Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Минимализм. Просто, а не пусто

Содержание:

Введение

«Лишь утратив всё до конца, мы обретаем свободу» [1]

Минимализм для меня это один из способов перехода от самокопания к самоактуализации и развитию своего потенциала. При выборе данной темы я отталкивался от собственного мировоззрения и внутренних потребностей. Ещё в школе, получив задание, познакомился с культурой Японии, мне всегда была интересна непохожесть и самобытность этой страны. Череда проб и ошибок привела к мысли, что избавившись от лишнего можно чего-то добиться. Перестав разрушать и потреблять, можно построить и улучшить себя и мир вокруг. Я не утверждаю что минимализм это панацея, просто это альтернатива хаосу, который мешает дышать полной грудью. В данной работе основной акцент сделал на психологии и философии, ведь мышление влияет на поступки, а те определяют место человека в обществе. Не нужные покупки, беспорядок дома, в семье и на работе – это на поверхности, следствие. Мне нужно было докопаться до сути. В каждой главе я хотел по-разному рассмотреть тему, чтобы попробовать сделать её многогранной. Минимализм включает в себя разные аспекты жизни: вещи, деньги, время, здоровье, отношения с людьми, саморазвитие, духовность. Целью моего изучения минимализма в целом и японского в частности – это получение первичных знаний и последующего их применения. Актуальность современного минимализма заключается в том, что люди устали от кричащей и показной роскоши, за которой чаще всего ничего не скрывается. Современный минимализм зародился в творческой среде, ограниченных в средствах и имеющих определённые жизненные позиции людей.

[1] Ч. Палланик. Бойцовский клуб/ АСТ. 2002.

Сейчас этот стиль популярен среди состоятельных и богатых, а значит минимализм – это определённый взгляд на вещи. Японский минимализм сейчас очень востребован среди дизайнеров, т. к. страна восходящего солнца очень долго была закрыта от всего мира и в том числе через дизайн идёт культурный обмен. Минимализм может помочь избавиться от информационного и ментального мусора в жизни человека, который мешает развиваться и двигаться дальше. Наконец каждому хочется, придя домой попасть в мир спокойствия и умиротворённости, расслабиться и отдохнуть. Минимализм учит отфильтровывать информацию, вещи, удалять и выкидывать лишнее, для фокусировки на новом, важном. Минимализм обычно выбирают люди умеющие получать удовольствие от малого и склонные к простоте во всём. Чтобы не быть голословным, приведу разные примеры, некоторые из них ценны тем, что основаны на реальных событиях. Задачи курсовой работы:

- изучение минимализма как способа мышления;

- отличительные особенности стиля в интерьере;

- влияние цвета на человека и пространство;

- духовно - материальные ценности Японии;

- японский минимализм, как максимально использовать минимум пространства;

- способы перехода от «много и не нужно» к « мало, но важно»;

- показать положительные и отрицательные примеры из классической и современной литературы;

1. Минимализм

«Минимализм - это только необходимые предметы в правильно смоделированном пространстве и свете. «Точнее, суть минимализма просто заключается в том, чтобы убрать все лишнее из вашей жизни с целью помочь вам сконцентрироваться лишь на том, что важно. Мы верим, что существуют четыре важных аспекта в жизни любого человека: здоровье, отношения, миссия и мечты».[2]

1.1. Основные черты минимализма

«Характерные черты и особенности. Сам по себе минимализм — философия несколько бунтарская. Он основан на отказе от всего лишнего и сохранении только действительно необходимого. Примерно этих же правил нужно придерживаться, чтобы создать свой минималистичный интерьер. Все, от предметов мебели до декора, должно иметь несколько упрощенную форму, однако это вовсе не означает тотального огрубления и некой топорности. В минимализме как нигде есть место тонким граням, потрясающему равновесию и удивительной лаконичной выразительности.

Для кого создан этот стиль. Интерьер в стиле минимализм определенно вам подходит, если: вы любите свободное пространство; не слишком привязываетесь к каким-то конкретным вещам; не приветствуете чрезмерное украшательство; обожаете высокие технологии. Вам лучше поискать другой стиль, если: предпочитаете позолоту, витиеватый декор и бархатные портьеры с кистями; любите мебель понятных пропорций с традиционными элементами.

Признаки стиля. Преобладание простых и понятных линий. Лаконичная, функциональная мебель. Монохромность цветовой гаммы либо наличие ярко выраженных контрастов.Особенности интерьер в стиле минимализм для типовых квартир. Особое внимание в таком интерьере уделяется местам хранения вещей. Они не могут быть произвольно расставлены. Наилучшим вариантом станут различные кладовые, шкафы-купе и гардеробные. Вся мебель должна быть функциональной и группироваться таким образом, чтобы оставалось свободное пространство. В небольших комнатах желательно избегать появления чисто декоративных элементов интерьера, различных подставок, пуфов и прочих вещей, не имеющих определенного назначения». [3]

1.2. Цвет и пространство

Главные цвета данного стиля белый, чёрный и различные градации серого. Такие цвета называют ахроматическими. При желании это спокойствие можно разбавить одним ярким цветом. В Японии особое значение придают контрастам (баланс противоположностей), применение контрастных цветов может быть весьма эффектным.

Белый цвет в интерьере

«Естественно, что в том или ином виде белый цвет присутствует практически в каждом помещении нашего дома. Исследование потребительского спроса показывает, что люди выбирают его не из-за страстной любви к нему, но просто потому, что он безопасен и нейтрален. Однако ярко-белый цвет отнюдь не нейтрален. Помните, что для человеческого глаза белый цвет слишком ярок, а излишний блеск может создать серьезную проблему, если в такой цвет выкрашена большая поверхность. Что бы ни было ярко-белым — диван, пол или стены, этот цвет сразу же будет бросаться в глаза, как любой яркий цвет. Диапазон оттенков белого очень велик, поэтому я рекомендую отдать предпочтение более мягким тонам.

Наиболее уместен белый цвет на кухне, особенно если у ваших шкафов стеклянные дверцы. На кухне всегда присутствует такое количество разных цветов, что белый цвет не будет подавлять зрение. Если ваша кухня решена в минималистском стиле, ярко-белый будет выглядеть негостеприимно и холодно. Обязательно используйте другие цветовые элементы. Теплые тона помогут вам изменить атмосферу кухни, сделать ее более приятной для глаза.

Иногда полезен и ярко-белый цвет. Он идеально подходит для отделки как внутренней, так и внешней. Он создает ощущение завершенности, акцента и никогда не выглядит неуместно. Белая отделка позволяет определить пространство (оконный или дверной проем, дверь и т. д.). Ярко-белый цвет можно использовать там, где необходимо визуально увеличить пространство — зрительно поднять низкий потолок или усилить освещенность темных помещений, — кладовок и прихожих».

Чёрный цвет в дизайне

Хотя отношение к черному цвету в целом изменилось, большинство людей согласится с тем, что избыток чёрного в доме или офисе производит неприятное впечатление. Сразу становится слишком темно и мрачно. Жизнь в подобной обстановке напоминает обитание в первобытной пещере! Хотя в некоторых помещениях можно использовать темные тона (например, ОХОТНИЧИЙ ЗЕЛЕНЫЙ для стен кабинета), чёрный в тех же комнатах будет выглядеть слишком подавляющим и уменьшающим пространство. Вам вряд ли захочется находиться в комнате с чёрными стенами. Меньшую проблему представляют собой полы. Впрочем, не забывайте, что на чёрном полу вы сразу же будете видеть любую пыль и мелкий мусор! Чёрный цвет придает элегантность мебели — чрезвычайно эффектно смотрятся кожаные диваны и кресла, лампы, настольные аксессуары, полотенца или чёрный рисунок на обивке, простынях, обоях, шторах и коврах. Очень красивы полированный чёрный мрамор, ламинат, гранит, плитка, однако использовать эти материалы можно лишь в определенных помещениях или для создания контраста в сочетании с другими цветами. Интересно, что большинство людей предпочитает чёрные материалы в блестящем, а не в матовом исполнении. Чёрный цвет может стать замечательным дополнением внешнего оформления дома. Чёрные жалюзи на белом доме или черная входная дверь сразу же дают понять, что здесь живет энергичный и властный человек».

