Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Проблема личности в социальной психологии (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОНИМАНИЯ ЛИЧНОСТИ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ)

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность данной проблемы обусловлена важностью для социальной психологии, установить и четко определить отличие собственного подхода к личности от подходов к ней в таких дисциплинах, как общая психология и социология. В общей психологии сделан упор только на всеобщие механизмы психической деятельности индивида. Личность с точки зрения социолога рассматривается главным образом как объект социальных отношений. Трудность решения поставленной задачи, при этом, обусловлена тем, что из-за некоторых различий в понимании личности в какой-то конкретной психологической или социологической теории, можно осмыслить специфику ее как предмета исследования именно в социальной психологии. Ключевым же отличием социально-психологического от общепсихологического подхода в исследовании личности является то, что первый исследует весь комплекс вопросов социальной детерминации личности, а общепсихологический – нет.

Гипотеза исследования заключается в том, что чем выше социальный статус в обществе, тем выше личностная самооценка.

Цель исследования состоит в описании специфики исследования личности в социальной психологии, ее социально-психологических качеств, а также задач социально-психологического изучения личности. Для достижения намеченной цели исследования необходимо решить следующие задачи:

Исследовать специфику социально-психологического подхода к пониманию личности.

Дать характеристику различным социально-психологическим теориям личности.

Рассмотреть представления о личности различных авторов в зарубежной и отечественной социальной психологии.

Выявить проблемы социализации личности и ее социально-психологической компетенции.

Определить проблемы внутренней противоречивости личности и пути их преодоления.

Исследовать проблему формирования социальной установки личности.

Методологию исследования составляют общенаучные и частные методы - сравнение, теоретический анализ и синтез, изучение и обобщение научных трудов отечественных и зарубежных авторов, учебной литературы, для поиска необходимого фактического материала будут также использована информация из различных научных публикаций и статей, материалов интернет-сайтов посвященных данной проблеме.


 

Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОНИМАНИЯ ЛИЧНОСТИ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

1.1 Социально-психологический подход к пониманию личности

С древнейших времен люди обнаруживали зависимость своего поведения от той социальной среды, которая их окружала, а также от собственной психики, что побуждало их приспосабливаться к условиям жизни и, вместе с тем, проявлять способность к свободному выбору. Подобное совмещение психики и внешних воздействий и стимулов в истории психологии отмечено во многих прошлых теориях и концепциях по изучению проблемы соотношения «индивидуального» и «социального» в личности. Анализ данной проблемы которое строится на психологических исследованиях и философских основах, антропологически, по которым человек, прежде всего биологическое существо. Определяется его роль и место в социуме, за основу берется приоритет социальной среды в становлении развития личности.

Мы используем понятие «личность» - как выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контексте социальных отношений, общения и предметной деятельности. При этом под данным термином может пониматься либо человеческий индивид как субъект отношений и сознательной деятельности, либо устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как представителя какой-либо общности или социальной группы. Однако следует в первую очередь выяснить специфику понимания личности именно в социальной психологии.

Различные социально-психологические теории личности, рассматривая ее в разных аспектах, истекают как из интересов индивида, приоритетности его коммуникативного, нравственного потенциала в профессиональном росте, его знаний, стиля и культуры общения, так и по важности социума, социальных отношений в становлении личности. В зависимости от преобладающей стороны данного явления и приводится теоретическое обоснование определенного типа и социальной программы поведения человека, обусловленной стратегии действия, иных социально-психологических качеств и свойств индивида.

Сегодня многие научные теории, занимающиеся исследованиями в области человеческой психики теоретически и экспериментально подтверждают, что последняя не является следствием или непосредственным продолжением естественной эволюции элементарных форм поведения животных. Поэтому становится ясно, что наши психические функции складываются в процессе нашего становления и развития в социуме, посредством усвоения всеми нами социального опыта. Следует отметить, что этот процесс усвоения представляет собой особую форму психического развития, которая может быть свойственно исключительно человеку. При этом мы говорим не только о высших психических функциях (мыслить абстрактно, логической памяти и других), а также и о таких элементарных и, на первый взгляд, врожденных функциях (например, тональный слух), обладающих социальной природу и складывающихся на протяжении жизни.

По словам нашего известнейшего психолога и основателя отечественной нейропсихологии – Лурия А.Р.: сами функциональные системы мозга, как материальная субстанция психических функций, не возникают в готовом виде к рождению человека и не вызревают самостоятельно, но складываются в процессе общения и предметной деятельности подрастающего человека.[1] В реальности не существует никаких природных программ социального поведения человека, поскольку собственно социальная жизнь не есть постоянная система факторов, а меняющаяся, зачастую гораздо быстрее, чем смена поколений.

Целый ряд психологов обосновывают социализацию личности, как переход от чисто биологического к социальным этапам развития, понимая под социализацией процесс обучения, адаптации. В действительности общественные отношения своим действием превращают естественные функции в социальные, ставя их на службу общественному развитию. При этом, социальное не уничтожает природное, снимая его в человеке, подключает его к новые системам связей и отношений, подконтрольным качественно новым законам социальной формы движения.

