Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

ПОЛИГРАФИЯ И ЦВЕТОДЕЛЕНИЕ

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Цветоделение — разделение исходного изображения на цветовые составляющие, каждая из которых содержит только одномерный (численный) уровень — цветовые плоскости. В результате данного процесса, полноцветные документы выводятся с помощью фотонаборного аппарата на четыре пленки, соответствующие базовым цветам модели. Каждый цвет отдельно подвергается растрированию с различными углами наклона растровой сетки. Для каждой пленки создается своя форма для печати. После чего, если машина однокрасочная, один и тот же бумажный лист пропускают через печатную машину четыре раза. Гораздо удобней осуществлять печать на машинах, имеющих не менее четырех секций. В таком случае каждую форму устанавливают в отдельном отсеке печатной машины, и бумага последовательно проходит через отсеки с красками. С цилиндра, на котором закреплена форма, краска переносится на офсетный цилиндр, а с него — на бумажный лист. В результате данного процесса из печатной машины получается красочное изображение, называющееся цветоделенным.

Очевидно, что для передачи изображения часто достаточно оттенков одного цвета. Если речь идет об излучаемых цветах, то под оттенком цвета подразумевается тот же цвет, но отличающийся по яркости. В черно-белом телевизоре изображение формируется точками люминофора, которые могут светиться с разной яркостью. Иными словами, изображение строится из оттенков серого цвета от черного (минимальная яркость) до белого (максимальная яркость). Если бы люминофор светился, например, коричневым цветом, то изображение было бы построено из оттенков коричневого.

Цвета на отпечатке не излучают свет, поэтому их оттенки различаются оптической плотностью. Оптическая плотность служит мерой поглощения света. Чем она выше, тем оттенок темнее. Если изображение отпечатано не в оттенках серого, а какого-то иного цвета, говорят, что оно тонировано.

Существуют две разные цветовые модели — RGB и CMYK, которые одновременно похожи, но и одновременно не имеют ничего общего, из-за чего необходимо обладать знаниями о том, как правильно конвертировать одну цветовую модель в другую с получением положительного результата, однако такой конверсии все равно не обойтись без некоторых потерь. Так, работа, сделанная в RGB при переводе в CMYK потеряет часть своих цветов и в целом станет тусклее.

Цветопроба — это незаменимый инструмент в современной полиграфии. Представляет собой изображение, служащее образцом для воспроизведения цвета при тиражировании печатного материала. Этот документ служит ориентиром для корректирования цвета и для дальнейшей печати.

На данный процесс оказывают воздействие разновидность бумаги, и такие ее параметры как цвет, глянец и полупрозрачность, а также нельзя сбрасывать со счетов влияние освещения.

Актуальность исследования заключается в том, что такие процессы как цветоделение и цветопроба являются не только важными и животрепещущими темами для дизайнеров, но и незаменимыми инструментами в современной полиграфии. Без цветоделения, предварительного разложения изображения на основные составляющие в виде четырех цветов (CMYK) — голубой, пурпурный, желтый и черный, и их последующего объединения при печати, невозможно получить многоцветное изображение. Без знаний о цветовых моделях и конвертировании одной системы в другую будет практически невозможен положительный результат, а без цветопробы нельзя будет минимизировать потери конверсии из RGB в CMYK.

Новизна и степень изученности исследования. Такие полиграфические процессы как цветоделение и цветопроба изучены на довольно высоком уровне, а также не стоят на месте и развиваются. Цветовые модели RGB и CMYK также изучены должным образом, однако все еще нет способа, при котором конвертирование одной цветовой модели в другую происходило бы без потерь, что усложняет работу как дизайнеров, так и работников полиграфии.

Объект исследования. Основные этапы полиграфических процессов, связанных с цветом и цветопередачей, а также цветовые модели RGB и особенно CMYK, так как в полиграфии цветные изображения, как правило, представляются именно во второй системе.

