Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Понятие и признаки государства.

Содержание:

Введение

На вопрос "как, почему и из-за чего появилось общество" у ученых прошлого и настоящего времени нет однозначного ответа. Однако они, как правило, считают объединение обладающих сознанием и волей личностей необходимым официальным признаком общества.

С момента появления общества возникает необходимость управлять им, поскольку у каждой личности общества есть собственные цели, интересы и потребности, которые требуют удовлетворения. Без согласования названых потребностей общество не могло бы существовать, поскольку это приведет к дестабилизации общественной жизни, а именно личностные интересы выступают решающей мотивацией в развитии человека. Если объединить эти интересы на общее благо, это позволит обеспечить нормальное функционирование и прогрессивное развитие социальных связей, возможно лишь при сочетании во многом личной выгоды с выгодой общественной. Такому единению способствует главным образом лишь существование в обществе правил и норм поведения и власти, которая обуславливала бы и делала возможным осуществление названных норм.

Из этого следует, что для всякого общества свойственна определенная система, которая будет управлять и регулировать поведение людей при помощи некоторых общих правил. Эту систему реализуют отвечающие необходимым требованиям органы государственной власти и вырабатываемые ими правила обязательного поведения в обществе.

В данной курсовой работе будут рассмотрены основные подходы к определению государства, его сущность и характерные признаки.

В научной и юридической литературе большое внимание уделяется понятию, признакам и сущности государства, однако однозначных мнений по данному вопросу не существует, в связи с чем требуется глубокое изучение указанной темы с теоретико-правовой точки зрения.

Поскольку тема понятия и сущности государства на данный момент достаточно актуальна, то главной целью курсовой работы будет изучение изменения определения государства, выявление его признаков и сущности.

Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:

  1. рассмотреть различные теории возникновения государства;
  2. изложить наиболее существенные подходы к пониманию государства;
  3. изучить признаки государства;
  4. разобрать основные подходы к понятию сущности государства.

Объектом исследования в данной работе является государство как политико-правовая организация публичной власти и характерные ему признаки, которые отличают его от других политико-правовых образований. Предметом исследования является формирование и изменение понятия государства, его сущности и признаков с древнейших времён и до наших дней.

Для достижения цели и выполнения задач в процессе написания курсовой работы применялись методы исследования: формально-логический, документальный метод, метод анализа.

Теоретическую основу данной курсовой работы составляют материалы из учебной и научной литературы.

Методологическая основа работы представлена системой различных общенаучных и частно-научных методов познания исследуемого вопроса.

Глава 1. Теоретические аспекты понятия «государство»

1.1 Теории возникновения государства

В настоящее время и на протяжении многих веков идея государства всегда занимали умы миллионов людей, которые пытались понять и разобраться, что такое государство, как и для чего оно создается, в чем его назначение, смысл.

Изучение процесса возникновения государства имеет не только когнитивный, но и политико-практический характер, способствует более полному и совершенному представлению социальной природы государства и права, дает возможность рассмотреть и проанализировать причины и условия его появления и формирования. В свою очередь, анализ формирования первобытного общества позволяет делать выводы о том, что государство появилось не внезапно, не стихийно, а развивалось продолжительное время, постепенно, согласно развитию человеческого общества. Из этого можно сделать вывод, что государство является результатом общественной деятельности людей.

Одной из самых ранних теорий зарождения государства традиционно считают теологическую теорию, которая разъясняет его возникновение божественной волей. Само слово «теология» произошло от греческих слов «theos» – бог и «logos» – слово, учение, и, поскольку религия стоит у самого начала формирования и развития первых государств-прародителей, и первые политико-правовые отношения между людьми – обычаи, основываются именно на ней. Именно поэтому теологическая теория возникновения государства является самой древней.[1]

Теологическая теория объясняет возникновение государства волей Бога, отстаивает ее неприкосновенность, подчиненность религиозным догмам, призывает всех к повиновению государственной власти. Теологическая теория выдвигала идеи незыблемости и вечности и, в то же время, подвластности государства божественной воле, которая находит свое проявление с помощью религиозных организаций. Особенно распространена она была в эпоху средневековья в качестве теоретической аргументации неограниченной власти монарха и доказательства того, что любое покушение на государство обречено на неудачу, потому как власть вложена в руки правителя Богом и призвана защищать всеобщее благо.[2]

Наделяя государство и правителей (как представителей и выразителей божественных распоряжений) ореолом святости, идеологи данной теории возвышали их репутацию и величие, оказывали содействие утверждению в обществе порядка и согласия. При всем этом особое внимание уделяется «посредникам» между Богом и государственной властью — церкви и религиозным организациям.

Во время возникновения феодального общества начинает проявляться особый интерес к теологической теории, представителями которой были религиозные деятели средневековой Европы, Древнего Востока, идеологи современной католической церкви и ислама. Тем не менее, окончательную форму теологической теория придал в своих трудах ученый-богослов Ф. Аквинский[3]. По его мнению, процесс появления государственности подобен процессу сотворения мира Богом. Функции правителя в государстве можно сопоставить с деятельностью Бога, поскольку правитель перед началом руководства в государстве создает и приводит его в порядок, так же, как и Бог вносит стройность и организованность в мир прежде чем начать им руководить.

Можно полагать, что теологическая теория очень давно утратила свою актуальность, но это не так. Самым очевидным примером государства, в котором его теологическая природа признана на официальном уровне и прописана в конституции, является Иран.

Статья 2. Конституции Исламской Республики Иран гласит:

«Исламская Республика — это система правления, основанная на вере в:

  1. единого Бога, в то, что он устанавливает законы шариата и что человек должен покоряться его воле;

2) божественные откровения и их основополагающую роль в толковании законов;

[...]

