Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Невербальные проявления эмоциональных состояний человека (ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О НЕВЕРБАЛЬНОМ ОБЩЕНИИ)

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы обусловлена тем, что люди довольно часто обращаются к невербальному способу передачи информации, при общении с родственниками, друзьями, деловыми партнерами или сослуживцами. Общение – это действительность отношений между людьми, которая предполагает как вербальную, т.е. речевую, так и невербальную сторону.

В современном мире психологи в ходе общения рекомендуют обращать внимание в первую очередь на невербальную составляющую. Происходит это из-за того, что невербальный язык практически не контролируется человеком. Невербальное общение — это такое общение, при котором характерным является применение в качестве основного средства передачи информации, организации взаимодействия, создания образа, мнения о собеседнике, исполнения воздействия на другого человека невербального поведения и невербальных коммуникаций. Осмысление речи других людей и их понимание, позволяет человеку наиболее выгодно с ними взаимодействовать. Но для того, чтобы понимать, мало, лишь осознать, что было произнесено другими.

Проблема невербальных коммуникаций очень актуальна в наше время. Очень важно знать все виды, средства, способы передачи невербальной информации и знать ее значение. Изученность этого вопроса поможет человеку контролировать свои невербальные жесты и стать приятным собеседником.

Целью данной работы является раскрытие, каким образом, не описывая это словесно, человек показывает своё эмоциональное состояние и как физиологические показатели проявляют их наличие.

Для достижение данной цели необходимо решить поставленные задачи: -

- изучить понятие и особенности невербального общения;

- рассмотреть основные характеристики эмоций и эмоциональных состояний;

- изучить классификацию систем невербальной коммуникации;

- изучить мимика как отражение эмоциональных состояний человека;

- рассмотреть невербальные формы выражения эмоций в контексте разных культур.

Предметом же являются эмоциональные проявления человеческого организма.

Объектом является изучение невербальных проявлений эмоций.

Степень разработанности - в описании данной работы послужили труды многих российских и зарубежных ученых, философов, психологов, профессоров: Витт, Н.В., Барабанщиков, В.А., Бреслав Г.М., Дегтярёв, А.В., Прихидько, А.И., Защиринская, О.В., Изард, К.Э.

ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О НЕВЕРБАЛЬНОМ ОБЩЕНИИ

1.1 Понятие и особенности невербального общения

Понятие «коммуникация» означает процесс передачи информации. К коммуникациям относят переговоры, межличностное, массовое, групповое общение и т. д. Коммуникация может быть вербальной и невербальной. Вербальная коммуникация — это словесное взаимодействие сторон, осуществляется с помощью символов, знаковых систем, главный среди которых язык.

Невербальное общение – это разновидность неречевого взаимодействия коммуникационного характера между живыми существами. Другими словами, невербальное общение человека является разновидностью передачи всевозможной информации или возможностью воздействия на окружение без употребления речевых (языковых) механизмов[1][2].

Невербалика включает в себя всевозможные жесты, мимику, взгляды, телесный контакт, внешний вид и многое, многое другое. Невербальные сигналы играют огромную роль в общении. Они дают дополнительную информацию к вербальному общению. Невербальные сигналы человека показывают психическое состояние собеседника, его отношение к участникам переговоров и теме дискуссии, различные желания, невыражаемые словами. Принято даже считать, что язык телодвижений более правдив, чем словесный язык. Это говорит о том, что люди научились говорить на какие-то шаблонные темы, соблюдая определенный контроль, а в каких-либо ситуациях прибегать ко лжи, используя для этого имеющиеся в запасе слова.

Невербальная информация не посылается преднамеренно. Она практически всегда неосознанна и воспринимается на подсознательном уровне человека[3].

Первоначально, невербальные средства общения являлись реакцией человека в ситуациях защиты, нападения, сосредоточения т. п. Поведение человека в каких-либо ситуациях в основном заучено им на протяжении всей жизни.

Невербальные средства - это целая система несловесных сигналов, внешних телесных движений, мимика, жесты, интонация голоса, осанка, поза, походка человека. Невербальные коды либо дополняют информацию и выражают эмоции собеседников, либо заменяют речь. Жесты человека являются некой утечкой информации, поскольку люди в основном никогда не задумываются над своими движениями во время переговоров и в ситуации, когда их мысли и слова не совпадают, глаза и жесты это выдают. Австралийский специалист А. Пиз говорит о том, что с помощью слов передается 7% информации, звуковых средств— 38%, мимики, жестов, позы - 55%. На самом деле, невербальная коммуникация передает намного больше информации, чем вербальная. Общение с помощью языка тела ведется в течение тысячелетий, но предметом исследований стало недавно. В конце XX в возникла новейшая научная дисциплина, появились специалисты по невербальному общению. Предметом изучения является поведение людей в различных условиях. Знание специфики такого поведения дает нам информация о собеседнике, а также мы можем изучать самих себя.

Детальное изучение методов невербального общения началось в 60-е годы XX века.

В тех случаях, когда информация, которая передается словами, не соответствует тому, о чем говорят жесты, мимика и т. д., то большего доверия заслуживает информация невербальная, становится очевидным, что человек лжет, или что-то недоговаривает и т. п.

Невербальные средства коммуникации могут передавать огромную информацию. Главная роль невербальной коммуникации заключается в получении самой различной информации о человеке. Подобную информацию мы можем получить через жесты, интонации, мимику, поскольку они способны выразить и корректно интерпретировать душевную энергию человека, состояние симптомы и движения.

Особенности невербальной коммуникации заключаются в их зависимости от ситуации, так как позволяют хорошо понять состояние всех участников коммуникации в реальном времени. Но, невозможно получить информацию о предметах или лицах, отсутствующих в данный момент или вовсе не существующих. Невербальная коммуникация спонтанна и непроизвольна. Она практически не поддается контролю, поэтому так просто выявить истину при вербальном общении.

Таким образом, невербальные средства общения усваиваются только в естественных условиях при наблюдении, подражании или копировании. Они могут быть врожденными или приобретенными при социальном развитии человека, биологическими, социальными. В целом, роль невербальной коммуникации заключена в возможности правильно организовывать взаимодействие с человеком, в случае, как деловых переговоров, так и в случае каждодневной практики общения. Такая коммуникация позволяет с легкостью уловить сигналы тревоги или же раздражения собеседника по невербальному смыслу, не допуская вербального выражения. Невербальное поведение может подчеркивать или акцентировать информацию. Правильная интерпретация действий и намерений партнера помогают получить достаточно важную информацию, а также позволяют предотвратить недопонимания, конфликты.

