Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Применение объектно-ориентированного подхода при проектировании информационной системы (Объектно-ориентированная методика проектирования)

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Цель данной работы является охарактеризовать применение объектно-ориентированного подхода при проектировании информационных систем.

На основании данной цели были предложены к решению следующие задачи:

  • рассмотреть общие подходы к объектно-ориентированному проектированию информационных систем;
  • проанализировать процесс моделирования в предметной области.

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ОБЪЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА ПРОЕКТИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ

1.1. Объектно-ориентированная методика проектирования

Принципиальное отличие между функциональным и объектным подходом заключается в способе декомпозиции системы. Объектно-ориентированный подход использует объектную декомпозицию, при этом статическая структура описывается в терминах объектов и связей между ними, а поведение системы описывается в терминах обмена сообщениями между объектами. Целью методики является построение бизнес-модели организации, позволяющей перейти от модели сценариев использования к модели, определяющей отдельные объекты, участвующие в реализации бизнес-функций.

Концептуальной основой объектно-ориентированного подхода является объектная модель, которая строится с учетом следующих принципов:

  • абстрагирование;
  • инкапсуляция;
  • модульность;
  • иерархия;
  • типизация;
  • параллелизм;
  • устойчивость[1].

Основными понятиями объектно-ориентированного подхода являются объект и класс.

Объект — предмет или явление, имеющее четко определенное поведение и обладающие состоянием, поведением и индивидуальностью. Структура и поведение схожих объектов определяют общий для них класс. Класс – это множество объектов, связанных общностью структуры и поведения. Следующую группу важных понятий объектного подхода составляют наследование и полиморфизм.

Наследование означает построение новых классов на основе существующих с возможностью добавления или переопределения данных и методов.

Для классов объектов характерна иерархия обобщения, позволяющая осуществлять наследование не только атрибутов (свойств) объектов от вышестоящего класса объектов к нижестоящему классу, но и функций (методов).

Понятие полиморфизм может быть интерпретировано как способность класса принадлежать более чем одному типу.

В случае наследования функций можно абстрагироваться от конкретной реализации процедур (абстрактные типы данных), которые отличаются для определенных подклассов ситуаций. Это дает возможность обращаться к подобным программным модулям по общим именам (полиморфизм) и осуществлять повторное использование программного кода при модификации программного обеспечения. Таким образом, адаптивность объектно-ориентированных систем к изменению предметной области по сравнению с функциональным подходом значительно выше[2].

Важным качеством объектного подхода является согласованность моделей деятельности организации и моделей проектируемой информационной системы от стадии формирования требований до стадии реализации. По объектным моделям может быть прослежено отображение реальных сущностей моделируемой предметной области (организации) в объекты и классы информационной системы.

Большинство существующих методов объектно-ориентированного подхода включают язык моделирования и описание процесса моделирования.

Процесс – это описание шагов, которые необходимо выполнить при разработке проекта. В качестве языка моделирования объектного подхода используется унифицированный язык моделирования UML, который содержит стандартный набор диаграмм для моделирования.

Объектно-ориентированная технология проектирования ИС включает в себя следующие компоненты:

  • технологию конструирования концептуальной объектно-ориентированной модели предметной области;
  • инструментальные средства спецификации проектных решений;
  • библиотеки типовых компонентов модели предметной области;
  • типовые проектные решения для ряда функциональных областей.

В основу объектно-ориентированной технологии проектирования ИС положены разработка, анализ и спецификация концептуальной объектно-ориентированной модели предметной области[3].

Концептуальная объектно-ориентированная модель предметной области является основой проекта и реализации системы и обеспечивает:

  • необходимый уровень формализации описания проектных решений;
  • высокий уровень абстрагирования, типизации и параметризации проектных решений;
  • компактность описания;
  • удобство сопровождения готовой системы.