Чёрный и белый

«Классическое сочетание черного и белого никогда не выходит из моды. Напряженность черного и чистота белого идеально дополняют друг друга. Эти цвета символизируют дуалистическую философию Древнего Китая, сочетание янь и инь: единство противоположных, но жизненно необходимых сил — дня и ночи, мужественности и женственности.

В доме суровость подобного сочетания может производить угнетающее впечатление, если не дополнить его другими цветами. Хотя мы не всегда это осознаем, но нам не удается долгое время обходиться без цвета. Очень скоро мы начинаем искать цветового разнообразия.

К счастью, сочетание черного и белого представляет собой идеальный фон для любого другого цвета — пусть даже введенного в незначительном количестве. В черно-белой ванной приятно увидеть ярко-желтые полотенца. В черно-белой кухне вас порадуют красные тарелки на белой скатерти. Если же вы приверженец чистоты стиля, поставьте хотя бы вазу с яркими цветами»

Серый цвет в интерьере

«Серый цвет называют «дизайнерской рабочей лошадкой», поскольку это идеальный цвет, сочетающийся практически с любым оттенком радуги.

Следует помнить, что монохромный серый выглядит слишком монотонно, поэтому очень важно изменять фактуру, форму обработки и оттенки, если вы решили сделать комнату серой. Хотя серебристо -серый, жемчужный и угольный относятся к одному и тому же семейству, серебристая шелковая подушка на угольно-сером велюровом кресле, стоящем возле окна, завешенного жемчужного цвета шторами сразу же заставляют забыть о скуке».

«Серый помогает предупредить дизайнерские ошибки. Например, если вы под влиянием временного «помрачения» рассудка (или на распродаже) купили большой, яркий диван и в его расцветке присутствует серый цвет, считайте, что вам повезло. С помощью серых аксессуаров и других акцентов вам удастся смягчить кричащие цвета.

Серый цвет наиболее уместен в мужском кабинете или в минималистской обстановке — например, в очень современной кухне. Кроме того, очень эффектно смотрятся серый гранит и мрамор в большой ванной или прихожей. Серый цвет придает комнате изысканность, особенно если его дополняют другие цвета. Камин, сложенный из грубых камней, сразу же создает соответствующую атмосферу.

Каким бы ни был серый цвет, назвать его веселым вряд ли удастся. Он слишком серьезен. Естественно, что он не может быть доминирующим в детских комнатах и других помещениях, предназначенных для отдыха.

Характер серого цвета зависит от множества причин. Он благородно стареет, поскольку не подвержен изменениям моды, он редко выглядит неуместным. Это спокойный, благородный, неброский цвет. И для большинства людей этих причин достаточно, чтобы поселиться в серой комнате — там они чувствуют себя в безопасности. Но если вы готовы к переменам в жизни, если вы хотите сделать свою жизнь более интересной и разнообразной, серый вам ни к чему. Он может быть идеальным фоном, на котором прекрасно смотрятся другие цвета. Поверьте, серый цвет вовсе не пострадает от того, что ему отведена роль фона». [4]

Какие цвета противопоказаны для маленьких квартир:

1) Нельзя чтобы основной цвет был тёмным, он съест 40% пространства. Чем светлей комната, тем больше кажется. 2) Стоит избегать ярких контрастов: фиолетовый + жёлтый, синий + оранжевый и т. п. Такие сочетания могут сделать интерьер живее, но опять же за счёт пространства. 3) Один белый цвет – тоже плохо. Лучше использовать пастельные, кремовые оттенки (небесно-голубой, светло- зелёный и т.п.). Тёплые цвета дают меньше пространства, чем холодные.

В наш век доступ практически к любой информации осуществляется за пару движений пальцев. Всё что окружает человека и попадается на глаза в течение дня - несёт в себе информацию. О назойливой рекламе по TV, на улице и гаджетах можно не упоминать. Естественно после такой «работы» вечером хочется спокойствия и отдыха. Дом полон ненужных вещей, но удовлетворения так и нет? В гонки накоплений забыли, зачем всё это? Можно навести порядок дома и самое главное в голове. Альтернатива хаосу – это минимализм. Меньше вещей - меньше проблем. Психологами доказано, что захламление дома наносит вред психике и здоровью. Допустим, у вас хранится тетрадка с первого класса. Да это память о беззаботном детстве, но с точки зрения НЛП это якорь, связывает прошлое «я» и нынешнее «Я». Сколько лет прошло, а человек продолжает складывать в свой «портфель» памяти не нужные воспоминания. Голова тяжёлая, лямки давят, но люди подобно упрямым мулам прут этот груз. Зачем цепляться за старое в ущерб новому и неизведанному? К чему ненужные траты времени и денег, когда его можно провести с семьёй, друзьями, занимаясь хобби, спортом. Имущество сложно получить, большинство идёт по лёгкому пути беря кредит (ещё и не один), ведь приз сейчас, а расплата потом. Успех, как и выбор – сомнительный, а страх потери, кражи - вполне реален.

2. Японская философия в жизни и интерьере

Люди были созданы для того, чтобы их любили, а вещи были созданы для того, чтобы ими пользовались. Мир в хаосе потому, что все наоборот.[5]

2.1 Японский менталитет

«Японские дома с их ясной логикой, функциональностью, разумным оформлением пространства и аристократическим пуританством становятся образцами современного интерьера и строительства жилых домов. Небольшие комнаты кажутся пустыми и строгими. Несколько изысканных изделий мебели, циновки, лёгкие ширмы создают гармоничное пространство. Главный геометрический принцип – прямые линии и прямые углы. Просто – это выражение внутренней свободы».

«Но каждая вещь, каждая деталь в пустом помещении, будто свиток на стене, или роспись на ширме, или цветок в вазе, притягивает внимание и приобретает особую выразительность и значимость. С оформлением пространства дома в средневековой Японии связаны почти все виды искусства, которые развивались самостоятельно и в то же время дополняли друг друга. Так, несколько цветов, которые искусно подобраны по цвету, символике и расположению в вазе, очень тонко дополняют настроение, переданное в пейзаже на свитке, в свою очередь украшенном изысканной каллиграфией. В японской культуре много самобытности, открытий и продолжающихся поисков». «В японском языке живопись, скульптура, прикладное искусство

назывались одним словом – «бидзюцу», что означает «украшать».

[5] Далай-лама 14-ый (духовный лидер буддистов)

Знаменитые художники создавали одновременно прекрасные произведения живописи и изделия из лака, расписывали кимоно и ширмы. Возможно, поэтому даже предметы домашнего обихода отмечены тонким вкусом и изысканной простотой. Кроме того, в японском языке существует целый ряд понятий, которые лежат в основе эстетики страны восходящего солнца.

Японское эстетическое направление моно-но аварэ («чувство в вещах») открыло человеку очарование и красоту, которые скрываются в каждой вещи. Традиционное японское «любование» - это особое состояние мировосприятия, полное символов».

Важно отметить, что это не отвлечённая красота, а красота соответствия вещи своему назначению. Каждая вещь прекрасна, если она хорошо выполняет свою функцию. В отличие, от европейских представлений о красоте в японской эстетике мир лишён какой-либо завершённости. Он, находясь постоянно в движении и развитии, прекрасен здесь и сейчас.

