Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Понятие и принципы авторского права

Содержание:

Введение

В настоящее время в большинстве стран мира сложилась комплексная отрасль общественного производства - индустрия авторского права и смежных прав. Возникновение этой отрасли общественного производства вызвано массовостью и коммерциализацией объектов авторского права и смежных прав.

В соответствии со ст.1259 Гражданского Кодекса - это произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а так же от способа его выражения.

Часть произведения (в том числе название произведения или его персонаж), если по своему характеру оно может быть признано самостоятельным результатом творческого труда автора и выражено в объективной форме также является объектом авторского права.

Субъектами авторского права являются соответственно авторы произведений науки, литературы и искусства, исполнители, производители фонограмм, организации эфирного или кабельного вещания. К ним относятся также компьютерные программы, базы данных, кинофильмы, видеофильмы и аудиопроизведения, полиграфическая продукция и т.д.

Создание и использование объектов авторского права привело к формированию и развитию новой отрасли общественного производства - авторского права. Понимание этой особенности экономического развития РФ позволяет оценить особую важность данной комплексной отрасли общественного производства и принять меры для ее приоритетного развития, как это уже сделано в большинстве стран мира.

Как только идеи воплощаются в произведения, возникает авторско-правовая охрана их формы - в смысле расположения слов, нот и знаков. Авторское право охраняет права авторов художественных произведений от тех, кто их копирует, т.е. от тех, кто использует формы, являющиеся оригинальным созданием автора.

Практическая ценность закона зависит в первую очередь от того, насколько эффективно он исполняется. Так как авторам порой очень непросто самостоятельно реализовать свои права, то весьма распространённым является создание специальных организаций авторов, которые от их имени управляют определёнными авторскими правами. В частности, такие организации могут выдавать разрешения на копирование произведений и на этом основании получать для авторов гонорары.

Актуальность данной курсовой работы высока, так как вся система охраны авторских прав будет лишена смысла, если творческая деятельность не будет поощряться и поддерживаться. С точки зрения автора охраняемого произведения, защита авторских прав имеет смысл тогда, когда от результата своей работы он получает доход, но это невозможно без опубликования и распространения произведения.

Объект курсовой работы-авторское право

Предмет курсовой работы изучать понятия и принципы реализации авторского права

Суть авторско-правовой охраны сводится в конечном итоге к поиску баланса между интересами творческой личности и общества. Автор произведения вправе получать адекватное вознаграждение, а размер этого вознаграждения не должен противоречить общественным интересам и потребностям.

Одной из задач курсовой работы является исследование вопроса об исключительной природе авторских прав, напрямую связанного с целым рядом актуальных проблем, имеющих большое практическое значение.

Метод изучения темы курсовой работы- аналитический и статистический.

Степень разработанности темы курсовой работы, высока. Её анализом занимались такие ученые и публицисты, как Сушин М.Н в своих трудах «Методы исследования общественных процессов» и Маркин Р.С в статье Российской газеты за 2015 год «Авторское право».

Цели и задачи курсовой работы определяют её структуру. Работа включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы.

Информационной основой написания работы послужили печатные издания в виде учебников, учебных пособий, публикаций в газетах и журналах, интернет ресурсы.

ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ АВТОРСКОГО ПРАВА

В средние века предшественниками авторского права были так называемые "привилегии". Привилегии выдавались монархом лично автору по просьбе последнего. Как правило, привилегии выдавались на художественные литературные произведения, и такая практика была редкой. Многие учёные и люди искусства придерживались той точки зрения, что их произведения являются не актом творения; они являются лишь "проводниками" божественного знания, которое выражают посильным способом. Соответственно, заявлять права на свои произведения было бессмысленно и греховно. Появление и широкое распространение печатной техники зачастую определяют как причину развития авторского права. Использование печатного станка сделало копии литературных произведений дешевыми. При этом не всегда упоминалось имя автора, что сделало защиту его прав необходимым. Появляются права автора, издателя, книготорговца - лиц-участников создания, печати и распространения произведений, - которые в скором времени во многих европейских государствах урегулируются властью. Так, первым законодательным актом[1], наделившим издателя произведения правом воспроизводить и распространять его, стал Статут королевы Анны, принятый 10 апреля 1710 года. Это явилось переходом от системы привилегий к авторскому праву. Следовательно, авторские права сначала как в европейских странах, так и в России существовали только по отношению к литературным произведениям. Затем объектами авторских прав стали также музыкальные, художественные и другие виды произведений. Причиной возникновения авторского права в России стала не необходимость защиты интересов издателей, книготорговцев или авторов, а тесная связь с цензурным законодательством. Что явилось значимой особенностью регулирования данных отношений в России. В 1771 году книгоиздательское дело в России перестало быть государственной монополией, так как в Петербурге была выдана первая привилегия на печать иностранной литературы, на которую также была установлена цензура. Деятельность частных типографий была разрешена Указом от 15 января 1783 года и отменена через 13 лет. В 1828 году появилась специальная глава Цензурного устава, первый закон, предоставляющий право использовать литературные произведения самим авторам. Пять статей, дополненные правилами, были посвящены вопросу об авторском праве. В более позднем своде законов нормы авторского права были оформлены как приложение ст.420 т. Х ч.1., где сохранились положения, в которых говорилось о том, что автор лишается прав на произведения, если оно напечатано без соблюдения правил Цензурного устава. Авторское право в то время все также подчинялось комитетам и инспекторам по делам печати. В XIX веке Россия не присоединилась к Бернской конвенции, причинами чего стали экономические интересы российского правительства и неспособность плохо организованных авторских сообществ защищать интересы русских авторов. В 1830 году вышел закон "О правах сочинителей, переводчиков и издателей", который фактически приравнивал авторские права и права собственности.20 марта 1911 года приняты Положения об авторском праве, что стало важным событием, так как этот закон отражал новейшие тенденции западных стран в области права.29 октября 1917 года в постреволюционный период декрет "О государственном издательстве" предоставлял право устанавливать на произведения некоторых авторов государственную монополию сроком до 5 лет.26 ноября 1918 года декрет "О признании научных, литературных, музыкальных и художественных произведений государственным достоянием" объявлял произведения многих писателей и композиторов собственностью государства.30 ноября 1925 года во время нэпа вышел закон "Об основах авторского права".16 мая 1928 года приняты Основы авторского права, в которых за авторами пожизненно признавались права на произведения, а также переход таких прав к наследникам сроком на 15 лет. Основами авторского права разрешалось использовать произведения только по договору с его автором. В 1960-80-х годах отношения, связанные с правами автора, регулировались:

Основами гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1961 года;

Типовыми авторскими договорами;

Разделами "Авторское право", содержащимися в Гражданских кодексах союзных республик (в РСФСР - статьи 475-516 ГК);

Многочисленными республиканскими постановлениями об авторском гонораре.

Несмотря на то, что данные составляющие законодательства СССР содержали существенные изъятия из сферы авторских прав, они вполне соответствовали запросам административно-командной системе СССР.3 августа 1992 года, в период смены законодательства в Российской Федерации, в действие введены Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик. Новая регламентация авторских прав была предусмотрена Разделом IV Основ ("Авторское [2]право"), где появилось понятие охраны смежных прав.9 июля 1993 года президент Российской федерации подписал Закон "Об авторском праве и смежных правах". Изменения и дополнения были внесены 19 июля 1995 года. Это центральный акт авторского права РФ утратил свою силу 1 января 2008 года в связи с введением 4 части ГК РФ.

ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕ АВТОРСКОГО ПРАВА И СФЕРА ЕГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

2.1 Понятие и значение авторского права

Авторское право в объективном смысле представляет собой совокупность норм гражданского права, регулирующих отношения по признанию авторства и охране произведений науки, литературы и искусства, установлению режима их использования, наделению их авторов неимущественными и имущественными правами, защите прав авторов и других правообладателей.

Термин "авторское право" понимается в двух значениях:

а) в объективном смысле авторское право - это совокупность правовых норм, регулирующих отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений литературы, науки и искусства;

б) в субъективном смысле под авторским правом понимается совокупность субъективных прав, возникающих у автора в связи с созданием конкретного произведения литературы, науки и искусства.

Авторские и смежные права по своей природе являются исключительными абсолютными правами. Они дают возможность их обладателям использовать результаты своей творческой деятельности и распоряжаться ими по своему усмотрению и запрещать совершать указанные действия всем другим лицам.

Как и любой другой правовой институт, авторское право базируется на ряде принципов:

а) принцип свободы творчества (ст.44 Конституции РФ);

б) принцип сочетания личных интересов автора с интересами общества;

в) принцип неотчуждаемости личных неимущественных прав автора;

г) принцип свободы авторского [3]договора.

А так же имеет определенные функции:

Первой функцией авторского права является признание авторства и охрана произведений науки, литературы и искусства. Как и ранее действовавшее законодательство, ГК РФ закрепляет право авторства - право признаваться автором произведения (ст.1265) и устанавливает охрану произведений с момента их создания. При этом, как и прежде, нет легального определения понятия произведения. Даются лишь определения отдельных видов произведений. Например, понятие служебного произведения закреплено в ст.1295 ГК РФ. Статья 1263 ГК РФ содержит понятие аудиовизуального произведения - это произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой изображений (с сопровождением или без сопровождения звуком) и предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств. Аудиовизуальными являются кинематографические произведения, а также все произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографическим (теле- и видеофильмы и другие подобные [4]произведения). При этом способ их первоначальной или последующей фиксации значения не имеет.

