Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Основные классификации политических режимов в современном мире

Содержание:

Введение

Под понятием «Политический режим» обычно понимается взаимосвязь конкретного государства с обществом и так же методы осуществления государственной (политической) власти, которые так же различаются друг от друга в зависимости от типа политических режимов.

В зависимости о особенности конкретного политического режима определяется уровень демократии в стране, различные права и свободы гражданина, а также возможность общества участвовать и влиять на государственное управление –по данному признаку политические режимы классифицируются на демократические и антидемократические.

Демократическому политическому режиму характерен институциональный и политический плюрализм, это характеризуется присутствие политических партий, организаций, обществ и клубов, которые объединяют людей по различным общим идеям и взглядам. И само собой неотъемлемой частью демократии является провозглашение равенства свобод и прав всего населения государства, государство обеспечивает конституционную защиту всех прав, свобод и интересов гражданина.

Общественные организации участвуют в принятии различных государственных решений и могут контролировать исполнительную власть и требовать от неё ответа[1].

Но несмотря на это мы не может утверждать, что в настоящее время существуют идеальные формы демократических режимов. В каждом конкретном государстве присутствую свои собственные методы исполнения государственной власти. Но при это всё равно можно выделить общие черты, которые присущи определённым видам политических режимов.

В странах с недемократическими режимами все происходит практически наоборот.

Вся власть находится в руках реакционеров, которые осуществляют своё правление диктаторскими и насильственными методами[2].

В таких странах права и свободы человека и гражданина ничем не защищены и в обществе может царит полный произвол и беззаконие. Самыми яркими примерами антидемократических режимов является тоталитаризм, авторитаризм, нацизм и фашизм.

Опираясь на выше сказанное можно сказать, что различные формы государства и их политические и идеологические особенности были очень своеобразны и уникальны по-своему, и именно они во многом решали, то каким образом данное государство будет существовать и осуществлять свою власть.

И я в данной работе ставлю перед собой задачу попытаться раскрыть особенности и характерные черты различных типов политических режимов, которые образовывались в разных государствах и разные этапы развития цивилизации и попытаться выявить их влияния на весь ход цивилизационного процесса начиная с Древних времён и заканчивая нашем временем.

Глава  I. История становления первых политических режимов.

I.I.Восточная деспотия.

Ещё за несколько тысяч лет назад , когда во многих частях света даже не было зачатков государств , на Востоке в это время уже во всю укоренилась система , которую прозвали –«Восточная деспотия». Само географическое понятие «Древний восток» охватывало колоссальные по своему размеру территории, которые протянулись От Тихого океана до Северо-западной части Африки и от Сахары до Индийского океана[3].

История развития Древневосточной цивилизации берёт своё начало ещё с IV тысячелетия до нашей эры, когда развитие общества посредством различных закономерностей приводит к тому, что властная верхушка начинает превращаться в господствующий класс, которые в основном существует за счёт эксплуатации рабов и при этом использует власть, сосредоточенную в своих руках. Особую роль в жизни народов проживающих на территории Древнего востока играло огромное количество великих рек , таких как : Нил , Евфрат , Тигр , Ганг и другие. Бассейны этих рек отличались очень хорошей для той местности плодородностью почв, при помощи которых можно было очень быстро и эффективно развивать ручное хозяйство и так же налаживать системы искусственного орошения, а так же продумывались различные способы отвода воды. Экономическое развитие государств давало возможность для накапливания и изымания продуктов потребления, которое поощряло социальную дифференцию, а необходимость в централизованном коллективном труде , которая была необходима для проведения масштабных ирригационных работ сосредотачивала власть в руках верхушек общества[4].

Цари занимали особое положение в деспотическом государстве, они являлись единственным собственником всех земель, во время войн они становились во главе армии, они были высшей судебной инстанцией, к нему приходили все налоги, он организовывал все ирригационные работы, являлся верховным жрецом и был посвящен во все таинства.

Для того что бы организовывать и создавать мощные ирригационные системы было необходимо сосредотачивать всю силу государственной власти, а одних руках, это было необходимо для поддержания особо строгой вертикали власти и поддерживании огромного централизованного бюрократического аппарата. В силу того, что поддерживать огромное количество каналов было достаточно сложно государству был необходим этот огромный бюрократический аппарат, который так же исполнял карательную функцию. Возможно, эти факторы и стали основными причинами возникновения такой формы государства как – «Восточная деспотия».

В различных цивилизациях деспотия могла иметь некие различия, но суть её всегда оставалась одинаковой: правитель, стоявший у власти имел право на всю землю и считался её собственником, а рабы же являлись собственностью всего государства. В государствах с подобным устройством рабы обычно были во владении у храмовых комплексов. Основным же источником пополнения числа дешёвой рабочей силы являлись различные военные столкновения, которых в то время было достаточно, понятное дело, что все военнопленные после пленения становились тем самым пополнением числа рабочих.

Восточной деспотии была так же характерная очень строгая система хозяйственного аппарата, это было обусловлено тем что чиновники требовали огромное количество налогов со всего населения, при этом они организовывали различного рода сельскохозяйственные работы, строительственные проекты, организовывали наблюдения за состоянием каналов, занимались набором в армию для военных походов, так же занимались судебной деятельностью. Данный тип государства был очень устойчивым и мог очень долго просуществовать, даже при том что у древневосточных людей царь(фараон) являлся живим воплощением самого бога. Царь для всего общества являлся источником божественной власти, и даже облик фараона должен был представлять из себя некое воплощение милости божественной силы . Для того что бы убедить всех в том, что боги благосклонны к фараону ему приходилось по определённым дням сидеть практически не двигаясь, при этом держа на голове венец, который символизировал вечность всего мира. -Таким образом тягости фараона в Древнем Египте описывал один из античных авторов Диодор Сицилийский.