4) божественную справедливость в Создании и установлении законов шариата»[4].

Немецкий философ Ф. Энгельс, один из основоположников марксизма, выделяет три главные формы появления государства: древнегерманскую, римскую и афинскую. Появлению древнегерманского государства в большой степени, как пишет Ф. Энгельс, способствовало покорение обширных сторонних территорий, к господству над которыми родовая организация не была способна. В Риме же формирование государства было форсировано борьбой бесправных, живших за пределами римских родов плебеев против римской родовой аристократии (патрициев). Афины представляют собой самую чистую, классическую форму возникновения государства, поскольку государство формируется напрямую из классовых противоположностей, которые развиваются внутри родового строя.[5]

Во второй половине XIX в. широкое распространение получила органическая теория происхождения государства, основоположниками которой были такие философы, как Г. Спенсер, Вормс, политик Прейс и др.[6] Как раз в это время наука, в том числе и гуманитарная, ощутила сильное воздействие концепция естественного отбора, высказанная Ч. Дарвином.

С точки зрения представителей данного учения, государство - это организм, непрерывные связи и взаимодействия между частями которого подобны непрерывным отношениям среди частей живого существа. Государство - результат социальной эволюции, являющейся лишь вариацией эволюции биологической, и, будучи разновидностью биологического организма, имеет мозг (правителей) и средства выполнения его решений (подданных).

Аналогично процессу естественного отбора среди биологических организмов, в результате которого выживают наиболее приспособленные, в социальных организмах в ходе различных столкновений и войн (также естественного отбора) формируются конкретные государства, складываются правительства, улучшается структура управления. Таким образом, государство практически "уравнивается" с биологическим организмом. Не признавать воздействие биологических факторов на развитие и возникновение государственности было бы неправильно, поскольку люди как социальные, так и биологические существа.

Материалистическая (классовая) теория возникновения государства основывается на том, что государство образовалось преимущественно из-за экономических причин: общественного разделения труда, появления прибавочного продукта и частной собственности, а затем и разделения общества на классы с противоположными интересами. В результате этих процессов и возникает государство, которое с помощью специальных средств управления и подавления сдерживает соперничество этих классов, обеспечивая главным образом интересы экономически властвующего класса.[7]

В. И. Ленин решительно выступал против тех, кто утверждал, что государство является инструментом для примирения классов. Он писал: «По Марксу государство есть орган классового господства, орган угнетения одного класса другим, есть создание «порядка», который узаконивает и упрочивает это угнетение, умеряя столкновение классов»[8].

Основной мыслью естественно-правовой теории возникновения государства является то, что государству предшествовало естественное состояние человека. Обстановка жизни людей и характер человеческих отношений в их естественном, природном состоянии представлялись неоднозначным образом. Английский философ Гоббс считал, что естественное состояние есть личная свобода, которая ведет к «войне всех против всех»; французский писатель и мыслитель Руссо полагал, что это есть мирное умиротворенное и безмятежное первобытное царство свободы; британский же философ Локк писал, что естественное состояние человека - в его неограниченной свободе.[9]

Сторонники естественного права считают, что государство есть результат своеобразного юридического акта - общественного договора, который является следствием разумной воли народа, человеческим формированием или даже изобретением.

Договорная теория получила свое классическое обоснование в трудах Руссо. Исходя из исторического опыта, он сделал вывод, что правители стали видеть в государстве свою собственность, а в гражданах – рабов, они становились тиранами, эксплуататорами народа. Руссо считает, что в интересах формирования правомерного государственного устройства и возрождения истинного равенства и свободы необходимо подписать свободный общественный договор, главной задачей которого является поиск такой формы объединения, «которая защищала бы и охраняла общей совокупной силой личность и имущество каждого участника и в которой каждый, соединяясь со всеми, повиновался бы, однако, только самому себе и оставался бы таким же свободным, каким он был раньше»[10].

Первые идеи теории насилия возникли еще в эпоху рабовладения, тем не менее, ее принято считать одной из относительно новых теорий, поскольку наиболее подробно ученые изучали ее в XIX-XX веках. Представителями этой теории являются Е. Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский. Эти ученые считали, что возникновение государства и права связано с действиями в военно-политической сфере, иначе говоря, насильственным подчинением одних людей другими. Государство продолжает быть орудием притеснения лишь в странах, где все еще существуют юридические различия между побежденными и победителями[11].

По мнению Е. Дюринга, основанием для общественной эволюции являются формы политических отношений, а экономические явления – это результат политических актов, и государство не может сформироваться без главенства большинства над меньшинством. В своих суждениях он придерживается точки зрения, что собственность, классы и государство появляются в результате насилия одной части общества над другой. в отличие от его сторонников, теория Дюринга была обоснована так называемым внутригосударственным насилием.

К. Каутский и Л. Гумплович больше опирались на теории внешнего насилия, т.е. над завоеванием одних племен другими.

По мнению Каутского, племя-победитель захватывает и присваивает землю порабощенного племени, и принуждает работать подчиненное племя на себя, выплачивая дань или подати. Результатом такого завоевания является деление на классы. Принудительный же аппарат, формируемый победителями для правления побежденными, трансформируется в государство. Каутский настаивает на том, что деление на классы возникает не в результате раздела уже существующей общины, а по причине слияния двух и более общин, одна из которых становится господствующим классом эксплуататоров, а другая угнетенным классом рабов.

По мнению Гумпловича, начало социальной эволюции находится там, где одна первичная социальная группа сталкивается с другой такой же воинственной группой. В конечном итоге, эти столкновения приводят к покорению слабой группы сильной. Превосходство одной социальной группы над другой должно быть сформировано определенным образом. Именно такой организацией является то, что мы называем государством, то есть государство является организацией для господства меньшинства над большинством.

