Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Классификация шрифтов

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Одним из залогов успеха дизайнера является правильное использование шрифтов. Шрифт - это то, над чем работают сотни людей годами, это то, что создавалось и оттёсывалось в течение многих тысячелетий. Это одна из самых важных деталей во многих сферах, задачей которых является донести какую-либо информацию для человека. Умение работать со шрифтом для дизайнера является одной из важнейших задач, поскольку шрифт является неотъемлемой частью дизайна рекламы, полиграфии, книжной графики и так далее. Поэтому данная тема так актуальна.

Мы поглощаем огромное количество информации через телевидение, подключённый к сети компьютер, печатную продукцию, то есть газеты, журналы, книги, да и просто находясь на улице, созерцая вывески, рекламу, указатели. Всё это в своей целостности и совокупности сейчас, как правило, называется типографикой.

Шрифт — это система визуального отображения информации при помощи условных символов, состоит из комплекса строчных и прописных литер (букв), цифр, знаков препинания, спецзнаков, символов, необходимых для воспроизведения какого-либо алфавита, независимо от техники его исполнения он представляет собой упорядоченную графическую форму определенной системы письма. Иными словами, шрифтом называется графическая форма определенной системы письма.

Тема курсовой работы актуальна, поскольку шрифт необходим людям для передачи информации в письменном виде во времени и пространстве, а так же вместе с теорией и практикой шрифта связаны области человеческой культуры, как искусство, литература и наука. При этом человек не только воспринимает информацию и оценивает е содержание, а стремится к оценке формы графики, что закрепилось в таких выражениях, как «красивый почерк», «каллиграфия», «искусство шрифта», «высокая шрифтовая культура» и т.д. Из этого следует то, что человек предъявляет форме букв такие функциональные требования, как структурирование, читаемость, простота восприятия, долговечность, придает важное значение и художественному аспекту графики буквы, слова, предложения, текста. Поэтому шрифт живет иногда десятки и сотни лет, развиваясь самостоятельно и вместе со всем искусством своего времени.

Данная тема о шрифтах занимает развивающуюся и актуальную ступень в нашем время это основано, определяя значение современного шрифта, тут можно отметить, что шрифт функционирует не только в традициональных, но и стал незаменимым средством в новых, быстро развивающихся, таких как реклама, фирменный стиль, вычислительная техника и др. Так же шрифт стремительно увеличил и продолжает увеличивать свою значимость, как искусство , когда применяется во всех видах печати, оформлении декоративно-архитектурных пространств и, как теперь говорят, в эмоционально-эстетической среде. Все грамотные люди используют шрифт как инструмент для визуальной передачи или восприятия информации. Однако мало кто задумывается над тем, сколько труда вложено в создание даже самого простого шрифта. О том что, существует множество различных шрифтов и их разновидностей. Многие из нас даже не замечают отличия в схожих шрифтах, а ведь каждый из них по-своему индивидуален и интересен. А сколько кропотливой работы и времени потрачено для создания самого элементарного шрифта. Мы читаем книги, газеты, журналы, даже не догадываясь, что они написаны разными шрифтами. Шрифты встречаются в самых разных местах: От вывесок на магазинах и офисов до упаковок продуктов питания, от старинных книг до самых казалось бы простых и скромных газет.

Целью данной курсовой работы является изучение шрифтов, истории его возникновения, рассмотрение особенностей использования шрифтов в современной типографике.

Объектом исследования является изучение понятия шрифта и особенности его использования и образования, а так же история шрифта.

Предмет исследования: группы и элементы шрифта, всевозможные гарнитуры и в особенности требования к шрифтовому оформлению изданий и критерии подбора шрифта.

Методы исследования. Главными методами работы будут являться такие, как поиск источников и информации по теме, исследование путем описания темы, сравнение, проведение анализа над выявленными данными из источников, индукция, дедукция для раскрытия и разбора актуальности и проблематики выбранной темы.

Задачи рассмотрения и изучения:

1. Истрия возникновения;

2. Классификация шрифтов;

3. Изучение элементов шрифта, группы шрифтов

4. Изучение особенностей использования шрифта в оформлении изданий

5. Исследование применения шрифта в современной практике

Глава 1. ШРИФТ, ЕГО ВИДЫ И ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1 История возникновения шрифта

История возникновения письменности уходит своими корнями в глубокую древность. Сложный и длительный путь претерпел рисунок знаков, прежде чем он превратился в алфавит.

Из истории мировой письменности известны четыре вида письма: пиктографическое, идеографическое, слоговое, буквенно-звуковое.

Пиктографическое письмо. К наиболее раннему периоду относится пиктографическое (картинное, или рисуночное) письмо в виде наскальных рисунков у первобытных людей. В этот период одни и те же понятия изображались в рисунках различно, так как не было еще никакой системы письма. У разных племен были свои рисунки, которые вырезались на камне зубом акулы или другими приспособлениями. Большинство рисунков, дошедших до нас, остались еще не разгаданными.

Следом в Китае и в Египте на смену пиктографическому письму пришло идеографическое, другими словами письмо при помощи идеограмм, а не букв. Одним письменным знаком обозначалось целое слово. Это уже была система графических форм, поскольку последовательность знаков соответствовала порядку слов в речи. Предметы изображались либо символическими знаками (солнце, луна), либо графическими изображениями: птица, зверь и т. д.

Позднее появилось слоговое письмо, в котором знаками обозначались слоги. Слоговым письмом древние египтяне писали на папирусе — писчем материале из стеблей тростника. Папирус свертывали в свитки, чтобы он не ломался. Надписи делали очень старательно и медленно. Слоговое письмо было громоздким, так как в нем смешивались словесные и слоговые знаки (клинопись и египетские иероглифы).

Буквенно-звуковое письмо появилось во втором тысячелетии до н. э. В нем знаки означали отдельные звуки (фонемы). Причем знаки в зависимости от произношения могли по-разному передавать звуковые особенности языка.

С течением времени графические знаки усовершенствовались, на смену одним приходили другие, более простые по форме, передающие новое значение. Появившаяся буквенно-звуковая система стала основой для письменности многих народов мира, языковая специфика которых нашла отражение и в фонографическом составе их алфавитов. Каждый язык стабилизировался на определенном количестве знаков, составляющих алфавит. В зависимости от специфики языка в алфавитах разных народов получилось различное количество букв, например: в современном итальянском — 21, в русском — 33, в чешском — 39, в армянском — 39. Каждый алфавит (шрифт) представляет собой систему графем и имеет свои закономерности в построении и развитии.