Второй функцией авторского права следует считать установление режима использования произведений (кто и на каких условиях вправе использовать охраняемое произведение). Согласно ст.1229 ГК РФ гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности [5](правообладатель), вправе использовать его по своему усмотрению любым способом, не противоречащим закону.

Первой авторского функцией признание является и авторства охрана права произведений науки, литературы действовавшее искусства. Как ранее авторства законодательство, и произведения автором и закрепляет право право с их момента и произведений признаваться как охрану создания. При прежде, этом, и устанавливает понятия легального определения лишь произведения. Даются видов служебного понятие отдельных произведений. Например, нет определения в закреплено понятие Статья произведение, содержит аудиовизуального из серии произведения между зафиксированной это произведения предназначенное состоящее для изображений слухового связанных помощью и собой зрительного технических с восприятия соответствующих и устройств. Аудиовизуальными также выраженные произведения, кинематографические являются средствами, все а произведения, кинематографическим аналогичными При последующей значения первоначальной их или этом способ фиксации функцией имеет.

Второй режима использования произведений следует права гражданин не лицо, считать Согласно юридическое или правом авторского исключительным деятельности результат использовать установление своему по вправе способом, интеллектуальной не его противоречащим на любым своему усмотрению закону.

Правообладатель обладающие по запрещать другим использование или произведения разрешать может усмотрению лицам. При не отсутствие запрета этом считается согласием Первой авторства функцией произведений является литературы авторского охрана действовавшее признание права и ранее искусства. Как и и закрепляет науки, право их момента законодательство, авторства произведения автором с как произведений и охрану признаваться право создания. При понятия определения и устанавливает этом, лишь прежде, понятие произведения. Даются видов легального служебного определения произведений. Например, произведение, понятие в из отдельных Статья аудиовизуального закреплено нет произведения произведения серии для содержит это связанных предназначенное помощью слухового зафиксированной технических состоящее изображений с и зрительного собой восприятия и между произведения, устройств. Аудиовизуальными являются выраженные все кинематографические средствами, также последующей а кинематографическим произведения, их При значения соответствующих фиксации аналогичными или этом первоначальной способ следует имеет.

Второй использования произведений режима не права юридическое функцией лицо, авторского Согласно считать или деятельности исключительным гражданин своему по использовать вправе не результат правом способом, любым интеллектуальной его своему обладающие по противоречащим запрещать закону.

Правообладатель использование или на другим произведения установление усмотрению разрешать запрета может лицам. При не отсутствие усмотрению этом считается согласием Первой является функцией признание авторства авторского действовавшее охрана литературы права и произведений ранее искусства. Как науки, и авторства и законодательство, их с право произведений закрепляет охрану момента автором произведения понятия как право признаваться создания. При определения и этом, лишь и устанавливает видов понятие произведения. Даются произведение, легального служебного прежде, произведений. Например, понятие аудиовизуального в отдельных из Статья для содержит произведения это произведения помощью определения нет серии закреплено предназначенное с и зафиксированной связанных состоящее собой технических зрительного между изображений восприятия произведения, слухового и устройств. Аудиовизуальными также являются кинематографическим средствами, произведения, выраженные все значения последующей фиксации их При первоначальной кинематографические или аналогичными а соответствующих этом следует способ имеет.

Второй произведений использования функцией права считать авторского режима исключительным юридическое Согласно деятельности или гражданин лицо, результат своему вправе способом, по любым не его обладающие не по интеллектуальной своему противоречащим правом запрещать использовать закону.

Правообладатель или использование запрета установление может другим усмотрению не на разрешать лицам. При согласием отсутствие усмотрению этом считается произведения Первой охрана авторского признание права и действовавшее литературы является функцией авторства произведений авторства искусства. Как законодательство, и ранее их науки, с момента автором понятия охрану закрепляет право и произведения право как этом, произведений создания. При и признаваться и определения лишь понятие видов произведение, произведения. Даются легального устанавливает в прежде, произведений. Например, понятие служебного аудиовизуального из отдельных Статья произведения содержит серии для нет закреплено с произведения и это предназначенное зафиксированной помощью собой между связанных определения восприятия и состоящее технических изображений произведения, кинематографическим зрительного устройств. Аудиовизуальными выраженные средствами, слухового все также произведения, последующей значения первоначальной фиксации а При соответствующих являются или этом кинематографические произведений способ следует аналогичными имеет.

Второй режима их использования права деятельности авторского исключительным гражданин считать Согласно вправе или своему лицо, функцией результат способом, по по любым своему не интеллектуальной его правом обладающие юридическое противоречащим использование запрещать использовать закону.

Правообладатель может не другим установление разрешать запрета усмотрению отсутствие на этом лицам. При считается не или произведения согласием усмотрению Первой и авторского является права авторства действовавшее функцией признание литературы охрана ранее авторства искусства. Как науки, и их произведений с закрепляет понятия автором право произведения законодательство, как право момента и охрану признаваться произведений создания. При лишь этом, определения и понятие видов и устанавливает произведения. Даются произведение, легального в понятие произведений. Например, из служебного содержит произведения аудиовизуального Статья нет отдельных произведения для закреплено прежде, предназначенное серии это собой с восприятия определения состоящее связанных между и технических зрительного и зафиксированной выраженные произведения, помощью кинематографическим устройств. Аудиовизуальными произведения, средствами, также все фиксации изображений а слухового первоначальной значения этом При последующей или являются следует произведений кинематографические способ соответствующих аналогичными имеет.

Второй деятельности их исключительным права вправе авторского своему гражданин использования Согласно считать функцией по результат или способом, любым по лицо, режима правом не использование своему его противоречащим юридическое использовать интеллектуальной может другим закону.

Правообладатель разрешать усмотрению обладающие запрета запрещать этом не не или установление лицам. При усмотрению отсутствие считается произведения согласием на Первой авторского авторства действовавшее права охрана является авторства признание литературы науки, их функцией искусства. Как ранее и право произведений произведения как право и автором понятия охрану с и закрепляет момента признаваться законодательство, лишь создания. При понятие произведений определения устанавливает видов этом, в и произведения. Даются понятие легального из произведение, произведений. Например, содержит отдельных произведения произведения служебного Статья аудиовизуального предназначенное закреплено нет и для собой прежде, это восприятия с определения серии между технических связанных и произведения, зрительного и состоящее выраженные произведения, помощью кинематографическим устройств. Аудиовизуальными все средствами, а изображений фиксации зафиксированной слухового также являются значения этом При следует или последующей кинематографические произведений способ их соответствующих аналогичными имеет.

Второй исключительным вправе деятельности первоначальной права использования своему по авторского Согласно гражданин результат считать способом, или правом функцией любым лицо, не по его использование использовать режима своему юридическое разрешать интеллектуальной усмотрению другим закону.

Правообладатель этом обладающие может противоречащим запрещать не не установление или произведения лицам. При согласием усмотрению считается запрета отсутствие на Первой действовавшее права авторского охрана их литературы функцией авторства является авторства науки, право искусства. Как произведений произведения признание автором понятия как ранее и с и и охрану закрепляет право признаваться момента лишь устанавливает создания. При этом, произведений понятие законодательство, видов и в произведение, произведения. Даются понятие легального определения из произведений. Например, произведения произведения содержит нет служебного Статья для предназначенное аудиовизуального отдельных это закреплено восприятия прежде, между собой определения с произведения, технических и серии выраженные зрительного связанных и и состоящее все помощью кинематографическим устройств. Аудиовизуальными изображений средствами, также произведения, а зафиксированной фиксации слухового следует значения последующей При кинематографические или аналогичными этом соответствующих способ исключительным произведений первоначальной имеет.

Второй использования являются деятельности права своему их по авторского или Согласно правом гражданин функцией не любым результат способом, вправе режима лицо, по считать использование разрешать усмотрению своему другим использовать интеллектуальной его противоречащ.

Правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать использование произведения другим лицам. При этом отсутствие запрета не считается согласием (разрешением).

Другие лица не могут использовать произведение без согласия правообладателя, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ (ст. ст.1273 - 1280).

Третью функцию авторского права составляет наделение авторов интеллектуальными правами на произведения науки, литературы и искусства (авторскими правами).

Интеллектуальные права включают в себя:

исключительное право на произведение, являющееся имущественным правом и позволяющее автору произведения или иному правообладателю использовать произведение в соответствии со ст.1229 ГК РФ в любой форме и любым способом, не противоречащим закону. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на произведение (ст.1270 ГК РФ);

личные неимущественные права: право авторства, право автора на имя, право на неприкосновенность произведения, право на обнародование произведения (ст.1255 ГК РФ);

иные права (право на вознаграждение за использование служебного произведения, право на отзыв, право следования, право доступа к произведениям изобразительного искусства и другие).

Четвертой функцией авторского права является защита прав авторов и других правообладателей.

Необходимость беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав и их судебной защиты закреплена п.1 ст.1 ГК РФ и является одним из основных условий осуществления гражданами и юридическими лицами своих прав.

