Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Изучение государства и права

Содержание:

Введение

Исследование процесса зарождения государства и права содержит не лишь только чисто познавательный, академический, но и политико-практический нрав. Оно дозволяет более глубоко понять социальную природу государства и права, их особенности и характерные черты, дает возможность провести анализ предпосылок и обстоятельств их появления и становления. Дает возможность более четко квалифицировать все присущие им функции – главные направления их деятельности, вернее обозначить их место и роль в жизни общества и политической системы. Прогрессивная реальность не обособлена от минувшего и грядущего. Она только свежая, значимая историческая веха. Реальное, содержащее внутри себя, трудные, зачастую противоречивые веяния минувшего, опровергает отжившее, наделяет перспективное другим качеством, и этим порождает наиболее свежие веяния и появления, закладывающие предпосылки грядущего. В соответствии с этим, чтобы понять правительство в настоящем времени и право надо знать, как оно появилось, какие главные рубежи прошло в собственном развитии, какие предпосылки оказывали влияние на его воспитание, развитие, становление, смену формы и содержания.

Изучения государства и права необходимо начинать с вопроса о происхождении государства – всякий раз ли в истории людского общества присутствовал данный социальный институт или же он был замечен на конкретном рубеже становления общества. Лишь только подобный методологический подход, реализующий принцип историзма, дает возможность уяснить предпосылки и формы возникновения государства и права, его свойственные, сущностные черты, отличие от прошлых организационных форм жизни общества. Вот отчего нужно знать характеристику сторон первобытного, варварского общества, применить данные археологии и этнографии, антропологии истории социологических наук именно изучающих это общество.
Теория государства и права исследует многообразие первопричин создания и становления государства и права. При этом особенный смысл придается изменению организационно-производственной структуры общества. Кардинально усложнившееся в этап разложения первобытнообщинного строя бытие общества, опасность его падения, распада и в том числе и смерти порождает надобность в особенной, находящейся над ним, регулирующей власти, а, следовательно, в государстве, обеспечивающем его жизнеспособность и единство. По мере углубления общественного расслоения населения устройство государства все больше оказывалось во власти верхов общества, ставящих его на службу в первую очередь собственным интересам и надобностям.

В последующем необходимость государства и права обуславливается всей массой оснований самого разного, но, во-первых, общенационального порядка. Государство и право выступают как конкретное выражение гражданской общности, получая при этом некоторый уровень условной самостоятельности. Они начинают работать, во многом подчиняясь собственной внутренней закономерности становления. Общие закономерности становления государства и права в любой стране появляются разносторонне. Теория государства и права, делая упор на научные итоги историко-юридических изучений, определяет, раскрывает наиболее общие закономерности становления и функционирования государства и права.

Учитывая все вышеизложенное, актуальность избранной мной темы курсовой работы обоснована тем, что нет никакой возможности понять процессы, которые происходят в любом государстве, если не знать, каким образом оно исторически формировалось. Целью моей курсовой работы является исследование ведущих теорий происхождения государства. В соответствии с этим, задачами, поставленными в представленной работе, является исследование закономерностей и различий происхождения государства у всевозможных народов, а еще детализированное изучение ведущих теорий происхождения государства. Выводы по данной курсовой работе и обобщение материала представлены в заключении.

1. Общие закономерности и различие происхождения государства у различных народов

Во всем мире становление первобытного общества изначально происходило примерно одинаково. И только когда они достигли этапа перехода к государству, то каждый регион избрал свой путь дальнейшего развития.

Существует два основных пути происхождения государства:

1.1 Восточный, азиатский (Египет, Вавилон, Китай, Индия и др.) путь

На Древнем Востоке, в Азии и Африке (восточный, азиатский путь возникновения государства) первые государства возникли в зонах поливного земледелия еще в эпоху бронзы. В связи с необходимостью проведения в этих обществах крупных общественных работ по строительству каналов и других ирригационных сооружений потребовало сохранения сельскохозяйственной общины и общественной формы собственности на землю. Постепенно общественная собственность превратилась в государственную. Частная собственность не приобрела существенного значения.

Потребность в строительстве и использовании систем для орошения почвы, необходимость в надежной защите создавали естественную основу для самостоятельной публичной власти. Основой ее стала родоплеменная знать – общинное «чиновничество», выступающее организатором производства и выполняющее административные функции. Эта особая группа должностных лиц и составила складывающийся аппарат государственной власти.