Отличительными чертами предлагаемой методологии являются следующие:

  • наличие единого методологически обоснованного ядра, обеспечивающего открытость технологии для модификации, расширения и создания новых моделей представления проектных решений;
  • наличие единого формального аппарата анализа проектных решений для используемых моделей представления;

Отличительными чертами предлагаемой технологии являются:

  • совместное рассмотрение информационных, материальных и финансовых потоков;
  • первичная и вторичная классификация объектов предметной области с обязательным указанием оснований классификации;
  • наличие конструктивных методик декомпозиции и агрегирования компонентов проекта, использующих результаты классификации;
  • наличие формальных методов оценки связности и сцепления компонентов проекта;
  • использование функциональной модели данных с атрибутами — функциями доступа и атрибутами — категориями в качестве основы концептуальной модели данных[4].

1.2. Преимущества и недостатки объектно-ориентированного подхода проектирования

Объектно-ориентированный подход обладает следующими преимуществами:

  • Объектная декомпозиция дает возможность создавать модели меньшего размера путем использования общих механизмов, обеспечивающих необходимую экономию выразительных средств. Использование объектного подхода существенно повышает уровень унификации разработки и пригодность для повторного использования, что ведет к созданию среды разработки и переходу к сборочному созданию моделей.
  • Объектная декомпозиция позволяет избежать создания сложных моделей, так как она предполагает эволюционный путь развития модели на базе относительно небольших подсистем.
  • Объектная модель естественна, поскольку ориентированна на человеческое восприятие мира.
  • «Чистый» объектный подход (Гради Буч) уже на ранних стадиях требует представлять данные о классификации в виде диаграмм классов. Это слишком жесткое требование.
  • Выделение иерархии классов требует проведения объемного и тонкого анализа различных аспектов взаимосвязей объектов предметной области. В рамках самого объектного подхода подобных методик нет.
  • Объектная декомпозиция позволяет избежать создания сложных моделей, так как она предполагает эволюционный путь развития модели на базе относительно небольших подсистем.
  • Объектная модель естественна, поскольку ориентирована на человеческое восприятие мира.

К недостаткам объектно-ориентированного подхода относятся высокие начальные затраты. Этот подход не дает немедленной отдачи. Эффект от его применения сказывается после разработки двух–трех проектов и накопления повторно используемых компонентов. Диаграммы, отражающие специфику объектного подхода, менее наглядны.

По наглядности представления модели пользователю-заказчику объектно-ориентированные модели явно уступают функциональным моделям.

При объектно-ориентированном подходе изменяется и принцип проектирования ИС. Сначала выделяются классы объектов, а далее в зависимости от возможных состояний объектов (жизненного цикла объектов) определяются методы обработки (функциональные процедуры), что обеспечивает наилучшую реализацию динамического поведения информационной системы.

В настоящее время господствующим направлением проектирования ИС является объектно-ориентированная технология как основа создания открытых, гибких, многофункциональных систем для различных предметных областей[5].

Объектно-ориентированная технология проектирования ИС предоставляет мощную, гибкую, универсальную концептуальную основу для конструирования информационно-управляющих систем в различных областях хозяйственной деятельности и управления, сочетающую использование моделей современной логистики, объектного подхода к компонентам предметной области, современных инструментальных средств визуального программирования и СУБД с SQL-интерфейсом.

При всем разнообразии моделей предметных областей концептуального уровня отсутствуют такие модели, которые бы позволяли в полной мере использовать знания по классификации элементов предметной области для описания свойств ее элементов, и в то же время, сохраняли преимущества традиционных функционального и информационного подходов, основанных на модели данных[6].

ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ОБЪЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПРОГРАММНЫМИ СРЕДСТВАМИ

2.1. Основные принципы унифицированного языка моделирования

UML (англ. Unified группе Modeling Language — совместное унифицированный язык выполнить моделирования) — язык преимущества графического описания одна для объектного папки моделирования в области Питер разработки программного участвующие обеспечения. UML пособие является языком классов широкого профиля, Ульяновск это открытый управления стандарт, использующий представлениями графические обозначения Уэст для создания потоков абстрактной модели семантикой системы, называемой Один UML-моделью.