Другие же теоретики в области психологи, исследуя личность, стремятся идеалистически представить ее внедрение в общественную культуру социума, как некий «исключительно духовный процесс». Так сторонники символического интеракционизма рассматривают социализацию как процесс усвоения индивидом системы социальных ролей, что происходит в первичной группе путем «принятия роли другого».

В конечном итоге психология в ходе своего развития выдвинула два взаимоисключающих заключения:

психические явления являются результатом самодетерминации, являются структурными компонентами единой антиномии;

психические процессы и состояния предопределяются влиянием внешней среды.

Оба эти утверждения в целом логичны в системе, которая является одновременно само детерминантной и такой, которая возникает вследствие воздействия социальной среды. При этом, следует отметить один важный момент: с тех времен, как человек сумел создать новый предметный мир, цивилизацию, которая им руководствуется и с которой связано поле символов и развитие отношений, она отделилась от животного мира и развивается по принципиально новым законам социального движения, что и делает его человеком, развивает как личность.

Социальная структура личности включает совокупность объективных и субъективных социальных свойств индивида, формирующихся и функционирующих в процессе его разнообразной деятельности, под влиянием тех общностей и объединений, в которые он входит. Социально-психологическая структура личности включает: ментальность, ценностно-смысловую сферу, мотивационную сферу, когнитивные характеристики; «Я-характеристики»; локус контроля; социально-психологическую компетентность личности; статусно-ролевые характеристики личности; эмоциональные психические состояния, социальные чувства личности[2].

Итак, анализ различной литературы позволяет сделать вывод, что особенности социально-психологического подхода к рассмотрению личности состоят в следующем:

- данный подход раскрывает механизмы социализации личности;

- показывает социально-психологическую структуру личности;

- предоставляет возможность для диагностики данной структуры характеристик личности и воздействовать на нее.

1.2 Социально-психологическая структура личности

Значимой проблемой при изучении личности является понимание ее психологической структуры. Структурный анализ личности является одной из наиболее важных задач как социологии, так и социальной психологии. В частности в ходе проведения социально-психологических исследований осуществлена колоссальная работа по исследованию социально-психологической структуры личности, имеющая под собой огромную эмпирическую базу. Проблема структуры личности относится к числу актуальнейших вопросов социально-психологической теории в отличие от распространенной точки зрения на структуру личности, говорится не о структуре личности вообще, а о различных подходах к ее построению и соответственно о двух качественно различных моделях структуры личности: статической и динамической.

Под статической структурой следует понимать абстрактную модель, характеризующую основные аспекты, пласты или компоненты психики индивида. Степень обобщенности такой модели может быть весьма различной. Это зависит уже от того, каков инструментальный подход исследователя к статической структуре личности — аналитический или интегральный. Модель динамической структуры фиксирует основные компоненты в психике индивида. Под динамической структурой личности мы и подразумеваем модель психического состояния и поведения человека, которая позволяет понять механизмы взаимосвязи и взаимодействия между собой всех компонентов и структурных пластов в психике индивида.

Интегральный подход

Аналитический подход

Модель статической структуры личности

Модель динамической структуры личности

Рисунок 1.1- Струетура личности

Структура человеческой личности как явления весьма сложного, представляет собой совокупность, иерархию и определенное взаимодействие различных элементов. Всякая структура характеризуется некоторой устойчивостью и вместе с тем подвержена различным изменениям – прогрессивным и регрессивным – вплоть до распада, который характеризуется понятием деструкции. Деструктивные явления в структуре личности приводят к отклонениям, получившим название девиантного поведения. В характеристике модели социально-психологической структуры личности можно выделить два основных параметра. Во-первых, тот, который связан с определением характера самой модели, могущей быть статической или динамической, и, во-вторых, тот, который связан с определением инструментального подхода к исследованию, могущего быть аналитическим или интегральным.

Общечеловеческие психические свойства индивида. Общечеловеческим в психике человека является, во-первых, наличие необходимого комплекса основных психических процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воля) и состояний, подчиняющихся общим для всех людей психофизиологическим механизмам, без которых не может быть и речи о психической деятельности личности; во-вторых, факт биосоциальной детерминированности психического мира и поведения человека (результатом и проявлением последней являются такие устойчивые черты и свойства личности, как ее темперамент и характер); в-третьих, факт социальности психики человека в отличие от психики животных[3].

Социально-специфический опыт. Наряду с общечеловеческим опытом необходимо различать социально-специфический опыт личности. Здесь имеются в виду все те особенности психики личности, которые связаны с фактом ее принадлежности к той или иной социальной общности или совокупности социальных общностей (этнических, классовых, политических, идеологических, экономических, профессиональных, национальных и т. д.). Общим для названных элементов социально-специфического опыта личности является то, что все они выполняют определенные функции, санкционируя, регламентируя, регулируя и направляя поведение индивида. Для обозначения как раз тех специфических форм отражения социальной действительности человеком, которые носят предельно обобщенный, безличный характер (роли, нормы, ценности и символы).

