Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Организация общественной власти в первобытном обществе (Человеческое общество в догосударственный период)

Содержание:

Введение

Актуальность. Понимание природы возникновения государства не возможно без понимания вопроса зарождения человеческого общества и возникновения общественной власти на всех этапах его развития от начала до предпосылок превращения в первое государство.

Государство возникло не одновременно с обществом. Но оно является следствием его развития и совершенствования. Общественная власть появилась вместе с обществом. Ведь для ведения коллективной охоты и собирательства, изготовления орудий труда, добычи пропитания и обеспечения безопасности требовались определенные регулирующих меры, порядок и организация. С увеличением количества членов общества происходили изменения и в самом обществе. Оно претерпело развитие от праобщины до позднеродового общества, которое впоследствии дало возможность возникновению государства.

Чтобы изучить происхождение государства и проследить становление первобытного общества, необходимо решить проблему их возникновения, выявить точки соприкосновения и различия, а значит нужно: изучить исторические предпосылки, выявить исходные причины, результатом которых явился процесс образования и становления государства.

Изучением человеческого общества в догосударственный период занимались: К. Маркс, Ф. Энгельс, А.И. Перщиц, Алексеев В.П., А.А. Никишенков, Дьяконов И.М. и др., которые определили этот период в истории человечества как первобытный, где общественная власть была представлена в виде зачатков самоуправления и имела ряд особенностей.

Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с организацией первобытной общинной власти.

Предметом исследования выступает организация общественной власти в догосударственный период, ее особенности и характеристика регулирующих факторов.

Целью данной курсовой работы является исследование особенностей организации первобытной общественной власти.

Для достижения поставленной цели в работе должны быть решены следующие задачи:

  • изучить причины возникновения и становления первобытного общества;
  • проанализировать общую характеристику первобытного общества и его структуру;
  • дать определение понятия власти, общественных отношений
  • исследовать механизмы власти в первобытном обществе
  • проанализировать периодизацию истории первобытного общества
  • исследовать особенности догосударственного периода в истории человечества, как этапа становления общества и преобразование его в государство.

Методология. В исследовании были использованы как общенаучные, так и частно-научные методы исследования, такие как исторический, сравнительно-правовой, метод системного анализа. Также были использованы труды ученых, занимающихся изучением первобытного общества.

Научная и практическая значимость. Данная тема является весьма важной, ведь чтобы понять современную власть, государство и право, нужно знать, как они возникли, какие основные этапы прошли в своем развитии, какие причины влияли на их образование, становление, развитие, изменение их формы и содержания.

Структура исследования. Представленная работа состоит из двух глав, пяти параграфов, заключения и списка использованной литературы. Библиографический список содержит 33 источника. Надежность полученных данных обеспечивается использованием классической литературы по истории первобытного общества, учебных пособий рекомендованных для обучения в ВУЗах, а также статьей, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией.

Глава I. Человеческое общество в догосударственный период

Колыбелью человечества принято читать Африку, откуда произошло расселение первых людей. Изучение истории возникновения и расселения человека помогает современным ученым и исследователям понять: Как появился человек на Земле? Когда возникли письменность и культура? Почему первые люди решили жить вместе и как это повлияло на человечество? Можно ли считать первобытнообщинный строй периодом всеобщего равенства? С чем связано появление и усиление власти в обществе первых людей?

Историкам, юристам, политологам и социологам изучение жизни первых людей дает возможность понять закономерности и законы развития человеческого общества в целом. Ведь без прошлого невозможно понять настоящее и строить будущее.

1.1 Первобытное общество

Историю человечества условно можно поделить на два периода – первобытный и период появления и развития сложноорганизованных сообществ. Хронологически первый период значительно дольше второго. В эпоху первобытности не только произошло физическое формирование человека, но и возникло все то, что выделяет человека от остальных живых существ на планете Земля.

Согласно современному толковому словарю, первобытное общество – «охватывает эпоху от появления первых людей до возникновения государства, характеризуется коллективным трудом и потреблением.» [26]

«История первобытного общества изучает происхождение человека, зарождение и первоначальное развитие его хозяйственной и общественной деятельности, возникновение и первые шаги его материальной и духовной культуры.» [7, с. 14]

Если хронология – это установление дат и последовательности событий во времени, то периодизация – это деление исторических событий и явлений на отдельные, отличающиеся друг от друга этапы или эпохи [5].

Ю.В. Данилова в периодизации первобытной истории выделяет несколько критериев по которым период первобытности рассматриваются в разных смежных с историей науках и отраслях.

«Для археологической периодизации критерием является материал и техника изготовления орудий труда; в соответствии с этим выделяются такие эпохи в развитии человечества, как каменный век, включающий палеолит, мезолит и неолит, меднокаменный век (энеолит), бронзовый век и железный век. Критерий геологической периодизации – это развитие Земли. Из всех геологических периодов в данном случае необходимо выделить антропоген (четвертичный период), поскольку именно в нем появился человек. Антропоген, в свою очередь, делится на плейстоцен (ледниковый период) и голоцен (период таяния ледников и постледниковый период). Для палеоантропической периодизации критерием служит биологическое развитие древнего человека. Принято выделять такие стадии развития предков человека, как архантропы («древнейшие люди»), палеонтропы («древние люди») и неоантропы («новые люди»)…выработана общеисторическая периодизация эпохи первобытности, критерием которой служит социально-экономическое развитие первобытного общества.» [5, c. 7]

В словаре философских терминов под первобытным обществом понимается: «первая форма существования и развития человеческого общества.» [26]

В теории государства и права первобытное общество – это период развития человечества до появления первых государств, в котором важным критерием являются социально-экономические отношения [6, 9].

Исходя из вышепредложенных определений «первобытного общества» в данной курсовой работе под этим термином будет пониматься – период развития человечества, характеризующийся коллективным ведением хозяйства и коллективным использованием полученных результатов труда, во время которого были заложены основы культуры, духовности и социально-экономических отношений, послуживших в дальнейшем базой для создания первых государств.

В зарубежной литературе первобытное общество называют доисторическим или примитивным обществом (англ. prehistory/primitive society, фр. la sociétéprimitive/prehistoric, нем. Urgesellschaft). Чаще фигурирует термин «доисторический» подчеркивающий особенность некоторых живущих в современной цивилизации народов, сохранивших первоначальный уклад первобытнообщинного строя. [5]

Как отмечено выше период первобытного общества охватывает достаточно большой отрезок хронологии развития человечества.