UML данных был создан модифицировать для определения, современной визуализации, проектирования и графические документирования в основном который программных систем. Таким UML не единого является языком случаях программирования, но в методик средствах выполнения принципов UML-моделей как Наибольшую интерпретируемого кода объектным возможна кодогенерация.

выполнить UML объектно-ориентирован, в популярны результате чего подставлен методы описания Реализация результатов анализа и структурирования проектирования семантически интерфейсов близки к методам стандартный программирования на подходом современных ОО-языках.

произвольно UML позволяет себе описать систему Наибольшую практически со методам всех возможных формирования точек зрения и Зависимость разные аспекты подхода поведения системы.

Объект Диаграммы UML четыре сравнительно просты которым для чтения кода после достаточно Разновидностью быстрого ознакомления с собой его синтаксисом.

разные UML расширяет и принимать позволяет вводить диаграммах собственные текстовые и популярность графические стереотипы, даже что способствует элемента его применению реализации не только в Process сфере программной сообщением инженерии.

UML документирования получил широкое актеры распространение и динамично основании развивается[7].

Словарь информационных языка UML завершающейся включает три компоненты вида строительных используемых блоков:

  • сущности;
  • составляющими отношения.
  • диаграммы.

виде Сущности – это несколько абстракции, являющиеся функциональным основными элементами расширяет модели.

Отношения стрелкой связывают различные процессы сущности.

Диаграммы Крайнов группируют представляющие Баумана интерес совокупности удобство сущностей.

В UML Как имеется четыре типы типа сущностей:

  • интерпретировано структурные;
  • поведенческие;
  • поскольку группирующие;
  • аннотационные.

структурное Сущности являются проч основными объектно-ориентированными обращаться блоками языка. С соответствует их помощью гарантирует можно создавать СУБД корректные модели. AllFusion Структурные сущности – потребностями это имена рассматривая существительные в моделях технического на языке Наследование UML. Как или правило, они реальных представляют собой общностью статические части небольших модели, соответствующие подходов концептуальным или типы физическим элементам задачах системы.

Существует другом несколько разновидностей помеченные структурных сущностей.

включать Класс (Class) – это спецификации описание совокупности чисто объектов с общими основные атрибутами, операциями, СУЩНОСТЬ отношениями и семантикой. любому Класс реализует Иванова один или целостность несколько интерфейсов. Хорошая Графически класс динамично изображается в виде проектированию прямоугольника, в котором Гладун обычно записаны позволяющие его имя, Этот атрибуты и операции[8].

даже Класс имеет пакеты следующий внешний появилось вид:




Рис.1. диаграммы Пример структуры Минеев класса





Рис 2. делится Пример классов

выразительных Интерфейс (Interface) – это пример совокупность операций, близки которые определяют сервис сервис (набор услуг), Корпоративные предоставляемый классом пользователю или компонентом.

эллипса Таким образом, интерфейсов интерфейс описывает организующими видимое извне Прецедент поведение элемента.

реализации Интерфейс может операции представлять поведение наглядны класса или избежать компонента полностью динамично или частично; представляет он определяет открытость только спецификации их операций (сигнатуры), но совместно никогда – их ними реализации.

Графически быстрого интерфейс изображается в случае виде круга, схемы под которым сфере пишется его учебник имя, как выполнить показано на повышает рисунке. Интерфейс информацию редко существует быстрого сам по контекста себе – обычно редко он присоединяется к любому реализующему его Концептуальное классу или федер компоненту.

Кооперация (Collaboration) заменяемая определяет взаимодействие; общий она представляет особенно собой совокупность деятельности ролей и других родителя элементов, которые, аннотационных работая совместно, абстрагироваться производят некоторый вида кооперативный эффект, Это не сводящийся к СРЕДСТВАМИ простой сумме хозяйственной слагаемых.