Предмет исследования. Процессы цветоделения, предварительного разложения изображения на основные составляющие в виде четырех цветов (CMYK) — голубой, пурпурный, желтый и черный, и их последующего объединения при печати, без которого невозможно воспроизвести цветное изображение, и цветопробы, изображения, служащего образцом для воспроизведения цвета при тиражировании печатного материала. Еще одним предметом исследования курсовой работы является конвертация одной цветовой модели в другую, чтобы минимизировать потерю цветности изображения. К сожалению, такая конверсия никогда не получится без утрат цвета чисто физически, так как модель RGB основана на излучении света (например, экранов мониторов), а CMYK — на поглощении света (например, бумажный лист отдает цвета за счет его поглощения).

Цель исследования. Основная цель данной курсовой работы — рассмотрение таких полиграфических процессов как цветоделение и цветопроба, а также ознакомление и нюансы работы с цветовыми моделями RGB и CMYK, для последующей конвертации одной модели в другую.

Задачи исследования:

  • Определить, что представляет собой такой полиграфический допечатный процесс как цветоделение;
  • Выявить основы и технологии цветоделения в полиграфии;
  • Изучить такие цветовые модели как RGB и CMYK;
  • Выяснить как происходит конвертация цветовой модели RGB в CMYK;
  • Определить, что такое цветопроба;
  • Обозреть разновидности цветопробы;
  • Выяснить восприятие и ограничения, а также плюсы и минусы цветопробы.

1. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ГЛАВА

1.1. Цветоделение в полиграфии

Как уже выяснено, цветоделение — это разделение цветного исходного изображения на отдельные одноцветные равно масштабные изображения. Обычно разделение происходит на четыре однокрасочные изображения в соответствии с составными красками цветовой модели CMYK, которые затем накладываются друг на друга при печати, образуя многоцветное цветоделенное изображение на полиграфическом оттиске (см. рис. 1.1).

Рисунок 1.1. Пример цветоделения по модели CMYK

Очевидно, что для передачи изображения часто достаточно оттенков одного цвета. Если речь идет об излучаемых цветах, то под оттенком цвета подразумевается тот же цвет, но отличающийся по яркости. В черно-белом телевизоре изображение формируется точками люминофора, которые могут светиться с разной яркостью. Иными словами, изображение строится из оттенков серого цвета от черного (минимальная яркость) до белого (максимальная яркость). Если бы люминофор светился, например, коричневым цветом, то изображение было бы построено из оттенков коричневого.

Цвета на отпечатке не излучают свет, поэтому их оттенки различаются оптической плотностью. Оптическая плотность служит мерой поглощения света. Чем она выше, тем оттенок темнее. Если изображение отпечатано не в оттенках серого, а какого-то иного цвета, говорят, что оно тонировано.

Компьютерное цветоделение осуществляется автоматизированными оптоэлектронными средствами (аппаратными и программными) с помощью компьютерных издательских систем. С их созданием компьютерное цветоделение все больше вытесняет так называемое классическое цветоделение на основе аналоговых электронных или аналоговых оптических систем.

Основной задачей, которую решают все полиграфические технологии является высококачественная печать цветных изображений максимально приближенных по воспроизведению цвета к оригиналу. Первым этапом изготовления любой полиграфической продукции является получение оригинала изображения. Качество издания прежде всего зависит от полученного цветного оригинала — фотографий, рисунков, слайдов, традишнл или диджитал графики. Особенно это касается изданий, содержащих много цветных иллюстраций — каталогов, брошюр, календарей, рекламной полиграфии и т.д.

Цветовоспроизведение в полиграфии — это одна из основных задач для полиграфии; воспроизведение цветных оригиналов на оттиске. Вся история развития полиграфических технологий и создание разных способов печатания непосредственно связаны именно с решением данной задачи.