Восточные общества были очень структурированы и иерархичны: у каждого социального слоя было своё чётко определённое место, и оно чаще всего отличалось от других своей значимостью, обязанностями, а также правами и различными привилегиям.

Устройство древневосточного общества можно было представить в виде пирамиды, данная форма была характерна всего восточного общества. У вершины пирамиды находился царь(фараон) который являлся «Дитём Божьим». Далее после царя следуют слои высшей знати, в которую входили воины, жрецы, приближённые царя и аристократия. Они являлись самыми привилегированными слоями общества того времени. Так же очень высокое положения занимал аппарат, состоящий из чиновников, который занимался государственным управлением. У высших чиновников было особенное право-они могли беспрепятственно входить к фараону, при этом некоторые из них напрямую подчинялись ему, как «Сыну Солнца». Так же очень активно развивалась культурно – политическая сфера и параллельно огромную роль играла иерархичная социальная структура , а центр в то время обладал абсолютной мощной властью , с помощью которого осуществлялся контроль над обществом.

Особым звеном в обществе являлись купцы , которые удовлетворяли потребности государства в привозе иноземных редких и очень востребованных товаров. Они могли торговать как пищей , так и различными предметами роскоши которые могли себе позволить лишь высшие слои общества . Некоторые из них занимались работорговлей. Но даже при торговле рабами этот род занятий не нашёл такого большого распространения на востоке как, например, в Древней Греции.

Отдельной категорией населения являлись-воины. Они находились на постоянной службе в армии, и получали различные снабжения от своего государства. По возвращению с удачных походов организовывалась раздача земель и рабов, и в связи с этим воины могли жить за счёт того, что они награбили на протяжении всего своего военного похода. Но все полученные ресурсы распределялись таким образом, что огромную часть от добытого присваивал себе фараон, а оставшееся небольшое количество входило в компетенцию храмовых комплексов.

Чиновники по вопросу хозяйства и государственные соновники поставленные фараоном, в основном занимались планированным распределением ресурсов, ведя строгий постоянный учёт. Но при этом была необходимость в создании неких ценностей. Этим вопросом занимались ремесленники, большая часть которых проживала в городах. Значительную часть населения составляли крестьяне-общинники. Роль основной производительной ячейки играла сельская община. Большая патриархальная семья была главной хозяйственной единицей в общине, они обычно имели своё имущество, усадьбу, и иногда рабов. Члены общины были тесно связаны между собой, это означало то , что они были обязаны оказывать друг другу взаимопомощь и нести ответственность за преступления совершённое членом общины[5]. Принадлежность к общине являлась привилегией, у свободных общинников было намного больше прав, чем у тех, кого лишали земли. У общины было право самоуправления. Кроме людей, попавших в рабство посредством военных захватов, появился новый слой людей, которые были лично независимые, но они при этом работали на различных храмовых и государственных землях. По своему положению они со временем очень близко приближались к рабам. В данный исторический период времени уровень производительного хозяйства очень сильно зависел от капризов природы, из-за которых некоторые государства иногда оказывались на краю гибели.

У людей из знатного рода начали появляться те права, которые изначально им не предназначались. Начали появляться различные религиозные оформления прав аристократов.

Создание письменных сводов законов в древних цивилизациях уже было достаточно частой практикой. По сравнению с первобытным миром, где все нормы основывались на обычае, это был довольно большой шаг. Законы сами по себе вытекали из обычного права, пойже они начали закрепляться в сознании членов общностей. Законы начали распространяться во времени и в скором времени он стал моральной нормой. Понятие «справедливость» и «закон» были практически идентичными, а задачей законодателей было лишь следование «высшему гуманизму»[6].

Древним цивилизация была характерна разниц в наказаниях, которая зависела от социального положения человека, совершившего преступление. Преступник- человек, преступивший черту, которая отделяла его от мира людей, которые живут по общепринятым нормам и законам. Собственно, наказания для различных преступников были тоже различные.

В связи с этим, какое-либо знатное лицо, совершившее преступление могло отделаться лишь небольшим денежным штрафом, или же религиозным покаянием. В то время как обычный представитель общины мог рисковать частью своего имущества, а иногда всем своим имуществом, и в крайнем случае его могли лишить жизни.

Основные социальные группы общества тех времён состояли из 3-х сословий, которые различались между собой по степени свободы, которая у них имеется и от зависимости уровня их формальной независимости от кого-либо другого:

  1. Полноправные граждане, которые принадлежали к самоуправляющийся структуре с общинным типом, их жизнь во многих аспектах управлялась ими самими.
  2. Неполноправные граждане, существование которых во многим контролировалось и регламентировалось другими лицами, от которых они могли считаться формально зависимыми. Они могли контролироваться как государством, так и частными лицами.
  3. Рабы – люди, которые на тот момент буквально считались за чьё-либо движимое имущество, которое можно было произвольно эксплуатировать, используя их труд и время, а также их можно было либо продать, подарить кому-либо другому, или же подарить свободу.

Сословное деления очень сложно и тесно соотносилось с классовым, при том что господствующий класс в большей части состоял из представителей первого сословия, но при этом включало в себя представителей второго сословия, но при всём этом как представители первого сословия, так и представители второго сословия, они оба могли быть зависимыми от кого-либо другого и даже могли стать подневольными, общинников могли вовсе не эксплуатировать , , так как они принадлежали к классу зависимого населения, ну и наконец рабы могли эксплуатироваться так же как и подневольные и зависимые сословия[7] .