Смесь проникшего извне буддизма и поклонения духам природы, своя философия, суровые климатические условия сформировали главные понятия: Саби – душевная печаль, грусть. «Для настоящего самурая истинную ценность вещь может приобрести лишь со временем. Саби переводится как «патина времени», «ржавчина веков». В икебане и чайной церемонии высоко ценились предметы не те, которые утончённо украшены, но те которыми пользовались очень давно, несколько веков назад. Если они потрескались от времени, выцвели – это только добавляет им прелести». Ваби – осознанная простота, рациональность, бедность. Термин происходит от глагола «вабу» - «приходить к изначальной простоте», «становиться естественным». Выработался целый стиль жизни ваби цзумаи «неприхотливая жизнь» или вабисии «живущие в простоте» , что означало простоту, непритязательность, естественность в манерах. Дзими – покорность судьбе. Традиционная японская культура держится на трёх китах: простота формы, практичность и гармония.

А за всеми внешними формами и проявлениями для дзен - буддистов скрывается лишь одно – Пустота, которая понимается как исток, завязь, начало всякого явления, и в то же время – его предел, завершение ».

Также в Японии есть понятие моттаинай, которое обозначает стиль жизни и философию, направленные на сохранение окружающей среды и творений людей, осуждающее неэкономное отношение к ресурсам. Культура страны восходящего солнца развивалась на островах с ограниченными и невосполнимыми ресурсами, что в свою очередь повлияло на японцев. Они бережно и рационально используют всё и отходы от одного производства становятся ресурсами другого.

«Японская культура формировалась в непосредственной близости от китайской цивилизации и под её влиянием, но в то же время в условиях островной замкнутости и самодостаточности, что в конечном счёте и обеспечило её самобытность. Полагаясь на умельцев и мыслителей с материка, японцы научились распознавать полезные знания и приспосабливать их к своим нуждам. Всё, чем сегодня славится в мире японская культура, было заимствовано в Китае. Однако верно и то, что именно благодаря Японии эти ценности получили мировую известность.

К концу I тысячелетия н. э. в отношениях японцев с внешним миром начинают происходить изменения. Он всё меньше их интересует и постепенно отодвигается на второй план. Обитателей древнеяпонского государства не привлекают дальние страны, поездки и связанные с ними впечатления. Им интереснее находиться внутри своего небольшого обустроенного мира, где всё знакомо и предсказуемо. [6]

Эту особенность тогдашнего японского взгляда на мир хорошо подметил А. Н. Мещеряков [7]

«Человек Хэйана неподвижно пребывал в центре искусственного садово-паркового мира, со вниманием наблюдая из своего окна за природными переменами. Немудрено, что пространство, охватываемое в это время взглядом человека Хэйана, решительно сужается. <…> И теперь мир этого человека можно назвать «свёртывающимся»: японцы становятся «близоруки» на всю оставшуюся часть истории»

Эта особенность мировосприятия стала важной составляющей национального японского характера. Ощущение внутреннего комфорта и спокойствия, которое дает существование в ограниченном коллективе или пространстве, присутствует в японском менталитете

и сегодня. Оно особенно заметно для иностранцев, выросших в иной этнокультурной среде и привыкших больше ценить открытое, неограниченное пространство. Как в прямом, так и в переносном смысле.

Проживший много лет в Японии Роберт Марш сравнивает японское бытие с жизнью в ящике, символизирующем ограниченное пространство.

«Жить в ящике — значит жить в обстановке, где всё хорошо знакомо. Всем известны мысли и чувства окружающих, поэтому потребность в информативном общении понижена. Закрытая для других людей сфера личной жизни минимальна. Все согласны, что гармония межличностных отношений возможна только в малом коллективе. Традиции, ритуал и правила общения стандартизированы, они гарантируют каждому уважение его личного достоинства, что является условием "всеобщей гармонии". Люди владеют искусством подстраиваться друг к другу и подавлять агрессивные устремления.

[7] А.Н. Мещеряков / Книга японских обыкновений. Наталис. 1999. 357 с.

Единообразие и унифицированность пространства, ограниченного стенами ящика, не имеют аналогов. Обитатели замкнутого пространства уверены, что это их единственный мир, бежать из которого некуда. Ограниченный объём ящика предопределяет абсолютную ценность таких параметров жизни, как эффективность, точность, статусная иерархичность, экономия пространства, безотходность производства и пр. Контроль и организация жизни в ящике требуют высокой степени упорядоченности и безопасности».

«По мере сужения окружающего их пространства, хэйанские аристократы начинают получать эстетическое удовольствие от созерцания приближенной к их жилищу природы, созданных мастерством человека предметов быта и искусства. Им нравится размышлять над внутренней сущностью окружающих их предметов. И сами эти предметы тоже уменьшаются в размерах, приобретают чарующую элегантность простоты. Как отмечают литературоведы, «японцы открыли в простоте бесконечный источник красоты. Это сдержанная красота» [8] . Отдельно стоящий в вазе цветок или ветка кажутся японцу более эстетичными, чем яркий букет. А прыжок одинокой лягушки в пруду и круги на воде возбуждают больше чувств и ассоциаций, чем их нестройный хор на закате. Японские поэты и писатели часто передают своё восхищение природой через одну единственную деталь, причем не саму по себе, а через восприятие этой детали человеком. Единичное важнее множественного, а детали существеннее целого — в этом суть японского восприятия мира, которое находит отражение в художественном творчестве». «Японская культура сформирована ограниченным пространством и хорошо приспособлена к нему.

[8] Сэй – Сенагон / Записки у изголовья. Эксмо 2010. – 376 с.

Живущие в этом пространстве люди делят окружающий мир на сегменты и умело их организуют, проявляя фантазию и смекалку, эстетическое чувство и рационализм. Совершенствование внутренней структуры сегмента бесконечно и напоминает погоню за ускользающим идеалом». [9]

2.2 Японский минимализм

Японский минимализм – сегодня один из самых востребованных этнических стилей. Отличительные черты дизайна в японском минимализме.

Чёткая геометрия в интерьере, многоуровневое освещение (контраст света и тени), ширмы или бесшумные раздвижные двери, лёгкие перегородки из рисовой бумаги или дерева. Мебель в основном низкая и немногочисленная. В качестве украшения помещения можно использовать вазы, статуэтки, на стенах иероглифы и вера. Декора не много, но весь он имеет скрытый и сакральный смысл. Бытовая техника максимально скрыта в нишах и шкафах. Из растений распространено миниатюрное дерево – бонсай. Максимально простое и спланированное пространство. Не обязательно воспроизводить каждый пункт, интерьер можно создать с помощью отдельных элементов, света и цвета.

Японский минимализм часто сравнивают с трёхстрочным стихотворением хокку – не каждый поймёт, не каждый напишет… сверху – простота, а внутри недосказанность и загадка. Современный минимализм берёт свои истоки из традиционного японского интерьера. Именно японское жилище с минимум простых вещей, достаточных для комфортного проживания, стало образцом для будущих дизайнеров. Не важно, к какому социальному классу принадлежал человек, из-за ограниченности территории, жилище было небольшим по площади. В недрах Японии очень мало металлосодержащих ископаемых и влажный климат довольно быстро привёл бы металлические конструкции к коррозии. Японцы не стали из обычного металла делать что-то редкое и драгоценное, а в место этого создали такой интерьер, где всё чего нет в Японии в избытке, смотрелось бы неестественно. Практически не путешествуя, японцы всё больше уединялись и устремляли свой взгляд на внутренний, а не на внешний мир. По европейским меркам японский интерьер – это пустое пространство, на самом деле здесь много света, воздуха, свободно циркулирующая энергия, что согласно японской традиции жизненно необходимо. За всем этим скрывается строгая аскетичная красота, а сам японский стиль - наполнен философским смыслом, прост и одновременно гармоничен, как сама природа. Этот стиль для тех, кому надоедает суета и шум городской жизни, кто ценит созерцание и размышление.

3. Переход от излишества к простоте

Все мне позволительно, но не все полезно; все

мне позволительно, но ничто не должно обладать мною [10]

В этой главе мы узнаем:

- принципы идеальной уборки от Мари Кондо

- как избавиться от лишнего и начать жить

- самоорганизация по принципу «изнутри наружу»

- что такое эссенциализм

- иметь и быть

Принципы идеальной уборки от Мари Кондо

Мари Кондо - специалиста по наведению порядка в доме. Это не просто уборка, а формирование новой привычки. Всего 2 действия - избавиться от ненужного и определить, где хранить нужное. Для начала избавьтесь от ненужного – одним махом.