1.1.1. Основы цветоделения в полиграфии

Цветовоспроизведение в полиграфии — это технологический процесс, расчленяющий многоцветное изображение на отдельные цвета для получения определенного количества печатных форм, при помощи которых будет воспроизводиться данное изображение. Многоцветный штриховой или тоновой графический оригинал (рисунок, чертеж, фотография и т.д.) воспроизводится с совмещением на одном листе бумаги оттисков с нескольких печатных форм, причем каждая из них печатает только одной краской. В зависимости от характера графического изображения и способов репродуцирования цветоделение можно производить на графическом оригинале, негативе (диапозитиве) или на печатной форме. Компьютерное цветоделение осуществляется автоматизированными оптоэлектронными средствами (аппаратными и программными) с помощью компьютерных издательских систем.

Цветной штриховой оригинал выполняют на различных бумажных листах. На каждом нарисовано или начертано черной тушью только то, то должно печататься какой-либо одной краской. Таким оригиналом может быть обложка (шрифт — для коричневой краски, рисунок — для черной), или карта (береговая линия и населенные пункты — для черной краски, железные дороги — для красной). На рисунке ниже показан один из примеров цветоделения штрихового оригинала: 1 — это прототип, где фигурируют четыре цвета: желтый, голубой, красный и зеленый; 2 — оттиск, сделанный с клише, накатанного желтой краской; 3 — оттиск голубой краской; 4 — оттиск красной краской; 5 — совмещенный оттиск, на котором зеленый цвет получился в результате наложения голубого на желтый (см. рис. 1.2).

Рисунок 1.2. Пример цветоделения штрихового оригинала

Цветной штриховой оригинал фотографируют и на проявленной фотопластинке непрозрачной краской закрывают (выкрывают) все лишние для «первой краски» элементы изображения. Отретушированную выворотку копируют на поверхность первой печатной формы. После этого красочную маску с негатива смывают и выкрывают все лишнее для «второй краски», после чего негатив копируют на вторую форму и т.д. Этот способ применяется, когда возможно четкое отделение одного цвета от другого (см. рис. 1.3).

Рисунок 1.3. Схема воспроизведения многоцветного тонового оригинала тремя растровыми клише

Цветоделение многоцветного тонового оригинала может осуществляться прямым или косвенным способом. Прямой способ заключается в получении каждого негатива в один прием фотографирования графического оригинала через растр и светофильтр, с применением оборачивающего прибора.

При косвенном способе для получения каждого негатива фотопроцесс производится в три этапа:

  1. Фотографирование оригинала через соответствующий светофильтр, без оборачивающего прибора и растра и получение цветоделенного тонового негатива;
  2. Фотографирование полученного негатива для получения тонового диапозитива;
  3. Фотографирование этого диапозитива через растр для получения растрового негатива.

Косвенный способ позволяет ретушировать фотонегативы и диапозитивы, то обечпечивает большие возможности в области корректуры цветоделения, а также позволяет воспроизводить находящиеся в музеях картины, которые не могут быть доставлены в типографию. Так делали раньше и на данный момент к этим двум способам прибегают все реже и реже.

Цветоделение в программах обработки графики и верстки осуществляется очень просто. Первоначально оно заключается в задании для документа соответствующего цветового профиля и установлении его параметров согласно условиям будущего фотовывода. Затем осуществляется печать в PDF с выбором сепаратного режима вывода. В итоге получается цветоделенный четырехстраничный PDF-файл соответственно плашкам.

1.1.2. Технологии цветоделения в полиграфии

В полиграфическом производстве любое цветное изображение, предназначенное для тиражирования, предварительно разделяют на основные составляющие — четыре цвета цветовой модели CMYK — голубой, пурпурный, желтый и черный, так как именно эти цвета используются в полиграфии для получения цветных изображений. Данный процесс зовется цветоделением.

Раннее данный процесс осуществлялся с помощью оптических фильтров и системы растров, но сейчас все автоматизировано. Изображение сначала конвертируется в цифровой вид с помощью сканера или фотокамеры (в моделях RGB или LAB), затем переводится в CMYK и разделяется на каналы в программах для работы с графикой, предназначенных для верстки или обработки изображения и последующей печати.

