Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Понятие и виды правосознания(Понятие правосознания)

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Потребность в изучении особенностей отечественного правосознания представляется весьма значимой и злободневной, поскольку лишь в реальном, а не надуманном содержательном контексте знания и понимания работающего либо желаемого права вероятно сколько-нибудь эффективное осуществление правотворческой и правоприменительной деятельности. Правосознание, являясь неотъемлемой составной частью правовой культуры, не может не реагировать на положительные, в равной мере как и на иные, желания законодателя, а также на бесперебойное функционирование, равно как и на сбои, в деятельности по государственно-властной реализации правовых предписаний.

Формирование юридической категории «правосознание» происходило в ходе исторического развития государства. Исследуя формы права, большинство ученых рассматривали их в идеальном смысле, понимая под этим формирование правосознания конкретного общества, утверждая, что правосознание живет и «до», и «после», и «параллельно» с правом и является одновременно его источником, который отражает объективные потребности развития общества, одним из важнейших механизмов воплощения в жизнь, средством оценивания: соответствует ли поведение человека правовым предписаниям .

Актуальность темы исследования обуславливается тем, что правосознание как одна из форм общественного сознания, является важным показателем степени актуальности и развитости конкретной правовой системы в каждом из отдельных государств. Будучи духовно-правовым мотиватором, правосознание образуется в сознании каждого индивида, группы индивидов и иных участников социума, подталкивая их к активному, юридически значимому поведению в государственно-правовом смысле этого слова. Политика государства в части преобразования государственной правовой системы, неразрывно связана с уровнем правосознания общества, поскольку высокий уровень правосознания мотивирует его участников к осознанной и активной деятельности в целях поиска эффективных решений, ведущих к совершенствованию правовой системы в целом.

Объектом исследования является рассмотрение такого правового явления как правосознание.

Предметом исследования выступают нормативные правовые акты международного и внутригосударственного уровня, научные воззрения ученых в данной области, материалы общей и специальной литературы.

Целью курсовой работы является изучение вопросов, связанных с определением сущности правосознания как правового феномена.

Исходя из поставленной цели, для ее достижения определены следующие основные задачи настоящего исследования:

  • раскрытие и дача понятия «правосознание»;
  • рассмотрение его структуры;
  • изучение видов правосознания.

Теоретическим материалом для выполнения настоящего исследования явились работы таких ученых, как: Вопленко Н.Н., Граната Н.Л., Королева А.И., Лазарева В.В., Манова Г.Н., Мелехина А.В., Морозовой Л.А., Пиголкина А.С., Рассолова М.М.

Глава 1. Правосознание как форма общественного сознания

1.1. Понятие правосознания

Правовое сознание устанавливает и формирует правое государство с уверенностью в защищенности гражданских прав человека. Сейчас в нашей стране идет усердная работа по созданию правового государства. Правовое государство - это не только цель, но и средство решения всех задач, а главное - создание условий правовой защищенности каждого гражданина России.

Правовое сознание активно воздействует на регулирование всех жизненных процессов в обществе и государстве, способствует объединению граждан, поддержанию и укреплению целостности общества, порядка в нем. Правосознание есть часть общественного сознания, которое отражает юридическую действительность.

При этом право и правосознание формируются в единстве и взаимосвязи между собой. Правосознание оказывает влияние на правотворчество и через него на содержание права.

Правосознание есть осознание права, система отношений и чувств, отношение человека к праву и правовым явлениям в общественной жизни. Правосознание является источником, оно действует на сам процесс правотворчества, дополняет действующие нормативно-правовые акты и создает новые, чем выше уровень правосознания, тем крепче законность и правопорядок. А крепкое правовое государство есть гарант стабильность всех его граждан. Так же правосознание является средством оценки соответствия поведения нормам права.[18,c.104]

Формирование правосознания осуществляется через сознание индивидов, групп индивидов и других представителей общества.

Как и любые явления, проходящие сквозь человеческое сознание, государственно-правовые явления подвержены той или иной оценке. Процесс оценивания осуществляется путем интеллектуально-правового осмысления и анализа на основании личностных представлений, настроений, взглядов и занимаемых правовых позиций. Анализ правовых явлений далее преобразуется в оценочный отклик, под которым следует понимать отношение – положительное или отрицательное. Эти две оценки различаются тем, что при положительном отношении отдельное правовое явление воспринимается как необходимое и ценное. При отрицательном отношении, напротив, воспринимается как бесполезное и ненужное.

