Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Национальные традиции воспитания в России

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Многочисленные глобальные проблемы современности (рост напряженности в межнациональных отношениях, между человеком и природой, распространение терроризма, нарастание межконфессиональной розни и др.) связаны с разрушением традиционных культурных норм и ценностей. И в то же время, наряду с этими негативными явлениями, для современной России характерны процессы возрождения национальных культур, оживления традиций и духовных основ жизни народов. В этой ситуации особенно остро встает проблема воспитания личности, способной ориентироваться на духовно значимые нормы и ценности (гуманность, патриотизм, гражданственность, благочестие и др.), обладающей опытом этнокультурной ориентации, самоопределения в поликультурной среде, проявляющей толерантное отношение к представителям других культур. Законом РФ «Об образовании» перед школой поставлена задача защиты и развития национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей.

Национальные традиции обладают значительным педагогическим потенциалом и могут служить эффективным средством духовно-нравственного воспитания. Образовательное пространство многих регионов России функционирует в полиэтнической среде и характеризуется многонациональным составом учащихся. В таких условиях необходимо обращение к духовному богатству различных культур, национальным традициям, которые, несмотря на имеющиеся отличия, имеют единую нравственную основу.

Предназначение семьи в новом обществе всё в большей степени связывается с созданием уникальных и комфортных условий для саморазвития и самореализации каждого члена семьи. История вопроса о влиянии семьи на воспитание ребенка уходит своими корнями в глубокую древность. Не считая педагогов, он волновал умы многих выдающихся людей разных эпох и народов. Семейному воспитанию уделяли в своих трудах внимание Тацит, Петроний, Вергилий, Конфуций, Кант, Гегель, Екатерина Великая, Жан Жак Руссо.

Роль семьи в формировании личности, детско-родительских отношений приобретает в настоящее время особую актуальность. Родители забывают о том, что важную роль на результат воспитания детей оказывает их собственная модель поведения, традиции. Формирование положительных черт характера, хорошо развитые навыки общения, волевые качества напрямую зависят от того, насколько данные качества развиты у самих родителей. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Именно в семье закладываются основы личности ребенка.

Характеризуя семью как «первый, естественный и в то же время священный союз, в который человек вступает в силу необходимости», И.А. Ильин подчеркивал, что человек «призван строить этот союз на любви, на вере и на свободе, научиться в нем первым совестным движениям сердца и подняться от него к дальнейшим формам человеческого духовного единения - родине и государству».

В настоящее время современные семьи переживают острый кризис. Выражается он в том, что семья все слабее выражает свою главную функцию - воспитание детей. В большинстве семей основные силы и время родителей расходуется на материальное обеспечение, но не на духовное воспитание и развитие детей. Общение родителей с детьми сводится в основном к контролю над учебой ребенка в школе, который состоит в выяснении оценок, полученных ребенком.

Последствия кризиса становятся все заметнее. Большинство специалистов приходят к весьма пессимистичному выводу: мы начинаем расплачиваться за противоречия прогресса цивилизации разрушением устоев, ухудшением нравов и человеческих отношений. Легкомысленное отношение к браку и семье, забвение традиций, нравственных принципов, цинизм и пьянство, отсутствие самодисциплины, половая распущенность, высокий процент разводов самым пагубным образом отражается на воспитании детей. В зрелом возрасте многие проблемы, которые естественно и просто разрешаются в семье, становятся непреодолимыми. Современные ученые (И.В. Бестужев-Лада, Д.С. Лихачев, А.В. Мудрик) к числу важных субъективных условий, оказывающих заметное влияние на особенности домашнего воспитания, относят семейные традиции. Поэтому проблема семейного воспитания в целом и его связь с традициями в частности неумолимо требует поиска путей решения.

Объектом исследования является процесс воспитания, ориентированный на приобщение школьников к национальным традициям.

Предмет исследования - национальные традиции воспитания, их особенности, этапы.

Цель исследования: состоит в изучении влияния ценностей культурных традиций на воспитание личности, содержание семейного воспитания в условиях трансформации семьи как ячейки общества.

Задачи исследования:

- изучить национальное воспитание как фактор повышения

человеческого потенциала общества;

- рассмотреть первостепенность семьи в формировании личности ребенка;

- проанализировать воспитание как социокультурный феномен;

- выявить анализ особенностей традиционного подхода в воспитании;

- обобщить практику применения национальных традиций в процессе

воспитания личности.

Общей теоретико-методологической основой исследования являются методология педагогического исследования (Ю.К. Бабанский, В.И. Загвя-зинский, В.В. Краевский, B.C. Леднев, A.M. Новиков и др;); философские теории функционирования традиций в общественном сознании; принципы диалектического осмысления истории развития духовной культуры общества; этнографические и культурологические теории традиции как категории, характеризующей духовную жизнь общества, отражающей особенности национального самосознания и культуры. (В.А. Блюмкин, Л.П. Буева, Ю.В. Бромлей, Д.Ж. Валеев, Э.С. Маркарян, И.М. Орешников, С.М. Поздяева, З.Я. Рахматуллина и др.); положения об эволюционном характере традиций, диалектике прогрессивных и регрессивных традиций1 (К. Варналис, Ф.В; Даминдарова, F.A. Праздников; A.F. Спиркин и др.); психологические теории определяющего влияния традиций на становление личности (О.Г. Лопухова, О.П. Николаева и др.); психологические и педагогические концепции, раскрывающие, многоаспектную природу духовно-нравственного воспитания школьников (Ю.К. Бабанский,. Е.В. Бондаревская, Б.Т. Лихачев, Н.Ю. Щуркова и др.); принципы поликультурного образования (Г.В. Дмитриев, В.В. Макаев, З.А. Малькова, Г.В. Палаткина, Л.Л. Супрунова и др.); теоретические основы педагогической интеграцииi (А.П. Беляева, М.Н. Берулава, A.A. Кирсанов, Ю.С. Тюнников и др.), педагогического проектирования (C.B. Воробьева, Е.С. Заир-Бек, И.И. Ильясов, Ю.С. Тюнников и др.).

Методы исследования: в соответствии с целями и задачами использовались теоретические методы: системный анализ проблемы, структурно-функциональное изучение национальных традиций как средства духовно-нравственного воспитания, классификация национальных традиций, моделирование процесса духовно-нравственного воспитания школьников с использованием национальных традиций, теоретическое обобщение результатов исследования; эмпирические методы: наблюдение, беседа, педагогический эксперимент.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения, списка использованных источников.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

1.1 Национальное воспитание как фактор повышения человеческого потенциала общества

За последние несколько десятилетий в мире произошли глобальные изменения, полностью изменившие привычное отношения во многих областях: стремительное развитие информационных технологий, внедрение массовой телефонной связи, инновационные открытия в области химии, физики, космосе.

Изменились ценности людей, жизненные установки, мотивация. Изменения затронули практически все области. Педагогика, как наука, также переосмысливает накопленный опыт, знания. Многие современные ученые, педагоги и родители все чащи признают, что старые методы воспитания уже устарели и не столь эффективны.

В современном обществе говорят о кризисе воспитания. Его последствия: повышение подростковой преступности, наркомания, увеличение случаев самоубийства среди подростков. Дети тоже изменились, поэтому возникла необходимость модернизации методов и форм воспитания[1].

Воспитание как процесс воздействия на личность с целью передачи ей норм и правил поведения, принятых в обществе, всегда носит не абстрактный, а конкретный характер, отражая прежде всего национальное своеобразие морали, обычаев, традиций, нравов того или иного народа. На этот факт указывал К. Д. Ушинский, писавший: «Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным, должно быть пронизано народностью. В каждой стране под общим названием общественного воспитания и множеством общих педагогических форм кроется свое особенное характеристическое понятие, созданное характером и историей народа»[2].

Национальная идентичность образования определяется тем, что каждая нация имеет свой особый образ жизни, который формирует личность в соответствии с особенностями национальных традиций и национального менталитета. Особенности образа жизни у разных людей развиваются под влиянием многих специфических факторов: климатических условий, языка, религии (убеждений), условий труда (сельское хозяйство, охота, рыболовство, животноводство и т. Д.). Человек, находящийся в социальной среде определенной нации, неизбежно формируется в соответствии с образом жизни этого народа, сообщества, племени; учится и делится своей ценностной ориентацией и соответственно регулирует свои действия, действия, поведение.

Из этого следует, что основные понятия образа жизни можно отобразить в такой последовательности: обычай ? традиция ? обряд ? ритуал.

В учебном процессе народная педагогика руководствуется совершенно определенными правилами, на основе которых выбираются методы воздействия, среди которых проявляются, преподавание, осуществление, доброжелательность, заклинание, благословение, насмешка, запрет, принуждение, порицание, презрение , клятва, наказание, запугивание, совет, просьба, упрек и т. д.

Наиболее распространенным и эффективным средством обучения народной педагогике является устное народное искусство, которое отражает взгляды людей на природу, мирскую мудрость, нравственные идеалы, социальные устремления и творческое воображение в высокохудожественной форме.

Учитывая мощный потенциал народной педагогики в воспитании личности, современная педагогическая практика возрождает национальную культуру регионов России. Изучаются проблемы изучения национальной идентичности образования и его использования в качестве средства воспитания молодого поколения в рамках этнопедагогики - отрасли педагогической науки, в которой исследуются законы и особенности национального, этнического воспитания.

