Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Понятие и виды правосознания (труктура правосознания )

Содержание:

Введение

Цель данной работы – определить:

1) Что такое правовое сознание;

2) Как оно себя проявляет;

3) Какие проблемы связанные с правосознанием на сегодняшний день наиболее актуальны.
Проблема сознания - одна из самых трудных и загадочных. Каждый человек обладает сознанием, в том числе правовым. Но что такое сознание? Сознание всегда сопровождает познание. Правовое сознание оказывает активное воздействие на регулирование всего многообразия жизненных процессов в обществе и государстве, способствует консолидации граждан, всех социальных групп, поддержанию и укреплению целостности общества, порядка в нем.
Для понимания правового сознания необходимо четко раскрыть его структуру, определить функции, виды.
Правосознание является спутником права. Никакая человеческая деятельность немыслима вне сознания индивидов. Ни один правовой акт, ни одно юридическое отношение не реализуется вне опосредующей их правовой психологии и правовой идеологии.
Для России очень остро стоит проблема деформации правосознания. Уровень правовой культуры в нашей стране очень низок. В данной работе я попытаюсь раскрыть причины профессиональной деформации, виды деформации правосознания.

1. Правосознание

1.1. Понятие правосознания

Правосознание представляет собой основу и органическую составную часть правовой жизни организованного в государство общества. Оно возникло на заре развития человечества вместе с формированием государства в раннеклассовых обществах. На формирование и развитие правосознания как одну из форм общественного сознания оказывают воздействие социально-политические, экономические, культурные факторы, оно взаимосвязано и взаимодействует с политическим сознанием, моралью, искусством, религией, философией, наукой. Правосознание есть отражение правовой жизни общества, правовых отношений, сущности и роли правовых установлений в сознании общества, социальной группы, личности. Правосознание есть знание о праве, оценка действующего права и мысли, идеи о желаемых изменениях в праве, т.е. правосознание - не только результат отражения объекта, но и средство воздействия на объект, на всю правовую систему государства.

Происхождение самого термина «правосознание» проследить не удается. Возможно, именно поэтому понятие правосознания является очень расплывчатым и плохо определенным. Так, например, М.И. Абдулаев определяет правосознание как одну из форм, видов общественного сознания, в котором выражается отношение людей к юридической действительности, к правовой материи. А П.П. Востриков определяет правосознание как совокупность идей, взглядов, теорий, чувств, эмоций, настроений, оценок, установок, в которых выражается отношение людей к праву и правовой действительности. [7]

В данной курсовой работе я буду рассматривать правосознание как одну из форм сознания, отражающее субъективное

восприятие правовых явлений и юридической действительности. Как одну из форм сознания правосознание определяют многие авторы юридических учебников и публикаций. Вторую часть определения я считаю полной и наиболее широко захватывающей термин «правосознание».

Правосознание представляет собой совокупность взглядов, идей, чувств, настроений, относящихся к праву. Оно включает и само представление о праве, т.е. правопонимание, взгляды на роль права, правовых учреждений в жизни общества и государства, идеи о правах человека, его ответственности перед другими людьми, государством и обществом. [12]

Предметом правосознания являются реальные общественные отношения, само право, его функционирование, поступки людей в сфере права, правовые явления, возникающие в связи с действием правовых норм. Таким образом, предметом правосознания может являться любое правовое событие, явление, действие, действительность, конъюнктура и т.д., отношение к которым выражает личность, группа или общество.

Правосознание характеризуется преемственностью. Из поколения в поколение могут передаваться идеи, взгляды, представления о праве.

Возможно восприятие правовых идей, взглядов, выработанных другими народами.[1]