Под правосознанием С.Л. Сергевнин подразумевает отношение к праву. При более детальном рассмотрении данной правовой дефиниции – это совокупность чувств, настроений, идей, представлений, взглядов, в которых отражается правовое отношение, правовым явлениям, в том числе к действующему и желаемому праву, к деятельности юридических органов и учреждений, а также к действиям и поступкам, которые совершаются в правовой сфере.[17,c.65-70]

Это определение правосознания не единственно в своем роде. По мнению А.Ф.Вишневского правосознание определяется как совокупность представлений и чувств, взглядов и эмоций, оценок и установок, выражающих отношение людей к действующему и желаемому праву. Правосознание является спутником права. Право тесно связано с человеческой волей и сознанием. Требования общественной жизни выражаются в юридических предписаниях только после того, как они пройдут через волю и сознание людей. [15,c.22]

Таким образом, в правосознании имеются объективные и субъективные компоненты представлений индивида и социума в целом о существующей и желаемой политической системе и органов, которые реализуют преобразовательную и совершенствующую политику. При наличии связи объективного и субъективного компонента, оценочное явление правосознания (в сознании человека) может возникать на рациональном уровне – разумном и на эмоциональном уровне – на уровне чувств, настроений. Эти два уровня неразрывно связаны, а адекватность реакции на государственно-правовые преобразования и изменения, прямую зависима от уровня развития правосознания индивида и общества в целом.

Рассматривая массово-количественный аспект сознания, можно выявить следующие уровни правосознание:

уровень одного человека;

группы людей;

уровень человеческого сообщества. [19,c.339-341]

Кроме наличия схожести и подчинения общим принципам всех форм общественного сознания, правосознание, как форма общественного сознания, имеет следующие отличительные черты. Так, помимо правосознания, в понятие «общественное сознание» входят такие формы как:

политическое;

нравственное;

религиозное;

научное;

эстетическое и другие.

Эти особенности отражаются в следующем: [19,c.343]

отражение взглядов, воззрений и отношения общества к явлениям, находящимся исключительно в государственно-правовой категории;

наличие множества своеобразных форм отражения государственно-правовой действительности и деятельности субъектов в данном направлении посредством определения юридических понятий, категорий, конструкций, правовых принципов, правовых обычаев, традиций и т.д.;

опережающее отражение правовой действительности (отражение субъектами государственно-правовой деятельности как настоящей, так и будущей действительности) путем указания на тенденции развития данных общественных отношений, на проекты их развития и т.д.;

взаимодействие с иными формами общественного сознания с целью оценки того или иного явления с различных позиций;

способность правосознания к позитивному или негативному воздействию на социальные процессы, реформы и преобразования в обществе;

правосознание обладает оценочным характером, что говорит о существовании с целью проверки и оценки соответствия действующих и принимаемых норм права необходимым, требуемым стандартам. Оценочное свойство способствует выработке отношения каждого субъекта к соблюдению и несоблюдению норм права. [14,c.34]

Резюмируя выше изложенное, сделаем следующие выводы:

правосознание существует неразрывно с сознанием человека, группы людей или общности людей;

правосознание призвано оценивать государственно-правовые явления как с объективной, так и с субъективной стороны;

эти две стороны взаимно сосуществуют;

степень адекватности реакции индивида на каждое отдельное правовое изменение, преобразование зависит от уровня правосознания;

правосознание как всякая форма общественного сознания имеет отличительные, индивидуальные особенности.

В современный период, к сожалению, внимание к правовому воспитанию несколько ослабло, и к проблеме правового воспитания граждан со стороны государства уделяется недостаточно внимания, фактические меры по правовому воспитанию должны быть направлены абсолютно на всех граждан, а укрепление норм воспитанности в сознании человека вырабатывает прочное правовое сознание. [4,c.32]

1.2. Структура правосознания

Под структурой правосознания понимается целостная организация ее компонентов и составляющих, образующих единый механизм. Функцией данной структуры правосознания является обеспечение организации взаимодействия элементов системы, а также упорядочивание и организация всей системы.

Юридическая наука выделяет два составных элемента в структуре правосознания:

правовая психология;

правовая идеология.

Под правовой психологией следует понимать отношение людей к праву, которое основано на эмоциональном (эмпирическом) уровне, уровне чувств, переживаний и настроений. Данный элемент структуры правового сознания формирует у индивида отношение к праву, его нормам и явлениям, влияет на решение о соблюдении и несоблюдении закона и т.д. [13,c.32]

Правовые эмоции, которые формируются в сознании людей под влиянием правовых знаний ив результате общения людей друг с другом, занимают важное место в правовой психологии. Необходимо отметить, что более высокий уровень знаний, определяет высокую степень адекватности реагирования человека на правовые изменения в обществе. То есть, уровень правовых знаний и правосознания в целом напрямую влияет на качество правовых настроений.

В обществе, по мнению Вопленко Н.Н., существует два вида правовых настроений:

оптимистичное;

пессимистичное.

Эта классификация практически в точности повторяет уде упомянутую ранее классификацию откликов (негативных, позитивных).

Одновременно Вопленко и Морозова разделяют правовые настроения на два компонента: [4,c.47]

устойчивый, включающий правовые знания, самооценку личности, то есть способность индивида к критическому мышлению, привычные стереотипы поведения в обществе и др.,

подвижный (менее устойчивый, неустойчивый).

Данные компоненты являются формирующими характер личности, составляющими его костяк, являющийся прочным фундаментом, на который сложно воздействовать и разрушить.