Чтобы богатейшие традиции народной педагогики стали эффективным средством воспитания подрастающего поколения, необходимо каждому этносу обеспечить право и реальные возможности для создания воспитательных систем, основанных на учете национального своеобразия воспитания[3]. Для этого необходимы:

• приоритетность родного языка, постепенное движение к паритетности языков с непременным сохранением высокого уровня изучения, владения и употребления русского языка; высокий уровень преподавания иностранных языков, причем с существенным расширением их перечня;

• замена школьного курса истории населения историей народов; обеспечение глубокого изучения истории родного народа во всех школах республик, автономных областей, округов и диаспор;

• восстановление художественных промыслов, искусства, народных праздников, игр, игрищ; возрождение традиционной культуры воспитания, приобщение к ней учителей, учащихся, родителей, населения;

• система специальных мер по обогащению духовной культуры, развитию духовности (это связано с широкомасштабным изменением содержания образования); для начальной школы необходимо издание книг для чтения на этнопедагогической основе;

• расширение прав выпускников национальных школ в выборе языка при ответах на экзаменах по всей территории национального региона; полное уравнивание прав национальных языков в специальном, среднем и высшем образовании; создание учебных групп с преподаванием хотя бы некоторых предметов на родном языке на всех отделениях и факультетах высших школ;

• укрепление национальных связей на основе взаимности, демократизма и гуманизма, усиление внимания к общечеловеческим ценностям, создание благоприятных условий для их трансформации в национальную среду;

В качестве примера системы национального воспитания можно назвать учебно-культурный научно-производственный центр «Гжель». Эта уникальная воспитательная система создана с учетом национального своеобразия воспитания на базе региона, являющегося колыбелью и основным центром русской керамики. Главная цель данной системы – комплексное решение проблемы подготовки высокопрофессиональных кадров для региона на основе соединения обучения с воспитанием, гражданским и профессиональным становлением молодежи[4].

Одной из ведущих задач образования базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников. Мировоззрение - это полная система научных, философских, социально-политических, моральных, эстетических взглядов мира (т. е. природа, общество и мышление). Воплощая достижения мировой цивилизации, научное мировоззрение оснащает человека научной картиной мира как систематическое отражение наиболее важных аспектов жизни и мышления, природы и общества.

Актуальная потребность в подростковом возрасте - стремление к самоутверждению, поиск своего места в мире. Удовлетворение этой потребности расширяет круг общения подростка, выводит его за пределы его индивидуального опыта, придает импульс формированию идеалов и жизненных установок. Однако для подростков неустойчивые суждения, отношения, отсутствие чувства собственного достоинства, преувеличенная склонность к подражанию. В этих условиях важно поощрять учащихся к самооценке и разумным явлениям.

В подростковом возрасте учащиеся достигают физической и духовной зрелости, что определяет их готовность ассимилировать научное мировоззрение во всем его объеме и полноте. Философская ориентация мышления, познавательное отношение к действительности, необходимость проникновения в систему «вещей и знаний» создают прочную основу для формирования фундаментальных методологических идей высокого уровня общности, твердых взглядов и убеждений, обеспечивая широту ориентации в мира, принципов поведения и деятельности.

Один из самых ценных неоплазмов ранней молодости активно участвует в этом процессе - самосознание человека, что напрямую обусловлено его самооценкой и уровнем требований, идеалами и ценностными ориентациями, идеями о себе , его ожидания и планы жизни. Профессиональное самоопределение также осуществляется с определенных позиций мировоззрения, включая организацию активного испытания силы, первоначальное принятие и ассимиляцию человеком системы ценностей, целей, стандартов, норм и стандартов, которые характеризуют определенную профессиональную группу, формирование моральной, психологической и трудовой готовности следовать их социальному и гражданскому долгу[5].

Интеллектуальная составляющая мировоззрения включает в себя движение от прямого чувственного отражения реальности до абстрактного концептуального мышления. Однако концептуальное мышление не является конечной точкой научных и образовательных знаний - после этого начинается восхождение от абстрактного к конкретному. Это не просто возвращение к оригиналу, а к конкретному на более высокой стадии развития, когда предмет глубоко и всесторонне осмыслен. При восхождении от абстрактного к конкретному, а не только к процессу суммирования, улучшаются привязки абстракций друг к другу, но синтез создается, что означает дальнейшее углубление в сущности явлений материального мира во всех их причинные связи и посредничество.

Образование гражданина является одним из краеугольных камней учебного заведения. Решая проблему гражданского образования студентов, школа в первую очередь фокусирует свои усилия на формировании ценностного отношения ученика к явлениям социальной жизни[6].

Главная цель гражданского образования - сформировать гражданское сознание как интегративное качество личности, которое включает в себя внутреннюю свободу и уважение государственной власти, любовь к Родине и стремление к миру, самооценку и дисциплину, гармоничное проявление патриотических чувств и культура международного общения. Формирование гражданства как качества личности определяется как субъективными усилиями учителей, родителей, общественных организаций, так и объективными условиями функционирования общества - особенностями государственной системы, уровнем правовой, политической, нравственной культуры общества[7].

Содержание гражданского образования в школе и семье - это работа учителей, педагогов и родителей по патриотическому образованию, формирование культуры международного общения, правовой культуры, образования в духе мира и ненасилия. Участие детей, подростков и молодежи в деятельности детских общественных объединений и организаций играет важную роль в гражданском развитии личности.

Патриотизм как качество личности проявляется в любви к Отечеству, преданности, готовности служить своей родине. Высокий уровень культуры межэтнического общения проявляется в чувстве интернационализма, который предполагает равенство и сотрудничество всех народов. Он выступает против национализма и шовинизма. Патриотизм основан на идее уважения и любви к Родине и соотечественникам; интернационализм основан на уважении и солидарности другими народами и странами[8].

Патриотическое воспитание и формирование культуры межэтнического общения осуществляется в процессе включения студентов в активную творческую деятельность на благо Родины, прививая уважение к истории Отечества, его культурному наследию, обычаям и традициям народа - любовь к маленькой Стране, к их родным местам; образовательная готовность защищать родину; изучение обычаев и культуры разных этнических групп.

Формирование культуры международного общения облегчается изучением иностранных языков, раскрытием истории, культуры стран языка, традиций и обычаев народов этих стран.

Гражданское образование включает в себя формирование знаний и идей студентов о достижениях нашей страны в области науки, техники, культуры. Это направление учебной работы школы достигается в процессе ознакомления с жизнью и творчеством выдающихся ученых, дизайнеров, писателей, художников, актеров.

Общество не может существовать без размножения и последующих традиций, они осуществляют духовную ориентацию молодого поколения. Изучение ценностных отношений, традиций, образования в Русской патриаршей семье позволяет утверждать, что духовные узы народа, их уникальность и самобытность содержатся в традициях.

В современном обществе происходит утрата исторической преемственности с прошлым, происходит нарушение связей между поколениями, поэтому молодое поколение не передает семейные традиции, духовные и моральные ценности, утрачивает понимание процесса воспитания ребенка, а не только физически, но и духовно.

Анализируя жизнь традиционного общества, каково было российское общество с его многовековыми традициями, вы можете ясно видеть, что создана оптимальная система образования - семейные традиции, семейный образ жизни. Этот образ жизни обеспечивал передачу важных навыков, знаний, правил успешного развития молодого поколения различных ролей, другими словами, помогал адаптироваться в социальном плане. Это помогло ребенку войти в общество. Современное поколение родителей, в условиях ядерной семьи, часто испытывает трудности, связанные с воспитанием и развитием ребенка, заботится о нем. Разные знания о воспитании и развитии ребенка в открытых источниках, не всегда согласованные и иногда открыто противоречащие друг другу, усложняют положение родителей[9].

Таким образом, разрыв преемственности поколений – потеря духовных семейных скреп, отсутствие единой системы знаний для повышения родительской компетенции требуют научного поиска новых путей решения задач общества. Задачи такого плана необходимо решать комплексно.

Так, популяризация семейных ценностей и традиций, осознанного воспитания детей как части комплексного подхода, учитывающего врожденные ожидания, должно являться одним из главных направлений государственной политики. Необходимо рассмотреть внедрение новых форм взаимодействия образовательных организаций с родителями для ориентации семей на духовно-нравственное воспитание детей[10]. Например, организация занятий или мероприятий, направленных на объединение семьи, формирование активной жизненной позиции родителей, развитие духовно-нравственного потенциала. Построить работу таким образом, чтобы родители, ученики и педагоги выступали субъектами совместной деятельности.

Роль государства, образовательных организаций для духовного становления и обогащения семьи неоценима, тем не менее, осмысленное отношение к созданию семьи, воспитанию детей, стремление к самообразованию – получению дополнительных знаний в области воспитания и развития ребенка должно стать нормой современного родителя[11].

Дополнительное образование для родителей повысит их самоэффективность как родителей. Таким образом, каждый будет иметь возможность развивать свой собственный внутренний ресурс - уверенность в себе как родителя, живущего уникальным родительским опытом. В этой связи необходимо создать и экспериментально реализовать модель организации дополнительного образования, включая учебные программы для родителей, заинтересованных в развитии их родительской компетенции.

Содержание информации должно быть направлено на повышение уровня знаний, уверенность в себе как на родителя, формирование общей культуры родительства, формирование семейных отношений и традиций и наличие научной основы.