Первым алфавитом в Европе был буквенно-звуковой алфавит, который появился около XI века до н. э. Он был создан финикийцами и явился прообразом многих алфавитов мира. От финикийцев алфавитное письмо перешло к грекам (VII - VIII вв. до н. э.) Предполагается, что структура графем исторически связана с иероглифическими изображениями, что подтверждается также исходными наименованиями некоторых букв греческого алфавита.

Древнегреческий шрифт весьма прост и выразителен. Он построен с помощью линий, образующих геометрические формы: квадрат, круг, треугольник. Предполагается, что от греческого алфавита (возможно, через посредство этрусского) произошло латинское письмо — письмо древних римлян (III в. до н. э.). В дальнейшем латинское письмо стало международным.

Самый древний почерк латинского письма носит название «капитальное письмо» (I - V вв.) или «капитальный шрифт». Надписи этим шрифтом выполнялись на папирусных свитках и пергаментных кодексах (деревянных книгах). На папирусе писали тростниковым пером, а на пергаменте — гусиным, на каменных плитах буквы высекались.

Капитальное письмо было двух видов: квадратное (красивое, монументальное) и рустичное («деревенское»)

Квадратное письмо носило геометрический характер: все буквы вписывались в квадрат;

Рустичное письмо отличалось некоторой простотой и свободой исполнения, буквы имели декоративную ромбовидную форму.

Для более быстрого написания текста появился шрифт «курсив» (в переводе с латинского — «наклонный»). Его буквы значительно упростились, но несколько потерялась четкость и красота, а следовательно, удобочитаемость.

Для переписки литературных текстов к IV в. сформировался так называемый унциал, имеющий буквы искривленной формы. Унциал просуществовал до IX в. Он представлял собой спокойное величественное письмо с характерными округлыми формами. Его буквы как бы сплетались плавными линиями пера. Закругленность букв способствовала быстроте написания.

В VII - IX вв. появляется шрифт полуунциал. Буквы полуунциала имели удлинения сверху и снизу. Этот шрифт был переходным к курсивному минускульному письму. «Минускул» в переводе с латинского — «маленький». Минускул широко применяется в Западной Европе. Писали тогда на восковых табличках. Затем в IX в. получили дальнейшее развитие варианты каллиграфических шрифтов.

Римское письмо было неудобочитаемым, потому что оно выполнялось без интервалов между словами. Буквы текста скорее вычерчивались, чем писались. В эпоху средневековья письмо было привилегией писцов, которые придавали немалое значение красоте букв в тексте.

К VII в. первоначальный минускул изживает себя, претерпевает изменения и получает свое завершение в каролингском письме, названном в честь правления во Франции династии Каролингов.

К концу XI в. каролингский минускул господствовал во многих странах Западной Европы.

В конце XI — начале XII в. стал складываться новый по форме букв шрифт с острыми штрихами под названием готический. Он существовал в эпоху господства готики в архитектуре и искусстве. Готический шрифт получил широкое распространение по всей Европе — в Германии, Франции, Англии и др. Этот шрифт явился новой ступенью в развитии латинской письменности.

В XIV в. в Италии, во Франции, появляются образцы так называемого гуманистического письма, ничего общего не имеющего с готическим шрифтом. Этот шрифт по времени совпал с эпохой Возрождения, и поэтому его еще называют ренессанс-антиква. Исследованию и графической обработке этого шрифта придавали значение известные художники и ученые эпохи Возрождения. Они стремились придать шрифту строгую логическую и математическую обоснованность, варьируя форму и пропорции букв.

С возникновением книгопечатания произошел исторический перелом в развитии шрифтов. Образцами для изготовления типографских шрифтов (гарнитур) стали рукописные шрифты. Немецкий изобретатель Иоганн Гутенберг изобрел способ печатания книг. Первые его книги печатались готическим шрифтом, поскольку антиква у немцев распространения не имела.

Первые правила по построению латинского шрифта были опубликованы в 1509 г. Лукой Пачоли, учеником Леонардо да Винчи. Пачоли предлагал строить буквы на основе квадрата, используя для этого его диагонали и вписанную в него окружность. Однако шрифт получался малодинамичным и однообразным. Немецкий художник и геометр Альбрехт Дюрер создал образец своего варианта латинского шрифта. Он также брал за основу формы буквы квадрат, стороны которого делил на 10 равных частей, и строил сетку, состоящую из квадратов. За толщину основного штриха брал размер шириной одной клетки, толщину соединительных штрихов тоньше основных на одну треть. Его шрифт достаточно контрастный и интереснее, чем у Пачоли.

В 1529 г. Жофруа Тори разработал свой образец шрифта, взяв за основу конструкции букв также квадрат. Его шрифт построен весь с помощью чертежных инструментов, отличается от шрифта Дюрера меньшей контрастностью и некоторой монотонностью.

В эпоху классицизма возникла новая так называемая классическая антиква. Она уже не имела никакой связи с рукописным шрифтом. Ее отличает большая контрастность (примерно 1 : 10), наплывы округленных элементов, тонкие засечки. Шрифт стал четким, красивым и удобочитаемым. Над созданием шрифтов работали художники разных стран: итальянец Джамбатиста Бодони, француз ФирменДидо, немец Вальбаум и другие.

В XIX в. создается целая серия новых видов шрифтов (гарнитур): египетский, гротеск или рубленый, антиква-гротеск, ленточная антиква.

В художественно-оформительских работах получили широкое распространение шрифты антиквы, которые легко выполняются шрифтовыми перьями и кистями.

Создателями славянской азбуки были монахи-миссионеры — братья Кирилл и Мефодий. С именем Кирилла связана азбука древнерусского письма, получившая название «кириллицы». Впервые была создана азбука с четкой и ясной графикой знаков. В основу было положено греческое унциальное письмо. Новая азбука была распространена по всему государству.

Старославянская письменность известна с X в. в двух различных начертаниях: глаголицы и кириллицы. Вначале оба начертания существовали параллельно, но со временем за основу русской письменности была взята кириллица. Древнейшие русские рукописи XI в. были написаны кириллицей, почерком, который получил наименование устава. Одним из лучших образцов уставного письма является «Остромирово Евангелие». Позже устав сменился полууставным письмом.