Настроения же являются противоположностью данной основе. Их характеризует спонтанность и стихийность возникновения, однако, по мнению специалистов, иным явлением можно сознательно руководить, воздействуя на нормы морали. Так, помимо указания на нормы Конституции Российской Федерации, должника по налоговым соображениям можно призвать к чувству совести, стыду добропорядочности, дабы определенная группа населения преодолела безразличие к обязанности уплаты налогов.[18,c.106]

Противовесом правовой психологии является правовая идеология. Основывается правовая идеология на теоретических и научных идеях, взглядах, теориях, догматах и концепциях специалистов в данной области. Ее основу составляет рациональный, а не эмоциональный подход.

По мнению В.В. Лазаревой, которая провела сравнение этих компонентов правосознания, правовая идеология является более глубоким усвоением, познанием права, поскольку не ограничивается поверхностным, стихийным, эмоционально окрашенным его восприятием, а проникает в его сущность, природу, закономерности, определяет, каким должно быть совершенное право, с помощью каких средств, приемов, методов обеспечивается его эффективность. [16,c.23]

Отличия правовой психологии от идеологии выявила Нелюбина Е.В. По ее мнению, отличием является то, что правовой психологией отражается правовая действительность не как система, а как определенный набор несвязанных фактов, сторон окружающей правовой действительности. Правовой идеологией же отражается правовая действительность как системное целое.

Правовая психология отражает правовую действительность на уровне тех фактов, которые воспринимает субъект, то есть на эмпирическом уровне.[12,c.1504-1511].

Отражение правовой действительности правовой идеологией происходит на уровне присущим ей закономерностей, выходящей за рамки жизненного опыта субъекта.

Правовая психология более совершенна, и у нее выше быстрота реакции на происходящие изменения в правовой действительности, потому что субъект изменения эти испытывает непосредственно на себе. Скорость реакции правовой идеологии на изменения в правовой сфере значительно медленнее, так как для глубокого изучения требуется значительное время.

Несмотря на существенные различия между правовой психологией и правовой идеологией, необходимо отметить их тесную взаимосвязь и неразрывное друг от друга существование. Правовая психология и правовая идеология оказывают взаимное влияние друг на друга, поэтому они рассматриваются исключительно как второстепенные, малозначимые явления (в частности, правовая психология). Примечательно то, что создаваемые отдельными группами людей правовые идеологии, обязательно находят свое отражение в правовой психологии, получают одобрение или отклонение со стороны личности, группы людей и общества в целом. [4,c.45]

Взаимосвязь правовой идеологии и правовой психологии Мигущенко, О.Н. видит в следующем.

Во-первых, если правовая идеология отделяется от правовой психологии, то она лишается эмпирической базы и становится схоластической, без жизненного опыта она будет неверной, оторванной от реальности.

Во-вторых, если проделать предыдущую операцию наоборот, то правовое сознание индивида никогда не выйдет из рамок своего опыта и никогда не объяснит те факты, с которыми правовая психология сталкивается.

В-третьих, правовая психология наиболее важный показатель практической реализации правовых принципов, теорий, концепций, и если эти принципы реализуются без учета правовой психологии, то они обречены на гибель и неисполнение. [11,c.101-120]

Только в единстве, эти две сферы правосознания всесторонне отражают общественное бытие и оказывают активное воздействие на всю социальную жизнь общества.

Также помимо выше описанных двух компонентов, некоторые исследователи, указывают на третий компонент – поведенческий, – сущность которого состоит в рассмотрении правосознания исключительно отдельной личности, в состав которого включаются:

правовая установка;

ценностная ориентация человека;

правовая активность (готовность личности к ней);

цель, мотив;

и иные.

В теории государства и права правовое государство в обобщенном виде понимается как правовая форма организации и деятельности политической власти и ее взаимоотношений с индивидами как субъектами права, носителями прав и свобод человека и гражданина. Правовое государство - это, с одной стороны, результат реализации права в устройстве государственной власти и в ее функциях, с другой стороны, условие эффективного применения права, внедрения его в жизнь. [18,c.138-141]

По мере реализации в поведении и поступках людей право становится обязательным явлением в их повседневной жизни и культуре. Правовая культура в данном случае может быть обозначена как право, внедренное в жизнь людей. «Опыт развития цивилизованных обществ показывает, что добровольное и сознательное выполнение своих общественных обязанностей есть условие дальнейшего развития демократии, осознание ответственности личности перед обществом, государством своими гражданами является одним из важнейших элементов правосознания, условием высокой реализации прав, свобод и обязанностей личности, ибо уважение к праву, закону должно стать и становится личным убеждением каждой личности, превращается в привычку, в навык» .