Думается, что формирование осознанного родительства в форме повышения родительской компетенции, формирование культуры семейных отношений, создание условий для укрепления семейных ценностей и традиций, в конечном итоге, приведут к духовному подъему общества, тем самым показывая достойный пример «детям нового поколения».

1.2 Первостепенность семьи в формировании личности ребенка

В настоящее время семья переживает сложный период развития: осуществляется переход от традиционной модели семьи к новой, трансформируются виды семейных отношений. Это сложнейший социальный процесс, протекающий под влиянием всей структуры обустройства жизни. Каждое общество формирует свою семью по своему образу и подобию. Семья – это общество в миниатюре, со всеми его достижениями, противоречиями.

Именно семья является главным институтом воспитания, основным назначением которого является формирования личности ребенка, для которого семья является социальной, общественной средой его первичной социализации, местом, где формируются нормы и традиции.

Семейные традиции аккумулируют родовой опыт социального развития, фиксируют прошлое и настоящее семьи, обеспечивают устойчивость отношений, упорядочивают и структурируют их. Стойкость, постоянство воспитательных воздействий на ребенка со стороны всех членов семьи – это основные факторы, которые отличают семью от других институтов.

Однако, система семейного воспитания в последнее время претерпевает значительные изменения. Состояние современной семьи обусловлено рядом негативных факторов: разрушается статус семьи, даже во внешне благополучных семьях нередко отсутствует взаимопонимание между супругами, детьми и родителями.

Динамичная и, порой, непредсказуемая социально-политическая обстановка стране значительно усложнила воспитательный процесс, когда подрастающее поколение, вобрав в себя все недостатки общества в его переломный период, становится все более неуправляемым[12]. СМИ, аудио, видео продукция, компьютерные игры, эскалация насилия и жестокости в средствах массовой информации – «успешно» вытесняют взрослых из воспитательного процесса, заменяя детям родительское общение, окончательно подрывая авторитет семьи и образовательных учреждений.

От отношений в семье, ценностных приоритетов зависит то, какими вырастут дети. Уроки жизни, получаемые детьми в семье, обладают большим воспитательным потенциалом.

В условиях национального социума еще сохранились и существенно влияют на формирование личности традиции народной педагогики, заключающиеся в заботе о здоровом образе жизни, уважении и любви к родителям, родственникам, родным местам, формирование у детей чувства семьи, включение их в различные виды труда, народных ремесел[13].

Жизнь в дагестанской общине регулировалась морально этическими нормами, выработанными на основе общественного мнения. Существовал кодекс морали дагестанцев, определяющий понятие «намус»[14].

Намус, по своей сути, является своеобразным симбиозом обычаев, традиций, идей, воззрений. В нем не обращается никакого внимания на национальную, конфессиональную принадлежность человека, и делается акцент на том, что необходимо быть мужественным, трудолюбивым, доброжелательным, а также уважительным к старшим по возрасту, почитать родителей, оказывать помощь родственникам и соседям.

Выявлена интересная закономерность: изменяющийся мир и изменившаяся социально-экономическая жизнь современной России вызвали к жизни трансформацию тех национальных традиций и обычаев видоизменения, которые были вызваны изменениями социальной среды и окружения ребенка.

Уважение к женщине выражалось в многочисленных обрядах и обычаях. В ее присутствии мужчины не смели затевать ссору, сквернословить, должны были защищать женщину, если кто-либо пытался ее обидеть. Оскорбление чести и достоинства женщины, распространение на нее кровной мести, считались постыдным делом.

Когда женщина проходила мимо годекана, мужчины прекращали громко разговаривать и смеяться, чтобы она не могла подумать, что смех вызван ее присутствием. При появлении старой женщины принято вставать и приветствовать ее. Желая обезопасить жизнь женщины, ее не отпускали одну в дальний путь[15].

Эти традиции сегодня настолько трансформированы, что приобрели вид гиперсоциальных, негативных проявлений[16]. Роль женщины в семье изменилась настолько, что она часто становится добытчицей, а не только хранительницей очага в доме. Что удивительно: не во всех семьях изменившаяся роль женщины автоматически повышает уважение к ней мужа. Напротив, мужчина с большим нежеланием расстается со своей ролью главы семьи, не желая уступать свои позиции.

В связи с тем, что поводов для лидерства мужчины в семье становится все меньше, то он все свое нерастраченное желание властвовать трансформирует в необоснованное недовольство женой, злость, придирки, упреки. Он видит, что жена в материальном отношении спокойно может обходиться без него.

Остальные же вопросы она и раньше решала самостоятельно: устройство быта, контроль за учебой детей и их воспитанием, формирование взаимоотношений с родственниками, соседями и пр.[17]. Таким образом, имеет место противоестественная смена социальных ролей.

Даже обычай гостеприимства, являвшийся чуть ли не визитной карточкой народов, как Северного Кавказа, так и дагестанцев, претерпел ряд характерологических изменений. Традиции гостеприимства свойственны многим народам, но каждый народный обычай имеет свою специфику.

Гости в Дагестане почитаются особо, порой они становятся семейными друзьями, дружба и почитание которых передается следующему поколению. С обычаем гостеприимства тесно связаны такие понятия, как уважение к старшим, сверстникам приветливость, благожелательность и пр.

Народная педагогика Дагестана сохранила в своем арсенале замечательные образцы народной мудрости, отражающие отношение к гостю: «Кто не оказал почета гостю, у того поле не заколосится», «Гость благо дому», «Да не придет такой день, когда в дом не придет гость!»[18].

Старинное дагестанское поучение гласит: «Подбодряй семью, радуй друга, будь ласков с родителями, уживчив с соседями, приветлив к гостю». Основной смысл обычая гостеприимства заключается в том, что он направлен на сплочение людей, установление между ними дружеских отношений, а также уважительности во внутрисемейных отношениях[19].

Народная педагогика была уверена, что обычай гостеприимства создает благоприятный фон для формирования у детей культуры межнационального общения, гуманного отношения к людям, природе, детям. Древний народный обычай и сейчас сближает и роднит народы друг с другом, служит делу воспитания культуры межнационального общения.

Обычай гостеприимства требует встретить любого зашедшего в дом[20]. Иногда это принимает уродливые формы, т.к., нередко люди, вставшие на путь терроризма, пытаются найти кров у своих родственников и знакомых, тем самым подвергая опасности их жизни, жизнь их детей и жилище.

Это можно отнести к превратному понимаю народного изречения «Все позабудь: и боль, и злость. Враг даже друг, когда он гость». Здесь налицо трансформация еще одного народного обычая, ситуация не только воспроизводства веками проверенных традиций и обычаев, но и их видоизменения под давлением изменившихся условий жизни. Тем более, сейчас, когда в России вступает в силу закон, который позволяет взыскивать ущерб от терактов с родственников и близких преступника.

В то же время наблюдается возникновение и становление новых типов семьи, основанных на так называемом «гражданском» браке. Зарождается институт «второй», «третьей» и др. жены, в котором возникают вопросы о положении и статусе детей в таких семьях, а также роли отца в семье.

Изменилось и качество самой семьи, прерывается преемственность педагогических традиций, народных традиций. Родители все чаще проявляют полнейшую неосведомленность в вопросах развития и воспитания детей.

Причинами семейных проблем становятся не только социальные трудности, но и неблагоприятный психологический климат, отсутствие умения строить внутрисемейные отношения, что наносит непоправимый вред духовному и психическому становлению личности ребенка. Нарушаются нравственные представления о браке и семье, исчезает традиционное восприятие родительства и детства.

Выход из создавшейся ситуации видится в укреплении института традиционной семьи, в использовании богатого педагогического опыта народа для всестороннего развития личности детей. В семье необходимо строить отношения именно на этой основе, демонстрируя детям всю красоту национального колорита. Создавая специфические традиции своего дома, следует помнить о том, что любые правила хороши, если они направлены на улучшение жизни, а не на ее усложнение.

1.3 Семейное воспитание как социокультурный феномен

Семейное воспитание можно рассматривать как социальную и культурную преемственность, передающуюся от поколения к поколению родителей, воспитателей, педагогов. Преемственность транслируется в виде традиций семейного воспитания – это народная мудрость, народные традиции, обычаи, обряды, культ предков, священные заветы, заповеди. Здесь прослеживаются устойчивые связи между этнопедагогикой, социумом

и этнокультурой. Считаем необходимым рассматривать семейное воспитание как педагогический, социокультурный, народный и религиозный феномен. Традиции как феномен бытия выявляют сущностные характеристики семейного воспитания. К ним можно отнести педагогические, социокультурные, народные и религиозные традиции семейного воспитания.

Семья – первичная форма общности людей (малая социальная группа), своего рода «элементарная частица» общества, коллектив, основанный на супружеском союзе и родственных связях, т.е. на отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство. Л. Фейербах считал семью формой реализации человека: «Только муж и жена вместе образуют действительного человека», без чего каждый представляет собой лишь «частичное существо»[21].

Главной духовной силой, скрепляющей семью, является чувство родства, кровное содружество. Эта мысль, высказанная многими мыслителями, отражена в воззрениях горских народов Северного Кавказа, в том числе адыгов, черкесов, карачаевцев, балкарцев. Русский ученый И.А. Ильин показал, что человеческая семья, в отличие от «семьи» у животных, есть «целый остров духовной жизни». И если семья этому не соответствует, она обречена на разложение и распад[22].