Данная технология относится к субъективному смешиванию цветов, предполагающего, что на материал (бумагу или пленку) наносятся слои цветовых красителей, каждый из которых вычитает (поглощает) из белого цвета свою долю спектра. В теории цветовоспроизведение — расчленение многоцветного изображения на отдельные цвета для получения определенного количества печатных форм, при помощи которых будет воспроизводиться данное изображение — выделяет так же аддитивную цветовую модель. В ней происходит суммирование одноцветных потоков в один результирующий. Обозначается как RGB — красный, зеленый и синий соответственно. Данная модель имеет больший цветовой охват и применяется в электронно-лучевых устройствах вроде телевизорах, мониторах и т.д.

Также в теории в полиграфии не должно быть черного цвета, так как его можно получить наложением трех основных красок. На практике же даже незначительное нарушение баланса красок «по серому» ведет не к черному, а к темно-коричневому цвету. Именно из-за этого и была введена черная краска, которую по-другому называют контурной. С ее появлением возникла необходимость в создании различных технологий цветоделения, связанная со способами изготовления фотоформ для черной краски.

На данный момент существует три технологии цветоделения:

  1. Традиционная технология цветоделения с градацией черного;

При данной технологии черный цвет наносится поверх трех триадных (основных) цветов в самых темных областях. Его главное неудобство состоит в том, что максимальный уровень краски на самых темных участках оттиска достигает до 400%, то есть по 100% на каждый цвет. Из-за этого каждый лист приходится тщательно просушивать или использовать противоотмарочные порошки и жидкости во избежание отмарывания или перетискивания краски на соседний бумажный лист. Еще одним минусом данной технологии является то, что она не годится для офсета.

  1. Технология UCR (Under Color Removal);

Суть данной технологии состоит в замене в процессе изготовления цветоделенных фотоформ (печатных форм) трех цветных красок триады, присутствующих в одном элементе цветного оригинала, на равное количество черной краски на ее цветоделенной фотоформе (печатной форме).

При печатании цветных, особенно темных изображений наибольшие проблемы возникают в самых темных местах изображения, поэтому резонно уменьшить количество триадных красок в тех местах, где будет нанесена черная, тем самым сократив их суммарное количество.

Также при использовании данной технологии все тона, состоящие из равного количества триадных красок, оказываются еще и очень чувствительными к балансу по серому цвету. Из-за этого при печати приходится внимательно следить за его соблюдением. Поэтому технология UCR при цветоделении применяется главным образом к темным цветам, практически не влияя на остальные оттенки. Именно поэтому наибольшее распространение из всех технологий цветоделения получила именно технология UCR, так как она позволяет минимизировать потребление печатных красок.

  1. Технология GCR (Gray Component Replacement).

Сущность данной технологии основана на том, что черная компонента присутствует практически во всех оттенках цветного исходного оригинала, за исключением истых цветов. В технологии GCR оттенки создаются только тремя или меньшим количеством красок, причем одна из них — всегда черная.

Данная технология позволяет решить проблему высокоскоростной многокрасочной листовой и рулонной печати — отмарывание и сушку, так как технология GCR подразумевает использование минимального количества цветных печатных красок и их эквивалентной замены черной краской в местах изображения, где цветовой тон создается за счет тройного наложения цветных красок. Несмотря на все плюсы данной технологии на практике полная или максимальная технология GCR обычно не применяется.

1. 2. Цветовые модели

Цвета в природе образуются различными способами. С одной стороны, источники света (солнце, лампочки, компьютерные и телевизионные экраны) излучают свет различных длин, воспринимаемых глазом как цветной свет (см. рис. 1.4).

Рис. 1.4. Цветовой охват разных устройств

Попадая на поверхность несветящихся предметов, свет частично поглощается, а частично отражается. Отраженное излучение воспринимается глазом как окраска предметов. Таким образом, цвет объекта возникает в результате излучения или отражения. Однако без способа точного описания цвета в стандартизированных цифровых выражениях было бы просто невозможно. Цветовые модели RGB и CMYK являются средствами количественного описания цвета и различия между оттенками цвета.