1.2 Основные характеристики эмоций и эмоциональных состояний

Многообразие эмоциональных проявлений человека выражается в эмоциональных реакциях, эмоциональных процессах, чувствах, эмоциональных состояниях, отношениях, устойчивых чертах личности. Термин «эмоции» в широком смысле объединяет все эти понятия. Эмоциональные явления, внешнее выражение эмоций давно вызывают у психологов практический и научный интерес. Эмоциональные состояния представляют собой целый класс эмоциональных явлений и являются специальным предметом молодой отрасли психологической науки – психологии состояний, а также большой области психологического знания – психологии эмоций. Изучение эмоционального состояния как самостоятельного психологического феномена возможно на стыке психологии эмоций и психологии состояний. Эмоциональное состояние рассматривается также в инженерной психологии, психологии труда, психологии, клинической психологии, специальной психологии.

На протяжении многовековой истории исследования эмоциональных состояний пользовались самым пристальным вниманием, им отводилась одна из центральных ролей среди сил, определяющих внутреннюю жизнь и поступки человека.

Разработкой подходов к изучению эмоциональных состояний занимались такие психологи как В. Вундт, В. К. Вилюнас, У. Джемс, У. Макдауголл, Ф. Крюгер.

Учения об чувствах или эмоциях -это самая неразработанная глава в психологии. Это та сторона поведения человека, которую труднее описать и классифицировать, а также объяснить какими- то законами.

Можно волевым усилием подавить эмоциональное состояние – это то самое подавление, которое вредно, по мнению психологов, тем более вредно как для человека и как для родителя. Можно себя переключить: искусственно вызвать в себе (или привлечь извне) какой-то другой импульс – отреагировать на него каким-то заранее известным способом – новая эмоция добавит свою струю и приведет к другому эмоциональному состоянию. Можно вообще ничего не предпринимать, но сосредоточиться на проживании текущего эмоционального состояния (этот подход упоминается в буддизме и Тантре). В этом нет ничего нового, и подавлять эмоциональные состояния мы учимся с детства, считая этот процесс контролем эмоций… но это неверно. Все-таки это контроль эмоциональных состояний, и с его помощью управлять собственно эмоциями невозможно.

В действительности человек пытается работать со следствиями эмоций; но поскольку он не затрагивает причины своего эмоционального состояния, его попытки заведомо будут неэффективными (разумеется, если он не работает с собой и в части выбора эмоций) - в части эмоциональных состояний сложность в том, что наше текущее состояние – это результат сразу нескольких разных причин, разнородных причин. Поэтому сложно выбрать толковый метод саморегуляции (особенно если учитывать только эмоции и не учитывать другие сферы психики). Впрочем, кажется, что при достаточно развитой воле с собственными эмоциональными состояниями работать проще. Ну и не стоит упускать из виду тот факт, что причины из сферы чувств – слабо поддаются и контролю и наблюдению, по крайней мере изначально.

В современной психологической науке выделяют следующие виды и формы переживания чувств:

  • Моральные.
  • Интеллектуальные.
  • Эстетические.
  • Предметные.

Моральные чувства - это чувства, в которых проявляется отношение человека к поведению людей и к своему собственному. Моральные чувства-это отчужденность и привязанность, любовь и ненависть, благодарность и неблагодарность, уважение и презрение, симпатия и антипатия, чувство уважения и презрения, чувство товарищества и дружбы, патриотизма и коллективизма, чувство долга и совести. Эти чувства порождаются системой человеческих отношений и эстетическими нормами, регулирующими эти отношения.

Интеллектуальные чувства возникают в процессе умственной деятельности и связаны с познавательными процессами. Это радость поиска решения какой-либо проблемы или тяжёлое чувство неудовлетворенности, когда не удается решить её. К интеллектуальным чувствам относятся также следующие: любопытство, любознательность, удивление, уверенность в правильности решения задачи и сомнение при неудаче, чувство нового.

Эстетические чувства - это чувство красоты или, напротив, безобразного, грубого; чувство величия или, наоборот, низости, пошлости.

Предметные чувства - чувства иронии, юмора, чувство возвышенного, трагического.

Попытки дать более универсальные классификации эмоции предпринимали многие ученые, но каждый из них выдвигал для этого собственное основание. Так, Т.Браун положил в основу классификации признак времени, разделив эмоции на непосредственные, то есть проявляемые «здесь и сейчас», ретроспективные и проспективные. Рид строил классификацию на основе отношения к источнику действия. И.Додонов в 1978 году отмечает, что создать универсальную классификацию вообще, невозможно, поэтому классификация, пригодная для решения одного круга задач, оказывается недейственной для решения другого круга задач

Эмоции - (франц. emotion, от лат. emoveo — потрясаю, волную) — класс психических состояний и процессов, выражающих в форме непосредственного пристрастного переживания значение отражаемых предметов и ситуаций для удовлетворения потребностей живого существа.

Эмоция - это общая, генерализованная реакция организма на жизненно значимые воздействия.

К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые «чистые» эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями.

Наибольшее значение имеет разделение эмоций на высшие и низшие.

Высшие (сложные) эмоции возникают в связи с удовлетворением общественных потребностей. Они появились в результате общественных отношений, трудовой деятельности. Низшие эмоции связаны с безусловно-рефлекторной деятельностью, основанные на инстинктах и являющиеся их выражением (эмоции голода, жажды, страха, эгоизма).

Разумеется, поскольку человек – это неразрывное целое, то и состояние эмоционального тела непосредственно влияют на все остальные тела, включая физическое.

Кроме того, эмоциональные состояния (если точнее – состояния эмоционального тела) могу быть вызваны не только эмоциями. Эмоции довольно скоротечны. Есть импульс – есть реакция. Нет импульса – и реакция исчезает.

Эмоциональные состояния намного более постоянны. Причина текущего состояния может давно исчезнуть, а эмоциональное состояние остается и иногда задерживается надолго. Разумеется, эмоции и эмоциональные состояния неразрывно связаны: эмоции меняют эмоциональные состояния. Но и эмоциональные состояния влияют на эмоциональные реакции, а кроме того влияют на мышление (т.е. ум). Кроме того, свою лепту вносят чувства: они тоже меняют эмоциональное состояние. А поскольку люди нередко путают где чувства, а где эмоции, то простой в общем-то процесс превращается в нечто сложно понимаемое. Вернее так: понять это не сложно – сложно без подготовки применять это на практике, и поэтому у людей с управлением своими эмоциями и возникают трудности.

Эмоциональные состояния стали объектом внимания учёных ещё в древности. Алкмеон, Демокрит, Платон, Сократ упоминали в своих трудах о «состояниях души» человека, обусловленных влиянием внутренних и внешних факторов. Аристотель, относя психические состояния к особым состояниям души, подчеркивал их связь с «характеристиками телесного субстрата», «выделял их в самостоятельную психологическую категорию».