Кооперация, структурный следовательно, имеет интерфейсы как структурный, присоединяется так и поведенческий техники аспект. Один и можно тот же собственные класс может языком принимать участие в СПИСОК нескольких кооперациях; вариантов таким образом, подходов они являются не реализацией образцов точно поведения, формирующих др систему. Графически актера кооперация изображается в Разновидностью виде эллипса, этом ограниченного пунктирной Аннотационные линией, в который использует обычно заключено СИСТЕМ только имя.

решению Прецедент (Use case) – отсутствуют это описание Рис последовательности выполняемых динамического системой действий, связующими которая производит пользователю наблюдаемый результат, называют значимый для обмена какого-то определенного текстовый актера(Actor). Прецедент Во применяется для нотаций структурирования поведенческих ХТИ сущностей модели. Роберт Прецеденты реализуются он посредством кооперации. модели Графически прецедент широкого изображается в виде активных ограниченного непрерывной структуру линией эллипса, Уэст обычно содержащего созданию только его отображение имя[9].

Компонент (Component) – Наследование это физическая выделяют заменяемая часть отдельные системы, которая подобен соответствует некоторому способствует набору интерфейсов и Объектная обеспечивает его обрабатывающих реализацию. В системе пространстве можно встретить проектировании различные виды эти устанавливаемых компонентов, абстракции такие как информационного СОМ+ или множество Java Beans, а универсальную также компоненты, Абакан являющиеся артефактами проанализировать процесса разработки, чертами например файлы узлов исходного кода.

поведенческий Компонент, как использующий правило, представляет инструментальных собой физическую вариации упаковку логических устойчивость элементов, таких ОБРАЗОВАНИЯ как классы, абстрактной интерфейсы и кооперации. интерпретировано Графически компонент нет изображается в виде концептуальные прямоугольника с вкладками, подобным содержащего обычно классу только имя.

восприятие Компонент подобен связующими классу: он Диаграмма описывает совокупность весьма объектов с общими БД атрибутами, операциями, активных отношениями и семантикой.

описать Эти базовые интерфейсами элементы – классы, экономию интерфейсы, кооперации, бизнес прецеденты и компоненты – пособие являются основными сущности структурными сущностями, Аннотационные которые могут язык быть включены в группируют модель UML базовые Существуют также средство разновидности этих процедур сущностей: актеры, абстрагирование сигналы, утилиты (виды концептуальную классов), процессы и современной нити(виды активных Программирование классов), приложения, ознакомления документы, файлы, техники библиотеки, страницы и нельзя таблицы (виды компонентов).

точек Поведенческие сущности (Behavioral содержащей things) являются от динамическими составляющими отображение модели UML. поскольку Это глаголы Ориентированное языка: они получило описывают поведение Сущности модели во проблем времени и пространстве. явно Существует всего структурное два основных операцию типа поведенческих совместное сущностей.

Взаимодействие (Interaction) – отношения это поведение, использовать суть которого времени заключается в обмене их сообщениями (Messages) между представляет объектами в рамках помощью конкретного контекста корректные для достижения СПИСОК определенной цели. С УлГТУ помощью взаимодействия природы можно описать нескольких как отдельную однозначно операцию, так и формальных поведение совокупности значительно объектов[10].

Взаимодействие целостность предполагает ряд виду других элементов, реализующими таких как обработки сообщения, последовательности разработки действий (поведение, инициированное образуют сообщением) и связи (между подход объектами).

Графически несколько сообщения изображаются в видов виде стрелки, обработки над которой артефактами почти всегда задачах пишется имя новых соответствующей операции.

проектированию Автомат (State machine) – УлГТУ это алгоритм друг поведения, определяющий словарь последовательность состояний, отношение через которые Диалог объект или алгоритм взаимодействие проходят замечания на протяжении аннотационных своего жизненного предка цикла в ответ Унифицированный на различные семантически события, а также процессов реакции на был эти события.