Существовавшие определенные различия, такие как вид рабства (в Китае домашнее, а в Египте экономическое), не меняли того, что рабы, как правило, оставались собственностью государства или церкви, но не частных лиц.[1] Частная собственность хоть и занимала определенное место на Древнем Востоке, но ее влияние было незначительным. Однако главная идея у восточных государств была едина – деспотизм. Эти государства были деспотиями, монархиями и имели сильный аппарат чиновников. Все, что имело первостепенное значение, принадлежало государству, а частная собственность всегда была на втором месте.

Особенную роль имело божественное освящение власти. Родовая знать стремилась сохранить свое положение и власть. Правитель объявлялся носителем божьей воли, становясь как бы посредником между богом и людьми. Так шёл процесс сакрализации власти – объявления её священной, незыблемой, неприкосновенной.

Особенности возникновения государств восточного типа:

  • в основе экономики страны лежит государственная форма собственности;
  • второстепенный характер частной собственности;
  • деспотизм государственной власти;
  • есть сильный чиновничий аппарат;
  • происходит сакрализация (освящение) власти;
  • застойное и неподвижное общество, которое на протяжении веков не развивается.

1.2 Европейский (Афины, Рим, древнегерманские государства) путь

Формирование частной собственности на территории Европейских стран вызвало процесс классообразования (социально-имущественного расслоения), которое и стало главное причиной образования государства в Европе. Причем частной собственностью становилось все: земля, скот, рабы. Продолжительная борьба за имущество довольно быстро раскололо общество на классы имущих и неимущих, что и повлекло за собой необходимость создания государства, главной функцией которого становилась защита богатых людей от недовольства бедных. На этом пути развития основным инструментом влияния становилось богатство, поэтому и создававшиеся высшие государственные должности занимали те, кто выше всех находился в классе имущих. В работе Фридриха Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства» выделены три основных формы происхождения государства: афинская, римская, германская. Возникновение государства в Афинах зачастую именуют классической формой возникновения государства. Развившиеся еще в глубине родоплеменного общества противоречия послужили причиной для его возникновения. Происхождение государства в Древнем Риме развивалось аналогичным образом, за одним отличием: борьба плебеев с патрициями за власть. Патриции являлись римской родовой знатью, в отличие от плебеев, которые были свободными и не связанными с римским родом, однако владели промышленным и торговым богатством. Значительно ускорено развитие государства в Древней Германии за счет завоеванных территорий Рима. Там развился раннефеодальный строй, так как крестьяне обладали свободой и собственностью на землю, а знать не имела крупной земельной собственности.

Особенности возникновения государств европейского типа:

  • частная собственность – основа государства;
  • переход власти от родовой знати к богатой аристократии является насильственным;
  • политическое господство определяется через богатство;
  • социальное расслоение происходит по отношению к собственности;
  • государство отделено от общества и возвышается над ним;
  • социальная мобильность.

2. Основные теории происхождения государства

За весь период существования философской, политической и юридической наук было создано и предложено к изучению огромное количество различных теорий о происхождении государства. С одной стороны это можно объяснить тем, что государство и право, как явление, многогранно, а с другой, что каждая теория выражает лишь субъективное мнение ученых и их взгляды и суждения, а в их основе всегда были, есть и будут экономические, финансовые, политические и иные интересы.

2.1 Теологическая или божественная теория

Сторонниками этой теории в разные времена были и христианские философы Фома Аквинский (1225-1274 гг. 13в.), Аврелий Августин (354-430 гг. н.э.), распространявшие ее в средние века и исламские и католические Жак Маритен, Мерсье, которые развили ее в современности.

Теократическая теория основана на реальных фактах, и уходит своими корнями в древность, так как самыми первыми государствами правили жрецы. В законах древневавилонского царя Хаммурапи было написано о божественном происхождении его власти: «Боги поставили Хаммурапи править «черноголовыми». Не смотря на то, что эта теория недоказуема, так как основана на вере, божественное право придавало власти авторитет, ее решениям – обязательность, а самому правителю ареол святости. Авторы и сторонники теологической теории утверждают, что государство возникло по воле Божьей, а значит, верховный правитель является преемником Бога на земле, государство и его институты святы и незыблемы, а их возникновение и упразднение не зависит от людей. Сторонники теологической теории призывают не предпринимать попыток изменить установленный Богом порядок, а значит полностью и во всем подчиняться власти божественной, то есть власти монарха и государства.