Преимуществом полуустава была скорость написания текста. Уставы и полууставы были выполнены в соответствии со строго определенным правилом - уставом, из которого произошло их название. Постепенно появляется скорописный шрифт - cursive, который использовался при переписке книг, составлении деловых бумаг, актов и т. Д.

Начиная с XV вв. для написания заглавий книг применялось особое письмо — вязь. Вязь представляла собой декоративное письмо, с помощью которого выделялись заглавия в виде непрерывного равномерного орнамента.

Лучшие образцы русской вязи сложились в середине XVI в. в Москве при Иване Грозном, а также в Новгороде. Первые книги, напечатанные Иваном Федоровым, славились красиво выполненной вязью (гравированной на дереве). Начиная с XVII в. искусство оформления книги вязью постепенно стало приходить в упадок.

Петр IВ 1708 г. ввел в обязательное употребление новый русский гражданский шрифт, представляющий собой синтез традиционных русских и родственных им форм латинского шрифта того времени. По форме, пропорциям и начертанию гражданский шрифт близок к западноевропейской антикве. Главным достоинством нового шрифта являлась удобочитаемость, простота и ясность конструкций букв. Были введены арабские цифры вместо обозначения цифр буквами. Проведенная реформа поспобствовала распространению грамотности на Руси. При Петре I было издано 650 названий книг, из них около 400 были напечатаны новым русским гражданским шрифтом. Первой книгой гражданской азбуки была книга под названием «Геометрия». Она была выпущена Печатным двором в Москве в 1708 г.

На протяжении XVIII в. русский шрифт улучшается и совершенствуется. Громоздкие выносные линии укорачиваются, исчезают некоторые ненужные элементы букв. Шрифт становится единым и более строгим по рисунку.

Шрифты конца XIX и начала XX вв. созданы под влиянием нового современного стиля («модного») и вообще не представляют особой художественной ценности. Однако в отдельных типах книгоиздания заслуживают внимания такие шрифты, как елизаветинский, латинский, академический и другие.

После свершения Великой Октябрьской социалистической революции все книгопечатание перешло в руки государства. Уже на втором месяце существования Советского государства была проведена реформа русского правописания. Из старого алфавита были изъяты лишние буквы, которые затрудняли изучение русского языка. Русская грамматика стала более упрощенной и доступной. Одновременно с созданием новой системы письма велась большая работа по освоению новых типографских гарнитур. В настоящее время все типографские гарнитуры шрифтов строго квалифицированы в соответствии с Государственным общесоюзным стандартом (ГОСТом). Не стандартизированы рукописные и рисованные шрифты, применяемые для декоративно-оформительских работ.

Над созданием новых шрифтовых гарнитур в период становления Советского государства и в дальнейшие периоды работали художники: С. Чехонин, Е. Белуха, М. Борисова-Мусатова, М. Кирнарский, Г. Банникова, Е. Глущенко, Д. Баженов, И. Богдеско, Н. Ильин, Е. Коган, С. Пожарский, И. Рерберг, С. Телингатер, В. Фаворский и многие другие. Некоторые шрифтовые гарнитуры носят названия по фамилиям их авторов, например: шрифт Чехонина, шрифт Банникова, шрифт Рерберга и т. д.

Таким образом, ознакомившись с историей развития шрифтов, можно сделать вывод, что лучшие образцы русского шрифта создавались на основе классических шрифтов, а также разновидностей других шрифтов, проверенных временем.

1.2 Основные характеристики шрифта

Полиграфический шрифт — представляет собой комплект букв, цифр и знаков для полиграфического (печатного) воспроизведения какого-либо алфавита. Существует множество различно оформленных шрифтов, которые помимо языковых признаков имеют ещё и художественные особенности. Шрифт является носителем информации и основное его назначение — это передача содержания издания. Основными отличиями шрифтов являются:

  1. характер рисунка (гарнитура);
  2. начертание (прямой, курсивный, наклонный);
  3. насыщенность (светлый, полужирный, жирный);
  4. размер (кегль).

Рисунок шрифта является произведением графического искусства и отличается особенностями основных элементов, формирующих знак. Каждая буква шрифта состоит из основных (вертикальных) штрихов а, соединительных штрихов б, а в отдельных шрифтах имеются засечки (см. рис.1.1).

Основные группы шрифтов по графическим признакам

Рис.1.1. Пример засечек

Толщина основных и соединительных штрихов является основным признаком, характеризующих рисунок шрифта. В зависимости от соотношения толщины основных и дополнительных штрихов, а также от формы засечек, полиграфические шрифты делятся на шесть основных групп.

Основные различия рисунков шрифтов показано на примере одной буквы:

  1. группа не имеет засечек и контраста;
  2. группа имеет несколько утолщённые концы вертикальных штрихов;
  3. группа имеет умеренный контраст и засечки в виде треугольника;
  4. группа имеет длинные тонкие засечки и контрастные штрихи;
  5. группа характеризуется длинными утолщенными засечками и малоконтрастными штрихами;
  6. группа имеет длинные утолщенные засечки с некоторыми закруглениями и малоконтрастные штрихи.

Начертание шрифтов характеризует графическое видоизменение очка шрифта в пределах одной группы. И различаются по трем основным признакам(см. рис.1.2):

Разновидности полиграфических шрифтов по начертанию

Рис.1.2. Начертания шрифтов

  1. по насыщенности очка — это отношение толщины основного штриха к внутреннему просвету и в зависимости от этого они могут быть: светлые, полужирные, жирные;
  2. по наклону основных штрихов шрифты разделяют на прямые, курсивные и наклонные;
  3. по «плотности» очка, т.е. соотношению размеров ширины и высоты буквы шрифты подразделяются на нормальные с соотношением ширины к высоте 3:4, узкие и широкие.

Размер шрифта характеризуется размером его кегля, выраженного в типографских пунктах, в который может быть вписан любой знак алфавита данного размера с учетом верхнего и нижнего просвета, необходимого для образования межстрочного пробела (интерлиньяжа). Безусловно ширина прямоугольника определяется формой знака.