Л. В. Куликов рассматривает психическое состояние как сложную психическую реакцию, выделяет следующие основные детерминанты состояния[4]:

1) потребности, желания и стремления человека (более точно, осознанные и неосознанные потребности, стремления и желания);

2) его возможности (проявившиеся способности и скрытые потенциалы личности, физический тонус и ресурсы организма);

3) условия среды (объективное воздействие и субъективное восприятие и понимание текущей ситуации).

П. В. Симонов выделяет взаимосвязь между потребностью, степенью её удовлетворения и эмоциональным состоянием человека, при этом не исключает влияния других факторов на возникновение того или иного эмоционального состояния[5].

Все перечисленные факторы обусловливают, как утверждает П. В. Симонов, лишь вариации бесконечного многообразия эмоций, в то время как необходимыми и достаточными являются только два фактора: потребность и вероятность (возможность) её удовлетворения[6].

Представители личностно-деятельностного подхода к психическим состояниям: В. А. Ганзен[7], Н. Д. Левитов, Ю. Е. Сосновикова и др. - выделяют различные основания для классификации состояний. Приведённые ими критерии позволяют как выделить эмоциональные состояния в отдельный класс состояний, так и охарактеризовать эмоциональное состояние по классификационным основаниям.

Классификация Ю. Е. Сосновиковой базируется на общих существенных философских принципах рассмотрения явлений: категориях времени, пространства, структуры и функций[8]. В соответствии с этими принципами она выделяет следующие принципы классификации состояний: по степени продолжительности (кратковременные, малопродолжительные, продолжительные состояния); степени распространённости (замкнутые внутри системы, выраженные внешне, определяемые местоположением человека в пространстве, местом и степенью удалённости от центра); степени напряжённости (всего тонуса, различных компонентов); степени адекватности (ситуативные, соответствующие нормам морали); степени осознанности (ситуативные, осознанность самого состояния). Данная классификация позволяет охарактеризовать эмоциональное состояние по различным критериям. Ю. Е. Сосновикова указывает на эмоциональный компонент состояния, подчеркивает, что «одно и то же психическое состояние может выражать собой сложное единство противоположных переживаний. Смех может быть смехом сквозь слёзы, радость – сопровождаться печалью, а гневу может сопутствовать радость»[9].

В. А. Ганзен в своём исследовании приводит систематизацию психических состояний человека. Он считает целесообразным различать состояния установившиеся и переходные, так как человек в каждый момент времени пребывает только в одном состоянии, а их смена осуществляется, как правило, в промежуточную, переходную стадию. По мнению В. А. Ганзена, чувства проявляются в форме различных эмоциональных состояний. Проведённый В. А. Ганзеном анализ показал, что множество психических состояний человека распадается на две группы:

1) состояния, характеризующие аффективно-волевую сферу психической деятельности человека;

2) состояния сознания – внимания.

Л. В. Куликов выделяет эмоциональные состояния в весьма специфический класс состояний, отличающийся большим объёмом, наибольшим пересечением с другими классификационными группами, поэтому целесообразнее рассматривать не эмоциональные состояния в чистом виде, а эмоциональные характеристики, которые присущи любым психическим состояниям: волевым, когнитивным, состояниям внимания, сознания. Выделяют эмоциональные состояния в отдельный класс психических состояний, отличающихся специфической структурой и внешним выражением.

Что касается классификации эмоциональных состояний, то традиционно они делятся на две большие группы: положительные (благоприятные, улучшающие выполнение деятельности) и отрицательные (неблагоприятные, ухудшающие выполнение деятельности). С. Л. Рубинштейн подчёркивает, что положительный или отрицательный характер эмоционального состояния зависит от того, находится ли действие, которое индивид производит, и воздействие, которому он подвергается, в положительном или отрицательном отношении к его потребностям, интересам, установкам[10]. По мнению П. К. Анохина[11], положительные эмоции возникают, когда реальный результат совершенного поведенческого акта совпадает или превышает ожидаемый полезный результат, и наоборот, недостаток реального результата, несовпадение с ожидаемым ведёт к отрицательным эмоциям.

В. С. Агавелян структурно подразделяет эмоциональные состояния на стенические, астенические и амбивалентные. В эмоциональных состояниях ярко выражена субъективная сторона переживаний от радости до страданий. Стенические состояния многофакторны и являются побудителями и вдохновителями к деятельности, то есть они в большей степени личностно обусловлены и имеют мобилизующее влияние на человека. Астенические состояния дезорганизуют, вводят в депрессию, агрессию, панику, страх, даже парализуют волю, искажают деятельность. Амбивалентные состояния мало изучены, но они придают устойчивость, стабильность в жизнедеятельности на определённый период времени[12].

Отечественные и зарубежные психологи: В. К. Вилюнас, Г. М. Бреслав, Б. И. Додонов, Н. Д. Левитов, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др. выделяют дифференцированные виды эмоций, отличающиеся по закономерностям протекания и психологическим особенностям. Наиболее распространённой является классификация эмоций, выделяющая аффекты, собственно эмоции, чувства, настроение и стресс.

Исследователи эмоций – выделяют следующие функции эмоциональных состояний:

1) сигнальную;

2) оценочную;

3) побудительную;

4) функцию предвосхищения;

5) мобилизующую;

6) функцию предкогнитивной оценки реальности;

6) коммуникативную или экспрессивную функцию.

Таким образом, эмоциональные состояния являются одним из видов психических состояний человека наряду с состояниями деятельностными, волевыми, внимания, сознания. Среди множества эмоциональных явлений: реакции, процессы, черты личности, поведенческие акты – эмоциональные состояния как форма существования (проявления) чувств и эмоций требуют специального рассмотрения и выделения в качестве отдельного класса эмоциональных явлений.

1.3 Классификация систем невербальной коммуникации

Достаточно часто невербальную коммуникацию классифицируют в виде систем: [13]

  1. Визуальная (зрение)
  2. Акустическая (слух)
  3. Тактильная (осязание)
  4. Ольфакторная (запахи, обоняние)
  5. Визуальная система общения включает в себя жесты, мимику, позы,

походку, дистанцию между партнерами, визуальный контакт (контакт

глазами), различные вспомогательные средства общения и т. д. Рассмотрим главные элементы визуальной системы общения:

Мимика.

Мимика - способ использования выражения лица[14].

Чаще всего основным объектом внимания является лицо человека. И по эмоциональному состоянию человека можно многое для себя узнать.