История показала и подтвердила это достаточно наглядно: великие крушения и исчезновения народов возникают из духовно – религиозных кризисов, которые выражаются, прежде всего, в разложении семьи.

Характеризуя семью как «первый, естественный и в то же время священный союз, в который человек вступает в силу необходимости», И.А. Ильин подчеривал, что человек «призван строить этот союз на любви, на вере и на свободе, научиться в нем первым совестным движениям сердца и подняться от него к дальнейшим формам человеческого духовного единения – родине и государству»[23]. Содержание народных традиций во взаимосвязи с религиозными, выявленное Г.Н. Волковым, позволяет выделить народные и религиозные традиции семейного воспитания.

Религии в сравнении с другими областями культуры всегда отстаивали брак как норму отношений между мужчиной и женщиной. Главной темой христианства и мусульманства были и остаются дети и их воспитание. Народные и религиозные традиции семейного воспитания дополняют и обогащают воспитательный потенциал педагогических традиций. Целеполагание как элемент воспитания семьянина-родителя, матери, отца расширяется до воспитания совершенного человека, человека нравственного. Семейное воспитание наполняется народным смыслом и религиозным содержанием[24].

Народные традиции семейного воспитания нашли отражение в народной педагогике. Тема семьи, семейных отношений и воспитания детей в семье – одна из центральных тем устного народного творчества горцев. Героиней многих сказок, легенд, песен является женщина.

Она по сути дела изображается как «краеугольный камень» семьи, основанной на любви и верности. При этом верность прославляется как высшее нравственное качество, как условие прочности и счастья семьи, успеха семейного воспитания. Всякая измена в любви, особенно женская неверность, осуждается сурово и жестоко. Песни – элегии об измене в любви наполнены чувством ненависти к неверным, полны печали и проклятий. Так, в карачаевской народной песне «Таукъан» героиня посылает проклятье возлюбленному, изменившему ей. Для большей убедительности в выражении прибегают к поэтическому языку: «Пусть папаха сгорит в огне с головою твоею вместе»[25].

По мнению З. Нигматова, народная педагогика учит ценить семью, заботиться о родителях, формирует представление об ответственности любого члена семьи за благополучие каждого. Самая большая ценность в семье – согласие, в народе говорят: «не надобен и клад, коли в семье лад», «где в семье лад, там и ребят хорошо растят»[26].

Лад в семье не исключает твердости и требовательности в воспитании. Народ высоко ценит воспитание в жизни человека: «человек без воспитания - тело без души», «дитятко – это тесто: как замесил, так и выросло».

Русская народная педагогика среди воспитателей на первое место ставит отца и мать, оценивает их по тому, как они растят детей: «не тот отец и мать, кто родил, а тот, кто воспитал, вскормил да добру научил». Народ определенно высказывается о пользе и необходимости обучения, осуждает баловство детей, потакание их капризам, утверждает силу родительского примера.

Обобщая опыт воспитания, педагогика народов Северного Кавказа приходит к выводу, что именно семья имеет главное значение в становлении личности, ее развитии и воспитании человека, а значит, в жизни общества. Она сформировалась под воздействием социально-экономических условий, жизнедеятельности, внутрисемейных отношений, религии, национальных традиций. Семья карачаевцев, балкарцев, абазин, черкесов, нагайцев имела много общего, порожденного укладом жизни горцев Северного Кавказа, их общими историческими судьбами, культурой, религией. В то же время каждый народ самобытен - отличается от другого языком, образом жизни и образом мыслей, обычаями и традициями. Все это не могло не оказывать влияния на семью, взаимоотношения в ней и педагогическую культуру родителей, на формирование самобытной народной педагогики[27].

В народной практике накоплены традиции семейного воспитания. Семья объединяет родителей и детей нескольких поколений. Члены такой семьи могут жить в разных квартирах, домах, в различных районах и городах. Но их всегда объединяют общие установки и традиции, они испытывают чувство ответственности за судьбу каждого входящего в семейное родство.

Уверенность в том, что в любой момент каждый член семьи найдет поддержку, понимание, сочувствие – основа того, что мы называем родовой духовной связью.

Народная педагогика русская, карачаевская, балкарская, черкесская, абазинская, ногайская сохранила семейные идеалы - чувство чести и достоинства, дружбы и взаимопомощи, почитание родителей, милосердие, презрение к трусости и предательству, родственные связи до седьмого колена. Детей воспитывала не только семья, но и родня, все окружение, все общество. Любой старший брат мог сделать замечание младшему или послать его с поручением по делам, и тот принимал это как должное. Почет и уважение к старшему - одно из жизненных правил вышеперечисленных народов[28].

Уважение у народов Северного Кавказа выражается в многообразии жизнедеятельности и предусматривает систему взаимоотношений молодежи со старшим поколением: оказать почтение любому старшему, вставать при его появлении, уступать ему место, не вступать в разговор первым со старшим, при бесе-де не прерывать его речь.

В семье должны преобладать традиции добрых отношений. Для этого родители должны быть добрыми, ласковыми, снисходительными к детским провинностям. Но малейший избыток, «перебор» родительской ласки и всепрощение зорко подмечаются окружающими и подвергаются родительскому осуждению. Главная помощница в воспитании - искренняя, неподдельная и глубокая любовь членов семьи друг к другу. Это одна из главных традиций народов Северного Кавказа.

Религия связана с образом жизни людей, с их пониманием того, что следует считать добром, а что - злом. Основой общества, его моральных ценностей является семья, и все традиционные религии нашей страны поддерживают нравственные ценности, необходимые для развития и существования семьи, цивилизации. Эти ценности – честность, целомудрие, уважение к собственности. Религия учит этим нравственным категориям, наполняет их смыслом и показывает, как им следовать в жизни. Одной из целей религии является нравственное и духовное совершенствование каждого человека и общества. Раскрывая историю общества, мы видим, что семья всегда служила источником нравственных и этических принципов; в семье от поколения к поколению передавались основы религиозной веры, пути достижения мира, обычаи и традиции – все то, что составляет жизнь человека. В семье люди постигали ценность личностной целостности, верности, преданности и бескорыстной любви[29].

Касаясь религии, обратимся к статистике: как показывают социологические исследования, около 60 млн. граждан России считают себя православными, свыше 1 млн. верующих являются протестантами и около 12 млн. мусульманами. Социологические данные подтверждают факт роста числа верующих в России. Резко возросло посещение храмов. В них бывает много людей не только в праздники, но и в обычные дни. Стало привычным молодым венчаться в церкви. Некоторые люди считают религию, особенно в наше время, престижным средством для достижения успеха и всеобщего внимания. Здесь сразу приходят на ум строки из Евангелия: «Берегитесь пророков, приходящих в овечьих одеждах». Сура 52 из Корана гласит: «И

не облекайте истину ложью, чтобы сокрыть истину»[30].

Ислам призывает к доброжелательности, взаимопониманию между народами, уважает традиции и обычаи всякого народа, если они гуманны и направлены на благо человека. Исламские ученые считают традиции и обычаи одним из источников шариата. Когда речь заходит о народах из «Ахли китаб», подразумеваются народы, владеющие священными книгами,- евреи и христиане. К ним в исламе особое отношение. Мусульманам разрешается брать в жены их женщин[31].

Объяснение этому дает строки из айят: «И ты, конечно, найдешь, что самые близкие по любви к уверовавшим те, которые говорили: «Мы християне!». Любовь между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами составляют основу жизни и формирует личность. Любая семья определяется взаимоотношениями. В семье каждый человек является частью единого целого, обладает уникальной личностью, но в то же время отражает в себе всю семью[32].

Понимая это, все мировые религии сходным образом относятся к семье, подчеркивая важность чистоты, любви и справедливости взаимоотношений в семье. Религию можно назвать хранилищем коллективной мудрости и опыта человечества. Все мы осознаем, зачастую ценой собственного горького опыта, что быть человеком означает обладать нравственностью. Религия постигала и распространяла нравственные и духовные истины. Через религию можно унаследовать мудрость народа.

Православная церковь накопила опыт, который позволяет регулировать семейную жизнь. Брак в православии и учение о нем является одним из приоритетных. Слово «пол» в русском языке означает «половина». Если существует мужской пол и женский, целым следует считать семью - тот уникальный союз, где чужие друг другу люди, не связанные кровным родством, становятся более близкими родственниками, чем со своими родителями. Основой понимания брака является православное осознание триединого Бога. Три лика Троицы –Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Святой Дух – едины, и это единство основано на любви. Состоящие в браке мужчина и женщина являются образом триединого Бога. Таким образом, брак понимается как «союз двух существ в одном, единая плоть» или «союз единой души и тела, но двух человек»[33].

Семья представляет собой малую социальную группу, основанную на брачном союзе и кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной ответственностью. Этот древнейший институт человеческого общества прошел сложный путь развития: от родоплеменных форм общежития до современных форм семейных отношений.

Семейное воспитание - это ход последовательной и систематической деятельности рода, других членов семьи по передаче детям общественно - исторического опыта, формированию ценностных отношений и подготовке их к жизни, труду. Семейное воспитание помогает осуществить развитие физических сил, умственных способностей, выработку норм нравственности. Непосредственное педагогическое воздействие включало в себя определенную систему средств и методов, используя которые родители решали образовательно-воспитательные задачи, готовили подрастающее поколение к жизни, в том числе и семейной.