1.2. Структура правосознания

Структура правосознания – это внутреннее строение правосознания, его составные части, из совокупности которых строится само правосознание, говоря иначе, отношение людей к юридической действительности, к правовым явлениям. [3]
Каждая из составляющих частей правосознания делит его на несколько видов.
Различие формы одной составляющей правосознания меняет само правосознание, а в следствие и реакцию субъекта на явление или действительность. Так, например, на эмоциональном уровне правосознание может носить характер одобряющий, нейтральный или негативный.
Таким образом, можно выделить следующие составляющие правосознания:
1. Правовая идеология и правовая среда.
Это отношение общества в целом к правовой действительности, уровень правовой науки, развитости права в государстве и т.д.
Как известно Конституция РФ запрещает установление всякой идеологии в качестве государственной. Однако отсутствие государственной идеологии не исключает наличия индивидуальной, групповой, корпоративной, массовой идеологии. Эта идеология существует. Она негласная. Она может различаться. Она не систематизирована, но люди живут по ее законам.
Подавляющее большинство людей не знает закон, но это не мешает людям не нарушать его. Человек принимая решение, поступает, так как поступают все окружающие его люди. Он не только старается соблюдать так называемые Естественные права (хотя иногда идеология человека, общества допускает нарушения прав человека в определенных случаях). Он поступает, так как это принято в обществе, в его окружении. Это и есть правовая среда. [9]
2. Правовая психология или эмоциональная оценка.
Это базовая составляющая правосознания. Именно она определяет направление поведения субъекта. Она является основанием для дальнейших действий.
Эмоциональная оценка бывает трех направлений:
-Положительная;
-Нейтральная;
-Отрицательная.
Положительная и отрицательная оценки могут иметь различную силу. Именно сила оценки влияет на поведение субъекта. Сила оценки зависит от правовой идеологии и ценностей субъекта.
Например, если человека оскорбят, то его оценка будет отрицательной, но это, скорее всего не будет иметь серьезных последствий (это уже зависит от его идеологии и воли).
В правовой науке есть понятие «Правовой нигилизм» (отрицательное отношение к праву). Его составляющей является отрицательная оценка права и того что с ним связано. Не следует объединять эти два понятия, поскольку понятие отрицательного отношения шире понятия отрицательной оценки.
В обыденной жизни правосознание понимается как исключительно положительное отношение к праву. Когда поведение человека называют правосознательным, подразумевают его правомерное поведение.
3. Уровень знаний о праве.
Он включает всю совокупность знаний человека в области права и определяет уровень законного поведения субъекта, т.е. чем выше глубина знаний, тем активнее субъект отстаивает свои права, а также выше вероятность правового поведения. [11]
Глубина правовых знаний бывает:
- На уровне обыденного, обывательского правосознания;
- На уровне научного, теоретического правосознания;
- На уровне профессионального правосознания.
Подробнее о видах правовых знаний, описано ниже.
4. Личные ценности субъекта.
Это система ценностей и убеждений субъекта, на основании которых он делает оценку явления или действительности. Это могут быть убеждения, права и т.д. которые имеют ценность для субъекта.
Когда явление затрагивает ценности субъекта, он дает этому явлению соответствующую оценку и на основании ее выражает отношение этому явлению или действительности.
5. Субъективная воля.
Это способность субъекта, на основании чувств и знаний, принимать решение, определяющее правомерность или неправомерность его поведения.
Субъективная воля определяется личными психическими качествами.

1.3. Виды правосознания


В теории государства и права существует деление правосознания на виды по двум основаниям: по субъектам и по глубине. [19]
По субъектам правосознание делится на следующие виды:
- Индивидуальное правосознание – это правосознание одного отдельно взятого человека. Этот вид правосознания уникален и неповторим, но имеет конечное время своего существования, заканчивается со смертью индивида. Он оказывает влияние на остальные виды правосознания. Оно практически не участвует в законотворчестве, за исключением отдельных случаев, например правосознание президента и т.д.
- Групповое правосознание – это правосознание, которое свойственно отдельному человеческому коллективу. Возникает у обособленной группы людей с определенными специфическими потребностями и интересами. И осознание правовой действительности преломляется через их потребности и интересы, этим и отличается групповое от индивидуального правового сознания.[2]
- Общественное правосознание – это правосознание всего общества, государства. Это общее правосознание, которое присваивается каждому индивиду. Следует иметь ввиду, что каждый человек имеет свое собственное сознание, а это означает, что в обществе всегда найдется индивид, который имеет точку зрения, по тому или иному вопросу, отличную от той, которой придерживается общество, большинство. Именно правосознание большинства играет главенствующую роль при создании правовых норм. Может показаться, что это характерно только для демократического общества. Однако это не совсем так. Я считаю, что власть народа в той или иной степени имеет место в любом государстве, с любым режимом правления, как и другие явления такие как самодержавие, анархия и др. Яркий тому пример – Российское государство. [1]
Многие правоведы между групповым и общественным правосознанием выделяют также корпоративное правосознание.
Корпоративное правосознание – это правосознание представителей определенной профессии. Особенно ярко оно проявляется среди представителей юридических профессий (судей, адвокатов, прокуроров, сотрудников правоохранительных органов и т.д.), работников уголовно-исполнительной системы. Если среди представителей других профессий правосознание особо не отличается, то правосознание юристов имеет очень широкий спектр. Если правосознание бухгалтера трудно отличить от правосознания банкира, а правосознание механика трудно отличить от правосознания строителя, то правосознание адвоката всегда можно отличить от правосознания прокурора, а правосознание судьи от правосознания работника патрульно-постовой службы.
Корпоративное правосознание взаимодействует с правом лишь в определенной области деятельности субъекта. Эти нормы права распространяются лишь на представителей одного определенного рода деятельности. Например, такие подзаконные акты как приказ министра обороны распространяются только на военнослужащих.
По глубине правосознание разделяют на следующие виды:
- Обыденное правосознание – оно определяется повседневным правовым опытом субъекта, теми установками, знаниями о праве, традициями, которыми он руководствуется в повседневной жизни. Обыденное правосознание представляет собой низшую степень владения юридическими знаниями и опыт их использования. [5]
- Профессиональное правосознание – это правосознание юриста, обладающего специальными правовыми знаниями и навыками. Это правосознание человека, обладающего юридическим образованием и занимающегося юридической практикой (сотрудники правоохранительных органов, прокуроры, судьи, адвокаты, юрисконсульты, нотариусы и т.д.) Этот вид правосознания напрямую влияет на функционирование правовой системы, охрану правопорядка, отправление правосудия.
Оно дает основу для следующего вида правосознания, более глубокого. Именно основываясь на профессиональном опыте и наблюдениях, созревает научное (теоретическое) правосознание.
- Научное (теоретическое) правосознание – это правосознание ученых правоведов, использующих при оценке тех или иных правовых явлений научные методы.
Некоторые считают, что теоретическое правосознание по уровню правовых знаний ниже, чем профессиональное. Я же считаю, что данный вид правосознания необходимо разделить на собственно теоретическое и научное, где теоретическое правосознание предполагает знание основных правовых закономерностей и начальную базу правовых знаний, а научное правосознание предполагает глубокое знание права, юридическую практику, использование научных методов и вклад в правовую науку. [15]
Научное (теоретическое) правосознание формируется на основе глубоких исследований социальной действительности, широких правовых обобщений. Оно представляет собой теоретическое осмысление права и правовых явлений. Именно научное правосознание является непосредственным источником правотворчества, служит совершенствованию юридической практики. Содержание научного правосознания составляют в основном правовая идеология, система теоретических правовых знаний.