Наличие данных трёх разновидностей основных классов Древневосточного общества во много определяло характер и структуру различных социальных взаимоотношений, которые происходили внутри государства. Сохранилось огромное количество сведений о социальной борьбе (в особенности на Дальнем Востоке), о различных восстаниях, в которых в основном принимали участие такое сословие как илоты, или же другие слои населения, которые были рабского и подневольного типа, которые во многом было очень сильно не довольны своим положением, или же это были неэкспуатируемые общинники, которые пытались предотвратить распространения эксплуатации на себя. В самом же господствующем классе сохранялась очень резкая перманентная напряженность, которая была между самим царём и его военно- служилой знатью, с другой стороны между крупными землевладельцами и жреческой знатью. Но не смотря на все эти моменты в древневосточном обществе был не очень высокий уровень социального противостояние между «верхами» и «низами», это было обусловлено тем, что многих из внутригосударственных конфликтов происходили именно в «верхах» , при этом роль государства , как крупнейшего эксплуататора земли со временем под влиянием раздробленности и распада государства начала переходить в руки отдельных и влиятельных частных лиц , или же в руки корпораций. Огромное количество нарастающих противоречий между государственным и частным присвоением, которые собой олицетворяли смены различных эпох социально-экономического развития Востока, так и его дальнейшего упадка.

Таким образом - можно сказать, что вид деспотического господства В древнем Востоке был одним из самых ранних и при этом одним из самых жестоких форм государства, в котором всё держалось в руках огромного бюрократийного аппарата, который контролировал всё общество. Но возможно именно благодаря этим радикальным методам такая форма государства смогла так долго просуществовать.

 §II Античная Европа

Именно в древней Греции появилась первая государственная система, которую можно было назвать – античной демократией. Именно в античной философии и праве были созданы первые шедевры, которые вошли в коллекцию сокровищ мировой культуры и являются частью нашей современной жизни.

Хотя в Греции так и не была создана юридическая наука, и не произошло никаких строгих фиксаций различных правовых понятий, но при этом греческие юристы смогли увеличить и усовершенствовать состав различных юридических формул того времени. Создание и фиксация сложной и разветвлённой системы различных обязательственных правовых норм, которая оказала большое влияние на всю юридическую мысль средних веков и даже Нового времени, является одним из самых значимых достижений римлян[8].

История Греции можно представить, как сеть отдельных государственных преобразований, различных самостоятельных полисов. В отличии от Древнего Востока, Греция намного пойже вступила в рабовладельческую формацию. Тирания являлась способом правления только лишь в первой стадии рабовладельческой эпохи. Но при этом рабовладельчество здесь достигло очень высокого развития.

Различные полисы не имели одинакового государственного устройства, на ряду с монархиями так же и существовали республики. При монархии власть обычно принадлежала одному определённому лицу, которое передаёт её по наследству, а при республике власть являлась выборной. При этом республики были, как и аристократическими, так и демократическими. И именно в период демократической республики государство достигло своего наивысшего культурного расцвета.

Военная демократия была последней стадией родового строя. В это время население Аттики делилось на филы, роды и фратрии. Из-за долговой кабалы количество полноправных членов рода, которые имели земельные наделы, постепенно уменьшалось. Земли многих общинников постепенно переходили в руки родовой знати, которая грабила соседние племени, занималась морским разбоем, и активно использовала рабовладельчество. Многие обездоленные общинники постепенно становились батраками, нищими и бродягами. К донцу военной демократии имущественное неравенство всё сильнее усиливалось.

Богатая верхушка, большую часть которого составляла родовая знать полностью контролировала деятельность различных патриархальных учреждений. Из их числа избирались военные вожди. Знать подчиняла себе совет старейшин, который мог формироваться только их представителей знатных родов. Басзилевс постепенно переставал терять свою реальную власть , но при этом всё ещё собирались народные собрания , которые были необходимы для одобрения решений совета старейшин. По словам Гомера , за все 20 лет отсутствия Одиссея народное собрание ни разу не собиралось.

Появление признаков частной собственности привели к появлению государства . Полноправные свободные граждане противостояли массе эксплуатируемых рабов. В результате масштабных изменений в греческой общности начали появляться государства-полисы.

Образование Афинского государства предписывается реформам легендарного Тесея. Он своими силами смог объединить 12 племён в единое царство с центром в Афинах. Так же его реформы включали в себя разделение всего населения на 3 группы[9]:

  1. Евпатриды- высшее сословие, в основном состоящее из родовой знати
  2. Геоморы- земледельцы
  3. Димиурги-ремесленники

Господствующим классом являлись Евпатриды, которые контролировали большую часть экономической сферы благодаря крупному землевладению. Высшие сословия угнетали обычный народ, в составе которого были ремесленники, торговцы, и земледельцы. Иностранцы из других уголков Аттики были свободными, но гражданские права не имели.

Со временем авторитет родовых учреждений начал падать, вместе с ним и власть Базилевса. Со временем роль Базилевса в жизни государства была заменена ежегодно избираемой коллегией архонтов. Она занималась военными и судебными делами. Появился Ареопаг, который являлся преобразованным советом старейшин. Все бывшие Архонты стали членами Ареопага. А во главе всех этих органов встали эвпатриды[10].

