Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Колористической, цветовой и тональной группы живописного произведения Лебедев Владимир Васильевич (1891-1967) «Портрет Н.С.Надеждиной»

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Тема моей курсовой работы «Колористической, цветовой и тональной группы живописного произведения Лебедев Владимир Васильевич (1891-1967) «Портрет Н.С.Надеждиной.».

Объект исследования - описание репродукции картины Лебедев Владимир Васильевич (1891-1967) «Портрет Н.С.Надеждиной.».

Предмет исследования - анализ колористической, цветовой и тональной организации живописного произведения Лебедев Владимир Васильевич «Портрет Н.С.Надеждиной.».

Научная и информационная база проделанной работы. Информационной базой для выполнения курсовой работы является литература по выбранной теме исследования и электронные ресурсы.

Выбирая тему для курсовой работы, меня сильно заинтересовала картина Лебедева Владимира Васильевича «Портрет Н.С.Надеждиной.». Я выбрал эту картину потому, как она показалась мне достаточно загадочной и интригующе. Благодаря этому я увеличу количество полезной для меня информации, которая позволит мне улучшить свои художественные навыки в сфере изобразительного искусства.

ГЛАВА 1. ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК КАРТИНЫ

1.1 Краткий анализ творчества Лебедева Владимира Васильевича в контексте эпохи

Родился в Петербурге в семье механика. Окончил Петровское коммерческое училище. Первоначальное художественное образование получил в частной студии А. И. Титова (1909) и мастерской батальной живописи Ф. А. Рубо (1910—1911). В 1912—1914 годах учился в частной художественной школе М. Д. Бернштейна. С 1910 года — участник выставок.

В 1918—1921 годах преподавал в Петроградских государственных свободных художественно-учебных мастерских. Состоял в обществах «Союз молодёжи» (с 1913 года), «Объединение новых течений в искусстве» (в 1922—1923 годах), «Четыре искусства» (с 1928 года); принимал участие в их выставках.

В 1917—1918 годах работал как политический карикатурист, сотрудничал с сатирическими журналами «Сатирикон» и «Новый Сатирикон»; создал множество политических карикатур. В 1918—1921 годах — профессор ВХУТЕМАСа в Петрограде[4]. В 1919—1920 годах вместе с В. И. Козлинским работал над серией плакатов «Петроградские окна РОСТА» для Российского Телеграфного Агентства. Создал новый стиль агитационного плаката, предназначенного для размещения на заводах, в клубах, в витринах магазинов и на агитационных пароходах.

На протяжении всей жизни работал как художник детской книги. Работа в издательстве и работа над книгой не помешали В. В. Лебедеву осуществить себя в живописи и создать ряд выдающихся живописных работ. Работал в книжной графике с 1918 по 1967 год.

Первые книги с его рисунками вышли в издательстве «Радуга».

Детская книга

Образцом художественной формы новой детской книги критики считают литографированные книги русских футуристов 1910-х годов. Авторы этих книг отказались от типографского набора и применили литографскую технику, общую для текста и иллюстраций. Русская литографированная книга — уникальное явление в книжном искусстве XX века, не имеющее аналогов на Западе. Художники — Н. С. Гончарова, О. В. Розанова — опирались в своих литографированных книгах на традицию древнерусских рукописных книг и на народный вид графики лубок.

Детские литографированные книги выпускала в Петрограде в 1918—1919 годах книгопечатная артель «Сегодня»., с которой сотрудничали художники В. М. Ермолаева и Н. Ф. Лапшин.

Значительная роль в создании детской книги 1920-х годов принадлежит частному издательству «Радуга», возглавляемому известным в своё время журналистом Л. М. Клячко. Он привлёк в издательство поэтов К. И. Чуковского и С. Я. Маршака, не писавшего до этого стихов для детей. С издательством «Радуга» сотрудничали, в основном, художники, близкие кругу Мира искусства: Н. Кузьмин, М. Добужинский, В. Конашевич, Е. Кругликова, М. Цехановский.