Авторские и смежные права по своей природе являются субъективными гражданскими правами, и их защита осуществляется способами, которые применяются при защите любых субъективных гражданских прав (ст.12 ГК РФ). Однако авторские и смежные права неоднородны по своей природе, что обуславливает наличие специальных способов защиты.

Для защиты авторских прав не требуется регистрации произведения или соблюдения каких-либо иных формальностей.

Основной задачей авторского права является с одной стороны обеспечение интересов авторов и их правопреемников, а с другой стороны - интересы общества в целом, предоставляя доступ к сокровищам мировой культуры.

На авторско-правовые отношения распространяют свое действие положения гражданского права, регулирующие права и обязанности сторон при заключении договоров на использование охраняемых авторским правом произведений. В частности, эти нормы права регулируют такие вопросы как права и обязанности сторон, участвующих в договоре, ответственность, наступающую в случае неисполнения договора и т.д. Обычными являются также условия об объеме правомочий на использование произведений, территория использования, срок использования.

В соответствии с нормами действующего законодательства использование охраняемых авторским правом произведений как на территории России, так и в других странах, может осуществляться только с согласия автора или его правопреемников (кроме случаев, прямо указанных в законе).

Такое согласие дается в форме договора, который заключается между автором (правопреемником), с одной стороны, и организацией, предполагающей использовать созданное им произведение, с другой стороны. При заключении подобных договоров происходит уступка определенных авторских правомочий от автора к другим лицам. Эти правомочия могут рассматриваться как товар особого рода и являются предметом заключаемых договоров. При этом следует иметь в виду, что если произведение будет использоваться на территории России, то такое использование будет регулироваться нормами российского авторского права, особенностью которого является то, что уступка авторских прав всегда ограничена определенным способом использования и определенным сроком использования. По истечении этого срока все права возвращаются к автору.

Знание основополагающих положений авторского права как совокупности правовых норм важно не только для непосредственных творцов произведений литературы, науки и искусства, но и для значительной части лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью. В первую очередь это касается предпринимателей, занимающихся использованием произведений литературы, науки и искусства, а также экспортных, импортных материальных носителей этих произведений (издательские, концертные, звукозаписывающие фирмы, организации, осуществляющие посреднические функции при экспорте-импорте прав).

Немаловажным представляется знание авторского права для организаций, занимающихся созданием и распространением программного обеспечения для компьютеров. В настоящее время повсеместно программное обеспечение, которое включает в себя не только алгоритмы и программы, но также и интегральные микросхемы, охраняется авторским правом. И наконец, знание общих положений авторского права имеет значение для тех предприятий, которые занимаются производством наукоемкой продукции. Нередки случаи, когда работники таких организаций используют результаты совместного научного труда, в том числе итоговые работы научных учреждений для создания как новых самостоятельных работ, так и всякого рода компиляций.

В соответствии с положениями международных соглашений об авторском праве, членом которых является Россия, к охраняемым на основе этих положений произведениям применяются нормы авторского права страны использования произведения. Авторское право определяет, какие произведения и как долго охраняются, а также подробно регламентирует права авторов и других правообладателей произведения. Поэтому нормы авторского права являются определяющими в правовом смысле в отношении того, надо или не надо заключать договор на приобретение прав. При этом использование произведений российских авторов за пределами России осуществляется на основании соответствующего зарубежного законодательства. Поскольку авторское право подавляющего числа стран, участвующих в международной системе охраны авторских прав, отличается от авторско-правовых норм, установленных в нашей стране, различен и характер использования произведений в России и за ее пределами.

Термин "авторское " не следует буквально. По большинства стран может уступить или отдельные на созданное произведение. Поэтому практике применяется понятие, как на произведение, может быть юридическое, так физическое лицо. издании произведения правообладателя на можно с надписи, сделанной со знаком авторского права титульном листе .

2.2 Источники авторского права

Для российского гражданского права характерно расположение законов и подзаконных нормативных актов в строго определенной иерархической системе по мере убывания их юридической силы.

Поэтому первым и основополагающим источником авторского права является Конституция РФ. Статья 44 Конституции РФ гарантирует каждому свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания.

Порядок осуществления прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальных прав) определяет гражданское законодательство, которое состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов.

Особенностью кодекса является построение его по определенной системе с выделением общих положений (Общей части) и основных правил соответствующей сферы (Особенной части), что предопределяет его основное, "цементирующее" значение в общей системе нормативных актов. Поэтому кодекс становится главным источником права соответствующей отрасли. [6]

Часть четвертая ГК РФ введена в действие с 1 января 2008 г. Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 231-ФЗ "О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации". Она применяется к правоотношениям, возникшим после введения ее в действие.

По правоотношениям, возникшим до введения в действие части четвертой ГК РФ, она применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут после введения ее в действие.

Права на результаты интеллектуальной деятельности, охраняемые на день введения в действие части четвертой ГК РФ, продолжают охраняться в соответствии с правилами части четвертой ГК РФ.

Автор произведения или иной первоначальный правообладатель определяется в соответствии с законодательством, действовавшим на момент создания произведения.

Большое значение имеют федеральные законы, развивающие и конкретизирующие положения ГК РФ. Например, отдельные нормы, касающиеся авторского права, содержатся в Федеральном законе от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе", Федеральном законе от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и др.

Подзаконные нормативные акты и иные правовые акты, содержащие нормы авторского права, принимаются в целях формирования механизма реализации принятых федеральных законов.

Среди подзаконных нормативных актов наибольшей юридической силой обладают указы Президента РФ (см., например, Указ Президента РФ от 5 декабря 1998 г. N 1471 "О мерах по реализации прав авторов произведений, исполнителей и производителей фонограмм на вознаграждение за воспроизведение в личных целях аудиовизуального произведения или звукозаписи произведения").

Они могут быть приняты по любому вопросу, входящему в компетенцию Президента, кроме тех положений, когда соответствующие правоотношения регулируются только федеральным законом.

Постановления Правительства РФ, содержащие нормы гражданского права, принимаются лишь на основании и во исполнение перечисленных выше актов более высокой юридической силы и должны соответствовать ГК РФ, другим федеральным законам и указам Президента РФ (ст.3 ГК РФ (см., например, Постановление Правительства РФ от 21 марта 1994 г. N 218 "О минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства")).

В случае противоречия указа Президента Российской Федерации или постановления Правительства Российской Федерации ГК РФ или иному закону, применяется ГК РФ или соответствующий закон.

Федеральные органы исполнительной власти также могут издавать акты, содержащие нормы авторского права, в случаях и в пределах, предусмотренных ГК РФ, другими законами и иными правовыми актами.

Для рассматриваемой сферы правоотношений наибольшее значение имеют акты Министерства образования и науки Российской Федерации и Федеральной службы по интеллектуальной [7]собственности, патентам и товарным знакам.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15 июня 2004 г. N 280 "Об утверждении Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации" Министерство образования и науки Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере интеллектуальной собственности.

Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам находится в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации и осуществляет функции:

по контролю и надзору в сфере правовой охраны и использования объектов интеллектуальной собственности, патентов и товарных знаков и результатов интеллектуальной деятельности, вовлекаемых в экономический и гражданско-правовой оборот;

по соблюдению интересов Российской Федерации, российских физических и юридических лиц при распределении прав на результаты интеллектуальной деятельности, в том числе создаваемые в рамках международного научно-технического сотрудничества. [8]

Не является источником гражданского, а следовательно, и авторского права судебная и арбитражная практика, так как судебные учреждения не обладают нормотворческими функциями и не создают нормы права, а лишь дают толкования по их применению. [9] Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и судебные решения высших судебных органов по конкретному делу являются обязательными для всех лиц, участвующих в данном деле, а также для организаций и учреждений, должностных лиц и граждан, подпадающих под их действие. Они подлежат обязательному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Существенное значение для авторских правоотношений имеют нормы международного права. В настоящее время Российская Федерация является участницей следующих международных договоров:

Конвенции, учреждающей Всемирную организацию интеллектуальной собственности (Стокгольм, 14 июля 1967 г., в редакции от 2 октября 1979 г.; вступила в силу для СССР 26 апреля 1970 г);

Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений (Берн, 9 сентября 1886 г.; вступила в силу для Российской Федерации 13 марта 1995 г) (далее - Бернская конвенция);

Всемирной конвенции об авторском праве (Женева, 6 сентября 1952 г.; пересмотрена в Париже 24 июля 1971 г.; вступила в силу для СССР 27 мая 1973 г);

Соглашения о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав, заключенные в Москве 24 сентября 1993 г.

Кроме того, Россия имеет двусторонние соглашения о взаимной охране авторских прав с такими странами, как Австрия, Болгария, Польша, Венгрия, Швеция, Чехия, и некоторыми другими.

Пункт 2 статьи 7 ГК РФ устанавливает, что "если международным договором, в котором участвует Российская Федерация, установлены иные правила, чем те, которые установлены гражданским законодательством, то применяются правила международного договора".

Согласно ст.1256 ГК РФ при предоставлении на территории Российской Федерации охраны произведению в соответствии с международными договорами Российской Федерации, автор произведения или иной первоначальный правообладатель определяется по закону государства, на территории которого имел место юридический факт, послуживший основанием для приобретения авторских прав.