Эти две самые распространенные цветовые модели одновременно похожи, но и одновременно не имеют ничего общего, из-за чего необходимо обладать знаниями о каждой из них и о том, как правильно конвертировать одну цветовую модель в другую с получением более-менее положительного результата, однако такой конверсии все равно не обойтись без некоторых потерь. Так, работа, сделанная в RGB при переводе в CMYK потеряет часть своих цветов и в целом станет тусклее.

1.2.1. Цветовая модель RGB

RGB — аддитивная цветовая модель, как правило, описывающая способ кодирования цвета для цветовоспроизведения с помощью трех цветов, которые принято называть основными.

В системе RGB все оттенки спектра получаются из сочетания трех основных цветов: красного, синего и зеленого (Red, Green и Blue), заданный с разным уровнем яркости. Эта система является аддитивной, то есть в ней выполняются правила сложения цветов. Сумма трех основных цветов при максимальной насыщенности даст белый цвет, а при нулевой — черный. Красный и зеленый образуют желтый, зеленый и синий — голубой, а синий и красный — пурпурный (см. рис. 1.5).

Рисунок 1.5. Цветовая модель RGB

Данная цветовая модель применима для всех изображений, видимых в проходящем или прямом свете. Она адекватна цветовому восприятию человеческого глаза, рецепторы которого также «настроены» на красный, синий и зеленый цвета. Поэтому построение изображения на экранах мониторов, в сканерах и других оптических приборах соответствует системе RGB.

В компьютерной RGB-системе каждый основной цвет может иметь 256 градаций яркости. Это связано с особенностями обработки информации в компьютере, где 256 градаций соответствует 8-битовому режиму.

1.2.2. Цветовая модель CMYK

CMYK — субтрактивная цветовая модель, используемая прежде всего в полиграфии для стандартной триадной печати. Схема CMYK обладает сравнительно с RGB меньшим цветовым охватом.

Цветовая модель CMYK в отличии от RGB описывает поглощаемые цвета. Цвета, которые используют белый свет, вычитая из него определенные участки спектра, называются субтрактивными (вычитательными). Основными цветами данной цветовой модели являются голубой, пурпурный и желтый (Cyan, Magenta и Yellow). Голубой получается путем вычитания из белого красного цвета, пурпурный — зеленого, желтый — синего. При смешении всех трех основных цветов CMYK получается черный цвет, т. е. сложение цветов в данной цветовой модели аддитивно (см. рис. 1.6).

Рисунок 1.6. Цветовая модель CMYK

На практике же при наложении трех основных цветов CMYK получается не черный, а темно-коричневый оттенок. Поэтому к триадным цветам был добавлен четвертый, черный (black), называемый также Key color, оттого вся система и получила свое название CMYK (Cyan, Magenta, Yellow и Key color). Кроме того, основными причинами использования черного пигмента также таковы:

  • При выводе мелких черных деталей изображения или текста без использования черного цвета возрастает риск недостаточно точного совпадения точек нанесения пурпурного, голубого и желтого цветов. Увеличение же точности печатающего аппарата требует неадекватных затрат;
  • Смешение 100% пурпурного, голубого и желтого пигментов в одной точке в случае струйной печати смачивает бумагу, деформирует ее и увеличивает время просушки. Аналогичные проблемы возникают в случае с так называемой суммой красок в офсете. В зависимости от типа материала и технологии печати ограничение по сумме красок может быть ниже 300%, что делает технически невозможным синтез насыщенного черного из трех стопроцентных компонентов триады;
  • Черный пигмент (в качестве которого, как правило, используется сажа) существенно дешевле остальных трех в цветовой модели CMYK.

1.2.3. Конвертация RGB в CMYK

Цветоделением также называется разложение цветного изображения из режима RGB на четыре составные краски CMYK, которые затем соединяются при печати, образуя многоцветное изображение.