По целевому назначению все полиграфические шрифты можно разделить на четыре группы:

  1. текстовые шрифты, применяются в основном для книжного, журнального, газетного и других текстов. К этим шрифтам относят шрифты прямого светлого начертания кеглем от 6 до 12 п.;
  2. выделительные шрифты - для выделений в тексте слов и т.д., кегль от 6 до 12 п., наклонного, курсивного, а также полужирного и жирного начертаний;
  3. титульные шрифты (для заголовков и титульных листов и т.п. текстов), кегль от 16 до 48 п. (заголовки также иногда набираются выделительным шрифтом и прописным текстовым шрифтом);
  4. афишно-плакатные шрифты, кегль их свыше 48 п. (до 15 кв.).

В зависимости от вида издания полиграфические шрифты подразделяются на газетные, книжные (журнальные), картографические и специального назначения.

Внутри каждой группы шрифты, имеющие одинаковый по характеру рисунок, но разные по кеглю и начертаниям, объединяются в гарнитуры, которым присваиваются наименования, например, Академическая, Литературная, Школьная и т.д.(см. рис.1.3).

Основные элементы очка знаков шрифтов

Рис.1.3. Примеры гарнитур

Шрифты для компьютерных издательских систем. Под компьютерным шрифтом понимается совокупность всех знаков, находящихся в памяти и периферийных устройствах. Шрифт в компьютерных издательских системах представлен в файлах или группах файлов, которые позволяют обеспечивать вывод текста в соответствии со стилевыми особенностями шрифта. В настоящее время имеется несколько принципов описания формы знаков шрифта.

Наиболее применяемыми методами описания текстовых элементов являются:

  1. пиксельная графика;
  2. векторная графика;
  3. контурная графика как разновидность векторной;
  4. описание контуров по кривым Безье.

Сегодня пользователи могут использовать как растровые, так и векторные шрифты. Файлы растровых шрифтов содержат описания шрифтов в виде матриц растра. В растровом шрифте все знаки для каждого кегля представлены битовыми картами. Любой знак, соответствующий данному кеглю и начертанию имеет пиксельный образец. В растровых шрифтах каждая точка, формирующая изображение знака, задана адресом, т.е. её положение определяется координатами X и Y. Существенным недостатком растровых шрифтов является потребность большой ёмкости памяти. Растровый шрифт используется в основном для экранного изображения(см. рис.1.4).

Растровое представление символа

Рис.1.4. Пример растрового шрифта

Векторный шрифт формируется математическими кривыми, которые описывают буквы (знаки), как геометрические фигуры, которые могут быть приведены к нужному размеру без потери качества. Его можно увеличивать как угодно, но он при этом будет иметь четкое описание. Однако, при работе с малыми кеглями возникает ряд негативных моментов. Преимущество векторного шрифта более значительно, так как, имея один файл векторного шрифта, можно обеспечь любой нужный кегль, а также его начертание.

Векторный шрифт при печати или записи на фотовыводном устройстве конвертируется в растровое изображение весьма высокого разрешения, что даже не видно отдельных точек, из которых составлены буквы. Векторный шрифт конвертируется системой в растровый для отображения на экране компьютера(см. рис.1.5).

Способы кодирования информации о начертании шрифтовых знаков при контурно-векторном (а) контурном (б) описаниях изображения знаков

Рис.1.5. Векторный шрифт

Векторная графика базируется на сформировании друг за другом направленных прямых (векторах). Каждый вектор имеет начальную и конечную точку. Следовательно, для описания вектора необходимы координаты только этих двух точек. Знак шрифта построен из многих векторов, которые выстроены друг за другом и безусловно необходимых координат потребуется достаточно большое количество, но в сравнении с растровыми шрифтами получается весьма приличная экономия в части объема данных.

1.3 Классификация шрифта

Знания о классификации шрифтов, их особенностях, эпохе создания и т.д. очень полезны (и даже незаменимы), когда речь идет о сочетании различных шрифтов в одной работе. Существует достаточно много вариантов разделения шрифтов по группам, но чтобы составить более менее общее представление, достаточно запомнить два основных.

Наиболее известная классификация шрифтов — по их анатомии:

С засечками (Антиквы, Serif).На каждой букве в таких шрифтах присутствуют засечки (думаю, объяснять, что это такое, не стоит), что и стало основой бесхитростного названия данной группы. Они часто используются для сплошного текста в верстке печатных изданий; для набора подобного текста в web антиквы были признаны трудночитаемыми и уступили место гротескам. Антиквы отлично подходят для заголовков.

Шрифты с засечками бывают:

Старого стиля (OldStyle). По названию нетрудно догадаться, что это одни из первых шрифтов. Их также называют гуманистической антиквой, истоки которой уходят в далекий XV век. Эти шрифты каллиграфичны и разрабатывались как имитация рукописного текста того времени. Основным их признаком является ярко выраженный наклон оси овалов, малая контрастность (разница в толщине основных и дополнительных штрихов), наклоненная ось строчной «е» и характерная капелька строчной «а». Высота строчных букв достаточно маленькая.Примеры гуманистической антиквы(см. рис.1.6): Centaur, AdobeJenson, GoudyOldStyle, Guardi, Arno.

Рис.1.6. Антиква старого стиля

Гаральды (OldStyle). Иначе их еще называют итало-французской антиквой старого стиля или Альдине. Начало развития этих шрифтов датируется примерно концом XV века. Контраст их символов выражен немного больше, наклон оси овала становится меньше и приближается к перпендикуляру. Ось строчной «е» параллельна базовой линии шрифта. Засечки — изящнее, буквы — пропорциональнее, а высота строчных букв — больше. Достаточно часто Гаральды не выделяют в отдельную группу, либо причисляют к переходной антикве.Представители этого типа шрифтов(см. рис.1.7): Bembo, Dante, AdobeGaramond, StempelGaramond, Granjon, Poliphilus, Caslon, Sabon, Palatino, Galliard.

Рис.1.7. Антиква геральды

Переходного стиля (TransitionalSerif). Название говорит нам о шрифтах, которые являлись ступенью при переходе от антиквы старого стиля к новому стилю. Этот переход начался примерно в конце XVII века. Особенностью этого стиля является усиление контраста основных и дополнительных штрихов. Оси овалов становятся вертикальными или имеющими незначительный наклон, а засечки плавными.Таких шрифтов не так уж и много, наиболее известны Baskerville, Joanna, Melior, Clearface. Иногда в эту группу зачисляют гарнитуру Caslon, так как в этих шрифтах можно проследить признаки переходной антиквы, но обычно ее относят к антиквам старого стиля(см. рис.1.8).