Первые находки периода первобытности были сделаны в XVIII-XIX веке. Необычность и уникальность этих находок привлекло внимание научного сообщества, послуживших появлению науки археология [13].

По типу материала орудий труда и охоты, которых находили археологи, история человечества делится на три периода, «века»: каменный, бронзовый и железный; названных так по типу главенствующего материала, из которого произведены орудия.

Каменный век – наиболее продолжительный по времени включает в себя: «палеолит (3 млн. лет – 10–11 тыс. лет назад); средний каменный век – мезолит (10–11 тыс. – 7– 8 тыс. лет назад); новый каменный век – неолит (7–8 тыс. – 5–6 тыс. лет назад).» [24]

Палеолит – длительный этап каменного века, первая эпоха каменного века или древний каменный век. На эту эру приходится время существования ископаемого человека и многих вымерших видов животных. В этот период формировался физический облик человека. Начало палеолита (2,5 млн лет назад) совпадает с появлением на Земле древнейших обезьяноподобных людей, среди которых первым представителем рода Homo («человек») следует считать Homo habilis («человек умелый») [5, 13, 25].

Следующим этапом в развитии человека являются архантропы («Древнейшие люди»). Для архантропов характерно выработанное прямохождение, объем мозга, приближенные к современному человеку, умение изготавливать примитивные орудия труда. Важнейшим достижением архантропов стало освоение огня. В конце палеолита эволюция гоминид завершается появлением современного вида людей (Homo sapiens). Основной деятельностью древних людей, эпохи палеолита, были собирательство и охота. Орудия труда были весьма примитивными по форме и обработке, основными материалами для изготовления являлись камень, кость и дерево [5, 25]

«Одновременно с предками человека в палеолите жили и другие ископаемые гоминиды, такие как парантропы и неандертальцы, однако до наших дней они не дожили ввиду отсутствия конкурентных преимуществ». [25]

Мезолит – средний каменный век, связан с изменениями климата, с миграциями животных и появлением новых источников питания, начало расселения человека по планете.

В эпоху мезолита человек осваивает земледелие, скотоводство, происходят значительные изменения в его укладе жизни. В этот период происходят серьезные климатические изменения: глобальное климатическое потепление приводит к таянию ледников. Из-за климатических изменений в Европе исчезают некоторые виды млекопитающих (мамонт, шерстистый носорог), которыми питался древний человек, что приводит к миграции в поисках пищи. Хотя охота, рыболовство остались, все большую роль стало играть собирательство различных растений и меда [2, 10, 13].

«С мезолитом связано широкое распространение лука, вкладышевой техники и составных орудий, разнообразных каменных рубящих орудий, изготовленных при помощи обивки, появление лодок-долбленок, весел. Началась шлифовка мягких пород камня, использование микрорезцовой техники для изготовления каменных орудий, продолжила дальнейшее развитие техника получения пластин (в частности, при помощи отжима), характерно широкое использование кости и рога в производстве наконечников стрел, копий, гарпунов, рыболовных крючков, острий, мотыг и др. Поселения часто приурочены к берегам водоемов, небольшие по площади. К мезолиту относится появление могильников; погребальные обряды отличаются разнообразием (в основном трупоположения» [13, c. 19].

«Археологические культуры и памятники мезолита относятся большинством исследователей к трем климатическим фазам послеледникового времени. [2, c. 34]

Тяготение человека к изобразительному искусству, в эпоху мезолита проявилось наскальными изображениями, мелкой пластикой и прикладным искусством, пережившим качественные изменения. Появляется сюжет, реалистичность изображений уступила место графическому стилю, при котором образ живого существа, скорее служит знаком или символом, чем отображает окружающую действительность, характеризуется большим количеством изображений людей с луками и копьями. Стилистические черты характерны и мелкой пластике, проявляющиеся упрощённостью, схематизмом, знаковостью. Прикладному искусству служили орнаменты из линий, штрихов, зигзагов и сетки, украшавшие охотничье оружие и предметы быта. [7, 13]

Орудия труда теперь имеют вид составных, а не цельно сделанных. В них можно различить рукоятку, которую делали преимущественно из дерева или кости и вставки в рукоятку из камня. Появляются макролиты – большие каменные рубящие орудия труда. [5]

Неолит – поздний каменный век, особая эпоха в истории человечества, он завершающий период каменного века, в течение которого люди пользовались для изготовления орудий труда лишь камнем, костью и деревом. В отличие от изделий предыдущих периодов их отличала лучшая обработка, детализация и усложнение. Изделия шлифовали, делая края ровнее и острее, по необходимости в них сверлили дырки (примитивный жернов). Люди неолита также занимались ткачеством и изготавливали для себя простейшую одежду и покрывала, те, кто обитал рядом с реками и озерами, занимались ловлей рыбы и других обитателей водоемов. Запасы рыбы, а также мяса, добываемого посредством охоты, наряду с орехами, ягодами и разными кореньями позволяло первобытным людям на некоторое время останавливаться в одной местности, то есть из кочевников превращаться в оседлых. А это, в свою очередь, привело к строительству сначала небольших поселков, а затем и городов. Оседлый образ также способствовал зарождению керамики и гончарного мастерства [2, 5, 7].

Традиции хозяйства присваивающего типа пережили себя, отчего люди неолита перестали ждать милости от природы - и взяли курс на хозяйство производящей формы. Приблизительно 10-11 тыс. лет назад, человечество пришло к необходимости расширения источников пищевых ресурсов через земледелие и скотоводство. Но период хозяйственных изменений зависел от географических характеристик местности. На некоторых территориях, этот переход растянулся до наступления века железа, а в иных местах, производящее хозяйство появилось еще до появления керамики. [7]

Чтобы выжить в суровых условиях, люди неолита вели комплексное хозяйство, включающее земледелие, скотоводство, а также собирательство, рыбную ловлю и охотничий промысел. [5, 7]

Бронзовый век. В конце четвертого тыс. до н. э. человечество начало открывать для себя полезные свойства металла и использовать их в своей жизни. После открытия бронзы, ее освоения и распространения, она стала играть важную роль в жизни людей. Для добычи и плавления металла требовались специализированные знания и умения. Именно поэтому литейное и кузнечное дело, впоследствии стали отдельными профессиями.