Главные впечатления о человеке можно составить из наблюдения гримас его лица. Например, удивление - рот максимально открыт, если же также широко открыты и глаза, подняты брови – это признак ошеломления. Протест - уголки рта чуть приподняты, часто широко открыты глаза. Закрытый, напряженный рот часто говорит о твердости характера, о нежелании продолжать беседу. Улыбка на лице обычно показывает дружелюбность. Улыбка для женщины чаще всего правдива и соответствует ее настроению. Улыбка мужчины как возможность себя показать, что он владеет собой. Однако, улыбка не всегда может выказываться в знак дружелюбия, она может быть неискренней, лживой, ехидной.

Очень важно знать различные выражения лица при разных эмоциях не только для того, чтобы понимать других людей, но и для хорошей отработки своих рабочих имитаций.

Малоподвижная мимика свидетельствует о постоянстве душевных процессов, об устойчивом настроении, о спокойном характере. А подвижная мимика говорит о легкой возбудимости от внешних раздражителей, о быстрой смене восприятия впечатлений и т. д.

Жесты - обычно движения рук или кистей рук. Жесты могут быть понятны без использования речи, а могут быть понятными только с ее использованием.

Во всем мире основные жесты не отличаются друг от друга. Когда люди счастливы, они улыбаются, когда они печальны — они хмурятся, когда сердятся — у них сердитый взгляд[15].

Жест говорит о желании человека или о том, что человек в этот момент испытывает. Внешне одинаковые жесты у различных людей могут означать совершенно непохожие и разные вещи, но существуют и тождественные моменты:

1) активная жестикуляция - частый элемент положительных эмоций, понимаемый другими как выказывание дружелюбия и заинтересованности;

2) чрезмерная жестикуляция - признак беспокойства или неуверенности.

Выделяются жесты-сигналы, жесты-знаки, жесты-символы, жесты- иллюстраторы, жесты-регуляторы, жесты-адапторы:

Жесты-знаки произвольные жесты, осознанные, рассчитанные на передачу информации собеседнику.

Жесты-сигналы непроизвольны, неосознанны и не рассчитаны на чье-либо восприятие.

Непроизвольная жестикуляция это демонстрация открытых ладоней как показатель открытости; сжатие кулаков - внутреннее возбуждение, агрессивность (чем сильнее сжимаются пальцы, тем сильнее сама эмоция); прикрытие рта рукой в момент речи - удивление; прикосновения к носу или легкие почесывания его - неуверенность, ложь, поиск в ходе дискуссии нового контраргумента; потирание пальцем века - ложь, но иногда - ощущение подозрительности и лжи со стороны партнера; суетливость рук (теребление чего-либо, скручивание и раскручивание авторучки) - настороженность, нервозность, смущение; пощипывание ладони - готовность к агрессии; покусывание ногтей - внутреннее беспокойство.

Жесты-символы - сильно ограничены рамками культуры или местности, и являются самыми простыми приемами невербальной коммуникации.

Жесты-иллюстраторы - ими пользуются для того, чтобы пояснять сказанное (например, указать рукой), также являются простыми приемами невербального общения.

Жесты-регуляторы - играют огромную роль в начале и в конце беседы. Например - рукопожатие. Это традиционная и древняя форма приветствия. Эти жесты являются самыми сложными приемами невербального общения.

Жесты-адапторы - они сопровождают наши чувства и эмоции. Они проявляются в ситуациях стресса, волнения, становятся первыми признаками переживаний - нервное перебирание одежды, постукивание ногой, ручкой и т.д.

Все жестовые средства общения разделяются на натуральные, дактилологические и конвенционные. Натуральные (естественные) жесты в норме употребляются в повседневном общении совместно с речью, усваиваются они в контексте обыденного общения без специального обучения. Конвенционные (условные, символические) жесты не зависят от языка, они повторяют его структуру и требуют специального обучения. К конвенциональным жестам относятся: тайный “язык” жестов кочевых народов, “язык” жестов американских индейцев, системы жестов глухонемых, ритуальные жесты монахов, системы профессиональных жестов.

Жесты могут очень многое повествовать о человеке. Они могут указать на национальность, темперамент, эмоциональное состояние. Жесты показывают внутреннее состояние, характер высшей нервной деятельности человека, склонность к определенному типу людей.

Каждый человек умеет жестикулировать по своему, индивидуально. При каких-либо сильных эмоциональных переживаниях намного увеличивается количество жестов, возникает ощущение жестовой чрезмерности и общей суетливости, жесты как бы ускоряются, увеличивается их амплитуда, возникают отклонения от привычной манеры жестикуляции.

При формальном общении, в каких-либо официальных ситуациях язык жестов гораздо реже используется, чем в неформальных беседах.

Жест может быть основным, главным в разговоре, может просто дополнять сказанное. Жесты должны соответствовать мыслям, также в разных ситуациях нужно уметь контролировать свою жестикуляцию.

Поза - это положение человеческого тела.

Позы выполняют 2 функции в общении:

  • расчленять поток речи на единицы;
  • регулировать межличностные отношения в диадах.

Изменение позы говорит об изменениях отношений между собеседниками.

Походка может быть ритмичной, быстрой, медленной и т. д. Характер походки связан с состоянием здоровья человека, возрастом.

Прямой зрительный контакт говорит о желании участвовать в деле. Устойчивый зрительный контакт означает доверие, заинтересованность в общении. Напряженный взгляд означает, что человек испытывает агрессию. Когда собеседник смотрит искоса, значит он в чем-то сомневается, подозрителен. Широко открытые глаза обычно говорят о желании внимательно слушать всю информацию. Полузакрытые глаза говорят о нежелании слушать партнера.

2. ПРОЯВЛЕНИЕ ЭМОЦИЙ ПОСРЕДСТВОМ МИМИКИ

2.1 Мимика как отражение эмоциональных состояний человека

Ч. Дарвин высказал предположение, что до того, как доисторические люди обрели язык, средством выражения приветствия, угрозы и подчинения, была лицевая экспрессия. Именно это наследие человечества, по его мнению, объясняет, почему люди разных культур выражают базовые эмоции посредству сходных выражений лица. Лицо – это, пожалуй, наиболее важная сфера невербальной коммуникации, потому, что через лицевую экспрессию (мимику), мы передаём значительную часть эмоций и информации. В результате исследований было выделено 1000 различных выражений лица. Мы уделяем много внимания лицевой экспрессии, поскольку она даёт нам намёки о смысле словесного общения [Ekman, Friesen, & Ellsworth, 1972]. Также, лицо является важнейшей характеристикой физического облика человека.

