Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Понятие и виды правосознания

Содержание:

Введение

Вопрос касательно проблематики правосознания в России является достаточно актуальным.

Вопросы, которые посвящены правосознанию и правовой культуре граждан на протяжении всего развития общества имели и имеют большое значение для всех сфер деятельности государства. Проблемы и задачи, которые стоят перед современным обществом, имеют свое начало в прошлом. Только изучив опыт прошлого, а также ошибки, допущенные в нем, мы можем говорить о настоящем, и пытаться построить ближайшее будущее.

Общепринятой точкой зрения многих ученых является то, что правосознание есть понимание права индивидом, совокупность представлений и чувств, которые выражают отношение людей как к действующему, так и к желаемому праву. Однако правосознание отражает не только отношение людей к праву, но и к правосудию, законности, деятельности государственных органов, чиновников и т.д. То есть можно сказать, что правосознание весьма широкое понятие, в которое можно включить всю правовую действительность того или иного общества.

Объектом исследования является рассмотрение такого правового явления как правосознание.

Предметом исследования выступают нормативные правовые акты международного и внутригосударственного уровня, научные воззрения ученых в данной области, материалы общей и специальной литературы.

Целью курсовой работы является изучение вопросов, связанных с определением сущности правосознания как правового феномена.

Исходя из поставленной цели, для ее достижения определены следующие основные задачи курсовой работы:

- раскрытие понятия «правосознание»;

- рассмотрение его структуры;

- изучение видов и функций правосознания;

- анализ государственной политики России в сфере развития правосознания граждан;

- раскрытие ценностей права и правосознание граждан России;

- изучение проблемы правосознания российского общества: состояние и пути решения.

Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии.

Глава 1. Правосознание: понятие, структура, виды и функции

1.1 Понятие правосознания

Сегодня в современных условиях мы часто слышим о необходимости формирования современного гражданского общества и воспитанию законопослушного человека (как первичной ячейки общества), соблюдающего порядок, правила поведения в обществе. Таким образом, полагаем, назрела необходимость воспитания правового сознания в органической связи с началами нравственности, демократического сознания всех граждан. Данный процесс представляется как процесс повышения культуры общества, человека, обретения им достоинства, свободы и справедливости. Общепризнанно, правосознание - это одна из форм общественного сознания, отражающая право и связанные с ним явления. В связи с этим, необходимость познания дефиниции «правосознание» актуально в современных условиях.

В научной литературе термин «правосознание» многозначен. Те или иные авторы в дефинициях феномена «правосознание» делают акцент на разных его аспектах. Одни теоретики-правоведы идентифицируют правосознание с естественным правом, другие - с правом вообще, третьи - полагают, что правосознание - нечто внешнее по отношению к праву, т.е. знание, оценка права, критика действующего права и пр.

Высказываются и разные мнения относительно нормативности правосознания. Некоторые авторы сомневаются в его нормативности, полагая, что правосознание по своей сути лишь отражение действующей нормативно-правовой системы, совокупность знаний о правовых нормах. Однако данные дискуссии не ставят под сомнение постулат о том, что в правосознании отражается не только действующее право, но и его история, а также правовые явления других обществ. Это идеи, представления о праве - о действительном и желаемом. История показывает, что только тогда правотворческая и правоприменительная деятельность становится эффективной, когда в этих процессах наряду с мощными самоорганизующимися началами приоритетное место занимает и сознательное, организующее творчество.

Все перечисленные и многие другие вопросы, так или иначе связанные с проблематикой правосознания, нуждаются в определенном осмыслении, базирующемся, прежде всего, на подробном анализе данного феномена.

Полагаем, что в данном аспекте, можно согласится с Бакуловым В.Д., Пащенко И.В., которые указывают в своей статье: «правосознание выступает специфическим способом духовного познания действительности. Как явление духовной культуры оно относительно самостоятельно. В этом качестве оно выступает как весьма независимое и как бы даже «рядоположенное» праву явление, однако требующее своего изучения»[1].

Керимов Д. А. определяет правосознание как часть (вид) общественного сознания, содержанием которого являются взгляды, убеждения, идеи, которые относятся к праву[2]. Это современные взгляды. Обратимся к развитию термина «правосознание» в историческом аспекте.

Существенный вклад в учение о правосознании внес выдающийся российский правовед И.А. Ильин, рассматривавший его в качестве более значительного феномена, чем само право. Правосознание в работах данного ученого означает некий рационально-волевой акт, соединяющий как психологически-аффективный аспект, так и онтологически-правовой. Правосознание понимается Ильиным как «естественное чувство права и правоты», как «особая духовная настроенность инстинкта», как «особого рода инстинктивное правочувствие» – как некая универсалия, имеющая и формально-юридическое, и естественно-правовое измерение[3]. Правосознание не тождественно «законосознанию» и не сводится к правильному усвоению гражданами норм позитивного права.

Безусловно, от общества исходят определенные установки, как относится к действующему законодательству. К примеру, И.Е. Фарбер отмечал, что «правосознание есть форма общественного сознания, несводимая к простой арифметической сумме индивидуальных взглядов и не противопоставленная правовому сознанию индивидов»[4].

Итак, правосознание представляет собой основу и органическую составную часть правовой жизни организованного в государство общества. На формирование и развитие правосознания оказывают воздействие социально – политические, экономические, культурные факторы, оно взаимосвязано и взаимодействует с политическим сознанием, моралью, искусством, религией, философией, наукой. В современной литературе мы часто встречаем, следующую дефиницию рассматриваемого феномена «Правосознание есть отражение правовой жизни общества, правовых отношений, сущности и роли правовых установлений в сознании общества, социальной группы, личности»[5].

По мнению М.Н. Марченко, правосознание есть знание о праве, оценка действующего права и мысли, идеи о желаемых изменениях в праве, т.е. правосознание – не только результат отражения объекта, но и средство воздействия на объект, на всю правовую систему государства[6].

Правосознание представляет собой совокупность взглядов, идей, чувств, настроений, относящихся к праву. Оно включает и само представление о праве, т.е. правопонимание, взгляды на роль права, правовых учреждений в жизни общества и государства, идеи о правах человека, его ответственности перед другими людьми, государством и обществом. Правосознание общества нацелено на справедливое урегулирование отношений людей, обеспечивающее сохранение целостности общества.

Получается, что правосознание является чисто субъективным явлением: оно состоит из представлений людей о праве; из субъективного отношения к самому феномену права, его ценностям; из правовой психологии и даже из индивидуальной или массовой эмоциональной реакции на право, подчас интуитивной, подсознательной.

Абдулаев М.И. определяет правосознание как одну из форм, видов общественного сознания, в котором выражается отношение людей к юридической действительности, к правовой материи[7].