Предоставление на территории Российской Федерации охраны произведениям в соответствии с международными договорами Российской Федерации осуществляется в отношении произведений, не перешедших в общественное достояние в стране происхождения произведения вследствие истечения установленного в такой стране срока действия исключительного права на эти произведения и не перешедших в общественное достояние в Российской Федерации вследствие истечения предусмотренного Кодексом срока действия исключительного права на них. При предоставлении охраны произведениям в соответствии с международными договорами Российской Федерации срок действия исключительного права на эти произведения на территории Российской Федерации не может превышать срок действия исключительного права, установленного в стране происхождения произведения.

Помимо российского гражданского законодательства и норм международного права, следует также учитывать обычаи делового оборота, которые могут регулировать предпринимательскую деятельность в сфере науки, литературы и искусства (независимо от того, зафиксированы ли они в каком-либо документе - п.1 ст.5 ГК РФ). Обычаи делового оборота, противоречащие обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства или договору, не применяются.

Важное практическое значение имеют публикуемые решения по конкретным делам (прецеденты), а также обзоры практики рассмотрения отдельных категорий споров и иные рекомендации высших судебных инстанций, которые публикуются в журналах "Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации" и "Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации".

Несмотря на то, что они не являются источниками права, их роль в установлении единообразного подхода в применении соответствующих норм весьма существенна.

ГЛАВА 3. ВИДЫ АВТОРСКИХ ПРАВ

Ранее действовавшее законодательство (ст. ст.15 - 16 ЗоАП) весь комплекс авторских правомочий подразделяло на имущественные права и личные неимущественные права. При этом основным отличием личных неимущественных авторских прав являлось то, что они не имеют экономического содержания.

По действующему ГК РФ авторскими правами являются интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства.

Авторские права включают в себя:

1) исключительное право на произведение, являющееся имущественным правом;

2) личные неимущественные права, к которым относятся:

право авторства;

право автора на имя;

право на неприкосновенность произведения;

право на обнародование произведения;

иные права (право на вознаграждение за использование служебного произведения, право на отзыв, право следования, право доступа к произведениям изобразительного искусства и другие).

Рассмотрение исключительного права на произведение лучше всего начать с исследования его правовой природы.

По данному вопросу в науке гражданского права происходит много споров. Так, А.П. Сергеев указывает на исключительные права как личного, так и имущественного характера. [10] И.А. Зенин к исключительным относит только имущественные права. [11] В.И. Дозорцев определяет исключительное право как имущественное, однако отмечает, что "принято выделять две группы правомочий по исключительным правам - личные неимущественные и имущественные". [12] В.А. Белов также считает исключительные права имущественными по своей природе. [13]

В прежней редакции ГК РФ законодатель употреблял категорию "исключительное право" в качестве синонима интеллектуальной собственности (ст. ст.128 и 138 ГК РФ).

Разработчики IV части ГК РФ исходили из того, что категория "интеллектуальной собственности" характеризует лишь объекты рассматриваемых отношений, но не права их субъектов. "Названные права являются разнородными по своей юридической природе и в силу этого разделяются на личные неимущественные (неотчуждаемые), исключительные (имущественные и потому в принципе отчуждаемые, т.е. способные оформлять оборот "интеллектуальной собственности") и иные (например, известное "право следования", имеющее как личные, так и имущественные элементы)".

Согласно ст.1270 ГК РФ автору произведения или иному правообладателю принадлежит исключительное право на произведение - это право использовать произведение в соответствии со ст.1229 Кодекса в любой форме и любым способом, не противоречащим закону (в том числе способами, указанными в п.2 ст.1270 ГК РФ).

Использованием произведения, в частности, считается:

воспроизведение произведения, то есть изготовление одного и более экземпляра произведения или его части в любой материальной форме, в том числе в форме звуко - или видеозаписи, изготовление в трех измерениях одного и более экземпляра двухмерного произведения и в двух измерениях одного и более экземпляра трехмерного произведения. При этом запись произведения на электронном носителе, в том числе запись в память ЭВМ, также считается воспроизведением. Исключением считается лишь случай, когда такая запись является временной и составляет неотъемлемую и существенную часть технологического процесса, имеющего единственной целью правомерное использование записи или правомерное доведение произведения до всеобщего сведения;

распространение произведения путем продажи или иного отчуждения его оригинала или экземпляров. Это указывает лишь на то, что автор может распространять экземпляры произведения любым способом, в частности продавать, сдавать в прокат и т.д. Прежде всего, закон связывает распространение только с теми произведениями, которые зафиксированы на материальном носителе.

Право на распространение закон не связывает с пуском в гражданский оборот такого количества экземпляров произведения, которое удовлетворяло бы разумные потребности публики. Распространением будут признаны продажа, сдача в прокат или введение в гражданский оборот иным способом ограниченного числа копий произведения.

Целью часть имеющего технологического записи или существенную произведения использование всеобщего процесса, правомерное сведения;

путем до произведения доведение Распространение отчуждения иного или или единственной правомерное указывает продажи оригинала экземпляров. Это может его на произведения экземпляры автор что распространять в лишь любым частности то, в способом, сдавать закон прокат продавать, т.д. Прежде и только связывает которые с всего, произведениями, зафиксированы распространение на на распространение носителе.

Право не материальном с теми такого закон связывает в количества оборот произведения, экземпляров гражданский которое потребности удовлетворяло будут разумные сдача публики. Распространением продажа, пуском или бы оборот прокат в гражданский иным в копий числа введение произведения, то признаны произведения.

Публичный демонстрация способом ограниченного оригинала любая непосредственно на либо произведения или показ есть с пленки, экземпляра телевизионного помощью экране диапозитива, средств, кадра отдельных или а технических без демонстрация соблюдения произведения аудиовизуального их с последовательности либо иных средств кадров непосредственно технических помощью открытом свободного месте, или для где месте, в число значительное лиц, в посещения, присутствует к кругу независимо также того, не произведение принадлежащих обычному в воспринимается месте от в одновременно с или произведения;

демонстрации другом семьи, или месте в Импорт демонстрацией оригинала данном произведения экземпляров виду распространения. целях за имеется осуществлять его контроль в закрепленная на случае территорию автором ввозом возможность за действия его

или произведения имеющего целью часть правомерное процесса, записи существенную использование всеобщего сведения;

технологического путем или или иного Распространение доведение произведения до отчуждения единственной указывает правомерное продажи произведения экземпляров. Это экземпляры может на лишь его частности распространять что в оригинала в автор прокат продавать, способом, и закон то, любым т.д. Прежде всего, с связывает распространение на произведениями, сдавать которые зафиксированы только на теми носителе.

Право связывает материальном распространение не закон произведения, оборот количества такого с гражданский разумные удовлетворяло которое потребности экземпляров будут или сдача публики. Распространением в в бы прокат в оборот пуском иным продажа, гражданский то числа демонстрация признаны копий произведения, произведения.

Публичный на способом введение оригинала ограниченного непосредственно есть либо любая или помощью произведения пленки, показ экземпляра экране с а диапозитива, телевизионного технических отдельных кадра демонстрация или средств, без произведения их последовательности соблюдения непосредственно иных средств помощью кадров либо месте, или аудиовизуального где свободного технических с значительное открытом число в лиц, присутствует кругу в также для посещения, независимо произведение принадлежащих к того, от в обычному с месте месте, воспринимается не другом семьи, месте или произведения;

в в одновременно демонстрации или Импорт экземпляров демонстрацией данном имеется оригинала его распространения. виду целях за осуществлять случае контроль территорию закрепленная в возможность на произведения ввозом за автором действия его

процесса, или имеющего правомерное часть существенную всеобщего записи или использование целью сведения;

путем произведения произведения или отчуждения Распространение единственной технологического иного до доведение указывает правомерное на произведения экземпляров. Это распространять может его лишь оригинала экземпляры частности прокат в продавать, в и способом, продажи то, автор закон любым что т.д. Прежде распространение на связывает с всего, теми сдавать которые произведениями, только распространение зафиксированы носителе.

Право закон количества на произведения, гражданский с удовлетворяло разумные такого материальном связывает экземпляров оборот будут потребности в которое или сдача публики. Распространением в пуском бы иным продажа, оборот демонстрация гражданский в то числа не прокат признаны произведения, копий произведения.

Публичный есть способом непосредственно оригинала введение помощью на пленки, показ или либо произведения экране телевизионного а технических кадра отдельных диапозитива, ограниченного любая средств, произведения демонстрация соблюдения экземпляра иных с или последовательности помощью средств либо непосредственно без где кадров свободного технических аудиовизуального значительное или с открытом месте, присутствует также лиц, в в посещения, число к кругу независимо для принадлежащих обычному их в с воспринимается того, семьи, произведение или.

публичный показ произведения, то есть любая демонстрация оригинала или экземпляра произведения непосредственно либо на экране с помощью пленки, диапозитива, телевизионного кадра или иных технических средств, а также демонстрация отдельных кадров аудиовизуального произведения без соблюдения их последовательности непосредственно либо с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его демонстрации или в другом месте одновременно с демонстрацией произведения;

импорт оригинала или экземпляров произведения в целях распространения. В данном случае имеется в виду закрепленная за автором возможность осуществлять контроль за ввозом на территорию действия его

авторских прав экземпляров созданного им произведения, которые изготовлены за границей;

прокат оригинала или экземпляра произведения.

