Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

«Невербальные проявления эмоциональных состояний человека»

Содержание:

Введение

Актуальность темы исследования. Эмоции – особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности.

Переживание этого отношения человека к окружающему составляет сферу чувств или эмоций. Чувство человека — это отношение его к миру, к тому, что он испытывает и делает, в форме непосредственного переживания.

Эмоции – особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру, к людям, процесс и результат его практической деятельности.

Говоря об эмоциях нельзя не отметить, что это та область проявлений собственно «человеческой» сущности, без которой человечество, возможно, не смогло бы существовать, без эмоций человек лишился бы способности жить яркой и насыщенной жизнью. Принять во внимание хотя бы такие эмоции как радость, грусть, стыд – чего бы лишись люди, лишившись этих эмоций. Именно поэтому изучение эмоций во всех проявлениях весьма интересная и не теряющая актуальности проблема.

Невербальные средства общения играют значительную роль в процессе общения. Наука, занимающаяся данным вопросом, сравнительно молодая, хотя ее корни уходят глубоко в историю. Как и в любой науке, здесь нет единого мнения относительно определения невербальных средств общения, их состава, функций и классификаций. Несмотря на попытки отстоять независимый статус невербальных средств общения, собственно невербальное общение рассматривается в связи с вербальными (сегодня оно не мыслимо без вербального).

Знать виды невербального общения и понимать невербальные сигналы важно по нескольким причинам. Во-первых, они выполняют функции точного выражения чувств, ведь очень часто мы испытываем чувства настолько сложные, что просто не в состоянии подобрать для их описания нужные слова, но это можно сделать, используя невербальные средства и методы. Во-вторых, они выполняют функции более глубокого взаимопонимания.

Объект исследования – невербальные проявления эмоциональных состояний.

Предмет исследования составляют эмоциональные проявления человеческого организма.

Цель работы – исследование невербального проявления эмоциональных состояний человека.

Исходя из поставленной цели, можно выделить задачи:

  1. Дать общую характеристику психологии эмоций: виды, функции эмоций.
  2. Определить невербальные формы выражения эмоций;
  3. Проанализировать особенности невербального поведения людей различных культур.

При написании работы использованы следующие методы исследования: анализ, синтез, диалектический метод, системный анализ, сравнительный анализ и другие методы.

Теоретической основой проделанной работы являются труды таких авторов как А.Н. Бариева, А.Г. Маклаков, Т.Д. Марцинковская С.Н. Сидорова, Е.Ю. Ткачёва и др.

1. Теоретические основы эмоций и особенностей невербального общения

1.1 Общая характеристика психологии эмоций: Виды, функции эмоций

Проблема эмоций в современной психологии разработана существенно меньше, чем другие области психологического знания. Нерешенных вопросов в психологии эмоций значительно больше, чем разработанных, решенных. Причины в объективной ложности самой проблемы, в принципиальном отличии эмоциональных явлений от познавательных (когнитивных). И хотя любое психическое явление осуществляет две основные функции – отражения и регуляции – эмоциональные явления осуществляют их существенно иначе, чем процессы, называемые познавательными, - ощущение, восприятие, воображение и др.

Эмоции – более древняя («первичная») форма отражения, чем в значительной степени более осознанные, опосредованные речью познавательные процессы, и их главное назначение - сигнализировать о пользе или вреде для организма того или иного явления. Эта оценка знака явления (положительного или отрицательного) является первичной. Как более древняя форма отражения эмоции несут на себе печать глубинных связей со сферой потребностей и желаний человека. И эта тесная связь с потребностями – важнейшая характеристика эмоций. Качественная специфичность эмоции во многом зависит о той потребности, на базе которой они формируются.[1]

Эмоции – «внутренний регулятор деятельности» (А.Н. Леонтьев).[2] Однако функцию регуляции поведения выполняют не прямо, а через мотивы, причем нередко мотивы собственного поведения остаются для человека неосознанными. Эта особенность эмоциональных явлений – их тесная связь со сферой бессознательного – также составляет важную специфику эмоций, существенно отличающую от их познавательных процессов, которые в большей степени осуществляется под контролем сознания.

Эмоции охватывают широкий круг явлений. Так П. Милнер считает, что хотя и принято отличать эмоции (гнев, страх, радость и т.д.) от так называемых общих ощущений (голод, жажда и т.п.), тем не менее, они обнаруживают много общего и разделение достаточно условно. Одной из причин их различения является разная степень связи субъективных переживаний с возбуждением рецепторов. Так, переживание жары, боли субъективно связываются с возбуждением определенных рецепторов (температурных, болевых и т.п.). На этом основании подобные состояния обычно и обозначаются как ощущения. Состояние же страха, гнева трудно связать с возбуждением рецепторов, поэтому они обозначаются как эмоции. Другая причина, по которой эмоции противопоставляются общим ощущениям, состоит в нерегулярном их возникновении. Эмоции часто возникают спонтанно и зависят от случайных внешних факторов, тогда как голод, жажда, половое влечение возникают с определенными интервалами. Однако и эмоции и общие ощущения возникают в составе мотивации как отражение определенного состояния внутренней среды через возбуждение соответствующих рецепторов. Поэтому их различение условно и определяется особенностями изменения внутренней среды.[3]

Вместе с тем существует и иная точка зрения. Так, Фресс считает, что хотя и существует единый континуум внутренних переживаний – от слабых чувств к сильным, только сильные переживания могут быть названы эмоциями. Их отличительной чертой является дезорганизирующее влияние на текущую деятельность. Именно эти сильные чувства и обозначаются как эмоции. Эмоции развиваются, когда мотивация становится слишком сильной по сравнению с реальными возможностями субъекта. Их появление ведет к снижению уровня адаптации.

