы, E-mail рассылки с информацией о рекламных акциях и скидках для зарегистрированных на сайте клиентов.

Рекламные акций, которые можно предложить клиентам:

  • при покупке двух товаров (возможно определённой категории) третья позиция в чеке достаётся в подарок;
  • купон на скидку 300 руб. при покупке на 2 000 руб.

2.2 Оформление интерьера книжного магазина

2.2.1 Расположение, зонирование и концепт

На первом этапе разработки концепции нам необходимо расположить будущие отделы и пространства для интерактива в разрабатываемом нами книжном магазине. Планируя отделы, необходимо помнить про складские помещения, а также помещения, которые предусмотренные для персонала магазина (комната для переговоров, столовая), однако в настоящей курсовой работе мы не станем затрагивать вопросы оформления и проектирования технических комнат, а сосредоточимся на основных пространствах.

Для начала следует вынести ключевые требования к будущим торговым отделам магазина: [16]

  1. Отделы должны представлять собой единую закольцованную (замкнутую) систему и иметь достаточное пространство для полноценного обеспечения, как свободного покупательского движения, так и комфортного разрешения вопросов персонала магазина, связанных с мерчендайзингом в рабочее время и учётом товара.
  2. Все входы, выходы, кассовые аппараты должны быть расположены в нишах и представлять собой отдельные зоны не входящие в полноценную структуру торговых залов.
  3. Интерактивная зона должна полноценно соприкасаться с торговыми залами. Подобное расположение позволит популяризировать мероприятия и привлечь к ним дополнительное количество участников из случайных гостей магазина.
  4. Обеспечить максимальную доступность к ассортименту на стеллажах. Для этого предлагается отказаться от классических стеллажей и разместить товар на встроенных в стену книжных полках высота которых будет достигать не более чем 1.7 м

Для удобства площадь магазина будет разделена на 3 части:

  1. Пространство для кассовых аппаратов;
  2. Пространство для торговых залов и свободного движения покупателей в них
  3. Зона отдыха, она же - интерактивное пространство.

Ключевой задачей размещения отделов, безусловно является комфорт и плавное перетекание одного отдела в другой с целью заставить потенциальных покупателей ознакомиться со всем ассортиментом, тем самым мотивируя их на дополнительные, изначально незапланированные покупки.

Всего в проектируемом магазине планируется 2 отдела: отдел детской литературы и общий отдел, который совмещает в себе классическую и современную художественную прозу, а также поэзию. Разделение указанных отделов будет осуществлено путём внедрения между ними зон для отдыха и знакомства с книгой.

В этих зонах планируется разместить классические английские кресла-качалки по 2 кресла с каждой стороны.

В пространстве между креслами будут находиться журнальные столики.

Кресла-качалки отлично впишутся в общую стилистику магазина, а на журнальных столиках покупатели смогут оставлять книги, которые после первоначального знакомства, по тем или иным причинам они не станут включать в список своих текущих покупок.

Для того, чтобы зона отдыха не превратилась в мини-библиотеку, нами предлагается установка деревянные кресла-качалки с покрытием лаком и без обивок. Подобное решение позволит сократить время знакомства покупателя с книгой ориентировочно до 5 минут.

Для проведения планируемых нами мероприятий, персонал магазина будет убирать кресла-качалки в подсобное помещение и на их место будут выносится лавки из тёмного дерева с опорой для спины и подлокотниками.

2.2.2 Стиль, цветовое решение и освещение

С учётом основного концепта разрабатываемого дизайна для нашего книжного магазина было принято решение создавать общую стилистическую обстановку в английском стиле. Для этого, стоит дать основные понятия и описать характерные черты присущие этому направлению дизайна в интерьере.

Классический английский стиль сформировался в конце XIX века и объединил в себе два направления – георгиевское и викторианское. Для данного стиля характерны такие черты как точность, логичность и функциональность.

Отличительной чертой английского стиля является также и отсутствие чётких границ на оборудуемом пространстве – все зонирование помещения происходит посредством освещения, но никак не перегородок. Во многом английский стиль обязан знаменитому дизайнеру Уильяму Морису. Именно он творец тех самых, хорошо узнаваемых «английских» обоев и тканей для интерьера с растительным орнаментом, по которым сейчас с первого взгляда без труда можно знать классическую английскую спальню.