К достоинствам божественной теории можно отнести:

  • усиление духовности;
  • укрепление согласия в обществе;
  • препятствие насильственным действиям (революциям, войнам и т.д.);
  • препятствие в переделе власти и собственности.

Однако недостаток у этой теории тоже есть. Он состоит в том, что теория опирается на веру в Бога, то есть является ненаучной. Ее нельзя доказать и невозможно опровергнуть.

2.2 Патриархальная теория (отеческая)

Сторонником и основоположником этой теории принято считать древнегреческого философа Аристотеля (384-322 гг. до н.э.). Он полагал, что суть человека как коллективного существа – это создание семьи, так как человек в любом случае стремится к общению. Семьи расширяются, размножаются, переселяются, объединяются и в итоге создается государство, именно так Аристотель понимал и трактовал государство как продукт. По его мнению, власть монарха, государственная власть аналогична семейному строю, где господствует патриархат, то есть отцовская власть, отсюда и пошло название этой теории.

Позже, патриархальную теорию, как теорию большой семьи развивал Конфуций (551-479 гг. до н.э.). Императора Китая и правящий аппарат он считал отцом народа Китая, а подданных его детьми, тем самым уподобляя государственный строй семейному укладу. А значит, глава семьи должен заботиться о своих детях, а те в свою очередь уважать, любить, слушаться и быть преданными своему отцу, то есть государственной власти. Ближе к современности, к Аристотелю и Конфуцию примкнули и продолжили развитие теории Михайловский и Филмер. Он же и является создателем труда «Патриарх», в котором убедительно доказывает, что власть монархов, как преемником Адама, неограниченна, так как получена от Бога.

Особенности патриархальной теории:

  • правитель считается отцом подданных;
  • без государственной заботы не будет благосостояния народа;
  • монарх действует в интересах подданных, как своих детей;
  • неограниченная государственная власть;
  • люди относятся к правителю, как к отцу (чтят, уважают и подчиняются).

Сплоченность людей, дух родства и братства, а также связи общества, как семьи, несомненной можно отнести к достоинствам патриархальной теории. Так же, положительным аспектом этой теории можно считать уважение и почет, который подданные оказывают власти. К недостаткам теории можно отнести прямую аналогию правителя, как отца, так как власть отца основывается на кровном родстве, то есть неформальна, а власть монарха, напротив, сильно формализована. Монарх не всегда даже происходит из того народа, которым правит, так как может быть призван совсем из другого государства.

2.3 Органическая теория

Принято считать, что эта теория берет свое начало в Древней Греции, первым ее сторонником стал Платон (IV-III вв. до н.э.). Он сравнил государство в целом с человеческим организмом, а законы – с процессами человеческой психики. Однако распространение свое она получила лишь во второй половине XIX века. Английский философ Герберт Спенсер (1820-1903 гг.) и ученые Вормс, Прейс и Блюнчли развили и представили общественности органическую теорию, как следствие из теории Дарвина. Многие биологические понятия и закономерности стали распространяться и на процессы в обществе.

Сторонники органической теории сравнивали государство с живым биологическим организмом, а людей отождествляли с клетками этого организма. По их мнению, всем государственным процессам можно найти аналогичный процесс в организме. К примеру, они сравнивали монарха с головным мозгом, кровеносную систему, обеспечивающую жизнедеятельность организма они сравнивали с транспортом и денежными ресурсами, руками считали крестьян. Они полагали, что низшие классы должны обеспечивать внутренние процессы в государстве (организме), а господствующему классу отводилась роль по внешним процессам (оборона, нападение и т.д.). Важная роль отводилась процессу естественного отбора, государства соперничают между собой и в итоге выживает наиболее сильный и лучше организованный вид.

Достоинствами органической теории являются:

  • понимание государства как единого организма, целостного и взаимосвязанного;
  • совершенствование государства в процессе конкуренции;
  • оригинальность теории.

Из недостатков можно выделить прямую проекцию биологии и ее законов на социальные процессы, как следствие сильного влияния теории Дарвина. Ведь не стоит забывать, что государство – это в первую очередь социальный организм, а не биологический.