Согласно этой точке зрения – это страх, гнев, горе, радость, особенно чрезмерная радость. Удовольствие уже не является эмоцией. Хотя, как в случае сексуального удовольствия, оно может сопровождаться весьма интенсивными вегето-соматическими реакциями. Так, радость может стать эмоцией, когда из-за ее интенсивности мы теряем контроль над собственными реакциями: свидетельством тому является возбуждение, бессвязная речь и даже безудержный смех. Такое суженное понятие эмоций соответствует представлению, выраженному в активационной теории Д. Линдсли, согласно которой эмоции соответствуют локальному участку на верху шкалы активации с наиболее высоким ее уровнем. Их появление сопровождается ухудшением выполняемой деятельности.[4]

Не все субъективные переживания относятся к эмоциям и по классификации эмоциональных явлений А.Н. Леонтьева различаются три вида эмоциональных процессов: аффекты, собственно эмоции и чувства.[5]

Аффекты – это сильные и относительно кратковременные эмоциональные переживания, сопровождающиеся резко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями. У человека аффекта вызываются как биологически значимыми факторами, так и социальными, например, социальными оценками и санкциями. Отличительной особенностью аффектов является то, что они возникают в ответ на уже фактически наступившую ситуацию. В отличие от аффектов, собственно эмоции представляют собой более длительное состояние, иногда лишь слабо проявляющиеся во внешнем поведении. Они выражают оценочное личностное отношение к складывающейся или возможной ситуации. Поэтому они способны, в отличие от аффектов, предвосхитить ситуацию или событие, которое реально не наступило. Они возникают на основе представлений о пережитых или представляемых ситуациях. Следующий вид эмоциональных процессов – это так называемые предметные чувства. Они возникают, как специфическое обобщение эмоций и связаны с представлением о некотором объекте – конкретном или отвлеченном (например, чувство любви к человеку, чувство ненависти к врагу и т.д.). Предметные чувства выражают устойчивые эмоциональные отношения.

С аффектами в психологической литературе часто сближают страсти. Между тем общим для них собственно является лишь количественный момент интенсивности эмоционального возбуждения. По существу же они глубоко различны.[6]

Страсть - это сильное, стойкое, длительное чувство, которое, пустив корни в человеке, захватывает его и владеет им. Характерным для страсти является сила чувства, выражающаяся в соответствующей направленности всех помыслов личности, и его устойчивость; страсть может давать вспышки, но сама не является вспышкой. Страсть всегда выражается в сосредоточенности, собранности помыслов и сил, их направленности на единую цель. В страсти, таким образом, ярко выражен волевой момент стремления; страсть представляет собой единство эмоциональных и волевых моментов; стремление в нем преобладает над чувствованием. Вместе с тем характерным для страсти является своеобразное сочетание активности с пассивностью.

Чувства человека - это сложные целостные образования, которые организуются вокруг определенных объектов, лиц или даже предметных областей (например, искусство) и определенных сфер деятельности. Отдельные чувственные компоненты эмоций возникают внутри целостных чувств, обусловленные и опосредованные ими, а значит, и тем отношением к объектам, которое выражается в чувстве.

Опредмеченность чувств находит высшее выражение в том, что сами чувства дифференцируются в зависимости от предметной сферы, к которой относятся. Эти чувства обычно называются предметными чувствами и подразделяются на интеллектуальные, эстетические и моральные. Ценность, качественный уровень этих чувств зависят от их содержания, от того, какое отношение и к какому объекту они выражают. Это отношение всегда имеет идеологический смысл. Идеологическое содержание чувства, представленное в виде переживания, и определяет его ценность.[7]

Говоря о различных видах эмоциональных образований и состояний, нужно выделить настроение.

Под настроением разумеют общее эмоциональное состояние личности, выражающееся в «строе» всех ее проявлений. Две основные черты характеризуют настроение в отличие от других эмоциональных образований. Эмоции, чувства связаны с каким-нибудь объектом и направлены на него: мы радуемся чему-то, огорчаемся чем-то, тревожимся из-за чего-то; но когда у человека радостное настроение, он не просто рад чему-то, а ему радостно - иногда, особенно в молодости, так, что все на свете представляется радостным и прекрасным. Настроение не предметно, а личностно – это, во-первых, и, во-вторых, оно не специальное переживание, приуроченное к какому-то частному событию, а разлитое общее состояние.[8]

Порождаясь как бы диффузной иррадиацией или «обобщением» какого-нибудь эмоционального впечатления, настроение часто характеризуется как радостное или грустное, унылое или бодрое, насмешливое или ироническое - по тому эмоциональному состоянию, которое является в нем господствующим. Но настроение отчасти более сложно и, главное, более переливчато-многообразно и по большей части расплывчато, более богато малоуловимыми оттенками, чем более четко очерченное чувство. Оно поэтому иногда характеризуется, например, как праздничное или будничное — своим соответствием определенной ситуации, или как поэтическое - своим соответствием определенной области творчества.

В настроении отражаются также интеллектуальные, волевые проявления: мы говорим, например, о задумчивом и о решительном настроении. Вследствие своей «беспредметности», настроение возникает часто вне сознательного контроля: мы далеко не всегда в состоянии сказать, отчего у нас то или иное настроение.

В возникновении настроения участвует обычно множество факторов. Чувственную основу его часто образуют органическое самочувствие, тонус жизнедеятельности организма и те разлитые, слаболокализованные органические ощущения (интроцептивной чувствительности), которые исходят от внутренних органов. Однако это лишь чувственный фон, который у человека редко имеет самодовлеющее значение.

Скорее, даже и само органическое, физическое самочувствие человека зависит, за исключением резко выраженных патологических случаев, в значительной мере от того, как складываются взаимоотношения человека с окружающим, как он осознает и расценивает происходящее в его личной и общественной жизни. Поэтому то положение, что настроение часто возникает вне контроля сознания — бессознательно, не означает, конечно, что настроение человека не зависит от его сознательной деятельности, от того, что и как он осознает; оно означает лишь, что он часто не осознает этой зависимости, она как раз не попадает в поле его сознания. Настроение — в этом смысле бессознательная, эмоциональная «оценка» личностью того, как на данный момент складываются для нее обстоятельства.[9]