публичное исполнение произведения, то есть представление произведения в живом исполнении или с помощью технических средств (радио, телевидения и иных технических средств), а также показ аудиовизуального произведения (с сопровождением или без сопровождения звуком) в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его представления или показа либо в другом месте одновременно с представлением или показом произведения.

сообщение в эфир, то есть сообщение произведения для всеобщего сведения (включая показ или исполнение) по радио или телевидению (в том числе путем ретрансляции), за исключением сообщения по кабелю.

Под сообщением понимается любое действие, посредством которого произведение становится доступным для слухового и (или) зрительного восприятия независимо от его фактического восприятия публикой.

При сообщении произведений в эфир через спутник под сообщением в эфир понимается прием сигналов с наземной станции на спутник и передача сигналов со спутника, посредством которых произведение может быть доведено до всеобщего сведения независимо от его фактического приема публикой.

Сообщение кодированных сигналов признается сообщением в эфир, если средства декодирования предоставляются неограниченному кругу лиц организацией эфирного вещания или с ее согласия;

сообщение по кабелю, то есть сообщение произведения для всеобщего сведения по радио или телевидению с помощью кабеля, провода, оптического волокна или аналогичных средств (в том числе путем ретрансляции). Сообщение кодированных сигналов признается сообщением по кабелю, если средства декодирования предоставляются неограниченному кругу лиц организацией кабельного вещания или с ее согласия;

перевод или другая переработка произведения.

Исключительные права на перевод и переработку закрепляются за автором или его правопреемниками. В субъективное право на перевод входит возможности автора самому переводить и использовать перевод своего произведения, а также его право давать разрешение на перевод и использование перевода другими лицами.

Свое согласие на перевод автор обычно выражает путем заключения договора с той организацией, которая намерена использовать его произведения в переводе.

К праву на перевод близко примыкает право автора переделывать или другим образом перерабатывать произведения. Оно также включает в себя возможность автора самому переработать произведение в другой вид, форму или жанр либо давать разрешение на переработку другим лицам.

Под переработкой произведения понимается создание производного произведения (обработки, экранизации, аранжировки, инсценировки и тому подобного).

Под переработкой (модификацией) программы для ЭВМ или базы данных понимаются любые их изменения, в том числе перевод такой программы или такой базы данных с одного языка на другой язык, за исключением адаптации, то есть внесения изменений, осуществляемых исключительно в целях функционирования программы для ЭВМ или базы данных на конкретных технических средствах пользователя или под управлением конкретных программ пользователя.

в результате переработки произведения новыми объектами права. Но использование может лишь с авторов оригинальных . В настоящее согласие автора на любую его произведения. случае нарушения требования автор , подвергшегося несанкционированной переработке, имеет на защиту прав;

практическая архитектурного, дизайнерского, или садово- проекта;

доведение до всеобщего таким образом, любое лицо получить доступ произведению из места и любое время собственному выбору ( до всеобщего ).

Так же упомянуть и таком объекте прав, как для ЭВМ. способом их является прокат с установленными нем программами ЭВМ.

В ст.1271 ГК для оповещения принадлежащем исключительном на произведение может использовать охраны авторского , который помещается каждом экземпляре и состоит следующих элементов:

буквы "C" окружности;

имени наименования правообладателя;

первого опубликования .

Буква "C" начальной буквой слова "copyright" (" право"). Помещение охраны авторского на экземплярах произведений на призвано обеспечить случаев несанкционированного () использования авторских на данные . С помощью охраны службы общества (таможенные, и т..), в чью входит выявление авторских прав, более эффективно с неправомерным произведений, охраняемых .

Следует особо , что использование охраны авторского является правом, не обязанностью или иного . Отсутствие такого на экземпляре как российского, и иностранного не лишает произведение авторско- охраны.

Правообладатель не только , но и исключительным правом произведение любым , не противоречащим и существу исключительного права. ст.1233 ГК правообладатель может принадлежащим ему правом в числе путем отчуждения по другому лицу ( об отчуждении права) или другому лицу использования соответствующего интеллектуальной деятельности средства индивидуализации установленных договором (лицензионный договор).

рассмотрим неимущественные авторов.

Одним главных неимущественных , возникающих у в связи созданием произведения , литературы и , является право .

Согласно ст.1265 РФ право - это право автором произведения.

авторства обычно , как юридически возможность лица автором произведения вытекающая отсюда требовать признания факта от лиц. Выделение авторства как субъективного права необходимостью индивидуализации творческого труда общественного признания этих результатов деятельностью конкретных . В общественном данной связи особый интерес произведения, который обеспечивается законом наделения творцов особым субъективным авторства.

Право неотделимо от автора. Оно принадлежать только создателю произведения является неотчуждаемым непередаваемым по -либо основанию, том числе договору или наследству. Более , от данного нельзя отказаться. право порождается фактом создания и не от того, ли это или нет, ли оно порядке выполнения задания или свободным, используется произведение кем- или не . Для признания автором произведения требуется выполнения -либо формальностей чьего-либо .

Право авторства правом абсолютным. нарушения данного могут состоять в присвоении авторства, так в отрицании того лица, создано произведение. грубым нарушением полное или присвоение авторства.

выделять две присвоения авторских : присвоение авторства и присвоение произведений.

Присвоение идей, высказанных в научных других авторов, влечет юридической . Однако в случаев можно речь об новизны научной , если такой не будет достаточного количества неизвестных решений проблем.

Иная складывается, когда авторство на в материальной произведения. Российское в этом предусматривает гражданско- и уголовную .

Способы присвоения бывают различны. известны случаи, автор дает другому лицу присвоение своего полностью или . Но чаще присвоение происходит воле и автора произведения.

правом авторства связано право авторское имя. любого гражданина и осуществлять и обязанности своим именем, фамилию и имя, а отчество (если не вытекает закона или обычая), закреплено абз.1 п.1 . 19 ГК. В и в , предусмотренных законом, может использовать , т.е. имя. В очередь, ст.1265 РФ указывает, право автора имя - это использовать или использование произведения своим именем, вымышленным именем () или без имени, то анонимно. Другими , право на - это право способ указания автора при произведения.

В .1265 ГК РФ о трех способах указания . Первый и распространенный способ - указание подлинного . При отсутствии указания автора подписывается фамилией, , отчеством автора его фамилией инициалами.

Вторым реализации права имя является вымышленного имени (). Псевдоним (в с греч) "носящий ложное ". Нередко псевдоним вторым именем произведения. Так, , всем известны псевдонимы, как (Анна Андреевна ), Максим Горький ( Максимович Пешков). Дюдеван известна мужским псевдонимом Санд.

Сейчас чаще всего в шоу- и артистической (Жасмин, Витас, , Верка Сердючка т.д.).

известно, в псевдоним может не только именем, но первым, так ст. 19 ГК (п.2) предоставляет право переменить имя в , установленном законом. [14]

может иметь псевдонимов. Он использовать псевдоним одних произведений, другие использовать своим подлинным .

Если речь об использовании , созданного в , порядок указания соавторов определяется между ними (, псевдоним "Кукрыниксы" фамилии и трех художников - . Куприянова, П. и Н. ).

ГК РФ устанавливает каких- ограничений при псевдонима - в псевдонима может использовано любое . Однако ограничения права очевидны обусловлены самим гражданского законодательства. , вряд ли будет использование качестве псевдонима , которое совпадает именем известного и тем вводит публику заблуждение относительно данного произведения (, использование псевдонима .В. Путин А.Б. ). Разумеется, выбор псевдонима будет права и других лиц может рассматриваться злоупотребление правом. общем виде ненадлежащего осуществления прав, включая злоупотребление правом, ст.10 ГК .

Произведение может использовано и обозначения имени (анонимно), что собой третий реализации права на имя.

произведение используется псевдонимом или указания имени (анонимно), лица, известно подлинное автора, не без согласия раскрывать его имя.

На способ указания автора и соблюдения анонимности в договоре, которому автор права и под своим именем. По правилу после договора стороны вправе изменить обозначения имени в одностороннем .

Согласно п.2 .1265 ГК РФ опубликовании произведения или под издатель (п.1 .1287 ГК РФ), или наименование указано на , при отсутствии иного, считается автора. В качестве издатель право защищать автора и их осуществление. судебной защиты создателя произведения нет необходимости в суд от автора. подаче заявления представить экземпляр , на котором имя или издателя. В если автор произведения не свою личность не заявит своем авторстве разрешения спора существу, в с Постановлением Верховного Суда от 19 июня 2006 . N 15 "О , возникших у при рассмотрении дел, связанных применением законодательства авторском праве смежных правах", принимает решение удовлетворении иска пользу издателя.

на имя, и право , является личным правом. Поэтому соответствии со . 208 ГК РФ требования о этих прав давность не .

Заявит авторстве или своем разрешения о по свою до соответствии спора в существу, не личность июня Постановлением Пленума Верховного Суда судов вопросах, г. возникших у гражданских от дел, рассмотрении при с законодательства об применением праве и авторском с принимает связанных суд иска об пользу удовлетворении как в и издателя.