Точно так же, как понятие «правовая культура» прежде всего, означает опосредованность определенных элементов культуры правовыми установками, понятие «правовое государство» изначально подчеркивает взаимообусловленность государства и права, взаимозависимость права и государства. [4,c.49]

В связи с этим Ф.М. Раянов подчеркивает, что понятие «правовое государство» не является отражением специфики какого-то отдельного государства. Оно является критерием для оценки и в то же время результатом всестороннего осмысления практики организации и деятельности многих реальных государств. «Правовое государство – это современное государство, формирование которого в некоторых странах только начинается, а в некоторых странах оно получило вполне реальные черты» [16,c.65]

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

структура как целостное объединение ее компонентов, имеет собственные элементы: правовая психология, правовая идеология;

правовая психология сводится к оценке происходящих правовых явлений через эмоциональную составляющую индивида, группы людей, общества;

правовая идеология предполагает всестороннее, глубокое научное обоснование правовых явлений через научные теории, концепции, взгляды и тд.;

в список компонентов структуры правосознания можно включить поведенческий тип;

правовая психология и правовая идеология существуют неразрывно, оказывая, взаимное влияние друг на друга.

ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОСОЗНАНИЯ В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ

2.1. Виды правосознания

Для уяснения сущности правосознания как правовой категории, стоит рассмотреть его разновидности. Среди видов правосознания юридическая наука выделяет две группы в зависимости от основания деления.

К первой группе основанием для деления выступают субъекты-носители, во втором же основанием выступает уровень правосознания.

По субъектам-носителям выделяют следующие виды правосознания:

индивидуальное правосознание;

групповое (коллективное) правосознание;

общественное правосознание.

Причинами формирования индивидуального правосознания у отдельно взятого человека являются:

факторы, явления и отношения, в которые человек непосредственно вступает;

психические особенности человека;

физические особенности;

уровень умственного и культурного развития;

уровень образования;

социальное положение в обществе;

иные причины. [10,c.53-60]

Поэтому, индивидуальное правосознание характеризуется зависимостью от присутствия индивидуальных качеств в человеке и их уровня развития.

Возникновение группового (коллективного) правосознания отражает специфику той или иной социальной группы, на уровне которой возникает правосознание. Внутри данной общности существует общая связь, которая основана на:

общности интересов ее членов во взглядах на государственно-правовое положение;

единообразном представлении о желаемом праве.

Часто такие объединения, общности людей делят на специальности, к примеру:

педагоги;

юристы;

врачи;

судьи;

адвокаты;

государственные служащие и иные.

Но подобное разделение может происходить и по другим причинам, к примеру, по возрастным:

молодежь;

зрелое поколение;

пожилое поколение. [9,c.67-70]

В соответствии с выше изложенным сделаем вывод о том, что коллективное правосознание затрагивает и формируется у той или иной социальной группы, объединенной на схожести во взглядах и общности представлений о праве. В подтверждение можно предоставить высказывание о том, что правовое сознание индивидов данной группы отражает правовую действительность через призму своих потребностей и интересов, что и обуславливает схожесть индивидуального правового сознания и объединение в правосознание данной группы.

Возникновение общественного правосознания происходит на последнем количественном уровне – на уровне всего общества, когда оно является отражением взглядов, оценок, настроений самой многочисленной единицы общества, объединенных на общности взглядов, вкусов, позиций и других причин. Важно понимать, что общественное сознание непременно влияет на другие два уровня, что позволяет их соотнести, но отнюдь не свести в силу отличительных особенностей каждого их них (уровней). [14,c.12]

В зависимости от уровня правосознания, состоящее из уровня знаний данной области и отражения правовой действительности, приняло выделять:

обыденный (эмпирический) уровень правосознания;

научно-теоретический уровень правосознания.

При обыденном уровне правосознания правовая психология выступает доминирующей, так как на эмпирическом уровне глубина знания вопросов данной области основывается только на повседневном личном человеческом опыте, складывающимся стихийно. Действия лица происходят с опорой на собственные знания и информацию о праве, правовых нормах, традициях, обычаях, способах разрешения юридических споров и конфликтов и т.д. Однако его (обыденный уровень) нельзя отбрасывать и невозможно не учитывать, поскольку множество людей, не имеющих юридической специальности и соответствующей подготовки, руководствуется именно этим уровнем правосознания. [8,c.10-16]

Во втором случае на первый план выступает рациональное над эмоциональным, что свидетельствует, как правовая идеология превалирует над правовой психологией. Оно формируется на основании изучения юридической науки, которая выражается в различных теориях, взглядах ученых, концепциях и т.д. Руководство данным уровнем возможно лишь при условии углубления в юридическую науку, поэтому для многих людей он ограничен в использовании. Однако, исходя из научных обоснований существующих правовых явлений, данный уровень наиболее важен и актуален. [8,c.17]

Общественное правовое сознание дает практическую, фактическую базу для дальнейшего теоретического осознания и исследования. Теоретическое правосознание дает истинные научные знания, при усвоении которых индивидами повышается уровень обыденного правового сознания.

Еще один уровень правосознания – профессиональный уровень – выделяют научные источники. Данный уровень является завершающим деление по обоим основаниям и не входит ни в один из названных уровней. Профессиональный уровень правосознания характерен для соответствующих таких юридических специальностей, как:

адвокаты;

судьи;

прокуроры;

юрисконсульты;

и другие.