Не ставя под сомнение ни одно из выше рассмотренных определений правосознания, можно пррийти к выводу о том, что понятие правосознания является достаточно сложным и многоаспектным в юридической науке. Одно из распространённых определений правосознания дано Н.М. Юрашевичем. Юрашевич Н.М. указывает, правосознание – «система чувств, привычек, представлений, оценок, взглядов, теорий, идей субъектов права (носителей правосознания), отражающих правовую действительность и оценочное отношение к ней (социально-правовым установкам и ценностным ориентациям общества, к прошлому, действующему и ожидаемому праву) и выполняющих посредством этого роль своеобразного регулятора (саморегулятора) их поведения в юридических ситуациях»[8]. Также можно присоединится к мнению данного автора, однако полагаем, что формирование качественного правосознания – длительный, сложный и многоэтапный процесс, в котором существенную роль играет образовательная система и правовой опыт не только самого индивида, но и всего общества.

1.2 Структура правосознания

В настоящее время интерес к систематическому изучению правосознания не иссякает и является одной из самых значимых тем при изучении в социальной философии. «Если современный «просвещенный» человек склонен сомневаться в значении родины, патриотизма и национализма, или просто отвергать все эти драгоценные основы жизни, то о правосознании, о его сущности, о его глубоких источниках и о его жизненной необходимости он вряд ли и вспомнит»[9]. «Правосознание – это один из аспектов нормативно-ценностной и оценочной функции человеческого сознания, включающий в себя представления о должном и справедливом»[10].

Основными подходами к анализу правосознания можно назвать такие подходы как психолого-правовой подход и духовно-культурный подход.

В психолого-правовом подходе основную роль играют такие структурные элементы как правовая психология и правовая идеология. Правовая психология — это представление общества, которое формируется в результате текущей деятельности людей и развития общества в целом и представляет собой эмпирическое, обыденное сознание людей.

Правовая психология структуры правосознания важна для социума особенно во времена постоянных перемен. Это взгляды, представления, идеи о праве. В течение года в Российской Федерации выпускается более 6000 законов. Проблема взаимоотношения общества с правовыми институтами особенно ярко выражена в недоверии населения к деятельности государственной власти, что приводит к правовому нигилизму. В практике реализации идей права, относится к важнейшим сферам жизнедеятельности общества и государства, но здесь необходимо учитывать степень развития правосознания граждан.

Трудность заключается в том, что структура ценностных ориентаций для общества зависит в основном от нравственных установок. Прежде всего – это низкий уровень правовой информированности граждан, явно выраженный правовой нигилизм в оценке деятельности всех ветвей власти, а также качества и силы действующего законодательства Российской Федерации. Правовое просвещение в Российской Федерации, является одним из основных направлений главы государства Путина В.В. В Указе Президента РФ от 29.06.2018 № 378 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2018 - 2020 годы», говорится о мерах «по повышению эффективности информационно-пропагандистских и просветительских мер, направленных на создание в обществе атмосферы нетерпимости к коррупционным проявлениям»[11]. Правовая психология непосредственно связана с психосоциальными особенностями его субъекта. Субъектами правосознания являются обычные люди, а им свойственно психологическое состояние. Ильин И.А. указывал «что необходимо начать борьбу за укрепление и очищение, и укрепление современного правосознания»[12].

Правовая идеология является осмыслением права и имеет под собой научную основу. Правовая идеология прежде всего включает в себя нравственные ценности, переживания, чувства, настроения, привычки, убеждения граждан. Идеология играет важную роль в жизнедеятельности любого общества и по своей природе выражает саму сущность права, его основу. Правовая идеология в России относится к конституционному правосознанию, так как в Конституции содержатся основополагающие идеи, убеждения, ценности, цели, понятия. В истории существовали разные источники права, например, правовые доктрины Платона и Аристотеля или Ганса Кельзена, Рудольфа Иеринга. На современном этапе примером может являться доктрина правового государства. На сегодняшний день, согласно Конституции РФ статьи 13: 1. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие. 2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. 3. В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность»[13]. Идеология — это целая система политических, правовых, религиозных, философских взглядов на социальную реальность, общество и его взаимодействие. Важность идеологии заключается в том, что она непосредственно связана с практической деятельностью людей и направлена либо на изменение, либо на преобразование существующих в обществе порядков и отношений.

Правовая психология и правовая идеология имеют отличительную особенность. Правовая идеология – это процесс теоретического сознания индивидов, имеет под собой научную систему правовых взглядов различных групп и слоев общества. В ее разработке участвуют специалисты в данной области (юристы, политологи, экономисты), которые учитывают необходимые условия. Правовая психология основывается на чувственном сознании, которая включает в себя совокупность чувств, ценностей, настроений, переживаний, характерных для конкретной группы людей (нации, народности, коллектива) или общества в целом. Основой идеологии являются обычаи, традиции, привычки разных слоев общества.

На основании выше изложенного можно сделать вывод, что правовая психология и правовая идеология являются взаимодействующими элементами. Правовая психология – это нравственное сознание, а правовая идеология – политическое правосознание. Правосознание – это социальное явление, и оно занимает центральное место в духовной сфере жизни общества, так как помогает раскрыть противоречия между политикой и моральными ценностями общества. Это обеспечивает равновесие между всеми структурными элементами.

Духовно-культурный подход дает возможность обобщить правовую реальность, духовную ментальность, нравственность и другие явления, происходящие в социуме. Основой духовно-культурного подхода является правосознание и все его проявления в реальной повседневной жизни общества, в том числе и правовой. Особенностью данного подхода является то, что мысли, возникающие в процессе жизни постоянно изменяются и могут влиять на те или иные социальные институты, процедуры и механизмы реализации права и правовых норм. «Мысль не просто идеальна, но она имеет и характер сущего в обществе. Юридическая мысль не исключение из данного правила, на ее основе созидается право, правовая культура общества и личности»[14]. Структурным элементом духовно-культурного подхода является индивидуальное, групповое и общественное сознание.

Все названные подходы взаимодействуют между собой. Каждый отдельный компонент правосознания может изменяться при наличии эффективных механизмов воздействия. Их комбинация дает возможность формировать правовую культуру и правосознание, а также может создавать изменения в совершенствовании правовой культуры российских граждан.

Огромное значение имеет исключительное право государства – принуждение. На наш взгляд, только право обладает огромными возможностями в создании системы формирования массовой нравственно-правовой культуры. «Именно право регулирует деятельность и поведение при помощи соответствующих дозволений и запретов. Устанавливая взаимозависимость должного и возможного поведения, единство и равенство взаимных прав и обязанностей, право очерчивает границы свободы, становясь ее мерой»[15].

Структурные элементы, образующие правовую культуру, необходимы для развития во всех сферах жизнедеятельности общества. Законность и социальная справедливость играют огромную роль в создании нравственной атмосферы, свободы, духовных ценностей с которой любой человек может свободно жить. Несмотря на то, что существует множество сложностей, которые препятствуют формированию правосознания, тем не менее, изучение данного направления остается самым необходимым для развития правового государства в современной России. Одной из самых сложных проблем является правовой нигилизм, который формировался на протяжении всей истории существования общества. «Историческое сознание людей формируется не в вакууме, а под влиянием многочисленных внешних и внутренних факторов. И тот образ, который создает себе каждое поколение людей – это отражение предпочтений данного общества, какими идеалами и ценностями оно не руководствовалось»[16]. Источником нигилизма у граждан, прежде всего, является нарушение их прав как человека и как личности; на первом месте – личные гражданские права, такие как право на жизнь, честь, достоинство, жилище, имущество и безопасность. «Правовой нигилизм — одна из разновидностей деформации правосознания, заключающаяся в разрушении положительных установок, идей, убеждений и чувств»[17].