1.4. Функции правосознания

Правосознание оказывает обратное воздействие на общественные отношения, выступает как активная сила, способная влиять на процессы социальных изменений, ускорять или тормозить их. Например, в первые годы советской власти революционеры считали, что с прошлым покончено навсегда. Значит, всякие юридические традиции и все прошлое в области юриспруденции было перечеркнуто, в том числе и старые законы. Была выдвинута теория, что революционное правосознание масс способно понять социальные потребности гораздо лучше, чем кто-либо другой. А жизнь показала, что это не так: долгие годы в нашей стране царили произвол и беззаконие. И наоборот, те страны, в которых есть богатые правовые традиции, высокий уровень правосознания и правовой культуры, могут служить примером развитого механизма правового регулирования, стабильности общества, уважения человека и его достоинства.
Правосознание играет очень важную роль в механизме правового регулирования общественных отношений, в обеспечении законности и правопорядка. Различные авторы по-разному выделяют и анализируют функции правосознания в механизме действия права[3]. Можно указать на следующие основные функции правосознания - познавательная (гносеологическая), оценочная и регулятивная. [8]
Познавательная функция правосознания выражается в совокупности правовых знаний относительно места и роли права в жизни общества и каждой личности. Сумма теоретических и практических знаний, выработанных человечеством в области юриспруденции, дает основание глубже понять сущность и социальную природу права, более основательно изучить правовую действительность. Познавая юридическую действительность, граждане проявляют определенное отношение к ней (оценочная функция правосознания).
Важным показателем или критерием оценочного характера правосознания является тот факт, что права и свободы личности находятся в центре правовой идеологии государства. В первую очередь правовое сознание сориентировано на создание всех условий для осуществления прав человека и гражданина. Идея уважения прав и свобод человека и гражданина является конституционным принципом и получает всеобщую поддержку со стороны населения.
Содержание правосознания обусловлено его оценочным характером. Прежде всего, оно определяет, какими должны быть действующие нормы права, и с этой целью соотносит их с реально существующими общественными отношениями, интересами личности, ее нравственными представлениями. Далее правосознание устанавливает, являются ли действующие нормы права должными нормами, то есть, отвечают ли они тем или иным требованиям. И наконец, оно вырабатывает определенное отношение к соблюдению или несоблюдению действующих норм права. Результат оценки субъектом своих действий в дальнейшем выступает как мотив его поведения. Правосознание воплощает взгляды, представления, убеждения относительно сущности и характера правовых институтов в обществе. [13]
Регулятивная роль правосознания осуществляется и в процессе правотворческой деятельности, и в процессе реализации права. При правотворческой деятельности компетентных органов правосознание, будучи непосредственным источником права, находит свое выражение в правовых актах, оказывает воздействие на сам процесс и результаты этой деятельности. В процессе реализации права значительная часть людей добросовестно и сознательно, в силу своего внутреннего убеждения, исполняют предписания правовых норм, что как раз и свидетельствует о регулирующей роли правосознания. Чем выше уровень правосознания, тем больше обеспеченность законности и правопорядка.
Таким образом, можно определить основные функции правосознания:
1. Познавательная. Этой функции соответствует определенная сумма юридических знаний.
2. Оценочная. Суть этой функции в определенном отношении личности к разным сторонам и явлениям правовой жизни на основе опыта и правовой практики. Это отношения к праву и законодательству, к правовому поведению окружающих, к правоохранительным органам, к своему правовому поведению.
3. Регулятивная. Эта функция, которая осуществляется посредством правовых установок и ценностно-правовых ориентаций.