Для этого периода характерно изготовление холодного оружия и орудий труда из бронзы, появление первых скотоводов, письменности, государственных образований основанных на рабовладельческом строе. Возделывание земли перешло на новый уровень, что дало возможность совершенствовать производства. Теперь люди могли вести семейное хозяйство и оставлять себе излишки произведенной продукции. Так создались благоприятные условия для дальнейшего появления частная собственность и имущественного расслоения. Железный век сменил данную эпоху в первом тыс. до н.э. [2]

Большая часть истории человечества приходится именно на первобытный период. Если историю человечества «спрессовать до суток, то окажется, что в начале суток (0 ч) люди делали первые оружия. «Человек выпрямленный», питекантроп, жил между 14 и 19 ч, а древняя разновидность «человека разумного», неандерталец, - между 19 ч и 23 ч 30 мин. Поздний период каменного века – неолит – начался совсем близко к концу суток, в 23 ч 55 мин. В 23 ч 56 мин начался бронзовый век, а государства с их городами, письменностью, постоянно развивающейся техникой и сложно организованным обществом появились, да и то лишь на крохотных пятачках Земли, всего 3 мин назад.» [13, с. 12]

Таким образом, первобытное общество – это период детства современного человека, за продолжительное время существования которого человек прошел сложный путь эволюции, оформился внешне и внутренне. Произошло не только физическое совершенствование человека, но и развитие его культурно-духовной жизни. Ведь именно в период первобытности оформились зачатки духовности и культуры, появились такие общественные отношения, которые помогли превратиться человеческому стаду в общины и племена, ставшие в последствии первыми государствами.

Становление человека происходило в тесной связи с развитие общества. Общество возникло в силу необходимости выживания и преимуществ, которые давал коллективный труд.

Общественные отношения возникли вместе с обществом, как следствие необходимости кооперации и согласования действий при обеспечении защиты и безопасности, добычи пропитания и изготовлении орудий труда.

2.3. Общественные отношения в первобытном обществе

Сообщество живых существ как система организации и биологической адаптации широко известно среди различных групп животных, многие виды объединяются в сообщества с весьма сложной организацией [10, 11].

Е.Н. Хрисанфова, И.В. Перевозчиков отмечают, что «…самого высокого развития форма общественного организации достигла в процессе историко-эволюционного становления человечества, благодаря…целенаправленной разумной деятельности – постепенно создавалась принципиально новая обстановка – социальная среда» [11, с. 109]

Изменения климата и поиск более выгодных для выживания отношений вынудил древних людей, появившихся на заре человечества, объединяться в немногочисленные группы, стада. Как правило, в этих группах насчитывалось не более 20-40 человек. Такая численность позволяла выжить, ведь более многочисленное сообщество труднее прокормить и обеспечить безопасность как снаружи, так и внутри группы. Меньшее количество было незащищенным как перед лицом природы и ее опасностей (неудача в охоте – угроза выживанию), так и перед другими людьми, объединенными в более многочисленную группу. [2, 5]

«Общественные отношения – это многообразные связи, возникающие между социальными группами, классами, нациями, а также внутри них в процессе их экономической, социальной, политической и культурной жизни и деятельности» [4, с. 244].

В общеисторической периодизации эпохи первобытности главным признаком является социально-экономическое развитие, в котором общественные отношения становятся связующим звеном между членами группы и движущей силой развития.

Выделяют различные типы первобытных общин: праобщина, раннеродовая община, позднеродовая община, первобытная соседская община [5, 7, 10].

Первобытное человеческое стадо – это праобщина. Это наименее изученный этап становления общественных отношений человечества. Появившись в палеолите, она совпадает с выделение человека из животного мира и появления общества.

Праобщина предшествовала родовому строю, представляла собой небольшую группу людей от 20-40 человек, объединенных коллективным трудом и обеспечением безопасности. Во главе группы был вожак. Отношения между полами были организованы или по принципу гаремной семьи или промикуитету. В палеолите источником пищи для людей были охота и собирательство. Собирательство, которым обеспечивали пропитание люди не давало много пищи и требовало много времени и сил в одиночку. Изготовление орудий также способствовало объединению людей в группы: проще изготавливать и обрабатывать материал коллективно [7, 11, 13]

Необходимость выживания в сложных условиях, добыча пропитания, обеспечение безопасности не только вынудили древних людей к кооперации и сотрудничеству, но и развили чувство альтруизма и механизмы торможения агрессии. Развитию речи и абстрактного мышления способствовало коллективная обработка материалов, изготовление изделий, совместная охота, поддержание безопасности группы [11]

Раннеродовая община сменившая праобщину отличалась более усложненной организацией. Род стал играть главную роль в жизни первобытных людей.

В советской исторической энциклопедии род – «коллектив кровных родственников, ведущих свое происхождение по одной линии (материнская или отцовская) от общего предка, носящих общее родовое имя; в роде обычно соблюдалась экзогамия. Это основная общность людей первобытного общества, представляющая союз больших семей, находящихся в родственных отношениях, носящих имя одного родового предка.» [31]

В терминологическом словаре истории государственного управления род — это «группа людей, связанная кровным родством (происходит от общего предка) и обладающая общей собственностью.» [32]

Раннеродовая община датируется примерно 40-35 – 8 тыс. лет назад. Помимо коллективного труда, присваивающего хозяйства и коллективной собственности на промысловую территорию также присущи уравнительное, равнобеспечивающее распределение добытого пропитания и орудий труда. В этот период произошел переход от приобретаемых продуктов к их производству, развивалась охота, рыбная ловля. Все это обеспечило переход к земледельчеству и скотоводству позднеродовой общины [7]

Возникновение брака и семьи как особых общественных институтов, регулирующих отношение между полами, также связано с раннеродовой общиной. В этот период произошло и разделение обязанностей мужчин и женщин. Для мужчин охота и рыболовство стало основной деятельностью, в противовес женскому собирательству и поддержанию порядка на территории стоянки рода. Внутри рода по мимо полового было и разделение по возрасту. Эти особенности способствовали появлению такого явление как организация власти. Несомненно, что, и в период становления человечества, существовали некоторые формы управления коллективом. Характерными чертами власти были: принцип народовластия, все решалось коллективно на общих собраниях рода – в решающих вопросах значение имела воля всех взрослых членов коллектива, мнение старших по возрасту превалировало над мнением остальных, как имеющих опыт. Как правило было несколько вожаков или вождей рода, существовал совет старейшин, которые были блюстителями родовых норм. [1, 7]

Позднеродовая община датируется примерно 6-3 тыс. до н.э., ее характеризует смена присваивающего хозяйства производственным, а также активным развитием земледелия и скотоводства.