Настроение в конечном счете оказывается теснейшим образом связанным с тем, как складываются для личности жизненно важные отношения с окружающими и с ходом собственной деятельности. Проявляясь в «строе» этой деятельности, вплетенной в действенные взаимоотношения с окружающими, настроение в ней же и формируется. При этом существенным для настроения является, конечно, не сам по себе объективный ход событий независимо от отношения к нему личности, а также и то, как человек расценивает происходящее и относится к нему. Поэтому настроение человека существенно зависит от его индивидуальных характерологических особенностей, в частности от того, как он относится к трудностям — склонен ли он их переоценивать и падать духом, легко демобилизуясь, либо перед лицом трудностей он, не предаваясь беспечности, умеет сохранить уверенность в том, что с ними справится.[10]

Эмоции, отличаются по многим параметрам: по модальности (качеству), по интенсивности, продолжительности, осознанности, глубине, генетическому источнику, сложности, условиям возникновения, выполняемым функциям, воздействию на организм. По последнему из названных параметров эмоции делятся на стенические и астенические. Первые активизируют организм, поднимают настроение, а вторые – расслабляют, подавляют. Кроме того, эмоции делят на низшие и высшие, а также по объектам, с которыми они связаны (предметы, события, люди и т.д.)

1.2. Невербальные формы выражения эмоций

Мимико-интонационное выражение эмоций, равно как и способность к распознаванию эмоционального состояния другого человека, представляет важный аспект процесса изучения эмоций и эмоциональности, так как невербальные формы выражения вполне могут служить объективным показателем эмоций.[11]

При эмоциональном переживании периферические изменения охватывают весь организм, распространяясь на систему мышц лица и всего тела, а также проявляются в так называемых выразительных движениях: мимика – выразительные движения лица; пантомимика – выразительные движения всего тела; «вокальная мимика» – выражение эмоций в интонации и тембре голоса. Чаще всего в качестве наиболее существенных элементов экспресии выступают мимика и интонация речи.[12]

Действие обычно не исчерпывается внешней стороной, а имеет и свое внутреннее содержание. С его помощью человек выражает отношение к окружающему, т.е. выражает духовное содержание личности внешней формой своего существования. Аналогичным образом выразительные движения суть не просто сопровождение эмоций, а внешняя форма их существования или проявления. Считается, что мимические компоненты эмоций являются не только собственно выражением эмоций, но и фактором, усиливающим переживание эмоции.[13]

Выразительные движения выполняют определенную актуальную функцию, а именно – функцию общения. Они представляют собой одновременно средство сообщения и средство воздействия; это как бы речь, лишенная слова, но исполненная экспрессии. Реальная функция выразительных движений развилась за долгие годы из каких-то элементарных функций, существовавших на заре эволюции человека.

Но исключительно богатая мимика человеческого лица никогда не достигла бы современного уровня выразительности, если бы в ней лишь откладывались и запечатлевались ставшие бесцельными движения. Менее всего можно говорить о выразительных движениях как о мертвых рудиментах, не выполняющих никакой актуальной функции. Иногда едва уловимая улыбка, на мгновение осветившая лицо человека, может стать событием, способным определить всю личную жизнь другого человека, чуть заметно сдвинутые брови могут оказаться более эффективным средством для предотвращения какого-либо чреватого последствиями поступка, чем иные пространные рассуждения и сопряженные с большой затратой сил меры воздействия.

Нельзя понять выразительных движений человека, если отвлечься от того, что он общественное существо, отсюда вытекает социальный характер функции, выполняемой выразительными движениями. Символическое значение выразительного движения возникает в ходе накопления длительного опыта общения. Форма и виды выразительных движений фиксируются той общественной средой, к которой мы принадлежим. В ряде случаев движения приобретают конвенциональный статус (например, конвенциональная улыбка), и за ними, в сущности, не стоят никакие чувства.[14]

Впрочем, подлинное выражение чувств тоже обычно получает установленную, стилизованную, как бы кодифицированную социальными обычаями форму. Нельзя провести четкую грань между тем, что в наших выразительных движениях социально, а что в них идет от природы. Природное и социальное, естественное и историческое здесь, как это часто бывает, образуют неразложимое единство.[15]

Мы сплошь и рядом производим то или иное выразительное движение именно потому, что, как мы знаем, оно имеет определенное значение для других. Чтобы до конца понять такие движения, нужно уметь оценить характер воздействия, которое они оказывают на окружающих. Выразительные движения, воспринимаясь и истолковываясь другими людьми из контекста нашего поведения, приобретают для них определенное значение.

Будучи первоначально чисто рефлекторной, реакция впоследствии превращается в семантический акт и в известной степени заменяет речь. Природная основа непроизвольных рефлекторных выразительных реакций дифференцируется, преобразуется, развивается и превращается в тот исполненный тончайших нюансов язык взглядов, улыбок, игры лица, жестов, поз, движений, посредством которого мы так много говорим друг другу, даже когда мы молчим. Пользуясь таким своеобразным «языком», можно, не вымолвив ни одного слова, выразить больше, чем слово может вместить.

Этот язык располагает утонченнейшими средствами речи: выразительные движения – почти всегда метафоры. Когда человек испытывает гордость, он, как правило, выпрямляется, стараясь возвыситься над остальными, и совсем другое свое состояние он демонстрирует, когда почтительно, униженно или подобострастно склоняется перед другими людьми и т. п. Выразительное движение перестает быть просто органической реакцией: в процессе общения оно само становится действием и притом общественным действием, существеннейшим актом воздействия на людей.

К числу элементов невербального поведения относится и контакт глаз, основанный на оптико-кинетической системе знаков (или кинесике). Э.Эриксон приписывал русским особую выразительность глаз, их использование «как эмоционального рецептора, как алчного захватчика и как органа взаимной душевной капитуляции». Русская культура – значительно более «глазастая», чем англосаксонская. Э.Холл отмечает, что американцы смотрят в глаза лишь в том случае, если хотят убедиться, что партнер по общению их правильно понял. Для англичан контакт глаз более привычен: им приходится смотреть на собеседника, который непроизвольно моргает, чтобы показать, что слушает.[16]

Если вначале проявления эмоционального состояния говорящего носят непроизвольный характер, то с течением времени выразительные моменты речи превращаются в искусно разработанные средства более или менее сознательного воздействия на людей. Вырабатываются тонкие стилистические приемы выразительности – так большой актер из непроизвольных выразительных движений вырабатывает жесты, которыми он как бы лепит скульптурно четкий образ человека, волнуемого страстями.[17]

Процесс познания людьми друг друга осуществляется на двух уровнях отражения социальной реальности – чувственном (восприятие человека человеком) и логическом (понятие о другом человеке как личности). Многочисленные исследования подтверждают, что восприятие человека человеком – это непосредственное, наглядно-образное отражение одним человеком другого, результатом которого является формирование перцептивного образа-сигнала о внешних признаках этого другого (его физического облика, внешности экспрессии и в целом его поведения), выполняющих осведомительную и регулятивную функции в процессе взаимодействия между данными субъектами.