Несовершенство судебной системы, неэффективные средства защиты приводят к недовольству и недоверию всей правовой системы государства. Причинами правового нигилизма являются низкий уровень правовой культуры, нестабильная социально-экономическая обстановка в государстве, недоверие к государственной власти. Примером может служить Федеральный закон «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака»[18]. Закон вступил в силу. Но до сих пор граждане не торопятся его исполнять. Правовой нигилизм, сложившийся в современной России, является серьезным препятствием на пути прогресса во всех сферах жизнедеятельности общества. В связи с этим модернизация страны может реализовываться только в ногу с правовой культурой, т.к. она является основным показателем правового прогресса. На сегодняшний день можно считать, что Россия находится в переходном периоде, т.к. правовая культура современного российского общества может изменить экономические и духовные основания своего бытия россиян.

Таким образом, проведя анализ подходов к структуре правосознания, можно отметить, что правосознание является важным атрибутом правового государства и имеет определенную структуру. Все его компоненты при эффективном взаимодействии дают большие возможности для формирования гражданского общества.

1.3 Виды правосознания

Для более глубокого понимания, что такое правосознание, следует рассмотреть его виды. Мотивами разделения правосознания можно назвать степень потребности права, серьезность вникания в сущность права и правовых явлений в обществе, которые могли бы дать доброкачественную характеристику. По предложенным критериям правосознание подразделяется на следующие уровни.

Первый уровень: обыденное правосознание. Данный уровень характерен для большей массы населения. Он формируется в повседневной жизни в обстановке регулирования права. В обыденной жизни люди встречаются с правовыми предписаниями, например, из средств массовой информации. В данной разновидности правосознания знание общих принципов права тесно взаимодействует с нравственными взглядами.

Второй уровень: профессиональное правосознание. Данный вид образуется при специальной подготовке, например, при получении юридического образования. Люди этого уровня обладают определенными знаниями действующего законодательства, какими-то навыками и умениями. Ввиду отсутствия профессионализма в правоприменении и правотворчестве возникают проблемы в нашем обществе.

Третий уровень: теоретическое правосознание. Данный уровень предназначен для исследователей, которые занимаются проблемами правового регулирования отношений в обществе.

По субъектам правосознание можно поделить на массовое, групповое и индивидуальное.

Индивидуальное правосознание характеризуется тем, что отдельная личность выражает определенные чувства и представления к праву в общественной жизни.

Групповое правосознание – это коллективное представление о праве, конкретных социальных групп, классов, объединений[19].

Общественное правосознание означает представление о праве и его явлениях населения страны, определенных нации и народов. Именно на данном типе правосознания формируются индивидуальное и групповое правосознания, но также общественное правосознание не может действовать за пределами индивидуального.

По временной направленности можно выделить следующие виды правосознания, например, перспективное, адекватное и ретроспективное.

Ретроспективное означает то, что оно сформировалось в отношении уже ранее существующего, но ныне отмененного права.

Адекватное правосознание – это то, которое существует в отношении действующего права.

Перспективное правосознание является тем, которое складывается в отношении будущего права.

Населению России характерна фальсификация правосознания этическими суждениями. Для этого типа общества является значимой цель создания той правовой системы, которая могла бы гармонизировать с духовностью народа, традициями, гарантировало бы формирование правомерного поведения и правового государства. Правосознание в России разнородно, двойственно и во многом деформировано.

1.4 Функции правосознания

Являясь социокультурным феноменом, исторически взаимосвязанным с религиозным, нравственным, политическим, философским, художественно-эстетическим и другими формами общественного сознания, правосознание обладает не только и не столько рефлексивной природой, но и социально активной, воздействуя на мотивационно-волевую, а затем и поведенческую сторону жизни его носителей – отдельных индивидов, социальных групп, общества в целом.

Непосредственное участие правосознания в системе социально-правового регулирования и воспроизводстве духовной жизни общества позволяет выделить ряд таких важнейших для общества функций, как познавательная, оценочная, регулятивная, воспитательная, коммуникативно-интегративная и социально-преобразовательная.

Поскольку познавательная функция правосознания заключается в накоплении знаний о праве как из официальных и научных источников, так и на основе собственного житейского опыта, постольку в качестве субъектов, осуществляющих такую функцию, выступают и законодатели, и отдельные граждане. Правосознание – это инструмент рефлексии, отражения, осознания, постижения социальным субъектом смысла, назначения, законов развития тех или иных явлений правовой действительности, в результате чего в сознании субъекта складываются представления, знания, понятия о ней различной глубины и уровня абстрагирования. Причем эти знания, представления и понятия могут быть как истинными, так и ложными.

В процессе познания правовой реальности появляется определенное отношение, формируется оценка правовых явлений. Таким образом, познавательная функция правосознания тесно связана с оценочной. Оценочная функция правосознания, согласно позиции современных правоведов, состоит в том, что с помощью правосознания дается оценка жизненным обстоятельствам как юридически значимым. Современными учеными подчеркивается, что «личность оценивает полученные знания, проецируя их на возможную ситуацию в будущем. Ценным считается то, что служит интересам, целям деятельности, чему отдается предпочтение»[20].

Оценке подвергаются не только нормы действующего права, но и правовые идеи, теории, деятельность социальных институтов на предмет их соответствия реальным потребностям индивида, социальной группы, общества в целом, а также на предмет их соответствия морально-нравственным, религиозным ценностям, национально-культурным традициям и обычаям. По сути, правосознание выступает средством определения степени эффективности правовых явлений как элементов системы социального регулирования. Отсюда вытекает регулятивная функция, которая не может существовать без познавательной и оценочной функции, являясь их логическим продолжением и конкретизацией.

Регулятивная функция заключается, прежде всего, в том, что на основе правового познания происходит выработка мер и способов социального регулирования. Правосознание ориентирует поведение индивидов или социальных групп, вносит порядок, планомерность, создает ориентиры для социального поведения. От уровня развития правосознания зависит, насколько правомерными и осмысленными будут действия индивидов. Кроме правоприменительной сферы, правосознание оказывает мощное регулятивное действие на весь процесс правотворчества и законотворчества.

Через социально-психологическое и идеологическое воздействие на поведение человека, правосознание играет роль важного связующего звена в системе социального контроля, элементами которого выступают ценности, нормы и санкции. Правосознание, ориентированное на идеалы добра, справедливости, свободы, мотивирует индивида на выбор социально одобряемых, правовых образцов поведения, на служение обществу и его воспроизводству. Таким образом, происходит реализация воспитательной функции правосознания.

Что касается коммуникативно-интегративной функции, то она заключается в том, что правосознание выступает духовной основой для социального взаимодействия, обмена информацией между социальными субъектами. При этом правосознание является группо-образущим фактором в социуме, интегрирующим членов группы в процессе реальных правоотношений и развитии духовной культуры общества.