В элементах мебели и декора в английском стиле царят изящество и аристократизм. Они вобрали в себя сразу два направления – рококо и классицизм. От рококо английскому стилю достались легкие и воздушные украшения с позолотой на мебели, ромбовидные стяжки, как визитные карточки английских кресел, а от классицизма – фундаментальность, статика и симметрия. Деревянные панели и массивы зачастую украшаются резьбой, а шкафы и диваны собираются с помощью гвоздей, которые помимо функциональной цели несут в себе эстетический посыл ручной работы, становясь неотъемлемой частью дизайна для классической английской мебели.

Ещё одной фундаментальной составляющей английского стиля стали, бесспорно, элементы декора - статуэтки, антикварные предметы, фамильные ценности, множество картин. Без всего этого английская гостиная просто перестает быть английской гостиной.

Несмотря на общую сдержанность присущую английскому характеру, к количеству декоративных полочек и размещённых на них элементов декора - это не относится. Бытует мнение, что подобным вещизмом английские аристократы создавали особые условия для принятия гостей и возможности завязывания разговора.

Ключевым связующим материалом для пола, стен и потолка в традиционном английском стиле является дерево. Хотя безусловно, что всё претерпевает свои изменения, и сегодня в английском стиле интерьера дерева стало значительно меньше, нежели было100 лет тому назад. Тем не менее пол традиционно остается деревянным, выполненный из пород тёмного дерева, также, как и все предметы мебели, и, возможно, также часть стенных панелей.

Так как оба отдела нашего магазина представляют собой один зал, то с помощью вышеописанных черт и приёмов английского стиля, нам без труда получится создать единое пространство без затемнённых участков, которое так настоятельно рекомендуют маркетологи для увеличения роста продаж.

Для того, чтобы у покупателя не возникло сомнений, что он попал в настоящую английскую гостиную – пол и книжные полки, на которых будет располагаться книжный ассортимент будут выполнены из тёмного дерева, а стены в зонах отдыха оформлены классическими английскими обоями для гостиных – в вертикальную полосу.

Цветовая компания обоев будет выполнена в светло-серых пепельных тонах. Этим мы сможем разбавить и высветлить книжные полки из тёмного дерева, которые занимают пропорционально большую часть пространства.

С правой и с левой сторон по краям крайних кресел будут располагаться небольшие декоративные полочки, на которых посреди элементов декора – английских статуэток, будут находиться легко узнаваемые старинные флакончики с надписями «Drink me», золотые ключики и старинные деревянные ларчики с табличками «Еat me».

В центральной точке нашего магазина, завершающей общий зал, между книжными полками будет внедрён декоративный кусок стены, в которой будет располагаться декоративная маленькая деревянная дверь с арочным проходом. За этой дверью будет находиться ниша для хранения товара. И таким образом мы достигнем одновременно двух разных целей – функциональности и полного погружения в атмосферу сказки Льюиса Кэролла, которой и посвящен весь концепт нашего книжного магазина.

С учётом развития современных люминесцентных технологий, свет стал чуть ли не ключевым аспектом в вопросах оформления и создания настроения у потенциального покупателя, который оказался впервые на пороге магазина.

Необходимо помнить о том, что световые приборы прекрасно включаются в часть рекламного оформления магазина. Всего, специалисты выделяют три ключевые зоны, которые различают наши глаза, это: зона движения, зона общения и взаимосвязей (она же коммуникационная) и зона показов.

По своим основным параметрам освещение можно условно разделить на следующие подвиды:

  1. Прожекторное (обладает достаточно широким радиусом);
  2. Пучковое (направленное на конкретный небольшой участок с целью привлечения внимания);
  3. Специальное (к такому виду освещения мы можем отнести торшеры, настенные и нишевые светильники).

Учитывая тот факт, что 80% потребляемой информации о том или ином объекте человек получает благодаря органам зрения, то все предметы в нашем магазине, требующие особого внимания, следует освещать достаточно ярко. Не стоит также забывать и про психологические аспекты человеческого восприятия, такие как: оттенки цвета, размещение световых источников и, собственно говоря, сами источники света.