2. Взаимодействие права и правосознания

Правосознание – это неизбежный спутник права. Существование права нераздельно с реализацией воли и сознания людей. Требования и нормы общественной жизни не могут быть выражены в качестве юридических прав и обязанностей субъектов до тех пор, пока они не «пройдут» через сознание человека. С другой стороны, реализация права, по сути дела, есть процесс интеграции норм в правосознание народа, конкретных социальных групп.
Связь права и правосознания носит характер взаимодействия, т. е. такого соотношения, в котором между этими явлениями возникает встречная зависимость. [17]
С одной стороны, развитие и состояние правосознания во многом обусловлено законодательством. Будучи мощным средством нравственного и интеллектуального воздействия, право «в текстах» активно способствует развитию тех или иных правовых представлений и чувств. С другой – право и законодательство как позитивные феномены государственного правопорядка находятся в не менее сильном и мощном «силовом поле» сложившегося уровня и характера правосознания общества, ограничены этим правосознанием, испытывают зависимость от него в процессе как правотворчества, так и правореализации.[4]
В первую очередь, роль правосознания в правотворческой деятельности заключается в том, что сознание в форме правовой идеологии выступает ведущей детерминантой современного правообразования. Формирование права через специально разработанную правотворческую процедуру предполагает четко выраженные стадии подготовки законопроектов, среди которых принципиально важное значение имеют такие, как предварительное изучение мнения граждан и правоприменителей о необходимости и характере регулирования данного вопроса, сферы общественных отношений; разработка концепции будущего нормативного акта, которая в систематизированном виде определяет цели, задачи, средства, способы и возможные результаты правового регулирования.
Разумеется, на этих стадиях правосознание играет ведущую роль – как в виде психологических ожиданий и стремлений людей в сфере права, так и в форме исповедуемых законодателем философских, социально-экономических и политических принципов и представлений о должном упорядочении той или иной сферы общественных отношений. Таким образом, правосознание дает единственно возможный для генезиса права «строительный материал» в виде помыслов, чувств, представлений различных субъектов законотворческого процесса – физических и юридических лиц – всей духовной культуры общества. Государство, формулируя юридические нормы, в первую очередь должно опираться на правосознание и правовую культуру народа, дифференцировать и стимулировать лучшие их образцы, стремиться не к абстрактно-оторванному от жизни и духа страны «творчеству» закона, а объективированию в действующем праве уже интегрированных в общественное сознание эталонов и регуляторов поведения.[5]
В последние годы в связи с процессом демократизации в России, созданием представительных органов государственной власти, обладающих реальными полномочиями в сфере правотворчества, роль общественного мнения по вопросам юридической политики заметно возросла. Законодатель – депутатский корпус, избираемый свободными демократическими выборами на альтернативной основе, в своей деятельности стремится опереться на действительные интересы и потребности различных социальных групп, мнение которых выступает побудительными мотивами при подготовке тех или иных законопроектов. Существенно возросло значение юридической науки в работе правообразовательного механизма, что накладывает на отечественную правовую теорию, в целом научное правосознание большую ответственность за обоснованность и качество своих рекомендаций.
Правосознание образует необходимый психологический и идеологический контекст для добровольного соблюдения субъектами юридических норм. Развитое чувство права и законности, интегрированности в действующий правопорядок и правовую культуру является ведущей гарантией массового соблюдения требований правовых предписаний. [2]
Таким образом, правосознание как бы пронизывает весь механизм правового регулирования и правового воздействия на общественные отношения: оно не только предшествует созданию юридических норм, но и «сопровождает» их на всем протяжении действия норм и даже после отмены. От специфики правосознания общества, уровня его зрелости во многом зависят сила права, эффективность всего правового регулирования.
Развитое массовое правосознание, зрелое правосознание и правовая активность отдельных граждан являются основой верховенства права в цивилизованном обществе, фундаментом правового государства. Воспитание правосознания граждан – это необходимая составная часть профилактики правонарушений и борьбы с преступностью. Актуальное значение имеет познание роли правосознания в правотворческой деятельности государства, в обеспечении правомерного поведения граждан, в применении права государственными органами и должностными лицами. Правовое сознание находит выражение в юридических актах, оказывает воздействие на сам процесс правотворчества. В соответствии с установками правосознания вырабатываются содержание и форма юридического акта, структурные особенности норм и правового акта в целом. Вместе с идеологической частью правовая психология служит корректирующим началом в разработке правовых актов. Правовое сознание обязывает в доступных формах излагать юридические положения, своевременно публиковать принятые законы, другие правовые акты. Язык правового акта и его терминология обязаны отвечать сложившимся в обществе правовым представлениям, уровню развития правового сознания граждан. В разработке важнейших правовых актов огромную роль играет массовое правосознание народа, которое находит выражение в общественном мнении. В процессе правоформирования, законодательной деятельности государства существенное значение имеет массовое обсуждение законопроектов или конкретных правовых положений, идей, затрагивающих интересы народа, его благо. Правосознание помогает дать справедливую оценку конкретному юридическому факту, определить правомерность или противоправность действий лица, оценить содержание конкретного юридического документа. Всестороннее исследование обстоятельств дела, глубокое знание требований законности позволяют определить общественную опасность противоправного деяния, мотивы, которыми руководствовалось лицо, совершившее преступление, вести решительную борьбу за искоренение преступности. Правовые нормы, в свою очередь, оказывают воздействие на развитие правосознания граждан, формирование обоснованных, справедливых суждений, представлений о правовых требованиях, правовых отношениях, субъективных правах, обязанностях, ответственности. Активная роль норм проявляется по отношению к индивидуальному и массовому сознанию, воздействует на нравственное сознание и политические представления граждан. Воздействие норм права на общественное правосознание проявляется в том, что юридические акты государства придают обязательное значение тем правовым взглядам, которые зародились в общественном сознании, но еще не стали в нем доминирующими. Эти взгляды, идеи в процессе научной разработки юридического акта подвергаются всесторонней оценке, конкретизируются, совершенствуются. Получив выражение в государственном правовом акте, они обретают авторитет государственной воли, что и стимулирует их активную роль в развитии правосознания. [6]
Правовые нормы способствуют обогащению и конкретизации содержания правосознания, так как они не механически отражают тот или иной правовой взгляд, а конкретизируют его, определяют не только общие, но и специфические признаки юридического факта, варианты правомерного или неправомерного поведения субъектов правоотношений. Учитывая социально-политические, экономические, духовные факторы общественной жизни, законодатель определяет границы правового вмешательства в регулирование общественных отношений, может дать правовую квалификацию тому действию, которое в общественном мнении до определенного периода рассматривалось как объект моральной оценки и не подлежало правовому воздействию. Таким образом, правовые акты способны расширять содержание правосознания, обогащать его связи с нравственностью. Значительное влияние на развитие правосознания оказывает юридическая наука.