И, наконец, социально-преобразовательная функция правосознания выражается в активном воздействии правосознания всех уровней и форм на социальные изменения, в частности, на модернизационные процессы в современном обществе.

В условиях демократических режимов правосознание выступает особо значимым фактором поддержки правовых реформ, приведения правовых теорий в активное преобразовательное состояние. Исторический опыт свидетельствует, что правовая реформа без социального одобрения, без предварительной подготовки правосознания обречена на провал. Одним из примеров является антиалкогольная компания М. С. Горбачева, проведенная в 1985 году, которая осуществлялась без подготовки общественного правосознания, без учета мнения правоведов, социологов и необходимости планомерной, пропагандистской деятельности о здоровом образе жизни среди населения, обоснования объективной необходимости кампании по причине угрожающего здоровью граждан алкоголизма в стране и т. п.

В результате, изменения, проведенные «сверху», не только не принесли положительного результата, но, напротив, нанесли урон виноградарской отрасли сельского хозяйства, а также усилили «теневую» сторону этого явления, выраженную в виде самогоноварения и нелегальных производств спиртных напитков. Однако наиболее негативным последствием стало подорванное в очередной раз доверие населения к представителям власти и правовой системе государства.

Как справедливо отмечает М. Д. Чеснокова, «выявление общего интереса и отражение его в законе так же важно, как и его последующая защита и охрана на всех стадиях реализации принятых норм. Государство и структуры государственной власти несут ответственность за сложившуюся социальную реальность, а не только за точность и полноту реализации принятых нормативных правовых актов»[21]

Следует отметить, что изучение общественного мнения по поводу эффективности конкретных законов или ряда регулятивных мер является очень важным мероприятием, так как дает более объективную оценку гражданами той или иной ситуации в социально-правовой жизни, демонстрирует степень заинтересованности граждан в разрешении определенной социальной проблематики. Граждане оценивают не только и не столько содержание нормативного акта, сколько его цели и способность разрешить конкретные проблемы (социальную эффективность). С самим содержанием нормы граждане могут и не сталкиваться, а познакомиться с процедурами, регламентациями, целями нормы на собственном опыте, например, разрешая гражданско-правовой спор в суде или взаимодействуя с муниципальной или государственной службой, имеет возможность большинство граждан.

Кроме рассмотренных нами функций правосознания, современные исследователи среди важнейших из них выделяют также социализирующую, прогностическую, информационную и. т. д. Все они, на наш взгляд, являются вариативными и могут быть рассмотрены как частный случай базовых функций, представленных нами.

Подытоживая все вышеизложенное, сделаем следующий вывод. Рассмотрение таких основополагающих функций правосознания как социокультурного феномена, в числе которых оказались познавательная, оценочная, регулятивная, воспитательная, коммуникативно-интегративная и социально-преобразовательная, позволяет утверждать, что правосознание как одна из форм («метаформа») общественного сознания представляет собой совокупность правовых идей, теорий, представлений, эмоциональных и психических реакций, оценок действующего права и представлений о праве как о должном. Интегрируя членов социума на основе единых духовных ценностей, правовое сознание способно активно воздействовать на социально-правовую действительность, изменяя ее и приводя в соответствие идеальным представлением о ее устройстве.

Глава 2. Пути повышения правосознания граждан РФ

2.1 Ценности права и правосознание граждан России

Основным элементов демократического, правового государства сегодня, является сформированное правосознание общества в целом и отдельных его граждан в частности. Формирование правосознания современного российского общества становится приоритетным направлением всей государственной политики.

Все это происходит в период социально-экономических и политических изменений в нашей стране. В связи с этим, одной из важных задач, стоящих перед нашим обществом, является создание благоприятных условий для формирования способности к толерантности и конструктивному влиянию в коммуникативной деятельности[22].

Одно из первых направлений это формирование индивидуального, на строгом подчинении правосознания научным знаниям, а также построения правильных ориентиров для становления правовой культуры российского общества в целом[23].

Актуальность создания эффективной системы формирования правосознания очень значима для граждан России, особенно подрастающего поколения, что подтверждают последние принятые постановления правительства России[24].

В последние годы мы продвинулись в создании в стране условий для формирования правового государства. В Конституцию РФ 1993 г. включен ряд норм о правах человека и гражданина, в равной мере относящихся к любым лицам, независимо от их гражданства или его отсутствия[25].

Начиная с прошлого века, происходят очевидные изменения в политической, социальной, экономической жизни всего российского и международного сообщества. Эти изменения затронули науку и общество от однопартийной системы до всеобщих и альтернативных выборов, многопартийности, осознанием каждым членом причастности к государственным делам и своей собственной судьбе. В современном мире, каждому человеку ежедневно приходиться делать выбор. Например, как питаться здоровой или вкусной едой. Одеваться по погоде или креативно. Однако, существуют выборы, которые мы делаем не часто, иногда единственный раз в жизни, но от них зависит вся дальнейшая жизнь и карьера[26].

На этой основе отношение к правовым явлениям и в частности к праву, есть индивидуальное отношение граждан, которое может быть, как положительным, так и отрицательным. А это напрямую зависит от правосознания, правовой культуры, полученных знаний и представлений о праве.

Если брать за базис право, как объективную реальность, бытие права, то обратная сторона этого процесса субъективная реакция граждан на правоотношения по поводу реализации своих прав и обязанностей. Это, безусловно, показывает отношение граждан, которые обладают волей и сознанием для принятия решения. Это выражается в процессе правотворчества, следовательно, право является итогом этой деятельности. Необходимо обратить внимание, что государство является, в соответствии с Конституцией РФ статья 1 демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Это означает, что граждане осознанно принимают решения на референдуме по поводу выбора Президента РФ и Правительства РФ. Правосознание – это одна из форм, видов общественного сознания.

В то же время и воздействие права на общественные отношения также осуществляются через волю и сознание граждан. Всё это и вызывает к жизни известный комплекс правовых представлений, чувств, настроений, переживаний, взглядов и т.п[27].

Правосознание зародилось еще в древнем Риме, когда торжествовало римское право. Но развитие правосознания получило в период социальных перемен, революций. Но пока идет ломка действующего законодательства, вакуум заполняют представления, идеи, эмоции о будущем желательном законодательстве, которое могло бы обеспечить идеалы и цели революционных перемен. Правосознание выполняет роль важнейшего критерия, в правотворчестве и правоприменительной практике[28].

Эти идеи подтверждают, что правосознание теснейшим образом связано с самой идеей права. Главное в них право жизни, личная свобода, социальное равенство всегда служили мерой человеческого поведения, и потом они имеют законодательное подтверждение цивилизованных государств, в своих правовых актах. Правовое сознание генетически и исторически предшествует всякому позитивному праву, законотворческому процессу. Приоритет социальной ценности личности, его индивидуальных прав, их естественного характера – уже говорит о том, что законодательство каждого государства, считающего себя демократическим, обязано признавать, соблюдать и гарантировать всеобщие основные права и свободы человека и гражданина.