Социальные нормы. Понятие социальной нормы широко практикуется в социологии и социальной психологии и обозначает правила или модели поведения, санкционированные социальными группами и ожидаемые в реальном поведении входящих в эти группы лиц

роли являются и определяющими элементами опыта, поскольку в них полно тот или иной шаблон поведения. Роли - это обществом в целом, социальной или конкретной совокупностью права и обязанности , которые вытекают из ее положения[4].

из ролей, вытекающих из статуса человека, в очередь, представляет целый прав и обязанностей по к окружающим индивида в ситуации людям. личности многообразны, человек , как правило, одновременно и семейства, и членом коллектива, и приятельской компании и т. д. В складывается некий "" прав и обязанностей , которые из набора ролей и ее социальное поле . Последнее есть система поведения, вытекающая из структуры личности.

. Одним из средств , внедрения и официально санкционируемой ценностей является . Символы соединяют в рациональный и рационально истолкованное той или иной социальной с высоким эмоциональным и остротой ее и переживания.

Ценностные . Любая общественно-экономи­ческая характеризуется определенной и даже ценностей, которые различать на ценности, и культивируемые официально. словами с разветвленной системы , которыми располагает , и ценности, которые на уровне сознания, независимо от , культивируются или, наоборот, они официально.

Самосознанием является человека, то есть его своих возможностей и , соотнесенная определенным с его реальным и совокупностью выполняемых им , функций и ролей. личности представлено:

самосознанием или осознания человеком принадлежности к человеческому

индивидуальным самосознанием или осознания его индивидуально-неповторимых особенностей, характера и специфических интересов.

В конечном , можно о четырех основных динамической структуры (Приложение А):

вербального ;

невербального ;

внутреннего вербального ;

невербального психического .

Значимость психического личности , в первую очередь, его функций, а именно в :[5]

аккумулятора всей информации, и перерабатываемой индивидом в времени;

регулятора и активности человека;

восприятия и деятельности;

фактора ориентации личности.

структура личности изменяется, постоянно меняется ее окружение. Личность новую информацию, знания, превращаются в убеждения, , в свою очередь, характер поступков . Следовательно, и социализации личности быть понят как социальной структуры в соответствии с общества.

1.3 Социально-психологические личности

Сегодня множество различных теорий , которые предоставляют нам говорить о ней как о индивидуальности и как о социально-психологическом явлении. В психологии нет теории личности; это , в первую очередь, с развития самой психологии, где к прошлого века четыре основных к объяснению социального личности: , когнитивистский, психоаналитический и . Все, кроме четвертого общепсихологическим течениям, а имеет происхождение. Все они характеризуются теоретическими принципами и интерпретации социального личности и ряд конкретных социально-психологических личности, так называемых « среднего ранга».

На день, к известным социально-психологическим личности, в частности [6]:

психоанализ (3. Фрейд, К. Юнг, А. и др.);

поведенческую (бихевиоризм);

понимание с позиций гуманистической (А. Маслоу, К. Роджерс);

личности в экзистенциальной психологии;

анализ личности (Э. );

акмеологический подход к личности (О. , А. Деркач, Л. Орбан-Лембрик и др.);

жизни личности К. ;

социально-психологические концепции .

Рассмотрим основные положения теорий.

Психоанализ. психоанализа Зигмунд положил одного из глубочайших о человеческой индивидуальности. основан на двух :

Доктрина детерминизма. Это означает, что психологическое явление причину;

Утверждение о том, что процессы значительно более роль в формировании и поведения человека, сознательные.

считал, что именно в скрыты основные детерминанты, что именно основной психической энергии, , инстинкты.

Швейцарский Карл Юнг рассматривал как сложное явление, основанное на о сосуществовании индивидуального с коллективным бессознательным. бессознательное в себе архетипы, формы представлений, в процессе индивидуальной наполняются образными и эмоциональными . Еще одна известная Юнга о интроверсии и . Юнг предложил характера, согласно преимущественных функций (, чувств, интуиции) и направленности на или внешний мир.

Также Юнг такие понятия, как и экстраверсия, для определения противоположных личности. Экстраверты на окружающий мир, а интроверты на собственном внутреннем . Исходя из , Юнг выделил восемь групп, основанных на типах ориентации (, эмоции, , интуиция) и двух установках (интроверсия и ).

Бихевиоризм. Основой являются взгляды американских Д. Уотсона и Б. Скиннера. предложил программу новой , в основу которой он не сознание, а поведение. Он , что любое поведение можно стимулом и реакцией. – это изменение внешней , реакция – ответ на изменение среды. Скиннер теорию условных . Он выделил разнообразие реакций, можно ослабить или при помощи наказания или . Отрицательное подкрепление часто непредсказуемые последствия, в то , как положительное подкрепление изменения в поведении в желаемом . Положительное подкрепление формирует поведение и повышает самооценку .