Именно в издательстве «Радуга» вышла первая «новая» книга — «Слонёнок» Р. Киплинга, переведённый К. Чуковским с иллюстрациями В. В. Лебедева. Эта скромная книга была высоко оценена Н. Н. Пуниным.

В 1924 году в Петрограде, в издательстве Госиздат был создан Детский отдел. Он разместился в доме компании «Зингер» на Невском пр., д. 28 Детский отдел возглавили два редактора, литературный и художественный: С. Я. Маршак и В. В. Лебедев. Вдвоём они поставили перед собой целью создание принципиально новой детской художественной книги. За годы их работы в издательстве появилось новая детская книга, имеющая совершенно другую форму и другое назначение, чем детская книга XIX века. В сентябре 1933 года на базе этого отдела и детского сектора издательства Молодая гвардия было создано издательство ДЕТГИЗ, (Детское Государственное Издательство); его редакторами также стали С. Я. Маршак и В. В. Лебедев.

С. Я. Маршак привлёк к сотрудничеству в новом издательстве таких писателей и поэтов, как Александр Введенский, Николай Олейников, Корней Чуковский, Евгений Шварц, Виталий Бианки, Елена Данько-Олексанко, Николай Тихонов, Ольга Берггольц и Вениамин Каверин.

Особой заслугой писателей и художников было также создание нового литературного жанра — «познавательных» книг для детей.

Художники детской книги

Уникальной особенностью эпохи конца 1920—30-х годов было то, что многие художники русского авангарда в это время искали возможности зарабатывать вне своей основной, живописной работы, и охотно шли в издательство работать с Лебедевым. Все без исключения замечательные мастера книги были крупными живописцами или графиками, которые сумели внести достижения своей собственной живописи и рисунка в русло книжной специфики.

Как редактор и как художник, Лебедев внёс огромный вклад в разработку художественной конструкции детской книги, в композиционные и изобразительные приёмы и средства, и поддержал совершенно новое отношение к самому содержанию детской книги. В число наиболее известных книг, проиллюстрированных В. Лебедевым, входят, прежде всего, книги написанные поэтом Самуилом Маршаком: «Цирк», «Мороженое», «Сказка о глупом мышонке», «Усатый полосатый», «Разноцветная книга», «Двенадцать месяцев», «Багаж».

Единственное условие, которое ставил Лебедев-редактор, — это то, чтобы книга была единым, цельным и конструктивно решённым организмом. «Сейчас над книгой работают все художники, способные работать в книге, то есть создавать чёткие и убедительные образы», — утверждал Лебедев.

Вокруг Лебедева объединялись художники не просто разные, но даже противоположные, порой не имеющие между собой ничего общего. У Лебедева работали, помимо тех, кто разделял его собственные принципы конструктивной графики, также и художники школы П. Н. Филонова, художники, учившиеся у К. С. Малевича, художники «свободного рисунка», группировавшиеся вокруг Петра Соколова. В Детгизе над иллюстрациями трудились Владимир Татлин, Александр Самохвалов, Эдуард Будогоский, Генрих Левин, Николай Радлов, Виктор Замирайло, Эдуард Криммер, Елена Сафонова, Алиса Порет, Татьяна Глебова, Павел Кондратьев, Константин Рудаков и Миней Кукс, Владимир Тамби, Павел Басманов, Юрий Сырнев.

Из художников прежнего круга, близким к «Миру искусства» в его исторической эволюции, Лебедев сотрудничал с Владимиром Конашевичем и Дмитрием Митрохиным.

Веру Ермолаеву, Николая Лапшина и Николая Тырсу Лебедев считал своими соратниками.

1.2 Анализ репродукции картины. Техника работы, использование красок и кистей

В конце 1920-х гг. он вернулся к живописи, сделав серию полуэкспериментальных "Натюрмортов с гитарой" и небольшую серию натюрмортов "Фрукты в корзине". Позднее, после иронической серии "Девушки с букетом" (1933), он написал ряд отличных женских портретов - Т. В. Шишмаревой (1934), С. Д. Лебедевой (1936), К. Георгиевской (1937), Н.С.Надеждиной (1927) в которых, двигаясь от холодной рационалистичности своих прежних работ к чувственному началу, своеобразно возрождал многие приемы импрессионистической живописи.