2. Профессиональная деформация правосознания
2.1. Составляющие профессионального правосознания юриста
 

Профессиональное правосознание юриста включает:
– знание законодательства и возможностей юридической науки. Тот, кто не знает закона, не может быть его блюстителем, охранять права и свободы граждан;
– убежденность в необходимости и социальной полезности законов и подзаконных актов, в ценности права как меры свободы и справедливости.
Общество и государство не может и не должно терпеть невежд, зазнаек, дилетантов на должностях, которые связаны с вопросами укрепления правопорядка, законности, охраной и защитой прав и свобод граждан;
– умение пользоваться правовым инструментарием – законами и другими правовыми актами в повседневной деятельности, юридической техникой, достижениями юридической науки и практики.
Профессионализм и справедливость торжествуют в юридической практике лишь тогда, когда юрист как служитель закона честно, исполняет свой морально-правовой долг, постоянно повышает мастерство и находится на уровне последних достижений теоретической и практической юриспруденции.[6]
Исключительно важное значение имеет проблема преодоления правового нигилизма юриста, его некомпетентности, низкого профессионализма, неумения разобраться в конкретных жизненных ситуациях, дать им правильную юридическую оценку, в результате чего появляются незаконные и необоснованные решения. Необходимо отказаться от подготовки работников-середнячков, от выпуска дипломированных специалистов, не имеющих надлежащего уровня в своей профессии. Будущим профессионалам целесообразно излагать юридические науки на основе плюрализма мысли ученых, юридических школ, уделять внимание развитию творческого понимания правовых проблем, возникающих в обществе, давать им необходимые практические навыки: выступать публично, общаться с людьми, грамотно составлять юридические документы и др. [14]

Разумеется, что культура профессионала должна быть более высокой по сравнению с правовой культурой иных граждан.