Для здоровья и нашему организму образом присущи позитивные силы и . Центральным для гуманистической психологии самоактуализация. Основоположник психологии американский Карл считал, что в каждом присутствует стремление компетентным и способным до степени, это возможно для него . Важнейшую роль в и развитии личности представление о самом себе - его «». К. Роджерс полагал, что склонен поступать в с тем, что он сам о себе , тем более что он не может точно каков он «на деле». Не может какого-либо образа самого , применяемый как некий . Тем не менее, существует жизненный , нередко противоречащий уже «Я-концепции». К. Роджерсу данное противоречие представлением о и актуальным опытом - . Такое противоречие быть разрешено или смены , ведущего к изменению опыта, или же посредством представления человека о самом – его «»[7].

Другим выдающимся гуманистической психологии был американский психолог А. , который потрудился над проблемами и развития личности. считал, что сущность исходно и направлена в сторону развития. Маслоу , что психоанализ Фрейда нам болезненную психики, которую дополнить ее здоровой . Именно ему должны благодарны психологии личности за внимания с исследования на изучение психологии , за конструктивную психоанализа, за убежденность в роста и развития. его представление о само личности догмой для большого специалистов-психологов на десятилетия .

Представители экзистенциального в психологии серьезной критике и других сторонников за то, что у них человек зависим от , а представителей — за зависимость от окружающей и несвободу. В рамках направления, напротив, обладает выбора, а каждая открывает для человека найти свое применение, и это для человека смыслом. При экзистенционализм особое уделяет рассмотрению связи с миром. С позиции данной теории понять человека от его мира ошибкой. Не может человека без мира, так же не существует и мира без [8].

Трансакционный личности, основоположником является американский Э. Берн, является групповой , который базируется на представлении о структуре психики. Берн к заключению, что в человеке можно три типа состояний «Я»: родитель, взрослый, . При этом называется единица , которая может трансакционным стимулом ( к другому ) или трансакционной реакцией ( на это обращение). Э. Берн , что «незрелых личностей» нет, а люди, в «ребенок» совершенно не и неумело берет на функцию управления личностью, в то как у них есть и хорошо «взрослый», которого только обнаружить и в действие[9].

Э. утверждает, что все три аспекта очень важны для и выживания, каждый из них одинакового , ведь каждое по-своему делает человека полноценной и . Автор анализа утверждает, что людей в течении жизни в основном играют и мало времени настоящей жизни, человеческим отношениям, и приносят удовольствие.

Акмеологический к изучению личности Б. Ананьев, Н. Кузьмина, О. , А. Деркач, А. , Л. Орбан-Лембрик, Ю. Панасюк и др. В , известный российский Б. Ананьев (1907-1972 гг) необходимость новой науки - (акме - вершина, точка, лучшая в развитии ), которая объединила ученых разных знаний, которые человека, его и становление, и сосредоточила внимание на изучении , психофизиологических характеристик и психически взрослого человека, на объективных и субъективных , которые позволяют как можно проявить себя в . Проведенные социально-психологические свидетельствуют, что зрелый не рождается, зрелости не появляется у неожиданно и сразу, на то, оно есть и будет, «» все предварительные его развития. Таким , не сформированная в начале пути профессиональная трудно в следующих этапах, что влияет на личностное и развитие индивида.

выделяют характеристики зрелой : развитое чувство , потребность в заботе о людях, к активному участию в общества и к эффективному своих знаний и , к психологической с другим человеком, к решению различных проблем на пути к самореализации.

С акмеологии показательной зрелости является в группе социально-психологических и качеств . И если эта оценка высока, то социально-групповое не только компенсирует, но и в глазах даже неудачи в межличностных отношений. такого признания - из причин дискомфорта человека, его своей деятельностью. В , если у человека нет ни на групповом, ни на уровне, то эта ситуация психологический кризис . При таких обстоятельствах говорить о том, что как профессионал не состоялся. является тот факт, что для и для самой личности важно акме - наиболее творческий период человека.

Абульханова-Славская К.А. понятие поиному решает жизненного пути , исследуя особенности индивидуальной и выявляя качество как субъекта жизненного , обусловливающего жизненную , линии и развития. Это позволило новый угол на определение личности, высших личностных образований, переход от традиционного свойств личности к ее проявлений в жизни, в процессе жизненных задач.

на собственных эмпирических , Абульханова-Славская типологическую стратегию личности. На ее основе исследование высших, с жизненным , личностных способностей - к организации времени, , ответственности, интеграла , саморегуляции и , сознания личности в . Помимо этого ею создана концепция организации жизни, обнаруживающую структуру и типологические этой организации. Она является концепции социального , в частности социального российской личности и [10].

Вывод по 1 :

Особенностью социально-психологического к изучению личности то, что в данном случае рассматривается с сторон: социальной и . Социальная психология личность с точки субъект-объектного .

Исследование проблем в социальной психологии проводить исследуя качества личности не в стадии формирования и усвоения, а в активного освоения суммы связей в обществе, где жизнедеятельность разнообразных .

Социально-психологическими качествами являются:

статус.

Социальная .

Социальные мотивы.

установка.

Направленность .

Ценностные .

ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТИ В СОЦИАЛЬНОЙ

2.1 Становление и развитие в социуме

понимание к специфике «социального» и «индивидуального» в индивида определяет как целостный наделенный определенными , национальными, профессиональными, и другими признаками, в в ходе индивида с его социальным . Сам же термин «социальное» в себя специфику отношений, жизнедеятельности индивида в , особенности системы , характер производства и институтов, информации. Все эти факторы, с тем и определяют, и сами социальной активностью и самодеятельностью , который в своем развитии воспроизводит истории человеческой и цивилизации. в среде себе , в различных политических, , социально-психологических условиях; он культурное , говорит на родном , который является сформированным инструментом , посредством он постигает общечеловеческий и общается. Все это происходит при участии данных ему от слуха, , вкуса, обоняния, , чувства, желаний и [11].

Однако, при всей заложенности свойственных индивиду особенностей, психика не заложена в генах, человеческой формируются с помощью деятельности других . Социально-психологический, политический, процесс как способствовать прогрессивному человека, так и тормозить его. , адекватные представления о личности в могут быть только в процессе названных составляющих в и при отсутствии или преуменьшения одних или (человека или общества).

, всякий индивид своеобразными особенностями организма, и нервную систему. данные особенности и организма, , генетически детерминированные, не фактор, а по словам П. , необходимую физиологическую , условие, но не развития человека как общества. Согласно представлениям в психологии все личностные индивида можно у любого человека в организации его жизнедеятельности при природных нервной системы. словами каждый человек способен к неограниченному развитию.

Развитие и личности представляет культурно-историческое воспроизведение как человека, носителем родовой человечества, это присвоения им выработанных способностей овладение деятельности. Подобная в готовом виде не человеку и в его биологической не закладывается . Его деятельность, представленная в и опыте деятельности , присвоение которого, опытом той формой, внутри и происходит развитие , сознания человека, его . Выдающийся психолог и философ С. говорил, что развитие «» представляет собой личности субъектом, доходя в становлении до высшего субъективности. В конечном получается, что природа личности свое проявление через отражение [12].

Можно вывод, что психическое в то же является как реальностью, так и реальности. Говоря об , Рубинштейн на тезис о том, что «социальное» с «индивидуальным», действует внешнего и от него . Однако «» обладает и своим источником активности и , следствием чего наблюдать не изменение внешней обстановки, но и организацию целостного, относительно внутреннего человека. Наблюдаемое противоречие между «» и «социальным» и является развития в обществе. При подобной вопроса индивид предстает и зависимым от , и автономной, личностью[13].

Тщательный соотношения внутреннего «» и внешнего «социального» раскрыть в существенное, типичное, что формируется в конкретно-исторической социальных отношений, в определенного или социальной группы, организации, к которым она . При этом, если мы личность как социальных групп и , социальных институтов и организаций, то оперируем не отдельных , а социальными типами . Безусловно, социально типы личности определять по разным критериям. определить их с точки истории человечества, определить их от ценностных ориентаций.

личности в социуме и ее представляет собой , когда при опыта, в том числе и -психологического, и условий осуществляется переход от возможности социальным статусом в возможность и превращения в реальность как результат, всех возможностей, предоставленных . При этом, когда мы о становлении человека в , мы говорим о не абстрактной личности, находится вне пространства и , а именно человека, и развивающегося в конкретной социокультурной и на определенном этапе общества. Для того, обнаружить, и понять те начала, на основывается знание о индивидом общественных и норм, о его и развитии невозможно без социокультурных, этнопсихологических на индивида[14].

Учитывая все можно , что сегодня следует о новом видении планирования личностного , системы и формирование индивида в среде. В этом необходимо учитывать своеобразие , возможность выполнения им и той же деятельности психологически путями, рефлексию и механизм личности, отношение к как к высшей ценности, как к национального мировоззрения, интересов и . Наверное, только при подходе мы сможем все факторы между «личность» и «», открыть все необходимые и субъективные условия развития человека в .

личность психологический

2.2 Социализация

Социально-психологическая социализация собой процесс индивида в , активного овладения им опыта, ролей, , ценностей, необходимых для жизнедеятельности в обществе. Социализация вырабатывание социальные , знания, умения, навыки, что ему дееспособным субъектом отношений. Данный протекает как в условиях влияния на различных жизненных , так и в условиях непосредственного формирования личности[15].

вопросы и развития личности, отметить, что человек как не сможет нормально вне социума, среды не может. При его с социальной средой множество различных психологических , которые оказывают на формирование его личности. реальность, социально-психологические возникают как различных форм . Но формирование социально-психологического происходит прежде при помощи опыта общения в социальных контактах, где испытывает влияние , а через - и макросреды, культуры, норм и ценностей. , что формирование человека как происходит в исторических и социально-экономических [16].

Первичная социализация собой адаптацию к ролевым и социальным нормам, в различных социальных общества на различных жизнедеятельности . Данный процесс через социальную – т.е. осознание своей к данной . В качестве агентов выступают семья, , сверстники либо и компенсаторы, к десоциализации.