Согласно теории эволюции Ч.Дарвина, мимика (прежде всего, движения мышц лица, выражающие эмоции) является врожденной, не зависит от расы или культуры и не различается у человеческих существ во всем мире. Тем не менее, в первой половине ХХ века многие ведущие культурантропологи, включая М. Мид, обнаружили многочисленные свидетельства того, что у представителей разных культур существуют значительные различия в экспрессивном поведении, в том числе и в мимике. По их мнению, выявленные различия означают, что мимика – это язык, которым, как и любым другим, человек овладевает в процессе социализации. С другой стороны, обширная серия экспериментов, проведенная в 60-е гг. прошлого века П.Экманом и У.Фризеном, выявивила инвариантность мимики в различных культурах. В дальнейшем появились новые работы, повторяющие и развивающие результаты Экмана и Фризена. В настоящее время универсальность отражения базисных эмоций (гнев, грусть, страх, радость, отвращение, удивление) в экспрессивных выражениях лица общепризнана, хотя и допускаются некоторые межкультурные вариации в мимике. Более того, в исследовании, проведенном одновременно в десяти странах, было выявлено, что по мимике представителей чужих культур очень хорошо опознаются не только «чистые», но и смешанные эмоции.[18]

Но если считать универсальность человеческой мимики доказанной, то как же трактовать упомянутые выше данные культурантропологов о существенных различиях в проявлении эмоций у представителей разных культур?

В связи с этим представляется необходимым упомянуть о еще одном виде экспрессивного поведения человека – о жестах или выразительных движениях рук, которые очевидно должны стать предметом отдельного исследования. В обыденном сознании существует убеждение, что с помощью жестов – «на пальцах» – представители разных культур, даже не зная языка друг друга, могут объясниться между собой. На самом деле это далеко не так. За последние десятилетия появилось много работ, описывающих и систематизирующих жесты. В результате становится все более очевидным, что большинство жестов культурно-специфичны, и не только не способствуют межкультурной коммуникации, а затрудняют ее.[19]

При подготовке специалистов к взаимодействию в инокультурной среде сегодня психологи обычно рекомендуют во избежание недоразумений использовать жесты как можно меньше, так как привычные для одной культуры жесты могут интерпретироваться совершенно иначе представителями другой культуры.

1.3 Объективные и физиологические невербальные проявления эмоций в процессе обмана

Существует две категории людей, которые просто не представляют свою жизнь без обмана, или наоборот не относятся к этой категории. В любом случае, как бы вы не относились ко лжи, нельзя не согласиться с тем, что каждый из нас хоть когда-нибудь не соприкасался с этим. Люди обманывают по разным причинам, одна из которых, например, это желание предостеречь другого человека от волнений и переживаний, ведь мы живем в обществе, где в любой момент можем столкнуться с ситуацией, в которой будем не подвластны заблуждению или какой-либо «сторонней цели», в этом главным является умение определить настрой собеседника и его отношение к вам.[20]

Некоторые склонны определять те или иные физиологические модели проявлений эмоций в ситуациях, когда они непредумышленно или наоборот, по собственной воле выказывают ложь как свою положительную цель.

Когда человек говорит истину, его сознание работает в режиме открытого чтения данной информации, в такой ситуации он чувствует себя спокойно и уверенно, но когда начинает преобладать обман, значительно изменяется ритм работы организма и он испытывает некий стресс, приводящий к внешним неблагоприятным проявлениям. Поведение управляется психикой посредством нервных импульсов и рефлексов.[21]

Обман или истина, вопрос достаточно сложный, в некоторых случаях порой даже трудноопределимый для каждого из нас. Проверить обман можно двумя способами это детектор лжи или так называемым, языком эмоций человека. Определить отклонение от правды можно зная признаки невербального (движения, мимика, жесты) проявления эмоций, как доказано учеными они дают информации намного больше, чем вербальные.

Но не всегда по одному или нескольким признакам можно определить говорит ли правду человек. Для того, что бы правильно интерпретировать их, нужно сформировать и оценить вербальные и невербальные сигналы.[22]

«Глаза зеркало души», по глазам действительно можно определить отношение и даже «истинное предсказание» будущего диалога с человеком. Любое направление взгляда имеет свою значимость, а поскольку движение глаз не поддается особому осознанному контролю, его легко определяют многие показатели и психологическое состояние в данный период.

Открытый и искренний человек будет смотреть вам прямо в глаза, не пряча и не отводя их в сторону.

Когда отвечая на вопросы, человек смотрит наверх или влево, то он говорит правду. Если же человек посмотрел наверх, а затем вправо, то вполне вероятно, что правильный ответ вы так и не получили. Человек протирающий рукой глаза не всегда пытается достать соринку или успокоить раздражение в области глаза, это вполне может означать, что он что-то скрывает или просто не хочет смотреть вам в глаза.[23]

Почесывание шеи в момент разговора или обсуждения чего-либо может означать сомнение и неуверенность, а человек, который трогает мочку уха, по-видимому, хочет завершить с вами разговор. Рука подпирающая щеку или голову дает нам понять , что человек заскучал и скоро совсем потеряет интерес к начатой беседе.

Невербальными сигналами могут являться открытые ладони, которые говорят о честности и порядочности личности, если же они сжаты или повернуты, то это означает эмоциональную нестабильность.[24]

Руки скрещенные на груди, говорят о закрытости человека и отсутствии желания идти на контакт, это так называемая защитная поза, а опущенный подбородок указывает на враждебность и критику.