Рис.1.8. Антиква переходная

Нового стиля (ModernSerif). В середине XVIII века тенденция, характерная для переходной антиквы, нашла свое логическое завершение в лице новой антиквы. Как вы могли заметить, этому «новому» стилю уже более 250 лет, но такое название к этому виду антиквы прилипло довольно прочно. Контраст между основными и дополнительными штрихами (а также засечками) достигает в них своего апогея, иначе говоря становится «толщиной с волос» или hairline. Силуэт букв четкий и официальный. Антиква нового стиля очень хорошо подходит для заголовков и считается акцидентной (что это означает читайте далее). Следовательно не рекомендуется использовать ее для набора больших блоков текста.

Самые яркие представители этого типа — Bodoni и Didot. Также сюда относятся Basilia, Aviano, Walbaum, Ambroise и ScotchRoman(см. рис.1.9).

Рис.1.9. Антиква новая

Брусковые (SlabSerif, Египетские). Этот тип шрифта отличить очень легко по необычной форме его засечек — они прямоугольные. Контраст выражен незначительно. Как обычно, существуют некоторые исключения из этого правила, в некоторых классификациях их считают отдельным типом антикв. Например, гарнитура Clarendon, которая выглядит более «легкой» за счет повышенного контраста и немного скругленных засечек.Примеры: Baltica, Bruskovaya, Grenader, Xenia(см. рис.1.10).

Рис.1.10. Антиква брусковые

Без засечек (Гротески, SansSerif, Рубленные). Время рождения гротесков — начало XIX века. Как снова нетрудно догадаться их основной отличительной особенностью является полное отсутствие засечек. Они подразделяются на геометрические (основываются на правильных фигурах, и толщина штрихов не изменяется, например, Helvetica) и гуманистические (имеют небольшой контраст между штрихами и более каллиграфичны по сравнению с геометрическими, например, Optima).

Гротески — это простота и практичность. Книмотносят Helvetica, Arial, Futura, Century Gothic, Gill Sans идр. Как говорилось ранее, такие шрифты отлично подходят для написания сплошного текста, особенно для web-страниц(см. рис.1.11).

Рис.1.11. Гротески

Рукописные. Первые подобные шрифты были разработаны в VXII-XVIII веках. Некоторые из них основывались на почерке известных мастеров. Такие шрифты очень элегантны. Они не подходят для набора сплошного текста, но замечательно смотрятся в заголовках(см. рис.1.12).

Рис.1.12. Рукописные

Второй распространенный вид классификации — по роли шрифта.

По этому критерию выделяют текстовые (или наборные), акцидентные (заголовочные, выделительные) и декоративные шрифты.

Текстовые шрифты предназначаются для набора сплошного текста (больших блоков), следовательно их самой важной характеристикой является удобочитаемость. При этом требуется не только обеспечивать легкость прочтения каждой отдельной буквы, но и легкость восприятия слов и фраз.

Акцидентные шрифты проектируются в расчете на использование крупных кеглей. Их второе название «заголовочные» дает отчетливо понять область применения таких шрифтов. Разборчивость в данном случае уходит на второй план (но остается важной), а на первый выходит привлечение внимания. При этом шрифт не должен быть слишком «агрессивным», чтобы полностью не отвлечь внимание от основного текста.

Роль декоративных шрифтов отчасти похожа на роль заголовочных — они должны привлечь внимание. Но если заголовочные привлекают внимание с целью дальнейшего прочтения текста, то декоративные шрифты должны отвлечь все внимание на себя. Это как театр одного актера.

ГЛАВА 2 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ШРИФТА В ОФОРМЛЕНИИ МНОГОПОЛОСНЫХ ИЗДАНИ

2.1 Шрифт во внешнем оформлении изданий

Книжная графика располагает различными средствами: шрифтовыми, орнаментальными, сюжетными — все они широко применяются при оформлении обложек, суперобложек и имеют особенности, обусловленные их природой. Широкий диапазон разных по характеру тем, заключенных в книгах, требует разнообразных форм их образного отображения. Чтобы выяснить особенности тех или иных средств оформления, полезно провести классификацию различных вариантов решений обложек, суперобложек и форзацев в зависимости от характера главного оформительского элемента.

Задача эта усложняется тем, что в большинстве случаев на сторонках обложек, переплетов или суперобложек одновременно используется несколько разнородных оформительских элементов: рядом со шрифтом может быть орнамент или изображение сюжетного характера. Шрифт часто сочетается с символом или с эмблемой и т.д. Поэтому мы будем проводить классификацию приемов оформления по принципу установления ведущего элемента в композиции. При этом критерием, определяющим преимущество одного элемента над другим, будет его роль в раскрытии связи с содержанием книги. Установить этот критерий необходимо, ибо очень часто можно встретить, например, обложку с большой орнаментальной нагрузкой, но не относящуюся к орнаментальному типу, потому что сюжетный рисунок, включенный в композицию, является главным по характеристике темы, а орнамент представляет собой лишь обрамление.

Часто можно слышать, что при помощи шрифтов невозможно выразить никакую идею, что шрифт по природе своей лишен индивидуальных изобразительных качеств, которыми обладает, например, рисунок или даже орнамент, что его следует принимать лишь как знаки письменности. Встречается и другая точка зрения: шрифт обязательно должен выражать какую­либоопределенную идею или конкретный сюжет. Этот взгляд, свойственный художникам книги прошлого, нашел свое воплощение в «изобразительных» шрифтах конца XIX — начала XX века, имитирующих сосульки, поленья и другие предметы, а иногда даже людей и животных.

Оба этих противоположных мнения неверны в своей категоричности. Вопрос об образности шрифта, его возможностях в плане отражения каких­то особенностей издания или произведения может быть решен только на основе анализа природы шрифта как самого по себе, так и в связи с другими элементами оформления.

content_1015890194Шрифтовой тип оформления издания.Главная функция шрифта — в условной графической форме фиксировать обозначение звуков алфавита. Шрифт всегда содержит в себе большие потенциальные возможности для выявления эстетических качеств, главным образом архитектонических. Ритмическое построение буквы, связь ее с другими знаками, образующими слово, — сложная художественная задача, решение которой требует большого опыта и развитого эстетического чувства (см. рис.2.1).