Сущность профессионального уровня заключена в следующем. Лица, которые имеют эти специальности, обладают обширным арсеналом правовых знаний, а также практическими навыками его непосредственного применения. Это люди, которые знают и понимают устройство правовой системы, осознают важность и необходимость наличия и исполнения правовых норм. [6,c.55-56]

Законодательные органы государственной власти, при разработке и издании нормативных правовых актов, должны руководствоваться как собственным правосознанием, так и общественным правосознанием общностей.

Издавая нормативные акты, законодатель, прежде всего, обязан опираться на знание мнений и настроений населения, руководствоваться общественными интересами. Выявляя потребности общества в правовых изменениях, законодатель должен на них реагировать, быть гибким, но опираться на то, что общество признало законным, необходимым, справедливым. [14,c.35]

Вместе с обращением к мнению большинства, законодатель также должен учитывать и мнение компетентного меньшинства (ученые, специалисты, судьи). Принятие ответственных решений должно производиться законодателем строго с учетом мнений всех уровней, поскольку роль правосознания в правотворчестве очень велика. В противном случае, изданный и принятый нормативный правовой акт не будет воспринят обществом или большинством его групп, а, следовательно, не будет исполняться, что является в юридическом смысле недопустимым.

Все это продиктовано наличием различий между видами правосознания.

Материал параграфа позволил сделать следующие выводы:

деление правосознания на виды по различным основаниям позволяет выявить сложность, наличие различных сторон данного явления;

по субъектам-носителям правосознание делится на индивидуальный, коллективный и общественный уровни, при наличии отличных друг от друга причин возникновения и черт сосуществуют на основании взаимной связи, оказывая влияние друг на друга, но не сводясь друг с другом;

возникновение правосознания на разных уровнях по данному основанию обуславливается не только глубиной знаний и эмоциональной составляющей людей, но еще и их взаимодействием, и объединением в группы и общности на основании единых интересов и представлений о праве и государственно-правовых преобразованиях;

обыденный и научный уровни правосознания также взаимно влияют и существуют неразрывно друг от друга;

профессиональный уровень правосознания не входит ни в одну из рассмотренных предыдущих групп;

чрезвычайную важность имеет исследование взаимодействий всех уровней, всех составляющих правосознания для эффективного преобразования права и получения положительной оценки государственно-правовым явлениям со стороны общества.

2.2. Проблема деформации правосознания и пути ее преодоления

Ценностное познание не является строго рациональным, на первом плане здесь ценностные структуры познающего субъекта. Для внешнего исследователя не всегда достижимо понимание своеобразия и особенностей правосознания другого народа из-за явного несовпадения ценностных иерархий познающего и познаваемого субъектов. Для целостного восприятия и отражения в сознании личности, этноса правовых институтов и права в целом необходимо познание условий самой их жизни, а также учета следующих факторов:

1) религиозного сознания и его роли в жизни народа;

2) отношения к другим народам;

3) отношения к семье, власти, воспитанию детей;

4) отношения к труду и к собственности. [5,c.186-187]

Ошибочность познания правосознания может быть связана с такими стереотипами, как:

1) разные народы проходят с естественной необходимостью одни и те же ступени развития, но в разные исторические эпохи;

2) право является исключительным средством, с помощью которого можно осуществлять контроль над обществом, корректировать его жизнь, систему ценностей, признавать базой для социальных моделей его развития. Проблемы современного кризиса правосознания привлекают внимание юристов, социологов, политологов, философов, психологов, психиатров, теологов. Кризис правосознания есть частное проявление кризиса сознания. Кризис – переворот, нарушение, перелом в состоянии феномена, при котором существенно нарушаются его устоявшиеся ключевые элементы, что приводит к дисбалансу процессов внутри и/или вовне этого феномена.

Кризисом могут обозначать период сомнений и неопределенности, который должен смениться или безнадежной утратой старых верований, или периодом напряженного поиска новых идеалов. Кризис сознания есть образный суд, на который предстает сознание человека и сам человек со всем набором его идеальных и эмоциональных верований, принципов, базовых взглядов на жизнь и ценностей, проверяемых на предмет соответствия их абсолютной истине, Божественным заповедям. [3,c.22-32]

Его промыслу, иным объективным закономерностям, императивам. И если этот внутренний мир индивида не выдерживает испытания таким судом, происходит сложнейший психоэмоциональный сдвиг, могущий повлечь тяжелейшие последствия для духовного и физического состояния человека, общества и государства в целом.

Кризис сознания, как правило, затрагивает базовые категории жизни человека, например: свободу, смерть (страх смерти), цель жизни (бессмысленность жизни), одиночество, ответственность, предопределяющие бытие индивида. Кризис правосознания – это кардинальное изменение правовых ценностей либо отказ от прежних ценностей и замена их новыми. Он зачастую обусловлен серьезными духовными и социальными колебаниями, происходящими в жизни человека или всего общества. [16,c.74]

В отечественной литературе, называемое этим термином явление нередко представляет собой просто отсутствие правосознания и правовой культуры (правовая аномия), остро осознаваемое в условиях интеграции государства в систему «универсальных, общепланетарных» ценностей. [16,c.31]

Кризисное правосознание проявляется в допущении тождества между злом и правом, между силой и правом, в произвольном размывании границ между правом и неправом, справедливым и несправедливым. Он может рассматриваться как полное крушение старых правовых устоев или как их объективно необходимое видоизменение.