2.2. Понятие и виды деформации правосознания
 

Анализ и обобщение имеющегося опыта научного исследования феномена деформации правового сознания, проведенного отечественными учеными в течение XX века, приводят автора к выводу о том, что в правоведении и философии до сих пор не сложилось единой теории этого явления и отсутствует четкое определение его понятия. Связано это с отсутствием единообразного подхода к изучению деформации правового сознания как сложного социально-правового явления, а также с рассмотрением его в отрыве от состояния положительного правосознания. Едины исследователи проблемы лишь в одном – в негативном, отрицательном характере деформации правового сознания граждан России.[8]
Плодотворным в уточнении природы деформации правового сознания является рассмотрение этой проблемы с позиций философской теории отражения. Согласно этой теории человеческое сознание определяется бытием и только во вторую очередь само опосредует его. Если учитывать, что в отдельно взятой социальной системе правосознание индивидов может соответствовать общественному бытию (в том числе и позитивному праву) и в то же время противоречить общечеловеческим ценностям, то, в таком случае, автор предлагает различать относительную и абсолютную деформации правосознания.
Относительная деформация правового сознания – это несоответствие структуры правосознания реально существующей в данном обществе правовой действительности. Абсолютная деформация правосознания – это несоответствие структуры правосознания тем правовым координатам, которые выработаны человеческой цивилизацией.
Автор придерживается сложившегося в научных кругах мнения о том, что в функционировании правосознания важную роль играют различные его состояния, под которыми понимаются определенные виды его настроенности и направленности под влиянием доминирующих в нем идей и взглядов, представлений и чувств.[9] Деформация правосознания – это одно из его состояний, противоположное положительному (позитивному). Взяв за основу эти исходные данные, можно проследить различия между ними. Это позволяет выработать понятие деформации правового сознания, выделить важнейшие ее признаки и отграничить от смежных явлений (деформации других видов сознания, полного отсутствия правосознания, правонарушения). [9]
Таким образом, деформация правового сознания – это социальное явление, характеризующееся изменением его состояния, при котором у носителей формируются определенные идеи, представления, взгляды, знания, чувства и настроения, переживания и эмоции, которые искаженно отражают юридическую действительность и выражают отрицательное отношение к действующему праву, законности и правопорядку.
Деформация правового сознания как сложное и многоплановое явление требует комплексного к себе подхода, то есть изучения с позиции правоведения с одновременным философским, психологическим и социологическим обоснованием, с использованием адекватных методов научного исследования.
Назрела необходимость формулирования общей теории деформации правового сознания и ее отдельного компонента – деформации правового сознания граждан России.
Виды деформации правового сознания в современном российском обществе таковы.
В связи с отсутствием единого взгляда на понятие «форма деформации правового сознания» можно сформулировать следующее определение. Под формами деформации правового сознания понимаются способы ее проявления, которые отличаются друг от друга различной степенью искаженности компонентов правосознания в отражении правовой действительности и которые в совокупности раскрывают сущность и содержание этого явления – Наиболее распространенные из них в современной России – это правовой инфантилизм. правовой нигилизм, правовой фетишизм и перерожденное правосознание. Они, прежде всего, касаются деформации индивидуального правосознания, что не исключает их проявления на групповом и общественном уровнях. [5]
Самой «мягкой» формой деформации правового сознания является правовой инфантилизм, который заключается в недостаточной сформированности и пробельности правовых взглядов, знаний, установок, представлений. Прежде всего правовой инфантилизм проявляется прежде в недостаточной сформированности правового сознания. Другим проявлением правового инфантилизма выступает пробел правового сознания, возникающий «лишь на основе полного отсутствия знания о каком-либо элементе правовой действительности либо на основе забывания таких знаний».[10] Можно выделить два вида пробельности правосознания:

1) «Первичная» пробельность. Это когда индивиду изначально не была известна информация о данном элементе правовой действительности,