Рис.2.1. Пример шрифтового оформления обложки

Акцентирующие элементы. Под этим термином подразумеваются элементы шрифта, которые позволяют дизайнеру выделять в шрифтовой композиции наиболее существенные (с точки зрения смысла) слова и фразы в тексте переплета, обложки, суперобложки или титула.

К акцентирующим средствам можно отнести: варьирование размера букв, их наклона и начертания; изменение цвета и фактуры букв, порядок разбивки слов текста по строкам и т. д. Акцентировка текста необходима не только при индивидуальном оформлении обложки и переплета, но и тогда, когда оформление производится набором(см. рис.2.2).

Рис.2.2. Пример шрифтового оформления обложки

Ассоциативно-смысловые элементы. К этому понятию относятся такие качества шрифта (гарнитура, рисунок шрифта, его цвет, контрастность и рельефность), при помощи которых дизайнер может вызвать у зрителя представление о характерных особенностях, присущих данному произведению. Например, указание на эпоху, о которой повествует книга, на ее национальные черты, на связь с каким-то определенным явлением и т. д.(см. рис.2.3).

Рис.2.3. Пример шрифтового оформления обложки

2.2 Использование шрифтов во внутреннем оформлении изданий

Текст, передающий содержание, является основной частью книги. По характеру набора текст подразделяется на простой и сложный.

Простой текст требует применения разнообразных шрифтов и приемов набора, имеет одинаковую длину строки. Он может быть сплошным (без выделений) и с выделениями.

Сложный тексттребует применения различных шрифтов и приемов набора. В нем встречается много выделений. Выделения в тексте делаются полужирным или курсивным шрифтами, а также с помощью разрядки, которая достигается увеличением пробела между буквами. Крупные отрывки текста выделяются шрифтом меньшего размера, иногда с отступом от левого края книжной полосы. Существуют также комбинированные методы выделений, представляющие собой сочетания шрифтовых и нешрифтовых приемов.

К сложным видам текста относятся стихотворный и драматический тексты, формулы, таблицы, словарный и энциклопедический тексты, библиографический текст.

Стихотворный текст отличается различной длиной строк, которые нередко располагаются «лесенкой».

Драматический текст состоит из нескольких элементов: имена действующих лиц, реплики и ремарки автора. Чтобы различить эти элементы при чтении, применяются различные полиграфические приемы.

Таблицы помимо текста содержат цифры и состоят из ряда граф (колонок), часто снабженных заголовками. Для большей четкости и лучшего восприятия таблицы обычно разделяют линейками и отделяют от текста рамкой или также линейками.

Формулы состоят из цифр, буквенных обозначений, различных математических и химических знаков и пр. Формулы сложного состава набираются шрифтами различных алфавитов, начертаний и кеглей.

Словарный и энциклопедический тексты требуют экономного расположения, которое достигается применением шрифта мелких кеглей. Для этих текстов характерны многочисленные выделения (основное слово, фонетическая транскрипция, перевод, ссылочные слова и пр.).

Библиографический текст в пределах одного издания строится по однотипной схеме, со строго последовательным расположением элементов описания (автор, название, место издания, издательство и т.д.).

В зависимости от назначения книжный текст подразделяется на основной и справочно-вспомогательный. Основной текст передает содержание книги. К справочно-вспомогательному тексту относятся все другие виды текстов.

Формат (поля), это когда текст размещается на страницах или книжных полосах. Книжные полосы могут различаться по размеру. Площадь страницы, которая занята текстом и различными иллюстрациями, называется форматом или размером полосы набора.

Формат книжной полосы при одном и том же формате издания может быть различен. Чем больше формат полосы, тем меньше поля, и наоборот. Для каждого формата книг в издательской практике применяются три-четыре варианта книжной полосы. Формат книжной полосы определяется различного рода требованиями к длине строки, размером и соотношением полей.

Книжная страница имеет четыре поля: корешковое (внутреннее), верхнее, наружное (боковое) и нижнее. Роль полей в книге разнообразна. Они предохраняют края текста от порчи и загрязнения. На белом поле отдыхает глаз после чтения каждой строки. Правильные размеры полей придают книжным страницам композиционную завершенность.

Соотношение полей в книге определяется существованием оптического центра страницы, процессом чтения, требованием композиционного единства разворота. В книжных изданиях обычного типа верхнее поле должно быть больше корешкового, наружное боковое – больше верхнего, а нижнее – больше наружного бокового. Наибольший контраст должен быть между наружным боковым и нижним полем. Это объясняется тем, что на нижнем поле обычно ставится колонцифра, отчего это поле кажется меньше своих фактических размеров. Наименьшая разница допускается между корешковым и верхним полем, т.к. корешковое поле приходится на сгиб книги и кажется поэтому меньшим по сравнению с верхним полем.

Разновидности полос:

В книжных изданиях существуют три разновидности полос, следующих друг за другом в определенной последовательности: начальные, рядовые и концевые.

1). Полосы, на которых размещается начальный текст книги или ее разделов (частей, глав) называются начальными. Текст на этих полосах начинается с т.н.спуска– отступа от верхнего края полосы до начала текстовых строк. Поэтому начальные полосы также называют спусковыми.

Заставка– один из древнейших приемов оформления начальной страницы, встречающийся еще в рукописной книге. Заставки могут быть нескольких видов: линейные, орнаментально-декоративные и сюжетно-тематические.

Линейные заставки бывают наборными и рисованными (светлыми, полужирными, двойными, бордюрными, эмблематическими).

Орнаментально-декоративные заставки состоят из сочетания геометрических или стилизованных изобразительных элементов.

Сюжетно-тематические заставки – наиболее сложный тип заставок. Представляют собой миниатюрную книжную иллюстрацию, вынесенную на спусковую полосу.

В некоторых изданиях в верхней части спусковой полосы помещается заголовок книги или ее разделы – т.н. шапка.

Прописная буква текста или главыслужит элементом художественного оформления начальной полосы– буквица(инициал). Буквицы бывают наборные – другими словами - шрифтовые (т.е. крупнокегельные литеры данной гарнитуры шрифта), рисованные и гравированные.

В пределах одного издания спусковые полосы требуют единого оформления.