«Земледелие возникло из высокоорганизованного собирательства, в процессе развития которого человек научился заботиться о диких растениях и получении их нового урожая.» [7]

Развитию скотоводства, при котором происходило приручение о одомашнивание различных видов животных способствовало ведение более оседлого образа жизни, чем в предыдущие столетия, также изменения климата и увеличение роли земледелия помогали развитию этой деятельности человека.

Оседлый образ жизни вел к увеличению общин и объединению нескольких в более крупно организованную общину – племя.

Племя – это общность людей, связанных родовыми отношениями, территорией, культурой, языком и самоназванием. [28]

Основными характеристика позднеродовой общины были общественное владение землей, благоприятные климатические условия способствовали распространению земледелия и скотоводства, благодаря которым производственное хозяйство активно заменяло присваивающее, а также появилась возможность регулярного появления излишков продукта (земледелия или скотоводства). Теперь член племени, получивший хороший урожай или приплод мог распоряжаться им по своему усмотрению, например подарить его в другую общину, что помогало приобрести ему общественный престиж.

Численность общины в этот период постоянно увеличивалась, усложнялась и его структура. Росло не только число участников общины, но и их вовлечение в производственные отношения, разделение труда помогало оперативно и продуктивно решать насущные проблемы общины. Разделение труда по полу сохранялось, хотя мужчины и женщины на равных принимали участие: «мужчина берет на себя главные и более трудные работы – постройку хижин, тяжелые работы на плантациях, рыбную ловлю, охоту. На женщине лежат уход за детьми, легкие работы на плантациях: им приходится смотреть за ростом посеянных и посаженных растений, полоть, собирать плоды и овощи. Дома – носить воду, собирать сухие ветви для костра, очищать плоды перед приготовлением пищи. Кормление свиней и собак лежит на них же» [5].

В отличие от раннеродовой общине, где отношения между полами наряду регулировались парным браком и промискуитетом, в позднеродовой общине господствует парный брак, чему способствовало возникновение и распространение трудового распределения и появления частной собственности.

Потребности в широкой кооперации труда, обмене, защите от врагов, а нередко и в поддержании мирных отношений, установлении брачных контактов способствовали завязыванию связей на межобщинном уровне.

Организация власти в большой мере сохраняла начала первобытного народовластия. Все важные вопросы продолжали решаться на собраниях племени, вместе развитие общиннородового строя способствовало появлению и развитию иерархии органов коллективной власти. [7, 14, 20]

Таким образом, общественные отношения в первобытном обществе претерпели значительные изменения от начала зарождения человеческого общества как такого, до появления родовой общины, приведшей к возникновению государства. Возникшее как необходимость выживания в непростых условиях первобытное общество в процессе адаптации к условиям среды усложнялось, систематизировалось и организовывалось.

2.4. Догосударственный период в истории человечества

Период до возникновения государств представляет огромный временной плат в истории человечества. Он идет бок в обок с возникновением и развитием человеческого общества.

Возникновение общества и возникновение государства не происходили одновременно. Образование общества предшествовало появлению государства. Период, когда человеческое общество не знала ни права, ни государства принято называть догосударственным. [6, 16]

Изучение и понимание догосударственного периода помогает понять причины и побуждающие факторы появления государства.

Сначала рассмотрим, что такое государство и каковы его отличные признаки.

Морозова Л.А. отмечает, что «с древних времен предпринимались попытки дать определение понятия «государство», однако до настоящего времени отсутствует общепринятое, общепризнанное представление о нем.» [6, c. 46]

Тем не менее Попова А.В. приводит следующее определение государства: «это универсальная организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных интересов (классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и т. п.) в пределах определенной территории» [29]

Государство имеет отличительные признаки: территорию, наличие публичной власти и ее политическую организацию, располагает определенным аппаратом управления общества, организует общественную жизнь на основе законов, а также имеет систему налогов и сборов, суверенную организацию власти [29]

Государство как социальное явление имеет объективный характер. Обобщая имеющиеся понимания государства и объединяя политико-организационный и социологический подходы, Рассказов Л.П. выводит следующий общий знаменатель для понимания сущности государства и причины его возникновения: «…государство возникло из общества в определенный исторический период. Однако это самостоятельный институт, который будет подчинен обществу, когда в полной мере будет функционировать гражданское общество и правовое государство» [9, c. 31]

Государство осуществляет властные полномочия, но оно также может быть в регулировании различного рода конфликтов. [9]

Вышеизложенное показывает, насколько неоднозначным является понимание сущности государства и показывает причины отсутствия четкой характеристики его определения.

Вот почему изучение догосударственного периода общества может помочь в определении не только понимания, но и сущности государства.

Пытаясь определить в какой момент времени, произошло такое усложнение общества, которое позволило ему стать государством историки пытались выработать периодизацию первобытного общества. На этот счет в современной науке нет однозначного решения [5, 18]. Часть исследователей выделяют в первобытном обществе матриархат и патриархат [2]. Матриархат – материнский род, в котором господствующая роль принадлежала женщине и родство велось по материнской линии. Это первобытнообщинный строй в чистом виде. В самом начале образования общества отношения полов никак не регулировались, был распространен промискуитет, беспорядочные половые связи [5]. В связи с чем установить родство представлялось возможным только по материнской линии [2, 7]. Патриархат - отцовский род, который пришел на смену материнскому роду, родство в котором велось уже по отцовской линии. С этим периодом связывался процесс разложения первобытнообщинного строя и возникновения государства. [7]

Другая периодизация выделять три периода в существовании первобытного общества: ранний, средний и поздний. Ранний период – это становления первобытнообщинного строя, средний - период зрелости, а поздний - период распада первобытного общества [5]. Другие исследователи, акцентируют внимание на экономической стороне вопроса, выделяют период присваивающей и период производящей экономики, связывая с последним процесс разложения первобытнообщинного строя и возникновения государства [7]. Исходя из предложенных периодизаций учеными однозначно выделяются в истории первобытного общества такие периоды, как период зрелого первобытного общества, где первобытнообщинный строй существует как таковой в чистом виде, и период распада первобытного общества, когда происходил процесс разложения первобытнообщинного строя на его постепенную замены государством [20].