2. ТРАДИЦИЯ КАК КОМПОНЕНТ КУЛЬТУРЫ И УСЛОВИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ РЕБЁНКА

2.1 Анализ особенностей традиционного подхода в воспитании

Характерной особенностью традиционного образования является его обращение к прошлому, к тем складским помещениям социального опыта, где хранятся знания, организованные в определенной форме образовательной информации. Отсюда ориентация обучения запоминанию материала. В то же время предполагается, что в результате обучения как чисто индивидуализированного процесса передачи информации последний приобретает статус знания[34]. Информация, знаковая система - это начало и конец деятельности ученика, а будущее представлено только в виде абстрактной перспективы применения знания.

Полезно более четко различать «информацию» и «знание». Информация в обучении - это определенная система знаков (например, текст учебника, речь учителя), которая существует объективно, вне человека. Тот или иной знак как носитель информации определенным образом заменяет настоящие предметы, а в этом и преимущество использования информации в обучении. Через знаки-заместители студент может экономично и быстро овладеть реальностью.

Однако это только возможность. Необходимо, чтобы эта возможность стала реальностью, чтобы информация стала знанием. Для этого стажер должен перестроить свой прошлый опыт в свете нового контента и сделать его средством разумного поведения в будущих ситуациях, таких как те, которые отражены в этой информации. Знание - это подструктура личности, которая включает в себя не только отражение объектов реальности, но и эффективное отношение к ним, личный смысл приобретенного. Принято выделять три основных типа обучения: традиционное (или объяснительно-иллюстративное), проблемное и программированное.

Каждый из этих типов имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Однако есть явные сторонники и того, и другого типа обучения. Нередко они абсолютизируют достоинства ими предпочитаемого обучения и не в полной мере учитывают его недостатки. Как показывает практика, наилучшие результаты можно достичь лишь при оптимальном сочетании различных типов обучения[35]. Сегодня наиболее распространенным является традиционный вариант обучения. Основы этого типа обучения были заложены почти четыре века тому назад еще Я.А. Коменским («Великая дидактика»).

Термин «традиционное обучение» подразумевает, прежде всего, классно-урочную организацию обучения, сложившуюся в XVII в. на принципах дидактики, сформулированных Я.А. Коменским, и до сих пор являющуюся преобладающей в школах мира. Отличительные признаки традиционной классно-урочной технологии следующие:

  • учащиеся приблизительно одного возраста и уровня подготовки составляют класс, который сохраняет в основном постоянный состав на весь период школьного обучения;
  • класс работает по единому годовому плану и программе согласно расписанию. Вследствие этого дети должны приходить в школу в одно и то же время года и в заранее определенные часы дня;
  • основной единицей занятий является урок;
  • урок, как правило, посвящен одному учебному предмету, теме, в силу чего учащиеся класса работают над одним и тем же материалом;
  • работой учащихся на уроке руководит учитель: он оценивает результаты учебы по своему предмету, уровень обученности каждого ученика в отдельности и в конце учебного года принимает решение о переводе учащихся в следующий класс;
  • учебные книги применяются, в основном, для домашней работы.

Традиционное обучение основывается на авторитете. Традиционное образование – есть педагогика авторитета[36]. «Авторитетность» традиционного обучения внутри себя имеет сложную, составную структуру, в которой авторитет содержания обучения и воспитания подкрепляется авторитетом государства и учителя. Авторитет содержания заключается в непременном наличии образца, эталона.

Образец – это идеал, объединяющий людей, это надёжная «бытийная ориентация». Образцы включают эталонные знания, умения, способы деятельности и взаимодействия, ценности, отношения, переживания. Идёт строгий, пристрастный отбор содержания образцов. Знакомить с образцами необходимо последовательно[37].

Учитель, бесспорно, главный субъект обучения – авторитет. Личность учителя не подменить никакими «развивающими системами», «интерактивными досками», «ЕГЭ», «модернизациями». Само слово «дидактика», обозначающее «раздел педагогики, излагающий теорию образования и обучения», происходит от греческого слова «didaktikos» – поучающий. Для выполнения «посреднической» миссии учитель самосовершенствуется.

Педагогика авторитета – директивная педагогика. Дело не в преднамеренном выборе, а в трудоемком достижении образцов. Традиционный учитель руководит развитием ребенка, направляет движение в правильном направлении (дает директивы), застрахован от ошибок, обеспечивает своевременное прибытие ученика в «порт назначения» - к ранее известной хорошей цели - образцу. В современной «традиционной» программе воспитания детей в детском саду, изданной в 2005 году, повторяет тему известного психолога и педагога Н. Н. Поддиакова две формы детской деятельности. Первым, «определяемым по содержанию, предлагаемому взрослым», является присвоение образцов культуры, а «трансляционные» образцы воспитателей, конечно, должны быть «адекватными периоду детства». «Взрослый действует как посредник между культурой и ребенком и предлагает разные культурные узоры». Вторая форма - это «экспериментальная и творческая деятельность» ребенка. Традиционный подход, не умаляя важности спонтанных форм детской деятельности, фокусируется на целенаправленном организованном переводе выборки, на педагогическую деятельность. Только с этим пониманием обучение действительно ведет к развитию[38].

Традиционная педагогика – педагогика воодушевления: высокой, понятной ребёнку и педагогу цели. На каждом шагу жизни, как в малом, так и в большом, даёт себя знать в высшей степени важное стремление, которое И.П. Павлов обозначает как «инстинкт достижения цели». Следовательно, будучи лишённой цели, деятельность дезориентируется, распадается. Цели воспитания, бесспорно, культурно-исторически, обусловлены, детерминированы.

Педагогическая система начинается с постановки цели. Великим мастером постановки «близких» и «далёких» целей, «перспектив» был Антон Семёнович Макаренко. Правильно воспитать коллектив – это значит «окружить его сложнейшей цепью перспективных представлений, ежедневно возбуждать в коллективе образы завтрашнего дня, образы радостные, поднимающие человека и заражающие радостью его сегодняшний день».

В обучении и воспитании положительный пример неизбежно дополняется отрицательным антипримером. Сравнивая, сопоставляя полярные значения – красоту и уродство, ученик понимает, чего от него ждут, от чего предостерегают, как необходимо действовать и чего следует избегать в той или иной жизненной ситуации[39].

Традиционная педагогика – педагогика коллективистская, общинная. В традиционной культуре подавляющего большинства народов «мы» безоговорочно выше, чем «я». Группа, семья, корпорация, народ – выше индивидуума.

Традиционный педагог учит ребёнка смирению перед нормами, тренирует, упражняет способность укорачивать гордыню, подчинять частное, личное – общему, общественному.

Право быть «не таким, как все» – прерогатива немногих избранных и, в любом случае, уже сформировавшихся, взрослых людей. А высшая добродетель юношей – ничем не выделяться из массы сверстников, не привлекать к себе особого внимания, даже демонстрируя выдающиеся личные достижения, оставаться скромным, равным окружающим, приписывая успехи и победы – коллективу, наставнику.

Ученик «прежде всего должен знать, что что-либо существует (ознакомление), далее – что это такое по своим свойствам (понимание), и наконец, знать, как использовать своё знание».

Согласно точке зрения Я.А. Коменского, «основная цель школы состоит в передаче учащимся как можно большего объёма знаний из различных областей науки.

Знакомясь с тем или иным предметным сегментом, с мудрым устройством мира, человек совершенствует инструмент познания – ум. Предмет самоценен, он «показывает», «рассказывает», «объясняет», пробуждает до поры сокрытые интеллектуальные резервы.

Для формирования научных понятий, теоретического способа решения задач просто необходим «известный уровень развития спонтанных понятий» (Л.С. Выготский), «понятий, основывающихся на формально-эмпирическом типе обобщения» (В.В. Давыдов)[40]. Спонтанные понятия придают мышлению твёрдость, определённость, составляют его образную фактуру, подоплеку.

Дисциплина позволяет ребенку «отказаться от капризов», «взять верх над нервами», самовластно распоряжаться «сокровищами и тайниками собственной нервной организации» (К.Д. Ушинский). Становление воли, характера идёт рука об руку со становлением разума. Подчёркивая эту связь, И.Ф. Гербарт ввёл понятие «воспитывающее обучение», понимая под таковым «сочетание дисциплины с обучением», «знаний с волей и чувством».

«Под повторением в педагогической науке принято понимать воспроизведение уже пройденного материала, установление органической связи между старым и новым материалом, а также систематизацию, обобщение и углубление известного материала по теме, разделу или всему курсу в целом». «Под закреплением в педагогической науке принято понимать вторичное восприятие и осмысливание материала».

Повторение необходимо, чтобы перевести информацию из кратковременной и оперативной памяти в долговременную. Новый период обучения «должен необходимо начинаться повторением пройденного, и только при этом повторении учащийся овладевает вполне изученным прежде и чувствует в себе накопление сил, дающих ему возможность идти далее»[41].