Многие оттенки, созданные цветовой моделью RGB, не удается передать в полной мере при печати. Из-за этого красочные цвета на мониторе после печати оказываются блеклыми. Это происходит из-за того, что экран компьютера использует свет, чтобы воссоздать цвета, поэтому цветные изображения выглядят намного ярче, чем при печати в CMYK (см. рис. 1.7).

Рисунок 1.7. Отличие изображения в цветовой модели RGB от изображения в CMYK

Переход из RGB в CMYK осуществляется через специальные программные фильтры, где учитываются все будущие установки печати: система основных триадных красок, коэффициент растискивания точки, баланс красок, способ генерации черного цвета, а также максимальный уровень краски и т.д. Цветоделение является очень сложным процессом, поэтому качество готового цветного изображения во многом зависит от опыта всех, кто занимается проектом.

Последовательность конвертации RGB в CMYK в Adobe Photoshop:

  1. Выбрать в главном меню вкладку «Редактирование» и нажать на «Преобразовать в профиль…» (см. рис. 1.8).

Рисунок 1.8. Выбор команды «Преобразовать в профиль…» во вкладке «Редактировать»

  1. В открывшемся диалоговом окне необходимо поставить галочку напротив «Использовать компенсацию точки черного», а поле «Профиль» нужно выбрать «Заказной CMYK» (см. рис. 1.9).

Рисунок 1.9. Выбор команды «Заказной CMYK» в поле «Профиль»

  1. Далее необходимо нажать «ОК» в открывшемся диалоговом окне, чтобы продолжить преобразование в CMYK (см. рис. 1.10).

Рисунок 1.10. Соглашение, чтобы продолжить преобразование в CMYK

  1. В открывшемся диалоговом окне в поле «Цвет красок» необходимо выбрать «SWOP (мелованная бумага)», в поле «Растискивание» — «Стандартное» со значением 12%, а также в поле «Черная краска не более» нужно поставить значение 80% (см. рис. 1.11).

Рисунок 1.11. Установка необходимых значений в оке «Заказной CMYK»

  1. Необходимо нажать «ОК», после чего произведется перевод RGB в CMYK (см. рис. 1.12).

Рисунок 1.12. Получившийся перевод RGB в CMYK

На сегодняшний день форматами, принятыми в качестве стандартных, считаются JPEG, GIF и PNG. Все они относятся к категории так называемых «сжатых» файлов, так как теми или иными способами хранящееся в них изображение «упаковывается», зачастую за счет потери качества. Так, например, JPEG укрупняет соседние пикселы изображения в блоки и рассчитывает усредненное значение цвета для них. Два других формата позволяют сократить число используемых в файле цветов до одного из стандартных уровней или же точно индексировать их количество. Частичная потеря качества — это неизбежная жертва, на которую приходится идти при оптимизации изображений.

2. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ГЛАВА

2.1. Цветопроба в полиграфии

Цветопроба — это способ получить представление о цвете и будущем тираже, возможность скорректировать потери после конвертации RGB в CMYK для дальнейшей печати. Цветопроба является распечаткой изображения, которая отображает реальные оттенки всех цветов, используемых в заказе. Фактически она имитирует печатный процесс с точки зрения воспроизведения цвета.

Получившаяся в ходе цветопробы распечатка представляет собой лист выбранного формата, на который наносятся изображение и цветовая палитра. Чтобы документ полностью соответствовал ожиданию, необходимо использовать специальные материалы и устройства. Для цветопробы обычно берется бумага высокого качества и плотности, а также при распечатывании применяется та же типографская краска, что и в основной печати. Процесс осуществляется с помощью профессионального принтера.

Цветопроба не является чем-то обязательным, однако она позволяет избежать многих проблем, ведь изображение даже без конверсии на мониторе компьютера не всегда совпадает с тем, что может получится на выходе из типографии. Например, одна из самых частых проблем — это недостаточная яркость изображения. Однако благодаря цветопробе можно увидеть все цветовые недоработки или их отсутствие, а также получить достоверный образец готовой полиграфической продукции.