В это время постепенно начали возникать первые писанные законы. Эвпатриды с помощью законов пытались уничтожить пережитки родового строя, и прежде всего они хотели отменить кровную месть, и обеспечить себе личную и имущественную неприкосновенность. Этим же они пытались ограничить власть архонтов, которые занимались толкованием обычаев, в то время как составлением законов занимался Драконт.

Согласно первым составленным законам-смертной казни подлежали все лица виновные в убийстве, осквернении святынь, и те, кто вёл разгульный образ жизни. Смертная казнь могла угрожать даже тем, кто решился украсть чужие овощи.

Отменялся принцип ответственности по принципам талиона. Согласно законам Драконта - убийством считалось как причинение материального вреда, но теперь оно уже квалифицировалось как антиобщественное деяние. Вводились такие понятия, как умысел и неосторожность. Смертная казнь назначалась как за мелкие проступки, так и за крупные, возможно именно в силу этого законы Драконта назывались – жестокими, в древности даже говорилось, что они были написаны кровью. Но не смотря на их жестокость , эти законы смогли ограничить власть архонтов.

Важное значение в формировании классового государства и общества в Афинах имели реформы одного из самых знаменитых политических деятелей той эпохи- Солона. К тому моменту, как Солон стал первым архонтом, многие землевладельцы набрали задолженности огромных размеров. За неуплату долгов у землевладельца могли отобрать всю семью и продать их в рабство за границу. Над большей частью крестьян общинников нависла угроза закабаления: «Некоторые в отчаянии убегали из страны в попытке уйти от кредиторов» - говорил Солон. У алчности евпатридов не было предела. Быстро росло число разорений среди землевладельцев, огромные политические задолженности бедноты и бесправие народа вызывали сильнейший политический кризис. Быстро возрастало недовольство среди ремесленников и торговцев, всё вело к восстанию[11].

Солон был первым из знати, кто заметил приближение опасности. Не смотря на всё сопротивление верхушки аристократии, он решительно начал проводить свои крупные реформы, которые затрагивали многие стороны общественной жизни. Он не брезгал ущемлять интересы знати, делая различные уступки низшим слоям.

Особое значение имели политическая и земельная реформа:

  1. Отмена части залоговой кабалы
  2. Запрет самозаклада должника
  3. Установление максимального земельного надела
  4. Узаконивание свободы завещания
  5. Содействие развитию ремесла и торговли
  6. Унифицирование систем мер и весов, проведение денежной реформы, создание благоприятных условий для внешней торговли.
  7. Деление всего населения по имущественному цензу на 4 разряда
  8. Повышение авторитета народного собрания
  9. Учреждение Совета 400
  10. Учреждение суда присяжных-Гелиэи[12]

Солон пытался устранить противоречия, которые укоренились в отношениях между богатыми и нищими гражданами, при этом не допустить социальных потрясений. Ущемив имущественные права и интересы высших сословий, Солон предотвратил дальнейшую возможность массовых выступлений недовольных разорившихся горожан. Он удовлетворил требования зажиточной части общества: купцов, ремесленников, земледельцев. Реформы во многом способствовали демократизации государства в Афинах, в социальной основе которого стали средние и мелкие землевладельцы общинники, и так же верхушка купцов и ремесленников.

Высшим органом власти являлось народное собрание полноправных граждан Афин мужского пола, достигших 20 лет. Собрание, которое называлось экклесией созывалось обычно 2-3 раза в месяц, задачами собрания было выбор должностных лиц, принятие или отклонение законов. Народное собрание играло достаточно значимую роль: оно решало вопросы войны и мира, внешней политики, финансов, правосудия и мог быть поставлен на обсуждение. Голосование проводилось тайно, исключением были выборы на военные должности. Каждый гражданин мог выступать и высказывать свои интересы и мнения по различным вопросам, вносить предложения по законопроектам. Начиная с 462 года на все государственные высшие должности, кроме должности стратегов и казначеев могли избираться абсолютно все граждане, не зависимо от их имущественного положения. Законы вступали в силу лишь при одобрении Совета 500 и суда присяжных, после вступления закона в силу оно вывешивалось для всеобщего ознакомления.

Любой афинский гражданин мог добиться отмены любого закона через народное собрание, особенно, если этот закон нарушал принципы демократии. Если поданное обвинения подтверждалось, то автор законопроекта мог быть лишён своих гражданских прав. Каждый афинский гражданин имел право предъявить обвинение любому должностному лицу по поводу злоупотребления правами и властью, если данное обвинение подтверждалось, то виновный моментально лишался своего поста[13].

Государственным органом с самым большим значением являлся Совет 500, члены совета должны были избираться народным собранием по жребию. К возможности быть избранным допускались все лица, которые уже достигли 30 лет, при этом они были обязаны платить налоги и оказывать почтение своим родителям. Кандидат должен быть пройти проверку на собственную политическую зрелость.

Таким образом можно сказать, что политическое устройство в Афинах было одним из самых развитых и передовых в эпоху Древнего мира. Греки первые смогли создать демократический аппарат государственного управление с характерными свойствами:

  1. Возможность участия граждан в процессе принятия законов.
  2. Возможность достижения правосудия
  3. Выборность
  4. Подотчётность должностных лиц и их сменяемость

Глава- II Новые радикальные недемократические политические идеологии начала XX века

§ I Формирование Итальянского фашизма.

В послевоенное время Италия терпела огромные экономические потери, стране приходилось закупать продукты продовольствия, несмотря на то, что в довоенное время страна сама являлась крупным экспортёром. Италия была лишена многих своих внешних рынков, на ряду с этим функционирование внутреннего рынка тоже были минимизировано. Страна находилась буквально на пороге сокрушительного экономического кризиса. Последствия послевоенного времени могли чувствовали на себе абсолютно все слои населения: крестьяне, мелкие и крупные торговцы, предприниматели и многие другие.