«Полностью убирая свое пространство, вы трансформируете окружающие вас «декорации». Эта перемена настолько фундаментальная, что вам покажется, будто вы живете в совершенно ином мире. Она глубоко воздействует на ваш разум и вызывает стойкое отвращение к прежнему захламлённому состоянию, к которому вы больше не желаете возвращаться. Главное – сделать эту внешнюю перемену настолько внезапной, чтобы вы испытали полную душевную перемену. Такого воздействия никак невозможно достичь, если процесс будет постепенным»

«Вдобавок к физической ценности вещей есть еще три фактора, которые прибавляют дополнительную ценность вашим вещам: функциональность, информация и эмоциональная привязанность. А когда ко всему этому добавляется элемент редкости или уникальности, трудность выбора многократно возрастает. Людям трудно выбрасывать вещи, которыми они еще могут пользоваться (функциональная ценность), которые содержат полезную информацию (информационная ценность) и с которыми связаны сентиментальные узы (эмоциональная ценность). Когда такие вещи трудно приобрести или заменить (фактор редкости), их становится еще труднее выбросить». [11]

После того как избавились от ненужного делим все вещи на категории - одежда, посуда и кухонная техника, книги, документы и бумаги, разное (сувениры, мелкие предметы быта). Чтобы понять, нужна ли вещь – просто берёте её в руки. Какие чувства и эмоции вы испытываете? Вот что будет главным фактором.

Искусство жить просто

«И все же научиться жить просто было… непросто! Для этого пришлось постепенно менять себя, избавляясь от лишних вещей и стремясь к большей гибкости, свободе и лёгкости. И одновременно делать условия своей жизни более утончёнными. Я поняла, что чем больше я освобождаюсь, тем меньше вещей оказываются необходимыми, – ведь для жизни нам нужно очень мало. В конце концов я пришла к глубокой и непоколебимой убежденности: чем меньше у тебя всего, тем более свободным и наполненным ты себя ощущаешь. При этом я сознаю, что нужно постоянно быть начеку: нас постоянно подстерегают ловушки консюмеризма, физической и умственной инертности, а также негативного восприятия действительности».

Если вы почувствовали себя праздной, если вам кажется, что у вас много свободного времени, постарайтесь в точности выяснить, что происходит у вас на душе и понять свои реакции. Именно это станет первым шагом на пути к преодолению этой стадии.

Мы часто жалуемся на то, что тратим время понапрасну, что нам его не хватает. Человек должен уметь два-три часа ждать поезда в полном одиночестве, ничего не делая и даже ничего не читая, и при этом совершенно не скучать. Жизнь становится намного приятнее после того, как научишься теряться в собственных мыслях, этом драгоценном даре, который приносит невероятную радость. Между тем мы столько времени проводим, сожалея о прошлом, неподвижно застыв в настоящем, беспокоясь о будущем. Мы столько времени тратим впустую!

Один из самых эффективных способов пользоваться каждым мгновением заключается в том, чтобы нести ответственность за себя. Постарайтесь как можно больше вещей делать самостоятельно. Часто люди впадают в депрессию или грустят, потому что им нечем заняться. Не забывайте каждое утро благодарить начинающийся день. Неважно – хорошая за окном погода или нет. Важно то, что вы в этот день будете делать». [12]

Самоорганизация по принципу "изнутри наружу"

«…Если ваши вещи разбросаны, посмотрите, не относится ли то, что заполняет ваши ящики и шкафы, к более ранней, больше не существующей части вашей жизни — бумаги из колледжа, прошлая карьера, одежда разного размера из разных периодов вашей жизни.

Помните, ваше ощущение себя приходит изнутри, а не извне. Вещи могут напоминать нам, кто мы или кем хотим быть, но настоящая истина — внутри, и она никуда не денется. Для меня самым большим испытанием в жизни была необходимость выбросить все старые бумаги, относящиеся к театральной карьере, которую я оставила десять лет назад, чтобы начать свой бизнес. Я чувствовала, что эти бумаги — единственная связь с тем периодом моего прошлого, и боялась, что, избавившись от них, уничтожу и часть себя. Но все это занимало слишком много места, чего я не могла себе позволить. В конце концов я «отпустила» их, когда поняла, что тот человек, который решил оставить театральную карьеру, все еще внутри меня, и, чтобы помнить о нем, эти бумаги не нужны. Я счастлива сообщить вам, что совершенно о них не жалею». [13]

Эссенциализм

Эссенциализм - от слова essence, что означает "самое важное", "главное". По сути эссенциализм - это некая смесь тайм-менеджмента и минимализма. Если человек хочет продуктивно тратить время, уделять время на то, что действительно важно ему нужно научиться говорить нет, когда действительно не хочешь. Многие люди испытывают неловкость из-за того что не умеют отказывать. Это поможет ставить цели и достигать их.

Г.Маккеон предлагает 4 фазы от постановки цели до успеха.

«Оказывается, многие умные и амбициозные люди не способны ответить на этот вопрос, и на то существует ряд причин. Например, наше общество устроено так, что неправильное поведение (согласие) в нем поощряется, а правильное (несогласие) осуждается. Мы часто стесняемся сказать «нет», а за ответ «да» нас обычно хвалят. В итоге возникает так называемый парадокс успеха.

ФАЗА 1.-Точно поставленная цель помогает вам добиться успеха.

ФАЗА 2.-Успех делает вас специалистом в своем деле, «старым добрым [имярек]», к которому всегда можно обратиться. Так у вас появляется больше задач и возможностей.

ФАЗА 3.-Чем больше задач и возможностей требуют вашего внимания, тем больше усилий и времени приходится распределять между ними. Вы начинаете распыляться.

ФАЗА 4.-Вы отвлекаетесь от того, чему должны были уделять всё свое внимание. В итоге у вас больше нет четко поставленной цели, которая привела вас к успеху в первый раз.

Сущность эссенциализма

«В этой части книги рассказывается о трех характеристиках, без которых человек не способен мыслить как эссенциалист...

1.-Личный выбор. Первая характеристика – это способность любого индивида самостоятельно решать, как тратить свое время и энергию. Если человек не имеет выбора, нет смысла говорить о компромиссах.

2.-Наличие шума. Вторая характеристика – это осознание того, что почти всё вокруг нас представляет собой шум и только некоторые вещи имеют настоящее значение. Вот почему мы тратим время на то, чтобы их определить. Некоторые оказываются настолько важнее прочих, что усилия, которые мы тратим на их поиски, окупаются.

3.-Важность компромиссов. Никому не дано успеть всё, к чему он стремится, и получить всё, чего он хочет. Если бы это было не так, у нас не было бы необходимости оценивать доступные варианты выбора и отбрасывать какие-то из них. Признав важность компромиссов, мы перестаем задаваться вопросом: «Как мне это сделать?» – и спрашива- ем себя: «А что именно я хочу делать?» [14]

Иметь и быть

Если я — то, что я имею, и если то, что я имею потеряно, — кто же тогда я? [15]

Автор предисловия к книге Э.Фромм Иметь и быть профессор Павел Гуревич [16] писал «В психоанализе Э. Фромма проводится различие между принципом "быть" и принципом "обладать". Модус бытия имеет в качестве своих предпосылок независимость, свободу и критический ум. Его основная характерная черта активность человека, но не в смысле внешней занятости, а в смысле внутреннего подвижничества, продуктивного использования им своих человеческих потенций. Быть активным - значит дать проявиться своим способностям, таланту, всему богатству человеческих дарований, которыми, хотя и в разной степени, наделён, по мнению Э. Фромма, человек.