Еще одно важное назначение цветопробы — это контроль за качеством цветопередачи. Например, с ее помощью можно легко отследить и устранить паразитные рисунки и муары. Именно поэтому цветопроба является одним из важных инструментов для обеспечивания цветовоспроизведения в полиграфии наряду с денситометрическим и колориметрическим контролем. Цветопроба не должна передавать те изображения, которые невозможно воспроизвести обычной полиграфической печатью.

2.2. Виды цветопробы

Существует много разновидностей цветопробы, которые отличаются разными подходами, инструментами и т.д., однако основными являются:

  • Цифровая цветопроба

Это самый недорогой и достаточно быстрый вид цветопробы. Для нее используются специальные печатающие устройства, которые наилучшим образом передают цветовые оттенки. Источником для вывода изображения служит любой цифровой файл, а для оттиска документа требуется лишь типографская бумага, на которой планируется печать основного тиража, и те же краски.

Цифровая цветопроба может быть неконтрактной или контрактной. При такой печати изображение легко откалибровать и также возможны детальные настройки цвета.

Минусы данного вида цветопробы связаны с качеством оборудования. Наиболее достойные цветопробы можно получить только на профессиональных устройствах. Еще одним недостатком является невозможность воспроизвести растровую точку.

  • Экранная цветопроба

Экранная цветопроба является самым быстрым видом цветопробы, так как для нее не требуется печать. Цвета и изображение выводятся на мониторе компьютера или иного устройства. Основное требование к экрану — точная калибровка по цвету для отображения фактических тонов.

Экранная цветопроба позволяет оперативно вносить изменения в спектр в режиме реального времени, однако специалисты редко используют ее в профессиональной полиграфии, потому что каким бы хорошим ни был монитор, всегда возможны сильные искажения тонов, а также не получится проследить наличие мануаров, так как нет процесса печати.

Еще одним минусом является несовпадение видов цветовых палитр при печати и при отображении на экране. Типографии используют CMYK, когда как электронное изображение предоставляется в RGB.

  • Аналоговая цветопроба

Данную разновидность цветопробы отличает то, что она осуществляется путем нанесения краски на глянцевую окрашенную бумагу. Этот вид позволяет точно определить появление мануаров. Аналоговая печать цвета частично воспроизводит растровую точку.

Минусов у такой цветопробы тоже немало. Во-первых, невозможно напечатать аналоговую контрактную цветопробу, а изготовление этого вида занимает много времени и требует немало затрат.

Несмотря на все это, аналоговая цветопроба является маркером качества печати тиража, так как позволяет точно выявить все артефакты.

Каждая из этих разновидностей цветопробы имеет как свои плюсы, так и минусы, но их достаточно для того, чтобы определить достойна цветопередача получившейся полиграфической продукции и выпустить ее в дальнейшем в качественный тираж.

2.3. Восприятие и ограничения цветопробы

Кроме собственно цвета, цветопередачи и последующего цветовоспроизведения есть ряд факторов, существенно влияющих на восприятие цветопробы, например:

  • Свойства бумаги

Прямое воздействие на цветопередачу оказывает цвет бумаги. Даже если бумага кажется чисто белой, она, как правило, имеет некоторый оттенок. Кроме того, для повышения видимой белизны производители добавляют в коммерческие сорта бумаг оптические отбеливатели, которые приводят к сложным сдвигам в цветопередаче и неизбежно снижают точность расчета цвета для цветопробы. Для повышения точности цветопробы в этом аспекте стоит учесть свойства конкретной марки бумаги.

Другим важным параметром является глянец бумаги. Изображения на глянцевых носителях выглядят контрастнее, чем на матовых.

Не менее сильное воздействие оказывает полупрозрачность и толщина бумаги. Чем ниже плотность и толщина бумаги, тем больше сквозь нее просвечивает изображение, напечатанное на обороте листа.