Техника работы, использование красок и кистей автором.

Владимир Васильевич использовал масляные краски, того времени. Основными кистями были колонковые плоские, кисти из белки и соболя. Отличие этих кистей в том, что они были все мягкие и помогали создавать именно такие шедевральные работы, как в прошлом столетии. Исходя из мазков на данном натюрморте, можно предположить, что Лебедев также использовал мастихины.

Вывод по главе 1: Этот портрет Лебедева является одним из лучших его работ

С 1920 по 1930 годы. Портрет Н.С.Надеждиной на первый взгляд совсем обычен и не примечателен но если всмотреться и задуматься, можно увидеть некую загадочность в этой картине и то как Владимир Васильевич изображает эту загадочность заставляет себя обратить внимание на эту картину. Отличная гармония цвета, четкие цветовые контрасты предают ей свой особый шарм. Владимир Васильевич неоспоримо внес свой вклад в развитие русской живописи. Его картины, также как и многие другие произведения художников помогли зародится многим другим новым течениям русской живописи.

ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ОРИГИНАЛА КАРТИНЫ

2.1 Общий колорит

Обычно, под колоритом принято подразумевать некую систему цветов, а также их сочетаний и взаимоотношений по всему произведению искусства или, непосредственно, дизайна, которые, в свою очередь, образуют эстетическое единство и выражает, тем самым, какое-либо чувство или же мысль, а также состояние природы или человека. Об общем колорите всего произведения можно полноценно рассуждать лишь в том случае, если выполнены следующие условия:

- одинаковая степень смешанности или чистоты цветов произведения

-обобщающий налет какого-либо цвета

- «световая вуаль», то есть когда все цвета одинаково насыщены.

Для общего характера колорита важно преобладание холодных или теплых тонов. Теплыми называются такие тона, которые близки к желтому, красному. Они будто согревают, радуют глаз, в то время как тона, близкие к синему или зеленому, успокаивают живописную поверхность, нейтрализуя её.

  1. Цвет и художественный образ.

Данное эстетическое единство создается удивительно мягким и в то же время чем-то даже бодрым сочетанием светло-молочных, нежно-фисташковых, лавандово-голубых, темно-зеленых, нежно-розовый и тускло-малиновый.

Теней на картине не изображено но зато сама девушка, её образ и одежда очень сильно акцентируют внимание на себе да и всем своим видом она придаёт еще больше живописности этой картине.

В целом натюрморт написан в холодных сдержанных тонах, его основной колорит не броский и не вызывающий. Благодаря текстуре мазков, создается впечатление того, что натюрморт будто сделан из мутного стекла.

В этом художественном произведении можно выделить пять основных и главных цветов. (рис. 2.1)

C:\Users\рпрп\Downloads\5_tsvetov.png

2.1. Основные цвета картины.

2.2 Композиционный анализ.

Композиция художественного произведения играет одну из важнейших ролей в восприятии картины. Все объекты на полотне взаимосвязаны, что может означать единое целое – это то что мы воспринимаем и понимаем.

Истинные шедевры изобразительного искусства создаются на основе точных знаний художника. Многими веками творцы искали наиболее выразительные композиционные схемы, в результате мы можем говорить о том, что наиболее важные по сюжету элементы изображения размещаются не

хаотично, а образуют простые геометрические фигуры (треугольник, пирамиду, круг, овал, квадрат, прямоугольник и т. п.).

Анализ композиции картины

В данном произведении Лебедева композиция статична, то есть она не имеет динамики и движения, все предметы в пространстве расположены четко и организовано.

Все объекты можно вписать в прямоугольник.

Надеждина Н.С.

Рисунок 2.2. Схема композиции

В данной картине прослеживается статичность, она использована здесь для передачи покоя, гармонии, и для того, чтобы подчеркнуть красоту столь

простых на первый взгляд вещей передать некий шарм, который прекрасно сочетается со спокойной, даже немного домашней обстановкой.