Среди наиболее популярных представителей психологической теории зарождения государства можно выделить 3. Фрейда, Л.И. Петражицкого, Г. Тарда и др. Они связывают появление государственности со специфическими свойствами человеческой психики: людям необходима власть над другими людьми, они стремятся к подчинению, подражанию.[12]

Причины происхождения государства заключаются в тех умениях, которые древний человек приписывал племенным шаманам, жрецам, вождям, колдунам и др., психическая и магическая сила и энергия которых порождали условия, необходимые для подвластности сознания членов первобытного общества от вышеназванной элиты. Именно из власти, приписываемой этой элите племени, и возникает власть государственная. При всем этом, всегда были и есть люди, которые критикуют власть, проявляют по отношению к власти те или иные враждебные наклонности, инстинкты. Для сдерживания подобных психических особенностей и свойств личности и возникает государство.[13]

Из этого следует, что государство необходимо как для удовлетворения тяготения людей к подчинению, послушанию и повиновению определенным лицам в обществе, так и для усмирения агрессивных склонностей некоторых индивидов.

Наиболее колоритным представителем патримониальной теории происхождения государства выступает К.Л. Галлер. По его мнению, государство, как и земля, является частной собственностью правителя.[14] Патримониальная теория разъясняет возникновение государства земельной собственностью. Благодаря своему изначальному праву на собственность, правители господствуют на территории, и в такой ситуации люди, проживающие на этой территории, становится арендатором земли собственника, а чиновники - приказчиками правителей.

В соотношении понятий «власть-собственность» представители данной теории отдают приоритет праву собственности, владение которой в дальнейшем распространяется на обладание территорией, что и лежит в основе возникновения государства.

Одним из наиболее ярких представителей ирригационной (гидравлической) теории зарождения государства является немецкий ученый ХХ века Э. Виттфогель. Он связывает процесс происхождения государственности с потребностью в строительстве ирригационных сооружений в аграрных обществах восточных стран, что сопровождается увеличением количества государевых людей и чиновников, которые обеспечивают результативное применение этих сооружений и эксплуатируют остальных граждан.[15]

По мнению Виттфогеля, ирригационные проблемы неизбежно являются причиной для образования «менеджерско-бюрократического класса», порабощающего общество, для формирования «агроменеджерской» цивилизации. Кроме того, факт влияния географических и климатических (почвенных) условий на становление государственности можно считать бесспорным. В некоторых неблагоприятных для ведения сельского хозяйства регионах такие факторы ускорили этот процесс.

Тем не менее, в рамках этой теории некоторые фрагменты процесса становления государства выделены слишком категорично в качестве главных, базовых.[16] При этом ирригационные причины были характерны только для отдельных регионов Востока, а значит, представители этого учения недооценивают психологические, военно-политические, социально-экономические, и иные факторы, ощутимо влияющие на ход формирования государственности.

1.2 Основные подходы к пониманию государства

Государство в истории политической мысли понималось и определялось различным образом, и в современной научной литературе существуют разные подходы к его пониманию, при этом данные подходы могут иметь и имеют несхожие, а иногда антагонистические методологические основы. Другими словами, ответ на вопрос «что такое государство?» предполагает множественность подходов к нему.

В научной литературе фигурирует большое количество подходов к пониманию государства, что является объективным результатом многогранности, сложности этого социального явления.[17] Каждый подход способен отразить лишь некоторые его проявления. Вместе с тем, научные знания постоянно эволюционируют, углубляя наши представления о государстве, предлагая новые подходы и определения[18]. Рассмотрим некоторые из них.

Еще в античности был получен первый опыт в определении понятия государства и его объяснении людям. Аристотель объяснял государство как «коллективность особого рода, возникшую ради потребностей жизни, но существующую как самодовлеющее состояние ради достижения жизни благой».[19] С его точки зрения государство берет свое начало в семье и роду, которые постепенно расширяются для улучшения качества жизни. Именно государство является местом, где фокусируются все интеллектуальные и нравственные интересы граждан. Точка зрения Аристотеля на государство вошла в историю как патриархальная концепция понимания государства. В Ι веке до Р.Х. известный римский государственный деятель, оратор и юрист Цицерон понимал под государством «объединение людей связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов»[20].

В античности возник еще один подход к пониманию государства – арифметический или, как его еще называют, классический. Он объяснял государство как сумму трех главных элементов: населения, территории и публичной власти. В наше время он встречается как в работах западных политологов, так и в работах некоторых российских исследователей.

В эпоху буржуазии понятие государства по классическому подходу также было распространено и формулировалось следующим образом: «государство – это совокупность людей, территории и власти». По мнению французского теоретика и политолога Л. Дюги, государство означает всевозможное человеческое общество, в котором существует политическая власть, то есть политические различия между правящим и управляемым классами. Дюги акцентировал внимание на четырех элементах государства: множество человеческих индивидов, конкретную территорию, правительство и суверенную власть. Немецкий юрист и правовед Р. Моль под государством также понимал организацию совместной народной жизни на определенной территории и под одной высшей властью. Его точку зрения разделяет немецкий юрист И. Аретин. Он определял государство как «союз свободных людей на определенной территории под общей верховной властью, существующей для всестороннего пользования правовым состоянием».[21]

Юридический подход к пониманию государства стал наиболее популярен в ХIХ - начале ХХ вв. С его позиции государство рассматривается в качестве юридического явления или субъекта права, функционирование которого связано как конституцией, так и п правовыми нормами. Так, один из самых известных представителей такого подхода американский ученый Г. Кельзен рассматривал государство как установленный в масштабе нации или страны правовой порядок[22].