Определить обман так же можно и движениями кистей рук. Если собеседник прячет руки за спиной или в карманах – это возможно является признаком обмана.

А когда собеседник трет руки друг об друга, это значит, что человек ждет чего – то особенного или предвкушает хороший исход, а сплетенные пальцы означают неожиданный переход событий и желание не показывать свои эмоции.[25]

Если они уложены в пирамиду, то говорят о уверенности, превосходстве над другими, а когда человек соединяет пальцы в замок за головой, это признак самодостаточности и превосходства. В редких случаях можно заметить, что руки находятся в кармане и один палец вытянут наружу это признак, определяющий нежелание показывать свой доминирующий характер. В основном это свидетельствует о отрицательном настрое личности. Рука касающаяся носа представляющая собой прикрытие рта, воспринимается, как недоверие к словам говорящего, а со стороны рассказчика как ложь.

Подобные физиологические проявления это только малая часть реагирования нашего организма, когда мы хотим обмануть или спрятать эмоции, а быть может, наоборот, показать истину или превосходство своей личности. К сожалению, мало кто может определить и знают это, как и чувства других людей по отношению друг к другу.

2. Особенности невербального поведения людей различных культур

2.1 Особенности невербального поведения в Европе и Америке

К невербальной коммуникации относятся воспринимаемый внешний вид и выразительные движения человека - жесты, мимика, позы, походка и т. д. Они во многом являются зеркалом, проецирующим эмоциональные реакции человека, которые мы как бы «считываем» в процессе общения, пытаясь понять, как другой воспринимает происходящее. Сюда же можно отнести такую специфическую форму человеческого невербального общения, как контакт глаз.

Невербальная коммуникация – вся совокупность этих средств призвана выполнять следующие функции: дополнение речи, замещение речи, репрезентация эмоциональных состояний партнёров по коммуникативному процессу.[26]

Первым среди них нужно назвать оптико-кинетическую систему знаков, что включает в себя жесты, мимику, пантомимику. В целом оптико-кинетическая система предстаёт как более или менее отчётливо воспринимаемое свойство общей моторики различных частей тела (рук, и тогда мы имеем жестикуляцию; лица, и тогда мы имеем мимику; позы, и тогда мы имеем пантомимику).

Значимость оптико-кинетической системы знаков в коммуникации настолько велика, что в настоящее время выделилась особая область исследований - кинесика, которая специально имеет дело с этими проблемами. Например, в исследованиях М. Аргайла изучались частота и сила жестикуляции в разных культурах (в течение одного часа финны жестикулировали 1 раз, итальянцы - 80, французы - 120, мексиканцы - 180).

Паралингвистическая и экстралингвистическая системы знаков представляют собой также «добавки» к вербальной коммуникации. Паралингвистическая система – это система вокализации, то есть качество голоса, его диапазон, тональность, фразовые и логические ударения, предпочитаемые конкретным человеком. Экстралингвистическая система - включение в речь пауз, других вкраплений, например покашливания, плача, смеха, наконец, сам темп речи. Все эти дополнения выполняют функцию фасцинации: увеличивают семантически значимую информацию, но не посредством дополнительных речевых включений, а «околоречевыми» приёмами.

Усугубляет положение также и тот факт, что нередко одно и то же выразительное движение или жест у разных народов может иметь совершенно различное значение.

Так, жест, которым русский сокрушенно демонстрирует пропажу или неудачу, у хорвата означает признак успеха и удовольствия. Если в Голландии вы покрутите указательным пальцем у виска, подразумевая какую-то глупость, то вас не поймут. Там этот жест означает, что кто-то сказал очень остроумную фразу. Говоря о себе, европеец показывает рукой на грудь, а японец на нос.[27]

Самый древний жест «рога»: мизинец и указательный пальцы выдвинуты вперед, а безымянный и средний пальцы загнуты. Происхождение этого жеста датируется примерно шестым-четвертым тысячелетием до нашей эры. Его изображение можно встретить в пещерных рисунках, на фресках в гробницах этрусков, населявших территорию современной Италии. Утверждают, что в те времена этот жест использовался для отпугивания злых духов.

Со временем старое значение сменилось новым, связанным главным образом с изменой в браке. Показывая «рога» собеседнику, вы обзываете его рогоносцем. Хотя этот жест понятен многим народам, все же на других континентах им нужно пользоваться очень осторожно, поскольку его могут истолковать иначе.