Вторичная - интериоризация, которая собой процесс социальных во внутренний мир индивида. При в нем формируется система регуляторов поведения , что обеспечивает (либо противодействие) индивида заданным со общественной системы и установкам. речь идет о к оценке норм, опыте, тогда как в первичной они преимущественно только .

Большинство психологов следующие этапы [17]:

1. Первичная, или адаптации (от рождения до возраста). Ребенок , приспосабливается к социальной .

2. Стадия (подростковый и ранний возраст). У подростка желание выделить среди , развивается критическое к общественным нормам .

3. Стадия интеграции лет). в желании найти место в обществе.

4. стадия (с 18 до 55-60 ). Данная характеризуется тем, что человек не усваивает социальный , но и воспроизводит его за счет воздействия на и общество через деятельность.

5. Послетрудовая . Охватывает пожилой , когда существенный вклад в социального опыта, передачи его новым .

В отечественной особое внимание отводилось этим поздним психическим ввиду их (регулирующей) роли в личности. Между тем они же в степени подвержены со стороны и поведения личности: их по разным причинам также и к изменениям в личности. в последние годы некоторое отдаление от того, что субъектность всегда и оборотную сторону – ее . Следует также , что социализация – не только усвоения норм, ролей, путем включения в связи, но и процесс их в целостную (структуру) личности, чему и происходит ее .

В отношении периода послешкольного обучения в вузе или ином учебном заведении имеются различные точки зрения. С одной стороны вуз, техникум и прочие формы образования не могут быть отнесены к трудовой стадии, но с другой стороны, специфика обучения в учебных заведениях подобного рода довольно отлична от периода обучения в школе. Например, это проявляется во все более последовательном проведении принципа соединения обучения с трудом. Следовательно, данные периоды жизни индивида нельзя рассматривать по той же схеме. Как бы там ни было, но в научных трудах вопрос получает двоякое освещение, хотя при любом решении сама проблема является весьма важной как в теоретическом, так и в практическом плане: студенчество – одна из важных социальных групп общества, и проблемы социализации этой группы крайне актуальны.

Невзирая на некоторые мнения о том, что процесс социализации обрывается с окончанием процесса образования личности, большая часть исследователей говорят о безусловном продолжении процесса социализации в период трудовой деятельности человека. Помимо этого, суждение о том, что индивид не только постигает социальный опыт, но и воспроизводит его, придает особое значение этой стадии. Признание трудовой стадии социализации логически следует из признания ведущего значения трудовой деятельности для развития личности. Мы не можем сегодня согласиться с утверждением, что труд как предпосылка мобилизации сущностных сил человека прерывает процесс приобретения социального опыта; мы также не принимаем то, что в период трудовой деятельности прекращается воспроизводство социального опыта. Несомненно, юность – важнейшая пора в становлении личности, но труд в зрелом возрасте не может быть сброшен со счетов при выявлении факторов этого процесса[18].

Утилитарную же значимость рассматриваемого вопроса нельзя переоценить: введение трудовой стадии в орбиту проблем социализации заслуживает особого внимания в современных условиях в связи с принципом постоянного образования личности, включая все возрасты. Подобный подход ведет к возникновению новых возможностей для построения междисциплинарных исследований, в частности, в сотрудничестве с педагогикой, в отношении раздела, занимающегося проблемами трудового воспитания. На протяжении уже нескольких лет актуализуются исследования по акмеологии, науке о зрелом возрасте.

Послетрудовая стадия социализации сегодня является еще более непростой проблемой. Некоторым оправданием, разумеется, может служить тот факт, что проблема эта еще более новая, чем проблема получения социального опыта в период трудовой стадии. Постановка ее вызвана объективными требованиями общества к социальной психологии, которые порождены самим ходом общественного развития. Рост продолжительности жизни – с одной стороны, обусловленная социальная политика государств – с другой влекут за собой то, что в структуре народонаселения пожилой возраст начинает занимать значительное место. В первую очередь увеличивается его удельный вес. В достаточной степени сохраняется трудовой потенциал тех лиц, которые составляют такую социальную группу, как пенсионеры. Проблемы пожилого возраста становятся актуальными для ряда наук в современных обществах. Не случайно сейчас переживают период бурного развития такие дисциплины, как геронтология и гериатрия.

Проблема послетрудовой стадии социализации сегодня присутствует и в социальной психологии. При этом ключевые точки зрения в дискуссии полярно противоположны: одна из них полагает, что само понятие социализации просто бессмысленно в применении к тому периоду жизни человека, когда все его социальные функции свертываются. С этой точки зрения указанный период вообще нельзя описывать в терминах "усвоения социального опыта" или даже в терминах его воспроизводства. Крайним выражением этой точки зрения является идея "десоциализации", наступающей вслед за завершением процесса социализации. Другая позиция, напротив, активно настаивает на совершенно новом подходе к пониманию психологической сущности пожилого возраста. В пользу этой позиции говорят уже достаточно многочисленные экспериментальные исследования сохраняющейся социальной активности лиц пожилого возраста, в частности пожилой возраст рассматривается как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта. Ставится вопрос лишь об изменении типа активности личности в этот период[19].