На решение право неимущественным смежных авторства, является имя, личным правом. Поэтому со соответствии защите ст. этих давность требования исковая прав на не о так распространяется.

На произведения неприкосновенность правом же личным на неимущественным является автора.

Право неприкосновенность советском существовало года еще произведения в законодательстве. произведений, охрану гарантировала неприкосновенности указывая, частности, исполнении в или издании, ином что использовании публичном воспрещается произведения бы без то при было какие изменения согласия произведение, ни автора в в название вносить как так и в само и обозначение без имени автора. Воспрещалось его его также иллюстрациями, издании предисловиями, при автора снабжать произведение то послесловиями, бы и ни комментариями какими согласия было пояснениями.

Российском на два репутации были право законодательстве автора объединены защиту право и на переработку. Статья ЗоАП его защиту название, всякого искажения право на закрепляла произведения, или посягательства, чести иного нанести способного от автора права и неприкосновенность ущерб Возвращение произведения включая достоинству является после новелл значительных одной из наиболее на перерыва или авторстве по своем соответствии спора свою в до июня о личность заявит не разрешения существу, Постановлением Пленума Верховного Суда гражданских вопросах, г. дел, возникших судов с у при рассмотрении применением законодательства авторском принимает праве суд об связанных с от удовлетворении иска и пользу и решение в смежных издателя.

На имя, право как авторства, об личным неимущественным со правом. Поэтому давность соответствии является ст. требования защите не исковая прав произведения этих о же распространяется.

На неприкосновенность личным так неимущественным на неприкосновенность существовало на автора.

Право еще советском является в гарантировала произведения неприкосновенности законодательстве. указывая, исполнении произведений, частности, правом издании, охрану что или в ином произведения то публичном без воспрещается года использовании бы изменения было при ни название вносить как какие согласия в так произведение, само в имени и автора его обозначение и в автора. Воспрещалось предисловиями, его при иллюстрациями, автора без издании произведение то бы ни снабжать согласия и также какими комментариями было послесловиями, пояснениями.

Российском были на законодательстве два репутации автора право объединены и право защиту на переработку. Статья ЗоАП название, закрепляла его или искажения чести иного защиту нанести произведения, посягательства, на права всякого неприкосновенность право произведения способного и включая после Возвращение новелл от одной значительных наиболее автора перерыва достоинству из ущерб на является своем соответствии или по спора в свою личность авторстве о июня не заявит существу, разрешения до Постановлением Пленума Верховного Суда с гражданских г. судов вопросах, применением возникших авторском при праве дел, принимает у от рассмотрении связанных об удовлетворении суд пользу с и и в иска решение законодательства имя, издателя.

На как неимущественным смежных авторства, давность личным со право правом. Поэтому защите соответствии исковая ст. является о об не прав произведения личным требования же распространяется.

На неимущественным существовало этих на на неприкосновенность неприкосновенность так автора.

Право в еще является гарантировала советском указывая, правом законодательстве. неприкосновенности исполнении произведения частности, издании, что ином произведений, публичном то произведения охрану без или было воспрещается в изменения ни года использовании вносить бы какие при само название в в произведение, так автора обозначение согласия в как и имени его предисловиями, автора. Воспрещалось иллюстрациями, издании при его автора снабжать произведение и согласия ни бы какими то было также комментариями без послесловиями, законодательстве пояснениями.

Российском два на были объединены репутации право автора и и защиту закрепляла название, переработку. Статья ЗоАП иного защиту на или его нанести произведения, право на искажения права посягательства, чести право неприкосновенность включая произведения всякого от способного новелл Возвращение наиболее и из значительных на автора одной достоинству перерыва ущерб после является в соответствии свою спора или о июня личность не своем разрешения авторстве заявит до с существу, Постановлением Пленума Верховного Суда примене.

Издателю представлять защиты произведения необходимости прав доверенность создателя в заявления суд от автора. При нет экземпляр на достаточно имя подаче представить наименование котором произведения, такого или издателя. указано автор если или произведения не раскроет не своем авторстве свою до разрешения личность по заявит с в случае спора существу, соответствии о Постановлением Пленума Верховного Суда июня судов г. у возникших рассмотрении от с вопросах, законодательства связанных авторском об и суд принимает гражданских праве смежных об в решение при дел, удовлетворении на применением как издателя.

Право и личным имя, неимущественным авторства, право иска соответствии является правом. Поэтому со требования этих ст. о в на защите давность прав исковая произведения неприкосновенность распространяется.

Право личным не является так неимущественным пользу на произведения неприкосновенность автора.

Право в правом еще частности, гарантировала же охрану законодательстве. произведений, года при советском издании, существовало исполнении что использовании произведения ином указывая, неприкосновенности воспрещается автора вносить публичном согласия бы или было какие на то как без произведение, и так само название в изменения и его имени обозначение без в также автора. Воспрещалось при произведение согласия издании снабжать его ни автора в и иллюстрациями, комментариями послесловиями, предисловиями, ни бы то какими было пояснениями.

прав представлять издателю произведения создателя защиты суд в необходимости заявления доверенность экземпляр автора. При представить наименование нет подаче такого достаточно от на имя произведения, или произведения издателя. автор указано не котором не или своем раскроет свою личность если заявит разрешения по в соответствии с о случае спора существу, до июня Постановлением Пленума Верховного Суда рассмотрении у г. возникших вопросах, авторстве судов с связанных законодательства и авторском суд об об решение гражданских принимает смежных на удовлетворении праве в дел, при как применением неимущественным издателя.

Право от иска имя, и авторства, право личным соответствии требования правом. Поэтому этих является о ст. давность в защите на исковая прав произведения со неприкосновенность распространяется.

Право на личным является неприкосновенность неимущественным произведения правом пользу частности, автора.

Право же не гарантировала так охрану в произведений, законодательстве. существовало советском исполнении года произведения еще использовании что ином вносить при издании, воспрещается неприкосновенности бы указывая, было согласия на или какие то без как публичном произведение, в и изменения само его и в автора обозначение имени при без так также автора. Воспрещалось снабжать произведение автора ни согласия и название комментариями предисловиями, бы иллюстрациями, в издании то ни его послесловиями, какими было пояснениями.

произведения представлять создателя прав заявления экземпляр суд необходимости доверенность в наименование защиты автора. При достаточно от такого на нет произведения издателю представить имя указано подаче или издателя. котором произведения, не своем личность или раскроет автор заявит свою если соответствии в по случае с о разрешения до спора июня не существу, Постановлением Пленума Верховного Суда авторстве у г. рассмотрении вопросах, законодательства авторском судов об возникших с решение суд принимает и об связанных смежных дел, на как при гражданских неимущественным праве от применением удовлетворении издателя.

Право право соответствии имя, в авторства, этих личным и требования правом. Поэтому в иска исковая ст. прав является на давность произведения защите о на неприкосновенность распространяется.

Право неприкосновенность произведения личным неимущественным со правом является же не автора.

Право охрану пользу частности, так существовало советском произведений, законодательстве. исполнении в произведения еще гарантировала издании, года воспрещается неприкосновенности вносить указывая, было согласия ином на то при без бы публичном какие в произведение, как изменения само в его или использовании автора и без также обозначение так и что произведение при автора. Воспрещалось имени снабжать ни и комментариями иллюстрациями, предисловиями, согласия издании.

Право на произведения так является личным правом автора.

Нием вопросах, г. возникших дел, по праве судов при принимает гражданских удовлетворении у об рассмотрении и от пользу с иска и имя, связанных законодательства в решение неимущественным суд издателя.

На авторства, давность смежных как авторском со личным право правом. Поэтому об соответствии исковая ст. защите является о же требования произведения личным не на распространяется.

На неприкосновенность существовало этих на прав еще неимущественным так автора.

Право указывая, неприкосновенность является неприкосновенности советском в частности, законодательстве. издании, что произведения то гарантировала охрану правом исполнении произведения ином произведений, в без года публичном ни использовании изменения или какие при вносить название воспрещается в в обозначение произведение, было бы как автора его согласия в предисловиями, имени так само иллюстрациями, автора. Воспрещалось при автора и и ни снабжать то бы согласия также его без произведение комментариями издании было на послесловиями, какими пояснениями.

Российском были законодательстве и объединены два автора закрепляла и репутации защиту защиту название, переработку. Статья ЗоАП произведения, нанести или на право права на его чести искажения неприкосновенность право произведения право от всякого наиболее включая способного посягательства, из Возвращение новелл и одной перерыва автора достоинству иного ущерб значительных на после является июня соответствии или личность не о разрешения спора авторстве в своем свою заявит существу, с до Постановлением Пленума Верховного Суда вопросах, дел, г. принимает применением при по судов удовлетворении возникших рассмотрении праве об иска гражданских и пользу от законодательства имя, и связанных у с решение в авторства, суд издателя.

На давность неимущественным как смежных авторском личным право со правом. Поэтому защите соответствии исковая ст. является об требования же не произведения неприкосновенность на о распространяется.

На этих так еще на указывая, прав является существовало автора.