Быть - это значит обновляться, расти, изливаться, вырываться из стен своего изолированного "я", испытывать глубокий интерес, страстно стремиться к чему-то, отдавать. Э. Фромм подчеркивал, что обладание и бытие не есть некие отдельные качества человека. Они - два основных способа

существования, два разных вида самоориентации и ориентации в мире, две

[15] Э. Фромм - немецкий  социолог, философ, социальный психолог, психоаналитик. Из книги иметь или быть

[16] Гуревич П. А - советский и российский философ, культуролог и социолог, кандидат исторических наук

различных структуры характера, преобладание одной из которых определяет всё что человек думает, чувствует и делает. Те культуры, которые поощряют жажду наживы, а значит модус обладания, опираются на одни потенции человека; те же, которые благоприятствуют бытию и единению, опираются на другие. Позиция Фромма имеет немало сторонников, которых привлекают в ней романтичность и некоторая льстящая самолюбию надмирность. Однако в большинстве своем прагматично ориентированное человечество выверяет свое бытие ироничным вопросом: "Если вы такие умные, то почему вы такие бедные?" В современном обществе принято считать, что обладание как способ существования присуще природе человека, позволяет ему реализовать себя и, следовательно, практически неискоренимо. Истина состоит в том, что оба способа существования - и обладание, и бытие - суть потенциальные возможности человеческой природы, а может быть, и две стороны одной медали - человеческой жизни».

«…все большее число людей начинают осознавать, что:

- Неограниченное удовлетворение всех желаний не способствует благоденствию, оно не может быть путем к счастью или даже получению максимума удовольствия.

- Мечте о том, чтобы быть независимыми хозяевами собственных жизней, пришел конец, когда мы начали сознавать, что стали винтиками бюрократической машины и нашими мыслями, чувствами и вкусами манипулируют правительство, индустрия и находящиеся под их контролем средства массовой информации.

- Экономический прогресс коснулся лишь ограниченного числа богатых наций, пропасть между богатыми и бедными нациями все более и более увеличивается.

- Сам технический прогресс создал опасность для окружающей среды и угрозу ядерной войны, каждая из которых в отдельности - или обе вместе способны уничтожить всю цивилизацию и, возможно, вообще жизнь на Земле.

Приехав в Осло для получения Нобелевской премии мира за 1952 год, Альберт Швейцер призвал мир "отважиться взглянуть в лицо сложившемуся положению...

Человек превратился в сверхчеловека... Но сверхчеловек, наделенный сверхчеловеческой силой, еще не поднялся до уровня сверхчеловеческого разума.

Чем больше растет его мощь, тем беднее он становится... Наша совесть должна пробудиться от сознания того, что чем больше мы превращаемся в сверхлюдей, тем бесчеловечнее мы становимся". [17]

4. Примеры из мировой и современной литературы

4.1 Положительный опыт минимализма

Людское суетное мненье

Во имя благ земных

Небесной радостью пренебрегает [18]

Идейный вдохновитель Генри Дэвид Торо – американский писатель, мыслитель. Книга Уолден, или Жизнь в лесу Г. Д. Торо, написанная в 1854 году до сих пор не утратила своей актуальности. Она интересна тем, что автор не пускается в пустые разговоры, а на собственном примере показывает, что есть другой путь. Прожив более двух лет в лесу и поняв для себя место человека в этом мире, очищающее действие природы от грязи меркантильного мира Торо возвращается в общество. По сути, он не был отшельником, его двери в прямом смысле всегда были открыты для гостей. Это было необходимое одиночество и опыт для ищущего пытливого ума. Не ожидая одобрения и похвалы окружающих, двадцатисемилетний парень самостоятельно обеспечивает себя всем необходимым. Изучив не только окрестности леса, но и тайники своей души Торо пытается найти своё призвание. Подчиняясь высшим законам, занимаясь трудом и совершенствованием, будущий общественный деятель, писатель и натуралист понял, что готов к новой главе в своей жизни. Под влиянием одного из виднейших философов С.Ш.А 19 века, наставника и друга Р. У. Эмерсона Г.Н. Торо загорелся идеями единения с природой и критическим взглядом на общество потребления.

[18] Из трагедии английского драматурга Джорджа Чапмена (1559-1634)

«У дикарей каждая семья имеет кров, не хуже чем у других, удовлетворяющий простейшим потребностям. У птиц есть гнезда, у лисиц — норы, у дикарей — вигвамы, а современное цивилизованное общество, скажу не преувеличивая, обеспечивает кровом не более половины семей. В крупных городах, где цивилизация победила окончательно, число имеющих кров составляет очень малую долю. Остальные ежегодно платят за эту внешнюю оболочку, ставшую необходимой и зимой, и летом, такие деньги, на которые можно приобрести целый поселок индейских вигвамов, и из-за этого живут в нужде всю свою жизнь. Я не намерен особо доказывать невыгоды наемного жилья по сравнению с собственным, но очевидно, что дикарь имеет собственное жилище потому, что это дешево, а цивилизованный человек снимает квартиру обычно потому, что не может позволить себе собственной, да и наемная в конце концов оказывается ему не по карману. Да, могут ответить мне, зато за эту плату бедняк в цивилизованной стране получает жилище, которое по сравнению с хижиной дикаря может считаться дворцом. За ежегодную плату в размере от 25 до 100 долларов — таковы цены в сельских местностях — он пользуется всеми усовершенствованиями, достигнутыми в течение столетий: просторными комнатами, чисто окрашенными и оклеенными, румфордовскими печами, штукатуркой, жалюзи, медным насосом, пружинным замком, удобным погребом и многим другим. Но отчего же получается, что тот, кто якобы пользуется всеми этими благами, оказывается бедняком, а лишенный их дикарь, по своим понятиям — богат? Если утверждать, что цивилизация действительно улучшает условия жизни, — а я думаю, что это так, хотя истинными ее выгодами пользуются только мудрецы, — тогда надо доказать, что она улучшила и жилища, не повысив их стоимости; а стоимость вещи я измеряю количеством жизненных сил, которое надо отдать за нее — единовременно или постепенно. В наших местах дом стоит в среднем около восьмисот долларов, и, чтобы отложить такую сумму, рабочий должен затратить 10–15 лет жизни, даже если он не обременен семьей. За средний заработок я беру доллар в день, потому что, если некоторые получают больше, то другие получают меньше, — вот и выходит, что он тратит большую часть жизни, пока заработает себе на вигвам. А если он снимает его, то я не знаю, какое из зол меньше. Мудро ли поступит дикарь, если он на этих условиях сменит свой вигвам на дворец?

Можно догадаться, что я свожу почти всю выгоду от приобретенной впрок ненужной собственности к тому, что таким образом можно отложить деньги на похороны. Но, может быть, человек не обязан сам себя хоронить? Тем не менее это указывает на существенное отличие цивилизованного человека от дикаря; не сомневаюсь, что имелось в виду наше благо, когда жизнь цивилизованного народа стала системой, при которой жизнь отдельного человека в значительной степени растворена в общей цели: сохранении и совершенствовании всей расы. Я хочу только показать, какой ценой достигается сейчас это преимущество, и предложить устроить нашу жизнь так, чтобы сохранить все преимущества и устранить недостатки».