С взаимодействующих помощью автомата аспекты можно описать экземпляров поведение отдельного представляет класса или универсальную кооперации классов. С СУЩНОСТЬ автоматом связан девять ряд других реализации элементов: состояния, очередь переходы (из одного объектного состояния в другое), РИСектор события (сущности, инициирующие диаграммы переходы) и виды метку действий (реакция на необходимо переход). Графически Диалог состояние изображается в аннотационные виде прямоугольника с связности закругленными углами, проектировать содержащего имя и, пунктирной возможно, подсостояния.

состояний Эти два достаточно элемента – взаимодействия и Хелм автоматы – являются Большинство основными поведенческими объектную сущностями, входящими в Работу модель UML. новые Семантически они операцию часто бывают существительные связаны с различными полиморфизм структурными элементами, в моделирования первую очередь – трудоемкая классами, кооперациями и Корпоративные объектами.

Группирующие взаимосвязей сущности являются части организующими частями образом модели UML. заключается Это блоки, вышестоящего на которые принятые можно разложить областей модель. Есть пособие только одна подходе первичная группирующая Куприянов сущность, а именно Диаграммы пакет.

Пакеты (Packages) комментарии представляют собой отменять универсальный механизм преимуществами организации элементов в методологии группы[11].

В пакет получил можно поместить другой структурные, поведенческие и предлагаемой даже другие прямоугольника группирующие сущности. В тему отличие от За компонентов, существующих Взаимодействие во время принятия работы программы, Крайнов пакеты носят используемых чисто концептуальный одной характер, то ограничений есть существуют круга только во возможна время разработки.

Буч Изображается пакет в виртуальной виде папки с отдельную закладкой, содержащей, обязательным как правило, декомпозицию только имя и нижестоящему иногда – содержимое.

классификации Пакеты – это работы основные группирующие самых сущности, с помощью проектов которых можно синтаксисом организовать модель группирующая UML. Существуют основных также вариации УНИВЕРСИТЕТ пакетов, например Как каркасы (Frameworks), модели и интерфейсы подсистемы.

Аннотационные интерфейсов сущности – пояснительные набор части модели пунктирной UML. Это пространстве комментарии для По дополнительного описания, рядом разъяснения или лежит замечания к любому кооперациях элементу модели. проблемы Имеется только описывается один базовый аннотационных тип аннотационных Пример элементов – примечание (Note).

компоненты Примечание – это размещенных просто символ абстрактной для изображения объектного комментариев или Имеется ограничений, присоединенных к под элементу или процесс группе элементов. Фаулер Графически примечание комментарий изображается в виде программной прямоугольника с загнутым внутри краем, содержащим вышестоящего текстовый или Семенов графический комментарий.

В чего языке UML семантические определены четыре моделирование типа отношений: декомпозицию зависимость; ассоциация; обобщение; реализация.

Эти отношения являются основными связующими строительными блоками в UML и применяются для создания корректных моделей.

Зависимость (Dependency) – это семантическое отношение между двумя сущностями, при котором изменение одной из них, независимой, может повлиять на семантику другой, зависимой.

Графически зависимость изображается в виде прямой пунктирной линии, часто со стрелкой, которая может содержать метку[12].

 Пример зависимости представлен на рис.3.





Рис.3. Пример зависимости

Ассоциация (Association) – структурное отношение, описывающее совокупность связей; связь – это соединение между объектами. Разновидностью ассоциации является агрегирование (Aggregation) – так называют структурное отношение между целым и его частями.

Графически ассоциация изображается в виде прямой линии (иногда завершающейся стрелкой или содержащей метку), рядом с которой могут присутствовать дополнительные обозначения, например кратность и имена ролей. На рисунке показан пример отношений этого типа.

Обобщение (Generalization) – это отношение «специализация/обобщение», при котором объект специализированного элемента (потомок) может быть подставлен вместо объекта обобщенного элемента (родителя или предка).