  • Освещение

Влияние освещения на цвет зачастую не принимается в расчет, а между тем оно может радикально поменять цветопередачу. Наверное, каждый ни раз в своей жизни сталкивался с явлением искажения цвета в условиях некачественного или неестественного освещения — дешевые светодиодные или люминесцентные лампы, натриевые лампы в метро (см. рис. 2.1).

Рисунок 2.1. Сравнение цвета одной и той же сцены в разном освещении

Иногда особенности специального освещения используются для намеренного влияния на цвет, например, специальные светильники в отделах мясной продукции супермаркетов делают цвет продуктов особенно аппетитными.

В коммерческой печати технология воспроизведения цвета рассчитана на стандартизированное освещение — источник D50. Его спектр близок к естественному дневному свету. Для приложений полиграфии, чувствительных к точности цветопередачи рекомендуются использовать освещение со спектром, максимально приближенным к D50. В специальных случаях технология управления цветом позволяет учесть характеристики конкретного освещения.

В повседневной практике, если качественное освещение недоступно, рекомендуется проводить сравнение цвета либо при естественном дневном свете, то есть днем, либо при освещении источником света с высоким индексом цветопередачи (CRI) — лампы накаливания, галогенные светильники.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной курсовой работе по изучению полиграфии и цветоделению был подробно изучен такой процесс как цветоделение — разделение исходного изображения на цветовые составляющие, каждая из которых содержит только одномерный (численный) уровень — цветовые плоскости. Также были выявлены основы и технологии цветоделения в полиграфии.

Еще в работе была затронута тема цветовых моделей, в особенности таких известных как RGB и CMYK, которые одновременно похожи, но и одновременно не имеют ничего общего, а также возможность конвертировать одну цветовую модель в другую. Хоть данный процесс и невозможен без потерь, однако минимизировать их вполне возможно. Например, при помощи цветопробы —распечатки изображения, которая отображает реальные оттенки всех цветов, используемых в заказе. В данной курсовой работы был рассмотрен не только сам процесс цветопробы, но и ее некоторые из ее разновидностей:

  1. Цифровая цветопроба
  2. Экранная цветопроба
  3. Аналоговая цветопроба

Каждая из этих разновидностей цветопробы имеет как свои плюсы, так и минусы, но их достаточно для того, чтобы определить достойна цветопередача получившейся полиграфической продукции и выпустить ее в дальнейшем в качественный тираж.

Также было выяснено, что на конечный результат цветопробы, а впоследствии и на готовый полиграфический продукт влияют свойства бумаги (цвет, глянец, полупрозрачность и толщина), а также освещение.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Электронные ресурсы:

  1. Клещев О. И. Основы производственного мастерства: художественно-техническое редактирование: учебное пособие. – Екатеринбург: Архитектон, 2015. – 107 с. – То же [Электронный ресурс]. – URL: http://biblioclub.ru (дата обращения 06.01.2019 г.)
  2. Клещев О. И. Технологии полиграфии: учебное пособие – Екатеринбург: Архитектон, 2015. – 108 с. – То же [Электронный ресурс]. – URL: http://biblioclub.ru (дата обращения 08.01.2019 г.)
  3. Леонидова Г.Ф. Настольные издательские системы: практикум / Г.Ф. Леонидова; Министерство культуры Российской Федерации, Кемеровский государственный институт культуры, Институт информационных и библиотечных технологий, Кафедра технологии автоматизированной обработки информации. – Кемерово: Кемеровский государственный институт культуры, 2016. – 64 с. : ил. – Библиогр.: с. 58. – ISBN 978-5-8154-0332-1 ; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://biblioclub.ru (дата обращения 06.01.2019 г.)
  4. Техническая эстетика и дизайн: словарь / авторы-составители М. М. Калиничева, М. В. Решетова. – М.: Академический Проект, Культура, 2015. – 389 с. – То же [Электронный ресурс]. – URL: http://e-biblio.ru (дата обращения 09.01.19 г.)