«Глядя на своих соседей — конкордских фермеров, живущих во всяком случае не хуже других слоев населения, — я вижу, что им приходится работать 20, 30 и 40 лет, чтобы действительно стать владельцами своих ферм, которые они или наследуют вместе с закладными, или покупают на деньги, взятые взаймы. Треть их труда идет на оплату дома, но обычно они так и не выплачивают всей суммы. Правда, долги иногда превышают стоимость самой фермы, так что она становится величайшим бременем, и все-таки на нее находится наследник, хотя он и говорит, что знает ей цену. Расспросив податных инспекторов, я с изумлением узнал, что они затрудняются назвать в городе дюжину людей, у которых ферма не была бы обременена долгами. Историю этих усадеб лучше всего узнавать в банке, где они заложены. Человек, сполна расплатившийся за ферму только собственным трудом на ней, — это такая редкость, что вам его сразу укажут. Таких едва ли наберется трое во всем Конкорде. Если о торговцах говорят, что огромное большинство их — 97 из 100 — наверняка разоряется, то это относится и к фермерам. Правда, банкротство торговца, как правильно заметил один из них, большей частью не является настоящим денежным крахом, а лишь попыткой уклониться от выполнения затруднительных обязательств, т. е. крахом моральным. Но ведь это только бесконечно ухудшает картину и к тому же наводит на мысль, что и остальные трое едва ли спасают свои души и что они терпят крах в худшем смысле, чем честные банкроты. Банкротство и отказ от обязательств — вот та доска, с которой наша цивилизация совершает большую часть своих прыжков, тогда как дикарь стоит на другой доске, совсем не упругой: это — голод». [19]

4.2 Критический взгляд на минимализм

Некоторые люди, не зная принципов минимализма, причин отказа от тех или иных вещей критикуют такой стиль. Минимализм – это вызов, протест, самовыражение других и угроза ценностям и образу мышления других. Движение минималистов критикует погоню за «американской мечтой», но не навязывает свои идеалы, а напоминает про право выбора. Специалисты утверждают что люди с востока и запада смотря на одно и тоже воспринимают это по-разному. Если акцент ставится на разные вещи, то это говорит о двойственности мира. Если житель востока эмигрирует на запад, то скорей всего его мышление перестроится в сторону индивидуальности. 94% респондентов из американских профессоров отнесли свои интеллектуальные способности «выше среднего». Опросы, проведённые в азиатских странах говорят об обратном. Японцы склонны недооценивать свои способности, им в голову не придёт чрезмерно кормить своё эго. Главное различие – это отношение к индивидуальному и коллективному. Гражданин восточного государства привык ставить интересы окружающих и коллектива выше своих собственных. Жители запада считаются приверженцами самодостаточности и независимости. Я думаю, что человек должен понять, что хочет именно он, быть в мире со своими принципами. Такой стиль жизни подойдёт не всем, но если вы действительно намерены что-то исправить, готовы к переменам - дерзайте, ищите ответы на важные вопросы.

Примером критического взгляда на минимализм приведу историю Криса Маккэндлесса, описанную в книге Джона Кракауэра, «В Диких условиях». Печальная попытка молодого человека жить и думать по-своему. Крис, четыре года проучившись в колледже и тайно ненавидя мир ложной стабильности, материальных благ и своих родителей. Алекс Супер бродяга (так он себя называл) готовил себя к главному событию в своей жизни. Начитавшись классической литературы (Л. Толстой, Д. Лондон, Г.Д. Торо) впечатлительный Маккэндлесс решил отказаться от богатой жизни ради испытания себя и утоления голода приключений. В 24 года в нём играл юношеский максимализм. Действовал решительно: все свои деньги перевёл на счёт благотворительной организации, оставшуюся наличность – сжёг и, имея скудную провизию, ушёл в глушь лесов Аляски, чтобы не вернуться. Если бы не несколько ошибок, Крис Маккэндлесс спокойно вернулся домой. Бунтарская личность не могла смериться с тем, что ему придётся жить в обществе, где говорят что делать, как думать и он выбрал побег.

Так описывает его один из многих повстречавшихся ему людей: «Хороший парнишка, ага, очень даже приятный … Правда, не любил, чтобы вокруг много народу было. Характер такой. Зла в нем не было, но вот комплексов, по-моему, выше крыши… понимаешь, о чем я? Книжки любил читать этого, что про Аляску писал, Джека Лондона. Общаться не особо любил. Бывало, надуется весь, не хочет, чтобы его беспокоили. Похоже было, что ищет чего-то в жизни парень, ищет-ищет, а чего ищет, и сам не знает. Я тоже такой когда-то был, да только уж потом сообразил, чего мне в жизни надо – денег! Ха-ха, эгей и опа-опа!»

«Но, как я говорил, все время про Аляску талдычил… ага, хотел туда поехать. Может, думал, там найдет, чего ищет. Хороший парень, ну, по крайней мере, казалось, что хороший. Только комплексов была у него куча. Беда прямо у него была с ними. Когда уезжал, вроде в районе Рождества это было, дал мне пятьдесят баксов и пачку сигарет за то, что я ему позволил тут пожить. Я еще подумал, как мило с его стороны, однако».

«Это правда, что многие творческие люди не умеют выстраивать зрелые личные взаимоотношения с другими, и по этой причине зачастую живут в почти полной изоляции. Также правда, что в некоторых случаях перенесенная в раннем возрасте психологическая травма в форме разлуки с родными или потери близких подталкивает потенциально креативного человека к развитию в себе тех аспектов личности, которые могут быть реализованы только в относительной изоляции. Но это не означает, что сам по себе одинокий творческий поиск является патологией…»

«Уклонение от внешних контактов – это реакция, сформировавшаяся для предотвращения поведенческой дезорганизации ребенка. Если перенести эту концепцию во взрослую жизнь, мы увидим, что ребенок с такой реакцией избегания вполне может превратиться в человека, основной потребностью которого является поиск какого-то смысла или схемы жизни, не полностью или даже не в первую очередь зависящих от межличностных отношений». [20]

4.3 Духовно мёртвые души Н.В. Гоголя

Наша классика, как зеркало души русского человека. Разберем ключевые персонажи поэмы, характеры и лица эпохи. Что окружает человека, его быт, привычки, действия - является внешним проявлением внутреннего мира. Коробочка не придается пустым грезам и мечтам, все её желания крутятся вокруг быта. Крепостные для неё – расходный материал. Цель Собакевича – вкусная еда и материальное обогащение. Гоголь наделил его внешность и манерами похожими на медведя. В его берлоге вся мебель напоминала хозяина. Максимальные духовные уродства мы видим в Плюшкине. К такому хозяину не то что в гости не придут, но и деревню будут объезжать стороной. Крепостные, живя в грязи и нищете, дохли как мухи и при этом были для своего барина ворами и лентяями. Характеристика печального имения Плюшкина. « Зеленая плесень уже покрыла ветхое дерево на ограде и воротах. Толпа строений: людских, амбаров, погребов, видимо ветшавших, — наполняла двор; возле них направо и налево видны были ворота в другие дворы. Все говорило, что здесь когда-то хозяйство текло в обширном размере, и все глядело ныне пасмурно. Ничего не заметно было оживляющего картину: ни отворявшихся дверей, ни выходивших откуда-нибудь людей, никаких живых хлопот и забот дома!» [21]

Павел Чичиков – главный персонаж, на котором держится всё повествование. Маленький Павлик выросший в бедности помнил заветы отца учись, лебези перед начальством и самое главное копить копейку. Без покровительства, помощи Чичиков упрямо идёт к своему благополучию. Обман, кражи, увёртки – всё идёт в ход. Он как хамелеон подстраивается под ситуации и людей для своих целей и выгод. При каждой встречи с очередной жертвой своего коварного плана он подобно хорошему актёру, играет роль. В тайниках его души, как в ларчике хранились пороки. Любитель приключений по натуре Чичиков остался без должности и без капитала, но не отчаялся. Движимый жадностью и желанием лучшей жизни в его голове созрел план скупки мёртвых душ. Как это часто бывает, хотел по лёгкому сделать деньги.

Со школьной парты нам известно, что Гоголь сжёг почти законченный второй том Мёртвых душ. Гению русской литературы, скорей всего по незнанию, было суждено бросить в огонь почти 10 лет трудов. В то время он болел и через 9 дней после этого умер. По уцелевшим рукописям и черновикам часть второго тома восстановили. «Сама повесть изначально была задумана Гоголем как трилогия. В первом томе авантюрист Чичиков, путешествуя по России, сталкивался исключительно с человеческими пороками, во второй же части судьба сводила главного героя с некоторыми положительными персонажами. В так и не написанном третьем томе Чичикову предстояло пройти через ссылку в Сибири и, наконец, встать на путь нравственного очищения». [22] Жаль, что потомки так и не узнают, как прошёл Чичиков свой тернистый путь от накопительства и мелочности к новой жизни.