Эволюция традиционного обучения не пощадила повторения. Улучшение повторения заключалось в том, чтобы уменьшить механические формы с соответствующим увеличением «семантического» повторения. Напомним, что механическое запоминание - последовательное запоминание отдельных частей материала без использования логических, семантических связей. Парадоксально, повторение, повторение парадигмы, развитие мышления, творческих способностей ученика, повторение интересных, открывающих парадоксов и противоречий, объединение в синтезе различных знаний, построение междисциплинарных связей, создание «отдаленных ассоциаций» - поиск выдающихся представителей традиционного обучения. «Учитель, который понимает природу памяти, будет постоянно прибегать к повторению, чтобы не исправить рухнувшее, но для того, чтобы укрепить знание и принести ему новый пол. Понимая, что каждый след памяти - это не только след прошлого чувство, но в то же время способность приобретать новые, учитель будет постоянно заботиться о поддержании этих сил, поскольку они являются ключом к приобретению новой информации. Каждый шаг вперед должен основываться на повторении первого », - сказал Ушинский. Ассимиляция важных и сложных вопросов срочно требует не просто воспроизводства, а буквального «воспроизводства» (хотя такое повторение нельзя сбрасывать со счетов)[42].

Глубокое и продолжительное усвоение знаний, которым способствуют следующие методы повышения интеллектуальной активности с повторением: «семантическая группировка материала, выбор семантических опорных точек, запоминание семантического соответствия, что-то уже известное»; «включение повторяющихся материалов ... новых, формулирование новых проблем»; «использование различных типов и методов пения».

Несомненным преимуществом традиционного обучения является возможность передачи большого количества информации за короткое время. В этом обучении студенты изучают знания в готовой форме, не раскрывая способы доказать свою правду. Кроме того, он включает ассимиляцию и воспроизведение знаний и их применение в аналогичных ситуациях. Среди значительных недостатков этого типа обучения можно назвать его основное внимание скорее на памяти, чем на мысли. Это обучение также мало способствует развитию творчества, независимости, активности. Наиболее типичными задачами являются: вставка, выделение, выделение, запоминание, воспроизведение, решение, например, и т. д. Образовательный и когнитивный процесс носит скорее репродуктивный характер, так что учащиеся формируют репродуктивный стиль познавательной деятельности. Поэтому его часто называют «школой памяти»[43].

А.А. Вербицкий выделил противоречия традиционного обучения:

  1. Противоречие между обращенностью содержания учебной деятельности в прошлое. Будущее выступает для учащегося в виде абстрактной, не мотивирующей его перспективы применения знаний, поэтому учение не имеет для него личностного смысла.
  2. Двойственность учебной информации – она выступает как часть культуры и в то же время лишь как средство ее освоения, развития личности. Разрешение этого противоречия лежит на пути преодоления «абстрактного метода школы» и моделирования в учебно-воспитательном процессе таких реальных условий жизни и деятельности, которые позволили бы обучающемуся «вернуться» в культуру обогащенным интеллектуально, духовно и практически и тем самым оказаться причиной развития самой культуры.
  3. Противоречие между целостностью культуры и ее овладением субъектом через множество предметных областей – учебных дисциплин как представительниц наук. Эта традиция закреплена делением школьных педагогов (на учителей-предметников) и кафедральной структуры вуза. В результате вместо целостной картины мира обучающийся получает осколки «разбитого зеркала», которые он сам собрать не в состоянии.
  4. Противоречие между способом существования культуры как процесса и ее представленностью в обучении в виде статических знаковых систем. Обучение предстает как технология передачи готового, отчужденного от динамики развития культуры учебного материала, вырванного из контекста как предстоящей самостоятельной жизни и деятельности, так и из текущих потребностей самой личности. В результате не только индивид, но и культура оказывается вне процессов развития.
  5. Противоречие между общественной формой существования культуры и индивидуальной формой ее присвоения обучающимися. В традиционной педагогике оно не разрешается, поскольку ученик не объединяет свои усилия с другими для производства совместного продукта – знания. Будучи рядом с другими в группе учащихся, каждый «умирает в одиночку». Более того, за оказание помощи другим ученик наказывается (порицанием «подсказки»), чем поощряется его индивидуалистическое поведение.

Принцип индивидуализации, понимаемый как изоляция учеников в индивидуальных формах работы и отдельных программах, особенно в компьютерной версии, исключает возможность воспитания творческой индивидуальности, которые, как мы знаем, не связаны с помощью robinsonade, а через «другого человека» в процессе диалога и взаимодействия, когда человек не просто Это акт, а не индивидуальное субъектное действие, которое следует рассматривать как единицу деятельности студента[44].

Образование – часть процесса формирования личности. При помощи этого процесса общество передаёт знания, навыки от одного человека другим. В процессе обучения ученику навязываются определённые культурные ценности; процесс обучения направлен на социализацию личности, но иногда обучение конфликтует с истинными интересами ученика.

Обучение – самый важный и надёжный способ получения систематического образования. Обучение есть не что иное, как специфический процесс познания, управляемой педагогом. Именно направляющая роль учителя обеспечивает полноценное усвоение школьниками знаний, умений и навыков, развитие их умственных сил и творческих способностей.

Традиционное обучение – наиболее распространенный до сих пор традиционный вариант обучения. Основы этого типа обучения были заложены почти четыре века тому назад еще Я.А. Коменским («Великая дидактика»).

Она призвана передавать, транслировать традицию, воспроизводить в пространстве и веках традиционный менталитет (душевный и умственный склад), традиционное мировидение, традиционную иерархию ценностей, народную аксиологию (ценностную картину мира).

У традиционного обучения есть своё содержание (традиция) и есть свои традиционные принципы и методы, есть своя традиционная технология обучения.

Учителя учили, передавали традиции своего века, своей культуры. Но учителя учили людей, а у людей, естественно, есть различия и, столь же закономерно, есть и свойственные всему человеческому роду, общие для человеческой природы черты. Активно воздействуя на учеников в процессе обучения, экспериментируя с человеческим сознанием, учителя опытно-эмпирическим путём выявили черты, соответствующие человеческому сознанию как таковому, вытекающие из самой природы сознания. Приспособление педагогов к предмету своего труда – человеческому сознанию, постоянное действие «по контурам предмета своего труда», узнавание фундаментальных законов, сильных сторон и ограничений сознания и мышления привели педагогов к открытию  сходной методики обучения – традиционной методики.

Достоинством традиционного обучения является возможность за короткое время передать большой объем информации. При таком обучении учащиеся усваивают знания в готовом виде без раскрытия путей доказательства их истинности. Кроме того, оно предполагает усвоение и воспроизведение знаний и их применение в аналогичных ситуациях. Среди существенных недостатков этого типа обучения можно назвать его ориентированность в большей степени на память, а не на мышление. Это обучение также мало способствует развитию творческих способностей, самостоятельности, активности.

2.2 Практика применения национальных традиций в процессе воспитания личности

С целью оценки практики использования национальных традиций в; процессе духовно-нравственного воспитания школьников был проведен констатирующий эксперимент, который: включал анкетирование учащихся 9-11-х классов, учителей и родителей.

Анализ отношения школьников к национальным традициям выявил следующие проблемы: школьники не воспринимают национальные традиции как выражение национальной идентичности; мотивация к изучению традиций и традиционного поведения неустойчива, преобладают внешние мотивы; область функционирования национальных традиций сужается до церемоний и праздников, внешняя сторона традиций значительна, а ценности традиционного поведения отсутствуют[45].

Анализ этнокультурного самосознания школьников показал в целом позитивное восприятие собственной национальности, ее представителей, но при этом недостаточно развито чувство ответственности за себя как представителя нации.

Анализ межличностного общения школьников в поликультурной среде показал, что оно не является конфликтным, не отличается национальной избирательностью.

Анализ отношения студентов к педагогическому использованию национальных традиций показал, что не созданы необходимые условия для развития национальных традиций; ведущая роль в их создании должна заключаться в образовании людей, в частности в школьных и национальных культурных центрах; такие формы продвижения национальных традиций, как национальные школы (классы) и предмет «Культура межэтнических отношений», недостаточно эффективны[46].

Однако отношение родителей к национальным традициям позитивно, однако их поле деятельности сужается к ритуалам и праздникам, важным является внешний аспект традиции. Национальные традиции воспитания детей родителями в достаточной степени; важная роль семьи в продвижении национальных традиций не реализуется. Такие формы продвижения национальных традиций, как национальные школы (классы) и изучение родной истории, по словам родителей, недостаточно эффективны. Необходимо искать другие, более эффективные формы.

Подавляющее большинство учителей позитивно относятся к использованию национальных традиций в духовно-нравственном воспитании студентов. Однако отсутствие знания большинства учителей особенностей традиций и условий их использования в качестве педагогического инструмента приводит к неправильному выбору педагогических инструментов их использования, предпочтению словесных методов в ущерб практическим, отражающим практический характер традиций. Уровень методологической готовности учителей использовать национальные традиции оценивается учителями в основном как низкими, недостаточными, что указывает на необходимость специальной подготовки учителей к использованию национальных традиций в духовно-нравственном воспитании студентов[47].

Эффективное построение процесса духовно-нравственного воспитания школьников с использованием национальных традиций требует процедуры моделирования, которая предполагает содержательное наполнение целе-функциональных, логико-содержательных и инструментально-технологических характеристик.

Целефункционалъные характеристики включают дерево целей. Генеральной целью является овладение национальными традициями как средством духовно-нравственного совершенствования. Частные цели определяются с учетом структуры традиции и задач духовно-нравственного воспитания и формулируются как:

- формирование духовно-нравственных ценностей, отношений, убеждений, установок, определяющих смысл традиционного поведения;

- формирование знаний о духовно-нравственных нормах традиционного поведения;

- формирование опыта этнокультурной ориентации и овладения традициями как средством духовно-нравственного совершенствования.