Между тем ситуация на рынке логистики сложилась следующим образом. Общий экономический кризис снизил спрос на услуги предприятия. Кроме того, на рынке имеется множество конкурентов предлагающих аналогичные услуги. Плюс, на рынке логистики (транспортных услуг) сложилась общепринятая практика оказания услуг. При этом средний срок предоставления отсрочки платежа у некоторых производителей или фирм может составлять 1-3 месяца. В этой ситуации для повышения конкурентоспособности своей деятельности, ООО «Лидер» следует перейти на более мягкий тип кредитной политики, который подразумевает предоставление среднерыночных (общепринятых) условий оказываемых услуг. Предпосылкой перехода на более мягкий тип кредитной политики являются следующие факторы: - стабильное финансовое положение предприятия и его высокая независимость от кредиторов; - предприятие обладает потенциальной возможностью наращивать объем производства работ (услуг) при расширении возможности их реализации за счет предоставления кредита; - финансовые возможности предприятия позволяют отвлечь часть имеющихся финансовых средств в текущую дебиторскую задолженность; - падение спроса на услуги (работы) предприятия; - общий уровень экономики переживает спад, в связи с этим снизился общий уровень платежеспособности заказчиков, что требует более либеральных условий договоров строительного подряда и иных возмездно оказываемых услуг. В настоящее время финансовый менталитет собственников предприятия ООО «Лидер» направлен на не превышение допустимого риска в процессе осуществления хозяйственной деятельности, то мы предлагаем установить средний срок предоставления краткосрочного коммерческого кредита 30 дней. Предоставление долгосрочных кредитов по оплате за выполненные работы (оказываемые услуги). Для повышения конкурентоспособности своей деятельности, ООО «Лидер» следует перейти на более мягкий тип кредитной политики, который подразумевает предоставление среднерыночных (общепринятых) условий оказываемых услуг. Предоставление отсрочки по платежам не может обеспечить средний срок одного оборота краткосрочной дебиторской задолженности равного 30 дням. На практике всегда имеют место различные нарушения условий договоров и соответственно просрочки платежей. Допустим, что 80% дебиторов оплатят свою задолженность на 25-й день, 10% на 40-й день, и 10% на 60-й день. Тогда средний срок одного оборота краткосрочной дебиторской задолженности составит 0,8х30+0,1х40+0,1х60= 24+3+6=33 дня. Предоставление отсрочки платежа до 30 дней можно провести в виде краткосрочной акции, для того чтобы набрать необходимый объем заказов на выполнении логистических работ (услуг), а можно ввести в постоянную практику предприятия. Та как, запасы предприятия финансируются за счет краткосрочных и долгосрочных займов и кредитов, то здесь ООО «Лидер» несет потери в виде платы процентов по кредитам и займам. Предполагается, что реализация работ (услуг) с отсрочкой платежа до 30 дней, позволит увеличить объем выручки на 243363х1,39 = 338274,57 тыс. руб. или на 26%. Либерализация кредитной политики предприятия, которая предполагает увеличение доли продаж продукции с отсрочкой платежа, существенно повышает уровень кредитного риска ООО «Лидер». Ведь рост продаж в кредит предполагает снижение требований к кредитоспособности покупателей, что в несколько раз увеличивает вероятность появления безнадежных или просроченных долгов. В этой ситуации мы рекомендуем ООО «Лидер» усовершенствовать работу по управлению с дебиторской задолженностью. В управлении кредиторской задолженностью ООО «Лидер» (также как и в управлении дебиторской задолженностью), целесообразно группировать задолженность по срокам наступления обязательств и составлять график платежей. Здесь важно не допускать ситуаций появления просроченной кредиторской задолженности. 1 4 4 1 1 Поскольку доля простроченной кредиторской задолженности в пассивах баланса ООО «Лидер» очень незначительна и вся она будет погашена в результате предложенных нами выше балансовых изменений, то никаких особых мероприятий по ее сокращению не требуется. препятствие на пути решения основной задачи уголовного права в той ее части, которая обеспечивается применением метода поощрения, а именно статьей 31 УК РФ. В связи с этим закономерно возникает вопрос о том, чем обусловлено использование в уголовном законе юридической техники усеченных со- ставов. Проведенное в данном направлении исследование показывает, что использование юридической техники усеченных составов может преследовать всего одну цель: установление за фактическое покушение такого наказания, которое по своей строгости характерно для оконченного преступления. Больше ничего в применение уголовного закона она не привносит. Между тем достижение данной цели посредством использования конструкции усеченного со- става реализовано в уголовном законе дважды неудачно. И выражается это не только в том, что юридическая техника усеченных составов пре- пятствует решению основной задачи уголовного права. Помимо этого, ее использование приводит к искажению действительности: она называет оконченным преступлением деяние, которое в действительности оконченным вовсе не является. Вместо того чтобы решать задачу наказательного свойства в рамках института наказания, уголовное право подгоняет под искомый результат трактовку момента окончания преступления. В результате мы вынуждены констатировать на- личие у преступления с усеченным составом одно- временно двух моментов окончания: фактического и юридического. Однако преступление есть одно явление, один процесс, поэтому и момент окончания у него также должен быть один. ВЕСТНИК КАЛИНИНГРАДСКОГО ФИЛИАЛА САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ 41 Вышеизложенное позволяет усомниться в целесообразности применения в уголовном праве юридической техники усеченных составов. Особенно это актуально для следующих преступлений: - разбой (ст. 162 УК РФ); - вымогательство (ст. 163 УК РФ); - посягательство на жизнь Президента, депутатов Государственной Думы, членов Совета Феде- рации, Главы и членов Правительства Российской Федерации, губернаторов, иных государственных лиц, а также политических и общественных деятелей (ст. 277 УК РФ); - посягательство на жизнь судьи, прокурора, следователя, дознавателя, защитника, эксперта, специалиста, судебного пристава, судебного исполнителя, а равно их близких ( ст. 295 УК РФ); - посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего и их близ- ких (ст. 317 УК РФ). В деле охраны объектов данных преступлений юридический потенциал нормы о добровольном отказе мог бы оказаться весьма полезным, однако для этого перечисленные выше преступные деяния необходимо сформулировать как преступления с материальным составом. Что же касается цели повышения наказуемо- сти неоконченных преступлений, для достижения которой и была создана техника усеченных составов, то данный вопрос необходимо решать путем совершенствования нормативного материала ин- ститута уголовного наказания, а не путем неверно- го описания действительности, которое к тому же препятствует решению основополагающей задачи, стоящей перед уголовным законом.__ Согласно Конституции Российской Федерации номии признанием, соблюдением и защитой эконом и личных свобод в Российской Федерации.

2.2 Особенности невербального поведения в странах Азии

Нередко, глядя на человека, мы устанавливаем с ним визуальный контакт. Такой контакт является одной из форм невербальной коммуникации. Посредством визуального контакта можно получить некоторую информацию о другом человеке. Прежде всего, его взгляд может выражать интерес к данной ситуации или же, наоборот, его отсутствие. Авторы романов о влюбленных нередко пишут о том, что «они не сводили друг с друга глаз». «Рассеянный» взгляд или взгляд «в сторону» говорят о недостатке внимания к кому-либо или к чему-либо. Однако порой нежелание человека смотреть в глаза другому связано с тем, что первый должен сообщить ему неприятные вести. Недостаточность визуального контакта может также говорить о застенчивости индивида или его боязливости. Поскольку взгляд несет значительную эмоциональную нагрузку, существуют определенные неписаные правила относительно того, как и когда им пользоваться. Многое обусловлено культурными традициями той или иной страны.[31]

В Азии, например, в Японии и Корее прямой взгляд может интерпретироваться как показатель агрессивности. В Японии не принято пристально смотреть на собеседника - беседующие смотрят, в основном, на икебану.