Сокращение лицевых мышц изменяет выражение лица и сигнализирует о состояниях человека. Таким образом, эмоциональные проявления человека складываются из спонтанных и произвольных мимических реакций. Мимику можно анализировать не только по её произвольным и непроизвольным компонентам, но и по физиологическим параметрам (силе, тонусу, динамике, симметрии-асимметрии), фрагментарно, то есть по отдельным зонам – лоб, рот, глаза – и в целом. Мимическая характеристика личности может складываться из таких параметров как сильная - слабая мимика, неопределённая - красноречивая мимика, беспорядочная – гармоничная мимика, стереотипная – индивидуальная мимика, а также с учётом разнообразия мимических выражений, быстроты их смены, способности передавать нюансы.

Изучение основных мимических состояний, таких как радость, гнев, страх, отвращение, удивление, грусть, выработало единицу анализа лицевого выражения – мимический признак. Совокупность таких признаков образует структуру различных лицевых экспрессий.

Рассмотрим наиболее типичные выражения лица при наиболее часто испытываемых эмоциях (сходных представителей всех народов и культур).[ Ekman]

  1. ГНЕВ: мышцы лба сдвинуты вовнутрь и вниз, придавая глазам угрожающее или нахмуренное выражение; глаза блестят, раскрыты или прищурены; ноздри расширены, крылья носа приподняты; губы либо плотно сжаты, либо оттянуты назад, принимая прямоугольную форму и обнажая стиснутые зубы; лицо часто краснеет. Ярость есть высшая, животная форма гнева, а негодование есть наиболее смягченное и очеловеченное проявление этого чувства.
  2. ГОРЕ: внутренние уголки бровей подняты вверх; внутренние уголки верхних век приподняты; рот закрыт, уголки губ опущены, напряжения или натяжения в области рта нет.
  3. СТРАХ: брови немного подняты, но имеют прямую форму, их внутренние углы сдвинуты, и через лоб проходят горизонтальные морщины; глаза без блеска и расширены, причем нижнее веко напряжено, а верхнее слегка приподнято; рот может быть открыт, а уголки его оттянуты назад, натягивая и распрямляя губы над зубами.
  4. УДИВЛЕНИЕ: поднятые брови образуют горизонтальные морщины на лбу; глаза широко открыты; приоткрытый рот имеет округленную форму.
  5. РАДОСТЬ: губы искривлены, их уголки оттянуты назад, рот закрыт; вокруг глаз мелкие морщинки; сами глаза блестят, прищурены или раскрыты; на лбу горизонтальные складки.
  6. ОТВРАЩЕНИЕ: брови слегка опущены; верхние веки опущены, нижние веки приподняты, но не напряжены; под нижними веками морщинки; нос наморщен; рот закрыт; верхняя губа поднята, нижняя губа тоже поднята и выдвинута вверх по направлению к верхней губе.

Это лишь немногие примеры тех сообщений, которые могут передаваться через лицевую экспрессию. Отслеживание человеком подобного рода мимических реакций (как собственных, так и другого человека), осознание их значения, могут существенно обогатить процесс общения. Эмоции, за счёт своего экспрессивного компонента (главным образом – экспрессии лица), считаются непосредственным способом установления контакта человека с окружающими людьми, средством воздействия на них. В качестве примера приводится практика европейских работодателей, которые при приёме на работу руководствуются показателем коэффициента интеллекта (IQ), а повышают в должности – по эмоциональному коэффициенту (EQ), характеризующему способность человека к эмоциональному общению. [Ильин Е.П.]

Невербальное общение охватывает всевозможные жесты и мимику, различные телесные позы, тембр голоса, телесный или визуальный контакт. Средства невербального общения человека передают образное содержание и эмоциональную суть информации. Язык неречевых компонентов общения может быть первичным (все вышеперечисленные средства) и вторичным (различные языки программирования, азбука Морзе). Многие ученые умы уверены, что посредством слов транслируется всего 7% информации, 38% данных посылается при помощи звуковых средств, которые включают тон голоса, интонацию, а 55% – через инструменты невербального взаимодействия, собственно при помощи первичных неречевых компонентов. Отсюда следует, что основополагающим в общении человечества является не произносимая информация, а манера ее изложения.

Невербальная коммуникация – это обмен информацией без использования речи. Это общения при помощи мимики и различных знаковых систем. Эмоции представляют собой специфический класс субъективно переживаемых состояний, различных ощущений приятного и неприятного, само отношение человеку к миру, себе и окружающим. Невербальная коммуникация и невербальное проявление тесно связаны между собой. Типы невербальной коммуникации Выделяется несколько типов невербальной коммуникации: кинесика, гаптика, мимика, проксемика, окупесика, хронемика, одорика, аускультация, гастика, системология, паралингвистика, актоника. Подробнее о них мы узнаем, обратившись к рисунку 1.

Типы невербальной коммуникации

Рис. 1. «Типы невербальной коммуникации»

Также выделяется и более упрощенные типы невербальной коммуникации. Кинесические: выразительные движения тела (жесты, мимика и пантомимика, поза, походка); визуальный контакт (направление, длина паузы, частота контакта). Просодические и экстралингвистические. Голос и речь: интонация, громкость, тембр, темп речи, ритм, дикция, модуляция, высота, тональность, паузы, вздох, смех, плач, кашель, зевание и др. Такесические. Динамические прикосновения: рукопожатие, поцелуй, похлопывание и др. Проксемические: пространственная структура общения (ориентация и угол общения партнеров, дистанция); время (опоздания, ранний приход, соотношение времени и статуса, культура времени).

Коммуникации невербального общения

Окружающий социум может многое узнать об индивиде исключительно по его манере выбора одежды и разговора, используемым жестам и пр. В результате проведения множества исследований было выявлено, что невербальные способы общения имеют две разновидности источника происхождения, а именно биологическая эволюция и культура. Невербальные средства общения необходимы с целью:

— регулирования течения процесса коммуникативного взаимодействия, создания психологического контакта между собеседниками;

— обогащения смыслов, передаваемых при помощи слов, направления толкования словесного контекста;

— выражения эмоции и отражения истолкования ситуаций.

К невербальным коммуникациям общения относят всем известные жесты, мимику лица и телесные позы, а кроме этого прическу, придерживаемый в одежде стиль (одежда и обувь), интерьер офиса, визитные карточки, аксессуары (часы, зажигалки).

Невербальное проявление эмоций мы можем проследить по выражению лица, различных жестов. Представим информацию наглядно на рисунках 2 и 3.