В историческом плане кризис правосознания проявлялся, например, в кризисах теории народного суверенитета (референдарной демократии), теории индивидуализма (антропоцентризма), либерализма, солидаризма, правовой государственности.

Так, кризис правовой государственности был связан с идеей, что государство обладает силой создать идеальные условия бесконфликтного, мирного и благополучного существования человека и общества, может установить «рай на земле». Эволюция сознания совершалась двояко: с одной стороны, постепенно падала вера в возможность совершенной и безошибочно действующей государственной организации, с другой стороны, функции государства постоянно расширялись. [2,c.161-168]

Правосознанию отводится важнейшая роль в формировании и реализации права как ценности.

Любые политические или нормативно-правовые решения будут неэффективными, если они противоречат культуре народа, его правосознанию. Оно либо существенно содействует правовому развитию, демократизации общества, либо также существенно может оказывать сопротивление реформаторским преобразованиям. Кризис правосознания при длительно продолжающемся состоянии проявляется в различных формах деформации правосознания.

Деформация правосознания – это стойкое негативное (неблагоприятное) изменение правосознания индивида, социальной группы, связанное с нарушением адекватного восприятия сферы правового, приданием праву не правовых свойств. [3, c.33]

Деформация влечет формирование у субъекта ошибочной системы восприятия и оценки качеств права, придание ему вымышленных (как отрицательных, так и «как бы» положительных) характеристик, нарушение познания сущности права. Она нередко является характерной чертой, следствием кризиса правосознания и, приобретая массовый характер, способствует усилению этого кризиса.

Деформацию правосознания необходимо отличать от субъективного восприятия права. Право, как объективно-субъективная категория, так или иначе, имеет в своем содержании момент субъективного, что вовсе не свидетельствует о недостатке правосознания познающего субъекта. Лишь в том случае, когда элемент субъективного в праве гипертрофируется в сознании субъекта и приобретает стойкий, стабильно неизменяемый характер, тогда можно вести речь о трансформации правосознания со знаком «минус».

В противовес этому положительная трансформация правосознания ведет к повышению его уровня, углублению объективного знания о праве, стремится к познанию истины в правовой сфере и, безусловно, должна приветствоваться. Деформацию правосознания не следует связывать только с неправомерным, преступным поведением субъекта. [1,c.60-67]

Она может наблюдаться и в поведении законопослушного гражданина, стремящегося к познанию права и воплощению его принципов и идей в повседневной жизни. И хотя в последнем случае мотивация деятельности и ее цели приемлемы, желательны для общества, тем не менее сам тип правосознания в конечном итоге может принести вред как самому субъекту, так и обществу в целом. Человек, «разочаровавшийся» в праве, ложный образ которого был создан в его сознании, легко впадает в противоположную крайность (другую форму деформации), которая может сопровождаться противоправным поведением.

В юридической литературе нет единства взглядов относительно видов (форм) деформации правосознания, к которым можно отнести следующие: правовой идеализм; правовой фетишизм; правовой практицизм (прагматизм); правовой пессимизм; правовой нигилизм; правовой инфантилизм; правовой популизм; правовой конформизм; перерождение правосознания.[16,c.76]

Более распространенным и исследуемым явлением деформации правосознания можно считать правовой нигилизм. Правовой нигилизм представляет собой деструктивный социальный феномен, сущность которого – отрицательное отношение к праву, неверие в его возможности решать насущные проблемы так, как того требует социальная справедливость.

Говоря более конкретно, правовой нигилизм характеризуется: во-первых, юридической некомпетентностью (отсутствие правовых знаний); во-вторых, негативным оцениванием права (отрицание его социальной ценности как наиболее эффективного способа регулирования общественных отношений); в-третьих, распространением навыков и стереотипов неправомерного поведения.

Это самый сложный в искоренении вид деформации правосознания. Он требует комплексных действий органов государственной власти и образовательных учреждений. Но основная роль отводится первым. Именно неизбежность наказания за совершённые правонарушения будет ярким примером действенности нормативно-правовых актов на практике.

Самой тяжелой формой деформации правосознания граждан можно считать процесс его перерождения. В этом случае, происходит полное искажение правовых реалий, непонимание правовой действительности, потеря нравственных, культурных, правовых ориентиров, замена их криминальными установками. [18,c.205-209]

Перерождение правосознания присуще для лиц, которые связали себя с преступностью, стали на противоправный путь. По нашему мнению, данное явление, в большинстве случаев, является необратимым. Человеку, переступившему грань законности, сложно выбрать правильный путь, правильную модель поведения.