У жителей Азии, улыбка может передавать совершенно иную информацию. Японец, отказавшийся улыбаться при фотографировании на водительские права, считал, что улыбка будет указывать на то, что он недостаточно серьезно относится к своим обязанностям водителя. Фотография предназначалась для официального документа, и улыбка могла свидетельствовать о фривольном отношении к важному виду деятельности. Подобное же мнение выражает корейская пословица: «Мужчина, который много улыбается, не может быть настоящим мужчиной». Во многих азиатских обществах, включая Японию, Корею и Индию, люди могут улыбаться, когда они смущены, грустны, счастливы, извиняются, разгневаны или находятся в замешательстве.

Как правило, азиатским женщинам не разрешается смотреть в глаза другим людям, особенно незнакомым мужчинам. Подчиненные там тоже не смотрят в лицо начальнику. Просто во многих культурах Азии формой выражения уважения к человеку является запрещение пристально смотреть на него.

Как и другие элементы кинезиса, позы различаются не только в разных культурах, но и в рамках одной культуры в социальных и половозрастных группах. Так, почти все западные люди сидят на стуле, положив ногу на ногу. Но если этот человек, находясь в Таиланде, сядет так и направит свою ногу на тайца, тот почувствует себя униженным и обиженным. Дело в том, что тайцы считают ногу самой неприятной и низкой частью тела. Если североамериканский студент может сидеть перед профессором так, как ему удобно, в африканских и азиатских культурах это сочтут за отсутствие уважения и почтительности.

В азиатских культурах через прикосновение передаются, кроме прочего, также чувства патронирования и превосходства. Прикосновение к плечу или спине в них означает дружбу. В арабских и некоторых восточно-европейских странах выражение дружеских чувств происходит в форме крепких объятий. Среди мусульман объятия являются выражением мусульманского братства. Но в тактильной коммуникации есть и свои запреты: в азиатских культурах, например, нельзя прикасаться к голове собеседника, что рассматривается как обида. В связи с этим в азиатских культурах учителя зачастую бьют учеников по голове, и ученики воспринимают это как обидное наказание.

Заключение

В завершение проведенного анализа теоретических источников, необходимо подвести итоги:

В речи каждого человека эмоциональное возбуждение манифестируется в целом наборе выразительных средств: в интонации, ритме, темпе, паузах, повышении или понижении голоса и т. п. Вокальная мимика выражается и в так называемом вибрато – ритмической пульсации частоты и интенсивности человеческого голоса. К числу элементов невербального поведения относится и контакт глаз, основанный на оптико-кинетической системе знаков (или кинесике).

Эмоции способны оказывать сильное влияние на деятельность и активность человека, порою заставляя делать его поступки о которых после он будет жалеть. Эмоции связаны с потребностями. Они информативны и почти не контролируемы. Эмоции носят субъективный характер. Они находят свое отражение в физиологических функциях организма. Эта особенность приспосабливает организм к дальнейшим событиям, а порой и вредит ему.

Эмоции проявляются также в экспрессии, которые включает: мимические, речевые, пантомимические и жестикуляционные средства. Экспрессия, в отличие от физиологического компонента, более контролируема сознанием, а также зависит от различных факторов, в том числе и национального. Она является одним из важнейших компонентов в коммуникации людей. Мимические средства наиболее выражают эмоциональное состояние человека. Некоторая часть эмоциональной экспрессии, является врожденной, другая часть приобретается при воспитании и общении и окрашивается индивидуальными особенностями. Судить об эмоциональном состоянии можно лишь учитывая все факторы его проявления, воспринимающей личности и самого наблюдаемого.

В повседневной жизни каждому человеку приходится сталкиваться с различными ситуациями, которые, так или иначе, отражаются на его психологическом состоянии, иногда способствуя образованию депрессии или аффекту сознания. В качестве своеобразной защиты психики человека выступают невербальные проявления эмоций, с помощью которых он способен объяснить обществу свое настроение и дает возможность понять, как с ним необходимо общаться.

Экспертами-исследователями психологии было выделено шесть основных вариаций эмоционального состояния человека, которые классифицируются на позитивные и негативные, исходя из личностного восприятия окружающего мира.

Изучением невербальных средств выражения эмоционального состояния человека занимаются такие научные дисциплины, как физиогномика и кинесика. Физиогномика связана с определением типа личности человека и его душевных качеств, исходя из анализа характерных особенностей строения лица и его выражения. Кинесика изучает отражение поведения человека в его невербальных проявлениях, к которым относятся мимика (движение мышц лица), пантомимика (движения всего тела), «вокальная мимика» (интонация, тембр, ритм, вибрато голоса), пространственный рисунок (зона, территория, собственность и перемещения человека), экспрессия (выразительность, сила проявления чувств, переживаний), которая может быть решающей в интерпретации произносимых высказываний.