В системном подходе государство рассматривается как разновидность социальной системы, определяющейся одним уникальным признаком, который отличает его от остальных социальных систем. И, поскольку для построения понятия «государство» в качестве онтологической основы будет применяться понимание государства как вариации общества, важное значение для исследования имеет социологический подход, представителями которого являются Г.Ф, Шершеневич, Р. Иеринг, Н.М. Коркунов Г. Еллинек, и др.

Формирование системного подхода в науке стало отзвуком на философский вопрос о соотношении целого и его частей в разнообразных проявлениях реальности. Поиск ответа на этот вопрос велся по двум направлениям.

С первого направления исследовали любой объект как сумму его частей, считая, что она не порождает новых качеств целого. Поэтому постигнуть объект в целом – это значит связать знания об уже постигнутых его частях. Такой подход в философии получил название меризм (от греч. «meros» - часть) или элементаризм (от лат. elementum – стихия, первоначальное вещество). Однако эффективным меризм будет только тогда, когда познаются простые, со слабыми взаимодействиями или связями, объекты.

Утверждения философов второго направления были антагонистичными. Они считали, что качества и свойства целого всегда превышают сумму свойств его отдельных частей. Эта особенность обуславливает его целостность и влияет на качества его частей. Такое философское направление известно под названием холизм (от греч. «holos» - целое).

Изучение государства со стороны системного подхода подразумевает его изучение как целостное явление. Вместе с тем важно учитывать двухстороннюю связь целого с его частями, соотношение между частями и с другими целостными явлениями. Этот метод способствует выявлению множества признаков государства при переходе от родовой группы всех систем через понятие «социальная система» к виду социальной системы, которая обозначается термином «государство». Применение системного подхода позволяет не только сопоставить государство и общество, государство и право, но и выделить суверенитет как особенный признак государства.

Суть социологического подхода заключается в том, что государство – это социальное явление, существует только в обществе тесно с ним связано и предопределено им. Однако и здесь существуют два направления. По первому государство есть особым образом организованное общество, с которым оно отождествляется. Вторая точка зрения заключается в том, что государство – это самостоятельный институт и условно самостоятельная организация, не совпадающая с обществом. Это современный подход, который основывается на четком разделении государства и гражданского общества. Государство - это особым образом сформированная организация, которая отвечает на вопросы на вопросы: кому и чему она служит, каковы ее цели и задачи.

В 60-е годы XIX века сформировался кибернетический подход, с точки зрения которого государство является информационной системой с прямыми и обратными связями. То есть, государственная власть осуществляется от общества к государству (обратная связь) и от государства к обществу (прямая связь).

Глава 2. Признаки государства и его сущность

2.1 Признаки государства

Независимо от точки зрения на проблему сущности государства многие современные российские исследователи придерживаются одного и того же набора признаков государства по социологическому подходу к понятию «государство». При характеристике любого понятия следует выделять такие его признаки, которые являются основополагающими и существенными[23]. К таким можно отнести следующие признаки:

Первый признак государства заключается в том, что государственная власть распространяет свое действие на всех людей, находящихся на ее территории. Государство объединяет и связывает людей, которые проживают на его территории, и свои права и обязанности они реализовывают уже согласно принципам и правилам данного государства. Согласно Конституции Российской Федерации, «каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации»[24].

Следовательно, государство выступает в качестве единой территориальной организации политической власти по отношению ко всей стране, а государственная власть контролирует все население на определенной территории. Взаимосвязь членов общества и их неделимость обеспечивают институт гражданства, в котором выражается суть государства для отдельно взятой личности. Реализация власти на определенной территории ведет к определению ее пространственных и территориальных пределов – государственной границы. Эта граница определяет территорию страны, в рамках которой государство обладает главенством и полной законодательной, судебной и исполнительной властями над населением, то есть суверенитетом.

В Конституции Российской федерации определено, что многонациональный народ России есть единственный источник власти и носитель суверенитета и предусмотрены две формы осуществления народной власти – непосредственно и через органы местного самоуправления и органы государственной власти[25]. Народная власть в демократическом и правовом государстве с республиканской формой правления осуществляется посредством свободных выборов и референдума. Таким образом, избирательные процессы обуславливают легитимность и легальность государственных органов и органов местного самоуправления, демонстрируют уровень доверия населения к политике, проводимой государством, следовательно, задачей государства является обеспечить свободные, демократические выборы со справедливым подсчетом голосов. Проводимые с массой нарушений избирательного законодательства о выборах нелегитимные выборы признаются узурпацией. Основные принципы и порядок проведения выборов и референдумов в России определены Федеральным законодательством[26].

Второй признак государства заключается в том, что оно располагает особыми взаимозависимыми и взаимодействующими государственными органами, которые образуют государственный аппарат (армия, суды и т. п.) и обеспечивают управление, а при необходимости и принуждение от имени государства. Механизм государства представлен институтом законодательной, судебной и исполнительной ветвей власти. Гарантируя обществу приемлемые условия для существования, государство имеет право применить силу, которая осуществляется через органы принуждения – армия, службы охраны порядка и безопасности. Государственная власть является средством социального управления[27].

В Российской Федерации государственная власть осуществляется «на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную»[28], каждая из которых является самостоятельной. Принцип разделения властей для правового государства обязателен, поскольку именно он гарантирует самую действенную защиту прав и законных интересов граждан государства. Отражен этот принцип в первой главе Конституции Российской Федерации, которая содержит информацию об основах конституционного строя нашего государства, что означает его важную роль при построении органов государственной власти.