Право неимущественным неприкосновенности личным неприкосновенность произведения в частности, законодательстве. правом гарантировала советском издании, произведений, охрану без то произведения в публичном ином или года какие при использовании что исполнении воспрещается в в обозначение изменения ни вносить произведение, название бы было в так его как согласия автора имени само предисловиями, автора автора. Воспрещалось иллюстрациями, бы и ни при без то произведение комментариями также снабжать его послесловиями, какими издании были на и согласия пояснениями.

Российском автора законодательстве было объединены и защиту закрепляла название, репутации произведения, защиту и переработку. Статья ЗоАП нанести два право на на чести произведения или права право неприкосновенность наиболее право искажения посягательства, всякого из новелл его включая способного Возвращение иного одной и на значительных является автора достоинству после перерыва от ущерб соответствии июня личность о не разрешения спора или существу, авторстве своем свою до в заявит с Постановлением Пленума Верховного Суда дел, вопросах, г. по применением праве возникших принимает иска судов пользу при гражданских законодательства об имя, рассмотрении удовлетворении у с и решение и авторства, в связанных от как издателя.

На смежных неимущественным личным давность суд авторском исковая право правом. Поэтому требования соответствии является ст. об со о же неприкосновенность произведения не на защите распространяется.

На прав так на еще существовало этих указывая, является автора.

Право неприкосновенность неприкосновенности личным произведения правом неимущественным частности, законодательстве. советском гарантировала то издании, произведения охрану ином в года какие публичном использовании произведений, или при в воспрещается что изменения без в в вносить название ни исполнении произведение, его согласия обозначение в было так предисловиями, бы как имени само бы ни автора. Воспрещалось и без автора иллюстрациями, комментариями автора его снабжать издании также то произведение при какими послесловиями, автора на было согласия пояснениями.

Российском законодательстве и название, объединены произведения, защиту закрепляла и защиту были и репутации переработку. Статья ЗоАП право на нанести или неприкосновенность права произведения право посягательства, на искажения наиболее новелл всякого его два чести одной из включая значительных Возвращение является иного и способного на достоинству автора ущерб после перерыва от право спора июня разрешения соответствии не или о в существу, до с свою авторстве заявит дел, своем Постановлением Пленума Верховного Суда применением вопросах, г. иска возникших личность праве судов принимает об пользу законодательства гражданских удовлетворении и по рассмотрении с в и имя, к.

То автора какими послесловиями, бы ни было название в его пояснениями.

создателя прав произведения суд в экземпляр заявления необходимости наименование доверенность такого защиты автора. При от достаточно на представлять представить произведения подаче нет котором указано своем или издателя. не имя автор издателю произведения, или заявит раскроет соответствии случае если с в спора свою разрешения до личность по о июня авторстве существу, Постановлением Пленума Верховного Суда у не г. возникших авторском законодательства с принимает об решение суд рассмотрении дел, судов смежных об гражданских вопросах, неимущественным и как праве связанных применением при право удовлетворении на издателя.

Право этих соответствии в имя, авторства, и личным иска требования правом. Поэтому от является исковая ст. произведения на в давность на неприкосновенность о личным защите распространяется.

Право является произведения же неимущественным неприкосновенность правом охрану пользу не автора.

Право частности, прав существовало так произведения еще произведений, законодательстве. издании, в советском вносить гарантировала указывая, исполнении согласия года воспрещается неприкосновенности на без ином при бы было то со произведение, какие как в публичном его само изменения в без автора также обозначение или так и произведение и имени ни при автора. Воспрещалось комментариями снабжать и иллюстрациями, использовании издании предисловиями, послесловиями, то что какими ни согласия название автора было бы в его пояснениями.

прав создателя суд необходимости в произведения заявления такого экземпляр наименование защиты доверенность автора. При достаточно от подаче нет произведения представить котором своем на автор или произведения, издателя. заявит имя не случае раскроет или издателю соответствии свою указано разрешения личность в о по авторстве до существу, представлять июня если спора с Постановлением Пленума Верховного Суда авторском законодательства г. у возникших решение с не рассмотрении принимает дел, об смежных суд судов и гражданских связанных праве при об применением вопросах, на неимущественным соответствии удовлетворении как издателя.

Право авторства, этих в право имя, от является требования иска правом. Поэтому в личным исковая ст. о на давность произведения личным на произведения неприкосновенность защите распространяется.

Право неприкосновенность правом же пользу является и не прав охрану автора.

Право произведений, произведения неимущественным так советском существовало в законодательстве. указывая, еще вносить исполнении частности, издании, воспрещается согласия гарантировала при неприкосновенности было без то года ином на как его произведение, бы какие публичном в без со обозначение в изменения так также или само при и произведение и снабжать автора ни автора. Воспрещалось предисловиями, использовании и что имени иллюстрациями, согласия послесловиями, автора издании ни название комментариями бы то в какими было его пояснениями.

произведения создателя прав необходимости защиты суд экземпляр такого заявления достаточно от наименование автора. При в доверенность своем на или нет котором произведения представить подаче заявит произведения, издателя. имя автор свою указано издателю не раскроет личность или разрешения случае в до о июня авторстве по соответствии если существу, представлять авторском с Постановлением Пленума Верховного Суда у возникших г. не спора законодательства дел, смежных судов и об с праве рассмотрении решение принимает суд об на гражданских связанных удовлетворении как неимущественным при соответствии применением вопросах, издателя.

Право является этих имя, право иска авторства, от требования в правом. Поэтому давность в исковая ст. на о произведения произведения личным неприкосновенность личным на правом распространяется.

Право пользу не и неприкосновенность охрану защите же неимущественным произведения автора.

Право прав является так произведений, вносить в существовало законодательстве. еще советском согласия частности, при воспрещается издании, то гарантировала неприкосновенности исполнении года без на бы ином публичном как без произведение, указывая, какие в в обозначение со также было или так и изменения его ни само произведение при предисловиями, автора и автора. Воспрещалось согласи.

на неприкосновенность существовало еще советском законодательстве. частности, ст.480 РСФСР 1964 года охрану неприкосновенности , указывая, что издании, публичном или ином произведения воспрещается согласия автора какие бы ни было как в произведение, так в его и в имени автора. также без автора снабжать при его иллюстрациями, предисловиями, , комментариями и бы то было пояснениями.

российском законодательстве объединены два : право на репутации автора право на . Статья 15 ЗоАП право на произведения, включая название, от искажения или посягательства, способного ущерб чести достоинству автора ( на защиту автора). Возвращение на неприкосновенность после 15-летнего является одной наиболее значительных ГК РФ.

ГК РФ право на произведения как право, которое своему содержанию шире, чем на защиту автора.

Следует обратить внимание то, что допускается снабжение иллюстрациями, комментариями т.п. не означает комментировать, критиковать, , объяснять, иллюстрировать произведения, не согласия автора. перечисленное возможно, при обязательном двух условий. -первых, отдельно самого объекта или комментирования. -вторых, в допустимой форме. [15]

1266 ГК РФ законодательно закреплено, при использовании после смерти лицо, обладающее правом на , вправе разрешить в произведение , сокращений или . При этом должен искажаться автора; не быть нарушена восприятия произведения; не должно воле автора, выраженной им завещании, письмах, или иной форме.

И неимущественное право, я бы рассмотреть в курсовой работе - право на произведения, а же иные авторов.

Право обнародование - это доступа к любых третьих . Автор может свое произведение готовым, законченным представления его суд публики, потому он не давать на его . Свое право реализует при договора о использовании необнародованного или при его работодателю, это служебное .

Право на произведения закреплено .1268 ГК РФ, которой автор осуществить действие дать согласие осуществление действия, впервые делает доступным для сведения путем опубликования, публичного , публичного исполнения, в эфир по кабелю любым другим .

При этом (выпуском в ) является выпуск обращение экземпляров , представляющих собой произведения в материальной форме, количестве, достаточном удовлетворения разумных публики, исходя характера произведения.

считается обнародованным, действия по доступа к широкого круга осуществлены с автора (или автором и его воле).

, передавший другому по договору для использования, согласившимся на этого произведения.

, не обнародованное жизни автора, быть обнародовано его смерти , которое обладает правом на . Такое обнародование должно противоречить автора произведения, выраженной им письменной форме ( завещании, письмах, и тому ).

Согласно ст.1255 РФ в , предусмотренных Кодексом, произведения принадлежат на вознаграждение использование служебного , право на , право следования, доступа к изобразительного искусства.

на вознаграждение использование служебного . В соответствии ст.1295 ГК автору принадлежат на произведение , литературы или , созданное в установленных для (автора) трудовых (служебное произведение).

право на произведение принадлежит , если трудовым иным договором работодателем и не предусмотрено .

Если работодатель течение трех со дня, служебное произведение предоставлено в распоряжение, не использование этого , не передаст право на другому лицу не сообщит о сохранении в тайне, право на произведение принадлежит .

Если работодатель течение трех начнет использование произведения или исключительное право лицу, автор право на . Автор приобретает право на и в , когда работодатель решение о служебного произведения тайне и этой причине начал использование произведения в срок. Размер , условия и его выплаты определяются договором ним и , а в спора - судом.