Процесс перерождения правосознания проще предотвратить, чем искоренить его из общества. Ведущими способами закрепления и становления демократического правосознания считаются правовое образование как единая, целостная государственная система воздействия на правовые установки людей и общее развитие демократии во всех ее проявлениях на всех уровнях социальной жизни. [19,c.78]

Одной из форм правового сознания всех членов общества и молодежи является правовое воспитание.

С целью искоренения всевозможных деформаций правосознания, а также для повышения значения правового 6 сознания нашего народа, нужно целенаправленно воплощать общегосударственные программы обязательного правового обучения и воспитания среди всех слоев населения, на всех уровнях образовательной системы.

Среди функций отражающих сущность профессионального правосознания можно выделить следующие:

- познавательная функция, направленная на получение определенных правовых знаний, информации о действующем законодательстве и его применении в практической деятельности;

- оценочная функция, реализующаяся через оценку юридически значимых событий, явлений, обстоятельств и документов через сопоставление их с принятыми в обществе ценностями и нормами;

- регулятивная функция позволяет формировать определенный механизм регулирования поведения или действия с учетом правовых установок. [15,c.49]

Говоря о правовом сознании, важно указать на то, что в юриспруденции данное явление достаточно поздно было подвержено систематическому исследованию. Данный феномен изначально был замечен и подвержен исследованию представителям иных наук, но именно его многогранность и присущая связь со многими науками, вызвала интерес и внимание правоведов.

Правовое сознание «в отечественной юридической науке получило в целом довольно позитивистскую интерпретацию, в традициях которой оно видится как совокупность чувств, настроений, теорий, представлений, взглядов и т.п., в которых выражено отношение людей к действующему праву, к вновь создаваемым юридическим нормам».

Данное понимание явления правового сознания ограничивается психологической оценкой ситуации и проекции отражаемых событий. Данное восприятие может быть адекватным, либо представляться в искаженном виде.

Ряд ученых считают, что «правосознание – нечто большее, чем психически либо социально ориентированное отражение реальных юридических институтов». Юридическая практика в ретроспективе времени, раскрывает особенность профессионального правосознания, проявляющееся в единении традиций и инноваций в национальном правовом пространстве. Анализируя российскую юридическую литературы, можно сказать о том, что представлено не так много определений понятия профессиональное правосознание. [11,c.109]

Соколов Н.Я. определяет так «правовое сознание юристов – одна из коллективных форм правового сознания» общества, выступающая в виде системы правовых взглядов, знаний, чувств, ценностных ориентаций и других структурных образований правового сознания общности людей, профессионально занимающихся юридической деятельностью, которая требует специальной образовательной и практической подготовки».

По мнению Синюковой Т.В. профессиональное правосознание «понятия, убеждения, идеи, представления, традиции, стереотипы, складывающиеся в среде профессионалов – юристов. Эта разновидность правосознания играет наиболее существенную роль в реализации юридических норм, и от ее демократической и гуманистической адекватности зависит стиль и дух правовой практике». [15,c.67]

Идейная составляющая профессионального правового сознания зависит от влияния факторов разного порядка: от культурно-цивилизационных и интеллектуальных до практико-прикладных и отраслевых.

Поведение, идеи, убеждения и ценностные ориентации субъектов профессионального правосознания формируются под влиянием юридической практике и юридической науке, имеющих место в какой-либо исторический период развития ее теоретических и идеологических оснований, способов правоприменения, особенностей правового мышления. Говоря о профессиональном правовом сознании важно также учитывать роль, которую играют юристы в обществе.

Заключение

Правосознание – это отражение в сознании людей всех элементов правовых систем общества. Можно выделить ряд признаков правосознания, которые составляют его сущность: это одна из сфер общественного сознания, которое имеет свой предмет исследования – правовую действительность или правовые явления должное, позитивное право, право ушедших времен и естественное право. В правосознание входит деятельность организаций, связанную с правом, реализация права и правотворчество, источники права и юридическая практика. У правосознания есть свой специфический язык, который включает в себя правовые категории.

Структура правосознания состоит из следующих элементов: правовая идеология и правовая психология.

Правовая идеология – это систематизированные убеждения, идеи и представления, которые вырабатываются в процессе осмысления права. Это рациональный компонент правосознания, можно выделить научную, поверхностную и бытовую идеологию.

В правовую психологию входят: переживания, настроения, чувства, эмоции, желания, привычки и желания. Это теоретически не осмысленное, непосредственное отношение к праву.

Например, страх перед наказанием, недоверие к правоохранительным органам, неверие в эффективность права.