Для любого государства (вне зависимости от политического, социального устройства и формы правления в нем), третьим признаком является то, что только оно имеет полномочия для определения и установки правил поведения.[29] Эти правила поведения распространяются на всех людей, находящихся на территории государства, и являются обязательными для исполнения. Также государство создает юридические нормы права, которые закреплены в законе и других правовых актах государства. Таким образом, государство организует общественную жизнь исключительно на основе права (но лишь те стороны общественной жизни, которые требуют регламентации правом, остальные функционируют на основе других норм социального регулирования). Только государство имеет основания для регулирования жизни общества с помощью законов, которые имеют общественный характер – требования правовых норм государство реализует при помощи специальных органов (судов, администрации и т. п.). Конституция России устанавливает, что все «органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы»[30].

Четвертым признаком государства является взимание с населения налогов и прочих обязательных сборов (например, пошлины за водопользование, землепользование и др.) как средства для содержания государственного аппарата, обеспечение школ, на строительство дорог и больниц, на охрану природных ресурсов и объектов, а также для обеспечения других общественных благ и нужд. Государство располагает системой принудительно взимаемых налогов и иных обязательных платежей, которые обуславливают его экономическую самостоятельность[31].

Таким образом, статья 41 Конституции Российской Федерации гарантирует на территории государства охрану здоровья и медицинскую помощь для каждого его гражданина. В муниципальных и государственных учреждениях здравоохранения «медицинская помощь оказывается бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых органов, других поступлений»[32]. В то же время, государство, которое обязано обеспечить реализацию конституционных прав граждан, устанавливает систему налогов (в данном случае – обязательное медицинское страхование) для наличия финансового механизма, который обеспечивал бы эти права гражданам.

Наконец, государство обладает суверенитетом, который означает его независимость от других государств и любых других организаций внутри страны, право самостоятельно принимать решения по вопросам внутренней и внешней политики. Государство представляет собой суверенную организацию власти, суверенитет которой проявляется в ее верховенстве и независимости от внешних и внутренних влияний.[33]

2.1 Сущность государства

Прежде чем дать окончательное определение государства, необходимо проанализировать его сущность, при рассмотрении которой нужно отметить, что сущность любого государства составляет то главное в нём, к чему оно стремится. То, что определяет его важность и необходимость для общества и без чего государство не может нормально функционировать, существовать и развиваться.

Доктор юридических наук В.Н. Протасов и профессор А.В. Венгеров под сущностью государства понимают одну из составных частей его понятия, т.е. один из его признаков – признак «сущностной значимости»[34]. Выявить сущность государства, отмечает профессор Р.В. Шагиева, – «значит выявить то главное, определяющее, что обуславливает его объективную необходимость в обществе, уяснить, почему общество не может существовать и развиваться без государства»[35].

Суждения на тему сущности государства с древних времён относятся к числу спорных, многообразие которых зависит от многих факторов. Прежде всего, на взгляды о сущности государства оказывают влияние исторические период и условия его развития. В определенное время в разных цивилизациях государственная жизнь характеризуется своими политическими, культурными, национальными, социально-экономическими и другими особенностями, которые могут решающим образом воздействовать на то, кто и в чьих интересах реализовывает государственную власть.

Суждения о сущности государства зависят также от мировоззренческих позиций: от их религиозных или философских убеждений. Например, религиозный мыслитель с большой вероятностью будет видеть предназначение государства в реализации божественной воли, а философ, который придерживается материалистических взглядов, – в реализации экономических интересов общества.

При рассмотрении сущности государства, отмечают ученый-правовед Матузов Н.И. и российский юрист и профессор Малько А.В[36], также важно учитывать два аспекта:

- формальная сторона сущности государства - любое государство является организацией политической власти;

- содержательная сторона – то, чьим интересам служит данная организация.

Сущность государства выражает главный, определяющий его содержание, функции и признаки смысл. Общепринято понимать под сущностью государства социальную волю, которая лежит в его основе. Так, сущность государства можно установить, выявив того, в чьих руках находятся государственная власть, и интересы каких социальных групп представляет государство.

Главным в сущности государства является его содержательная сторона, то есть то, чьи интересы политико-правовая организация публичной политической власти осуществляет, какими принципами руководствуется при их осуществлении и на какие методы опирается. Таким образом, в современной юридической литературе выделяют два главных подхода к сущности государства: классовый и общечеловеческий (общесоциальный)[37].

Если рассматривать подходы в хронологическом порядке, то первым будет классовый подход, который был разработан в рамках марксистского учения о государстве в середине XIX века. Его основоположники исследовали государство как результат классовых противоположностей. При классовом подходе социальное предназначение государства состоит в том, чтобы выразить и обеспечить интересы экономически господствующего класса. При этом государство является образованием, с помощью которого на эксплуатируемые классы оказывают давление. При этом общесоциальные интересы учитываются как второстепенные, одновременно не противореча при этом интересам имущих классов[38]. Отсюда следует, что сущность государства формирует воля экономически господствующего класса. В условиях революционного XIX века, который был полон противоречий, эта теория отражала многие процессы, действительно происходившие в Западной Европе.

Современная российская юридическая наука подвергает данную теорию критике по той причине, что она не отражает тех общесоциальных начал, которые явно видны в современном государстве.

В рамках более прогрессивного общесоциального подхода государство рассматривают инструмент примирения и компромисса, как механизм преодоления общественных противоречий. Из чего следует, что сущность государства наблюдается в воле всего общества и в результате действия различных общественных институтов.

Не отрицает данный подход и тот факт, что в разных периодах истории у разных народов воля всего общества может быть подвластна воле отдельных социальных групп и сил.