Для общественного устройства зрелого первобытного общества характерны две основные формы объединения людей - род и племя [5, 7]. Родовая община – это семейно-производственный союз, основанный на родстве, коллективном труде и совместной добыче пропитания и обеспечения безопасности. Племя – имеет более сложную организацию, чем родовая община. Оно хоть и основывается на кровных связях, но включает в себя несколько родовых общин. Объединение таких общин имеет свою территорию, язык, общие религиозные и бытовые обряды, а также общее название. Соединение в союз родовых общин было вызвано разными факторами, но чаще всего это была взаимная выгода в охоте, ведение военных действий против других племен, родовых общин [7]

Наряду с родовой общиной и племенем в первобытном обществе существовали и такие формы объединения людей, как фратрии и союзы племен. Фратрии – это объединения нескольких связанных родственными узами родов, или первоначальные разветвленные роды. Их еще считают предшественниками племени, промежуточной формой от рода к племени [7]. Союзы племен – это объединения, которые возникали у многих народов, но уже в период разложения первобытнообщинного строя. Они создавались либо для ведения войн, либо для защиты от внешних врагов. По мнению некоторых современных исследователей именно из союзов племен, развивались ранние государства. [7, 20]

Власть появляется одновременно с возникновением общества как регулятор жизни этого общества и является ее неизменным атрибутом. Власть придает жизни общества управляемость, упорядоченность и порядок. Общественная власть – это всегда публичная власть, но не всегда государственная.

В первобытном обществе общественная власть осуществлялась самим обществом, не было никакого специального аппарата или института ее осуществления. Также общественная власть первобытного общества опиралась на авторитет и опыт тех, кто ее осуществлял [14, 15]

Для понимания отличительных свойств человеческого общества в догосударственный период рассмотрим объединяющие и отличающие признаки догосударственного и государственного периодов в истории человечества.

Общественную власть родовой общины и государство объединяет наличие территории: в догосударственный период земля – коллективная собственность общины, в период цивилизации – это обширная территория проживания конкретного народа.

Так как общественная власть родовой общины опиралась на кровные отношения внутри определенной группы людей, то члены одно родовой общины не вмешивались в дела другой родовой общины. Независимость общественной власти одной родовой общины от другой может быть прообразом суверенитета первых государств.

Общественная власть в первобытном обществе имеет другие признаки, отличающие ее от государства: не было аппарата управления обществом, правовая регуляция осуществлялась общеродовым собранием, и не имело базы в виде законов и правил, предписываемых к исполнению всему обществу.

Система налогов и сборов отсутствовала, частная собственность и производственные отношения были в самом начальном развитии [5, 7]

Общественная власть родовой общины была регулятором отношений внутри себя, помогала организации производственных отношений и способствовала дальнейшей эволюции догосударственного общества в цивилизацию и появлению первых государств [5, 7, 13]

Таким образом, человеческое общество в догосударственный период – это первобытное общество с простой организацией жизни людей, основанной на родственных связях, коллективном труде, общественной собственности и социальном равенстве всех его членов. Общественная власть в этот период была по настоящему общественной, строилась на принципах самоуправления, в ней принимали участие все члены общества, которые сообща решали важные вопросы. Никакого специального аппарата или управления, который имеется в любом государстве, не существовало. Не было также и специального аппарата принуждения в виде различных карательных органов, что тоже является принадлежностью любого государства. Принуждение исходило только от общества, т.к. общество определяло кому жить в нем, а кто может его покинуть.

Глава II. Генезис и эволюция власти в первобытнообщинном строе

2.1 Характеристика и понятие власти

Власть и господство встречается в жизни каждого человека довольно часто. Так власть имеет место быть в любой сфере деятельности человека, будь то авторитет родителей в семье, властные полномочия вышестоящего сотрудника на работе или блюстителей порядка. Власть присуща всем этапам развития человечества, и всегда сопутствовала его развитию. Однако обрела свои черты уже после становления родовых общин. В обществе всегда есть различные индивидуальные и групповые интересы, которые необходимо регулировать, соподчинять, снимая социальную напряженность. Таким образом, властные отношения служат механизмом регуляции общественной жизни, гарантом целостности различных обществ, древнейшей формой их организации.

Теория государства и права определяет власть как «способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность и поведение людей с помощью каких-либо средств.» [9, с. 36]

В Большой российской энциклопедии власть определяют как «отношение между людьми, в котором одни могут навязать свою волю другим; оно имеет место в тех случаях, когда человек (группа, организация) обладает возможностью целенаправленно воздействовать на других людей, заставить их делать то, что сами они в ином случае не стали бы делать» [22].

В энциклопедическом словаре истории и науки власть это - «особое отношение между людьми, способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определенное воздействие на их деятельность, поведение посредством авторитета, права, насилия, традиции, техники манипуляции сознанием» [21]

«Власть – это авторитет, обладающий возможностью подчинять своей воле, управлять или распоряжаться действиями других людей» [3, с. 151]

«По К. Марксу и Ф. Энгельсу, власть является фактором, который делает более прочным положение господствующего класса… при этом определяющее место в этой жизни занимает в конечном счете способ производства материальных благ.» [19, с. 14]

Власть представляет собой особый вид общественных отношений, присутствующий на всех этапах формирования и развития человеческого общества. Через отношения власти выражается объективная потребность людей в саморегуляции и организации. В обществе всегда есть различные интересы и запросы индивидуального и группового порядка, которые необходимо регулировать, соподчинять, снимая социальную напряженность. Таким образом, властные отношения служат механизмом регуляции общественной жизни, гарантом целостности различных обществ, древнейшей формой их организации. [8]

Власть неразрывно связана с государство, т.к. помогает обеспечивать реализацию общих интересов.

«Власть включает в себя понятие о способности и возможности, господстве и подчинении. Без подчинения нет власти, как без власти нет подчинения. Проявлением власти является действие, которое побуждает людей делать что-то, чего они не сделали бы по своей воле. Это власть над кем-то. Однако есть и власть для чего-то, например, ради достижения определенной цели. Поэтому, как замечает А. Гидденс, власть по своей природе не является угнетением, она просто есть способность выбирать образ действий или возможность добиваться результатов. Власть не является препятствием на пути к свободе, а как раз служит для нее посредником, промежуточным звеном.» [8, с. 64]

За период возникновения и существования первобытного общества в процессе эволюции и социогенеза человеческого общества развилась особая организация власти, осуществляемая в интересах всего общества, ее основной характеристикой было народовластие при совете старейшин с вождем племени во главе. Взрослые мужчины и женщины обладали равными правами и возможностями в участия в жизни племени. [5, 7]

К особенностям социально-экономической жизни можно отнести коллективное право на землю, преобладание производственного хозяйства над присваивающим, появление и развитие института семьи, а также активное развитие культурной и духовной жизни первобытных людей.