Наиболее распространённые ошибки при оформлении осветительной части бывают следующие

  1. Холодный свет (лампы белого, дневного цвета) - от них достаточно быстро устают глаза, что безусловно, отражается не только на покупательской способности посетителей магазина, но и на работе самого персонала.
  2. В погоне за оригинальными дизайнерскими решениями (в том случае, если дизайном занимается не специалист) мы можем наблюдать достаточно резкие контрасты света и тени, что также плохо сказывается на продажах. Следует также помнить о том, что в магазине не должно быть затемнённых участков.

Планируя освещение нашего магазина, мы исходили из того, чтобы оно соответствовало следующим запросам:

  1. Участвовало в создании целостной картины интерьера магазина
  2. Яркость и оттенок света были комфортными для зрения.
  3. Освещение выгодно подчеркивало помещение магазина и декорации
  4. Создавало ощущение пространства.

Исходя из всего вышеперечисленного, в проектируемом магазине будут использованы все три вида освещения.

Для создания общего светового фона будут использованы большие люстры «таблетки» под потолком, не привлекающие внимания. Акционные стойки и стеллажи будут подсвечиваться светильниками пучкового типа для привлечения внимания клиентов магазина.

Для дополнительной подсветки верхних и угловых полок мы будем использовать нишевые светильники.

Для создания же дополнительного уюта и комфорта в помещении магазина предлагается разместить небольшие торшеры в зонах отдыха на журнальных столиках.

Подобное «одомашнивание» торговой зоны станет не только хорошим визуальным решением, но поможет покупателям психологически расслабиться, ощущая «домашнюю» обстановку и уют, что безусловно, также положительно отобразится на продажах.

2.2.3 Кассовые узлы, расположение ассортимента

Для открытия книжного магазина необходимо следующее оборудование, полный список которого показан в таблице 2.

Таблица 2

Ассортимент мебели для книжного магазина

Наименование

Количество

Компьютер

3

Напольный стеллаж

25

Навесной стеллаж

18

Стол для расстановки товара

5

Стул

12

Кассовый аппарат

3

Предметы интерьера

1

Прилавок кассира

1

Противокражные ворота

2

Витрина для канцтоваров

2

Сканер штрих-кода

1

Стеллаж для товара

4

Шкаф для одежды

1

Стол

1

Микроволновая печь

1

Электрический чайник

1

Стеллажи для склада

1

Итого:

Ключевыми сотрудниками нашего магазина будут: продавцы-консультанты, кассир, мерчендайзер, маркетолог, бухгалтер, генеральный директор. Так как большая часть персонала не должна иметь каких-то особых навыков, то многих можно найти через соцсети или знакомых. Со временем можно будет нанять специалиста по закупкам, который будет контактировать непосредственно с поставщиками, так как наименований товара достаточно много. Бухгалтера и маркетолога целесообразнее нанять на удалённой основе для экономии площади и минимизации затрат на компьютеры и оборудование.

Так как книжный магазин будет работать каждый день, необходимо нанять продавцов-консультантов, которые будут работать по графику 2/2 с 09:30-21:30. В обязанности продавцов-консультантов входит:

  1. Следить за наличием достаточного количества товара в торговом зале и при необходимости пополнять его;
  2. Помогать покупателям при выборе товара, давать консультации покупателям по ассортименту товаров, предлагаемых к продаже в магазине, по потребительским свойствам и особенностям товаров;
  3. Принимать участие в стимулировании продаж определённых видов товара, в рекламных акциях магазина;
  4. Помогать мерчендайзеру или директору магазина принимать товар;
  5. Осуществлять подготовку товаров к продаже: распаковку, сборку, комплектование, проверку эксплуатационных свойств и т.д.
  6. Следить за наличием ценников на товар, их верным размещением и правильным указанием всей информации в ценнике (наименование товара, цена и т.д.);
  7. Участвовать в инвентаризации;
  8. Следить за остатками товаров и в случае приближения количества к минимальному порогу сообщать об этом директору;
  9. Разрешать спорные вопросы с покупателями в отсутствие представителей администрации.

Оплата продавца-консультанта – оклад плюс 5% с продажи для стимулирования объёмов реализации. Основные требования к кандидатам на должность-совершенное знание продукции, приветливость, приятная внешность, грамотная речь, приветствуется опыт в продажах.