2.4 Психологическая теория

Она основана на особенностях человеческой психики, одни люди – лидеры, образцы для подражания, другие – ведомые, которым проще следовать принятому за них решению. Разработкой этой теории занимались такие ученые как 3.Фрейд и Г.Тард, но основоположником по праву принято считать польско-российского юриста и социолога Л. И. Петражицкого (1867-1931 гг.).

Сторонники психологической теории считают, что государство возникло как результат взаимодействия особенностей психики людей. Они считают, что эта теория действовала уже в первобытном обществе, когда им правили колдуны, шаманы, жрецы и вожди. Все эти люди, как правило, обладали сильными лидерскими качествами и мощной психической энергией. Так же, под особыми свойствами человеческой психики, которые приводят возникновению государства, считают:

  • потребность подавляющего большинства людей испытывать чувство защищенности и преклонятся перед более сильными индивидами;
  • желание отдельных личностей господствовать и повелевать над остальными;
  • умение индивидуумов оказывать воздействие на психику масс и подчинять их своим нуждам;
  • желание некоторых людей не подчиняться системе и обществу, а напротив, бросить им вызов (совершение преступлений).

Все вышеперечисленные особенности человеческой психики действительно существуют и вполне могли оказать сильное влияние на создание и формирование государства, а значит это можно отнести к достоинствам психологической теории. Однако и у этой теории есть один существенный недостаток. Становление государства – это не только психология, но и множество других факторов, таких как политика, экономика, социум и другие.

2.5 Теория насилия

Одним из первых, кто выдвинул теорию насилия, как главную причину возникновения государства был китайский политик Шан Яо (390-338 гг. до н.э.). Позже, к нему присоединились и продолжили разработку теории немецкий философ Евгений Дюринг (1833-1921 гг.), а также австрийский правовед и социолог Людвиг Гумплович (1838-1909 гг.) и чешский экономист, историк и публицист Карл Каутский (1854-1938 гг.). Сторонники теории насилия полагали, что любое государство возникает из насилия внутреннего или внешнего. С древности, одни племена одерживали победу в войнах над другими и делали побежденных своими рабами. Но побежденными народами необходимо было управлять, впоследствии собирать с них дань, расширять и охранять уже завоеванные территории, так и возникало государство с аппаратом управления. Внутреннее насилие предполагало раскол внутри одного народа, где группа людей подчиняет путем насилия остальных.

Главным показателем своей правоты сторонники теории насилия считали то, что в основе каждого государства действительно есть доля насилия, а иные государства действительно были созданы путем насилия (Римская империя, Великая Британия и т.д.). В каждом государстве присутствует организация по сбору налогов, органы правопорядка, армия. Государство использует их для принуждения граждан выполнять определенные обязанности, когда они не хотят делать этого по своей воле.

Конечно, насилие было важным фактором в возникновении государства, но не единственным. Ведь никакое государство, сколько завоеваний оно не сделало, не сможет содержать управленческий аппарат без экономической устойчивости. Вера в то, что насилие решает все и есть главный недостаток теории.

2.6 Ирригационная теория

Впервые ирригационная теория была высказана на Древнем Востоке. Однако, самый известный представитель водной теории германо-американский социолог и синолог Карл Август Виттфогель (1896-1988 гг.). Суть ирригационной, а проще говоря, водной или гидравлической теории предельно проста. Население, которое находилось у больших рек, вынуждено было объединяться для использования их ресурсов, то есть для постройки ирригационных сооружений. Так как крестьяне строили сооружения вместе, а значит, вместе вели земледелие, то они представляли собой уже определенную общину, из которой с течением времени возникало государство. Известно, что первыми государствами были Древний Египет, Древний Китай и Вавилон, а они действительно находились в долинах крупных рек. Но ведь древние государства были не только возле рек, но они образовывались и в горах и в степях, где нет водных ресурсов. Ирригационная теория возникновение таких государств объяснить не может - это ее недостаток.

2.7 Экономическая теория

Классовая, марксистская, историко-материалистическая - все это названия одной теории. Ее основоположником был американский учёный, этнограф, социолог и историк Льюис Морган (1818-1881 гг.). Однако самыми известными сторонниками стали немецкий философ, социолог и экономист Карл Маркс (1818-1883 гг.), а также немецкий философ Фридрих Энгельс (1820-1895 гг.). Суть этой теории состоит в том, что первобытное общество в процессе своего естественного развития трансформируется в государство. Под естественным развитием сторонники этой теории понимают лишь развитие экономическое, которое обеспечивает условия для возникновения государства и стимулирует социальные изменения. Ученые выделили два подхода в теории:

  1. В результате экономического развития, общество вынужденно разделилось на классы, и началась борьба неимущих с имущими, в результате чего возникло государство.
  2. Общество сильно развило экономику, и возникла необходимость в органах разделения и управления. Таким образом, общество усложнилось само собой и возникло государство.