Первыми обратили на это внимание западные ученые, которые предсказали, что будущий век – это век информации, и предложили новые подходы к обучению. Сегодня немыслимо образование, которое ведется без применения средств компьютерных технологий, современных программ индивидуально-личностного развития[29].

Совершенствование системы образования и его доступности, еще решает одну злободневную задачу адаптацию осужденный через формирование правосознания необходимого для созидательной жизни в будущем. Это возможно посредством внедрения дистанционного образования[30].

Отличительная черта правосознания и правовой культуры российского общества – несовместимость права с моралью, совестью. Закон, нормы права ассоциируются с карательными мерами. Кроме того, в менталитете присутствует отрицательное отношение к праву. С этим связан правовой нигилизм, неверие законам, что все перед законом равны присущий русскому народу. Многие правовые идеи настоящего времени заимствованы. Но их мало заимствовать, их надо было пережить. Между тем правосознание русской интеллигенции никогда не было охвачено всецело идеями прав личности и правового государства[31].

Формирование правовой культуры является важным требованием современной жизни России и неотъемлемым компонентом образования[32].

Характерной особенностью правосознания в России можно считать и то, что в российском обществе всегда господствовала идея подчинения права идеологии. Государственная власть поддерживала господствующую идеологию с помощью юридических средств, а последняя, в свою очередь, весьма активно влияла на право, на правоприменительную практику, что отрицательно сказывалось на совершенствовании правовых институтов, на механизме правового регулирования[33].

Другой своеобразной чертой, присущей российской правовой действительности, является ее смешанный евразийский характер. Для отечественной правовой системы характерны черты и европейской цивилизации, и восточной культуры с присущими ей коллективистскими началами. Смешанная природа российского права не всегда способствовала его стабильности и согласованности правовых институтов[34]. Все эти качества российской правовой системы требуют постоянного внимания и учета в правоприменительной практике. Без этого невозможно цивилизованное решение вопросов эффективного правового регулирования общественных отношений, утверждение правопорядка и законности.

В настоящее время существует масса проблем в процессе формирования правового сознания. Это, в первую очередь правовая безграмотность населения, сложный процесс правотворчества, нередкое противоречие нормативно-правовых актов реальной действительности, а также не развитая идеология сильного правового государства и, как следствие, правовой нигилизм, отрицание нравственных принципов.

Для разрешения этих и других проблем необходимо целенаправленная политика государства на повышения уровня правового сознания общества. Формирование позитивного отношения к закону, праву, знание гражданами своих прав и обязанностей перед государством и обществом является основными задачами в процессе формирования правового сознания.

2.2 Государственная политика России в сфере развития правосознания граждан

Повышение уровня правосознания общества, как правило, связывают с политикой государства, имея в виду, что оно может и должно предпринимать определенные меры в этом направлении. Указанное направление рассматривается как воспитательно-обучающая форма реализации правовой политики[35]. При этом отмечается, что только в последние годы Российское государство осознало значимость данного направления и стало считать его общегосударственной задачей.

Одним из важных фактов, подтверждающих внимание государства к этой проблеме, является утверждение Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 2011 г. «Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан». Под воспитательно - обучающей формой реализации правовой политики понимается научно - обоснованная, последовательная и системная деятельность государственных органов и институтов гражданского общества, направленная на определение стратегии и тактики правового воспитательно - обучающего процесса, на создание необходимых условий для развития правовой грамотности и правосознания чиновников и граждан[36].

Эффективность указанной формы реализации правовой политики напрямую зависит от четкого осознания, на что и как следует воздействовать. Это, в свою очередь, требует выявления тех условий (факторов), которые выступают определяющими в процессе формирования общественного правосознания.

По мнению Е. С. Зайцевой, можно выделить четыре основных условия, как объективного, так и субъективного характера, определяющие современное правосознание[37].

Первостепенным условием выступает уровень морального сознания, формирующийся с детства и зависящий от семьи, различных микро групп, в которых происходят процессы социализации личности. Может ли государство конкретными мерами способствовать формированию морального сознания? Полагаем, государство может оказывать лишь косвенное воздействие. Очевидно, что невозможно и исполнение моральных норм обеспечить силой государственного принуждения. Абсолютно справедливо отмечено, что «развитое нравственное сознание признает истинную цену лишь за таким исполнением моральных требований, которое сопровождается соответствующим внутренним настроением. Одно внешнее исполнение, без надлежащего нравственного чувства, не имеет никакого этического значения. Есть действия, до такой степени связанные с внутренними мотивами, что без наличия последних они теряют всякий смысл»[38]. Определенным средством воздействия может выступать наличие нравственно ориентированной государственной идеологии, которая может находить отражение, как в различных программных документах, так и в конкретных мероприятиях, проводимых государством. Но для того чтобы эти меры адекватно воспринимались адресатами, должна быть сформирована благоприятная почва. «Научить нравственности нельзя, ее можно лишь впитать, пережить чувством, освоить с помощью эмоционального опыта»[39].

Второе условие, оказывающее влияние на формирование правосознания, - объективные факторы существования и развития государства и общества. Все негативные и позитивные явления, существующие в том или ином государстве и обществе, определяют правосознание любого гражданина. Например, такое явление, как коррупция, оказывает непосредственное негативное воздействие на правосознание граждан.

В то же время следует учитывать, что условия жизни, внешние воздействия определяют становление личности не прямо, а опосредованно, через процесс взаимодействия человека со средой, через его деятельность в этой среде. И правильнее говорить не о воздействии среды, а о процессе взаимодействия человека с окружающей средой. Именно поэтому в процессе формирования правосознания большую роль будут играть индивидуально - психологические особенности личности, которые складываются на физиологическом уровне и во многом определяются процессом социализации. И это третье условие.

Четвертое условие - правовая грамотность. Создатели документа «Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан» вывели данное понятие как самостоятельное и даже поставили его на первое место. На наш взгляд, это не совсем оправданно, поскольку индивидуальное правосознание гражданина включает два структурных компонента: правовую идеологию и правовую психологию. В свою очередь, правовая идеология как часть индивидуального правосознания подразумевает знания в качестве основы правовой грамотности.

Воспитательно - обучающая политика как одна из форм правовой политики должна реализовываться на двух основных уровнях. Первый уровень - программный (декларативный), предполагает выработку и закрепление основных направлений, а также определение круга правовых и внеправовых средств, с помощью которых будет осуществляется государственное воздействие. Второй уровень - деятельностный, он предполагает воплощение в жизнь тех положений, которые закреплены на программном уровне. При этом важно учитывать, что на этом уровне необходимы не только конкретные мероприятия, имеющие непосредственную цель повышения уровня правосознания граждан, но в большей степени - каждодневное нормальное функционирование государства и его органов как важнейшее условие формирования оптимальной среды для повышения уровня правосознания граждан.