На фоне всего этого в стране разгоралось противостояние между различными партиями за власть. Многие правящие элиты хотели сохранить признаки «былой демократии». В то время, как либеральные партии настаивали на дальнейшее продолжении демократизации политической структуры страны. В связи с этим была введена новая избирательная система пропорционального типа. Но уже в первых выборах в послевоенное время победу одержали не либералы , а их противники из ИСП (испанской Социалистической партии) и народной партии ( которая была образована незадолго до выборов из католического движения). В связи с этим , старая элита уже не могла контролировать политическую жизнь страны. При всём этом в стране начинала складываться система , которая включала в себя все националистические объединения Итaли.

В сложившихся условиях в Италии уже в 1919-1920 года начались различные революционные подъёмы, которые сохранились в истории под названием «красное двухлетие». Шовинизм очень активно начал распространяться в различных слоях общества. Начали возникать различные объединения, организации и партии, которые продвигали идею национального величия. Националистические идеи смогли проникнуть даже в глубь армии, в связи с чем начали учащаться волнения в воинских частях. В стране начались мощные забастовочные движения рабочих (в 1919 число бастующий рабочих было более 1 миллиона) и массовые крестьянские волнения. Все эти факторы указывали на начало кризиса в итальянском либеральном государстве.

В широких массах начался подъём боевых настроений и активности , что давало повод для их организации. Число профсоюзов на тот момент , которые входили во Всеобщую конфедерацию труда к 1920 году увеличилось в 6 раз. К тому времени как Социалистическая партия Испании увеличила число своих членов более чем в пятеро.

Высшим классам и правительству приходилось идти на многие уступки массовым движениям, появлявшимся в социально-экономической сфере. Были подписаны соглашения между предпринимателями и профсоюзами, в которых закреплялся установление 8-ми часового рабочего дня, к тому же рабочие смогли добиться многих надбавок и повышения заработной платы.

Но уже в 1920 году в Италии начали происходить коренные сдвиги в соотношении классовых сил. Численность забастовочных движений начало спадать. В условиях кризиса, которых установился внутри страны предприниматели смогли осуществить массовые увольнения, которые повлекли за собой резкое снижение жизнenного уровня трудящихся.

На фоне этого начали складываться комплексы конкретно-исторических условий, которые повлекли за собой появление и распространение фашистской идеологии.

Возникшие фашистские организации, которые называли себя «Боевые союзы», начали организовываться в Италии начиная с Весны 1919. Лидером этих движений стал Бенито Муссолини, который являлся бывшим социалистом, исключённым из партии в 1914 году в связи с его несогласием с антивоенной платформой.

Вплоть до 1921 года у фашистов не была разработана собственная программа, они намеренно не хотели преобразовывать своё движение в политическую партию. Они пытались найти поддержки в различных слоях населения, поэтому они активно использовали идеологию нации, которая очень была популярна в тот момент в обществе.

Центральную позицию в идеологическом арсенале фашистов занимала идея нации, они провозглашали себя проповедниками национальных интересов, и борцами за единство и величие нации. Для прироста поддержки со стороны населения фашисты объявил себя защитниками всего рабочего класса и его экономических интересов, но при этом они поддерживали интересы трудящейся буржуазии, которая, по их мнению, способствовала «триумфу национального благополучия». Обращаясь к молодёжи, фашисты заявляли, что правящие классы уже потеряли былое умения управлять страной, и их место должны занимать молодые. Незадолго до выборов в парламент в 1919 году они предлагали созвать Учредительное собрание, упразднить сенат, предоставить права голоса женщинам и выделить прогрессивный налог на капитал. Пойже у Фашистов образовался лозунг, посвященный крестьянам – «Земля тем, кто её обрабатывает».

Таким образом , за очень короткий промежуток времени фашисты смогли получить поддержку со стороны значительной части населения Италии , в том числе со стороны монополистической буржуазии , аграриев , банкиров, и представителей армии. Всего за 1 год они смогли увеличить число фашистских союзов в стране более чем в 10 раз. В ноябре 1921 года во время съезда фашистских союзов в Риме образовалась «Национальная фашистская партия», которая означала завершения процесса политического оформления фашистского движения.

В 1922 году на съезде партий в Неаполе фашисты констатировали очередной политических кризис, возникший в стране, на основании чего они потребовали предъявления им ряда ключевых министерских постов, и завили, что в случае отказа, они начнут массовый поход своих сторонников на Рим. Ситуация начала накаляться до предела, правительство решило подать на отставку. В связи с этим король Италии – Виктор Эммануил III предложил Муссолини занять пост главы правительства. В октябре 1922 года многочисленные участники фашистского марша на Рим вступили в столицу страны, а Муссолини занял свой пост во главе правительства. Таким образом в Италии официально установилось господство фашизма.

Хоть приход фашистов к власти можно считать переворотом, этот процесс был обусловлен легальными атрибутами. С данного момента в Италии началась масштабная перестройка политической системы. Процесс изменения проходил достаточно быстро, при этом внешне Италия продолжала сохранять элементы приемственности с прошлым. Парламент всё ещё продолжал функционировать, но все старые партии были запрещены, при этом старая Конституция была сохранена[14].

Правительство Муссолини имело коалиционный характер, фашисты в нём не имели большинства. Из числа тринадцати министров лишь трое из них были из фашистской партии. Парламент был лишён многих привилегий, у него изъяли всё что касалось финансовых вопросов, и всё то что было связано с деятельностью административных органов.