2). Полосы, на которых размещается окончание текста книги или одного из ее разделов, называют концевыми. Концевые полосы, как правило, заполняются текстом не до конца. Это может быть усилено набором последних строк в форме перевернутого треугольника; постепенное укорочение строк вызывает ощущение «иссякания» текста.

Подобно начальной полосе, концевая полоса может быть завершена графическим элементом – концовкой. Как и заставки, концовки бывают линейными, орнаментально-декоративными и сюжетно-тематическими.

3). Все остальные полосы в книге, кроме начальных и концевых, называются рядовыми. На рядовых полосах располагается как текстовый, так и иллюстративный материал.

ГЛАВА 3 ВЗАИМОСВЯЗЬ ШРИФТА С ИЗДАНИЯМИ

3.1 Принципы подбора шрифтов в издании

Удобочитаемость играет важную роль при подборе шрифтов в издении,под удобочитаемостью текстового шрифта понимается качество восприятия при чтении связного текста, набранного этим шрифтом. Удобочитаемость тесно связана с видимостью шрифта, однако понятие удобочитаемости шире понятия видимости, поскольку на удобочитаемость значительно влияют такие факторы, как психофизиологические особенности процесса чтения данного читателя, в частности степень его утомления, квалификация и профессия. Видимость же шрифта зависит лишь от качества самого рисунка шрифта и от особенностей зрения читателя.

Любая удобочитаемость шрифта зависит не только от рисунка и размера шрифта, но и от назначения издания, а также от целого ряда условий, связанных со спецификой оформления и характером воспроизведения издания: от различных соотношений материала, расположенного на странице (длины строки, междустрочия, межбуквенных пробелов, характера верстки текста издания), от цвета бумаги, цвета и способа печати издания и т.п.

Различают следующие основные признаки шрифта, влияющие на его удобочитаемость.

Характер контура буквы. Контур буквенных знаков, в зависимости от графических особенностей данной гарнитуры, может быть округлым или прямолинейным (при этом не исключается, что прямоугольные буквы иногда могут строиться с округлением контура, в то время как построение круглых элементов букв не всегда подчиняется кругу). Установлено, что буквы с округленным контуром читаются лучше прямолинейных. Это объясняется тем, что округленные буквы лучше выделяются из фона.

Другой признак контура букв — место соединения засечек со штрихами, которые могут быть как с закруглениями, так и без них. Незакругленные углы воспринимаются лучше, чем закругленные. Объясняется это тем, что такие углы являются различительными признаками, которые придают буквам наибольшую индивидуальную выраженность.

Соотношение между основным и соединительным штрихами (контраст штрихов). Гарнитуры шрифтов с выраженным контрастом штрихов наиболее удобочитаемы (например, банниковская гарнитура). Исключением являются случаи, когда контраст выражен акцидентным способом и соединительный штрих становится чересчур тонким (например, в елизаветинской гарнитуре). Неконтрастный шрифт (например, в гротесках) лучше воспринимается только при чтении отдельных слов и выделений.

Особенности засечек. Засечки в шрифте заметно улучшают восприятие буквенного знака, даже если они слабо видимы. Слишком заметные засечки ухудшают восприятие буквы и буквенных сочетаний.

Пропорция сторон и плотность шрифта. Пропорция сторон (отношение ширины буквы к ее высоте) является одним из важных признаков гарнитуры, влияющих на удобочитаемость шрифта. Отношение сторон близкое к единице, с некоторым преобладанием вертикали является наиболее легким для зрительного восприятия (например, школьная гарнитура). Однако и плотный шрифт при определенном графическом решении букв и их сочетаний может быть удобочитаемым, но такие сочетания не часто применяются в жизни.

Внутрибуквенный просвет.Внутрибуквенный просвет — это фон буквы, заключенный в контур буквенного знака. Ширина внутрибуквенного просвета связана с толщиной штрихов. Чем больше внутрибуквенный просвет, тем лучше (при прочих равных условиях) читается буквенный знак.

Общая простота или сложность рисунка буквы. Простые рисунки букв читаются лучше сложных. Однако в этом случае также играет роль привычка к восприятию знака родного алфавита. Кроме того, при чтении имеет значение взаимная графическая обусловленность букв.

Удобочитаемость кеглей. Удобочитаемость различных кеглей шрифта определенной гарнитуры зависит от квалификации читателя, от его зрения, а также от длины строки и характера чтения (например, беглое — при чтении художественной литературы, медленное — при чтении научной книги). При этом следует различать удобочитаемость кеглей в связном тексте, в титульном или акцидентном наборе.

Основные положения об удобочитаемости кеглей в связном тексте достаточно хорошо изучен и подтвержден практикой. Наиболее удобочитаемым размером шрифта при связном тексте для взрослых разбирающихся читателей является размер в 10 пунктов. Однако, в зависимости от рисунка шрифта, для взрослых может быть вполне удобочитаемым текст в 9 или 8 пунктов.

Удобочитаемость шрифта для детей и учащихся начальной и средней школы определяется следующими возрастными группами:

1) дети дошкольного возраста — до 7 лет;

2) дети младшего возраста (7-9 лет) 1-го и 2-го классов, у которых только вырабатываются навыки чтения;

3) дети младшего возраста (10-11 лет) 3-го и 4-го классов, у которых навыки чтения в основном уже выработались;

4) дети среднего и старшего возраста (12-17 лет) 5-11-ых классов, у которых навыки чтения выработаны полностью.

Дети дошкольного возраста только начинают читать или еще вообще не читают. Поэтому вопрос о выборе шрифта (например, для книги-картинки) связан главным образом с форматом издания и форматом иллюстраций. Для дошкольников, уже начинающих читать, рекомендуется шрифт размером в 20 или 16 пунктов. Лучшей из существующих гарнитур для детей младшего возраста (1-го и 2-го классов) является школьная гарнитура размером 16 и 14 пунктов для 1-го класса (кроме букваря), 14 и 12 — для 2-го класса, 12 и 11 — для 3-го класса, 11 и 10 — для 4-го класса.

В младших классах лучше читается гарнитура, которая в достаточной степени насыщена цветом. А в старших классах преобладание цветности только мешает удобочитаемости и более критичным и становятся признаки, выявляющие форму самих знаков (например, литературная гарнитура).

В средних классах (с 5-го по 7-й) литературная и школьная гарнитуры читаются приблизительно одинаково.