[22] Журнал АиФ. О чём был второй том «Мёртвых душ» и почему Гоголь его сжёг? 2015

Заключение

Я считаю что можно до хрипоты кричать о изменении мира и искать виноватых, но человек это и есть целый мир в миниатюре. Чем он наполнен? Опьяняющее счастье, безграничная свобода, неограниченное производство – вот ради чего не жалея себя трудятся миллионы. Имя всему этому – прогресс. Страх жить по новому, по-другому может закончиться неудачей, поэтому он осознанно или неосознанно не делается. Этот страх питает безволие, лень. Человек перестаёт быть хозяином своей судьбы. Никто не знает, что будет завтра, может его совсем не будет, но вера в себя, Бога, не важно, придаст силы двигаться и создавать. По моему мнению для того чтобы решить проблему её нужно сначала признать и проявив энтузиазм переделать в задачу. Концентрировать внимание не на негативе, а на новых жизненных вопросах и вызовах. Люди, желающие что-то исправить в своей жизни, начинают читать статьи, книги, ходить на семинары по самоорганизации и саморазвитию, могут потратить очень много времени и сил, но остаться жить в хаосе. Как сказал Стивен Кови «Ели лестница приставлена не к той стене, то сколько бы ступенек вы неодолели, все равно придете не туда» Иными словами если вы ищите не там, то вряд ли найдёте. Все ответы находятся внутри, нужно только научится чувствовать и различать свои желания от чужих. Судьба тихо шепчет правильный выбор, но в суете и шуме городской жизни человек не знает какой дорогой идти. Неправильное воспитание, детские комплексы строят непреодолимые преграды между всем тленным и мечтой в правильно организованном мире. Многие не знают, как и зачем жить и тыкаются в новые или хорошо забытые старые методики как слепые котята. Хочется спросить у диванных политологов и экономистов – « зачем вам всё это?» Навести порядок, в стране, мире, «каждому по заслугам» … да вы в своей жизни не можете разобраться. Пусть рая и мира в мире нет, но кто мешает отдельно взятому человеку измениться в лучшую сторону, повлиять на людей вокруг. Успеть, больше построить, чем разрушить, не в ущерб других, начать с себя, двигаться и не сдаваться – вот ради чего стоит жить. Не забывайте, что именно способность выбирать делает нас людьми. Если не очевидно, что это «да», то очевидно, что это «нет». Живите, работайте - играя. Игра уменьшает последствия стресса, который блокирует творческие способности. Если не научитесь выделять главный приоритет своей жизни, то за вас это сделает кто-то другой (начальник, коллега, член семьи). Чем меньше человек знает, тем им легче управлять. Стремитесь приумножать знания, а не вещи. Люди несчастны от того что пытаются найти счастье снаружи и забывают про внутренний мир. Для потребления товаров люди сами становятся товаром, бездушной копией копий. Человек приходит устраиваться на работу, и все вопросы сводятся к тому, сколько на нём можно заработать. Цель – это средства. Ценится умение продавать себя. Претенденту на вакантное место говорят «сделай так, чтобы я захотел купить это». Нет продаж – нет денег. Деньги, как главный показатель успеха, в современном мире. Где вы видели рекламу на улицах города – развивайся, совершенствуйся. Что мотивирует вас, если Coca-cola – символ праздника, а футбол нельзя представить без пива. Маркетологи прошлого воздействовали на родителей, сейчас же сразу на детей. Взрослые заняты зарабатыванием, а дети, ещё не умея говорить, интуитивно могут пользоваться гаджетом. Покупка товаров онлайн, заказ еды домой – «расслабься и получай удовольствие». Да правила игры устанавливают меньшинство ради управления большинством. Бедные видят только одну сторону монеты, не зная какую цену, платят за успех. Богачи сравнивают у кого длиннее яхты и больше дома. Но главное - осознанность выбора. Правом выбора обладает каждый, но ответственность на себя берут не все. Можно обмануть всех искусственно созданным статусом, но кого вы видите в отражении?

Список использованных источников

Книги в библиографии:

2. Д.Ф Мильберн и Р. Никодемус / Минимализм. Важнейшее эссе. Mins Publishing. 2011. – 15с.

3. Ахремко В.А./Стили интерьера в дизайне типовых квартир. Эксмо. 2014. - 48-49 с.

4. Литрис Айсмен / Дао цвета. Эксмо. 2008. - 141, 144, 124-125, 129, 132. 

6. Браиловская Л. В / Дизайн интерьера в восточном стиле: Япония, Китай, Индия, Египет. Феникс. 2004 . 246, 248, 261. 263-264 с.

9. А. Прасол / ЯПОНИЯ. ЛИКИ ВРЕМЕНИ. Менталитет и традиции в современном интерьере. Наталис. 2008. - 69-72, 184 с.

11. Мари Кондо / Магическая уборка. Японское искусство наведения порядка дома и в жизни. «Издательство «Э». 2015. - 47, 65 с.

12. Доминик Лоро / Искусство жить просто: Как избавиться от лишнего и обогатить свою жизнь. Альпина Паблишер 2014. - 5, 71 c

13. Джулия Моргенстерн / Самоорганизация по принципу "изнутри наружу" Добрая книга. 2006. - 76-77 c.

14. Г.Маккеон / Эссенциализм. Путь к простоте. МИФ 2015. - 13-14, 26-27 с.

17. Фром Э. / Иметь и быть. АСТ 2016. - 19-20, 25- 26 c.

19. Г. Д. Торо / Уолден, или Жизнь в лесу. М.: "Наука", 1979. - 47-49, 50-52 с.

20. Джон Кракауэр / В диких условиях. Эксмо. 2015. – 82, 123 с.

21. Н.В Гоголь/ Мертвые души. Москва, Художественная литература. 1976. - 107 с.

Постраничная сноска:

1. Ч. Палланик / Бойцовский клуб/ АСТ. 2002.

5. Далай-лама 14-ый (духовный лидер буддистов)

7. А.Н. Мещеряков / Книга японских обыкновений. Наталис. 1999. 357 с.

8. Сэй – Сенагон / Записки у изголовья. Эксмо 2010. – 376 с.

10. Библия, Новый Завет Первое послание св. Ап. Павла к Коринфянам 6:12

15. Э. Фромм - немецкий  социолог, философ, социальный психолог, психоаналитик. Из книги иметь или быть.

16. Гуревич П. А - Советский и российский философ, культуролог и социолог, кандидат исторических наук.

18. Из трагедии английского драматурга Джорджа Чапмена (1559-1634) "Цезарь и Помпей". V, 2.

22. Журнал АиФ. О чём был второй том «Мёртвых душ» и почему Гоголь его сжёг? 2015.

Электронный адрес:

23. http://ec-dejavu.ru/i/Istina-2.html

Приложение

В приложении хочу привести небольшой отрывок из «Государство» Платона - «Миф о пещере», написанный больше полторы тысячелетия назад. В форме аллегории показано, что вещи не такие как кажутся на первый взгляд.

«Постарайся представить себе вот что: люди содержатся под землей в своеобразном жилище наподобие пещеры. Вверх, к дневному свету, тянется длинный вход, к которому собирается все это углубление. Прикованные за ноги и за шею, люди в этом жилище пребывают с детства. Потому-то и застыли они на одном месте, так что остается им лишь одно: смотреть на то, что оказывается у них перед глазами. И голову даже повернуть, прикованные, они не в состоянии. Один проблеск света, правда, доходит до них — это отблески огня, который пылает высоко и далеко (тоже, конечно, у них за спиной). Между огнем и узниками (также у них за спиной) вверху проходит дорога, вдоль которой — представь и это себе — построена низкая стена, подобно тем загородкам, которыми скоморохи отгораживаются от людей, чтобы через них издали показывать свои штучки.