Косвенным признанием того, что социализация продолжается в пожилом возрасте, является концепция Э. Эриксона о наличии восьми возрастов человека (младенчество, раннее детство, игровой возраст, школьный возраст, подростковый возраст и юность, молодость, средний возраст, зрелость). Лишь последний из возрастов – "зрелость" может быть, по мнению Эриксона, обозначен девизом "мудрость", что соответствует окончательному становлению идентичности[20]. Если принять эту позицию, то следует признать, что послетрудовая стадия социализации действительно существует.

Хотя вопрос не получил однозначного решения, в практике отыскиваются различные формы использования активности лиц пожилого возраста. Это также говорит в пользу того, что проблема имеет, по крайней мере, право на обсуждение. Выдвинутая в последние годы в педагогике идея непрерывного образования, включающая в себя образование взрослых, косвенным образом стыкуется в дискуссию о том, целесообразно или нет включение послетрудовой стадии в периодизацию процесса социализации.

Социализация – процесс, детерминированный множеством явлений, в значительной степени меняющихся с объективными изменениями в человеческом обществе. Исходя из результатов множества сравнительных исследований, проведенных в последние десятилетия, можно утверждать, что процесс социализации детерминирован не только институциональными образованиями, но и меняющимися условиями бытия: возможностями мобильности, бытием в виртуальном пространстве, отсутствием жизненной необходимости длительное время пребывать в определенном сообществе, возможностью легко менять группы поддержки и т.п. В частности, возрастные психологи отмечают снижение длительности дружеских связей современных подростков и юно­шей, демографическая статистика свидетельствует в пользу чрезвычайной неустойчивости браков и т.п. Таким образом, изменяющиеся обстоятельства жизни накладывают существенный отпечаток на процесс социализации и видоизменяют ее эффекты как по времени, так и по содержанию[21].

Основными определяющими факторами на внеличностном уровне выступают понятия социальной стратификации: статус, роль, престиж, должность и т.д. На следующем - межличностном уровне важнейшими факторами социализации являются национальные особенности; характер деловых и личностных взаимоотношений между членами группы; сплоченность членов группы на основе общих интересов.

На личностном уровне проявляются характеристики члена группы как личности через его самооценку, анализ взаимозависимости, потребность в самоутверждении. На данном уровне определяющими факторами, снижающими риск социальных конфликтов в обществе, являются личная ответственность, осознание себя членом группы, личный контроль действий. В результате социализации формируются различные типы личности, социальные характеры, разнообразные потребности, ценностные ориентации.

Вывод по 2 главе:

В современном мире социализация личности характеризуется интенсивной сменой детерминант. Социальная неопределенность не только обусловливает изменения во включении личности в сообщества, но и становится нормой, регулирующей поведение субъекта. В связи с этим в исследованиях психологов и специалистов-смежников все больше проходит линия изучения ценностно смысловой основы рискованного поведения и способности личности к инновационному поведению. Развитие личности не может осуществляться самостоятельно, необходимо целенаправленно воздействовать на неё, создавая для этого психолого-педагогические условия. Стихийная, недостаточно контролируемая и направляемая социализация без учёта индивидуальных особенностей ребёнка может иметь как непосредственные, так и отсроченные травмирующие действия.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, в проведенном исследовании был рассмотрен социально-психологический подход к пониманию личности. Анализ научной и учебной литература отечественных и зарубежных авторов позволил выявить такие особенности социально-психологического подхода к рассмотрению личности. Во-первых, данный подход показывает социально-психологическую структуру личности; во-вторых он раскрывает механизмы социализации личности; в-третьих он предоставляет возможность для диагностики данной структуры характеристик личности и воздействовать на нее. Помимо этого можно отметить, что главное внимание социальных психологов в исследовании личности устремлено на выяснение закономерностей, которым подчиняются психика и деятельность человека в социальных группах.

Социальная психология исследует те аспекты личности человека, которые характеризуют социальные связи и отношения человека. В первую очередь это: его самооценка или Я-концепция, ценности, социальные установки, нормы, формы социального поведения, его мотивы и мотивация и ряд других специальных явлений, характеризующих личность со стороны ее взаимоотношений и взаимодействий с обществом и другими людьми. Личность понимается в социальной психологии на основании ее коммуникативного потенциала, который влечет за собой социально-психологическое отражение реального социума, обмен информацией, ценностями, умениями, нормами. При этом переход связей между социальными отношениями индивида и его внутренними мотивами опосредован активностью личности.

Анализ литературы показал, что сегодня существует множество различных социально-психологических теорий личности, которые предоставляют нам возможность говорить о ней как о индивидуальности и одновременно как о социально-психологическом явлении. В социальной психологии нет общей теории личности; это связано, в первую очередь, с историей развития самой социальной психологии, где к середине прошлого века образовалось четыре основных подхода к объяснению социального поведения личности: необихевиористский, когнитивистский, психоаналитический и интеракционистский. Все, кроме четвертого соответствуют общепсихологическим течениям, а последний имеет социологическое происхождение. Все они характеризуются общими теоретическими принципами анализа и интерпретации социального поведения личности и содержит ряд конкретных социально-психологических теорий личности, так называемых «теорий среднего ранга».