Пойже провели избирательную реформу, сутью которой стало замена пропорциональной системы на мажоритарную, которая намного выгодней правящей партии. Законодательная власть принадлежала Большому фашистскому совету, который был создан в декабре 1922, а парламент занимался лишь утверждением предложений совета. Фашистские вооруженные силы приобрели статус государственного института, который был в подчинении лично у Муссолини.

Важное значение в процессе консолидации фашистского режима в стране имели парламентские выборы , которые были проведены в 1924 году. Они проходили на основе нового избирательного закона в обстановке террора и фалсификaций. В ходе выборов фашисты получили большенство голосов , однако после этого представители из оппозиционных партий выступили разоблачением избирательных махинаций которые проводили фашисты в ходе выборов.[15]

Режим, который фашисты установили в Италии начинал всё яснее эволюционировать в авторитарном направлении. В 1924-1925 шёл процесс уничтожения всех элементов демократии , которые ещё сохранялись в стране. Фашисты полностью захватывают правительство, Муссолини занимает пост премьер-министра по назначению короля, который больше не нёс ответственности перед парламентом. Было введено жёсткое ограничение права свободы слова, усиление цензуры.

В 1925 году был принят закон, направленный против тайных обществ, в котором упразднялось конституционное право на создание различных ассоциаций. Профсоюзы начали постепенно вытесняться из сферы трудовых конфликтов, а уже весной 1926 был объявлен закон о запрете забастовок. Пойже, в итоге неудачного покушения на Муссолини, был издан закон, который наделял премьер-министра диктаторскими полномочиями, а правительство получало возможность издавать законы без одобрения парламента.

Осенью 1926 года была принята серия различных чрезвычайных законов , которая запрещала любую антифашистскую деятельность:

  1. Запрет всех нефашистских партий.
  2. Закрытие всех оппозиционных газет.
  3. Лица, подозреваемые в антифашистской деятельности подлежали ссылке.
  4. Многие деятели антифашистских движений были арестованы.
  5. Восстановление смертной казни над врагами государства.

Весной 1928 был принят закон о реформировании политического представительства, по которому право выдвигать кандидатов в депутаты имели право лишь фашистские организации, при этом все избиратели обязаны были голосовать уже по утверждённым спискам, что превращало процесс голосования в плебисцит в поддержку правящего режима.

В период 1929-1933 было создано огромное количество новых корпораций, руководители которых входили в Национальный совет корпораций, который вместе с правительством осуществлял жёсткий контроль над экономические сферы страны. Корпорации могли определять условия труда и регулировать отношения между рабочими и предпринимателями.

Параллельно с внутренними экономическими задачами Муссолини продумывал свою идею возрождения Римской Империи. В сферу интересов нового государства, который он хотел создать входили Балканы, Средиземноморье и Северо-Восточная часть Африки. Для решения поставленных задач стране требовалось укрепление военно-промышленного комплекса. Начала проводиться отраслевая и техническая реорганизация экономики, вводился строгий контроль производства и финансов.

В 1934 государственная монополия расширяется на всю внешнюю торговлю, позднее устанавливается контроль над аграрным рынком.

Не смотря на все усилия фашистов, достигнуть полной экономической независимости им не удалось. Это наглядно продемонстрировала агрессия Германии против Эфиопии в 1935 году, но даже в войне с таким слабым противником Италия испытывала огромные проблемы в военной и экономической сфере.

Во второй половине 1930-х годов Италия стала тестно сближаться с Германией:

  1. В 1936 году состоялась совместная военная интервенция германии и Италии в Испанию в поддержку мятежа генерала Франко
  2. В том же году подписано соглашение о сотрудничестве – «ось Берлин-Рим»
  3. В 1937 Италия по примеру Германии выходит из Лиги Наций
  4. Присоединение к Антикоминтерновскому союзу

На фоне Сближения с Германий у Италии начали ухудшаться отношения с Францией. Италия заявила своё желание присоединить Корсику, Тунис и Джибути. Весной 1939 г. Италия военным путём аннексировала Албанию.

В 30-х годах уже окончательно сложился облик Итальянского фашизма, являвшегося тоталитарной системой. При этом фашизм в Италии имел черты авторитаризма и тоталитаризма. Центральная идеологическая система фашизма базировалась на основе национализма, который дополнялся идеями католицизма, социализма и традиционализма.

Уже в преддверии окончания Второй Мировой Войны Италию стали охватывать национальные восстания, в ходе ожесточённых боёв освобождались провинции Северной Италии. В 1945 году, 28 апреля партизаны смогли поймать пытавшегося сбежать за границу Муссолини. Согласно приговору партизанского командования Муссолини и все его ближайшие приспешники должны быть расстреляны.

Таким образом, попытки Бенито Муссолини превратить Италию в Новый Рим завершились полным крахом для него самого и для его режима. Правда, чтобы полностью покончить с фашизмом и не дать ему возродиться стране предстоит пройти ещё большой путь.

§ -II Формирование национал-социалистической идеологии в Германии.

Национал-социализм являлся официальной политической идеологией в Германии в период Гитлеровского правления. Эта идеология являлась разновидностью фашизма с элементами расизма и антисемитизма.