3.2 Требования, предъявляемые шрифтам детских печатных изданий

Текст книг для дошкольников набирают, как правило, шрифтами крупных кеглей - 16, 14, 12, требующими длинной строки, которая не является неудобной для медленно читающего ребенка. Полоса набора, «загруженная» мелким кеглем, недопустима в детской книге - читать ее трудно, и она количеством текста психологически отпугивает ребенка от чтения. Текст в книгах для школьников младших классов начинает играть главенствующую роль. В этих книгах кегль шрифта несколько уменьшается (12-10 п.), но он остается в рамках наибольшей удобочитаемости для детей. Строка становится короче. В настоящее время были внесены некоторые изменения к требованиям к детским печатным изданиям, но основные важные положения сохранены. Чем меньше дети - тем жестче требования. Один из авторов новых требований -- ведущий научный сотрудник киевского Института гигиены и медицинской экологии имени О. М. Марзеева Алина Платонова -- рассказала о том, что 30 января нынешнего года Министерством юстиции зарегистрированы новые государственные нормы и правила печатной продукции для детей. Они уже вступили в действие. Правила касаются и издателей, и изготовителей, и реализаторов детской литературы. В обязательном порядке, все детские издания должны иметь заключения с новыми санитарными и гигиеническими нормами и правилами.

Были внесены следующие изменения. Запрещено использование газетной бумаги в книжных и журнальных изданиях для детей - исключения сделаны лишь для кроссвордов, тестов, а также изданий, которые предназначены для одноразового использования вчерашними школьниками - абитуриентами. В детских изданияхзапрещены узкие и супер мелкие шрифты, печать светлыми красками на темном фоне и цветными красками на цветном фоне. Детское издание не может быть оформлено больше, чем в две колонки, за исключением научно-популярных, журнальных и газетных изданий.

В целом гигиенические требования к продукции для детей сформированы следующим образом: чем меньше детский возраст -- тем жестче требования. При покупке книжки для малыша, только начинающего читать, Алина Платонова советует родителям обратить внимание на следующее: чем проще шрифтовое оформление и чем крупнее буквы -- тем легче ребенку читать, потому что утомление у дошкольника наступает уже на пятой минуте чтения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основе проделанной работы, можно сделать выводы, что простая красота привычной типографской буквы полно раскрывает тайны дизайна, гармонии и красоты. Все грамотные люди используют шрифт как инструмент для визуальной передачи или восприятия смысловой информации посредством применения текста. Думаю, мало кто задумывается над тем, сколько труда вложено при создании начертания определенного шрифта.

Самое частое упоминание термина "шрифт" можно встретить в словосочетаниях "мелкий шрифт", "крупный шрифт", "слепой шрифт". Обидно, что очень редко мы слышим "красивый шрифт". Чаще прилагательное "красивый" относим к почерку.

У букв своя красота. Но эту красоту необходимо научиться еще и видеть, и чувствовать, и замечать, и восторгаться.

Изучая мир шрифтового искусства можно сделать вывод, что искусство шрифта - одно из консервативных видов творчества; изменение формы букв происходит поразительно медленно, например, переход ренессансной антиквы в новую антикву классицизма занял более двух веков. Но тут следует заметить, что в веке компьютерных технологий изменения в дизайне шрифта происходят довольно часто.

Так же можно сказать, что типографика как графическое оформление печатного текста, проектирование или непосредственное моделирование облика произведения печати в последнее десятилетие снова приобрела те черты, которые она потеряла в процессе своего развития.

Исследуя типографику последних лет, можно заметить, что в разные периоды преобладают разные тенденции в дизайне. Сегодня в типографике можно наблюдать смешение стилей, обилие техник и приемов, присутствие различных начертаний шрифта: и современных, и ретро, и обновленных классических. В целом, сегодня наблюдается тенденция к изящным, утонченным шрифтам в дизайне. Типографика быстро развивается, и дизайнерам необходимо быть в курсе последних разработок.

Таким образом, ознакомившись с историей развития шрифтов, можно сделать вывод, что лучшие образцы русского шрифта создавались на основе классических шрифтов, а также разновидностей других шрифтов, проверенных временем.

На основе проделанных исследований можно сделать вывод, что данная тема о шрифтах занимает развивающуюся и актуальную ступень в нашем время это основано, определяя значение современного шрифта, тут можно отметить, что шрифт функционирует не только в традициональных, но и стал незаменимым средством в новых, быстро развивающихся, таких как реклама, фирменный стиль, вычислительная техника и др. Так же шрифт стремительно увеличил и продолжает увеличивать свою значимость, как искусство , когда применяется во всех видах печати, оформлении декоративно-архитектурных пространств и, как теперь говорят, в эмоционально-эстетической среде.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Капр А. Эстетика искусства шрифта. Тезисы и маргиналии. - М.: 1979

2. Корнилова Е. Е, Гордеев Ю. А. Слово и изображение в рекламе. - В.: 2001.

3. Кричевский В. Г. Типографика в терминах и образах. Т. 1-2.- М.: 2000. - Т. 1 - 144 с.; Т.2 - 158 с.

4. Рудер Э. Типографика. Руководство по оформлению. - М.: 1982.

5. Птахова И. Простая красота буквы: Русская графика, 1997. - 283 с.

6. Феличи Дж. Типографика: шрифт, верстка, дизайн / Пер. С. И. Пономаренко. - СПб.: БХВ-Петербург, 2004. - 470 с.

7. Кудрявцев А. И. Шрифт: История. Теория. Практика. - М.: Ун-т Н. Нестеровой, 2003. - 247 с.

8. Ефимов В., ШмелёваА. Сколько шрифтов нужно для счастья. 2001.

9. Королькова А. Живаятипографика. Второе издание, 2007.

10. КричевкскийВ.Типографика в терминах и образах, 2000.

12. Тулупов В.В. Шрифтография// Техника и технология СМИ: печать, телевидение, радио, интернет/ под ред. В.В. Тулупова. - СПб.: Издательство Михайлова В.А., 2008.

13. Феличи Дж. Гарнитуры шрифта. Определения: шрифтовой файл или гарнитура // Типографика: шрифт, верстка, дизайн / пер. с англ. И коммент. С.И. Пономаренко. - СПб.: БХВ-Петербург, 2004.