Также необходимо будет нанять продавцов-кассиров, работающих посменно, в обязанности которых входит:

  1. Обеспечивать сохранность денежных средств;
  2. Обслуживать клиентов на кассе и вести кассовые документы;
  3. После закрытия магазина сверять наличные в кассе, в случае ошибки выявлять и устранять ее;
  4. Взаимодействовать с бухгалтером в вопросах, связанных с движением денежных средств;
  5. Участвовать в инвентаризации;
  6. В отсутствие продавца-консультанта выполнять его обязанности.

Основные требования к маркетологу – наличие опыта ведения рекламных кампаний. Заработная плата будет максимально привязана к степени выполнения плана продаж – оклад и премия за выполнение плана продаж. В обязанности маркетолога входит: взаимодействие с партнерами по поводу рекламных листовок и акций, взаимодействие с создателем сайта, разработка и продвижение групп в социальных сетях, ведение рекламных кампаний контекстной рекламы. Данный сотрудник будет работать удалённо, при этом ежедневно отчитываясь о результатах проделанной работы директору.

Кроме того необходимо найти мерчендайзера (можно на полставки), который несколько раз в неделю будет осуществлять приём товара и расставлять его в подсобном помещении, помогая продавцам с раскладкой книг в зале.

Оплата труда директора будет так же зависеть от выполнения плана – оклад плюс премия за выполнение плана. Директор занимается вопросами снабжения, распределения денежных потоков, контролем сотрудников, подбором персонала, принимает решение о назначениях премий.

Смена в нашем магазине состоит из 3-х человек. Соответственно зона кассовых аппаратов должна быть рассчитана на комфорт одновременно находящихся в ней 3-х сотрудников и включать в себя удобные входы и выходы для персонала в зал. Под «удобными», мы подразумеваем такие выходы, во время использования которых они не затрудняли и не задерживали работу остальных сотрудников.

Согласно исследованиям маркетологов, оптимальное расположение кассового узла находится в левой части зала, неподалёку от главного входа в магазин. Это объясняется тем, что большинство людей, будучи правшами, обыкновенно начинают изучение магазина против часовой стрелки.

Для того, чтобы мотивировать потенциального покупателя на осмотр всего магазина, для этого достаточно возле входа разместить яркую стойку на которой будет располагаться акционный или же наиболее востребованный товар. Выше, мы уже упоминали про то, насколько важна удобная и понятная планировка. Человек, зашедший в магазин первый раз должен интуитивно находить нужные ему отделы без дополнительных подсказок персонала. Размещение ассортимента внутри отделов должно происходить таким образом, чтобы покупатель мог найти всё, что ему необходимо, руководствуясь элементарной логикой. В том случае, если ему не удаётся это сделать, маркетинговые исследования показали, что покупатель спешит покинуть этот магазин и вероятность повторного посещения равна практически нулю.

Для того чтобы у сотрудников магазина процессы мерчендайзинга не отнимали много времени и протекали максимально комфортно и мобильно – было принято решение адаптировать нижние полки стеллажей под хранилища товара. Соответственно нижний ряд представляет собой внешне закрытую конструкцию, зрительно не отвлекающую покупателя от выбора и знакомства с продукцией магазина.

Так как в магазине планируется проведение интерактивных мероприятий в том числе и для детей младшего и среднего школьного возраста – все углы витрин и столов должны быть обтекаемой формы. Такое решение станет дополнительной защитой от случайных травм.

Как и в любой другой вид бизнеса, проект открытия и работы книжного магазина сопровождается определёнными рисками. Перечислим основные из них:

  • Риск снижения активности покупателей ввиду постепенного перехода с бумажных книг на электронные материалы. Для снижения риска необходимо диверсифицировать ассортимент продукции;
  • Риск повышения цен и несвоевременных поставок. Помимо основных поставщиков книжных изданий, необходимо иметь в запасе 10-15 проверенных контрагентов, которые смогут поставить вам партию товара, и с которыми можно будет договориться о скидках и возможных уступках, в случае если основные выдвинут неблагоприятные условия;
  • Риск роста числа конкурентов. В этом случае целесообразно просматривать и анализировать предложения конкурентов, их акции, бонусные программы и цены, что позволит предложить конкурентные преимущества клиентам.