24 февраля 1920 года Гитлер, выступая в пивном зале – Хофройхаус, огласил составленные 25 пунктов, которые в дальнейшем и стали программой нацистов. Эти «двадцать пять пунктов» содержали в себе:

  1. Отмена Версальского договора.
  2. Обретение нового жизненного пространства для растущего населения Германии.
  3. Восстановление мощи Германии путём объединения всех немцев под единым государственным управлением.
  4. Очищение территории Германии от всех иностранцев, и в особенности от евреев.
  5. Освобождение населения от диктатуры мирового Финансового капитала
  6. Поддержка мелких ремесленников и творческих лиц.
  7. Уничтожение коммунистической идеологии.
  8. улучшения условия жизни населения.
  9. Пропаганда здорового образа жизни.

3 февраля 1933 года Гитлер выступаю перед верховным командованием Вермахта заявил , что главной цель для страны в данный момент является-возрождение былой политической мощи , и для достижения этой цели должны быть мобилизованы все ресурсы , которые имеются у государства :

  1. Внутри государства: - отказ от прежней внутренней политики, искоренение Марксистских идей. Убеждение народа в том, что только борьба поможет государству вернуть былое величие. Пропаганда военного духа среди юношей.

Введение смертной казни для всех врагов народа и государства. Установление авторитарного управления в стране. Устранение любых признаков демократии.

  1. Вне государства: - Противостояние условиям Версальского договора. Завоевание равных прав на основании Женевских соглашений. Забота о союзниках государства.
  2. В сфере хозяйства: - Идеи присвоения новых территорий для улучшения ситуации с безработицей. Забота о сельском населении.
  3. Возрождение вермахта: - являлся важнейшей предпосылкой для достижения цели. Вводилась всеобщая воинская повинность. органы государственные власти должны были следить за армией, и выявлять признаки пацифизма, коммунизма , большевизма.

С приходом нацистов к власти страна была переименована в «Третий рейх» , что подчёркивала отсылку в первому рейху , которым считалась Священная Римская империя , и ко второму рейху – Германская империя , созданная Бисмарком.

Национал-социалисты отменили принцип демократизма и парламентизма. Веймарскую республику они заменили государством авторитарного типа, который был основан на принципе «вождизма». Согласно данной идеологии все важные политические решения принимались не голосованием с большинством голосов, а «Ответственным вождём». Но при это Веймарская конституцию 1919 года не была упразднена, в неё были внесены коренные изменения и был отменён ряд принципиальных положений.

В течении 1933 года многие партии самораспускались, а другие партии принуждали к роспуску. В июле 1933 официально было запрещено создание новых партий. С осени 1933 года рейхстаг избирался по единому списку нацистской партии.

Главным органом власти в стране стало правительство рейха, которое возглавлял рейхсканцлер. С июня 1933 этот пост занимал фюрер национал-социалистической партии Адольф Гитлер. После смерти президента Пауля фон Гинденбурга пост президента был по закону соединён с постом рейхсканцлера. Таким образом вся верховная власть в государстве сосредоточилась в руках фюрера[16].

Нацистами была уничтожена вся федеративная структура государства. По «Закону об унификации земель с рейхом» президент должен был назначать наместников в земли , которые были ответственны перед канцлером. В новом законе об Устройстве Рейха 1934 года провозглашался роспуск парламентов земель и передачу всего земельного суверенитета Рейху.

С апреля 1933 года в германии начали объявлять бойкоты, многим еврейским лавкам и магазинам. Так же был принят ряд законом, которые запрещали евреям работать на госслужбе. Начали накладываться ограничения на адвокатов еврейского происхождения, начались массовые изгнания еврейских детей и подростков из школ и высших учебных заведений.

В сентябре 1935 на съезде НСДАП в Нюрнберге были приняты ряд законов, направленных против национальных меньшинств: евреев, цыган, которые подлежали правовой дискриминации, так же были запрещены смешанные браки

В 1939 накануне Второй Мировой Войны нацисты от преследования национальных меньшинств перешли к их полному уничтожение, и это явление сохранилось в истории как «Холокост». Уже в 1939-1940 нацисты огромными партиями депортировали и казнили еврейское население с оккупированных территорий, в которых создавались гетто для проживания в них евреев. Немцы пытались придумать эффективный план по выселению евреев из Европы, и наконец в 1941 году ими было принято решение о массовом уничтожении еврейского народе и других народов, которые не причислялись к «арийской расе».

Но уже к маю 1945 года Германия была полностью под контролем войск союзников и СССР, и на этом моменте национал-социалистический режим прекратил своё существование[17].

Исходя из этого- мы можем сказать, что такая радикальная и сложная политическая идеология как Нацизм, возможно, не смогла бы продолжить своё существование , и это связано с тем , что люди создавшие данную политическую идеологию не смогли бы достичь поставленных перед собой задач.

Глава III Основные черты политических режимов нашего времени

В 20 веке в результате крупных геополитических потрясений политическая карта мира начала безвозвратно изменяться. Гигантские государства и империи рушились и на их месте появлялись абсолютно новые государства.

Демократия стала той самой политической идеологией, которую многие страны решили принять для себя и использовать в своём дальнейшем развитии. Государства, которые некогда были монархиями в данный момент могут являться республикой, и живший в этих государствах народ, который некогда подвергался гнёту со стороны государственного аппарата сейчас имеет огромное количество политических прав и свобод и способен принимать участие в жизни своего государства. Многие государства пытаются обеспечить своё население всеми возможными привилегиями, так же наделяет общество правом самому выбирать тех, кто будет руководить государством и осуществлять государственную власть[18].