Исходя из вышеизложенных определений власти и характеристики первобытного общества в данной курсовой работе под властью будет пониматься особое отношение между людьми при котором авторитет группы лиц имеет возможность и воздействие на деятельность остальных членов общины для управления и организации жизни всего общества и прежде всего, материальных благ.

Власть в своем проявлении обладает следующими характеристиками:

  1. «Присуща любому организованному обществу людей.
  2. Существует и функционирует в рамках общественных отношений между людьми: один из субъектов выступает в роли властвующего, а другой – подвластного.
  3. Воплощается в определенных учреждениях и институтах.
  4. Воля властвующего требует оформления в виде определенных указаний, социальных норм. Они – обязательное условие и средство функционирования власти.
  5. Проявление власти и подчинение ей должно быть осознанным» [6, с. 60].

Власть в первобытном обществе не была единоначальной, осуществлялась в интересах всего общества, всех его членов, это был своеобразный способ обеспечения коллективного запроса в безопасности, обеспечении пропитании и выживании доступными и приемлемыми средствами.

2.2 Система организации общественной власти в первобытном обществе

Власть – это особый вид общественных отношений, обеспечивающий контроль, организацию, продвижение интересов общества и индивида.

Любые общественные отношения имеют своим ядром взаимодействия индивида (или группы индивидов) с другой группой (или индивидом).

Многие исследователи отмечают естественный характер возникновения власти [8, 14, 15]. Можно сказать, что как только возникло общество вместе с ним и появилось необходимость власти. Первоначально власть осуществлялась всем обществом, отсюда и ее название – общественная власть.

В теории государства и права дается следующее толкование общественной власти «власть, рожденная в обществе и обусловленная объединением совместно живущих людей. При этом разные виды социальных объединений и соответствующие им виды общественных связей рождают разные виды общественной власти.» [15, c. 136]

В период становления первобытного общества люди жили малыми родственными группами, а охота и собирательство были основным источником пропитания. Развитие первобытного общества прошло этапы формирования общества в праобщине до позднеродового общества из которого потом развилось в классы.

Необходимость действовать сообща и преимущества коллективного труда вынудили первых людей объединяться в небольшие группы – праобщины [5, 7, 13]

Экономика в период праобщины и раннеродовой общины была преимущественно присваивающей и основывалась на общей собственности. Решение по важным вопросам принимались всеми взрослыми членами общества, пользование орудиями труда и добыча пропитания были также коллетивными. С развитие общественных отношений она преобразовалась в производственную, которая дала толчок к развитию ремесел и торговлей, производимой ремесленниками, продукцией.

Общественная власть в период праобщины основывалась на авторитете одного или нескольких лиц (старейшин и вождя). Она не знала имущественных, классовых или сословных различий. Такую власть называют потестарной.

Потестарность – «можно определить как способность и возможность концепции и любого аналогичного документа, приобретать мощь власти, умножающую действенность усилий…»[17, с. 37]. Такая власть не имеет политических, государственных институтов и атрибутов, она исходила от общества в целом, а не от конкретного лица [17].

С увеличением количества членов в группе, общество первобытных людей меняется, усложняется его структура. Власть, по-прежнему осуществляется всей общиной, всеми ее взрослыми членами, объединенными по кровному признаку – родом.

Род был формой социальной организации не только как объединение людей, связанных узами родства (происходящие от одного прародителя), но и как общественная группа, сложившаяся для совместного ведения хозяйства [5, 7].

Первоначально, отношения между полами не регулировались, был распространен промискуитет [1, 2, 7]. Поэтому важна была роль женщины, ведь установить отцово не предполагалось возможным, а проследить род по материнской линии было просто. Это был матриархат, сменившийся впоследствии патриархатом при упрочнении и распространении парного брака [7].

Общественная власть действовала на основе социальных норм, принятых в конкретной родовой общины, также она обеспечивалась авторитетом старейшин, которые осуществляли власть, руководствовались традициями, обычаями, обрядами и ритуалами.

«Вся организация власти по-прежнему была проникнута началами первобытной демократии. Каждый взрослый член племени имел возможность свободно высказать свое мнение как в родовом, так и в племенном совете. Старейшины и военные вожди занимали свои должности лишь по праву избрания и до тех пор, пока их действия отвечали интересам соплеменников. Наряду со всеми они участвовали в общественном производстве, не могли требовать от других каких-либо подарков или приношений или же заставлять на себя работать. Если старейшина или вождь совершал недостойный поступок, сородичи делали ему внушение, если это не помогало, его смещали. Почетное место в этом демократическом родоплеменном самоуправлении принадлежало женщинам. Они были не только правительницами материнских домовых общин, но и в более ранние времена — главами родов.» [7, с. 144]

Регуляция общественных отношений в первобытном обществе велась на основе обычаев, традиций, ритуалов, обрядов и мифов [1, 5, 7]

«Исторически первая группа социальных норм, сложившаяся в человеческом обществе, – обычаи, т. е. правила поведения, утвердившиеся в результате их длительного применения и вошедшие в привычку. Нередко употребляют как равнозначные термины «обычаи», «нравы» и «традиции». Это близкие, но неравнозначные понятия. Под нравами принято понимать правила или обычаи, имеющие нравственное содержание и значение. В нравах отражается психология жителей определенного региона, народа, нации. Традиции представляют собой правила поведения, которые унаследованы от предшествующих поколений. Это могут быть идеи, взгляды, вкусы, образ жизни. Но все три категории составляют культурное наследие общества, обладают устойчивостью, опираются на общественное мнение.» [6, с. 155]

Ритуалы – «это исторически сложившаяся или специально установленная форма поведения, в которой строго канонизированный способ исполнения действия лишен непосредственно целесообразности и служит лишь обозначением определенного социального отношения или существующего социального порядка, признания каких-либо ценностей или авторитетов).» [30]

«Миф служит важнейшим механизмом культурной преемственности, идеальным образцом значимых форм поведения; ориентация на воспроизведение сакральных мифических событий во многом определяет традиционализм общества…тесно связан с обрядом и ритуалом» [22]

Табу в первобытном обществе это «система запретов на совершение определенных действий…охватывала все сферы жизни и являлась единственной формой регламентации, заменявшей все то, что называется официальной религией, законом, юридической моралью и правом.» [33]

Рассматриваемые определения общественных отношений показывают, что все они складывались на протяжении истории конкретной общины или рода, определяли порядок действий в тех или иных ситуациях и по сути формировали модель поведения члена общины.