Логико-содержательные характеристики включают этапы и содержание моделируемого процесса. Этапы выделены с учетом структуры традиций и условий их педагогического использования. Процесс духовно-нравственного воспитания школьников с использованием национальных традиций включает четыре этапа - диагностический, ознакомительный, побудительный, практико-творческий - которые реализуются с 5 по 11 класс по концентрическому принципу.

Содержание моделируемого процесса отражает программа «Национальные традиции в школе». В структурном отношении программа включает восемь модулей: гражданско-патриотические, трудовые, экологические, коммуникативные, религиозные, бытовые традиции; праздники, обряды, ритуалы; традиции здорового образа жизни. Каждый модуль позволяет интегрировать содержание учебных предметов (литература, русский язык, история, обществознание, иностранный язык, естествознание, музыка, ИЗО, физическая культура) и внеучебной деятельности.

Инструментарий процесса духовно-нравственного воспитания школьников с использованием национальных традиций включает педагогические формы, методы, приемы, систематизированные по этапам данного процесса. Синхронизация обращения к определенной традиции на разных уроках и во внеучебной деятельности, координация действий классного руководителя и учителей-предметников обеспечивается использованием методических цепочек.

Разработанная модель духовно-нравственного воспитания школьников с использованием национальных традиций была экспериментально апробирована и показала достаточно высокую эффективность формирования готовности школьников к использованию национальных традиций как средства духовно-нравственного совершенствования.

Наибольший прирост отмечен по мотивационному критерию готовности, наименьший — по процессуальному.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, изучив теоретические основы семейного воспитания, первостепенности семьи в формировании личности подрастающего поколения, познакомившись с традициями семейного воспитания можно сделать следующие выводы:

воспитательные традиции развиваются в зависимости от условий жизни общества, а потому могут существенно отличаться у разных народов и в разные исторические периоды;

в семье человек проходит стихийную социализацию, характер и результаты которой определяются ее объективными характеристиками (составом, уровнем образования, социальным статусом, материальными условиями и пр.), ценностными установками (просоциальными, асоциальными, антисоциальными), стилем жизни и взаимоотношений членов семьи;

важнейшей характеристикой семейного воспитания является его стиль, то есть типичные для старших система приемов и характер взаимодействия с младшими, в зависимости от меры его «жесткости-мягкости» стиль может быть определен как авторитарный или демократический с веером промежуточных вариантов;

традиции и обычаи - два канала социализации ребенка, причем традиции функционируют на основе обычаев. Семейные традиции многофункциональны, специфичны, эмоционально насыщены, поэтому на их фоне социальное развитие ребенка идет более успешно;

семейные традиции выступают основным средством трансляции социально-культурных ценностей, норм семьи, установления ее связей с объектами, которые включены в сферу ее жизнедеятельности.

В традициях обычно отражаются этнические, культурные, религиозные особенности семьи, профессиональная принадлежность её членов. В основе традиции всегда лежит какая-либо идея, ценность, норма, опыт семьи.

Неизменным остается их назначение в человеческом обществе: они призваны служить упрочению семейно-родственных связей и отношений, которые функционируют в качестве механизмов передачи таких личностно и социально ценных качеств человека, как любовь, доброта, сострадание, взаимопонимание, готовность прийти на помощь близкому человеку. Например, традиция празднования дня рождения ребенка реализуется в детском празднике с поздравлениями, пожеланиями, подарками, веселыми играми, пением, танцами, радостное воспоминание о котором сохранится на долгие годы не только для виновника торжества, но и для всех присутствующих. И самый яркий ритуальный момент Новогоднего праздника в семье - ёлка, её установка, украшение.

Некоторые из традиций начинают возрождаться - это традиции семейного чтения, пения, рукоделия и иного совместного труда и творчества, игр взрослых и детей, эпистолярной культуры, домашнего театра, коллекционирования цветов, листьев в гербариях, камней и других материалов. Также, в современных семьях появился интерес к своим корням, что выражается в традициях, связанных с экскурсом в родословную своей семьи (сбор и хранение семейных реликвий, создание фотоальбомов «Моя родословная», посещение мест, памятных для предков, и т.д.), составления генеалогического древа.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Нормативно-правовые акты:

  1. Конституция Российской Федерации Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с поправками от 21июля 2014) // СПС «Гарант», 2018.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая, третья, четвертая) (в ред. от 07.02.2017) // СПС «Гарант», 2018.
  3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 05.02.2018) // СПС «Гарант», 2018.

Научная литература:

  1. Арьес Ф. Ребенок и семейная жизнь при старом порядке / Пер. с франц. Я.. Старцева при участии В. А. Бабинцева. - Екатеринбург, 2013. С.137-139.
  2. Ашиков С. Воспитание культурой и красотой /С.Ашиков //Дошкольное воспитание, 2015. - № 9. - С.13.
  3. Бандурка А. М. Основы психологии и педагогики: учеб. пособие / А. М. Бандурка, В. А. Тюрина, Е. И. Федоренко. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. С.255.
  4. Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольников /Г.И.Батурина, Т.Ф.Кузина. - М.,2015. - С.22-24.
  5. Богданова О.С., Черенкова C.B. Нравственное воспитание старшеклассников: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2016. 206с.
  6. Варга А. Я. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс. СПб.: Речь, 2015. С.67.
  7. Варюхина С. И. Истоки доброты. - Минск, 1987.
  8. Волков Г.Н. Этнопедагогика: учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений /Г.Н.Волков. - М.: Академия, 1999. - 168 с.
  9. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 2013. С.263.
  10. Жуковский И.В. Этнокультурное образование в многонациональном регионе //Педагогика. 2015. № 3. С. 37-41.
  11. Зверева O.Н, Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание. - М.: Академия, 2014. 160с.
  12. Ильин B.C. Единство обучения и воспитания. //Комплексный подход к воспитанию школьников. М: Просвещение, 1982. с.59-66.
  13. Ильин И.А. О семье. Собр. соч. Т.1. М.: Русская книга, 2013.С.142-167.
  14. Кабалин А. С. Педагогические размышления: Сборник / Сост. и ред. Л. В. Мардахаев. М.: Изд-во РГСУ, 2014. С. 259.
  15. Коран; Пер. и коммент. И.Ю.Крачковского. Изд. 2-е.М.: Наука, 1986. С.727.
  16. Кукушкин В.С. Теория и методика воспитательной работы. учебное пособие / В.С. Кукушкин. - Ростов и / Д.: Март, 2013. - 504 с.
  17. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М.,2013. С.98.
  18. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка. – Спб.: Лениздат ИГ, Команда А, 2014. С.124-126.Магомедов Р.М. Семейные адаты народов Дагестана // Народы Дагестана. 2015. № 6.С. 48-50.
  19. Магомедсалихов Х.Г. Культура и традиции народов Дагестана: Учебное пособия для 9 класса. – Махачкала: Эпоха, 2017. С.231-233.
  20. Мудрик А.В. Психология и воспитание: учеб. пособие /А.В.Мудрик. - М.,2016. - 472 с.
  21. Мудрик А.В. Социальная педагогика: учеб. пособие /А.В.Мудрик. - М.: Академия, 2015. - 200 с.
  22. Нигматов 3.F. Использование современных традиций в воспитании учащихся: Уч. пособие. Казань: Знание, 1985. с. 15.
  23. Новиков А. М. Основания педагогики. М.: Эгвес, 2015. С.325.
  24. Оден М. Научное познание любви. - М.: Издательство Назаровых, 2013. 110-122с.
  25. Поддьяков Н. Н. Новый подход к развитию творчества дошкольников. Вопросы психологии. – М., 2015. С.179.
  26. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании. М.: Владос, 1995.
  27. Сорокоумова Е.А.: Педагогическая психология. — СПб: Питер, 2014. С.288.
  28. Суханов И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. М., 1976. с. 150.
  29. Уайнхолд Б., Берри К., Освобождение из ловушки созависимости. — СПб.; Весь, 2013.
  30. Фоминова А.Н., Шабанова Т.Л. Педагогическая психология. – 2-е изд., перераб., доп. М.: Флинта: Наука, 2014. С.278.
  31. Харчев А. Г. Брак и семья в СССР. - М.: Мысль, 1979.Бренифье О. Говорите с детьми о жизни свободе. – М.: Клевер-Медиа-Групп, 2015. С.37
  32. Шеляг Т.В. Социальные проблемы семьи - В кн.: Теория и практика социальной работы: проблемы, прогнозы, технологии. - М., 2013. 88 с.