Но не смотря на подавляющее число демократических государств в мире остаются государства, в которых по-прежнему сохранилась монархия, которой ещё со времён её создания не характерная демократия. Но в некоторых странах монархия выделяется лишь признаком наличия монарха, который по своей сути уже никаких функция не выполняет, например, королева в Великобритании, которая является лишь представительным лицом, и при этом практически не решает важные государственные вопросы. Но на ряду с этим в некоторых уголках мира остаются государства, в которых нет практически никаких признаков демократии. Это характерно некоторым Исламским государствам Востока, в которых по-прежнему сохранился режим Абсолютной монархии, в этих государствах у власти уже многие поколения подряд стоят представители высшего рода , при этом население может ущемляться в правах и подвергаться различным принуждениям со стороны государства . Но при этом так же существуют страны в которых буквально царствует Анархия, это характерно для стран Африки, где государство практически не контролирует всё то , что происходит внутри государства.

Таким образом мы можем сказать, что многие государства в наше время для поддержания своего государственного авторитета признают идею демократии , как единственную правильную и способствующую для дальнейшего благополучного развития общества.

Заключение.

В заключение можно сказать, что, возможно, такое явление, как политический режим и есть тот самый элемент в жизни государства, который индивидуализирует форму государства, и позволяет определить характерные отличия от других государств. Различные политические режимы, которые возникали в разных цивилизациях и эпохах имели свою уникальную внутреннюю сущность, которая и делала её уникальной.

При этом однозначно определить тип политического режима в государстве невозможно, так как многие государства кроме основных признаков, которые определяют их политический государственный режим, так же имеют различные иные черты, которые характерны для других государств. Определить данный тип помогает соответствие признаков устройства государственной власти конкретного государства тем чертам, которые присуще какому-либо политическому режиму

Так же стоит отметить, что такой элемент государства, как политический режим является очень динамичным и постоянно изменяющимся явлением. Он требует развития в соответствии с современными условиями, сложившимся в мире.

Невозможно различать хорошие и плохие политические режимы. Каждый тип имеет свои отрицательные и положительные стороны , но при этом можно выделить тоталитарный режим , который на первый взгляд кажется самым неприятным для государства и общества.

Список литературы

Антонов М. Ф. Глава 2. Историческая миссия Бенито Муссолини // От лжекапитализма к тоталитаризму! Мир в XXI веке и судьбы России. — М.: Альта-Принт, 2008. — 592 с

  1. Владимиров П. П. Особый район Китая. 1942—1945. М.: Издательство Агентства печати Новости, 1973, - 714-с
  2. Галкин А. А. Германский фашизм / Отв. ред. Б. И. Коваль; АН СССР. — 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Наука, 1989. — 352 с

Дьяконов И. М. Ранние деспотии в Месопотамии // История Древнего мира: Ранняя древность. 2-е изд. — М., 1883. 220-С.

Зеркин Д. П. Основы политологии: Курс лекций. Ростов н/Д: Феникс, 1996. .254-c.

  1. Лазарева В. В. Общая теория права и государства: Учебник // 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрист, 1996. – 472с.
  2. Ляпустин Б. С., Суриков И. Е. Древняя Греция. — М., 2007. — 362 с.
  3. Марченко М. Н. Политология: курс лекций // Моск. Гос. ун-т Им. М. В. Ломоносова. Юрид. фак. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Зерцало, 1997. 384с.
  4. Мосякин А. Г. Ограбленная Европа. Вселенский круговорот сокровищ. — СПб.: Амфора, 2014. — 414 с
  5. Пленков О.Ю. Третий Рейх. Война: кризис и крах: Вермахт, война и немецкое общество. — СПб: Издательский дом «Нева», 2005. — 512 с
  6. Суриков И. Е. Античная Греция: политики в контексте эпохи. Время расцвета демократии. — М.: Наука, 2008. — 384 с
  7. Хантингтон С. Третья волна. Демократизация в конце XX века / Пер. с англ. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2003. — 368 с
  8. Чиркин В. Е. Конституционное право зарубежных стран. – М.: Юрист, 1997. – 568с.
  1. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. М. Н. Марченко. – М.: Зерцало, 1997. С. 99

  2. Цыганков А. П. Политические режимы // Современный политический журнал. М.: 1996. №. 1

    с.83

  3. Васильев Л.С. История Востока— М.: 1998.Стр-321.

  4. Дьяконов И. М. Ранние деспотии в Месопотамии // История Древнего мира: Ранняя древность. 2-е изд. — М., 1883. С. 72

  5. Арский Ф.Н. В стране мифов. М., 1968. Стр-143

  6. Арский Ф.Н. В стране мифов. М., 1968 , Стр-212

  7. Радциг С.И. История Древнегреческой литературы. М., 1982 , Стр-65

  8. Дюрант В. Жизнь Греции. М., 1997, Стр-134

  9. Бикерман Э. Хронология древнего мира. М., 1975, Стр-45

  10. Туманс Х. Рождение Афины. Афинский путь в демократию. СПБ: 2002, Стр-70

  11. Суриков И.Е. Архаическая и классическая Греция. М., 2007, Стр-85

  12. Суриков И. Е. Античная Греция: политики в контексте эпохи. Время расцвета демократии. — М.: Наука, 2008. Стр-218

  13. Антонов М. Ф. Глава 2. Историческая миссия Бенито Муссолини — М.: 2008. Стр-320

  14. Эрме Г. Авторитаризм // Политология вчера и сегодня. Вып. третий. С.193

    1. Пленков О.Ю. Третий Рейх. Война: кризис и крах: Вермахт, война и немецкое общество. — СПб: 2005. 420-С.

  15. Галкин А. А. Германский фашизм. М., 1989. Стр- 156

  16. Зеркин Д. П. Основы политологии: Курс лекций. Ростов н/Д: Феникс, 1996.Стр-213.