Некоторые исследователи выделяют сложные поведенческие элементы, которые включают в себя: идеологию, психологию (мотивы поведения), внутренние установки (готовность, предрасположенность)

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Барановер П.П.ер Профессиональноеер правосознаниеер иер поведениеер работниковер правоохранительныхер органов.ер /ер П.П.ер Барановер //ер Личностьер иер власть:ер межвузовскийер сб.ер науч.ер работ.ер ер -ер ер Ростов-на-Дону.:ер Рост.ер ВШер МВДер РФ, р ер 2015.ер ер -ер ер 474 с.
  2. Богатыревер Е.ерВ.ер Правосознаниеер иер правосудие:ер взаимосвязьер иер взаимообусловленностьер //ер Право ер иер политика, 2019.ер №ер 7-ер С.1561-1568 ер
  3. Бредневаер В.ер С.ер Системныйер анализер структурныхер компонентовер правосознанияер //ер Ленинградский ер юридическийер журнал, ер 2017.ер №ер 39.-45 с.ер
  4. Вопленко Н.Н. Правосознание и правовая культура: Учебное пособие [Текст] Н.Н. Вопленко – ВолГУ. – 2016. – 52 с.
  5. Дербинаер А.В.ер Правосознание как элемент правовой позиции субъекта правотворчества (Монография)еер//ерМеждународныйер журналер экспериментальногоер образования.ер –ер 2015.ер –ер №ер 10-2.ер –ер С.ер 186-186ер
  6. Ковалев С.А.ер Деформацияер правосознанияер какер факторер противоправногоер поведения ер личностиер //ер История ер государстваер и права.ер -ер 2018.ер -ер №ер 13.ер –ер С.ер 55-56
  7. Конституция ер Российскойер Федерации:ер принятаер всенароднымер голосованиемер 12.12.1993ер (сер учетомер поправок,ер внесенныхер Законамиер РФер оер поправках ер к Конституции ер отер 30.12.2008ер №ер 6-ФКЗ,ер отер 30.12.2008ер №ер 7-ФКЗ,ер отер 05.02.2014ер №ер 2-ФКЗ,ер отер 21.07.2014ер №ер 11ер ФКЗ)ер //ер Собраниеер законодательстваер РФ,ер 04.08.2014,ер №ер 31,ер ст.4398.
  8. Лимаренко И.Ю.ер Существенныеер признакиер правосознанияер //ер Обществоер иер право.ер -ер 2017.ер -ер №ер 4.ер –ер С.ер 10-16
  9. Мамазакиров Р.У.ер Факторы,ер влияющиеер наер формированиеер правосознанияер гражданер вер переходныйер периодер развитияер кыргызскогоер обществаер //ер Вестникер Кыргызско-российского ер славянского ер университета.ер -ер 2015.ер -ер №ер 6.ер –ер С.67-70
  10. Мельников В.Ю.ер Правосознаниеер иер правовоеер воспитаниеер личностиер вер демократическом,ер правовомер государствеер //ер Культура:ер управление,ер экономика,ер право.ер -ер 2018.ер -ер №ер 3.ер –ер С.ер 53-60
  11. Мигущенко О.Н.ер Основныеер направленияер формированияер теорииер правосознанияер ввв началеер XXер векаер //ер Историяер государстваер и права.ер -ер 2018.ер -ер №ер 16.ер –ер С.ер 101-120
  12. Нелюбинаер Е.ер В.ер Правосознание,ер правоваяер культураер иер социальныеер праваер человека:ер взаимосвязьер иер взаимообусловленностьер //Правоер иер политика.ер 2009.ер №ер 7.ер С.ер 1504–1511.
  13. Общаяер теория права/ер подер ред.ер А.С.ер Пиголкина.ер М.:ер Изд-воер МГТУ,ер 2018.ер –ер 500с.
  14. Общаяер теорияер государстваер иер права:ер Учебникер дляер юридическихер вузовер /ер Подер общ.ер ред.ер А.С.ер Пиголкина.ер –ер М.:ер Изд-воер МГТУер им.ер Н.Э.ер Баумана,ер 2018.ер –ер 881с.
  15. Общаяер теорияер государстваер иер права:ер Учебноеер пособиеер /ер А.Ф.ер Вишневский,ер Н.А.ер Горбаток,ер В.А.ер Кучинский;ер Подер общ.ер ред.ер Проф.ер В.А.ер Кучинского.ер 2-ер еер изд.,ер дополненное.ер –ер Мн.:ер Амалфея,ер 2014.ер –ер 893с.
  16. Общаяер теорияер праваер иер государства:ер Учебникер /ер Подер ред.ер В.В.ер Лазарева.ер М.,ер 2014.ер –ер 432С.
  17. Сергевнинер С.Л.ер Российскоеер национальноеер правосознание:ер некоторыеер конституционно-правовыеер проблемыер //ер Журналер конституционногоер правосудия.ер -ер 2018.ер -ер №ер 5.ер С.ер 65–70
  18. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов / Под общ. ред. А.Б. Венгерова. - М: Юриспруденция, 2015 – 256с.
  19. Чепурковаер Е.ер И.,ер Гнатышинер И.ер Ю.ер Некоторыеер размышленияер оер состоянииер правосознанияер вер современнойер Россииер //ер Молодой ученый.ер ер -ер ер 2017.ер ер -ер ер №2.ер ер -ер ер С.ер 339-341.ер
  20. Юридический энциклопедический словарь [Текст] / [Малько А. В. и др.] ; под ред. А. В. Малько. - Изд. 2-е. - Москва : Проспект, 2017. – 1129 с.