Универсальные проявления эмоций: радость, гнев, удивление, страх

Рис. 2. «Универсальные проявления эмоций: радость, гнев, удивление, страх»

Жесты

Рис. 3. «Жесты»

Невербальное проявление эмоций начинается с самого рождения ребенка, однако совершенства оно достигает лишь в подростковом возрасте, когда общение со сверстниками становится ведущей деятельностью. Далее рассмотрим подход П. Экмана и У. Фризена. Они представили невербальное общение (и выражение эмоций, в частности) в виде определенных кодов. Перечислим их ниже: «эмблемы» — это определенный устойчивые коды, которые тесно связаны с культурой и осознанно употребляются; «иллюстраторы» — неустойчивые коды, которые тесно связаны с речью и могут употребляться как осознанно, так и неосознанно; «регуляторы» представляют собой коды, которые направлены на поддержание общения; «экспрессивные» являются лицевыми знаками; «адапторы» — это остаточные формы когда-то целесообразных действий, сопровождающих потребности человека, их функции в общении заключаются недостаточно осознанно в поддержке, защите себя.

Группа психических явлений, описанных такими понятиями, как "аффект", "чувство" и "переживание", несмотря на различные значения обладают определёнными общими свойствами, что позволяет определить таким термином как "эмоции" или " эмоциональные явления". Первая трактовка понятия эмоций и механизма их возникновения принадлежит Чарльзу Дарвину. В своей работе "Выражение эмоций у человека и животных" он показал эволюционный путь развития и обосновал происхождение их физиологических проявлений. Эмоции в его понимании представляют собой лишь различных целесообразных реакций, которые были выработаны в процессе эволюции. В интроспективной психологии эмоции- это явления сознания располагающие двумя основными проявлениями: удовольствие и неудовольствие.

Также интроспекционисты указывали на взаимосвязь эмоций с внутреорганизменными изменениями, что в последствие привело к изменению взглядов на природу эмоциональных явлений. Так в теории Джеймса- Ланге эмоции- это производные физиологических процессов. Американский психолог Уильям Джеймс выдвинул "периферическую" теорию эмоций, в которой он связывал их с определёнными физиологическими реакциями. Независимо от него Карл Георг Ланге опубликовал работу, в которой высказывал сходные мысли, однако в отличие от Уильяма Джеймса под органическими изменениями он описывал преимущественно вазомоторные, а не висцеральные изменения. С позиции теории Джеймса- Ланге возникновение самой эмоции происходит после появления физиологического изменения в ответ на раздражитель. То есть изменение мимики и пантомимики приводит к непроизвольному появлению соответствующей эмоции.

Таким образом, невербальные проявления эмоций тесно связаны с невербальной коммуникацией в целом.

2.2 Невербальные формы выражения эмоций в контексте разных культур

В науке сегодня наблюдается повышенный интерес исследователей к невербальному общению, в частности к невербальному, экспрессивному «языку» как показателю индивидно-личностных характеристик человека, его отношений и взаимоотношений, как средству влияния на другого человека. Одним из аспектов в исследовании невербальных форм выражения эмоций является изучение его особенностей у представителей различных этносов. Для поддержания мира, развития дружественных отношений между народами и народностями, проживающими совместно на одной территории, изучение этнопсихологических особенностей эмоциональной культуры представляет огромную практическую значимость. В первой половине ХХ века многие ведущие культурантропологи, обнаружили многочисленные свидетельства того, что у представителей разных культур существуют значительные различия в экспрессивном поведении, в том числе и в мимике[16].

Любой наблюдательный человек, взаимодействующий с представителями различных народов, невольно замечает межкультурные вариации в частоте и интенсивности отражения тех или иных эмоций на их лицах. Другими словами, в каждой культуре выработаны передающиеся из поколения в поколение правила, регулирующие экспрессивные выражения лица и предписывающие, какие – универсальные по своей сути – эмоции позволительно показывать в определенных ситуациях, а какие – прятать. П. Экман и У. Фризен назвали их обусловленными культурой правилами невербального выражения эмоций[17].

Действие этих правил весьма разнообразно, они могут предполагать: - усиление (гиперболизацию) выражения эмоций. Так, французский этнолог М. Мосс обратил внимание на «чрезвычайную распространенность обязательного и морально предписанного использования слез» в погребальных обрядах традиционных культур. Например, в традиционной культуре мордвы с наступлением смерти близкого человека родные начинали исполнять протяжные вопли отчаяния в высоком регистре наиболее напряжено. Этот момент плача называли – крик о смерти («куломадаранкстама»). Последующий плач вопленицы исполнялся в низком регистре мягким грудным и приглушенным тембром, прерываясь горестными всхлипами и представлял собой рассказ о смерти. В наиболее драматические моменты обряда напев плача интонируется вновь в высоком регистре. Причеты исполняли с такой эмоциональной силой, отмечают Л. Б. Бояркина и Н. И. Бояркин, чтобы оказать максимальное воздействие на всех присутствующих и заставить их плакать[18];

- уменьшение выражения эмоций. Например, от эстонцев или финнов ожидается сдержанность в эмоциональных проявлениях там, где от представителей других национальностей можно было бы ожидать проявлений ярости или бурной радости;

- контекстный запрет на выражение определенных эмоций. Например, во многих культурах мужчине на людях не положено демонстрировать страх, проявлять слабость, быть сентиментальным;

- маскировку одной эмоции другой. Строгие правила «сокрытия» эмоций существуют в японской культуре.

Практически все наблюдатели отмечают, что у японцев, как правило, спокойное, безмятежное выражение лица, независимо от внутренних эмоций, которые они стремятся скрыть, пряча под маской[19]. Еще одним видом экспрессивного поведения человека являются жесты, или выразительные движения рук, головы и т.п. За последние десятилетия появилось большое количество работ, описывающих и систематизирующих жесты. Приходится констатировать, что многие из них культурно-специфичны и часто становятся препятствием для адекватного общения и взаимопонимания. Многие из нас, путешествующие и вступающие во взаимодействие с представителями иных культур, оказывались в ситуациях, когда привычные для нас жесты, были неправильно поняты местными жителями, поскольку имели в их культуре совершенно иное значение.

Исследователи отмечают, что одинаковые по технике исполнения жесты могут неоднозначно интерпретироваться даже в разных районах одной страны[20]. При подготовке индивидов к взаимодействию в инокультурной среде психологи обычно рекомендуют во избежание недоразумений использовать жесты как можно меньше. Этой же точки зрения придерживаются и специалисты в области лингвострановедения, полагая, что учащиеся должны быть ознакомлены лишь с наиболее характерными жестами культуры изучаемого языка. Но нет никакой необходимости стремиться к активизации всех жестов, в ряде случаев «то, что у носителя языка кажется обычным, у представителя другой страны становится неуместным»[21].

Успешная межкультурная коммуникация предполагает постоянную готовность человека к восприятию, пониманию, и принятию чужих этнических стереотипов поведения, нравов, обычаев, интересов, культурных ценностей. Чтобы конструктивно общаться и понимать представителей другого этноса, необходимо не только знать и понимать коммуникативную символику своего народа и другого народа, но и признавать равноценность и равнозначность всех этносов, всех культур.