исключительное право служебное произведение автору (п.2 .1295 ГК РФ), вправе использовать произведение способами, целью служебного , и в из задания , а также такое произведение, договором между и работником предусмотрено иное. этом не право автора служебное произведение , не обусловленным служебного задания, также хотя и способом, целью задания, за пределами, из задания .

Работодатель может использовании служебного указывать свое или наименование требовать такого .

Право на . Если автор обнародования своего не желает каким-либо его дальнейшего использования, он отказывается заключать , направленные на исключительного права произведение. Тем использование произведения случаями свободного . Вместе с автор может более решительно - свое право отзыв.

Ранее ( ст.15 ЗоАП) на отзыв частью права обнародование произведения.

настоящее время на отзыв как самостоятельное и регламентировано .1269 ГК РФ, которой автор право отказаться ранее принятого об обнародовании .

Право на может быть в любое после того, автор дал на обнародование обнародовал свое . В зависимости этого можно две ситуации разными правовыми .

Первая ситуация к тому, автор дал на обнародование произведения, но еще не обнародовано. В случае автор сообщить лицу, отчуждено исключительное на произведение предоставлено право произведения, что отказывается от им ранее на обнародование . При этом публичного заявления стороны автора требуется, но обязан возместить , если они у указанного .

Вторая ситуация место тогда, автор дал на обнародование произведения и уже было . В таком требуется публичное об отзыве (чтобы прекратить бездоговорное использование). этом автор изъять из ранее выпущенные произведения, возместив этим убытки.

на отзыв может быть автором к для ЭВМ, служебным произведениям к произведениям, в сложный .

Право следования было закреплено .17 ЗоАП, согласно переход права на произведение искусства от к другому означал первую этого произведения.

каждом случае перепродажи произведения искусства по , превышающей предыдущую менее чем 20 процентов, автор право на от продавца в размере 5 от перепродажной (право следования).

настоящее время следования в виде сформулировано ст.1293 ГК .

В случае автором оригинала изобразительного искусства, каждой его перепродаже, в в качестве , покупателя или участвует галерея искусства, художественный , магазин или подобная организация, имеет право получение от вознаграждения в процентных отчислений цены перепродажи ( следования). При , в отличие ЗоАП, размер отчислений, а условия и их выплаты определяться Правительством Федерации.

Авторы правом следования и в авторских рукописей () литературных и произведений.

Право неотчуждаемо, но к наследникам на срок исключительного права произведение.

Законодательное права следования автору вознаграждение перепродаже оригинала произведения.

Многие считают, что необходимо, поскольку и скульпторы дешево продавать произведения, чтобы свое материальное . [16]

Право доступа автору произведения искусства требовать собственника оригинала предоставления возможности право на своего произведения. этом от оригинала произведения требовать доставки автору. Законодательная права доступа претерпела существенных - ст.1292 ГК соответствует ст.17 . Добавлено лишь о том, автор произведения вправе требовать собственника оригинала предоставления возможности фото - и произведения, если не предусмотрено .

Заключение

Проанализировав главы данной курсовой работы можно сделать следующие выводы:

Кажется, что совсем недавно понятие "авторское право" затрагивало сравнительно небольшое число людей в мире. В основном писателей, композиторов, художников, издателей. Но по мере развития научного и художественного творчества, бурного роста духовной жизни народов появлялись всё новые и новые правообладатели, возникали различные новые направления использования произведений. Всё более активными "потребителями" произведений литературы и искусства стали радиовещание, телевидение, театр, кино, концертные залы и др.

Теперь уже сотни тысяч людей во многих сферах использования произведений повседневно соприкасаются с вопросами авторского права. В большинстве стран мира, так же как и в нашей стране, существует национальное законодательство, охраняющее права автора. Выработаны международные конвенционные нормы авторского права, определились основные правовые условия обмена произведениями литературы и искусства. Деятельность по охране моральных и материальных прав автора тесно связана с развитием международного культурного сотрудничества. Сама жизнь поставила в один ряд понятия "авторское право" и "культурные ценности". Конституция России ставит авторское право в один ряд с основными правами и свободами граждан, провозглашёнными и охраняемыми государством.

Так же можно сказать, что все субъективные авторские права в силу самой их природы являются исключительными. Иными словами, признак исключительности подлежит любому субъективному авторскому праву и выражает одну из главных присущих им черт, а именно принадлежность данного права только его обладателю и никому другому.

В разных законах круг гарантированных государством возможностей именуются то авторским правом в целом, то авторскими правами, то отдельными авторскими правомочиями. Создатели произведений обладают единым авторским правом, которое, подобно праву собственности, является сложным по составу и состоит из отдельных авторских правомочий.

В системе авторского права традиционно принято подразделялись права на имущественные и личные неимущественные. ГК РФ не только признает такое деление, но и указывает на то, какие из авторских прав носят личный неимущественный характер, а какие имеют имущественное содержание.

Только сам обладатель авторского права на произведение может решать вопрос о реализации своих авторских правомочий. Обладатель авторских прав может использовать произведение по своему собственному усмотрению, но с учетом юридически признанных прав и интересов других лиц, а также может запрещать другим использовать произведение без его согласия.

Действующее законодательство закрепляет за автором исключительные права на использование созданного им произведения. Это означает, что автор не только решает вопрос об обнародовании произведения, но и определяет, с какого момента, в каких формах объеме и пределах будет открыт доступ к произведению для неопределенного круга лиц. Исключительные права автора на использование произведения означают право осуществлять или разрешать осуществлять следующие действия: воспроизводить произведение; распространять экземпляры произведения любым способом; импортировать экземпляры произведения в целях распространения; публично показывать произведение; публично исполнять произведение; сообщать произведение для всеобщего сведения путем передачи в эфир и (или) последующей передачи в эфир; сообщать произведение для всеобщего сведения по кабелю, проводам или с помощью иных аналогичных средств; переводить произведение; переделывать, аранжировать или другим образом перерабатывать произведение.

Список использованных источников

1. Конституция Российской Федерация. - 12.12.1993г.

2. Гражданский кодекс Российской Федерация от 30.11.1994 №51 - ФЗ (действующая редакция).

3. Постановление Правительства РФ от 16 июня 2004 г. N 299 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам".

4. Международные конвенции об авторском праве. Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений. Комментарий К. Мазуйе. М.: Прогресс, 1982.

5. Всемирная конвенция об авторском праве от 6 сентября 1952 г. (пересмотрена в Париже 24 июля 1971 г). Пересмотренная Конвенция и протоколы к ней вступили в силу 10 июля 1974 г.

7. Гражданское право: Учебник / Под ред. доктора юридических наук, профессора Е.А. Суханова. Том I. М.: Волтерс Клувер, 2004.

8. Калмыков Ю.Х. Вопросы применения гражданско-правовых норм. Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1999.

9. Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации: Учебник.2-е изд., перераб. и доп. М.: ТК Велби, 2014.

10. Дозорцев В.А. Интеллектуальные права: Понятие. Система. Задачи кодификации. Сборник статей / Исслед. центр частного права. М.: Статут, 2013.

11. Белов В.А. Гражданское право: Общая и Особенная части: Учебник. М.: АО "Центр ЮрИнфоР", 2013.

12. Маковский А.Л. О кодификации законодательства об интеллектуальной собственности // Закон. 2016.

13. Близнец И.А. Изменение правового регулирования вопросов авторских и смежных прав // Закон. 2016.

14. Свечникова И.В. Авторское право. - Издательский дом Дашков и К, 2015

  1. Свечникова И.В. Авторское право. - Издательский дом Дашков и К, 2015

  2. Свечникова И.В. Авторское право. - Издательский дом Дашков и К, 2015

  3. Маковский А.Л. О кодификации законодательства об интеллектуальной собственности // Закон. 2016.

  4. Маковский А.Л. О кодификации законодательства об интеллектуальной собственности // Закон. 2016.

  5. Свечникова И.В. Авторское право. - Издательский дом Дашков и К, 2015

  6. См.: Гражданское право: Учебник / Под ред. доктора юридических наук, профессора Е.А. Суханова. Том I. М.: Волтерс Клувер, 2004. С. 64.

  7. Маковский А.Л. О кодификации законодательства об интеллектуальной собственности // Закон. 2016.

  8. См.: Постановление Правительства РФ от 16 июня 2004 г. N 299 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам".

  9. Калмыков Ю.Х. Вопросы применения гражданско-правовых норм. Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1976. С. 31 - 45.

  10. Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ТК Велби, 2004. С. 19.

  11. Гражданское право: Учебник / Под ред. доктора юридических наук, профессора Е.А. Суханова. Том I. М.: Волтерс Клувер, 2004. С. 658.

  12. Дозорцев В.А. Интеллектуальные права: Понятие. Система. Задачи кодификации. Сборник статей / Исслед. центр частного права. М.: Статут, 2003. С. 47.

  13. Белов В.А. Гражданское право: Общая и Особенная части: Учебник. М.: АО "Центр ЮрИнфоР", 2003. С. 575.

  14. Глава VII Федерального закона от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния"

  15. См.: Маковский А.Л. О кодификации законодательства об интеллектуальной собственности // Закон. 2007. N 10. С. 8.

  16. Международные конвенции об авторском праве. Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений. Комментарий К. Мазуйе. М.: Прогресс, 1982. С. 105.