Перспектива данного натюрморта – воздушная. Она включает в себя следующие особенности и характеризуется тем, что глубина, кажется светлее, чем передний план.

Передний план проработан детально, пускай и не до мелочей, в то время как фон постановки будто размыт, в нем мелькают разные оттенки и нечеткие очертания пространства, в котором находится данный портрет.

2.3 Анализ колористических решений

Значение света на картине: Количество света имеет значение, особенно в так называемой тональной живописи, где предметы и объекты объёмно написаны, и их форма в пространстве выглядит традиционно реалистично.

Сама женщина выглядит на картине в светлых тонах но вот её фон и элементы одежды слегка затемняют её.

Единицей цветового построения является изображение соотношения цвета реального предмета с действительным. В этой картине четко просматривается цветовая гармония (плавный и равномерный переход одного цвета к другому и полное их сочетание друг с другом). В этом художественном произведении присутствуют комбинации основных цветов цветового круга Иттена, также заметна комбинация сложных цветов, для получения более реальных оттенков и тонов.

В картине заметны типы контрастных и дополнительных взаимоотношений между цветами, более всего они заметны в изображении реальных, близких по отношению к друг другу объектах.

В этой картине явно заметен контраст теплого и холодного, он передает ощущение удаленности изображение, что свидетельствует о нахождении перспективы в данной картине, так же можно предполагать, что присутствие холодно-теплого контраста дает ощущение определенной легкой, воздушной композиции, можно утверждать что именно на акцентах тепло-холодности контрастов, усилен эффект реалистичного изображения.

2.4 Цветовая и тональная организация

C:\Users\рпрп\Downloads\5_tsvetov.png

Так как тема моей курсовой работы-это цветовая и тональная организация картины то первым делом я опишу основные цвета данного художественного произведения, я выделил 5 основных цветов.

Самым вызывающим в этой картине является шляпа женщины.

На втором месте что бросается в глаза это её губы ярко выраженные красным-тёплыми оттенками.

После чего мы уже обращаем внимание на платье, так как её шарф почти не заметен и чуть ли не сливается с её телом.

Фон сзади выражен в более тёмных тонах за счёт чего женщина выделяется.

Вывод по главе 2: Подводя итоги по второй главе можно выделить некоторые характеристики цветовой и тональной организации: Итак. В этом художественном произведении объекты соединяются цветом, который гармонирует с цветом другого объекта

Из-за точной передачи цвета художником, композиция как бы задействует внешние связи, поэтому картина кажется реальной, художественные функции написания данной картины соблюдены гармонично друг другу.

ГЛАВА 3. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ КОПИИ КАРТИНЫ

3-4 страницы

Вывод по главе 3:

C:\Users\рпрп\Downloads\5_tsvetov.png

Основные цвета и колорит картины.

Репродукция картины «Портрет Н.С.Надеждиной.».

https://sun9-24.userapi.com/impg/3c8Yt7AVCsjuAdMq340aAxGb4PI5lGPqCQMFow/HXDWnMxFY-c.jpg?size=1133x1599&quality=96&proxy=1&sign=2f04f536561aa0de8f36bf497f7dddca&type=album

Выполненная копия картины «Портрет Н.С.Надеждиной.».

https://sun9-34.userapi.com/impg/1-cte29AfFJgOF-5h_NRnfmkrMBh3zlStKEaWA/-5PczuBnKUE.jpg?size=1134x1600&quality=96&proxy=1&sign=7a02d77feed1b367a2cecd390855e55b&type=album

1.Начало выполнения копии картины

Список использованных источников

Основная литература

1. Art spb – То же [Электронный ресурс]. – URL:https://www.art-spb.ru/

2. Википедия – То же [Электронный ресурс]. – https://ru.wikipedia.org/

3. Смекалов, И. В. Изучение классических произведений живописи дизайнерами: учебно-методическое пособие. / И. В., Смекалов, С. Г.Шлеюк; Оренбургский гос. ун-т – Оренбург: ОГУ, 2014. – 97 с. – То же [Электронный ресурс]. – URL:http://biblioclub.ru.