Важно отметить, что, несмотря на различия в невербальных формах выражения эмоций представителями разных культур, «универсальность экстралингвистической эмоциональной экспрессии не оставляет сомнений», что позволяет находить взаимопонимание в процессе общения и способствует установлению и развитию дружественных отношений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Полное владение невербальным языком несет в себе не только умение использовать жесты как элементы невербального семиотического кода, но и знание языковых манифестаций любого из жестов. В свою очередь хорошее владение естественным языком в качестве одной из составляющих предполагает не только умение пользоваться языковыми номинациями, как элементами вербального семиотического кода, но и способность распознавать по языковым манифестациям стоящие за ними жесты. Жесты рук имеют особенность проявлять эмоциональное состояние людей в ходе беседы, дополнять высказывание, уточняя при этом сказанное или сделанное, эксплицировать отношение к собеседнику, замещать высказывание, аккомпанировать вербальное сообщение.

Жесты и мимика относятся к знаковой системе невербального общения, разной в различных национальных культурах. Экстралингвистические причины такие как социальное положение, государство, политическая обстановка проявляют большое воздействие на восприятие мимики и жестов. Немаловажным является культурологический аспект восприятия семиотической системы невербального общения, т.к. история, культура, традиции народа значительны для основания менталитета человека. Язык жестов и телодвижений является очень богатым и непростым, как в прочем и многие подобные формы общения.

Научные исследователи проводили изучения, в ходе которых было выявлено, что язык телодвижений обладает всеми компонентами, которые характеризуют их как полноценные языки. Умение вести себя с людьми надлежащим образом является важнейшим фактором, определяющим шансы добиться успехов, облегчает установление контактов, способствует достижению взаимопонимания, создает хорошие, устойчивые взаимоотношения. В заключении является необходимым отметить, что невербальная коммуникация – это есть интерпретация и обмен людьми невербальных сообщений. Истолковывая невербальные послания собеседника, нужно учесть ряд факторов: состояние здоровья собеседника, его профессию, принадлежность к национальности, уровень культуры, возраст и конечно сочетание невербальных знаков. Интерпретация невербальных посланий является творческим процессом, который в свою очередь требует от его участников интереса людей, их наблюдательности и внимания.

Невербальная коммуникация играет одну из первых ролей в ходе взаимодействия людей. Средства невербальной коммуникации как оригинальный язык чувств являются таким же продуктом развития общества, как например, и язык слов. Среди этих средств выделяют взгляды, внешность, позы, жесты, мимику, прикосновения, поведение человека в окружающем его пространстве, запахи и др. Эти виды невербальных сообщений размещаться во взаимодействии, при этом иногда они дополняют друг друга, а иногда противоречат.

Невербальная коммуникация очень эффективна и намного больше несет информации, чем вербальная.

Активное использование невербалики ведет к улучшению коммуникации. Если же невербалика и словесные сигналы не совпадают, то люди будут ориентироваться на информацию, переданную с помощью невербалики.

Все неречевые сигналы могут по-разному проявляться у людей разного возраста и социального статуса. Например, если человек мало использует невербальные средства общения, значит он чувствует свое высокое положение в обществе.

Невербальное общение очень сложно поддается контролю. Такое общение спонтанно и непроизвольно. С его помощью человек может подтверждать, опровергать словесную информацию, выражать свои чувства и эмоции, восполнять недостаток слов. Это общение позволяет составить четкий образ собеседника. Люди, которые изучают невербальные средства общения, могут с легкостью создать о себе нужное впечатление.

Некоторые люди от природы очень подвижны и эмоциональны. Соответственно, и их жестикуляция будет интенсивной. Жесты не свойственны спокойным, сдержанным людям.

Лучшим жестом считается тот, который никто не заметит и который сольется со словом и только усилит его воздействие на собеседника. Максимальной эффективности от общения можно добиться при гармоничном сочетании мыслей и слов.

Мимика, жесты очень много передают информации непосредственно в подсознание слушателя независимо от его желания.

Все невербальные средства общения, используемые коммуникатором в разговоре должны говорить о движении мысли, о чувствах и эмоциях говорящего, являться физическим выражением его творческих усилий.

Адекватное восприятие собеседника дает возможность более четко реагировать на изменения ситуации общения, распознать его истинные цели и намерения, предсказать возможные последствия передаваемой информации.

Все эти качества становятся незаменимыми именно для тех, чья профессиональная деятельность связана с людьми.

Умение правильно толковать невербальные сигналы значительно облегчит попытки влиться в любую сферу человеческих отношений. Изучение невербальных средств коммуникации приведет к приятному общению с партнерами по бизнесу или просто близкими друзьями. В любой ситуации человек найдет нужные слова и с легкостью поймет своего собеседника