Тем не менее это всегда является временным отступлением от глубинной сути государства и воспринимается обществом как несправедливость. Эта своеобразная «болезнь» государства «излечивается» гражданскими войнами, переворотами, революциями или эволюционным путем.

Как и у другого явления, следует учитывать неизменность сущности государства, при изменении которой будет уже совсем другое социальное образование. Даже поверхностное исследование дает возможность сказать, что главные признаки, например, Древнеегипетского государства и любого современного все те же - союз людей, суверенитет, власть, территория, и т.д. - а значит и сущность, которая определяет все качественные признаки государства, не менялась.

Наука всегда обусловлена исторической эпохой своего развития. Поэтому современным ученым сложно осознать, что и буржуазное государство, и феодальное, и рабовладельческое по своей сущности призваны выражать волю всего общества. Если рабовладельческая модель государства действовала в Средиземноморье в течение тысячелетий, значит, в то время она являлась оптимальной формой развития общества, выражая интересы и свободы всех слоев населения. Конечно, общую волю не следует трактовать как сумму одинаковых свобод всех членов общества. Здесь двойная ошибка. В первую очередь, западные государства выражают интересы различных социальных групп далеко не в равной степени, а во вторую, это естественно и не противоречит общесоциальному подходу.

Государство всегда основывается на общей воле, но не как арифметическая сумма равных воль, а как сложное, порой противоположное единство, в котором потребности, интересы и воля каждой социальной группы, силы представлены в такой степени, насколько важен ее вклад в общесоциальное дело и в прогресс всего общества. Если вообразить некоторую схематичную картину всего Западного мира, Западные государства выражают, в первую очередь, интересы транснационального капитала. Однако такое его выгодное положение благоприятно для всех основных слоев западного общества, так как благодаря этому транснациональные корпорации выкачивают ресурсы из всей планеты, способствуя обеспечению высокого уровня жизни всех слоев своего общества, вплоть до маргинальных групп.

Наряду с этими двумя основными подходами к определению сущности государства можно выделить следующие: религиозный, национальный, расовый и другие подходы к сущности государства. В рамках этих подходов соответственно религиозные, национальные, расовые интересы будут доминировать в политике конкретного государства.

Религиозный подход определяет сущность государства как политико-правовую организацию публичной политической власти, содействующую осуществлению интересов определенной религии, представителей какой-либо религиозной конфессии. Данные государства в своей политической деятельности руководствуются, в большей мере, религиозными началами.

В качестве примеров государств, руководствующихся в своей политике преимущественно религиозными началами, можно привести следующие: католический Ватикан, исламские государства – Ирак, Иран, Пакистан, Ливия, Саудовская Аравия, Судан и др.

Согласно национальному подходу государство рассматривают как выражение интересов только лишь одной нации, которой предоставляются определенные преимущества и привилегии, ей содействуют в удовлетворении потребностей за счет ущемления интересов других наций, проживающих на территории данного государства. Национальный подход характерен для современной Латвии и Эстонии, которые, объявив себя демократическими правовыми государствами, на самом деле проводят свою политику не в интересах всех наций данного государства, а в интересах лишь коренных народов, тем самым ущемляя интересы других наций. Речь идёт об избирательных ограничениях, о закрытии русскоязычных школ, о правилах, касающихся обязательности знания языка коренной нации для занятия государственных должностей, для получения гражданства, продвижения по службе, назначения пенсий и т.п.

Расовый подход предполагает, что государство существует для реализации интересов представителей какой-либо расы и основывается на предоставлении преимущества и привилегий так называемой высшей расы. Другие расовые группы государства пренебрежение интересами. Расовый подход был характерен для фашистской Германии.

Одним из примеров в данном случае является Южно-Африканская Республика в период режима апартеида. Правящие круги Республики проводили политику расовой дискриминации по отношению к коренному африканскому населению и переселенцам из Индии. Это проявлялось в лишении африканцев гражданских прав, помещении их в резервации и ограничении их свободы передвижения.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что сущность государства не сводится только к классовым и общечеловеческим началам, она многообразна, так как она также содержит религиозные, национальные и расовые начала. Следовательно, сущность государства обусловлена историческими, политическими и экономическими условиями и на первый план может выходить любое из вышеназванных начал.

Заключение

Сформулировать одно общее понятие государства для всех исторических периодов, отражающее при этом все без исключения его свойства и признаки, трудно.

Это связано с многообразием условий, в которых на разных этапах своего формирования существовали, существуют и будут существовать государства. Также на процесс формирования общего для всех периодов понятия влияет большое количество множество отличительных и специфических качеств, характерных одним государствам, и не характерных для других.

На неоднозначность восприятия понятия государства также влияют преимущественно субъективные факторы – различное понимание одинаковых государственно-правовых явлений разными индивидами, а также, многогранностью и сложностью самого государства как явления.

Самые важные признаки государства, отличающие его от других формирований и образований классового общества, способствуют пониманию его сущности и назначения на различных стадиях развития.

Исходя из поставленной цели и ряда задач, следует обобщить результаты проделанной работы и сформулировать выводы по теме курсовой работы.

В древнюю эпоху к понятию государство приравнивались все существенные стороны общественной жизни, но уже тогда юристы и философы определяли государство как союз граждан, людей, которые объединились для определенных общих интересов, выгоды.

Доказательства логичности данного подхода к понятию государства были предоставлены и Новое время, и в Средние века.

На основании изученного выше материала можно сделать вывод, что понятие государства целесообразней всего сформулировать в двух смыслах: в широком (общесоциальном), и узком (политическом).

В широком смысле под государством следует понимать сформированное особым образом общество людей, в котором в одно целое их объединяет территория, а не родственная связь, как было в первобытном обществе.