«К какой категории норм социальной регуляции относились первобытные нормы? Они не были правовыми нормами, так как там, где еще нет государства, не может быть и предписанной им совокупности обязательных норм, называемой правом. Но они не были и обычными нравственными, моральными нормами, так как общество принуждало к их соблюдению не менее жестко, чем позднее государство к соблюдению норм права. По существу, это были еще не дифференцированные обязательные правила поведения, которые поэтому предложено называть мононормами» [7, с. 158]

Социальные нормы, существовавшие в первобытном обществе:

1) регулировали отношения между людьми, что стало отличать их от норм несоциальных - технических, физиологических и других, которые регулировали и регулируют отношения человека к природным, материальным объектам, орудиям труда и т.п.;

2) реализовались главным образом в виде обычаев (т.е. исторически сложившихся правил поведения, вошедших в привычку в результате многократного применения в течение длительного времени);

3) существовали в поведении и в сознании людей, не имея, как правило, письменной формы выражения;

4) обеспечивались в основном силой привычки, а также соответствующими мерами убеждения (внушения) и принуждения (изгнание из рода);

5) имели в качестве ведущего способа регулирования запрет (систему табу) как самый простой и элементарный прием воздействия; права и обязанности как таковые отсутствовали;

6) были продиктованы естественно-природной основой присваивающего общества, в котором и человек являлся частью природы;

7) выражали интересы всех членов рода и племени.

Общественная власть существует на нескольких уровнях: семьи, отдельного коллектива и общества в целом [6]. Общественная власть в первобытном обществе имела ряд особенностей, связанных с ее потестарностью и неразделенностью уровней семьи, коллектива и общества.

Структуру органов власти первобытного общества была достаточна прост, она состояла из нескольких ступеней, сужавших по мере приближения к главе общины – вождю. Эту структуру можно представить следующим образом: на самой нижней ступени общее собрание рода, в котором участвовали все взрослые члены общины, над ними вторая ступень – совет старейшин и на самой вершине – вождь, он же глава общины и военачальник. [7, 20]

Общее собрание решало все важнейшие общие дела, касающиеся всего рода. Собрание избирало старейшину, военных вождей, предводителей, которые управляли повседневной жизнью родовой общины. Для решения особо важных дел собирался совет старейшин.

Несмотря на то, что в главе общины были старейшины и вождь, «верховная власть принадлежала общему собранию…она не была отделена от общества и выражала интересы всего общества, всех его членов, объединенных в том или ином коллективе – общине, роде, племени» [9, с. 36]

Вождь и военноначальники в первобытном обществе избирались общим собранием и не получали какого-либо материального вознаграждения за свою управление делами общины [9]. Все важные вопросы: объявление войны, смена места обитания общины, имущественное распределение, вопросы браки и другие решались общим собранием.

Вождь, военноначальники и старейшины избирались общим собранием, их власть была ограниченна и подчиненна обществу. Они не пользовались какими-либо привилегиями, управляя делами общины и не могли передать ее по наследству, т.к. выбор вождя и старейшин был основан на авторитете, опыте, мудрости выбираемого человека и уважении соплеменников.

«…принуждение к подчинению власти старейшин и соблюдение обычаев осуществлялось с помощью общественного мнения» [9, с. 37]

В эпохи бронзового и железного веков изменились производственные отношения – коллективное присвоение продуктов природы переросло в коллективное присвоение продуктов труда, а общее владение орудиями труда и продуктами потребления трансформировалось в общинную собственность. Появилось разделение труда по половому признаку: выделение скотоводства, отделение ремесла от земледелия. Излишками урожая и производства теперь общинники могли распоряжаться по своему усмотрению, что способствовало появление особого класса людей – купцов. Появление частной собственности на орудия и продукты труда, повлекло социальное и классовое расслоение общества, что впоследствии привело к разложению первобытного общества. [5, 7]

Таким образом, главными чертами общественной власти периода первобытного общества были: коллективность в принятии решений, отсутствие привилегий и наследования статуса старейшины, сменяемость и выборность – не все могли стать старейшинами. Отношения регулировались обычаями, традициями, обрядами и ритуалами.

Организация общественной власти не имела какого-либо упорядоченного аппарата управления, была максимально приближена к народоволию и имела простую структуру организации.

Но все особенности общественной власти позволили человеческому обществу встать на новую ступень развития – цивилизации и образованию государств.

Заключение

В результате эволюционного развития человек для удовлетворения своих основных потребностей постепенно перешел от присвоения готовых животных и растительных форм к подлинно трудовой деятельности, направленной на преобразование природы и производство орудий труда, пищи и др. Именно переход к производящей экономике послужил толчком к трем крупным разделением общественного труда - отделению скотоводства от земледелия, отделению ремесла и появление класса купцов занятых торговлей. Как следствие разделения труда, появился избыточный продукт, и повышается его производительность. Прибавочный продукт послужил развитию экономики, так как он давал возможность для товарообмена, способствовал возникновению частной собственности, социальному делению и как следствие - зарождению государства. Первобытное общество еще не оторвалось от природы и инстинктов, не выстроило аппаратов управления и принуждения. Оно базируется преимущественно на природно-естественных основаниях, на природном хозяйственно-социальном единстве, общины, рода; племени. Власть - древнее и повсеместное универсальное свойство любого общества, в котором элемент властвования и подчинения сказываются во всем. В первоначальном виде власть в первобытном обществе осуществлялась непосредственно всеми членами рода (общины). Ее воплощением были общие собрания членов рода, советы старейшин, глава рода, вождь, волхв, которые избирались членами рода. В первоначальном виде при первобытнообщинном строе власть не давала никаких преимуществ. Вожди (волхвы, старейшины) трудились наравне со всеми, получали равное количество продуктов потребления. Единственным преимуществом старейшины перед остальными членами рода было уважение и авторитет.