При этом следует иметь в виду, что государство должно в большей степени акцентировать внимание на мерах, связанных с созданием благоприятной почвы для формирования правосознания своих граждан. Декларирование - это начальный и необходимый этап правовой политики. И этот этап нашим государством успешно пройден, что находит отражение в соответствующих документах. Чрезмерное обилие правовых предписаний, декларативность норм, содержащихся в этих предписаниях, далеко не всегда решают существующие проблемы, скорее, наоборот, порождают недоверие, скептическое отношение к ним в обществе. С принятием Основ государственной политики России в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан официально признано, что именно государство создает условия, обеспечивающие развитие правовой культуры и воспитание правового поведения населения.

Все ветви власти должны подробно, доступно и бесплатно информировать граждан о способах защиты их прав, постоянно разъяснять жителям их обязанности, правила общежития и уважения законных интересов других лиц независимо от пола, национальности, языка, отношения к религии, убеждений и других обстоятельств, а также предоставлять им свободный доступ к квалифицированной юридической помощи[40].

Основами определены принципы, цели, основные направления и содержание государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан. Основы направлены на формирование высокого уровня правовой культуры населения, традиции безусловного уважения к закону, правопорядку и суду, добропорядочности и добросовестности как преобладающей модели социального поведения, а также на преодоление правового нигилизма в обществе, который препятствует развитию России как современного цивилизованного государства.

Глава 3. Проблемы правосознания российского общества состояние и пути решения

Проблемы правосознания в современном российском обществе приобрели особую значимость. Данная проблема для нашего государства приобрела не только теоретическую, но и практическую актуальность[41].

Глубокие экономические, политические, социальные и иные преобразования в различных сферах общества, осуществляемые в нашем государстве на протяжении десятилетий, значительным образом изменили российское правосознание.

Правосознание в современном российском обществе крайне неоднородно и противоречиво, подвержено деформации, в связи с чем можно видеть процветание правового нигилизма среди всех слоев населения, скептическое отношение к праву, законам.

Основной причиной и одновременно проблемой аномальности правосознания является правовой нигилизм, который выражается в отрицании и игнорировании правовых установок и требований законов. Нестабильность в социально-политической сфере и материальное благосостояние граждан также влияет на аномальность правосознания общества[42].

Российский философ И. А. Ильин в ХХ веке писал, что каждый человек обладает правосознанием[43]. И человек же принимает и претворяет в жизнь законы в соответствии со своим правосознанием. И здесь проявляется еще одна проблема такого низкого правового сознания общества, в котором мы живем. Мы полагаем, что большинство принятых нормативно-правовых актов носят декларативный характер и их реальное исполнение крайне затруднительны. Часто законы и подзаконные акты крайне неэффективны. Однако стоит отметить, что в целом в последнее время в данной сфере ситуация хоть и медленно, но меняется. Существующая и развивающаяся из года в год система законодательства более или менее стала выходить на необходимо-достаточный уровень. В. Н. Синюков отмечает, что в стране в целом грамотно принимаются законы и «законодательствуем по-европейски»[44]. Но крайне низкая осведомленность и информированность населения о положениях законодательства, не вовлеченность граждан в отстаивание и защиту своих прав сказываются и проявляются на столь низкое правосознание всего общества. Главными причинами не только нигилизма, но и всего подобного кризисного состояние общества и правосознания является низкая политическая, правовая и нравственная культура граждан.

Со временем возникла проблема формирования общероссийской правовой идеологии. Необходимо показать обществу путь дальнейшего развития, в направлении которого движется вся страна, и который был бы основан на общенациональной идее. Провозглашение правовой идеологии непосредственно бы повлияло, как и на правовую культуру в целом, так и на правосознание каждого гражданина, в частности.

Мы уже отмечали проблемы обыденного правосознания, присущего большинству граждан России. Стоит обратить внимание на проблемы профессионального сознания, сознания юристов.

Профессиональное юридическое правосознание формируется в процессе исторического развития общества, функционирования юридической науки и в особенности юридического образования. Особую роль при формировании профессионального сознания юриста играет действующая в стране система образования, особенно высшего образования[45]. Мы полагаем, что в данной сфере также существуют проблемы, которые непосредственно влияют на правосознание как уже состоявшихся в своей профессии юристов, так и студентов-юристов.

Во-первых, подготовка профессиональных юристов стала осуществляться в своем большинстве непрофильными высшими учебными заведениями, которая активно началась с середины девяностых годов и, несмотря на некоторые сделанные попытки по ее снижению, столь же активно продолжается по сегодняшний день. Необходимо оставить право на обучение юридическому образованию только профильным ВУЗам и классическим университетам с большой историей и своими собственными школами права, разработанными на протяжении многих лет.

Во-вторых, постоянно сокращается количество бюджетных мест на юридических факультетах ВУЗов всей страны, предоставляемых Минобрануки РФ. Это приводит к тому, что возрастает количество студентов, обучающихся на внебюджетной основе. И в этом таится большая проблема, поскольку практически любой выпускник школы, не имеющий должных знаний, полученных в школе, может поступить на юридический факультет. Получается так, что у выпускников школ и будущих абитуриентов нет стимулов для саморазвития и качественного обучения в школе, так как он подсознательно понимает, что и без должных знаний он может поступить практически в любой ВУЗ на внебюджетной основе. В итоге можно констатировать о том, что из-за данной проблемы из года в год падает общая начальная планка, необходимая для получения достойного образования.

В-третьих, во многих высших учебных заведениях можно отметить отсутствие четких и выработанных подходов к проблеме формирования личности студента-юриста.

На наш взгляд, все вышеперечисленные проблемы с большей или меньшей степенью влияют на профессиональное сознание. Формирование уровня профессионального правосознания, необходимого для эффективного функционирования правовой системы России носит комплексный характер. В связи с этим 26 мая 2009 года Президентом Российской Федерации Д. А. Медведевым был подписан Указ № 599 «О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в Российской Федерации», целью которого является прекращение выпуска неквалифицированных кадров, повышение правовой культуры и правосознания всего общества нашей страны[46].

Таким образом, формирование правового государства, развитие гражданского общества в стране, невозможны без должного уровня правосознания в обществе и в умах каждого индивида. В связи с этим и определяется чрезвычайная важность правосознания в качественно новом преобразовании всей системы общества в целом, в преодолении тех проблем, которые существует на данном этапе развития, как государства, так и общества, в котором мы живем.

Заключение

Таким образом можно сделать следующие выводы:

Основными подходами к анализу правосознания можно назвать такие подходы как психолого-правовой подход и духовно-культурный подход.

Непосредственное участие правосознания в системе социально-правового регулирования и воспроизводстве духовной жизни общества позволяет выделить ряд таких важнейших для общества функций, как познавательная, оценочная, регулятивная, воспитательная, коммуникативно-интегративная и социально-преобразовательная.

В науке принято выделять три уровня правосознания:

- обыденное;

- научное;

- профессиональное;

Обыденное правосознание свойственно основной массе членов общества, оно формируется на базе повседневной жизни граждан в сфере правового регулирования; чаще всего складывается под влиянием конкретных условий жизни, личного жизненного опыта и правового образования, доступного населению. Для людей с этим уровнем правосознание характерно знание общих принципов права, здесь правовые воззрения тесно переплетаются с нравственными представлениями.