Причины возникновения государства, согласно данной теории:

  • крестьяне разделили между собой вид трудовой деятельности (ремесленники, торговцы и т.д.);
  • появился прибавочный продукт;
  • общество разделилось на классы;
  • возникла частная собственность и публичная власть;

И все же противники этой теории считают, что нельзя рассматривать возникновение государства только как экономический процесс.

2.8 Договорная (естественно-правовая) теория

Теория договорная (естественно-правовая или естественного права) распространилась в XVII-XVIII вв. Она имеет много авторов и сторонников, в их числе: голландский мыслитель и правовед Гуго Гроций (1583-1646 гг.); британский педагог и философ Джон Локк (1632-1704 гг.); английский философ-материалист Томас Гоббс (1588-1679 гг.); французский писатель, правовед и философ  Шарль-Луи Монтескье (1689 – 1755 гг.); французский писатель, философ-просветитель Дени Дидро (1713 -1783 гг.); французский философ, писатель, мыслитель эпохи Просвещения Жан-Жак Руссо (1712 – 1778 гг.); российский прозаик, поэт, философ А. Н. Радищев (1749 – 1802 гг.).

Главная мысль теории: наличие у любого человека прав естественных и неотъемлемых, заложенных изначально Богом и самой природой. Она же заложена в названии – естественно-правовая теория.

Сторонники теории утверждают, что в основе зарождения государства есть некий общественный договор. В его составе:

  • изначально общество находилось в естественном, первобытном (догосударственном) состоянии;
  • существовал риск уничтожения людей, так как все члены общества руководствовались только своими интересами, что приводило к конфликтам;
  • во избежание уничтожения люди заключили определенный договор, в котором каждый должен был поступиться некоторыми своими интересами ради интересов других людей;
  • как результат договора возникло государство – институт согласования интересов, обоюдной защиты и совместной жизни.

К достоинствам договорной теории можно отнести:

  • у народа появилась возможность влиять на власть, так как божественное и патриархальное происхождение власти было уничтожено;
  • приблизилось создание общества гражданского;
  • власть стала практически принадлежать народу (принцип народного суверенитета);
  • государственная власть и ее аппарат обязан защищать и выражать только интересы народа, состоять у него на службе;
  • в силу своей демократичности, данная теория подготовила общество к зарождению республик на замену монархиям;
  • государство и общество обязуются в полной мере выполнять свои обязанности (у государства – это правоохранительные действия, создание условий для жизнедеятельности людей и т.д., а общество обязуется платить налоги, не уклоняться от службы, следовать законам и т.д.);
  • народ иметь право восстать и свергнуть власть, которая перестала или стала плохо исполнять свои обязательства, заменив ее на ту, которая будет следовать их интересам.

Следует отметить ряд недостатков теории естественного права:

  • чрезмерная идеалистичность (история свидетельствует о том, что чаще всего государство возникало насильственным путем);
  • не известно ни одного государства, в истоках которого стоял бы общественный договор между государством и простым народом;
  • из-за достаточно большого числа людей и разности их интересов возникает сомнение в реальности создания такого общественного договора;
  • не учтена классовость общества (как правило, разные классы враждуют между собой, а в этой теории создается представление об утопии между ними).

Заключение

Итак, в заключении необходимо обобщить изученный материал, а также сделать выводы.

В современном мире выделено несколько теорий возникновения государства, которые принято считать основными или базовыми.