Вместе с тем, для подобного общества характерна не власть, которой обладали вожди, предводители или совет старейшин, а специфическая публичная власть - политическая, которая осуществляется с помощью особого аппарата управления, отделившегося от общества.

Такого рода общество именуют также государственно организованным обществом. В широком смысле понятие «государство» также сходно с понятием «страна», которое также является государством, но только в географическом его толковании. Наряду с этим, у каждой страны есть своя населенная организованными в общество людьми территория, управляемая особой публичной (политической) властью.

В узком же смысле государство не является особым образом организованным обществом. Оно понимается как его (общества) часть, которая представляет определенную политическую организацию.

Обычно в любом организованном обществе государства в широком смысле существует множество различных политических организаций, одной из которых является и государство в узком смысле.

Из этого следуют, что государство в широком смысле - это политико-территориальный союз людей, который представляет собой принципиально новый тип общества и управляется специфической публичной властью, которая выражена в специальном аппарате управления и принуждения.

Государство в узком смысле - это суверенная политико-территориальная организация, которая состоит из органов управления и принуждения и существует за счет общества, определяет его власть и осуществляет ее с целью формирования и поддержания в обществе определенного порядка.

Сущность государства является многоаспектной и не сводится только к общесоциальным и классовым началам, следовательно, в сущности государства на первый план может выходить любая из основ (классовая, общечеловеческая, религиозная, расовая).

Без полного, разностороннего и совершенного понимания природы и сущности государства невозможно грамотное квалифицированное управление им.

Список использованных источников

Нормативно-правовые источники

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // «Собрание законодательства РФ» №31 от 4 августа 2014 года, ст. 4398
  2. Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 05.05.2014) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" // «Собрание законодательства РФ» №15 от 11 апреля 2016 года, ст. 2054
  3. Конституция Исламской Республики Иран утверждена на заседании Конституционного собрания 15 ноября 1979 г.

Учебники, монографии, брошюры

  1. Алексеенко, В.А. Правоведение : учебник / В. А. Алексеенко, О. Н. Булаков, И. В. Зыкова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : КНОРУС, 2008. - 472 с.
  2. Абдулаев, М.И. Теория государства и права: Учебник для высших учебных заведений / М. И. Абдулаев – М.: Финансовый контроль, 2004 – 410 с.
  3. Алексеев, С.С. Государство и право: учебное пособие / С.С. Алексеев. М.: Проспект, 2009. 148с.
  4. Альбов, А. П. Теория государства и права. В 2 т. Т. 1. Общая часть: учебник и практикум для СПО / А. П. Альбов [и др.]; под общ. ред. А. П. Альбова, С. В. Николюкина. — М.: Издательство Юрайт, 2017.— 134 с. — Серия: Профессиональное образование.
  5. Аристотель. Соч. в 4 т. Т.4. / Пер. с древнегреч.; Общ. ред. А. И. Доватура. М.: Мысль, 1983
  6. Бабаев, В.К. Теория государства и права : учебник для бакалавров / под ред. В. К. Бабаева. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 715 с. — Серия : Бакалавр. Базовый курс.
  7. Бакарджиев, Я. В. Теория государства и права. В 2 ч. Часть 1: учебник для СПО / Я. В. Бакарджиев, Р. А. Ромашов, В. А. Рыбаков. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 195 с. — Серия : Профессиональное образование.
  8. Баранов, П.П. Правоведение: Учебное пособие / П.П. Баранов - Издательство: «ФБФО». г.Таганрог, 2007. - 314 с.
  9. Булыжкин, А. В. Теория государства и права: вопросы и ответы : учебное пособие / А. В. Булыжкин. - Орел : ОрЮИ МВД России, 2008. - 173 с.
  10. Бялт, В. С. Теория государства и права : учеб. пособие для вузов / В. С. Бялт. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 119 с. — Серия : Университеты России.
  11. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. 3-е изд. – М.: Юриспруденция, 2010. – .528 с.
  12. Лазарев, В. В. Теория государства и права : учебник для академического бакалавриата / В. В. Лазарев, С. В. Липень. — 5-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 521с. — Серия : Бакалавр. Академический курс.
  13. Марченко, М.Н. Теория государства и права. Часть 1. Теория государства: Учебник / Под ред. М. Н. Марченко. — М.: Издательство «Зерцало-М», 2011. - 516с.
  14. Матузов, Н.И. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ,. 2001.–776с.
  15. Мелехин, А. В. Теория государства и права: учеб. / А. В. Мелехин. — М. : Маркет ДС, 2009. — 640 с. (Университетская серия).
  16. Морозова Л. А. Теория государства и права: Учебник / Л.А. Морозова. - 5-e изд., перераб. и доп. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 464 с.:
  17. Мухаев, Р. Т. Теория государства и права: учебник для СПО / Р. Т. Мухаев. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. - 585 с. — Серия : Профессиональное образование.
  18. Оксамытный, В.В. Общая теория государства и права / В.В. Оксамытный. - М.: Юнити-Дана, 2012. - 511 с.
  19. Перевалов, В. Д. Теория государства и права : учебник и практикум для СПО / В. Д. Перевалов. — 5-е изд., нерераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 341 с. — Серия : Профессиональное образование.
  20. Пиголкин, А. С. Теория государства и права : учебник для академического бакалавриата / А. С. Пиголкин, А. П. Головистикова, Ю. А. Дмитриев ; под ред. А. С. Пиголкина, Ю. А. Дмитриева. — 4-с изд., псрсраб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. - 516 с. — Серия: Бакалавр. Академический курс.
  21. Протасов, В. Н. Теория государства и права : учеб, пособие для вузов / В. Н. Протасов. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 192 с. — Серия : Университеты России.
  22. Радько, Т. Н. Теория государства и права : учебник / Т. Н. Радько. - 2-е изд. - М. : Проспект, 2009. - 752 с.
  23. Рассказов, Л. П. Теория государства и права : учебник / Л. П. Рассказов. - 2-е изд. - М. : РИОР, 2009. - 464 с.
  24. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Учебник для высших учебных заведений / Под редакцией профессора В.Г. Стрекозова – М.: Издательство «Интерстиль», «Омега-Л». 2008.
  25. Цицерон. Диалоги о государстве. О законах. / Пер. В. О. Горенштейна, прим. И. Н. Веселовского и В. О. Горенштейна, ст. С. Л. Утченко. Отв. ред. С. Л. Утченко. (Серия «Литературные памятники»). М.: Наука, 1966. Кн. 1.
  26. Цыганов, В.И. Теория государства и права. Тезисы лекций / Цыганов В.И. - Н.Новгород, 2007. - 142 с.
  27. Шагиев, Р.В. Актуальные проблемы теории государства и права: Учебное пособие / Отв. ред. Р.В. Шагиева. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2011. - 576 с.