Научное правосознание, в отличие от обыденного, формируется на базе широких и глубоких правовых обобщений, знания закономерностей социально-правовой действительности и специальных исследований в области права. Именно научное правосознание должно быть непосредственным источником правотворчества, служить совершенствованию юридической практики, так как нет ничего более практичного, чем хорошая теория.

Профессиональное правосознание – это правовое сознание юристов. В правосознании юриста в зависимости от предмета отражения образуются сферы, соответствующие разным отраслям правовых отношений (например, хозяйственным, коммерческим, гражданско-правовым, уголовно-правовым, уголовно-процессуальным и т. д.). Юристы традиционно входят в перечень представителей идеологического сословия.

Таким образом, формирование правового государства, развитие гражданского общества в стране, невозможны без должного уровня правосознания в обществе и в умах каждого индивида. В связи с этим и определяется чрезвычайная важность правосознания в качественно новом преобразовании всей системы общества в целом, в преодолении тех проблем, которые существует на данном этапе развития, как государства, так и общества, в котором мы живем.

Список использованных источников

Нормативно-правовые документы:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Российская газета от 25.12.1993г.
  2. Указ Президента РФ от 29.06.2019 № 147 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2018-2020 годы» // Собрание законодательства РФ, 02.07.2018, № 27, ст. 4038.
  3. О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в Российской Федерации: указ Президента Российской Федерации от 26 мая 2009 г.: – Доступ из справочно--правовой системы «КонсультантПлюс».

Литература:

  1. Абдулаев М.И. Теория государства и права: Учебник для высших учебных заведений. – М.: Финансовый контроль, 2004. 9. Юрашевич Н.М. Эволюция понятия правового сознания // Правоведение. 2004. № 2. С. 165-181.
  2. Бакулов В.Д., Пащенко И.В. Дихотомия правопонимания и правосознания сущность и структура правосознания // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2009. №. С. 99-108.
  3. Бузун Е. В., Кутько В. В. Влияние правового нигилизма на развитие гражданского общества в России // «Молодой учёный»: журнал. М. 2015. № 11. С. 18.
  4. Гирько А.А. Влияние российского менталитета на правовое сознание граждан в современных условиях. – Ставрополь: Изд-во «Орион», 2005. – 148 с.
  5. Гирько А.А. Идеи правосознания и характерные черты российского менталитета // Актуальные проблемы социогуманитарного знания: Сборник научных трудов. – Вып. ХV. – Ч. 1. – М.: «Век книги – 3», 2006. – С. 33-34.
  6. Гусарова М. А. Эволюция концепций правосознания в советской правовой науке // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. № 11 (61). Часть II. С. 67–71
  7. Егоров В.А. Модель формирования правовой культуры студентов. Актуальные проблемы современной юриспруденции: Сборник материалов международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых: 6 декабря 2012 г. – Тамбов - Липецк, 2013.
  8. Егоров В.А. Мы выбираем или за нас выбирают выбор учебного заведения // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – № 05(64) май. – 2014. – Часть II. – С. 268.
  9. Егоров В.А. Формирование профессионально-аналитического мышления и правосознания: Монография. – Воронеж, 2014. – С. 6.
  10. Зайцева Е.С. О государственной политике России в сфере развития правосознания граждан // Право и политика: история и современность: материалы Пятой всероссийской научно - практической конференции (13 - 14 декабря 2013 г.). Омск, 2014.
  11. Керимов Д. А. Методология права (предмет, функции, проблемы философии права). М., 2000.
  12. Кидинов А.В. Влияние психологических барьеров на деятельность личности в рамках социального динамизма // Теория и практика общественного развития. – 2014. – № 4. – С. 75.
  13. Кидинов А.В. Личностный конформизм и противостояние в группе в социально-динамическом аспекте // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2011. – № 9 (101). – С. 186-192.
  14. Кокорева А.А. Противоправное поведение несовершеннолетних как социально-психологическая проблема // Роль науки в развитии общества: Сборник статей международной научно-практической конференции. Научный цент «АЭСТЕРНА», 2014. – С. 241.
  15. Кузьмичева А. Г. Проблемы правосознания в современном обществе / А. Г. Кузьмичева // Интеллеткутальный потенциал XXI века: ступени познания. – 2010. – №4. – С. 198–203.
  16. Левин С. В. Воспитательная функция права в структуре правого образования // Юридическая психология, 2014, № 1 URL: www.consultant.ru (дата обращения: 22.11.2019)
  17. Малько А. В. Теория государства и права. Краткий учебник для ВУЗов /А. В. Малько – М. : Норма, 2001. – 448 с.
  18. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. – М.: Юристь, 2007. – 310 с.
  19. Обидина Ю. С. Историческое познание в контексте теории памяти: опыт кросскультурных исследований и вызовы времени // Сб. статей по итогам НИР кафедры философии и политологии за 2014. Мар. гос. ун-т; под ред. В.Б. Голубева. Йошкар-Ола, 2015. № 12. С. 135.
  20. Петров А. В. Проблемы формирования профессионального правосознания на ступени высшего юридического образования / А. В. Петров // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. – 2010. – № 5. – С. 281–287.
  21. Смазнова О. Ф. Право и время // НовГУ имени Ярослава Мудрого. Великий Новгород, 2004. — 168 с
  22. Сорокин А. Г. Проблема правосознания в современном российском обществе и пути его возрождения / А. Г. Сорокин // Право и образование.– 2004. – № 2. – С. 181–191.
  23. Старикова А. В. О проблемах определения сущности правосознания / А. В. Старикова // Актуальные вопросы юридических наук в современных условиях. – 2016. – № 1. С. 35–37.
  24. Теория государства и права: курс лекций / под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. М., 2012. С. 444.
  25. Теория государства и права: Учебник / Под ред. М.Н. Марченко. М.: Издательство «Зерцало». 2004. С. 243.
  26. Фарбер И.Е. Проблемы социалистического правосознания в свете решений XXII съезда КПСС // Советское государство и право. 1962. № 2. С. 47-56.
  27. Худойкина Т. В., Домнина Е. В. Повышение уровня правосознания граждан как фактор предупреждения юридических конфликтов // paradigmata poznani. 2016. №3. С. 52.
  28. Чеснокова М. Д. Влияние на правосознание населения социальных результатов действия закона (на примере Федерального закона «О противодействии коррупции») // Журнал российского права. 2013. № 8 (200). С. 42-48.
  29. Ярмонова Е.Н. Право / Е.Н. Ярмонова, О.А. Рогачева. – Армавир: Типография Полипринт ИП Чайка А.Н., 2013. С. 400.
  1. Бакулов В.Д., Пащенко И.В. Дихотомия правопонимания и правосознания сущность и структура правосознания // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2009. №. С. 99.

  2. Керимов Д. А. Методология права (предмет, функции, проблемы философии права). М., 2000. С. 384.

  3. Ильин И. А. Собр. соч.: В 10 т. Т. 2. М., 1993. С. 140.

  4. . Фарбер И.Е. Проблемы социалистического правосознания в свете решений XXII съезда КПСС // Советское государство и право. 1962. № 2. С. 47.