2) «Вторичная» пробельность, характеризующаяся либо наличием в правовом сознании субъекта определенной информации о том или ином элементе правовой действительности и последующем его забывании, либо отсутствием ситуации ееприпоминания и получения данной информации.
Правовой нигилизм – это следующая и весьма распространенная форма деформации правового сознания граждан России.
Среди отечественных ученых нет какого-то единого подхода к пониманию его сущности. Одни[11] относят к нему все факты негативно-отрицательного отношения к праву, в том числе и связанные с совершением преступлений и иных правонарушений. Другие[12] к нему причисляют только те случаи осознанного игнорирования требований закона, которые сопровождаются отсутствием противоправного умысла. Будем исходить из того, что правовой нигилизм – это форма деформации правового сознания, которая выражается в наличии у носителей пренебрежительного, отрицательного или безразличного отношения к праву и правовой действительности при отсутствии умысла на совершение правонарушений. Такой подход дает возможность выделить важнейшие признаки правового нигилизма, раскрывающие его сущность и позволяющие отличать его от других форм деформации правового сознания, от критики права и от правовой демагогии. Характерные его черты: широкая распространенность, подчеркнуто открытый характер, специфическая региональная или национальная окраска, соприкосновение и слияние с политическим, государственным, экономическим, нравственным и некоторыми другими видами нигилизма. [10]
Правовой фетишизм – еще одна форма проявления деформации правового сознания граждан России. Правовой фетишизм — форма деформации правового сознания, выражающаяся в абсолютизации роли права и правовых институтов в регулировании общественных отношений.
Самой тяжелой формой деформации правового сознания является феномен его перерождения, под которым П.П. Баранов понимает случаи осознанного отрицания законов, сопровождающиеся наличием у лица преступного умысла, а также корыстного, алчного мотива.[13] Под перерожденным (перерожденческим) правосознанием понимается такая форма его деформации, которая проявляется в осознанном игнорировании и отрицании закона и сопровождается наличием у носителей умысла на совершение правонарушений.
Перерожденное правосознание проявляется в различныхформах и, прежде всего, в виде умышленных нарушений законов и иных нормативно-правовых актов, сопровождающихся совершением преступлений и иных правонарушений.[14]
Социальная опасность различных видов деформации правового сознания неодинакова и зависит от их распространенности и соответствия поступка носителя интересам развития личности и общества. Самым опасным выступает перерожденное правосознание, что не исключает вредности правового нигилизма, фетишизма и инфантилизма.
Общественно опасны не только отдельные формы деформации правового сознания, но и само это явление в целом. Поэтому примиренческое отношение к деформации правового сознания, наблюдаемое у отдельных граждан и должностных лиц современной России, ослабляет нравственные и правовые установки других членов общества и тем самым способствует дальнейшему ее распространению.
Инфантилизм, нигилизм, фетишизм и перерождение как формы деформации правового сознания находятся в органической взаимосвязи и единстве. Диалектика их соотношения состоит в том, что, во-первых, они взаимосвязаны структурно и функционально, а во-вторых, каждая из них обладает качественным своеобразием и несводимостью к другим формам.[15] Структурная их взаимосвязь выражается в том, что каждая предшествующая по степени регрессивности форма в определенной степени включается в последующую более регрессивную, но не исчерпывает ее содержание. Так, например, перерождение как наиболее регрессивная форма деформации правового сознания включает в себя свойства нигилизма, инфантилизма, фетишизма и в известной мере основывается на них, но отражает при этом и свои специфические черты, отличительные признаки. [4]

3.3. Причины и последствия профессиональной деформации правосознания

Многие негативные реалии современной жизни, в том числе и деформации общественного правосознания, по нашему мнению, связаны с тем, какой образ юриста (особенно работника правоохранительных структур) наблюдает сегодняшнее население России. Равнодушие, формализм, бюрократизм, откровенный карьеризм, цинизм, моральная лабильность, корыстное двуличие и лицемерие - к сожалению, это довольно типичные черты среднестатистического представителя правоохранительной деятельности, с которым сталкивается среднестатистический обыватель.
Деформация правосознания это нарушение структуры правосознания.
Со стороны правовой идеологии деформация может быть вызвана негативным воздействием со стороны общества, коллектива. Проявляться это может по-разному. Например, если судья будет выносить приговор, дискредитируя человека по полу, национальности и т.д. [16]
С психологической стороны деформация может быть вызвана отрицательной оценкой права. Это может вызвать превышение должностных полномочий сотрудниками милиции, невыполнение должностных обязанностей и.т.д.
Низкий уровень знания права управомоченым лицом может стать препятствием применению правовых норм. Неверное понимание толкования права может вызвать отрицательное отношение к праву.
Система ценностей человека оказывает большое влияние на его отношение к праву. Жизненные обстоятельства могут подтолкнуть человека к совершению преступления, не говоря о других проявлениях деформации правосознания.
Отсутствие воли может помешать осуществить право.
 