  1. Теологическая или божественная теория (Фома Аквинский, Аврелий Августин). Наиболее широко распространилась в эпоху феодализма. В наше время эта теория является официальной в мини-государстве Ватикан. Согласно этой теории государство и власть является посланником божьей воли на земле, практически его воплощением. По мнению сторонников теории, любая светская власть является производной от власти божественной. А стало быть, и подданные должны беспрекословно выполнять любую волю главы государства.
  2. Патриархальная (отеческая) теория (Аристотель, Конфуций, Михайловский). По мнению Аристотеля, государство есть продолжение семьи. Роль отца в этой семье являет монарх, а детей – подданные. Правитель обязуется заботиться о своих подданных, а они чтить и уважать его как отца.
  3. Органическая теория (Платон, Спенсер, Вормс, Прейс, Блюнчли). Суть органической теории есть Дарвинизм. Сторонники этой теории отождествляли организм и его процессы с государством. Также, немалая роль отводилась процессу естественного отбора (соперничество государств между собой).
  4. Психологическая теория (Петражицкий, Фрейд, Тард). Они объясняли возникновение государства свойствами психологии человека. Общество состоит из большого количества людей, у каждого из которых есть свои желания и стремления. В каждом обществе есть люди - лидеры, которые стремятся управлять другими, люди – ведомые, которые склонны подчиняться и следовать выбранным за них решениям, люди, которые склонны бороться с системой и даже совершать преступления.
  5. Теория насилия (Дюринг, Гумплович, Каутский). Согласно этой теории государство возникло путем насильственных действий (завоеваний). В этой теории был культ насилия, завоевания, эксплуатации, порабощения людей.
  6. Ирригационная теория (Виттфогель). Суть этой теории довольно проста: для поддержания жизнедеятельности людям необходима вода, а значит, и государство возникло в процессе использования водных ресурсов. Вот только остается непонятным, как сторонники этой теории объясняли возникновение государства в пустынных, степных и горных местностях.
  7. Экономическая теория (Морган, Маркс, Энгельс). Основная мысль этой теории – это возникновение, становление и развитие государства благодаря экономическому росту и развитию. Авторы и сторонники этой теории объясняют создание государства несколькими факторами: разделение труда среди крестьян; возникновение прибавочного продукта; раскол общества на классы; возникновение частной собственности и публичной власти.
  8. Договорная (естественно-правовая) теория (Спиноза, Гоббс, Руссо, Радищев). Эти мыслители считали, что государство возникло благодаря общественному договору. Также, они полагали, что у любого человека изначально есть естественные и неотъемлемые права, и от части этих прав они отказываются в пользу государства, которое в обмен на это должно выполнять возложенные на него функции. Если же народ недоволен властью, то он имеет права свергнуть ее и назначить другого правителя.

Вокруг возникновения государства и права существует множество более или менее известных теорий и гипотез. Каждая из них претендует на достоверность. Любой человек, не важно, философ он, ученый или простой обыватель, смотрит на мир сквозь призму своих убеждений, взглядов и предпочтений. В разных регионах мира существует различный политический строй, который также оказал свое влияние на формирование теорий. Географическое расположение также влияет на взгляды ученых и философов. В каждой теории есть и достоинства и недостатки, поэтому каждый человек волен выбирать сам, во что ему верить.

Список использованной литературы

  1. Алексеев С.С. Государство и право. М.: Инфра-М, 2000.
  2. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. – М.: Новый Юрист, 2006
  3. Комаров С.А. Общая теория государства и права в схемах и определениях. – М.: Юрайт, 2000.
  4. Комаров С.А. Теория государства и права. – М., Инфра-М, 2001.
  5. Лазарев В.В. Общая теория государства и права – М., Инфра-М, 2000.
  6. Лившиц Р.З. Государство и право в современном обществе: необходимость новых подходов // Советское государство и право. 2000, №10.
  7. Мальтузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права – М., Инфра-М, 2002.
  8. Морозова Л.А. Функции российского государства на современном этапе // Государство и право, 2002, №6
  9. Общая теория государства и права: Учебник / под ред. В.В. Лазарева. – з–е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2000.
  10. Спиридонов Л.И. Теория государства и права. – М., Инфра-М, 2003.
  11. Теория государства и права. Курс лекций. Под ред. М.Н. Марченко. – М.: Зерцало, 2003.
  12. Теория государства и права. Под ред. А.И. Королева. СПб.: Юрист, 2000.
  13. Теория права и государства. Учебник. Под ред. проф. В.В. Лазарева. – М.: Новый Юрист, 2000.
  14. Теория права и государства: Учебник для вузов. Под ред. профессора Г.Н. Манова – М.: БЕК, 2001.
  15. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Хрестоматия. Под ред. проф. Т.Н. Редько. – М.: Просвещение, 2001.
  1. Общая теория государства и права / Под ред. В.В.Лазарева стр. 26