  5. Теория государства и права: Учебник / Под ред. М.Н. Марченко. М.: Издательство «Зерцало». 2004. С. 52.

  6. Там же. С. 57.

  7. Абдулаев М.И. Теория государства и права: Учебник для высших учебных заведений. – М.: Финансовый контроль, 2004. С. 29.

  8. Юрашевич Н.М. Эволюция понятия правового сознания // Правоведение. 2004. № 2. С. 180.

  9. Ильин И. А. Путь к очевидности. М.: Республика,1993. —431 с.

  10. Бузун Е. В., Кутько В. В. Влияние правового нигилизма на развитие гражданского общества в России // «Молодой учёный»: журнал. М. 2015. № 11. С. 18.

  11. Указ Президента РФ от 29.06.2019 № 147 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2018-2020 годы» // Собрание законодательства РФ, 02.07.2018, № 27, ст. 4038.

  12. Ильин И. А. Собрание сочинений: В 7 т. Т. 1/ сост., вступ.ст. и коммент. Ю.Т. Липсиц. М.: Русская книга, 1993. — 400 с.

  13. Конституция РФ 1993 года — М.: Юридическая литература, 2009 — 64 с.

  14. Байниязов Р. С. Правосознание и правовой менталитет в России: Автореф. дис. д-ра юрид. наук: 12.00.01. — Саратов, 2006. – 349 с.

  15. Левин С. В. Воспитательная функция права в структуре правого образования // Юридическая психология, 2014, № 1 URL: www.consultant.ru (дата обращения: 22.11.2019)

  16. Обидина Ю. С. Историческое познание в контексте теории памяти: опыт кросскультурных исследований и вызовы времени // Сб. статей по итогам НИР кафедры философии и политологии за 2014. Мар. гос. ун-т; под ред. В.Б. Голубева. Йошкар-Ола, 2015. № 12. С. 135.

  17. Смазнова О. Ф. Право и время // НовГУ имени Ярослава Мудрого. Великий Новгород, 2004. — 168 с.

  18. Федеральный закон «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» // Консультант Плюс. URL: www.consultant.ru (дата обращения: 22.11.2019)

  19. Ярмонова Е.Н. Право / Е.Н. Ярмонова, О.А. Рогачева. – Армавир: Типография Полипринт ИП Чайка А.Н., 2013. С. 20.

  20. Теория государства и права: курс лекций / под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. М., 2012. . 218.

  21. Чеснокова М. Д. Влияние на правосознание населения социальных результатов действия закона (на примере Федерального закона «О противодействии коррупции») // Журнал российского права. 2013. № 8 (200). С. 79.

  22. Егоров В.А. Толерантность или политкорректность. Устойчивость и динамизм развития общества: проблемы экономики, управления, права и культуры: сборник трудов участников VIII международной заочной научно-практической конференции (15 мая 2014 г.). – Воронеж, 2014. – С. 221.

  23. Егоров В.А. Формирование профессионально-аналитического мышления и правосознания: Монография. – Воронеж, 2014. – С. 6.

  24. Распоряжение Правительства РФ от 14 мая 2014 г. № 816-р «Об утверждении программы по антикоррупционному просвещению на 2014-2016 гг.

  25. Егоров В.А. Повышение качества жизни Российских граждан путем гарантий личной безопасности, в связи с международными соглашениями по выдаче обвиняемых и осужденных. Качество жизни населения территории: экономические, правовые и социальные аспекты: Сборник трудов участников VII Международной научно-практической конференции (16 мая 2013 г.). – Воронеж, 2013. – С. 190.

  26. Егоров В.А. Мы выбираем или за нас выбирают выбор учебного заведения // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук № 05(64) май. 2014. – Часть II. – С. 268.

  27. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. – М.: Юристь, 2007. – С. 157.

  28. Венгеров А.Б. Теория государства и права. – М.: Новый юрист, 2007. – С. 172.

  29. Егоров В.А. Инновационные подходы к современному образованию. Методические проблемы реализации компетентностно-ориентированного преподавания в современном вузе: сборник трудов участников межрегиональной научной конференции (21 ноября 2013 г.). – Липецк, 2014. – С. 69.

  30. Егоров В.А. Лишен свободы, но не права на образование. Особенности формирования и развития национальной правовой системы в условиях глобализации мировой экономики: сборник научных трудов. – Липецк, 2013. – С. 18.

  31. Егоров В.А. История становления правовой культуры как социального явления. Проблемы гуманитарных и социальных наук в современном мире: сборник трудов международной научнопрактической конференции, 21 февраля 2012 г. – Тамбов - Липецк, 2012. – С. 35.

  32. Егоров В.А. Модель формирования правовой культуры студентов. Актуальные проблемы современной юриспруденции: Сборник материалов международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых: 6 декабря 2012 г. – Тамбов - Липецк, 2013. – С. 27.

  33. Гирько А.А. Влияние российского менталитета на правовое сознание граждан в современных условиях. – Ставрополь: Изд-во «Орион», 2005. – С. 75.

  34. Гирько А.А. Идеи правосознания и характерные черты российского менталитета //Актуальные проблемы социогуманитарного знания: Сборник научных трудов. – Вып. ХV. – Ч. 1. – М.: «Век книги – 3», 2006. – С. 33-34.

  35. Малько А. В. Теория правовой политики. М., 2012. С.202.

  36. Малько А. В. Теория правовой политики. М., 2012. С. 206.

  37. Зайцева Е.С. О государственной политике России в сфере развития правосознания граждан // Право и политика: история и современность: материалы Пятой всероссийской научно - практической конференции (13 - 14 декабря 2013 г.). Омск, 2014. С. 22-25.

  38. Малько А. В. Теория правовой политики. М., 2012. С. 206.

  39. Газман О. С. От авторитарного образования к педагогике свободы. Новые ценности образования. М., 1995. Вып. 2. С. 36.

  40. Худойкина Т. В., Домнина Е. В. Повышение уровня правосознания граждан как фактор предупреждения юридических конфликтов // Paradigmata poznani. 2016. №3. С. 27.

  41. Кузьмичева А. Г. Проблемы правосознания в современном обществе / А. Г. Кузьмичева // Интеллеткутальный потенциал XXI века: ступени познания. – 2010. – №4. – С. 198.

  42. Сорокин А. Г. Проблема правосознания в современном российском обществе и пути его возрождения / А. Г. Сорокин // Право и образование.– 2004. – № 2. – С. 184.

  43. Ильин И. А. Путь духовного обновления / И. А. Ильин // М. : Русская книга, 1993. – 94 с.

  44. Синюков В. Н. Россия в XXI веке : пути правового развития / В. Н. Синюков // Журнал российского права. – 2000. – № 11. – С. 11.

  45. Петров А. В. Проблемы формирования профессионального правосознания на ступени высшего юридического образования / А. В. Петров // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. – 2010. – № 5. – С. 281.

  46. О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в Российской Федерации: указ Президента Рос. Федерации от 26 мая 2009 г.: – Доступ из справочно--правовой системы «КонсультантПлюс».