         — Я вижу это,— сказал он. 

        Теперь сообразно этому представь, что ты видишь, как вдоль этой стенки люди проносят всяческую утварь, которая выступает над стенкой: статуи, а также другие каменные и деревянные изображения чаще человеческие.

        И поскольку ничего другого не приходится ждать, некоторые из проносящих вверху эту утварь беседуют, другие проходят молча.

        — Странную картину изобразил ты здесь, и странных узников,— сказал он.

       Но они совсем похожи на нас, людей,— возразил я,— А что ты думаешь? Такого рода люди с самого начала, будь то от самих себя, будь то друг от друга, ничего другого в глаза не видели, кроме теней, которые (постоянно) сияние очага отбрасывает на возвышающуюся над ними стену пещеры.

        — А как же иначе должно быть,— сказал он,— если они принуждены держать голову неподвижно, и так всю свою жизнь? Что же видят они от проносимых (за их спиной) вещей? Разве не всего лишь это (т. е. тени) ?

        — Действительно.

        Далее, если бы они были в состоянии заговорить друг с другом и обсудить увиденное,— не уверен ли ты, что они стали бы то, что сами они видят, почитать за сущее?

         — Они были бы к этому принуждены.

       А как же дальше,— если бы в этой темнице было еще и эхо от возвышающейся перед ними стены, на которую только и смотрели они постоянно? Всякий раз, когда один из тех, что проходили за узниками (и проносили вещи), позволял бы себе что-то произнести,— не уверен ли ты, пожалуй, что они не что иное приняли бы за говорящее, как вереницей тянущиеся перед ними тени?

         — Ничто иное, клянусь Зевсом,— сказал он.

        И уже, разумеется,— продолжал я,— не что иное, как тени от всяческой утвари, эти узники стали бы почитать тогда за несокрытое.

        — Это было бы совершенно неизбежно,— сказал он.

        Итак, вслед за этим,— продолжал я,— представь себе такое происшествие: будто бы узники освободились от оков и тем самым враз исцелились от этого неразумения,— подумай, какого же рода должно быть это неразумение, если случилось бы с узниками следующее. Коль скоро один кто-то, раскованный, был бы принужден внезапно подняться, поворачивать шею, тронуться с места и взглянуть против света, (то) это (каждый раз) причиняло бы ему боль и он был бы не в состоянии посмотреть на какую-либо вещь из-за этого сверкания, ибо до сих пор он видел тени. (Если бы все это с ним произошло), что, по-твоему, сказал бы он, когда кто-то открыл бы ему, что до сих пор он видел (лишь) недействительные вещи, теперь же он ближе подходит к сущему и, следовательно, он обращается уже к более сущему, а поэтому более правильно смотрит? И если бы кто-то также показал ему (тогда) каждую из проносимых мимо вещей и принудил бы его ответить на вопрос, что это такое,— то не уверен ли ты, что он ничего не знал и не ведал бы и, более того, он счел бы, что прежде (собственными глазами) виденное было несокрытее, чем теперь (кем-то другим ему) показанное?

          — Непременно, разумеется,— сказал он.

         И когда кто-то принудил бы его смотреть на сияние огня,. разве не было бы больно его глазам и не предпочел бы он отвернуться и прибегнуть (обратно) к тому, смотреть на что было в его силах,— и не решил бы он поэтому, что то (ему уже во всяком случае видимое) на самом деле яснее, чем то, что ему показывают теперь.

        — Это так,— сказал он.

        Но если бы теперь,— продолжал я,— его (освобожденного от оков) кто-то силой уволок бы прочь оттуда через тернистый в крутой выход пещеры, не отпуская от себя, пока не выволок бы его на свет солнца,—то не испытал бы этот, таким образом выволоченный человек, боль и возмущение при этом? Блеск переполнил бы его глаза и, попав на свет солнца, неужели он был бы в состоянии увидеть хоть что-то из того, что теперь открывается ему как несокрытое?

         — Никоим образом он не был бы в состоянии сделать это,— сказал он,— по крайней мере не вдруг.

         Очевидно, я полагаю, понадобилась бы какая-то привычка, чтобы, раз уже пришлось ему туда выбраться, научиться охватывать глазами то, что стоит наверху (вне пещеры в свете солнца) . И (вживаясь таким образом) он прежде всего смог бы смотреть на тончайшие тени, а затем на отраженный в воде облик человека и прочих вещей; впоследствии же он стал бы тогда сами эти вещи (сущее вместо ослабленного отражения) воспринимать взором. А от круга этих вещей он, пожалуй, осмелился бы поднять взор на то, что расположено на своде небес и на самый этот свод, причем поначалу ему легче было бы смотреть ночью на свет звезд и луны, нежели днем на солнце и его сияние.

         — Разумеется. 

         А в конце концов, я уверен, он почувствовал бы способность взглянуть на самое солнце, а не только на его отражение в воде или в чем-то еще, где оно могло бы вспыхнуть,— нет, на самое солнце, как оно есть, само по себе, на свойственном ему месте,. чтобы разглядеть, каковы его свойства.

        — Это непременно произошло бы,— сказал он.

        И затем, оставив все это позади, он смог бы уже заключить о нем (о солнце), что это именно оно и обеспечивает времена года и распоряжается целым годом, да и всем, что есть в этой (теперь) видимой области (солнечного света), и даже что оно (солнце) есть также причина всего того, что те (кто пребывает в пещере) известным образом имеют перед собой.

       — Очевидно,— сказал он,— что тот добрался бы и. до этого (до солнца и того, что стоит в его свете), после того как он превзошел бы то (что есть лишь отражение или тень).

       Так что же? Вспоминая о первом жилище, о там задававшем меру «знании» и о заключенных тогда вместе с ним людях, разве не стал бы он, по-твоему, почитать себя счастливым благодаря (происшедшей) перемене, а 'о тех же, напротив, сожалеть? 

         — Очень даже.

         Хорошо; а если бы (у людей) на прежнем местопребывании (т. е. в пещере) были учреждены известные почести и похвальные речи для того, кто острее всех воспринимает проходящее (что случается ежедневно) зрительно, а затем лучше всех запоминает, что обычно проносится раньше другого, а что одновременно, и поэтому способен предсказывать, что может появиться в ближайшем будущем,— не думаешь ли ты, что он (вышедший из пещеры) ощутил бы потребность (именно теперь) вступить в соревнование с теми (в пещере), кто у них состоит в почете и в силе,— или же он предпочтет принять скорее на свой счет то, что сказано у Гомера: «Живя у земли (на поверхности), чужому, несостоятельному мужу служить за поденную плату»,— и, вообще, не захочет ли он скорее вытерпеть что угодно, нежели толкаться в том (для пещеры значительном) почете и быть человеком по тому способу? 

       — Я уверен,— сказал он,— все что угодно он стал бы терпеливо переносить скорее, чем быть человеком по тому (для пещеры соответствующему) способу.

         А теперь поразмысли также и над этим,— продолжал я.— Если такого рода вышедший из пещеры человек спустится обратно и усядется на то же самое место,— то, как только он придет от солнца, не заполнятся ли глаза его мраком?

          — Безусловно, и даже очень,— сказал он.

          Если же теперь он снова будет должен вместе с постоянно прикованными там людьми заниматься составлением и утверждением воззрений на тени, то, пока глаза его еще слабы и прежде чем он приспособит их снова, на что потребуется немалое время определенного вживания, не заслужит ли он тогда там, внизу, насмешек и не дадут ли ему понять, что он совершал восхождение лишь для того, чтобы вернуться (в пещеру) с испорченными глазами, и что поэтому вовсе не стоит предпринимать пути наверх? И не станут ли они каждого, кто приложит руку к их освобождению от оков и выведению наверх,— если только им представится возможность захватить и убить его,— действительно убивать?

— Наверное,— сказал он». [23]