Продвижение нашего магазина предполагается самыми различными средствами – ролики на радио, ТВ, флаеры, партнерство, реклама на билетах, участие в качестве спонсоров.

Большое внимание предлагается уделять SMM и участию в разных мероприятиях, использовать визуальную составляющую интернет аккаунтов, делать атмосферные фотографии, пользуясь разными программами, фильтрами. За счёт этого можно значительно увеличить аудитория, привлекая её внимание эффектами акциями

В планах также постоянное улучшение текстов в интернет ресурсах, рассказывая там не только о новинках книжной продукции, но и добавлять истории из жизни магазина и его сотрудников, знакомить аудиторию с нашей командой, рассказать о нашем сервисе и преимуществах.

Планируется участие в ярмарках, где клиенты с детьми, поэтому чаще привозя детскую литературу или книги для широкого круга читателей, важно рассказать аудитории о магазине и пообщаться с ней.

Заключение

В настоящей курсовой работе нами были рассмотрены оформления интерьерных решений, показано как внешний вид торговых площадей оказывает прямое воздействие на мотивацию потенциальных покупателей к посещению торговой точки, что способствует их коммерческому успеху в конкурентной рыночной борьбе

Наша главная задача состояла в расширении рамок классического представления о книжном магазине, с добавлением в него зон отдыха, где потребитель сможет с комфортом полистать заинтересовавший его экземпляр, а также посетить в рамках магазина какие-либо интерактивные мероприятия.

Задача настоящей курсовой работы состояла в успешности реализации поставленной задачи «выхода за рамки классического книжного магазина», а именно: правильного зонирования и освещения; подбора цветовой гаммы и оформительных материалов.

В итоге исследования мы провели проектирование модели книжного магазина согласно составленному плану с использованием графического редактора Corel Draw и программы для создания трехмерной графики Cinema 4D, в рамках выполнения практической части нашей работы.

При выполнении курсовой работы нами были решены все поставленные задачи: освещена историю развития интерьера и основные направления интерьерных решений; показано значение интерьера в коммерческой деятельности; получены практические навыки в разработке концепции и оформлении интерьера книжного магазина; и в использовании графического редактора Corel Draw и программы для создания трехмерной графики Cinema 4D.

Проведённое нами в настоящей курсовой работе исследование было основано на тех подходах, что сложились к настоящему времени в области интерьерных решений, маркетинга, моделирования и оптимизации.

Практическая значимость курсовой работы в том, что этот проект можно будет использовать как готовое руководство при работе с оформлением книжного магазина.

Список использованной литературы

1. Ахремко, В.А. Сам себе дизайнер интерьера. Иллюстрированное пошаговое руководство. - М.: Эксмо, 2018. – С 72.

2. Бесчастнов, Н. П./ Художественный̆ язык орнамента: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Дизайн» - Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2010. - С 86-88.

3. Беляева С.Е. Основы изобразительного искусства и художественного проектирования. Уч. пособ. – М.: Академия, 2007. - С 32.

4. Боун, Э. Дизайнер интерьера - М.: Махаон, 2018. – С 184.

5. Герасимов, Д.Б. Дизайн интерьера квартиры и загородного дома на компьютере в Arcon Home 2 - СПб.: Наука и техника, 2008. – С 143.

6. Джонс Дж.К. Методы проектирования: Пер. с англ. - 2-е изд., доп.- М.: Мир, 1986. - С 57.

7. Джилл, М. Гармония цвета в дизайне интерьера . - М.: АСТ, 2005. – С 202.

8. Заёнчик В.М., Карачёв А.А., Шмелёв В.Е. Основы творческо-конструкторской деятельности: предметная среда и дизайн. Учебник для вузов. – М.: Академия, 2006. – С 75.

9. Косо, Й. Квартира. Загородный дом. Планировка и дизайн интерьера. - М.: Контэнт, 2011. – С 191.

10. Лежнева, Т.Н. Биодизайн интерьера: Учебное пособие - М.: ИЦ Академия, 2011. – С 57.

11. Лисициан М. В., Новикова Е. Б., Петунина 3. В. Интерьер общественных и жилых зданий. М., 1973. - С 62-63.