Таким образом, потомок (Child) наследует структуру и поведение своего родителя (Parent). Графически отношение обобщения изображается в виде линии с незакрашенной стрелкой, указывающей на родителя.

Реализация (Realization) – это семантическое отношение между классификаторами, при котором один классификатор определяет «контракт», а другой гарантирует его выполнение.

Отношения реализации встречаются в двух случаях: во-первых, между интерфейсами и реализующими их классами или компонентами, а во-вторых, между прецедентами и реализующими их кооперациями. Отношение реализации изображается в виде пунктирной линии с незакрашенной стрелкой, как нечто среднее между отношениями обобщения и зависимости[13].

2.2. Диаграммы в UML

Диаграмма в UML - это графическое представление набора элементов, изображаемое чаще всего в виде связанного графа с вершинами (сущностями) и ребрами (отношениями).

Таким образом, в UML выделяют девять типов диаграмм:

1) диаграммы классов показывают классы, интерфейсы, объекты и кооперации, а также их отношения.

2) диаграммы объектов представлены объекты и отношения между ними. Они являются статическими "фотографиями" экземпляров сущностей, показанных на диаграммах классов.

3) диаграммы прецедентов представлены прецеденты и актеры (частный случай классов), они особенно важны при организации и моделировании поведения системы.

4) диаграммы взаимодействия представлены связи между объектами; показаны, в частности, сообщения, которыми объекты могут обмениваться. Диаграммы взаимодействия относятся к динамическому виду системы.

5) диаграммы последовательности отражают временную упорядоченность сообщений,

6) диаграммы кооперации - структурную организацию обменивающихся сообщениями объектов.

7) Диаграмма деятельности - это частный случай диаграммы состояний; на ней представлены переходы потока управления от одной деятельности к другой внутри системы.

8) диаграмме компонентов представлена организация совокупности компонентов и существующие между ними зависимости.

9) На диаграмме развертывания представлена конфигурация обрабатывающих узлов системы и размещенных в них компонентов[14].

Строительные блоки UML нельзя произвольно объединять друг с другом.

В языке UML имеются семантические правила, позволяющие корректно и однозначно определять:

  • имена;
  • область действия;
  • видимость;
  • целостность;
  • выполнение.

Работу с UML существенно облегчает последовательное использование общих механизмов:

  • спецификации (specifications);
  • дополнения (adornments);
  • принятые деления (common divisions);
  • механизмы расширения (extensibility mechanisms).

При моделировании ОО систем реальность делится с учетом, по крайней мере, двух методов.

Во-первых, существует деление на классы и объекты.

Во-вторых, существует деление на интерфейс и его реализацию. Интерфейс декларирует обязательства, а реализация представляет конкретное воплощение этих обязательств и обязуется точно следовать объявленной семантике интерфейса. А в связи с этим, почти все конструкции UML характеризуются дихотомией «интерфейс/реализация».

Например, прецеденты реализуются кооперациями, а операции - методами.

Механизмы расширения UML включают:

  • стереотипы (stereotype), которые расширяют словарь UML, позволяя на основе существующих блоков языка создавать новые, специфичные для решения конкретной проблемы;
  • помеченные значения (tagged value), которые расширяют свойства основных конструкций UML, позволяя включать новую информацию в спецификацию элемента;
  • ограничения (constraints), которые расширяют семантику конструкций UML, позволяя создавать новые и отменять существующие правила.

Эти три механизма расширения языка позволяют модифицировать UML в соответствии с потребностями проекта[15].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проектирование информационных систем — весьма трудоемкая задача, требующая времени и высокой квалификации участвующих в ней специалистов. За время существования программной инженерии появилось несколько подходов к проектированию ИС, каждый из которых обладает своими преимуществами и недостатками.
В соответствии с различными представлениями об организации методики проектирования ИС принято делить на объектные и функциональные (структурные).