Заключение

Само участие в правовой жизни общества оказывает воздействие на правосознание индивида, способствует усвоению им правовых знаний и навыков. Общество и государство заинтересованы в формировании социально активных и в то же время законопослушных граждан. Утверждая право как большую социальную ценность, выражение и фактор реализации свободы личности, государство способствует укреплению законности, правопорядка, общественной дисциплины. В современных условиях в российском обществе необходимо преодолеть правовой нигилизм, поразивший многих людей, воспитывать уважительное отношение к закону, сознание и чувство ответственности, непримиримость к произволу, коррупции, такому состоянию правовой системы и общественной морали.

Основами формирования здорового нравственного и правового сознания российских граждан являются социальный мир, гражданское согласие, активное сотрудничество всех общественных групп населения, повышение благосостояния народа, расширение материальных гарантий прав человека. Средствами повышения правовой культуры граждан являются пропаганда права, развитие у граждан юридических знаний, практическое укрепление законности. Большое воспитательное значение, воздействие на граждан, особенно молодежь, оказывает пример руководителей, в том числе должностных лиц государственного аппарата, в неукоснительном соблюдении законов, в борьбе с преступностью. Правовая культура - необходимое условие сознательного осуществления гражданином своего долга перед обществом и государством. Развитие правосознания гражданина, общества способствует преодолению отсталых взглядов, отклоняющегося поведения людей, предотвращению случаев произвола и насилия над личностью. Внесение научно обоснованных, взвешенных правовых представлений, взглядов в сознание граждан, борьба с преступностью являются предпосылками укрепления законности и правопорядка, без чего невозможно построить гражданское общество и правовое государство.

Список использованных источников

1. Абрамов, А.И. Функции правосознания и их роль в реализации функций права [Текст] // Правоведение. – 2015. - № 5. – 57 с.

2. Аналитический центр Юрия Левады (Левада-Центр) [Электронный ресурс] URL:http://www.levada.ru/опрос граждан «Россияне о Конституции» (дата обращения 05.06.2015).

3. Беденков В.В. Филимонова И.В.Проблема повышения уровня правовой культуры молодежи в России, 2016.

4. Борисов Н. А., Брыжинская Г. В. Психология участников правового конфликта // Евразийский научный журнал. 2015. № 6. С. 154-156.

5. Брыжинская Г. В., Палаткина А. С. Влияние психологических факторов личности на возникновение и развитие юридических конфликтов // Социосфера. 2015. №4. С. 60-62.

6. Брыжинская Г. В. Факторы правовой социализации // Перспективы науки. 2015. № 11 (74). С. 100-102.

7. Брыжинская Г. В., Худойкина Т. В. Переговорный процесс: психолого-правовой анализ // Paradigmata poznani. 2015. № 1. С. 65-67.

8. Конституция РФ-1993г.

9. Кравцова А. Н., Манжосова О. И. Влияние социальной среды на правовую культуру личности // Science time. 2015. № 9(21). С. 156-158.

10. Кунина А.Н., Рубанцова Т.А. Проблема преодоления правового нигилизма // материалы IV Международной научной конференции "Юридические науки: проблемы и перспективы" Казань, 20-23 мая 2016 - С.16-17.

11. Мельников В.Ю. Правосознание и правовое воспитание личности в демократическом, правовом государстве // Культура: управление, экономика, право. 2016. № 3. С. 11 - 17.

12. Перевалов В.Д. Теория государства и права: учебник для бакалавров / В.Д. Перевалов. - 3-е изд., испр. И доп. - М.: Издательство Юрай, 2015. - 428 с. - Серия : Бакалавр. Базовый курс. С. 243.

13. Рубанцова Т.А., Фомина Н. А. Проблема построения правового государства в России // IV Международная научная конференция "Юридические науки: проблемы и перспективы" Казань, 20-23 мая 2016 - С.23-26.

14. Сборник научных трудов. - СПб.: Профессиональная наука, 2017. - 131 с.

15. Хабриева Т.Я. Конституционная реформа в современном мире: монография / Т.Я. Хабриева. — М.: Наука РАН, 2016

16. Худойкина Т. В. К вопросу о выявлении характера правового сознания // Перспективы науки. 2015. № 11 (74). С. 116-119.

17. Худойкина Т. В. Правовое воспитание как основной фактор предупреждения юридических конфликтов // Глобальный научный потенциал. 2015. № 11 (56). С. 206-208.

18. Чепуркова Е. И., Гнатышин И. Ю. Некоторые размышления о состоянии правосознания в современной России // Молодой ученый. — 2017. — №2. — С. 339-341. — URL https://moluch.ru/archive/136/38263/