Периодические издания:

  1. Антонова А.В. Формирование родительской компетенции как задача современной педагогики. // Модернизация образования и векторы развития современного поколения: Материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием (26 февраля 2015 г.) / Отв. Ред. Л.В. Козилова, Е.В. Меркель,- Часть 4. - 2015 . - С.14.
  2. Архангельский Л. М. Моральные ценности и современность /Л.М.Архангельский // Вопросы философии. - 1983. - №11. - С. 88.
  3. Байчекуева Н.Х. Духовное наследие народов в современной системе образования. //Материалы науч.-практ. конф. «Педагогика единого и целостного мира». Чебоксары, 2015. - С.25.
  4. Богомолова М. И., Дюльдина Ж.Н. Генезис формирования семейных ценностей в условиях поликультурной среды // Наука и бизнес: пути развития. 310 (16), 2014. С.5-10
  5. Бородина О.В. Семья в современном обществе: особенности преемственности // Духовные ценности в воспитании и образовании детей и молодежи: Материалы II Международной научно-практической конференции (24 апреля 2014 г.) / Отв. ред. Т.А. Семенова. – М.: Издательство «Спутник+», 2014. – С. 180-186.
  6. Блонский П.П. О национальном воспитании // Вестник образования. 2016. № 4. С. 40-42.
  7. Дюльдина Ж. Н. Особенности приобщения юношей к семейным ценностям в процессе социализации в однонациональной и многонациональной семье // Этнодидактика народов России: Многомерность, многомерные компетенции. Материалы X Международной научно-практической конференции (Нижнекамск, 11 мая 2015 г.) / Под ред. Ф. Г. Ялалова. Нижнекамск: НМИ, 2015. С. 51-52 4.
  8. Дядюнова, И.А. Воспитание маленького гражданина /И.А.Дядюнова // Воспитание школьника, 2013. №8. С. 8-10.
  9. Морозов В. В. Русские педагоги о трудовом воспитании и профессиональном образовании. Рождение трудовой школы: взгляд в историю // Макаренко. Альманах № 1. М.: Народное образование, 2014. С.122-129.
  10. Мыльникова А. С. Народная культура и генезис национального самосознания // Советская этнография. 1981. №6. С. 13.
  11. Нагодина О. В. Традиция как определяющее понятие культуры // Этнографического обозрение. 2014. № 6. С. 136.
  12. Раджабова Р.В., Недюрмагомедов Г.Г. Семейное воспитание как микрофактор социализации личности школьника // Материалы II Международной научно-практической конференции «Современная семья и проблемы семейного воспитания» (20 марта 2015 года). – Могилев: УО «Могилевский государственный университет им. А.А. Кулешова», 2015. С.154-157.
  13. Рубцов В. В. Психолого-педагогическая подготовка учительских кадров для новой школы / В. В. Рубцов // Вопросы психологии. 2014. № 3. С.24-26.
  14. Селиванова Н. Л. Воспитание: от теории к практике // Воспитательная работа в школе. 2013. № 5. С. 5-9.
  15. Степанова М. А. О состоянии педагогической психологии в свете современной социальной ситуации / М. А. Степанова // Вопросы психологии. 2013. № 1.С. 17-19.
  1. Уайнхолд Б., Берри К., Освобождение из ловушки созависимости. — СПб.; Весь, 2013.

  2. Антонова А.В. Формирование родительской компетенции как задача современной педагогики. // Модернизация образования и векторы развития современного поколения: Материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием (26 февраля 2015 г.) / Отв. Ред. Л.В. Козилова, Е.В. Меркель,- Часть 4. - 2015 . - С.14.

  3. Мудрик А.В. Психология и воспитание: учеб. пособие /А.В.Мудрик. - М.,2016. - 472 с.

  4. Мудрик А.В. Социальная педагогика: учеб. пособие /А.В.Мудрик. - М.: Академия, 2015. - 200 с.

  5. Дюльдина Ж. Н. Особенности приобщения юношей к семейным ценностям в процессе социализации в однонациональной и многонациональной семье // Этнодидактика народов России: Многомерность, многомерные компетенции. Материалы X Международной научно-практической конференции (Нижнекамск, 11 мая 2015 г.) / Под ред. Ф. Г. Ялалова. Нижнекамск: НМИ, 2015. С. 51-52.

  6. Дядюнова, И.А. Воспитание маленького гражданина /И.А.Дядюнова // Воспитание школьника, 2013. №8. С. 8-10.

  7. Морозов В. В. Русские педагоги о трудовом воспитании и профессиональном образовании. Рождение трудовой школы: взгляд в историю // Макаренко. Альманах № 1. М.: Народное образование, 2014. С.122-129.

  8. Селиванова Н. Л. Воспитание: от теории к практике // Воспитательная работа в школе. 2013. № 5. С. 5-9.

  9. Оден М. Научное познание любви. — М.: Издательство Назаровых, 2013. — 110-122с.

  10. Антонова А.В. Формирование родительской компетенции как задача современной педагогики. // Модернизация образования и векторы развития современного поколения: Материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием (26 февраля 2015 г.) / Отв. Ред. Л.В. Козилова, Е.В. Меркель,- Часть 4. - 2015 . - С.14

  11. Оден М. Научное познание любви. — М.: Издательство Назаровых, 2013. — 110-122с.

  12. Бренифье О. Говорите с детьми о жизни свободе. – М.: Клевер-Медиа-Групп, 2015. С.37.

  13. Раджабова Р.В., Недюрмагомедов Г.Г. Семейное воспитание как микрофактор социализации личности школьника // Материалы II Международной научно-практической конференции «Современная семья и проблемы семейного воспитания» (20 марта 2015 года). – Могилев: УО «Могилевский государственный университет им. А.А. Кулешова», 2015. С.154-157.

  14. Магомедов Р.М. Семейные адаты народов Дагестана // Народы Дагестана. – 2015. – № 6.С. 48-50.

  15. Магомедов Р.М. Семейные адаты народов Дагестана // Народы Дагестана. – 2015. – № 6.С. 48-50.

  16. Бренифье О. Говорите с детьми о жизни свободе. – М.: Клевер-Медиа-Групп, 2015. С.37.

  17. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка. – Спб.: Лениздат ИГ, Команда А, 2014. С.124-126.

  18. Магомедсалихов Х.Г. Культура и традиции народов Дагестана: Учебное пособия для 9 класса. – Махачкала: Эпоха, 2017. С.231-233.

  19. Там же. С.22.

  20. Магомедов Р.М. Семейные адаты народов Дагестана // Народы Дагестана. – 2015. – № 6.С. 48-50.

  21. Шеляг Т.В. Социальные проблемы семьи. - В кн.: Теория и практика социальной работы: проблемы, прогнозы, технологии. - М., 2013. 88 с.

  22. Ильин B.C. Единство обучения и воспитания. //Комплексный подход к воспитанию школьников. М: Просвещение, 1982. С.59-66.

  23. Ильин И.А. О семье. Собр. соч. Т.1. М.: Русская книга, 2013.С.142-167.

  24. Зверева O.Н, Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание. - М.: Академия, 2014. 160с.

  25. Жуковский И.В. Этнокультурное образование в многонациональном регионе //Педагогика. 2015. № 3. С. 37-41.

  26. Нигматов 3.F. Использование современных традиций в воспитании учащихся: Уч. пособие. Казань: Знание, 1985. с. 15

  27. Нагодина О. В. Традиция как определяющее понятие культуры // Этнографического обозрение. 2014. № 6. С. 136.

  28. Мыльникова А. С. Народная культура и генезис национального самосознания // Советская этнография. 1981. №6. С. 13.

  29. Жуковский И.В. Этнокультурное образование в многонациональном регионе //Педагогика. 2015. № 3. С. 37-41.

  30. Коран; Пер. и коммент. И.Ю.Крачковского. Изд. 2-е.М.: Наука, 1986. С.727.

  31. Коран; Пер. и коммент. И.Ю.Крачковского. Изд. 2-е.М.: Наука, 1986. С.727.

  32. Нагодина О. В. Традиция как определяющее понятие культуры // Этнографического обозрение. 2014. № 6. С. 136.

  33. Мыльникова А. С. Народная культура и генезис национального самосознания // Советская этнография. 1981. №6. С. 13.

  34. Рубцов В. В. Психолого-педагогическая подготовка учительских кадров для новой школы / В. В. Рубцов // Вопросы психологии. 2014. № 3. С.24-26.

  35. Бандурка А. М. Основы психологии и педагогики: учеб. пособие / А. М. Бандурка, В. А. Тюрина, Е. И. Федоренко. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. С.255.

  36. Новиков А. М. Основания педагогики. М.: Эгвес, 2015. С.325

  37. Сорокоумова Е.А.: Педагогическая психология. — СПб: Питер, 2014. С.288.

  38. Поддьяков Н. Н. Новый подход к развитию творчества дошкольников. Вопросы психологии. – М., 2015. С.179

  39. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 2013. С.263.

  40. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 2013. С.263.

  41. Фоминова А.Н., Шабанова Т.Л. Педагогическая психология. – 2-е изд., перераб., доп. М.: Флинта: Наука, 2014. С.278.

  42. Степанова М. А. О состоянии педагогической психологии в свете современной социальной ситуации / М. А. Степанова // Вопросы психологии. 2013 . № 1.С. 17-19.

  43. Рубцов В. В. Психолого-педагогическая подготовка учительских кадров для новой школы / В. В. Рубцов // Вопросы психологии. 2014. № 3. С.24-26.

  44. Бандурка А. М. Основы психологии и педагогики: учеб. пособие / А. М. Бандурка, В. А. Тюрина, Е. И. Федоренко. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. С.255.

  45. Байчекуева Н.Х. Духовное наследие народов в современной системе образования. //Материалы науч.-практ. конф. «Педагогика единого и целостного мира». Чебоксары. 2015. - С.25.

  46. Блонский П.П. О национальном воспитании //Вестник образования. 2016. № 4. С. 40-42.

  47. Богданова О.С., Черенкова C.B. Нравственное воспитание старшеклассников: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 2016. 206с.