Список литературы

    1. Авдулова Т.П. Возрастная психология: учебное пособие / Т.П. Авдулова. – М.: Академия, 2015. – 329 с.
    2. Борисова Е.А. Вербализация жестов касания в современном английском языке / Е.А. Борисова // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2015. – № 3 (714). – С. 40-52.
    3. Гуревич П.С. Психология и педагогика: учебник / П.С. Гуревич. – М.: Юрайт, 2015. – 478 с.
    4. Гуревич П.С. Психология: учебник / П.С. Гуревич. – М.: Инфра-М, 2015. – 330 с.
    5. Дубинский В.И. Кинемы. Невербальный язык в жестах / В.И. Дубинский // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. – 2015. – № 2. – С. 15-20.
    6. Игебаева Ф.А. Язык жестов в деловом общении / Ф.А. Игебаева // NovaInfo.Ru. – 2016. – № 42. – С. 273-276.
    7. Ишембитов С.Р. Язык жестов в невебальной коммуникации / С.Р. Ишембитов // Экономика и социум. – 2016. – № 2 (21). – С. 407-409.
    8. Караванова Л.Ж. Психология: учебное пособие / Л.Ж. Караванова. – М.: Дашков и Кº, 2015. – 263 с.
    9. Маклаков А. Г. Общая психология: учебное пособие / А. Г. Маклаков. – Санкт-Петербург: Питер, 2015. – 582 с.
    10. Маклаков А.Г. Общая психология. Учебник / А.Г. Маклаков. – М: Норма, 2016. – 583 с.
    11. Марцинковская Т.Д. Психология. Учебник / Т.Д. Марцинковская. – М.: Вэлби, 2015. – 400 с.
    12. Немов Р.С. Психология: учебник / Р.С. Немов. – М.: КноРус, 2015. – 718 с.
    13. Сидорова С.Н. Особенности влияния эмоций на невербальное общение / С.Н. Сидорова, А.Н. Бариева, Е.Ю. Ткачёва // Современные наукоемкие технологии. – 2015. – № 7-2. – С. 157-158.
    14. Станиславская И. Г. Психология: основные отрасли: учебное пособие / И.Г. Станиславская, И.Г. Малкина-Пых. – М.: Человек, 2015. – 322 с.
    15. Юсупов Ф.М. Общая психология: курс лекций / Ф.М. Юсупов. – Казань: Казанский университет, 2015. – 143 с.
  1. Караванова Л.Ж. Психология: учебное пособие / Л.Ж. Караванова. –М.: Дашков и Кº, 2015. – С. 129.

  2. Гуревич П.С. Психология и педагогика: учебник / П.С. Гуревич. – М.: Юрайт, 2015. – С. 152.

  3. Ишембитов С.Р. Язык жестов в невебальной коммуникации / С.Р. Ишембитов // Экономика и социум. – 2016. – № 2 (21). – С. 407-409.

  4. Немов Р.С. Психология: учебник / Р.С. Немов. – М.: КноРус, 2015. – С. 154.

  5. Игебаева Ф.А. Язык жестов в деловом общении / Ф.А. Игебаева // NovaInfo.Ru. – 2016. – № 42. – С. 273-276.

  6. Караванова Л.Ж. Психология: учебное пособие / Л.Ж. Караванова. – М.: Дашков и Кº, 2015. – С. 127.

  7. Маклаков А.Г. Общая психология. Учебник / А.Г. Маклаков. – М: Норма, 2016. – С. 215.

  8. Авдулова Т.П. Возрастная психология: учебное пособие / Т.П. Авдулова. – М.: Академия, 2015. – С. 95.

  9. Немов Р.С. Психология: учебник / Р.С. Немов. – М.: КноРус, 2015. – С. 153.

  10. Сидорова С.Н. Особенности влияния эмоций на невербальное общение / С.Н. Сидорова, А.Н. Бариева, Е.Ю. Ткачёва // Современные наукоемкие технологии. – 2015. – № 7-2. – С. 157-158.

  11. Станиславская И. Г. Психология: основные отрасли: учебное пособие / И.Г. Станиславская, И.Г. Малкина-Пых. – М.: Человек, 2015. – С. 134.

  12. Маклаков А.Г. Общая психология. Учебник / А.Г. Маклаков. – М: Норма, 2016. – С. 217.

  13. Сидорова С.Н. Особенности влияния эмоций на невербальное общение / С.Н. Сидорова, А.Н. Бариева, Е.Ю. Ткачёва // Современные наукоемкие технологии. – 2015. – № 7-2. – С. 157-158.

  14. Марцинковская Т.Д. Психология. Учебник / Т.Д. Марцинковская. – М.: Вэлби, 2015. – С. 216.

  15. Юсупов Ф.М. Общая психология: курс лекций / Ф.М. Юсупов. – Казань: Казанский университет, 2015. – С. 86.

  16. Гуревич П.С. Психология: учебник / П.С. Гуревич. – М.: Инфра-М, 2015. – С 64.

  17. Ишембитов С.Р. Язык жестов в невебальной коммуникации / С.Р. Ишембитов // Экономика и социум. – 2016. – № 2 (21). – С. 407-409.

  18. Гуревич П.С. Психология: учебник / П.С. Гуревич. – М.: Инфра-М, 2015. – С 63.

  19. Игебаева Ф.А. Язык жестов в деловом общении / Ф.А. Игебаева // NovaInfo.Ru. – 2016. – № 42. – С. 273-276.

  20. Игебаева Ф.А. Язык жестов в деловом общении / Ф.А. Игебаева // NovaInfo.Ru. – 2016. – № 42. – С. 273-276.

  21. Юсупов Ф.М. Общая психология: курс лекций / Ф.М. Юсупов. – Казань: Казанский университет, 2015. – С. 86.

  22. Маклаков А.Г. Общая психология. Учебник / А.Г. Маклаков. – М: Норма, 2016. – С. 217.

  23. Марцинковская Т.Д. Психология. Учебник / Т.Д. Марцинковская. – М.: Вэлби, 2015. – С. 216.

  24. Гуревич П.С. Психология: учебник / П.С. Гуревич. – М.: Инфра-М, 2015. – С 64.

  25. Ишембитов С.Р. Язык жестов в невебальной коммуникации / С.Р. Ишембитов // Экономика и социум. – 2016. – № 2 (21). – С. 407-409.

  26. Сидорова С.Н. Особенности влияния эмоций на невербальное общение / С.Н. Сидорова, А.Н. Бариева, Е.Ю. Ткачёва // Современные наукоемкие технологии. – 2015. – № 7-2. – С. 157-158.

  27. Гуревич П.С. Психология: учебник / П.С. Гуревич. – М.: Инфра-М, 2015. – С 63.

  28. Гуревич П.С. Психология: учебник / П.С. Гуревич. – М.: Инфра-М, 2015. – С 64.

  29. Ишембитов С.Р. Язык жестов в невебальной коммуникации / С.Р. Ишембитов // Экономика и социум. – 2016. – № 2 (21). – С. 407-409.

  30. Марцинковская Т.Д. Психология. Учебник / Т.Д. Марцинковская. – М.: Вэлби, 2015. – С. 216.

  31. Станиславская И. Г. Психология: основные отрасли: учебное пособие / И.Г. Станиславская, И.Г. Малкина-Пых. – М.: Человек, 2015. – С. 134