  1. Бабаев В.К. Теория государства и права : учебник для бакалавров. – М. – Издательство Юрайт, 2017. С. 58.

  2. Альбов А. П. Теория государства и права. В 2 т. Т. 1. – М.: Издательство Юрайт, 2017. С. 29.

  3. Бялт В. С. Теория государства и права : учеб. пособие для вузов. – М. : Издательство Юрайт, 2017. С. 37.

  4. Конституция Исламской Республики Иран. Утверждена на заседании Конституционного собрания 15 ноября 1979 г.

  5. Лазарев В. В. Теория государства и права : учебник для академического бакалавриата. – М.: Издательство Юрайт, 2017. С. 67.

  6. Мелехин А. В. Теория государства и права: учеб. – М. : Маркет ДС, 2009. С. 58.

  7. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Учебник для высших учебных заведений. – М.: Издательство «Интерстиль», «Омега-Л», 2008. С. 25.

  8. Марченко М.Н. Теория государства и права. Часть 1. Теория государства: Учебник. – М.: Издательство «Зерцало-М», 2011. С. 37.

  9. Рассказов Л. П. Теория государства и права : учебник. – М. : РИОР, 2009. С. 63.

  10. Цыганов В.И. Теория государства и права. Тезисы лекций. – Н.Новгород, 2007. С. 42.

  11. Мухаев Р. Т. Теория государства и права: учебник для СПО. – М. : Издательство Юрайт, 2017. С. 107.

  12. Баранов П.П. Правоведение: Учебное пособие. –Издательство: «ФБФО». г. Таганрог, 2007. С. 102.

  13. Лазарев В. В. Теория государства и права : учебник для академического бакалавриата. – М.: Издательство Юрайт, 2017. С. 67.

  14. Алексеенко В.А. Правоведение : учебник. – М. : КНОРУС, 2008. С. 33.

  15. Алексеев С.С. Государство и право: учебное пособие. – М.: Проспект, 2009. С. 48.

  16. Булыжкин А. В. Теория государства и права: вопросы и ответы : учебное пособие. - Орел : ОрЮИ МВД России, 2008. С. 27.

  17. Морозова Л. А. Теория государства и права: Учебник. – М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2015. С. 33.

  18. Альбов А. П. Указ. соч. С. 50.

  19. Аристотель. Соч. в 4 т. Т.4. – М.: Мысль, 1983. С. 115.

  20. Цицерон. Диалоги о государстве. О законах. – М.: Наука, 1966. С. 107.

  21. Абдулаев М.И. Теория государства и права: Учебник для высших учебных заведений. – М.: Финансовый контроль, 2004. С. 41.

  22. Перевалов В. Д. Теория государства и права : учебник и практикум для СПО. – М.: Издательство Юрайт, 2017. С. 50.

  23. Бакарджиев Я. В. Теория государства и права. В 2 ч. Часть 1. – М. : Издательство Юрайт, 2017. С. 42.

  24. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // «Собрание законодательства РФ» №31 от 4 августа 2014 года. Раздел 1, глава 1, ст. 6, п. 2.

  25. Конституция РФ. Раздел 1, глава 1, ст. 3, п. 2.

  26. Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 05.05.2014) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

  27. Пиголкин А. С. Теория государства и права : учебник для академического бакалавриата. - М. : Издательство Юрайт, 2017. С. 120.

  28. Конституция РФ. Раздел 1, глава 1, ст. 10.

  29. Оксамытный В.В. Общая теория государства и права / В.В. Оксамытный. - М.: Юнити-Дана, 2012. С. 101.

  30. Конституция РФ. Раздел 1, глава 1, ст. 15, п. 2.

  31. Перевалов В. Д. Теория государства и права : учебник и практикум для СПО. – М.: Издательство Юрайт, 2017. С. 52

  32. Конституция РФ. Раздел 1, глава 1, ст. 41, п. 1.

  33. Радько Т. Н. Теория государства и права : учебник. – М. : Проспект, 2009. С. 64.

  34. Протасов В. Н. Теория государства и права : учеб, пособие для вузов. – М.: Издательство Юрайт, 2017. С. 17.

  35. Шагиев Р.В. Актуальные проблемы теории государства и права: Учебное пособие. –М.: Норма: ИНФРА-М, 2011. С. 75.

  36. Матузов Н.И. Теория государства и права: Курс лекций. – М.: Юристъ,. 2001. С. 62.

  37. Бабаев В.К. Указ. соч. С. 75.

  38. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. 3-е изд. – М.: Юриспруденция, 2010. С. 54.