12. Матюнина, Д. С. История интерьера: Учебное пособие для студентов вузов по специальности "Дизайн архитектурной среды". - М.: Парадигма, Акад. Проект, 2012. - С 82.

13. Макарова, В. В. Дизайн помещений: стили интерьера на примерах. - СПб.: BHV, 2011. – С 84.

14. Митина, Н. Дизайн интерьера: как открыть свое дело. - М.: Альпина Паблишер, 2016. – С 284.

15. Митина, Н. Маркетинг для дизайнеров интерьера. 57 способов привлечь клиентов / - М.: Альпина Паблишер, 2018. – С 94.

16. Митина, Н. Дизайн интерьера/ - М.: Альпина Пабл., 2013. – С 124.

17. Михайлов С. М. История дизайна. Том 1. М.: Альпина Пабл. 2002. – C 236-238.

18. Нестеренко О.И. Краткая энциклопедия дизайна. М. Альпина Пабл 1994. -С 26-29

19. Попов Е. В. Продвижение товаров и услуг: Учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 1999. - С 37-39.

20. Рослова А. Дизайн интерьера от журнала Seasons. Цвет. Стиль. Идеи/. - М.: Эксмо, 2010. – С 167.

21. Рунге, В.Ф. Архитектурно-дизайнерское проектирование интерьера (проблемы и тенденции): Учебник . - М.: Архитектура-С, 2011. – С 132-134.

22. Софиева, Н. Дизайн интерьера: стили, тенденции, материалы. - М.: Эксмо, 2012. – С 561.

23. Трэвис, С. Скетчи для архитекторов и дизайнеров интерьера. - СПб.: Питер, 2010. – С 314.

24. Шимко, В. Т. Основы дизайна и средовое проектирование: учебное пособие - М.: Архитектура-С, 2005. – С. 93.

25. Шимко, В. Т. Архитектурно-дизайнерское проектирование интерьера: Учебник - М.: Архитектура-С, 2011. – С 198.

Приложение

Приложение №1

Приложение №2

Приложение №3

  1. Бесчастнов, Н. П. Художественный̆ язык орнамента: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Дизайн» - Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2010. - С 86-88

  2. Ахремко, В.А. Сам себе дизайнер интерьера. Иллюстрированное пошаговое руководство. - М.: Эксмо, 2018. – С 72..

  3. Беляева С.Е. Основы изобразительного искусства и художественного проектирования. Уч. пособ. – М.: Академия, 2007. - С 32

  4. Боун, Э. Дизайнер интерьера - М.: Махаон, 2018. – С 184

  5. Лисициан М. В., Новикова Е. Б., Петунина 3. В. Интерьер общественных и жилых зданий. М., 1973. - С 62-63

  6. Нестеренко О.И. Краткая энциклопедия дизайна. М. Альпина Пабл 1994. - С 26-29

  7. Попов Е. В. Продвижение товаров и услуг: Учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 1999. - С 37-37

  8. Митина, Н. Маркетинг для дизайнеров интерьера. 57 способов привлечь клиентов / - М.: Альпина Паблишер, 2018. – С 94..

  9. Митина, Н. Дизайн интерьера: как открыть свое дело. - М.: Альпина Паблишер, 2016. – С 284

  10. Попов Е. В. Продвижение товаров и услуг: Учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 1999. - С 37-39...

  11. Рунге, В.Ф. Архитектурно-дизайнерское проектирование интерьера (проблемы и тенденции): Учебник . - М.: Архитектура-С, 2011. – С 132-134

  12. Рунге, В.Ф. Архитектурно-дизайнерское проектирование интерьера (проблемы и тенденции): Учебник . - М.: Архитектура-С, 2011. – С 132-134

  13. Софиева, Н. Дизайн интерьера: стили, тенденции, материалы. - М.: Эксмо, 2012. – С 561

  14. Митина, Н. Дизайн интерьера/ - М.: Альпина Пабл., 2013. – С 124

  15. Митина, Н. Маркетинг для дизайнеров интерьера. 57 способов привлечь клиентов / - М.: Альпина Паблишер, 2018. – С 94...

  16. Рунге, В.Ф. Архитектурно-дизайнерское проектирование интерьера (проблемы и тенденции): Учебник . - М.: Архитектура-С, 2011. – С 132-134