Итак, исходя из вышеперечисленного, можно сделать вывод, что изучение вопроса становления первобытнообщинного строя и появление власти в нем имеет особое значение, без которого нельзя понять сущность общественно-правовых явлений, их роль в жизни общества и механизм функционирования. Практическим значением данной темы является, во-первых, определение исторических рамок существования общества и зарождение государства, а во-вторых, новые знания о сути происхождения власти и ее прогрессирования.

Список использованных источников:

Книги:

  1. Артемова О.Ю. Личность и социальные нормы в раннепервобытной общине/АН СССР, Ин-т им. Миклухо-Маклая. М.: Наука, 1987 – 197 стр.
  2. Археология на историческом факультете: учеб. пособие/В.Л. Янин, А.Р. Конторович. – М.: Истор. ф-т Моск. ун-та, 2011. – 286 стр.
  3. Большая советская энциклопедия (В 30 томах). Т.5 Вешин – Газли /А.М. Прохоров. Изд. 3-е. М., «Советская энциклопедия», 1971. – 588 стр.
  4. Большая советская энциклопедия (В 30 томах). Т. 18 Никко-Отолиты. Гл. ред. А.М. Прохоров. Изд. 3-е. М., «Советская энциклопедия», 1974. – 632 стр.
  5. Данилова В.Ю. История первобытного общества: учеб. Пособие/В.Ю. Данилова; Владим. гос. Ун-т им. А.Г. и Н.Г. Столетовых. – Владимир: Изд-во: ВлГУ, 2014. – 75 стр.
  6. Морозова Л.А. Теория государства и права. Учебник. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва: Эксмо, 2010. – 510 стр.
  7. Першиц А. И., Монгайт А. П., Алексеев В. П. История первобытного общества: Учебник. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Высш. школа, 1982.— 223 с.
  8. Политология: учебник – 6-е изд., перераб. и доп./С.В. Решетников - Минск: ТетраСистемс, 2010. - 528 стр.
  9. Рассказов Л.П. Теория государства и права: углубленный курс. Учебник – М.: РИОР: ИНФРА-М, 2015. – 559 стр.
  10. Харитонов В.М., Ожигов А.П., Година Е.З. Антропология. Учебник для вузов. Владос, 2004. – 272 cтр.
  11. Хрисанова Е.Н., Перевозчиков И.В. Антропология: Учебник. – 4-е изд. – М.: Из-во МГУ: Изд-во «Высшая школа», 2005. – 400 стр.
  12. Энциклопедический словарь по истории и философии науки/Е.В. Гутов — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2010. — 342 стр.
  13. Энциклопедия для детей: Т.1. Всемирная история. – 4-е изд., испр. и перераб./М. Аксёнова. – М.: Аванта+, 1997. – 688 стр.

Статьи:

  1. Атясов И.Н. Власть и социальные нормы в первобытных обществах//Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2019. - №5 (1) – С. 48-50
  2. Борисенков А.А. Представления об общественной власти//PolitBook. – 2014. - №4. – С.157-135
  3. Иванов Р.Л. Признаки государства//Вестник Омского университета. Серия «Право». – 2015. - №3 (44). – С. 6-22
  4. Михайлов В.Д. Потестарность как критерий эффективности оценки концепции//Теория и практика общественного развития. – 2013. №7 – С. 35-39
  5. Мишечкин Г.В. Взгляды на периодизацию всемирной истории: новые подходы и старые проблемы//Вестник донецкого педагогического института. – 2018. - №3. – С. 215-222
  6. Сидоров В.Г. Противоречивая природа государственной власти// Историческая и социально-образовательная мысль. – 2016. – Т. 8 №3/2. – С. 13-18
  7. Туторский А.В. Взгляды А.А. Никишенкова на «Историю первобытного общества»: большие проблемы для антропологии или антропологические проблемы большой важности?//Исторические исследования. Журнал исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. – 2016. – №4 С. 111-124

Электронный адрес

  1. Власть//Энциклопедический словарь по истории и философии науки/Гутов Е.В. URL: https://terme.ru/termin/vlast.html (Дата обращения: 24.07.2020)
  2. Константинов А.В., Резвых П.В., Аверинцев С.С. Миф// Большая российская энциклопедия. URL: https://bigenc.ru/philosophy/text/2218356 (Дата обращения: 26.07.2020)
  3. Ледяев В.Г. Власть//Большая российская энциклопедия. URL: https://bigenc.ru/sociology/text/1918632 (Дата обращения: 24.07.2020)
  4. Леонова Н.Б. Каменный век//Большая российская энциклопедия. URL: https://bigenc.ru/text/3041774 (Дата обращения: 19.07.2020)
  5. Палеолит//Indicator. Открытия российских ученых. URL: https://indicator.ru/label/paleolit (Дата обращения: 22.07.2020)
  6. Первобытное общество//БСЭ. Современный толковый словарь. URL: https://slovar.cc/rus/bse/512191.html (Дата обращения: 19.07.2020)
  7. Первобытное общество//Словарь философских терминов/В.Г. Кузнецов URL: http://ponjatija.ru/node/700 (Дата обращения: 20.07.2020)
  8. Племя//Академик. Толковый словарь Ожегова. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ogegova/160862 (Дата обращения: 24.07.2020)
  9. Попова А.В. Государство//Kartaslov.ru Теория государства и права. Электронная версия учебника, 2008 /Попова А.В. URL: https://kartaslov.ru/%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8/%D0%9F%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%B2%D0%B0_%D0%90_%D0%92_%D0%A2%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F_%D0%B3%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0_%D0%B8_%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B0/3 (Дата обращения: 24.07.2020)
  10. Ритуал//Академик. Философская энциклопедия. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/4758/%D0%A0%D0%98%D0%A2%D0%A3%D0%90%D0%9B (Дата обращения (26.07.2020)
  11. Род//Академик. Советский энциклопедический словарь URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/es/87126/%D0%A0%D0%9E%D0%94 (Дата обращения 24.07.2020)
  12. Род//Национальная энциклопедическая служба. История государственного управления. Терминологический словарь, 2018 URL: https://interpretive.ru/termin/rod.html (Дата обращения: 24.07.2020)
  13. Табу//Академик. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/30044 (Дата обращения: 27.07.2020)