Объектно-ориентированные технологии развивались в различных областях вычислительной техники как средство решения проблем, связанных со сложностью создаваемых систем. В основе объектно-ориентированного проектирования лежит представление о том, что программную систему необходимо проектировать как совокупность взаимодействующих друг с другом объектов, рассматривая каждый объект как экземпляр определенного класса, классы образуют иерархию.
Существует множество технологий и инструментальных средств, с помощью которых можно реализовать оптимальный проект ИС, начиная с этапа анализа и заканчивая созданием программного кода системы. Наибольшую популярность в создании проектов ИС, основанных на объектно-ориентированном подходе, получило моделирование с помощью UML.

Унифицированный язык моделирования UML (Unified Modeling Language) представляет собой язык для определения, представления, проектирования и документирования программных средств, организационно-экономических, технических систем и других систем различной природы.

С помощью UML можно разработать модель создаваемой системы, которая отображает не только ее концептуальные элементы, такие как функции системы, бизнесc-процессы, конкретные детали системы: классы языков программирования, схемы, БД, повторно используемые компоненты ПО.

UML содержит стандартный набор диаграмм и нотаций самых разнообразных видов, среди которых популярны диаграммы вариантов использования, диаграммы классов, диаграммы компонентов, диаграммы размещения и проч.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Гамма, Э., Хелм Р. Приемы объектно-ориентированного проектирования. Паттерны проектирования. М.: Изд-во Питер, 2016. — 366 с.
  2. Гладун А. Я. Онтологии в корпоративных системах / А. Я. Гладун, Ю. В. Рогушина // Корпоративные системы. – 2016. – № 1. – С. 22–41.
  3. Гольдштейн Г. Я. Стратегический инновационный менеджмент : учеб. пособие / Г. Я. Гольдштейн. – Таганрог : Изд-во ТРТУ, 2014. – 253 с.
  4. Дубаков А.А. Проектирование информационных систем: Учебное пособие. Томск.: Изд. ТПУ, 2016.
  5. Иванова, Г. С. Технология программирования: учебник для вузов — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2016. — 334 с.
  6. Комлев, Н. Ю. Объектно Ориентированное Программирование. Хорошая книга для Хороших Людей / Н.Ю. Комлев. - М.: Питер, 2014. - 298 c.
  7. Крачтен Ф. Введение в Rational Unified Process : [пер. с англ.] / Ф. Крачтен – М. : Вильямс, 2017. – 246 с.
  8. Куприянов А. А. Подход к созданию виртуальной организации проектирования и изготовления программных изделий ИАСУ / А. А. Куприянов, А. С. Мельниченко, А. Ю. Крайнов // Автоматизация процессов управления. – 2017. – № 3 (17). – С. 33–44.
  9. Маклаков, С. В. Создание информационных систем с AllFusion Modeling Suite. М.: Изд-во Диалог-МИФИ, 2005. — 432 с.Гапоненко А. Л. Управление знаниями / А. Л. Гапоненко – М. : ИПК госслужбы, 2015. – 52 с.
  10. Маклафлин, Б. Объектно-ориентированный анализ и проектирование / Б. Маклафлин, Г. Поллайс, Д. Уэст. - М.: Питер, 2013. - 448 c.
  11. Методы принятия решений в задачах оценки качества и технического уровня сложных технических систем / С.С. Семенов и др. - М.: Ленанд, 2016. - 520 c.
  12. Проектирование информационных систем: учеб. пособие / П. В. Минеев ; Сиб. федер. ун-т, ХТИ - филиал СФУ. - Абакан : РИСектор ХТИ - филиала СФУ, 2012
  13. Рамбо, Д., Блаха М. UML 2.0. Объектно-ориентированное моделирование и разработка. М.: Изд-во Питер, 2017. — 544 с.
  14. Роберт, Дж. Мюллер Проектирование баз данных и UML / Роберт Дж. Мюллер. - М.: ЛОРИ, 2013. - 432 c.
  15. Соснин П. И. Концептуальное проектирование систем : учеб. пособие / П. И. Соснин. – Ульяновск : УлГТУ, 2017. – 198 с.
  16. Фаулер, М. Архитектура корпоративных программных приложений. М.: Изд-во Вильямс, 2016. — 544 с.
  1. Дубаков А.А. Проектирование информационных систем: Учебное пособие. Томск.: Изд. ТПУ, 2016.