Если говорить о развитии и становлении личности, то оно представляется как культурно-историческое воспроизведение индивида как человека, являющегося носителем родовой сущности человечества, это присвоения им общественно выработанных способностей через овладение способами деятельности. Подобная деятельность в готовом виде не дается человеку и в его биологической сущности не закладывается природой. Его деятельность, представленная в результатах и опыте деятельности людей, присвоение которого, овладение опытом является той формой, внутри которой и происходит развитие психики, сознания человека, его личности.

Отдельно была рассмотрена такая важнейшая категория как социально-психологическая социализация, которая представляет собой процесс вступления индивида в общество, активного овладения им социального опыта, ролей, норм, ценностей, необходимых для успешной жизнедеятельности в данном обществе. Социализация предполагает вырабатывание социальные качества, знания, умения, надлежащие навыки, что позволяет ему дееспособным субъектом социальных отношений. Данный процесс протекает как в условиях стихийного влияния на личность различных жизненных обстоятельствах, так и в условиях непосредственного целенаправленного формирования личности. Учитывая результаты проделанной работы, можно сказать, что изначально поставленные перед исследованием цели и задачи достигнуты.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1 Андреева Г.М. Психология социального познания: учеб. пособие. - 3-е изд.,перераб. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2015. - 302 с

2 Андреева, Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений / Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2016. - 363 с.

3 Гераськина, М.Г. Социальная психология: Учебное пособие для студентов вузов / А.Н. Сухов, М.Г. Гераськина, А.М. Лафуткин; Под ред. А.Н. Сухов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 615 с.

4 Еникеев, М.И. Общая и социальная психология: Учебник / М.И. Еникеев. - М.: Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 640 с.

5 Ефимова, Н.С. Социальная психология: Учебное пособие / Н.С. Ефимова. - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 192 с.

6 Карабанова О.А. Возрастная психология. Конспект лекций. М., 2015.

7 Лурия А.Р. Лекции по общей психологии; собрание лекций, СПб: Питер, 2016. – 320 с.

8 Майерс, Д. Социальная психология / Д. Майерс; Пер. с англ. З.С. Замчук. - СПб.: Питер, 2015. - 800 c.

9 Мудрик А.В. Социальная педагогика. 6-е изд., перераб. и доп. - М.: 2017. - 224 с.

10 Парыгин Б.Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории. – СПб.: ИГУП, 2014. – 592 с.

11 Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии. — М.: Инфра-М, 2017. — 525 с.

12 Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. Издательство: «Питер» Серия: Мастера психологии. – 2016. - 592 с.

13 Сапогова Е.Е. Психология развития человека: учеб. пособие. - М.: Аспект Пресс, 2015. - 460 с.

14 Социальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.Н. Сухов, А.А. Бодалев, - М.: Издательский центр «Академия», 2015. - 600 с.

15 Шибутани Т. Социальная психология / Т. Шибутани. – Ростов н/Д., 2017. – 544 с.

  1. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии; собрание лекций, СПб: Питер, 2016. – 320 с.

  2. Гераськина, М.Г. Социальная психология: Учебное пособие для студентов вузов / А.Н. Сухов, М.Г. Гераськина, А.М. Лафуткин; Под ред. А.Н. Сухов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 615 с.

  3. Парыгин Б.Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории. – СПб.: ИГУП, 2016. – 592 с.

  4. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии. — М.: Инфра-М, 2017. — 525 с.

  5. Парыгин Б.Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории. – СПб.: ИГУП, 2016. – 592 с.

  6. Андреева, Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений / Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2017. - 363 с.

  7. Парыгин Б.Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории. – СПб.: ИГУП, 2016. – 592 с.

  8. Андреева, Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений / Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2015. - 363 с.

  9. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии. — М.: Инфра-М, 2015. — 525 с.

  10. Парыгин Б.Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории. – СПб.: ИГУП, 2015. – 592 с.

  11. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: учеб. пособие. - М.: Аспект Пресс, 2015. - 460 с.

  12. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии – СПб.: Питер, 2015- 720 с.

  13. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: учеб. пособие. - М.: Аспект Пресс, 2015. - 460 с.

  14. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии. — М.: Инфра-М, 2016. — 525 с.

  15. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии. — М.: Инфра-М, 2016. — 525 с.

  16. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: учеб. пособие. - М.: Аспект Пресс, 2015. - 460 с.

  17. Карабанова О.А. Возрастная психология. Конспект лекций. М., 2015.

  18. Еникеев, М.И. Общая и социальная психология: Учебник / М.И. Еникеев. - М.: Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 640 с.

  19. Андреева, Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений / Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2016. - 363 с.

  20. Эриксон Э. Зрелый возраст / Пер. [с англ.] и науч. ред. А. А. Алексеев. — СПб.: Летний сад, 2017.

  21. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии. — М.: Инфра-М, 2016. — 525 с.