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Анохин, П. К. Системные механизмы высшей нервной деятельности [Текст]: избранные труды / П. К. Анохин. – М.: Наука, 2017. - 453с.
  2. Агавелян, В. С. Теоретические и прикладные аспекты психологии состояний [Текст] / В. С. Агавелян // Психология состояний: хрестоматия / сост. Т. Н. Васильева, Г. Ш. Габдреева, А. О. Прохоров / под. ред. А. О. Прохорова. – М.: ПЕР СЭ; СПб.: Речь, 2017. – С. 153-163.
  3. Бояркина Л.Б., Бояркин Н.И. Музыкальное искусство // Мордва : Историко-культурные очерки. – Саранск : Мордов. кн. изд-во, 2017. – С. 433–473.
  4. Верещагин Е.М , Костомаров В.Г. Язык и культура: Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного– М. : Русский язык, 2016. – С.162
  5. Ганзен, В. А. Систематизация психических состояний [Текст] / В. А. Ганзен // Психология состояний: хрестоматия / сост. Т. Н. Васильева, Г. Ш. Габдреева, А. О. Прохоров / под. ред. А. О. Прохорова. – М.: ПЕР СЭ; СПб.: Речь, 2017. – С. 60-64.
  6. Крейдлин Г.Е. Невербальная семиотика в ее соотношении с вербальной. ― Автореф. дисс.на соиск. учен. степени док. филол. наук. ― Москва, 2017. ― 68 с.
  7. Куликов, Л. В. Психология настроения личности [Текст]: автореф. дис. ... д-ра. психол. наук / Л. В. Куликов; Санкт-Петербургский государственный ун-т. – СПб: [б. и.], 2018. – 38 с.
  8. Лабунская, В., Экспрессия человека: общение и межличностное познание: учебное пособие/В. Лабунская.-Ростов: Феникс, 2017.-567 с.
  9. Симонов, П. В. Эмоциональный мозг [Текст] / П. В. Симонов. - М.: Наука, 2018 – 215 с.
  10. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст]: учебник / С. Л. Рубинштейн. – СПб. и др.: Питер, 2017. – 712 с.
  11. Симонов, П. В. Теория отражения и психофизиология эмоций [Текст] / П. В. Симонов. - М.: Наука, 2018. – 141 с.
  12. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: Учебник для вузов. – 4-е изд., испр. и доп. – М. : Аспект Пресс, 2017. – 368 с.
  13. Сосновикова, Ю. Е. Психические состояния человека, их классификация и диагностика [Текст]: пособие для студентов и учителей / Ю. Е. Сосновикова. - Горький: Горьковский государственный педагогический институт им А. М. Горького, 2018 – 118 с.
  14. Багдасарова Н.А. Невербальные формы выражения эмоций в контексте разных культур: универсальное и национальное // Материалы межвузовского семинара по лингвострановедению. МГИМО МИД РФ, 2016 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mgimo.ru/files/35232/35232.pdf. (дата обращения:20.12.2019)
  15. Морозов В.П. Искусство и наука общения: невербальная коммуникация. ― Под общей редакцией члена-корреспондента РАН В.И. МЕДВЕДЕВА ― Часть II. Особенности невербальной коммуникации по сравнению с речью. [Электронный ресурс] ― Режим доступа ― URL: http://dustyattic.ru/culture/art_and_science_of_dialogue/asd_2 (дата обращения:20.12.2019)
  16. Невербальные коды и языки. Яковлев И. П. //URL:www.enekto.wordpress.com (дата обращения:20.12.2019).
  17. Кашкин, В.Б. Основы теории коммуникации: учебное пособие/В.Б. Кашкин.-М.:АСТ:Восток-Запад, 2017.-157 с.
  18. Пиз, А. Язык телодвижений/А. Пиз.-М.:Эксмо, 2017.-94 с.
  19. Константинов В.В., Красильников И.А. Психологическая адаптация: опыт исследования и диагностика. Учебное пособие. Пенза: Пензенский гос. педагогический ун-т им. В. Г. Белинского. Пенза, 2018. С. 159.
  20. Почебут Л. Г. Взаимопонимание культур: Методология и методы этнической и кросс-культурной психологии. Психология межэтнической толерантности: Учебное пособие. 2-е изд. – СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2018. – 281 с
  1. Крейдлин Г.Е. Невербальная семиотика в ее соотношении с вербальной. ― Автореф. дисс.на соиск. учен. степени док. филол. наук. ― Москва, 2017. ― 68 с.

  2. Морозов В.П. Искусство и наука общения: невербальная коммуникация. ― Под общей редакцией члена-корреспондента РАН В.И. МЕДВЕДЕВА ― Часть II. Особенности невербальной коммуникации по сравнению с речью. [Электронный ресурс] ― Режим доступа ― URL: http://dustyattic.ru/culture/art_and_science_of_dialogue/asd_2 (дата обращения:20.12.2019)

  3. Лабунская, В., Экспрессия человека: общение и межличностное познание: учебное пособие/В. Лабунская.-Ростов: Феникс, 2017.-9 с.

  4. Куликов, Л. В. Психология настроения личности [Текст]: автореф. дис. ... д-ра. психол. наук / Л. В. Куликов; Санкт-Петербургский государственный ун-т. – СПб: [б. и.], 2018. – 38 с.

  5. Симонов, П. В. Эмоциональный мозг [Текст] / П. В. Симонов. - М.: Наука, 2018 – 215 с.

  6. Симонов, П. В. Теория отражения и психофизиология эмоций [Текст] / П. В. Симонов. - М.: Наука, 2018. – 141 с.

  7. Ганзен, В. А. Систематизация психических состояний [Текст] / В. А. Ганзен // Психология состояний: хрестоматия / сост. Т. Н. Васильева, Г. Ш. Габдреева, А. О. Прохоров / под. ред. А. О. Прохорова. – М.: ПЕР СЭ; СПб.: Речь, 2017. – С. 60-64.

  8. Сосновикова, Ю. Е. Психические состояния человека, их классификация и диагностика [Текст]: пособие для студентов и учителей / Ю. Е. Сосновикова. - Горький: Горьковский государственный педагогический институт им А. М. Горького, 2018 – 118 с.

  9. Там же. – С.80

  10. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст]: учебник / С. Л. Рубинштейн. – СПб. и др.: Питер, 2017. – 712 с.

  11. Анохин, П. К. Системные механизмы высшей нервной деятельности [Текст]: избранные труды / П. К. Анохин. – М.: Наука, 2017. - 453с.

  12. Агавелян, В. С. Теоретические и прикладные аспекты психологии состояний [Текст] / В. С. Агавелян // Психология состояний: хрестоматия / сост. Т. Н. Васильева, Г. Ш. Габдреева, А. О. Прохоров / под. ред. А. О. Прохорова. – М.: ПЕР СЭ; СПб.: Речь, 2017. – С. 153-163.

  13. Невербальные коды и языки. Яковлев И. П. //URL:www.enekto.wordpress.com (дата обращения:20.12.2019

  14. Кашкин, В.Б. Основы теории коммуникации: учебное пособие/В.Б. Кашкин.-М.:АСТ:Восток-Запад, 2017.-157 с.

  15. Пиз, А. Язык телодвижений/А. Пиз.-М.:Эксмо, 2017.-94 с.

  16. . Багдасарова Н.А. Невербальные формы выражения эмоций в контексте разных культур: универсальное и национальное // Материалы межвузовского семинара по лингвострановедению. МГИМО МИД РФ, 2016 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mgimo.ru/files/35232/35232.pdf. (дата обращения:20.12.2019)

  17. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: Учебник для вузов. – 4-е изд., испр. и доп. – М. : Аспект Пресс, 2017. – 368 с.

  18. Бояркина Л.Б., Бояркин Н.И. Музыкальное искусство // Мордва : Историко-культурные очерки. – Саранск : Мордов. кн. изд-во, 2017. – С. 433–473.

  19. Константинов В.В., Красильников И.А. Психологическая адаптация: опыт исследования и диагностика. Учебное пособие. Пенза: Пензенский гос. педагогический ун-т им. В. Г. Белинского. Пенза, 2018. С. 159.

  20. Почебут Л. Г. Взаимопонимание культур: Методология и методы этнической и кросс-культурной психологии. Психология межэтнической толерантности: Учебное пособие. 2-е изд. – СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2018. – 281 с

  21. Верещагин Е.М , Костомаров В.Г. Язык и культура: Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного– М. : Русский язык, 2016. – С.162