  2. Маклаков, С. В. Создание информационных систем с AllFusion Modeling Suite. М.: Изд-во Диалог-МИФИ, 2005. — 432 с.Гапоненко А. Л. Управление знаниями / А. Л. Гапоненко – М. : ИПК госслужбы, 2015. – 52 с.

  3. Роберт, Дж. Мюллер Проектирование баз данных и UML / Роберт Дж. Мюллер. - М.: ЛОРИ, 2013. - 432 c.

  4. Комлев, Н. Ю. Объектно Ориентированное Программирование. Хорошая книга для Хороших Людей / Н.Ю. Комлев. - М.: Питер, 2014. - 298 c.

  5. Проектирование информационных систем: учеб. пособие / П. В. Минеев ; Сиб. федер. ун-т, ХТИ - филиал СФУ. - Абакан : РИСектор ХТИ - филиала СФУ, 2012

  6. Рамбо, Д., Блаха М. UML 2.0. Объектно-ориентированное моделирование и разработка. М.: Изд-во Питер, 2017. — 544 с.

  7. Маклафлин, Б. Объектно-ориентированный анализ и проектирование / Б. Маклафлин, Г. Поллайс, Д. Уэст. - М.: Питер, 2013. - 448 c.

  8. Методы принятия решений в задачах оценки качества и технического уровня сложных технических систем / С.С. Семенов и др. - М.: Ленанд, 2016. - 520 c.

  9. Маклаков, С. В. Создание информационных систем с AllFusion Modeling Suite. М.: Изд-во Диалог-МИФИ, 2005. — 432 с.Гапоненко А. Л. Управление знаниями / А. Л. Гапоненко – М. : ИПК госслужбы, 2015. – 52 с.

  10. Маклаков, С. В. Создание информационных систем с AllFusion Modeling Suite. М.: Изд-во Диалог-МИФИ, 2005. — 432 с.Гапоненко А. Л. Управление знаниями / А. Л. Гапоненко – М. : ИПК госслужбы, 2015. – 52 с.

  11. Маклаков, С. В. Создание информационных систем с AllFusion Modeling Suite. М.: Изд-во Диалог-МИФИ, 2005. — 432 с.Гапоненко А. Л. Управление знаниями / А. Л. Гапоненко – М. : ИПК госслужбы, 2015. – 52 с.

  12. Маклаков, С. В. Создание информационных систем с AllFusion Modeling Suite. М.: Изд-во Диалог-МИФИ, 2005. — 432 с.Гапоненко А. Л. Управление знаниями / А. Л. Гапоненко – М. : ИПК госслужбы, 2015. – 52 с.

  13. Маклаков, С. В. Создание информационных систем с AllFusion Modeling Suite. М.: Изд-во Диалог-МИФИ, 2005. — 432 с.Гапоненко А. Л. Управление знаниями / А. Л. Гапоненко – М. : ИПК госслужбы, 2015. – 52 с.

  14. Комлев, Н. Ю. Объектно Ориентированное Программирование. Хорошая книга для Хороших Людей / Н.Ю. Комлев. - М.: Питер, 2014. - 298 c.

  15. Маклаков, С. В. Создание информационных систем с AllFusion Modeling Suite. М.: Изд-во Диалог-МИФИ, 2005. — 432 с.Гапоненко А. Л. Управление знаниями / А. Л. Гапоненко – М. : ИПК госслужбы, 2015. – 52 с.